ВВЕДЕНИЕ
1. Требования, предъявляемые к кандидатам — женщинам, поступающим на службу в органы внутренних дел
1.1 Должности, которые занимают женщины, поступающие на службу в органы внутренних дел
1.2 Общие требования к кандидатам — женщинам, поступающим на службу в органы внутренних дел
2. Особенности административно-правового статуса сотрудников — женщин, обусловленные объективными специальными полномочиями органов внутренних дел
2.1 Профессиональные проблемы женщин, связанные со специальными полномочиями органов внутренних дел
2.2 Особенности административно-правового статуса сотрудников – женщин в ОВД
3. Совершенствование административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел – женщинами и предоставления социальных гарантий
3.1 Социальные гарантии для женщин — сотрудников органов внутренних дел
3.2 Совершенствование административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел — женщинами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
Рассмотреть правовой статус женщины-полицейского лучше всего позволяет анализ обязанностей, свобод и прав, которыми наделяются женщины в процессе реализация всех отраслей права: конституционного, трудового, административного, уголовного и так далее, характеризующих правовое положение женщины в обществе.
При этом, основным документом, закрепляющим правовое положение женщины в обществе является вторая глава действующей Конституции Российской Федерации. Именно в ней провозглашено положение о том, что человек, его свобода и права выступают высшей ценностью, а их признание, реализация и защита являются обязанностью государства [1].
Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства.
Во всех странах мира обеспечением законности в государстве и охранной безопасности населения занимаются правоохранительные органы. В нашем государстве на службе в МВД в настоящий момент находится около 900 тысяч человек, из них женщины составляют только 30 процентов от общего числа служащих ведомства. Об этом в Госдуме заявил замминистра обороны Игорь Зубов [21].
В связи с тем, что до настоящего времени процент женщин, находящихся на службе в МВД был не значителен, отдельные аспекты правового регулирования их службы ранее не выделялись. В настоящее время ситуация меняется, что наиболее заметно по структурному соотношению мужчин и женщин в управленческом аппарате органов внутренних дел.
По состоянию на 2019 год на посту руководителей районных подразделений ОВД находилось 756 женщин; в должности начальника или заместителя районного подразделения инспекции по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных – более 1,3 тысячи женщин. Данные показатели указывают на то, что количество женщин и мужчин в руководящем звене ОВД в настоящий момент практически одинаково. По последним данным женщины занимают так же и от 20 до 50% личного состава некоторых подразделений [26].
Но при этом, М.И. Марьин считает, что несмотря на возросшие количество женщин в структуре сотрудников МВД, продолжает оставаться актуальной проблема реального положения дел и провозглашаемым в теории равенством полов. На практике это выражается в том, что женщины в ОВД чаще всего занимают более низкие по статусу должности, чем коллеги-мужчины, а так же им руководители стараются предоставить обслуживающую или рутинную работу. Так же дискриминация отмечается в процессе продвижения женщин-сотрудников по службе [20].
Решение проблем, связанных с особенностями реализации административно-правового статуса женщин на должности сотрудников МВД в настоящее время очень актуально, что обусловлено общей стратегией и направлениями государственной политики РФ относительно улучшения положения женщин в стране, обеспечение равенства их правового положения, реализацию конституционного принципа равных возможностей и прав граждан в нашей стране [8].
К настоящему времени юридическая практика обладает большим количеством исследований, направленных на изучение правового статуса личности. В этом направлении осуществляли научные изыскания такие ученые как Н.В. Витрук, С.А. Комаров, И.П. Левченко, Д.Н. Бахраха, Н.И. Матузов и других авторов. Различные аспекты правового обеспечения профессиональной деятельности женщин в структуре органов внутренних дел изучались в исследованиях А.С. Андрианова, В. Альбертовича, И.В. Медведева, В.В. Семенова, В.Е. Баранова, М. Жуковой, Е. Колоколовой, Е.Н. Сидоренко, М.И. Марьиным, В. Партаненко и некоторых других ученых. Тем не менее, проблема административно-правового регулирования обязанностей, прав и свобод сотрудниц в структуре органов внутренних дел не получила обобщающего концептуального освещения. Большинство ученых в своих исследованиях рассматривали какие-либо отдельные аспекты данной проблемы, но при этом не анализировали её комплексно.
Вышеизложенные обстоятельства, а так же не достаточная изученность анализируемой проблемы на теоретическом уровне позволяют рассматривать практическую реализацию административно-правового статуса женщин-сотрудников ОВД как актуальную проблему, что позволило осуществить выбор её в качестве темы данного исследования.
Объектом данного исследования являются женщины-сотрудники органов внутренних дел.
Предметом исследования выступает административно-правовой статус служащих-женщин в системе ОВД РФ.
Цель данного исследования состоит в рассмотрении административно-правового статуса, как ключевого понятия юриспруденции, характеризующегося совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми наделяются женщины-сотрудники органов внутренних дел как субъекты правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
Для достижения указанной цели в исследовании поставлены и решаются следующие основные задачи:
– проанализировать основные должности в системе ОВД, занимаемые служащими-женщинами;
– выявить основные требования к женщинам, предъявляемые при трудоустройстве на службу в органы внутренних дел;
– исследовать имеющиеся профессиональные проблемы женщин, связанные со специальными полномочиями органов внутренних дел
– проанализировать особенности реализации административно-правового статус сотрудниц — женщин, служащих в органах внутренних дел;
– рассмотреть наличие отдельных социальных гарантий для данной категории сотрудниц органов внутренних дел;
– рассмотреть возможности совершенствования административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел – женщинами.
Методическая основа исследования. При решении поставленных задач использованы системно-структурный, исторический, функциональный, статистический и иные методы познания.
Применение названных методов позволило целостно и всесторонне исследовать избранный объект.
Структурно данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 27 источников литературы и приложения.
1. Требования, предъявляемые к кандидатам — женщинам, поступающим на службу в органы внутренних дел
1.1 Должности, которые занимают женщины, поступающие на службу в органы внутренних дел
Служба в органах внутренних дел является физически, психологически и морально сложной. С одной стороны, казалось бы что это – чисто мужская работа, но с другой стороны, существует и женщины полицейские, добивающийся успеха на данном поприще.
Первые женщины-полицейские в Российской Империи упоминаются в исторических источниках начиная с 1916 года. Также отмечается, что женщины в данном историческом периоде встречались и в рядах военнослужащих, но их служебные обязанности не предполагали доступа к секретной информации. Последующие изменения в правовом статусе женщин-служащих в РФ произошли после Октябрьской революции, когда новая власть официально провозгласила теоретическое равенство прав между мужской и женской частью населения страны. Но на практике в ряды полицейских женщин принимали только в том случае, если существовал дефицит мужчин для осуществления данных должностных обязанностей. Чаще всего им доверялась работа на заводах и фабриках по досмотру работниц для предотвращения воровства государственной собственности.
Следующий этап существенных изменений в административно-правовом статусе женщин приходится на годы окончания Великой Отечественной войны. В тот период на службу в Советской милиции приняли порядка 20000 женщин, четверть из которых их была направлена на работу в уголовный розыск.
Не все должности в структуре ОВД сопряжены с работой в экстремальных ситуациях, имеются вакансии, наиболее подходящее для женщин, осуществление которых не связана с риском и опасностью. Среди подобных «мирных» профессий в ОВД можно назвать бухгалтера, сотрудников отдела кадров, секретарей. Так же в системе ОВД имеются специальности, считающиеся именно женскими, т.к. в них очень мало мужчин-сотрудников. К ним можно отнести эксперта по информационной безопасности, кинолога, инспектора по работе с несовершеннолетними, конвоира и ряд других должностей. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
Криминалист. Данная профессия не связана с экстремальным риском и предполагает работу в лаборатории, изредка возможны выезды на место происшествия. Эксперт-криминалист производит исследования вещественных доказательств, собирает улики, снимает отпечатки пальцев, осуществляет общую аналитическую работу по преступлению. Для работы на данной специальности требуется точность, аккуратность, аналитический склад ума, внимание к деталям. Для поступления на данную должность необходимо наличие высшего образования.
Полицейский. К на данной вакансии женщины чаще всего работают сотрудниками патрульно-постовой службы либо участковыми. К недостаткам данные работы возможно отнести ненормированный рабочий график, большое количество документов и отчетов, взаимодействие с самыми различными категориями граждан. Для выполнения данной работы необходимы навыки обращения с оружием. К отдельным требования к образованию для замещения вакантной должности не требуется.
Следователь. Для осуществления должностных обязанностей женщинам необходимо иметь высшее юридическое образование, аналитический склад ума, иметь склонность к логическим заключением и умение оперировать фактами, приветствуется дисциплинированность и целеустремленность.
Эксперт по информационной безопасности. Данная профессия является в структуре МВД сравнительно новой. Выполняемые функции сходны с работой системного администратора на гражданской службе. Для осуществления должностных обязанностей необходимо высшее образование, навыки программирования, опыт работы с программным обеспечением и высокими технологиями.
Кинолог. Должностные обязанности непосредственно связаны с собаками, их дрессировкой, сопровождением, содержанием и обучением. В связи с этим необходима любовь к животным и навыки работы с ними. Приветствуется высшее образование. Предполагается частично выездной характер работы, связанный с выездными мероприятиями по поиску наркотических веществ, взрывчатки, поиска пропавших людей.
Инспектор по работе с несовершеннолетними. Данная профессия является одной из наиболее «женских» в структуре МВД. Предпочтение отдается женщинам с педагогическим либо психологическим образованием. Работать придется с категорией «трудных» детей, выявлять беспризорных и безнадзорных детей. Проводить с ними беседы и осуществлять диагностику. В связи с этим приветствуются такие качества у сотрудниц, как чуткость, отзывчивость, умение налаживать контакты с детьми.
Конвоир. Данная вакансия предусматривает только соискательниц-женщин, так как как работа осуществляется в женских исправительных колониях. В соответствии с законодательством, досматривать женщин могут только лица одного с ними пола. В связи с этим данная должность является исключительно женской профессией. К основным профессиональным требованиям для соискательниц относится хорошая физическая подготовка, моральная устойчивость, навыки обращения с огнестрельным оружием.
В 2000-х появились первые женщины-участковые. На первых порах их было всего несколько человек на всю Москву. Теперь намного больше.
Красивых спортивных девушек, помимо пресс-службы, охотно принимают в отделы по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД. Они выступают перед детьми в школах, участвуют в съемках на телевидении.
В 2014-м женщины пополнили ряды туристической полиции. Это удачный эксперимент по созданию престижного патрульного подразделения. Там владение иностранным языком дает прибавку к зарплате, а главный смысл работы — в помощи гражданам и туристам, у которых возникают проблемы в центре города.
В уголовном розыске тоже немало представительниц прекрасного пола. Чаще, конечно, им доверяют писарскую работу, но есть исключения. Так, в засекреченном отделе по поимке воров-карманников в нулевые годы весьма эффективно действовала женщина-психолог, умевшая разглядеть в уличной толпе матерых воров по едва уловимым специфическим признакам.
Много женщин в дознании и следствии. Тут они даже, пожалуй, опережают мужчин по качеству и аккуратности подготовки материалов [16].
В настоящее время женщины-полицейские в качестве инспектора ПДН занимаются профилактикой правонарушений со стороны несовершеннолетних, выявляют и устраняют условия, которые способствуют тому, что подросток совершает проступок, и, в то же время, защищают его права и законные интересы. У них не кабинетная работа, постоянно приходится встречаться с подопечными и их родителями, проверять по месту жительства неблагополучные семьи, проводить профилактические беседы в учебных заведениях. Особое внимание в своей работе «детские» инспектора уделяют профилактике, ведь всегда лучше предотвратить болезнь, чем лечить ее.
В соответствии с федеральным законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. Вот этот не полный перечень должностных обязанностей, который добросовестно и ответственно, выполняют женщины, служа в отделении конвоирования подозреваемых и обвиняемых [25].
Колоколова Е. считает: «работа в полиции сопряжена с определенными рисками и неудобствами, но у нее есть и многочисленные положительные стороны. Рассматривая эту службу в качестве своей будущей профессии, стоит оценить и сопоставить все плюсы и минусы такого решения» [17].
Преимущества и недостатки службы в полиции представлены в приложении 1.
Таким образом, в настоящее время в зависимости от занимаемой должности женщины-служащие работают в должности секретаря, криминалиста, полицейского, участкового или сотрудника патрульно-постовой службы, следователя, бухгалтера, специалист отдела кадров, эксперта по информационной безопасности, кинолога, инспектора по работе с несовершеннолетними, конвоира и на многих других должностях. Они наблюдают за порядком в общественных местах, занимаются информированием населения, работают в кабинетах или на выездах. Вот этот не полный перечень должностных обязанностей, который добросовестно и ответственно, выполняют женщины, служа в структуре ОВД.
1.2 Общие требования к кандидатам — женщинам, поступающим на службу в органы внутренних дел
Порядок отбора и общие требования к кандидатам-женщинам и кандидатам-мужчинам, поступающим на службу в органы внутренних дел являются в настоящее время одинаковыми. Отдельные нюансы, связанные с трудоустройством в правоохранительных органах закреплены в целом ряде нормативно-правовых актов: ФЗ «О службе в ОВД РФ» № 342 [4], Положении о службе в ОВД, Приказе МВД РФ № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [8] и др.
На службу в МВД подлежат рассмотрению кандидатуры мужчин и женщин в возрасте 18 – 40 лет (для работы в полиции установлено возрастное ограничение до 35 лет).
Охарактеризуем общие требования к кандидатам при трудоустройстве в ОВД РФ в табл. 1.
Таблица 1
Требования к кандидатам | Ограничения при трудоустройстве в органы ОВД |
— Свободный уровень владения русским языком; — Наличие среднего образования; — Надлежащие медицинские показания и уровень физической подготовки | · лиц без гражданства или с видом на жительство, правом на постоянное проживание, — лиц с иным гражданством; — лиц, имеющих судимости; — ограничено либо полностью недееспособные; — обвиняемые (подозреваемые) по уголовному делу; — лица, предоставившие ложные (поддельные) документы; — лица, классифицирующиеся в соответствии со ст. 14 и 17 ФЗ № 342 |
Социальному происхождению, полу, расе, религиозным взглядам, национальности, принадлежности к общественным формированиям, имущественному положению кандидатов при трудоустройстве в структуры ОВД не придается значение [11].
В современных условиях органы внутренних дел принимают в свои ряды женщин практически на тех же условиях, что и сотрудников-мужчин. Таким образом, ограничение по половым признакам не производится. К основным условиям при приеме на работу относится крепкое физическое здоровье, наличие высшего образования, психологическая устойчивость, хорошая репутация. Проводится отбор по биографическим данным соискательницы; причиной отказа в приеме на работу может являться наличие родственников, отбывавших наказание в местах лишения свободы. Преимуществом для кандидатов является прохождение службы в армии, хотя для женщин в данный критерий не является обязательным. Но даже при соблюдении всех вышеперечисленных параметров, отсутствует гарантия стопроцентного приёма соискательницы на работу. Так как заключительным этапом является медицинская комиссия, которую проходит далеко не каждая кандидатка по состоянию здоровья, а также заключительным этапом в череде кадровых испытаний становится проверка будущих сотрудников на полиграфе [15].
Так же граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят обследование у психолога, проходят проверку военно-врачебной комиссии; психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами; сдают нормативы по показателями физического здоровья.
Таким образом, можно заключить, что порядок отбора и общие требования к кандидатам-женщинам и кандидатам-мужчинам, поступающим на службу в органы внутренних дел являются в настоящее время одинаковыми. Кандидатами могут являться граждане 18 – 40 лет, соответствующие предъявляемым требованиям по показателями физического здоровья, не страдающие психическими отклонениями и не состоящие на учете в наркологическом диспансере.
2. Особенности административно-правового статуса сотрудников — женщин, обусловленные объективными специальными полномочиями органов внутренних дел
2.1 Профессиональные проблемы женщин, связанные со специальными полномочиями органов внутренних дел
Наиболее частой проблемой, с которой приходится сталкиваться женщинам, исполняя служебные обязанности в Органах Внутренних дел, — это гендерные стереотипы [21].
Исходя из традиционных гендерных стереотипов, предполагающих что работа в силовых структурах является прерогативой мужчин, женщинам очень часто приходится сталкиваться с дискриминацией по полу. Неприятие коллегами-мужчинами женщин как как сотрудников, отношение к ним как к менее профессиональным и компетентным на данной должности, отсутствие продвижения по службе – всё это является весьма распространенной проблемой, мешающей женщинам качественно исполнять свои профессиональные обязанности. Также данная позиция отрицательно влияет на микроклимат и дестабилизирует работу структурных подразделений.
Также очень важной проблемой является отсутствие психодиагностической базы для профессионального отбора женщин для несения службы в структуре МВД. Основная цель профессионального отбора кандидатов с позиции психолога – это выявление профессионально-важных качеств личности и психологических характеристик, отражающихся на качестве выполнения профессиональных обязанностей женщинами, а также прогнозирование успешности их служебной деятельности на занимаемой должности. Таким образом, введение психодиагностической базы для профессионального отбора женщин кандидатов позволит повысить их профессионализм, улучшить кадровый резерв в правоохранительных органах. [25].
Следующей важной проблемой, с которой сталкиваются сотрудники ОВД-женщины, является проблема профессионального выгорания. К она может быть обусловлена целым рядом причин: 1) нерациональное использование собственных сил, отсутствие признания со стороны руководства. 2) слишком жесткая регламентация работы, сжатые сроки на ее выполнение. 3) сверхурочная работа и повышенная нагрузка в деятельности. 4) конфликты в профессиональной среде, постоянные скандалы на рабочем месте, имеющаяся конфликтная ситуация в рабочей среде либо в личной жизни.
Рассмотрены факторы оказывают на женщин более сильное влияние, чем на мужчин. Это обусловлено тем, чтоб по своей природе женщины являются более отзывчивыми и эмоциональными. Они менее склонны к абстрагированию от профессиональных проблем. Помимо этого, ситуация еще усугубляется тем, что на женщинах лежит не только профессиональная ответственность, но и необходимость поддержания семейного благополучия. При наличии стрессовой ситуации на работе, ситуация усугубляется взаимоотношениями в семье, что приводит к эмоциональному выгоранию и сказывается на эффективности выполнения служебных обязанностей [13].
Наиболее эффективным средством в борьбе с профессиональным выгоранием является его профилактика. Существует ряд рекомендации, направленных на профилактику данного синдрома в том числе и у сотрудников ОВД-женщин:
1) информирование сотрудниц о возможностях, причинах и последствиях эмоционального выгорания.
2) Работа над созданием благоприятного климата в отношениях с руководством и коллегами
3) совершенствование навыков профессиональной коммуникации.
4) максимальное соблюдение режима труда и отдыха,
5) выполнение профилактических здоровьесберегающих и оздоравливающих мероприятий.
6) расширение сети социальных контактов помимо служебных [19].
Следующей специфической проблемой сотрудниц-женщин в ОВД является высокий уровень проявления агрессии. Особенно данная проблема характерна для уголовно-исполнительной системы. Специфика работы такова, что приветствуется маскулинный тип поведения, То есть все установки, принципы, эмоциональные решения соответствуют скорее мужскому типу поведения, чем женскому. Происходит профессиональная деформация и женщины утрачивают присущие им феминные черты, такие как мягкость, чувствительность, эмоциональность, отзывчивость, чуткость и так далее. Вместо них вырабатывается грубость, агрессия, рациональность, суровость и так далее.
Проявление агрессии происходит не только к в процессе осуществления профессиональной деятельности, но такое же поведение выстраивается в отношении с близкими людьми. Ряд исследователей указывал, что женщины-сотрудницы уголовно-исправительной системы переносят подобную форму поведения на своих родственников и детей, в результате чего наблюдается высокий уровень агрессии всех членов семьи. В соответствии с этим, необходимо осуществлять психологическое консультирование сотрудниц уголовно-исполнительной системы, а также оказывать помощь и поддержку членам их семей. Для этого необходима разработка методов психологического обеспечения и сопровождения профессиональной служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Наибольшую сложность для сотрудниц-женщин составляет высокий уровень психологического напряжения во время осуществления трудовых функций. Им довольно сложно справляться с ненормированным рабочим графиком и необходимостью строго подчиняться уставу. Данные факторы приводят к дополнительному стрессу. Очень часто возникает так же проблемы непонимание в семье, проблемы в личной жизни. Далеко не каждый мужчина в России готов принимать тот факт, что у жены ненормированный рабочий график и её часто нет дома. В связи с этим очень многие женщины уходят со службы в ОВД, предпочитая мир и спокойствие в семье [15].
Партаненко В. считает: «объективно говоря, мужчины отличаются от природы большей физической силой при прочих равных факторах. Возможно, именно поэтому про женщин-полицейских некоторые могут отзываться с сомнением: разве может человек, самой природой предназначенный для воспитания детей, задерживать преступников или проводить допрос? На самом деле это всего лишь вопрос физической подготовки. А тренированная женщина в данном вопросе по умолчанию превосходит нетренированного мужчину. При этом стоит учитывать и наличие табельного оружия. Пожалуй, единственный веский довод, который предъявляется противниками увеличения количества женщин в полиции, это — репродуктивные факторы. Если женщина планирует заводить детей, то на время декрета и отпуска по уходу за ребёнком она выпадает из рабочего графика. Скорее всего, придётся потом восстанавливать физическую форму и нагонять новые законодательные нормы. В остальных вопросах специалисты утверждают, что у мужчин меньше терпения, усидчивости, внимания к мелким деталям [22].
Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что работа женщин в правоохранительных органах связана со специфическим рядом сложностей. К ним можно отнести не только работу в экстремальных условиях и профессиональный риск, но так же ряд физиологических, психологических проблем, синдром эмоционального выгорания, не соответствие личностных особенностей служебным требованиям. С учетом отмеченного в последние годы роста количество сотрудников-женщин в структуре ОВД является необходимым ликвидировать данные проблемы на нормативно-правовом уровне с целью обеспечения повышения эффективности службы женщин сотрудниц в рядах ОВД.
2.2 Особенности административно-правового статуса сотрудников – женщин в ОВД
Законодатель в сфере правового регулирования статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел целенаправленно подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками.
Общее для всех лиц, независимо от их принадлежности к органам внутренних дел, российское законодательство специально предусматривает некоторые социальные гарантии для женщин-сотрудников органов внутренних дел.
Законодатель в сфере правового регулирования статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел целенаправленно подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками.
Следовательно, складывается двойственное правовое регулирование статуса женщины-сотрудника ОВД, обусловленное рядом возникших противоречий:
— с одной стороны, статус сотрудниц-женщин определяется именно как статус сотрудников органов МВД со всеми вытекающими отсюда обязанностями, правами, ответственностью и социально правовыми гарантиями;
— при этом с другой стороны женщины имеют своеобразные психологические физиологические, биологические особенности, так как являются сотрудниками женского пола, в связи с чем необходимо обеспечить им дополнительные права и гарантии для наиболее полной и успешной реализации возложенных на них их должностных обязанностей.
Автор считает необходимым сделать вывод о наметившейся тенденции оформления в законодательстве России административно-правового статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел (де-юре — «сотрудника женского пола») как специального субъекта административно-правовых отношений. В пользу этого свидетельствуют следующие аргументы:
Вышеизложенная информация подтверждается следующим рядом аргументов:
– Профессиональная состоятельность женщин в системе ОВД подтверждается историческими данными о женщинах, состоящих на службе в милиции.
– Оформление административно-правового статуса женщин в системе ОВД указывает на выполнение обязательств Российской Федерации перед международным сообществом в сфере противодействия дискриминации женщин на государственной службе.
– Современные статистические данные указывает на разумное соотношение мужчин и женщин в структуре системы МВД.
– Проблемы административно-правового статуса женщин-полицейских решается не только на региональном и федеральном, но и международном уровнях. Примером может являться проведения международного форума женщин полицейских.
– Имеющиеся в российском законодательстве нормы, определяющие особенности административно-правового статуса сотрудниц женщин в системе МВД.
В свете происходящего реформирование системы ОВД, наметились некоторые тенденции относительно законодательного закрепления административно-правового статуса женщин-сотрудниц.
С нашей точки зрения, в настоящее время основная проблема состоит в том, что необходимо на законодательном уровне определить административно-правовой статус женщины в структуре ОВД, заключить принципы фактического гендерного равенства на службе, что будет способствовать исключению случаев дискриминации по признаку пола [23].
Нельзя упустить из виду и нормы действующего российского трудового законодательства. На основании статьи 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» Трудового кодекса Российской Федерации [2] каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Законодатель, как видно, специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками [8, с. 29]. Напомним, согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям связанным со службой в органах внутренних дел субсидиарно, т.е. дополнительно в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы в специальном законодательстве о службе в органах внутренних дел.
Для практического использования при рассмотрении судами дел, связанных с дискриминацией, немалое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Согласно указанному судебному акту под дискриминацией в сфере труда по смыслу ст. 1 Конвенции Международной организации труда 1958 г. № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации понимается различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите…» [19].
Исходя из изложенного, можно заключить, что законодатель в сфере правового регулирования статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел целенаправленно подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками.
3. Совершенствование административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел – женщинами и предоставления социальных гарантий
3.1 Социальные гарантии для женщин — сотрудников органов внутренних дел
Как справедливо утверждает Д.Н. Бахрах: «одним из основных принципов государственной службы является принцип социально-правовой защищенности служащих» [14, с. 16]. Поэтому, заметный интерес представляют нормы, определяющие предоставление сотрудникам органов внутренних дел отпусков в связи с семейными обязанностями, а также гарантии с этим связанные. Несмотря на то, что данные отпуска по закону могут предоставляться сотрудникам безотносительно их пола, на практике ими пользуются в основном сотрудники-женщины.
Например, согласно п. 6 ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ [4] сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и периода, необходимого для трудоустройства, но не более двух месяцев после окончания указанного отпуска в том случае, если произошло упразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение занимаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
Службы в органах внутренних дел – очень важна с позиции обеспечения безопасности населения, в связи с этим на законодательном уровне предусмотрен ряд отдельных социальных гарантий для сотрудников органов внутренних дел.
Социальные гарантий стимулируют сотрудников более эффективно и ответственно выполнять свои должностные обязанности, а качество работы сотрудников данной сферы непосредственно связано с уровнем обеспечения государственной безопасности в стране.
Социальные гарантии для всех сотрудников МВД закрепляется на нормативно правовом уровне в Федеральных законах. Например, ФЗ № 247 Регулирует порядок предоставления для сотрудниц ОВД имеющихся субвенций и сведения об их формах; в нем определяется требования к сотрудницам ОВД для получения какой-либо конкретной формы поддержки [4]. В свою очередь, ФЗ № 342 фиксирует права сотрудниц-полицейских, в том числе и их социальные гарантии [3].
На практике все предоставляемые государством меры по социальной поддержке сотрудниц женщин структуре МВД Возможно подразделить на три категории: денежные компенсации; субсидии на жилье; социальные гарантии в сфере медицины.
Помимо этого, для сотрудниц, достигших пенсионного возраста, существуют особые формы социальной поддержки, выделяющиеся в отдельную группу.
Тем не менее, в ходе исследования было отмечено, что в российском законодательстве предусмотрен ряд отдельных социальных гарантий, для женщин-сотрудников. К выданным гарантиям можно отнести, например, право на получение пособия по беременности и родам за счет федерального бюджета, льготы на детский сад, выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка и иных социальных гарантий для женщин в связи с реализацией ими материнских функции и функций воспитания детей. Таким образом мы приходим к выводу, что в данных социальных гарантиях происходит уравнивание по конституционному принципу женщин, работающих по трудовому договору и женщин-сотрудниц ОВД.
Единовременное пособие при рождении ребенка в 2020 году сотруднику полиции. Как и прежде, пособие по беременности и родам государство выплачивает в размере 100% среднего заработка застрахованного, причем как по основному месту работы, так и по совместительству. Для этого Фонд социального страхования РФ по РБ запрашивает информацию о доходах застрахованного за два последних года работы.
Льготы сотрудникам полиции в 2020 году на детский сад:
Получение проездного документа.
Возможность бесплатного проезда на всех видах транспорта (за исключением такси) в пределах страны.
Возможность вне очереди получать места в гостиницах во время командировок.
Пособие на детей (многодетным сотрудникам правоохранительных органов предоставляются повышенные субсидии) [24].
Таким образом, в России все сотрудники органов внутренних дел вправе претендовать на определённый перечень социальных гарантий не зависимо от гендерной принадлежности. Речь идёт о выплате зарплаты, предоставлении квартиры, оказании медицинской помощи, выделении путёвок в санаторно-курортные учреждения, определении пенсионной и продовольственной видов помощи. Тем не менее, в ходе исследования было отмечено, что в российском законодательстве предусмотрен ряд отдельных социальных гарантий, для женщин-сотрудников. К выданным гарантиям можно отнести, например, право на получение пособия по беременности и родам за счет федерального бюджета, льготы на детский сад, выплаты единовременного пособия при рождении ребёнка и иных социальных гарантий для женщин в связи с реализацией ими материнских функции и функций воспитания детей.
3.2 Совершенствование административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел — женщинами
С позиции автора данного исследования, организация и административно-правовое регулирование отдельных должностей в структуре государственной службы РФ, в том числе в сфере правоохранительной деятельности, должны учитывать специфику ее прохождения женским персоналом. В связи с чем был выдвинут ряд положений, направленных на совершенствование административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел – женщинами:
1. Предусматривать в штатном расписании подразделений ОВД перечень должностей для замещения их кандидатами-женщинами.
2. Произвести разработку специализированных программ первоначальной подготовки для женщин-сотрудников органов внутренних дел для их обучения в Учебных центрах (Центрах дополнительного профессионального образования) в период подготовки к выполнению должностных обязанностей по месту их службы.
3. Осуществление государственной защиты женщин-сотрудников ОВД по принципу социального партнерства через систему профсоюзной поддержки в ОВД РФ и приведения правовых норм Российского законодательства в соответствие с международными стандартами.
4. Произвести разработку специализированных программ первоначальной подготовки для женщин-сотрудников органов внутренних дел для их обучения в Учебных центрах (Центрах дополнительного профессионального образования) для подготовки к работе в экстремальных обстоятельствах, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия по субъектам Российской Федерации, образовательных учреждениях и по месту службы, с учетом опыта стран Западной Европы, США и Канады.
5. С целью ликвидации коллизий, бланкетных и отсылочных норм, дающих возможность произвольного толкования законодательства относительно женского труда сотрудников ОВД, необходимо дублировать в ведомственных нормативных актах положения, касающиеся женского труда, установленные федеральным законодательством.
6. Разработать методические рекомендации по физической подготовке женщин в учебных заведениях МВД России, в основе которых будет лежать дифференцированный подход к обучающимся с учетом их индивидуально-психологических и физиологических особенностей;
7. Обеспечить обязательное трудоустройство дипломированных специалистов (в частности женщин), окончивших образовательные учреждения ОВД России, на соответствующих должностях в системе органов внутренних дел согласно приобретенным специальности и квалификации. Возможно, через внедрение системы распределения на места на конкурсной основе по итогам аттестации выпускников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из изложенного, можно заключить, что в настоящее время в зависимости от занимаемой должности женщины-служащие работают в должности секретаря, криминалиста, полицейского, участкового или сотрудника патрульно-постовой службы, следователя, бухгалтера, специалист отдела кадров, эксперта по информационной безопасности, кинолога, инспектора по работе с несовершеннолетними, конвоира и на многих других должностях. Они наблюдают за порядком в общественных местах, занимаются информированием населения, работают в кабинетах или на выездах. Вот этот не полный перечень должностных обязанностей, который добросовестно и ответственно, выполняют женщины, служа в структуре ОВД.
Законодатель в сфере правового регулирования статуса женщины-сотрудника органов внутренних дел целенаправленно подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут быть положены в основание каких бы то ни было различий между работниками.
Следовательно, складывается двойственное правовое регулирование статуса женщины-сотрудника ОВД, обусловленное рядом возникших противоречий:
— с одной стороны, статус сотрудниц-женщин определяется именно как статус сотрудников органов МВД со всеми вытекающими отсюда обязанностями, правами, ответственностью и социально правовыми гарантиями;
— при этом с другой стороны женщины имеют своеобразные психологические физиологические, биологические особенности, так как являются сотрудниками женского пола, в связи с чем необходимо обеспечить им дополнительные права и гарантии для наиболее полной и успешной реализации возложенных на них их должностных обязанностей.
Проведенное исследование позволяет заключить, что работа женщин в правоохранительных органах связана со специфическим рядом сложностей. К ним можно отнести не только работу в экстремальных условиях и профессиональный риск, но так же ряд физиологических, психологических проблем, синдром эмоционального выгорания, не соответствие личностных особенностей служебным требованиям. С учетом отмеченного в последние годы роста количество сотрудников-женщин в структуре ОВД является необходимым ликвидировать данные проблемы на нормативно-правовом уровне с целью обеспечения повышения эффективности службы женщин сотрудниц в рядах ОВД.
С позиции автора данного исследования, организация и административно-правовое регулирование отдельных должностей в структуре государственной службы РФ, в том числе в сфере правоохранительной деятельности, должны учитывать специфику ее прохождения женским персоналом. В связи с чем был выдвинут ряд положений, направленных на совершенствование административно-правового регулирования отдельных вопросов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел – женщинами:
1. Предусматривать в штатном расписании подразделений ОВД перечень должностей для замещения их кандидатами-женщинами.
2. Произвести разработку специализированных программ первоначальной подготовки для женщин-сотрудников органов внутренних дел для их обучения в Учебных центрах (Центрах дополнительного профессионального образования) в период подготовки к выполнению должностных обязанностей по месту их службы.
3. Осуществление государственной защиты женщин-сотрудников ОВД по принципу социального партнерства через систему профсоюзной поддержки в ОВД РФ и приведения правовых норм Российского законодательства в соответствие с международными стандартами.
4. Произвести разработку специализированных программ первоначальной подготовки для женщин-сотрудников органов внутренних дел для их обучения в Учебных центрах (Центрах дополнительного профессионального образования) для подготовки к работе в экстремальных обстоятельствах, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия по субъектам Российской Федерации, образовательных учреждениях и по месту службы, с учетом опыта стран Западной Европы, США и Канады.
5. С целью ликвидации коллизий, бланкетных и отсылочных норм, дающих возможность произвольного толкования законодательства относительно женского труда сотрудников ОВД, необходимо дублировать в ведомственных нормативных актах положения, касающиеся женского труда, установленные федеральным законодательством.
6. Разработать методические рекомендации по физической подготовке женщин в учебных заведениях МВД России, в основе которых будет лежать дифференцированный подход к обучающимся с учетом их индивидуально-психологических и физиологических особенностей;
7. Обеспечить обязательное трудоустройство дипломированных специалистов (в частности женщин), окончивших образовательные учреждения ОВД России, на соответствующих должностях в системе органов внутренних дел согласно приобретенным специальности и квалификации. Возможно, через внедрение системы распределения на места на конкурсной основе по итогам аттестации выпускников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Конвенция МОТ относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года № 111 (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. – № 44. – Ст. 448.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2001 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
4. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/
5. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122329/
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Российская газета. – 2014. – 7 февраля.
7. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 апреля 1995 г. одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 4 мая 1995 г. // Российская газета. – 1995. – 25 мая.
8. Приказ МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 18.07.2014 [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/70748088/
9. Андрианов А.С. Условия, влияющие на развитие профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе служебной деятельности. Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы международной научно-практической конференции. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2017.
10. Альбертович, В. Социальные гарантии сотрудников ОВД в 2020 году [Электронный ресурс] // https://urpomosh03.ru/pravo-socialnogo-obespecheniya/lgoty/socialnye-garantii-sotrudnikov-organov-vnutrennix-del
11. Андрианов, А.С. Проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов / А.С. Андрианов, И.В. Медведев, В.В. Семенов // Мир науки, культуры, образования, 2019. – № 4 (77). – С. 71 – 73.
12. Ананьина, В. Порядок оформления на службу в органы внутренних дел в 2020 году // https://rabotniky.com/priem-na-rabotu-v-mvd/
13. Баранов В.Е. Формирование готовности к боевой деятельности у курсантов вузов МВД России с использованием комплексных занятий по физической и огневой подготовке // Сборник материалов X международной научно-практической конференции. ФГКОУ ВО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В.В. Лукьянова», 2016. – С. 75 — 79.
14. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. – 1996. – № 12. – С 10-18.
15. Должности в полиции список для девушек [Электронный ресурс] // https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/doljnosti-v-policii-spisok-dlia-devushek-5da4a3ca95aa9f00b1b0f935
16. Жукова, М. Женщины-полицейские в России [Электронный ресурс] // FB.ru: https://fb.ru/article/317581/jenschinyi-politseyskie-v-rossii.
17. Как женщины завоевывают себе место под полицейскими бронежилетами [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/articles/2016/06/05/police/
18. Колоколова, Е. Особенности профессии полицейский [Электронный ресурс] //http://profchoice.ru/atlas-professij/policejskij
19. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под. общ. ред. Е.Н. Сидоренко. 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. – 486 с.
20. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. заслуженного юриста Российской Федерации, действительного государственного советника Российской Федерации 3-го класса С.А. Панина. М.: МЦФЭР, 2018. – 480 с.
21. Марьин, М.И. Женщина-руководитель в органах внутренних дел: вопросы женского лидерства в ОВД (38-41) / М.И. Марьин // Национальная Ассоциация Ученых. Проблемы Психологических наук. – 2020/04/09. – 53(3):38-41. 10.31618/nas.2413-5291.2020.3.53.174
22. Названа доля женщин в МВД [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/news/2019/07/11/policewoman/
23. Партаненко, В. Женщины-полицейские: история и современность / В. Партаненко [Электронный ресурс] // https://www.syl.ru/article/335431/jenschinyi-politseyskie-istoriya-i-sovremennost
24. Романова В.В. Служба женщин в органах внутренних дел : правовые и организационные аспекты : дис. …канд. юрид. наук. Москва, 2007.
25. Социальные гарантии сотрудникам ОВД РФ в 2020 году [Электронный ресурс] // https://zabotarabota.ru/sotrudnikam-mvd/soczialnye-garantii-sotrudnikam-ovd-rf-v-2020-godu
26. Троегубова, Л. Полиция – это не только мужская работа / Л. Троегубова [Электронный ресурс] // http://балейская-новь.рф/articles/media/2017/3/7/politsiya-eto-ne-tolko-muzhskaya-rabota/
27. Число женщин и мужчин в руководстве следственных подразделений МВД почти сравнялось [Электронный ресурс] // https://iz.ru/847649/2019-02-19/sredi-rukovoditelei-mvd-naschitali-pochti-ravnoe-chislo-muzhchin-i-zhenshchin
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф