ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Права ребенка в Российской Федерации.
1.1. Понятие и классификация прав ребенка
1.2. Личные неимущественные права ребенка
1.3. Имущественные права ребенка
Глава 2. Способы и порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации.
2.1. Формы и способы защиты прав ребенка
2.2. Основные законы по защите прав ребенка
2.3. Лица (органы), осуществляющие защиту прав ребенка
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Человек начинается с детства, и уже в это время жизни становится владельцем определенного набора прав. Однако до середины прошлого века ребенок не считался обладателем прав. Это подтверждается наблюдением выдающегося мыслителя XX века Марии Монтессори: «Ребенок — это воспроизведение взрослого, который владеет им, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был таким имуществом своего хозяина, как ребенок — его родителей». Это говорит о том, что есть проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одним из них является права ребенка и его защита [10].
Абсолютное большинство государств мира признают права детей на участие в жизни общества, равные возможности, полное развитие, образование, защиту от насилия и эксплуатации.
Большая часть государств считает приоритетным создание условий для полного развития детей, защиты их от насилия и эксплуатации, для обучения детей как ответственных членов общества, которые обладают необходимыми знаниями и жизненными навыками и могут участвовать в создании решения, которые непосредственно влияют на их жизнь.
В настоящее время Российская Федерация, осуществляющая международные стандарты защиты прав и свобод ребенка, способствует наилучшим интересам детей, о чем свидетельствует постоянная работа Государственной Думы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, касающийся защиты матерей и детей, а также совершенствование системы работы всех социальных служб в этой области [21].
Актуальность темы объясняется рядом причин. Во-первых, права детей являются важным элементом в установлении универсальных ценностей, духовного и нравственного развития личности. Во-вторых, потребность в знаниях о правах ребенка диктуется широко распространенным нарушением этих прав. В-третьих, ребенок должен знать свои права, обязанности, но он практически не имеет доступа к информации, материалам, которые затрагивают и подробно раскрывают предмет.
Объект исследования – права ребенка и их защита.
Предмет исследования — теоретические и практические вопросы, связанные с защитой прав ребенка.
Цель курсовой работы – исследования прав ребенка и способов их защиты в Российской Федерации.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификацию прав ребенка;
2. Ознакомиться с личными неимущественными и имущественными права ребенка;
3. Рассмотреть формы и способы защиты прав ребенка;
4. Изучить основные нормативные акты по защите прав ребенка в Российской Федерации;
5. Проанализировать лица (органы), осуществляющие защиту прав ребенка.
Глава 1. Права ребенка в Российской Федерации.
1.1. Понятие и классификация прав ребенка.
Права ребенка — это права человека в отношении несовершеннолетних (в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством это лица, не достигшие 18-летнего возраста).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей [12].
В свою очередь, ст. 54 СК РФ признает ребенком лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Подобный подход закреплен в ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
В настоящее время ребенок признан полноправным субъектом правоотношений, обладающий комплексом прав, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. «До принятия Семейного кодекса права детей рассматривались через призму правовых отношений между родителями и детьми. Дети в то же время, часто из-за их некомпетентности, не были в положении независимых носителей прав, но в положении пассивных объектов родительской заботы». Таким образом, права ребенка не подвергаются сомнению. Но необходимо исследовать вопрос о том, как ребенок использует свои права в связи с тем, что ребенок из-за своей физической и психической незрелости не может самостоятельно осуществлять свои права, которые возникли у него с момента рождения.
В российском законодательстве утверждается, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничивать права ребенка при обучении в семье, детском саду или школе. Дети старше 8 лет могут свободно создавать общественные объединения, кроме партийных и религиозных.
Закон называет несколько прав ребенка, описывая порядок их предоставления:
— право в области профессиональной подготовки и занятости — предполагает гарантии труда для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрану труда, сокращение рабочего времени, отпуск) и различные льготы; для детей от 14 лет предоставляется профессиональная подготовка;
— право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.
— право на охрану здоровья — предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, включая оздоровление, профилактику, санаторное лечение, диспансерный надзор, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
Федеральный закон также предусматривает ряд мер по защите детей:
— защиту от информации, которая вредна для здоровья и нравственного развития, включая поощрение неравенства, нетерпимость, насилие и антисоциального поведение, порнография, нетрадиционные сексуальные отношения, алкоголь, табак и наркоманию, в частности, экспертиза игр и игрушки [22].
— борьбу с эксплуатацией детей и торговлей детьми, включая поддержку жертв и их родителей;
— защиту прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний [13].
— защиту социальной инфраструктуры для детей, в частности, ликвидацию таких объектов только с согласия специальной комиссии;
В семейном и гражданском праве права несовершеннолетних подразделяются на личные неимущественные и имущественные права. Этот порядок прав обусловлен расположением правил о правах ребенка в ФК РФ: ст. 54-59 — личные неимущественные права ребенка. 60 СК РФ — имущественные права ребенка. Следует отметить, что в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, передача этих прав происходит в обратном порядке. Такое положение вещей никоим образом не указывает на степень значимости тех или иных прав.
1.2. Личные неимущественные права ребенка.
Первой большой группой прав ребенка являются его личные неимущественные права, которые дают ему «быть ребенком», то есть собирают ребенка в одно целое, поскольку все они отражают обнаружение ребенка в социальной среде, проявляя его как индивидуума [11].
При анализе прав ребенка следует также упомянуть о праве на образование, заключающемся в возможности получения дошкольного, базового общего образования и обязанности родителей обеспечивать, чтобы дети получали базовое общее образование, как это предусмотрено в статье 43 Конституции России. Связи с общественностью, возникающие в сфере образования в связи с осуществлением права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одной из основных задач настоящего Закона является обеспечение и защита конституционного права на образование.
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, а также право на воспитание и проживание в семье наполнено моральным и этическим содержанием. Известно, что связь поколений, передача опыта от более старых членов семьи к младшим, влияет на социализацию и формирование личности ребенка. Однако никто не может заставить ребенка общаться с родителями, дедушкой и бабушкой, прабабушками, братьями, сестрами, с которыми семейные связи не установлены или были сломаны. Общение с ребенком, например, отдельно проживающим родителем, без желания ребенка ведет к нарушению его прав [14]. В то же время регулирование этого права в соответствии с действующим семейным законодательством является неполным. Нарушение права ребенка на общение может быть выражено в двух ситуациях.
Во-первых, когда один из родителей не общается с ребенком. В этом случае трудно говорить о защите права ребенка на общение. Почти нет возможности заставить родителя ребенка общаться с ребенком. Нежелание может породить негативное отношение родителя к ребенку, что может отрицательно сказаться на физическом и психическом здоровье ребенка. Самоотречение родителя от общения с ребенком может быть одной из причин лишения родителя родительских прав.
Другой тип нарушения происходит в ситуациях, когда ребенок вынужден общаться с родителем. В этом случае родитель имеет право общаться с ребенком в противоречии с интересами ребенка (статья 65 Уголовного кодекса Российской Федерации), который может квалифицироваться как беспринципное осуществление родительских прав или даже злоупотребление их (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок передачи ребенка с отдельно проживающим родителем может быть установлен по соглашению родителей о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем (статья 66 Уголовного кодекса Российской Федерации). Заключение такого соглашения, не говоря уже о его исполнении против воли ребенка, нарушает право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка (статья 57 Уголовного кодекса Российской Федерации Федерации).
Право ребенка выражать свое мнение заключается в способности ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, и учитывать мнение ребенка при принятии решения по такому вопросу. Мнение ребенка следует принимать во внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (статья 12 Конвенции о правах ребенка).
Таким образом, право ребенка на общение регулируется нормами морали и защищено нормами гражданского законодательства. Право ребенка выражать мнение, когда это мнение приводит к появлению, изменению или прекращению прав, регулируется гражданским правом [10].
Право ребенка на имя устанавливается гражданским законодательством (статья 19 Гражданского кодекса Российской Федерации) и включает в себя право на фамилию, имя и отчество, под которыми ребенок (гражданин) приобретает и осуществляет права и обязательства. Семейное право регулирует порядок присвоения имени (статья 58 Уголовного кодекса Российской Федерации), правила именования ребенка также содержатся в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Право ребенка на защиту является сложным правом, которое включает как материальные, так и процедурные аспекты. С одной стороны, право ребенка на защиту выражается в представлении родителями интересов ребенка в любых правовых отношениях, когда ребенок в силу своего возраста и способности не может осуществлять свои права самостоятельно, а родители, выполняя свои обязанности, помогать ребенку осуществлять права, от возможных негативных последствий в результате неиспользования закона.
С другой стороны, с прямым нарушением прав ребенка, родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, органов опеки и попечительства, прокурор обязан, и сам ребенок может обратиться в компетентные органы за защитой прав [15]. Таким образом, право ребенка на защиту полностью отражается в нормах гражданского и гражданского процессуального законодательства и полностью соответствует нормам в семейном праве.
1.3. Имущественные права ребенка.
Вторая большая группа прав ребенка – это имущественные права, которые предоставляют ребенку возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
К имущественным правам ребенка относится право на получение содержания со стороны своих родителей, право на получение алиментов от родителей в случае непредставления содержания со стороны родителей, право на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, дедушки и бабушки в случае невозможности получения содержания от своих родителей, если указанные братья, сестры, дедушки и бабушки обладают необходимыми средствами (ст. 80, 93, 94 СК РФ).
Право на содержание ребенка является более широким, чем право на обеспечение алиментами. Содержание — это предоставление и расходование денег, чтобы обеспечить ребенку необходимый достойный уровень жизни, удовлетворяющий все его потребности, включая питание, одежду, образование, жилье и жилищные услуги, отдых и досуг, развитие и другие расходы, которые родители считают необходимыми для их ребенка [9]. Содержание предоставляется ребенку добровольно и в размере, не предусмотренном законом. В каждом случае родитель сам определяет необходимый и достаточный уровень предоставления его каждому из своих детей, который не определяется акциями доходами родителей. Алименты — это деньги, выплачиваемые за содержание ребенка в размере и порядке, определяемом постановлением суда, решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Другим имущественным правом ребенка является право ребенка на получение дохода, полученного им. Эти доходы могут включать стипендии, заработную плату, авторские и исполнительные вознаграждения, доходы от участия в обществах и партнерствах, от участия в предпринимательской деятельности, проценты по вкладам, сделанным от имени ребенка, и т. д. Вопрос о присвоении алиментов материальному доходу также стоит открытым сегодня.
Право собственности ребенка — это собственность на имущество, полученное им в качестве подарка, путем наследования, другими безвозмездными сделками, приобретенными за счет средств ребенка. Право ребенка на владение и использование имущества родителей с их согласия также относится к имущественным правам [23].
Анализ имущественных прав ребенка позволяет сделать вывод о том, что они не имеют конкретных характеристик и поэтому могут и должны рассматриваться через призму гражданского законодательства.
Правовое регулирование прав ребенка происходит также в таких отраслях современного российского права, как: трудовые, административные, уголовные и т. д. Но только в них основной акцент делается не на нормативной консолидации прав, а на их обеспечении, т.е. защиты, защиты и гарантии. Поэтому наиболее часто используемые термины здесь — это гарантии, охрана труда для работников в возрасте до 18 лет, особенности ответственности несовершеннолетних и т. д.
Глава 2. Способы и порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации.
2.1. Формы и способы защиты прав ребенка.
Защита прав ребенка в Российской Федерации является одной из наиболее насущных проблем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, рождаются и гарантируются государством с рождения [8].
Под защитой прав ребенка необходимо понимать принципы деятельности государственных органов, международных и общественных организаций, закрепленные в законодательстве, направленные на устранение препятствий на пути реализации прав детей, а также восстановление нарушенных прав и наказание виновных в их нарушении.
Принято различать две основные формы защиты прав: юрисдикционные и неюрисдикционные. Юрисдикционная форма защиты — деятельность государственных уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (прокуратура, ЗАГС, орган опеки и попечительства, суд, орган внутренних дел и т. д.). В свою очередь, в рамках юрисдикционной формы защиты распределяется общая (судебная) и специальная (административная) процедура защиты нарушенных прав.
Неюридической формой защиты прав являются действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и интересов, охраняемых законом, которые они осуществляют самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называются самозащитой прав.
Давайте более подробно рассмотрим юрисдикционную форму защиты прав ребенка. Защита прав ребенка по ст. 8 Семейного кодекса Российской Федерации осуществляется в судебном порядке в соответствии с правилами гражданского судопроизводства и в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты прав ребенка связана с основными принципами семейного права, которые соответствуют требованиям ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации [16].
Судебная защита интересов ребенка должна пониматься как семья, гражданские суды, методы защиты гражданского и семейного права, гражданское процессуальное право и моральные принципы, которые осуществляются в гражданском процессе и основаны на конституционных принципах, деятельности судов, направленных на восстановление (признание) нарушенные (оспариваемые) интересы ребенка.
Защита нарушенных прав ребенка происходит в суде общей юрисдикции в порядке судебного разбирательства или разбирательства, вытекающего из правовых и административных отношений [7]. Основаниями, на которых возможны обращения в суд для защиты прав ребенка, очень разнообразны и, как правило, указаны в Семейном кодексе Российской Федерации, например: оспаривание отцовства и материнства; установление отцовства и материнства; разрешение разногласий между родителями относительно воспитания и проживания ребенка; осуществление родительских прав родителем, живущим отдельно от ребенка; защита родительских прав; устранение препятствий на пути общения ребенка с родственниками; восстановление в родительских правах; лишение родительских прав; ограничение родительских прав; изменение суммы алиментов и освобождение от уплаты алиментов, полученных в суде; сбор алиментов для несовершеннолетних детей и взрослых детей-инвалидов. Суд обязан определить, с кем ребенок будет жить после развода и с какими из них и в какой сумме будет выплачиваться пособие на ребенка, если между супругами не будет достигнуто соглашение по этим вопросам. Отказ в регистрации брака может быть обжалован в суд, назначением опекуна (опекунством) или опекой. Любое нарушенное (оспариваемое) субъективное право ребенка может быть защищено судом. Таким образом, закон относится к компетенции суда принятия решений по наиболее важным вопросам в области защиты прав ребенка.
Что касается административной процедуры защиты нарушенных прав ребенка, то в соответствии со статьей 8 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав ребенка осуществляется судом в соответствии с правилами гражданских судебных разбирательств и в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства.
В статье 8 Семейного кодекса Российской Федерации не указаны государственные органы, защищающие права семьи. Соответствующие решения сформулированы в ряде специальных норм Семейного кодекса Российской Федерации [24]. Таким образом, в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации исполнительные органы субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации, участвуют в защите прав и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Кроме того, орган опеки и попечительства защищает права семьи в следующих случаях:
— в случае несогласия между опекуном ребенка и несовершеннолетним родителем (статья 62 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— если есть конфликт между интересами родителей и детей (статья 64 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— при наличии разногласий между родителями о воспитании ребенка;
— когда ребенок подвергается непосредственной угрозе жизни или здоровью (статья 77 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суде. В соответствии со статьями 11.14 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 8 Семейного кодекса Российской Федерации форма защиты семейных прав является юрисдикционной — судебная защита (общая процедура) и административная защита — специальная процедура [6]. Довольно часто споры, возникающие в связи с нарушением или другими посягательствами на семейные права, рассматриваются в суде. Это положение объясняется тем, что суды осуществляют правосудие, объективность которого обеспечивается тем, что в соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» судебная система является независимой и независимой законодательной и исполнительной власти.
Судебный порядок защиты признается основной формой защиты прав ребенка. Судебная процедура защиты прав ребенка имеет несомненные достоинства, и, самое главное, она служит способом обеспечения интересов государства ребенка. Не случайно, что развод, если супруги имеют общих несовершеннолетних детей, осуществляется только в судебном порядке (пункт 1 статьи 21 Уголовного кодекса Российской Федерации). Кроме того, суд разрешает споры, связанные с воспитанием детей (ограничением родительских прав, с лишением свободы, восстановлением родительских прав, отменой родительских прав, отменой усыновления, усыновлением, и т. д.). И, в итоге, при отсутствии соглашения члены семьи имеют право обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов (статья 106 Семейного кодекса Российской Федерации).
Судебная форма защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не могут самостоятельно защищать свои права и свои собственные интересы [17]. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка представлены его законными представителями (родителями, опекунами и усыновителями), хотя суд обязан привлекать несовершеннолетних от 14 до 18 лет к делу. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в случаях, предусмотренных специальным федеральным законом, и в случаях, связанных с семейными и другими правоотношениями, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право лично защищать свои права и юридически защищенные интересы в суде. Привлечение родителей, опекунов (попечителей) или усыновителей в таких случаях для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (статья 37 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации). Исключением из этого правила являются случаи, когда несовершеннолетний признан полностью способным до достижения взрослой жизни под эмансипацией (статья 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или вступления в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации Федерации).
Широко распространенное мнение о приоритетном характере судебного процесса защиты прав перед административным. Авторы, поддерживающие эту точку зрения, выдвинули в ее защиту следующие аргументы:
— необходимость закрепления в международных документах в области прав человека принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка компетентным органом государства – судом;
— неспособность административной защиты обеспечить полное восстановление прав и законных интересов детей;
— невозможность ребенка защищать свои права самостоятельно (за некоторыми исключениями);
— осуществимость укрепления независимости судебных органов;
— защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно.
В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, которые включают в себя случаи:
— о определении места жительства детей с разделением их родителей (часть 3 статьи 65 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о защите права на общение с другими близкими родственниками (часть 3 статьи 67 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о обеспечении права ребенка общаться с родителем, проживающим отдельно от него (часть 2 статьи 66 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о ограничении родительских прав (статья 73 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о лишении родительских прав (статья 70 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о восстановлении родительских прав (статья 72 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— об отмене ограничения родительских прав (статья 76 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— об отмене усыновления (статья 140 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о принятии ребенка (статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации) [25].
Косвенная судебная защита прав детей осуществляется через нормы семейного законодательства, не имеющие прямого отношения к семейному воспитанию ребенка. К ним относятся случаи:
— по спорам о защите имущественных прав детей (часть 2 статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— об установлении судом факта признания отцовства (статья 50 Уголовного кодекса Российской Федерации); связанные факты со сложным отцовством (материнством) (статья 52 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— об установлении отцовства в суде (статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— об установлении и признании отцовства в качестве родителя несовершеннолетнего (часть 3, статья 62 Уголовного кодекса Российской Федерации);
— о собирании алиментов в суде (часть 2 статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Этот список не является полным. Кроме того, косвенная защита прав ребенка может осуществляться с помощью других отраслей законодательства (административных, гражданских, трудовых, уголовных и т. д.) [5]. Примерами в этом случае могут служить правила жилищного законодательства, касающиеся порядка передачи права собственности на жилье для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселения без предоставления другого помещения лиц, процедуры приватизации жилых помещений, лишения родительских прав.
Таким образом, судебная процедура защиты прав ребенка может характеризоваться такими положительными особенностями, как открытость и конкурентоспособность процесса, широкий круг вопросов, которые суд может решить при разрешении семейных прав ребенка, обязательство привлекать несовершеннолетние к случаям, когда они достигают 14-летнего возраста [26].
Защита прав детей в административном порядке осуществляется органами опеки и попечительства и правоохранительными органами (статья 8 Уголовного кодекса Российской Федерации).
К первым относятся:
— Органы внутренних дел;
— Прокуратура.
Прокурор для защиты прав детей реализует следующие методы:
— представление в суд, орган опеки и попечительства заявки с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспариваемого) права ребенка (статья 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
— предъявление иска о лишении родительских прав (статья 70 УК), ограничение родительских прав (статья 73 СК), отмена усыновления ребенка (статья 142 СК);
— введение предупреждения о недопустимости нарушения прав ребенка в будущем и представления об устранении нарушений закона (статья 24, статья 25 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
— апелляции на действия других административных органов, непосредственно связанных с защитой прав детей;
— непосредственное участие в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (статья 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 71, 73, 125, 140 Уголовного кодекса Россия Федерация) [18].
Защита прав ребенка в семье также входит в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав. В соответствии со статьей 11 Закона «Об основах предупреждения детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности данных органов входят:
— организация, при необходимости, мониторинга условий воспитания, образования, содержания несовершеннолетних детей;
— привлечение в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
— подготовка материалов, представленных в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, которые способствуют их пренебрежению, бездомности;
В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства идентифицируют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств потери родительской опеки, формы их размещения, а также осуществляют последующий контроль над их условиями воспитания и образования. Кроме того, органы опеки и попечительства: предъявляют иск за ограничение родительских прав, лишение родительских прав, отменяют ограничение родительских прав, выступают в качестве ответчика в случаях восстановления родительских прав, высказывают мнения по делам, связанным с учреждением отмены усыновления, усыновления [4]. Выводы по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со статьей 79 Семейного кодекса Российской Федерации привлекаются к судебным решениям по делам, связанным с воспитанием детей.
В дополнение к защите прав ребенка на национальном уровне его можно защитить с помощью международных механизмов защиты на основе международных нормативных актов [27].
Еще одной международной правовой формой судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский суд по правам человека. Если этот суд устанавливает нарушение права заявителя, ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для государства-ответчика. Как правило, интересы детей в Европейском суде представлены их родителями, но, если это невозможно по какой-либо причине, ребенок может обратиться за помощью к адвокату или общественной организации в соответствии с национальным законодательством.
В результате защита прав ребенка в Российской Федерации является одной из актуальных проблем. Особое место в системе мер по поддержке детей занимают нормы права, которые фиксируют возможность использования всех существующих мер и методов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Это в самой общей форме объяснение важности правовых проблем в интересах ребенка. Имеется ввиду широкий спектр правовых средств защиты ребенка, тем более что их предварительным условием являются законодательные акты, которые различны в их отраслевой принадлежности, каждая из которых прямо или косвенно служит (или может служить) юридическим инструментом, который защищает права детей.
На сегодняшний день механизм защиты прав ребенка в Российской Федерации является системой социальных и правовых средств, используемых для обеспечения реализации его прав.
В соответствии с конституционными принципами действующее законодательство создает необходимую систему защиты интересов детей. Приняты соответствующие законодательные акты, разработаны программы на федеральном и региональном уровнях, установлены гарантии и нормы для осуществления выполнения законодательных актов, разработана практика, созданы механизмы и учреждения для реализации этих гарантий и норм, улучшены институты и нормы, кроме этого созданы условия, скорректированные в соответствии с изменением экономических, социальных и других обстоятельств в государстве и в мире в целом.
Основной вывод заключается в том, что государство посредством правовой консолидации гарантий защиты прав и интересов ребенка стремится сделать свою жизнь более удобной, безопасной, спокойной, учитывая нормы международного права и национальные особенности [19].
2.2. Основные законы по защите прав ребенка.
Правовые акты, которые каким-то образом регулируют права ребенка в Российской Федерации, и их защиту представляют собой следующие.
Конвенция о правах ребенка. Конвенция была первым документом, где ребенок рассматривался как лицо, наделенное правами, которые обязались «гарантировать и уважать» государства, которые ратифицировали Конвенцию. Это положение указывает на то, что дети являются особенно уязвимыми членами общества, поэтому требуют и заслуживают особой защиты.
В Конвенции несовершеннолетние рассматривались независимой личностью с набором индивидуальных особенностей. Это позволило характеризовать ребенка лицом, наделенным определенными правами: право на гражданство и имя (ст. 7), на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на свободу мысли и слова (ст. 13), на защиту от насилия (ст. 19), на образование (ст.28), на равенство, на отдых и досуг (ст. 31), на помощь государства (ст. 18-27), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24) и др [28].
В Российской Федерации ратифицирование Конвенции о правах ребенка произошло в августе 1990 г.
Конституция РФ. Нормы о защите прав ребенка в Российской Федерации в развитие положения Конституции РФ содержатся также в гражданском, о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), уголовном, административном и других отраслях законодательства.
Семейный кодекс РФ. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ). Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права, рассмотренные ранее.
Законодательство РФ об охране здоровья граждан. Данный закон раскрывает суть приоритета охраны здоровья детей (ст. 7) и охраны здоровья гражданина РФ в целом и закрепляет за каждым гражданином, включая несовершеннолетних, права на охрану здоровья, медицинскую помощь, выбор врача и мед. организации и информирование о собственном здоровье (ст. 18-24).
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).
Федеральный закон «Об образовании». Данный закон гарантирует бесплатность школьного и дошкольного образования для всех несовершеннолетних (ст. 44-45). Дает возможность бюджетного обучения в высших учебных заведениях (ВУЗ) для всех групп детей на основе льгот или по результатам сданных экзаменов (например, вступительные в ВУЗе или единый государственный экзамен).
Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. Этот закон регулирует дополнительные гарантии для детей в сфере образования, медицинского обслуживания, имущества и жилых помещений, трудовую и социальную защиту от безработицы, а также судебную защиту прав детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — предоставить инвалидам равные возможности с другими гражданами в осуществлении гражданских, экономических, политических и других прав и свобод [20].
Федеральный закон об опеке и попечительстве. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над некомпетентными гражданами.
Защита прав детей в России осуществляется как омбудсменом по правам человека, так и омбудсменом по правам ребенка, его положение вступило в силу 1 сентября 2009 года по Указу Президента.
Задача омбудсмена (уполномоченного) — обеспечить защиту прав ребенка и помочь восстановить нарушенные права.
В декабре 2011 года (в то время) президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал, что произошло подписание закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение защиты детства в России, к таким относится закон об основных гарантиях прав ребенка. Данный закон позволил внедрить ряд новых правил, которые дают дополнительные полномочия омбудсмену.
С реализацией данного Указа Президента появился доступ к информации, ранее закрытой печатью конфиденциальности. К примеру, к информации о предоставляемых правах на недвижимость и о сделках, производимых с ней. Закон позволяет правозащитникам свободно посещать колонии и центры предварительного заключения, закрытые специальные учреждения, в которых содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, где содержатся беременные женщины и женщины, которые имеют детей в детских домах в исправительных колониях. Учреждения и органы системы предотвращения пренебрежения и провинности несовершеннолетних не должны участвовать в сокрытии информации, документов и других материалов от комиссаров по правам детей и обязаны выдавать требуемое по их просьбе. Чтобы исключить ошибки правозащитников в своей работе, закон предусматривает административную ответственность.
Также было подписание второго закона, в котором внесены изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребенка в частности в очередности преподнесения гос. доклада о положении детей и семей, имеющих детей в Российской Федерации.
Данные действия ведут к улучшению нормативной базы деятельности омбудсмена по правам детей, и затрагивают улучшение системы защиты прав и интересов детей в целом.
Но нужно помнить, что благополучие и радушие жизни детей, сохранение и защита их прав нуждается не только в действиях государственной системы, но и в действиях «негосударственного сектора»: правозащитных организаций, частных предприятий, СМИ.
Несмотря на активную работу российских НПО и требования Комитета по правам ребенка необходима массовая заинтересованность жителей Российской Федерации к защите и сохранению прав несовершеннолетних. Без этого интереса к защите прав ребенка в России от сотен и тысяч граждан, действующих в любом качестве, как государственные служащие, ученые, преподаватели, учителя и т. д., добиться конкретных социальных и политических изменений будет невозможно.
2.3. Лица (органы), осуществляющие защиту прав ребенка.
Государство напрямую заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих молодых граждан. Поэтому, хотя их родители должны в основном защищать права детей, существует государственная система органов, ответственных за практическое осуществление этой защиты, в том числе, в случае необходимости, от их родителей или попечителей. Эта система включает в себя 4 показателя.
Органы внутренних дел (ОВД), связанные с защитой прав несовершеннолетних (или органы опеки и попечительства). Полномочия этих органов достаточно широки, четко закреплены на законодательном уровне и охватывают целый ряд спорных ситуаций [3].
ОВД проводят частную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка.
ОВД участвуют в исполнении решений, касающихся отправки ребенка из семьи (статья 79 Уголовного кодекса).
ОВД участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье.
В случае необходимости ОВД готовит дела о лишении и ограничении родительских прав.
ОВД участвуют в поиске лиц, которые уклоняются от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей.
Прокуратура. Прокуратура является органом государственной власти, который контролирует соблюдение верховенства закона в любой сфере общества. Поэтому задача прокурора — контролировать законность судебных решений, в которых так или иначе затрагиваются интересы несовершеннолетних. От прокурора приходит заключение о том, необходимо ли лишение родительских прав в конкретном случае или это является чрезмерным наказанием.
Прокурор имеет полномочия обращаться в суд о предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК). Он непосредственно участвует в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ). В вопросах защиты жилищных прав детей обращаться в прокуратуру следует тогда, когда есть основания полагать незаконным вынесенное решение суда и необходимо добиться его отмены. Он также может опротестовать акты других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ») и внести предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представление об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»).
Комиссия несовершеннолетних. Структура комиссий является сложной и имеет уровни местного, регионального и федерального значения. Их главная задача — координировать работу в области предотвращения преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также предотвращать пренебрежение их правами. Комиссия может обратиться в суд с целью защиты интересов ребенка. При участии комиссий разрабатываются новые нормативные акты в интересах детей, а также разрабатываются новые законопроекты.
Уполномоченный по правам ребенка. В литературе и в СМИ можно найти иное имя для уполномоченного по правам ребенка – «омбудсмен». Круг его задач очень широк [2]:
Образовательная деятельность;
Защита детей в правовом поле;
Запрашивание и принятие документов от государственных органов;
Беспрепятственный визит в рабочие места любого государственного органа;
Проверка работы должностных лиц;
Составление и отправка рекомендаций в государственные структуры, содержащих приоритетные меры по защите прав несовершеннолетних;
При необходимости участие экспертных организаций и ученых в защите прав детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конвенции о правах ребенка была принята в 1989 году. С этого времени прошло уже более двадцати пяти лет. Но даже сегодня заинтересованность различных структур в этом документе во всем мире не прекращается. Сегодня Конвенция представляет собой наиболее широко признанный международный документ по правам человека и ребенка [29].
Конвенция приобретает особое значение для России. Государство соглашается с тем, что детство происходит как важный этап в жизни человека и его значение исходит из концепции первоочередности снабжения детей знаниями и навыками для полновесной жизни в обществе, становления у них социально значимой и творческой деятельности, образования высоких моральных качеств во время процесса воспитания, а также патриотизма и гражданства. Исходя из проделанной работы и изученных документов, можно сделать вывод о том, что государство посредством юридической консолидации гарантий защиты прав и интересов ребенка стремится сделать свою жизнь более удобной, безопасной, спокойной, принимая во внимание нормы международного права и национальных особенностей.
Имеющийся механизм защиты прав ребенка в государстве представляет собой систему социально-правовых средств, используемых для обеспечения реализации прав несовершеннолетних. Функционирование этого механизма во многом зависит от эффективности деятельности организаций, которые защищают права ребенка и формы, которые они реализуют. Но нельзя забывать, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: частных предприятий, СМИ, организаций, защищающих права человека.
Несмотря на активную работу российских НПО и требования Комитета по правам ребенка, без интереса к защите прав ребенка в России, сотни и тысячи граждан, действующих в любом качестве — ученые, государственные служащие, учителя, преподаватели и т. д., добиться конкретных социальных и политических изменений будет невозможно.
Анализ правовых документов показал, что юрисдикционная форма защиты в России сегодня – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (прокуратура, суд, орган внутренних дел, орган опеки и попечительства, ЗАГС и др.).
Сегодня проблему нарушения прав детей в обществе нельзя назвать полностью решенной [1]. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением действующего законодательства, строгим наказанием за насильственные действия над детьми, более частым проведением мероприятий по профилактике детского насилия среди взрослых, родителей и персонала, задействованного в сфере работы с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 13.07.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015 г.)
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»
Основная литература:
7. Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации. // «Права женщин в России», 2013, № 2.
8. Антокольская М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. – М.: Норма, 2016. – 432 с.
9. Борисова Н.Е., Мирсгатова М.Н. О защите прав ребенка // Современное право. – 2013. — №5.
10. Бруй М.Г. Семейное право: ответы на экзаменац. ворпр. Мн.: ТетраСистемс, 2016, 192 С.
11. Бутько О.В. Правовой статус ребенка: Теоретико-правовой анализ: дис. канд. юрид. наук. – Краснодар, 2014.
12. Грудцина Л.Ю. Правовое регулирование защиты прав детей // Адвокат. 2017. №8.
13. Зубарева О.В. Гарантии прав ребенка в РФ. // Законность. 2017. №6.
14. Кабышев О.А. Права родителей и детей. Комментарий к Семейному кодексу. М.: ПРИОР, 2013.
15. Лихачев Д. Мысли о жизни. Письма о добром. М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2014. 177 С.
16. Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник, 2013. № 1.
17. Михайлова И.А. Правосубъектность физических лиц: некоторые направления дальнейшего совершенствования российского гражданского законодательства // «Гражданское право», 2017, № 1.
18. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России [Текст]: учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Норма, 2014. 688 С.
19. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014. 13 С.
20. Свиридова Ю.В. Защита детей // Вопросы ювенальной юстиции. 2017. № 1.
21. Сорокин, С.Н. Имущественные права ребенка в семье// Российская юстиция. — 2013. №2.
22. Тихиня В.Г. Правовые основы семьи: юридический справочник. Мн.: Изд-во МИУ, 2015. 220 С.
23. Чашкова С. Интересы детей при разделе имущества // Домашний адвокат. 2016. № 5.
24. Шамрин М.Ю. Основные принципы, лежащие в основе реализации правового статуса Уполномоченного по правам ребенка // Административное право и процесс. 2015. № 12.
25. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 509 С.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф