Введение.
1 Структура и функции бизнеса-плана.
1.1 Понятие и функции бизнеса-плана.
1.2 Структура бизнеса-плана.
2 Разработка бизнес-плана цветочного магазина.
2.1 Описание услуги.
2.2 Исследование и анализ рынка.
2.3 План маркетинга.
2.4 Производственный план.
2.5 Организационный план.
2.6 Анализ рисков.
2.7 Финансовый план.
2.8 Оценка результатов и эффективности проекта.
Заключение.
Список использованных источников.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Введение
Бизнес-план является одним из самых распространенных инструментов управления как деятельностью уже существующей фирмы, определяющим ее эффективность, так и базовым инструментов оценки возможности создания новой компании и успешного выведения ее на рынок. В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.
Бизнес-планирование позволяет не только обосновать необходимость разработки того или иного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день рынок срезанных цветов России является растущим и активно развивающимся, а также, крайне доходным. Однако данный рынок, как и любой другой, имеет свою специфику, что не может не отразиться на теоретическом и методическом подходах к формированию бизнес-плана. Кроме того, рынок находится на начальной стадии развития, следующая за которой, будет консолидация рынка, что ужесточит конкуренцию.
В связи с этим возникает необходимость провести тщательный анализа данной сферы и выявить ее специфику для оценки перспектив и проблем развития рынка, а также разработать бизнес-план по выведению на рынок нового магазина цветов «Орхидея».
Целью данной работы является разработка и оценка эффективности бизнес-плана цветочного магазина «Орхидея».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические аспекты бизнес-планирования;
- оценить влияние внешней среды на цветочный магазин «Орхидея»;
- провести анализ рынка цветов в г. Казань;
- провести анализ конкурентной ситуации на рынке цветочных магазинов в г. Казань;
- оценить риски рассматриваемого проекта открытия цветочного магазина;
- разработать бизнес-план выведения цветочного магазина «Орхидея» на рынок и оценить его эффективность.
Объектом исследования являются услуги цветочного магазина в г. С Казань.
Предмет исследования – проект создания цветочного магазина «Орхидея».
Методы исследования: сравнительный и системный анализ, качественное и количественное изучение реальности, экономико-статистические методы, экспертные оценки, методы опроса.
Информационно-практическую базу исследования составили статистические данные, аналитические отчеты исследовательских компаний; аналитические материалы, представленные в открытых источниках информации, посвященные анализу рынка цветочных магазинов и сайты основных «игроков» данного рынка.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в обобщении теории и методологии бизнес-планирования, а также в выявлении специфики рынка цветочных магазинов, влияющей на процесс бизнес-планирования.
Практическая значимость разработанного бизнес-плана заключается в том, что реализация представленных в нем рекомендаций позволит вновь открываемому цветочному магазину успешно выйти и закрепиться на рынке.
1. структура и функции бизнеса-плана
1.1 Понятие и функции бизнеса-плана
Бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
Бизнес-планирование представляет собой упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения[1].
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план служит трем основным целям:
- дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
- служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;
- банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы;
- целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;
- определить лиц, ответственных за реализацию стратегиия;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
- оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
- предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана[2].
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
- Возможность его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
- Планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
- Привлечение денежных средств – ссуды, кредиты.
- Привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
- Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению:
- простота и четкость изложения плана;
- достаточность, надежность и достоверность информации;
- обоснованность и объективность;
- достижимость поставленных целей;
- комплексность;
- перспективность;
- гибкость и оптимальность;
- контроль (составление графиков работ, сроков, показателей)[3].
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления, бизнес-планы могут быть различны. По объектам бизнеса, бизнес-планы можно классифицировать:
- бизнес-план инвестиционного проекта;
- бизнес-план организации;
- вновь создаваемой;
- функционирующей;
- финансового оздоровления;
- развития;
- отдельного подразделения;
- всей организации[4].
На предприятиях даже средних размеров возможно, наряду с бизнес-планом работы предприятия, наличие нескольких, а иногда до десятка и более, бизнес-планов инвестиционных проектов.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
1.2 Структура бизнеса-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков[5].
Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
Приведем примерную структуру разделов бизнес-плана.
- Титульный лист. На титульном листе отражаются название проекта, название организации, которая планирует реализовать проект, ее месторасположение, номера телефонов, по которым можно связаться с владельцем (руководителем) или уполномоченным на ведение переговоров лицом, фамилия, имя, отчество (полностью) владельца (руководителя) и разработчика бизнес-плана, дата (месяц и год) составления. Если бизнес-план направляется внешнему инвестору или кредитору, возможно вынесение на титульный лист основных финансовых показателей (потребность в финансировании, срок окупаемости, индекс доходности).
- Меморандум о конфиденциальности. Меморандум призван защитить авторские права разработчиков на данный бизнес-план и может быть размещен на титульном листе, если он достаточно краткий, или наследующей за титульным листом странице.
Меморандум предупреждает лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В нем может содержаться напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано на запрет копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей или запрет передачи третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса.
III. Резюме. Этот раздел носит общеинформативный, рекламный характер, призван привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают свое первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе необходимо в нескольких пунктах в сжатой форме изложить весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель проекта. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана, поэтому резюме составляется в последнюю очередь, после написания всего бизнес-плана, но размещается в начале документа[6].
Рекомендуемая структура резюме:
- краткое описание проекта, его цели и задачи;
- ресурсное обеспечение;
- механизм реализации;
- уникальность или конкурентоспособность продукции или
- услуги;
- объем требуемого внешнего финансирования;
- прогноз объема продаж и прибылей;
- возврат займов инвесторам;
- основные показатели эффективности проекта.
Цель предлагаемого проекта. В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов деятельности, продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.
При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.
Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.
В этом разделе следует описать имеющиеся патенты или авторские права на изобретение или привести другие причины, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть, например, эксклюзивные права на распространение или торговые марки[7].
- Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе излагаются результаты анализа текущей ситуации и тенденций развития отрасли и делаются выводы об их влиянии на реализацию и результаты проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли.
- Анализ положения предприятия в отрасли. В данном разделе приводятся комплексный анализ положения предприятия в отрасли, результаты его хозяйственной деятельности, организационные характеристики:
- все виды деятельности предприятия, его продукты (услуги), потребители (клиенты);
- организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания;
- финансово-экономические показатели деятельности предприятия (фирмы);
- месторасположение предприятия (адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции);
- специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели) и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).
VII. Описание продукта труда. Данный раздел должен содержать подробную информацию о потребительских характеристиках продукции (услуги) и преимуществах перед конкурентами. Данный раздел в качестве приложения может быть сопровожден натуральным образцом, фотографией, рисунком, технической документацией или подробным описанием. Если предметом проекта является не один продукт, в бизнес-плане дается описание по каждому из них.
VIII. Маркетинг и план сбыта продукции предприятия. В данном разделе необходимо выявить рынок, проанализировать его и разработать стратегию поведения на рынке, т.е. показать, почему, в каком объеме и какие потребители будут покупать продукцию, как можно воздействовать на спрос. Также описывается, каким образом предполагается продавать новый товар или услугу, какова его планируемая цена, формируется рекламная политика.
- Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные и другие рабочие процессы. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, рабочим персоналом. В этом разделе должны найти отражение вопросы, каким образом и в какие сроки может быть увеличен или сокращен объем выпуска продукции[8].
- Организационный план. В этом разделе указываются законодательные, нормативные и другие документы, имеющие правовую силу и отношение к данному проекту, а также график реализации проекта.
- Финансовый план. Финансовое планированиерекомендуется осуществлять путем составления следующих финансовых документов: плана доходов и расходов на каждый год срока реализации проекта с помесячной разбивкой первого года, плана движения денежных средств и планового баланса для первого года. Можно привести результаты анализа безубыточности.
В этом разделе планируются инвестиционные вложения (на приобретение оборудования, строительно-монтажные работы, создание оборотных средств и другие, связанные с подготовительным периодом проекта).
XII. Анализ риска. Каждый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его осуществлению. Очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Главные моменты, связанные с риском проекта, должны быть описаны просто и объективно. Угроза может исходить от конкурентов, собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.
XIII. Приложения. В приложение могут быть вынесены все документы, которые не являются предметом планирования, но на которые ссылаются в основных разделах бизнес-плана:
- копии контрактов, лицензии и т.п.;
- копии документов, из которых взяты исходные данные;
- прейскуранты поставщиков;
- таблицы расчетов финансовых показателей, не вошедшие в основные разделы.
Таким образом, бизнес-план — документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и банкиров, поэтому он должен хорошо выглядеть.
Состав разделов бизнес-плана и степень их детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью изготовления самого продукта и сложностью рынка этого продукта.
Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым и не включать разделы, планирующие производство. Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемой организации.
2. Разработка бизнес-плана цветочного магазина
2.1 Описание услуги
Новый магазин цветов «Орхидея» будет открыт в г. Казань в 2021 году, в отдельном помещении с хорошей проходимостью. Площадь помещения составляет 52 кв.м.
Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Название – ООО «Орхидея».
К основным видам деятельности ООО «Орхидея» будут относиться:
- розничная торговля срезанными и горшочными растениями;
- розничная торговля сопутствующими товарами (упаковка, подарочная упаковка, сувениры);
- посадочный материал и аксессуары (грунт, вазы, кашпо; ящики, средство по уходу за растениями);
- справочная литература для флористов;
- консультации по флористике и выращиванию комнатных растений.
ООО «Орхидея» будет позиционироваться в среднем ценовом сегменте. Ассортимент будет включать в себя около 200 позиций.
Магазин будет иметь 2 рабочих места (2 кассы), предполагается график работы с 8 до 22 часов без обеда и выходных, 13, 14 февраля, 31 августа, 6,7,8 марта — круглосуточно. Флористы будут работать по графику «2 через 2». Открытие магазина запланировано на конец января – начало февраля 2019 года.
Миссию ООО «Орхидея» можно сформулировать так: цветы в каждый дом и не только по праздникам.
Цели ООО «Орхидея»: выход на рынок в г. Казань в сегменте несетевых цветочных магазинов, формирование высокой прибыльности и лояльной аудитории.
Цветочный магазин ориентирован на покупателей цветов, всех уровней доходов, то есть предполагается недифференцированный подход. Более того, при помощи маркетинговых инициатив планируется привлекать «не типовых» покупателей.
Если говорить о целевой аудитории с точки зрения географии, то это будут преимущественно жители ближайшего района домов, а также те, кто работают в данном районе или случайные покупатели, оказавшиеся около магазина и зашедшие в нее (например, приехавшие по делам или проезжавшие мимо на автомобиле).
2.2 Исследование и анализ рынка
Оценить емкость рынка цветов достаточно сложно. С одной стороны, это тот рынок, где разница между поставками (собственным производством внутри страны и импортом) и потреблением относительно невелика – около 10%, что упрощает ситуацию. С другой стороны, не смотря на большую долю импорта, существует, так называемый, серый импорт, который можно оценить только экспертно.
Объем цветочного рынка в России в 2018 году составил, по разным оценкам, от $ 2,5 до $2,8 млрд. Последние несколько лет рынок стабильно рос на 25-30% и в 2018 году объем рынка составил около $3 млрд. или около 20 тонн в натуральном выражении. Тем не менее, по итогам 2018 года объем рынка цветов вырос по сравнению с 2017 годом благодаря тому, что основной годовой объем продаж (зимне-весенние праздники, летние свадьбы) пришелся на докризисный период.
Если вернуться к рынку г. Казань, то по оценкам экспертов, емкость рынка срезанных цветов составляет не менее 1,2 млрд. долларов в год или 34 млн. цветов (прил. А).
Как и для российского рынка в целом, характерно преобладание импортной продукции. Что касается влияния кризиса, он являлся причиной сокращения рынка в 2016 году, но сейчас можно говорить о положительной динамике рынка и рассматривать его в качестве интересной отрасли.
Цветочный бизнес в г. Казань отличается на редкость устойчивыми традициями. Несмотря на все кризисы и повышенный риск, после дефолта 1998 года практически все цветочные компании удержались на рынке. Десять лет назад они начинали с небольших киосков, а сегодня имеют по несколько торговых точек. Число крупных компаний — реализаторов цветов, по примерным подсчетам, уже больше 60. Но и им, не исключено, придется потесниться.
Практически все магазины города не ограничиваются лишь розничными продажами цветов. Спектр услуг включает составление букетов и композиций на заказ, доставку товара по городу, помощь в оформлении домашних и офисных интерьеров, упаковку подарков, а также продажу сопутствующего товара: игрушки, открытки, сувениры, цветочные горшки. В одном из магазинов, например, соседнее с цветочным залом помещение арендовала фирма, предлагающая картины. Есть в городе магазин, который так и называется — «Салон цветов и подарков». Правда, согласно исследованиям, сопутствующие товары редко приносят больше 15% прибыли.
Цветочных магазинов, имеющих свой интернет-сайт и службу доставки, все еще немного. Между тем, интернет-торговля считается перспективным направлением, преимуществом данной формы торговли является экономия на аренде и минимизация издержки по хранению.
Для анализа конкурентов можно использовать следующие классификации, которые позволят лучше понять структуру рынка:
- площадь торговых помещений;
- дополнительные услуги в области флористики;
- широта ассортимента срезанных цветов;
- «происхождение» торговой точки;
- наличие горшочных растений;
- наличие дополнительного ассортимента «цветочного» характера»;
- наличие дополнительного ассортимента «подарочного» характера.
По этим критериям можно выделить три очень укрупненных сегмента.
Low-сегмент – обычно это очень небольшой по площади (в пределах 15 м.кв.), с ограниченным ассортиментом сезонных цветом – не боле 10 позиций, самые ходовые (розы, хризантемы, гвоздики) и несколько вариантов типовых букетов с использованием растительных компонентов. Такие магазины не практикуют продажу дополнительных товаров (только упаковка для цветов) и не оказывают дополнительных услуг (доставка, свадебные букеты и т.д.). На сегодняшний день, емкость данного сегмента стремительно сокращается, во-первых, из-за ужесточения требований к организации розничной торговли, а во-вторых, покупатель становится более требовательным к качеству продукции.
Medium-сегмент – наиболее емкий сегмент на сегодняшний день и наиболее конкурентный. Площадь магазинов такого сегмента обычно около 30м.кв., в отличие от low-сегмента, ассортимент цветов несколько шире (30-40 позиций), зачастую присутствуют небольшие горшочные растения, предлагаемые букеты более сложные по используемым растениям и оформлению, при составлении букетов используются не только растительные элементы, но и ленты, декоративные фигурки и пр. Обычно такие магазины предлагают услуги по свадебной флористике.
High-medium сегмент – это магазины в отличие от магазинов medium сегмента имеют более широкий ассортимент срезанных цветов и цветов в горшках, более широкий ассортимент дополнительной продукции: подарки и сувениры, книги по уходу за растениями, упаковка. Иногда на территории таких магазинов проходят мастер-классы по составлению букетов или уходу за растениями. Магазины такого уровня зачастую предлагают услуги по доставке букетов (хотя обычно это характерно для сетевых магазинов), услуги по свадебной флористике (не только свадебные букеты, но и оформление помещений).
Эти два сегмента являются наиболее емкими сегментами рынка.
Premium –сегмент один из наиболее узких сегментов на сегодняшний день. Магазины отличаются большой площадью, более высоким уровнем цен. По предоставляемым услугам такие магазины мало отличаются от магазинов High-medium – сегмента, хотя структура ассортимента может иметь специфику – могут преобладать экзотические растения или акцент может быть сделан на нестандартных комнатных растениях.
Естественно, описанные сегменты представляют собой несколько условную классификацию и существуют пограничные формы.
2.3 План маркетинга
Спрос на цветы носит спонтанный характер, а выбор конкретного букета осуществляется непосредственно перед покупкой. Кром того, спрос на цветы сильно подвержен влиянию сезонности. В приложении Б представлено распределение спроса по месяцам относительно января (объем продаж принят за единицу и произведено нормирование на данное значение)
Рынок цветов крайне цикличен и непропорционально большая часть заработка приходится на праздничные дни. Цены на цветы в эти периоды могут повышаться в 4-5 раз. Пиковый спрос на срезанные цветы приходится на март, май, сентябрь и декабрь. 8 марта большой спрос на тюльпаны, в День знаний и день Последнего звонка хорошо идут букеты, 23 февраля — гвоздики, в День Святого Валентина — композиции в виде сердец. Таким образом, на долю февраля-марта приходится до 30% годового оборота торговой точки. Летом, как правило, продажи снижаются, восстановление уровня кроме 1 сентября достигается за счет осенних свадебных торжеств.
Также можно говорить о сезонности применительно к ассортименту. В зависимости от времени года в магазинах присутствуют растения, которые характерны для данного периода времени.
Важной особенностью организации цветочного магазина, как бизнеса являются крайне короткие сроки хранения продукции, что приходится учитывать при заказе растений.
Среди покупателей в равной степени встречаются как мужчины, так и женщины (прил. Б). В качестве основной причины покупки выступает праздник, день рождения.
Более четверти покупателей предпочитают дарить один цветок, еще около 40% предпочитают дарить небольшие букеты (прил. В). Среди покупателей крупных букетов можно выделить две группы: первая — люди, готовые потратить на букет не более 600 — 900 руб., хотя они тоже обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для них – формальность, но уровень доходов позволяет покупать более дорогие цветы. Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания.
Сумма, которую покупатели готовы потратить на цветы зависит, естественно, от уровня дохода, но также и от ситуации.
С точки зрения места покупки, в 2018 году предпочтение рыночным и уличным торговцам отдавали больше трети жителей, то в 2017 г. таких было уже 19%, сейчас их количество сократилось до 8%[9].
Основным фактором выбора магазина цветов является его удобное расположение («по пути»), а также предыдущий опыт покупки. В обычные дни самый популярный цветок — красная роза. По мнению некоторых экспертов, именно на розы приходится 60% розничных продаж цветов.
В структуре продаж в стоимостном выражении розы также занимают лидирующие позиции — на их долю приходится 61% оборота, следом идут хризантемы — 12% , тюльпаны (9%) и гвоздики (7%).
Это отчасти объясняется стоимостью растений. Цены на цветы в г. Казань приведены в таблице 1.
Таблица 1
Цены на цветы в розничной торговле
Наименование | Средняя цена |
Роза | от 90 до 200 рублей |
Роза кустовая | 180 рублей |
Тюльпаны, ирисы | 55 рублей |
Лилия | 300 рублей |
Гербера | 90 рублей |
Хризантема кустовая | 70 рублей |
Хризантема | 90 — 120 рублей |
Орхидея, 1 ветка | 1 400 рублей |
Астральмерия | 70 рублей |
Причем разброс цен крайне незначительный, поэтому основная конкуренция идет не столько по цене, сколько по удобству расположения и уровню сервису. Чтобы увеличить прибыль и создать дополнительные удобства для посетителей, многие цветочные магазины активно практикуют доставку букетов, сотрудничество со свадебными салонами, оформительскими компаниями, оказывают корпоративным клиентам услуги по фитодизайну. Тем более что цветочному бизнесу свойственна ярко выраженная сезонность, и в «низкий» сезон (например, зимой) именно сопутствующие услуги помогают компенсировать спад продаж. Незначительное усовершенствование дизайна букета, добавление к нему какой-либо мелочи повысит цену на приличную сумму.
Кроме того, спрос на цветы эластичен по цене – сильное повышение цен снижает только потребление «без повода», при этом полный отказ от покупки цветов «по поводу» не наступает, и, хотя, объем разовой покупки может сократиться, но не в денежном выражении
Далее необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие ассортимент нового магазина цветов «Орхидея».
Широта ассортимента. В новом магазине «Орхидея» будут представлены следующие ассортиментные группы: срезанные цветы; упаковка для цветов и подарков; горшочные растения; небольшие подарки, открытки и сувениры; литература и небольшой ассортимент средств по уходу за растениями, украшений для сада, кашпо. Глубина ассортимента — количество SKU по каждой продуктовой группе и прогнозируемая структура выручки представлены в приложении Г.
Как видно, основную выручку планируется получать со срезанных растений, в то время как в количественном отношении, на эту группу будут приходиться лишь 35% ассортиментных позиций. Наибольшая выручка среди срезанных растений приходится на розы, отчасти это объясняется лидирующими позициями именно этого цветка в продажах, а и также, наиболее высокой ценой растения.
Достаточно широкий дополнительный ассортимент необходим для того, чтобы отстроиться от конкурентов. Кроме того, в отличие от срезанных цветов, это продукция с длительными сроками хранения, она создает настроение внутри магазина и формирует у покупателя желание вернуться. Также, большое внимание необходимо уделить горшочным растениям. Среди них будут преобладать орхидеи, которые обосновывают для покупателя название магазина, что в свою очередь, способствует лучшей запоминаемости и названия, и места покупки. Кроме того, так как орхидея является достаточно редким растением, мало выращивается в квартирах и имеет имидж сложного в уходе, покупатель будет воспринимать магазин, как место, в котором работают профессионалы высокого уровня. Кроме того, наличие орхидей придаст несколько выставочный характер магазину[10].
Стратегия ценообразования может быть сформулирована следующим образом – на те цветы, которые являются массовыми – присутствуют у основных конкурентов — уровень цен должен быть аналогичным уровню цен конкурентов; на уникальные позиции – цены могут быть выше. Кроме того, в преддверии праздников будут организованы специальные ценовые предложения.
С целью привлечения клиентов автором работы была разработана рекламная кампания и комплекс маркетинговых мероприятий на 2019 год. В качестве цели на первый год работы рассматривается формирование осведомленности покупателей о новом магазине «Орхидея» и формирование базы лояльных покупателей.
Целевая аудитория (рекламной кампании): реальные и потенциальные клиенты, как мужчины, так и женщины — живущие/работающие в ареале магазина или приезжающие в центр, а также корпоративные клиенты. В связи с достаточно низкой дифференциацией товара, основной упор при создании рекламных обращений будет делаться на продвижение магазина, а не конкретных цветов. Охват при проведении рекламной кампании данного магазина органичен Центральным районом, за исключением интернета, как канала коммуникации. Частота определяется индивидуально для каждого рекламного средства. Важно отметить, что рекламная компания будет малозатратной и локальной, что обусловлено спецификой несетевого цветочного бизнеса (локальный характер оказания услуг).
Из постоянных рекламных носителей в рамках запланированной рекламной кампании будет функционировать только вывеска и сайт. Все остальные рекламные мероприятия носят периодический характер.
Можно выделить следующие укрупненные блоки в рамках рекламной кампании.
Ценовые предложения. Недорогие букеты по праздничным датам позволят, с одной стороны, существенно поднять уровень известности, так как вовлеченность покупателей в покупку цветов перед праздниками выше, и они обращают больше внимания на цветочные магазины и их специальные предложения. Основная цель данных мероприятий – перетянуть спрос от конкурентов. В приложении Д представлен график ценовых предложений и их краткое описание.
Бутоньерка в подарок не случайно попала в ценовые предложения, по сути, это скидка в размере около 10%.
Второй блок рекламной компании – это интернет-реклама. С учетом высокого уровня проникновения интернет технологий, данный канал по охвату становится сравним с телевидением, и хотя не обладает всеми его достоинствами, существенно дешевле в абсолютном выражении, что важно при ограниченном рекламном бюджете.
В рамках программы по формированию лояльности предполагается сотрудничество с компаниями, предоставляющими услуги по организации свадебных торжеств, в частности, сотрудничество с компанией SoppingCard и участие в программе «СВАDЬБА», раздел флористика, а также, сотрудничество с мероприятием Триумф Невест, свадебными салонами.
Второе мероприятие программы формирование лояльности — создание мужского клуба «Еще не зацвели». Мужчины составляют половину покупателей цветов. Именно поэтому необходима работа именно с данной частью аудитории. Современные информационные технологии открывают огромное количество возможностей по персональным коммуникациям с покупателями. В рамках плана по формированию лояльности среди мужской аудитории предлагается использовать интернет-сайт и мобильный контент. Мобильный контент, упрощенно, рассылка SMS-сообщений, достаточно давно используется как инструмент CRM, особенно в Японии, США и Европе. Вариантов использования мобильного маркетинга, как инструмента формирования лояльности огромное количество: напоминание о времени записи, информирование о скидках, акциях[11].
Например, после внедрения в одной из питерских стоматологических клиник напоминания о времени записи к стоматологу, процент неприхода к врачу по причине забывчивости сократился на 40%, а это автоматически означает улучшение загрузки кабинета, улучшение показателей эффективности.
Базовая идея мужского клуба «Еще не зацвели» состоит в том, что магазин «Орхидея» берет на себя заботу о том, чтобы члены клуба выглядели галантно, помогает им не забыть о важных датах и т.д. Для того чтобы стать членом клуба необходимо зарегистрироваться на сайте компании. На своей персональной страничке можно создать список напоминаний — занести все даты, о которых Клуб должен напомнить, можно сразу выбрать определенные букеты на сайте (соответствующие этим датам), внести адрес доставки (или несколько). В результате за 3 дня, а затем за сутки до предполагаемой даты на телефон члена клуба или на электронную почту будет автоматически приходить сообщение (письмо) с напоминанием. Кроме того, отправив sms-сообщение на специальный номер, можно будет заказать букет. Для членов клуба работает служба «экстренного реагирования» — телефон горячей линии, по которому можно заказать букет в любое время суток, с доставкой или без. Спектр предполагаемых услуг может расширяться.
С целью оптимизации стоимости, можно привлекать к данному клубу компании из других сфер — например, рассылать информацию о спектаклях, киносеансах, интересных мероприятиях. Наличие телефона или адреса электронной почты открывает широкие возможности по формированию лояльности, но при этом клиент должен иметь возможность отказаться от услуг рассылки, в противном случае информация будет восприниматься как СПАМ и эффект будет негативным.
Сотрудничество с тематическими цветоводами еще один вариант формирования лояльности. Интерес представляют следующие формы сотрудничества – лекции и мастер-классы, и проведение летних открытых выставок в непосредственной близости к магазину.
Еще один крупный сегмент, который также необходимо охватить – это корпоративные клиенты. Как показало качественное экспресс-исследование, покупкой цветов в компаниях для своих сотрудников или для клиентов обычно занимаются секретари и\или сотрудники отдела кадров. Для них предлагается создать специальную систему мотивации. Техническая база для создания системы – сайт компании. Основная задача – создать мотивацию заказывать корпоративные букеты именно в магазине «Орхидея».
Суть в том, что зарегистрировавшись на сайте и заказывая цветы, клиент накапливает очки, и, при достижении определенного уровня, получает призы (билеты в театр, в кино, подарки для дома и т.д. Главный приз, разыгрываемый раз в год – путешествие на двоих (ближайший розыгрыш – конец марта 2019)).
Полный график проведения маркетинговых мероприятий и бюджет на их реализацию представлен в приложении Е.
Таким образом, суммарный годовой бюджет 505 330 рублей, причем почти половина приходится на создание сайта, который можно отнести к долгосрочным вложениям.
2.4 Производственный план
Общая площадь магазина «Орхидея» составляет 52 кв. м, из них 16 кв. м приходится на складские и административное помещения. Таким образом, торговая площадь составит 61 кв. м, а коэффициент использования площадей равен 36/52 = 0,69%, что является высоким показателем. В целом, общая площадь магазина «Орхидея» соответствует средним площадям магазинов medium и high-medium сегментов.
Торговое помещение разделено формально на две части. Наибольшая часть — торговый зал с открытой выкладкой и закрытая зона — небольшая площадь, отгороженная высоким столом – рабочее место флориста на двух человек.
В интерьере предлагается использовать стилистику южный европейский стран, таких как Италия, Франция, для которых характерно широкое распространение цветочных лавок, и царящая в них доброжелательная, легкая атмосфера. Оборудование магазина будет включать в себя проектор, на которых можно транслировать негромкую музыку, познавательные фильмы, например BBC «Частная жизнь растений», рекламные предложения и т.д. Через год можно рассматривать возможность предоставления времени на данном «канале» для компаниям-партнерам.
Помещение магазина будет оборудовано современными системами кондиционирования воздуха, поддерживающими постоянную температуру необходимую для нормального хранения растений, а также системами безопасности.
Для обеспечения эффективной работы с ассортиментом, магазин цветов «Орхидея» должен быть оснащен компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением, позволяющим оперативно управлять продажами и доходностью. Программное обеспечение должно позволять организовывать учет товаров по видам, цветам, дате прихода и прогнозируемому сроку годности.
Рабочие места флористов должны быть оборудованы специальным устройством для считывания штрих-кодов. Как и в случае с любой некодируемой продукцией, штрих-коды наносятся на специальный планшет или на кнопки кассового аппарата, что позволяет существенно ускорить процесс обслуживания клиентов.
Составим производственный план для магазина «Орхидея». При прогнозировании объема продаж было учтено, что в февраль-март характеризуются ростом числа покупателей и ростом, хотя и незначительным, среднего чека (за счет корпоративных покупок). После Пасхи и до сентября наблюдается снижение количества покупателей, но растет средний чек, что связано с периодом свадебных торжеств, пик спроса на цветы перед Днем Знаний характеризуется ростом среднего чека (сокращением количества букетов из одного цветка) и ростом количества покупок.
Также магазину «Орхидея» необходимо планировать покупательские потоки, ориентируясь на то, что в целом по рынку количество посетителей после обеда (15:00–20:00) в среднем на 15% больше такового в первой половине дня (8:00 –14:00). Максимальное количество покупателей в будни приходится на период 18:00-20:00. По-видимому, это связано с осуществлением посетителями покупок после окончания их рабочего дня.
На основе представленных выше рекомендаций был сделан прогноз выручки магазина цветов «Орхидея» с учетом возрастания осведомленности потребителей и их реакции на маркетинговые мероприятия (табл. 2).
Таблица 2
Прогноз выручки
Месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
Выручка, руб. | х | 1.168.020 | 4.176.000 | 570.150 | 1.178.310 | 756.000 |
Среднее количество посетителей (в час) | х | 6,75 | 12 | 3,75 | 7,5 | 4,5 |
Количество рабочих часов в месяце | х | 412 | 464 | 420 | 434 | 420 |
Количество дней в месяце | х | 28 | 31 | 30 | 31 | 30 |
Средний чек, руб. | х | 420 | 750 | 362 | 362 | 400 |
Месяц | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Выручка, руб. | 781.200 | 781.200 | 1.354.500 | 530.240 | 513.135 | 589.155 |
Среднее количество посетителей (в час) | 4,5 | 4,5 | 7,5 | 3,375 | 3,375 | 3,75 |
Количество рабочих часов в месяце | 434 | 434 | 430 | 434 | 420 | 434 |
Количество дней в месяце | 31 | 31 | 30 | 31 | 30 | 31 |
Средний чек, руб. | 400 | 400 | 420 | 362 | 362 | 362 |
При расчете, как было сказано ранее, принято, что магазин работает 14 часов – с 8 до 22 часов, а в предпраздничные дни — круглосуточно. Работу магазин начнет с февраля 2019 года, январь будет посвящен подготовке к открытию.
2.5 Организационный план
Организационная структура магазина представлена на рис. 3. Как видно, организационная структура имеет линейно-функциональный вид, который наиболее характерен для малых предприятий.
Генеральный директор осуществляет стратегическое руководство, разработку стратегии развития, подбор персонала, выполняет представительскую функцию, а также занимается маркетинговой деятельностью и закупками.
Рисунок 3 — Организационная структура магазина «Орхидея»
Штатное расписание и расчет фонда заработной платы представлен в таблице 3.
Таблица 3
Штатное расписание и годовой фонд заработной платы
Должность | Количество, чел. | Оклад, руб. |
Генеральный директор | 1 | 55.000 |
Бухгалтер | 1 | 30.000 |
Старший флорист | 2 | 35.000 |
Продавец-флорист | 2 | 30.000 |
Итого: | 6 | 215.000 |
Анализ сайтов, посвященных подбору персонала (hh.ru, job.ru), позволил сделать вывод о том, что предлагаемый уровень оплаты труда выше среднего, это делается намеренно. Более высокий уровень оплаты труда позволит привлечь лучших специалистов на рынке и требовать от персонала выполнения корпоративных стандартов. Кроме того, флористы также совмещают и функции продавца, то есть являются материально ответственными.
Процент товарного списания и рентабельность также являются базой для начисления мотивации. Продавец-флорист может влиять на данные показатели за счет перенаправления спроса на цветы, формирования высокорентабельных букетов.
2.6 Анализ рисков
Проанализируем риски реализации проекта (таблица 4).
Таблица 4
Перечень возможных рисков
№ п/п | Риски | Влияние на прибыль | Вероятность возникновения | Оценка влияния на прибыль | Меры противодействия |
1 | Появление новых конкурентов | Ведёт к снижению спроса, следовательно, сокращение прибыли | 0,7 | 9 | Отслеживание тенденций рынка и действий конкурентов. Формирование лояльности клиентов |
2 | Рост налогов | Увеличение расходов, уменьшение прибыли | 0,4 | 5 | Не поддается корректировке |
3 | Невостребованность у потребителей | Необходимость сворачивания реализации проекта | 0,2 | 9 | Предложение новых услуг на основе проведения исследований |
4 | Нестабильность мировой экономики, курсов валют и экономики России | Неясность перспектив развития рынка. Снижение платежеспособности населения | 0,8 | 7 | Привлечение платежеспособных потребителей |
5 | Неправильный подбор персонала | Неэффективная и некачественная работа персонала | 0,3 | 6 | Тщательная проверка персонала. Тестирование. Возможно привлечение кадровых агентств |
6 | Государственное регулирование торговли цветами и розничной торговли в целом | Неясность перспектив развития рынка, вероятность закрытия магазина | 0,5 | 7 | Тщательное отслеживание тенденций в данной сфере |
Аддитивная оценка риска составляет 21,0 (0,7 х 9 + 0,4 х 5 + 0,2 х 9 + 0,8 х 7 + 0,3 х 6 +0,5*7)
Риски в таблице 4 определялись экспертно следующим образом (4 эксперта – директор создаваемого магазина, 2 эксперта – сотрудники компаний-поставщиков цветов и автор курсовой работы):
- был сформулирован список возможных рисков, которые могут повлиять на создание нового магазина и его работу в 2019 году, при этом учитывались как внутренние риски;
- определено влияние каждого риска на прибыль в виде последствий от возникновения рисков (влияние на прибыль, текущую деятельность и перспективы развития магазина);
- экспертами в ходе обсуждения были определены вероятности возникновения рисков от 0 до 1 (от 0 до 100%) – эксперты определяли вероятности, затем получалось среднее арифметическое значение, которое округлялось до одной десятой после запятой;
- также экспертами были определены оценка влияния на прибыль по 10-балльной шкале (от 0 до 10 баллов) – также давались индивидуальные оценки, затем среднее арифметическое округлялось до среднего значения;
- получена оценка риска путем перемножения вероятности возникновения риска на оценку влияния на прибыль. Оценка составляет 20,3. Максимальное значение может составлять 60 (если каждый риск имеет вероятность 1 и оценивается в 10 баллов). Таким образом, полученная оценка риска меньше максимально возможной в 3 раза, что позволяет говорить об умеренных рисках реализации проекта.
Иными словами, в целом риски хотя и велики, но поддаются управлению, т.е. проект является среднерисковым.
Как видно, все почти указанные риски попадают в категорию опасных, однако, многие из них можно нивелировать путем постоянного контроля как ситуации на рынке, так и внутри магазина. Страхование предполагается по риску на случай форс-мажорных ситуаций, однако, в магазине будут установлены все требуемые виды сигнализаций и защиты, поэтому данный риск не был учтен.
2.7 Финансовый план
Для реализации проекта по открытию нового магазина «Орхидея» потребуется осуществить ряд единовременных затрат, представленных в таблице 5. При расчете стоимости ремонта были приняты затраты в размере 1000 руб./кв.м. Остальные затраты предоставлены компаниями-поставщиками.
Таким образом, на первоначальном этапе потребуется всего затрат в размере 719,0 тыс. руб. Привлечение заемных средств не требуется, т.к. средства будут внесены учредителем.
Таблица 5
Единовременные затраты на открытие магазина цветов
Затраты | Сумма, тыс. руб. |
Регистрация ООО «Орхидея» | 18 |
Получение разрешительной документации | 124,9 |
Ремонт помещения | 104 |
Торговое оборудование | 218,6 |
Холодильное оборудование | 100,3 |
Кассовое оборудование | 38,2 |
Программное обеспечение | 24,2 |
Дополнительное оборудование | 18 |
Наружная вывеска | 42,8 |
Прочие расходы | 30 |
Итого | 719,0 |
Текущие затраты будут включать в себя арендные платежи (900 руб./кв. м в месяц), заработную плату персонала (с учетом премий в размере до 25% по итогам месяца), ЕСН, рекламные затраты, коммунальные затраты, оплату электроэнергии, оплату Интернета и связи, прочие затраты (не выделяемые отдельно), затраты на закупку цветов и прочей продукции. Денежные потоки по годам представлены в приложении Ж.
2.8 Оценка результатов и эффективности проекта
В рамках данной части исследования был рассмотрен проект по открытию нового цветочного магазина в г. Казань. Основные количественные показатели проекта приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели проекта
Показатель | Значение |
Количество учредителей | 1 |
Собственные средства | 100 тыс. руб. |
Инвестиционные затраты | 719 тыс. руб. |
NPV | 1 616 тыс. руб. |
IRR | 289,7%. |
Норма прибыли | 27,4%. |
Период окупаемости | 3 месяца |
Степень рисковости | средняя |
Планируется выход на развивающийся рынок с хорошими темпами роста (20-30% в год), который, хотя и пострадал от кризиса в настоящий момент постепенно восстанавливается.
Уровень конкуренции на рынке высок, но низкая консолидация позволяет выйти на рынок и занять на нем хорошие позиции.
Ценовой сегмент –medium, при этом при разработке программы продвижения учтены разные целевые группы. Целевая аудитория на первом этапе определяется географическим критерием в связи со спецификой спроса на цветы.
В рамках подготовки бизнес-плана был разработан и обоснован ассортимент магазина, включающий около 200 позиций, а также маркетинговый план, включающий рекламную кампанию и программу формирования лояльности. Для анализа доходной части проекта был построен прогноз выручки на 2019 год с учетом фактора сезонности.
По результатам финансового анализа проект рекомендуется к реализации.
При расчетах принято, что выручка у ООО «Орхидея» будет только с февраля 2021 года, что обусловлено тем, что в январе будет осуществляться ремонт и идти подготовительные работы.
Как видно, окупаемость составит 3 месяца (ячейка выделена) – в этом месяце будут покрыты инвестиционные затраты за счет чистого дохода. Во многом такая быстрая окупаемость обусловлена удачным периодом открытия магазина и удачным расположением, в противном случае окупаемость была бы дольше (в среднем по рынку около года).
Расчет рентабельности:
Прибыль балансовая / Затраты на производство и реализацию x 100 (1)
Род = 12.398 / 9.494 × 100 = 130,5
Рассчитаем показатели эффективности проекта.
Норма прибыли: . (2)
Рассчитаем NPV по формуле:
NPV=– Первоначальные затраты (3)
Ставка дисконтирования принята в размере 20%, т.к. все затраты компенсируются за счет собственных средств, кроме того, такой размер ставки дисконтирования позволяет отразить влияние кризиса на создаваемый проект.
Определим также внутреннюю норму доходности — это процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход (NPV) равен 0:
= Первоначальные затраты (4)
Итоги расчетов и базовые показатели инвестиционного проекта приведены в таблице 7.
Таблица 7
Показатели эффективности проекта открытия магазина «Орхидея»
Показатель | Значение |
Инвестиционные (единовременные) затраты (тыс. руб.) | 719 |
Выручка за период (тыс. руб.) | 12.398 |
Текущие затраты за период (тыс. руб.) | 9.494 |
Чистая прибыль за период (тыс. руб.) | 2.802 |
Срок окупаемости (мес.) | 3 |
Простая норма прибыли (i, %) | 27,4% |
Чистая текущая стоимость (NPV) (тыс. руб.) | 1.616 |
Внутренняя норма прибыли (IRR) (%) | 289,7% |
Можно говорить о том, что проект устойчив, т.к. IRR значительно выше уровня ставки дисконтирования, NPV >0, срок окупаемости составляет 2 месяца. Норма прибыли достаточно велика, что соответствует средней норме прибыли цветочных магазинов.
Заключение
В рамках исследования были рассмотрены теоретические и практические аспекты бизнес-планирования. Бизнес-план является инструментом как стратегического, так и оперативного планирования и является важным инструментом эффективного управления процессом создания нового бизнеса. В практической части исследования, на основе теоретических разработок приведенных в первой главе работы, был разработан бизнес-план открытия нового цветочного магазина «Орхидея» в г. Казань.
Для разработки бизнес-плана был проведен анализ рынка и конкурентной среды открываемого магазина, PEST-анализ позволил оценить факторы оказывающие влияние на развитие рынка, а также уровень конкуренции на рынке. Благодаря использованию модели Портера, удалось получить детальное описание сил рынка, которые определяют уровень конкуренции на нем. Понимание моделей поведения покупателей, знание ситуаций покупки позволило сформировать детальный маркетинговый план.
В рамках обоснования вывода на рынок магазина «Орхидея» разработаны маркетинговый, финансовый, производственный и организационные планы, которые позволили оценить уровень затрат и эффективность проекта.
Проведенное в работе исследование позволяет сделать следующие основные выводы и рекомендации.
Успех открываемого цветочного магазина «Орхидея» определяют следующие факторы:
- открытие магазина перед началом сезона (в конце января — начале февраля), в который магазин может заработать до 30% годовой выручки.
- использование современных информационных технологий в процессе управления деятельностью магазина (в рамках управленческого учета и в рамках программы формирования лояльности);
- наличие полноценного маркетингового плана, охватывающего базовые сегменты покупателей.
Проект относится к среднерисковым, но основной риск, с которым может столкнуться магазин — появление новых конкурентов или агрессивная политика уже существующих, поэтому для устойчивого развития компании необходим постоянный мониторинг и анализ внешней среды в следующих аспектах:
- Поведения покупателей, адекватности предлагаемого ассортимента и эффективности маркетинговых инициатив;
- Действия конкурентов, их ассортимента и политики продвижения;
- Изменения макросреды и государственного регулирования в области розничной торговли и торговли срезанными цветами;
- Развития новых информационных технологий и перспектив их применения в рамках цветочного бизнеса.
Расчеты показали, что проект окупается за 3 месяца, NPV = 1.616 тыс. руб., IRR =289,7%, Норма прибыли = 27,4%,
Разработанный проект может считаться эффективным и среднерискованным, что позволяет рекомендовать его к реализации.
Список использованных источников
- Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса. 2-е изд. [Текст] / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 486 c.
- Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): учебное пособие [Текст] / В.С. Алиев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 352 c.
- Алиев, В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: учебное пособие [Текст] / В.С. Алиев. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2016. — 288 c.
- Баринов, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие [Текст] / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2017. — 256 c.
- Бейт, Н. Как преодолеть экономический спад. План выживания в бизнесе [Текст] / Н. Бейт. — М.: Олимп-Бизнес, 2019. — 208 c.
- Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие [Текст] / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. — 224 c.
- Буров, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: учебное пособие [Текст] / В.П. Буров. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 192 c.
- Воронова, Т.А. Бизнес-планирование [Текст] / Т.А. Воронова, А.А. Касаткин, С.И. Ляпунов, С.Г. Млодик, С.Ю. Муртузалиева, В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 482 с.
- Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для бакалавров, 2-е изд. (изд:2) [Текст] / И.А. Дубровин. — М.: ИТК Дашков и К, 2017. — 432 c.
- Ляпунов, С.И. Бизнес-планирование [Текст] / С.И. Ляпунов, В.М. Попов. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 480 с.
- Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие [Текст] / В.А. Морошкин. — М.: Форум, 2018. — 288 c.
- Немети, Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса [Текст] / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2017. — 272 c.
- Розин, М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес [Текст] / М. Розин. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 346 c.
- Романова, М.В. Бизнес-планирование: учебное пособие [Текст] / М.В. Романова. — М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2018. — 240 c.
- Рынок срезанных цветов [Электронный ресурс] / Грин Экспо. — Режим доступа: https://www.flowers-expo.ru/news.html/nid/585, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.
- Сатаев, А.М. Азбука бизнес-планирования: учебное пособие [Текст] / А.М. Сатаев. — М.: Юриспруденция, 2019. — 128 c.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф