Введение
Глава 1. Сущность и назначение правотворчества, его виды и основные принципы
1.1 Сущность и назначение правотворчества
1.2 Виды правотворчества
Глава 2. Принципы правотворчества
2.1 Демократизм правотворчества
2.2 Законность правотворчества
2.3 Профессионализм, своевременность, исполнимость
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Одним из приоритетных направлений на современном этапе развития политической деятельности является правотворчество. В различных точках зрения, данное понятие трактуется по-разному. Некоторые учёные из области права трактуют понятие «правотворчество» в наиболее узком и упрощенном его смысле, как деятельность компетентных органов, заключающуюся в создании правовых норм. Другие же ученые и эксперты «видят» в нем некий процесс, исчисляющийся с момента правотворческого замысла и до момента его практической реализации (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Степень изученности темы работы:Тема правотворчества присутствует практически во всех учебниках и методических пособиях по теории государства и права. Из них можно выделить литературу следующих авторов: Н.И.Мотузов, Р.Х.Макуева, А.В.Малько.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правотворческой деятельности.
Предметом курсовой работы являются правовые нормы и общественные отношения, непосредственно оказывающие влияние на правотворчество в Российской Федерации в целом.
Целью исследования является изучение общей характеристики современного правотворчества и анализ проблем сущности правотворческой деятельности в современной России.
Для достижения названной цели в процессе исследования ставились следующие основные задачи:
— изучить понятие исследуемого явления;
-исследовать сущность и виды правотворчества;
— исследовать виды и принципы правотворчества;
Методология работы: в работе использованы методы анализа статистических данных, метод сбора и обработки информации. Метод анализа документации и творческий метод.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Сущность и назначение правотворчества, его виды и основные принципы
1.1 Сущность и назначение правотворчества
Особенностью формирования современного российского законодательства является его нестабильный характер. Правотворчество основывается на практическом опыте создания правовых актов с учетом требований соответствующих законов, регламентирующих порядок их обсуждения и принятия Совершенствование законодательства осуществляется в процессе его применения под воздействием правоприменительной практики и отраслевой юридической науки. Это свидетельствует о том, что правотворчество в Российской Федерации формируется на основе проб и ошибок, что заведомо предопределяет нестабильность правовых норм, их оторванность от реальной потребности в регулировании общественных отношений.
А если учесть, что правотворческий процесс находится к тому же под постоянным давлением парламентского лобби, то становится очевидным: несовершенство нашего законодательства является серьезной проблемой в развитии органов государственной власти, экономики, демократии и социальной структуры общества. Получается, что законодатель при формировании законодательных актов и правовых норм руководствуется не общими правилами и закономерностями, присущими правотворчеству как социально-правовому явлению, а только частными подходами, выработанными отраслевыми юридическими науками.
Анализ юридической литературы в сфере правотворчества дает однозначный ответ: современная научная мысль не рассматривает этот важнейший аспект правовой деятельности как единый научный процесс. Например, А.В. Дербина под правотворчеством понимает «форму государственной профессиональной деятельности, направленную на формирование, принятие норм права (а также их изменения и отмену) уполномоченными субъектами с применением определенных методов, средств и способов в рамках соответствующих процедур с целью удовлетворения потребностей в урегулировании общественных отношений».
А.П. Мазуренко под правотворчеством понимает «завершающий этап правообразования, состоящий в деятельности управомоченных субъектов по созданию, изменению или отмене правовых норм в целях урегулирования общественных отношений и совершенствования наличной системы права»По мнению С.В. Синюкова, «правотворчество — это комплексный социальный институт правовой культуры, включающий механизмы научно-философского, социально-психологического, формально-юридического правоприменительного воспроизводства права» Имеются и другие не противоречащие друг другу формулировки правотворчества
С учетом того что в основе дифференциации подходов различных авторов в определении правотворчества находится неоднозначное понимание ими содержания этого термина, Е.В. Семьянов вполне обоснованно выделяет следующие определения правотворчества:
1) правотворчество как законодательство, или создание нормативных правовых актов особого вида, закрепляющих основы правовой системы с последующим уточнением их положений в подзаконных актах, причем у последних имеется единственно возможная функция — разъяснение или уточнение закона без изменения его первоначального смысла;
2) правотворчество как нормотворчество, или создание общеобязательных правил поведения;
3) правотворчество как правообразование и правоустановление
Таким образом, современные научные подходы в понимании правотворчества не учитывают такой аспект, как общая теория его научного осмысления, основанного на знании присущих именно ему закономерностей, принципов и методов этого процесса. Отраслевое правотворчество, лишенное опоры на общетеоретические знания научного понимания самой природы создания правовых норм, правовых институтов и законодательных актов, постоянно дает сбои, влекущие за собой непрерывное изменение и дополнение уже действующего законодательства. Это касается всех без исключения отраслей права.
Например, О.В. Бондаренко указывает, что «обновление УК достигло того критического уровня, когда требуется кардинальная рационализация уголовного правотворчества».
И это правильная, вполне обоснованная позиция. Возрастающая с каждым годом разность между количеством заявленных в органы правосудия преступлений и количеством фактически расследованных свидетельствует о необходимости такого шага законодателя. При этом рационализация уголовного правотворчества должна учитывать не только совершенствование норм уголовного права, но и реальные возможности следственных и судебных органов по их качественному рассмотрению.
Представляется, что уголовному преследованию должны подвергаться только лица, совершавшие тяжкие и особо тяжкие преступления. Преступления небольшой и средней тяжести необходимо перевести в категорию административных проступков, т.е. декриминализировать. Одновременно «процедуру досудебного и судебного производства по уголовным делам в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, целесообразно существенно упростить, а меры государственного реагирования на такого рода деяния сделать более экономичными и гуманными».
С учетом этого понятно, что правотворчество в конкретной отрасли права должно опираться на определенную базу общих требований, предъявляемых в целом к данному юридическому процессу.
В юридической литературе отмечается, что «развитие теории правотворчества и правореализации, с одной стороны, процесс их общей интеграции, а с другой — процесс все большей конкретизации научного знания, предполагающий последовательную разработку все более специальных научных идей и категорий, уточнение взаимосвязи между ними». Эта мысль совершенно объективно характеризует создавшееся положение в исследовании правотворчества в целом и присущих ему особенностей, связанных с формированием отдельных отраслей права. Накопившийся научный потенциал в этой сфере юриспруденции позволяет сделать новый шаг: обособить и выделить в отдельную отрасль права общую теорию правотворчества.
Необходимость создания такой юридической науки обусловлена следующими причинами:
1) потребностями законотворческой деятельности различных властных субъектов, в обязанности которых входит правовое регулирование происходящих в реальной действительности общественных отношений;
2) переходом на более высокий уровень правотворчества, когда конкретный правовой акт и правовая норма устанавливаются не методом проб и ошибок, а на основе единой научной базы с учетом их имплементации не только в отраслевую систему права, но и в юридическую, экономическую и социально-политическую систему страны;
3) наличием возможности обобщения накопившихся серьезных научных исследований различных видов правотворчества, что создает предпосылки их системного осмысления и формирования на этой базе новых подходов в его реализации;
4) недостаточностью законодательства, регламентирующего правотворчество, а также потребностью в его дальнейшем совершенствовании на основе научного понимания диалектики его развития в современных условиях;
5) отсутствием целостного подхода при разработке отдельных правовых норм, институтов и законодательных актов, что обусловливает ошибки и противоречия в правовом регулировании, создает трудности в правоприменении и недостаточно эффективное применение правовых запретов и поощрений.
Об этом отмечается и в юридической литературе. Так, А.П. Мазуренко в своей докторской диссертации приходит к выводу, что проводившаяся в нашей стране на протяжении последних десятилетий не вполне эффективная правотворческая политика породила «противоречие между реальными общественными отношениями и существующей системой российского права, призванной регулировать эти отношения. Данное противоречие образует важнейшую социально-политическую проблему, требующую своего научного осмысления и практического решения»
Правотворчество в отдельной отрасли права призвано регулировать общественные отношения определенной группы, тогда как общая теория правотворчества должна быть научной базой для наиболее эффективного процесса создания этого правового регулирования. Отсутствие такого правотворческого сочетания его форм предопределяет отставание правового регулирования от объективных потребностей общества, что негативно отражается на социально-экономическом, общественно-политическом и государственно-правовом развитии страны.
Анализ современной юридической литературы показывает, что правотворчество, как сумма разрозненных научных исследований, уже затронуло все необходимые атрибуты, комплекс которых может характеризовать его как самостоятельную юридическую науку. В частности, правотворчество имеет свои цели и задачи, принципы, предмет и методику исследования, а также солидную нормативно-правовую базу, хотя пока еще недостаточную для выработки высококачественного законодательства, отвечающего потребностям сложившихся общественных отношений.
Целью общей теории правотворчества является выработка научно обоснованных правил подготовки и принятия нормативно-правовых актов, отраслей, институтов и норм права на основе исторической преемственности и традиций российского законодательства.
Правотворчество должно иметь научно обоснованные наиболее рациональные способы возведения приемлемых для государства общественных отношений в правовую форму. Общая теория правотворчества должна стать основной при создании любого конкретного законодательного акта, поскольку она будет вырабатывать необходимую правовую терминологию, сопутствующую ему, обосновывать границы возможного и невозможного в правовом регулировании общественных отношений, учитывать предполагаемую эффективность принимаемого закона, степень реализуемости и согласованности с другими нормативными актами, потенциальную способность государственного аппарата по исполнению его предписаний, финансовые издержки и т.д.
Задача общей теории правотворчества — изучение объективных закономерностей и правовых связей, возникающих в процессе правотворчества, определение критериев его оптимизации, осуществление контроля за исполнением нормативно-правовых актов, анализ их эффективности и т.д. Важнейшей задачей общей теории правотворчества является создание алгоритма правового регулирования для определенных групп общественных отношений. Это позволит не только поднять правотворчество на научные основы, но и унифицировать его процесс. Субъекты правотворчества, руководствуясь выявленными закономерностями и его принципами, смогут более качественно и в минимальные сроки разрабатывать и принимать нормативно-правовые акты.
Кроме того, задачей теории правотворчества является и его оптимизация, совершенствование системы правил юридической техники, сокращение множественности законов и устранение конкуренции нормативно-правовых актов.
Общая теория правотворчества, исследуя концептуальные проблемы разработки и принятия законодательных актов, сможет вырабатывать конкретные научные рекомендации по вопросам оптимизации данного процесса.
Всякая самостоятельная наука имеет и свой, только ей присущий предмет изучения. Предметом общей теории правотворчества как юридической науки является обширная сфера общественных отношений, связанных с порядком правового регулирования законотворчества, его нормативно-правовой базы, особенностей правотворчества отдельных отраслей права, его специфики как на региональном, так и на федеральном уровне, изучение судебного правотворчества и его роли в деятельности правоохранительных органов.
Общественные отношения в области правотворчества в настоящее время получают правовое оформление в основном эмпирическим путем без серьезного научного обоснования, что обусловливает нестабильность, а отчасти и противоречивость законодательства, его коррупционную направленность. Отраслевые нормативно-правовые акты зачастую не учитывают финансовые возможности государства по их реализации и объем потенциальной нагрузки на органы государственной власти, связанный с их исполнением; правовое регулирование, как правило, основывается на возможностях государственного принуждения, а не на добровольном и добросовестном действии участвующих в правоотношении субъектов.
Современное действующее законодательство, регламентирующее правотворчество, не носит комплексный характер, что создает предпосылки каждому его субъекту руководствоваться своими правилами при формировании, например, региональных нормативно-правовых актов.
Предметом ведения правотворчества в таких случаях служат региональные акты, которые не всегда согласуются не только между собой, но порой и с Регламентом Государственной Думы РФ, предусматривающей соответствующие процедуры для федерального законодательства
Методами правотворчества как юридической науки, безусловно, является весь основной спектр научного познания социально-правовой действительности, присущий данной многообразной среде. К числу таких методов следует отнести всеобщий диалектический метод познания мира, общенаучные методы (анализ, синтез, системный и функциональный подход), а также частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, логический, социологический, статистический, грамматический и др. Перечень методов, которые могут быть использованы при исследованиях правотворчества, не может быть исчерпывающим. С развитием этой науки могут появиться новые методы познания, в том числе и совершенно специфические, характерные только при изучении этой сферы правоотношений.
В юридической литературе высказана мысль, что хорошим методом апробации качества принимаемого закона может быть правовой эксперимент Представляется, что это перспективный путь к совершенствованию правотворчества в России. Несомненно то, что правотворчество в различных отраслях права будет стимулировать появление и некоторых особых методик, присущих именно этой сфере правоотношений. Развитие демократических институтов, усиление контроля общества за деятельностью органов власти будет порождать новые формы правового регулирования. И это, в свою очередь, будет порождать новые возможности методического обеспечения меняющейся правовой действительности.
Правотворческие методы в целях сохранения единства всей правовой системы должны основываться на сочетании централизации и децентрализации в правообразовании. Это создает условия подготовки и принятия законодательных актов высокого качества и востребованности, что обеспечит их стабильность и надежность в правовом регулировании общественных отношений.
Правотворчество, являясь разновидностью научной правовой деятельности, осуществляется на определенных принципах, в соответствии с которыми создаются нормы права и что обеспечивает качество и эффективность законодательства. Принципы — это основополагающие начала идеи, в соответствии с которыми протекает правотворчество. Одновременно принципы заключают в себе представления общества и государства о том, что с их помощью процесс правотворчества будет наиболее рациональной формой выработки законов и других нормативных правовых актов.
1.2 Виды правотворчества
Одной из актуальных проблем в теории права является вопрос соотношения видов и стадий правотворчества и правового регулирования.
В литературе обычно выделяют следующие виды правотворчества: законотворчество, подзаконное или ведомственное нормотворчество, муниципальное правотворчество, правотворчество на уровне общественных объединений, судебное правотворчество, договорное нормотворчество.
Возникает правомерный вопрос: по каким основаниям выделены данные типы правотворчества? Ответ на этот вопрос представляется достаточно сложным, поскольку для вычленения видов правотворчества могут быть использованы самые разные классифицирующие признаки: вид субъектов правотворчества, место субъектов правотворчества в социальной иерархии, уровень действия правотворческих актов, форма правотворческих актов и т. д. Попробуем систематизировать виды правотворчества и правового регулирования.
В зависимости от субъекта правотворчества бывает правотворчество, осуществляемое носителями суверенитета (непосредственно народом (в республиках и конституционных монархиях) либо монархом (в абсолютных монархиях, где монарх рассматривается как носитель суверенитета)), и правотворчество, осуществляемое иными субъектами правотворчества, не являющимися носителями суверенитета.
По виду власти можно выделить правотворчество органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
В зависимости от уровня действия правотворческих актов можно выделить правотворчество, осуществляемое:
1) на международно-правовом уровне;
2) на общегосударственном уровне;
3) на региональном уровне;
4) на местном уровне (муниципальное правотворчество);
5) на локальном уровне (уровне юридического лица)2.
По виду правотворческого акта выделяется:
1) конституционное правотворчество;
2) законотворчество;
3) подзаконное нормотворчество
4) прецедентное правотворчество;
5) договорное правотворчество.
В зависимости от того, осуществляется принятие правового акта одним субъектом или несколькими, можно выделить:
1) индивидуальное правотворчество;
2) правотворчество, когда несколько субъектов участвуют в принятии правотворческого акта (например, совместные постановления содержащие нормы права.
По основаниям принятия правотворческого решения можно выделить:
1) казуальное правотворчество когда возникает необходимость разрешения конкретного юридического дела или группы дел и это требует принятия, изменения или отмены соответствующей нормы права. Ярким примером может служить прецедентное правотворчество;
2) абстрактное правотворчество, когда принятия, изменение или отмена соответствующей нормы права не вызвана необходимостью разрешения конкретного юридического дела.
Можно выделить и другие классификации правотворчества, в частности по уровням системы права, по преобладающей функции (позитивное и негативное правотворчества). Позитивное правотворчество направлено на принятие и изменений действующих норм права. Негативное правотворчество — на отмену действующих норм права. Но, как правило, правотворчество в чистом виде не встречается, исключение составляют акты конституционного, отменяющие действующие нормы права.
Что же касается правового регулирования, то можно указать следующие его виды
В зависимости от уровня, на котором осуществляется правовое регулирование, выделяется , общегосударственное, региональное, местное, локальное и индивидуальное (на уровне соглашений сторон) правовое регулирование. В этом проявляется отличие правотворчества от правового регулирования на уровне соглашений сторон (индивидуальных контрактов) нормы права не создаются и правотворчество не осуществляется, тогда как правовое регулирование осуществляется безусловно.
В зависимости от уровня системы права можно выделить публичное и частное, материальное и процессуальное, отраслевое и институциональное правовое регулирование.
Кроме этого в зависимости от фазы праворе-гулятивного процесса выделяется первичное правовое регулирование, используемое в ситуации, тогда нужно упорядочить вновь возникшие общественные отношения, и коррекционное правовое регулирование, когда возникает необходимость исправления и устранения ошибок в правовом регулировании.
Таким, на основе всего изложенного можно сделать вывод о том, что виды правотворчества и правового регулирования существенно различаются.
Одной из актуальных проблем в теории права является проблема стадий правотворческого процесса и их соотношения со стадиями правового регулирования. В литературе нет однозначного ответа на вопрос, что представляют собой стадии правового регулирования и как они относятся со стадиями правотворчества. Другие же авторы к числу стадий правового регулирования относят: установление юридических норм, возникновения правоотношений, реализацию субъективных прав и обязанностей их участниками, право применение в случае необходимости.
На наш взгляд, для того чтобы выделить основные фазы процесса правового регулирования, необходимо изучить особенности системы правового регулирования. Анализ особенностей системы позволяет выделить несколько фаз данного процесса:
1) возникновения новых видов деятельности, входящих в объект правового регулирования, и, как следствие, появлений новых общественных отношений, которые требуют правового регулирования;
2) осознание субъектом правотворчества необходимости урегулировать данные общественные отношения и соответствующих целей правового регулирования на нормативном уровне;
3) выработка юридических средств и способов урегулирования общественных отношений, уходящих в предмет правового регулирования, и закрепление их в нормах права, в законах и других источниках (формах права), выражающаяся в определении вида деятельности, подлещающийся правовому регулированию; в поиске ответа на вопрос, относятся ли данная деятельность к объекты правового регулирования; в определении видов общественных отношений, порождаемых данные видом деятельности, и их характерных особенностей; в сопоставлений характерных особенностей общественных отношений, подлежащих, по мнению законодателя, правовому урегулированию, с признаками общественных отношений, которые могут входить в предмет правового регулирования; в определении степени урегулированных данных общественных отношений;
4) проверка того, соответствуют ли информированные нормы права или индивидуальное предписание требованиям, предъявляемым к правовому урегулированию, основным принципам правового регулирования (как общим, так и межотраслевым, отраслевым, институциональным); адекватны ли правового регулирования и обсуждение проекта нормативно правового акта; принятие проекта нормативно правового акта; подписание проекта нормативного правового акта; (опубликование) проекта нормативно правового акта.
Однако далеко не все авторы определяют подобную позицию. Д.А. Керимов считал, что процессы правотворчества включает в себя следующие стадии: «инициативы в принятии правового акта, создания проекта правового акта, стадию обсуждения проекта, стадию дополнения, изменения и утонения проекта, стадию принятия проекта и стадию правового акта»
Л.И. Антонова выделяет следующие стадии правотворческого процесса: «1) возбуждение вопроса о необходимости создания правового акта; 2) обсуждение внесенного предложения; 3) разработка законопроекта; 4) внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа; 5) обсуждение проекта; 6) утверждения законопроекта — принятие закона».
А.С. Пиголкин считает стадиями правотворческого процесса «стадию предварительного формирования государственной воли; стадию возведения государственной идеологии в закон; стадию официального оглашения принятого нормативного правового акта»
Глава 2. Принципы правотворчества
2.1 Демократизм правотворчества
Правотворческая деятельность современных государств строится на основополагающих принципах, к числу, которых чаще всего относят демократизм, законность, гуманизм профессионализм, научность совершенство принимаемых.
Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонным в осуществлении демократического порядка подготовки и принятия нормативных актов и, в первую очередь, законов. Демократизм правотворчества выражается в участии в данном процессе общественности, максимальный учет в новых нормативных решениях состояния общественного мнения. Как справедливо отмечает Н.М. Марченков. Демократизм предполагает активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.
Для предотвращения в жизнь принципа демократизма в правотворчестве в Российской Федерации крайне важно развитие практики шитрокого обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации — печати, радио, телевидения, а так же различных мероприятий с привлечением научной общественности. Высказанные при обсуждении проекта замечания и предложения должны анализироваться правотворческим органом и учитываться при доработок подготавливаемого нормативного актами. Но высшим проявлениями демократизма правотворчества является референдум.
2.2. Законность правотворчества
Принцип выражается в соблюдении правовых аспектов субъектами правотворчества во время подготовки, утверждения и издания нормативно-правовых актов. Вся деятельность должна осуществляться на основании закона и, прежде всего Конституции, с обязательным строгим соответствием регламенту обсуждения и порядка публикации нормативно-правового документа.
Законность проявляется, прежде всего, в том, что нормативные и правовые акты должны приниматься строго в пределах компетенции правотворческого органа и соответствовать нормам и принципам, закрепленными в Конституции страны, а также её законам и иным нормативными актам, имеющими большую юридическую силу. В федеративном государстве крайне важно неукоснительно наблюдать распределение компетенции между Федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принципы Законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования, новых нормативных правовых решения, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов, порядка опубликования нормативно-правовых актов.
Правотворчество является особой формой деятельности государственных органов, реализующих функции обновления законодательства (издание новых нормативно-правовых актов); устранения (отмены) устаревших правовых документов; восполнения возникающих пробелов в правовых нормах. Осуществление этих функций позволяет решать задачи по совершенствованию законодательства.
2.3 Профессионализм, своевременность, исполнимость
Процесс правотворчества осуществляется на основании следующих основных принципах: демократизм, законность, профессионализм, планомерность, своевременность, исполнимость.
Что касается подзаконных, локальных и договорных норм права, то они обсуждаются конечно же в меньших масштабах, соответственно и их роль в жизни общества также гораздо меньше.
Принцип законности означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.
Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.
Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.
Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.
Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
Заключение
В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие итоги:
Правотворчество в правовой сфере — государственная деятельность, завершающая процесс формирования права.
Правотворчество, которое основано на определенных принципах — одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, — это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства. Логическим завершением правотворчества, которое позволяет создать стройную, работающую систему законодательства является систематизация нормативно-правовых актов.
Повышение качества правовых решений, снижение до минимума числа неэффективных нормативных актов — постоянная задача законодателя. Именно этим объясняется теоретическое и практическое значение изучения проблем, связанных с процессом создания норм права. “Потребителями” законов являются люди, общество, и нельзя допускать принятия поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материальные затраты, нарушение интересов граждан.
Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные «блоки», которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения — в кодексы, единые тома свода.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты и официальные источники
1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года) (с поправками от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) (с изменениями от 13 мая 2004 года) // Бюллетень международных договоров, № 3, 2001.
3. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Вестник ВАС РФ. 1999. № 3.
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Российская газета. 2002. 27 июля.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) // Российская газета. 2002. 20 ноября.
6. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2015 г.) // Российская газета. 1997. 16 января.
Учебная, научно-популярная литература
7. Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. — 2-е изд., перераб. и доп. М. 2003
8. Бережков А. Г. Теоретические проблемы правоприменения и формирования содержания права // Вести Московского университета. Сер. 11. Право. 2003. № 4
9. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: монография – М.: Издательский дом «Буквовед», 2016.
10. Власенко Н.А. Правила законодательной техники в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.//Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2 т.//Под ред. д.ю.н., проф., акад. В.М.Баранова. М. 2001
11. Золотухина Т. А. Правотворческая политика современной России. — Ростов-на-Дону.: Наука-Спектр, 2015. — 366 с.
12. Малько А.В. «Теория государства и права в вопросах и ответах»: учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.
13.Нестеренко, И. А. Правотворчество в Российской Федерации. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. — 272 c.
14.Ремизов, Н.А. Правила (стандарты) аудиторской деятельности: Все 38 стандартов. — М.: ФБК-Пресс; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. — 448 c.
15. Системность законодательства как фактор повышения его качества. ИГП РАН//Государство и право, № 8, 2007
16. Тихомиров А. Ю. Правотворчество // Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 томах. Т. 2 (Право). — 2015. — 496 с.
17. Трофимов В. В. Правообразование, правотворчество и правотворческая политика: проблемы взаимодействия // Нишиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 2014. С. 7-8.
18. Югов А. А. К вопросу о современном понимании законопроектного процесса в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. — №3. С. 60-62.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф