Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Особенности психолого-педагогического сопровождения леворуких детей»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы леворуких детей в психологии
1.1. Понятие леворукости и причины ее возникновения
1.2. Психологические особенности леворуких детей
1.3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема
Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение леворуких детей
2.1. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
2.2. Рекомендации для учителей и родителей
2.3. Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе
Заключение
Список использованной литературы

 

Введение

В курсовой работе речь пойдет главным образом о леворукости и о влиянии данного феномена на успешность обучения детей.
Актуальность исследования связана с тем, что леворукость, как и праворукость, является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга социальных и клинических про-блем. Кроме того, отмечается повсеместный рост внимания к охране здоро-вья и воспитанию леворуких детей, у которых значительно чаще встречаются указания на перенесенные вредности в период беременности и родов, а также нарушения и искажения хода нормального развития.
Цель работы заключается в следующем: изучение психологических особенностей леворуких детей в школе.
Достижение цели исследования требует выполнения следующих задач:
1. Дать определение понятию «леворукость» и исследовать историю психологических особенностей леворуких детей;
2. Изучить теории, гипотезы, учебную и научную литературу левору-ких детей;
3. Рассмотреть школьные проблемы левшей;
4. Привести рекомендации для подготовки леворукого ребенка к шко-ле;
5. Проанализировать психологические особенности леворуких детей в школе.
Объектом исследования являются феномен левшества и его влияние на успеваемость в школе.
Предметом исследования стали психологические особенности левору-ких детей.
При подготовке работы был проведен обзор литературы и периодики, по проблеме исследования. Среди всех источников необходимо выделить ос-новательный труд М.М. Безруких, отраженный в книге «Леворукий ребенок в школе и дома» (Екатеринбург, 1998). В книге рассмотрены основные гипо-тезы и теории возникновения леворукости, представлены психологические особенности леворуких детей. Отдельное внимание в книге уделено школь-ным проблемам левшей, приводятся рекомендации для учителей и родителей по методам обучения и подготовке к школе «особенного» ребенка.
Итак, левша — это явление редкое и распространенное одновременно. Всюду, где собираются больше тридцати человек, обязательно есть левша. Кто же такие левши?
Ученым пока не удалось до конца разгадать тайну того, что одним лю-дям легче орудовать во всем правою рукою, а другие все делают левой. Но, конечно же, левшам сложнее адаптироваться в нашем мире, потому что все условия нашей жизни больше приспособлены под правшей. И в этой связи проявляется необходимость обучения левши хоть немного владеть правой рукой.
Хотя само по себе явление леворукости не оказывает существенного влияния на ограничения в определенных сферах жизнедеятельности. К при-меру, феномен левши не мешает ребенку играть или хорошо рисовать, скла-дывать пазлы и участвовать в различных соревнованиях.
К сожалению, в нашем обществе не искоренилось жесткое мнение, ка-сающееся того, что леворукий ребенок — это некое отклонение от нормы, а не нормальное явление. А ведь леворукость — это не что иное, как разно-видность нормы в процессе развития детского организма, и зависит это, прежде всего, от особенностей строения человеческого мозга, точнее от асимметрии полушарий.
Уже много веков человечество пытается понять феномен левшества, но до сих пор левши остаются для праворукого мира поистине неразгаданной загадкой. Они, неохотно раскрывая свои тайны, продолжают быть объектом изучения специалистов различных областей науки: психологов, нейропсихо-логов, педагогов, дефектологов, физиологов, медиков [2].
К одной из неизученных до конца проблем относится воспитание и обучение леворуких детей. В этой связи может возникнуть вопрос: а пробле-ма ли это?
Лучший аргумент — статистика: в России примерно 10% левшей — каждый десятый. Тестирование ведущей руки, проводимое в разных странах, показало, что число левшей колеблется от 3 до 10%. Один из первых серьез-ных обзоров работ по леворуким принадлежал перу Джексона и был издан в Лондоне в 1905 году.
Одни исследователи убеждены, что леворукость — это результат при-вычки, т. е. не имеет патологических предпосылок и является социальной по своей природе; другие приводят убедительные данные о генетических пред-посылках леворукости (Джерре Леви и Томас Нагилаки, Марион Аннет); третьи считают, что леворукость возникает в результате повреждения левого полушария на ранних этапах индивидуального развития (Доброхотова Т.А., Брагина Н. Н) [3].
Известные американские ученые С. Спрингер и Г. Дейч одну из глав своей книги «Левый мозг, правый мозг» назвали «Загадка леворукости», подчеркивая этим, что мы до сих пор не имеем однозначного ответа на во-прос о том какие факторы определяют «рукость», чем левши отличаются от правшей, не является ли леворукость патологией.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практиче-ских рекомендаций и применению данных исследований в работе учителей начальных классов и групп продленного дня.

Глава 1. Теоретические основы проблемы леворуких детей в пси-хологии

1.1. Понятие леворукости и причины ее возникновения

 

В чем причина феномена леворукости — достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно ко-торой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преоб-ладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит — в правой. При этом область сердца у ле-воруких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч — в правой. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости [1]. В частности, доминирование правого полу-шария у женщин в какой-то мере зависит от особенностей гормонального фона в организме внутриутробного плода. Не самая «мощная» по своей тео-ретической значимости теория, конечно, — но зато чрезвычайно важная для здоровья женщин-левшей. Дело в том, что недавно американские ученые вы-явили неприятную закономерность: у дам, предпочитающих действовать преимущественно левой рукой, существенно повышается риск развития рака молочной железы.
Проблемы левшества и леворукости интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.
Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части над правой и называется левшеством [4].
Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или ру-ки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и правое ухо, но быть толчковой левая нога.
Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, пере-учивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его раз-витие и привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны с одним из боль-ших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особен-но чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.
В качестве весьма поучительного и одного из наиболее ярких разоча-рований при изучении проблемы леворукости являются исследования, в ре-зультате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речи Брока у левшей в 70% случаев расположен так же, как и у правшей, в левом полушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов (когда сердце располагается справа, печень слева и т.д.) и даже локальная декстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявления леворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чем самая леворукость [2]. Более того, связь между этими состояниями не ясна. Так, например, среди 12 обследо-ванных людей с тотальной транспозицией внутренних органов не было ни одного левши [4].
Лишь у части леворуких детей картина оказывается перевернутой: ре-чевые центры у них перенесены в правое полушарие (и оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному принципу, доминантное пра-вое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее исполь-зованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отра-зиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.
Ситуация с передачей функций доминирования правому полушарию рождает массу вопросов. Перенос центров речи в правое полушарие вовсе не означает, что полушария автоматически меняются своими функциями. Пра-вое полушарие отвечает за целостное восприятие, за образное и простран-ственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагру-жается «ответственностью» за речь. Может, это действительно ценное соче-тание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее под собой научного обоснования. И по-ка нет серьезных оснований считать, что любой леворукий ребенок — потен-циальный гений [5].
В многочисленных исследованиях так или иначе вычисляется «коэффи-циент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, каким из критериев определения левшества надо придавать большее, а каким — меньшее значе-ние. Имеются различные точки зрения по этому вопросу. С другой стороны, указанные признаки не коррелируют между собой, в различной степени ограничиваются культурологическим давлением и даже могут изменяться в течение жизни с одного типа на противоположный. Мы не знаем, какой вклад в них вносит переучивание с одной руки на другую.
Наконец, весьма болезненным представляется вопрос о том, где же проводить разграничительную черту между левшами и правшами при стати-стическом анализе отдельных признаков. Несмотря на указанные трудности при определении ведущей руки, уже давно имеет место тенденция к расши-рению толкования понятия «левшества», с включением в орбиту рассмотре-ния ведущего глаза, ведущего уха, ведущей ноги и т.д., что, конечно, еще больше запутывает проблему. Не имея надежных данных о морфофизиоло-гических особенностях левшей, мы не можем судить об их происхождении, а, следовательно, и о природе самих билатеральных различий. В чисто прак-тическом плане достаточно знать, что леворукость бывает генетически обу-словленной, компенсаторной и вынужденной [7].
Генетически обусловленная леворукость передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке [3]. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеет ге-нетического фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное по-лушарие: у праворуких людей — левое, а у леворуких — правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, которая возникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.
По организации работы головного мозга такие дети не являются лево-рукими, но наиболее активной у них будет левая рука. Исходя из этих трех форм леворукости, интересно поразмыслить, кого же пытаются переучивать «слева направо» некоторые излишне ретивые родители и педагоги.
Может быть, они мечтают добиться успеха, сломав всю биологическую иерархию деятельности головного мозга у ребенка с генетически обуслов-ленной леворукостью?
Или, в случаях компенсаторной леворукости, у них есть желание сде-лать из ребенка-левши образец «праворукости», переложив функции управ-ления ведущей рукой на пострадавшее в результате какой-то причины левое полушарие?
А может, кто-то решит, что нужно сломать с трудом возникшие связи в головном мозге, переключившие функции ведущей руки с травмированной правой на здоровую левую? [4] Следует помнить, что преимущественное владение той или другой ру-кой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы. Большими усилиями родители и педагоги могут, конечно, заставить ребенка- левшу действовать правой ру-кой. При этом они рискуют создать клубок медицинских и психологических проблем, в сравнении с которым «исправленная» леворукость малыша пока-жется лишь забавной невинностью. Прежде чем попытаться сделать из ре-бенка-левши правшу, не помешает проконсультироваться с психологом ме-дицинского и педагогического профиля. Взвесить все «за» и «против» самым тщательным образом — ведь левшой, между прочим, является каждый пятый всемирно прославившийся человек.

 

1.2. Психологические особенности леворуких детей

 

Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стан-дарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга [5]. Заставлять левшу писать правой рукой — это зна-чит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональ-ную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпо-сылок. Если ребенок пишет левой рукой и, следовательно, по крайней мере, частично, этот процесс регулируется правым полушарием, то заставлять его писать правой рукой означает создавать дополнительную нагрузку для си-стем левого полушария. Это не следует понимать таким образом, что у лев-шей полушария как бы просто поменялись местами: левое делает то, что должно делать правое, и наоборот. Такое понимание — грубое упрощение.
Если учитель вовремя не объяснит ребенку, что его леворукость не по-рок и не отклонение от нормы, а его индивидуальная особенность, вовремя не пресечет насмешки или просто «косые» взгляды со стороны класса, не уделит ребенку больше внимания, не научит его правильно сидеть, правиль-но писать левой рукой, может произойти страшное. Ребенок с огромными трудностями научится писать «правильной» правой рукой. Но за это время в его душе поселится чувство неуверенности в себе, пройдет желание учиться. Учеба начнет ассоциироваться с чем-то неприятным. И тогда для самоутвер-ждения в детском коллективе школьник начнет хулиганить. Таким образом, школа, учитель, сами о том не подозревая, могут воспитать из обыкновенно-го ребенка злостного правонарушителя [4].
У этой проблемы есть и другая, материальная сторона. Все инструк-ции, технологические описания и рекомендации начинаются со слов: «Возь-мите в правую руку… придерживайте левой рукой…». О том, что человек может быть левшой, не допускается и мысли. Так же изготовлены инструмен-ты. Рожок рубанка устроен под придерживающую левую руку. Ножовки в большинстве своем эргономично рассчитаны под правую руку. Левой рукой правильно работать таким инструментом невозможно. Передний зажим стандартного столярного верстака расположен слева, это удобно для прав-шей. Строгать на нем левше невозможно. Таких примеров можно привести множество, не только по школе, но и в быту, на производстве [8]. Считаю, что над этим стоит задуматься.
Рассмотрим особенности леворуких людей.
1) Морфологические особенности:
а) левая рука несколько больше правой;
б) ноготь левого мизинца несколько шире правого;
в) более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;
г) более подвижна мимика левой половины лица.
2) Психофизические особенности:
а) плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;
б) речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый тре-тий леворукий ребенок;
в) особенности пространственного восприятия. Искажение форм и про-порций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;
г) сложно концентрировать и переключать внимание [8].
3) Эмоционально-психологические особенности:
а) повышенная эмоциональная чувствительность;
б) ранимость;
в) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работо-способность;
г) высокий уровень креативности;
д) ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
е) раздражительность и обидчивость;
ж) подверженность различным страхам (боязливость);
з) низкий уровень самоконтроля;
и) пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
к) конформность (склонность к пассивному восприятию действительно-сти);
л) сонливость;
м) повышенный уровень тревожности;
н) эстетическая впечатлительность [9].
Уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уверенного в своих силах ребенка, который испытал успех на уроках.

 

1.3. Леворукость как психолого-педагогическая проблема

 

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют осо-бого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Мно-гие рассматривают их как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?
Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ре-бенка длительного напряжения, вызывают сильное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого — тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия [7].
Период приспособления к школе (период адаптации) довольно про-должителен по времени 4—6 недель. А опросы показывают, что родители “отводят” на адаптацию не больше одной-двух недель, учителя — больше — две-три недели. Как видите, реальные сроки продолжительнее в два раза. В этот период трудно все: и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, с толь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакомые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а как справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома с бабушкой или мамой?).
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют неко-торые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственно-стью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных норма-тивов [5]. Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником по-ложительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуж-даются.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фак-тором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и “по пустякам” обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников). Мы не случайно написали “жалуются”, это действительно так, и скорее всего эти жалобы — результат непонимания особенностей ребенка, желание видеть его таким, как все [6]. И исследователи, и родители, и учите-ля часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками. Эту склонность, выраженную очень сильно, называют аутизмом. Аутизм (от греч. autos — “сам”) проявляется в равнодушии к социальным контактам, в уходе в себя, в мир внутренних переживаний. Такие дети склонны также к повторяющимся действиям, к использованию собственного, изобретенного ими языка. Ребе-нок как бы уходит из действительности в свой собственный мир. Среди детей, страдающих аутизмом, доля неправоруких достигает 50—65%.
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмеча-емые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) сти-мулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обу-чении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ [7].
Однако следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых мы отмечаем задержку речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левой зоны коры головного мозга), будут испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения, у них также будут неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.
В последние годы школа отказалась от практики переучивания левору-ких детей, и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его по-знавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно — двигательных координаций: де-ти плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображе-ний; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскла-дывание по «полочкам».
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость [10].
Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что при-мерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность ле-воруких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.
В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные осо-бенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь — навыков письма.
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ре-бенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. По-этому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом спо-соб держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка [7].
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще вы-полняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обры-вов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М.М. Безруких, 1997)). Требовать от левши безотрывного пись-ма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность
Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего гла-за при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть раз-мещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с веду-щим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, ра-бочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994). Последнее требование может, одна-ко, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей располо-жение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем пра-вом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных де-тей [11].
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
а) зрительно — моторной координации;
б) точности пространственного восприятия;
в) зрительной памяти;
г) наглядно — образного мышления;
д) способности к целостной переработке информации;
е) моторики;
ж) фонематического слуха;
з) речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходи-мость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноцен-ному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овла-дении учебной деятельностью.
Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реали-зовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориен-тацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относи-тельно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаружива-ется при проблемном обучении и приобщении к художественному творче-ству [12].

 

Выводы по первой главе

 

Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигают различные варианты гене-тической обусловленности леворукости.
Доказана вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких ро-дителей – всего 2 %, она возрастает до 17 %, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46 %, если леворукие оба родителя.
Еще один вариант возникновения леворукости — так называемая пато-логическая (компенсаторная) леворукость, связанная с каким-либо пораже-нием мозга, чаще — его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функ-ции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука ста-новится ведущей.
Леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, в развитии моторных функций. Однако лево-рукость является не причиной данных нарушений, а, скорее, следствием. Причина – это нарушения в развитии мозга.
В настоящее время существует несколько взглядов на природные спо-собности левшей по сравнению с правшами. Первый основан на том, что по-казатели. Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.
Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показа-телями нервно- психической деятельности и большими адаптационными воз-можностями, чем правши. Анализ источников информации по феномену ле-ворукости позволяет утверждать, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более что, по сути, они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а, следовательно, не проти-воречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положитель-ные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали.

Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение леворуких де-тей

2.1. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

 

Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповто-рим и индивидуален. Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать его как свой.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является профилактика школьных неврозов и учебных трудностей леворукого ребен-ка.
Задачи:
1. Диагностика профиля функциональной асимметрии
2. Профилактика затруднений в начале систематического обучения письму:
при решении задач, которые требуют сложнокоординированных дей-ствий: резание бумаги, бумагопластика, письмо и др. (предполагает исполь-зование ножниц для левой руки);
при выполнении заданий, в основе которых лежат зрительно-пространственные представления: многие математические задачи, задачи, требующие использования схем и моделей;
при выполнении заданий, требующих зрительно-моторной координа-ции: письмо и чтение, отдельные упражнения на уроках физкультуры и дру-гие;
при работе с понятиями.
3. Развитие креативных способностей в творческих видах деятельности.
4. Методическая поддержка родителей и педагогов в индивидуальном сопровождении растущего леворукого ребенка, чтобы минимизировать дав-ление праворукой среды на ребенка [15].

2.2. Рекомендации для учителей и родителей

 

При воспитании и обучении леворуких детей необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует по-строить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительно-стью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нужда-ется в сочувствии и принятии.
Задача взрослого — развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни [11]. Принимая во внима-ние повышенную энергоемкость протекания психических процессов у лево-руких, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной си-стемы, необходимо придерживаться установленного режима дня и присталь-но следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся. Данные, полученные при исследовании леворуких, показывают, что способы и приёмы, с помощью которых дети усваивают знания, различны. Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных об-разов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья — образ-ные сравнения.
При построении плана коррекционной работы представляется необхо-димым выявлять такие индивидуальные особенности, т.к. их учет может ока-заться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.
К сожалению, еще нет научно разработанной методики обучения пись-му леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (т.к. даже ножницы ему нужны другие). Поэтому леворукие дети учатся выполнять все учебные действия так же, как и праворукие.
И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям [13]:
1. Необходимо помочь леворукому ребёнку организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, пра-вильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа (Приложе-ние 4);
2. Не следует требовать от леворукого письма с правым наклоном, бо-лее целесообразным для них будет писать прямо;
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную коорди-нацию (Приложение 5) [16].

2.3. Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе

 

Прежде чем приступить к подробному обсуждению приемов обучения и специфических ошибок леворуких детей, предстоит ответить на ряд вопро-сов, обычно задаваемых учителями, родителями и другими заинтересован-ными лицами. Хочется надеяться, что после ответов на них станет понятно, что решение проблемы обучения левшей назрело.
Итак, несколько основных вопросов. Стоит ли задача как таковая, если даже не в каждом классе есть дети, пишущие левой рукой? Кто должен зани-маться обучением левши, если он не усваивает объяснение, данное учителем на уроке? Как обеспечить успешное обучение таких детей? Должны ли при-влекаться на помощь ребенку его родители? Не проще ли переучить левшу и закрыть обсуждение?
Вот грустные доказательства того, что проблема назрела давно и от-махиваться от нее уже нельзя. Среди ребят, занимающихся со школьными логопедами и дефектологами, процент левшей или школьников со скрытым левшеством превышает среднестатистическую норму. Среди учащихся ПТУ, вынужденных отказаться от дальнейшего обучения в школе, их также боль-ше, чем среди учеников старших классов. Вывод напрашивается сам – мы не умеем учить левшей, особенно принадлежащих к группе риска [18].
В общепринятом смысле к левшам относятся ребята, предпочитающие выполнять основные операции, а касательно школы это письмо, левой рукой. В предыдущей статье было показано, что группа левшей шире и не ограни-чивается леворукими детьми, объединяя также ребят со скрытым левшеством и амбидекстров (пишущих обеими руками). Однако эти дети очень неодно-родны и по своим психофизиологическим особенностям [17]. У обсуждаемой категории ребят чаще наблюдаются задержки и диспропорции формирова-ния высших психических функций, при изучении математики, например, это проявляется при счете.
Но можно возразить, что в классе редко бывает больше двух левшей, а чаще — ни одного. Понятно, что переученные левши во внимание не прини-маются, а бывают отнесены к «логопедическим» или просто глупым учащим-ся. Причем часто доказательство их хорошего интеллекта в виде мгновенно-го интуитивного решения задачи «со звездочкой» с выкрикиванием ответа вслух обращается против самого ученика, поскольку объяснить ход решения без соответствующего обучения ребенку бывает крайне трудно. Стоит ли ов-чинка выделки? При работе с какими детьми могут еще пригодиться иные методы обучения?
Но список категорий учащихся, которых лучше учить, используя иной, правополушарный, стиль обучения (ведь большинство общепринятых педа-гогических методик ориентировано на левополушарное восприятие), еще не полон. Почти половина сегодняшних первоклассников приходит в школу с несформированными до конца предпочтениями ведущего глаза или уха. И их тоже лучше обучать с учетом индивидуальных особенностей специализа-ции полушарий [19].
Введение в начальном звене четырехлетнего обучения для детей начи-ная с шести с половиной лет привело в школу ребят, только начавших поль-зоваться в силу своих возрастных особенностей левым полушарием, вклад которого в психологическое функционирование пока невелик. Для этих ма-лышей характерны эмоциональность, непроизвольность, а познавательная деятельность носит целостный и образный характер при сильных интуитив-ных началах. Многие учителя, работающие с такими классами, особенно по сложным учебникам, столкнулись с рядом трудностей, обусловленных имен-но перечисленными выше факторами [19].
Безусловно, все перечисленные группы учащихся нельзя огульно отне-сти к правополушарным. Но в каждом классе учатся дети без ярко выражен-ного преобладания одного из полушарий (наиболее приспособленные к су-ществующему обучению), правополушарные и левополушарные. А в идеале хочется научить каждого ребенка, поэтому работа учителя будет тем успеш-нее, чем лучше он донесет суть объяснения до каждого ученика.
На второй вопрос ответ очевиден: конечно же, учить надо учителям, тем более что они умеют это делать. Осталось признать существование по-добной проблемы, необходимость ее решения и овладеть некоторыми новы-ми приемами обучения. Но учить придется и родителям, поскольку ребенку и дома нужна помощь. И хорошо, если мама придумывает свои способы объяснения, альтернативные школьным, а если нет?
Тому, как лучше учить, учитывая мозговую организацию познаватель-ных процессов каждого ученика, посвящен весь цикл статей. Эти методы и приемы обучения, часто известные, помогли многим ребятам справиться со своими затруднениями [20].
И надо признать, что есть учителя, успешно обучающие учащихся с различными психофизиологическими возможностями. Их работа адаптиро-вана ко всем стилям обучения, задания разноплановы, а созданная учебная ситуация стимулирует деятельность то одной, то другой части класса, что не может не сказаться на успешности каждого ученика. Поэтому использование разнообразных методов обучения только обогащает работу учителя.
Для обучения учащихся с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоре-тического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением. Поскольку чтение правил в учебнике, по сути, ближе к изу-чению научного текста, то и воспринимается оно правым полушарием намного хуже художественного произведения, а, следовательно, и работе с учебником надо учить специально, равно как и пониманию условия задачи. Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в по-нимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, по-этому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а за-тем, последовательно решать эту конкретную задачу. Правополушарному школьнику намного легче справляться с заданиями, если это будут не отвле-ченные номера в учебнике, а задания, например, по расшифровке загадок.
В классе же помимо правополушарных учащихся находятся и левопо-лушарные, которым абстрактное последовательное объяснение идет только на пользу, а обучить надо и тех, и этих. Хорошо, что детям без выраженного доминирования полушарий одинаково подходят оба стиля обучения [10].
Конечно, вызывают опасение дети с так называемыми трудностями в обучении, однако использование теории поэтапного формирования умствен-ных действий наряду с другими приемами позволит успешно справиться с программой и им. Однако обучать неуспешного ребенка без помощи роди-телей фактически невозможно, поэтому необходимо привлечь их внимание к ряду очень важных вопросов. Хочется обратиться именно к родителям, главным сподвижникам и соратникам учителя. Если мама не понимает труд-ностей своего ребенка и не верит в него, то что же ему делать? Попробуем разобраться.
Сначала надо правильно квалифицировать все трудности ребенка, а они могут быть как у правши, так и у левши. А ведь отставания в учебе встречаются у вполне здоровых детей, но с индивидуальными темпами раз-вития. Задача окружающих ребенка педагогов, родителей и, конечно, психо-логов – своевременно помочь. Только тогда можно добиться положительно-го результата, пусть не сразу, но это даст возможность полноценно форми-ровать познавательную сферу и личность малыша [16].
Если раньше многие трудности ребят были часто необъяснимы, то се-годня они исследованы и существуют универсальные подходы и направления нейропсихологической коррекции. Но без кропотливой и вдумчивой работы педагога здесь не обойтись, а главный его соратник – родитель, больше ре-бенку надеяться не на кого. И хотя не всегда плохой почерк, пропуски букв и неспособность освоить учебную программу объясняются левшеством, но среди здоровых детей, не успевающих в младших классах и обратившихся за консультацией в специализированные центры, около 70 процентов оказыва-ются левшами.
Профессионально проведенное нейропсихологическое обследование выявит объективные причины трудностей ребенка и как минимум поможет наметить пути коррекции. Правда, это только первый этап, но дорогу осилит идущий!
Психологи предостерегают отчаявшихся родителей от такого ради-кального шага, как смена ведущей руки. В данной ситуации рука – это отра-жение мозговой организации психологической деятельности человека! Пере-учивание может привести к торможению высших психических функций, при-чем последствия могут проявиться не сразу, но бороться с ними придется опять бедному ребенку. Вопросы переучивания решаются только со специа-листами, причем положительное решение может быть принято только в том случае, если переученный левша пользовался правой рукой лишь до начала систематических занятий письмом или, в крайнем случае, в первые дни обу-чения. Но даже такой шаг удается не всегда.
Навязанное извне «правшество» может оказаться сильнее, ведь пере-учивание производилось в период формирования двигательных функций и уже оказалось вплетенным в сложную систему распределения функций меж-ду полушариями. Поэтому родители не имеют права действовать на свой страх и риск при любых кажущихся им безапелляционными аргументах, по-скольку рискуют они не своим здоровьем, а психическим и физическим здо-ровьем другого человека, пусть и их собственного ребенка [14].
Если же малыш еще не ходит в школу, но многие операции выполняет левой рукой или же есть настораживающие факторы в виде перечисленных трудностей в овладении первыми учебными премудростями, то можно само-стоятельно перед консультацией со специалистом попытаться определить ве-дущие руку, глаз и ухо по специальным методикам, опубликованным, например, в книге М.М. Безруких и М.Г. Князевой «Если ваш ребенок – левша» или в одноименной книге М.Макарьева. Однако хочется предосте-речь от самонадеянности тех родителей, чьи дети не могут пока остановиться на выборе руки, по крайней мере, для письма. В данном случае, бывает, ошибаются и психологи [20].
И если у ребенка ведущей окажется левая рука, то учить следует «ис-тинного» левшу, обращая его особенности в достоинства, опираясь на инту-ицию и эмоциональность, а поверив в искреннее желание помочь, он сам ста-нет подсказывать своими вопросами путь к успеху. Будем справляться с воз-никшими проблемами поэтапно, полагаясь на разнообразие способов обуче-ния, индивидуальный подход с учетом причин непонимания и пластичность мозга ребенка.

Вывод по второй главе

 

Подводя итог, следует отметить, что леворукий ребенок требует особо-го внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть комфортно, спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы восприни-мать его как свой.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является профилактика школьных неврозов и учебных трудностей леворукого ребен-ка.
При воспитании и обучении леворуких детей необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Родителям и педагогам следует по-строить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительно-стью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок чрезвычайно нужда-ется в сочувствии и принятии. Задача взрослого — развить в нем чувство оп-тимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни.
Таким образом, в данной части работы подробно разобрана цель и за-дачи психолого-педагогического сопровождения, приведены рекомендации для учителей и родителей, а также исследован вопрос психологической по-мощи педагога леворукому ребенку в школе.

Заключение

 

В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мыш-ления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в уче-нии, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая пере-стройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характери-зуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна по-читалась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный спо-соб письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы спра-ва налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспо-соблены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей [17].
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не пе-реучивают, но и создают все условия для нормального существования, обу-чения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швей-ные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для ра-боты леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для левору-ких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, при-учая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудоб-но. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адап-тивные возможности ребенка.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сде-лать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педаго-гам, и родителям — для того, чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или от-клонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельно-сти мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые осо-бенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изме-нить его биологическую суть.

Список использованной литературы

 

1. . Арсентьева Ж.В. Леворукий ребенок в «праворуком» мире. //Наука в современном мире. Материалы XXVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. М: «Перо», 2016, 42-51 с.
2. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
3. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного воз-раста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
4. Безруких, М. М. Прописи «Леворукий ребенок» [Текст] / М. М. Безру-ких. – М. : Ювента, 2019. – 56 с.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
6. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творче-ское и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.
7. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Енике-ев. — М.: Норма, 2019. — 224 c.
9. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Обра-зовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
10. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. — М.: Юрайт, 2016. — 182 c.
11. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Ма-клаков. — СПб.: Питер, 2017. — 583 c.
12. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2017. — 460 c.
13. Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. — М.: КноРус, 2016. — 496 c.
14. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного воз-раста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
15. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студен-тов вузов / А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 543 c.
16. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
17. Чернова, Е. Н. Диагностика познавательных процессов младших школьников [Текст] / Е. Н. Чернова. – М.: Просвещение, 2016. – 145 с.
18. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психоло-гия: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
19. Шнейдер Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведе-ния детей и подростков: учеб. пособие для СПО / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 219 с.
20. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодей-ствия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. по-собие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф