Введение
1. Теоретические основы формирования конкурентных
преимуществ и обеспечения качества в сфере образовательных услуг
1.1.Исследование сущности и значения сферы образовательных услуг
1.2.Понятие конкурентоспособности образовательных услуг
1.3.Понятие качества образовательных услуг.Факторы влияющие на качество образовательных услуг
2.Иследование конкурентоспособности и качества образовательных услуг «Санкт-Петербургского государственного экономического университет (СПбГЭУ)»
2.1 Общая характеристика «Санкт-Петербургского государственного экономического университета»
2.2 Оценка качества услуг «СПбГЭУ»
2.3.Анализ конкурентоспособности образовательных услуг,предоставляемых СПбГЭУ
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества образовательных услуг вуза
3.1 Пути повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг вуза
3.2 Использование инструментов маркетинга в повышении качества и конкурентности образовательных услуг вуза
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В настоящее время сфера обра-зовательных услуг является исключительным фактором экономического роста национальных экономик, уровень развития которых напрямую отражается на экономических и социальных условиях жизни населения. Образование следует рассматривать как ключевое условие устойчивого развития экономики, обес-печения ее конкурентоспособности.
Рыночные условия функционирования всей сферы услуг, и, в частности,
учреждений сферы образования резко повышают теоретический и
практический интерес к исследованию вопросов повышения конкурентоспо-собности и качества услуг в условиях нарастающей конкурентной борьбы. Усиливающиеся негативные демографические процессы в нашей стране резко актуализируют данную проблематику. Диверсификация ассортимента услуг, работа над повышением их доступности, стремление учреждений сферы обра-зования оказать свои услуги качественнее, чем у конкурента, является лишь отдельными направлениями борьбы учебных заведений за привлечение аби-туриентов.
Динамичное развитие макросреды учреждения, оказывающего образо-вательные услуги, диктует необходимость постоянного контроля складываю-щейся ситуации и внесения соответствующих корректив в свою деятельность, что позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции.
Создание единого образовательного пространства требует применения
новых методов управления, способствующих повышению конкуренто-способности и качества услуг образовательного учреждения. Осознание чело-века, его знаний, компетенций, креативности в выборе и принятии нетриви-альных решений как достижения наивысшей общественной ценности является характерной чертой современной действительности всех государств и регио-нов. В этой связи повышение конкурентоспособности и качества может стать пусковым механизмом, инициирующим новый качественный этап в развитии образовательных услуг.
Вышеотмеченные обстоятельства вызвали необходимость исследования условий и направлений повышения конкурентоспособности и качества услуг субъектов сферы образования.
Несмотря на имеющийся серьезный научный задел, в рассматриваемой сфере остается ряд недостаточно изученных вопросов. В частности, особо ак-туализируется необходимость разработки положений по повышению конку-рентоспособности и качества услуг субъектов сферы образования, что являет-ся обязательным атрибутом любого профильного учреждения. Указанные об-стоятельства обусловили выбор тематики диссертационной работы, опреде-лили ее цель и задачи, логику и структуру работы.
Цель и задачи работы. Целью курсовой работы является разработка теоретических и методических положений по повышению конкурентоспособ-ности и качества услуг учреждений сферы образования региона в условиях рынка, реализация которых предполагает решение комплекса взаимосвязан-ных задач:
-обосновать содержание и основные характеристики услуг сферы
образования;
— исследовать содержание конкурентоспособности образовательных услуг и учреждений сферы образования, а также параметры функционирова-ния сферы образования;
— исследовать сущность категории «качество» применительно к сфере образования;
— сформулировать направления осуществления политики учреждений
сферы образовательных услуг в области качества;
— осуществить оценку результативности деятельности учреждений сфе-ры
образования;
— сформулировать требования к системе показателей оценки качества
услуг сферы образования;
— предложить направления повышения конкурентоспособности и
обеспечения качества услуг учреждений сферы образования с учетом
региональной специфики.
Объектом курсовой работы являются учреждения сферы образова-тельных услуг конкретного региона, в данном случае, — Ставропольского края.
Предметом исследования являются социально-экономические
отношения, отражающие специфику процессов повышения конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования в регионе.
Теоретическая и эмпирическая база. Теоретической и методологиче-ской базой послужили работы отечественных и зарубежных ученых по про-блемам управления конкурентоспособностью и повышения качества услуг субъектов сферы образования в современной экономике.
Информационно-документальной базой исследования явились норма-тивно-правовые акты, регулирующие различные аспекты функционирования сферы образования; указы Президента России, постановления Правительства РФ и Ставропольского края по развитию учреждений сферы образователь-ных услуг; результаты практических разработок автора.
Методы исследования. В курсовой работе нашли применение различ-ные методы и приёмы экономических исследований: сравнительный, моно-графический, расчётно-копструктивный, экономико-математические и эконо-мико-статистические методы (наблюдение, сводка, группировка, табличный, графический).
1. Теоретические основы формирования конкурентных
преимуществ и обеспечения качества в сфере образовательных услуг
1.1.Исследование сущности и значения сферы образовательных услуг
Развитие цивилизованных рыночных отношений характеризуется нали-чием связующей составляющей между различными видами деятельности, в качестве которой выступает сфера образования, способная удовлетворять по-требности общества в знаниях. При этом особое внимание уделяется способ-ности конкурировать на мировых рынках как научной деятельности, так и экономики страны в целом. В результате, уровень образования страны харак-теризует ее национальное достояние, а способность населения быстро адапти-роваться к новым технологиям, принимать профессиональные решения, ока-зывает непосредственное влияние на технический прогресс страны, экономи-ческую стабильность и безопасность. Совокупность всех образовательных учреждений страны образует отдельную отрасль экономики, входящую в сферу услуг.
Эволюционирование образовательной системы способствовало форми-рованию сферы образовательных услуг, состоящей из множества субъектов (институтов), взаимосвязанных между собой экономическими отношениями в результате приобретения образовательных услуг и действующих в соответ-ствии с нормативными актами, регулирующими их деятельность. Развитие национальной экономики в рыночных условиях хозяйствования спровоциро-вало повышенный интерес ученых-экономистов и специалистов-практиков к сфере услуг, а, именно, образовательных, направленных на обучение потен-циальных, а также реальных работников.
С теоретической точки зрения понятие «образование» можно рассматривать в качестве: определенной ценности, функционирующей системы, процесса дей-ствий, конечного результата.
При этом необходимо отметить, что все существующие трактовки дефиниции «образовательная услуга» не дают конкретного представления об ее сущности в условиях современной экономики .С точки зрения эконо-мических отношений образовательные услуги рассматривают как обще-ственное благо. Учитывая, что на рынке товаров и услуг существуют блага как частной, государственной и смешанной формы собственности, услуги сферы образования целесообразно относить к смешанным. При этом услу-гу сферы образования можно рассматривать как частное благо, так как с его помощью индивиду предоставляется возможность самореализации, до-стижения профессионального успеха и обеспечения дополнительной соци-альной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда (табл. 1).
Таким образом, образовательная услуга — это благо, предоставляющее возможность получения определенных знаний путем изучения определенных областей науки и обладающее некоторыми специфическими свойствами:
1) невозможностью ощутить услугу до момента ее приобретения.
Поэтому образовательные учреждения при предоставлении своих услуг
наглядно демонстрируют сертификаты, лицензии, учебные планы и програм-мы,
информируют о применяемых методах, формах, технологиях и условиях
оказания услуг;
2) неотделимостью образовательных услуг от тех, кто их оказывает;
3) непостоянством качества услуги сферы образования;
4) невозможностью хранения образовательной услуги в отличие от
товара;
5) длительностью процесса исполнения образовательной услуги;
6) непосредственным участием потребителей образовательной услуги,
создающим прямую зависимость между носителями услуг и нуждающимися в
них;
7) важностью территориального нахождения образовательной услуги и ее
потенциальных потребителей;
8) оценкой полученных знаний по истечении определенного периода времени и др.
Отдельные исследовали отмечают, что «…образовательные услуги представляют собой составляющую сферы услуг, предоставляемые государ-ством населению. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 (в редакции от 28.09.2017.) «О системе и структуре феде-ральных органов исполнительной власти» [1]: «…Под функциями по оказа-нию государственных услуг понимается предоставление федеральными орга-нами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации без-возмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных феде-ральными законами» и других нормативно-правовых актов» [3].
«С точки зрения теории общественных благ сферу образования можно отнести к так называемым социально значимым благам. Образовательные услуги могут предоставляться не только государственными и муниципальны-ми, но и частными организациями, а роль органов государственной власти и местного самоуправления состоит в создании правовых и институциональных условий и в организации предоставления подобных услуг» [3].
Образовательную услугу целесообразно рассматривать в трех аспектах:
— с позиции отдельного индивидуума, образовательная услуга — это
последовательность действий по передаче потребителю знаний, умений и
навыков общеобразовательного и профессионального характера с целью
удовлетворения его потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоактуализации, осуществляемая во взаимосвязи и взаимозависимости с
покупателем по определенной форме и программе;
— с позиции рынка труда в лице реальных и потенциальных
работодателей, образовательная услуга — это деятельность по осуществле-нию профессиональной подготовки (повышению квалификации, переподго-товке и др.) персонала, необходимая для обеспечения его работоспособно-сти,творческой активности, поддержания конкурентоспособности и развития в трансформирующихся рыночных условиях;
— с позиции государства и общества в целом, образовательная услуга – это благо, обеспечивающее расширенное воспроизводство совокупного
личностного и интеллектуального потенциала.
В условиях динамического развития рыночных отношений в сфере об-разовательных услуг возникает необходимость выделения субъектов этих от-ношений. Так, субъектом рынка образовательных услуг выступают образова-тельные учреждения. Однако при этом образовательные услуги можно раз-делить на те, которые финансируются государством, и услуги с отсутствием такой поддержки.
И платные, и условно бесплатные услуги в самых общих чертах имеют собственные достоинства и недостатки. Основным недостатком бесплатного образования является полная зависимость от политической и экономической ситуации в стране.Получившие в настоящее время достаточно широкое рас-пространение коммерческие формы обучения предполагают полное перенесе-ние денежных затрат, связанных с образованием, на потребителей предлагае-мых образовательных услуг. Цена выбора между платным и бесплатным об-разованием складывается не только из прямых материальных затрат, связан-ных с необходимостью оплаты непосредственно обучения, но и зависит от ка-чества и конкурентоспособности предлагаемой услуги.
1.2.Понятие конкурентоспособности образовательных услуг
Под конкурентоспособностью образовательной услуги в самом общем виде понимается степень ее привлекательности на потребительском рынке. Конкурентоспособность услуги связана не с ее отличными характеристиками как таковыми, а с ее привлекательностью для делающих выбор клиентов. Это может быть приоритет времени, имидж образовательного учреждения и т.д. Но рынок образовательных услуг асимметричен. Он в большей степени зависит от спроса, от предпочтений конечных потребителей, поскольку ры-нок образовательных услуг — это рынок потребителя, а не субъектов, форми-рующих их предложение.
В условиях рыночных отношений конкуренция является основным принципом развития, однако в научной литературе недостаточно описаны теоретико-методические аспекты конкуренции в сфере образовательных услуг, для чего необходимо рассмотреть некоторые точки зрения понимания конкуренции (Таблица 2 Приложение)
К числу основных групп показателей конкурентоспособности образо-вательной услуги относятся:
1. Организационные, основывающиеся на формировании качеств
образовательной услуги, соответствующих всем нормам и стандартам,
установленным законодательством и другими актами.
2. Стоимостные, базирующиеся на цене услуг сферы образования, с
учетом ее конкретной полезности для покупателя в определенный период
времени.
3. Маркетинговые, построенные на использовании рыночного
инструментария по созданию и поддержанию качественных характеристик,
формированию стратегии, имиджа образовательного учреждения,
осуществление рекламных и PR акций и др.
4. Потребительские, учитывающие определенные взаимоотношения
между учреждениями сферы образования и конечными потребителями их
услуг.
5. Мотивационные, основанные на внутренней мотивации профессор-ско-преподавательского состава и степени удовлетворенности результатами своего труда.
В общем смысле под конкурентоспособностью следует понимать спо-собность конкурировать на рынках товаров и услуг. Так, Организацией эко-номического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определяется в качестве способности участников рыночных отношений обес-печивать сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оста-ваясь при этом открытыми для международной конкуренции [142, с. 110].
Выделим основные группы показателей конкурентоспособности обра-зовательной услуги [37]:
1. Потребительские показатели. Данная группа базируется на фор-мировании таких качеств образовательной услуги, которые отвечают все нормам и стандартам, установленным законодательством и другими актами (лицензия на право осуществления образовательной деятельности).
2. Экономические факторы предусматривают формирование цены образовательной услуги, складывающейся из конкретной полезности обра-зовательной услуги для конкретного потребителя на образовательном рынке в определенный временной отрезок.
3. Организационные факторы построены на эффективном применении
маркетингового инструментария по созданию имиджа образовательного,
проведение рекламы и др.
Рассматривая предоставляемые образовательные услуги как рыночный товар, можно выделить возникновение определенных взаимоотношений между образовательным учреждением и конечным потребителем его услуг. При этом уделяется внимание существованию различий в отношениях, зави-сящих от вида услуги (платные или бесплатные). Предоставление бесплатных образовательных услуг в качестве посредника между учебным заведением и потребителем рассматривает государство. При наличии платного образова-ния весомым критерием выбора того или иного учреждения выступает цена за обучение, а не его качество. В этой связи необходимо проводить оценку конкурентоспособности образовательного учреждения.
Формирование конкурентной борьбы среди вузов характерное явление для рынка образовательных услуг. В результате создаются стимулы для раз-вития системы высшего образования в целом; формируется механизм отбора наиболее эффективных решений; предоставляются возможности свободного выбора для всех участников экономических отношений. Согласно рыночным законам создаются условия для конкурентной борьбы между вузами по всем направлениям их деятельности. Способность к конкурентной борьбе обеспе-чивается целым рядом факторов [13, с. 69]:
— ассортиментная политика предлагаемых услуг.
— наличие пользующейся спросом образовательной услуги.
— привлекательные цены.
— эффективные программы по реализации услуги.
— дополнительные услуги.
— рекламная деятельность.
Конкурентоспособность образовательного учреждения представ-ляет собой совокупность характеристик, определяющих его позицию как в образовательной, так и в социокультурной среде (рис. 2 Приложение).
Эффективное поведение учреждений сферы образования заключается в повышении конкурентоспособности услуг путем максимального соответствия их параметров требованиям потребителей. Отметим, что в сложной соци-ально-экономической ситуации потребителями уделяется, в первую оче-редь, больше внимания цене образовательных услуг, а во вторую,- их каче-ству и имиджу учебного заведения. В результате улучшения социально-экономического положения региона и рыночной востребованности образовательных услуг, снижается относительная важность цены и на смену ей приходит сервис. Соответственно, в самых успешных регионах и наиболее рыночно-ориентированных образовательных нишах на первое место выхо-дит имидж высшего учебного заведения, а затем качество образовательных услуг и уровень предоставляемого сервиса.
Таким образом, конкурентоспособность образовательных услуг пред-ставляет собой совокупную характеристику финансово-экономических, мар-кетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических показателей.
В настоящее время особое значение придается исследованию конку-рентоспособности образовательных услуг, так как в условиях рыночной экономики образовательные учреждения участвуют в конкурентной борьбе. Следовательно, конкуренция на рынке образовательных услуг характеризу-ется соперничеством образовательных учреждений за привлечение потенци-альных клиентов, стремящихся к оказанию образовательных услуг лучше конкурентов, предоставляя дополнительные услуги и льготы. Таким обра-зом, конкурентная борьба между вузами проявляется в совокупности дей-ствий, способствующих достижению конкурентных преимуществ и завоева-нию прочных позиций в сфере образовательныхуслуг.
1.3.Понятие качества образовательных услуг.Факторы влияющие на качество образовательных услуг
Обеспечение качества образовательных услуг является одной ключе-вых задач повышения конкурентоспособности сферы образования. При этом качество сферы образовательных услуг представляет собой совокупность показателей социально-экономического развития отрасли, отражающихся в специфике и соотношении воспроизводства специалистов и требований, предъявляемых реальными и потенциальными работодателями.
Анализ литературных источников не позволяет выделить конкретное определение понятия «качество образования». Согласно мнения М.А.Р. Диа-са [40], качество образования можно представить как «…условие и показа-тель уровня социально-экономического развития общества, выражающиеся в достижении соответствия между характером воспроизводства специалистов и национальными, а также международными стандартами профессионального обучения, в котором отражены требования, предъявляемые современной практикой и потенциальными работодателями» [40]. Наибольшее распро-странение получила теория, рассматривающая «качество», с одной стороны, как социальную категорию, отражающую степень удовлетворенности инди-видуального или общественного потребителя, с другой, — как показатель эф-фективности педагогического процесса образовательного учреждения [51, с. 15].
Приведя все мнения к единому знаменателю, получим, что качество образовательных услуг — это непосредственный результат учебного про-цесса, зависящий от уровня квалификации преподавателей, учебно-методического обеспечения, материально-технической базы образовательно-го учреждения, а также интеллектуального потенциала учащихся.
Выделяют следующие показатели качества образовательных услуг, предоставляемые образовательными учреждениями [13, с.67]:
-инновационный потенциал учебного заведения. Выделяется высокий инновационный потенциал (на уровне производителя в целом), умеренный (на уровне отдельных образовательных программ), низкий (инициатива от-дельных преподавателей) либо его принципиальное отсутствие.
— предоставление дополнительных услуг в той или иной сфере: образо-вания, трудоустройства, стажировок, туризма и т.п.
-наличие социальных программ
— наличие высококвалифицированных преподавателей;
— штатная численность преподавателей данного вуза;
— наличие учебно-лабораторных помещений;
— обеспеченность учебно-методической литературой;
— обеспечение учебного процесса современной компьютерной техни-кой;
— уровень индивидуального обучения;
предоставление дополнительных услуг в рамках учебных программ.
Заметим, что качество образовательных услуг, ориентированное на по-вышение конкурентоспособности, характеризует качество жизни и имеет многоаспектные измерения педагогических, социальных, экономических и иных критериев. Однако в научной практике существует ряд универсальных критериев, формулирующих стандартизированные методики оценки каче-ства и использующих их для сравнительного анализа статусных позиций учебных заведений.
Показателями качества образовательных услуг высшего профессио-нального образования являются:
удельный вес преподавателей с учеными степенями и званиями (в процентах к общему количеству преподавателей, обеспечивающих данную образовательную программу);
удельный вес штатных преподавателей данного вуза (в процентах к общему количеству преподавателей, обеспечивающих данную образователь-ную программу);
обеспеченность учебно-лабораторными площадями (м» па одного
обучаемого);
обеспеченность учебно-методической литературой (количество
печатных листов на одного обучаемого);
компьютерная вооруженность учебного процесса (количество часов
машинного времени на одного обучаемого);
степень индивидуальности обучения (количество ставок профессорско-преподавательского состава на одного обучаемого);
наличие специальных курсов и сопутствующих образовательных
услуг (в академических часах).
Обеспечение качества образовательных услуг является одной ключе-вых задач повышения конкурентоспособности сферы образования. При этом качество сферы образовательных услуг представляет собой совокупность показателей социально-экономического развития отрасли, отражающихся в специфике и соотношении воспроизводства специалистов и требований, предъявляемых реальными и потенциальными работодателями.
Так, в современных условиях функционирования учреждений сферы
образовательных услуг, приоритетными направлениями их развития
выступают [14]:
соответствие развития новых специальностей запросам не только
населения, но и производства;
возможность систематического обновления технологического процесса, применяя инновации;
планирование образовательных программ на долгосрочную перспекти-ву;
развитие национальных рынков и, как следствие, расширение их
границ.
Главной целью деятельности любого образовательного учреждения высшей школы в области качества предоставляемых образовательных услуг является обеспечение высокой конкурентоспособности учреждения на внут-реннем и внешнем рынках образовательных услуг и научно-технической про-дукции, развитие инновационного потенциала в традиционных для об-разовательного учреждения областях образовательной и научной деятельности за счет высокого качества подготовки специалистов, определяе-мого уровнем их профессиональных знаний, навыков и умений, принципиаль-ной гражданской позиции и высоких морально-нравственных качеств.
2.Иследование конкурентоспособности и качества образовательных услуг «Санкт-Петербургского государственного экономического универси-тет (СПбГЭУ)»
2.1 Общая характеристика «Санкт-Петербургского государственного экономического университета»
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, со-зданный в 2012 году в результате объединения ведущих вузов Санкт-Петербурга (ФИНЭКа, ИНЖЭКОНа и ГУСЭ), является одним из крупнейших университетов России и лидером экономического образования. В новом объ-единенном университете сохранены научные школы, инновационные учебные курсы, передовые обучающие технологии, образовательный и научный потен-циал, а также лучшие традиции советского и российского образования.
Сегодня в стенах экономического университета обучается 13 907 студен-тов, более 600 – аспирантов и докторантов , 928 – иностранных студентов, что обеспечивает вузу 6 место в России по иностранному контингенту. Университет имеет 10 филиалов, 15 учебных корпусов, 11 факультетов и 66 кафедр. В СПбГЭУ работает 2 624 сотрудника, в том числе профессорско-преподавательский состав – 1 172 человека.
Перед СПбГЭУ поставлена стратегическая цель – создание мощного все-российского научно-образовательного центра, который обеспечивает достиже-ние высочайших стандартов экономического образования, конкурентоспособ-ного не только на федеральном, но и на международном уровне.
В составе СПбГЭУ функционирует Высшая экономическая школа, веду-щая подготовку по программам дополнительного профессионального образо-вания, обеспечивающая переподготовку и повышение квалификации руководи-телей и специалистов в области менеджмента, экономики и финансов и соответствующих потребностям компаний и организаций. По данным EDUNIVERSAL (Париж, Франция) ВЭШ СПбГЭУ в числе 15-ти российских и трех петербургских бизнес-школ включена в список 1000 лучших бизнес-школ мира.
Одним из подразделений университета является Международный инсти-тут экономики и политики, объединивший 15-летний опыт международного со-трудничества в области подготовки бакалавров и магистров в партнерстве с ведущими зарубежными университетами и бизнес-школами Франции, Герма-нии и Италии, что позволяет студентам получить по окончании обучения не только российский, но и европейский диплом.
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, наследуя научный и управленческий потенциал объединяемых вузов, обладает необходимым уровнем компетенций и обширными устойчивыми связями с представителями зарубежного и отечественного бизнес-сообщества, а также научными и консалтинговыми организациями для реализации проектов раз-личного масштаба.
Важнейшей задачей для университета является подготовка кадров для инновационной экономики Северо-Запада и всей России. Во взаимодействии с международными партнерами, в числе которых ведущие университеты Евро-пы и Азии, реализуются программы высшего образования, переподготовки и повышения квалификации, а также программы академической мобильности.
2.2 Оценка качества услуг «СПбГЭУ»
В рыночной экономике образовательные учреждения действуют в усло-виях конкуренции. Конкуренция на рынке образовательных услуг представля-ет собой соперничество между образовательными учреждениями за привлече-ние желаемых клиентов в свой вуз. На рынке развертывается конкурентная борьба между вузами, предлагающими аналогичные образовательные услуги. Каждый вуз стремится оказывать образовательные услуги лучше, чем конку-рент, представлять дополнительные условия и льготы. Конкурентная борьба между вузами — это совокупность действий, направленных на достижение кон-курентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке образова-тельных услуг. «Суть создания конкурентного преимущества — в формирова-нии характеристик рыночной деятельности компании, которые создают опре-деленное превосходство над конкурентами. С точки зрения маркетинга созда-ние конкурентного преимущества связано с разработкой и реализацией ком-плекса маркетинга, превосходящего по эффективности комплекс маркетинга конкурентов по одному или нескольким направлениям…» [2].
Конкурентоспособность вуза — это его способность быть выделенным сре-ди других высших учебных заведений в силу наилучших социально-экономических показателей, таких как качество обучения, цена, формы и мето-ды обучения, условия, месторасположение, престиж, реклама и др. Открытие любого вуза, специальности, новой образовательной услуги, а также выбор маркетинговой стратегии требуют тщательного изучения и анализа конкурент-ной среды.
Для оценки конкурентоспособности используют различные методики. Одним из способов оценки конкурентоспособности вузов являются так называ-емые рейтинговые оценки, или способы ранжирования. В настоящее время предлагается достаточно большое число рейтингов вузов, которые размещены на различных сайтах в Интернет-сети. Оценка вуза слагается из нескольких по-казателей: качество образования, уровень сотрудников, уровень исследований, размер вуза. Основные параметры — потенциал вуза и его активность.
Под потенциалом подразумевается все, что связано с интеллектуальной собственностью учебного заведения. В первую очередь это, конечно, кадры. Учитывается не только количество профессоров и академиков, но и перспек-тивность молодых, т. е. возрастной ценз преподавательского состава. Кроме того, под определение потенциала попадает все, что касается условий учебы и отдыха студентов: материально-техническая база (учебные, лабораторные, ин-теллектуальные, компьютерные площади) и социально-культурные блага (об-щежития, столовые, санатории и профилактории).
Активность вуза — это то, что он дает на выходе: сколько выпустил сту-дентов, кандидатов наук, докторов, как работает аспирантура, какими научны-ми достижениями может похвастать, сколько вышло учебников [1].
Кроме того, каждый вуз сам может проводить оценку своей конкуренто-способности в той нише рынка, в которой он функционирует, оценивая свое положение по отношению основным конкурентам. Эту оценку необходимо проводить в комплексе по различным критериям, включая анализ слабых и сильных сторон.
Перечень критериев конкурентоспособности для государственных вузов может отличаться от критериев, используемых для оценки конкурентоспособ-ности негосударственных вузов. И это понятно, поскольку конкурентоспособ-ность государственного вуза в большой степени определяется масштабами его деятельности, а для негосударственного вуза гораздо важнее выделиться по другим факторам. Зачастую для потенциального студента решающую роль при выборе образовательного учреждения может сыграть наличие индивиду-ального подхода, гибкого расписания, уникальных программ и методов обуче-ния, комфорта, условий обучения, удобства месторасположения. Это и должны учесть вузы, вырабатывая свою конкурентную позицию на рынке.
2.3.Анализ конкурентоспособности образовательных услуг,предоставляемых СПбГЭУ
Подавляющее большинство учреждений оказывают платные дополни-тельные образовательные услуги, которые уже производятся другими. При этом практически каждый исходит из того, что именно его услуги имеют наилучшие характеристики. Потребители могут иметь иное мнение, которое не изменит никакая реклама. Поэтому важно провести объективный анализ кон-курентоспособности предложения6.
Такую оценку целесообразно осуществлять поэтапно.
На первом этапе с помощью маркетинговых исследований производятся формулирование и систематизация требований потребителя к образовательно-му учреждению или образовательной программе и определение перечня пока-зателей конкурентоспособности. Целесообразно выделить три группы таких параметров: экономические, качественные и показатели внешнего формирова-ния, которые в свою очередь разбиты на подгруппы (рис.2.1).
Параметры, непосредственно характеризующие качество образователь-ной услуги, традиционно выделяются в группу «качественные параметры». По-казатели этой группы выбраны на основании опросов абитуриентов и работо-дателей, проанализированных в работах, а также собственно проведенных опросов. Перечень качественных параметров может включать: удовлетворяе-мую структуру и глубину изучения дисциплин, кадровую обеспеченность, наличие прогрессивных методик обучения, имидж вуза, материально-техническую базу, научно-исследовательскую работу студентов, связи с рабо-тодателями и др.
Рис.2.1. Параметры оценки конкурентоспособности вуза и образовательной программы
В качестве адаптивных моделей обучения, способных быстро и эффектив-но реагировать на вызов меняющейся социокультурной среды, можно назвать внедрение УМК, методов активного обучения. Базовым основанием для разра-ботки и внедрения форм и методов активного обучения является обучающе-исследовательский принцип организации учебного процесса, побуждающий к мыслительной активности, к исследовательскому подходу, к поиску идей для решения разнообразных задач по специальности. Для этого важны: квалифи-кация преподавателя, наличия у него соответствующей мотивации и возможно-сти изучать и внедрять передовой опыт. Таким образом, маркетинг напрямую указывает те стороны деятельности вуза (факультета), которые нуждаются в совершенствовании и развитии для обеспечения успешной деятельности на рынке образовательных услуг.
В понятие «имидж вуза» вкладывается наличие устоявшихся привлека-тельных отличительных особенностей данного учебного заведения, которые складываются из многих составляющих: статуса вуза, исторических традиций, наличия развитого воспитательного элемента (как национальной особенности всех уровней образовательной системы), честность рекламных сообщений, наличие определенных стратегических перспектив развития вуза.
Экономические параметры включают стоимость образовательных про-грамм, используемую систему скидок при оплате, условия оплаты, важным фактором для потребителя является также стабильность цен.
Предлагается не включать в систему показателей оценки конкурентоспо-собности показатели экономичности Показатели экономичности (себестоимость образовательных программ, рентабельность инвестиций, внутренний коэффи-циент окупаемости и др.) играют важную роль при разработке стратегии дея-тельности вуза, но, в конечном счете, они находят выражение в перечисленных выше экономических параметрах. К тому же, затруднительно получение ана-логичных данных по конкурентам, которые могут использовать при разработ-ке своей стратегии другой набор значимых параметров. Поэтому следует ори-ентироваться только на те параметры, по которым производит сравнение вари-антов рыночного предложения сам потребитель.
В группу экономических параметров в качестве подгруппы целесообраз-но включить условия оказания образовательных услуг, связанные непосред-ственно как с учебным процессом, так и с социальной сферой и оказывающие влияние на общие затраты потребителя по получению высшего образования. Для потребителя важно рационально и эффективно использовать учебное вре-мя, иметь возможность получить образование в своем городе (в филиале вуза) или учиться в вузе, обеспечивающем студентов общежитием.
Особенностью третьей группы параметров, которая включает норматив-но-правовые требования, является то, что несоблюдение хотя бы одного из них исключает вузу возможность осуществления образовательной деятельности и говорить о конкурентоспособности данной образовательной программы неце-лесообразно.
При оценке конкурентоспособности необходимо учитывать, что показа-тели конкурентоспособности вуза могут отличаться от конкурентоспособности образовательной программы, предлагаемой этим же вузом. Вуз объединяет не-сколько образовательных программ, и на одном направлении он может ис-пользовать лучшие ресурсы (высококвалифицированный преподавательский состав, преподающий на иностранном языке, сочетающий методы отечествен-ной и зарубежной практики, обучение в компьютерных классах или лаборато-риях с новейшим оборудованием), повышая качество предоставляемых услуг, а на другое — направлять минимум ресурсов, необходимых только для поддер-жания программы. Четкое разграничение субъекта оценки поможет точнее сформулировать параметры, по которым проводится количественная оценка.
На втором этапе выстраивается ранжированная оценка показателей по степени значимости для потребителя интересующего сегмента. Для этого все показатели в группе качественных и экономических параметров ранжируются в порядке убывания степени значимости с выставлением балла значимости. Условия выбора должны быть таковы, чтобы итоговая сумма баллов по всем качественным параметрам была равна итоговой сумме баллов по всем эконо-мическим параметрам.
На третьем этапе производится оценка каждой из конкурирующих обра-зовательных программ (группы программ или вуза) по каждому параметру, которому был присвоен вес, отличный от нуля.
Если возможны прямые количественные оценки, показатели представля-ются в натуральных единицах измерения или других количественных показа-телях (долях, индексах, удельных весах). Если прямая количественная оценка невозможна, то показатель выражается условной количественной оценкой в баллах.
На четвертом этапе выбирается база сравнения; от ее выбора в значи-тельной степени зависят правильность результата оценки конкурентоспособно-сти образовательной программы и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:
• потребности покупателей;
• величина необходимого полезного эффекта;
• образец образовательной программы какого-нибудь лидирующего вуза-конкурента;
• гипотетический образец;
• группа аналогов.
Для сравнения показателей по вузу базовыми принимаются показатели ведущего образовательного учреждения или выработанные самим вузом в ка-честве эталонных.
На пятом этапе проводится сравнение оцениваемой образовательной про-граммы и программ-конкурентов с программой-«эталоном» и между собой по выделенным параметрам.
Анализ конкурентоспособности позволяет оценить, соответствует ли ка-чество и цена образовательных программ характеристикам, выработанным на основе требований потребителей и прогнозного развития рынка, и выявить, ка-кая из составляющих отрицательно влияет на конкурентоспособность, а какая — положительно. На основе такого анализа вырабатывается план мероприятий, повышающих конкурентоспособность образовательной программы или вуза. Например, для повышения конкурентоспособности вуз может повысить долю доцентов и профессоров, открыть новые компьютерные классы, совершенство-вать рекламную политику и т.д.
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и качества образовательных услуг вуза
3.1 Пути повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг вуза
На конкурентоспособность образовательной программы подготовки специалистов, как совокупности свойств образовательной услуги, значимых для потребителей услуг учреждения среднего профессионального образования, наиболее существенное влияние оказывают следующие характеристики программы:
• репутация образовательной программы — сложившееся восприятие потребителей (в том числе, потенциальных) о качестве, достоинствах и недостатках данной программы;
• наличие деловых связей образовательного учреждения с работодателями будущих выпускников образовательной программы;
• правовой статус образовательной программы (наличие государственной аккредитации);
• наличие, деловых связей образовательного учреждения с вузами, в которые поступают выпускники образовательной программы;
• престиж получаемой профессии;
• месторасположение образовательной программы в городе;
• внешний вид зданий и сооружений, где реализуется образовательная программа;
• оснащение образовательной программы учебным оборудованием, позволяющим получить практические умения, соответствующие потребностям рынка труда;
• качество обслуживания потребителей (состояние индустрии гостеприимства при реализации образовательной программы);
• морально-психологический климат в коллективе студентов и преподавателей;
• наличие у преподавательского состава образовательной программы практического опыта работы и деловых контактов на соответствующем рынке труда;
• возможность освоения дополнительной образовательной программы, востребованной на рынке- труда, одновременно с основной программой.
При этом существенно менее значимыми для потребителей образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования оказываются строгое следование требованиям государственного образовательного стандарта, выполнение лицензионных нормативов по обеспеченности учебной литературой и учебными площадями, формальная квалификация педагогических кадров, совершенно несущественными — качество учебной документации (в частности, учебно-методических комплексов).
Из теории потребления известно, что приоритеты потребителей в значи-тельной степени зависят от уровня технологической сложности продукта или услуги, а также от социально-экономического положения потребителей. Чем выше значения этих показателей, тем в большей степени на первый план вместо цены выходят требования качества, а затем — сервиса и имиджа. Аналогичное влияние оказывает и уровень квалификации потребителей [2. С. 14].
На рис. 3.1 представлена модификация матрицы приоритетов потребите-лей на рынке образовательных услуг, где
К — качество образования (расширение базы абитуриентов за счет олим-пиад, подготовительных курсов; система рейтингования студентов; кредитная система обучения; привлечение практиков к научно-преподавательской дея-тельности; национальная и международная аккредитация, непрерывная само-оценка и аттестация вуза; ориентация на внешние критерии оценки; стратегиче-ское партнерство с ведущими зарубежными вузами; система мотивации препо-давателей, стимулирующая к повышению качества преподавания);
И — имидж вуза (активная маркетинговая политика; плодотворное со-трудничество с государственными органами, с представителями бизнес сооб-ществ; наличие и активное развитие научного потенциала; привлечение в учеб-ный процесс производственников и сильных преподавателей из других вузов; содействие трудоустройству выпускников; материальное поощрение препода-вателей);
Ц — цена (система льгот в зависимости от успешности обучения);
С — сервис (богатая инфраструктура базовых и вспомогательных учебных процессов в вузе; развитие издательской деятельности; строительство новых зданий — учебных корпусов, библиотек, общежитий. [15] Приоритетность требований потребителей выражается в очередности их упоминания.
Рисунок 3.1 — Матрица приоритетов потребителей образовательных услуг
Приблизить характеристики образовательных услуг к предпочтениям по-требителей, использовать информацию о запросах рынка в маркетинговой дея-тельности вузов помогает модель конкурентоспособности вуза (рис. 3.2).
Рис. 3.2. — Алгоритм разработки модели конкурентоспособности вуза
На первом этапе выявляется спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов того или иного региона — отдельных инди-видов, домохозяйств, предприятий и организаций, государства — и определяют-ся наиболее важные из них для данного вуза. Второй этап — мониторинг внеш-ней и внутренней среды вуза и поиск способов адаптации к их изменениям. Третий — определение приоритетов потребителей и при необходимости коррек-тировка образовательных услуг, оказываемых вузом, в соответствии с выбран-ным сегментом рынка. Заключительный этап — принятие управленческих марке-тинговых решений, с тем чтобы при минимальных затратах в максимальной мере удовлетворить запросы потребителей.
На рис. 3.3 представлен комплекс вопросов, которые необходимо учиты-вать в управлении конкурентоспособностью вуза.
Рис. 3.3. — Управление конкурентоспособностью вуза
Управление конкурентоспособностью вуза строится строго в определен-ной последовательности: миссия вуза; связь вуза с внешней средой; инструмен-ты инновационной экономики; принципы, функции и методы управления.
Для оценки конкурентоспособности вузов используют разнообразные ме-тоды статистики и экономики, разрабатывают специальные таблицы, в которых содержатся данные об образовательном учреждении и его основных конкурен-тах. Анализ этих таблиц позволяет установить истинное положение вуза на рынке образовательных услуг, определить ключевые факторы успеха. Многие вузы на основе этих рейтингов изучают и учитывают достижения конкурентов, т.е. осуществляют бенчмаркинг — процесс постоянного исследования лучших практик, которые определяют наиболее высокую характеристику конкуренто-способности.
3.2 Использование инструментов маркетинга в повышении качества и конкурентности образовательных услуг вуза
Вопросы конкурентоспособности образовательного учреждения и качества образовательных услуг (ОУ) приобрели особое значение в условиях перехода высшего профессионального образования РФ на двухуровневую систему. Если ранее, по уровню начальной подготовки и целям обучения, можно было выделить 4 сегмента потребителей ОУ (1.выпускники школ, техникумов и работники предприятий, стремящиеся получить базовое высшее образование; 2.работники предприятий, желающие получить второе высшее образование; 3.работники предприятий с высшим образованием, заинтересованные в дипломе о переподготовке; 4.лица с любым уровнем начальной подготовки, имеющие потребность в повышении квалификации или приобретении углубленных знаний), то теперь число таких сегментов увеличивается, как минимум, до 6, в силу того, что сегменты 1 и 2 предполагают 2 уровня конечной подготовки (бакалавр и магистр) вместо одного (специалист). Чтобы завоевать новые сегменты потребителей ОУ образовательное учреждение должно уделять особое внимание вопросам применения инструментов маркетинга в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг. В связи с этим растет актуальность разработки методологии определения и количественной оценки конкурентоспособности ОУ.
С позиции отдельной личности (гражданина), ОУ — это процесс передачи потребителю совокупности знаний, умений и навыков общеобразовательного и специального характера, необходимой для удовлетворения его потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении. Справедливо будет утверждение, что применительно к сектору образовательных услуг, их качество является основным фактором эффективности для конечного потребителя (отдельной личности). Таким образом, ключевым моментом оценки конкурентоспособности образовательного учреждения является оценка качества предлагаемых образовательных услуг. Опираясь на описанный подход к понятию конкурентоспособности ОУ и результаты проведенного автором маркетингового исследованияпотребителей ОУ, можно предложить набор единичных показателей качества для оценки конкурентоспособности услуг в области образования.
В качестве одного из основ методологического подхода при оценке конкурентоспособности (ОУ) предлагается использовать следующее ключевое положение: конкурентоспособность товаров и услуг является относительным показателем и может быть оценена только в сопоставлении с другими аналогичными товарами или услугами (при этом, как правило, один из представленных на рынке товаров рассматривается как базовый, с которым производят сравнение).
Исходя из этого принципа, может быть рассчитан комплексный показатель конкурентоспособности ОУ по показателям качества как средневзвешенное значение единичных показателей с учетом удельного веса оцениваемых показателей по следующей формуле 3.1:
Ркi
Jк = å bкi —— ; (3.1)
Ркiо
где:
Jk – комплексный показатель конкурентоспособности ОУ по показателям
качества;
bki – весовые коэффициенты i-х качественных единичных показателей;
Pki — значения i-х качественных единичных показателей;
Pki0 — значения i-х базовых качественных единичных показателей.
Разработана методика экспертной оценки весовых коэффициентов показателей, а также процедуры использования предложенной методики оценки конкурентоспособности ОУ. Весовые коэффициенты единичных показателей конкурентоспособности образовательных программ предлагается определять на основе экспертного опроса руководителей образовательных учреждений и ведущих специалистов в этой области путем сопоставления единичных показателей конкурентоспособности. Результаты экспертной оценки, проведенной по Санкт-Петербургу, приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Весомость единичных показателей качества учебных программ
№ п/п | Единичные показатели комплексного показателя качества | Весомость показателя |
1. | набор изучаемых курсов и их фундаментальность | 0,101 |
2. | практическая значимость приобретаемых знаний | 0,118 |
3. | качество преподавания | 0,111 |
4. | уникальность (наличие или отсутствие аналогов) | 0,059 |
5. | комплексность используемых методов обучения | 0,089 |
6. | качество и полнота учебно-методических материалов | 0,105 |
7. | продолжительность обучения | 0,078 |
8. | многовариантность (набор предлагаемых форм обучения) | 0,079 |
9. | наличие и качество сопутствующих услуг | 0,078 |
10. | возможность трудоустройства по окончании учебного заведения и должностной уровень выпускников | 0,095 |
11. | средняя стартовая заработная плата выпускников | 0,090 |
Учитывая, что здесь качество трактуется как свойство образовательной услуги, существующее в восприятии потребителя (или другого лица, ее оценивающего), которое может изменяться в зависимости от времени и обстоятельств, важно отметить гибкость предлагаемой методики, в которую заложена возможность корректировки как весовых коэффициентов качественных единичных показателей, так и перечня самих показателей.
Заключение
Если встать на позицию государства, то качество образования для него — это, прежде всего, выход «годного продукта», то есть какое количество студен-тов успешно осваивает образовательную программу, а также эффективность расходования предоставленных ресурсов.
С позиции студентов и их родителей качество образования связано с воз-можностью для выпускников занять соответствующее (им хочется самое луч-шее) место в обществе.
Работодатели (потребители выпускников вузов) будут оценивать качество образования по тому, как бывшие студенты используют в практической дея-тельности знания, навыки и умения, приобретенные в период обучения.
Преподаватель также участвует в оценке качества образования через оценку академической подготовленности студентов в предшествующий период, а также через реализацию своих возможностей в обучающей среде.
Основным заказчиком выпускников выступает государство, которое фи-нансирует образовательную деятельность и выражает интересы потребителей путем лицензирования образовательных программ, формирования плана при-ема для всех государственных вузов (теперь госзаказ). Но выпускник вуза при-ходит к конкретному работодателю, а не к мифическому заказчику, поэтому необходимо создавать новую систему взаимоотношений с потребителями.
Современная высшая школа функционирует в неразрывном единстве с экономикой, наукой, техникой и культурой как отрасль народного хозяйства и, в то же время, как особый социальный институт, целью деятельности которого является формирование кадрового и научно-технического потенциала обще-ства. Стремительные темпы политических, экономических и социальных пре-образований, обусловленные насущными потребностями развития общества в период перехода к рыночной экономике, диктуют повышенные требования к высшей школе.
В России повышение качества образования выделено как приоритетное направление развития системы на современном этапе ее модернизации. Одной из наиболее актуальных проблем в области образования в современных усло-виях является повышение его качества. Качество образования сегодня является одной из тех важнейших характеристик, которая определяет конкурентоспо-собность как отдельных учебных заведений, так и национальных образова-тельных систем в целом.
Качество образовательной услуги является одним из конкурентных пре-имуществ вузов. Основным ресурсом, обеспечивающим качество образова-тельной услуги, является профессорско-преподавательский состав вузов. Сле-довательно, обеспечение конкурентоспособности этой категории персонала ву-зов является важнейшим условием успешности функционирования образова-тельного учреждения на рынке образовательных услуг. Осуществление наме-ченных изменений в системе высшего образования предусматривает качествен-но новые подходы к обеспечению конкурентоспособности персонала высших учебных заведений. Среди приоритетных направлений в решении этих вопро-сов можно выделить: обеспечение постоянно высокой мотивации преподавате-лей в совершенствовании своего педагогического мастерства, педагогической культуры в разнообразных формах деятельности; выработку мер по ликвида-ции последствий сокращения численности преподавательского состава, наме-тившегося в начале 80-х годов; стимулирование притока молодых кадров, со-здание условий для постоянного научного роста персонала.
Определение оптимальной структуры, воспроизводства и распределения научно-педагогического потенциала, повышение его качества являются основ-ными задачами управления конкурентоспособностью персонала высших учеб-ных заведений в современных рыночных условиях функционирования.
Вопросы совершенствования системы управления и обеспечения конку-рентоспособности научных и научно-педагогических кадров сегодня приобре-тают особое значение, так как именно специалисты высшей квалификации яв-ляются ключевым фактором наращивания интеллектуального потенциала стра-ны и обеспечения ее устойчивого инновационного развития.
Список литературы
1. Абросимов А.Г., Печерская Э.П., и др. Конкурентоспособность высшего учебного заведения в образовательном пространстве региона. / ред. А.П.Жабин. — Самара: СГЭУ, 2004.- 289с. — С.57
2. Адлер Ю., Полховская Т., Нестеренко П. Управление качеством. Часть 1. Семь простых методов. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001
3. Администратор образования. Федеральный журнал для руководителей. № 16 (341) август 2008. — С.48
4. Астратова Г.В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996 Афанасьев В.Г. Программ-но-целевое планирование и управление. М.: Наука/ 1990. — 127 с.
5. Ю.Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой инфор-мации. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1986. — 234с.
6. П.Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — 93 с.
7. Банслова В.Б. Исследование рынка услуг в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения./ Автореферат на соискание ученой степени к. экон. Наук. СПб: ИПК СПБ ГИ ЭА, 1999. — 19 с.
8. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде.// Менеджмент в России и за рубежом — 2000. №6
9. Белый Е.М., Романова И.Б. Концепция конкурентоспособности высшего учебного заведения. // Качество Инновации Образование -2005. №2 — С.26
10. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Издательство АМИ, 1998. 356с.
11. Давыдов С.В. Подходы к формированию системы управления качеством образования // Стандарты и качество, № 3, 2000, С. 74-80
12. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов: Педагогика. Образование. Высшее образование. Организация высшего образования. М.: Академический проект, 2007. 317 с.
13. Лунев А.П. Совершенствование государственного управления системой высшего образования в регионе. М., 1998. — 87с.
14. Моисеева Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособ-ность образовательного учреждения (вуза). // Маркетинг. 1999. — №5. — С.25-29.
15. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. — С.53-67
16. Фасхиев Х.А., Гараев И.М. Основные требования и сущность оценки кон-курентоспособности организаций сферы образовательных услуг. Инфор-мационные и социальные аспекты. — КамПи. №15. – 2004
17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: 1998.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф