Введение
1.Теоретические аспекты влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста
1.1. Учебная деятельность детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
2. Исследование влияния памяти ребёнка как условие его успешности в обучении
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования
2.2 Анализ и обсуждение результатов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность проблемы обусловлена тем, что взаимосвязь человеческой памяти и внимания человека анализировалась еще классиками научной психологии – Вильгельмом Вундтом, Германом Эббингаузом, но особенно пристальное внимание данному взаимодействию уделяется в современной когнитивной психологии такими исследователями, как: Норман, Baddeley [34], Cowan, Craik, Engle, Working Memory [36] и др.
Разработаны современные методические средства, позволяющие выявлять особенности функционирования механизмов памяти у российских ученых и их зарубежных коллег: Вильяма Аткинсона, Алана де Бэддели, Дормашева, Ричарда Шиффрин, Юрия Дормашева, Виктора Романова, Cowan, McElree, Zacks, Hasher, Miyake, A.; Friedman, N. P [35] и др.
В последние годы продолжает оставаться актуальной проблема развития памяти младших школьников. Это обусловлено ежегодным увеличением учебной нагрузки на младших школьников, тяжелым периодом адаптации к школьному обучению у большинства детей, возросшим объемом учебного материала и необходимостью грамотно им оперировать для достижения успехов в учебной деятельности. У младших школьников возникают затруднения при попытках запомнить большое количество информации, они оказываются неспособны своевременно воспроизвести необходимую информацию из памяти, а у педагогов много сил затрачивается на развитие и расширение памяти учеников. Таким образом, происходит снижение качества и успешности обучения младших школьников. Поэтому, с нашей точки зрения, является важным выявить особенности влияния памяти на результативность учебного процесса младших школьников, а также, предложить методы улучшения и расширения объема сохранения памяти у детей данного возраста.
Цель работы заключается в исследовании видов памяти младших школьников.
Объект исследования – успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности памяти младших школьников.
Гипотеза исследования – успешность обучения младших школьников зависит непосредственно от уровня развития и объема сохранения памяти детей.
Поставленная цель исследования определила основные задачи работы:
1. Рассмотреть возрастные особенности формирования учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в научных исследованиях.
2. Исследовать особенности развития памяти у школьников младшего возраста.
3. Экспериментально обосновать взаимосвязь памяти младших школьников и успешности процесса их обучения.
4. Выполнить анализ и интерпретацию результатов исследования.
В ходе исследования использовались следующие методы психолого-педагогического исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ психолого-педагогического опыта.
Применялись следующие методики исследования:
определение объема кратковременной зрительной памяти;
методика «Запомни цифры». Слуховая память. Оценка объема;
методика «Опосредованная память»;
методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания».
База исследования – МБОУ Средняя школа № 17 г Архангельск. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (12 девочек, 8 мальчиков).
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.Теоретические аспекты влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста
1.1. Учебная деятельность детей младшего школьного возраста
В соответствии с предлагаемыми словарями определениями, рассматривая их относительно процесса обучения детей младшего школьного возраста, термин «учебная деятельность» можно определить в качестве одного из типов воспроизводящей деятельности детей данной возрастной категории, имеющей индивидуальное, присущее ей содержание и строение, отличающее её от прочих видов деятельности детей других возрастных периодов [10]. Для детей младшего школьного возраста главной ведущей деятельностью является учебная, определяющая формирование личности младших школьников и их общее психическое развитие [13].
Помимо этого, учебная деятельность изменяет и сам субъект обучения. Д.Б. Эльконин [33] относит происходящие изменения к основным характеристикам учебного процесса. Обучающиеся изменяют своё поведение и психические свойства в соответствии с результатами собственных действий. Производя сопоставление данных терминов, возможно выделить ряд характерных отличий учебной деятельности от учения:
1) она предусматривает целенаправленное прохождение учебного материала и решение задач обучения;
2) с её помощью происходит освоение общих способов действий и формулировка научных понятий;
3) общие способы действия учебной деятельности предупреждают решение задач.
Средства реализации учебной деятельности характеризуются следующим образом:
1) это ряд интеллектуальных действий, без которых не может происходить умственная деятельность: обобщения, анализа, синтеза, классификации и др. Л.С. Рубинштейн [25] определяет их в качестве мыслительных операций, составляющих основу познавательной и исследовательской функций учебной деятельности.
2) это средства знакового, языкового, вербального общения, посредством которых происходит усвоение знаний и воспроизведение личного опыта.
3) это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний формируется индивидуальный опыт обучающегося.
Соответственно, включение в учебную деятельность предполагает и работу над средствами реализации учебной деятельности.
К способам учебной деятельности с точки зрения Л.С. Выготского [8], относятся репродуктивные, проблемно-творческие и исследовательско-познавательные действия, отвечающие на вопросы, каким способом учиться и как получать знания.
Продуктом учебной деятельности выступает структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи из различных сфер науки и практики [10]. Помимо этого, продукт учебной деятельности возможно определить в качестве внутреннего новообразования психики и деятельности в смысловом, ценностном, и мотивационном планах. В таком случае её результатом выступит поведение субъекта, то есть его потребность к осуществлению учебной деятельности, проявляющаяся в интересе к обучению, положительном отношении к школе, или же наоборот, вызовет неприятие выполнения данной деятельности и попытки её избежать, что может проявиться в отказе посещать школу [13].
Таким образом, основой всестороннего развития младших дошкольников выступает полноценная учебная деятельность, являющаяся ведущей в данном возрасте. Необходимо заметить, что навыки грамотного письма, правильного счёта, выразительного и осознанного чтения вырабатываются у младших школьников только при соответствующих теоретических знаниях. Положительное отношение детей к процессу обучения должно быть основано на их умении и желании учиться, которые возникают только при реальном осуществлении учебной деятельности и развитии у младших школьников самостоятельного творческого мышления.
Школьникам данного возраста не свойственно создавать образы, ценности, понятия, они их присваивают в процессе учебной деятельности с помощью мыслительных действий, являющихся продуктом духовной культуры [27].
Таким образом, существенным психологическим новообразованием данного возрастного периода выступает формирование и развитие теоретического мышления и сознания, а также связанных с ними психических способностей: планирования, анализа, рефлексия, формирующихся у детей в процессе становления учебной деятельности.
В начале школьного обучения у детей не возникает потребности в теоретических знаниях, она формируется в процессе усвоения младшими школьниками элементарных представлений при выполнении простейших учебных действий, которые они осуществляют совместно с учителем, для решения соответствующих учебных задач.
У младших школьников при формировании потребности в учебной деятельности, её конкретизация происходит в виде многообразия мотивов, требующих от детей выполнения определенных учебных действий. Мотивы учебных действий приводят к тому, что школьники усваивают способы воспроизводства полученные в теории. В первую очередь они усваивают конкретные понятия, ценности, нормы, образы, а затем уже через них происходит усвоение содержания теоретических знаний при выполнении учебных действий.
Таким образом, потребность в учебной деятельности приводит к усвоению теоретических знаний, а разнообразные мотивы – к усвоению способов решение учебных задач при выполнения учебных действий [10].
По сравнению с многообразными частными задачами, сформулированными для каждого класса обучающихся, учебные задачи для младших школьников имеют ряд существенных отличий.
При решении частных задач дети осваивают также частные способы их решения. Только в процессе постоянной тренировки младшим школьникам удаётся усвоить общий способ решения данных задач. Само усвоение способов осуществляется посредством перехода от частного к общему. В первую очередь младшие школьники овладевают общим способам решения частных задач, при этом они движутся от общего к частному [25].
Таким образом, в соответствии с предлагаемыми словарями определениями, рассматривая их относительно процесса обучения детей младшего школьного возраста, термин «учебная деятельность» можно определить в качестве одного из типов воспроизводящей деятельности детей данной возрастной категории, имеющей индивидуальное, присущее ей содержание и строение, отличающее её от прочих видов деятельности детей других возрастных периодов. Для детей младшего школьного возраста главной ведущей деятельностью является учебная, определяющая формирование личности младших школьников и их общее психическое развитие. Производя сопоставление данных терминов, возможно выделить ряд характерных отличий учебной деятельности от учения: 1) она предусматривает целенаправленное прохождение учебного материала и решение задач обучения; 2) с её помощью происходит освоение общих способов действий и формулировка научных понятий; 3) общие способы действия учебной деятельности предупреждают решение задач. Только в процессе постоянной тренировки младшим школьникам удаётся усвоить общий способ решения данных задач. Помимо этого, в процессе учебной деятельности изменяется и сам субъект. Таким образом, потребность в учебной деятельности приводит к усвоению теоретических знаний, а разнообразные мотивы – к усвоению способов решение учебных задач при выполнения учебных действий.
1.2 Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Согласно психологическому словарю, под памятью понимается совокупность познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека [28].
Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущение, восприятие и мышление, интересовавшая умы таких исследователей, как: Г. Эббингауз, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко и многих других учёных и психологов [27].
Воспринимаемое человеком бесследно не исчезает. Следы от процесса возбуждения сохраняются в коре больших полушарий мозга. Благодаря данным следам становится возможным появление возбуждения даже при отсутствии вызванного его раздражителя. Поэтому человек может запомнить, сохранить, воспроизвести знания, усвоенные ранее, или образ отсутствующего предмета. Память, подобно восприятию, является процессом отражения. Однако отражается не только действующее в данный момент, но и то, что было ранее [27].
Г. Эббингауз, немецкий психолог, понимал под памятью механический процесс образования следов. Им был предложен приём изучения так называемой «чистой» памяти, который позволяет выделить память из деятельности мышления. Данный приём заключается в заучивании бессмысленных слогов. Полноценным итогом семилетнего труда стала книга «О памяти» или позже переведённая на английский как «Память: вклад в психологию». В своём исследовании Г. Эббингауз предлагал испытуемому запомнить от 10 до 12 слогов и отметить число удержанных членов ряда. Это число Эббингауз и принимал за объём «чистой» памяти. Первый и основной результат данного исследования заключался в установлении среднего объёма памяти, характерного для человека. Как выяснилось, в среднем человеку легко запомнить 5-7 отдельных элементов после первого прочтения. Однако, данное число колеблется. Так, люди, имеющие плохую память могут удержать лишь 4-5 изолированных элементов после первого прочтения, с хорошей памятью удерживать 7- 8, как изолированных, так и бессмысленных элементов [9, с. 251].
А.А. Смирнов и П.И. Зинченко изучали сложные формы памяти, связанные с мыслительными процессами. Они исследовали процессы осмысленного заучивания и процессы непроизвольного запоминания. Ими были выделены приёмы запоминания сложного материала и установлена зависимость процесса запоминания от поставленной задачи [7, с 253].
В научной литературе посвященной изучению памяти выделяются такие её процессы, как запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание [5, с.129].
У младших дошкольников память развивается осмысленно и произвольно, то есть одновременно в двух направлениях. В непроизвольной форме у детей старшего дошкольного возраста происходит запоминание материала поданного в интересной игровой форме, с красочными наглядными пособиями, яркими персонажами и образами и т.д. Но в этом возрасте дети уже способны целенаправленно запоминать и не интересный им материал, таким образом с каждым годом опора обучения перемещается в сторону произвольной памяти.
У младших дошкольников продолжает сохраняться хорошая механическая память, они способны заучивать учебные тексты на протяжении всего обучения в начальной школе, и могут усваивать мнемонические приемы. В этом возрасте дети запоминают в основном тот учебный материал, который им удалось осмыслить. Данные особенности указывает на неразрывную связь между мышлением, мнемоническое деятельностью и смысловой памятью. Но ребёнок младшего дошкольного возраста также в состоянии успешно запомнить и непонятный для него текст. Таким образом, задача взрослых – контролировать не только результат, но и сам процесс запоминания [5, с134].
Способность к произвольному запоминанию различна в первом — втором и с третьего по четвёртый классы.
В процессе усложнения учебных заданий просто запомнить необходимый материал уже не получается, и дети вынуждены искать иные приемы организации памяти. Чаще всего они применяют многократное повторение материала, которое выступает универсальным способом позволяющим механический запомнить информацию. Также в качестве средства запоминания, так называемой опоры, применяются мыслительные процессы, являющиеся основой логической памяти [3, с.226].
С точки зрения П.И. Зинченко в младшем дошкольном возрасте память имеет непроизвольный характер. Следовательно, дети данного возраста не ставят конкретных целей запомнить что-либо. Запоминание осуществляется вне зависимости от их сознания и воли. В этом возрасте процесс запоминания информации у детей обращено на то, что их впечатлило, что привлекло их внимание в деятельности и было интересно для них [8, с.245].
Таким образом, основной задачей педагога начальных классов является обучение детей мнемоническим приемам запоминания информации [5, с.134] Таким образом, можно сделать вывод, что у младших школьников память имеет ярко выраженный познавательный характер, что приводит к качественному изменению осознания мнемической задачи и развитию специфических для данного возраста приемов запоминания. Постепенно, под влиянием учебного процесса, память младшего школьника начинает приобретать черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредствованной.
Выводы по главе 1
1) Таким образом, в соответствии с предлагаемыми словарями определениями, рассматривая их относительно процесса обучения детей младшего школьного возраста, термин «учебная деятельность» можно определить в качестве одного из типов воспроизводящей деятельности детей данной возрастной категории, имеющей индивидуальное, присущее ей содержание и строение, отличающее её от прочих видов деятельности детей других возрастных периодов. Для детей младшего школьного возраста главной ведущей деятельностью является учебная, определяющая формирование личности младших школьников и их общее психическое развитие. Производя сопоставление данных терминов, возможно выделить ряд характерных отличий учебной деятельности от учения: 1) она предусматривает целенаправленное прохождение учебного материала и решение задач обучения; 2) с её помощью происходит освоение общих способов действий и формулировка научных понятий; 3) общие способы действия учебной деятельности предупреждают решение задач. Только в процессе постоянной тренировки младшим школьникам удаётся усвоить общий способ решения данных задач. Помимо этого, в процессе учебной деятельности изменяется и сам субъект. Таким образом, потребность в учебной деятельности приводит к усвоению теоретических знаний, а разнообразные мотивы – к усвоению способов решение учебных задач при выполнения учебных действий.
2) У младших школьников память имеет ярко выраженный познавательный характер, что приводит к качественному изменению осознания мнемической задачи и развитию специфических для данного возраста приемов запоминания. Постепенно, под влиянием учебного процесса, память младшего школьника начинает приобретать черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредствованной.
2. Исследование влияния памяти ребёнка как условие его успешности в обучении
2.1 Организация и проведение экспериментального исследования
Базой исследования выступила МБОУ средняя школа № 17 г Архангельск. В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (12 девочек, 8 мальчиков).
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности развития памяти младших школьников и её влияние на успешность обучения.
Работа по исследованию памяти у детей младшего школьного возраста посредством игрового тренинга проводилась в три этапа.
Первый этап. Организовано целенаправленное наблюдение за данными детьми для выявления уровня развития памяти. Исследование состояния памяти детей младшего школьного возраста проводилось с помощью экспериментальных методик. С педагогами проведена просветительская работа по вопросам развития свойств памяти у детей младшего школьного возраста, консультация по планированию индивидуальной работы с детьми.
На втором этапе анализировались и интерпретировались основные результаты, полученные нами в ходе обследования младших школьников в начале учебного года. Вследствие чего были разработаны рекомендации по развитию памяти младших школьников.
На третьем этапе проводилась работа с детьми младшего школьного возраста по целенаправленному развитию памяти у детей младшего школьного возраста. На этом этапе проводились занятия, которые включали в себя дидактические и подвижные игры, игры малой подвижности, игровые обучающие ситуации способствующие развитию памяти. Далее была проведена повторная диагностика исследуемых детей с целью подтверждения гипотезы исследования.
В ходе исследования использовались следующие методы психолого-педагогического исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ психолого-педагогического опыта и др.
Применялись следующие методики исследования:
определение объема кратковременной зрительной памяти;
методика «Запомни цифры». Слуховая память. Оценка объема;
методика «Опосредованная память»;
методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания» (прил.1).
Таким образом, для изучения уровня сформированности произвольной памяти нами было организовано исследование с использованием некоторых психодиагностических методик.
2.2 Анализ и обсуждение результатов
Анализ результатов исследования развития памяти у младших школьников с помощью психологических методик выявляет следующее.
Представим основные результаты, полученные нами в ходе обследования младших школьников в начале учебного года на рис. 1 – 4 и в прил. 6.
В целом по группе нами не были выявлены дети, которые воспроизвели бы все линии, большая часть детей (77%) показали средний уровень объема памяти, остальные 23% младших школьников показали низкий уровень объема зрительной памяти.
Рисунок 1 – Распределение испытуемых по уровню развития зрительной памяти
Таким образом, большинство младших школьников не умеют осуществлять поиск и использовать способы, облегчающие запоминание, школьники проявляют апатию и безразличие..
Далее нами было проведено обследование слуховой памяти детей младшего школьного возраста. Оценка объема слуховой памяти детей проводилась нами с помощью методики «Запомни цифры». В результате нами были получены следующие данные.
В ходе диагностики нами не были выявлены дети с очень высоким и очень низкими уровнями объема кратковременной слуховой памяти. Большая часть детей (40%) показали средний уровень объема кратковременной слуховой памяти.
Таблица 1
Процентное распределение испытуемых по уровню развития объема кратковременной слуховой памяти
Уровень | Объем |
Высокий | 25% |
Средний | 40% |
Низкий | 35% |
Отметим, что 35% детей учащихся начальных классов показали низкий уровень объема кратковременной слуховой памяти.
Рисунок 2 – Распределение испытуемых по уровню развития слуховой памяти.
Далее нами была изучена опосредованная память детей младшего школьного возраста. По итогу проведения данной методики нами были сделаны выводы об уровне развития опосредованной памяти школьников.
Представим и процентное распределение испытуемых по уровням сформированности опосредованной памяти.
Таблица 2
Процентное распределение испытуемых по уровню развития опосредованной слуховой памяти
Уровень | Объем |
Высоко развитая | 31% |
Средне развитая | 55% |
Низко развитая | 14% |
Таким образом, у 31% школьников наблюдается наличие и самостоятельность в использовании различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Рисунок 3 – Распределение испытуемых по уровню развития опосредованной памяти
В тоже время 14% школьников слабо опираются на промежуточные ассоциации при запоминании (слова, образы, чувства или действия), с которыми связан объект воспроизведения.
Также в рамках данного исследования нами была проведена диагностика динамических особенностей процесса запоминания школьников. Представим полученные данные графически (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Динамичность процесса заучивания учащихся.
Проведенное нами исследование показало, что все 10 слов без ошибок не смог произнести никто из первоклассников, за 5 повторений. 25% учеников воспроизвели все десять слов с шестью повторениями, а 40% воспроизвели 7-9 слов из предложенных слов, 35% учащихся смогли воспроизвести 4 — 6 слов за 6 повторений. В диагностируемом классе нет детей, не справившихся с заданием.
Для диагностики двигательной памяти мы просили детей повторить последовательность движений: присесть, дотронуться левой рукой правого уха, закрыть правой рукой левый глаз, подпрыгнуть, присесть. Всего у детей было на выполнение задания три попытки. В итоге с первой попытки выполнить верно задание удалось 20% учащихся, со второй попытки справиться с заданием удалось 70% испытуемым, с третьей попытки получилось правильно повторить упражнение 10% школьников.
Проведем анализ результатов исследования по методике «Уровень развития кратковременной памяти» и далее сравним их со средним показателем успеваемости в классе.
Таблица 3
Сопоставление результатов методики «Уровень развития кратковременной памяти» и успешности учебной деятельности в исследуемом классе
Анализ данной таблицы показывает, что уровень развития памяти оказывает непосредственное влияние на успех учебной деятельности младших школьников. У 33% (4 чел. от общего количества исследуемых) детей младшего школьного возраста с высоким уровнем развития памяти отмечается высокий уровень успешности учебной деятельности. Низкий уровень развития памяти отмечен по итогам диагностики у 3 человек, 1 из которых имеет и низкий уровень успешности учебной деятельности. Дети с нормальным уровнем развития памяти показывают хорошие результаты и в учебной деятельности.
Подводя итоги исследования, мы считаем несомненным наличие зависимости между уровнем развития памяти и успешностью учебной деятельности. В связи с этим, педагогам нужно включать в занятия упражнения и игры с детьми, позволяющие развивать память младших школьников, что позволит повысить уровень успешность обучения всего класса в целом.
Для развития памяти и повышения уровня успешности учебной деятельности мы рекомендуем включать разные игры и упражнения с детьми на занятиях: свободные диктанты, дидактические ребусы, скороговорки, весёлые стихи, чистоговорки, ребусы, дидактические сказки, выборочные диктанты, алгоритмы, речевые игры, карточки с картинками, кроссворды, таблицы, диктанты с предварительной подготовкой по учебнику и др.
Так же нами были отобрали некоторые упражнения, которые можно использовать в коррекционной работе с целью развития памяти. При отборе мы опирались на работы Н.К. Винокуровой, М.Н. Петровой, Е.В. Ступереной, М.Ю. Шуба, Е.И. Светилова, Н.Я. Чутко.
На уроках математике мы предлагаем использовать следующие упражнения с элементами игры:
«В цирке»: Цель игры – развитие зрительной памяти с опорой на слухоречевую и образную память, развитие внимания, увеличение объема запоминания. Закрыть нижнюю таблицу с изображением предметов листом бумаги. Попросите ребенка запомнить все, что нарисовано на картинке. Затем передвиньте лист бумаги так, чтобы он закрыл картинку, и попросите ребенка вспомнить, какие из предметов, изображенных в таблице, были в цирке. Пометьте названные предметы монетками или пуговицами. После этого, уберите лист бумаги и проверьте.
«Прогулка». Цель игры – развитие зрительной памяти с опорой на образную сферу. Цель этого упражнения – запомнить 7 изображений с помощью зрительных ассоциаций. Предложите ребенку посмотреть внимательно на картинку и запомнить все парные изображения, затем переверните страницу и попросите ребенка дорисовать недостающие предметы на картинке.
«Строитель». Цель игры – развитие зрительной памяти с опорой на образную сферу. Ученик должен запомнить, из каких деталей построена башня на рисунке. Закрыть рисунок и вспомнить, сколько и каких деталей было использовано для строительства башни. На другом листе бумаги написать.
«Собери слово». Из разнообразных листочков, на которых написаны слоги, нужно собрать слова, обозначающие например: свойства треугольника.
«Посмотри и воспроизведи». Цель – определение точности зрительной памяти. Ученик должен посмотреть на несложный рисунок не более 5 секунд. После чего картинки убираются, а ребенок рисует по памяти.
«Единственное и множественное». Учитель называет слова в единственном числе, а ученик должен сказать его во множественном числе. После чего ребенок должен вспомнить слова в единственном числе, которые ему говорил учитель.
«Найди меня». Ученик должен внимательно посмотреть на предмет, а потом найти его среди других таких же предметов, но с другими внутренними рисунками.
«Цифры». Учитель показывает цифры, ученик должен запомнить их и воспроизвести.
Так же в игровой форме учащимся очень нравиться разгадывать ребусы, загадки, пословицы (приложение 2).
Использование перфокарт или тестов (приложение 3). Также применялись анаграммы и метограммы (приложение 4).
Для развития зрительной памяти нами применялись головоломки. Составляются слова и в них пропускаются слова, ученики должны вставлять эти пропущенные короткие слова, в более длинные слова. Головоломки (приложение 5).
Для более лучшего зрительного запоминания материала, на уроках математики, мы используем кроссворды (приложение 6).
Мы использовали мнемотехнические приемы для запоминания:
метод Цицерона;
выделение знакомых цифр;
метод зацепок;
метод Айвазовского для тренировки зрительной памяти.
С помощью таких мнемотехнических методик можно улучшить запоминание (приложение 7).
После проведения комплекса коррекционных занятий по результатам проведения повторной диагностики в обследованной группе выявлено, что для 22,2 % детей по-прежнему характерен низкий уровень зрительной памяти. У 55,6 % испытуемых диагностирован средний уровень; у 22,2 % детей – высокий уровень развития зрительной памяти. Также для 16,7 % свойственен низкий уровень развития слуховой памяти; у 66,6 % – средний уровень и у 16,7 % – высокий уровень зрительной памяти. Для 22,2 % характерен низкий уровень моторно-слуховой памяти; у 66,6 % выявлен средний уровень моторно-слуховой памяти; у 11,1 % – высокий уровень моторно-слуховой памяти. При повторной диагностике у 11,1 % выявлен низкий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти. У большей части детей 66,6 % диагностирован средний уровень, у 22,2% высокий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти. Таким образом, можем сделать вывод, что у отдельных школьников есть положительная динамика в показателях всех типов памяти.
После проведения комплекса коррекционных занятий по результатам проведения повторной диагностики отмечалось улучшение всех видов памяти младших школьников, что оказало положительное влияние на успешность обучения класса в целом. Следовательно, в целом проведенная нами система развивающих занятий, направленных на развитие памяти младших школьников привела к положительной динамике в уровне успешности учебной деятельности класса, т.е. гипотеза исследования подтвердилась.
Выводы по главе 2
1) Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности развития памяти младших школьников и её влияние на успешность обучения. Работа по исследованию памяти проводилась в три этапа. Первый этап. Организовано целенаправленное наблюдение за данными детьми для выявления уровня развития памяти. Исследование состояния памяти детей младшего школьного возраста проводилось с помощью экспериментальных методик. С педагогами проведена просветительская работа по вопросам развития свойств памяти у детей младшего школьного возраста, консультация по планированию индивидуальной работы с детьми. На втором этапе анализировались и интерпретировались основные результаты, полученные нами в ходе обследования младших школьников в начале учебного года. Вследствие чего были разработаны рекомендации по развитию памяти младших школьников.
2) Исследование показало, что у детей наблюдается недостаточный уровень объема зрительной и слуховой памяти, опосредованного слухового запоминания, процессы запоминания недостаточно динамичны. Далее нами был разработан комплекс упражнения, которые можно использовать в коррекционной работе с целью развития памяти. При отборе мы опирались на работы Н.К. Винокуровой, М.Н. Петровой, Е.В. Ступереной, М.Ю. Шуба, Е.И. Светилова, Н.Я. Чутко. После проведения комплекса коррекционных занятий по результатам проведения повторной диагностики в обследованной группе отмечалось улучшение всех видов памяти младших школьников, что оказало положительное влияние на успешность обучения класса в целом. Следовательно, в целом проведенная нами система развивающих занятий, направленных на развитие памяти младших школьников привела к положительной динамике в уровне успешности учебной деятельности класса, т.е. гипотеза исследования подтвердилась.
Заключение
Таким образом, проведенный в исследовании анализ позволяет заключить, что термин 1) Таким образом, в соответствии с предлагаемыми словарями определениями, рассматривая их относительно процесса обучения детей младшего школьного возраста, термин «учебная деятельность» можно определить в качестве одного из типов воспроизводящей деятельности детей данной возрастной категории, имеющей индивидуальное, присущее ей содержание и строение, отличающее её от прочих видов деятельности детей других возрастных периодов. Для детей младшего школьного возраста главной ведущей деятельностью является учебная, определяющая формирование личности младших школьников и их общее психическое развитие. Производя сопоставление данных терминов, возможно выделить ряд характерных отличий учебной деятельности от учения: 1) она предусматривает целенаправленное прохождение учебного материала и решение задач обучения; 2) с её помощью происходит освоение общих способов действий и формулировка научных понятий; 3) общие способы действия учебной деятельности предупреждают решение задач. Только в процессе постоянной тренировки младшим школьникам удаётся усвоить общий способ решения данных задач. Помимо этого, в процессе учебной деятельности изменяется и сам субъект. Таким образом, потребность в учебной деятельности приводит к усвоению теоретических знаний, а разнообразные мотивы – к усвоению способов решение учебных задач при выполнения учебных действий.
У младших школьников память имеет ярко выраженный познавательный характер, что приводит к качественному изменению осознания мнемической задачи и развитию специфических для данного возраста приемов запоминания. Постепенно, под влиянием учебного процесса, память младшего школьника начинает приобретать черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредствованной.
Цель констатирующего эксперимента: выявить особенности развития памяти младших школьников и её влияние на успешность обучения. Работа по исследованию памяти проводилась в три этапа. Первый этап. Организовано целенаправленное наблюдение за данными детьми для выявления уровня развития памяти. Исследование состояния памяти детей младшего школьного возраста проводилось с помощью экспериментальных методик. С педагогами проведена просветительская работа по вопросам развития свойств памяти у детей младшего школьного возраста, консультация по планированию индивидуальной работы с детьми. На втором этапе анализировались и интерпретировались основные результаты, полученные нами в ходе обследования младших школьников в начале учебного года. Вследствие чего были разработаны рекомендации по развитию памяти младших школьников.
Исследование показало, что у детей наблюдается недостаточный уровень объема зрительной и слуховой памяти, опосредованного слухового запоминания, процессы запоминания недостаточно динамичны. Далее нами был разработан комплекс упражнения, которые можно использовать в коррекционной работе с целью развития памяти. При отборе мы опирались на работы Н.К. Винокуровой, М.Н. Петровой, Е.В. Ступереной, М.Ю. Шуба, Е.И. Светилова, Н.Я. Чутко.
После проведения комплекса коррекционных занятий по результатам проведения повторной диагностики в обследованной группе отмечалось улучшение всех видов памяти младших школьников, что оказало положительное влияние на успешность обучения класса в целом. Следовательно, в целом проведенная нами система развивающих занятий, направленных на развитие памяти младших школьников привела к положительной динамике в уровне успешности учебной деятельности класса, т.е. гипотеза исследования подтвердилась.
Список использованной литературы
1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. Размышления биолога / Под ред. Е.Н. Соколова. – М.: Мир, 2017. – 152 с.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2016. – 420 с.
3. Борякова Н.Ю. и др. Практикум по развитию мыслительной деятельности у школьников: учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: НОРМА, 2015. – 316 с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2017. – 564 с.
5. Блум Ф. Мозг, разум, поведение / Пер. с англю Ф.Блум. – М.: Мир, 2018. – 248с.
6. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 2011. – 864с.
7. Виноградова А.Д. Практикум по психологии ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. –144 с
8. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2018. – 1008с.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В Гамезо. – М.: Академия, 2015. – 373с.
10. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Т. Ю. Курапова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2011. — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/ (дата обращения: 09.11.2020).
11. Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 289 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 464 с.
13. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. — М.Просвещение, 2018. – 342 с.
14. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2014. – 228 с.
15. Макселон Юзеф. Психология / Юзеф Макселон. – М.: Просвещение, 2018. – 425с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр Академия, 2017. – 524 с.
17. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.3 / Р.С. Немов. – М.: Академия, 2015. – 226 с.
18. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 448с.
19. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой – М.: «Академия», 2015. – 408с.
20. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 408 с.
21. Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития. – Москва : Наука, 2017. – 147 с.
22. Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Эксмо, 2016. – 516 с.
23. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова. – М.: Академия, 2010. – 420 с.
24. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию: Пер. с англ. / С. Роуз. – М.: Мир, 2015. – 384 с.
25. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2012. – 504 с.
26. Смирнов, А.Г. Практикум по общей психологию / А.Г. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 487 с.
27. Специальная психология / под ред. Лубовского В.И. – М.: «Академия», 2017 – 464 с.
28. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. – Москва : «Академия», 2016. – 208 с.
29. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 240 с.
30. Шапалова О.Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно отсталых школьников // О.Е. Шаповалова // Коррекционная педагогика. – №3. – 2016. – С. 24.
31. Шапалова О.Е. Технологии коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых школьников / О.Е. Шапалова // Коррекционная педагогика. – №4. – 2019. – С. 21 – 27.
32. Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности / Н.Ф. Шляхта. – М.: Академия, 2018. – 420 с.
33. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 486 с.
34. Baddeley, Alan (2011-11-30). «Working Memory: Theories, Models, and Controversies». Annual Review of Psychology. 63 (1): 1–29. doi:10.1146/annurev-psych-120710-100422.
35. Miyake, A.; Friedman, N. P.; Emerson, M. J.; Witzki, A. H.; Howerter, A.; Wager, T. D. (2000). «The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis». Cognitive Psychology. 41 (1): 49–100. CiteSeerX 10.1.1.485.1953. doi:10.1006/cogp.1999.0734. PMID 10945922. S2CID 10096387.
36. Working Memory — Outline and Discussion — Psychology Unlocked. 7 January 2017.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф