Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Поведение личности в процессе межличностного общения в коллективе»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1 Теоретические аспекты поведения личности при групповом давлении
1.1 Понятие «личность» в психологии
1.2 Поведение личности в процессе межличностного общения в коллективе
1.3 Феномен группового давления на личность
2 Эмпирическое исследование поведения личности в ситуации группового давления
2.1 Методика исследования
2.2 Анализ и обсуждение результатов
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Человек формируется и изменяется под воздействием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. Проблема личности не может быть решена без четкого формулирования отношений между личностью и обществом.
Взаимоотношения между индивидом и обществом опосредуются, прежде всего, первичной группой: семьей, образованием и трудом. Только через группу каждый член входит в общество. Отсюда и решающая роль индивида — роль чрезвычайно важной «клетки» целостного социального организма, где индивид развивается духовно и физически, где, овладевая языком и социально развитыми формами деятельности, он в той или иной мере впитывает созданные произведениями предшественников. Прямые формы общения, сформированные в группе, формируют социальные связи, формируя образ каждого человека.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении поведения личности в ситуации группового давления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие «личность» в психологии;
2) рассмотреть феномен группового давления на личность;
3) провести эмпирическое исследование поведения личности при групповом давлении.
Объект исследования – поведение личности.
Предмет исследования – влияние группового давления на поведение личности.
Теоретической базой при написании данной курсовой работы выступили труды учёных: В.С. Агеева [1], Г.М. Андреевой [2], Е.В. Андриенко [3] и других.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез теоретического материала по рассматриваемой теме), эмпирические (тестирование детей среднего дошкольного возраста).
Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

 

1 Теоретические аспекты поведения личности при групповом давлении

1.1 Понятие «личность» в психологии

 

Личность — одна из центральных тем современной психологии. Понятие «личность» имеет свою историю и понимается по-разному.
Понятие «личность» имеет три различных понимания: самое широкое, среднее и узкое.
Личность в самом широком понимании — это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех его психологических свойств, это индивидуальность [17]. Это понятие личности включает в себя человеческие черты, которые более или менее стабильны и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его действия, которые являются значимыми для людей. Обычно именно ориентация его стремлений, уникальность опыта, развитие способностей, черт характера и темперамента — все то, что традиционно входит в структуру человека. Именно в этом заключается своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненный опыт и наклонности [22].
Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от жизнерадостного и общительного оптимиста-ангина.
При таком понимании, человек — это человек и любое животное, потому что у каждого животного есть свои, отличительные черты [1]. Естественно, при таком понимании, каждый человек является человеком, в той мере, в какой у него есть психика и он способен контролировать себя. При таком подходе не принято говорить, что кто-то больше является «личностью», а кто-то меньше.
Человек в промежуточном, среднем понимании — это социальный субъект, социальная личность, совокупность социальных и личных ролей.
Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Ж. Миду. По мнению А. Адлера, человек начинается с социального чувства. Быть в обществе всегда сложно, но тот, кто успешно решает эту проблему, — это личность. У Джеймса есть «социальное я», у меня — для других. Социальное «я» является предметом взаимодействия и общения с другими людьми. Предмет взаимодействия и общения с другими людьми в типичных ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальное «я» — это Фрейд, а взрослая — Берн.
Социальные привычки — социальный образ жизни, принятый в данном обществе. Индивидуальные привычки являются резервом социальных привычек. Когда их замечают и утверждают, они попадают в социальный список. Инициативность, деловая проницательность — ранее наказывалась, а затем уважалась, становилась частью «социального я». Предприимчивым считается более социально богатый человек, чем без инициативы [18].
Человек в самом узком смысле — это культурный субъект, «я». Это человек, который строит и контролирует свою собственную жизнь, человек как ответственный субъект воли [5].
Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев.
Личность, в узком смысле, является качеством личности, сформировавшейся в процессе деятельности и совместной коммуникации. В широком смысле она является субъектом социальных отношений и сознательной деятельности. П.Д. Успенский отсылает индивида к тем свойствам, которые приобретаются человеком и выражают его отношение к другим людям. По мнению ученого, эти свойства могут меняться и даже теряться, но они играют огромную роль в жизни человека. После сущности, считает он, человек в структуре психики занимает второе место. Человеку нужна как личность, так и ее сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга.
Личность является носителем деятельности, т.е. активным началом, встроенным в человека. Социально значимые отличия человека от других людей являются его индивидуальностью и представляют человека с точки зрения личности и психики как уникальную личность. Присутствие человека, только присущие ему свойства, отражают неделимость и целостность субъекта [16].
Во всей системе гуманитарного знания одной из центральных проблем является проблема личности. Теоретические дисциплины, изучающие личность, очерчивают ее образ по-своему, под собственным углом зрения.
Философия также анализирует проблему личности по-своему. С точки зрения философского персонализма, человек не является объектом среди прочих объектов, вещью среди прочих вещей. Невозможно познать личность извне. Н. Бердяев рассматривает личность как нечто уникальное, неповторимое, самоценное, суть которого — ее свобода, ее духовная реальность, победа свободы над рабством [3].
Большинство философов считали, что человек становится личностью только тогда, когда он не закрывает себя, а вступает в сложные отношения с другими.
В психологической науке понятие «человек» относится к основным категориям и широко применяется. Традиционно в это понятие вкладываются понятия наиболее развитого уровня человеческой субъективности.
Сегодня в слове «личность» выделяются два основных значения [3, c. 83]:
1) несоответствие собственных характеристик человека содержанию той роли, которую он играет;
2) социальная типичность выполняемой роли, ее открытость для других людей.
Что касается личности в психологической науке, то можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность — это то, что отличает людей от животных;
3) личность является продуктом развития человека. Она возникает на определенном этапе эволюции человека;
4) личность — это индивидуальная отличительная черта человека, отличающая его от других людей.
На Западе представления о личности как о системе ролевого поведения находят отражение в теории ролей личности, которая в российской психологии подвергается резкой критике. Согласно этой теории, получается, что человек, входящий во многие социальные группы и занимающий определенное положение в каждой группе, должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. действовать в разных ролях. Но именно личность позволяет сохранить целостность своего «Я». Человек — это человек, жизнь которого не ограничивается выполнением заданных ролей. Являясь центральной и обобщающей категорией психологии, это понятие не имеет четко разработанного определения, которое было бы признано всеобъемлющим и неоспоримым [7].
Обобщая взгляды на природу и механизмы развития личности, можно назвать общие моменты [19]:
1) личность — это особое качество человека, приобретенное в обществе, человек не рождается, он становится человеком;
2) личность характеризует человека со стороны общественных отношений и отношений. Под личностью понимается особый способ существования человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
3) способность человека действовать свободно, независимо и ответственно — сущность личности. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
4) личность — это постоянное развитие.
Внимание к субъективному миру индивида, его структуре, закономерностям формирования и развития подчеркивается психологией [20].
В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять свое место в системе социальной психологии, предполагает сочетание двух подходов: социологического и общего психологического. Хотя сама идея не вызывает возражений, описание каждого из синтезируемых подходов кажется противоречивым. Так, социологический подход характеризуется тем, что рассматривает индивида в основном как объект социальных отношений, а общий психологический подход характеризуется тем, что здесь акцент делается только на «универсальные механизмы психической деятельности индивида». Задача социальной психологии, с другой стороны, заключается в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность индивида, который является и объектом, и субъектом социальных отношений….». [26].
Видимо, при определении специфики социально-психологического подхода к изучению личности следует опираться на определение субъекта социальной психологии, предложенное в самом начале, а также на понимание личности, предложенное А.Н. Леонтьевым. Затем можно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Социальная психология специально не изучает вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос для нее не важен, а потому, что он решается всей психологической наукой, и в первую очередь общей психологией. Социальная психология, используя определение личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е., прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, узнает социальные воздействия (через какие системы своей деятельности) и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она осознает свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности) [2].
Можно сказать, что для социальной психологии основным ориентиром при изучении личности являются отношения между человеком и группой (не просто человек в группе, а результат, который получается из отношений между человеком и конкретной группой). На основании таких отличий социально-психологического подхода от социологической и общей психологии можно выделить проблему личности в социальной психологии. В частности, социально-психологическое рассмотрение проблем личности является другой стороной рассмотрения групповых проблем. [28] С другой стороны, если изучалась вся система взаимодействий в процессе ее формирования, то сейчас важно проанализировать, каков результат, который был получен не в процессе пассивной ассимиляции этих воздействий, а в процессе активного овладения личностью всей системой социальных связей. То, как личность действует в условиях активного общения с другими людьми в тех реальных ситуациях и группах, где происходит ее жизненная активность, является еще одной социально-психологической проблемой, связанной с изучением личности. Опять же, на традиционном языке социальной психологии эту проблему можно обозначить как проблему социального отношения. Это направление анализа также вполне логично вписывается в общую схему представлений социальной психологии об отношениях между человеком и группой. Хотя эта проблема часто рассматривается как социологический, так и общий психологический аспект, она входит в компетенцию социальной психологии как проблема. [29] Не следует думать, что выявление таких вопросов основано только на схематическом рассуждении. Наряду с попыткой обосновать общую логику подхода, существует и обращение к практике экспериментальных исследований: в обоих этих направлениях было проведено, пожалуй, наибольшее количество исследований, выполненных социальными психологами. Все это не означает, что с дальнейшим развитием социальной психологии, с расширением сферы ее теоретических поисков и экспериментальной практики, новые грани в проблеме личности не будут выявлены. Поэтому уже сегодня среди проблем изучения личности необходимо признать «законными» не только проблемы социализации и социальных установок, но и, например, анализ так называемых социо-психологических качеств личности.

1.2 Поведение личности в процессе межличностного общения в коллективе

В литературе выделяются три основные модели поведения личности в ситуации межличностного общения: конструктивная, деструктивная и конформистская. Каждая из этих моделей обусловлена субъектом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуальными психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают отношение участников конфликта к его динамике и способу разрешения [19].
Опасность конформистской модели поведения состоит в том, что она способствует и иногда провоцирует агрессию противника. Иными словами, эта модель по сути своей разрушительна, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, незначительны, то конформистское поведение приводит к быстрому разрешению такого конфликта.
Конфликты широко распространены в науке о конфликтах. Томас и Р. Килман разработали двумерную модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Эта модель основана на ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. [6, c. 143] В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы с интересами оппонента, задавая вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я проиграю…?», «Что является предметом спора для моего оппонента…?» и др. На основе этого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит бессознательно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщается мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Оценка интересов в конфликте является качественной характеристикой выбранного поведения. В модели Томаса-Кильмана она коррелирует с количественными параметрами: низкой, средней или высокой степенью ориентации интересов.
При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень ориентации на собственные интересы или на интересы оппонента зависит от трех обстоятельств:
1) содержание объекта конфликта;
2) ценности межличностных отношений;
3) индивидуально-психологических особенностей личности[2].
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность межличностных отношений с противоположной стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т.д.) не имеют никакой ценности, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или экстремальными позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или ориентации такого поведения на компромисс, сотрудничество, отступление или уступки.
Рассмотрим типы реагирования в конфликте [6].
1. Уход
2. Уступка
3. Компромисс
4. Сотрудничество
5. Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает эту поведенческую стратегию, в первую очередь, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов оппонента — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору либо интереса к борьбе, либо к отношениям.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. Эта стратегия активно использует власть, силу закона, связи, авторитет и т.д. Она уместна и эффективна в двух случаях. Первый — при защите интересов дела от посягательств конфликтной личности. Например, конфликтная личность неконтролируемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных задач, «сбрасывает» свою работу на других и т.д. И, во-вторых, когда существование организации или коллектива находится под угрозой. В этом случае возникает ситуация «Кто есть кто…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Довольно часто, при реформировании организационно-кадровой структуры предприятия (учреждения), предполагаемое «вливание» одних подразделений в другие необоснованно. И в этих случаях человек, защищающий интересы таких подразделений, вынужден занимать жесткую позицию.
Эту стратегию выбирают в основном люди, отличающиеся высокой агрессивностью. Каждый человек должен обладать определенным уровнем агрессивности, так как его отсутствие приводит к пассивности, слабости и бессилию в жизненных ситуациях. Однако при умеренности все хорошо. Повышенная агрессивность может стать основой конфликтного поведения и преступности. Агрессия проявляется в форме различных реакций: раздражения, негативизма, гнева, подозрительности, обиды, словесной агрессии и других.
Наиболее опасной реакцией является применение физической силы против другого человека — физическая агрессия. Формы проявления агрессии могут быть самыми разными — от внешне безобидной до самой разрушительной, от негативной до позитивной, поскольку сама агрессия буквально пронизывает все формы человеческой деятельности.

1.3 Феномен группового давления на личность

Групповое давление — это социальное явление, суть которого заключается в том, что люди внутри сообщества чувствуют себя вынужденными согласиться с определенным мнением, если оно поддерживается большинством в окружающей среде. Это своего рода инструмент, с помощью которого общество (группа) воздействует на индивида, создавая для него определенный каркас, который заставляет его подчиняться требованиям своего окружения [31].
Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им [30].
В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием. Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе [28].
Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый.
Групповое давление может быть сформулировано по-разному: принуждением, требованием, запросом и просто существованием общества и его ожиданий [35].
У члена группы есть выбор подчиняться или не подчиняться давлению общества. Кроме того, можно подчиняться в разной степени: от принятия норм группы до притворства. Процесс группового давления существует там, где существует конфликт между индивидуумом и мнением окружающего сообщества. Мерой сопротивления окружению является уровень подчинения группе, когда мнение окружения воспринимается индивидом как конфликт. Различают внешнюю покорность, когда ее мнение принимается только извне и индивид фактически сопротивляется, и внутреннюю покорность, когда индивид фактически поддерживает мнение большинства [32].
Внутренняя подчиненность является результатом преодоления конфликта в пользу группы. Человек может выдвигать свои требования к окружающей среде. Это является причиной конфликтов между индивидуумом и группой. Выдвижение собственных требований к окружающей среде является причиной освобождения от ответственности за действия. Феномен группового давления имеет в социальной психологии другое название: конформизм.
При изучении влияния общественного давления выявилась еще одна позиция индивида по отношению к группе — негативность. При оказании давления на индивида возникает сопротивление давлению, которое на первый взгляд кажется самостоятельной позицией, поскольку нормы общества отвергаются. Но это только на первый взгляд негативизм может быть воспринят как форма крайнего отрицания давления [34].
В действительности же негативизм — это не истинная независимость, а, наоборот, специфический вариант подчинения, но только наизнанку. Ведь если индивидуум стремится сопротивляться группе, то он зависит от нее, потому что ему необходимо активно отстаивать антигрупповую позицию, а значит, быть привязанным к мнению сообщества. Поэтому позиция, противостоящая давлению среды, — это независимость и автономия.
Групповое давление существует только там, где существует конфликт между окружающей средой и индивидом, и конфликт преодолевается в пользу группы [33].
Освобождение от чрезмерного группового давления и формирование свободного партнерства с окружающей средой и с другим индивидом требует отказа от претензий на опекунство со стороны других людей, за жизнь в защищенном мире, за некоторые гарантии на будущее. К сожалению, такое решение может оказаться не во власти каждого, может победить желание сохранить детские мечты, что заставит продолжать искать поддержку в группе, в религии и так далее. Наряду с иллюзией безопасности, они предпочитают групповое давление и страх быть отвергнутым за неповиновение. И человек, который выбирает ответственность, свободен от подчинения социальному давлению. Такой человек получает возможность применять групповое давление на благо, используя его как мотивацию для мобилизации [29].
Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе. Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом.
Итак, факторы, влияющие на желание приспособиться и «слиться» с большинством [28]:
• Возраст и пол. Считается, что женщины и дети больше склонны к конформному поведению, чем мужчины.
• Значимость информации. Чем ценнее и ближе к человеку какой-либо материал, тем яростней он будет его отстаивать.
• Статус и авторитет. Было замечено, что чем выше статус тех, кто высказывается, пусть даже неверно, большинство всё равно примет их позицию, даже если будет сомневаться. Поэтому нередки случаи, когда меньшинство побеждало. И оказывало давление на людей, количество которых превосходило их в разы.
• Количество единомышленников. Чем их больше, тем сложнее оказать противостояние.
Группа оказывает давление на своих членов с целью обеспечения сближения взглядов, ценностей и действий [19].
Человек в этой ситуации имеет несколько способов: подчиниться, попытаться изменить нормы группы, выйти из группы.
Изменение поведения или убеждений в результате реального или мнимого давления со стороны группы называется конформизмом.
Конформизм возникает в случае конфликта между мнением человека и мнением группы, когда конфликт преодолевается соглашением с группой. Конформизм может быть как положительным фактором в формировании группы, так и отрицательным, все зависит от ситуации. Положительный, если он действует как альтруизм, необходим для эффективности деятельности группы, в экстремальных ситуациях. Отрицательный, если используется для личной выгоды, мешает эффективной деятельности и развитию группы [27].
Конформизм может быть как внешним, так и внутренним. Внешнее подчинение групповому давлению может быть сознательной адаптацией к мнению без внутреннего конфликта или сопровождаться острым внутренним конфликтом. Особенностью внешнего конформизма является то, что человек уступает, чтобы заработать вознаграждение или избежать наказания, не изменяя своего отношения и поведения вне группы [18].
Внутренний конформизм — это подчинение давлению группы, которое сопровождается изменением установок индивида, ассимиляцией мнения большинства, в результате чего индивид меняет свое поведение не только внутри группы, но и за ее пределами. Внутренний конформизм ассоциируется с внушаемостью (большинство всегда справедливо) или уверенностью в себе, чтобы оправдать сделанный выбор и уменьшить когнитивный диссонанс между желанием быть в согласии с группой и с самим собой [11].
Нонконформизм — это сопротивление давлению со стороны группы. Он может действовать в форме негативизма — конформизм — это противоположность. Человек привязан к групповому мнению, но со знаком обратного. Его цель — любой ценой противостоять мнению группы [1].
Истинная независимость, независимость, позволяющая противостоять давлению со стороны группы, которую иногда называют коллективизмом, предполагает гибкость в принятии решений, ориентацию на собственный опыт, здравый смысл, анализ проблемы с целью выявления эффективных путей ее решения. В этом случае человек может подчиниться давлению со стороны группы, если большинство убедит его в целесообразности и необходимости этого, или отстоять свои собственные взгляды, если сочтет, что мнение группы ошибочно [15].
Способность противостоять давлению группы повышается, если человек обладает определенными характеристиками, такими как: высокий уровень интеллекта, творчества, толерантность к чужеродной мысли (толерантность), чувство долга, ответственности, общественной активности, устойчивость к стрессу, уверенность в себе, уверенность в своей компетентности, лидерские качества.
Индивидуальные, индивидуальные, групповые и культурные факторы влияют на проявление соответствия. В коллективистских культурах (например, в азиатских странах) уровень конформизма выше, поскольку в обществе поощряется коллективизм. В Европе и США уровень конформизма ниже из-за поощрения индивидуализма.
Размер группы влияет на проявление конформизма. Уровень конформизма повышается с ростом консенсуса трех и более членов группы, обладающих высоким статусом и привлекательностью для субъекта. В то же время, если хотя бы один член группы выражает другую точку зрения, уровень конформизма снижается. Например, в исследовании Аши он снизился с 33% до 5,5%.
Чем выше сплоченность группы, тем больше вероятность возникновения конформизма. Гомогенные группы также более склонны к конформизму, чем гетерогенные группы.
Более конформистскими являются люди с низким интеллектом, с низким уровнем творчества, социально пассивные, неустойчивые к стрессу, без чувства долга, безответственные, неуверенные в себе, в своей компетенции, во главе.
Женщины более конформисты, чем мужчины. Молодые люди чаще, чем взрослые, имеют жизненный опыт. Однако эта зависимость неоднозначна. Некоторые исследователи считают, что уровень конформизма снижается с 12-13 лет, в то время как другие, начиная с 15-16 лет, остаются неизменными.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что групповое давление – это воздействие группы на мнение и поведение отдельного ее члена. Групповое давление является одной из форм социального контроля. Эффективность воздействия группового давления на человека определяется степенью его конформности. В зависимости от сложившихся норм и ценностных ориентации групповое давление может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

2 Эмпирическое исследование поведения личности в ситуации группового давления

2.1 Методика исследования

С целью выявления поведения личности в ситуации группового давления, нами было проведено эмпирическое исследование.
Исследование проходило в общеобразовательной школе. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста: девочки и мальчики в количестве 20 человек.
Предварительно дети были разделены на 2 группы: по 10 учеников на каждую группу. Первую группу составили ученики, которые выступали в качестве «подставных» участников (подставная группа), во вторую группу вошли ученики, которые проходили эксперимент (экспериментальная группа). Данные дети не знали о том, что в первой группе дети подставные.
Исследование заключалось в проведении методики, которую предложил Соломон Аш.
Мы поместили испытуемых основной группы (то есть подставных ребят) в один кабинет, вступив заранее в сговор со всеми участниками данной группы. Далее приглашали в кабинет по одному ученику из экспериментальной группы. Участники основной группы должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый из экспериментальной группы.
Задания, которые были предложены к выполнению:
1) мы показывали два рисунка, на которых были нарисованы линии одинаковой длины, при этом, задача подставных детей заключалась в том, чтобы сказать, что эти линии разной длины;
2) мы показывали рисунок лебедя, при этом задача подставных детей заключалась в том, чтобы сказать, что на рисунке нарисован гусь;
3) мы показывали карточку с голубым цветом, при этом задача подставных детей заключалась в том, чтобы сказать, что данная карточка зелёного цвета.
После проведения эксперимента, мы подсчитали и проанализировали ответы детей экспериментальной группы. Анализ и обсуждение результатов представим в следующем параграфе.

2.2 Анализ и обсуждение результатов

С целью выявления поведения личности в ситуации группового давления, нами было проведено эмпирическое исследование.
Задания, которые были предложены к выполнению:
1) мы показывали два рисунка, на которых были нарисованы линии одинаковой длины.
2) мы показывали рисунок лебедя;
3) мы показывали карточку с голубым цветом.
Результаты, полученные в ходе проведения первого задания представим ниже (рисунок 1).

Рисунок 1 – Результаты задания №1 «Размер линии»

Таким образом, как видно из рисунка 1, 9 учеников экспериментальной группы согласились с большинством и сказали, что на рисунке линии разной длины, таким образом выбрав неправильный вариант. Лишь 1 ученица сказала, что линии одинаковые.
Результаты, полученные в ходе проведения второго задания представим на рисунке ниже (рисунок 2).


Рисунок 2 – Результаты задания №2 «Гусь или лебедь»

Таким образом, как видно из рисунка 2, 9 учеников экспериментальной группы согласились с большинством и сказали, что на рисунке нарисован гусь, таким образом выбрав неправильный вариант. Лишь 1 ученица сказала, что на рисунке изображён лебедь.
Результаты, полученные в ходе проведения третьего задания, представим ниже (рисунок 3).

Рисунок 3 – Результаты задания №3 «Какой цвет?»

Итак, как видно из рисунка 3, 8 учеников экспериментальной группы согласились с большинством и сказали, что карточка, которую им показывают – зелёного цвета, таким образом выбрав неправильный вариант. Лишь 2 ученика экспериментальной группы не согласились с остальными ребятами и сказали, что карточка голубого цвета, тем самым назвав правильный ответ.
Таким образом, подводя итог проведённому эмпирическому исследованию, можно сделать вывод о том, что большинство детей экспериментальной группы поддались давлению со стороны группы.

Заключение

Под групповым давлением обычно понимается влияние группы на человека, побуждающее его изменить свое поведение, убеждения и социальные установки в соответствии с групповыми стандартами.
В контексте группового давления часто говорят о конформизме, понимаемом как мера подчинения индивидуума групповому давлению, принятию или отказу от групповых норм и правил.
Механизмы группового давления и конформизма были наглядно продемонстрированы в известных экспериментах С. Эша в 1956 году.
В дальнейшем было проведено множество исследований, направленных на изучение явления конформизма, и описаны следующие условия, влияющие на силу группового давления и степень конформизма:
— Степень конформизма повышается, если задача действительно сложная или испытуемый чувствует себя некомпетентным;
— чем более сплочённой является группа, тем большую власть она имеет над своими членами;
— Чем больше степень конформизма проявляется, когда три или более человека сталкиваются с единогласным мнением;
-конформизм увеличивается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы значимы для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной и той же социальной среде;
— наибольшее влияние имеют люди с самым высоким статусом, на них легче оказывать давление, они чаще находятся в подчиненном положении;
— люди с низкой самооценкой в большей степени подвержены групповому давлению, чем люди с высокой самооценкой;
— Если хотя бы один союзник, давший правильный ответ, присоединится к человеку, который отстаивает свое мнение или сомневается в единогласном мнении группы, тенденция подчиняться давлению со стороны группы упадет;
— Более высокая степень конформизма проявляется у людей, когда им приходится говорить с другими, а не когда они записывают свои ответы в тетрадях. В то же время, выражая свое мнение публично, люди, как правило, продолжают придерживаться его. В результате исследований в области социальной психологии.
Эта закономерность была доказана: в конфликте между субъект-сенсорной и социальной информацией социальная информация в большинстве случаев побеждает.
Противоположными концепциями конформизма являются «независимое поведение» и «сопротивление групповому давлению». Не каждый человек в ситуации проявления группового давления по отношению к нему демонстрирует конформизм. В данном случае исследователи описали четыре типа поведения:
а) внешний конформизм — мнения и нормы группы принимаются человеком только извне, а внутри, на уровне самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, не выражает ее вслух. В принципе, это и есть истинный конформизм. Это тип поведения человека, который приспосабливается к группе;
б) внутренний конформизм — человек действительно усваивает мнение большинства и полностью соглашается с этим мнением, что свидетельствует о высоком уровне внушаемости этого человека. Это тип человека, который приспосабливается к группе;
в) негативизм — человек сопротивляется давлению со стороны группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою самостоятельную позицию, аргументирует, доказывает, стремится сделать свое индивидуальное мнение мнением всей группы, открыто заявляет об этом желании. Это тип поведения человека, который не приспосабливается к группе, а пытается адаптировать группу к самому себе;
г) нонконформизм — независимость, независимость норм, ценностей и суждений, не подверженных давлению со стороны группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.
В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, так как является одним из механизмов принятия групповых решений.
Во второй главе данной курсовой работы нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалось в выявлении поведения личности в ситуации группового давления.
В исследовании приняли участие 20 детей младшего школьного возраста, 10 из которых являлись «подставными».
Задания, которые были предложены к выполнению:
1) мы показывали два рисунка, на которых были нарисованы линии одинаковой длины, при этом, задача подставных детей заключалась в том, чтобы сказать, что эти линии разной длины;
2) мы показывали рисунок лебедя, при этом задача подставных детей заключалась в том, чтобы сказать, что на рисунке нарисован гусь;
3) мы показывали карточку с голубым цветом, при этом задача подставных детей заключалась в том, чтобы сказать, что данная карточка зелёного цвета.
Подводя итог проведённому эмпирическому исследованию, мы пришли к выводу о том, что большинство детей экспериментальной группы поддались давлению со стороны группы.

Список использованной литературы

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Феникс,2008. -264с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 264 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности : культур.-ист. понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М. : ACADEMIA: Смысл, 2014. — 563 с.
5. Базылевич, Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография / Т.Ф. Базылевич. — М.: Инфра-М, 2018. — 251 c.
6. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. — М.: КД Либроком, 2018. — 368 c.
7. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. — 2006. — № 1.
8. Бэрон Р., Керр Н. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2003. – 272с.
9. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. — М.: Издательство ЛКИ, 2016. — 202 c.
10. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика.— Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с
11. Крысько, В.Г. Психология. Особенности социализации личности / В.Г. Крысько. — Санкт-Петербург, 2011. — С. 15.
12. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс — 4-е междунар. изд. — СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. — 510 с.:ил. — (Мэтры психологии).
13. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2010. — 324 с.
14. Максименко, С.Д. Общая психология. Развитие группы в коллектив / С.Д. Максименко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 445 с.
15. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей: Пособие для учащихся. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
16. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
17. Овчарова, Р.В. Психология личности КГУ / Р.В. Овчарова. — Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2012. — 43 с.
18. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека : Парадигмы, проекции, практики. / А.Б. Орлов. — М. : Академия, 2010. — 275 с.
19. Петровский А.В. Психология в России, XX век. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — стр. 65-73, 83-113.
20. Сидоренков А.В. Механизм изменения личности и малой группы // Психол. вестник. Вып. 3. Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 2008.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и допол. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 672 с.
22. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. — М.: Academia, 2018. — 448 c.
23. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. — М., Проспект, 2007.
24. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии//Вопросы психологии. 1971. № 4.
25. Групповое давление и конформизм[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stream.com.ru/gruppovoe-davlenie-i-konformizm (дата обращения: 30.04.2020)
26. Групповая динамика. Ролевое поведение. Влияние группы на личность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/porm/porm22.htm (дата обращения: 30.04.2020)
27. Групповое поведение и поведение личности в группе [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/gruppovoe-povedenie.html (дата обращения: 30.04.2020)
28. Групповая сплоченность [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psiola-center.ru/company8.htm (дата обращения: 30.04.2020)
29. Изменения в поведении под влиянием группы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/strateg/strateg0177/ (дата обращения: 30.04.2020)
30. Основные характеристики группы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=31 (дата обращения: 01.05.2020)
31. Понятие и общая характеристика групп, их виды. Этапы развития групп [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://humeur.ru/page/ponjatie-i-obshhaja-harakteristika-grupp-ih-vidy-etapy-razvitija-grupp (дата обращения: 01.05.2020)
32. Психология малых групп и методы сплочения коллектива [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://summercamp.ru/ (дата обращения: 30.04.2020)
33. Типы влияний в группе [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=787 (дата обращения: 29.04.2020)
34. Факторы, влияющие на поведение группы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://studopedia.org/8-105274.html (дата поведения: 01.05.2020)
35. Феномены группового сознания и группового давления. Конформность, конформизм, нонконформизм [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infopedia.su/8x6b8e.html (дата поведения: 01.05.2020)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф