ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
1.1. Домашнее обучение воспитанию как феномен гуманитарных наук
1.2. Воздействие семьи как социального института на формирование личности ребёнка
1.3. Педагогические основания сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы
2.2. Организационно-педагогическая деятельность школы с отцом и матерью
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и матери и отца в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. И каждая из сторон выполняет свою определенную функ-цию.
Главная функция — воспитание ребёнка — лежит на основной ячейке об-щества — семье. Именно в ней закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности, ребёнок получает первые представления о ми-ре, формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, какой лежит в основании нравственного становления личности. Только лишь в семье можно сформировать и воспроизвести культуру истинно родственных отно-шений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обо-гатить нравственный опыт. [31] Важно, чтоб отец с матерью увидели талант в ребёнке, не просто уви-дели, а подчеркнули и сконцентрировали внимание на этих важных момен-тах в его развитии, чтоб он с детства имел мечту, чтоб развивался как лич-ность, как индивидуальность. Главное, вовремя в ребёнка заложить все нуж-ные кирпичики познания и интереса ко всему новому, дать ему жизненный толчок, шаг вперед. Семья закладывает основу и формирует все нужные ка-чества в нем с ранних лет. Младшего школьника все время нужно развивать, учить, чтоб он каждый день познавал все новое, занимался самоформирова-нием, а в дальнейшем и самореализацией. По-моему мнению, отец с матерью — первые воспитатели, какие имеют самое сильное воздействие на формиро-вание ребёнка. Обеспечение домашнего обучения воспитанию, его содержа-тельные, организационные аспекты считаются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Характерные черты домашнего обучения воспитанию изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрей-тер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и дру-гие.
Объект исследования — воспитательный процесс.
Предмет исследования — взаимодействие семьи и школы в воспитатель-ном процессе.
Цель исследования: изучить взаимодействие семьи и школы в воспита-тельном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основания взаимоотношений семьи и школы
2. Рассмотреть формы и методы организации воспитательного взаимо-действия семьи и школы
3. Изучить организационно-педагогическую деятельность школы с от-цом и матерью
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию ребёнка
Курсовая деятельность состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕ-МЬИ И ШКОЛЫ
1.1. Домашнее обучение воспитанию как феномен гуманитарных наук
Семья – это одна из главных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность считается непреходящей. Она никогда не утра-тит своей значимости, нужности, переходящей в нужность. Ее не сможет за-менить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.
На данном этапе развития семейной педагогики достаточно хорошо представлена теоретическая база. Вклад, какой внесли выдающиеся педагоги прошлого, неоценим. На каждом историческом этапе развития общества се-мейная педагогика совершенствовалась, вбирая в себя все лучшее из нового, но в то же время оставляя весь лучший опыт прошлого. Данный опыт хоро-шо представлен в трудах П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, М. К. Цебриковой, Е. А. Аркина.
Концепция домашнего обучения воспитанию П. Ф. Лесгафта интересна с точки зрения гуманизма, любви к ребёнку. Она насыщена любовью и ува-жением к нему. Истинная забота о ребёнке требует изучения его психических и физических особенностей. Лесгафт талантливо восполнил пробелы в отече-ственной педагогике, связанные с вопросами физического и домашнего обу-чения воспитанию. Оправдалось и предвидение Ушинского, что серьёзная разработка концепции физического развития может быть сделано учёным — врачом и педагогом. Лесгафт снискал уважение современников за свою по-движническую общественную деятельность в области просвещения.
В своей концепции домашнего обучения воспитанию Лесгафт выдвига-ет существенное требование, какое нужно предъявить воспитателю и учите-лю, родителю, берущему на себя обязанность воспитания, руководства ре-бенком, вступающим в школу, — это понимание ребёнка, его психических и индивидуальных свойств, так как, не зная условий психического развития ребёнка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или иной черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенно-стей ребёнка с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной. [6] Важно, чтоб каждый воспитатель отдавал себе ясный отчёт во всех тре-бованиях, какие ставят ребёнку в стенах школы, и строго следить за тем воз-действием, какое оказывает на ребёнка школьный порядок.
Лесгафт говорил о бездумном воздействии на ребёнка матери и отца и воспитателей, совершенно не отдающих себе отчёта, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бес-сознательное руководство личностью ребёнка никогда не проходит без серь-езных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни. [14] Кому не известно, что воспитание (и в семье и в школе) зачастую сво-дится к тому, что ребёнка нужно учить, при чем под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, не отдавая себе отчёта в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту. [18] П. Ф. Каптерев в своей деятельности «Энциклопедия домашнего обуче-ния воспитанию и обучения» постарался дать ответы на весьма важные и в наши дни вопросы: чему и как следует учить маленьких ребёнка в семье до их поступления в общеобразовательную школу? Это исследование носит прикладной характер и раскрывает конкретные принципы обучения, какие следует использовать родителям. Вместе с тем и здесь П. Ф. Каптерев не даёт практических рецептов, он лишь выделяет наиболее важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, нужно строить систему семейного обучения.
В основу концепции семейного обучения, предложенной П. Ф. Капте-ревым, легло авторское понимание сущности маленького ребёнка как биосо-циального индивидуума и особенностей его развития, в первую очередь пси-хологического. Именно такой подход, по мнению учёного, позволяет верно определить направления обучения: как сначала в семье, так и потом в школе. Каждый ребёнок, кроме ребёнка с явными врожденными или приобретенны-ми дефектами психики, со дня своего рождения формируется по вполне определённым законам, хотя персональные характерные черты могут в не-кой степени варьироваться.[12] Многие из положений П. Ф. Каптерева в области семейного обучения не утратили актуальности и в наши дни. Так, сейчас, когда объём информа-ции, обрушивающейся на ребёнка, неизмеримо возрос по сравнению с кон-цом XIX в., особенно важно научить его не столько лишь эту информацию запоминать, но в первую очередь осмысливать ее, оценивать, уметь отделить важное от второстепенного. Современны и предостережения автора о вреде слишком раннего систематического обучения ребёнка, в том числе и ино-странным языкам, о попытках увеличить учебную нагрузку без учёта психо-лого-возрастных особенностей ребёнка.
Среди педагогических проблем, какие освещал А.С.Макаренко, особое место занимает концепция домашнего обучения воспитанию. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения — о воспитательной роли группы. А. С. Макаренко анализирует семью как груп-па, где не должно быть места произволу матери и отца, особенно отца, как это имело место в старые времена, указывает, что семь – это более мощный воспитательный фактор, что семья может сделать более, чем предполагается. Отрицая авторитарность домашнего обучения воспитанию, А. С. Макаренко обоснованиявает роль истинного авторитета матери и отца, характеризует его ложные разновидности, какие оказались чрезвычайно живучи и бытуют в неких семьях по сию пору.
В основании домашнего обучения воспитанию, по М. К. Цебриковой, должен лежать «человечный» подход» [13], подразумевающий взгляд на ре-бёнка как на личность, а не на бесправное существо.
Анализируя воздействие социальной среды на формирование лично-сти, М.К. Цебрикова отмечала, что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба индивида. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда даёт направления выполнения этой программы. Часто приходится слышать жалобы матери и отца на то, что они не властны сфор-мировать для ребёнка здоровую среду. Сформировать не властны, но в их силах нейтрализовать вредоносное воздействие. Если в семье хорошие взаи-моотношения среди отцом и матерью и детьми, если отец с матерью старают-ся понять детскую душу и условия, при которых можно воздействовать на нее, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие воздействия стушуются перед ее воздействием» [13] В статье «Несчастия детства» М.К. Цебрикова показала, что более все-го омрачает жизнь ребёнка разлад среди отцом и матерью, их невоспитан-ность, постоянная атмосфера недовольства, хмурые лица и т.д. Все это ранит детскую душу, оставляет на ней безобразные нравственные шрамы.
Другие ошибки домашнего обучения воспитанию педагог-мыслитель видела «в безграничной любви матери и отца к детям, какие живут только лишь для них» [19], лишают ребёнка самостоятельности, «оберегают от дру-гого воздействия, ставя себя на пьедестал всезнающего авторитета», создают из ребёнка кумиров, какие вырастают эгоистами.
Таким образом, в педагогическом наследии М. К. Цебриковой мы об-наруживаем те истины, какие помогают найти выход из духовного кризиса семьи: «строй жизни ребёнка в руках семьи, семья может тащить ребёнка к отжившим идеалам или поднимать их к идеалам, какие вступают в жизнь и за коими будущее» [22].
Рекомендации М.К. Цебриковой по проблемам нравственного, ум-ственного, физического и трудового воспитания ребёнка в семье, адресован-ные непосредственно родителям, сохраняют актуальность для прогрессивной практики воспитания ребёнка.
В основании домашнего обучения воспитанию, по Е.А.Аркину, должен лежать личностный подход. Он писал, что врач в своей деятельности руко-водствуется основным правилом медицины: лечат не болезнь, а больного, так как одной и той же болезнью каждый болеет по-своему, и каждый больной нуждается в особых средствах и методах лечения. Еще в более мере этим правилом обязаны руководствоваться воспитатели и отец с матерью. «Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер дан-ного ребёнка, у которого есть свои характерные черты, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его форми-рование».[2] Для успеха в семейном воспитании нужно повседневное, систематиче-ское и целенаправленное общение матери и отца с детьми. И здесь Е. А. Ар-кин обращал внимание матери и отца на то, что в воспитании нужно чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития ребёнка, как солнечный свет и чистый, богатый кислородом воздух. С иной стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребёнка, разлагает его лич-ность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена об-щества [5].
Е. А. Аркин справедливо утверждал, что ребёнок сам по себе не гото-вится к будущей жизни, а живёт настоящим. При этом ребёнок — «существо активное, и свою активность он жаждет проявить в действии», в деятельности. Организация жизнедеятельности ребёнка в семье анализируется Е. А. Арки-ным как основание системы домашнего обучения воспитанию.
Огромное роль для концепции семейной педагогики имеют сформули-рованные учёным задачи воспитания, а также его анализ общих условий успеха домашнего обучения воспитанию и причин наиболее распространен-ных ошибок матери и отца. Учёный призывал матери и отца сознавать свою ответственность перед человечеством, а главное, перед самими детьми за их судьбу, стремиться воспитывать своих ребёнка именно на научной основа-нии. Для этого они обязаны знакомиться с идеями видных педагогов, пере-довым опытом, служащим основой тех знаний, на которых строится дисци-плина о воспитании.
Выше было рассмотрено домашнее обучение воспитанию в плане свое-го исторического развития. Из всего выше сказанного я могу сделать вывод, что воспитание в семье – важнейший источник формирования добрых нравов ребёнка, ума, привитие социальных норм и ценностей. Вопрос о семейном воспитании никогда не терял своей актуальности. Выдающиеся представите-ли педагогической дисциплины разрабатывали данный вопрос сообразно своему времени. Но они сходились в одном: домашнее обучение воспитанию – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребёнка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребёнок будет воспринимать этот мир: принимать его или отвергать его, за-висит и то, каким он будет гражданином, семьянином. Семья – это источник формирования нравственной культуры ребёнка, его социальных установок.
1.2. Воздействие семьи как социального института на формирование личности ребёнка
Среди множества современных социальных институтов семья занимает одно из первых мест. Ее первостепенное воздействие на ребёнка нельзя отри-цать, так как она закладывает фундамент будущей общественной жизни ре-бёнка. Семья – это одна из ветвей воспитания подрастающего поколения, вторая – общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в ста-новлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Прогрессивная дисциплина едино-душна в том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно от-казаться от домашнего обучения воспитанию, поскольку его сила и действен-ность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.
Прогрессивная семья не может воспитывать ребёнка изолированно от других воспитательных институтов: ребёнок ходит в дошкольное учрежде-ние, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного вос-питания, посещает спортивную секцию и т. д.
При всей универсальности и незаменимости домашнего обучения вос-питанию оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. По этой причине сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимо-дополняемости в созидании личности ребёнка, о сотрудничестве матери и отца и профессиональных педагогов.
Семья считается источником и опосредующим звеном передачи ребён-ку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений среди людьми. [29] Учитывая это, можно с пол-ным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка.
Прогрессивная дисциплина располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от домашнего обучения воспитанию, поскольку оно даёт ребёнку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспита-тель оказывает на ребёнка менее воздействие, чем предыдущий. Уникаль-ность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребёнка в силу его биологи-ческой и психологической зависимости от них. [1] Учёные выявили харак-терные черты ребёнка, присущие им в первые годы жизни, какие обусловли-вают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими считаются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее — в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.
С первых дней жизни ребёнка окружает мир людей, природы, вещей. Но далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для раз-вития ребёнка с момента рождения. [27] У оторванного от матери и отца (а чаще — брошенного ими) и помещенного в условия дома ребёнка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуаль-ное формирование. Чем раньше ребёнок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в более изоляции он находится в учреждении, тем более выра-жены деформации по всем направлениям его психического развития (Й. Лангмейер, З.Матейчик, С.Ю.Мещерякова, В.С.Мухина, Е.О.Смирнова).
Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, С.А.Козлова), из всего многообразия окружающего мира, какой так или иначе влияет на маленького ребёнка, особое роль имеет «ин-тимный круг общения» (А.Н.Леонтьев). [1] В этот круг входят отец с мате-рью и другие близкие люди, какие удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь.
Став старше, ребёнок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности индивида: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на по-роге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребёнка го-тов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович).
И если малыш — желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребёнок первых лет жизни не восприимчив к за-мечаниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транс-порте, воспитательницы иной группы). Это позже, в начале подросткового возраста, будет важно мнение друга, приятеля, задевает реплика прохожего, а в первые семь-восемь лет самое авторитетное — «Так мама сказала!», «Так велел папа».
Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, какой опре-деляет особую значимость домашнего обучения воспитанию в формирова-нии личности ребёнка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), учё-ные называют глубоко эмоциональный, интимный характер домашнего обу-чения воспитанию. Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» считаются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) ребёнка к родителям (Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, Т.А.Маркова, А.В.Петровский, А.Г.Харчев и др.).
Но это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость домашнего обучения воспитанию. В исследовании Т.А.Марковой находим обоснование еще двух факторов:
— постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, от-ца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;
— наличие объективных возможностей для включения ребёнка в быто-вую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи. [29] Чтоб дополнить характеристику уникальности домашнего обучения воспитанию, отметим, что, будучи малой группой, своего рода «микрокос-мом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного при-общения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его круго-зора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а диффе-ренцированная социальная группа. В ней представлены различные по воз-расту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а под-час и по профессии (мама-музыкант, папа — врач, бабушка — педагог, дедушка — биолог) «подсистемы». Это позволяет ребёнку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности. [18] Уже доказано, что семья оказывает огромное воздействие на эмоцио-нальное, духовное, физические формирование ребёнка, в том числе на фор-мирование его личности. Ребёнок без семьи эмоционально глух, невоспри-имчив к чувствам других людей. Ребёнок, воспитывающийся вне семьи, если даже ничего не теряет в интеллектуальном плане, то он теряет что-то в лич-ностном плане, в плане роста и становления своей личности. Именно семья помогает ему превратиться в зрелую личность, которая станет полноценным гражданином и достойным членом общества. И по этой причине, семья – это тот фактор, тот социальный институт, какой оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Но с иной стороны, ребёнок не пас-сивное существо, лениво воспринимающее воздействие, направленное на формирование его личности, а активная сторона этого процесса, в частности собственная активность ребёнка в данном процессе и воздействие не завися-щих от кого-либо факторов (темперамент, характер ребёнка).
Таким образом, прогрессивная дисциплина располагает данными о том, что семья — первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни индивида.
1.3. Педагогические основания сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе
Семья, как уже говорилось, занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нрав-ственных норм поведения ребёнка. Семья – ячейка школьного группы. Педа-гогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприят-ных условий для личностного развития и роста ребёнка, организации актив-ной жизни индивида, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с отцом и матерью — активизировать педаго-гическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправлен-ный, общественно значимый характер. [30] Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности.
Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьёй. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и по этой причине педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребёнок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекоменда-ции, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на иной семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов.
В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и ма-тери и отца, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье вос-питание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую так-тику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с от-цом и матерью, особую тональность взаимодействия с отцом и матерью. Отец с матерью не всегда обязаны говорить о своем ребёнке, что он непо-слушный, капризный, плохой. Нужно научить матери и отца искать и нахо-дить в своем ребёнке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представле-ние о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтоб эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возмож-ностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчёт, зачем это делается и четко представлять задачи воспита-ния, средства и конечный результат. [28] Зачастую семья передаёт эстафету воспитания школе, тем самым, само-устраняясь от процесса воспитания ребёнка, как личности. Среди тем, в лич-ностном формировании ребёнка обязаны участвовать обе стороны, при пол-ном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в взаимоотношения, предполагает любовь матери и отца к детям и ответное чувство ребёнка к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребёнка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтоб семья успешно справилась с воспитанием ре-бёнка, отец с матерью обязаны знать основные педагогические требования и сформировать нужные условия для воспитания ребёнка в семье. Что же это за условия?
Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из матери и отца и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание ребёнка. Условия верного домашнего обучения воспитанию — рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, считается всесторонне развитый индивид, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи деятельности педагогов школ с отцом и матерью школьников: систематическое разностороннее педагоги-ческое просвещение матери и отца. Ознакомление их с основанием теорети-ческих знаний, с практикой деятельности с учащимися; привлечение матери и отца к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у матери и отца потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами домашнего обучения воспита-нию, отбор и обобщение лучшего опыта.
При построении взаимодействия семьи и школы обязаны учитывать определённые проблемы: воспитание в семье одного ребёнка, специфика воз-действия неполной семьи на ребёнка; дефицит общения матери и отца с деть-ми в связи с большой занятостью матери и отца. [21] Таким образом, в самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотноше-ниях семьи и школы состоит в признании нужности, взаимосвязи, взаимопре-емственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два главных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества.
Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогиче-ского группы — вот единственно правильный путь повышения качества об-разования и воспитания. Только лишь при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств. Родительская общественность обя-зана чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического группы, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента данного учебного заведения и его семейно-бытового окружения.
В этом качестве отец с матерью проявляют себя:
1) в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (исполь-зуя свои личные возможности);
2) в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, эстетики, основ права);
3) в воспитательной деятельности (осуществляя согласованное со шко-лой воздействие на формирование жизненных планов учащихся, их потреб-ностей и интересов, критериев оценки досуговой информации);
4) в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех ребёнка и подростков, какие его утратили;
5) в деятельности с выпускниками с тем, чтоб поддержать их на первых порах в новом качестве, а при наличии основаниений для опасений — пре-дупредить переход к нетрудовому образу жизни. [28] В процессе взаимообщения не только лишь педагоги обязаны указы-вать родителям на недостатки в методах и содержании домашнего обучения воспитанию, но и отец с матерью учителям,— на подобные «сбои» в деятель-ности школы. [16] Но взаимная критика обязана быть обоснованной и кон-структивной. Не общие слова и обидные эпитеты, а конкретные факты и предложения обязаны лежать в ее основании.
Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только лишь среди учителями и отцом и матерью, но и в контак-тах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Но выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсужде-нии ситуации для выработки совместной линии воспитания. Родительская общественность вправе твердо требовать этого от педагогов. Только лишь в таком случае цель школы и цель семьи — воспитать индивида и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие матери и отца, ро-дительской общественности в делах школы — не благотворительность. По-могая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании ребёнка.
Деятельность педагогов школ с отцом и матерью осуществляется по направлениям: со всем родительским группой, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании нужно, поскольку отец с мате-рью хотят видеть своих ребёнка достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспита-ния. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребёнка каждодневно, по этой причине располагает почти неограниченными возмож-ностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с отцом и матерью доброжелательных контактов происходит легче, если педагог стро-ит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только лишь содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожи-данные повороты.
Давая советы, стремясь, если это нужно, внести коррективы в воспита-тельные воздействия матери и отца на ребёнка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель развивает своих ребёнка так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам матери и от-ца. Не выполнить просьбу можно только лишь в том случае, если ее выпол-нение может нанести вред ребёнку. Индивидуальное общение не только лишь даёт возможность учителю оказать воздействие на матери и отца, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе верного подхода к детям.
Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу вместе с классными педагогам нужно изучить характеристики, данные в детских го-дах. Просмотрев документы, педагогу нужно составить список учащихся, с отцом и матерью которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на беседу. Для успешного взаимодействия школы и се-мьи в воспитании нужно, чтоб отец с матерью умели анализировать деятель-ность и поведение своих ребёнка. [16] А для этого нужно: разделить содер-жание и методику педагогического просвещения матери и отца с учетом под-готовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у матери и отца как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специаль-ных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоот-ношения матери и отца с детьми и классным руководителем, расширять сфе-ру их совместной деятельности и общения. Если среди классным руководи-телем и отцом и матерью существуют доверительные взаимоотношения, пе-дагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений.
Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного группы и семьи. Демократические преобразования в жизни общества по-влекли за собой изменение образовательных парадигм, провозглашение принципа взаимодействия. Повышенный интерес педагогической дисципли-ны к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и вос-питания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. [23] Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обу-чения разным видам познавательной деятельности. Педагогический группа школы считает, что усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает нужность совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и матери и отца.
Именно потому приоритетной задачей считается усиление взаимодей-ствия с семьёй. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания матери и отца, групповые и персональные кон-сультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фо-томонтажи, выставки работ учащихся. Отец с матерью привлекаются к уча-стию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружка-ми, выступления перед отцом и матерью и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной деятельности, хозяйственная по-мощь. Индивидуальная деятельность с отцом и матерью и другими взрослы-ми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.
Совместная деятельность педагогов и матери и отца — это партнерская деятельность направленная гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ сов-местной деятельности, совершенствования педагогического мастерства, куль-туры матери и отца и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятель-ности и развитии новых форм общественной жизни. Главный принцип такой деятельности – глубокое уважение и вера в личность.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Формы и методы организации воспитательного взаимодействия се-мьи и школы
Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного воздействия семьи и школы. Воспитание ребёнка — консти-туционная обязанность матери и отца. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и педагоги, воспитывать ребёнка в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа обязана использовать эту помощь со стороны семьи.
Школа не может не считаться также с тем, что воздействие семьи на формирование ребёнка во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основания личностного разви-тия индивида закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем воздействие матери и отца и семьи продолжается и в годы по-следующего формирования индивида, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания. [11] Воспитательная деятельность семьи оказывает огромное воздействие на ее собственное укрепление. Дело в том, что детки, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья развивает ребёнка, тем лучше детки ведут себя, тем бо-лее радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоро-вых отношений среди ними, что в свою очередь укрепляет их воспитатель-ный потенциал.
Прежде чем перейти к характеристике главных форм и методов дея-тельности учителей с отцом и матерью учащихся, нужно остановиться на выявлении неких психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьёй.
Первое правило. В основании деятельности школы и классного руко-водителя с семьёй обязаны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета матери и отца. Нравоучительный, нази-дательный, категоричный тон нетерпим в деятельности классного руководи-теля, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность матери и отца посоветоваться после категорических «обязаны», «обязаны» — исчезает. Чаще всего отец с матерью знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только лишь, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и матери и отца — взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и сов-местное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Цен-ность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у матери и отца чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям матери и отца, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспи-тании. Психологически отец с матерью готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те отец с матерью, какие не имеют педагоги-ческой подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответ-ственностью относятся к воспитанию ребёнка. [24] Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель — лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отноше-ний, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи отец с матерью ему доверяют сокровенное, сове-туются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были отец с матерью, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родите-лям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в реше-нии проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, на сильные стороны домашнего обучения воспитанию, ориентация на успешное формирование личности. Формирование характера воспитанника не обхо-дится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо восприни-мать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачко-образный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, изби-рательный характер отношений воспитуемого к воспитательным воздействи-ям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо известно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только лишь один из них счи-тается верным в данных конкретных условиях. И по этой причине должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.
Вся деятельность школы с семьёй делится на две основные группы форм: групповые и персональные. К групповым формам деятельности отно-сятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, роди-тельское собрание, организация помощи матери и отца в проведении вне-классной учебно-воспитательной деятельности с учащимися и др.
Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания ма-тери и отца к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение матери и отца систематическими знаниями основ концепции вос-питания.
Педагогический всеобуч. Хорошо, если первые занятия проводят руко-водители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешколь-ной деятельности. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели. [20] Во многих школах деятельность университеты педагогических знаний для матери и отца, какие в сравнении с лекторием и педагогическим всеобу-чем предполагают более сложные формы деятельности матери и отца по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к деятельности по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы деятельности, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.
Одной из форм связи школы с семьёй считается организация помощи матери и отца в проведении внеклассной учебно-воспитательной деятельно-сти с учащимися. Среди матери и отца есть специалисты в различных обла-стях дисциплины и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной деятельности с учащимися придаёт ей разнообразие и повышает ее содержательность.
Распространённой формой участия матери и отца во внеклассной дея-тельности школы считается проведение экскурсий учащихся на промышлен-ные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведче-ской деятельности.
С помощью матери и отца школы имеют возможность расширять со-держание деятельности ученических кружков, а также факультативных заня-тий.
Отец с матерью нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамо-делирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.
Наконец, совместно с семьёй школа проводит профориентационную работу. Отец с матерью помогают педагогам знакомить учащихся с особен-ностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производ-ственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции матери и отца по проблемам воспитания. Опре-деляется наиболее назревшая проблема домашнего обучения воспитанию. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание ребёнка», «Самый короткий путь к добру — через прекрасное» и др.
День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных кани-кул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д.
Классные родительские собрания традиционная форма деятельности. Среди тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная форму-лировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкно-вение с ними помогает воспитывать ребёнка?», «Можно ли опоздать с воспи-танием доброты, отзывчивости?» и др. Но обязана быть не только лишь проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собра-нии «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспита-нию ребёнка?» могут быть поставлены вопросы:
Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вы-рабатывали волю.
Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребёнка (речь, по-ступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.
Часто ли вы видите своего ребёнка в ситуации преодоления трудно-стей?
Какие трудности чаще побеждает ваш ребёнок, с какими не справляет-ся?
Как ваш ребёнок относится к избавлению от трудностей в семье?
Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда видите, что ребёнок борется с трудностями, но преодолеть их не может?
Индивидуальным формам деятельности принадлежит ведущая роль в деятельности с отцом и матерью. К ним относятся и педагогические консуль-тации. В основании консультации лежат ответы на вопросы матери и отца. Психолого-педагогическими условиями консультации считаются: одобри-тельное взаимоотношение учителей к инициативе матери и отца; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у матери и отца вопросам.
2.2. Организационно-педагогическая деятельность школы с отцом и матерью
Свое воздействие на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической деятельности с отцом и матерью. Одной из таких важных форм считаются родительские со-брания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.
На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуж-даются наиболее важные проблемы совершенствования учебно-воспитательной деятельности семьи и школы, а также текущие вопросы обу-чения и воспитания учащихся. Родительские собрания посвящаются обсуж-дению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школь-ников и т.д. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной деятельности в семье, например: о роли авторитета матери и отца в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные роди-тельские собрания проводятся обычно два-три раза в год. [32] Более оперативной формой организационно-педагогической деятельно-сти с семьёй считаются собрания матери и отца учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успева-емости и дисциплины учащихся, обсуждается информация матери и отца об опыте воспитательной деятельности с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной деятельности и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой ли-нии в воспитательной деятельности семьи и школы. Речь идет о том, что, ко-гда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспита-тельную задачу, ему нужно привлечь к ее решению также матери и отца.
Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководи-тель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и раз-рабатывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. Для этого полезно организовать работу семьи в этом направлении. С этой целью созы-вается специальное родительское собрание класса, на котором классный ру-ководитель знакомит матери и отца с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, отец с матерью обязаны хорошо знать режим труда и отдыха ребёнка, создавать условия и осуществлять контроль за его соблюдением. Если отец с матерью будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут деятельность в одном направлении с педагогами.
В системе организационно-педагогической деятельности школы с семь-ёй огромное место занимает деятельность родительских комитетов — об-щешкольных и классных. Их задачи, содержание деятельности, права и обя-занности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы.
Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей матери и отца со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они организуют обмен опытом домашнего обучения воспитанию, популяризируют педагогическую литературу среди матери и отца, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.[19] Действенным средством оказания помощи семье в воспитании ребёнка считается организация педагогического просвещения матери и отца. Дело в том, что, хотя, как говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медици-ну, «знают все», на поверку оказывается, что многие беды домашнего обуче-ния воспитанию как раз и обусловливаются незнанием элементарных педаго-гических истин деятельности с детьми.
Существенным фактором воздействия школы на домашнее обучение воспитанию считается индивидуальная деятельность с отцом и матерью. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.
В индивидуальной деятельности с отцом и матерью огромное место за-нимает сформирование необходимых домашних условий для учебных заня-тий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня.
Формы этой деятельности и воздействия на матери и отца чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях педагоги совместно с от-цом и матерью анализируют причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечают пути их преодоления.
Индивидуальная деятельность зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению домашнего обучения воспитанию. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все отец с матерью достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.
Весьма важна индивидуальная деятельность с отцом и матерью тех учащихся, какие проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с отцом и матерью таких учащихся направляются на то, чтоб отец с матерью, заботясь о развитии творческих задатков ребёнка и создавая для этого нужные условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и, в характерные черты в общественно полезную работу с тем, чтоб содействовать верному формированию их нравственности. [8] Организационно-педагогическая деятельность школы включает также конференции и консультации для матери и отца.
Конференции для матери и отца в основном посвящаются обмену опы-том по воспитанию ребёнка в семье. Чтоб собрать конкретный материал и привлечь внимание матери и отца, иногда накануне конференции предлага-ется краткая анкета. Темы конференций обязаны быть конкретными и акту-альными для матери и отца, например: «Игра и труд в жизни младшего школьника», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Проблемы выбора профессии у старшеклассников» и др.
Консультации для матери и отца, особенно персональные, ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться тем, с чем по, тем или иным причинам неудобно говорить на со-брании. В такой беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, какой окажет желаемое воздействие на ребёнка.
Консультации не дают должного эффекта, если отец с матерью ставятся в положение пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с отцом и матерью искать пути устранения ошибок, не-достатков. «Давайте посоветуемся…», «А как Вы думаете?», «А каково Ваше мнение?» — такая тональность вызывает стремление быть активными участ-никами воспитания, возбуждает педагогическое мышление.
Успех совместной деятельности школы и матери и отца в немалой сте-пени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспита-тельный потенциал семьи, условия ее жизни педагог, прежде всего классный руководитель, изучает не только лишь в период приема нового ученического группы, но и течение всего периода обучения ребёнка. При этом целесооб-разно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой ребёнка, воспитательной общественной деятельностью матери и от-ца, посещение семей, персональные беседы с отцом и матерью в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.
Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.
2.3. Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка
Воспитательная деятельность семьи оказывает огромное воздействие на ее собственное укрепление. Дело в том, что детки, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья развивает ребёнка, тем лучше детки ведут себя, тем бо-лее радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоро-вых отношений среди ними, что в свою очередь укрепляет их воспитатель-ный потенциал.
Воспитание ребёнка — конституционная обязанность матери и отца. Для того чтоб воспитательный процесс протекал эффективно нужно учитывать условия и императивы воспитания в семье.
Взаимоотношение к ребёнку
1) Любовь к ребёнку: похвала, ласка и нежность рождают в ребёнке ощущение защищённости, уверенности, свободы.
2) Взаимоотношение к ребёнку как к существу равному.
3) Уважение к ребёнку — признание его личности.
4) Общая жизнь матери и отца и ребёнка. Сочувствие, переживание со-обща всех детских бед и радостей, дружба с ребёнком.
5) Детство — не преддверие жизни, а сама жизнь, полная глубоких и ярких переживаний.
6) Оптимистическая вера в возможности ребёнка, в его лучшие свой-ства, в случайность и временность неверного поведения.
7) Поддержание мажора, радостной, оживлённой атмосферы в доме, семье.
8) Согласие с ребёнком, а не подчинение ребёнка воле матери и отца.
9) Справедливость и мера в поощрении и наказании ребёнка. [10] Формирование
1) Сформирование поля возможностей, не только лишь соответствую-щих сегодняшнему уровню развития ребёнка, но и опережающих.
2) Помощь ребёнку в удовлетворении его потребностей в познании, утверждении, самовыражении, самоопределении, самостроительстве.
3) Готовность отвечать на все вопросы, даже «взрослые».
4) Предоставление ребёнку свободы выбора — чем заняться, во что по-играть, что поделать.
5) Отказ от стандартизации своего ребёнка. Признание за ребёнком права на то, чтоб быть вундеркиндом, и на то, чтоб не быть им.
6) Поощрение творчества в любой деятельности: самые заурядные дела можно делать празднично, и ребёнок должен это видеть.
Отец с матерью
1) Любовь, взаимопонимание, сотрудничество в взаимоотношениях среди отцом и матерью.
2) Зрелое взаимоотношение матери и отца к своей социокультурной миссии — воспитанию ребёнка.
3) Гуманно-личностный подход к ребёнку: любить, понимать, прини-мать, сострадать, помогать.
4) Доброта, участие, сотрудничество с детьми, рациональная организа-ция их жизни.
5) Мудрость отца — сформирование в семье культа матери, а мать обя-зана заботиться об авторитете отца.
6) Знание отцом и матерью особенностей своего ребёнка, понимание его физических, психических, душевных свойств, применение диагностики.
7) Пример собственного поведения матери и отца считается самым мощным способом воздействия на ребёнка. Ребёнок подражает родителям не только лишь внешне, но и внутренне. [5] Императивы гуманного домашнего обучения воспитанию
1) Не применять к ребёнку насилия, даже из добрых, заботливых по-буждений.
2) Не срывать зло на ребёнке
3) Не бить ребёнка
4) Не лгать ребёнку!
6) Не запугивать ребёнка
7) Не разочаровывать ребёнка в жизни
8) Не назидать! Нотации, «растачивание мозгов» — самое беспощадное оружие воспитателя.
9) Не считать ребёнка виноватым (ребёнок хорош, плох его поступок).
10) Не ограничивать понапрасну.
11) Не бояться активности ребёнка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.
12) Не захваливать, не превозносить над другими детьми, не сюсюкать с ребёнком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью.
13) Не говорить ребёнку (ни в шутку, ни всерьёз): я тебя не люблю, я тебя брошу, обменяю и т.д.
14) Не привлекать ребёнка для разрешения семейных конфликтов.
15) Не потешаться над ребёнком и не выставлять его на посмешище.
16) Не вешать на ребёнка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: ты лентяй, ты злой, ты врунишка.
17) Не нарушать данных ребёнку обещаний.
Также родителям нужно помнить что ребёнок – это живое существо, развивающееся под действием наследственных факторов, но превращающее-ся в личность только лишь в социальной среде и при этом способное к само-развитию. По этой причине следует учитывать тот факт, что гармоничное формирование личности ребёнка будет происходить при взаимодействии се-мейного и школьного воспитания и обучения.
1). Школа – культурный центр, источник знаний, эрудированности, ум-ственного развития ребёнка.
2) Школа – приобщение к групповой, общественной жизни.
3) Школа – нужный элемент жизнедеятельности ребёнка, место «дея-тельности», учебного труда ребёнка.
4) Школа – союзник семьи, имеющий с ней единые цели воспитания. Не семья – помощник школы, а школа, как и общество в целом обязана помо-гать, поддерживать семью.
Школа считается важнейшим социальным институтом, прямо и непо-средственно осуществляющим воспитание ребёнка и педагогическое управ-ление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создаётся целенаправленной систематической работой школы, отве-чающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах домашнего обучения воспитанию, целе-направленность и систематичность формирования педагогической культуры матери и отца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья — один из главных инструментов, обеспечивающих взаимодей-ствие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она даёт индивиду представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.
Но воспитание ребёнка — не только лишь личное дело матери и отца, но, и в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только лишь в процессе взаимодействия педаго-гов и матери и отца можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Семья — это социальный институт, какой считается одним из важнейших факторов воспитания во всех его направлениях. В свою очередь, домашнее обучение воспитанию — это система воспитания и образования, складываю-щаяся в условиях конкретной семьи силами матери и отца и родственников. Для эффективного домашнего обучения воспитанию нужно формировать у самих матери и отца педагогически целесообразную направленность на по-стоянное и взаимополезное общение с собственным ребенком. [9] По моему мнению, основой взаимодействия школы и семьи считается общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений среди всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения ребёнка.
Прежде чем организовывать совместную деятельность с отцом и мате-рью, нужно изучить семью, что позволит педагогу ближе познакомиться с ребенком, понять стиль жизни семьи, его уклад, взаимоотношения среди до-мочадцами, их духовные ценности.
В процессе взаимообщения не только лишь педагоги обязаны указы-вать родителям на недостатки в методах и содержании домашнего обучения воспитанию, но и отец с матерью учителям,— на подобные «сбои» в деятель-ности школы. Но взаимная критика обязана быть обоснованной и конструк-тивной.
Вся деятельность школы с семьёй делится на две основные формы: групповые и персональные.
К групповым формам относятся: педагогический лекторий, поклассный педагогический всеобуч, научно-практическая конференция, родительский день, классные родительские собрания. [4] Среди индивидуальных форм наиболее распространённой считается педагогическая консультация.
Также одной из форм связи школы с семьёй считается организация по-мощи матери и отца в проведении внеклассной учебно-воспитательной дея-тельности с учащимися.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.
3. Бороздина Г.В. психологии и педагогике / под ред. Баркова Г.А. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 477 с.
4. Вайдорф-Сысоева М.Е. Педагогика: коспект лекций / под ред. Гришиной Л.В. – М.: Юрайт, 2010. – 239 с.
5. Гранкин, А. Ю. Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гран-кин// Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.
6. История социальной педагогики/под ред. М. Н. Галагузовой. М.: Сфера, 2002. – 544с.
7. Дмитриева И.К. Педагогика. – М.: Феникс, 2007. – 185 с.
8. Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие.–Спб.: Питер, 2010.– 352с.
9. Зверева О.Л., Кротова Т.В., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание ребёнка раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Сфера, 2009. – 256 с.
10. Землянухина Н.А. Воздействие внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка/Н.А. Землянухина/ Социальная педагогика. 2005. — №1. — С. 81 – 83.
11. Капранова В.А. История педагогики / под ред. Лигвинович Е.А., Чернушевич Ю.В. – М.: Инфра-М, 2011. – 240 с.
12. П. Ф. Каптерев о семейном воспитании: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/сост. И.Н.Андреева. М.: Сфера, 2000.168 с.
13. Каверина Л. Б. Организация деятельности классного руководите-ля/Л. Б. Каверина//Классный руководитель, 2006. — №7. — С. 43 – 49.
14. Каптерев П. Ф. о семейном воспитании: учеб. пособие / сост. И. Н.Андреева. М.: Академия, 2000. — 168 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогика: словарь. – М.: Март, 2005. – 448 с.
16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: Кнорус, 2010. – 744 с.
17. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник. – М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Владос, 2010. – 647 с.
19. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.
20. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. — №5. — С.102 – 107.
21. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2011. – 502 с.
22. Прудникова, Т. Семья как общечеловеческая ценность в педаго-гическом наследии М. К. Цебриковой/Т. Прудникова//Воспитание школьни-ков. 2001. №8. С. 102 – 107.
23. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
24. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кн. 1. Общие основания: учебник. – М.: Владос, 2007. – 527 с.
25. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кН. 2.: Концепция и техно-логия обучения: учебник. – М.: Владос, 2007. – 575 с.
26. Подласый И.П. Педагогика в 3-х кН.: кн. 3: Концепция и техноло-гия воспитания: учебник. – М.: Владос, 2007. – 463 с.
27. Рапацевич Е.С. Педагогика. Прогрессивная энциклопедия. – М.: Прогрессивная школа, 2010. – 720 с.
28. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Сущенко С.А. Педагогика. – М.: Феникс, 2010. – 160 с.
29. Семья и личность / под ред. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 101 с.
30. Степаненков Н. К. Педагогика: учеб. пособие. – 2-е изд. – Минск: изд. Скакун В. М.: Академия, 2001. – 448 с.
31. Степанов Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения/Е. Н. Степанов// Классный руководитель, 2006. — №7. — С. 6 – 13.
32. Хямяляйнен Ю. Воспитание матери и отца. — М.: Мысль, 1993.- 306с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф