Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Особенности развития памяти у детей с ЗПР»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение ……
1. Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР ….
1.1 Характеристика памяти …..
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР ..
1.3 Особенности развития памяти у детей с ЗПР …
Выводы по первой главе ….
2. Исследование памяти и коррекция ее нарушений у детей с ЗПР ….
2.1 Методики исследования памяти у дошкольников с ЗПР …
2.2 Основы коррекционного развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
Выводы по второй главе …
Заключение …..
Список литературы ….
Приложения ..

 

Введение

В последнее время отмечается увеличение числа детей, страдающих задержкой психического развития. ЗПР является одной из самых распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, для которого характерна незрелость отдельных психических функций или психики в целом. И поэтому проблема помощи детям с ЗПР приобрела актуальность.
Память – это одна из основных психических функций. А от них в свою очередь зависят и все остальные функции. Исследование развития памяти у детей с ЗПР – одна из наиболее актуальных задач дошкольной психологии, т.к. в старшем дошкольном возрасте уже идет подготовка к школе. И детям с ЗПР сложно будет в начальной школе если момент коррекционной работы будет упущен. Проблема развития памяти требует постоянного изучения и исследования.
Актуальность данной темы обусловлена важностью памяти для формирования личности ребенка, увеличением в последние годы количества детей с задержкой психического развития и необходимостью помощи им.
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: память детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза: память детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей.
При выполнении данной работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные понятия и виды памяти;
2. Определить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР
3. Рассмотреть особенности психолого-педагогического развития детей с ЗПР.
4. Определить средства диагностики памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР.
5. Рассмотреть возможные варианты коррекции развития памяти у дошкольников с ЗПР, с учетом ее особенностей
Теоретические и прикладные аспекты развития памяти рассматривались в трудах: Черемошкиной Л.В., Гамезо М.В., Апчел В.Я., Цыган В.Н., Немов Р.С., Самыгин С.И., Штерн А.С. и другие. Вопросы развития памяти у детей с ЗПР изучали Деревянкина Н.А., Лебединский В.В., Мамайчук И.И., Никишина В.Б., Стребелева Е.Л., Трофимова Н.М., Власова Т.А., Лубовский В.И. и многие другие.
Работа состоит из двух глав. В первой главе представлены теоретические основы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР. Во второй главе дано описание методик исследования памяти у дошкольников с ЗПР. Рассмотрены варианты коррекции памяти у детей с ЗПР, даны рекомендации по проведению коррекционных мероприятий.
Практическая значимость данного исследования заключена в возможности его применения в работе с детьми с ЗПР по выявлению индивидуальных особенностей развития памяти и в коррекционной деятельности.
Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов).

 

1. Теоретические основы изучения развития памяти детей с ЗПР

1.1 Характеристика памяти

Память является основой психической деятельности человека. Она связывает прошлое человека с его настоящим и будущим, память – важнейшая познавательная функция. Память характеризует человека, как индивида, субъекта деятельности, личность и индивидуальность. Человек как индивид обладает определенными способностями запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Мнемические процессы субъекта деятельности зависят от его взаимоотношений с окружающей средой и запоминаемым материалом. Личность обладает сознанием и самосознанием, она формирует отношения с окружающим миром и способна регулировать проявление своих мнемических процессов. Человек – индивидуальность отличается качественным и количественным своеобразием процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Память объединяет восприятие, воображение и мышление в единую систему, которая направлена на познание окружающей действительности.
Первым начал исследовать память немецкий психолог Г. Эббингауз. По его мнению, запоминание – возникновение ассоциативных связей между впечатлениями. Похожей точки зрения придерживались Э. Ли Торндайк, Б.Ф. Скинер и другие представители гештальтпсихологии. Роль личности в запоминании подчеркнул З. Фрейд. По его мнению, человек запоминает то, что соответствует его подсознательным влечениям. Если что-то не соответствует, то вытесняется из памяти. Экспериментального подтверждения эти утверждения не нашли. Социальную природу памяти изучал Л.С. Выготский. Его идеи разрабатывали П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия и др.
«Память – это форма психического отражения действительности, психический процесс, заключающийся в запечатлевании, хранении и воспроизведении следов прошлого опыта. Любой живой организм, соприкасаясь с внешней средой, получает некий опыт. И его дальнейшие действия базируются на этом опыте. Не говоря уже о высших сферах деятельности, такой опыт необходим организму хотя бы для того, чтобы выжить. Поэтому этот опыт должен откладываться, храниться, поэтому-то и необходима всякому живому существу память.» [23; с.93] Существует много разновидностей определения памяти, но все их можно свести к следующему определению: «Память – совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и забывание информации.»[1; с.7] В процессе взаимодействия с окружающим миром, человек получает впечатления, которые оставляют свой след в его сознании и подсознании, они сохраняются, закрепляются, а при необходимости и воспроизводятся. Эти процессы все вместе и представляют собой систему памяти человека. Память составляет основу жизни человека. Благодаря ей происходит научение, приобретаются знания, умения и навыки. Именно благодаря совершенствованию свой памяти, человек выделился из животных. Память — это способность человека получать, сохранять и воспроизводить полезный жизненный опыт. Память есть у всех живых существ, но только у человека она достигает высокого уровня развития.
Из определений памяти можно сделать вывод, что существует три ее основных характеристики: запоминание, хранение и воспроизведение информации. Это основные мнемические процессы памяти.
«Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого.»[14; с.55] Память оказывает влияние на психическую деятельность в целом. Она является основой процессов обучения, мышления, основой личности. Главное значение памяти среди психических функций ученые видят в ее участии во всех видах функций. Т.к. ни одна из них не может быть осуществлена без участия памяти.
Память, благодаря накопленному опыту, играет важную роль в формировании личности.
Существуют различные подходы к классификации памяти, и соответственно, различные ее виды. Память подразделяется не генетическую, импринтинг и прижизненную. Генетическую память еще называют наследственной. Информация об анатомической строении и врожденном поведении хранится в клетках. Эта память меньше всего подвержена повреждениям.
Импринтинг или запечатлевание. Это промежуточная память между генетической и прижизненной. Она свойственна раннему периоду развития и представляет собой установление одномоментной связи между ребенком и окружающей средой. Прижизненная память хранит всю информацию, которую человек получает от момента рождения до самой смерти.
По типу запоминаемого материала прижизненная память делится на двигательную, эмоциональную и символическую. Выделяют несколько подвидов – зрительную, тактильную, слуховую и прочие виды памяти. Высший вид памяти – символическая, она подразделяется на словесную и логическую.
По времени хранения прижизненная память классифицируется на мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную память. Мгновенная характеризуется коротким временем хранения информации, но большим объемом. Кратковременная формируется на основе информации полученной из мгновенной памяти. Передается та информаций, на которую направлено внимание. Хранение информации от нескольких секунд до нескольких часов. Промежуточная получает информацию из кратковременной в закодированном виде и хранит ее несколько часов. Из промежуточной через кратковременную информация попадает в долговременную память где и хранится.
В свою очередь долговременная память делится на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с участием произвольного внимания, с установкой на запоминание. Она характерна только для человека. Непроизвольная память не имеет цели и не связана с произвольным вниманием.
По модальности запечатлеваемой информации выделяют образную, абстрактно-логическую, механическую, эмоциональную, двигательную и условно-рефлекторную память.
Образная или сенсорная память воспроизводит образ ранее воспринятого сигнала. В свою очередь она подразделяется на зрительную, слуховую, слухоречевую, тактильную и обонятельную. Абстрактно-логическая или смысловая – это память на словесные сигналы и символы. Так, в предложении мы улавливаем смысл и тогда запоминаем его. К этому же виду памяти можно отнести и вербальную.
Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.
Эмоциональная память воспроизводит пережитое ранее эмоциональное состояние. Ее характеризуют высокая прочность и скорость запоминания.
Двигательная память воспроизводит характерные движения. Она характерна для спортсменов.
Условно-рефлекторная память возникает при повторных сочетаниях условного и безусловного раздражителей.
Зрительная память представляет собой сохранение информации в виде зрительных образов. Зрение является ведущим органом чувств и поэтому большой объем информации человек запоминает именно через зрение. Слуховая память связана с запоминанием и точным воспроизведением звуков. Осязательная память позволяет запомнить ощущения, получаемые с поверхности кожи. Обонятельной памятью является память на запахи. Вкусовая – это память на вкусовые ощущения.
Различают память на действие и на его название. Например, процедурная или то как надо действовать (память на действие). Декларативная память проявляется после двух лет. Это память на лица, места, факты, эпизоды, т.е. воспроизведение прошлого опыта. Бывает в свою очередь эпизодической и семантической. Эпизодическая – это память на датированные события из жизни человека. Семантическая – память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи.
Процессы памяти тесным образом связаны с личностью человека, его особенностями, интересами, потребностями и эмоциональным настроем. Именно от потребностей зависит как человек запоминает, хранит и припоминает информацию.
В дошкольном возрасте память развивается значительно быстрее чем другие способности.
Память — это способность которую можно и нужно развивать. В дошкольном возрасте хорошим средством развития памяти являются дидактические игры. Они в игровой форме учат детей.

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Нарушения памяти бывают по разным причинам и носят разный характер. К нарушению темпа развития отделов нервной системы приводят неблагоприятные факторы внешней среды.
«Задержка психического развития — это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии». [16; с.57] ЗПР довольно сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты деятельности: психической, психологической и физической. Основными характеристиками ЗПР являются: неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, из-за недоразвития речи и мышления, присутствия расстройств в эмоционально-волевой сфере. Следовательно, ЗПР проявляется в эмоционально-волевой незрелости и в интеллектуальной недостаточности.
Причины возникновения ЗПР разнообразны, следовательно, и дети отличаются друг от друга. У одних детей ярко выражены проблемы в эмоциональном развитии и в произвольной регуляции поведения. При этом нарушения в интеллектуальной сфере у этой группы детей выражены не резко. При других формах ЗПР наиболее сильно выражено недоразвитие различных сторон познавательной деятельности. Бывают типы ЗПР, когда нарушения одинаково сильно выражены и в эмоционально-волевой, и в познавательной деятельности.
Психологи классифицирует детей с ЗПР следующим образом:
1) эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);
2) низкий психический тонус (длительная астения);
3) нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов. [19; с. 14] Наиболее тяжелая форма, граничащая с легкой степенью умственной отсталости третья. Общими чертами для детей с ЗПР являются: неравномерное и замедленное становление психических функций, неравномерная сформированность психических процессов, наиболее серьезные нарушения выявляются в эмоционально-волевой сфере, в работоспособности, в словесно-логическом мышлении. У данной группы детей присутствует легкое органическое поражение коры головного мозга. Рассмотрим особенности психического развития детей с ЗПР.
У детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Они отличаются сниженной умственной работоспособностью. Все дети этой категории имеют сниженное внимание. Психологи установили у них неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения двигательных программ. Этим детям необходимо много времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. У ребят с ЗПР недостаточно сформированы пространственные представления. Память у этих детей снижена. Особенно опосредованное запоминание и элементарные виды памяти.
В психолого-педагогической литературе используют другую терминологию для обозначения данной категории детей: «нервные дети», «отстающие в обучении», «с пониженной обучаемостью». Проблемой детей с ЗПР ученые занялись после того как все больше детей с проблемами в обучаемости не попадали в категорию умственно отсталых, т.к. у них не было обнаружено специфических особенностей. В 50-60х гг. 20 века под руководством ученицы Л.С. Выготского, М.С. Певзнер, которая была специалистом в области клиники умственной отсталости, начались исследования неуспеваемости. Благодаря проведенным исследованиям и были сформулированы представления о детях с ЗПР.
По показателям психосоциального развития дети с ЗПР занимают промежуточное положение между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми. Дети с нарушением поведения также относятся к этой группе. В психологической литературе отмечается наличие у детей с ЗПР недостаточной сформированности произвольного внимания, дефицит концентрации, объема и распределения внимания. При анализе мыслительных процессов детей, также отмечается значительное отставание от сверстников. У них недостаточно высок уровень сформированности таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, абстракция, перенос. Многие ученые отмечают специфику развития познавательной деятельности. У детей проявляются дефекты речи. Им свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. Возникают проблемы в игровой деятельности, связанные с неумением развернуть игру по замыслу без помощи взрослого.
У детей ЗПР отмечается гиперактивность, импульсивность, повышенная тревога и агрессия. Память обладает специфическими особенностями. К детям с ЗПР относят детей, которые не имеют выраженных отклонений в развитии. У них отсутствуют умственная отсталость, тяжелые речевые недоразвития, первичные недостатки систем слуха, зрения, двигательной системы. Таким детям свойственны трудности в адаптации.
При своевременной коррекционно-педагогической, а иногда и медицинской помощи у детей с ЗПР возможно частичное, и даже полное преодоление отклонения в развитии. Именно поэтому своевременная диагностика, правильное диагностирование отклонений позволяют подобрать эффективную коррекционную программу.

1.3 Особенности развития памяти у детей с ЗПР

По данным многочисленных исследований дошкольники с ЗПР обладают худшей памятью, чем их сверстники с нормой развития. Хотя по результатам ряда экспериментальных исследований эти различия иногда минимальны. Память детей с ЗПР отличается своеобразием. Выраженность дефекта зависит от причины задержки развития. У них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Также им свойственна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Больше всего страдает вербальная память.
Н.А. Деревянкина указывает, что в результате комплексного психолого-педагогического и нейропсихологического обследования детей с ЗПР, проведенного Л.М. Шипицыной и О.В. Зашириной были обнаружены следующие тенденции: «снижено количество запоминаемых предметов, предъявляемых как при произвольном, так и при непроизвольном запоминании; произвольное зрительное запоминание снижено в большей степени, чем непроизвольное зрительное; снижен объем слухоречевой памяти; у детей с ЗПР в 3 раза реже, чем у здоровых детей, «кривые заучивания» соответствуют норме. Кривая заучивания указывает на зависимость эффективности запоминания от количества повторений. В норме наблюдается прямая зависимость — чем больше повторений, тем лучше результат. Ригидный тип кривой свидетельствует об очень медленном запоминании, требующем значительно большего количества повторений для достижения того же результата. Кривая истощающегося типа указывает на обратную зависимость — чем больше повторений, тем хуже результат. Кривая типа «Плато» обычно свойственна умственно отсталым детям и указывает на отсутствие зависимости успешности запоминания от количества повторений; она имеет вид почти ровной прямой, параллельной горизонтальной оси. Л.М.Шипицына отмечает, что более чем у половины детей с ЗПР кривые заучивания соответствуют ригидному типу, а у одной пятой части детей — истощающемуся типу.»[3; с.23] В целом отклонение в развитии памяти характерно для всех форм ЗПР. А вот степень тяжести нарушения как раз и зависит от формы задержки психического развития.
Так для детей с психофизическим инфантилизмом свойственно: меньшие объем и скорость запоминания, они не умеют рационально организовывать и контролировать свою работу, отмечают преобладание зрительной памятью над слуховой.
Детям с ЗПР соматогенного генеза свойственно недоразвитие кратковременной памяти, которая выражается в снижении скорости запоминания, в медленном нарастании продуктивности запоминания и снижении объема памяти.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза обнаруживаются разного рода нарушения памяти. Среди них повышенная тормозимость, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу. Также им свойственны уменьшение скорости запоминания, недоразвитие зрительной или слуховой памяти, а также нарушение зрительно-пространственной памяти.
У детей с ЗПР психогенной формы нарушения памяти могут не наблюдаться. При этом память у них отличается высокой избирательностью продуктивности запоминания и зависит от мотивации.
Детей с любой формой ЗПР объединяет то, что они не умеют рационально организовывать и контролировать процесс запоминания. Также отсутствует умение применять мнемотехнические приемы.
Механическая память у детей с ЗПР характеризуется снижением эффективности первых попыток запоминания. Хотя при этом время необходимое для полного заучивания близко к норме. В отличие от умственно отсталых детей, дети с ЗПР хотя и испытывают трудности на начальном этапе запоминания, в итоге справляются с заданием.
У детей с ЗПР выявляют большие нарушения при опосредованном запоминании. Они испытывают трудности при применении интеллектуального приема. Для детей с ЗПР до конца начальной школы свойственно механическое заучивание. Произвольно опосредованное запоминание, которым пользуются их сверстники отсутствует.
Таким образом, развитие памяти детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей.

Выводы по I главе

1. Память является основой психической деятельности человека;
2. Память — это способность человека получать, сохранять и воспроизводить полезный жизненный опыт;
3. Основными характеристиками памяти являются запоминание, хранение и воспроизведение информации;
4. Память — это основа процессов обучения, мышления, основа личности. Существуют различные подходы к классификации памяти;
5. ЗПР — это отклонение в психофизическом развитии;
6. ЗПР проявляется в первую очередь в эмоционально-волевой незрелости и в интеллектуальной недостаточности;
7. Дети с ЗПР по нарушениям развития занимают промежуточное положение между сверстниками в норме и умственно отсталыми;
8. Память детей с ЗПР имеет специфически особенности развития.

 

2. Исследование памяти и коррекция ее нарушений у детей с ЗПР

2.1 Методики исследования памяти у дошкольников с ЗПР

Целью проведения диагностической работы с детьми с ЗПР является разработка методических рекомендаций по коррекционной работе на основе полученных диагностических сведений. Эффективнее всего проводить такие обследования в процессе разных видов деятельности: игровой, речевой, продуктивной. Для диагностики применяют разные виды тестов.
Обследование детей с ЗПР проводят поэтапно:
— установка контакта;
— проведение исследований;
— выводы.
На первом этапе происходит знакомство с ребенком, налаживание взаимоотношений. На втором этапе проводится само исследование, цель которого проверка способностей ребенка. На третьем этапе анализируются результаты исследования, дается их интерпретация и разрабатываются психолого-педагогические рекомендации.
В процессе изучения теоретического материала, нами были подобраны методики для диагностики памяти. В этом нам помогли труды Никишиной В.Б., Фадиной Г.В. и Черемошкиной Л.В. [9; 19; 20] Для диагностики памяти дошкольников могут быть использованы следующие методики:
Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии
Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей.
Материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу: стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».
Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.
Обработка и анализ данных:
10 баллов – ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого раза.
8–9 баллов – ребенок назвал 8–9 слов в правильной последовательности с первого раза.
6–7 баллов – ребенок назвал 6–7 слов в правильной последовательности с первого раза.
4–5 баллов – ребенок назвал 4–5 слов в правильной последовательности с первого раза.
2–3 балла – ребенок назвал 2–3 слова в правильной последовательности с первого раза.
0–1 балл – ребенок за все время назвал не более 1 слова.
Оценка результатов:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7 баллов – средний.
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Методика «Запомни рисунки» Р.С. Немова
Цель обследования: выявить отклонения развития кратковременной зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи второго уровня и детей без речевого нарушения.
Стимульный материал: дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже.
Инструкция: На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок.
Картинки для выполнения задания представлены в Приложении 1.
Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов:
10 баллов – ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.
8–9 баллов – ребенок узнал на картинке 7–8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6–7 баллов – ребенок узнал 5–6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4–5 баллов – ребенок узнал 3–4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2–3 балла – ребенок узнал 1–2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0–1 балл – ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий.
4–7 баллов – средний.
2–3 балла – низкий.
0–1 балл – очень низкий.
Методика «Выучи слова» Р.С. Немова
Цель: определить динамику про¬цесса заучивания; изучить долговременную память.
Порядок работы: Ребенок получает задание за несколько попы¬ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо¬ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очеред¬ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе¬нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графи¬ке (Приложение 2), где по горизонтали указаны последовательные по¬пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количе¬ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Спустя час детям предлагается повторить, выученные слова.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за
6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток менее 3х слов.

Выводы об уровне развития
10 баллов—очень высокий.
8-9 баллов—высокий.
4-7 баллов—средний.
2-3 балла—низкий.
0-1 балл—очень низкий.
Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой
Цель: изучение кратковременной памяти.
Порядок работы: в качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы (Приложение 3). Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Инструкция. Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить, как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
Очень высокий — 10 — 12 ответов, высокий уровень – 8 – 9 ответов, средний 4 – 7, низкий 2 – 3, очень низкий — 0 — 1.
Методика «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева
Цель: исследовать развитие смысловой оперативной памяти.
Ребенку зачитывается 7 слов, которые необходимо запомнить; предлагается набор карточек с картинками (Приложение 4), которые не являются прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы их лучше запомнить, будешь выбирать карточку с рисунком, которая поможет тебе вспомнить названное мною слово».
Слова для запоминания: дерево, время, чай, волосы, работа, лес, сказка.
На выбор карточки отводится не более 30 секунд. Выбор картинки фиксируется.
Затем следует занять ребенка на 15 минут другим видом деятельности. По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны при запоминании слов. Ребенок должен назвать то слово, которое он запомнил.
Уровни развития памяти:
Очень высокий (5 баллов) — ребенок воспроизвел все 7 слов.
Высокий (4 балла) — ребенок воспроизвел 5-6 слов.
Средний (3 балла) — ребенок воспроизвел 3-4 слова.
Низкий (2 балла) — ребенок воспроизвел 1-2 слова.
Очень низкий (1 балл) — ребенок воспроизвел 0 слов
Благодаря данным методикам и может быть осуществлена диагностика памяти у детей с ЗПР.

2.2 Основы коррекционного развития памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР

С целью исправления или ослабления выявленных нарушений в развитии памяти у дошкольников с ЗПР необходимо проведение коррекционных мероприятий.
Коррекционная работа с дошкольниками с ЗПР должна носить индивидуальный характер и быть ориентирована на индивидуальные особенности ребенка. Она может осуществляться на всех занятиях в дошкольном учреждении. Мнемические занятия необходимо связывать с жизненным опытом детей. Необходимо мотивировать детей к припоминанию. Смысловая (логическая) память служит основой для последующей учебной деятельности и поэтому нуждается в большем коррекционном вмешательстве. Дошкольников надо обучать приемам логического запоминания и использованию этих приемов в учебной, игровой и других видах деятельности.
При организации коррекции нарушений памяти у дошкольников с ЗПР, необходимо:
— у детей с ЗПР большие потенциальные возможности в развитии мнемической деятельности;
— необходимо прививать интерес к предмету;
— нужно формировать различные приемы запоминания и сохранения материала;
— дети этой категории нуждаются в поощрении;
— необходимо усиление мотивации;
— использование наглядности для запоминания материала;
— формирование произвольности внимания;
— только нагружая и используя память можно ее развить;
— быстрее запоминается то, что соответствует потребностям ребенка.
Основной задачей коррекционной деятельности является улучшение развития произвольной и словесно-логической памяти у детей с ЗПР.
Коррекционная работа может проводиться как в групповых занятиях, так и в индивидуальной форме, и в виде дидактических игр.
Существуют различные коррекционные методики. В процессе составления коррекционной программы можно использовать материалы Фадиной Г.В., Черемошкиной Л.В., Кругловой А.М., Жуковой О.С. и Светловой И.Е. [19; 20; 5; 4; 15] Например, для улучшения слуховой памяти детей можно провести занятия на разучивание стихотворений русских поэтов о природе: А.С. Пушкина, И. А. Бунина, А.А. Фета, Ф.И Тютчева, А.М. Плещеева, А.Н. Майкова.
Методика проведения занятия — беседа о временах года, рассматривание картин данной тематики.
Ход занятия: Стихотворение зачитывается 1 раз, после чего детям предлагается рассказать его. Затем его зачитывают второй, третий раз и так до полного заучивания. Затем детям предлагается нарисовать то, о чем шла речь в стихотворении.
Для развития логической памяти в коррекционную программу включают занятия на обучение детей пересказу рассказов и сказок.
В процесс коррекционной работы могут войти занятия, разработанные Г.В. Фадиной [19] и упражнения, разработанные Кругловой А.М. [5] Таблица 2.7

Таблица 2.7 Занятия для коррекции особенностей развития памяти у дошкольников с ЗПР

№ п/п Цель Задачи Содержание
1 Развитие основных свойств внимания и памяти коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния Упражнения: «Зеркало», «Сверхвнимание», «Запомни узор», «Кляксы»
2 Развитие смыслового запоминания коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения Упражнения: «Пиктограмма», «Почтальон», «Цветоощущения»
3 Развить зрительную память и внимание у детей Коррекция зрительной памяти Используются игрушки. Они расставляются на подносе. Дети должны запомнить их и определить какая игрушка исчезла

 

4 Развить зрительную память у детей; Учить их запоминать информацию по ассоциациям Коррекция зрительной памяти; ассоциативное запоминание Дети должны вспомнить кто в каком домике живет и поместить фигурки сказочных персонажей каждую в свой домик.
5 Развить слуховое внимание у детей Способствовать формированию быстрой реакции на стимул, развивать ловкость у детей Игра с мячом. Съедобное — ребенок ловит мяч, не съедобное — не ловит
6 Развить слуховую память, речь, мышление Развивать слуховую память Суть упражнения — предложить ребенку запомнить и повторить слова, не связанные по смыслу. Через 15 минут ребенок должен повторить слова, которые запомнил
7 Развить кратковременную и долговременную память Развитие кратковременной и долговременной памяти Ребенку предлагается представить, что он в лесу и перечислить птиц
8 Развить слуховую кратковременную память Развивать слуховую память и ассоциативное мышление Ребенку зачитываются пары слов, связанные между собой по 3 раза. Через несколько минут повторяются только первые слова. Ребенок должен назвать вторые
9 Развивать у детей двигательную и зрительную память Развивать двигательную и зрительную память, мелкую моторику рук Показать ребенку карточку с фигурами и предложить внимательно их рассмотреть и запомнить. Затем убрать карточку. Ребенок должен нарисовать фигуры также как на образце
10 Развивать словесную память у детей Развитие словесной памяти; Формировать и закреплять такие нравственные качества как послушание Воспитатель — мама, остальные участники — ее дети. Дети выполняют поручения мамы. Мама просит принести каждого ребенка сразу несколько вещей.

Занятия и упражнения проводятся по 30 минут в день. Образец занятия представлен в Приложении 4.
Также в коррекции можно использовать игры, например, «Что кому нужно», «В магазин», «Запомни слова», «Что изменилось», «Ваза»: Приложение 5.
При организации обучения детей с ЗПР можно дать следующие рекомендации:
— необходимо опираться на ведущий зрительный или слуховой тип памяти, т.е. дополнительно использовать наглядность или повторное проговаривание вслух;
— организовывать смысловое запоминание на основе выделения главного;
— запоминаемую информацию надо визуализировать;
— использовать многократное повторение подлежащего запоминанию материала, расчленяя его на несложную информацию;
— необходимо определять рациональный объем запоминаемого материала с постепенным усложнением;
— обеспечивать эмоциональность информации;
В процессе работы с детьми с ЗПР можно использовать мнемотехнические приемы:
— воссоздание мысленных образов;
— мысленные образы и эмоции;
— поэтапная работа ребенка с образцами;
— упражнения с применением словесного описания;
— развитие памяти на основе мнемического приема «Группировка»;
— развитие памяти на основе мнемического приема «Группировка по смыслу»;
— развитие памяти на основе мнемического приема «Группировка по ассоциации»;
— развитие памяти на основе мнемического приема «Классификация».
Для занятий с детьми дома можно рекомендовать пособия Жуковой О.С. и Светловой И.Е. [4; 15] Для эффективности любых коррекционных занятий обязательным условием является формирование позитивной установки у ребенка, развитие мотивационной основы его деятельности. Достигнуть этого можно в процессе игровой ситуации и группового взаимодействия детей.

Выводы по II главе

1. Существует большое количество методик для проведения диагностики памяти.
2. Проведенная диагностика позволит составить методические рекомендации по коррекционной работе с дошкольниками.
3. При организации коррекционной работы необходимо учитывать ряд особенностей.
4. Для продуктивности занятий требуется положительный эмоциональный фон и мотивация ребенка.
5. Для успешности коррекции необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка и особенности развития памяти у детей с ЗПР.
6. Смысловая (логическая) память нуждается в наибольшем коррекционном вмешательстве.
7. Коррекционная работа может вестись в групповых занятиях и индивидуально.
8. При обучении детей надо опираться на ведущий тип памяти, использовать мнемотехнические приемы.

 

Заключение

В начале данного исследования была поставлена цель — изучить особенности развития памяти детей дошкольного возраста с ЗПР. Для достижения этой цели нами был изучен теоретический материал по данной проблеме.
В результате выполнения работы были сделаны следующие выводы. Память – это основа психической деятельности человека. У детей с ЗПР память отличается от памяти детей с нормой развития. Развитие памяти таких детей имеет свои особенности. Отклонения в развитии памяти требуют корректирующего воздействия.
Для выявления уровня развития памяти применяют разные методики. Часть из них была приведена нами в данной работе. Для коррекции памяти у детей с ЗПР можно подобрать занятия, упражнения и игры для коррекционной работы, что мы и показали в своей работе.
В результате проведенного исследования, мы доказали, память детей с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей. Были разработаны рекомендации по организации коррекционных занятий.
Следовательно, поставленная цель достигнута, задачи выполнены полностью, гипотеза доказана.

Список литературы

1. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Память и внимание – интеграторы психики. – СПб.: ЛОГОС, 2004. – 120с.
2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. инст-тов / Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.
3. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учеб. пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. — 77с.
4. Жукова О.С. Эффективные уроки для развития памяти. — М.: АСТ; СПб.: Астрель СПб, 2011. — 32с.
5. Круглова А.М. Тренируем память. Простые упражнения для простого запоминания. — М.: РИПОЛ классик, 2013. — 96с.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144с.
7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400с.
8. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639с.
9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 80с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
11. Обухова Л.Ф. Детская психология. — М.: Тривола, 1996. — 360с.
12. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. / Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Просвещение, 1981. — 119с.
13. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова и др. — СПб.: Питер, 2010. — 304с.
14. Самыгин С.И. Психология и педагогика: учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – М.: КНОРУС, 2012. – 480с.
15. Светлова И.Е. Укрепляем память. — М.: Эксмо, 2006. — 64с.
16. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 312с.
17. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 1999. — 336с.
19. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68с.
20. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
21. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240с.
22. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. — М.: Владос, 2001. — 368с.
23. Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций. – М.: Флинта, 2010. – 160с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф