Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Правовая охрана образовательного контента в сети Интернет»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы охраны образовательного контента как авторского права в сети Интернет
1.1 Понятие и сущность образовательного контента в сети Интернет
1.2 Значение образовательного контента как интеллектуальной собственности
1.3 Особенности правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности сети интернет
Глава 2. Анализ нарушений авторских прав на образовательный контент как интеллектуальную собственность
2.1 Особенности выявления нарушений авторских прав на образовательный контент как интеллектуальную собственность
2.2 Примеры наступления ответственности за нарушения авторских прав на образовательный контент в сети Интернет
2.3 Рекомендации по совершенствованию правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности в сети Интернет
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день в связи с развитием онлайн-образования, частичному переходу к дистанционному образованию, особенно остро встал вопрос сохранности и защиты от противоправных действий образовательного контента, расположенного в Интернет-среде. Противоправные действия, связанные с нелегальным использованием образовательного контента наносят как моральный, так и материальный ущерб правообладателям такого контента, так как образовательный контент является не только продуктом интеллектуального труда автора, но также может представлять материальную ценность.
Также незаконное использование трудов авторов образовательного контента существенно снижает качество получаемого студентами образования, так как вместо самостоятельного написания студенческой работы, студент использует заимствования, выдавая их за свой труд.
В свою очередь, 2020 год вместе с вспышкой заболеваемости COVID-19 принес существенные изменения во многие сферы жизни, включая образование. В большинстве стран мира на всех ступенях образования — в школах, колледжах, вузах — преподаватели вынуждены были начать активно использовать дистанционные образовательные технологии, искать новые приемы организации образовательного процесса, выбирать методы, эффективные при обучении онлайн, разрабатывать способы поддержания мотивации учащихся.
Теперь, когда начал формироваться профессиональный консенсус об организации и методике массового дистанционного и смешанного обучения, особую актуальность приобретают вопросы особенностей контента обучения в самом широком смысле — от содержания обучения до принципов и практики разработки учебных материалов.
Проблеме изучения правовой охраны образовательного контента в сети Интернет были посвящены труды таких ученых, как: Анциферов О. Д., Близнец И. А., Леонтьев К. Б., Бушуева А. И., Валкирный, С. С., Жерягин С. А., Еременко В. И., Зенин И. А., Назаров Д. М., Калаев Д. В., Чернышева Т. К., Новикова В. С., Ширшов Е. В., и др.
Предметом данной курсовой работы является правовая охрана образовательного контента.
Объектом – судебная практика по защите интеллектуальных прав в области образовательного контента в сети Интернет.
Целью данной курсовой работы является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности в сети Интернет.
– раскрыть понятие и сущность образовательного контента в сети Интернет;
– определить значение образовательного контента как интеллектуальной собственности;
–выявить особенности правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности сети интернет;
– определит особенности выявления нарушений авторских прав на образовательный контент как интеллектуальную собственность;
–привести примеры наступления ответственности за нарушения авторских прав на образовательный контент в сети Интернет;
– разработать рекомендации по совершенствованию правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Цель и задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка литературы, и приложения.

Глава 1. Теоретические основы охраны образовательного контента как авторского права в сети Интернет

1.1 Понятие и сущность образовательного контента в сети Интернет

Прежде чем определить понятие и сущность такого понятия, как «образовательный контент», необходимо пояснить значение термина «контент».
Итак, такой термин, как «контент» стал очень популярен в связи с развитием Интернета, однако он имеет более широкое значение, и может быть применим в различных сферах. Данное слово является заимствованным из английского языка (англицизм), и в переводе на русский означает «содержание».
Обычно под термином «контент», относительно интернет-среды понимается информация, представленная в каком-либо виде (обычно в текстовом формате), однако он может быть представлен и в формате аудио, видео, графического изображения, и пр.
Под термином «контент» также понимается наполнение страницы в сети, блога, и пр. каким-либо содержанием.
Интернет-контент весьма разнообразен, и его можно классифицировать по ряду характеристик:
1) По уникальности содержания:
– уникальный (авторский, являющийся первоисточником, к примеру, авторское исследование, проект, инновационная разработка);
– не уникальный (являющийся общеизвестной информацией, скопированной откуда-либо, например – описание исторических фактов, краткое содержание литературного произведения).
2) По сфере применения, использования:
– профессиональный (который интересен представителям какой-либо определенной профессии, научного направления, например – квантовая физика);
– общеупотребительный (к примеру, словарь).
3) По форме передачи информации:
– в текстовом формате (текст, статья, книга);
– в аудио- формате (образовательные подкасты, сопровождение языковых курсов, лекции);
– в формате видео (видеоуроки, обучающее видео, к примеру, как правильно чинить велосипед, технику лыжной ходьбы, бизнес-курсы, и др.).
4) По форме доступа:
– контент, пользование которым предоставляется за оплату
– бесплатный доступ к контенту.
Также интернет-контент, можно подразделить на несколько видов, обычно это:
– развлекательный контент (который может включать в себя различную юмористическую информацию – мемы, смешные картинки, музыку, информацию о спорте, и др.);
– бизнес-контент, который представлен информацию о коммерческой, или государственной компании, данные о ее деятельности, о структуре управления, руководителях, иные показатели деятельности, описание выполняемых работ, и др.;
–коммерческий контент, который является сам по себе материальной ценностью (программное обеспечение, книги, базы данных, и пр.);
– информационный, который обычно представлен новостной лентой, информацией о происходящих в мире политических событиях, о жизни знаменитых людей, и др.;
– обучающий (развивающий) контент, который может быть представлен обучающими играми, видео-инструкциями о том, как лучше приготовить блюда, отремонтировать что-либо, и др.;
– образовательный контент. Особенностью образовательного контента является то, что он представлен научными текстами, статьями, учебниками, книгами, УМК, аудио-видео сопровождением обучающих курсов (обычно языковых).
Однако редко контент в интернет-сети можно отнести к какому-либо определенному виду, зачастую он совмещает несколько видов, к примеру – образовательный контент может быть также и коммерческим (книга, доступ к которой можно получить только оплатив ее стоимость, научная статья, за пользование которой также придется заплатить автору, или образовательной организации, которой она предоставлена. Такой образовательный контент фактически является товаром).
Итак, согласно определения Ширшова, Е. В., образовательный контент (learning content) – структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса .
Понятие «образовательный контент» представлено в части 3.2.13 раздела 3 ГОСТ Р 52653 – 2006, где обозначается как «структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе» .
В условиях дистанционного обучения и появления множества конкурирующих друг с другом курсов и образовательных организаций особую важность приобретает создание такого образовательного контента, который может привлечь и удержать внимание своих пользователей — как учеников, так и преподавателей.

1.2 Значение образовательного контента как интеллектуальной собственности

Под интеллектуальной собственностью (ИС) понимается продукт интеллектуальной деятельности человека, на которое имеет исключительное право его автор. Интеллектуальная собственность защищена законом как в зарубежных странах, так и в РФ.
С 1967 г. была принята Стокгольмская конвенция о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), к которой на сегодняшний день присоединилось 191 государство. Конвенция относит к ИС права авторов на результаты в различных сферах человеческой деятельности, таких как:
– произведения искусства (художественные, литературные, музыкальные);
– достижения и IT-технологиях (программное обеспечение, технологические инновации, и др.);
– различные изобретения;
– товарные знаки, бренды, аббревиатуры, и пр.;
– научные труды и образовательный контент.
Кроме указанной выше конвенции, существует еще несколько договоров, к примеру – Парижская, Бернская, и др.
ГК РФ 4 Ч. под термином «интеллектуальная собственность» подразумевает охраняемые законом (ст. 1225 Ч. 4 ГК РФ) результаты человеческой интеллектуальной деятельности.
Бушуева А.И., Чернышева Т.К. и Новикова В.С. определяют термин «интеллектуальная собственность» результатом умственно-творческой деятельности людей, охраняемых законом .
В свою очередь, на продукт интеллектуальной деятельности распространяется авторское право – отношения, которые возникают в связи с созданием произведений науки, искусства, литературы, где субъектами авторского права выступают авторы таких произведений, а объектами – сами произведения.
Авторские права защищаются ст. 20 и ст. 37 Конституции РФ, а также ФЗ от 10 июня 1996г. «Об авторском праве и смежных правах». Авторские права распространяются и на авторский образовательный контент, который выложен в сети Интернет.
К примеру, согласно п.2 ст.1259 ГК РФ текст лекции относится к объектам авторских прав, и в соответствии с п.1 ст.1268 ГК РФ автор лекции может дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения любым способом.
На сегодняшний день все чаще администрация учебных заведений склоняется к мысли о том, что образовательный контент, который был создан в рамках научной деятельности конкретного учебного заведения нужно вводить в состав его основных фондов, так с помощью такого образовательного контента может формироваться часть экономической базы учебного заведения.
Поэтому тогда, когда автор образовательного контента (преподаватель), который предоставил учебному заведению право пользования объектом интеллектуальной собственности, студент, либо пользователь сайт учебного заведения, фактически обязан испрашивать согласия не только самого автора образовательного контента на использование его, но также и администрации образовательного учреждения.
Согласно ст. 81 Договора ВОИС по авторскому праву, который был принят Дипконференцией 20. 12. 1996г., авторы «пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору».
Под это определение четко попадает и сеть Интернет где расположен образовательный контент, который можно скачать в любой момент и где угодно поэтому прежде чем опубликовать в сети научный контент (копию статьи, монографии, лекции, и пр.), необходимо получить разрешение автора образовательного контента .
В 2020г. на сайте Минпросвещения РФ были опубликованы проекты двух приказов, где будет утвержден порядок формирования реестра образовательных онлайн-сервисов, причем «ресурсы не должны содержать информации, отрицающую семейные ценности или пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения» .

1.3 Особенности правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности сети интернет

За последние годы аккаунты (профили) в социальных сетях прочно вошли в нашу повседневную жизнь и стали её неотъемлемой частью. На онлайн-сервисах пользователи делятся с внешним миром информацией посредством публикаций произведений собственного творчества (песен, текстов, рисунков, собственных ноу-хау, и др.) а также различного образовательного контента как продукта собственной интеллектуальной деятельности, а также заимствованного.
Однако авторские права образовательного контента нарушаются часто и не всегда действия мошенников можно отследить, так как в Интернет-сети многие нечестные люди (компании) зарабатывают на перепродаже инфопродуктов: покупают его дешево, либо скачивают, и перепродают доступ к обучению в онлайн-школах.
Поэтому в онлайн-образовании на сегодняшний день существуют две глобальные проблемы, связанные с авторскими правами:
–пиратство, когда на торренты, «Яндекс.Диски», в социальные сети попадают целые курсы, книги, материалы и ценные видеозаписи, которые при официальном приобретении стоят немалых денег;
– вторая — так называемые «складчины», когда пользователи покупают курс «вскладчину» – заплатив за один доступ, в онлайн-школе так могут учиться и 5, и 10 человек.
Зачастую образовательный контент располагается в профилях автора, или на образовательных интернет-пространствах, однако они до сих пор не внесены в ст. 1225 ГК РФ.
Поэтому, добавление профилей виртуальных пространств в ст. 1225 ГК РФ должно повлечь за собой реформирование законодательных положений об интеллектуальных правах, которое в праве интеллектуальной собственности тождественно имущественному праву .
Однако в данном случае существует особенность, так как прежде чем отнести аккаунт автора образовательного контента к интеллектуальной собственности, необходимо решить вопрос о критериях определения наличия научного творческого труда в таком аккаунте, так как не на каждой странице в соцсети размещается только авторский контент, а даже наоборот, зачастую пользователи аккаунтов публикуют заимствованные результаты интеллектуальной деятельности, такие как общеизвестные стихотворения, и пр.
Суханов Е. А. полагает, что для того, чтобы устранить описанную выше проблему, необходимо относить к охраняемым законом аккаунтам, как объектам интеллектуальной собственности такие аккаунты, авторские сайты, странички в социальных сетях, которые используется автором образовательного контента .
По мнению С. А. Жерягина, для того, чтобы защитить авторское право на образовательный контент, необходимо также защитить право использовать результаты интеллектуальной деятельности с целью получения прибыли .
Определенные проблемы в области регулирования защиты образовательного контента в социальных сетях также связаны с тем, что согласно законодательству РФ возникают сложности с классификацией правонарушения в случае частичного копирования авторского произведения, либо использования переписанного (с помощью рерайта) авторского образовательного контента без согласия правообладателя, с последующим размещением его в Интернете.
Исходя из вышесказанного, необходимо приравнивать цифровые доказательные материалы к действительным доказательствам, которые можно применять в судебной практике .
Далее стоит отметить, что зачастую сами педагоги используют при составлении авторских дидактических материалов, раздаточного материала к уроку, презентаций, и пр. части уже имеющихся авторских наработок, иными словами, включают в свою разработку скопированные элементы существующего уже в Интернет-сети образовательного контента, копии иллюстраций, схем, текстов, видео-и аудио- файлов, причем не всегда это осуществляется с соблюдением всех необходимых требований и норм законодательства.
Фактически, преподаватели выступают в данном процессе одновременно как создатели, и как пользователи образовательного контента.
Нарушение законодательных норм в данном случае выражается в том, что педагоги, при использовании готового образовательного контента не всегда проставляют сноски и ссылки на заимствования. Причем это может происходить не умышленно, так как заимствованный текст, схема, рисунок, и пр. может не иметь соответствующей сноски на автора данного образовательного контента, так как эта информация могла уже быть многократно перекопирована другими пользователями Интернет-пространства.
Также стоит отметить, что в Российском законодательстве существует ряд исключений, касающихся заимствований авторского образовательного материала – так, в ст. 1274 ГК РФ как учащимся, так и педагогам разрешается «без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование…, …использование правомерно обнародованных произведений и отрывков…, …публичное исполнение правомерно обнародованных произведений…» .
Как можно увидеть из вышесказанного, как для педагогов, так и учащихся существуют значительные сложности при соблюдении законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.
В частности, согласно ст. 1274 ГК РФ в отношении образовательного контента других авторов преподаватели вправе использовать некоторые заимствования, в частности: фотографии, схемы, репродукции, текстовые фрагменты, части записей лекций, видео- или аудио- с занятий, с целью использования в качестве средств обучения, при соблюдении того, что будет использована ссылка на заимствование.
При этом стоит отметить, что ссылка должна быть именно на правообладателя используемого образовательного контента, а не на тот сайт, на котором выложена копия данного образовательного контента, что зачастую сложно отследить.
Поэтому многие педагоги высказывают мнение, что необходимо создать общедоступную для педагогов базу, где будет выложен образовательный контент, который можно будет использовать при создании собственных дидактических и иных образовательных материалов с целью обучения.
Выводы по 1-й главе:
По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Образовательный контент является объектом авторского права, и интеллектуальной собственности, который защищен на законодательном уровне;
2. Свободный доступ к авторскому образовательному контенту привносит ряд рисков, связанных с недобросовестным использованием такого контента с целью перепродажи, использования личных целях, и пр.;
3. Использование авторского образовательного контента без согласования с его автором (правообладателем) допускается исключительно в образовательных целях, при создании новых педагогических образовательных материалов, в виде фрагментов, только при использовании цитирования, со ссылкой на первоисточник.
То же самое касается использования целых произведений (песен, стихотворений, и др.), на которые также необходимо использовать сноски на первоисточник

Глава 2. Анализ нарушений авторских прав на образовательный контент как интеллектуальную собственность

2.1 Особенности выявления нарушений авторских прав на образовательный контент как интеллектуальную собственность

Особенности выявления нарушений авторских прав на образовательный контент как интеллектуальную собственность и противодействие данным противоправным действиям носит комплексный характер, обусловленный рядом причин :
– плагиат, который наносит ущерб не только правообладателю авторских прав на образовательный контент, но также ухудшает качество образования, так как учащийся в данном случае не в полной мере анализирует материал по исследуемой теме, а банально «списывает». Также из-за плагиата может получить ученую степень, либо получить материальную выгоду человек, незаконно воспользовавшийся продуктом интеллектуального труда другого автора;
– незаконная торговля образовательным контентом, когда правонарушитель использует в корыстных целях продукт интеллектуального труда другого автора с целью обогащения.
– нарушение авторских прав и использование образовательного контента с нарушениями законодательства увеличивает количество некачественного образовательного контента, так как теряется связь с первоисточником такого контента, и уже невозможно сверить текст с первоисточником.
Так как сеть Интернет не имеет границ, необходимо учитывать, что подходы к нормативному регулированию охраны образовательного контента должны быть приняты во всем мире. Такие подходы могут не быть абсолютно одинаковыми, и могут отличаться в зависимости от особенностей законодательства отдельных стран, однако должны быть взаимно работоспособными.
К примеру, в Директиве ЕС по электронной коммерции прописано то, что может быть исключена ответственность лица, скопировавшего образовательный контент, при условии, что содержание скопированной информации не было искажено (перефразировано, изменено), а также при поступлении информации о незаконности использования определенного контента, принимаются меры по закрытию доступа к этой информации .
В соответствии с согласованным заявлением в отношении статьи (8) Договора ВОИС по авторскому праву «простое предоставление физических средств, позволяющих сделать или осуществляющих сообщение, само по себе не является сообщением в смысле настоящего Договора или Бернской конвенции» .
Поэтому действия Интернет-провайдеров не могут пониматься как доведение до всеобщего сведения, иначе это возложит на Интернет-провайдеров обязанность проверять всю информацию, проходящую через их инфраструктуру или хранящуюся на ней. Однако в этом случае возникает сильная угроза нарушения авторских прав авторов образовательного контента.
При нахождении плагиата образовательного контента можно наказать правонарушителя несколькими способами:
1. Досудебный порядок –когда направляется владельцу сайта (интернет-провайдеру) претензия, которая хотя не обязывает с юридической точки зрения, но может продемонстрировать факт выявления плагиата и нарушения прав автора.
Для этого необходимо составить заявление в соответствии с ч. 2 ст. 15.7 ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Письмо с заявлением (заявление) должно содержать все необходимые реквизиты, которые указаны в законе, если будут неточности и ошибки в заявлении, владелец сайта имеет право в течение суток потредовать уточнить информацию в соответствии с ч. 4 ст. 15.7 ФЗ № 149 .
Затем необходимо найти контакты владельца, которые должны быть размещены самим владельцем сайта как форма обратной связи пользователя с владельцем (ч. 2 ст. 10 ФЗ № 149).
Если контактной информации либо формы обратной связи на сайте нет, используется Whois-сервисы и узнается владелец домена и прочая необходимая информация.
Затем направляется письмо с требованием удалить незаконный контент, на что у владельца сайта будет 24 часа после того, как он получит заявление (ч. 6 ст. 15.7 ФЗ № 149).
В том же случае если и после перечисленных действий владелец сайта не предпринял действий по удалению незаконной информации, стоит обратиться напрямую к провайдеру с претензией, в которой указать, что на его хостинге были нарушены авторские права, и что владелец сайта, не смотря на заявление не удалил незаконный контент (ч. 3 ст. 1253.1 ГК).
В том случае, если проблема не была решена во внесудебном порядке, далее стоит обратиться в суд, решением которого сайт, на котором было выявлено нарушение, будет заблокирован, причем еще до того, как будет подан иск владельцу сайта (ст. 144.1 ГПК).
Для того, чтобы подать заявление в суд при выявлении нарушения авторских прав, необходимо в свободной форме подать заявление о предварительном обеспечении защиты авторских прав, к которому обязательно прилагаются подтверждающие факт нарушения документы (заверенный нотариально протокол осмотра сайта, и пр, а также документы, которые подтверждают авторские или смежные права. .
Копия заявления должна быть направлена в Роскомнадзор, в праве которого заблокировать сайт-нарушитель. В свою очередь, заявителю отводится до 15 суток на то, чтобы подать на владельца сайта исковое заявление (абз. 2 ч. 5 ст. 144.1 ГПК).

 

2.2 Примеры наступления ответственности за нарушения авторских прав на образовательный контент в сети Интернет

Существует три вида наступления ответственности за нарушение авторских прав на образовательный контент, незаконным способом опубликованный в сети Интернет :
1. В рамках гражданско-правовой ответственности, в соответствии со ст. 1252 ГК, правообладатель авторских прав на образовательный контент имеет право:
– потребовать от нарушителя публичного признания его авторских прав;
– потребовать пресечения незаконных действий, нарушающих авторские права на образовательный контент (удалить незаконно размещенный контент);
– потребовать возмещения материального и морального вреда за причиненный ущерб (незаконное использование авторского образовательного контента);
– потребовать изъятия материального носителя, на котором расположен незаконно приобретенный контент;
– опубликовать решение суда о том, что на определенном сайте (странице, блоге, авторской колонке) был опубликован контент, с нарушением прав правообладателя образовательного контента.
Вместо требования возместить убытки (моральный и материальный ущерб), правообладатель образовательного контента имеет право согласно п. 1 ст. 1301 ГК в судебном порядке требовать у лица, незаконно воспользовавшегося образовательным контентом выплатить автору компенсацию в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб.
В случае систематического нарушения авторских прав (незаконной публикации в Интернет-сети авторского образовательного контента) имеется возможность в судебном порядке потребовать прекратить деятельность организации-нарушителя (юрлица, или физического лица), в соответствии со ст. 1253 ГК .
2. Административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 7.12 КоАП наступает в случае, если авторские (смежные) права правообладателя были нарушены с целью извлечения прибыли. В этом случае нарушителя ожидает штраф в размере 1,5-2 тыс. рублей для физлица, 10-20 тыс. рублей для должностного лица, и 30-40 тыс. рублей для юридического лица.
3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав на образовательный контент может наступить в том случае, если данное нарушение причинило правообладателю крупный ущерб. Также в том случае (ст.146 УК), если такое деяние было совершено в крупном размере.
Наказание в таком случае может быть в виде:
– штрафа;
– принудительных работ;
– ограничения либо лишения свободы.
Заимствование авторского образовательного контента возможно лишь при условии правомерного цитирования, согласно п-п 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ только в том случае, если:
-произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
-указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.
Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:
– служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
–публикуются в периодических печатных изданиях с последующим распространением экземпляров в рамках данного издания;
– будут публично представлены в живом исполнении без цели извлечения прибыли с образовательной целью, а также с целью образовательных, медицинских организаций, соцобслуживания и уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
– используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
–упоминаются в авторефератах и диссертациях;
–участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.
Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.
В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).
В рамках написания данной работы нами в качестве примера приведен Обзор практики Суда по интеллектуальным правам по вопросам, возникающим при применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных (см. Приложение).

 

2.3 Рекомендации по совершенствованию правовой защиты образовательного контента как интеллектуальной собственности в сети Интернет

На сегодняшний день существуют два основных момента, которые требуют наискорейшего решения.
1. В законодательстве РФ в ст. 48-1 ФЗ «Об авторском и смежных правах» содержится требование о принятии так называемых «технических мер защиты права автора и смежных прав», но не предусмотрена ответственность за то, что такие требования не будут выполнены. С учетом вышесказанного, необходимо на законодательном уровне прописать ответственность за невыполнение данных требований.
Указанные статьи отвечают передовым тенденциям в развитии международного права в сфере авторского права, в частности ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой говорится о соответствующей правовой охране и эффективных средствах правовой защиты существенных технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав.
Кроме того, указанные требования коррелируют с Директивой ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. «О гармонизации определенных аспектов авторских и смежных прав в информационном сообществе».
Согласно п. 1 ст. 48.1 ФЗ под «техническими средствами защиты права автора и смежных прав» предполагаются любые технические устройства или же их компоненты, которые могут:
– контролировать доступ к авторскому образовательному контенту;
– объектам авторских или смежных прав;
– устройства, которые могут предотвратить или ограничить действия, запрещенные автором образовательного контента.
Запрет на обход технических средств защиты авторских и смежных прав упомянут в п. 2 ст. 48.1 Закона сформулирован
Однако данные положения не особенно действенны, так как:
–и положения не подкреплены ссылками на соответствующие санкции за их нарушение;
– санкции, равно как и составы правонарушения, согласно особенностям, российского права должны быть сосредоточены в КоАП РФ и в УК РФ.
Изначально при подготовке этого законопроекта была закреплена такая норма, согласно которой за совершение действий, направленных на обход технических средств защиты авторских и смежных прав, наступала такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ. Однако она была исключена из законопроекта, так как в КоАП РФ (ст. 7.12) и УК РФ (ст. 146) закреплены иные составы правонарушения.
Кроме того, разработчиками законопроекта не представлены были проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.
Поэтому, необходимо внести изменения, которые будут касаться именно ответственности, а не останавливаться на второстепенном вопросе толкования «технологических» или «технических» средств. Тем более что, в документах ВОИС, как и в законодательстве европейских стран также используется термин «технические средства».
Второй существенной проблемой является то, что в 2021 г. Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО) собирается потратить 800 млн руб. на закупку образовательного контента для школьников нового формата. Поставщиком может стать издатель традиционных учебников — группа «Просвещение» .
Даный контент должен закупаться в рамках государственного проекта «Российская электронная школа» (РЭШ), так как на данный момент контент в РЭШ представлен в основном в виде видеолекций и тестов, что дает мало возможностей для творчества преподавателя .
Однако в том объеме, который необходим для обеспечения образовательных учреждений образовательным контентом, такой контент существует только у нескольких компаний, в частности у издательства «Просвещение». Поэтому для участников рынка онлайн-образования, которые ориентированы на коммерческий сегмент, этот тендер вряд ли будет интересен, так как по его условиям, компании обязаны передать контент полностью — это разовая покупка с последующим неограниченным использованием контента государством.
Подобная ситуация во-первых может:
1. Снизить качество образовательного контента, который будет закупаться, так как будет минимизирована конкуренция;
2. На данный момент уже существует много готового современного образовательного контента, который находится в бесплатном доступе, и который достаточно внести в образовательный реестр, тем самым сократив затраты.
3. Предлагаемая ФИЦТО широкая номенклатура контента по разной образовательной тематике может создать сложности как для преподавателей, так и для учащихся, так как «важна методичность и последовательность при выборе материала».
Выводы по 2-й главе

Существует три вида наступления ответственности за нарушение авторских прав на образовательный контент, незаконным способом опубликованный в сети Интернет: Гражданско-правовая, Административная, Уголовная ответственность.
Заимствование авторского образовательного контента возможно лишь при условии правомерного цитирования, согласно п-п 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ
На сегодняшний день существуют два основных момента, в законодательстве, регулирующем защиту авторских прав на образовательный контент:
1. В законодательстве РФ в ст. 48-1 ФЗ «Об авторском и смежных правах» содержится требование о принятии так называемых «технических мер защиты права автора и смежных прав», но не предусмотрена ответственность за то, что такие требования не будут выполнены. С учетом вышесказанного, необходимо на законодательном уровне прописать ответственность за невыполнение данных требований.
2. Кроме того, разработчиками законопроекта не представлены были проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.
Поэтому, необходимо внести изменения, которые будут касаться именно ответственности, а не останавливаться на второстепенном вопросе толкования «технологических» или «технических» средств.

Заключение

Под интеллектуальной собственностью (ИС) понимается продукт интеллектуальной деятельности человека, на которое имеет исключительное право его автор. Интеллектуальная собственность защищена законом как в зарубежных странах, так и в РФ.
Зачастую образовательный контент располагается в профилях автора, или на образовательных интернет-пространствах, однако они до сих пор не внесены в ст. 1225 ГК РФ.
Образовательный контент является объектом авторского права, и интеллектуальной собственности, который защищен на законодательном уровне.
Свободный доступ к авторскому образовательному контенту привносит ряд рисков, связанных с недобросовестным использованием такого контента с целью перепродажи, использования личных целях, и пр.
Использование авторского образовательного контента без согласования с его автором (правообладателем) допускается исключительно в образовательных целях, при создании новых педагогических образовательных материалов, в виде фрагментов, только при использовании цитирования, со ссылкой на первоисточник.
То же самое касается использования целых произведений (песен, стихотворений, и др.), на которые также необходимо использовать сноски на первоисточник
Существует три вида наступления ответственности за нарушение авторских прав на образовательный контент, незаконным способом опубликованный в сети Интернет: Гражданско-правовая, Административная, Уголовная ответственность.
Заимствование авторского образовательного контента возможно лишь при условии правомерного цитирования, согласно п-п 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ
На сегодняшний день существуют два основных момента, в законодательстве, регулирующем защиту авторских прав на образовательный контент:
1. В законодательстве РФ в ст. 48-1 ФЗ «Об авторском и смежных правах» содержится требование о принятии так называемых «технических мер защиты права автора и смежных прав», но не предусмотрена ответственность за то, что такие требования не будут выполнены. С учетом вышесказанного, необходимо на законодательном уровне прописать ответственность за невыполнение данных требований.
2. Кроме того, разработчиками законопроекта не представлены были проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.
Поэтому, необходимо внести изменения, которые будут касаться именно ответственности, а не останавливаться на второстепенном вопросе толкования «технологических» или «технических» средств.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21fdffc70bade7ef80135143050f0b1/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
4. Проект Приказа Министерства просвещения РФ от 05 февраля 2021г. «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, допущенных или рекомендованных для применения в образовательном процесс»
5. Порядок формирования и ведения реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, допущенных или рекомендованных для применения в образовательном процессе, утвержден приказом Министерства просвещения РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»
6. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»
7. ГОСТ Р 52653 — 2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения.
8. Директива Европейского союза вступила в силу 8 июня 2000 г. №2000/31/ЕС о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке (проект Директивы был одобрен 28 февраля 2000 г.
9. Закон № 2004-575 от 21.06.2004 о доверии в цифровой экономике (Франция)
10. Договор ВОИС по авторскому праву (приняты Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.)
11. Амангельды А. Проблема разграничения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. N 3.
12. Анциферов О. Д. В области защиты интеллектуальных прав все еще немало «белых пятен», которыми беззастенчиво пользуются правонарушители: [беседа с канд. юрид. наук О. Анциферовым] // Адвокат. 2017. № 1.
13. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права. М.: Проспект, 2011. С. 447.
14. Близнец, И. А. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации / под ред. И. А. Близнеца, Л. А. Новоселовой — Москва : Проспект, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-392-15495-1. — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392154951.html (дата обращения: 19.02.2021).
15. Близнец И. А., Новоселова Л. А. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации: монография Под ред.: Близнец И. А., Новоселова Л. А. Издательство: Проспект Москва 2015 г.- 119с.
16. Брумштейн Ю. Анализ слайд-презентаций как объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. N 8. С. 47–57.
17. Брумштейн Ю. Графические и аудиовизуальные объекты в тестовых материалах // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2016. N 3. С. 50–62.
18. Бушуева А. И. Сущность интеллектуальной собственности / А. И. Бушуева // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-1 (58). С. 56-58.
19. Валкирный, С. С. Образовательный контент как объект авторского права / С. С. Валкирный. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 76-80.
20. Гражданское право: учебник. В 4 т. / под ред. Е. А. Суханова. Т. 2. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2019. 464 с.
21. Жерягин С. А. Формирование правовой основы и тенденции развития рынка интеллектуальной собственности / С. А. Жерягин // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 5. С. 179-183.
22. Еременко В. И. Изменения в сфере авторского права и смежных прав в РФ // Законодательство и экономика. 2016. N 7.
23. Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Юрайт, 2016. С. 59.–С. 170.
24. Назаров Д. М., Калаев Д. В. IT-кластер как инструмент снижения рисков инновационной экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 3(35)
25. Чернышева Т. К., Новикова В. С. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: сущность, проблемы реализации и перспективы развития / Т. К. Чернышева, В. С. Новикова // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 2. С. 70-76.
26. Ширшов Е. В. Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://didacts.ru/slovari/informacija-obrazovanie-didaktika-istorija-metody-i-tehnologii-obuchenija-slovar-klyuchevyh-ponjatii.html
27. Цифровой образовательный контент теперь будет подвергаться обязательной госэкспертизе / Навигатор образования / Главная / Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fulledu.ru/news/6081_cifrovoi-obrazovatelnyi-kontent-teper-budet.html
28. Н. Королев, Д. Шестоперов Государство закупит для школьников образовательный контент новых форматов / 9111 Юридическая официальная соцсеть 31 января 2021 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://news.mail.ru/economics/45043699/
29. Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org
30. Эксперты: аккаунты в социальных сетях станут объектами интеллектуальной собственности //URL: https://news.rambler.ru/other/41859551-eksperty-akkaunty-v-sotsialnyh-setyah-stanut-obektami-intellektualnoy-sobstvennosti/
31. Зинина У. В. Защита прав интеллектуальной собственности в сети Интернет / Материалы Интернет-конференции «Право и Интернет» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/media/zashita-prav-intellektualnoj-sobstvennosti
32. Юлия Меркулова Что делать, если украли контент или скопировали весь сайт / Правовед.ru: https://pravoved.ru/journal/zashchita-intellektualnoj-sobstvennosti-v-internete/
33. Правила пользования Сайтом ВКонтакте // URL: https://vk.com/terms
34. Суд признал учебник профессора из Владимира плагиатом [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2013/03/28/vladimir/
35. Обзор практики Суда по интеллектуальным правам по вопросам, возникающим при применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф