Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Особенности развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями голоса»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей
развития детей дошкольного возраста с нарушением голоса…
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением голоса…
1.2. Характеристика нарушений голоса…
Выводы по Главе 1…
Глава 2. Описание методов диагностики и коррекции нарушений
голоса…
2.1. Описание диагностических методик, ориентированных на выявление
особенностей развития детей с нарушением голоса…
2.2. Описание методов логопедической работы при нарушении голоса…
Выводы по Главе 2.
Заключение…
Список используемой литературы …
Приложения…

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

Речь — это средство общения между людьми и форма речевого мышления. Раннее развитие речи перестраивает всю психику ребенка и позволяет ему более осознанно воспринимать явления мира. Любое нарушение в той же степени может повлиять на деятельность и поведение ребенка.
Описания особенностей развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями голоса имеются в работах ряда авторов (Г.В.Чиркина, Е.С. Алмазова, Е.И. Лаврова, О.С. Орлова). Указанные выше авторы отмечают, что нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосовой системы, распространены как у взрослых, так и у детей. Все чаще авторы отмечают проявления различных расстройств голоса у детей младшего дошкольного возраста.
Исследователи показали увеличение голосовой патологии у детей за последние два десятилетия. Изучение нарушений голоса и способов его восстановления является одной из проблем в логопедии. Знание специфики нарушений голоса при различных патологиях, а также использование специальных методов для коррекции нарушений голоса у дошкольников позволит логопедам быстро устранить не только нарушения голоса, но и речь у детей в целом, а также поможет восстановить его коммуникативную функцию.
За последние несколько лет область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась и получила название фонопедия.
Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. [9,c.4] Термин «фонопедия» стал неотъемлемой частью современной педагогической и медицинской практики. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, основанный на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопеда, на правильной организации логопедической работы, а также, внедрение интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями развития речи в дошкольном возрасте с нарушениями голоса.
Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями голоса.
Предмет исследования – особенности развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями голоса.
Цель работы – изучить особенности развития речи детей дошкольного возраста с нарушениями голоса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать характеристику нарушений голоса
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением голоса.
3. Изучить описание диагностических методик, ориентированных на выявление особенностей развития детей с нарушением голоса.
4. Раскрыть описание методов логопедической работы при нарушении голоса.
Методы исследования –теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, в каждой главе по два параграфа, выводы по главам, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей
развития детей дошкольного возраста с нарушением голоса.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением голоса.

Голос – это совокупность звуков, образующихсяспомощьюголосовогоаппарата. Голособразуетсявовремявыдоха, присмыканииголосовыхскладок. [17,с. 5] Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Большинство нарушений голоса являются следствиями заболеваний и различных изменений голосового аппарата, но они могут также сопутствовать тяжелым расстройствам речи, входя в структуру дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании, афазии. Патология голоса у детей обычно представляется в двух формах: афонии (полной утрате голоса) и дисфонии (частичном его нарушении). Однако эти термины не отражают диагностического содержания, а только свидетельствуют о степени проявления дефекта. За ними стоят совершенно определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов —гортани, надставной трубки, бронхов, легких —и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и пр.). Приодном и том же медицинском диагнозе у одного ребёнка может быть афония, а у другого — дисфония. Голосообразовательная функция гортани в большинстве случаев является произвольным актом, реже — непроизвольным. [15, с.4] Помимо основных признаков нарушения (утраты силы, звучности голоса, изменения его высоты, искажений тембра в виде осиплости и охриплости, нарушений резонаторного баланса носовой и ротовой полостей) могут отмечаться голосовое утомление и ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами. Например, постоянное першение с потребностью откашляться, ощущение помехи, комка в горле, давления и боли. Все перечисленные симптомы или большинство из них, как правило, присущи почти каждому голосовому расстройству и поэтому не являются диагностическими признаками. Дети обычно не слышат дефекта своего голоса и многих из названных жалоб не высказывают.Для того чтобы правильно выбрать методы коррекционной работы, следует исходить из характера патологии, ее локализации, причин и развития дефекта.
Дефекты голоса делятся на центральные и периферические, каждый из них может быть органическим и функциональным.
Органическая патология возникает:
1) при нарушении анатомических структур (опухолях, состояниях после их удаления, травмах);
2) при хронических воспалительных процессах (хронических ларингитах, воспалениях дыхательных путей и пр.);
3) при поражениях центральных и периферических нервов.
Механизм нарушений голоса определяется характером изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего подвижностью и тонусом голосовых складок, что проявляется в виде гипотонуса или гипертонуса, иногда в сочетании того и другого.Наиболее распространены и в то же время наиболее многообразны функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными процессами или какими-либо анатомическими изменениями гортани. В младшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в строении гортани. У мальчиков голосовые связки растут немного быстрее, чем у девочек (1,65 см. и 1,5 см. соответственно). У мальчиков переднезадний диаметр гортани увеличивается с 3,5–5 лет и становится больше, чем у девочек. Голос у мальчиков становится ниже, чем у девочек.[14, с. 40] Причины функциональной патологии могутбыть самыми разными —начиная с голосового переутомления, плохой постановки голоса и кончая различными инфекционными заболеваниями и влиянием психических факторов. Некоторые из перечисленных причин могут выступать в совокупности, и определение «пускового»момента затруднительно. Не всегда можно четко разграничить функциональные и органические расстройства, например, при спастических нарушениях.Кроме того, нарушение голоса может одновременно быть и органическим и функциональным. Так, при врожденных незаращенияхнёба заметно страдает голос —у него назализованный тембр, снижена сила, выражена осиплость разной степени. При данной патологии нарушение баланса ротового и носового резонирования обусловлено органической причиной —расщелиной нёба; все другие признаки дефекта голоса являются функциональными и развиваются постепенно. При нарушении силы голос, может быстро пропадать, быть слишком слабым или, наоборот, чрезмерно громким; при нарушении тембра – хриплым, грубым, гортанно-резким, глухим, металлическим или писклявым; при нарушении высоты – монотонным, низким и т. д. [19,с.48] По данным исследований И. И. Ермаковой, у 70—80% людей с врожденными расщелинами нёба отмечаются функциональные расстройства в виде гипотонусаголосовых складок и фонастении.К патологии голоса центрального генеза можно отнести функциональную или психогенную афонию. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек. При полном отсутствии голоса сохраняется звучный кашель и смех, иногда способность петь, что служит важным диагностическим признаком. Форма не смыкания голосовых складок при неоднократных обследованиях через короткие промежутки времени(через час, два) очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном нарушении.
Встречаются психогенные расстройства в виде дисфонии. Развиваются они постепенно при длительно действующем и не разрешающемся эмоциональном напряжении. Эта форма патологии трудна для диагностики, так как в начальный период часто рассматривается как гипотонусное расстройство, и установление подлинного диагноза запаздывает.К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо-и гипертонусные афонии и дисфонии.
Фонастения —нарушение голоса, которое в ряде случаев, особенно в начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Чаще всего оно развивается у «крикливых» детей. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, в невозможности владеть голосом —усиливать и ослаблять его звучание, изменять высоту, в появлении детонации звука и ряда неприятных субъективных ощущений в глотке и гортани. Острые формы могут сопровождаться афонией.Гипотонусные расстройства обусловлены двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани, что сопровождается снижением функций мышц, суживающих голосовые складки. Как правило, поврежденной оказывается одна пара мышц, максимум две (мышцы голосовых складок парные —в левой и правой складках, в гортани имеется только одна не парная мышца). Патология голоса может выражаться в легкой осиплости, иногда вплоть до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли не только в горле, но и в мышцах шеи, затылка.Гипертонусные нарушения голоса обусловлены повышением тонуса внутренних мышц, а иногда и всех отделов гортани. Встречаются они реже гипотонусных, но очень неоднородны по своим признакам и причинам возникновения. При попытках фонации голос либо не появляется совсем, либо издается резко искаженный, сдавленный, глухой звук. Голосовые складки, кратковременно сомкнувшись, впадают в состояние напряжения или гиперкинеза. Часто в процесс фонации вовлекаются вестибулярные (иногда их называют вентрикулярные) складки. Длительное время гипертонусные расстройства относили к функциональным.
К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани. Хронические ларингиты весьма разнообразны по видам и формам. Они проявляются в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Возникающее при этом не смыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет свое нормальное звучание, наступает сильная его утомляемость до полной невозможности осуществлять голосовую нагрузку.Нарушения, обусловленные периферическими парезами или параличами гортани, наблюдаются при инфекционном поражении нижнего гортанного или возвратного нерва. Более распространены односторонние нарушения, но встречаются и двусторонние. Центральные парезы или параличи гортани встречаются при заболеваниях коры головного мозга, варолиева моста, продолговатого мозга, проводящих путей, т.е. при ряде тяжелых неврологических заболеваний, в том числе и у детей при детском церебральном параличе. Часто причиной органических нарушений бывают опухоли гортани и голосовых складок и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли у детей чаще злокачественных. Множественные папилломы, так называемыйпапилломатоз, возникают у детей иногдав раннем возрасте. Нередко такое явление может продолжаться несколько лет. Особое место среди рассматриваемых нарушений занимает отсутствие голоса после удаления гортани. Ребёнок полностью лишается возможности пользоваться звучной речью.
Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование системы языка. Только особо тяжелая патология голосового аппарата в раннем возрасте может отрицательно сказаться на развитии речи ребенка.Спонтанное развитие дефекта всегда бывает отрицательным.

 

1.2. Характеристика нарушений голоса.

К осуществлению речевой функции наиболее близкое отношение имеют два анализатора:речеслуховой, который обеспечивает восприятие речи, и речедвигательный, предназначенный для говорения. [13, с.12]Голос, как продукт жизнедеятельности организма, в своих характеристиках тесным образом связан сэтапами биологического развития человека.
Причины нарушения голоса.
Дисфония–частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса.
Афония–отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи из-за не смыкания голосовых складок.
Классификации развития голоса в онтогенезе.
Волкова Л.С. развитие голоса условно делит на несколько периодов: дошкольный (до 6-7 лет), домутационный (от 6-7 до 13 лет), мутационный (13-15 лет) и послемутационный (15-17 лет).
Леонтьев А. Н. устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1)подготовительный -до одного года;
2)преддошкольный этап первоначального овладения языком-до 3 лет;
3)дошкольный -до 7 лет;
4)школьный.
Лаврова Е. В. выделяет 7 периодовв развитии голосовой функции:
1)дошкольный (от рождения до 7 лет), внутри которого выделяют этапы: новорожденный, ранний возраст (до 3-х лет), старший дошкольный возраст;2)домутационный (от 7 до 13 лет);3)мутационный (13 -15 лет);4)постмутационный(15 -17 лет);5)период становления организма человека и рассматриваемой функции (от 18 до 35 лет);6)период уверенного функционирования (35 -60 лет);7)период угасания –старческий голос (60 лет и старше.
В дошкольномпериоде этап новорожденности является критическим для голосового аппарата. Крик ребенка -одно из важнейших свидетельств начала автономного дыхания. Рефлекторное смыкание голосовых складок происходит не при первом вдохе, а при первом выдохе. Крик -это изначальный, безусловно-рефлекторный, акт, дарованный человеку жизнью, в реализации которого задействованы и нервная, и эндокринная, и дыхательная системы. Под влиянием температурных, болевых, тактильных раздражителей и избытка углекислого газа в крови возбуждается дыхательный центр, расправляются легкие и впервые активно смыкаются голосовые складки.
Частота случаев патологии гортани у детей за последние два десятилетия возросла. Это объясняется разными причинами: плохой экологической обстановкой, большими голосовыми нагрузками при несоблюдении гигиенических требований и отсутствии навыков голосовой культуры.Сведения о распространенности голосовых нарушений и в нашей стране, и по данным зарубежной литературы весьма противоречивы.
И.Максимов приводит сведения об изучении состояния голоса специалистами разных стран. Так, по данным Боме Г. (Bohme G., 1974), патологическое изменение голоса наблюдалось у 40% обследованных учащихся начальных классов. К результатам обследования голоса детей в США, Израиле,Японии обращается и Вильсон Д.К. Согласно приведенным им материалам, процент патологии голоса колеблется от 1,5 до 21%.Исследования, проведенные Василенко Ю.С. и УлановымЕ.С., обнаружили нарушения голоса у 11,7% обследованных детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. По данным ВасиленкоЮ. С., частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих голосоречевые профессии нарушениями голоса, страдают до 40%.
Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, моторной алалии. Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.
Органические нарушения голоса — патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.
К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, круп, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Круп начинается с продромальных явлений в виде субфе-брильной или фебрильной лихорадки и катаральных явлений в течение 1–3 дней. Начало заболевания часто внезапное, преимущественно ночью или в вечернее время. Ребенок просыпается от приступа грубого «лающего» кашля, шумного затрудненного дыхания. Клинические проявления ОСЛТ динамичны и могут прогрессировать во времени от нескольких минут до 1–2 суток, от стадии компенсации до состояния асфиксии.Дисфония нарастает по мере прогрессирования отека в подкладочном пространстве.[11,с.13]Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).
Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся не смыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее, она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний. [6,с.16] К периферическим органическим расстройствам голоса, связанными с патологоанатомическими изменениями в надставной трубе, относятся ринолалия и ринофония.К центральным органическим нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих анартрией и дизартрией, афазией, дисфония при заикании. Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. У детей наиболее распространенным периферическим функциональным нарушением голоса является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.
Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации — пыль, дым, шум в помещении и т. п.У детей появляются органические изменения в гортани — узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет.Основная причина их появления — перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание — оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.
К периферическим функциональным нарушением относится фонастения – нарушение голоса, не сопровождающееся на начальной стадии видимыми изменениями в голосовом аппарате. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом – усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией. Причиной возникновения фонастении могут являться психические травмы, эмоциональные перегрузки, несоблюдение охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.
Речевыенарушения, вструктурудефектакоторыхвходятнарушенияголоса:
1. Дизартрия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. [4,с.22] Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую.По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.Ведущим дефектом при дизартрии является синдром артикуляторных расстройств, синдром нарушений речевого дыхания, нарушение голосообразования, темпа, ритма и мелодико-интонационной стороны речи.Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).При корковой дизартрии речь напряженная, замедленная.При псевдобульбарной дизартрии речь медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, отмечается носовой оттенок голоса. При экстрапирамидной дизартрии речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.При мозжечковой дизартрии речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Выражена назализация большинства звуков.
2. Ринолалия.
Ринолалия–нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В совокупности эти патологические факторы приводят к тому, что у ребенка нарушается артикуляция и тональность произношения звуков. При тяжелой степени врожденных нарушений развивается неспособность свободного движения мышц языка, верхней губы и мягкого неба.[20,с.9] В отечественной логопедии выделены три формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная («Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой, 1989). Однако, исходя из определения ринолалии, по отношению к детям с расщелинами губы и неба наиболее корректно применять термин «открытая ринолалия», так как в дальнейшем у них формируется открытый носовой (гиперназальный) оттенок голоса и специфически тотально нарушенное звукопроизношение.[3,с.37]Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии. Явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.Ринолалия может быть открытой, закрытой и носить органический или фукциональный характер.
Органическая закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается припроизнесений носовых м, м’ н, н’. В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б, б’, д, д’.Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытойринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве: хроническая гипертрофия слизистой носа, полипы в носовой полости, искривление носовой перегородки, опухоли носовой полости, большие аденоидные разрастания. Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей. При органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытаяринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях.Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной. Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.При открытойринолалии наблюдается назализация всех гласных звуков. Кроме тембра гласных звуков, нарушается тембр некоторых согласных. При произнесении шипящих и фрикативных звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные и сонорные звуки звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения.
Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, при фонации у детей с вялой артикуляцией мягкого нёба. Привычная открытая ринолалия возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба после удаления больших аденоидных разрастаний.Признаком функциональной открытой ринолалии служит то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализации не происходит.Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.
3. Моторная алалия.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Хотя термин «алалия» в переводе с греческого означает отсутствие речи, безречье, полностью безречевые дети – явление достаточно редкое, Даже в тяжелых формах моторной алалии чаще всего наблюдаются случаи недоразвития речи, проявляющиеся в той или иной степени. При моторной алалии анартрия или различные недоразвития речи обусловлены органическим поражением речевых областей в коре больших полушарий головного мозга (центр Брока).Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности. [10,с.1149] Моторная алалия — один из наиболее сложных дефектов речи, характерными признаками которого является выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической, всех видов и форм речи. Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь, отмечаются выраженные стойкие нарушения в развитии связной речи. Формируется особый патологический тип лингвистического поведения, основным проявлением которого является несформированность произвольной речевой деятельности. Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность. Нарушения голоса у детей с моторной алалией проявляются в осиплости, недостаточной модулированности голоса, глуховатом тусклом тембре. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация. В речи детей отсутствуют логические ударения, нарушен тембра голоса. Речевое дыхание формируется к шести годам и его хватает для произнесения одно-двухсложных слов. При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает отверстие межу глоткой и полостью рта. [7,с.4] 4. Заикание.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание — это мультифакторный порок, т. е. для появления заикания необходимо сочетание нескольких факторов.[1,с.7]Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка. Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. По форме судороги различаются на тонические, клонические и смешанные. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-ополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь».Речь прерывистая, с необоснованными паузами, повторениями. Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося.
Если провести аналогию между голосовой связкой и струной, то нетрудно понять, что повышенный тонус голосовых связок — это слишком сильно натянутая струна, которая звучит неестественно высоко. Именно поэтому у всех заикающихся более высокий голос, чем следовало ожидать исходя из их анатомии. Во время мутации голоса происходит увеличение длины голосовых связок, то есть увеличение длины струны и понижение основного тона. [5,с.14] Выводы по Главе 1
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важных факторов предупреждения нарушений голоса является знание правил гигиены голоса и их соблюдение. Необходимо не перенапрягать голос, избегать громкого разговора, крика и визга. По истечении дня по возможности 1-2 часа помолчать, прополоскать полость рта и горло тёплой водой.Постоянно заботиться о физическом закаливании организма,повышающем иммунитет к различным заболеваниям, о формировании уравновешенного активного поведения и позитивного бодрого настроения.Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.Помещение должно отвечать санитарно -гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке иобладать определёнными акустическими возможностями. По мерам профилактики голоса, можно сказать: Для охраны голоса следуетне раздражать глотку детей горячей и сильно охлажденной пищей, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, чтоотрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых детичасто продолжают ходить в детский сад, напрягая голос. Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.Профилактические мероприятия проводятся после завершения восстановления голоса, продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда за состоянием голосового аппарата и качеством голоса ребёнка. По завершениюкурсавосстановления предоставляютсярекомендации по соблюдению голосового режима. Выполнениепрофилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к голосовому аппарату ребёнка, систематические занятия с логопедом, расширению диапазона и звучания и повышению выносливости голоса позволяют сохранить и развить природные свойства голоса и здоровье голосового аппарата. Данные профилактические меры поспособствуют исключению нарушений голосовой функции у детей дошкольного возраста.

Глава 2. Описание методов диагностики и коррекции нарушений
голоса.

2.1. Описание диагностических методик, ориентированных на выявление
особенностей развития детей с нарушением голоса.

Основным симптомом дисфонии и афонии является качественное нарушение голоса, которое проявляется охриплостью, изменением тембра и тона голоса, возможностью разговаривать только шепотом. Кроме этого, присутствую неприятные ощущения в гортани, покашливания, затруднение дыхания, сухость и першение в горле.Первичную диагностику дисфонии и афонии осуществляет врач на основе жалоб пацента. Как правило, дополнительно применяются инструментальные методы диагностики: ларигноскопия, компьютерная томография, рентгенография, акустические исследования голоса и др. Кроме того, может потребоваться консультация других специалистов: отоларинголог, хирург, фониатр и т.д.[8,c.26] При лечении дисфонии и афонии, первое, что назначает врач – это голосовой покой. Затем, рекомендуется медикаментозная терапия и физиотерапевтические процедуры, а при необходимости — оперативное вмешательство. Кроме того, важно лечение сопутствующих заболеваний.
Основнымсимптомомнарушенийдеятельностиголосового аппаратаявляютсяизмененияакустическихкачествголосаразличнойстепени- отлегкойдисфониидополнойневозможности голосообразования (афонии). Причинойвозникновенияэтихсимптомовмогутбытьрасстройстваиболезнетворныепроцессы,каквсамом голосовомаппарате, такивдругихорганахисистемах. Голосообразованиеи глосооформлениекакрезультатфункционирования
различныхорганов, объединенныхцеленаправленнойактивностью, должныбытьпредметомобъективнойоценкидлявыявлениястепениучастияотдельныханатомическихэлементоввреализацииэтихвысокодифференцированныхдвигательныхактовиоценкиакустическогопродуктаихдеятельности.
Оценкафункцииголосовогоаппаратавключаетвсебяследующиенаправления:
— анализанатомическихифизиологическихусловийреализации
актаголосоо6разования;
— изучениеанатомическихифизиологическихусловийреализации
актаголосооформления;
— оценкаакустическогопродуктакакрезультатасовместнойдеятельностиголосообразующейиголосооформительнойчастей голосовогоаппарата.
[8,c.27] Процедурареализацииэтихнаправленийобследованияпредполагаетиспользованиеинструментальныхиэлектронныхметодовисследования, атакженаблюдений. Оценкаособенностейдоставкиматериалаголоса — воздухаосуществляетсяпутемпневмографии (механическиеиэлектропневмографы,кимографы), прикоторойобъектамиизучениястановятсятипдыхания, егомеханикаидинамика. Аэродинамическиепараметрыдыхания (жизненнаяемкостьлегких, скоростьвоздушнойструи, экспираторныйобъемидр.) регистрируютсяспомощьюспирометров, спирографов, пневмотахографов. Важнымкомпонентомисследованияявляетсяизмерениевеличиныподглотиссногодавленияспомощьюпрямыхикосвенныхметодов. Анатомическоестроениеифизиологическиеособенностидыхательногоактафиксируютсясиспользованиемрентгенологическихметодов.Наблюдениеначинаетсясмоментапроведенияпервичнойбеседыспациентом, вовремякоторойнадосуметьвызватьегонаподробныйоткровенныйразговор. Тольковдоверительной, спокойнойобстановкемогутпроявитьсянаиболеескрытыечертыхарактера, свойстваличности, знаниекоторыхможетоказатьсяважнымдляустановленияпричиныголосовогорасстройства. Беседысдетьмименеепродуктивны, поэтомувозникаетнеобходимостьвпоследовательных, внимательныхнаблюденияхзаихповедениемиреакциямивпроцессеразличныхрежимныхмоментов,назанятиях, виграх, напрогулках. Выявивособенностифонационногоифизиологическогодыханияпациента, можносделатьвыводыотипедыхания, егоглубине, силе, плавности, продолжительностиозвученногоинеозвученноговыдоха. Дляполученияболееточныхобъективныхданныхохарактеренарушений голосовойфункциирекомендуетсяпроводитьследующиеисследования:
— измерениечастотыиопределениечастотностидиапазонаголоса
(например, спомощьюпрограммы «Видимаяречь»);
— определениевременимаксимальнойфонации;
— подсчеткоэффициентаС/3 (разницамеждудлинойзвучанияглухогоизвонкогозвуков);
— уточнениенаправленностивоздушнойструи, анализспособности
поддержаниявнутриротовогодавления.[8,c.27] Большинствоисследователейрекомендуюттакжепроводитьпсихологическоетестированиепациентов.Осмотрголосовогоаппаратадаетнепосредственноеинаглядноепредставлениеоегоанатомическомсостоянииифизиологическихвозможностях.Наиболеераспространеннымидоступнымметодомосмотраявляетсянепрямаяларингоскопиясиспользованиемгортанногозеркала. Онадаетчеткуюкартинувидимыхэлементовгортанивплоскомдвухмерномвосприятиисверхувниз. Недостаткамиэтогометодаявляютсяограниченностьзоныосмотра, невозможностьдлительногонаблюденияификсацииразличныхфаздвиженийголосовыхскладок.Современными, болееинформативнымимодификациямиданногометодасталивидеоларингоскопия, видеоларингостробоскопия,фиброкабельнаяларингоскопия, эпифарингоскопияимикроларингоскопия,позволяющиенетолькодетальнообследоватьвсеучасткиголосообразующейчастиголосового аппаратаидинамикуихдвижения, ноизафиксироватьизображениеспомощьювидео, фототехникидляпоследующегоанализаихранения.[8,c.28] Большая заслуга во внедрении ларингоскопии среди практических врачей оториноларингологов в России принадлежит доктору медицины В.Н. Никитину, который в течение 3 лет руководил занятиями по ларингоскопии на женских врачебных курсах при Санкт-Петербургском Николаевском госпитале. [12,с.13] Высокаячастотаколебанийголосовыхскладокиособенностизрительноговосприятиячеловеканепозволяютрассмотретьвсефазыколебательныхдвиженийиоценитьиххарактер. Значимыедляопределениямеханизмавозникновениянарушенияипостроениятактикиихкоррекциисведенияможнополучитьблагодаряларингостробоскопии. Ларингостробоскопияосновананаизмененииспособностиквосприятиюприподачесветовыхимпульсовопределеннойчастоты. Этотэффектпозволяетнаблюдатьбыстрыепериодическиедвиженияголосовыхскладоквзамедленномтемпеиливизбранномположении.возможности этогообследованиявразличныхпозицияхрассматриваемогооргана. Спомощьюэтогометодаможнополучитьсведенияонаправлении, силе, амплитуде, синхронностивибрацииискольжениикраевголосовыхскладок.
Глоттография — метод, позволяющийанализироватьсостояниеларингеальноймускулатурыприизменениивысотытона, силыи регистровголоса, атакжеоценитьстепеньконтактаголосовыхскладокмеждусобой.
[ 8,c.29] Этотметодоснованнаанализеизменениячастотыисилытока, проводимогочерезобластьголосовыхскладоквовремяфонации, идостаточноинформативен. Придвигательныхнарушенияхгортаниособоезначениеприобретаетэлектромиографическоеобследование, спомощьюкотороговозможенанализбиоэлектрическойсистемыиннервациигортани. Логопедывсвоейповседневнойпрактикенаиболеечастоприбегаюткларингостробоскопическим, ларингоскопическимиглоттографическимметодамисследования, проводимымврачами — фониатрамиилиоториноларингологами. Оценкаакустическогопродуктакакрезультатасочетаннойдеятельностиголосообразующегоиголосооформительногоотделов
речевогоаппарата — наиболее«древний», признанныйивысокоинформативный
методисследования. Слуховаяоценкакачестваголосапроводитсяспервыхжеминутобщениялогопедаспациентом. Веепроцессеопределяетсясоответствиеакустическихпараметровголосаполу, возрасту, размерамтелаговорящего; отмечаютсяхарактерныеособенностисилы, тембра, выносливостиголоса. Разумеется, слуховаяоценкаявляетсясубъективнымметодомвсвязисвариативностьюспособностейслуховоговосприятияспециалиставзависимостиотеговозраста, эмоциональногосостоянияиопыта. Крометого, оназатрудненаиз-занепродолжительностислуховоговосприятияотдельныхзвуковвречевомпотоке. Однакоэтинедостаткипреодолеваютсяблагодарязаписи голосанамагнитныхиэлектронныхносителяхиихпоследующейобработкиэлектроакустическимиметодами (методомтоночастотнойспектрометрии, тембровогоилиузкосекторногоанализа, методом «Видимаяречь»идр.).
Вповседневнойпрактикелогопедпользуетсяболеесжатойсхемойобследования, позволяющейоценитьобщуюкартинуголосовогонарушениясучетомвозрастных, профессиональныхиличностныхособенностейпациента. Валгоритмдиагностическихисследованийлогопедавходятследующиекомпоненты.
1. Беседа, сборанамнеза.
2 Объективноеобследование.
3. Анализрезультатовинструментальныхиэлектронныхметодов
исследования.
4. Формулировкапредварительногозаключения, построение
прогноза.
5. Разработкастратегииитактикикоррекциинарушений голоса.[8,с.30]

 

2.2. Описание методов логопедической работы при нарушении голоса.

В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение и коррекция.
[16,с.7]Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и восстановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. Тем не менее, упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование—это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия.[18,с.172] Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.
Подготовительный этап логопедических занятий.
Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе. Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия. При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точ¬ность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому го¬лос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно, что и наблюдается у детей.
Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, на¬оборот, от вялости, слабости, паретичности.
Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повы¬шения его тонуса применяется гигиенический массаж. Произво¬дится поглаживание кончиками пальцев:
а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,
б) от переносицы к околоушной впадине,
в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,
г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыль¬ев носа с одновременным произнесением звука м.Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улуч¬шает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоя¬тельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мими¬ческих мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосо¬вых мышц.Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).Примерные артикуляционные упражнения (Приложение 1)
Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретениена­выков речевого нижнерёберно-диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.
Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани требуют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.
II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий
Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены рядом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития.поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голособразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. Используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, мы предлагаем определенную систему упражнений для вызывания и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нарастание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса и подвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, участия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстановления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:
I. Вызывание звука голоса.
II. Закрепление полученного голоса.
III. Автоматизация процесса голосообразования.
I.Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или мычании. Полу¬ченный звук голоса у, о, а, я в прямых и обратных слогах. «Мычание» производится больным с закрытым ртом, на вы¬дохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких но¬тах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смы¬каться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыха¬емой струёй или несколько позже.
Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м?
1) Согласные звуки—артикуляторно сильные, так как уси¬ливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из по¬лостей бронхов и легких, а м — согласный звук.
2) При произнесении согласных звуков объем глоточного ре¬зонатора сужен, что увеличивает громкость звука.
3) При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м—звук громкий (резонирует носовая полость).
4) Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что осо¬бенно важно в условиях деформированной гортани.
5) При произнесении звука м большую роль играют тактиль¬но-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек.крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челю¬сти). Эти ощущения являются сигналом правильного использо¬вания верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов соверша¬емых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи».
Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звон¬кость, силу голоса).Известный русский фониатр Е. Н. Малютин еще в конце XIX в. при помощи вибрационных раздражении вылечивал такие тяжелые расстройства голосовой функции, как истерическую афонию, детский голос у мужчин, фонастению у певцов. Он назы¬вал эти вибрации активно-пассивной гимнастикой голосовых складок и полагал, что резонаторы также возбуждаются этими вибрациями и начинают украшать голос обертонами.Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В. П. Морозов нашел, что «под действием вибра¬ционной связи происходит уточнение голосовой реакции». Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в грани¬цах 2000—4000 гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса.
II.Закрепление полученного голоса. Основная задача этого периода:
1) автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными
2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;
3) постановка певческого голоса.
Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных сло¬гах с м и гласными проходит под неослабным контролем слухо¬вого, зрительного, двигательного анализаторов ребенка, при по¬стоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целена-правленной деятельности самого ребенка, его желании и стремлении восстановить голос.
III. Автоматизация процесса голосообразования.
Постепенно, в процессе логопедиеских занятий, ребенок уже контролирует звучание голоса «в позиции резонатора», без напряжения мышц шеи и гортани, что является необходимым условием правильного посыла звука. Таким образом, мы получаем легкое, свободное, собранное, звонкое, естественное, полетное звучание голоса.
III. Заключительный раздел.
Задача заключительного раздела —добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию. Примерные упражнения. (Приложение 2)При органических заболеваниях гортани голос самостоятель¬но, т. е. без специальных логопедических занятий, обычно не вос¬станавливается. Но иногда в результате определенных голосовых усилий хирургического и медикаментозного лечения у ребенка появляется громкий голос. Качество этого голоса зависит от пол-ноценности функции истинных голосовых складок, степени их участия в процессе фонации, деятельности резонаторов и дыха¬тельного аппарата. Обычно это голос слабый, тихий, иссякающий (по силе), монотонный, низкий, тремолирующий (по высоте), грубый, хриплый, маломодулированный, сдавленный, зажатый, гортанно-резкий, с массой добавочных призвуков (по тембру). Подобное нарушение высоты, силы и тембра голоса укладыва¬ется в картину дисфонии.
Восстановление качества голоса при дисфонии — весьма сложная задача, подчас более трудная, чем вызывание звука го¬лоса. Связано это с тем, что у ребенка закрепляется патологиче¬ский рефлекс голосообразования, и он не помнит своего нормаль¬ного звучания. Кроме того, такой голос обычно образуется при компенсаторном участии ложных голосовых складок в процессе фонации (ложносвязочный голос), что придает голосу хрип¬лый, гортанный оттенок. Поэтому перед логопедом стоит за¬дача улучшить качество звучания голоса, активизировать дея¬тельность истинных голосовых складок, ротоглоточного резона¬тора и дыхательной системы.
Активизация истинных голосовых складок требует специаль¬ных упражнений: стона или имитации мычания, подражания го¬лубиному воркованию, кашля, произнесения гласногоа на твер¬дой атаке массажа гортани.При произнесении звука «М» соединяется с гласными в пря¬мых и обратных слогах сначала в среднем регистре голоса. Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при произнесении гласных, согласных, слогов. При этом логопед об¬ращает внимание ребенка на правильное формирование звуков в ротоглоточной полости. Последовательность постановки звуков при дисфонии и афонии идентичнаяОтличие методических приемов восстановления и разви¬тия голоса при афонии и дисфонии заключается в сле¬дующем:
1) Использование имитации стона или мычания при афонии и дисфонин преследует разные цели. В первом случае — это вы¬зывание звука голоса, во втором — это фиксация слуха, зрения,
тактильно-вибрационных ощущений ребенка на наиболее лег¬ком, сильном и красивом звучании голоса. Вызывание голоса_ обычно самый длительный этап (около одного месяца) в процессе восстановительного обучения.
2) При дисфонии самый длительный период — развитие вы¬соты, силы, тембра голоса, постановка певческого голоса и улуч¬шение мелодико-интонационной стороны речи. Связано это с тем, что закрепившаяся условно рефлекторная связь требует долгой и кропотливой перестройки.
Логопедическую работу при дисфонии целесообразно начинать с детьми более старшего возраста (6—7 лет), так как постоянный контроль за качеством звучащего голоса возможен лишь при сознательном отношении ребенка к своему дефекту.[2,c.145] Выводы по Главе 2
Входеумелоорганизованнойбеседыоткрываютсявозможностиполучениявесьмаобширнойиразностороннейинформации, дающейсведениядлярешениямногихзначимыхдлядальнейшейработызадач: выявлениявременипоявленияпервыхпризнаковнарушенияголосовойфункции, ихпродолжительности, уточнениеобстоятельствихвозникновенияипредполагаемыхпричин; оценкисоциально-бытовыхусловийпроживанияипрофессиональнойдеятельностибольного; вотношениидетейпроводитсяоценкауровняречевогоразвитияребенкаистепенивлияния голосового нарушениянадинамикустановленияречи. Формируютсяпредставленияоличностныхособенностяхпациента, егоотношениикнарушениюголоса, означимостиголосовойфункциидляего профессиональнойдеятельности; уточняютсяособенностистановленияголосовойфункциивдетскомиподростковомвозрасте, наличиезаболеваний голосовогоаппаратаванамнезеилиуродственниковпациента. Выноситсясуждениеометодахисредствах, которыеужеприменялисьдлякоррекциинарушения, ихрезультативности. Выявляетсясвязьданногонарушениясранееперенесеннымиилитекущимизаболеваниямиоргановнадставнойтрубыигортани, другихоргановисистем, особеннодыхательной, сердечно-сосудистой и эндокринной. Объективноеисследованиевключаетвсебя: прослушиваниеакустическихсвойствголосавизменяющихся, задаваемыхлогопедомусловияхсцельюопределениятипанарушения; установлениетипадыханияиспособностидыхательнойсистемыкэффективномуэнергетическомуобеспечениюактаголосообразования; изучениекрепитациисцельювыявленияподвижностихрящей гортанииисключенияопухолевыхпроцессовкакисточниковнарушенияфонации; проведениепробы уточненияадаптационныхвозможностейнервно-мышечногоаппаратагортани;определениевременимаксимальнойфонации (ВМФ) дляанализафункциональныхвозможностей голосовогоаппаратаикоэффициентаС/3 длявыявленияфизиологическиххарактеристикактивностиголосового аппаратаприозвученноминеозвученномвыдохе.
Сцельюуточнениядиагнозамогутбытьиспользованыданныеинструментальногоосмотра (непрямаяларингоскопия, микроларингоскопия), рентгенографии гортани, электроларигостробоскопииикомпьютернойтомографии. Приизучении голосадетейосновнымиметодамиявляютсяпедагогическоенаблюдениезаречьюребенка, анализдокументацииипроведениеисследовательскойбеседыснимсамимизатемсегородителями. Предлагаемыйвпроцессеобследованияречевойматериалдолжен соответствоватьвозрастуребенка, бытьдоступнымдляегопониманияиинтересным. ДлядетальногообследованиясостоянияголосовогоаппаратаудетейдошкольноговозрастамогутбытьрекомендованытаблицысистемыБаффало. Порезультатамдиагностикилогопедразрабатываетпланкоррекционныхмероприятий, осуществляемыхпараллельнослечебнымилипсихотерапевтическимвоздействием. Количествоипродолжительность логопедическихзанятийопределяютсяиндивидуальновкаждомконкретномслучаеизависятотмедицинскогодиагноза, возрастабольного, егофизическогосостояния.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка эффективности лечения больных с нарушением голоса должна быть комплексной и складываться из результатов оценки качества голоса (может проводиться всеми: родителями, педагогами, врачами) и данных углубленного эндоскопического осмотра (проводится только врачом-специалистом). Поэтому излечение означает нормализацию не только акустических параметров голоса, но и эндоларингоскопической картины. Учитывая, что одним из факторов, приводящих к возникновению, например, узелков голосовых складок, является неправильная манера голосоведения, то нормализация эндоларингоскопической картины возможна после закрепления навыка правильного фонационного дыхания, что требует не только приема лекарственных средств, но и выполнения специальных упражнений и/или занятий с логопедом-фонопедагогом.При любых нарушениях голоса у детей раннего возраста необходимо производить тщательный эндоскопический осмотр структур гортани для выявления начальных признаков патологического процесса.Все данные эндоскопического осмотра должны фиксироваться в цифровом виде на удобный и надежный носитель информации для оценки эффективности лечения и возможности катамнестического наблюдения.Необходим комплексный подход в исследовании нарушения голосовой функции у детей грудного и раннего возраста (эндоскопические методы исследования гортани, стробоскопия, спектральный анализ голоса).
В заключение еще раз следует подчеркнуть обязательность проведения эндоскопического исследования гортани у больных, далее в случае кратковременной охриплости. Наличие длительной и стойкой, а тем более прогрессирующей охриплости, особенно сопровождающейся признаками дыхательной недостаточности, является показанием к экстренной эндоскопии гортани. Возрастных ограничений для проведения эндоскопического исследования гортани практически не существует.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акименко В. М., Исправление заикания у детей и взрослых : практическое руководство для логопедов / Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 141 с.
2. АлмазоваЕ. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей –– М: Просвещение, 1973., 167 с.
3. Балакирева А. С., Логопедия. Ринолалия. — М.: В.Секачев, 2011. — 192 с.
4. Белякова Л. И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛ АД ОС, 2009. — 287 с
5. Блудов А. А., Черныш В. В., Заикание.net. Комплексное лечение заикания. — СПб: Наука и Техника, 2011. — 176 с.
6. Вильсон Д.К., Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. – 448 с.
7. Ермакова И. И.. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.
8. Лаврова Е. В., Нарушения голоса : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Е. В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.
9. Лаврова Е.В., Логопедия. Основы фонопедии. М. :Академя, 2007. Стр-4.
10. Миноченкова И. Ю, Алалия. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы // Молодой ученый. — 2016. — 1244 с.
11. Митин Ю. В., Круп у детей. Острый обструктивный ларингит МКБ-10 J 05.0: клинические рекомендации. — Москва : Оригинал-макет, 2015. — 32 с.
12. Орлова О.С., Нарушения голоса учеб.пособие — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 220 с.
13. Парамонова Л. Г., Логопедия для всех / «Питер», 2009. — 30 с.
14. Семенова, М. С. Особенности развития певческого аппарата детей дошкольного возраста / М. С. Семенова, Ю. Р. Гришко, О. В. Конькова. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 39-41
15. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1984. — 104 с.
16. Филичева Т. Б.,. Чевелева Н. А, Чиркина Г. В., Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
17. Фомина М. В.. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий : Методические указания. — Оренбург: ГОУОГУ, 2004.- 19 с.
18. Шаховская С.Н., Т.В. Волосовец, О.С. Орлова, Л.Г. Парамонова, Нарушения голоса. Дислалия : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. — М. :Гуманитар, изд. центр. ВЛ АД ОС, 2007. — 223 с
19. Шестакова Е. В., Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи; изд. центр. Питер, 2013. — 53 с.
20. Шестакова Е. В., Ринолалия и нарушения голоса : Курс лекций. – Актобе, 2015г. – 142 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф