Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Особенности организации предметно-пространственной игровой среды для детей ЗПР»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение…

Глава 1. Особенности организации предметно-пространственной игровой среды
1.1. Понятие предметно-пространственной игровой среды…
1.2. Структура предметно-пространственной игровой среды в группе с задержкой психического развития
1.3. Принципы построения предметно-пространственной игровой среды….

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Глава 2. Описание предметно-пространственной игровой среды в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Учет особенностей при создании предметно-пространственной игровой среды для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………
2.2. Специфика организации и оформления предметно-пространственной игровой среды для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Глава 3. Проект «Методическая помощь воспитателям в развитии игровой деятельности детей»

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени.
Новые подходы требуются и к построению предметно-пространственной игровой среды для детей с задержкой психического развития. Актуальность построения предметно-пространственной игровой среды для дошкольников с задержкой психического развития обусловлена теоретической неразработанностью содержания развивающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В нашем мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным [6].
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Именно грамотно организованная предметно-пространственная игровая среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.
Важной задачей детского сада при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта работы с детьми с задержкой психического развития посредством организации предметно-пространственной игровой среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализуя себя.
Предметно-пространственная игровая среда является одним из основных средств, формирующих личность ребенка с задержкой психического развития, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Созданная в детском саду предметно-пространственная игровая среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников с задержкой психического развития, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.
Проблема организации предметно-пространственной игровой среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями.
Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации предметно-пространственной игровой среды в ДОУ, особенно в группах с детьми с задержкой психического развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.
Особую роль предметно-пространственной игровой среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах для детей с задержкой психического развития рассмотрена недостаточным образом.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для детей с задержкой психического развития социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной игровой среды.
Оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей с задержкой психического развития. Ребенок находится здесь весь день, и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Особенное влияние предметно-пространственная игровая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка с задержкой психического развития. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему курсовой работы: «Особенности организации предметно-пространственной игровой среды, и методическая помощь воспитателям в развитии игровой деятельности детей».
Объект исследования: предметно-пространственная игровая среда старшей группы с задержкой психического развития.
Предмет исследования: игровая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы: охарактеризовать особенности построения предметно-пространственной игровой среды в старшей группе для детей с задержкой психического развития и методическую помощь воспитателям в развитии игровой деятельности детей.
Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить особенности предметно-пространственной игровой среды в старшей группе с задержкой психического развития.
3. Разработать проект «Методическая помощь воспитателям в развитии игровой деятельности детей».
Методы исследования — изучение литературы, проведение анализа предметно-пространственной игровой среды детского сада № ***.
Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения предметно-пространственной игровой среды группы старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

1.1. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

В отечественной психологии и педагогики термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко) [8]. В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В самом широком контексте предметно-пространственная игровая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., предметно-пространственная игровая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [10].
Чтобы образовательное пространство выступало как предметно-пространственная игровая среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:
 гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
 непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в нее элементов;
 вариативность, предполагающую изменение предметно-пространственной игровой среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
 интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством усиления взаимодействия входящих в нее структур;
 открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
 установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога [2].
В центре предметно-пространственной игровой среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач:
 создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
 предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
 ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
 активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
 ориентироваться на активные методы воздействия на личность [3].
В дошкольной педагогике под термином «предметно-пространственная игровая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [9]. Цель создания предметно-пространственной игровой среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные. Многогранность предметно-пространственной игровой среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

 

1.2. СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Дети с задержкой психического развития направляются в специализированные детские учреждения. Состав воспитанников дошкольного учреждения компенсирующего вида оказывается очень сложным, полиморфным, что обусловливает сложность построения программ развивающего обучения. Целью развивающей работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Важно сформировать «предпосылки» мышления: память, внимание, различные виды восприятия, развить зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.
Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволят в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка-дошкольника.
Развитие ребенка с задержкой психического развития зависит от того, в каком окружении он растет — однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.
Все, что окружает ребенка, — мебель, игрушки, даже стены — педагоги называют предметно-пространственной игровой средой. Для детей с задержкой психического развития, чья познавательная деятельность особенно тесно связана с сенсорными раздражителями, наглядными пособиями и игровой деятельностью, обстановка должна быть насыщена различными материалами и оборудованием.
Но поскольку такие дети склонны к переутомлению и возбудимы, то мир вокруг них должен быть не только разнообразен, манящ и ярок, но и комфортен, безопасен и рационально организован.
При создании предметно-пространственной игровой среды для детей с задержкой психического развития должны учитываться особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности.
В состав предметно-пространственной игровой среды для детей с задержкой психического развития входят:
 крупное организующее игровое поле;
 игровое оборудование;
 игровая атрибутика разного рода, игровые материалы [5].
Все компоненты предметно-пространственной игровой среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-пространственная игровая среда в современных дошкольных учреждениях компенсирующего вида должна отвечать определенным принципам:
 принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
 принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
 принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле [9].
Предметно-пространственная игровая среда включает себя совокупность подпространств:
 интеллектуального развития и творчества, образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;
 физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;
 игрового развития;
 экологического развития, призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;
 пространство, которое способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение [7].
Центральное место в предметно-пространственной игровой среде должен занимать ребенок с задержкой психического развития, как личность, имеющая свои природные и социально обусловленные задатки, благоприятное развитие которых возможно лишь в гуманных социально-педагогических условиях. Созданию таких условий способствует правильная организация предметно-пространственной игровой среды, которая оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребенка, на развитие его положительного самоощущения, стимулирует включение ребенка в различные формы деятельности и сотрудничества с взрослыми и сверстника.

1.3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Рассмотрим Концепцию построения предметно-пространственной игровой среды для организации жизни детей с задержкой психического развития в детском саду, в которой определены следующие принципы:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом предметно-пространственная игровая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».
Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.
2. Принцип активности. В устройстве детского учреждения заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.
Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).
3. Принцип стабильности — динамичности предметно-пространственной игровой среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.
Жизненное пространство в детском учреждении должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Предметно-пространственная игровая среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Таким образом, предметно-пространственная игровая среда детей с задержкой психического развития — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

 

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Учет особенностей при создании предметно-пространственной игровой среды для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология задержки психического развития связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера.
Выделяют следующие типы задержки психического развития:
1. ЗПР конституционального происхождения.
Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа.
Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.
2. ЗПР соматогенного происхождения.
Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии.
Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.
3. ЗПР психогенного происхождения.
Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда.
Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения.
Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации.
Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм [16].
Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза являются наиболее сложными в диагностическом отношении, потому что, как и дети с олигофренией, оказываются стойко неуспевающими в первые годы обучения.
Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР:
 повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность;
 незрелость эмоций, воли, поведения;
 ограниченный запас общих сведений и представлений;
 бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
 игровая деятельность сформирована также не полностью;
 восприятие характеризуется замедленностью;
 в мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций;
 страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, им необходим более длительный период для приема и переработки информации.
Правильно организованная предметно-пространственная игровая среда в группе с задержкой психического развития создает возможности для успешного преодоления отставания в развитии, позволяет ребенку проявлять свои не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Предметно-пространственная игровая среда для детей с задержкой психического развития должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Обстановка в групповом помещении должна уравновешивать эмоциональной фон ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих среды. Ребенок с задержкой психического развития быстрее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Группу с задержкой психического развития посещают дети моторно неловкие, плохо координированные дети, поэтому следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение не должно быть загромождено мебелью, в нем должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.
Таким образом, в группе старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития создается предметно-пространственная игровая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка.

2.2. Содержание предметно-пространственной игровой среды в старшей группе с задержкой психического развития

Особое внимание в создании предметно-пространственной игровой среды уделяется созданию условий для детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка. Проектируя предметно-пространственную игровую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с задержкой психического развития, мы учитывали такие потребности как: в общении, в движении, в познании. Основными характеристиками среды для дошкольников с задержкой психического развития являются: разнообразие, доступность и зонирование. Предметно-пространственная игровая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.
Нормативно-правовой базой к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
 Концепция дошкольного воспитания.
 Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении.
 Методическое письмо Министерства образования РФ /19-12 «о психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
 Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.
 Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000г).
 Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
При создании предметно-пространственной игровой среды наш педагогический коллектив ДОУ руководствовался ФГОС к структуре основной общеобразовательной коррекционной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Организуя предметно-пространственную игровую среду в групповом помещении, учитывали все, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников с задержкой психического развития ДОУ, показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы.
В построении предметно-пространственной игровой среды мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная коррекционная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей. А также при проведении режимных моментов.
Предметно-пространственная игровая среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Основные задачи предметно-пространственной игровой среды в старшей группе с задержкой психического развития:
1. Индивидуализация и дифференциация методов, приемов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом.
2. Ориентация на зону актуального и ближайшего развития.
3. Социальная компенсация дефекта.
4. Коррекция «социального вывиха», преодоление отклонений в поведении и «вправление в жизнь».
Принципы построения предметно-пространственной игровой среды в старшей группе с задержкой психического развития:
 принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
 принцип стабильности, динамичности развивающей среды;
 принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
 принцип открытости, закрытости;
 принцип учета половых и возрастных различий детей.
Для эффективной организации предметно-пространственной игровой среды в старшей группе с задержкой психического развития необходимы следующие условия:
 Учет индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
 Эмоциональная насыщенность среды.
 Сменность учебных пособий.
 Учет потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности.
 Интеграция разных по содержанию видов деятельности.
 Включение всех видов анализаторов.
 Обеспечение межфункционального взаимодействия двух полушарий головного мозга.
 Соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам с задержкой психического развития выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Наша модель оформления старшей группы с задержкой психического развития базируется на двух простых идеях:
 детский сад – второй дом для ребенка с задержкой психического развития, в котором им должно быть уютно и комфортно;
 для полноценного и разностороннего развития детей с задержкой психического развития необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
На основе вышесказанного и с учетом образовательных потребностей детей с задержкой психического развития рассмотрим пространство группового помещения, перечень оборудования и дидактического материал.
10. Уголок социального развития:
 фотографии, фотоальбомы,
 иллюстративный материал, книги, видеоматериалы,
 фланелеграф, магнитная доска,
 ширмы, фигурки, куклы (мальчик, девочка), разные виды театра, атрибуты для игр-драматизаций, костюмы,
 мягкие модули.
10. Уголок физического развития:
 разные мишени,
 резиновые мячи разного диаметра,
 обручи круглые,
 скакалки,
 разноцветные флажки и ленты,
 кегли,
 сухой бассейн с пластмассовыми шариками,
 ковровые дорожки с различным покрытием, дорожка со следами, игольчатая дорожка.
10. Уголок сенсорного развития:
 флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки,
 коробки разной формы,
 сюжетные игрушки,
 музыкальные инструменты,
 муляжи,
 лото-вкладки,
 тележки, машины разных размеров,
 трафареты,
 различные доски Сенега,
 наборы сыпучих материалов,
 набор предметов-орудий,
 набор игрушек (пластмассовых и деревянных),
 орудия труда,
 аквариум, бассейн,
 заводные игрушки.
10. Уголок математика:
 счетные лесенки,
 наборные полотна,
 разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы,
 специальный стол и набор коробок для хранения сыпучих материалов,
 прозрачные емкости,
 посуда,
 формочки для песка,
 предметы-орудия,
 мелкие игрушки с магнитами,
 природный материал,
 пуговицы разного размера,
 счетные полоски,
 мелкий счетный материал,
 наборы цифр,
 плоские предметы и геометрические фигуры,
 наборы полосок и лент,
 карточки с изображением разных предметов.
10. Уголок речевого развития:
 детские книги,
 картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций,
 иллюстративный материал,
 настольные театры,
 наборы кукол для пальчикового театра,
 рукавички с изображением мордочек сказочных персонажей,
 атрибуты для игр-драматизаций,
 образные игрушки,
 настольно-печатные игры,
 сюжетные картинки по лексическим темам.
10. Игровой уголок:
 игрушки (куклы; игрушки, изображающие сказочных персонажей; мелкие пластмассовые, бумажные, резиновые, деревянные игрушки),
 одежда и обувь для кукол,
 постельные принадлежности для кукол,
 мебель для кукол,
 посуда и другие хозяйственные предметы для кукол,
 оборудование для сюжетных игр и драматизации.
7. Уголок изобразительного искусства:
 материалы для лепки: глина, цветное тесто, пластилин; палочки разной длины, банки для хранения глины; кисти; набор формочек; тряпочки; стеки; салфетки из ткани; скалки; наглядный материал; наборы игрушек; демонстрационный материал,
 материалы для аппликации: наборы цветной бумаги разной фактуры; наборы щетинных кистей; пластина, салфетки из ткани; ножницы; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал; наборы открыток и иллюстраций,
 материалы для рисования: мольберт, настенная доска, индивидуальные доски; наборы белой бумаги различной плотности; наборы цветной бумаги; стаканчики; фартуки, нарукавники; подносы; наборы карандашей; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок; кисточки; палитры; иллюстрации; наборы игрушек; демонстрационный материал.
8. Уголок для конструирования:
 строительный материал,
 наборы мозаики,
 сборно-разборные игрушки,
 наборы мелких сюжетных игрушек,
 наборы сюжетных и предметных картинок,
 наборы фигурок людей и животных,
 наборы палочек.
9. Уголок трудового воспитания:
 стеллаж для хранения предметов гигиены,
 зеркало,
 предметы гигиены,
 посуда,
 клеенки,
 фартуки, нарукавники,
 обозначения,
 сюжетные игрушки,
 детские наборы бытовых инструментов,
 разбрызгиватели воды,
 палочки для рыхления,
 детские ведра,
 щетки-сметки,
 лейки,
 тазики,
 комнатные растения,
 атрибуты для проведения ремонта детских книг,
 иголки, толстые нитки, шнуры,
 ткани различной фактуры,
 разделочные доски,
 детские формочки для теста,
 бросовый материал,
 грабли, лопатки, корзинки с ручками.
10. Музыкальный уголок:
 музыкальные инструменты,
 незвучащие игрушки-самоделки,
 звучащие игрушки,
 учебно-наглядный материал,
 специальное оборудование для музыкальной деятельности.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса в старшей группе с задержкой психического развития.

 

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ В РАЗВИТИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

«Быть компетентным –
значит, знать, когда и как действовать».
П. Вейлл

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.
Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно-пространственная игровая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования.
Предметно-пространственная игровая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с задержкой психического развития с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с задержкой психического развития.
В каждой образовательной организации предметно-пространственная игровая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
Для анализа и оценки предметно-пространственной игровой среды в группе с задержкой психического развития ДОУ были разработаны критерии:
1. Насыщенность развивающей предметно-игровой среды.
2. Соответствие требованиям (возрастным, эстетическим и доступности расположения для детей).
На основе анализа было выявлено, что в некоторых группах нет разнообразия материалов и оборудования для изобразительной деятельности и ручного труда, конструктивной и экспериментальной деятельности, для трудовой деятельности, игр с водой, экспериментирования недостаточно оборудования для проведения экспериментов. Из музыкальных игрушек в основном только бубны гармошки, дудки. Музыкальные инструменты не звучащие, без батареек.
Беседа с воспитателями по данной проблеме позволила выявить причины, которыми аргументируют воспитатели отсутствие данного материала.
Основываясь на этих данных, можно утверждать, что свобода выбора деятельности, способов и средств ее осуществления у детей ограничивается из-за недостаточной оснащенности оборудования.
Рассматривая созданную в группах среду с точки зрения соответствия ее названным выше требованиям, мы выделили следующие тенденции.
* Возрастные нормы соблюдаются в отношении подбора детской литературы, физкультурного оборудования, игр и игрушек, однако наблюдения показывают, что игрушки чаще всего «растут» вместе с детьми, почти не изменяются от группы к группе. Так, в старшей группе используются игровые комплекты «Супермаркет», «Кухня», которые были приобретены для детей младшей группы. Их содержание не меняется.
* В плане эстетичности мы также можем говорить, что многие игры, пособия, игрушки не всегда привлекательны для ребенка с этой точки зрения. В группах встречаются потрепанные книги, старые игрушки. Коробки от настольно-печатных игр находятся в плохом состоянии. Воспитатели объясняют это тем, что дети часто в них играют.
Нарушаются требования в отношении доступности расположения. Об этом
свидетельствуют высказывания детей, что в отсутствие воспитателя они берут те
игрушки, которые им брать не разрешается, хотя очень часты просьбы детей такого рода: «Можно взять мозаику? Дайте мне, пожалуйста, вон ту машинку!» Недоступность игрушек иллюстрирует факт ограничения свободы выбор воспитанников. Исходя из этого, мы можем говорить о том, что воспитатели должны не только создавать развивающую предметную среду, но и научить детей жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
В целом тематический контроль в группах детского сада позволил выявить следующие особенности в работе воспитателей.
* Большинство воспитателей считают необходимым предоставлять детям
свободу выбора, но на практике это достигается далеко не всегда. Степень свободы детей напрямую зависит от стиля взаимодействия воспитателя с детьми.
* Часть воспитателей не предоставляют детям свободы выбора из-за неуверенности, что те могут самостоятельно наполнить свое свободное время интересной и полезной деятельностью. Мы полагаем, что такая установка у воспитателей сложилась потому, что они не владеют в достаточной степени проектировочными и конструкторскими умениями, позволяющими организовать самостоятельную индивидуальную и коллективную деятельность детей. В русле методической работы нужно помочь воспитателям овладеть методикой, развивающей у детей эти умения.
* Воспитатели не используют предметно-игровую среду для удовлетворения потребности детей в самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности. Среда в группах часто не соответствует интересам детей, не инициирует их самостоятельный свободный выбор и вступление в отношения и совместную деятельность. Исходя из этого для воспитателей необходимо провести консультацию по созданию эффективной предметно-игровой среды. Воспитатели должны научиться, не только создавать ее, но и научить детей использовать ее в соответствии со своими потребностями и интересами, своим выбором, т.е. сделать ее доступной, «открытой» для использования и преобразования, функциональной.
Проект «Методическая помощь воспитателям игровой деятельности детей с задержкой психического развития» был соотнесен с требованиями сегодняшнего дня, ориентирован на приоритетное решение представленных выше стратегических проблем и задач, учитывал динамику государственного и социального заказа в адрес конкретного образовательного учреждения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:
Организация единой предметно-пространственной игровой среды, предоставляющей индивидуальный путь развития дошкольника с задержкой психического развития как показателя профессиональной грамотности воспитателя ДОУ и усовершенствование профессиональной квалификации педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Создание предметно-пространственной игровой среды, обеспечивающей коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития, уважение к личности любого ребенка, воспитывающей уверенность в ребенке, активность, творческие способности, самостоятельность, самодеятельность и ответственность, умение принимать и реализовать перемены, критически думать, осуществлять альтернативу, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, находчивость, заботиться о людях, окружающем мире, обществе, стране.
2. Усовершенствование инклюзивного пространства ДОУ с учетом требований к нынешнему дизайну и знаниям педагогов ДОУ.
3. Исследовать новые подходы в построении развивающей предметно-пространственной игровой среды, создающей полноценное развитие дошкольников с задержкой психического развития.
4. Организовать предметно-пространственную игровую среду, способствующую полноценному развитию детей с задержкой психического развития с учетом их желаний и интересов.
Участники проекта: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, заведующий ДОУ, старший воспитатель, специалисты, педагоги.
Продолжительность проекта: 11 месяцев.
Тип проекта: информационно-творческий.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на развитие речи детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
 принцип комплексности и интегративности – решение речевых задач в системе всего коррекционно-развивающего процесса;
 принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию речи детей;
 принцип адресности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
 принцип системности в использовании всех средств и форм коррекционной работы с дошкольниками для своевременного развития речи детей;
 принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Реализация информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-пространственной игровой среды в ДОУ.
2. Использование современных передовых методов и приемов обучения и воспитания.
3. Индивидуальный подход к ребенку с задержкой психического развития сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
4. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
5. Создание условия для реализации коррекционно-педагогической работы в ДОУ с детьми с задержкой психического развития.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап (организационно-подготовительный):
 Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
 Определение цели и задач проекта.
 Подбор литературы.
 Обсуждение с педагогами вопросов, связанных с проведением проекта.
 Составление тематического планирования мероприятий.
 Сбор информации по теме.
 Проанализировать кадровую документацию дошкольного учреждения.
 Обозначить проблемы педагогов.
 Наметить содержание методического сопровождения педагогов в рамках работы «Педагогической гостиной».
 Разработать план мероприятий «Педагогической гостиной», познакомить с ним педагогический коллектив.
 Определить ответственных за проведение мероприятий
 Сформировать творческую группу педагогов, которые будут отслеживать результаты работы по реализации проекта.
Время проведения — (август-сентябрь).
II этап реализационный (основной):
Время проведения — (октябрь — апрель).
 Организовать проведение запланированных мероприятий в рамках работы «Педагогической гостиной».
 Создать условия для проявления творчества воспитателей и обеспечить профессиональный рост и совершенствование их мастерства (выставка дидактических материалов, показ фрагментов образовательной деятельности с детьми, участие в конкурсах и т.д.).
 Способствовать развитию личностных и профессионально значимых качеств каждого педагога для организации предметно-пространственной игровой среды для детей с задержкой психического развития.
 Вовлекать педагогов в инновационную деятельность учреждения.
III этап (итоговый):
Время проведения – (апрель – май).
 Обобщение результатов работы.
 Анализ деятельности.
 Конкурс среди педагогов ДОУ «Предметно-пространственная игровая среда группы»
 Презентация.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Улучшение условий предметно-пространственной игровой среды для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в работе с детьми с задержкой психического развития.
3. Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольников ДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, реализация программ вариативных моделей развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении в условиях введения ФГОС строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Педагоги групп для детей с задержкой психического развития, обогащают среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Педагоги нашего учреждения стараются найти правильные подходы к вопросу создания предметно-пространственной игровой среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги стараются вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы.
Важно при формировании предметно-пространственной игровой среды учитывать следующие принципы построения, рекомендованные ФГОС:
 принцип дистанции позиции при взаимодействии;
 принцип активности самостоятельности, творчества;
 принцип стабильности — динамичности развивающей среды;
 принцип комплексирования и гибкого зонирования;
 принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);
 принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);
 гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
 принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Педагоги ДОУ внимательно отнеслись к организации детской деятельности, в том числе самостоятельной, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.
Свободная деятельность детей с задержкой психического развития в развивающих уголках помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.
Наши педагоги убеждены в том, что эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, анализ литературы показал, что организация предметно-пространственной игровой среды в ДОУ — важный момент, на который старший воспитатель и педагогический коллектив должен обращать особое внимание.
Одним из непременных условий влияния предметно-пространственной игровой среды в группе с задержкой психического развития является участие взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживая имеющийся у них интерес, обеспечивая материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.
К созданию среды могут быть привлечены не менее 50% родителей, что поможет налаживанию взаимодействия с ними.
Правильно созданная предметно-пространственная игровая среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Педагогам ДОУ важно так организовать предметно-пространственную игровую среду, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка с задержкой психического развития являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4.
2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М., 2020.
3. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ. – М., 2020.
4. Кольцова О.В., Шедько С.Н. Создание образовательной и предметно- развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. — Тамбов, 2019.
5. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. — СПб., 2016.
6. Лебедева О. В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования в свете методологии Л. С. Выготского: Дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2013.
7. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2015. — 76 с.
8. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. — М., 2018.
9. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. Практическое пособие. М., 2017.
10. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. — СПб., 2017.
11. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 4. — 79с.
12. Основы коррекционной педагогики / Под редакцией В.А. Сластенина. — М., 2016.
13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 2019.
14. Петровский В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский / Дошкольное образование в России. — М., 2017.
15. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. – М.. 2018.
16. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева. — СПб., 2019.
17. Седова Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 2019. — № 1.
18. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 5.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф