Введение
1.Теоретические основы правосознания
1.1 Понятие правосознания
1.2.Структура и виды правосознания
2.Ценностные типы правосознания и правовой культуры
2.1.Правовая культура. Правовой нигилизм
2.2 Пути преодоления
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Необходимо отметить, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.
Известно, что важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания людей, живущих в нем.
Для российского общества актуальной является задача разработки такой правовой идеи которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства т правового общественного порядка.
Модернизация отечественного образования актуализировала проблемы правовоспитательного процесса в России. В своем выступлении на заседании Госсовета РФ 29 августа 2001г. Президент нашей страны В. В. Путин, заметил; «Развитие образования в стране – это далеко не только престиж нашего государства, хотя и это важно. Развитие образования – это задача общенациональной значимости». Выстраивание новой системы новой модернизации столкнулось с необходимостью определить сущность таких важных юридических конструкций, как «правовая культура» и «правовое сознание».
Как мы видим, в юридической науке важную роль играют термины, понятия, которые составляют основу ее языка и позволяют четко разъяснять правовые явления. Этот факт важен не только для теории права, но и для практической правотворческой, правореализирующей деятельности субъектов правовых отношений.
В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России. Изучая современные тенденции образовательной политики и перспективы их реализации, необходимо обратить внимание на сущность базовых понятий.
Степень изученности проблемы, однако, сложно определить. На тему правового сознания и правовой культуры проводились исследования М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянцем, З.Н. Каландаришвили, Ф. Шереги, Ильин И.А., Певцова Е.А и др.
В течение длительной и богатой истории философии проблемы правосознания, последняя привлекала свое внимание известных мыслителей, ученых и исследователей и привлекает до сих пор. Вопросы правосознания всегда были и будут в центре внимания, как отечественной юридической науки, так и зарубежной.
Целью моей курсовой работы является выявление и раскрытие понятий, значение и особенностей правосознания и правовой культуры, а так же изучение их сущности.
Задачами на пути к поставленной мною цели являются:
— рассмотрение различных понятий правосознания:
— изучение структуры, виды и функции правосознания:
— проанализировать понятия правовой культуры:
— определить ценностные типы правосознания и правовой культуры:
— изучить современных проблем правовой культуры.
Объектом исследования является: правосознания и правовая культура.
Предмет исследования – основные теоретические подходы (понятия, виды, структура) правосознания и правовой культуры.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретические основы правосознания
1.1 Понятие правосознания
В настоящее время точного понятия правового сознания нет. Различные ученые смотрят на правосознания по-своему. В разных учебниках мы можем встречать различные понятия правосознания.
Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве.
Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к настоящему праву, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлением в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.
Если признавать право объективной реальностью, то существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание – неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право – регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как правило, осознанная, волевая деятельность людей.
Итак, правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.
На мой взгляд, примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Так, через правосознание правовые тексты интерпретируются как правила поведения.
Очевидно, что правосознание переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Так, в частности марксизм – ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон – как меру политическую.
В правовом сознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сферу жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Для того, чтобы получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, т. е. получить правовую форму в виде правовых представлений и идей.
Правосознание – особый элемент правовой деятельности, и может предполагать своеобразную самооценку и возможные пути своего совершенствования. Оно взаимодействует с другими формами общественного сознания и обладает всеми характеристиками, которые присущи общественному сознанию вообще.
Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения.
Особая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой – либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включает в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени присутствует во всех элементах механизма правового регулирования – нормах права, правоотношениях, актах реализации права.
Наиболее важную роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь каждого человека показывает, что мысль, сознание, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.
Особенность правосознания выражается также в способе вынесения суждений относительно явлений общественной жизни.
Что же касается правосознания и право, то между ними существует тесная взаимная связь.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия, определенных нормативно – правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно – правовых актов.
Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.
Итак, право оказывает на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания.
Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.
От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит, то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным социально вредным и опасным.
1.2. Структура и виды правосознания
Правосознание, как индивидуальное, так и коллективное, — сложное структурное образование.
Структура правосознания разделяется на правовую психологию и на правовую идеологию. Особой границы в реальной жизни между двумя этими уровнями нет, так как они могут переплетаться, влиять друг на друга и проникать друг в друга. Структура правосознания представлена в виде взаимосвязанных элементов и образований, различных, во-первых, по признаку социальной общности субъектов, носителей правового сознания, по их содержанию; во-вторых, по глубине познания правовых явлений.
Специфика правосознания по сравнению с другими сферами или областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) составляет осознание и переживание связанности явлений и процессов с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями.
В правосознании можно выделить рациональные компоненты, которые принято называть правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различны: от примитивных, поверхностных до научно – теоретических.
Так к правовой идеологии можно отнести рассуждение о праве работу Г. Гегеля «Философия права».
А. В. Поляков считал, что роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество: важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.
Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества является важным и необходимым элементом юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сущности обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают обязанности.
Также стоит обратить внимание и на другую особенность правовой идеологии. В отличие от правовой психологии, она стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права. Она представляет его в виде законченной, культурно-исторической философии и догмы.
В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией. Данный элемент правосознания соответствует практическому, обыденному уровню общественного сознания, который формируется в результате ежедневной человеческой практики. Содержанием правовой психологии являются чувства, эмоции, переживании, привычки, настроения, связанные с восприятием права и существующими юридическими нормами.
Правовая психология – это, пожалуй, наиболее распространенная форма осознания права, и была бы неправильно отдавать ей второстепенное место.
Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. К примеру, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.
Также правовая психология включает целый ряд психологических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не может отдавать себе отчета. Это такие формы, как интуиция, психологический аффект, привычные действия, паника и др.
Отсюда следует, что правовая психология – очень значимая сфера общественного сознания, изучением которой занимаются не только теоретики права, но и специалисты отраслевых юридических наук.
В правосознании существуют и другие структурные элементы. Так анализируя отношение людей к правовым явлениям в жизни общества, в правосознании выделяют три элемента.
Первый, именуемый правовой онтологией, означает осознание того что есть право, каково его роль в жизни общества, какие возможности оно представляет людям и чего оно от них требует. Данный элемент правосознания формируется на основе получении информации о праве и правовых явлениях. Информация может быть почерпнута так из теоретических источников, так и из повседневной практической деятельности.
Второй элемент – аксиологический (оценочный). Получив информацию о нормативном акте, ином правовом документе ли факте, человек как – то к нему относится, как – то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознания ценности права личностью будет способствовать превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в право «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.
На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач. Правосознание, характеризующееся положительным отношением к действующему праву, именуется лояльным.
На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все данные моменты входят в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т. е. психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.
Безусловно, в реальной жизни правосознание пробудет как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует исключительно пониманию его роли и места в жизни человека и общества.
Таким образом, правовая идеология и правовая психология, составляющая содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи, взаимно обслуживая друг друга, что выражается, в частности, в одинаковом характере отношений к различным правовым явлениям.
Соответственно, правосознание представляет собой сложный комплекс идеологических и психологических компонентов (элементов). От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над переживаниями, эмоциями, чувствами и т. п., умение властвовать собой. В свою очередь, от правовой психологии зависит, в конечном счете, признание или непризнание права, а соответственно — следование правовым предписаниям или нарушение их.
Виды правосознания. Для понимания того, что есть правосознания, рассмотрим его разновидности.
В качестве основания разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе. По этим критериям правосознание делится на три уровня.
Первый уровень – это обыденное правосознание. Он свойствен основной массе членов общества. Формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую – то информацию получают из средств массовой информации, знакомятся с правовыми предписаниями, решая свои повседневные задачи, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Этот уровень правосознания характеризуется знанием общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
Следующий уровень — это профессиональное правосознание. Этот уровень складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Данный уровень характеризуется специализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
Формированию профессионального правосознания российских юристов должно быть уделено особое внимание в современных условиях, когда право становится все более значимым инструментом социального регулирования. Отсутствие же профессионализма в правотворчестве и правоприменении – одна из бед нашего общества.
Третий уровень – это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Теоретическое правосознание играет важную роль при разработке правовой политики, т.е. путей, способов и средств воздействия на правовую ситуацию в обществе.
Правосознание разделяется на виды по его субъектам, носителям. По этим основаниям правосознание может быть индивидуальным, коллективным и массовым.
К коллективным видам правосознания относится групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой.
В марксистско – ленинской литературе подчеркивается противоположность, противоречивость правосознания эксплуататоров и эксплуатируемых. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм.
Индивидуальное правосознание предполагает знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Русский правовед И.А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. К примеру, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И.А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других.
В отличие от правосознания устойчивых социальных групп и слоев выделяют массовое правосознание. Этот вид правосознания характерен для временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).
Для характеристики макроколлективов (население страны, континента) используется понятие общественное правосознание. К такому виду правосознания можно отнести правовые воззрения наций и народностей.
Целым рядом особенностей отличается правосознание российского общества. Эти особенности подчеркивались в работах русских философов и правоведов. К . Д. Кавелин в статье «Взгляд на юридический быт древней России» указывал на предопределенность этих особенностей историческими условиями развития российского менталитета.
В. Соловьев в работе «Оправдание добра» пишет, что право русским народом понимается как средство принудительного осуществления минимального добра. Такое понимание права характерно для феодальных обществ, для неограниченных монархий, полицейских, тоталитарных государств, где право существует для пресечения порочных, нерадивых, злых.
2. Ценностные типы правосознания и правовой культуры
2.1.Правовая культура. Правовой нигилизм
Правосознание активно взаимодействует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принципами, институтами, совокупностью правовых учреждений; процессами правотворчества и правореализации; правовыми отношениями. В совокупности все эти ценности, созданные обществом в области права, формируют правовую культуру.
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.
Правовая культура уникальное социальное явление, разновидность общественной культуры, которая отражает определенный уровень законности и правосознания, совершенство законодательства и юридической практики, охватывает, пожалуй, все ценности, созданные людьми в правовой сфере.
Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание о объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе.
Из определения, приведенная выше, следует, что правовая культура – это некоторое «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающейся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.
Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов и т. д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.
При изучении правовой культуры важно различать содержание и уровень развития правовой культуры. Ее содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также правовой системой. Уровень же правовой культуры — это степень ее интенсивности, насыщенности.
Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической и практической – правотворческой и правореализирующей, в том числе правоприменительной, деятельности.
Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.
Человек и его деятельность неразрывно связаны с правовой культурой, которая выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную цель и охватывающее всю совокупность элементов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии.
Правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и материальные придатки права, отражая уровень, условия существования различных слоев, этапы цивилизационного развития человечества.
Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального, так и иного характера.
Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и современно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдать запреты и насколько полноценно используют свои права.
Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Так же важен и уровень развития вообще всей системы нормативно – правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов – документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно – управленческой сфере и т. д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).
Анализируя данных правовых актов, текстов правового характера (научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом.
Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта – человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества выражается, таким образом, в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп и классов, а также отдельных индивидов. В этом аспекте выделяют правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека.
Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правого государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально – экономическому и духовному строю права и свободы человека.
Правовой нигилизм. На сегодняшний день нет единых подходов к изучению правового нигилизма и форм его проявления. Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм выступает в качестве антипода правовой культуры.
А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это сделать безнаказанно; и совершенно также поступает правительство».
К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против право как политического и частного, так и в его наиболее общей форме – в смысле права человека».
Правовой нигилизм выступает в двух формах – теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику.
Таким образом, можно смело делать вывод о том, что для преодоления правового нигилизма (уровень которого крайне высок в нашей стране в настоящее время) необходимо, чтобы государство, опираясь на общественные формирования, приняло меры к его подавлению. На мой взгляд, оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан и правовую регламентацию, и координацию участия в этом деле общественных объединений.
В одном ряду с правовым нигилизмом противоположное ему явление – правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития.
2.2 Пути преодоления
В юридической науке важную роль играют термины, понятия, которые составляют основу ее языка и позволяют четко разъяснять правовые явления. Этот факт важен не только для теории права, но и для практической правотворческой, правореализующей деятельности субъектов правовых отношений. В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России.
Изучая современные тенденции образовательной политики и перспективы их реализации, необходимо обратить внимание на сущность базовых понятий. Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности. Общество, правовая политика определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования.
История российской государственности свидетельствует, что на процессе формирования и развития и своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры существенное влияние оказывали такие факторы, как особенности геополитического положения страны (между Востоком и Западом), ее пространственные характеристики и климатические условия, многоэтнический состав населения, характер и уровень хозяйственной деятельности, социокультурный быт, традиции и верования, по преимуществу военный характер внешней политики, личностные характеристики и свойства правителей (особенно в условиях утверждения институтов деспотической, самодержавной, монархической, абсолютистской, имперской, а затем и партийно-диктаторской власти).
В международном опыте на сегодняшний день преобладает одна культура – западная. Ее вклад в политико-правовую сферу велик и неоспорим. Современная демократия со всеми ее атрибутами ассоциируется с западной культурой. Но в арсенале Запада стояли и такие средства экспансии как давление, завоевание, колониализм, империализм.
В современной юриспруденции существуют разнополярные подходы к соотношению понятий «правовая культура», «правовое сознание», «правовое воспитание» и «правовое образование».
Насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры и правового сознания. Формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии изменяющего общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции всего общества. Современный этап характеризуется выработкой целостной ее концепции на основе развития юридических знаний, традиций.
Анализ состояния научной разработки проблемы позволяет констатировать, что, несмотря на наличие большого количества фундаментальных работ по различным юридическим аспектам правовой культуры и правосознания и правового воспитания, относящихся к советскому периоду, роль правового образования и модели его практического осуществления до сих пор остаются предметом различных споров. Не случайно до сих пор так и не сложилась общегосударственная концепция правового воспитания.
Роль правового образования как вектора самостоятельного направления правовой политики государства в рамках решения образовательных и социальных проблем недооценивалась. Изучая региональный опыт России в практическом решении указанных проблем, автор статьи пришел к выводу о существовании определенных закономерностей в сфере образовательного процесса и формирования правовой культуры, требующих юридического обоснования.
В настоящее время понятия «правовое воспитание», «правовое сознание», «правовое образование» и «правовая культура» представляют собой не только комплекс взаимосвязанных элементов общественного бытия и сознания. Их актуализация побудила юристов обозначить ведущие критерии совершенствования общества, которые определяют степень его прогрессивности.
К ним можно отнести, уровень правовой грамотности субъектов правовых отношений, качество нормотворческой деятельности и правовой реализации, интерпретации права, наличие стабильных институтов правового обучения и воспитания.
С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей социального бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощение целый мир отношений, право тем самым объективируется и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом.
Сложность взаимодействия экономики, социальной структуры, политического строя, культуры, динамизм развития общества обосновывают необходимость социально – нормативного регулирования в целом, в том числе и его сердцевины – права.
История свидетельствует, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства; литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.
Юридические вузы должны готовить качественных специалистов. И, конечно, же должно наконец, появиться уважение к правам и свободам личности со стороны государства.
Таким образом, опираясь на право, как часть правовой культуры и в целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции в обществе, что позволит, наконец, выйти из социального кризиса и сформировать институты гражданского общества.
Современные проблемы понимания правовой культуры, правового образования, правового сознания и правового воспитания взаимосвязаны с переходом общества к новому варианту социокультурного развития, другой культурной парадигме.
Итак, проанализировав когнитивные схематические структуры отношения к государству и государственности в плане детерминации специфики правовой культуры масс, можно прийти к выводу о существовании множественных сложностей, препятствующих формированию правовой культуры, адекватной задачам построения правового государства. Тем не менее эта задача остается неотменимой для политико – правовых условий современной России. Ее решение сопряжено с процессом формирования на личностном уровне определенных характеристик, соответствующих требованиям, выдвигаемым к человеку и его правосознанию о правовом государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня задача заключается в том, чтобы сформировать в массовом сознании россиян положительный образ правовой системы, которая укладывается в модель политической структуры государства, не вступающей в правотворчестве с историческим сознанием большинства поколений. Это представляется на сегодняшний день недостижимым. Однако можно построить политическую модель «компромиссного» типа, к которой большинство представителей поколенческих когорт проявят толерантность. Задача заключается в том, чтобы была осознана объективная целесообразность такой модели для социального компромисса и целостности государства.
В деле повышения правовой культуры общества упор должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Важно также ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Выработка новых ориентиров российской политики должна учитывать тот факт, что формирование правосознания осуществляется под воздействием социальной среды. Уважительное отношение к праву может сформироваться, когда оно становится частью традиции, в течение длительного времени функционирует в неизменном виде и развиваясь по пути общественного прогресса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф, регион. вып. –Электрон. дан. – М., 2017.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. –Версия Проф, регион. вып. – Электрон. дан. – М., 2017.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. –Версия Проф, регион. вып. – Электрон. дан. – М., 2017.
4. Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Версия Проф, регион. вып. – Электрон. дан. – М., 2017.
5. Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданина на период до 2022 г от 28.04.2011 № Пр-1168.
6. Бабаев В. К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 2018. – 256 с.
7. Бура Н. А. Функции общественного правосознания / Н А Бура. Киев: Наукова думка, 2016. – С. 33-86.
8. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. – 52 с.
9. Гранат H. Л. Понятие, структура и общая характеристика правосознания // Общая теория права. Академический курс: в 3 т. – М., 2017. Т. 3. – 441 с.
10. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Теория права и государства / Под. ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 2014. – 329 с.
11. Дюрягин И. Я. Советское право и правосознание. Правовая культура // Теория государства и права. М., 2015.
12. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 2013. – 235 с.
13. Ковалев С. А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. –2019. – № 13. – С. 35-38.
14. Лукашсва Е.А. Право, мораль, личность М.: Наука 2026. – 264 с.
15. Матузов Н. И Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н И. Матузова, А.В. Малько М. 2016. – 640 с.
16. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М.: Юр. Норма, 2016. – 464 с.
17. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. – М.: Наука, 2019. – 173 с.
18. Петражнщий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб.: Типография М. Меркушева. 2017.
19. Петров В. Р. Причины и формы деформации правосознания в современных условиях // Ученые записки МОУП. Чебоксары. 2019. Т.3
20. Радько Т. Н. Проблемы теории государства и права. М. : Проспект, 2014. – 568 с.
21. Сафронов В. В. Правосознание гражданина: дис…. канд. юрид. наук. — Красноярск. 2014.
22. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 2013. – 205 с.
23. Щегорцев В. А. Социология правосознания / В А. Щегорцев. М.: Мысль, 2018. – 174 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф