Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Оценка эффективности прямых иностранных инвестиций в экономике России»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России
1.1 Сущность и классификация инвестиций в современной экономике
1.2 Сущность и роль прямых иностранных инвестиций и характеристика их основных форм
2. Оценка эффективности прямых иностранных инвестиций в экономике России
2.1 Анализ источников и оценка прямых иностранных инвестиций в экономике России: региональные распределения
2.2 Оценка эффективности прямых иностранных инвестиций на территории Дальнего Востока Российской Федерации и их влияния на экономику
3. Анализ проблематики ГЧП и СЭЗ в российской экономике
Заключение
Список использованных источников

 

Введение

 

Актуальность выбора темы курсовой работы обусловлена тем, что для России вопросы понимания инвестиционного процесса являются основой для обретения конкурентоспособности и усиления своих позиций в условиях глобализации мировой экономики. К сожалению, в России экономическая наука оказалась еще более идеологизированной, чем в других странах. После почти векового господства марксистской догмы она попала в другую ловушку – ортодоксальную догму «laissez-fair» — устаревшую слепую веру в волшебный рынок, который сам по себе способен привести ко всеобщему процветанию и благоденствию.

В итоге страна была форсированно втянута в международные экономические отношения на заведомо неравноправной основе, что привело в итоге к заведомо не выгодному положению поставщика сырьевых товаров на мировой рынок (чаще всего без переработки; эту задачу выполняли развитые страны, продавая нам уже наш переработанный продукт).

При резком переводе экономики на рыночные рельсы (при совершенно слабых институтах) и таком же шоковом открытии границ практически все другие отрасли за редким исключением оказались неконкурентоспособными – если не технологически, то организационно.

Изучению теорий инвестиций были посвящены труды таких ученых, как: Андрианов В.Д., Басовский, Л.Е., Беляков А.А., Туруев И.Б., Борисова О.В., Васильев В.Л., Зубрилин Е.В., Касьяненко, Т.Г., Ковалёва, Т.М., Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П., И.В. Липсиц, В.В. Коссов, Логинова, Н.А., Мельников, Р.М., Москвитина Е.И., Дорошина И.П., Бутова Т.В., А.М. Плотникова, М.В. Слаутина, Теплова Т.В., Турманидзе, Т.У., Шапкин, А.С., и др.

Предметом данной курсовой работы являются прямые иностранные инвестиции;

Объектом — прямые иностранные инвестиции в экономике России.

Целью данной курсовой работы является оценка эффективности прямых иностранных инвестиций в экономике России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-определить сущность и классификацию инвестиций в современной экономике;

-определить сущность и роль прямых иностранных инвестиций и характеристика их основных форм;

-провести анализ источников и дать оценку прямых иностранных инвестиций в экономике России (региональные распределения);

-дать оценку эффективности прямых иностранных инвестиций на территории Дальнего Востока РФ и их влияния на экономику.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России

 

1.1 Сущность и классификация инвестиций в современной экономике

 

Инвестиции являются мощным экономическим инструментом, который регулирует распределение капиталовложений в зависимости от инвестиционной привлекательности объекта или его потенциальной выгоды.

Инвестиционная деятельность внутри страны и вложения в объекты промышленности других стран позволяют сказать о том, что мировая экономика тесно сплетена финансовыми нитями, и спад в одной отрасли влечет за собой реакцию фондовых бирж других стран. С учетом того, что понятие инвестиций является общим для мировой экономики, классификация и терминология процессов, а также теоретическая база и структура капиталовложений едина для профессионалов в любой стране, экономика которой построена по рыночному принципу [13].

Инвестиция — это вложение материальных и нематериальных активов в наиболее перспективные отрасли экономики с целью извлечения прибыли. Не стоит путать инвестиции с кредитованием, рискованность инвестирования несравненно выше, когда объект вложений инновационный. Инвестициями можно считать вложения:

-Денежных средств;

-Акций;

-Имущественных ценностей;

-Интеллектуальных активов.

Принадлежность вложений может быть частной или государственной, а вот объектами инвестиций могут стать:

-строительство или расширение промышленных предприятий;

-реконструкция оборудования и модернизация программного обеспечения;

-сфера жилищного строительства;

-научные изыскания.

Помимо инвестиций в организационные проекты, с ожидаемой прибылью, меценаты инвестируют в искусство и социальные объекты, причем дивиденды от таких вложений не являются материальными, они относятся к уровню духовных ценностей[15].

Для анализа экономической деятельности и для понимания эффективности отдельных инвестиционных программ, принята классификация инвестиций:

-По срокам. В зависимости от сроков, различают краткосрочные, средне- и долгосрочные стратегии. Те виды инвестиций, которые делаются до года, считаются краткосрочными. Среднесрочные от 1 до 3 лет, а если вложения осуществляются на более длительные сроки, можно говорить о долгосрочном инвестировании;

-По принадлежности. От формы собственности вложенных активов зависит определение инвестиций как частные, государственные и смешанные. Негосударственным инвестором считают физлиц и коммерческие организации негосударственного сектора, а вот к государственным можно отнести вложения, исходящие от госпредприятий, органов самоуправления, которые привлекают для этих целей средства из бюджета, внебюджетные фонды и заемные капиталы. Соответственно, смешанные инвестиции являются совокупностью двух перечисленных[22];

-Иностранные. В случае инвестиций в экономику страны иностранных капиталов, осуществляемых другим государством, иностранными фирмами и фондами, можно говорить об иностранных инвестициях. Если вложения осуществляют граждане и предприятия этой же страны, такие инвестиции считают собственными. Если финансирование осуществляется собственными и иностранными инвесторами, то можно говорить о смешанной инвестиционной политике;

-По региональной принадлежности. В зависимости от экономической ситуации, нередко приходится делать не только внутренние инвестиции, направленные на вливание денег в собственную экономику, но и размещать средства на развитие отдельных отраслей промышленности других стран. В этом случае речь идет о национальных и зарубежных инвестициях[17];

-Отраслевой признак определяет, в какую именно область экономики будут направлены средства. Особенно чувствительны к наличию или отсутствию инвестиций микро-предприятия любой отрасли промышленности. Рискованность и потенциальная доходность инвестиций неразрывно связаны. Любые инвестиции — это риск для вкладчика, и на кону стоит размер его вложения, не считая утраченной выгоды;

-По финансовой составляющей инвестиции складываются из денежных вложений, или не денежных ценностей, таких как финансовые кредитные обязательства, ценные бумаги и иные материальные активы. Реальными инвестициями называют долгосрочные вложения в отрасли экономики, которые выпускают оборудование и разрабатывают новые технологии. К валовым инвестициям относят средства, вложенные в экономику для прироста капитала, причем чистыми принято называть те, которые исчисляются как разница между валовой суммой и амортизационными отчислениями (упрощенно классификация инвестиций представлена в таблице 1.1).

 

Таблица 1.1 Упрощенная классификация инвестиций [12]

В зависимости от объекта
Реальные (прямые) — долгосрочное вложение в реальные активы — материальные и нематериальные, например, в интеллектуальную собственность, а также основной и оборотный капитал. Финансовые (портфельные) — непосредственно направленные на получение прибыли. Подразумевают наличие двух источников дохода: регулярно поступающих дивидендов и роста первоначальной цены объектов вложения к моменту их продажи.
  • в расширение собственного производства;
  • в повышение эффективности собственного производства (модернизация, перераспределение мощностей);
  • в реконструкцию существующего производства или создание нового;
  • в несобственное производство (участие в инвестпроектах, выполнение государственных и прочих заказов);
  • в соблюдение стандартов и требований государственных органов.
  • в валюту (рынок Форекс);
  • в акции;
  • в облигации и прочие ценные бумаги;
  • в паевые инвестиционные фонды (ПИФы);
  • в драгоценные металлы и др.

Наиболее выигрышный способ такого инвестирования — не выбор одного инструмента, а создание портфеля из нескольких, из разных сфер экономики. Отсюда и его название.

В зависимости от характера участия в инвестировании
Прямые — инвестор сам выбирает объекты для вложения. Так же называют инвестирование в уставный капитал юрлица для получения прибыли и возможностей управления им. Косвенные — объекты подбирает консультант или финансовое учреждение, например, инвестиционный или паевой фонд.
В зависимости от сроков
Краткосрочные — вложение на срок до 1 года. Среднесрочные — от 1 до 5 лет. Долгосрочные — от 5 лет.
В зависимости от доходности
Высокодоходные — с показателями чистой прибыли существенно выше среднего по инвестиционному рынку. Среднедоходные — со средними по рынку показателями доходности. Низкодоходные — с доходностью ниже среднего. Бездоходные — имеющие целью получение не прибыли, а некоего внеэкономического эффекта, например, экологического или социального.
В зависимости от степени риска
Безрисковые — при которых гарантия получения дохода — стопроцентная, риск потери капитала — нулевой. Низкорисковые — с уровнем риска ниже среднего по рынку. Среднерисковые — со средним уровнем риска. Высокорисковые — когда вероятность потери капитала в разы выше средней. Сюда же относятся спекулятивные инвестиции, при которых деньги вкладывают с целью получения максимальной прибыли с минимальной степенью надежности.
По степени ликвидности
Высоколиквидные — в объекты, которые легко и быстро можно конвертировать в деньги без сильного снижения их рыночной стоимости. Среднеликвидные — в инструменты, конвертируемые в денежный эквивалент без значительных потерь в срок до полугода. Низколиквидные — конвертируемые в срок от полугода. Это, например, покупка акций малоизвестных фирм, вложение в технологически устаревшие и незавершенные инвестпроекты. Неликвидные — такие, которые продать или невозможно вовсе, или возможно только в комплексе с чем-то.

 

Основная сущность инвестиционной деятельности это изыскание средств, которые подлежат вложению. В зависимости от субъекта инвестиционного рынка, ему доступны следующие активы[18]:

-Свободные средства, полученные в результате прибыльной деятельности предприятий;

-Амортизационные отчисления;

-Внутренние резервы хозяйствующих объектов;

-Заемные и кредитные средства;

-Эмиссионные средства;

-Внутриотраслевое целевое финансирование.

-Государственное финансирование.

Согласно государственному законодательству, инвестиционная деятельность осуществляется на добровольной основе при полном равноправии участников. Государство гарантирует защищенность инвестиций и политику невмешательства в инвестиционную деятельность, которая осуществляется с соблюдением законов РФ.

Инвестору даны права контроля целевого использования вложенных средств и возможность передачи собственных полномочий физическим и юридическим лицам, а также государственным и муниципальным субъектам.

Инвестиционная деятельность должна соответствовать двум условиям: получение реальной прибыли и позитивный социальный эффект. Существуют все основания относить деятельность инвесторов к разновидности предпринимательства, за исключением тех инвестиций, прибыль от которых не является материальной[24].

Работа инвесторов подлежит урегулированию на основе договорных обязательств и госконтрактов. Чаще всего инвесторы связаны рядом сопутствующих договорных обязательств, составленных в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Обязательным условием всех договоров является их письменная форма, некоторые подлежат обязательной регистрации согласно ФЗ № 122.

Остановка деятельности инвестора происходит по его решению, либо постановлением государственных органов. В случае добровольного прекращения деятельности, инвесторы возмещают убытки и упущенную выгоду пострадавшей стороне в пропорциональных долях.

Прекратить деятельность инвесторов может орган государственного надзора при наличии одной или нескольких причин[12]:

-Банкротство инвесторов;

-Форсмажор, вызванный стихийными бедствиями, катастрофами или объявлением чрезвычайных положений;

-Нарушение инвестором в результате осуществления им своей деятельности нормативов по санитарной, гигиенической, экологической безопасности, иных норм, и правовой гарантии граждан и юридических лиц и государственной безопасности.

Многообразие инвестиционных программ позволяет экономике пользоваться этим мощным инструментом развития и направлять средства в наиболее перспективные проекты и высоко технологические производства.

1.2 Сущность и роль прямых иностранных инвестиций и характеристика их основных форм

 

Прямые иностранные капиталовложения являются одной из форм участия зарубежного капитала в каких-либо проектах на территории реципиента. Инвестиционный процесс подразумевает содействие двух сторон финансовых отношений. Источником инвестиций выступает зарубежный инвестор, а реципиентом – страна, принимающая зарубежный капитал [12].

Прямые вложения подразумевают активное участие инвестора в деятельности компании.

Внешние инвестиции позволяют обеспечить не только поступление непосредственно денежных средств, но и позволяют внедрить новейшие технологии производства, использовать последние разработки, ориентироваться на новые формы ведения маркетинговой деятельности и корпоративного управления.

Прямые внешние инвестиции классифицируются по нескольким признакам[7]:

-по виду актива выделяют реальные (в производственный объект), финансовые (в ценные бумаги) и нематериальные инвестиции (в нематериальные права, в том числе патенты, ноу-хау, лицензии);

-по форме собственности выделяют государственные (инвестор – другое государство), частные (инвестор – частное лицо) и смешанные инвестиции;

-по характеру использования выделяют предпринимательские (цель – прибыль от бизнеса, получение дивидендов) и ссудные инвестиции (цель – получение процентного дохода).

Цель деятельности иностранного инвестора заключается в получении дополнительной прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. При этом страна-реципиент должна гарантировать право инвестора на контроль над хозяйственной деятельностью субъекта вложений и право на получение дохода от этой деятельности.

Инвестиции от нерезидента прямого характера считаются главным фактором модернизации экономики страны, которая влечет за собой повышение способности отечественных товаропроизводителей конкурировать на мировых рынках. Одной из особенностей этого вида вложения капитала является тот факт, что инвестор лично заинтересован в отдаче инвестиционных средств. Именно поэтому он будет всесторонне помогать реципиенту организовать высокотехнологичное производство и эффективную сбытовую структуру[23].

Прямые внешние инвестиции выполняют следующие функции в экономике страны-реципиента:

-активизируют инвестиционный процесс в целом;

-способствуют наращиванию материальной базы экономики;

-обеспечивают возможность обмена последними достижениями технологий производства, менеджмента и маркетинга, необходимыми для выхода на мировой уровень;

-стимулируют развитие малых и средних предпринимательских форм;

-ускоряют развитие отраслей экономики в целом и отдельных регионов страны;

-помогают в стимулировании внедрения инноваций и ориентировании экономики на потребителя.

Иностранные вложения прямого характера благоприятно сказываются на уровне занятости, оказывают воздействие на увеличение доходов населения, расширяют базу для налогообложения.

Основной целью иностранного инвестора является максимизация прибыли за счет вложений в такие отрасли других стран, которые имеют большую доходность по сравнению со страной выхода капитала. Если компании или государство собираются инвестировать свои средства, всегда проводится оценка прибыльности и рисков.

Выделяют экономические, политические и конкурентные мотивы инвестирования [24]:

1) Политические мотивы основываются на действиях государства, связанных с торговыми отношениями. Поскольку органы власти стараются контролировать уровень иностранных поступлений товаров на национальный рынок, ограничение или стимулирование иноземных вкладов позволяет влиять на процесс роста всей национальной экономики;

2) Экономические мотивы обусловлены экономией мировых компаний на масштабе производства. Значительная экономия расходов происходит в таких отраслях как разработки, исследования, распространение товаров, маркетинг и другие. Кроме экономии на масштабах производства многонациональные компании легче переносят критические моменты на локальных рынках;

3) Конкурентные мотивы в основном схожи с экономическими и политическими. Они обусловлены желанием обезопасить свой бизнес от негативного влияния колебаний экономики либо возможной конкуренции.

Выделяют несколько способов привлечения прямых зарубежных вложений, главными из которых являются[17]:

-инвестиции с нуля – инвестор создает в другой стране филиал или предприятие, которое будет находиться в 100% его собственности;

-поглощение или покупка – осуществление сделки по покупке иностранной фирмы или слиянию с ней;

-финансирование филиала, открытого за рубежом;

-покупка имущественных прав – инвестор вкладывает капитал, покупая право на пользование природными ресурсами или земельными участками;

-предоставление прав на нематериальные активы – предоставление в использование своих технологий, патентов, ноу-хау;

-покупка акций в уставном капитале – вложение средств, дающее право участвовать в деятельности иностранной фирмы.

Основными формами вложения зарубежного капитала принято считать создание совместных и дочерних предприятий и компаний, открытие собственных филиалов и покупка акций фирм, работающих в стране-реципиенте.

Компания с долей иностранных инвестиций может иметь три формы[14]:

-филиал – 100% собственность инвестора;

-дочерняя компания – более половины капитала принадлежит инвестору;

-ассоциированная компания – инвестор располагает менее, чем 50% капитала фирмы.

В современном экономическом пространстве можно наблюдать своего рода разбросанность акций. Так, если обычно решающая доля капитала составляет 50%, то акциями современных компаний владеют значительно большее количество инвесторов. И даже покупка 5% акций может иметь решающий голос. Причиной служит то, что другие инвесторы инвестировали меньшее количество капитала. Например, в экономике США прямые инвестиции составляют 10% и более участия в капитале. Если доля акций меньше, такие инвестиции относят к портфельным[20].

Приток импортных инвестиций в страну позволяет ей постепенно нарастить долю прибыли от внешнеторговых операций по экономике в целом. Вовлечь как можно больше денежных средств наиболее активно стремятся развивающиеся страны. Наиболее крупными и серьезными инвесторами считаются транснациональные компании американского и европейского происхождения.

 

2. Оценка эффективности прямых иностранных инвестиций в экономике России

 

2.1 Анализ источников и оценка прямых иностранных инвестиций в экономике России: региональные распределения

 

Анализ современной ситуации иностранного инвестирования в России позволяет выделить две основные тенденции:

-первая тенденция — это увеличение количества стран, которые осуществляют инвестиции в экономику России, а также разнообразие отраслей, которые интересуют зарубежных инвесторов;

-вторая тенденция — сокращение объёма прямых иностранных инвестиций (см. рис. 2.1) [27].

Рисунок 2.1 Доля иностранных инвестиций в экономике России, %[27]

 

Доля прямых иностранных инвестиций в экономике России своего максимального результата достигала в 2011 г., тогда значение превышало 11,5% [27]. Минимальное значение привлечения иностранных инвестиций в экономику страны отмечалось в 2014 г., что было связано с введением санкций со стороны основных стран — партнёров России. В дальнейшем показатель имел динамику к повышению, максимум отмечен в 2016 г., когда значение составило 10,74%. По итогам 2017 г. доля прямых иностранных инвестиций в экономике России составляла 9,52%[27].

Данная величина является нормальным показателем. Некоторые финансисты считают, что в иностранных инвестициях имеется угроза для российской экономики. Для этого есть несколько оснований:

-во-первых, на рынках отмечались случаи, когда иностранные компании приобретали российскую компанию, ведущую продажи (производство) аналогичного товара или услуги, закрывали её;

-во-вторых, иностранные инвестиции в некоторых секторах экономики могут содержать определенную угрозу для обороны страны и безопасности государства — то есть для публичных интересов, которые государство защищает. Примерами таких интересов могут быть иностранные инвестиции в инфраструктурные объекты, энергетику, добычу редких полезных ископаемых и т.п.

В настоящее время практически все цивилизованные страны, (к таким принято относить независимые государства, признанные Организацией Объединенных Наций), которых насчитывается около двухсот, стали членами различных международных экономических организаций и являются инвесторами крупных предприятий России[24].

Важно отметить, что международное право не препятствует участию любой страны одновременно в нескольких международных экономических организациях или проектах.

Современная мировая экономика характеризуется существенными качественными преобразованиями, благодаря которым мировое хозяйство приобрело новые черты. Касательно России, заметным становится участие иностранных инвесторов:

—в целенаправленном регулировании хозяйства;

—в создании экономической инфраструктуры;

—в регулировании обмена товарами и услугами;

—в создании наднациональных международных органов обеспечения государств экономическими ресурсами, в том числе капиталом и информационными технологиями;

—в ускорении процесса создания и расширения экономических, валютных и политических международных союзов;

—в развитии и усилении роли международных корпораций.

В условиях глобальной экономической нестабильности крупнейшие финансовые институты вынуждены были пересмотреть свои стратегии развития. Резкое изменение инвестиционного климата в развитых странах сделало развивающиеся рынки еще более значимыми для стратегических инвесторов, то же самое касается и России[24].

Самой большой проблемой для инвестирования российских проектов является фискальный стресс, который стал следствием ряда экономических шоков, поэтому с недавних пор Всемирный Банк переориентировал свою деятельность во многих регионах, в т.ч. и в России. Это можно назвать заимствованием для структурных преобразований. Происходит вкладывание денег в структурные элементы и таким образом в макроэкономическую стабильность (а это самое важное).

По мнению одного из управляющих Всемирным Банком главным инвестиционным приоритетом в настоящее время в России, является, прежде всего, частный сектор. Потенциал этого сегмента для инвестиций огромен, а сам сегмент в значительной степени обойден вниманием инвесторов, как международных, так и внутренних [26].

Следующим из направлений инвестиций в России считается государственное финансирование. Основная задача — добиться полной прозрачности финансовой системы страны, а это поможет и банковскому сектору, и экономике в целом.

Наконец, в числе приоритетных направлений иностранных инвестиций в России, эксперты называют социальную поддержку населения. По его мнению, существует целое наследие, которое в настоящий момент нуждается в реструктуризации. Это не является той отраслью, инвестиции в которую принесут быстрый результат, однако потенциал направления колоссален.

В целом, большинство экспертов отметило слабую осведомленность стратегических инвесторов об инвестиционном потенциале России.

В настоящее время приоритетные стратегические направления экономики России — это энергетика, промышленность, сельское хозяйство и машиностроение, здравоохранение и спорт. Таков первоначальный перечень — возможно, он будет уточнен и по необходимости расширен.

На данный момент времени зафиксированы крупные поступления иностранных инвестиций по следующим отраслям экономики[24]:

—обрабатывающие производства;

—инновационная деятельность.

Менее всего иностранных инвестиций поступало в следующие отрасли российской экономики:

—образование;

—рыболовство;

—гостиничный и ресторанный бизнес.

В десятку регионов-лидеров по количеству проектов ПИИ в 2017 г. вошла и Липецкая область: в 2016 г. на ее долю приходилось только два проекта, а в 2017г. — уже девять. Из них два проекта получили инвестиции из США, остальные — из Европы.

По пять проектов привлекли ПИИ сразу в нескольких регионах России: в Республике Башкортостан, Белгородской, Владимирской, Новосибирской, Ульяновской областях, а также в Ставропольском крае (см. таблицу 2.1) [27].

 

Таблица 2.1 Топ-10 регионов РФ по количеству проектов с участием ПИИ[27]

Республика Башкортостан оказалась единственным регионом России, интерес к которому проявили инвесторы из Вьетнама — два проекта вьетнамских компаний пришлись именно на него, причем оба относятся к пищевой промышленности.

Три проекта из пяти в Белгороде запустили немецкие инвесторы. Для сравнения — в 2016 г. в Белгороде проводилось только два проекта, а в Башкортостане не было ни одного[27].

Обратная ситуация наблюдается в Калужской области, которая в 2016 г. занимала второе место по количеству проектов с участием ПИИ. В 2017 г. их число снизилось с 15 до семи, а в состав инвесторов вошли только европейские компани и


2.2 Оценка эффективности прямых иностранных инвестиций на территории Дальнего Востока Российской Федерации и их влияния на экономику

 

Государственная стратегия развития Дальнего Востока России основана на стремлении к экономической интеграции с крупнейшими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона, которая одновременно подразумевают стимулирование экспортной деятельности существующих предприятий и формирование конкурентоспособных условий для привлечения иностранного бизнеса, и сегодня это начинает приносить свои плоды[28].

Основной принцип Минвостокразвития России – создавать на Дальнем Востоке конкурентоспособные условия для инвестирования и ведения бизнеса — практически это означает, что налог на прибыль, например, у нас должен быть не более 11%, как в Республике Корея, страховые взносы – не более 10%, как в Японии. Сроки получения разрешения на строительство – не более 26 дней, как в США, а таможенные процедуры – как в Сингапуре. Это и есть практическая конкурентоспособность».

Новые экономические режимы на Дальнем Востоке – это территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток – позволяют бизнесу существенно оптимизировать экономическую модель при работе на Дальнем Востоке. Помимо широко применяемых льгот по оптимизации налога на прибыль и налога на имущество, эти режимы имеют, например, такую льготу, как оптимизация социальных выплат на фонд оплаты труда.

Резиденты выплачивают страховые взносы в размере 7,6% вместо 30%, что дает ощутимую экономию, в особенности для проектов, в которых занят высококвалифицированный и высокооплачиваемый персонал. В целом привлекательность территорий опережающего развития обусловлена тремя основными элементами: первый — налоговые льготы, второй — наличие инфраструктуры, и третьей составляющей является особая система управления такими территориями. Минвостокразвития определяет основной принцип этой системы как «Инвестор всегда прав» [28].

Что интересно, претендовать на подобную поддержку, получив статус резидента Свободного порта или ТОРа, могут совершенно различные компании — минимальный «порог» инвестиций составляет 500 тыс. рублей для ТОРов и 5 млн рублей для Свободного порта. При этом претендовать на льготы можно как новым компаниям, начинающим бизнес с нуля, так и существующим предприятиям, инвестирующим в технологическую модернизацию или расширение производства. Практика показывает, что малый и средний бизнес действительно начинает пользоваться льготами: среди действующих резидентов есть компании, в которых занято всего по 10–15 человек[28].

Сегодня Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АПИ) имеет разработанные стратегии инвестиционного развития всех 9 субъектов Дальнего Востока, а в портфеле проработанных инвестиционных проектов имеется более 400 проектов, структурированных по объему инвестиций и отраслям. Многие из них могут быть интересны иностранным компаниям и уже предлагаются им на различных площадках.

Существенные ожидания у АПИ связаны и с созданием страновых инвестиционных платформ. Одна такая – российско-японская платформа – где партнером с японской стороны выступает Японский банк международного сотрудничества, JBIC. Также запланировано создание аналогичных инвестиционных платформ с Китаем, Индией и Республикой Корея (см. рис. 2.2).

Рисунок 2.2 ПИИ Дальнего Востока в 2017г.[28]

Крупнейшим международным проектом на российском Дальнем Востоке сегодня остается разработка нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. В проекте «Сахалин-1» участвуют компании из США, Японии и Индии; в проекте «Сахалин-2» – компании из США и Японии. Доля участия китайского бизнеса есть в проекте «Сахалин-3». Добываемое сырье отправляется на экспорт, а также на переработку на внутренний рынок. Вместе с тем уже сегодня, благодаря государственным мерам поддержки бизнеса на Дальнем Востоке, на территории стартуют новые, во-многом знаковые проекты международного сотрудничества[28].

Так, в активной стадии сегодня находится проект по созданию индийскими инвесторами угольного добывающего предприятия на Камчатке. Интерес к Крутогоровскому месторождению угля в регионе проявил холдинг TATA Group. Компания TATA Power намерена добывать на Камчатке уголь для экспорта, чтобы в том числе обеспечить топливом собственные генерирующие активы. Инвестиции в проект оцениваются в 560 млн долларов. Объем проектного финансирования со стороны Сбербанка оценивается примерно в 400 млн долларов, финансирование началось с мая 2018 г.

Условием входа индийского бизнеса в проект стала система преференций, которые предоставляют инвесторам на Дальнем Востоке новые инструменты развития, в частности возможность получить преференции ТОР и необходимую инфраструктуру. Согласно проекту, после выхода на полную мощность на месторождении будут добывать до 10 млн тонн готового к реализации угля в год.

Это не единственный новый проект индийского бизнеса на Дальнем Востоке. Сегодня идет динамичная подготовка к запуску алмазогранильного предприятия во Владивостоке крупнейшего индийского холдинга KGK. Инвестор получил статус резидента Свободного порта Владивосток, на объект уже завезено необходимое оборудование, а после запуска инвестору будут предложены услуги Евразийского алмазного центра – специально созданной инфраструктуры по хранению и таможенной обработке (экспорту) ценных грузов, включая бриллианты[28].

Не менее динамично развивается сотрудничество с инвесторами из Японии. Один из ярких проектов с участием крупного японского консорциума – реконструкция и развитие международного аэропорта в Хабаровске. В консорциум входят Sojitz Corporation, Japan Airport Terminal Co., инвестфонд Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии JOIN. Пропускная способность нового аэропорта составит до 3 млн пассажиров в год. Общая стоимость проекта – около 70 млн долларов.

В интересах инвесторов уже принят ряд беспрецедентных решений, и в частности – утверждение ФАС значений долгосрочных тарифов для объекта инфраструктуры. Также ведется работа по включению города Хабаровска в зону действия экономического режима Свободного порта. После принятия соответствующего закона инвесторы смогут воспользоваться всеми налоговыми льготами, которые дает данный режим, а сам аэропорт попадет в зону действия упрощенного визового режима для иностранных граждан.

В этой связи следует отметить, что каждый третий из проектов, подписанных в декабре прошлого года в ходе официального визита Президента России В.В. Путина в Японию, территориально относится к Дальнему Востоку. В общей сложности это 27 проектов, в том числе 10 проектов в области добычи ресурсов, 15 проектов по развитию промышленности, 1 проект в области градостроительства и 1 проект в области медицины и здравоохранения. При этом большинство промышленных проектов ориентировано на экспорт продукции.

В рамках новых механизмов развития Дальнего Востока запускаются и проекты с участием инвесторов из Республики Корея. Эта страна сегодня является крупнейшим экспортером рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока России. Поэтому неудивительно, что корейские инвестиции приходят в рыбопромышленную отрасль.

Так, на Камчатке компания Korea Traiding & Industries Co. инвестирует около 7 млн долларов в строительство рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 10 тыс. тонн продукции в ТОР. Сам проект («Город 415», реализуется на паритетных условиях с российским партнером) уже получил преференции резидента территории опережающего развития, в 2017 г. инвестор начал строительство причальной стенки, а весь комплекс должен быть введен в эксплуатацию к 2020 году. Предполагается экспортная ориентация создаваемого производства.

В общей сложности сегодня корейские инвесторы реализуют 6 проектов на территории Дальнего Востока. Общий объем инвестиций этих проектов составляет порядка 70 млн долларов. Кроме того, компания из Республики Корея намерена принять участие в строительстве Камчатской краевой больницы. Объем инвестиций составит около 200 млн долларов.

Внутренний рынок российского Дальнего Востока имеет достаточно небольшой объем. Тем не менее, и он позволяет развивать экономически эффективные проекты в разных отраслях. Такие проекты, основанные либо на импортозамещении, либо на технологической модернизации, могут дать инвестору гарантированную и стабильную доходность, пусть даже само производство и не будет иметь большого масштаба. Успех подобных проектов во многом зависит от уровня технологий, с которыми приходит инвестор, именно поэтому проекты в этой сфере пользуются интересом среди иностранных партнеров.

Так, на внутренний рынок ориентирован один их первых проектов, реализованных в условиях территории опережающего развития, – японский тепличный комплекс JGC Evergreen. Теплицы, построенные в ТОР «Хабаровск», производят помидоры и огурцы для внутреннего рынка. Инвестор выбрал успешную маркетинговую стратегию: стоимость продукта ниже, чем у китайского импорта, а качество – выше. В результате конкурировать теплицам приходится только с сезонной продукцией местных агрохозяйств.

Агентство по привлечению инвестиций сегодня систематизирует потребности российского внутреннего рынка и предлагает инвесторам проекты по отраслям[28]:

1) Городская инфраструктура. Потенциальный объем инвестиций в области обновления изношенной инфраструктуры ЖКХ крупнейших городов Дальнего Востока оценивается почти в 1 млрд долларов. Экономика проектов строится на тарифном регулировании, при этом на Дальнем Востоке уже есть опыт закрепления тарифов на длительный срок для обеспечения возвратности инвестиций;

2) Локальная энергетика. Этот процесс уже идет – проекты по энергоэффективности, равно как и по снижению зависимости локальной генерации от дорогого привозного топлива, уже реализуются и дают инвесторам ожидаемый коммерческий результат. Российские власти готовы сохранять существующие объемы дотаций на период окупаемости проектов, что позволяет инвестору «сложить» экономику проекта и получить свой экономический результат;

3) АПИ предлагает инвесторам, в том числе иностранным, вкладываться в развитие торговых сетей и логистики. Во многом знаковым стал 2017 г. – в Хабаровске открылся гипермаркет крупной торговой сети строительно-бытовых товаров Leroy Merlin. Инвестиционная емкость отрасли, по оценкам аналитиков АПИ, сегодня составляет свыше 1,1 млрд долларов;

4) Перспективным является рынок создания и развития на Дальнем Востоке высоких технологий, например по глубокой переработке местного сырья. Инвестиционная емкость этого рынка – свыше 3 млрд долларов. В этом плане интересен опыт корейской компании «Гидеон Систек» совместно с российской «Городской транспортной компанией»: инвесторы, получив статус резидента Свободного порта Владивосток, вкладывают свыше 30 млн долларов в развитие «умной» платежной системы для городского транспорта столицы Приморья[28].

Еще одной интересной возможностью, которую открывает для иностранных инвесторов российский Дальний Восток, является местный климат. Условия резко континентального климата Якутии или же специфические условия прибрежных районов Камчатки – это возможность разрабатывать и тестировать новые технологии, которые затем найдут применение во многих странах, в Арктике и Антарктике. Это не новая история – например, аэропорт Якутска традиционно используется лидерами мирового авиастроения для тестирования и апробации технологий в условиях экстремального холода.

Интересным является опыт японских энергетиков: благодаря поддержке японской государственной организации NEDO на Камчатке были построены современные высокотехнологичные комплексы ветровой генерации. Для инженеров компании Komaihaltec работа на Камчатке стала настоящим вызовом.

Технологии, которые позволяют оборудованию «выживать» при температурах до минус 40 градусов по Цельсию, специально разрабатывались для этого проекта. Повышенные климатические требования коснулись всего: и металлоконструкций, и конструктива, и особенностей построения энергетической схемы выдачи электроэнергии. Зато благодаря реализации проекта японская компания, по сути, открыла себе дорогу на новый рынок – рынок ветровой генерации в Арктике. Технология, разработанная на Камчатке, – конкурентоспособное предложение, которое может быть теперь применено не только в России, но и в других северных странах. Более того, японская сторона заинтересована доработать свою технологию для еще более суровых условий и с этой целью намерена реализовать еще один проект ветровой генерации – на этот раз в поселке Тикси (Якутия), на побережье Северного Ледовитого океана[28].

Еще один пример – тепличный комплекс компании «Саюри», построенный в пригороде Якутска с участием японского инвестора «Хоккайдо Корпорейшн». Инициаторы проекта завезли на вечную мерзлоту японскую технологию выращивания овощей, дополнительно доработав ее с учетом местных климатических условий. Это был первый опыт использования оборудования в условиях морозов, доходящих до минус 60 градусов по Цельсию.

Стоит отметить, что работа оборудования круглосуточно мониторится японской стороной: массивные объемы телеметрии в онлайн-режиме транслируются в Японию, и японская сторона принимает решения о точных настройках оборудования (отопление, вентиляция, полив). Первая же «зимовка» теплицы дала впечатляющий результат: оборудование прошло все климатические тесты, теплица дает урожай, на урожай есть стабильный спрос – вся произведенная продукция потребляется местным рынком[28].

Сегодня, благодаря государственной поддержке опережающего развития Дальнего Востока, аналогичные проекты по разработке новых технологий, равно как и создание полигонов для испытания существующего оборудования, будут множиться. Особенно перспективна в этом плане территория Якутии, ведь полигоны для климатических испытаний можно формировать там, где уже есть полноценная инфраструктура: железная дорога, автомобильная дорога, город Якутск с высокой научной базой и т. д.


 3. Анализ проблематики ГЧП и СЭЗ в российской экономике

 

В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, локальных и масштабных проектов. Сфера деятельности этих проектов может быть любой: от развития отраслей экономики и НИОКР до обеспечения общественных услуг. Такие альянсы временные, они прекращают существовать сразу же после выполнения совместных работ.

Сегодня в России признают такое партнерство, но развивают его медленно. Более того, нет четкого понимания, какая госсобственность может быть приватизирована, передана в управление или пользование, а какая — нет.

О несерьезности в отношении к этому вопросу в нашей стране можно судить по истории Закона о концессиях. Его принял еще Верховный Совет РСФСР, но он не был подписан Б.Н. Ельциным и, соответственно, в силу не вступил. В 1995 г. закон был переработан и прошел первое чтение в Госдуме. И только 21 июля 2005 года Федеральный Закон «О концессионных соглашениях» был подписан.

На данный момент большинство субъектов федерации имеют свое законодательство о ГЧП, но оно не пользуется популярностью из-за риска расхождения с федеральным законодательством и нежелания крупных банков финансировать подобные региональные проекты.

Новый закон открывает возможности для малых и средних региональных проектов, в первую очередь для социальных объектов и транспортной инфраструктуры регионального и местного значения (улично-дорожная сеть, легкорельсовый транспорт, региональные аэропорты). Концессии часто не подходят для таких проектов, поскольку издержки на подготовку и проведения конкурса несопоставимы с масштабом самого проекта.

Государственно-частное партнерство — это очень удобный для обеих сторон механизм, который определенно стоит налаживать в Российской Федерации. На данном же этапе развития ГЧП стоит решать следующие проблемы:

-Отсутствие координирующего и регулирующего органа, соответственно, и системы управления и контроля над деятельностью концессионных предприятий;

-Отсутствие компетентных специалистов, или так называемая кадровая проблема (университеты не готовят специалистов, которые бы знали, как развернуть концессионную работу при сложившихся экономических условиях, как адаптировать старые нормативные акты к новой системе экономических отношений и так далее);

-Коррупция (Из-за недобросовестного распределения концессий в кругу российских компаний государство вынуждено отдавать проекты в руки иностранных исполнителей, которые работают профессионально и вне конкуренции);

-Проблема кредитов (Проекты ГЧП, в основном, рассчитаны на длительное время, а Финансовая система РФ не способна обеспечить бизнес кредитами и значительно меньшей длительности);

-Другие проблемы.

Поскольку проблема долгосрочного финансирования в России еще не решена, большое значение имеет поддержка со стороны международных финансовых институтов. Ее можно получить, если представленные проекты будут отвечать всем высоким профессиональным требованиям. В частности, участие международных строительных групп и операторов, а также ведущих финансовых и юридических консультантов и рейтинговых агентств позволит существенно снизить уровень рисков проектов ГЧП (например, за счет гарантий завершения строительных работ) и тем самым обеспечить более выгодные условия их финансирования и привлечения международного капитала. А чтобы эти самые группы и операторы работали в России, они должны быть уверены в намерениях и поддержке со стороны российских властей.

Одной из форм государственно-частного партнерства является создание особых экономических зон, или ОЭЗ:

-во-первых, государство берет на себя обязательства по строительству инфраструктуры внутри зоны, привлекая частный сектор;

-во-вторых, оно предоставляет резидентам налоговые и таможенные льготы, другие преференции, которые предусмотрены соответствующим федеральным законом;

-в-третьих, государство обеспечивает эффективным режимом администрирования.

За счет государства — бюджетов всех уровней — в ОЭЗ создается необходимая инфраструктура: транспортная, инженерная, социальная и прочая. Создаются современные бизнес-центры, автомобильные и железные дороги, логистические центры, инженерные сети. Предоставляемая, как правило бесплатно, готовая инфраструктура позволяет бизнесу значительно сократить как время строительства предприятия, так и издержки его создания. В дополнение к этому, предоставляются значительные льготы на аренду необходимого для размещения предприятия земельного участка, который подключается ко всем инженерным сетям.

Справедливости ради надо отметить, что созданные на территории России ОЭЗ не являются центром притяжения иностранного капитала: наши особые экономические зоны борются за инвестиции на глобальном уровне, а во многих странах ОЭЗ стали создавать еще несколько десятков лет назад и накопили огромный практический опыт в реализации таких проектов.

Но все же российские технико-внедренческие зоны могут при этом привлекать научной базой, промышленно-производственные — таможенным режимом для упрощения экспортно-импортных процедур и доступа к российскому рынку сбыта и сырья.

На сегодняшний день в России действует 4 типа ОЭЗ:

-технико-внедренческие;

-промышленно-производственные;

-портовые;

-и туристско-рекреационные.

Открытые экономические зоны создаются не более чем на 49 лет. Срок их существования продлению не подлежит. В законодательстве также обговаривается площадь, на которой будет расположена ОЭЗ: для промышленно-производственных ОЭЗ — не более 40 кв. км, для технико-внедренческих — не более 4 кв. км, а для портовых — не более 50 кв. км.

Технико-внедренческие зоны расположены в крупных научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом: на территории Татарстана, в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске. Инвесторы получают возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции. Приоритетными направлениями работы инновационных зон является развитие нанотехнологий, медицинских, информационных и биотехнологий, электроники, физики.

Промышленно-производственные зоны расположены в регионах с большой концентрацией промышленных предприятий, разветвленной транспортной инфраструктурой, квалифицированной рабочей силой и природными ресурсами. Расположены они в Татарстане, Липецкой, Самарской и Свердловской областях. Здесь должны развиваться производство автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической продукции, различной техники.быль составляет 0 %.

Портовые особые экономические зоны располагаются на основных глобальных транспортных артериях. Они расположены в Хабаровском крае, Мурманской области на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Предполагается, что, помимо логистических центров, данные ОЭЗ будут также выполнять функцию ремонтной базы.

Туристско-рекреационные зоны расположены в наиболее живописных регионах с возможностями для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса: на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края, в Северо-Кавказском федеральном округе.

Российские власти планируют создать в Крыму особую экономическую зону. По словам главы ГУП «Особые экономические зоны» Вадима Третьякова, наиболее вероятен вариант развития в Крыму особой экономической зоны, аналогичной Калининградскому региону. В этом случае на весь полуостров будут распространяться все налоговые льготы и преференции, а продукция переработки будет выпускаться за территорию зоны беспошлинно. Среди основных направлений, которые планируют развивать в данной особой экономической зоне, будут сельское хозяйство, IT-технологии и традиционный для этих мест туризм.

Для того чтобы воспользоваться выгодами, предоставляемыми ОЭЗ, необходимо быть резидентом этой ОЭЗ, то есть быть зарегистрированным на ее территории, заключить специальное соглашение с ее органами управления и выполнять условия деятельности в данной зоне, как по характеру выполняемых работ, так и по их объему.

Нормативно-правовое регулирование, создание и общее управление особыми экономическими зонами на территории РФ осуществляет Министерство экономического развития РФ. Для этого в его структуре создан Департамент особых экономических зон и проектного финансирования. Технические работы организует ОАО «Особые экономические зоны», находящееся в федеральной собственности. ОАО «Особые экономические зоны» взаимодействует непосредственно с инвесторами и исполнителями инфраструктурных работ на местах, контролируя создание объектов инфраструктуры и управляя землей.

В настоящее время обсуждается возможность предоставления регионам больших возможностей по организации ОЭЗ, поскольку именно региональные власти в наибольшей степени заинтересованы в развитии бизнеса на подведомственной им территории.

Предполагается, что региональные власти будут не только инициировать создание ОЭЗ на своей территории, но и вплотную заниматься созданием инфраструктуры новых ОЭЗ, создавать региональные зоны. Пока же регионы используют иные схемы для привлечения бизнеса на свою территорию.

Регионы не могут в полной мере предоставить бизнесу налоговые льготы как в федеральных особых экономических зонах, но они могут устранить административные барьеры, создать благоприятные условия для развития бизнеса.

Активно использует схему ГЧП Калужская область. Для привлечения и развития бизнеса в регионе создаются промышленно-производственные зоны (Ворсино, Грабцево, Калуга-Юг, Росва и др.), при этом затраты на строительство ложатся на инвесторов, а затраты на инфраструктуру — на государство.

Создание индустриальных парков, помогло значительно увеличить объем иностранных инвестиций в экономику Калужской области и выйти региону на лидирующие позиции по темпам роста промышленного производства, прямым иностранным инвестициям. В период с 2015 по 2017 гг. иностранные инвестиции в Калужскую область выросли в 47 раз, достигнув отметки в 1194 млн. долларов США. Такие крупные производители как Volkswagen, Volvo, Samsung, Nestle и многие другие стали резидентами ОЭЗ в Калужской области.

Необходимо отметить, что государство в лице местной администрации, выступая в качестве партнера, предоставляет определенные гарантии реализации проекта. Таким образом, при строительстве инфраструктуры за счет средств области, муниципалитета и частично за счет государства происходит оптимизация распределения рисков — между государством и бизнесом. Финансирование строительства парков идет как из областного бюджета, так и за счет облигационных займов у Внешэкономбанка. При этом увеличивающиеся налоговые поступления в областной бюджет и общее социально-экономическое развитие региона должны будут оправдать такую инвестиционно-заемную политику.

На этапе развития ОЭЗ, когда происходит значительное расходование средств бюджета на их создание, нельзя говорить о значительных экономических выгодах для местных властей. Данная политика в целом представляет собой долгосрочную стратегию по развитию региона.

По завершении периода льготного налогообложения, предприятия начнут приносить существенный вклад в пополнение доходов бюджета. Но при этом жители уже сейчас, на этапе запуска и начала работы парков, видят улучшение социального положения. Помимо создания общей инфраструктуры, такой как дороги и электрические сети, создается большое число новых рабочих мест, что значительно улучшает социальную ситуацию особенно в районах с высоким уровнем безработицы.

Так, в Калужской области наблюдается один из самых низких уровней безработицы в Центральном регионе России. Также создание ОЭЗ стимулируют в регионе многие смежные производства, поставляющие как строительные материалы при строительстве, так и компоненты при налаженной работе бизнеса. Все это способствует пополнению казны и, как следствие, повышению уровня социально-экономического развития региона. Уже в 2016 году средняя зарплата и пенсия в Калужской области были выше, чем в соседних (за исключением Московской области), а процент людей с доходами ниже прожиточного минимума — меньше. Таким образом, можно сделать вывод, что грамотная экономическая политика ведет к улучшению социально-экономических показателей.

Создание особых экономических зон наряду с применением схем государственно-частного партнерства позволит расшевелить экономику страны. Государственная поддержка необходима, поскольку Россия конкурирует с другими странами за привлечение инвестиций, и подчас проигрывает в этой борьбе развитым США и Европе, дешевым Индии и Китаю.

Особое значение помощь государства приобрела сейчас, когда экономика находится в кризисном состоянии. Важно придать импульс развитию бизнеса, региона, страны в целом. А это в свою очередь позволит улучшить и социальное положение граждан Российской Федерации.

Итак, совместное ведение дел и принятие решений по социально значимым вопросам государственных служб и частного сектора имеет достаточно большое значение, в том числе и в истории Российской Федерации. Это своего рода альтернативный способ приватизации особых социально значимых объектов, которые также имеют стратегическое значение в выполнении функций государства. Однако в России его трактуют по-разному, что становится одной из проблем развития данного вида партнерства, совместно с проблемами финансирования, государственного регулирования и другими.

Совместное ведение дел и принятие решений по социально значимым вопросам государственных служб и частного сектора имеет достаточно большое значение, в том числе и в истории Российской Федерации. Имея достаточно давнюю историю, государственно-частное партнерство (далее, ГЧП) стало наиболее актуально только в последнее десятилетие. Современные условия социально-экономической жизни требуют от государственных служб выполнения все более сложных задач. С другой точки зрения, предприниматели и бизнесмены заинтересованы в инвестировании новых интересных объектов и научных проектах. Таким образом, мы получаем своего рода альтернативный способ приватизации особых социально значимых объектов, которые также имеют стратегическое значение в выполнении функций государства.

Наибольший опыт в данной сфере достигла Великобритания, которая лидирует по количеству проектов и количеству отраслей, в которых применимо ГЧП. Однако, и в России все больше и больше начинают использовать механизмы ГЧП, распространяя их в разные сферы [6, c. 101].

Потребность в модернизации и усовершенствовании всех инфраструктур страны, в том числе и обновлении объектов жилищного хозяйства, других проектов, носящих в большинстве своем социальный характер и принадлежащих другим областям, приводит к стремлению развития партнерских отношений между государством и частным сектором. Для этого необходимо постоянно совершенствовать имеющиеся формы и механизмы ГЧП с целью эффективного использования частного капитала и повышения уровня социально-экономической жизни и ее институтов. В настоящее время актуальна проблема неразвитости данных возможностей на региональных территориях. Структуры экономики и управления в регионах, а также такие ее факторы как скорость развития, ресурсное обеспечение и другие, доказывают, что в данных случаях необходимо развиваться в данном направлении.

Но для реализации такой стратегии нужно четкое понимание того механизма, который будет использоваться. Ведь впервые данный термин был использован еще в США в 50-х годах и применялся к тем ситуациям, когда программы образования финансировались со стороны государства, но совместно с частным сектором. Однако, уже в 60-х годах сферы использования данного инструмента увеличились. Тогда же и стали появляться первые государственные предприятия, в основном занимающиеся модернизацией и перестройкой городов, руководимые совместно с частным бизнесом. Активное распространение такого рода организаций пришлось на середину 20 века и распространилось по странам всего мира.

Государственно-частное партнерство (Public—private partnership) – альянс организаций и/или институтов государства и бизнеса направленный на долгосрочное сотрудничество с целью реализации национальных и общественно значимых задач различных сфер деятельности.

Признаками такого сотрудничества можно назвать:

– договор между государственным и частным сектором;

– открытость и доступность информации о партнерстве;

– государственные органы – не регулятор экономической деятельности, а участник на равных правах совместно с частным сектором в условиях конкуренции;

– реализация публичных интересов;

– свобода заключения соглашения;

– совместный характер действий и разделение рисков (управленческих, операционных, инвестиционных и других) [1].

Несмотря на популярность и преимущества данного вида ведения бизнеса в России ситуация складывается неоднозначно. С момента как использованию механизмов ГЧП стали уделять должное внимание и внесли в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, их развитие сдерживают ряд проблем, среди которых выделяют слабое представление о данных формах партнерства в субъектах и регионах России [2, c. 180].

Помимо слабого представления о ГЧП в список проблем включают неразвитость нормативно-правовой базы. Для решения этих проблем в 2015 году был одобрен и принят федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Это позволило включить ГЧП в экономическую политику страны, развить понимание форм, методов и механизмов такого партнерства, а также сформировать правовую базу, что значительно повысило количество реализованных проектов (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 Количество реализованных проектов в РФ с применением механизмов ГЧП (шт.) [7]

Тем не менее, большинство авторов отмечают неадаптированность законодательства под существующие условия, а также противоречивость огромного числа законов регулирующих инвестиционную деятельность [5, c. 70]. Для привлечения частных инвесторов законодательство предусматривать весь спектр инструментов, быть хорошо проработанным, не допускать двусмысленностей и противоречий, в том числе и в вопросах налогообложения ГЧП [13, c. 26]. Региональные же законы многим требованиям не отвечают.

Однако не только проблемы законодательства сдерживают данный сектор. Для Российской Федерации на сегодняшний день одной из нерешенных проблем остается отсутствие широкой отечественной практики реализации ГЧП в трансформационных преобразованиях экономики, недостаточность теоретических исследований применениях его механизмов и практик. Также, как и низкий уровень квалификации специалистов, отсутствие у них достаточного опыта в управлении аналогичными проектами [14, c. 24]. Это осложняет формулировку требований, установление фактических количественных и качественных показателей, отбор наиболее спешных проектов, организацию регулирования и т.д.

Поэтому необходимо развивать программы повышения квалификаций специалистов, государственных и муниципальных работников, содействовать в развитии программ для ВУЗов и других учебных учреждений, создать сайты, посвященные вопросам ГЧП и так далее.

Открытым вопросом остается отсутствие механизмов эффективного финансирования. Современные условия российской экономики сдерживают реализацию долгосрочных проектов, которые могут повлечь высокие риски для предпринимателей и инвесторов. Традиционный источник финансирования проектов – банковские кредиты, поступающие в основном от трех крупнейших банков России: Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Нов большинстве случаев данные финансовые организации заинтересованы только в проектах, превышающих по стоимости 10-20 млрд рублей, а также предпочитают те отрасли, где устойчивой практикой выступают концессии и ГЧП-проекты [17]. В такой ситуации, где финансирование поступает только от одного класса инвесторов, может создать ряд проблем. Это ведет к неточностям в проектах и негативно сказывается на стоимости денег.

При ключевой ставке 9,25% и марже 2,5—3% стоимость финансирования становится очень высокой, что сильно снижает привлекательность проекта для государства [17]. Это говорит о необходимости улучшения инвестиционной привлекательности России, стабилизации валютных курсов, привлечение большего числа иностранных инвесторов. Высокая стоимость денег тормозит реализацию проектов, но и большинство публичных организаций ожидая, что финансирование будет сопоставимо с государственным займом, не учитывают особенность ГЧП как более рискованн Итак, как заключают многие авторы долгосрочные проекты ГЧП дают возможность стабильного развития и предсказуемой доходности, однако в этом случае необходим высокий уровень доверия во всех сферах [17]. В этом будет способствовать успешный опыт и практики реализации этих проектов, а также их распространение на многочисленные сферы деятельности кроме транспортной инфраструктуры, хотя этот процесс сейчас не развит в России (рисунок 3.2).

 

Рисунок 3.2 Сферы применения ГЧП в России (по стоимости, млрд руб.)

 

Также необходимо привлекать все большее число иностранных инвесторов и партнеров, однако которых сейчас сдерживают санкции, политика и другие факторы. ого проекта.

Заключение

 

Привлечение капиталовложений в экономику государства является основой развития как отдельных предприятий или отраслей, так и всей страны в целом. Чем выше активность инвестиционного процесса, тем больше возможностей имеет государство для увеличения значения внутреннего валового продукта, наращивания товарооборота и обеспечения занятости населения. Прямые внешние инвестиции в современной экономике выступают фактором продвижения страны на мировые рынки, а также служат подтверждением благоприятного инвестиционного климата.

На сегодняшний день Россия занимает пятое место в топ-15 стран Европы по количеству проектов с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поднявшись на две строчки рейтинга по сравнению с 2016 г..

Количество созданных рабочих мест в рамках проектов ПИИ в России увеличилось, достигнув рекордного значения более чем в 25 тысяч, их число возросло по сравнению с 2016 г. более чем на 10 тысяч. Доля проектов с прямыми иностранными инвестициями в России составляет 4%.

Количество проектов с иностранными инвестициями в России в 2017 г. стало самым большим с 2010 года, в прошлом году иностранцы проинвестировали на 33 проекта больше, чем годом ранее. Таким образом, темпы роста составили 16%, что значительно опережает результат 2016 г. (2%).

Как и в 2016 г., в прошлом году зарубежные инвесторы вкладывали средства преимущественно в развитие новых производственных мощностей (202 проекта) в России, а не в расширение уже существующего бизнеса (36 проектов).

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что иностранные инвесторы вне зависимости от применяемых санкций по отношению к России, которые налагаются странами Запада, продолжают проявлять интерес к экономике государства. США пытается снизить инвестиционную привлекательность российской экономики, изолировать её от внешнего мира, однако режим санкций действует негативно и на ряд стран Европы. Европейские партнёры, которые ещё до введения санкций сотрудничали с Россией, не намерены прерывать начатые проекты.

В настоящее время отмечается увеличение интереса со стороны азиатских инвесторов. В перспективах для зарубежных инвесторов по-прежнему остаются промышленные и энергетические отрасли России, сельское хозяйство, а также проекты в области инноваций.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в действующей редакции);
  2. -Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
  3. -Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.
  4. Андрианов В.Д. Причины, динамика и масштабы оттока капитала из экономики России // Деньги и кредит. — 2015. — № 2. — С. 61 — 65.;
  5. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 241 c.;
  6. Беляков А.А., Туруев И.Б. Государство и инвестиции // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 7. — С. 2 — 8.;
  7. Борисова О.В. Инвестиционный климат в России: состояние и оценка // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 1. — С. 288 — 295.;
  8. Васильев В.Л. Управление инвестициями в предпринимательстве и экономике страны // Страховое дело. — 2014. — № 10/11. — С. 3 — 8.;
  9. Зубрилин Е.В. Результативность отношений государственно-частного партнерства // Вопросы экономики и права. — 2014. — № 8. — С. 75 — 79.;
  10. Касьяненко, Т.Г. Экономическая оценка инвестиций: Учебник и практикум / Т.Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 559 c.;
  11. Красильников С. Альтернативные инвестиции в условиях холдинга // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 4. — С. 35 — 43.;
  12. Ковалёва, Т.М. Коммерческая оценка инвестиций / Т.М. Ковалёва. — М.: КноРус, 2012. — 704 c.;
  13. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Инвестиции. — М.: Юрайт, 2014. — 456 с.;
  14. Липсиц, И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: Учебник / И.В. Липсиц, В.В. Коссов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 320 c.;
  15. Логинова, Н.А. Экономическая оценка инвестиций на транспорте: Учебное пособие / Н.А. Логинова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 252 c.;
  16. Мельников, Р.М. Экономическая оценка инвестиций. Уч.пос / Р.М. Мельников. — М.: Проспект, 2014. — 264 c.;
  17. Москвитина Е.И., Дорошина И.П., Бутова Т.В. Необходимость модернизации государственного регулирования инвестиционной деятельности в России в условиях глобальной конкуренции // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 6. — С. 113 — 115.;
  18. Остапкович Г. Инвестиционная активность крупных и средних российских промышленных производств в 2014 году // Инвестиции в России. — 2015. — № 4. — С. 3 — 10.;
  19. Плотникова, А.М. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / А.М. Плотникова, М.В. Слаутина. — М.: КноРус, 2013. — 304 c.;
  20. Теплова Т.В. Инвестиции. Теория и практика. — М.: Юрайт, 2014. — 782 с.;
  21. Турманидзе, Т.У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: Учебник. / Т.У. Турманидзе. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 247 c.;
  22. Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций / А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. — М.: Дашков и К, 2016. — 544 c.;
  23. Шулус А., Шулус В. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью и индикативное его регулирование // Инвестиции в России. — 2013. — № 5. — С. 15 – 20;
  24. Россия сегодня – [Электронный ресурс] – http://russia-now.com;
  25. Официальная страница агентства Блумберг – [Электронный ресурс] – https://www.bloomberg.com/europe;

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф