Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития экспортно-ориентированного МСП в России
3.1 Проблемы и направления совершенствования развития МСП в российской экономике
3.2 Меры стимулирования внешнеэкономической деятельности субъектов МСП и его интеграции в мировую экономику
3.3 Перспективы использования зарубежного опыта для развития малого и среднего бизнеса в России

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития экспортно-ориентированного МСП в России

3.1 Проблемы и направления совершенствования развития МСП в российской экономике

Следует констатировать, что в настоящее время мировое сообщество активно стремится к переходу на новую стадию развития экономики, именуемой как «экономика, основанная на знаниях» (англ. – Knowledge based economy).
Эффективное развитие экономики знаний возможно при условии повышения внимания к сфере исследований и разработкой со стороны общества и государства. Государство играет ключевую роль в развитии и сохранении научного потенциала страны. Для исполнения данной роли считаем необходимым использовать ключевые направления регулирования в этой области: ресурсное обеспечение инновационных процессов; генерация знаний в госсекторе науки); всемерное использование РИД; формирование благоприятной среды для научной деятельности; усиленная координация элементов НИС.
Основой развития инновационной сферы в России служат: научно-исследовательский комплекс, обеспечивающий деятельность в сфере исследований и разработок и подготовку кадров; организации фундаментальной науки, имеющие школы международного уровня уровня; ключевые прикладные разработки и развитый потенциал промышленности; кадры высшей квалификации инженерных и научных работников и прочих специалистов, которые обеспечивают развитие исследовательской инфраструктуры; опыт концентрирования усилий на решение сложных научно-технических и технологических проблем; богатые природные ресурсы, развитая коммуникационная инфраструктура.
Несмотря на определенные подвижки в финансировании научной деятельности в России в последние годы, однако, следует отметить низкую конкурентоспособность сектора исследований и разработок в нашей стране и невысокую степень коммерциализации РИД. Сложности в анализируемой сфере могут быть условно разбиты на научно-технические, организационно-правовые и экономические.
Обобщая финансовые и экономические проблемы развития сферы исследований и разработок, можно отметить, что государством последовательно реализуется экономическая стратегия, целью которой является преодоление зависимости экономики России от сырьевых отраслей. Государственная поддержка, например, на основе федеральных целевых программ, оказывается направлениям развития, связанным с внедрением и использованием инновационных, прорывных технологий. Численность организаций, выполняющих исследований и разработки, до сих пор не достигла уровня 2000 г. (рис. 1).

число организаций, выполняющих исследования и разработки
численность персонала, занятого исследованиями и разработками

Рисунок 1 — Динамика численности организаций и персонала, выполняющих исследования и разработки в 2000-2018 гг. (2000 г. = 100%)
Источник: составлено и рассчитано по: Россия в цифрах – 2019. Статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2019. С. 366.
В развитых странах Запада финансирование науки принято осуществлять на паритетных началах. Так, около 50% финансируется государством, а 50% — бизнесом. Однако в России ситуация несколько иная – частный бизнес не вовлекается в полной мере в этот процесс (рис. 2-3). В этом автору видится существенная проблема сферы исследований и разработок. Причина такого «перекоса» финансирования этой сферы — наличие высоких инновационных рисков и отсутствие мер государственного регулирования, связанных с их уменьшением. Поэтому вместе с развитием сфер научных исследований важно создавать условия для развития прогрессивного инновационного предпринимательства, механизмов государственно-частного партнерства, вовлечения бизнеса в сферу инноваций.

Рисунок 2 — Ежегодные темпы прироста затрат на исследования и разработки в России в 2010-2018 гг. (% к предыдущему году)
Источник: составлено и рассчитано по: Россия в цифрах – 2019. Статистический ежегодник. — М.: Росстат, 2019. С. 372.

доля предпринимательства во внутренних затратах на исследования и разработки, %

Рисунок 3 — Изменение доли предпринимательства в совокупных затратах страны на исследования и разработки, %
Источник: составлено и рассчитано по: Россия в цифрах – 2019. Статистический ежегодник. М.: Росстат, 2019. С. 372
С целью развития экономики, основанной на знаниях, следует решить ряд проблем: формирование современной инфраструктуры инноваций, развитие механизмов государственного стимулирования коммерциализации результатов исследований и разработок. На сегодняшний день важнейшей составляющей формирования инновационного пространства представляется дальнейшее развитие региональных и национальной инновационных систем. Для этого следует обеспечивать более тесную кооперацию региональной и федеральной власти. В качестве проблемы можно выявить также и дефицит высших управленческих кадров, которые владеют знаниями в области инноваций.
Можно констатировать, что для комплексного решения задачи перехода экономики на инновационный путь развития необходимо разрешение проблемы баланса интересов государства в лице заказчика, предприятий в лице исполнителей по заказу со стороны государства, а также авторов (граждан) в части закрепления, распределения и реализации прав на РИД, что требует научного обоснования, определения целей, стратегии и задач государственной политики, решения финансовых проблем, законодательного регулирования и организационного обеспечения.
К числу мер активизации малого и среднего предпринимательства в России можно отнести следующие (см. рис. 4).

Рисунок 4 — Меры по активизации направлений развития малого и среднего предпринимательства в РФ
Источник: разработано автором.
Таким образом, в современных условиях в нашей стране почти не созданы комфортные условия для широкого развития малого и среднего инновационною предпринимательства. Ввиду недооценки его роли в качестве важнейшего ресурса развития экономики Россия в последние годы серьезно уменьшила свою долю в мировом секторе наукоемкой продукции.
Проблемы экономики широко обсуждаются в современной научной литературе, публицистике, в политических дискуссиях. По сути, инновации превратились в некую «национальную идею». Однако развитие рынка в России тормозится по различным причинам, уровень инновационной активности предприятий остается невысоким. Так, в рейтинге конкурентоспособности стран, Россия занимает лишь 67- е место, а по индексу инновационных факторов – 108-е (см. табл. 3.1.1) .
Таблица 3.1.1
Оценки конкурентоспособности ведущих по рейтингу конкурентоспособности стран и России в 2018 г. (методика ВЭФ)

Примечание. GCI – глобальный индекс конкурентоспособности
Источник: составлено по данным Всемирного экономического форума: Global Competitiveness Report 2017–2018. World Economic Forum, 2018. Р. 13,14
Особую роль в развитии инновационной экономики, как показывает опыт передовых стран, играет МСП, по сути являясь инновационным типом воспроизводства, а предпринимательский сектор выступает наиболее активной частью НИС. Так, в 2018 году на этот сектор в совокупных внутренних затратах на исследования и разработки в России приходилось 58,3%, хотя и отмечается снижение его доли .
Инновации для малых и средних предпринимательских структур выступают в качестве основы достижения их конкурентоспособности и обеспечения долгосрочного экономического роста. В то же время повышение эффективности деятельности МСП выступает в качестве одного из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивые темпы роста экономики страны в целом, и поэтому необходимо достижение оптимального взаимодействия государства и предпринимательства при осуществлении инновационного процесса.
В настоящее время можно отметить, что мировое сообщество переходит на новую, более качественную стадию развитию – инновационную экономику, базирующуюся на знаниях. В связи с этим значение малого и среднего инновационного предпринимательства в хозяйственной жизни неуклонно возрастает. Последствия глобального финансово-экономического кризиса в очередной раз обнажили низкую конкурентоспособность российских МСП, что связано с низким уровнем их инновационного и инвестиционного обеспечения. Очевидным является преобладание в национальной экономике нашей страны устаревших основных фондов, что тормозит освоение и внедрение прогрессивных передовых технологий. Поэтому нарастает технологическое отставание от ведущих зарубежных производителей высокотехнологичной продукции.
Чтобы более точно охарактеризовать указанную картину, приведем показатели, характеризующие инновационную деятельность организаций, связанных с осуществлением технологических инноваций (см. табл. 3.1.2).
Источники: составлено по: 1) Индикаторы инновационной деятельности. Статистический сборник. – М: ГУ ВШЭ, 2017; 2) Россия в цифрах – 2018. Статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2019. С.381,384,386.
Статистические данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о пока еще невысокой инновационной активности предпринимательских структур, о неэффективном инновационном механизме развития отечественной экономики. Поэтому доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции не превышает в последние годы 0,1%. Основная проблема заключается в том, что МСП, даже в условиях падения своей конкурентоспособности, не особо заинтересованы в инновациях и инновационном развитии. К основным факторам невысокой степени инновационной активности в секторе МСП следует выделить следующие, которые систематизированы в табл. 3.1.3.
Таблица 3.1.3.
Факторы, ограничивающие развитие малого и среднего инновационного предпринимательства
Группы факторов Факторы
Организационные -слабость нормативно-правовой и законодательной базы, направленной на регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
-низкий уровень развития инфраструктуры инноваций.
Производственно-технологические -недостаточный объем спроса на инновационную продукцию;
-отсутствие информации о новых технологиях;
— невысокий инновационный потенциал организаций;
— низкая восприимчивость предпринимательских структур к нововведениям;
-сложности в вопросах кооперации по вопросам инноваций с другими организациями.
Финансовые и экономические -недостаточное финансирование со стороны государства;
— отсутствие платежеспособного спроса на новые товары;
-высокий уровень себестоимости нововведений;
— большие сроки окупаемости инновационных проектов;
— высокие экономические риски.
Источник: составлено автором.
Несмотря на реформы, проведенные в российской экономике, ярко выражено и слабое влияние на уровень инновационной активности МСП, поскольку внутри предприятий отсутствует мотивация к производству качественной прогрессивной техники и к структурным изменениям производства, соответствующим рыночному спросу. Поэтому крайне важно достижение работы связи «спрос – увеличение производства – спрос на инновационную продукцию».
В связи с этим необходимо организационное обеспечение рынка инноваций на основе, главным образом, защиты интеллектуальной собственности и ее инфраструктуры, что предполагает: 1) информационное обеспечение субъектов инновационного прогресса, которые включают владельцев свободного капитала, авторов инновационных разработок, менеджеров по управлению инновационными проектами; 2) формирование посреднической сети по созданию горизонтальных связей между участниками жизненного цикла инновации от ее замысла до реализации конкретного инновационного товара на основе специальных коммерческих структур; 3) развитие страхования в инновационном бизнесе, особенно в малом.
Стабильное функционирование рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и всемерное противодействие монополизации науки. В данном контексте ведущая роль отводится развитию малого инновационного бизнеса, являющегося важным условием ускорения НТП на основе создания реальной конкуренции в инновационной сфере. Необходимость в разработке принципиально новых подходов к управлению развитием инновационной среды малого бизнеса с целью активизации его инновационного потенциала, обоснована в одном из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.88
В развитых стран малый бизнес занимает существенную долю в экономике, тогда как в нашей стране его доля существенно ниже (см. табл. 3.1.4.)
Источник: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.11.2018 г. [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601
Такая низкая доля малого бизнеса в ВВП нашей страны обусловлена серьезными ограничениями его развития. Состояние малого бизнеса в современных условиях не позволяет раскрыть его инновационный потенциал, поэтому показатели инновационной деятельности организаций по подавляющему большинству регионов РФ более чем скромные. Так, внутренние текущие затраты на исследования, осуществляемые малыми организациями (в % от валового регионального продукта) колеблются от 0,52 в Дальневосточном до 2,3% в Центральном федеральном округе.
В целом, следует выделить такие направления государственной поддержки развития малого инновационного предпринимательства, как: 1) формирование специализированных страховых фондов инновационного развития малого бизнеса на различных уровнях на основе системы ГЧП; 2) выделение институтов, стимулирующих инновационную активность малого бизнеса, которые будут включать как экономические институты (призваны стимулировать рост спроса со стороны государства на инновации, а также создавать инструменты для продвижения инноваций), так и организационные (будут направлены на поддержку общественных предпринимательских структур).
Важнейшей задачей формирования малого и среднего инновационного предпринимательства в современных условиях является развитие региональных инновационных комплексов – инновационных кластеров, которые являются механизмом повышения эффективности малого инновационного предпринимательства.
Основным отличием инновационных кластеров от других форм экономической интеграции является то, что интегрирующиеся структуры не идут к полному слиянию, а формируют такой механизм, который позволяет сохранить им свою юридическую самостоятельность и одновременно взаимодействовать с предприятиями в пределах и за пределами кластера. Кооперация крупных и малых предпринимательских структур может происходит на разных стадиях инновационного процесса, например, на этапе зарождения идеи, на этапе формирования материальной базы и привлечения инвестиций, а также на этапе взаимодействия в ходе разработки и реализации инновационной идеи. Во взаимодействии крупных и малых структур предпринимательства в ходе создания инновационных продуктов либо использования инновационных технологий выделяется несколько форм интеграции (обозначены в табл. 3.1.5).
Таблица 3.1.5
Формы интеграции малых и крупных предпринимательских структур в модели инновационного кластера

Тип взаимодействия Инструменты взаимодействия Содержание
Техническое и технологическое Вертикальная интеграция Интеграция партнеров от зарождения идеи до ее последующей коммерциализации
Горизонтальная интеграция Инновационные МСП являются инноватором, а крупное предприятие – производителем и продавцом инновационного продукта
Финансово-кредитное Акционирование Внесение взноса в капитал малого инновационного предприятия
Прямое финансирование Финансирование исследований и разработок и подготовки опытного производства
Косвенное финансирование Финансирование на основе предоставления основных фондов, средств производства на льготной и безвозмездной основе
Интеллектуальное Развитие интеллектуального капитала Создания благоприятных условий для развития интеллектуального капитала на основе сетевого взаимодействия субъектов инновационного процесса
Информационное Информационное обеспечение Создание        информационно-коммуникационных систем обеспечения инновационной деятельности малого инновационного бизнеса
Организационно-управленческое Политико-правовой механизм Инновационный менеджмент

Механизм финансирования

Крупное предприятие лоббирует интересы малого инновационного бизнеса

Прямое участие в инновационном менеджменте интеграционного образования

Поддержка МСП в получении финансов на базе поручительства, залогового обеспечения и т.д.

Источник: Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран. URL.: http//www.giac.ru
Модель инновационного кластера способствует объединению преимуществ и минимизации рисков, присущих указанным формам организации бизнеса. Самые жизнеспособные кластеры формируются на базе диверсификации межотраслевых связей. Относительная доступность и разнообразие разных источников технологических связей внутри кластера способствуют облегчению комбинации факторов производства и являются своеобразным инструментом эффективного развития инновационного предпринимательства.
Для развития региональных инновационных кластеров необходимо формирование благоприятной среды по следующим направлениям: создание системы ГЧП в инновационной сфере; регулирование арендных отношений среди инновационных МСП; налогообложение инновационных МСП; регулирование деятельности субъектов малого бизнеса на основе инструментов венчурного финансирования; ликвидация административных барьеров к инновационной деятельности малого бизнеса; совершенствование и развитие региональных программ поддержки малого инновационного бизнеса; создание системы подготовки кадров и повышения квалификации инновационных менеджеров; информационная поддержка субъектов малого инновационного бизнеса.
В целом для дальнейшего эффективного развития инновационных МСП необходимо решение большого числа проблем, которые были перечислены выше.

3.2 Меры стимулирования внешнеэкономической деятельности субъектов МСП и его интеграции в мировую экономику

Проведенное выше исследование возможности повышения активности внешнеэкономической деятельности субъектов МСП укладываются в принципиально новую схему господдержки интернационализации МСП на разных уровнях экономической системы.
В результате проведенного анализа внешнеэкономической деятельности МСП в России выделяются следующие направления его интернационализации:
1) активное формирование импортозамещающих МСП, что будет приоритетом как в кратко-, так и в среднесрочной перспективах, учитывая сложившуюся ситуацию опережения импортных поставок в нашу страну главным образом потребительских товаров (порядка 60% импорта), что происходит растущего спроса и благосостояния населения. Это направление может реализовываться путем приобретения современного оборудования для МСП, осуществляющих производство потребительских товаров по каналам:
— импортных поставок (с учетом того, что для 85% МСП РФ ключевым источником финансирования деятельности является прибыль). Поэтом здесь господдержка внешнеэкономической деятельности должна сводиться к информационному обеспечению субъектов о потенциальных зарубежных контрагентах, которые являются прямыми поставщиками или производителями оборудования, консалтинговой помощи в сфере ведения переговоров и деловой переписки, контрактному обеспечению, прохождению бюрократических формальностей таможенного контроля, льготам по уплате пошлин и налогов;
— импортного лизинга (для экономии и уменьшения единовременно уплачиваемых сумм в счет приобретаемого оборудования). Сложности с использованием международного лизинга в деловой практике российских компаний до сих пор в национальном законодательстве не урегулированы, а механизмы задекларированных льгот – в практике использования лизинга, что будет требовать: упрощения таможенных процедур применения лизинга, четкости и систематизации использования механизмов налогообложения укзанных операций для субъектов МСП;
— организации предприятий с участием иностранных инвестиций в виде МСП, сориентированных на емкий внутренний рынок и удовлетворение потребностей этого рынка. Так, речь может идти о создании торговых объединений МСП, усилия которых будет ориентироваться на сбыт продукции, или предприятий по совместному производству продукции. В этом случае речь будет идти о прямом иностранном инвестировании, поддержка которого должна быть основана на льготном механизме организации, налогообложения (сюда входят налоговые каникулы, таможенные льготы и пр.), аренды торговых и производственных площадей (предоставление административных льгот); 2) повышение экспортной активности предприятий МСП:
а) комплексно, независимо от принадлежности к отрасли, за счет:
— увеличения прямого экспорта. При этом весьма актуальным видится развитие экспортоориентированных МСП в области обслуживания внешнеэкономической деятельности ключевых субъектов (сюрвейрских, транспортно-экспедиторских, страховых компаний и т.п.). В то же время, увеличение экспорта МСП требует использования со стороны государства дополнительных мер поддержки: финансовая, административная, маркетинговая, инфраструктурная, консультационная, информационная, — которые комплексно могут реализовываться на основе разработки и принятия целевых программ содействия экспорту МСП на региональном и федеральном уровнях. Наиболее приемлемый инструмент таких программ – конкурсный отбор малых экспортеров, получающих поддержку.
Проведение этого конкурса ориентируется на получение сведений, характеризующих экспортную активность предприятий МСП в региональном и отраслевом разрезах и эффективности мер их поддержки. Методика осуществления конкурса должна быть основана на методе ранжирования субъектов МСП по ряду критериев: объем экспорта и его прирост; отраслевая принадлежность субъекта МСП (должна происходить ориентация на инновационно активные предприятия и высокотехнологичный сектор; число зарубежных контрагентов и их увеличение; число стран, импортирующих продукцию субъекта МСП; число мероприятий в области стимулирования сбыта; обновление ассортимента экспортируемой продукции; число сотрудников, которые заняты в экспортных операциях.
Систематизация и сбор данных предполагает анкетирование субъекта МСП, выстраивание их в порядке убывания качественных параметров и совмещения комплекса показателей в рамках матрицы. Итоги конкурса, которые получены на базе обобщения и оценки количественных параметров, могут использоваться для идентификации и учета особенностей экспортной ориентации МСП в государственной политике.
— применения кооперативных форм освоения рынков сбыта (объединения по экономическим интересам, общества зарубежных продаж, консорциумы, экспортные синдикаты).
б) в наукоемком секторе на основе:
— дальнейшего развития систем субконтрактации крупного и малого бизнеса, включая проекты аутсорсинга ряда исследовательских функций крупных компаний на уровень МСП, а также проектов совместного исследовательского сотрудничества (OEM, ODM), развития сетей франчайзинга МСП в сфере обслуживания и сбыта высокотехнологичной продукции (англ. – СЕМ). Указанное направление показывает, что экспорт как традиционная форма внешнеэкономической деятельности может быть реализован лишь за счет активного вовлечения малых фирм в прогрессивные формы ВЭД, что, несомненно, потребует взвешенного и комплексного подхода со стороны государства по выбору инструментов влияния на них и может реализоваться только на уровне программного подхода;
— интеграцию МСП в международную торговлю технологиями, что должно обеспечиваться созданием системы венчурного финансирования со стороны государства, в том числе в определенных территориях (технико-внедренческие зоны, технопарки, наукограды) с использованием комплекса инструментов экономического и административного регулирования. Не взирая на существующую правовую базу регулирования организации таких территорий на современном этапе, их потенциал развития до сих пор определен преимуществами, которые сформировались в советский период. Подобная ситуация, по мнению автора, объясняется наличием информации и акцентированием на последствия деятельности без учета факторов их формирования и отсутствием единой методики оценки готовности той или иной территории к организации и освоению инноваций и научно-технических знаний.
Далее система господдержки складывается из общепринятых и традиционных инструментов: финансирования исследований и разработок со стороны государства следующими методами: субсидий, на которые компании подают заявки (иногда в этой системе предусмотрен «возобновляемый фонд», то есть компании обязаны вернуть часть полученных средств за счет собственных доходов от инновационного продукта); льготного налогообложения (упрощенная система налогообложения, налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы); программирования развития инновационных МСП; уменьшения административных барьеров.
Поэтому указанные направления наращивания интернационализации МСП в РФ будут способствовать активизации участия МСП во всех формах и видах, которые характерных для современных развитых стран.
В то же время, данный идет реализуется вразрез со стратегией внешнеэкономических связей нашей страны, которая ориентирована на превлирование традиционных видов ВЭД: основой эффективного развития инновационных МСП с учетом воздействия внешней среды являются прогрессивные виды ВЭД, тогда как реализация дополнительных конкурентных преимуществ малых предприятий может достигаться за счет укрепления традиционных видов. Иными словами, повышение внешнеэкономической активности МСП в сфере торговли определено расширением его интеграции в инновационные, научно-технические и инвестиционные формы международного экономического сотрудничества.
Основным инструментом, который позволяет задействовать весь комплекс мер государственной поддержки, равно как и ресурсы разных уровней, по нашему мнению, отличается комплексным характером, структуризацией ввиду детализации задач и целей, является программирование.
Субъекты МСП вносят свою лепту в процесс ускорения интеграции стран в систему мирохозяйственных связей, в том числе за счет внешнеэкономической активности, и, в итоге, в усилений позиций стран в рейтинге международной конкурентоспособности. С целью практической реализации данного подхода для нашей страны необходимы анализ и применение эффективных направлений внешнеэкономической деятельности МСП в условиях переходной экономики. Апробированные в международной практике программы поддержки МСП, применяемые в РФ, необходимо корректировать и предопределять создание новых программ ввиду целесообразности форсированной интеграции субъектов МСП в мировое хозяйство по более инновационным векторам.
В результате проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы, касающиеся возможностей интернационализации российских инновационных МСП:
1. Глобализация мировой экономики охватывает и сферу МСП, являясь двигателем его внешнеэкономической деятельности. При этом формируются две модели интернационализации МСП: «эволюционная» (преобладание традиционных форм внешнеэкономического взаимодействия (внешняя торговля)) и «революционная» (где внешнеэкономическая деятельность ориентирована на перспективные формы и виды и комбинирует склонное к риску и инновационно упреждающее поведение, которые выходит за рамки национальны границ и нацелено на формирование новой стоимости).
Таблица 3.2.1
Организационные основы развития внешнеэкономической деятельности МСП в зарубежных странах

Поддержка внешнеэкономической деятельности со стороны государства Внутренние условия
Действующие институты Законодательная среда
•Центры развития малого бизнеса (в США); •Развитое базового законодательства по конкуренции и предпринимательству;
Федеральные программы Региональные/местные программы
— по развитию экспорта (в США –

«Экспорт сейчас», в Германии — «Страхование экспортных кредитов (Гермес)»;

Четкая дифференциация программ между регионами и центром
•Центры предпринимательства и нововведений (в ЕС)
•Четкие правила и порядок лицензирования, которые оставляют на рынке лишь эффективно действующие компании;
•Торгово-промышленные палаты (в Германии);
— по расширению инвестирования экспорта –  Program Abread (в

Германии) или KfW SME

•Народная финансовая корпорация (в Японии);
•Специальные требования к организации экологически опасных производств
* Внешнеторговая ассоциация малого бизнеса (в Южной Корее)
— подготовки кадров
— программы развития инкубаторов
Кооперация крупного бизнеса и МСП Особенности налогообложения
— Директива правительства: обязательная доля субконтрактных работ у крупных компаний -10% (в США); * Ясная и прозрачнаясистема налогообложения (характерна для развитых стран)
— Развитие кластерных технологий
— Обучение руководителей малых предприятии (в

Японии);

* Запутанная и сложная система налогообложения (во всех остальных странах)
— Формирование страт-апов
— Оперативное оформление кредитов
— Развитие микрокредитования

2. В глобальной бизнес-среде реализация конкретных моделей создает особенную систему кооперации субъектов МСП с прочими хозяйствующими субъектами. Так, реализуя задачи повышения социально-экономической эффективности экономики страны, МСП представляют собой связующее звено в достижении государственных интересов при взаимодействии с ТНК, а смещение отношений между центром и периферий в сферу научно-технического прогресса при постоянной смене технологических укладов на их ранних этапах трансформируют роль МСП до того, что они становятся движущей силой технического прогресса и структурных преобразований в национальной экономике, что актуально для всех групп стран. И государства, и национальные экономики, и ТНК заинтересованы в развитии МСП, задавая условия для их последовательного развития и интеграции в мирохозяйственные связи на условиях адаптации к требованиям МСП, либо глобальной экспансии.
3. Стратегия интернационализации бизнеса исходит из соображений поэтапности интеграции в международное разделение труда, и это проецируется в частности на МСП. Тем не менее, с учетом асимметрии развития экономик разных стран, имеет место быть волнообразный характер интернационализации МСП в этих странах. Например, МСП в развитых стран были пройдены все этапы интернационализации, и в настоящее время они наращивают свои конкурентные преимущества на основе прогрессивных форм внешнеэкономической деятельности.
4. Преобладание разных форм внешнеэкономической деятельности у МСП разных стран определено:
— отраслевой спецификой: в группе развитых стран превалирует венчурный капитал, стимулирующий инновационные формы внешнеэкономической деятельности, тогда как для развивающихся экономик характерно сосредоточение МСП в средне- и низкотехнологичных секторах;
— структурными особенностями: если в развитых стран для МСП характерны гибкие связи с ТНК, то в развивающихся странах малые участники внешнеэкономической деятельности не зависят от политики крупных ТНК;
— особенностями продукции: если в развитых странах имеет место тщательная сертификация продукции МСП в специлизированных органах, то в развивающихся она осуществляется в нескольких организациях, правила и процедуры сертификации не согласуются, что отражается на качестве;
— проблемами развития внешнеэкономической деятельности, среди которых общими для МСП всех стран является дефицит кадров и проблема финансирования. Для МСП развитых стран обычно не характерен выход на зарубежные рынки ввиду нормального внутреннего спроса и отсутствия технологий организации производства за рубежом, тогда как в развивающихся странах для МСП, как правило, характерна низкая деловая культура и структура производства, не соответствующая зарубежных стандартам.

3.3 Перспективы использования зарубежного опыта для развития малого и среднего бизнеса в России

С учетом того, что Россия относится к странам с переходной экономикой, в нашей стране прослеживаются черты развития МСП.
Однако имеет место преимущественная ориентация МСП во внешней торговле России на осуществление импортных операций, а не экспортных, что связано с действием следующих факторов:
— сложности с производством конкурентоспособной продукции, сбыт которой на зарубежных рынках (особенно машин и оборудован) связан с дополнительными вопросами сертификации и выполнения большого числа параметров экологичности, безопасности и качества;
— необходимость в организации специализированных подразделений, которые будут способны полностью проводить экспортные операции, включая также постпродажное обслуживание;
— жесткие требования относительно сроков поставки в сложившейся коммерческой практике;
— отсутствие необходимого числа специалистов в сфере технического обслуживания и продаж;
— существенное воздействие конъюнктурного фактора;
— сформировавшаяся структура национального экспорта РФ, который ориентирован на экспорт товаров крупными нефтегазовыми компаниями, а также некоторыми представителями лесной и металлургической промышленности.
Поэтому при выходе на внешние рынке посредством экспорта, отечественные малые предприятия сталкиваются с похожими для зарубежных стран (в большей степени – развивающихся) проблемами: некачественная продукция и отсутствие структуры производства, соответствующей международным стандартам; дефицит финансовых и прочих ресурсов, которые необходимы для предпринимательства за рубежом; низкий уровень деловой культуры; нехватка кадров для работы за рубежом; дефицит информации в сфере внешнеэкономической деятельности; высокие транспортные издержки; неустойчивый валютный курс; коррупция и бюрократия.
Субъекты малого инновационного предпринимательства также являются участниками внешнеэкономической деятельности России, однако лишь по следующим направлениям:
— осуществление научных разработок по зарубежным заказам;
— самостоятельное осуществление исследований и разработок на мировом рынке (продажа лицензий и патентов в страны ближнего зарубежья); — технологическое посредничество в импорте готовых технологий.
— кооперация с более крупными производителями и экспортерами.
В целом, в сфере развития внешнеэкономической активности МСП в РФ получили развитие почти все формы внешнеэкономической деятельности, которые характерны для МСП стран с транзитивной экономикой и развивающихся стран. Однако, наиболее развитыми и характерными формами остаются: экспорт товаров, импорт товаров, а также сбыт или закупки для нужд крупных ТНК. Прогрессивные формы внешнеэкономической деятельности находятся на этапе становления и для их развития требуют должного внимания со стороны органов государственной власти. При этом господдержка должна охватывать комплекс направлений повышения внешнеэкономической активности отечественного малого бизнеса (от простейших условий осуществления регистрации компаний и их налогообложения до формирования надежного механизма государственного гарантирования и софинансирования МСП с участием как крупного бизнеса, так и государства.
В практике поддержки инновационных МСП в России наблюдается нескоординированность мер стимулирования, необоснованность сроков и объемов финансирования, повторы однотипных мероприятий мероприятий, целей, задач и потенциальных результатов в разных программах. В целом, даже с учетом успешной реализации некоторых проектов, сформировавшийся механизм государственных федеральных программ поддержки МСП, оказывается недостаточно эффективным, а, поэтому необходимы поиск и разработка принципиально новых институтов и механизмов поддержки МСП.
В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. выделены следующие основные проблемы развития МСП:
— низкое качество среды ведения бизнеса (нарушение принципов транспарентности и справедливости);
— наличие барьеров для внедрения и распространения новейших технологий (особенности отраслевого регулирования, процедур сертификации, таможенного и налогового администрирования);
— низкая активность муниципальных и региональных властей в деле улучшения среды осуществления инновационной деятельности;
— фрагментарность взаимодействия государства и бизнеса по проблемам реализации приоритетных направлений инновационного развития; низкая эффективность действующего инструментария господдержки инноваций: слабая гибкость и неразвитость механизма разделения рисков между бизнесом и государством, слабая ориентация на поощрение связей между разными участниками инновационного процесса, на развитие и формирование партнерств; отсутствие действенного механизма постоянного мониторинга и выявления низкоэффективных либо морально устаревших технологий и их дальнейшего свертывания;
— высокий уровень издержек МСП на получение прямой господдержки при реализации конкретных инновационных проектов.
Российская законодательная практика, особенно это касается сферы МСП, должна использовать ценный опыт совершенствования нормативного регулирования и правоприменения стран ЕС. Обременительная и сложная система регулирования экономики со стороны государства в существенной мере ограничивает развитие МСП. Так, в Великобритании с целью нейтрализовать данную проблему в структуре правительства в 1995 г. Был создан специальный отдел для оценки эффективности государственного регулирования (англ. – д RIU – Regulatory Impact Unit). В его обязанности входил поиск способов оптимизации и упрощения действующих и новых норм права, а также адаптация правоприменительной практики страны к коммунитарному законодательству ЕС. В частности, при содействии данного отдела было принято 48 актов права, касающихся дерегулирования предпринимательства, благодаря которым было создано свыше 1,5 млн. новых компаний, среди которых 99,8% были малыми.
С учетом ограниченности материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть потенциально направлены на развитие МСП, следует обратиться к опыту Японии и Великобритании в части механизмов формирования ключевых направлений развития малого и среднего предпринимательства.
Хозяйственная практика многих стран показывает, что наиболее эффективно государственная политика развития МСП может осуществляться посредством специализированного правительственного органа, имеющего необходимые полномочия и ресурсные возможности. В качестве наиболее успешной формы государственной поддержки МСП в развитых странах признана Администрация малого бизнеса США (далее – АМБ). Эффективность ее деятельности подтверждена фактом устойчивости и мощи сектора МСП в этой стране, а также применением их опыта при осуществлении реформирования систем поддержки МСП в Японии и странах ЕС. Особенности организационной структуры АМБ заключается в тесном взаимодействии функциональных подразделений и управлений, осуществляющих постоянную оперативную деятельностью для реализации стратегий поддержки МСП, оказывают техническую и консультационную поддержку периферийным подразделениям АМБ.
Зарубежный опыт доказал также эффективность использования возможностей МСП для выполнения государственного/муниципального заказа. Развитие страны создали четкие законодательные механизмы и необходимые подразделения при органах государственной власти для поддержки МСП. Они заняты размещением на конкурсной основе государственного заказа в секторе МСП. Помимо прочего, действуют системы субконтрактации, предусматривающие для крупных компаний возможности размещения некоторой части заказа в секторе МСП. Для обеспечения гарантирования своевременного и качественного исполнения, предусмотрено официальное сертифицирование предприятий и составление реестров. На современном этапе в России сложилось понимание значимости ориентации на производство инновационной продукции в рамках системы госзакупок, однако пока это касается лишь крупного бизнеса.
Очевидно, что не полностью используются и ресурсы эффективной кооперации МСП с крупными компаниями. Многие страны имеют опыт апробации новых товаров крупными компаниями на базе инновационных МСП, а в нашей стране МСП слабо интегрируются в кооперационную инновационную сеть. С целью развития МСП в сфере инноваций необходимо привлекать их к реализации ключевых задач регионального социально-экономического развития и к реализации эффективных проектов развития передовых технологий, связанных с небольшими финансовыми и материальными ресурсами и небольшим сроком окупаемости. Значимым стимулом в данном контексте должны стать гарантийные фонды, формируемые в рамках фондов поддержки МСП в регионах, активность которых следует повышать и в дальнейшем.
Отечественным субподрядчикам необходимы эффективные программы поддержки МСП, в рамках которых: оказываются действенные преференции по участию в государственном заказе, льготы по аренде и налогам; существует возможность привлечения финансовых ресурсов (в «мягких» формах поддержки); отлажена система информационных и консультационных услуг (в том числе каналы маркетинга для поиска партнеров); уже реализованы крупномасштабные проекты по внедрению системы менеджмента качества; весьма успешно организуются кластерные проекты кооперации крупного и малого бизнеса в производстве. Программы кластерных технологий и развития кооперации необходимо взаимоувязывать и координировать на уровне регионов и основывать на мониторинге производственных и технологических возможностей предприятий промышленности. Мониторинг необходимо проводить по единой методике, а его результаты должны явиться основой принятия решений, нацеленных на развитие промышленности как на уровне региона, так и на федеральном уровне. В настоящее время в России сформировано несколько хаотических кластеров, которые концентрируются вокруг нескольких ключевых отраслей (нефтегазовой, химической, машиностроения, металлургии). Однако они весьма некрепки и вряд ли смогут сравниться с настоящими кластерами западных стран, для которых характерна хорошо отлаженная система конкурентоспособных клиентов и поставщиков.
К другому пути, выбранному Правительством РФ, относится придание ключевым регионам, агломератам или городам статуса особых экономических зон, где для иностранных инвесторов предусмотрены льготы. Крупные зарубежные ТНК предпочитают, как правило, инвестировать в те страны и регионы, где уже функционируют кластеры, зоны и сети в ряде отраслей, либо хотя бы созданы предпосылки для их развития. Тем не менее, популярная одно время тематика особых зон сегодня все меньше обсуждается, а финансирование этих зон со стороны государства существенно сокращено.
В качестве отдельного аспекта настоящего исследования следует упомянут принятие Федерального закона от 02.08.2009 г. За № 217-ФЗ, который позволил создавать малые предприятия при высших учебных заведениях. Для дальнейшей успешной реализации данного закона необходим комплексные изменения и дополнения действующего законодательства, а именно – ликвидация барьеров, которые не позволяют полностью реализовать нормы указанного закона. Это прежде всего касается фактической невозможности предоставить созданным компаниям при ВУЗах федерального имущества в аренду, а также серьезных сложностей, которые обусловлены бюджетным законодательством, при поддержке коммерциализации инноваций в ВУЗах и НИИ со стороны регионов. Также есть затруднения процедур закрепления на законодательном уровне оценки прав интеллектуальной собственности и их оформления как нематериальных активов.
Также инновационный бизнес должен иметь ряд налоговых льгот, например: отсрочка уплаты налога на прибыль для субъектов МСП от реализации товаров/услуг, которые полученные от применения ноу-хау, промышленных образцов и изобретений в собственном производстве, и освобождение таких товаров от уплаты НДС (в пределах действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности); уменьшение налоговой базы на величину расходов на разработки и исследования; отсрочка уплаты либо снижение/отмена пошлин для индивидуальных изобретений; оказание бесплатных услуг патентных поверенных и обнуление пошлин на сертификацию и патентование; применение ускоренных сроков амортизации.
Значительной проблемой инновационных МСП является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи целесообразно создание специализированного экспертного совета, который будет наделен правом давать заключения целесообразности финансировать затраты на патентование разработок МСП и сертификацию новинок в зарубежных странах. В финансировании данных затрат необходимо применять систему государственных гарантий и механизмы льготного кредитования посредством уполномоченных финансово-кредитных институтов на основе рассрочки возвратных платежей. Последнее позволит многим инновационным МСП выйти из сложной ситуации, которая с одной стороны связана с наличием новых разработок, конкурентоспособных на мировом рынке, а с другой – с невозможностью их сбыта в условиях рынка ввиду недостатка средств для сертификации и патентования.
Весьма интересным направлением поддержки инновационной деятельности в секторе МСП является использование опыта опытных специалистов высокой квалификации (экономистов, ученых, инженеров).
Таким образом, для реализации эффективной политики развития инновационных МСП и наращивания конкурентоспособности на мировом рынке органам государственной власти РФ в первую очередь необходимо принятие ряда целевых программ по стимулированию инновационной деятельности.
Проведенный анализ продемонстрировал тот факт, что поддержка инновационной активности ориентирована в большей степени на крупные предприятия, что, несомненно, соответствует структурным дисбалансам в российской экономике. Поэтому особо важным является лоббирование интересов инновационных МСП, забытых государством. Наиболее существенным в современных условиях развития отечественной экономики является оказание доступной и реальной финансовой и технологической поддержки, даже в ее «сложных» формах. Особенно следует отметить проблему низкой заинтересованность крупного бизнеса нашей страны в кооперации с инновационными МСП. Международный опыт свидетельствует, что именно крупные компании оказывают наиболее значимую поддержку инновационным МСП.
Сравнительной положительный опыт российской столицы доказал необходимость создания эффективной системы господдержки малого бизнеса и идентификации ключевых направлений его развития, среди которых значится также инновационная деятельность. Необходимо указать, что ключевым фактором является структура отечественного малого бизнеса в отраслевом разрезе: его большая часть сконцентрирована в сфере розничной торговли и услуг. В связи с этим, для государства актуализируется задача по формированию заинтересованности бизнеса в части новаторских товаров и услуг, уникальных технологий и новых методов организации.
Практически неиспользуемым фактором развития инновационных МСП, который принципиально значим для развития национальной экономики в новейших условиях, является способность МСП к эффективному международному экономическому сотрудничеству в разных формах. Однако на текущий момент инновационный потенциал отечественных МСП реализуется лишь в части адаптации и внедрении зарубежных новшеств, тогда как наиболее перспективным представляется совместная разработка уникальных технологий, продуктов и идей.
Наконец, необходимо отметить, что накопленный в международной практике опыт поддержки инновационных МСП заслуживает внимания со стороны органов государственной власти, требует целенаправленного и узкоспециализированного исследования, и адаптации к условиям российской экономики.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф