ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОДВИЖЕНИЕ РАДИО НА РЫНОК – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Комплекс продвижения: понятие, задачи и методы
1.2.Особенности продвижения радиостанции
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ РАДИО МЕГАПОЛИС ФМ
2.1. Общая характеристика организации
2.2 Содержание программы продвижения радио Мегаполис ФМ
2.3 Оценка эффективности предлагаемой программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что на сегодняшний день медиарынок предоставляет нам огромный выбор радиостанций. Каждый год адаптируются существующие радиостанции и появляются новые форматы радиовещания: информационные, информационно-музыкальные, музыкально-информационные, музыкальные.
Помимо этого, изобретаются самые различные форматы вещания: вводятся интерактивные шоу, розыгрыши, полезные советы и прочее. Сетка программ становится более пестрой: в ней появляются автомобильные новости, астрология, полезные советы и пр. В дальнейшем от этого выигрывают все: и слушатели, и рекламодатели, и, в итоге, сама радиостанция.
В городах России волн вещания с каждым годом становится все больше и больше, теперь можно найти любой плей-лист под разный вкус, а формат вещания под разную целевую аудиторию.
Теперь для того, чтобы радиостанция оставалась на топ-листе и представляла интерес как для слушателей, так и для рекламодателей, маркетологов медиа-холдингов, необходимо все более четче продумывать все особенности продвижения, помимо этого, острая конкуренция на медиарынке рынке заставляет радиостанции заботиться о собственном продвижении и формировании своего положительного имиджа и на основе предыдущих опытов рассмотреть новые инструменты продвижения.
Степень разработанности проблемы.
В данной работе учтен опыт отечественных и зарубежных авторов в изучении таких направлений, как:
— продвижение и его элементы (Ф. Котлер, Д. Денисон, Л.Тоби, Д. Бэрнет, С. Мориарти, Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев, Л.Ю. Гермогенова, М.Л. Калужский, Н.Я. Калюжнова, А.Я. Якобсон, М. О. Турченюк, Ж.-Ж. Ламбен, Е. В. Ромат, Е.П. Голубкова, М. А. Шишкина, Л.Н. Федотова, Н. Н. Катаева, Т.А Костылева, С. С. Марочкина, И. С. Мерзлякова, В.В. Егоров, А. Н. Лебедев, А. Н. Назайкин, А. Г.Тюриков, Д. Е. Шляпин);
— определение понятий «радиостанция», «медиахолдинг» (А. В. Выходец, С. Н.Ганжа, В. А. Лапин);
— продвижение радиостанций и формы продвижения радиостанций (В.Назаренко, Ю.Б. Шагбанова, Н.Н. Богомолова, В. Карп, О.А. Феофанов, М. Кийт);
— классификация радиостанций по признакам (Ю.Ю. Федутинов, В. Карп, В.А.Назаренко, М. Кийт);
Объект данного исследования: радиостанция «Мегаполис FM».
Предмет: особенности продвижения радиостанций.
Цель настоящей курсовой работы: выявить особенности продвижения региональных радиостанций.
Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ определений понятия «продвижение».
2. Выявить особенности продвижения региональных радиостанций.
3. Охарактеризовать деятельность «Мегаполис FM».
4. Составить программу исследования продвижения «Мегаполис FM».
5. Проанализировать деятельность «Мегаполис FM» по продвижению.
6. Разработать рекомендации по повышению эффективности продвижения «Мегаполис FM»
Практическая значимость: данная работа представляет интерес для PR-отдела «Мегаполис FM» для выявления новых инструментов продвижения радиостанции. Помимо этого данная курсовая работа может быть применена в качестве примера в рамках изучения видов и инструментов продвижения.
Методы исследования: общенаучный, частнонаучный анализ документов, экспертный опрос.
В структурном отношении настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (35 источников).
Во введении обосновывается актуальность, степень разработанности, сформулирован объект и предмет исследования, цель, задачи работы, практическая значимость, методы исследования, апробация работы, обоснование структуры работы.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения продвижения радиостанций» изучены такие понятия как «продвижение» и «радиостанция» с точки зрения отечественных и зарубежных авторов. Описаны основные элементы продвижения. Исследованы особенности продвижения радиостанций.
Во второй главе «Исследование особенностей продвижения «Мегаполис FM»» охарактеризована сама радиостанция и описана программа исследования продвижения «Мегаполис FM». Проанализирована деятельность «Мегаполис FM» по продвижению.
Заключение содержит выводы по продвижению радиостанций (на примере «Мегаполис FM»).
ГЛАВА 1.ПРОДВИЖЕНИЕ РАДИО НА РЫНОК – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Комплекс продвижения: понятие, задачи и методы
Продвижение – деятельность организации, направленная на убеждение, информирование, и напоминание потребителей о своих услугах, товарах, идеях, образах, общественной деятельности [1].
Сущность продвижения заключается во взаимодействии с людьми с помощью комплекса маркетинговых мероприятий с целью увеличения доли продукции или услуги компании на рынке. Главная задача продвижения – вывести продукцию на рынок, увеличить ее узнаваемость и привлечь новых клиентов.
Комплекс продвижения включает в себя рекламу, методы стимулирования сбыта, персональную продажу, связи с общественностью, а также прямой маркетинг, спонсоринг, брендинг.
Потребитель, зачастую не сразу принимает решение о покупке или выборе услуги. Перед принятием решения, он должен получить исчерпывающую информацию о продукции или услуге, которая вызовет у него интерес или наоборот отобьет желание покупки.
При этом потребитель использует различные источники информации. Поэтому при продвижении товара или услуги, необходимо знать – какие источники информации предпочитает потребитель [5.c. 101].
-создание положительного имиджа компании, ее услуг и продукции;
-обосновать цену;
-сформировать у потребителей понимание отличительных черт услуги или товара компании;
— дать потребителю информацию о:
продукции и услугах компании;
месте приобретения услуги или товаров;
распродажах; [11].
Организация может использовать сочетание четырех основных видов продвижения: рекламу, стимулирование сбыта, персональные продажи и формирование общественного мнения или один вид.
Различают несколько видов продвижения товара: реклама, стимулирование сбыта, паблисити и личные продажи.
1. Реклама – способ представление различных товаров и услуг в форме неличного взаимодействия, осуществляется как правило, на платной основе.
2. Стимулирование сбыта – действия, которые направлены на побуждение потребителя покупки или продажи продукции.
3. Паблисити – неличностное стимулирование спроса на товар, услугу. Также под данным понятием можно понимать деятельность, осуществляемая с помощью публикаций или получение благоприятных презентаций на радио, телевидении или на сцене. Данные действия не оплачиваются определенным спонсором.
4. Личная продажа – личное взаимодействие с потенциальными покупателями с целью продажи продукции или услуги [1].
Целью коммуникативной политики компании является выбор оптимального сочетания конкретных методов продвижения. Это достаточно сложный процесс. Каждый маркетинговый коммуникационный инструмент направлен на решение собственной коммуникационной цели, обладает определенными особенностями и характеристиками.
1.2.Особенности продвижения радиостанции
Днем рождения радио считается 7 мая 1895 г., когда русский ученый А.С. Попов на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге впервые показал действие своего прибора, явившегося, по сути дела, первым в мире радиоприемником. Никто тогда не догадывался, насколько популярным станет радиовещание, а в дальнейшем это будет прибыльный бизнес. [33].
В современном мире радиорынок – это разнообразный мир музыкальных форматов и различных манер подачи информации. В России существует огромное количество разнообразных радиостанций, рынок постоянно развивается и в настоящее время это один из высокоперспективных видов бизнеса. учитывая, что коммерческих радиостанций больше, чем государственных, тем самым, на рынке радио конкуренция растет с каждым годом. Для того, чтобы радио-бизнес был прибыльным, медиахолдинги постоянно находятся в поиске новых рекламодателей.
Для начала нам необходимо рассмотреть понятийный аппарат, который пригодится для исследования особенностей продвижения коммерческих радиостанций.
Радиостанция – один или несколько радиопередатчиков или радиоприемников, или комбинация радиопередатчиков и радиоприемников, включая вспомогательное оборудование, работающие в определенном месте для организации службы радиосвязи [14, с. 98].
Как отмечает С.В. Лапин, радиовещание («эфирное радиовещание», краткое: «эфир»), от «радио» + «вещать» (сообщать) – технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и других звуковых эффектов или звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях (проводное радиовещание)или в сетях с пакетной коммуницией(в компьютерных сетях– интернет-радио) [4,с. 105].
Определим, по каким признаками разделяет радиостанции Ю.Ю. Федутинов:
По признаку «цель радиостанции».
Любая радиостанция начинает свою работу с постановки цели, выступающая ядром, на основании которого и формируется концепция, миссия и структура радиовещания. Конкретно определенные цели играют значимую роль при создании компании. Целевое предназначение радиостанции, отталкиваясь от общественного вкуса на тот или иной тип радиостанции, формируется владельцами: рекомендациями учредителей, редакторами, индивидуальным собственником. Безусловно, любой владелец старается через целевую основную команду реализовать свои цели и интересы.
Такое деление радиостанций по цели вещания позволяет выделить следующие типы:
Радиостанции, — цель которых освещение общественно-политических вопросов.
Учредители данной группы радиостанций различные общественно-политические силы, социально-политические институты. Данную категорию радиоканалов можно разбить ещё мелкие подгруппы, служебные радиостанции, выражающие точку зрения этих организаций государственного управления, нейтральные радиостанции, с желанием осветить достоверные происшествия и новости и оппозиционные
Радиостанции, — деятельность которых носит чисто коммерческий характер. Таких радиостанций на сегодняшний день большинство. Объяснением этому факту служит то, что современное радиовещание – это выгодный бизнес, который дает возможность получить прибыль. [30].
Радиостанции, главная цель которых — просвещение. Это не многочисленная группа радиостанций, главная цель которых – просветительская деятельность. Среди данных радиостанций можно выделить следующие подгруппы:
радиостанции, на которых основное внимание уделяется вопросам культуры и искусства;
радиостанции, нацеленные на просветительскую работу в области науки, ведущие образовательную работу;
радиостанции, на которых основное внимание уделяется вопросам религии, например радиостанция «Спас».
Радиостанции, которые нацелены на развлечение слушателей. Это большая группа радиостанций достаточно разнообразна: музыкальные, разговорно-игровые, занимательные. Радиопередачи этих станций носят развлекательный характер, превалируют различные ток–шоу, розыгрыши, викторины, конкурсы, радиоигры. [22].
В современном мире можно говорить об острой конкуренции на медиарынке и для того, чтобы сформировать положительный имидж в глазах радиослушателя и рекламодателя необходимо заранее спланировать программу продвижения радиостанции.
В книге «Радиовещательные технологии» Ю.Ю. Федутинов выделяет следующие формы продвижения радиостанции [27, с. 113]:
1. Информация в других СМИ:
— телевидение,
-местные газеты,
-местные журналы,
-мультимедийные акции,
-мультимедиа (Интернет).
2. Наглядная реклама:
-наружная (щиты на улице, на мероприятиях…),
плакаты,
-оформление транспортных средств.
3. Рекламно-информационная продукция:
— проспекты с сеткой вещания,
-информационные бюллетени,
-пакет материалов для спонсора,
-пакет материалов для рекламодателя,
-сувениры и др.
4. Проведение массовых мероприятий:
-концерты, дискотеки, выставки, спектакли,
-вечера встречи со слушателями, с рекламодателями,
-уличные мероприятия (День города…)
5. Самореклама через свою радиостанцию:
-объявление наименования радио и ее частоты вещания,
-анонсирование предстоящих программ,
-приветствия и «самовосхваление» ведущих,
-специализированные выпуски с рассказами о переменах в жизни радиостанции (о сотрудниках, спонсируемых мероприятиях, …),
-игры,
-сетевое вещание (выход на другие города).
Анализируя формы продвижения радиостанции, Ю.Ю. Федутинов выделяет следующие особенности этого процесса [18].
1. Продвижение через свой эфир.
Практикующие специалисты в области маркетинга сходятся во мнении, что при продвижении радиостанции через свой эфир необходимо сформировать у потребителя чувство своей значимости и выгоды, которую сможет получить слушатель/рекламодатель, если выберет именно эту радиостанцию.
Так, например, объявление «Вы слушаете московские новости» – просто информация, «Эксклюзивные новости из Москвы» — намек на получение слушателем некоего преимущества по отношению к слушателю, который настроен на другую частоту или «а теперь музыкальные новости» и «только у нас последние новости из мира музыки»». [27].
2. Интерактив/игры.
Как показывают различные социологические опросы, на сегодняшний день особой популярностью пользуются игры в эфире, особенно с реальными призами. Рекламодатели охотно идут на заключение договора, если их информация будет встроена в перерывах между игрой.
3. Визуализация.
Реклама с помощью зрительного образа требует выполнения определенных требований. Написание, цвет и содержание – это три компонента, на которые следует обратить особое внимание. На логотипе радиостанции обязательно должно содержаться – наименование станции и ключевая частота вещания, которые должны быть выполнены в оригинальной, запоминаюшейся форме
4. ТВ реклама.
Реклама на телевидении помогает решить следующие задачи: массово оповестить слушателей о новой частоте вещание, о формате радиостанции и планируемых передачах.
Телевидение часто идет на совместное производство программ – задача радиостанции – добиться размещения своего логотипа во время передачи на центральном месте. Если телевизионная программа хочет задействовать журналиста радиостанции, необходимо требовать размещения логотипа радиостанциина экране [6, с. 114].
5. Печать.
Реклама в печатных изданиях также имеет свои особенности – она должна располагаться на первой-второй, либо последней полосах. Эффективным будет также расположение на полосе с телепрограммой. Размеры публикации – такие, что она явно выделяется из огромного количества рекламных сообщений, которые как правило размещаются на одной полосе.
6. Массовые мероприятия.
Определенное значение в поддержании имиджа имеет участие радиостанции в эстрадных, культурных, театральных, спортивных мероприятиях в форме информационной поддержки [12, с. 101].
Теперь рассмотрим, какие формы продвижения выделяют другие авторы.
В книге «Менеджмент на радио» В. Карп отмечает четыре формы продвижения радиостанции:
1. Реклама. В этом случае производится покупка времени и места на другихстанциях, в телекомпаниях и печатных СМИ, наружная реклама.
-Телевидение.
Телевидение может успешно решить ряд вопросов:
-имиджевая акция, залповое оповещение слушателей о новой частоте вещания, поддержка региональных вещателей, ретранслирующих в своих городах радиопрограмму.
-Журналы. На больших рынках станции имеют доступ к глянцевым журналам и активно их используют.
-Мультимедийные акции. Интернет. Обязательно наличие собственного сайта позволит не только успешно рекламироваться в Интернете, но и получит возможность обратной связи с радиослушателями.
— Наглядная реклама (плакаты, оформление транспортных средств, проспекты с сеткой вещания, пакет материалов для спонсора, рекламодателя, сувениры).
Термин «publicity» обозначает место в печатной публикации или эфирное время на других радиостанциях, в которое входит информация о радиостанции и а которое станция ничего не платит.
Понятие «publicrelation», что означает — связи с общественностью, пронизывает практически все строны деятельности радиостанции и то, что воздействует на восприятие станции общественностью.
Наиболее часто используемые мероприятия по поддержанию связей с общественностью.
6. Беседы. Руководители станции и другие сотрудники проводят беседы в школах, высших учебных заведениях и общественных организациях.
7. «Выходы на публику». Ведущие радиостанции появляются на общественных мероприятиях: шоу, выставки, акции.
8. «Дни открытых дверей». Публику приглашают посетить и осмотреть станцию и встретиться с сотрудниками.
9. Награды. Демонстрация полученных наград в офисе и на сайте радиостанции.
10. Спонсорство. Многие станции учреждают собственные стипендии для студентов или для граждан, которые внесшим значительный вклад в процветание города и т.д. Результатом после проведения таких мероприятий могут стать повышение осведомленности публики и формирование положительного имиджа радиостанции [11].
11.Эфирный и не эфирный promotion.
Понятие «promotion», в данном случае, подразумевает действия, направленные на продвижение радиостанции, осуществляемые преимущественно с помощью прямого обращения к слушателям, без использования других средств.
Так, когда станция использует собственный эфир – это эфирный promotion (on-air).
Когда действия осуществляются за пределами эфира, например, распространение различных предметов с логотипом радиостанции, называется внеэфирным promotion (off-aur).
12. Publicservice.
Понятие «Publicservice» включает в себя участие в общественной деятельности. Например, использование эфирного времени для сообщений, которые способствуют увеличению сбора средств для больных детей или вещей для нуждающихся. Данная акция также благоприятно скажется на формировании положительного имиджа.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что под понятием «продвижение» следует понимать комплекс маркетинговых инструментов, направленный на продвижение товара или услуги.
Для повышения эффективности процесса продвижения целесообразно использовать не какой-то отдельный маркетинговый инструмент, а их совокупность. Специалисты в области маркетинга выделяют четыре основных вида продвижения: реклама, пиар, стимулирование сбыта и личные продажи. [11].
Продвижение любой современной радиостанции основано на трех основных принципах:
1. объективность и оперативность подачи информации на радиостанции,
2. соответствие требованиям слушателей,
3. умение адаптироваться к меняющимся запросам целевой аудитории, при этом сохраняя стиль и формат радиостанции.
Также для того, чтобы продвижение было максимально эффективно необходимо продумывать программу продвижения по трем направлениям для разных целевых аудиторий: слушатели, рекламодатели, государственные органы власти.
Для продвижения радиостанций мы вслед за Ю.Ю. Фетудиновым наиболее эффективными инструментами продвижения радиостанций считаем следующие инструменты: продвижение посредством рекламы в СМИ, Интернете, а также организация массовых мероприятий, рекламно-информационная продукция с визуальной идентификацией, продвижение через собственный эфир (радио). Для наиболее эффективного продвижения радиостанции необходимо использовать совокупность инструментов продвижения.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ РАДИО МЕГАПОЛИС ФМ
2.1. Общая характеристика организации
Радио «Мегаполис FM» — ведущее клубное радио Москвы и области.
Формат: современная прогрессивная радиостанция, танцевально-электронный музыкальный формат, авторские программы популярных ди-джеев и прямые трансляции из лучших клубов города.
Начало вещания в новом формате: 1 июня 2005 года.
Частота вещания в г. Москве: 89,5 FM
Время вещания: круглосуточно.
Аудитория: современные стильные люди с активной жизненной позицией.
Средний возраст слушателя 20 — 35 лет.
«Мегаполис 89.5 FM» позиционирует себя, как радио для современных, активных и обеспеченных людей. Радио «Мегаполис FM» работает с ведущими компаниями звукозаписи, модными ди-джеями и музыкантами. «Мегаполис FM» активно сотрудничает с лучшими развлекательными центрами Москвы, организует и поддерживает масштабные клубные мероприятия. Получив возможность слушать самые новые и популярные музыкальные произведения круглосуточно, аудитория «Мегаполис FM» не меняет приоритеты. Прямые эфиры с танцполов, интервью с лучшими представителями российской элиты, со звездами отечественной и зарубежной сцены, прогрессивная электронная музыка — все это радиостанция «Мегаполис FM».
Так как «Мегаполис FM» – это прежде всего развлекательная коммерческая радиостанция, то вещание строится таким образом, чтобы удовлетворить потребности максимально широкого круга молодых людей.
Информационное вещание. Радиостанция информирует своих слушателей обо всех основных событиях, происходящих в городе, регионе, стране и за рубежом. Большая его часть отдана информации о том, что происходит в Москве и Московской области.
Новости выходят в эфир ежедневно каждые четыре часа в течение всего дня. По особым поводам в эфир выходят специальные новостные выпуски, акцент в которых сделан на тему дня.
Ежедневно освещаются и культурные события в рамках передачи, где озвучивается информация о грядущих культурных событиях региона: анонсы городских газет, афиша театров и кинотеатров, специализированная информация. Новости, неожиданно востребованные аудиторией, но не входящие в концепцию новостного звучания станции, распределяются по тематическим программам.
Развлекательные программы. Базовая основа этих передач – рубрики, выпуски авторских программ ведущих и интерактивов. Они распределяются по сетке вещания и выходят по согласованию с авторами и редакцией.
Стандартные ролики в рекламном блоке уже потеряли свою уникальность, на сегодняшний день особую популярность интерактивы получили у рекламодателей с возможностью завести диалог с потенциальными клиентами через эфир.
Для того, чтобы эфир был заполнен логично и оптимально, интерактивы и игры с ведущими звучат утром, днем и вечером. Ведущие также выполняют музыкальные заявки слушателей.
Музыкальные произведения, которые транслируются на «Мегаполис FM», являются лучшими образцами , танцевально-электронный музыки. При отборе музыкального материала учитывается популярность того или иного музыкального произведения (песни).
Таким образом, в основу программной концепции легла целевая ориентация на потребности целевой аудитории.
Программы «Мегаполис FM» включают в себя:
— короткие информационные выпуски;
— программы, которые позволяют аудитории удовлетворять желание влиять на формирование репертуара, а также иные формы обратной связи со слушателями, которые будут реализовываться в ежедневных программах;
— тематические программы;
— музыкальные программы [35].
Рекламный отдел – неотъемлемая часть структуры радиокомпании, как, впрочем, и любой другой организации. Рекламный отдел занимается продажами рекламных роликов, блоков, передач, спонсорства, и всем, что сопряжено с продвижением заинтересованного бизнесмена в аудиторию слушателей или в создании его имиджа у этой же аудитории.
Продажа рекламы ведется на базе существующего отдела маркетинга «Мегаполис FM», которая, при необходимости, расширяется до оптимальных размеров.
Таким образом, мы обозначили все уникальные особенности, которые имеет «Мегаполис FM», а также определили формат и возможности вещания, свойства эфира и его возможности.
На сегодняшний «Мегаполис FM» – это один из уникальных продуктов на медиарынке в Московской области.
2.2 Содержание программы продвижения радио Мегаполис ФМ
Проблема: нарастающая конкуренция радиостанции «Мегаполис FM» со стороны других радиостанций.
Задачи:
1. Определить основные виды продвижения радиостанции «Мегаполис FM».
2. Определить основные технологии и инструменты, используемые Мегаполис FM
3. Определить основные направления продвижения «Мегаполис FM»
4. Определить целевую аудиторию, на которую направлена программа продвижения «Мегаполис FM».
5. Разработать ряд рекомендаций по поддержанию эффективности работы «Мегаполис FM».
«Мегаполис FM» – это развлекательная станция, которая вещает 24 часа в сутки в Москве и Московской области, начиная с 2005 года, на сегодняшний день ведет вещание в 73 городах, среди которых Красногорск, Зеленоград, Ожерелье, Одинцово, Долгопрудный, Железнодорожный, Лыткарино, Королев, Бронницы, Звенигород, Электросталь, Высоковск, Орехово-Зуево, Волоколамск, Можайск, Коломна, Дмитров, Яхрома, Кубинка, Жуковский, Старая Купавка, Электроугли, Ивантеевка, Пушкино, Щелково, Луховицы и другие.
1. Определить основные виды продвижения «Мегаполис FM».
Виды продвижения
— Реклама
— Личные (прямые) продажи
— PR
— Стимулирование продаж
2. Определить основные технологии и инструменты, используемые «Мегаполис FM».
Инструменты продвижения: [34].
1. Традиционная реклама:
— информация на телевидении;
— информация в местных журналах;
— информация в местных газетах;
— наружная рекламы (на плакатах/щитах);
2. Интернет:
— собственный сайта;
— информация в социальных сетях;
— материал на информационных порталах;
3. Рекламно-информационная продукция компании:
— проспекты с сеткой вещания;
— информационные бюллетеней;
— материалы для спонсоров;
— материалы для рекламодателя;
4. Проведение массовых мероприятий:
— организация концертов, дискотек, выставок;
— организация встреч со слушателями/рекламодателями;
— организация уличных мероприятий (например, День города).
5. Реклама на радио (собственный эфир):
— объявление наименования радио и ее частоты вещания;
— анонсирование предстоящих программ;
— приветствие ведущих;
— специализированные выпуски с рассказами о переменах в жизни радиостанции (о сотрудниках, спонсируемых мероприятиях, …);
— игры/интерактивные шоу;
— сетевое вещание (выход на другие города).
6. Визуальная идентификация:
— логотип (написание, цвет, содержание);
— написание ключевой частоты вещания на логотипе.
3. Определить основные направления продвижения «Мегаполис FM».
— продвижение радиостанции как средства массовой информации;
— продвижение радиостанции как коммерческого предприятия и эффективного рекламного носителя;
— продвижение радиостанции как предприятия, действующего в интересах города и региона.
4. Определить целевую аудиторию, на которую направлена программа продвижения «Мегаполис FM».
— слушатели;
— рекламодатели.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что основным видом продвижения «Мегаполис FM» является традиционная реклама, а вспомогательным – PR. Такой вид продвижения как личные продажи, по нашему мнению, используется для определенной целевой аудитории (рекламодателей).
2. Мы думаем, что ведущими инструментами продвижения «Мегаполис FM» являются: информация в Интернете, продвижение на радио через собственный эфир, а также наличие рекламно-информационной продукции с элементами визуальной идентификации, остальные инструменты продвижения применяются менее активно.
3. По нашему мнению, направления: «продвижение радиостанции как средство массовой информации», «продвижение радиостанции как коммерческого предприятия и эффективного рекламного носителя» являются ключевыми в деятельности «Мегаполис FM».
4. Вероятнее всего, «Мегаполис FM» при планировании программы продвижения выделяет две основные целевые аудитории: слушатели и рекламодатели.
Тип исследования: описательно-аналитическое/
Метод исследования: анализ документов, экспертный опрос.
Метод исследования анализ документов включает в себя анализ официальных ресурсов (интернет-сайт, социальные сети), интернет-порталы, а также неофициальных документов (внутренние отчеты «Мегаполис FM»). Это позволит зафиксировать информацию об изучаемом объекте признаков, систематизирует изучаемые данные.
Мы выбрали метод экспертного опроса, т.к. он адекватен исследовательским задачам. Данный метод исследования проводится в относительно короткие сроки, по сравнению с большинством других методов и позволяет опросить компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете исследования. Данный метод экономически выгодный и позволяет получать достоверную информацию, так как на выбор респондентов не влияют интервьюеры (приложение А).
Экспертами в данном исследовании выступили:
1. Волошина Евгения – маркетолог автосалона ООО «Гольфстрим»
2. Павлова Татьяна – маркетолог ГК ООО «Москва-Сервис»
3. Токарева Екатерина – директор свадебного салона «Страна невест» (ИП Задулин Д.И)
4. Макарова Дарья – менеджер по продажам «Мегаполис FM»
5. Зябликова Наталья – маркетолог ООО «Шининвест»
6. Филимонова Евгения – маркетолог автосалона ООО «Автомир» в г.Москве.
База исследования: официальный сайт «Мегаполис FM», официальные страницы в социальных сетях (Вконтакте, YouTube), глянцевые журналы: «План Б», «Выбирай Москву», интернет-портал а также внутренние документы «Мегаполис FM» (отчеты, рекламно-информационная продукция, фотографии).
Как нами и предполагалась ранее, на сегодняшний день, ключевыми видами продвижения «Мегаполис FM» являются реклама и PR с использованием различных инструментов, а прямые продажи и стимулирование используются для воздействия на определенную целевую аудитории радиостанции – рекламодателей. Для большей упорядоченности работы, рассмотрим по порядку использование каждого инструмента продвижения «Мегаполис FM» или его отсутствие.
Традиционная реклама. Одним из традиционных инструментом продвижения«Мегаполис FM» является размещение информации в глянцевых журналах, а также использование наружной рекламы для поддержания имиджа.
При анализе «Выбирай Москву», «План Б» было выявлено, что статьи с описанием жизни «Мегаполис FM» и пост-релизы являются основным видом продвижения в глянцевых журналах.
В первую очередь бросается в глаза то, что при упоминании радиостанции отводится целая рубрика на одну-две страницы. Широкий иллюстрированный материал (фотографии с прошедших мероприятий) обращают на себя внимание и привлекают внимание читателей. Основным преимуществом при продвижении «Мегаполис FM» в глянцевых журналах выступает то, что идет информирование общественности о том, чем живет на данный момент радиостанция.
Использование таких инструментов как телевидение и печатные газеты для продвижения сведены к минимумы или вовсе отсутствуют. Проделав мониторинг каналов ТНТ, СТС, РенТВ, мы выяснили, что «Мегаполис FM» телевизионные каналы использует минимально. Основной целью рекламирования на телевидение является не продвижение самой радиостанции, а продвижение определенных проектов, где исполнителем выступает «Мегаполис FM».
Продвижение через печатные газеты полностью отсутствует.
Наружная реклама. Проанализировав макеты наружной рекламы, а также ее расположение в пределах города можно сделать следующие выводы. Продвижение «Мегаполис FM» с помощью наружно й рекламы имеет две точки в центре города: (Ленинский проспепкт – напротив магазина «Алое Поле», на ул. Вернадского – около торгового центра «Ашан»), что говорит о том, что эти места являются достаточно проходимыми, следовательно, возрастает вероятность рекламных контактов. Баннер, который находится на Ленинском проспекте, максимально эффективен: транспортное положение, расстояние видимости сведено к максимуму, а препятствия обзора и наличие конкурирующих радиостанций к минимуму. В свою очередь макеты наружной рекламы «Мегаполис FM» имеют несколько недостатков – отсутствие единого стиля, которые бы визуально идентифицировал от других макетов, а также отсутствие единого шрифта и цвета, что является немаловажной частью в наружной рекламе (приложение В).
Интернет-сайт радиостанции «Мегаполис FM». Как нами и предполагалось ранее продвижение радиостанции «Мегаполис FM» через интернет является активно развивающимся инструментом. Удобство интерфейса и качество дизайна находятся на хорошем уровне.
Главная страница сайта состоит из нескольких блоков: информационный («о нас», «наша команда», «события»), информацией для слушателей («акции», «хит парад»), информацией для рекламодателей («рекламодателям»). Информационный раздел сайта радиостанции представлен разделом «о нас», «события», «наша команда», при нажатии на который появляется полная информация об истории, структуре, событиях радиостанции «Мегаполис FM».
Информация «рекламодателям» представлена для рекламодателей, которая приобретает новые формы продвижения. Интересные предложения и решения для рекламодателей обозначены не «сухими» цифрами, а наоборот, коммерческое предложение начинает принимать интерактивный вариант, что в дальнейшем может позволить увеличить продажи радиостанции. Официальная страница радиостанции обладает уникальным дизайном и большим набором вкладок, откуда и следует единственный минус сайта – сложность найти необходимую информации, если ты являешься ее первичным посетителем.
Наличие собственного аккаунта радиостанции «Мегаполис FM» в социальных сетях набирает обороты в развитии. Социальные сети при продвижении радиостанции выступают отличным инструментом для выстраивания диалога со слушателями эфира. Так, собственная группа Вконтакте позволяет радиостанции «Мегаполис FM» иметь не только информационную функцию, но и вывести слушателей на радиодиалог, а также ввести их в интерактив/ шоу.
Наличие аккаунта в все более популярной сети Instagram также позволяет «Мегаполис FM» найти общий диалог с общественностью.
Продвижение на информационных порталах г. Москвы – 77.ru радиостанции «Мегаполис FM» использует довольно активно, все материалы, опубликованные на портале обращены к двум разным целевым аудиториям: рекламодатели, слушатели.
При анализе информационного портала 77.ru мы определили, что радиостанция «Мегаполис FM» обращается к рекламодателям с новыми веяниями и тенденциями рекламы и продвижения вообще («10 главных мифов о радиорекламе», «Радиореклама в кризис: за и против», «Реклама на радио: как получить отдачу»).
К слушателям радиостанции «Мегаполис FM» обращается с посылом информирования общественности («Счастливый хоровод», «Мегаполис FM вдохновляет на красивые поступки»).
Следующий инструмент продвижения радиостанции «Мегаполис FM» – рекламно-информационная продукция. При анализе внутренних документов радиостанции нами было определено, что рекламно-информационная продукция является активно используемым инструментом для продвижения радиостанции. Наличие проспектов с сеткой вещания, информационные бюллетени, материалы для спонсоров – это одни из основных документов сотрудников «Мегаполис FM», которые используются при личных переговорах с рекламодателями.
Проанализировав всю рекламно-информационную продукцию можно сказать, что весь печатный материала отсутствует выполненный единый стиль. Внедрение новых макетов, выполненная в формате «интрефейсов» привлекает внимание, но необходимо адаптировать и другие элементы под единый стиль.
В постановке гипотез, мы предположили, что использование такого инструмента как проведение массовых мероприятий для продвижения радиостанции «Мегаполис FM» использует крайне редко. Так, при анализе информационного портала 77.ru и внутренних документов радиостанции, мы выявили, что на сегодняшний день наиболее активно развивающимся видом продвижения является пиар с использованием различных инструментов.
При анализе информационного портала 77.ru мы выделили, что за последние полгода опубликовано пять материалов о проведении массовых мероприятий и концертов, где организатором выступает «Мегаполис FM». В основном – это организация мероприятий со слушателями, которые приурочены к какому-либо празднику. Например, одним из последних мероприятий, которое упоминается на 77.ru – это «Валентинов день в ИзмайловПарке», «Счастливый хоровод с Мегаполис FM», «Школа радио в день радио». При анализе статей о проведении мероприятий в глаза бросается уровень и масштабность праздника. Основной целью проведения таких мероприятий выступает поддержка лояльности слушателей и рекламодателей, а также привлечение новых. Помимо призыва посетить мероприятие, «Мегаполис FM», таким образом, вводит слушателей в интерактивные игры, что делает радиостанцию более интересной.
При анализе внутренних документов «Мегаполис FM» мы выяснили, что сотрудники радиостанции ежеквартально проводят круглые столы и воркшопы для своих постоянных рекламодателей.
Информации в официальных источниках об участии «Мегаполис FM» в организации крупных уличных мероприятиях, например, «День города» за последний год мы не нашли. При анализе внутренних источников Мегаполис FM» мы выявили, что за последний год проводилось лишь одно уличное мероприятие, приуроченное к Международному Женскому дню. Мы считаем, что необходимо активизировать участие в таких крупных мероприятиях, данные события позволят радиостанции создать новый информационный повод, привлечь внимание общественности (слушателей и рекламодателей).
Еще одним средством продвижения радиостанции выступает реклама на радио через собственный эфир. Мы сделали мониторинг радиостанции и определили, что объявление наименования радиостанции и ее частоты звучит в эфире как минимум 3-5 раз, интерактивные шоу выходят систематически в течение всего дня.
Наличие сетевого вещания в «Мегаполис FM» на сегодняшний день является самым широким по покрытию. Проанализировав прямой эфир «Мегаполис FM» можно сказать, что эфир богат различными наполнениями: полезные рубрики (погода, новости, время есть, куда податься), интерактивные шоу, смс-игры.
Абсолютно для каждой компании важно иметь визуальную идентификацию, чтобы не слиться с огромным количеством фирм. Проанализировав внутренние документы «Мегаполис FM» (сетка вещания, буклеты, прайсы и пр.) мы определили, что на каждом рекламном печатном носителе имеется логотип радиостанции с соблюдением всех требований: единый цвет, стиль, шрифт с написанием частоты вещания.
В выдвинутых нами гипотезами, мы предположили, что ключевыми направлениями «Мегаполис FM» являются «продвижение радиостанции как средство массовой информации» и «продвижение радиостанции как коммерческое предприятие и эффективный рекламный носитель». На основе описанных нами выше видов и инструментов продвижения можно сделать вывод, сегодняшний день при продвижении «Мегаполис FM» выступают два ключевых направления:
— продвижение радиостанции как средство массовой информации
— продвижение радиостанции как коммерческое предприятие и рекламный носитель.
Нами было определено, что работа по третьему немаловажному направлению «продвижение радиостанции как предприятия, действующего в интересах города и региона» практически отсутствует.
Делая общий итог, мы определили следующие показатели: основным видом продвижения «Мегаполис FM» является реклама и пиар. Наиболее активно развивающиеся инструменты продвижения – это собственный сайт радиостанции, публикации в информационном портале 77.ru и организация массовых мероприятий. В гипотезе данной данной работы мы предполагали, что ведущими инструментами продвижения «Мегаполис FM» являются информация в Интернете, продвижение на радио через собственный эфир, наличие рекламно-информационной продукции с элементами визуальной идентификации, остальные элементы продвижения применяются менее активно. Данное утверждение подтвердилось лишь частично.
Аналитическая записка
Был проведен экспертный опрос (ведущие маркетологи, пиар-специалисты, рекламодатели г. Москвы и Московской области), тип выборки – неслучайная. Основная цель опроса – определить основные виды и инструменты продвижения «Мегаполис FM» со стороны экспертов. В исследовании участвовало 6 экспертов. На первый вопрос «какой вид продвижения для радиостанции является наиболее актуальным», эксперты определили – рекламу и пиар – 90% (5 чел.) и прямые продажи – 10% (1чел.), тоже самое отметили эксперты и во втором вопросе. На вопрос, «какие инструменты необходимо использовать для продвижения радиостанции» эксперты отметили: телевидение – 40% (2чел.) и Интернет – 60% (4чел.).
Определяя, какие инструменты продвижения использует «Мегаполис FM» все эксперты отметили глянцевые журналы и наружная реклама.
Важным ресурсом для продвижения радиостанции эксперты отметили совокупность: собственный сайт, социальные сети, информационные порталы.
Рекламно-информационную продукцию «Мегаполис FM» использует довольно активно – 90% (5 чел), редко – 10% (1 чел).
По мнению экспертов, наиболее активно организовываются мероприятия для рекламодателй/слушателей – 90% (6чел), а вот уличные мероприятия (День города) – 10 %.
По какому направлению необходимо продвигаться «Мегаполис FM» оценивалась значимостью от 1 до 3 (где 1 – это самое значимое). Продвигать радиостанцию как средство массовой информации – 40%, продвигать радиостанцию как эффективный рекламный носитель – 30%, продвигать радиостанцию, как предприятие действующее в интересах городах – 30%.
На открытый вопрос «какие инструменты продвижения, по вашему мнению, необходимо развивать для успешного продвижения радиостанции?» эксперты отметили: Интернет (социальные сети и официальная страница), пиар-мероприятия (организация крупных праздников «День города» и пр.), имиджевая реклама на телевидении.
Обобщая все вышесказанное, стоит отметить, что «Мегаполис FM» на сегодняшний день активно продвигает радиостанцию. Основными инструментами продвижения является: Интернет (собственный формат, информационный портал 77.ru, социальные сети), на сегодняшний день активно начинают развиваться пиар-мероприятия для рекламодателей и слушателей.
1. Для наиболее эффективного продвижения «Мегаполис FM» необходимо дообработать единую программу продвижения. Вместо отдельно взятых видов продвижения необходимо перейти к современному интегрированному подходу продвижения.
2. Для активного продвижения необходимо задействовать такой инструмент как телевидение, который на сегодняшний день абсолютно отсутствует. С помощью имиджевых роликов «Мегаполис FM» на телевидении можно создать визуальное представление у общественности. Так, использование такого ресурса как телевидение сможет привлечь новых слушателей и проинформировать общественность о предстоящих мероприятиях.
3. Для создания наиболее целостной картины «Мегаполис FM» необходимо выбрать определенную визуальную концепцию и развиваться в едином направлении. Так, чтобы рекламно-информационная продукция (буклеты, сетка вещания, прайсы), наружная реклама и другие визуальные элементы дополняли и продолжали друг друга. На сегодняшний день «Мегаполис FM» активно разрабатывает дизайн макетов в виде «интерфейсов в смартфоне», мы предлагаем пойти по этому пути и исключить у каждого материала разношерстность.
4. Одним из основных инструментов продвижения на сегодняшний день является Интернет. На наш взгляд, официальную страницу «Мегаполис FM» необходимо значительно упросить для того, чтобы при первичном посещении сайта не возникало сложностей найти ту или иную информацию.
5. Также мы считаем, что «Мегаполис FM» необходимо продолжить активную работу в социальных сетях. В первую очередь, это касается «Вконтакте», «Instagram» так как большая часть целевой аудитории является активными пользователями именно этих социальных сетей. В «Instagram» можно публиковать фото и видео, которые связаны с жизнью радиостанции (например, показать, как записывается и создается эфир), общественности, которая не имеет никакого отношения к созданию радиоэфира могла бы быть интересно.
6. Отличным показателем является то, что «Мегаполис FM» начинает все более активно развивать и реализовывать различного рода мероприятия, приуроченные к различным праздникам. На наш взгляд, необходимо больше анонсов и упоминаний о предстоящем мероприятие не только в прямом эфире, но и использование других инструментов (социальные сети, телевидение, информационные порталы).
7. Мы считаем, что «Мегаполис FM» необходимо задействовать собственные ресурсы в организации широкомасштабных городских празднованиях (например, «День города», «День Победы» и пр,). Участие в организации таких мероприятий позволит радиостанции создать еще один информационный повод и напомнить о себе, а тем самым, привлечь новых слушателей и потенциальных рекламодателей.
8. На наш взгляд, все большую популярность начинают приобретать интерактивные игры в прямом эфире, цель всех слушателей – это дозвониться и выиграть приз. Мы считаем, что необходимо развивать такой формат вещания, как розыгрыши в прямом эфире, помимо этого, необходимо продумать итоговые и весомые призы для всех победителей, исходя из возможностей бюджета «Мегаполис FM».
9. Помимо этого, для «Мегаполис FM» рекламодатели являются одной из основных целевых аудиторий, мы рекомендуем радиостанции продолжить развивать такое направление как организованные встречи для рекламодателей (круглые столы, воркшопы) с целью формирования лояльности клиентов.
10. Большим преимуществом «Мегаполис FM» является то, что это собственный местный формат радио, следовательно, в последующем, можно адаптировать и реализовывать различные развлекательные программы, интерактивы и проекты – все то, что не смогут воплотить федеральные радиостанции. Помимо этого, все более популярным среди слушателей становится приглашенная эстрадная звезда в гости, мы считаем, что «Мегаполис FM» необходимо попробовать развить данный метод для создания разнообразного и интересного эфира.
2.3 Оценка эффективности предлагаемой программы
Предполагаем, что предложенные нами выше соображения помогут повысить эффективность деятельности по продвижению региональной радиостанции «Мегаполис FM».
Оценка эффективности определяет целесообразность вложенных средств и усилий, дает возможность сопоставить результаты кампании с результатами предыдущей рекламной деятельности. В качестве критериев оценки эффективности кампании интернет-продвижения радиостанции «Мегаполис FM».
нами были выбраны следующие показатели:
Количественные показатели:
– количество людей, вступивших в группу Вконтакте увеличилось от 300 человек до 1400 на момент предварительной оценки эффективности;
– количество людей, подписавшихся на официальную станицу в Instagram;
– количество лайков и репостов в официальной группе радиостанции;
– количество приобретенных абонементов за период проведения проекта продвижения.
Качественные критерии
– характер комментариев (положительный, нейтральный, негативный).
Комментарии будут отслеживаться в группе радиостанции «Мегаполис FM» в социальной сети ВКонтакте и в Instagram.
Для Instagram:
– количество подписчиков;
– количество комментариев;
– количество отметок «Мне нравится»;
– количество публикаций пользователей с фирменными хэштегами радиостанции «Мегаполис FM».
Таблица 1. Качественные показатели
Название | Качественные критерии | Метод | Результат |
Создание профиля в | Комментарии участников | Анализ | Положительные комментарии |
Проведение специального мероприятия «Гармония с природой» | Отзывы участников | Интернет опрос | Положительные комментарии и отзывы |
Публикации фото в Instagram с хештегом | Анализ публикаций | Положительная оценка | |
Создание группы Вконтакте | Отзывы участников | Интернет опрос | Положительные комментарии |
Таблица 2– Количественные показатели
Название | Количественные критерии | Метод | Количество |
Создание группы в социальных сетях Вконтакте | Количество участников (подписчиков) | Подсчет | Вконтакте – 1100 |
Создание профиля в | Количество Подписчиков и Выложенных фотографий,видео роликов (с хэштегом | Подсчет | 150 |
Создание канала на YouTube | Количество просмотров | Подсчет | 50 |
Создание рекламного ролика | Количество просмотров и кликов | Подсчет | 50 |
Проведение специального мероприятия «Гармония с природой» | Количество Новых клиентов. | Подсчет | Новые клиенты – 100 |
Таким образом, мы можем предположить, что реализация программы продвижения будет эффективной и сможет решить поставленные задачи. Так как программа еще не реализуется все результаты предполагаемые и субъективные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
Продвижение – деятельность организации, направленная на убеждение, информирование, и напоминание потребителей о своих услугах, товарах, идеях, образах, общественной деятельности
Сущность продвижения заключается в коммуникации с отдельными личностями, группами людей и организациями с помощью прямых (например, реклама) и косвенных (например, интерьер) средств с целью обеспечения продаж услуг организации.
Комплекс продвижения включает в себя рекламу, методы стимулирования сбыта, персональную продажу, связи с общественностью, а также прямой маркетинг, спонсоринг, брендинг.
В рамках настоящей курсовой работы было проведено исследование продвижения радиостанции «Мегаполис FM». Мы определили, что ключевыми видами продвижения «Мегаполис FM» являются реклама и PR с использованием различных инструментов, а прямые продажи и стимулирование используются для воздействия на определенную целевую аудитории радиостанции – рекламодателей. Нам удалось выявить, что для продвижения «Мегаполис FM» задействует интегрированный подход с использованием различных инструментов. Определили, что «Мегаполис FM» на сегодняшний день наиболее активно развивает и реализовывает различного рода мероприятия, приуроченные к различным праздникам, которые направлены на разные целевые аудитории: рекламодатели и слушатели.
Нами был проведен экспертный опрос с целью определить основные виды и инструменты продвижения «Мегаполис FM» со стороны экспертов. Было выявлено, что основными инструментами продвижения является: Интернет (собственный формат, информационный портал 77.ru, социальные сети), на сегодняшний день активно начинают развиваться пиар-мероприятия для рекламодателей и слушателей
Произведенные исследования позволили привести ряд рекомендаций, относительно продвижения радиостанции «Мегаполис FM». Мы считаем, что работа будет представлять интерес для PR-отдела медиахолдинга «Мегаполис FM» .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн, С.И. Наука. Язык радио / С. Бернштейн. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. – 115 с.
2. Богомолова, Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Богомолова. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 314 с.
3. Бэрнет, Д. Маркетинговые коммуникации / Д. Бэрнет, С. Мориарти. – СПб.: Питер, 2015. – 512 с.
4. Выходец, А.В. Цифровое звуковое радиовещание / А.В. Выходец, С.Н. Ганжа, В.А. Лапин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 105 с.
5. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России: практика и рекомендации / Л.Ю. Гермогенова. – М.: Руспартнер Лтд, 2016. – 106 с.
6. Голубков, Е.П. Маркетинг в России и за рубежом. Проектирование элементов комплекса маркетинга / Е.П. Голубков. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. – 114 с.
7. Гольдштейн, Г.Я. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов / Г.Я.
Гольдштейн, А.В. Катаев. – Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2016. – 315 с.
8. Денисон, Д. Учебник по рекламе: как стать известным не тратя денег на рекламу / Д. Денисон, Л. Тоби. – Минск.: Современное слово, 2014. – 98 с.
9. Егоров, В.В. Телевидение: теория и практика / В.В. Егоров. – М.: МНЭПУ, 2014. – 245 с.
10. Калужский, М.Л. Практический маркетинг / М.Л. Калужский. – СПб.: Питер, 2015. – 98 с.
11. Калюжнова, Н.Я. Маркетинг: общий курс / Н.Я. Калюжнова, А.Я. Якобсон. – М.: Омега-А, 2016. – 256 с.
12. Карп, В. «Менеджмент на радио» / В. Карп. – СПб.: Питер, 2014. – 101 с.
13. Катаева, Н.Н. Экономика и социум. Подходы к оценке эффективности мерчандайзинга / Н.Н. Катаева. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. – 186 с.
14. Кийт, М. Радиостанция / М. Кийт. – М.: Мир, 2016. – 98 с.
15. Костылева, Т.А., Современная реклама: соотношение atl-иBtl-Технологий / Т.А. Костылева, С.С. Марочкина. – Омск.: Изд-во Омский научный вестник, 2015. – 112 c.
17. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический
и операционный маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб.: Питер М, 2014. – 112 с.
18. Лебедев, А.Н. Наружная реклама: экспериментально-психологический подход к оценке эффективности. / А.Н. Лебедев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. –315 с.
19. Мерзлякова, И.С. Правовое регулирование рекламы / И.С. Мерзлякова. М.: ФӘН-Наука, 2014. – 21 с.
20. Назайкин, А.Н. Эффективная реклама в прессе / А.Н. Назайкин. – М.: Изд-во Международного института рекламы, 2016. – 119 с.
21. Назаренко, В.А. Становление коммерческого радиовещания в России /В.А. Назаренко. – Ростов-на-Дону.: Изд-во: Ростов-на-Дону, 2015. – 259 с.
22. Ромат, Е.В. Реклама в системе маркетинга / Е.В. Ромат. – Харьков.: НВФ Студцентр, 2016. – 212 с.
23. Турченюк, М.О. Маркетинг: пособие / М.О. Турченюк. – СПб.: Питер, 2016. – 582 с.
24. Тюриков, А.Г. Интернет-реклама / А.Г. Тюриков, Д.Е. Шляпин. – М.Дашков и Ко, 2015. – 112 с.
25. Учебная подготовка маркетолога: учебное пособие / В.Е. Ланкина, Л.Н.
Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова; под ред. В.Е. Ланкина. – 3 изд. – Таганрог: ТРТУ, 2016. – 27 c.
26. Федотова, Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л.Н.
Федотова. – СПб.: Питер, 2014. – 312 с.
27. Федутинов, Ю.Ю. Радиовещательные технологии / Ю.Ю. Федутинов. –
СПб.: Питер, 2016. – 113 с.
28. Феофанов, О.А. Реклама: новые технологии в России / О.А. Феофанов. –
СПб.: Питер, 2015. – 582 с.
29. Шагбанова, Ю.Б. Коммуникационное сопровождение продвижения радиостанции как субъекта медиаиндустрии / Ю.Б. Шагбанова. – СПб.: Питер,
2014. – 31 с.
30. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления /
М.А. Шишкина. – СПб.: 2015. – 115 с.
31. Главный академический словарь. – http://dic.academic.ru/
32. Создай свое радио. Радиовещательные технологии. –
33. Зеркало сцены. Менеджмент на радио. – https://vkarp.com.
34. Официальная группа «Мегаполис FM» «Вконтакте».
35. Официальная страница в Интернете «Мегаполис FM».
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф