Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Повышение рентабельности внешнеторговых операций фирмы»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

глАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

  • Понятие и основные направления внешнеторговой деятельности фирмы.

1.2 Рентабельность как показатель эффективности  внешнеторговой деятельности фирмы.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО  «ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ».

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия АО «ШЗСА»

2.2 Оценка рентабельности внешнеэкономической деятельности                   АО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей».

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  АО «ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ».

3.1 Пути повышения рентабельности внешнеторговых операций фирмы.

3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по повышению рентабельности внешнеторговых операций фирмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики у каждого хозяйствующего субъекта появилась возможность самостоятельного выхода на международный рынок, что является значимым и важным аспектом их хозяйственной деятельности, так как благодаря выходу на международные рынки появляется возможность обрести новые каналы сбыта, повышения конкурентоспособности, снижения внутреннего странового риска за счет диверсификации.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что для эффективного управления внешнеторговой деятельностью предприятия, включающей как экспортные, так и импортные операции,  необходимо их грамотное и продуманное планирование, ориентированное на рентабельность осуществляемой деятельности.

Рентабельность внешнеторговых операций является объективной оценкой эффективности внешней предпринимательской деятельности предприятия и в то же время – необходимый инструмент проектно–инвестиционных решений в соответствии с потребностями мирового рынка и сложившейся рыночной и политической ситуацией. В этой связи является актуальным рассмотрение методики и оценки показателей рентабельности внешнеторговых  операций предприятия.

Цель курсовой  работы заключается в оценке и разработке направлений повышения рентабельности внешнеторговой деятельности  предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть теоретические основы внешнеторговой деятельности фирмы;

— дать оценку эффективности и рентабельности внешнеторговой деятельности  исследуемого предприятия;

—  разработать направления повышения рентабельности внешнеторговой деятельности исследуемого предприятия.

Предметом исследования является рентабельность внешнеторговой деятельности предприятия. Объектом  исследования выступает акционерное общество «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» (АО «ШЗСА»).

Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход.

Актуальные вопросы, связанные с изучением проблем бизнес-плана предприятия нашли свое отражение в работах отечественных и иностранных ученых, среди которых можно выделить работы таких авторов, как: А.В. Агапова, Н.Б. Корепанова, В.К. Скляренко, Р.И. Хасбулатова и др.

В качестве источников информации использованы нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучаемой проблеме, периодическая печать, годовые отчеты, учетно-отчетная документация АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

Понятие и основные направления внешнеторговой деятельности фирмы

 

Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля, которая представляет собой торговлю какой-либо страны с другими странами, состоящую из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Внешнеторговые операции подразделяются на несколько видов: экспорт, импорт, реимпорт, реэкспорт, таможенная территория и транзитные операции, рассмотрим их более подробно.

Экспортная операция — это вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства с последующей их реализацией на внешнем рынке. К товарам отечественного производства относятся и товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей  их основные качественные и технические характеристики[1].

Импортная операция, представляет собой ввоз товаров произведенных в другой стране, с их последующей реализацией на национальном рынке данной страны. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны и реэкспорта, а также товары, закупаемые для национальных предприятиях за границей.

После выхода России на мировой рынок, предприятия стали уделять большое внимание внешнеторговым операциям. Международная торговля становится выгодной для всех ее участников только тогда, когда возникает эффективная для каждой из сторон структура импорта и экспорта.

Для организации внешнеторговой деятельности обязательным является осуществление процедур, связанных с перемещением товара  от поставщика к клиенту. К ним относятся такие операции, как транспортные, транспортно-экспедиторские и страховые, а также операции, связанные с ведением международных расчетов. Следовательно, внешнеторговые операции содержат обширный комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

Расчеты по экспортно-импортным операциям осуществляются по ценам, которые определяются:

  1. Стоимостью ввезенного оборудования в комплекте с материалами и техническими услугами;
  2. Отчислениями на получение лицензии;
  3. Стоимостью проданной или купленной продукции на выставках или ярмарках через торговых партнеров;
  4. Стоимостью продукции, предоставленной иностранному контрагенту в аренду и перевозимой через кордоны таможни (учитывается раздельно) и т.д.

Для ясного и единообразного понимания прав и обязанностей продавцов и покупателей по доставке и страхованию товара разработаны базисные условия поставки, или Инкотермс. Сфера действия Инкотермс ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров.

В каждом из 11 базисных условий расписаны обязанности покупателя и продавца по доставке товаров и установлен момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя.

Учет условий поставки важен для определения таможенной стоимости, так как расходы на доставку товара могут достигать до 50% от стоимости товара, а в случае доставки авиатранспортом могут и превышать его цену. Транспортные расходы легко разложить на составляющие и рассчитать стоимость таможенных пошлин и долю в транспортных расходах[2].

В Инкотермс-2010 насчитывается 11 терминов, которые делятся на 2 группы в зависимости от вида транспорта. Это правила для любого вида (видов) транспорта и правила для морского и внутреннего водного транспорта (рис. 1.1).

Рисунок  1.1 – Условия поставки Инкотермс-2010

Первая группа включает в себя термины, которые могут быть использованы независимо от способа перевозки и количества видов транспорта. Во второй группе находятся термины, где пункт отправки и место доставки является портом.

Термин Инкотермс представляет собой аббревиатуру из 3 букв, 1 буква указывает на точку перехода обязательств от продавца к покупателю:

E (Место отправки (Departure)) — у места отправки;

F (Основная перевозка не оплачена (MainCarriageUnpaid)) — у терминалов отправления основной перевозки;

C (Основная перевозка оплачена (MainCarriagePaid)) — у терминалов прибытия основной перевозки;

D (Доставка (Arrival)) — у покупателя.

Условия поставки Инкотермс 2010 не являются международным договором. Однако если в договоре есть ссылки на условия поставки Инкотермс 2010, то при внешнеэкономических спорах органы государства обязаны учитывать его положения. В России базисные условия поставки Инкотермс 2010 носят рекомендательный характер. Юридическую силу носят только положения контракта, имеющие ссылку на эти правила. Если в контракте есть ссылка на базис поставки Инкотермс, но некоторые пункты контракта им противоречат, то учитываться будут именно эти пункты. Для того, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы.

Договор купли-продажи предполагает  заключение каждой стороной ряда соглашений с банками, страховыми и транспортными компаниями.  При осуществлении экспортно-импортных операций (сделок) применяются различные формы экономико-финансовых отношений между экспортером и импортером товаров. К ним относятся: бартер, клиринг, расчет в свободно конвертируемой валюте. Под бартером или бартерным обменом понимают такой договор мены, при котором происходит переход права собственности на объекты договора между его сторонами без использования средств платежа (например, денег). Клиринг — процедуры регистрации, предоставления гарантии и окончательных расчетов по фьючерсным или опционным сделкам. Свободно конвертируемая валюта это валюта осуществление расчетов, в которой возможно не только в стране, которая ее ввела в обращение, но и за ее территорией.

Изучение конъюнктуры мирового рынка, образование экспортных ресурсов для их продажи на мировом рынке, поиск и выбор клиента для заключения контракта с ним и заключение и исполнение контрактов-все это является основными этапами организации экспортно-импортных операций.  Исследование мирового рынка, его структуры, емкости и конкурентов, способствует установлению возможной прибыльной продажи,  или бартера товара на приемлемую сумму или товар.

Чтобы продукция была конкурентоспособной, необходимо провести анализ ресурсного обеспечение предприятия — сырьевого, финансового, технического, кадрового и т.д. Ответственным фактом  организации экспортно-импортных операции является выбор клиентов. Поиск происходит на различных ярмарках, выставках, справочниках, в СМИ и Интернете. После того, как контрагент выбран, необходимо провести анализ его деятельности, его положения на мировом рынке и показателей  деятельности.

Внешнеторговые операции оформляются в следующей последовательности:

  1. Направляется предложение потенциальному клиенту.
  2. Подтверждается заказ покупателем.
  3. Проводятся переговоры для заключение контракта.
  4. Оформляется и подписывается контракт.

Сделка купли–продажи осуществляется благодаря основному международному контракту, в котором указывается содержание всех условий, порядок их исполнения, условия платежа. Международный контракт купли-продажи состоит из разделов, которые делятся на преамбулу (вводная часть),  предмет контракта,  объем поставок, цена платежа,  качество товара,  сроки поставки,  базисные условия поставки, порядок сдачи-приемки товара,  условия о гарантиях и санкциях, арбитраж, форс-мажорные обстоятельства, транспортные условия. Необходимо также приобрести лицензию, если сделка совершается с лицензируемым товаром, а для пропуска товаров через границу отправитель должен заполнить грузовую таможенную декларацию[3].

Таким образом, изучив основы организации внешнеторговых операции в РФ, можно сделать вывод, что основной их функция ей является соискание контрагента, установление с ним взаимного контакта, проведение переговоров о заключение сделки и заключение с ними договора. Основными этапами организации экспортно-импортных операций, является изучение конъюнктуры мирового рынка, образование экспортных ресурсов для их воплощения на мировом рынке, поиск и выбор клиента для заключения контракта с ним и заключение, и исполнение контрактов. Сделка купли–продажи осуществляется благодаря основному международному контракту, в котором указывается содержание всех условий, порядок исполнения их, условия платежа.

1.2 Рентабельность как показатель эффективности  внешнеторговой деятельности фирмы

 

Эффективность любой деятельности предприятия выражается с  помощью отношения полученного за период анализа результата к затратам, которые предприятие осуществило при его достижении. Целевая ориентация такого отношения — стремление к максимизации прибыли. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.

Анализ эффективности внешнеэкономической деятельности коммерческой организации позволяет:

  • оценить ее эффективность и на этой основе определить стабильность развития экспортно-импортных операций;
  • охарактеризовать эффективность внешнеэкономической деятельности организации в условиях ограниченной информации (информационного вакуума);
  • определить возможные варианты динамики эффективности внешнеэкономической деятельности организации исходя из сложившейся и перспективной структуры связей между оценочными показателями;
  • исследовать возможные последствия управленческих решений, связанных с динамикой и структурой внешнеэкономической деятельности организации, проводимой внешней политики с точки зрения эффективности.

Под годовым валовым доходом понимается стоимость реализованных за отчетный год экспортных, реэкспортных и импортных товаров (работ, услуг), определенная по экспортным и внутренним ценам (для импортеров) за исключением себестоимости товаров. Коэффициент рентабельности вычисляется по формуле

Кр = ВД / СО,                                                 (1.1)

где Кр — коэффициент рентабельности;

ВД — валовой доход организации за год;

СО — среднегодовая стоимость оборотных средств[4].

При высоких темпах инфляции, когда рублевая выручка обесценивается практически ежедневно, нужно определять потери оборотного капитала от повышения курса доллара за предполагаемый срок реализации импортного и экспортного товаров. Для минимизации таких потерь организациям следует заключать договоры на продажу товаров еще до заключения контракта на их поставку, поскольку увеличение продолжительности исполнения, например по импортной сделке, является основным риском потерь оборотного капитала при переводе его в долларовый эквивалент.

Для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности могут быть вычислены показатели рентабельности:

  • продаж;
  • организации;
  • активов;
  • основного капитала;
  • собственного капитала.

Рентабельность продаж определяется организацией как отношение прибыли к объему реализованной экспортно-импортной продукции, умноженное на 100%:

Рпр= П/В- 100%,                                     (1.2)

где Рпр — показатель рентабельности экспортной продукции (импортных товаров);

П — показатель прибыли от реализации экспортно-импортной продукции;

В — показатель выручки от экспорта и реализации импорта на внутреннем рынке (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)[5].

Анализ рентабельности продажи экспортно-импортных товаров может осуществляться за отчетный год в сравнении с прошлым периодом, в разрезе отчетных периодов, по товарным группам и отдельным товарам, в динамике за определенный временной период (3, 5, 10 лет и т.д.) в целях изучения тенденции изменения показателя рентабельности.

Анализ рентабельности внешнеэкономической деятельности может также осуществляться отдельно по экспортным и импортным сделкам.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО  «ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
АО «ШЗСА»

 

Акционерное общество «Шумерлинский завод специализированных автомобилей» (далее АО «ШЗСА») является одним из старейших предприятий России.

Завод был основан в 1929 г. на основе товарищества «Труженик», которое занималось заготовкой леса, и его переработкой и стал первым промышленным предприятием города Шумерля. Первой продукцией завода были пиломатериалы и деревянные детали сельхозмашин.

В 1943 г. предприятие было преобразовано в завод «Комбайндеталь», которое через несколько лет перешло к выпуску продукции машиностроения и производству передвижных мастерских для тракторных бригад.

В 1967 г. на заводе было создано Конструкторское бюро по ремонтным мастерским и автофургонам. На его базе впоследствии было разработано более 300 различных видов подвижных ремонтных средств и специализированных автомобилей.

В 1968 г. предприятие становится поставщиком специальной техники на базе отечественных автомобилей и получает название «Завод специализированных автомобилей».

В 1993 году ШЗСА вошел в состав Корпорации «Проект-техника».

Сегодня АО «ШЗСА» – современное, динамично развивающееся предприятие и занимается производством подвижных специализированных комплексов и модулей. Специализация завода — это производство:

  • подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации;
  • обитаемых модулей постоянного и переменного объема;
  • комплексов мобильной техники различного назначения;
  • энергетических комплексов.

В настоящее время АО «ШЗСА» является одним из основных поставщиков спецтехники для МВД России, также поставляет технику для ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения. Завод выполняет роль экспериментальной базы по созданию новой специальной подвижной техники. С 1992 г. на заводе были испытаны и пущены в производство 60 образцов специализированной техники.

Предприятие выпускает специализированную продукцию, отличающуюся высокой степенью точности и надежности. Качество продукции подтверждено многочисленными дипломами и наградами. Важнейшим условием деятельности предприятия является повышение уровня доверия и удовлетворенности партнеров, которое достигается за счет неизменного улучшения качества выпускаемой продукции.

Учитывая тенденции мирового рынка и внимание мирового экономического общества к вопросам обеспечения качества, требования российского законодательства и государственного заказчика в лице Министерства Обороны РФ, руководство АО «ШЗСА» разработало и ввело в действие систему менеджмента качества, построенную по принципам, установленным в стандартах ГОСТ ISO 9001 и ГОСТ РВ 0015-002.

Впервые система качества на предприятии прошла сертификацию в органах по сертификации систем качества ГОСТ Р и «Военный Регистр» при Институте испытаний и сертификации вооружения и военной техники (ИнИс ВВТ) в августе 2001 года. Последняя ресертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ РВ 0015-002-2012 и ГОСТ ISO 9001-2011 была проведена в 2015 г.

Предприятие расположено по адресу: Чувашская республика, г. Шумерля,  ул. Щербакова, 60.

Организационная структура предприятия АО «ШЗСА» линейно-функциональная, представлена на рисунке 2.1.

Зам. генерального директора по общим вопросам
Юридический отдел
Отдел кадров
Административно-хозяйственный отдел

 

Служба охраны

 

Технический директор
Компьютерно-техни-ческий центр

 

Служба по качеству и сертификации

 

Отдел главного механика

 

Зам. генерального директора по финансам
Финансово-экономический  отдел
Служба охраны

 

Отдел по формированию заказов и заключению  договоров
Генеральный директор
Совет директоров
Зам. генерального директора по производству
Зам. генерального директора по развитию и продажам
Отдел материально-технического снабжения

 

 

Отдел маркетинга

 

Производственно-технический отдел

 

Основные

цеха

 

Технический отдел

 

Отдел главного энергетика

 

 

Коммерческий отдел
Главный         бухгалтер
Бухгалтерия
Зам. генерального директора по общим

вопросам

Юридический отдел
Отдел кадров
Административно-хозяйственный отдел

 

Бюро отгрузки

 

Рисунок 2.1 — Структура управления АО «ШЗСА»

В АО «ШЗСА» существуют линейные и функциональные связи между подразделениями и работниками. Линейные связи отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Функциональные связи в структуре управления повышают его эффективность за счет участия в работе квалифицированных специалистов, хорошо знающих конкретные области производства и управления и подготавливающих обоснованные решения. Такая структура управления позволяет разгрузить линейных руководителей от необходимости — детального знания всех сторон управления.

В таблице 2.1 приведены основные показатели и финансовые результаты деятельности АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг.

Таблица 2.1 – Экономические показатели деятельности АО «ШЗСА» за          2015 – 2017 гг.

Показатель Годы Отклонение (+/-) Темп изменения,%
2015 2016 2017 2017 г.

от

2015 г.

2017 г.

от

2016 г.

2017 г.

к

2015 г.

2017 г.

к

2016 г.

Выручка, тыс. руб. 6440046 8549450 4074882 2109404 -4474568 132,8 47,7
Расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб. 4653970 6401679 3244815 1747709 -3156864 137,6 50,7
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 1112547 1346396 123963 233849 -1222433 121,0 9,2
Чистая прибыль, тыс. руб. 919629 891266 7212 -28363 -884054 96,9 0,8
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 531816 512076,5 445752,5 -19739,5 -66324 96,3 87,0
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 4190844 4298300 1395051 107456 -2903250 102,6 32,5
Фондоотдача, руб. 12,11 16,7 9,14 4,59 -7,56
Фондоемкость, руб. 0,08 0,06 0,11 -0,02 0,05
Оборачиваемость оборотных активов, периоды 1,54 1,99 2,92 0,45 0,93 129,2 146,8
Период оборота оборотных активов, дни 238 184 125 -54 -59,0409 77,3 67,9
Среднесписочная численность персонала, чел. 1139,5 1172 1220,5 32,5 48,5 102,9 104,1
Производительность труда, тыс. руб./чел. 5651,64 7294,75 3338,70 1643,11 -3956,05 129,1 45,8
Среднемесячная заработная плата, руб. 33,5 34,2 34,5 0,7 0,3 102,1 100,9
Рентабельность  деятельности, % 17,28 15,75 3,04 -1,53 -12,71

 

За период 2015 – 2016 гг. произошла положительная динамика основных показателей деятельности АО «ШЗСА», так положительно можно оценить рост выручки предприятия (50,11 % за 2016 г.) и прибыли  от продажи – 83,94 % за 2016 г.

Однако уже за 2017 г. все показатели деятельности АО «ШЗСА» имеют отрицательную динамику, за 2017 г. снизилась выручка (на 52,3 % или 4474568 тыс. руб.); прибыль от продаж снизилась еще более большими темпами – на 90,8 % (ее значение за 2017 г. составило 123963 тыс. руб. против ее значения за 2016 г.  1346396 тыс. руб.). Значительное снижение также наблюдается по показателю чистой прибыли, ее значение сократилось более чем в 99 раз. Значительное снижение и сокращение показателей вызвано тем, что предприятию пришлось сократить продажи ввиду санкционного режима стран Евросоюза, Украины и др. Негативным в деятельности АО «ШЗСА» является снижение рентабельности продаж за период 2015 — 2017 гг.

Произведенная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности позволила установить, что в целом предприятие функционирует достаточно эффективно, предприятие прибыльно и рентабельно, однако объемы продаж сокращаются, и снижается результативность функционирования.

Так как значительная часть продукции АО «ШЗСА» отправляется на экспорт, на предприятии создан коммерческий центр, функциями которого является организация внешнеторговых операций. Ниже на рисунке 2.2 представлена структура коммерческого центра.

Задачами коммерческого центра АО «ШЗСА» являются:

  1. Изучение конъюнктуры рынка и планирование экспорта товаров и услуг;
  2. Увеличение номенклатуры и повышение конкурентоспособности экспортных товаров;
  3. Лицензированию и декларированию экспортных и импортных грузов АО «ШЗСА», проведение совместно с отделами и другими подразделениями АО «ШЗСА» оперативной контрактной работы по выполнению плановых заданий по объемам реализации продукции и денежных поступлений;
  4. Участие в международных выставках, семинарах и других мероприятиях.

 

Начальник отдела
 

Заместитель начальника отдела

 

Переводчик

 

Ведущий менеджер

Зам. начальника отдела по таможенным вопросам
Главный специалист по валютному контролю
Экономист
Бухгалтер
Специалист по оформлению отгрузочных документов
Менеджер по импортным операциям
Менеджер по экспортным операциям
Специалист по нетарифному регулированию
Ведущий специалист по декларированию

Рисунок 2.2 — Организационная структура коммерческого цента АО «ШЗСА»

Для осуществления  перечисленных задач коммерческий центр выполняет следующие работы:

  • раскрывает возможности АО «ШЗСА» в экспорте продукции; реализует экспортно-импортные операции;
  • совершает ряд работ по таможенному оформлению экспортных и импортных грузов АО «ШЗСА;
  • проводит ежемесячное планирование денежных расходов на таможенное оформление грузов;
  • осуществляет экономическое обоснование внешнеторговых контрактов, контроль над их исполнением, обобщение и учет объемов реализации и денежных поступлений, сравнительный анализ издержек обращения, выявление и ликвидацию экономически необоснованных расходов;
  • изучает конъюнктуру товарных рынков.

Изучая конъюнктуру мировых рынков, коммерческий центр АО «ШЗСА» находит потенциальных клиентов, их география такова: СНГ-Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан;  Европа – Финляндия, Азия, Африка.

АО «ШЗСА» владеет большим количеством партнеров во многих странах мира. Потенциальные клиенты могут  узнать об АО «ШЗСА» благодаря Интернету или ярмаркам – выставкам.

Планирование внешнеэкономической деятельности АО «ШЗСА» осуществляется наряду с планированием предпринимательской деятельности в рамках отечественного рынка и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана – плана внешнеторговой или внешнеэкономической деятельности. В составлении плана внешнеэкономической деятельности предприятия принимают участия коммерческий отдел, бухгалтерия и финансово-экономический отдел, разработанный план согласуется со всеми службами предприятия и утверждается генеральным директором.

При реализации продукции на внешнеторговом рынке АО «ШЗСА» использует метод определения внешнеторговой (экспортной) цены на основе конкурентных материалов (конкурентных продуктов на мировом рынке). При этом основной целью ценовой политики является обеспечение максимальной выручки предприятия при внешнеторговых операциях. Последовательность нахождения внешнеторговой цены на основе конкурентных продуктов на рынке следующая:

  • Выявляются производители и товары-конкуренты.
  • Собирается и систематизируются все данные по ценам и объемам продаж, а также рынкам сбыта по отобранным товарам-конкурентам.
  • Принимается базовая мировая цена на производимый товар на основе систематизированной информации.
  • Рассчитывается цена внешнеторгового контракта на базе собранных материалов.

В конечном итоге рассчитанная цена товара корректируется на таможенный тариф.

Далее дадим оценку эффективности и рентабельности внешнеторговых операций предприятия за 2015 – 2017 гг.

 

2.2 Оценка рентабельности внешнеэкономической деятельности                   АО «Шумерлинский завод специализированных автомобилей»

 

В настоящее время АО «ШЗСА» является крупнейшим в России производителем подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации; обитаемых модулей; мобильных энергетических комплексов. АО «ШЗСА» осуществляет поставки продукции, как на внутренние, так и на внешние рынки.

Рассмотрим положение предприятия на внешнем рынке и определим перспективы его развития. Для этого проанализируем динамику продаж продукции АО «ШЗСА» за анализируемый период.

Таблица 2.2 — Динамика продаж АО «ШЗСА» на внутреннем и внешнем рынке за 2015 – 2017 гг., тыс. руб.

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. Отклонение (+/-)
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % 2016 г.

от

2015 г.

2017 г. от

2016 г.

1. Выручка от продаж в РФ 5121699 79,5 7312133 85,5 3355491 82,3 2627330 -3956642
2. Выручка от экспорта 1318347 20,5 1237317 14,5 719391 17,7 -517926 -517926
Итого 6440046 100 8549450 100 4074882 100 2109404 -4474568

 

По таблице 2.2 можно проследить тенденцию к росту общего объема продаж АО «ШЗСА» на 2109404 тыс. руб. за  2016 г. Это произошло за счет роста объема продукции, реализуемой на внутреннем рынке страны, что было обусловлено перераспределением внешних и внутренних оборонных заказов. За 2017 г. падают как совокупные продажи, так и продажи на внутреннем рынке. Объем продукции, реализуемой на внешнем рынке, неуклонно снижается и за 2017 г. достигает 719391 тыс. руб., что на 42 % ниже показателя предыдущего года.

На рисунке 2.3 представлена динамика изменения структуры продаж АО «ШЗСА». По данным рисунка 2.3, удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме продаж имеет тенденцию к снижению с 20,5 % за 2015 г. до  17,7 % за 2017 г. Сравнительный анализ реализации продукции на внешнем и внутреннем рынке показал, что доля экспорта АО «ШЗСА» в общем объеме продаж низка, но есть резервы для наращивания объема экспорта. Поэтому предприятию следует искать новые рынки сбыта.

Рисунок 2.3 – Структура объемов продаж АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг.

 

Ассортимент продукции и структура внешнеторговых продаж  АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг. представлены в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3 – Структура и динамика внешнеторгового оборота АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг.

Наименование продукции 2015 г. 2016 г. 2017 г. В среднем за 3 года
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Подвижные  средства технического обслуживания 292707 22,2 324231 26,2 110112 15,3 242313 22,2
Модули  постоянного и переменного объема 494394 37,5 386058 31,2 175491 24,4 351981 32,2
Мобильные  энергетические комплексы 276834 21 304362 24,6 235209 32,7 272172 24,9
Прочее 254412 19,3 222666 18 198579 27,6 225219 20,6
Итого 1318347 100 1237317 100 719391 100 1091685 100

 

Графически структура внешнеторгового оборота АО «ШЗСА» представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Структура внешнеторгового оборота АО «ШЗСА»                         за 2015 – 2017 гг., %

Основную долю в структуре реализуемой на внешнем рынке  продукции АО «ШЗСА»  занимает продажа модулей постоянного и переменного объема –  32,2 %. Второе место в структуре продаж составляет группа «мобильные энергетические комплексы» (24,9 %). Доля подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации составила 22,2 %. Доля продаж прочей продукции завода на внешнем рынке составила 20,6 %.

В таблице 2.4 представлена оценка внешнеторгового оборота                    АО «ШЗСА».

Таблица 2.4 – Состав и структура внешнеторгового оборота АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг.

Наименование Результаты ассортиментных групп Эффективность ассортиментных групп
Объем продаж, тыс. руб. Себестоимость,

тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб. Рентабельность,

%

Подвижные  средства технического обслуживания 242313 227550 14763 6,1
Модули  постоянного и переменного объема 352092 389832 -37740 -10,7
Мобильные  энергетические комплексы 272172 320679 -48507 -17,8
Прочее 225219 290487 -65268 -29
Итого 1091685 1228548 -136863 -12,5

 

Таким образом, в целом, для АО «ШЗСА» сбытовая внешнеторговая политика оказалась убыточной практически по всем товарным группам. Исключение составляют только раскройно-ленточные машины, рентабельность данной товарной группы составила 6,1 %. На рисунке 2.5 приведена матрица БКГ ассортиментных групп  АО «ШЗСА»:

«звезда»:

Подвижные  средства технического обслуживания

«трудный ребенок»:

Мобильные  энергетические комплексы

«дойная корова»:

Модули  постоянного и переменного объема

«собака»:

Прочая продукция

 

 

Рисунок 2.5 – Матрица БКГ ассортиментных групп АО «ШЗСА»

Таким образом, в результате изучения внешнеторгового оборота АО «ШЗСА» были получены следующие данные:

  1. Группа «Звезды»: подвижные средства технического обслуживания. Для данной ассортиментной группы характерны высокий рост объёма внешнеторговых продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большую прибыль.
  2. Группа «Дойные коровы» («Денежные мешки»): модули постоянного и переменного объема. Для данных ассортиментных групп характерны высокая доля на рынке, но низкий темп роста внешнеторгового объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и при грамотной ценовой политике могут обеспечивать хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд».
  3. Группа «Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»): прочая продукция. Темп роста внешнеторговых продаж высокий, однако, часть рынка низкая, продукт низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться.
  4. Группа «Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса»): мобильные энергетические комплексы. Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками.

В организации АО «ШЗСА» используется партнерский канал организации продаж. На данный момент АО «ШЗСА» реализует продукцию напрямую покупателям по заключенным договорам.

В таблице 2.5 приведено распределение внешнеторгового оборота АО «ШЗСА» по регионам сбыта за 2015 – 2017 гг.

 

Таблица 2.5 – Структура рынка внешнеторгового оборота АО «ШЗСА»  за 2015 – 2017 гг.,  %

Продукт Узбекистан Финляндия Украина Казахстан Белоруссия Другие
Подвижные  средства технического обслуживания 12,1 24,0 32,6 7,2 18 6,1
Модули  постоянного и переменного объема 24 17,2 15,9 5,6 22 15,3
Мобильные  энергетические комплексы 59,6 12,3 7,6 4,9 12,3 3,3
Прочее 41,3 21,8 14,6 12,1 9,6 0,6

 

Графически рынок продаж предприятия обозначено на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Структура внешнего рынка продаж АО «ШЗСА»                                            за 2015 – 2017 гг.,  %

Как видно из приведенной таблицы, основным рынком сбыта за 2015 – 2017 гг. для АО «ШЗСА» являлись Узбекистан, Украина и Финляндия, но с учетом санкционного режима в 2017 г. продажи на рынок Украины перестали осуществляться. Доля рынка Узбекистана для предприятия незначительная по таким группам как «подвижные  средства технического обслуживания» (12,1%). Доля белорусского рынка сбыта также не высокая.

Таким образом, предприятию необходимо активнее продвигать на белорусский рынок свою продукцию.

Дадим оценку обеспеченности предприятия внешнеторговыми заказами за 2015 – 2017 гг.

Таблица 2.6 – Обеспеченность АО «ШЗСА» внешнеторговыми заказами за 2015 –  2017 гг.

Вид продукции Объем поставки по заключенным договорам,

тыс. руб.

Остаток готовой продукции на начало года,

тыс. руб.

План производства продукции на год,

тыс. руб.

Обеспеченность продукции внешнеторговыми договорами,

%

Подвижные  средства технического обслуживания 242313 30636 206016 97,7
Модули  постоянного и переменного объема 352092 56610 282717 96,4
Мобильные  энергетические комплексы 272172 23532 183594 76,1
Прочее 225219 11322 209790 98,2
Итого 1093683 122100 882117 91,8

 

Как видно из таблицы 2.6, план выпуска прочей продукции и  подвижных  средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации за 2015 – 2017 гг. почти полностью был полностью обеспечен внешнеторговыми договорами на поставку продукции. По группам «мобильные  энергетические комплексы» и «модули постоянного и переменного объема» запланированный выпуск продукции был обеспечен внешнеторговыми договорами на поставку соответственно на 76,1 и 97,7 %. В результате предприятию пришлось пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес модулей  постоянного и переменного объема и мобильных  энергетических комплексов и увеличив долю выпуска подвижных средств технического обслуживания и прочей продукции. В связи с этим можно сделать заключение, что предприятие активно реагирует на конъюнктуру мирового рынка, на изменение внешнеторгового спроса, внося соответствующие корректировки в производственную программу.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, проанализируем динамику остатков готовой продукции (табл. 2.7).

Таблица 2.7 – Остатки готовой продукции АО «ШЗСА» усреднено                                           за 2015 – 2017 гг., тыс. руб.

Вид продукции Остаток на начало 2015 г. Фактический выпуск продукции Объем реализации продукции Остаток готовой продукции

на конец 2017 г.

Подвижные  средства технического обслуживания 276 2017 2183 108,0
Модули  постоянного и переменного объема 510 2547 3172 874,0
Мобильные  энергетические комплексы 212 1978 2452 7,0
Прочее 102 2152 2029 71,0
Итого 1100 8692 9853 1060

 

Из таблицы 2.7 видно, что за отчетный период 2015 – 2017 гг. сократились незначительно  остатки нереализованной продукции, особенно по мобильным  энергетическим комплексам, подвижным  средствам технического обслуживания и группе прочей продукции. По товарной группе «модули  постоянного и переменного объема», спрос на которые снизился, остатки готовой продукции выросли, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции на внешнем рынке. В противном случае, если эта продукция будет не востребована покупателями, предприятие будет и дальше получать убытки в размере фактических затрат на ее производство и хранение.

Таким образом, подводя итог анализа внешнеторговой деятельности АО «ШЗСА», можно сделать следующие выводы:

  1. Все показатели внешнеторговой деятельности предприятия за 2015 – 2017 гг. ухудшили свои значения. В целом, за анализируемый период внешнеторговый оборот являлся убыточным и нерентабельным. При этом объем производства и продаж для внешнего рынка сократился на 41,9 % за 2017 г., что обусловлено прекращением договорных отношений с предприятиями Украины (основной сегмент продаж до 2017 г.).
  2. В настоящий момент, при неблагоприятной политической и экономической ситуации, АО «ШЗСА» сокращает объемы продаж. С 2017 г. прекращены договорные отношения с основными потребителями продукции предприятия (Украина, Финляндия), что снизило значительно объемы продаж АО «ШЗСА». Вместе с тем, спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке стабилен, низкоэластичен по цене и имеет некоторый потенциал роста. Реализуемая продукция отвечает запросам мировых потребителей, но условия санкционного режима не дают предприятию развиваться в полном объеме.
  3. В АО «ШЗСА» используется партнерский канал организации внешнеторговых продаж. На данный момент АО «ШЗСА» реализует продукцию напрямую иностранным покупателям по заключенным внешнеторговым договорам. При реализации продукции на внешнеторговом рынке АО «ШЗСА» использует метод определения внешнеторговой (экспортной) цены на основе конкурентных материалов (конкурентных продуктов на мировом рынке). При этом основной целью ценовой политики является обеспечение максимальной выручки предприятия при внешнеторговых операциях.
  4. Основную долю в структуре внешнеторгового оборота АО «ШЗСА» занимает продажа обитаемых модулей  постоянного и переменного объема –  32,2 %. Второе место в структуре продаж составляет группа «мобильные  энергетические комплексы» (24,9 %). Доля подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации и прочей продукции составила 22,2 и 20,6 % соответственно. В целом, для АО «ШЗСА» внешнеторговая политика оказалась убыточной практически по всем товарным группам. Исключение составляют только средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации и прочей продукции, рентабельность данной товарной группы составила  6,1 %.

За отчетный период 2015 – 2017 гг. сократились незначительно  остатки нереализованной продукции, предназначенной для внешнеторговых продаж, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции на внешнем рынке. В противном случае, если эта продукция будет не востребована покупателями на внешнем рынке, то предприятие будет и дальше получать убытки в размере фактических затрат на ее производство и хранение.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  АО «ШУМЕРЛИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

3.1 Пути повышения рентабельности внешнеторговых операций фирмы

 

Из проведенного анализа внешнеторговой деятельности АО «ШЗСА» было выявлено, что, несмотря на эффективное управление развитием экспорта АО «ШЗСА» происходит значительное снижение объемов экспорта товаров и снижение зарубежных рынков сбыта продукции. Исходя из этого, возникает необходимость в поиске новых возможностей развития экспортной деятельности предприятия и повышения ее рентабельности.

В настоящий момент, при неблагоприятной политической и экономической ситуации в стране, АО «ШЗСА» сокращает объемы внешнеторгового оборота. Реализуемая продукция, работы и услуги отвечают запросам иностранных потребителей, но условия санкционного режима и нерациональная ценовая политика установления экспортных цен, ориентированных на рост выручки предприятия не дают АО «ШЗСА» развиваться в полном объеме, что снижает рентабельность всей внешнеторговой деятельности предприятия.

Таким образом, для АО «ШЗСА» в настоящий момент для повышения уровня рентабельности внешнеэкономической деятельности является актуальным выбор метода ценообразования по внешнеторговым контрактам.

При обосновании и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь ясное представление о характере внешнеторговой сделки, которая определяет характер установления цены на товар:

  • применение цен импортных и экспортных операций;
  • цены в условиях оплаты наличными платежами;
  • цены, складывающиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

Продавец-экспортёр может определить цену товара следующими основными методами:

  • на основе произведенных издержек производства;
  • на основе уровня спроса на реализуемый товар;
  • исходя из сложившегося уровня цен конкурентов.

Учитывая полученные результаты для АО «ШЗСА» предлагается изменить внешнеторговую ценовую стратегию в процессе бизнес-планирования  и перейти от метода установления цены на основе цены конкурентных товаров, ориентированных на рост выручки предприятия,  к методу установления цены на основе жизненного цикла товаров и ценовой эластичности.

На начальном этапе разработки рекомендаций по внедрению предлагаемого метода установления экспортной цены на продукцию предприятия, реализуемую по внешнеторговым контрактам, дадим характеристику жизненному циклу продукции АО «ШЗСА». Жизненный цикл продукции (работ и услуг) — одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности какого-либо вида товара или услуги. Жизненный цикл подразделяется на четыре этапа:

  1. Этап внедрения на рынок — период медленного роста сбыта по мере выхода организации на рынок. В связи с большими затратами по выведению организации а на рынок прибыли на этом этапе нет.
  2. Этап роста — период быстрого восприятия товаров рынком и роста прибылей.
  3. Этап зрелости — период замедления темпов сбыта услуг в связи с тем, что услуги восприняты большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту организации от конкурентов.
  4. Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта, и снижением прибыли. Падение идет до тех пор, пока организация начнет оказывать эти же услуги, но с улучшенными качествами или совершенно новые услуги.

Рассчитаем жизненный цикл продукции АО «ШЗСА»:

  1. Среднее значение изменения выручки:

μ = (1318347+1237317+719391)/3 = 1091685

  1. Среднее квадратическое отклонение:

=265322

  1. Граничные уровни для изменения выручки:

μ — 0,5σ = 1091685 – 0,5 × 265322 = 959024 тыс. руб.

μ + 0,5σ =1091685 + 0,5 × 265322 = 1224346 тыс. руб.

Сравнения изменений выручки с граничными уровнями позволяет сделать выводы о фазе ЖЦТ (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Определение фазы ЖЦТ продукции АО «ШЗСА»

Годы Сравнение ∆Вi с граничными условиями Фаза ЖЦТ
2015 1318347> 1224346 Роста
2016 1237317 > 1224346 Роста
2017 719391 < 959024 Спада

 

 

Графически ЖЦТ продукции АО «ШЗСА» представлен на рисунке 2.7.

 

Этап спада
Этап зрелости
Этап роста

 

 

 

Рисунок 2.7 – Жизненный цикл продукции  АО «ШЗСА»

Как видно из приведенных данных на конец 2017 г. продукция предприятия находится на стадии спада, который проявляется в снижении спроса и появлении убытков. Поскольку объемы внешнеторгового оборота  и перспективы прибыли снижаются. Спад проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, увеличение затрат на маркетинг могут только продлить эту стадию, но не решить проблемы эффективности деятельности АО «ШЗСА».

 

3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по повышению рентабельности внешнеторговых операций фирмы

Первой задачей АО «ШЗСА» является выявление продукции, перешедшей на этап упадка. Затем руководство в отношении каждой товарной группы, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли ее, «собрать последний урожай», или поставить на нем крест.

В целом, как показали результаты проведенного анализа, для АО «ШЗСА» рентабельной является только товарная позиция «средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации» — 6 %, остальные позиции находятся на стадии спада и руководству предприятия стоит по данным группам товаров установить метод ценообразования исходя из их жизненного цикла с учетом  показателя эластичности цены товара.  Основой ценообразования для предприятия должно явиться установление такой экспортной цены на продукцию, при которой предприятие перестанет нести убытки и его работа станет рентабельной. Таким образом, разработаем ценовую политику исходя из показателей жизненного цикла с учетом эластичности спроса на продукцию АО «ШЗСА», которая будет положена в основу бизнес-планирования внешнеэкономической деятельности предприятия.

Определим коэффициенты ценовой эластичности товарной позиции «подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации» (табл. 3.2).

Таблица 3.2 – Эластичность внешнеторгового спроса на товарную позицию «подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации»

Цена (в т. ч. таможенный тариф),

тыс. руб.

Объем спроса, ед. Темп прироста, % Коэффициент эластичности спроса Значение, тыс. руб.
цены объема спроса выручки затрат прибыли
6000 3000       18000 13250 4750
6250 2850 4,16 -5 1,2 17813 12837 4976
6500 2700 4 -7 1,75 17550 12425 5125
7000 2400 7,7 -11,1 1,42 16800 11600 5200
7500 2150 7,14 -10,4 1,45 16125 10912 5213
7800 2050 4 -4,65 1,16 15990 10638 5352
8000 1950 2,56 -4,87 1,9 15600 10360 5240

 

Сравнив полученные результаты, можно сделать вывод, что темп снижения внешнеторгового спроса значительно опережает темп прироста цены. Поэтому можно сделать вывод об относительной эластичности спроса на данную продукцию на внешнем рынке, хотя в условиях инфляции эластичность спроса снижается, так как возникает психологическая адаптация к росту цены. Предприятие выбрало вариант экспортной цены  6000 тыс. руб., так как объем внешнеторговой выручки при такой цене выше.  Но поскольку, исходя из жизненного цикла продукции, целью данного предприятия является не завоевание внешних рынков сбыта, а получение максимума прибыли, то вариант экспортной цены в 7800 тыс. руб. более выгодный, потому что он позволяет получить большую сумму прибыли, чем по другим вариантам.

Определим коэффициенты ценовой эластичности товарной позиции «прочие», к данной товарной группе относятся трансформаторы модели АА1 и АА3:

 

Таблица 3.3 – Эластичность внешнеторгового спроса на товарную позицию «прочие»

Цена (в т.ч. таможенный тариф),

тыс. руб.

Объем спроса, ед. Темп прироста, % Коэффициент эластичности спроса Значение, тыс. руб.
цены объема спроса выручки затрат прибыли
202,0 310       62620,0 63428,0 -808,0
212,1 308 5 -0,65 0,13 65326,8 63529,0 1797,8
217,2 306 2,38 -0,65 0,27 66447,9 63599,7 2848,2
222,2 306 2,33 0 0 67993,2 63650,2 4343,0
227,3 305 2,27 -0,33 0,14 69311,3 63720,9 5590,4
232,3 305 2,22 0 0 70851,5 63811,8 7039,7
237,4 304 2,17 -0,33 0,15 72154,4 63852,2 8302,2

 

В настоящее время предприятие выбрало среднюю экспортную цену на трансформаторы в размере 202 тыс. руб. /ед., в надежде завоевать большую долю внешнего рынка, однако при такой цене АО «ШЗСА» несет убытки от производства и продажи данной товарной позиции на внешнем рынке. Между тем, внешний спрос на продукцию падает ниже чем растет цена, поэтому предприятию стоит выбрать экспортную цену в размере 237,2 тыс. руб./ед. При этом уровень прибыли составит 8302,2 тыс. руб. против убытка при цене в 202 тыс. руб. Определим коэффициенты ценовой эластичности товарной позиции «модули  постоянного и переменного объема» в таблице 3.4:

Таблица 3.4 – Эластичность внешнеторгового спроса на товарную позицию «модули  постоянного и переменного объема»

Цена (с учетом таможенного тарифа),

тыс. руб.

Объем спроса, ед. Темп прироста, % Коэффициент эластичности спроса Значение, тыс. руб.
цены объема спроса выручки затрат прибыли
6820 410       2796200 2857800 -61600
7040 400 3,23 -2,44 0,76 2816000 2873530 -57530
7150 395 1,56 -1,25 0,8 2824250 2914560 -90310
7700 387 7,69 -2,03 0,26 2979900 2917200 62700
7975 391 3,57 1,03 0,29 3118225 2962410 155815
8250 384 3,45 -1,79 0,52 3168000 2977601 190399
8800 362 6,67 -5,73 0,86 3185600 2999590 186010

 

В настоящее время предприятие выбрало среднюю экспортную цену на модули  постоянного и переменного объема в размере 6820 тыс. руб./ед., что также принесло предприятию убытки в размере 61600 тыс. руб. В результате стоит рекомендовать применить цену в 8250 тыс. руб., так как при такой цене достигается максимальный размер прибыли – 190399 тыс. руб.

Определим коэффициенты ценовой эластичности товарной позиции «мобильные  энергетические комплексы» в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Эластичность внешнеторгового спроса на товарную позицию «мобильные  энергетические комплексы»

Цена (в т.ч. таможен-ный тариф),

руб.

Объем спроса, тыс. ед. Темп прироста, % Коэффициент эластичности спроса Значение,  тыс. руб.
цены объема спроса выручки затрат прибыли
2079 239       496881 499378 -2497
2145 231 3,17 -3,35 1,05 495495 497332 -1837
2211 222 3,08 -3,9 1,27 490842 490864 -22
2299 211 3,98 -4,95 1,24 485089 484132 957
2376 203 3,35 -3,79 1,13 482328 481316 1012
2431 196 2,31 -3,45 1,49 476476 474122 2354
2486 189 2,26 -3,57 1,58 469854 466510 3344

 

Сравнив полученные результаты, можно сделать вывод, что темп, снижения внешнеторгового спроса значительно опережает темп прироста цен. Поэтому можно сделать вывод об относительной эластичности внешнего спроса на данную продукцию. Максимальный размер прибыли достигается при  экспортной цене 2486 тыс. руб., поэтому руководству предприятия необходимо ориентироваться на данную цену, в настоящий момент экспортная  цена на данную товарную группу в АО «ШЗСА» составляет 2211 тыс. руб./ед., что привело к убыточности данной товарной группы.

В целом, ориентируясь на рассчитанные показатели, руководству               АО «ШЗСА» необходимо пересмотреть свою ценовую политику, положенную в основу планирования внешнеэкономической деятельности, используя приведенные рекомендации. Прибыль от продажи (П) при реализации разработанных мероприятий составит:

П = 5352 + 8302,2 + 190399 + 3344 = 207397,2 тыс. руб.

Экономический эффект (±Э) при реализации рекомендаций составит:

±Э = — 136863 – 207397,2 = -344260,2 тыс. руб.

Рентабельность внешнеэкономической деятельности (Р) при изменении ценовой политики составит 16,88 %:

Р = 207397,2 / 1228548 × 100 = 16,88 %

Таким образом, учитывая все полученные результаты, для АО «ШЗСА» при планировании внешнеторговых операциях необходимо применять метод установления экспортной цены на основе жизненного цикла товара с учетом его ценовой эластичности. Итак, при применении метода установления экспортной цены, основанной на жизненном цикле товара и его ценовой эластичности, предприятию удастся обеспечить рост прибыли от внешнеторговых операций до 207397,2 тыс. руб. против полученного за            2017 г. убытка в размере 136863 тыс. руб. и обеспечить их рентабельность на уровне 16,88 %.  При этом такая ценовая политика учитывает влияние и чувствительность изменения экспортной цены  и его спроса при реализации внешнеторговых контрактов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью курсовой работы явились оценка и разработка направлений повышения рентабельности внешнеэкономической деятельности предприятия. Результатами исследования явились следующие итоги.

Эффективность любой деятельности предприятия выражается с  помощью отношения полученного за период анализа результата к затратам, которые предприятие осуществило при его достижении. Целевая ориентация такого отношения — стремление к максимизации прибыли. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат, который выражается показателями рентабельности операций. Для оценки эффективности внешнеэкономической деятельности могут быть вычислены показатели рентабельности: продаж; организации; активов; основного капитала; собственного капитала.

Объектом исследования явилось АО «ШЗСА». В настоящее время АО «ШЗСА» представляет собой современное, динамично развивающееся предприятие и занимается производством подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации, обитаемых модулей постоянного и переменного объема, комплексов мобильной техники и энергетических комплексов, трансформаторов. АО «ШЗСА» является одним из основных поставщиков спецтехники для МВД России, также поставляет технику для ВС РФ в рамках Государственной программы вооружения. Завод выполняет роль экспериментальной базы по созданию новой специальной подвижной техники.

Оценка рентабельности внешнеэкономической деятельности предприятия показала, что все показатели внешнеторговых операций  АО «ШЗСА» за 2015 – 2017 гг. ухудшили свои значения.  В целом, за анализируемый период внешнеторговый оборот являлся убыточным и нерентабельным. При этом объем производства и продаж для внешнего рынка сократился на 41,9 % за 2017 г., что обусловлено прекращением договорных отношений с предприятиями Украины (основной сегмент продаж до 2017 г.).  В настоящий момент, при неблагоприятной политической и экономической ситуации, АО «ШЗСА» сокращает объемы продаж. С 2017 г. прекращены договорные отношения с основными потребителями продукции предприятия (Украина, Финляндия), что снизило значительно объемы продаж АО «ШЗСА». Вместе с тем, спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке стабилен, низкоэластичен по цене и имеет некоторый потенциал роста. Реализуемая продукция отвечает запросам мировых потребителей, но условия санкционного режима не дают предприятию развиваться в полном объеме.

В АО «ШЗСА» используется партнерский канал организации внешнеторговых продаж. На данный момент АО «ШЗСА» реализует продукцию напрямую иностранным покупателям по заключенным внешнеторговым договорам. При реализации продукции на внешнеторговом рынке АО «ШЗСА» использует метод определения внешнеторговой (экспортной) цены на основе конкурентных материалов (конкурентных продуктов на мировом рынке). При этом основной целью ценовой политики является обеспечение максимальной выручки предприятия при внешнеторговых операциях.

Основную долю в структуре внешнеторгового оборота АО «ШЗСА»  занимает продажа обитаемых модулей  постоянного и переменного объема –  32,2 %. Второе место в структуре продаж составляет группа «мобильные  энергетические комплексы» (24,9 %). Доля подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации и прочей продукции составила 22,2 и 20,6 % соответственно. В целом, для АО «ШЗСА» внешнеторговая политика оказалась убыточной практически по всем товарным группам. Исключение составляют только средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации и прочей продукции, рентабельность данной товарной группы составила 6,1 %.

Учитывая полученные результаты для АО «ШЗСА» предлагается изменить внешнеторговую ценовую стратегию с целью повышения рентабельности внешнеторговой деятельности и перейти от метода установления цены на основе цены конкурентных товаров, ориентированных на рост выручки предприятия,  к методу установления цены на основе жизненного цикла товаров и ценовой эластичности.

При  применении метода установления экспортной цены, основанной на жизненном цикле товара и его ценовой эластичности, предприятию удастся обеспечить рост прибыли до 207397,2 тыс. руб. против полученного за 2017 г. убытка в размере 136863 тыс. руб. Рентабельность внешнеэкономической деятельности составит 16,88 %. При этом такая ценовая политика учитывает влияние и чувствительность изменения экспортной цены  и его спроса при реализации внешнеторговых контрактов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апр. 2017 г. // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.doc&base215314&rnd
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система].– Режим доступа: http://base.consulta nt.ru/cons/cgi/onl ine.cgi?req=doc;base2875
  3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 08 декабря 2003 № 164-ФЗ (в ред. от 13.07.2015)// КонсультантПлюс: [правовой сайт]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_182902/
  4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ: (в ред. от 29.12.2017)// КонсультантПлюс: [правовой сайт]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107181
  5. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред. от 28.12.2016 г.) // КонсультантПлюс: [правовой сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196346/
  6. Агапова А.В. Конспект лекций по дисциплине «Ценообразование во внешней торговле». Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 456 с.
  7. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / И.С. Алексеев. – 2-e изд. – Москва: Дашков и К, 2015. – 304 с.
  8. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / В.А. Баринов. – Москва: Форум, 2014. – 206 с.
  9. Дегтярева О.И. Управление внешнеэкономической деятельностью: учебник / О.И. Дегтярева, А.П. Матусевич, А.В. Шевелева; под ред. О.И. Дегтяревой. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
  10. Иванов И.Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / И.Н. Иванов. – Москва: Инфра-М, 2015. – 297 с.
  11. Казакова Н. А. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Н.А. Казакова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
  12. Клинов В.Г. Мировые товарные рынки и цены: учебник / В.Г. Клинов, Л.С. Ревенко, Т.И. Ружинская; под ред. Л.С. Ревенко; МГИМО (У) МИД России, каф. междунар. экон. отношений и внешних экон. связей. — М.: МГИМО-Университет, 2017. – 310 с.
  13. Корепанова Н.Б. Внешнеторговый контракт: содержание, документы, учет, налогообложение: Практическое пособие / Н.Б. Корепанова. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 237 с.
  14. Международная торговая политика: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов, А. А. Ландабасо, Е. В. Захарова, Л. В. Сабельников, Е. В. Пермякова, Т. А. Воронова, Т. Е. Мигалева, А. Р. Башарова, С. В. Иванова, Л. В. Ачалова, Л. Ф. Лебедева, Е. И. Герман, И. Г. Большов, Л. Л. Фитуни, Л. Л. Клочковский, Т. Э. Зульфугарзаде; под ред. Р. И. Хасбулатова. – М.: Юрайт, 2018. – 369 с.
  15. Мещерин А. Отраслевая политика и государственное управление. // Нефтегазовая вертикаль. – 2014. – № 5. – С. 3-9.
  16. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин. М.П. Цветинский. – Москва: Бином, 2015. – 349 с.
  17. Позднякова Л. М. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (российское гражданское и международное частное право): учебное пособие/ Л.М. Позднякова. – Москва: Норма, 2014. – 204 с.
  18. Поспелов В. К. Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 256 с.
  19. Пузакова Е. П. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие для вузов / Е. П. Пузакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 442 с.
  20. Россия в цифрах. 2014: Крат.стат.сб./Росстат. – Mосква, 2015. – 558 с.
  21. Рудь Н.Ю., Киселева Н.Н., Касаева Т.В. Развитие международных экономических отношений: общемировые и российские тренды / Н.Ю. Рудь, Н.Н. Киселева, Т.В. Касаева // Фундаментальные исследования. – 2015. — № 6. – С. 612-616.
  22. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. – Москва: Дашков и К, 2015. – 500 с.
  23. Сберегаев Н.А. Основы внешнеэкономической деятельности предприятий: учебное пособие / Н. А. Сберегаев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 350 с.
  24. Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 192 c.
  25. Трошин, А.Н. Финансовый менеджмент: Учебник / А.Н. Трошин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 331 c.
  26. Финансы предприятий: учебник для вузов / под ред. Н. В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2018. – 447 с.
  27. Хасбулатов Р.И. Международная торговля. Учебник / Р.И. Хасбулатов. – М.: Юрайт, 2016. – С. 32.
  28. Щегорцов В. А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник для вузов / В. А. Щегорцов, В. А. Таран. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 528 с.
  29. Экономика предприятия учеб. пособие / под ред. Т. А. Симунина. – М.: КноРус, 2018. – 243 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф