Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Правовое регулирование вопросов колхозника»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты колхозного крестьянства
1.1. Коллективизация в СССР
1.2. Социально-правовой статус колхозного крестьянства
1.3. Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 г.
Глава 2. Правовое регулирование вопросов колхозного крестьянства в СССР
2.1. Регулирование прав колхозников в рамках сельскохозяйственной артели 1935 г.
2.2. Колхозное законодательство в период завершения строительства социалистического общества и проведения Сталинской Конституции
2.3. Влияние коллективизации на социально-экономические отношения колхозного крестьянства
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Вопросы правового регулирования общественных отношений в сфере колхозного и совхозного производства не потеряли своей актуальности, поскольку современное российское заведение, как и советское правительство, еще не создало благоприятных условий для развития аграрного сектора.
К сожалению, сельскохозяйственный труд в нашей стране остается крайне неэффективным, непопулярным и низкооплачиваемым. За последние два десятилетия накопленный за советский период опыт развития сельского хозяйства был забыт, что привело к отрицательным результатам. Активно создаваться он вновь стал с середины 1990-х годов. Хозяйства не могли заменить колхозы и совхозы в поставке сельскохозяйственной продукции на российский продовольственный рынок. Импорт сельскохозяйственной продукции также не смог решить продовольственную проблему, которая без такого отдаленного будущего могла бы создать угрозу продовольственной безопасности страны.
Согласно Уставу, данные о таком законном положении колхозников были показателем крестьянского восприятия советской сельскохозяйственной политики, противоречивых реалий жизни колхозного села в середине 1930-х годов. Учитывая существование демократических стандартов жизни, они могут служить сигналом для властей, чтобы они могли скорректировать свои решения, но при господстве тоталитарного режима они оставались неуслышанными, более того, они квалифицировались как подстрекательские или антисоветские со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Цель работы – правовое положение колхозников по Уставу 1935 года.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть вопрос коллективизации в СССР;
2. Ознакомиться с социально-правовым статусом колхозного крестьянства;
3. Провести анализ примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г.;
4. Оценить регулирование прав колхозников в рамках сельскохозяйственной артели 1935 г.;
5. Исследовать колхозное законодательство в период завершения строительства социалистического общества и проведения Сталинской Конституции;
6. Проанализировать влияние коллективизации на социально-экономические отношения колхозного крестьянства.
Объект исследования – колхозное крестьянство.
Предмет исследования – права и обязанности колхозного крестьянства.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты колхозного крестьянства

1.1. Коллективизация в СССР

Революционные события 1917 года нанесли серьезный удар по образу жизни русского крестьянства, сложившегося веками. Сельская община почти полностью утратила свою роль. Идеология частной собственности на индивидуальный труд на земле подверглась давлению марксистско-ленинской доктрины классового характера общества и коллективизма как основы организации плановой экономики вместо рыночного элемента. Коренное переустройство патриархального мира села рассматривалось руководством Советской России как важнейшая задача по переводу жизни страны на социалистические рельсы. Для этого у нового правительства была веская причина.
По социально-демографическим характеристикам развития России крестьяне составляли основную часть ее населения. По данным за 1913 г. на них приходилось 82% от общего числа людей, проживающих в Российской империи [4]. В связи с этим крестьянский вектор в политике большевиков, пришедших к власти, был стратегической и тактической доминантой в построении социалистической государственности. Путь к объединению коммунистической власти и крестьянства лежит через передачу обширных земель страны их первоначальным владельцам. Большевистское руководство прекрасно это понимало и в начале 1918 года приступило к тому, чтобы наделить крестьян землей, конфискованной у помещиков. Размер земли, выделенной деревне, определялся количеством дворов, а площадь каждого участка определялась количеством рабочих или всех членов домохозяйства. Осуществление многовековой мечты о земле всколыхнуло крестьянство: деревенская община ожила, крестьянские сборища усилились, поток сельскохозяйственной продукции на рынки увеличился. Однако уже летом 1918 года в отношениях государства с крестьянством родились и развились тенденции к ослаблению крестьянского сообщества и ограничению свободы, самоуправления и трудовой демократии, данной сельским жителям.
Чтобы решить проблему снабжения продовольствием промышленных городов и Красной Армии, руководство страны не пошло по пути стимулирования крестьян к увеличению производства товарной продукции и продажи ее государству, а выбрало административно-принудительные методы в отношениях с фермерами. Совет Народных Комиссаров разрабатывает и реализует концепцию излишков продовольствия, которая предусматривает обязательные поставки хлеба и продуктов питания сельскохозяйственными производителями. В случае уклонения от доставки или неполной доставки заказов так называемые «излишки» зерна и продуктов были захвачены специально созданными продовольственными отрядами. В то же время свободная продажа на зерновом рынке запрещена, и в селах создаются «комеди» — комитеты сельской бедноты, объединяющие подавляющее большинство люмпенизированных, неспособных или не стремящихся к сельскому труду крестьян.
Комикам были даны великие полномочия, и одной из их главных задач было сотрудничество с продовольственными отрядами для обеспечения снабжения города продовольствием. В случае с крестьянами, прячущими хлеб, комедовцам было поручено направить военизированных посланников города диверсантам. В результате крестьяне, пытавшиеся спрятать хлеб, были репрессированы, а «активисты-информаторы» получили половину реквизированной продукции.
По политике комедов, излишки продуктов питания и других социалистических нововведений были трудным испытанием для жителей села. Крестьяне с трудом справлялись с непомерными потребностями государства. Делами управляли так называемые сельские активисты и специально уполномоченные представители города. Управление повседневной жизнью осуществлялось недавно созданными сельскими советами. Сельские жители в основном занимались своим домашним хозяйством; товарное производство резко упало [3].
Проводимая властями аграрная политика вызвала активное недовольство крестьянства. Серию провинций средней зоны и юга России охватила волна протестов и вооруженных восстаний. Принудительная поставка сельскохозяйственной продукции полностью себя дискредитировала. Необходимость ослабить административную прессу против крестьян и, хотя бы частично отказаться от политики принуждения, была абсолютно очевидна. Группы, враждебные большинству сельских жителей, были уволены, а прибавочная оценка была заменена налогом, не облагаемым налогом, — более гибкой и демократичной формой сельскохозяйственного производства со стороны государства. В то же время был снят запрет на продажу результатов крестьянского труда, разрешена аренда земли и использование наемного труда в ограниченных количествах.
В то же время руководство страны при некоторой либерализации крестьянской политики не могло отказаться от одной из основных идеологических доктрин — доктрины классового характера общества, которая применительно к крестьянству предполагала наличие детей на такие касты как кулаки, середняки и бедняки. Считалось, что последние в подавляющем большинстве, в то время как третьи полностью социальной поддержки коммунистов в деревне. Исходя из этого, средним крестьянам и особенно бедным предоставлялись всевозможные экономические уступки и льготы. Таким образом, богатые крестьяне облагались налогом в несколько раз больше, чем бедные.
Советская власть видела свою важнейшую задачу в отношениях с помещиками как идеологическое и мировоззренческое проникновение в крестьянскую среду, вытеснение из своего сознания креационистского, прежде всего православного, мировоззрения и перевод национального менталитета масс в систему социалистически-атеистических координат. «Социализация» крестьян и их труда в понимании нового правительства прошла через преодоление индивидуализма отдельных производителей и объединение их в коллективы хозяйствующих субъектов. Чтобы усилить предполагаемую аргументацию, были установлены преемственность идей коллегиальности, многовековая практика общинных условий жизни крестьянства и новые коллективные формы организации жизни и труда в деревне.
Радикальная перестройка русской деревни на рубеже 30-х годов предопределила развитие советского сельского хозяйства на все последующие десятилетия. В то же время с годами недостатки социалистической модели коллективного труда крестьян начали проявляться все больше и больше. Точечные корректировки, которые неоднократно вносились в аграрную политику, не смогли адаптировать систему колхозов к изменяющейся социально-политической ситуации. Это было одной из причин системного государственного кризиса и последующего разрушения Советского Союза.

1.2. Социально-правовой статус колхозного крестьянства

Основным объектом политических манипуляций и социально-экономических экспериментов со стороны сталинского тоталитарного режима было крестьянство, поэтому изменения в его структуре в результате коллективизации сельского хозяйства стали естественными. Вчерашние единоличники-крестьяне превратились в колхозников. Только несколько процентов населения считались ремесленниками. Кулаки, то есть слой богатых крестьян, перестали существовать. Но сталинская социально-экономическая революция не ограничивалась простым изменением социальной структуры. Закончилось все утверждением системы управления колхозом. А это, прежде всего, означало коренное изменение социально-правового статуса крестьянства.
Основными нормативными актами, в которых был прописан социально-правовой статус колхозного крестьянства, были Типовые уставы сельскохозяйственного кооператива 1930 и 1935 годов и ряд решений, принятых в основном ЦИК и СНК СССР. Эти документы определяли характеристики социального статуса сельских жителей, их способности перемещаться или изменять свой «социальный» статус и систему оплаты труда [17].
До принятия Конституции СССР (1936 г.) крестьянство не имело юридической идентификации. Колхозники и крестьяне были зарегистрированы сельским советом, колхозными советами, финансовыми и налоговыми органами, но им было отказано в полной юридической регистрации гражданства. Ведь справка сельсовета, которая была выдана крестьянам, имела временный эффект и свидетельствовала только о месте проживания и социальном, а не гражданском статусе. Кроме того, Типовая хартия (1935 г.) с нормативной точки зрения сделала невозможным изменение социального статуса колхозника и его детей. Ведь заявление о членстве в колхозе было написано владельцем двора, а его дети автоматически становились колхозниками и не могли избавиться от этой ситуации даже после достижения паспортного возраста в 16 лет.
Так, собственно, в лице колхозного крестьянства государство получало принудительный труд, исполнителей для работ с его зерном, находящихся налоговым бременем [5].
Сельские жители были не только лишены земли, лошадей, крупного рогатого скота, средств производства, но и не имели права покидать свои места постоянного проживания. До апреля 1932 года вокруг сел действовали «отряды заграждения» от войск НКВД, а на железных дорогах в тяжелых условиях была организована патрульная служба.
Паспортизация населения, введенная ЦИК и Советом народных комиссаров СССР подписала Указ «О создании единой паспортной системы для Союза СССР и обязательной регистрации паспортов» (27 декабря 1932 г.) Было также замечено дискриминационное отношение к крестьянам. Указом закрепилась изоляция колхозного крестьянства, еще раз подчеркнув его фактическое крепостное право. Помимо работников совхозов, паспортизация касалась не всего сельского населения, а только граждан страны в возрасте 16 лет, которые постоянно проживали в городах, рабочих деревнях, работали на транспорте или в новостройках [16].
Получение паспорта для крестьянина означало приглашение на работу на промышленные предприятия. В паспортной зоне паспорт был единственным документом, который подтвердил бы его личность; остальные сертификаты не были признаны официальным документом. Даже если крестьянин, не имеющий паспорта, нашел работу в городе, работодатель, предоставивший ее, будет привлечен к административной ответственности или к заключению до двух лет.
Добившись принудительной коллективизации, партия большевиков попыталась модернизировать систему коллективного управления, взяв за образец схему управления и структуру, аналогичную существующей в промышленности: бригадную систему. Бригады стали ключевыми организационными звеньями коллективного производства. Они возникли на основе «специализации» при возделывании определенной культуры.
На основе принципов «Временных правил …» был введен своеобразный кодекс поведения для колхозников, положения которого удостоверяли их положение. Так, согласно документу, ни один колхозник не мог использовать свое рабочее время вне колхоза без разрешения, в каждом отдельном случае, совета колхоза и бригадира его команды. Все колхозники должны быть в определенных производственных командах. Назначенный на работу колхозник не имеет права выгонять членов своего двора. Колхозник должен был идти на работу в определенное время и без особых напоминаний. Перерывы на завтрак, обед не допускаются без приказа бригадира.
Такая система труда оставалась неизменной во второй половине 30-х годов, она даже получила законодательную регистрацию в уставе сельскохозяйственной артели (1935 г.), который утвердил организацию бригадного звена.
Система начисления и оплаты труда в колхозах оказалась постыдной и унизительной. Примерный устав сельскохозяйственного кооператива (1930 г.) предусматривал процедуру расчета с колхозниками в два этапа: «В течение финансового года авансовые платежи в натуральной или денежной форме выплачиваются в натуральной или денежной форме не более чем на 50 % от суммы, причитающейся за работу. В конце хозяйственного года производится окончательный расчет заработной платы.
Рабочий день считался мерой благополучия, трудовой активности и проявлением социалистического сознания. Фактически, рабочий день был фактической нормой для колхозника выполнять тот или иной тип работы за единицу времени.
Стоит отметить, что система и практика распределения результатов работы по рабочим дням, которая действовала в 1930-х годах, не только перестала быть чисто экономической проблемой, но приобрела признаки социальной катастрофы.
Фактически система оплаты труда в рабочие дни в колхозах оказалась модернизированным социально-экономическим институтом крепостного права. Крестьяне, назначенные в бригады и части, были вынуждены работать в дневное время без права покидать поле, и была введена система добычи. Колхозники через систему штрафов были частично лишены уже заработанных рабочих дней, если они не пришли на работу, не выполнили нормы или обязательства по государственным закупкам.
Такие принципы и методы хлебозаготовок годы коллективизации сохранились во второй половине 1930-х годов. Кроме того, Постановление ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР «О мерах по защите колхозных колхозных земель от разбазаривания» (27 мая 1939 г.) впервые на десятом году коллективизации установило:
а) обязательные и обязательные рабочие дни для колхозников;
б) принудительное переселение колхозников в отдаленные, необитаемые районы Сибири [15].
Так, коллективизация разрушила экономические основы крестьянских самодеятельных хозяйств, заложила организационные и экономические основы социального статуса колхозника, который был лишен права свободно передвигаться, создав невыносимые условия жизни. Колхозы стали настоящей резервацией для крестьян, экспериментальным полем сталинской модернизации сельского хозяйства, а крестьянин без паспорта стал его заложником и жертвой.

1.3. Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 г.

Согласно Уставу 1935 года, земля, занимаемая кооперативом, находилась в государственной собственности и передавалась сельскохозяйственному кооперативу (колхозу) в неограниченное пользование и не подлежала продаже и аренде. Уменьшение площади земли не допускалось, наоборот, было рекомендовано увеличить площадь, что должно было произойти из-за свободных земель государственного фонда или из-за избытка земель, занимаемых индивидуальными собственниками. В Восточной Сибири местными властями основной упор в расширении земель был сделан на освоение свободных земель.
При поступлении в колхоз основные средства сельскохозяйственного производства были обобществлены: весь скот, сельскохозяйственный инвентарь, запасы семян, корма в количестве, необходимом для содержания социализированного скота, хозяйственные постройки, необходимые для управления фермой, и все предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и продуктов. Это положение было также зафиксировано в предыдущей Хартии 1930 года [6].
Новая хартия предусматривала усиление ответственности за «неэффективное управление и пренебрежение государственной собственностью, за прогулы без уважительной причины, за плохую работу» и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава.
Устав 1935 года, в отличие от предыдущего документа, расширил личные нормы содержания скота, что было очень важно для крестьянина. Власти подошли к этому вопросу по-разному, учитывая природно-климатические условия для развития животноводства и сельского хозяйства.
Другим важным моментом, вытекающим из положений Устава 1935 года, является попытка еще раз продемонстрировать преференциальное положение колхозника над индивидуальным фермером.
Хотя следует отметить, что Устав 1935 года по сравнению с предшественником смягчил условия для вступления в колхоз отдельных граждан. В частности, в качестве исключения он разрешил въезд «обездоленным детям, которые в течение нескольких лет занимались общественно-полезной работой и добросовестно работали» и «бывшим кулакам и членам их семей, которых высылают за антисоветские и антиколхозные выступления, а в новых трехлетних местах благодаря их честной работе и поддержке событий советского режима поселения показали, что они восстановились».
Ставя задачу полной коллективизации села и создавая условия для этого, в том числе посредством Устава 1935 года, советское правительство еще раз подчеркнуло, что колхозники будут в предпочтительном положении, в отличие от индивидуальных фермеров. Так, например, при принятии решения об обеспечении колхозов землей предполагалось, в частности, отрезок «лишней» земли (до 10%), занятой отдельными фермерами. А последним было предложено, согласно той же Хартии 1935 года, выделить полевые участки, расположенные за землями колхозов на концах полей севооборота, даже если эти земли были не самого лучшего качества. Размер личной земли индивидуальных хозяйств не должен превышать размер земли колхозника в соответствующем регионе.
Таким образом, Устав сельскохозяйственной артели 1935 года объединил преобразования, проведенные советскими властями в сельской местности в предыдущие годы, детализировал ряд положений Устава 1930 года и подчеркнул, что единственной формой ведения сельского хозяйства в деревне будет интерес к государству, который по-прежнему будет коллективным хозяйством [7]. Колхоз как социальный институт приобрел черты «гибкой» системы, которая позволяет людям получить образование, профессию, социальные гарантии, возможность занимать руководящие должности, низкий, но относительно стабильный доход. Более того, меры, применяемые государством для расширения сети колхозов, были практически неоспоримыми для индивидуального фермера и побуждали его вступать в колхоз.

Глава 2. Правовое регулирование вопросов колхозного крестьянства в СССР

2.1. Регулирование прав колхозников в рамках сельскохозяйственной артели 1935 г.

 

Изучение правового статуса колхозного хозяйства в настоящее время имеет большое юридическое значение. Поскольку именно на основе колхозного производства в советский период был сформирован институт домашнего хозяйства граждан, существующий в современном аграрном секторе. Таким образом, некоммерческая деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в современной России осуществляется путем объединения граждан в приусадебные участки, а для получения прибыли от сельскохозяйственного производства — в коммерческие объединения граждан — крестьянские (фермерские) хозяйства.
Колхозные правоотношения представляли собой сложный комплекс органически связанных имущественных, трудовых, организационных и управленческих отношений, основанных на членстве в колхозе и на уставном характере прав и обязанностей его участников. Однако не все правоотношения, заключенные колхозом или его отдельными членами, регулируются Типовой артелью, некоторые из них касаются предмета правового регулирования гражданского, земельного, административного, трудового права.
В артели были обобществлены основные средства производства: земля, машины, скот и т. д. В то же время колхозный двор в определенной степени владел орудиями производства, скотом и другим имуществом, необходимым в хозяйстве. Колхозный двор был выделен в пользование и небольшой приусадебный участок [12]. В уставах определялся размер личного земельного участка, который находился в частном пользовании колхозного двора — от 1/4 до 1/2 га (в некоторых районах до 1 га). Количество скота, которое могло быть сохранено в колхозе колхозника, также было определено.
Все работники старше 16 лет могут стать членами артели, за исключением бывших кулаков и обездоленных людей (т.е. лишенных избирательного права). Что касается использования государственных земель, то колхозы выполняли свои обязательства, среди которых артелью ставились на главенствующее место все государственные поставки: хлеб, мясо, молоко, яйца, шерсть, картофель, подсолнух и т. д. Колхозы были обязаны вести плановое земледелие, расширить посевные площади, повысить урожайность и т. д. Для машиностроительных колхозов с техникой были созданы машинно-тракторные станции (МТС).
Распределение доходов осуществлялось в следующей последовательности: сначала выполнение обязательств перед государством (под угрозой уголовной ответственности), затем погашение посевных и других кредитов государству, расчет с МТС за работу механизаторов, затем засыпка семян и кормов для колхозного скота, создание страхового семенного и кормового фонда. Все еще необходимо было выделить часть продукции для «свободной продажи» государству по солидным и крайне низким закупочным ценам. Все остальное можно разделить между колхозниками в соответствии с количеством рабочих дней, в которых они работали (то есть, дней работы в течение года).
Как правило, колхозам не хватало продуктов для выполнения даже первых двух-трех задач. Колхозникам приходилось полагаться только на свои подсобные участки, что явно не способствовало «укреплению трудовой дисциплины» в колхозах, что постоянно, пока существовали колхозы, было одной из основных задач в деятельности партийных организаций в сельской местности [11].
В законодательстве подчеркивалось, что оплата труда в колхозах и распределение доходов должны производиться не по принципу выравнивания, как это было раньше в общинах, а в соответствии с количеством и качеством труда. Решением VI съезда Советов рабочим днем была установлена единица измерения труда.
Высшим органом управления колхозом считалось общее собрание колхозников. Государственное управление колхозным строительством осуществлялось через районные сельскохозяйственные объединения, вступление в которые было обязательным для кооперативов.
Так, Типовой устав сельскохозяйственной артели 1930 года впервые закрепил условия объединения отдельных крестьянских хозяйств в колхоз, а Типовой устав сельскохозяйственной артели 1935 года — порядок выделения личных земельных участков для коллективного пользования колхозные дворы.

2.2. Колхозное законодательство в период завершения строительства социалистического общества и проведения Сталинской Конституции

Примерный устав сельскохозяйственной артели 1930 года за пять лет ее работы сыграл огромную роль в укреплении колхозов. Но дальнейшее развитие колхозного строительства поставило ряд новых вопросов, на которые Устав 1930 года не смог ответить [18].
В связи с этим 11 февраля 1935 г. в Москве состоялся Второй Всесоюзный съезд колхозников- ударников. Съезд под непосредственным руководством и при личном участии товарища Сталина, с которым была разработана и принята новая Типовая хартия сельскохозяйственной артели — Сталинская хартия о жизни колхозов.
Проект новой хартии, разработанный Народным комиссариатом СССР, был представлен на рассмотрение Конгресса. Съезд выделил специальную комиссию в 167 человек для окончательного редактирования устава.
Личное участие товарища Сталина в работе комиссии сыграло огромную роль. Первоначальный проект хартии был дополнен рядом фундаментальных и чрезвычайно важных вопросов. Самый важный принцип — строительство колхозов — с учетом особенностей отдельных районов — нашло выражение в наставлениях товарища Сталина о разбивке колхозов на четыре группы и о необходимости соответственно определить поголовье скота для колхоза в каждой группе районов. По указанию товарища Сталина в проект хартии о защите прав колхозников на случай беременности и родов было добавлено дополнение. Размеры личных земель колхозных дворов были также зафиксированы в проекте хартии на предложение товарища Сталина [1].
После работы редакционного комитета проект был представлен на съезд 17 февраля 1935 года, который одобрил его и предложил всем сельскохозяйственным кооперативам в течение трех месяцев на основе Типового устава сельскохозяйственного кооператива:
а) разработать устав для их кооператива;
б) обсудить и утвердить его на общем собрании членов артели в присутствии двух третей членов;
в) зарегистрировать устав кооператива в райисполкоме Советов.
В тот же день, 17 февраля 1935 года, Типовой устав сельскохозяйственной артели был утвержден Советом народных комиссаров СССР и Центральным комитетом Всесоюзной коммунистической партии большевиков [13].
Сталинская хартия сельскохозяйственной артели — основной закон колхозной жизни. В своем выступлении перед комиссией на Втором съезде колхозников-колхозников товарищ Сталин сказал, обращаясь к членам комиссии: «Мы пишем законы. И Хартия — это высший закон, основной закон построения нового общества в деревне».
Конституция Сталина, принятая Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов в 1936 году, является основным законом, который составляет правовую основу для регулирования всех правовых отношений в нашем государстве, в том числе колхозных правовых отношений.
Конституция СССР устанавливает основные принципы колхозного строительства и устанавливает правовые основы регулирования колхозных отношений. Конституция характеризует кооперативную собственность колхоза как одну из форм социалистической собственности и определяет объекты собственности колхоза. В ст. 7 Конституции говорится о частном землепользовании колхозных дворов и подсобных хозяйств, осуществляемых в рамках, определенных Уставом сельскохозяйственной артели. Согласно Конституции, земля передается колхозам в свободное и неограниченное пользование, то есть навсегда. По Конституции СССР обязывает граждан СССР защищать и укреплять социалистическую собственность, в том числе колхозную собственность. В ст. 126 Конституции закреплено право граждан СССР на объединения в общественные и кооперативные организации, в том числе в колхозы.
Решения XVIII съезда ВКП (б), состоявшегося в 1939 году, имеют большое значение для укрепления колхозов и их дальнейшего развития. XVIII съезд указал на необходимость организационного и экономического укрепления колхозов и умножения колхозной собственности для предотвращения незаконного расширения подсобных и приусадебных участков колхозных дворов, а также для разведения скота сверх предусмотренных норм в Уставе. Съезд предложил усилить меры по борьбе с нарушителями Устава сельскохозяйственного кооператива, всемерно укрепить колхозную дисциплину и бороться за повышение производительности труда колхозников [14].
В соответствии с решениями XVIII съезда партии Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков были приняты следующие основные акты:
а) Постановление ЦК Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков и Совета Народных Комиссаров СССР от 27 мая 1939 г. «О мерах по защите государственных земель колхозов от хищений». Указом установлен обязательный минимум рабочих дней для трудоспособных членов колхозов.
б) Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП от 8 июля 1939 г. «О мерах по развитию общественного животноводства в колхозах». Этот указ устанавливал для колхозов количество животноводческих ферм с минимальным количеством скота на них в зависимости от количества земли, отведенной колхозу, и им определялись условия и порядок обязательных поставок мяса.
в) Постановление ЦК ВЛКСМ и Совета Народных Комиссаров от 6 апреля 1940 г. «Изменения в политике закупок и закупок сельскохозяйственной продукции».
г) Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков от 31 декабря 1940 г. «О дополнительном вознаграждении рабочих колхозников за повышение продуктивности сельского хозяйства и животноводства в Украинская ССР» [13].

2.3. Влияние коллективизации на социально-экономические отношения колхозного крестьянства

Уже в первых колхозах материализовалась идея общественной собственности на средства производства. Однако эта материализация не была завершена. В первых колхозах крестьянская идея общественной собственности не как общественной собственности, а как групповой собственности в большей степени проявляла свои идеалы в крестьянских общинах и сообществах. Крестьянские представления о собственности гармонично вписывались в понятие «колхозно-кооперативная собственность», но крестьянство не хотело выходить за рамки этого [9].
Формирование социалистического правосознания шло по пути создания среды, в которой необходимо было усвоить правила социалистического общежития и нормы позитивного права, чтобы добиться добровольных и активных правовых обязательств.
В переходном обществе социально-экономическая политика государства становится решающим фактором влияния на сознание человека. Средой формирования правосознания является социально-экономическая политика государства, отражающаяся в реализации государственных функций в организационно-правовых формах. Деятельность государства по их организационно-правовому обеспечению стала основным фактором превращения правосознания в социалистическое.
Коллективизация, лишение собственности и политика Советского государства по обеспечению накопления капитала были обусловлены природно-историческими особенностями России, угрозой военного вторжения в индустриальные страны Запада и мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов. Эти экономические и политические кампании стали средством выхода СССР из мирового экономического кризиса.
Основной причиной повышения налогов стала необходимость индустриализации страны. Особенности налоговой политики Советского государства вытекают из особенностей, присущих России, а именно использования внутренних источников накопления капитала. Еще одной особенностью была его реализация, основанная на классовом подходе. Это имело неожиданные последствия для формирования правосознания сельского населения. Повышение налогообложения состоятельных людей, освобождение от налогов бедных и требовательность к активам при осуществлении мер по осуществлению социально-экономической политики государства отличали их от общей массы крестьянства, что значительно повысило свою самооценку. В этих условиях действующие нормы права перестали соответствовать интересам богатых и активов, а для бедных они стали необязательными [19].
Основными причинами лишения собственности были необходимость накопления капитала для индустриализации страны, решения земельного вопроса и преодоления противоречий в трудовых отношениях, которые не соответствовали новым производственным отношениям. Основной причиной было стремление решить проблему перенаселения центральных районов страны и развития необитаемых. Эта необходимость была усугублена глобальным экономическим кризисом и агрессивной политикой западных стран и, следовательно, необходимостью нейтрализовать элементы, враждебные советской власти внутри страны.
Через коллективизацию планировалось решить проблемы, возникшие в сфере земельных, трудовых и социальных отношений в деревне. Меры непрерывной коллективизации имели негативные и позитивные последствия, поэтому ее нельзя оценить однозначно. Поэтому основная масса крестьянства была отвергнута не коллективизацией как таковой, а темпами и методами ее осуществления.
Меры по коллективизации, исключению и накоплению капитала в условиях ограниченных финансовых ресурсов привели к преобладанию специфических методов, характерных для переходного состояния общества. В Советском государстве наряду с применением государственного принуждения активно использовался духовный фактор, что отразилось на развитии энтузиазма населения. В то же время масштаб решаемых задач на фоне нехватки средств не позволил избежать использования бюрократических методов [8].
Деятельность по коллективизации, исключению и накоплению капитала привела к росту миграции сельского населения в города. Это усугубило проблему регистрации населения и потребовало введения паспортной системы, которая не была «вторым крепостным правом большевиков» [10].
Построение морального яруса среды для формирования правосознания заключалось в приведении экономических интересов сельского населения в соответствие с действующими нормами позитивного права и, следовательно, их готовности к действиям по достижению идеи, усвоенной правовым путем. Готовность, предрасположенность к нормативно определенным действиям по достижению социалистической идеи формировались путем вытеснения экономических интересов крестьянства политическими и духовными, и в результате менялись нравственные представления о добре и зле.

Заключение

Антинародная и антиправовая политика советского руководства в отношении всех сфер жизни советского общества показала в начале 1930-х гг. свою неэффективность и завела страну в глубокий кризис. Из тяжелых испытаний, связанных с насильственной коллективизацией и индустриализацией, попыток выполнения непосильных заданий первого пятилетнего плана и ужасающего голода 1932-1933 гг., страна вышла серьезно ослабленной. Существенно снизилась производительность труда и темпы экономического роста, усилилась социальная напряженность. Страна, в том числе и аграрный сектор, нуждались в передышке, чтобы предотвратить дальнейшее усиление социальной напряженности и возможный социальный взрыв.
Основные направления данного процесса были выделены на основе обращений граждан в газеты, органы государственной власти с жалобами на несправедливые законы. Реакция населения страны позволила руководству увидеть коллизии, возникшие между отношениями, закреплявшимися в нормативной базе, и реальной жизнью.
Решение поставленной задачи претворялось в жизнь советским правительством совмещением чисто правовых методов с различными социальными мероприятиями. Первоочередной целью, стоящей перед руководителями государства, являлось урегулирование отношений с крестьянством. Апробация новых для советского народа методов управления проводилась на крестьянстве и по причине низкой грамотности данного слоя населения, что позволяло более легко управлять крестьянской массой.
Началом этого процесса можно считать создание и принятие Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. В результате 17 февраля 1935 г. был принят новый Типовой устав сельскохозяйственной артели. Артель 1935 г. регулировала использование земель участками, принадлежащими колхозам, гарантируя, что «земля, занятая артелью (как и любая другая земля в СССР), является общественной собственностью народа», «которая передается артели в неограниченное пользование, то есть навсегда и не подлежит продаже или сдаче в аренду артелью». После того, как крестьянин вступил в колхоз, ему было предоставлено «из обобществленной земли для личного пользования небольшой участок в виде личной земли (сад, огород)» [2].
В результате, в период сплошной коллективизации наряду с единоличным крестьянским двором стали образовываться и развиваться уже юридически оформленные колхозные дворы, личное подсобное хозяйство которых являлось дополнительным источником удовлетворения экономических потребностей крестьян-колхозников.

Список использованной литературы

1. Aфанастьев Е.И. Колхозное право в России. Сборник нормативных документов; Феникс – М., 2016. – 448 c.
2. Large Economic / Итоги коллективизации в СССР [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.largeeconomic.ru/laecos-663-1.html. – Дата доступа 20.09.2019.
3. Барышникова Н.А. Экономика СССР в 1930-е годы: учеб. пособие / Н.А.
Барышникова, Т.А. Матеуш, М.Г. Миронов. – М.: Издательство Юрайт. — 2016. —191 с.
4. Бондарев В.А. Крестьянство и коллективизация: многоукладность социально-экономических отношений деревни в районах Дона, Кубани и Ставрополья в конце 20-х — 30-х гг. ХХ в. Ростов-н/Д, 2016. – С. 33.
5. Вербицкая О.М. Социальные последствия советской мобилизационной экономики 1930-х гг. // Труды института Российской истории РАН, 2018. – № 11. – С. 185-205.
6. Воронов А. Колхозное хозяйство в XX веке // Россия. — 2017. — № 5. — 24 с.
7. Ельчанинова О. Ю. Правовое регулирование колхозных правоотношений: анализ советского законодательства 1950-1970-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2018. – № 7 (21): – C. 56-61.
8. Ильиных В.А. Личное хозяйство колхозников в 1930-е – конце 1950-х гг. // Очерки истории крестьянского двора и семьи в Западной Сибири. Конец 1920-х – 1950-х гг. Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 2017. – С. 53-79.
9. Кошелева А. И. Анализ развития внутреннего аграрного рынка в СССР//РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2018. – № 2. – С. 68–72.
10. Лаптев И. Д. Советское крестьянство. М.: Сельхозгиз, 2016.
11. Миколенко Я.Ф. Колхозное право. М., 2017. – С. 29.
12. Мотревич В.П. Организация труда в колхозах на Урале в 1930-е гг. // Агарный вестник Урала, 2014. – № 7. – С. 63-65.
13. О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций [Электронный ресурс]: Закон СССР от 31.03.1958 г.// ПСЗСССР. URL: http://www.ussrdoc.com/ussr4. – Дата доступа 14.09.2019.
14. О мерах по дальнейшему расширению подготовки кадров механизаторов для сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров СССР от 14 мая 1970 г. № 333 // ПСЗСССР. URL: http://www.ussrdoc.com/ussr4.htm – Дата доступа 14.09.2019.
15. О порядке передачи колхозного имущества при преобразовании колхозов в совхозы [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров СССР, ЦККПСС от 3 мая 1957 г. № 495 // ПСЗСССР. URL: http://www.ussrdoc.com/ussr4.htm – Дата доступа 16.09.2019.
16. О Примерном уставе колхозов [Электронный ресурс]: Постановление ЦККПСС, Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. № 910 // ПСЗСССР. URL: http://www.ussrdoc.com/ussr4.htm – Дата доступа 16.09.2019.
17. Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства [Электронный ресурс]: Указ Президиума ВС СССР от 14.05.1970 г. // ПСЗСССР. URL: http://www.ussrdoc.com/ussr4.htm – Дата доступа 16.09.2019.
18. Романюк А. В. Влияние внешних факторов на формирование ограничений Примерного устава сельскохозяйственной артели1935 гг. // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 650–653.
19. Романюк А. В. Перспективы развития колхозного права во времена сталинских репрессий // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 402-407.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф