Введение
1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников посредством учебной деятельности
1.1. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности самооценки детей младшего школьного возраста
Глава II . Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Перед современной системой образования стоит важная задача: формирование социально активной личности.
Центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая представляет собой устойчивую и осознанную систему представлений человека о себе самом.
Неотъемлемой часть «Я-концепции» — самооценка. Самооценка во многом определяет динамику и направление развития индивида.
Формирование многих психических процессов и личностных качеств человека происходит в младшем школьном возрасте (в этот период формируется, возникают рефлексия и самоконтроль и т.д.).
В формирование самооценки младшего школьника большая роль отводится школе. Поэтому учитель должен значить особенности своих учеников и учитывать их при построение образовательного процесса. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы в нем могли эффективно работать все учащиеся.
Проблема исследования: каковы особенности самооценки у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: Особенности самооценки младшего школьника.
Задачи:
1. Определить факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть особенности самооценки детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностику самооценки младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследований самооценки детей младшего школьного возраста.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы познания: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, а также методы эмпирического исследования, статистическая обработка данных.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы формирования самооценки младших школьников посредством учебной деятельности
1.1. Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
С поступлением в школу у ребенка полностью меняется распорядок дня, появляются новые обязанности, расширяется круг общения, формируются новые привычки. Школьнику необходимо каждый день ходить на учебу, выполнять домашние задания, вставать в установленное время, согласовывать свои действия со школьным расписанием, с требованиями учителя и т.д. В результате этого происходит психическая перестройка ребенка, меняется поведение, привычки, мотивы. Теперь к ребенку предъявляются четкие требования — хорошо учиться, быть дисциплинированным, прилежным, ответственным, выполнять все задания учителя и т.д.
Дети в младшем школьном возрасте как правило, стремятся показать хорошие результаты, так как для них важна похвала со стороны взрослых (родителей и учителе).
При поступлении в школу ребенок оказывается в новых условиях. У него появляется новый распорядок дня, новые обязанности, ответственность, меняется и положение ребенка в семье, формируется новая роль в повседневной жизни. У ребенка расширяется круг общения, появляются новые друзья.
Вступая в коллектив и начиная в нем функционировать, школьник открывает для себя новые способы общения и поведения в обществе. У ребенка формируются собственные взгляды, установки и требования.
В том числе серьезные изменения происходят и в самооценке ребенка. Многие оценки в данный возрастной период основываются на суждениях взрослых, в частности, суждениях родителей и учителей.
Также важно учитывать, что самооценка, сформированная у ребенка в данный период далеко не всегда является верной. Самооценка дошкольника скорее свидетельствует не о реальном положении дел, а о внутреннем состоянии, желании ребенка.
Первоклассник может быть убежден, что он хороший ученик, хотя на самом деле его поведение не совсем соответствует требованиям. Данная оценка может быть сделана только на основании того, что он предпринимает много сил и усердия.
С точки зрения многих исследователей, таких как А. И. Липкина Б. Г., Ананьев, Л. И. Божович, представление о себе или самооценка младшего школьника во многом зависит от той оценки, которую дает ему учитель. В их научных трудах раскрывается процесс оценочного воздействия со стороны преподавателя на ученика младших классов, и то, какие сложные отношения вызывают эти оценки у школьника, и как они влияют на его осознание своего собственного уровня развития, то есть на формирование его самооценки.
Но при этом все исследователи придерживаются следующего мнения о педагогической оценке, а именно то, что эта оценка должна быть ясной и определённой. Они считают, что лучше отрицательная, но заслуженная оценка, чем «неопределенный рейтинг».
Каждый ребёнок, совершая какие-либо ошибки, по-разному относятся к этому. Так, например, выполнив задание на уроке, некоторые школьники сразу без проверки сдают его учителю, другие вначале проверят и только потом отдают учителю, а третьи ученики просто не стремятся отдавать свою тетрадь учителю.
Да и все помнят, как в школе, когда учитель говорит, что есть ошибки в работе, одни учащиеся сразу спрашивают, в каком месте находится эта ошибка, а другие сами желают ее найти, но есть и такие учащиеся, которые начинают искать различные причины, из-за которых и была совершена эта ошибка.
И вот такое отношение к своим ошибкам, которые случаются и в процессе обучения, и в поведении характеризует самооценку личности. [7] Так если ребенок имеет адекватную самооценку, то и его отношение к ошибкам будет нормальным, то есть он попробует найти ее и исправить. Если у ребенка низкая самооценка, то он даже и искать не будет и пробовать искать эту ошибку, так он уже заранее решил, что у него это не получится.
Как уже мы отмечали выше, самооценка ребенка является отражением его стремлений, того, чего он желает добиться в своей жизни.
Но бывает иногда и так, что ребенок вроде бы и не завышает свою самооценку, даже может и не рассуждать о ней, но при этом негативно относится к достижениям других людей, то есть отрицает их достижения. А если ребенок с низкой самооценкой, то он наоборот будет только и говорить, что его друзья достигли большего чем, он. [10] Ребенок рождаясь не может оценивать себя, но затем под влиянием семьи, школы начинает формироваться это отношение к себе. И вот то, какое воздействие окажут на это формирование семья и школа, такая самооценка и сформируется.
Дети, которые имеют высокую самооценку, стремятся к лидерству, они активны, желают достичь успехов не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности.
Дети, которые имеют низкую самооценку, характеризуются неуверенностью в себе, в своих возможностях, они уже заранее согласны с тем, что у них ничего не получится.
Человек, выполняя какую-либо работу, всегда ждет того, чтобы ее оценили, но просто оценили, а дали положительную оценку. А если она будет отрицательной, то это в какой-то мере расстроит, но это все равно лучше, чем когда твою работу вообще не замечают.
В процессе обучения школьники взрослеют и меняют свое отношение к себе, так если в первом классе ребенок почти всегда оценивает свою учебу положительно, а виновными в своих неудачах он считает некоторые обстоятельства, но только не себя. Но, уже начиная со второго класса, ребенок начинает самокритично относиться к себе, и начинает оценивать все свои поступки и действия, как с положительной стороны, так и с плохой стороны, то же самое можно сказать и о его отношении к учебе. [8] Также с возрастом самооценка становится независимой, так в первом классе школьники не оценивают сами свои результаты, свое поведение, а ждут этого от учителя и родителей. А во втором и третьем классе эти учащиеся уже начинают осознавать, что они могут достичь и даже пытаются дать свою оценку деятельности учителя.
Начиная с начальных классов, ребенок меняет свою самооценку, но при этом она тесно связанна с его учебой, так как именно мотивы его учебы, и требования, которые он предъявляет к себе во время этой учебы и формирует эту самооценку. То есть ребенку становится необходимо знать, что он на самом деле представляет собой, и это стремление отражается в его отношении к оценке своих достижений.
В связи с этим, значимость школьных оценок значительно выше, чем нам кажется, потому что эти оценки не просто оценивают результаты учебы школьника, а этими оценками учитель показывает ученику то, что он может сделать, и кем он является в классе, по крайней мере, так думают школьники об этом. И в большинстве своем школьники дают оценки своим одноклассникам и себе, отталкиваясь от тех оценок, которые дают учителя, то есть они могут считать, что этот одноклассник безответственный, а этот прилежный, а другой слабый и так далее.
Процесс формирования самооценки характеризуется появлением определённой тенденции, которая выражается в том, что ребенок постепенно начинает выделять определенные качества, обобщать их, осознавать их в первое время, как поведенческие особенности, а впоследствии осознавать их.
С точки зрения П. Т. Чамати, развитие самооценки проходит две стадии, первая стадия характеризуется тем, что ребенок вначале оценивает только свои поступки и действия, затем начинает оценивать свое внутреннее состояние и нравственные качества.
Дошкольник получает знания и жизненный опыт не только в школе, а также через общение с другими людьми, телевидение, чтение книг и другие источники информации.
На основе данной информации у человека формируется представление о себе самом и внешнем мире. [9] Оценивая свои успехи в сравнение с результатами сверстников, ребенок уже формирует более полноценное представление о себе. У младшего школьника вырабатывается определенный уровень притязаний на оценки за выполнение задания.
В результате несоответствия внутренней оценки и оценки, которую дают другие люди может произойти внутренний конфликт.
Формирование самооценки младшего школьника является важным и довольно сложным процессов.
Формирование самооценки в данный период сталкивается с многими проблемами. Рассмотрим основные из них: [15] 1. Проблема роста: Часто высокий рост приводит к комплексам. Ребенок старается горбиться, сутулиться, чтобы быть наравне со своими сверстниками.
2. Проблема внешности. Дети часто комплексуют из-за своей внешности, видя недостатки даже в самых незначительных мелочах. Такой негатив по отношению к самому себе сопровождается неудовлетворенностью собой.
В процессе развития у ребенка формируется отношение к самому себе. Он начинает правильнее понимать свои способности и оценивать собственные силы. В школьном возрасте у ребенка уже формируется более полноценное представление о себе, вырабатывается определенный уровень притязаний.
1.2 Особенности самооценки детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие многих личностных качеств. В данный период человек входит в социум, что в свою очередь способствует его личностному и социальному развитию.
Меняется круг общения ребенка, его режим дня, привычки, поведение.
Поступая в школу на ребенка возлагаются новые обязанности и большая ответственность, усиливаются специальные психофизические и психические действия.
При достаточном уровне психического развития ребенка и благоприятных условиях обучения в данном возрасте формируются предпосылки для формирования основ самооценки [8] Г. М. Бреслав отмечает, что в данный период индивидуальность человека еще сильно подвержена социальным влияниям. На формирование представлений о себе самом влияют оценки и суждения других людей – родителей, учителей, сверстников.
В процессе развития самосознания у ребенка появляются новые ценностные ориентации относительно самого себя и окружающего мира в целом.
Младшие дошкольники проявляют особое доверие к взрослым, поэтому они склонны к подражанию
Р. С. Немов что дети в данный возрастной период сильно подвержены влиянию других людей, в особенности со стороны учителя. Они полностью признают авторитет взрослого и практически безоговорочно принимают его оценку.
Часто описывая себя как личность, ребенок основывается не на собственных представлениях, а на суждениях других людей.
Е. Л. Серебрякова пишет о том, что личностные преобразования наиболее ярко проявляются в первых классах. Если уже в первом классе ребенок не испытывает радости от учебы в школе, не уверен в своих силах и возможностях, то в дальнейшем это будет сказываться на его самооценки [6] Первоначальные «Я-концепции» имеют непосредственную взаимосвязь с эмоциями ребенка.
Р. Бернс также отмечает, что эмоциональное отношение младшего школьника к внешним оценкам накладывает значительный отпечаток на характер восприятия ребенком себя самого.
Младший школьник, получая оценки о себе может проявляться различные эмоции: страх, гнев, вину, обиду, радость и т. д. Некоторые оценки его могут возмущать, на некоторые он вообще может не обращать внимания. Но все же в целом следует отметить, что многие оценки дают свои результаты в формировании самооценки личности.
Кон также отмечает, что младший школьный возраст — это этап становления личности, которые имеет решающее значение в процессе формирования фундаментальных образований, «я — концепций», в том числе самооценки.
Ведущей деятельностью младших школьников является обучение. Успех в обучении и школьной деятельности также оказывает важное влияние на формирование ребенка представлений о самом себе. Оценивая свои успехи в школе, ребенок формирует представление о том, какой он ученик.
В. А. Крутецкий отмечает, что особое влияние на формирование самооценки школьника влияют его отношения со взрослыми и сверстниками. Первоклассник вступает в новый большой коллектив, где его деятельность будут оценивать учителя и одноклассники. В этом процессе взаимодействия ребенок сам становится личностью со своим собственным мировоззрением, поведением, пониманием внешнего мира.
У ребенка начинает активнее развивается интерес не только к собственному внутреннему миру, но и к внутреннему миру другого человека, его чувствам и переживаниям. В этом возрасте ребенок склонен проявлять сочувствие, сопереживание, эмпатию. [4] Н. Ф. Прокин процесс личностного формирования детей обобщает следующим образом: деятельность, в том числе учебная и трудовая, общение – это те компоненты, которые в общей своей совокупности формируют мировоззрение школьника, интересы и мотивы. Данные компоненты также влияют и на формирование самооценки ребенка.
Р. С. Немов указывает, что в данный период на первый план выходят стимулы, связанные со знаниями и умениями, в также социально-психологические стимулы. Доминирование этих форм оценочной мотивации является одним из свидетельств личностной зрелости ребенка. [3] Характерной особенностью является то, что одним из основных стимулов являются оценки, которые он получает только от определенных людей (учителей, родителей).
Именно в школе ребенок встречается с четкой и детализированной системой требований. При этом ведется постоянный контроль над их соблюдением. В младшем школьном возрасте у ребенка уже начинается процесс личностного формирования, но в отличие от школьного период, он спонтанный, нецеленаправленный и не систематичный.
Оценивая деятельность школьников взрослый показывает ему какие именно правила и предписания необходимо выполнять, как он должен действовать в различных ситуациях.
Первоклассники уже психологически готовы к пониманию данных норм и правил и к их выполнению. Однако, часто эта готовность не используется педагогами и взрослыми. Это упущение негативно сказывается на дальнейшей социальной жизни ребенка.
Важно не только задавать требования ребенку, но и последовательно проверять их фактическое выполнение. В результате у ребенка возникает ощущение, что выполнение правил не обязательно и, что оно зависит от настроения взрослых, от ситуаций, от собственных желаний. У школьника может сложиться представления, что заданные требования не являются необходимостью.
Также на самооценке детей может сказаться отсутствие ясности в формулировки требований.
Младшие школьники еще не достигли того уровня, когда мнение их сверстников служит критерием истинной оценки самих себя [2] По мнению С. Г. Якобсона, именно мнение учителя имеет особую значимость в формирование самооценки младших школьников. Авторитет учителя признается безоговорочно, ребенок может обращаться к нему по самым разным причинам, делиться своим опытом и переживаниями.
Учитель для детей вступает как основной источник информации, общий ориентир нравственных ценностей, поведения и т.д.
Начальная школа – это важный этап в жизни ребенка, это период также принято называть пиком детства. В этом возрасте у детей еще сохраняются детские качества, но при этом развивается новый принцип мышления, логики, основанный на результатах учебной деятельности. Сопоставляя свои результаты с результатами своих одноклассников у ребенка развивается личностная рефлексия, а на ее основе и личностная самооценка.
У детей имеют большие резервы для развития. Поэтому основной задачей педагогики является их выявление и эффективное использование. Но при этом важно, чтобы дети были психологически готовы к данному развитию.
О. С. Богданова и В. И. Петрова отмечают, что на формирование самооценки дошкольника также оказывает влияние обязанности по дому. С поступлением в школу на ребенка возлагаются дополнительные обязанности, которые он должен выполнять дома, в результате требования к ребенку повышаются и могут возникать проблемы в самооценки и рефлексии. Решать данный проблемы на начальном этапе обучения школьнику необходимо с помощью взрослых.
Таким образом, поступая в первый класс у ребенка меняется ведущий вид деятельности, повышаются требования к нему. Данные изменения оказывают влияние и на развитие самосознания младшего школьника, его личностная структура укрепляется, наполняется новыми ориентациями, установками, ценностями. У ребенка формируется новое представление о самом себе и об окружающих. В формировании самооценки особое значение приобретает уровень достижений в школе. Эмоциональное отношение к внешним оценкам оказывает непосредственное влияние на характер восприятия ребенком самого себя. Формируемая в данный возрастной период самооценка становится внутренним и органическим свойством личности. [1]
Глава II . Опытно-практическая работа по изучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте.
2.1. Диагностика самооценки младших школьников
Данное исследование было проведено на базе МБОУ «Школа села Михайловка» Харабалинского района. В исследование были задействованы учащиеся 3 класса (всего 11 человек).
Цель исследования: изучить особенности самооценки младших школьников.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: Особенности самооценки младшего школьника.
Задачи диагностической работы:
1. выбрать методы диагностики
2. провести диагностическое исследование
3. обработать полученные результаты
4. составить протокол исследований
5. на основе полученных результатов составить рекомендации родителей и учителей.
Метод Дембо-Рубинштейна
Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих индивидуальные качества личности.
Ход опыта: Испытуемым предлагается из представленных качеств человека выбрать 5 качеств, которые, по его мнению, характеризуют идеальную личность. Выбранные качества предлагается разделить на 2 ряда: в первый включить качества идеального субъекта, во второй — то качество, которое лучшего всего развито в нем самом. Дальше необходимо все выбранные качества записать по мере снижения степени их развития.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится путем подсчета коэффициента ранговой корреляции .Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b ,
Где, а – количество качеств,
b- сумма квадратов разностей.
Значения показателей:
— менее 0,35 соответствует низкой самооценке,
— от 0,35 до 0,7 – средней самооценке,
— более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.
* Исследование методики самооценки Дембо-Рубинштейна
В рамках данного метода оценка личностных качеств проводится по таким показателям, как здоровье человека, характер, способности, внешний вид, уверенность в себе.
Ход работы: Испытуемым предлагается на вертикальных линиях обозначит уровень развития личностных качеств, а также уровень развития тех же качеств, которые бы их удовлетворяли.
На форме нарисованы 7 линий, символизирующих определенные личностные качества человека:
а) интеллект, способности
b) характер
в) коллегиального органа
г) умение делать многие вещи своими руками
е) Появление
е) уверенность в себе
Испытуемому дается задание: отметить строкой ( — ), как вы оцениваете развитие этого качества в себе. Пометкой (х) необходимо отметить уровень развития этих качеств, при котором вы будете удовлетворены собой.
Обработка результатов: обработка результатов производится по 6 шкалам. Размер каждой шкалы — 100 мм.
1. В каждой шкале определяется:
а) уровень притязаний (по расстоянию от нижней точки шкалы («0») до «х» (в мм));
б) высота самооценки (по расстоянию от нижней точки шкалы до знака»–»).
2. Медианное значение показателей самооценки и уровня. Оцениваются все 6 шкал и средние значения показателей сравниваются данными таблицы:
Низкий средний высокий
Уровень притязаний до 60 60-74 75-100
Уровень самооценки до 45 45-59 60-100
Методика А.В. Захарова. По данной методики проводится определение эмоционального уровня самооценки.
Материал: чертежи для выполнения субтестов.
Ход исследования: Испытуемым предоставляется рисунок.
1) экспериментальная часть.
Субтест №1. Представьте, что изображенные круги – это люди, которые вас окружают. Укажите какое место занимаете вы в этих кругах.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О- отец, М- мать, Д- дедушка, Б- бабушка, Б2- брат, С- сестра, Др – друзья, У- учитель
Субтест №3. Укажи место, где находишься ты.
Субтест №4. Укажи место, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
2) Обработка результатов:
Субтест №1. Данный тест направлен на определение самооценки ребенка. Норма – ребенок поставил себя в 3 или 4 круг. Такое место означает, что ребенок правильно осознает свою ценность и принимает себя.
Место в первом круге свидетельствует о завышенной самооценки, место в пятом круге и дальше – о заниженной самооценки.
Субтест№2. Тести направлен на определения взаимоотношений ребенка с его близкими. Чем выше ребенок указал свое место на схеме, тем больше он признает свое превосходство над другими людьми.
Субтест№3. С помощью данного теста определяется насколько ребенок чувствует степень близости с другими людьми. Положение вне треугольника, свидетельствует о том, что он не заинтересован в общении или чувствует себя отвергнутым.
Субтест№4. Данный тест направлен на определение степени эгоцентризма. Расположение себя в центре круга свидетельствует о высокой степени эгоцентризма.
Субтест№5. Цель теста — определить осознание вашего сходства (левый круг) или вашей уникальности (правый круг).
2.2. Анализ результатов исследований самооценки детей младшего школьного возраста
Изучение психологических особенностей самооценки младших школьников проводилось с использованием следующих методик:
1. Выявление количественного уровня самооценки.
2. Метод Дембо-Рубинштейна.
3. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А. В. Захарова).
Метод Дембо-Рубинштейна.
Ход исследования:
Детям выдали бланки, с начерченными на них линиями. Учащиеся должны отметить на них:
• На каком уровне развития находятся эти качества, будут ли они удовлетворены собой или почувствуют гордость за себя(х);
• Как они оценивают развитие этого качества, стороны на данный момент ( -).
Результаты представлены в следующей таблице:
Таблица 1. Методика Дембо – Рубинштейна
Ф.И | II | III | IV | V | VI | VII | Общ.показ. | Кол. показ. | Уровень самооц. |
Баширова Снежана | 85 | 72 | 99 | 100 | 100 | 100 | 556 | 92 | ВЫС. |
Денисов Денис | 76 | 94 | 85 | 98 | 100 | 96 | 549 | 92 | ВЫС. |
Дереглазова Евгения | 73 | 78 | 72 | 80 | 77 | 77 | 457 | 76 | ВЫС. |
Иван Варвара | 88 | 90 | 89 | 91 | 93 | 93 | 544 | 91 | ВЫС. |
Малаева Алина | 93 | 98 | 84 | 98 | 86 | 96 | 555 | 93 | ВЫС. |
Маньшина Лариса | 50 | 50 | 98 | 95 | 85 | 100 | 478 | 80 | ВЫС. |
Мулдагалиева Адэма | 90 | 71 | 93 | 100 | 100 | 98 | 552 | 92 | ВЫС. |
Серьгина Татьяна | 90 | 67 | 94 | 84 | 99 | 99 | 533 | 87 | ВЫС. |
Терехина Марина | 76 | 66 | 79 | 80 | 72 | 79 | 452 | 75 | ВЫС. |
Туланов Данил | 48 | 44 | 39 | 57 | 69 | 70 | 327 | 55 | СР. |
Шамахова Карина | 78 | 78 | 98 | 88 | 87 | 99 | 553 | 92 | ВЫС. |
Основываясь на результатах этого метода, можно сделать вывод, что 10 человек имеют завышенную самооценку (99%), а 1 человек — среднюю (1%).
Следующая методика направлена на определение эмоционального уровня самооценки.
Детям были выданы бланки, содержащие 5 заданий (5 субтестов).
Результаты представлены в следующей таблице:
Таблица 2. Выявление эмоционального уровня самооценки
Ф.И. | Уровень самооценки | Отношение с близкими людьми | Эмоциональная заинтересованность | Индивидуализация | ||
Баширова Снежана | Средняя | Допускает давление матери и отца | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Денисов Денис | Средняя | Допускает давление матери и отца. Оказывает давление на бабушку,дед.,друзей и учителя | Заинтересован в соц.контактах
| Признает сходство с другими | ||
Дереглазова Евгения | Высокая | Допускает давление матери и отца | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Иван Варвара | Средняя | Допускает давление матери и отца. Оказывает давление на друзей и учителя | Заинтересована в соц.контактах | Считает себя уникальным | ||
Малаева Алина | Высокая | Допускает давление мамы и дедушки. Оказывает давление на бабушку,друзей и учителя | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Маньшина Лариса | Низкая | Допускает давление матери, отца, брата и друзей | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Мулдагалиева Адэма | Средняя | Допускает давление матери, отца и сестры | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Серьгина Татьяна | Средняя | Допускает давление отца, брата. Оказывает давление на сестру | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Терехина Марина | Средняя | Допускает давление мамы и дедушки. Оказывает давление на друзей | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Туланов Данил | Низкая | Допускает давление папы, тети и дедушки. | Заинтересован в соц.контактах | Признает сходство с другими | ||
Шамахова Карина
| Средняя | Допускает давление отца,матери,брата,учит. Оказывает влияние на друзей | Заинтересована в соц.контактах | Признает сходство с другими |
Оказывает влияние на друзей Заинтересована в соц.контактах Признает сходство с другими
На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы:
Высокий уровень самооценки отмечается у двоих детей (20%), средний – у 7-ми (70%), низкий – у 2-их (20%).
Также можно сделать вывод, что 80% учащихся 3-го класса признают свое сходство с другими, 20% считают себя уникальными.
Испытуемые с высоким уровнем самооценки:
1. Дериглазова Е.
2. Малаева А.
Студенты с низкой самооценкой:
1. Маншина Л.
2. Туланов Д.
На основе полученных результатов, нами были разработаны рекомендации для педагога по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
-При организации внеклассных занятий включайте студентов в групповую работу;
-учитесь слушать других;
-воспитывайте в себе чувство сопереживания;
-При оценке работы показывайте как положительные, так и отрицательные моменты;
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с низкой самооценкой:
— Не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку;
-Не употребляйте слов, унижающих человеческое достоинство, т. е. оценивайте результат деятельности, а не личность;
— вовлекайте студентов в командную работу;
— При организации внеучебной деятельности назначать студентов на ответственные должности;
— Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Заключение
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов: Когнитивный; Оценочный; Поведенческий.
Неотъемлемой часть «Я-концепции» является самооценка. Формирование многих психических процессов и личностных качеств человека происходит в младшем школьном возрасте. В формирование самооценки младшего школьника большая роль отводится школе. Поэтому учитель должен значить особенности своих учеников и организовывать процесс обучения с учетом индивидуальных качеств каждого ребенка.
Поступая в первый класс у ребенка меняется ведущий вид деятельности, повышаются требования к нему. Данные изменения оказывают влияние и на развитие самосознания младшего школьника, его личностная структура укрепляется, наполняется новыми ориентациями, установками, ценностями. У ребенка формируется новое представление о самом себе и об окружающих. В формировании самооценки особое значение приобретает уровень достижений в школе. Эмоциональное отношение к внешним оценкам оказывает непосредственное влияние на характер восприятия ребенком самого себя. Формируемая в данный возрастной период самооценка становится внутренним и органическим свойством личности.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие многих личностных качеств. В данный период человек входит в социум, что в свою очередь способствует его личностному и социальному развитию.
В процессе развития у ребенка формируется отношение к самому себе. Он начинает правильнее понимать свои способности и оценивать собственные силы. В школьном возрасте у ребенка уже формируется более полноценное представление о себе, вырабатывается определенный уровень притязаний.
В рамках данного исследования мы провели опытно-практическую работу, в результате которой было установлено, что из 11 учащихся класса 2 ребенка имеют высокий уровень самооценки, 7-средний и 2-низкий.
Для детей младшего школьного возраста высокий уровень самооценки является нормой.
Список литературы
1. Андрущенко Т.Ю.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. — 2014. — №4. — С. 91-99.
2. Бернс Р. Развитие я — концепции и воспитание /Р. Бернс. — М., 2015. — 301 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. — М., 2013. — 243 с.
4. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. — М., 2005. — 263 с.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь /С.М. Вишнякова. — М., 2017. — 538 с.
6. Гамезо М.В. Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения — М., 2016. — 307 с.
7. Гельмонт А.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления — М., 2014. — 163 с.
8. Диянова З.В. Самосознание личности /З.В. Диянова. — Иркутск, 2018. — 316 с.
9. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки /А.В. Захарова. — Таллин. — 2016. — 282 с.
10. Ишмаметьева Е.В. Начальная школа плюс До и После, 2014. — №6.
11. Кон И.С. В поисках себя /И.С. Кон. — М., 2018. — 264 с.
12. Кон И.С. Открытия «Я» /И.С. Кон. — М., 2015. — 302 с.
13. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / — М., 2017. — 293 с.
14. Крутецкий В.А. Психология /В.А. Крутецкий. — М., 2019. — 342 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. — М., 2015. — 316 с.
16. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся — М., 2017. — 126 с.
17. Липкина А.И. Самооценка школьника /А.И. Липкина. — М., 2017. — 243 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф