Введение
1 Становление и развитие института муниципальных служащих в России
1.1. Понятия муниципальной службы и муниципальных служащих
1.2 Правовое регулирование статуса лиц, осуществлявших местную власть в России в дореволюционный период
2 Правовой статус муниципальных служащих по действующему законодательству Российской Федерации
2.1 Права и обязанности муниципального служащего
2.2 Ограничения и запреты для муниципального служащего
2.3 Гарантии муниципальному служащему
2.4 Ответственность муниципального служащего
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Проведение широких демократических реформ в России предполагает развитие системы местного самоуправления, что обуславливает повышенный интерес к ее важнейшее составляющей — муниципальной службе, основу которой составляет муниципальный служащий. В настоящий период много внимание уделяется вопросу о необходимости совершенствования правового регулирования статуса муниципальных служащих, повышению их ответственности за ненадлежащее выполнение или невыполнение возложенных на него обязанностей и расширению гарантий реализации их прав. Ведь от того насколько добросовестно и профессионально будут осуществлять свои полномочия муниципальные служащие во многом зависит работа муниципальных органов. Повышенная их ответственность, борьба с правонарушениями в области муниципальной службы позволяет реализовывать задачи по укреплению законности и правопорядка в целом в стране.
Не смотря на множество работ по теме муниципальной службы вопросы правового статуса муниципального служащего до настоящего времени не получили достаточно полного и всестороннего освещения. В различных работах рассматриваемая тема изучается в свете исследования отдельных аспектов. Это еще раз подчеркивает актуальность избранной темы.
Объектом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации, материалы судебной практики.
Предмет исследования составляют понятие муниципального служащего, сущность правового статуса и условия привлечения муниципальных служащих к ответственности, правила поступления на службу и прекращения её.
Целью работы является исследования правового статуса муниципального служащего.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— дать общую характеристику понятий «муниципальная служба» и «муниципальный служащий»;
— изучить историю становления и развития системы муниципальных органов в России и статуса;
— дать понятие и раскрыть сущность правового статуса муниципального служащего в нашей стране;
— исследовать аспекты правовой ответственности муниципального служащего.
Теоретическая основа работы представлена аналитическими научными материалами, учебной литературой, посвященной характеристике правового статуса муниципального служащего.
Методологической основой работы стали современные общенаучные, а также специальные, частно-научные методы познания: системный, сравнительноправовой, формально-юридический. Исследование велось с позиции связи теории и практики, истории и современности, на основе диалектикоматериалистического метода.
Практическая значимость исследования. В работе сформулированные выводы по результатам проведенного исследования, внесены конкретные предложения и рекомендации, которые могут быть полезны при преподавании по дисциплинам «административное право», «муниципальное право», а равно в процессе подготовки методических рекомендаций и учебных пособий, повышения квалификации действующих сотрудников органов местного самоуправления и т.д.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Становление и развитие института муниципальных служащих в России
1.1. Понятия муниципальной службы и муниципальных служащих
Понятие «муниципальная служба» было введено в законодательство лишь после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей основы местного самоуправления. До принятия действующей Конституции Российской Федерации термин «муниципальная служба» в законодательстве не использовался .
Впервые понятие муниципальной службы прозвучало в декабре 1997 года в проекте федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Во второй статье принятого 8 января 1998 г. Федерального закона № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальная служба понималась как «профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной».
С 1 июня 2007 года указанный правовой акт утратил силу, его заменил Федеральный закон от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»3, в статье 2 которого дано более расширенное понятие муниципальной службы. Муниципальная служба трактуется как профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на должностях, относящихся к муниципальным, и замещаемая посредством заключения трудового договора (или контракта). На стороне работодателя (нанимателя) муниципального служащего выступает муниципальное образование в лице представителя. В качестве последнего может выступать глава муниципального образовании, руководитель органа местного самоуправления, иное уполномоченное лицо на выполнение обязанностей представителя нанимателя.
В настоящее время в юридической литературе муниципальная служба рассматривается как сложный социально-правовой институт, обладающий специфическими свойствами и признаками, присущими службе вообще.
Так, профессор В.И. Фадеев в качестве признаков муниципальной службы называет следующие:
— учреждение и функционирование в сфере публичной власти,
— специфичность задач в сфере обеспечения полномочиями местного самоуправления,
-преемственность с государственной службой.
Качественными категориями, характеризующие муниципальную службу можно назвать следующие:
— муниципальная служба формируется и реализуется в установленных для нее организационных структурах – орган местного самоуправления;
— цели и задачи муниципальной службы схожи с задачами государственной службы: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение законов, правовых актов государственных органов и должностных лиц, исполнение других полномочий муниципальной службы. С точки зрения социального аспекта, муниципальная служба характеризуется как прямое продолжение государственной службы, однако реализуется исключительно в рамках муниципального образования, в котором функционирует орган местного самоуправления. При этом орган местного самоуправления ставит перед муниципальной службой особые задачи: самостоятельное решение вопросов местного значения, защита прав и интересов самого муниципального образования;
— установление требований к должностям, статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой в соответствии с уставом муниципального образования;
— основная задача муниципальной службы состоит в формировании квалифицированного кадрового состава органов местного самоуправления; — принципы муниципальной службы.
Муниципальную службу можно охарактеризовать как система правовых предписаний, направленных на регулирование объема прав и обязанностей, ограничений и запретов, стимулирование ответственности служащих, а равно порядок возникновения и прекращения служебных полномочий.
Тем не менее, муниципальную службу не следует отождествлять с государственной службой, хотя разграничить указанные понятия достаточно сложно. Это обусловлено тем, что задачи муниципальной службы качественно не отличаются от задач государственной службы, разграничение базируется на уровне задач (федеральный, региональный, местное самоуправление). Цель любой службы состоит в улучшении благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.
Муниципальную службу как юридическую категорию следует рассматривать с объективной и субъективной сторон. С точки зрения объективного подхода, муниципальная служба понимается как совокупность правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с назначением на должность, прохождением службы, прекращением службы и пр. С точки зрения объективного подхода муниципальная служба рассматривается в качестве комплексного правового института.
С субъективной точки зрения муниципальная деятельность представляет собой профессиональную деятельность лица, занимающего оплачиваемую невыборную должность в органе местного самоуправления, реализующие принадлежащие муниципальному образованию права и обязанности.
Задачи, стоящие перед муниципальной службой, реализуются в рамках профессиональной деятельности служащих, в непосредственной деятельности которых находится реализация задач и функций органов местного самоуправления. Местное самоуправление как форма публичной власти предполагает наличие в системе организации чиновников и служащих, в компетенцию которых входит решение вопросов местного значения.
Понятие «муниципальный служащий» длительное время отсутствовало как в литературе, так и в законодательстве. В настоящее время в законодательстве и научной литературе дается определение муниципальных служащих.
Муниципальный служащий определяется как совершеннолетний гражданин Российской Федерации, выполняющий обязанности по должности муниципальной службы за определенное вознаграждение. В статье 6 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» дано понятие должности муниципальной службы – «должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации» .
Муниципальный служащий имеет права, обязанности и несет ответственность. Муниципальным служащим присваиваются разряды по результатам прохождения квалифицированных экзаменов. Деятельность муниципального служащего направлена на обеспечение защиты и соблюдение законных прав и интересов граждан, своевременное рассмотрение обращений граждан и т.д.
К муниципальным служащим не относятся работники муниципальных учреждений и предприятий, поскольку подобные организации не входят в систему органов местного самоуправления. Правовое положение муниципального служащего представлено совокупностью прав, которым корреспондируются обязанности с ограничениями и запретами на муниципальной службе.
1.2 Правовое регулирование статуса лиц, осуществлявших местную власть в России в дореволюционный период
В дореволюционной России появились и развивались органы, осуществляющие власть на местах. В 30-х годах XVI века в России создаются губные учреждения, первоначально действующие наряду с наместниками.
Основное назначение выборных губных учреждений состояло в преследовании разбойников и осуществлении правосудия над ними. В частности, такие учреждения рассматривали дела о воровстве (татьбе), в их компетенции было управление тюрьмами, регистрация приезжих людей. Указанные учреждения носили всесословный характер, поскольку в их состав входили помещики, служилые люди, крестьяне. Выборы организовывались на всеуездном съезде, на котором избирали из дворян и детей бояр губного старосту и голову. После чего избранное лицо направлялось в Москву для получения подтверждения своей должности и наказа. При губном старосте работу вели десятские и лучшие люди, позднее которые были заменены целовальниками в количестве до четырех человек. Помимо губного старосты и головы, избирался также губной дьяк, все вместе составляющие одно учреждение – губную избу.
В 1555 году в России появляются земские учреждения. Юрисдикция земских органов ограничивалась границами волости. Земскую власть представляли земские старосты, дьяки и лучшие люди (целовальники, они же земские судьи). Земская власть распространялась на все отрасли жизнедеятельности населения – полицию, финансовое и экономическое состояние, судебную власть.
В городах действовали земские избы, возглавляемые земскими бурмистрами, юрисдикция которых распространялась на все свободное недворянское население. Позднее, в 20-х годах XVIII века земские избы были заменены магистратами (выборный сословно-общинный орган городского самоуправления). Магистраты ведали делами полиции, суда, народного образования, собирали подати. Отметим, что судебная ветвь была отделена от администрации, в производство суда непозволительно было вмешиваться губернаторам и воеводам, хотя они могли наложить протест на исполнение решения суда. Отметим, что период правления Петра I знаменуется вмешательством власти в быт народа, при этом предпринимаются активные попытки развивать систему местных обществ.
При преемниках Петра I были ликвидированы магистраты, власть на местах осуществлялась губернаторами и воеводами
В последней четверти XVIII века, при Екатерине II, закладываются основы местного самоуправления, которые просуществуют до появления земских учреждений в 1864году. Основы местного самоуправления того времени определены были в Учреждении о губерниях (1775 г.), жалованной Грамоте дворянства (1785
г.), Грамоте на права и выгоды городов (1785 г.). Система местного самоуправления непосредственно была связана с сословным строем.
Екатерина II стремилась создать сословные общества, предоставив сословиям права по внутреннему управлению своих обществ, а также возложив на них выполнении задач местного самоуправления. Сословные общества были вправе замещать по выбору должности губернской, городской и уездной администрации и суда, причем в значительном количестве. Для управления сословными делами была введена должность предводителя губернского и уездного дворянства.
Губернии возглавлял генерал-губернатор, осуществляющий достаточно широкие полномочия по надзору за местным управлением и судом. В городах кроме магистратов, за которыми были закреплены функции судебного органа, созданы были общая городска дума и исполнительный орган – шестигласная дума. Общая городская дума была выборной и в ее состав входили от каждого из шести разрядов городских обывателей. Шестигласная дума избиралась общей городской думой. При этом многие сферы городского управление были сосредоточены в руках городничего и полицмейстера.
В уездах дворянство избирало земского исправника или капитана, который руководил нижним земским судом в составе двух избираемых заседателей.
Однако указанная система далека от представления современного местного самоуправления. Тем не менее, принцип выборности органов выступает крайне значимым, поскольку если не гарантирует, то создает условии для того, чтобы гарантировать независимость выборных органов к вышестоящим органам управления населением. Отметим, например, что земский капитан-исправник не был наделен никакой самостоятельностью и независимостью по отношению к губернским чиновникам.
Реформы Александра II (земская, 1864г. и городская, 1870г.) были направлены на децентрализацию управления и развитие местного самоуправления в России. М.М. Ковалевский, известный дореволюционный юрист и социолог, указывал, что проводимые реформы явились опорной точкой во внутреннем развитии российского государства. Толчком к проведению реформ было отмена крепостного права, что потребовало принятие незамедлительных решений относительно социального, административного, судебного устройства общества, а также изменений в области образования и культуры. В 1864 году был подписан указ, которым создавались специальные земские учреждения. По этому же образцу позднее была проведена городская реформа.
С 1 января 1864 года были созданы выборные земские собрания (губернские и уездные) и избираемые ими земские управы. Земские управы выступали исполнительным органом. При этом их создание не было нововведением. Впервые проект проводимых реформ разрабатывался по поручению Александра I Сперанским М.М., которому была поставлена задача расширить полномочия местных органов. Разработанный план предусматривал создание трех ступеней власти – волостной, уездной и губернской. Каждый уровень власти предусматривал создание дум, однако к выборам не были допущены частновладельческие крестьяне. Разработанный план не был воплощен в жизнь, однако позднее, с существенными изменениями все таки приобрел жизнь в результате реформ Александра II.
Земские управы стали важнейшей частью новой системы местного самоуправления. На местах создавались распорядительные губернские и уездные земские собрания, которые избирали управы – исполнительный орган. Население допускалось к выборам только уездных собраний. Избирательное право ограничивалось имущественным цензом: для земледельцев необходимо было владеть собственностью не менее 200 десятин, недвижимостью не менее 15 тысяч рублей или определенным годовым доходом.
Городским избирателям, допускавшимся к участию выборах, необходимо было владеть торговыми или промышленными предприятиями или годовым доходом не менее 6 тысяч рублей. Крестьянские выборы состояли из двух уровней – сельское общество и волость. Предпочтение как избирателям было отдано крупным землевладельцам и буржуазии, тем самым права основной части населения на участие в выборах было максимально ограничено.
Земские управы избирались губернскими и уездными собраниями, возглавлявшимися предводителями дворян. Следовательно, это сословие занимало активную позицию в местном самоуправлении. Юрисдикция местной власти была ограничена решением местных задач (пути сообщения, больницы, народное просвещение, развитие сельского хозяйства), благоустройством, их деятельность контролировалась центральной властью. В частности, председатель земской управы в губернии утверждался министром внутренних дел. Кроме того, местное самоуправление не имело собственных карательных и охранительных органов, были вынуждены обращаться полиции и администрации, что свидетельствует об их полной зависимости.
Губернское земское собрание состояло из гласных, которые в свою очередь избирались уездными земскими собраниями, сроком на три года в сроки, установленные министром внутренних дел. Служебное преимущество и содержание не предполагалось. Земское собрание могло разрешить вопрос о служебном содержании председателя и членов земских управ.
Основные задачи, разрешаемые земскими органами самоуправления: ведение имущества, капитала, сборов; устройство и содержание зданий, сооружений, путей сообщения за счет земств; обеспечение народным продовольствием, управление земскими благотворительными учреждениями, попечение в строительстве церквей, снижение нищенства, развитие местной торговли и промышленности; участие в попечении о народном образовании и здравоохранении; исполнение потребностей воинского и гражданского управления и т.д.
Земские учреждения были вправе приобретать и отчуждать имущество, заключать договоры, выступать в качестве истца и ответчика по имущественным делам земства.
Проведение городской реформы в 1870 году в соответствии с Городовым положением от 16 июня, основывалось на тех же принципах земского самоуправления. Отметим, что попытки применения к городам начал самоуправления уже были предприняты Петром I путем выделения городов в особые единицы управления. По сути, городские учреждения были ликвидированы Екатериной II, которая Жалованной грамотой от 21апреля 1785 году заново создала городское самоуправление. С точки зрения полицейского управления города были выделены из уездов, возглавлял полицейский орган городничий. Однако и такая система местного самоуправления не обеспечила самостоятельность по отношению к центральной администрации. В 1862 году отменяется разделение в полицейском отношении – города были подчинены уездным исправникам. Крупные города были подчинены полицмейстерам.
В результате городской реформы учреждены городская дума и городская управа. Земские и городские органы самоуправления не подчинялись местно администрации, но контроль за их деятельностью осуществлялся со стороны министра внутренних дел и губернаторов (должности губернаторов были в Одессе, Петербурге и ряде других городов).
Суммируя изложенное, отметим, что важнейшим шагом в части преобразований в деятельности Александра II стало создание местного самоуправления. Земские управы выступали основной исполнительной ячейкой власти, так как занимались вопросами местных нужд. Земские управы избирались на три года, состояли из председателя и членов (около трех человек).
Проводимые реформы местного самоуправления имели свои недостатки относительно разработанного плана М.М.Сперанского в начале столетия, который предусмотрел создание целой выборной системы – от мелкой общественной единицы, волостной думы до общероссийского органа (государственной думы), в избрании которой предполагалось участие почти всех слоев населения. В соответствии с реформой, проводимой в 1864 году, губернские и уездные земские управы наряду с собраниями выступали единственными выборными органами без фундамента, волостного уровня и всероссийской дум. Однако проведенная реформа поспособствовала активизации общественной деятельности интеллигенции – многие талантливые врачи, учителя, инженеры направлялись в деревню работать и способствовали тем самым экономическому, культурному и социальному развитию.
Существовало две системы управления: государственное управление и земское, городское самоуправление.
При разработке реформ 1864 г. и 1870 г. разработчики находились под влиянием общественной хозяйственной теории самоуправления, поэтому земские учреждения, по сути, были направлены на решение вопросов местного быта.
2 Правовой статус муниципальных служащих по действующему законодательству Российской Федерации
2.1 Права и обязанности муниципального служащего
Правовой статус муниципального служащего представлен объемом прав и обязанностей, ограничений и запретов, возложенных на него и определенных впервые главой 3 федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в ранее действовавший федеральный закон от 08.01.1998г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», содержал только отсылочную норму, согласно которой права и обязанности муниципального служащего определялись согласно уставу муниципального образования или нормативным документам органов местного самоуправления.
В общем виде права муниципального служащего носят абстрактный характер, что обусловлено общим характером предоставленных полномочий для всех без исключения муниципальных служащих вне зависимости от занимаемой ими должности.
В юридической литературе нормы федерального закона от 02.03.2007г. № 25ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», закрепляющие права муниципальных служащих подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют права, обеспечивающие исполнение служащим его должностных обязанностей (так называемые функциональные права), к которым относятся:
— право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки качества исполнения служебных обязанностей, условиями карьерного продвижения;
— право на обеспечение организационно-технических условий исполнения должностных обязанностей;
— право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных полномочий, внесение предложений о совершенствовании действующего законодательства в области местного самоуправления, работы избирательной комиссии муниципального образования.
Вторая группа прав – это так называемые гарантии служащему. В частности, это право на обеспечение определенного уровня социальной защищенности во время прохождения службы и по ее окончании:
— гарантии на оплату труда и соответствующие выплаты в соответствии с трудовым законодательством и правовыми нормами о муниципальной службе;
— право на отдых, предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней, а равно оплачиваемого отпуска;
— пенсионного обеспечения согласно действующему законодательству.
Третью группу составляют права, непосредственно связанные с развитием профессиональной деятельности муниципального служащего, а именно:
— право по своей инициативе участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
— повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом из средств местной казны.
Замыкающую группу прав составляют такие, которые связаны с защитой указанных выше прав муниципального служащего, так называемые дефензитивные права (от defensio f (лат.) — защита). В частности, речь идет о:
— праве на защиту персональных данных;
— праве на ознакомление со всеми материалами личного дела государственного служащего, с отзывами о его профессиональной деятельности, иными документами, включенными в состав личного дела и приобщены по его письменному заявлению;
— праве на создание объединения, например, профсоюзы, деятельность которых направлена на защиту профессиональных и социально-экономических интересов работников;
— право на рассмотрение индивидуального трудового спора согласно процедуре, установленной действующим трудовым законодательством, обжалование решений в суд.
Отдельное внимание заслуживает право муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу, поскольку оно не включено ни в одну из указанных групп, что обусловлено его не исключительностью (по сути, такое право не является специфическим для муниципального служащего). Речь идет об особенностях реализации муниципальными служащими право на труд, закрепленное в Конституции Российской Федерации в ч. 1 ст. 37 (свобода труда). Право на работу по совместительству (ч. 2 ст. 11) в данном случае следует рассматривать в совокупности с нормой ч. 1 ст. 12 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пп. 1, 2 ч. 1 ст. 14 указанного закона, устанавливающие ограничения для муниципального служащего.
Так, муниципальный служащий вправе заниматься иной оплачиваемой работой при соблюдении следующих условий:
— получение предварительного письменного согласия представителя нанимателя;
— не становиться членом управления коммерческой организации;
— должность не может относиться к выборной государственной, муниципальной или профсоюзной;
— не образуется конфликт интересов.
Конфликт интересов – крайне новый институт муниципальной службы, а потому вызывает повышенный интерес. Указанный термин был введен Федеральным законом от 22.12.2008г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указанным правовым актом была введена статья 14.1 «урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе». Понятие конфликта интересов раскрыто в ч. 1 ст. 10 федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем же раскрывается понятие термина «личная заинтересованность» (ч. 2 ст. 10).
Кроме того, указаны на способы предотвращения или урегулирования конфликта интересов. Например, посредством изменения должностного или служебного положения муниципального служащего, который выступает стороной конфликта, не исключая отстранение от исполнения служебных обязанностей в случае отказа от получения выгода, ставшей причиной конфликта интересов.
Законодатель указал, что должностное лицо муниципальный службы обязано передать управление ценными бумаги (долями участия, паями в капиталах организаций), которыми он владеет, в доверительное управление в соответствии с правовыми нормами гражданского законодательства.
В том случае, когда муниципальный служащий не предпринимает меры по предотвращению или урегулированию ситуации, вызывающей конфликт интересов, он может быть уволен с муниципальной службы.
Представитель нанимателя (работодатель) также должен принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, при необходимости отстранять муниципального служащего от занимаемой должности для момента урегулирования рассматриваемого вопроса. В противном случае, за бездействие к представителю нанимателя может быть применено увольнение.
Для обеспечения соблюдения требований относительно должного служебного поведения и урегулирования конфликтов в органе местного самоуправления и/или в аппарате избирательной комиссии может быть создана специальная комиссия. Так, в городе Нижневартовске создана такая комиссия по исполнение требований федеральных законов от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Порядок формирования комиссии и её деятельности указан в положении, утвержденном распоряжением главы района от 25.06.2015г. № 35-р «Об утверждении Положения и состава комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Думы района, Контрольно-счетной палаты района и урегулированию конфликта интересов».
Отметим, что термин «конфликт интересов» в российском праве упоминается более 20 лет, применительно к предпринимательской деятельности. например, его можно встретить в ряде федеральных законов от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 3), от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ст. 44), от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ст. 43), от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» я9ст. 38), от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. 36.24), от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (ст. 35). В некоторых правовых актах указанное словосочетание раскрывается. В общем виде для конфликта интересов характерно противоречие интересов, крупный убыток (неправомерное деяние) и причинная связь между ними.
В настоящее время конфликт интересов занимает особое место в публичном праве. Конфликт интересов на муниципальной службе является предметом исследования ряда ученых .
Действующее законодательство не содержит средств, позволяющих представителю нанимателя определить наличие конфликта интересов, а также запретить муниципальному служащему работать по совместительству при выявлении такого противоречия. Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает возможность увольнение служащего по инициативе работодателя в случае несоблюдения ограничений и запретов (ст. 19), связанных с муниципальной службой и указанных в статьях 13 и 14 закона. При этом конфликт интересов не относиться ни к ограничениям, ни к запретам. Разрешить данный вопрос можно путем внесения изменений в законодательство на федеральном уровне.
Не менее значимым элементом правового статуса муниципального служащего являются его обязанности. Обязанности служащего тесно связаны с категорией прав и подразумевают соблюдение законодательства, выполнение требований должностных инструкций, запрет нарушения прав и законных интересов граждан. Обязанности муниципального служащего поименованы в статье 12 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» . В частности, закреплена обязанность соблюдать положения Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов, иных нормативных правовых актов. Указанная обязанность возложена не только на муниципального служащего, а на любого гражданина нашей страны, о чем указано в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Для муниципальных служащих указанная обязанность дополнена обязанностью обеспечивать исполнение обязанностей, в пределах должностных полномочий.
Муниципальный служащий осуществляет свою трудовую деятельность на основе трудового договора, а потому на него распространяется весь объем прав и обязанностей, предусмотренных для работника, за исключением тех, что противоречат закону «О муниципальной службе в Российской Федерации». В трудовом кодексе Российской Федерации в статье 21 указано на добросовестное исполнение трудовых обязанностей. Считаем, что принципиального различия между указанными нормами нет, поскольку данное утверждение в равной степени распространяется на орган муниципального образования. А потому представляется логичным вменение обязанности соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, регламента, порядок работы с информацией.
К обязанностям, связанным непосредственно с исполнением служебных функций муниципальным служащим необходимо отнести следующие:
— представление сведений о себе и членах семьи служащего, в частности сообщение данных о доходах и принадлежащих на праве собственности имуществе, объектах налогообложения;
— сообщать данные представителю нанимателя о выходе из гражданства, приобретении другого гражданства в день совершения данного факта;
— соблюдать ограничения и запреты, установленные специальным законом;
— сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Более подробно данный спорный момент мы рассмотрели выше.
Указанные обязанности носят статусный характер, поскольку отражают публичность муниципальной службы, особые требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим муниципальную власть.
Подчеркнём, что муниципальная служба основывается на принципе иерархического подчинения, согласно которого муниципальные служащие обязаны исполнять приказы и распоряжения вышестоящего руководства. Статья 12 федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» раскрывает механизм поведения служащего, которые получает неправомерный приказ (поручение) от своего вышестоящего руководителя.
Законодательно понятие «неправомерное поведение» не раскрывается. Исходя из позиции логического толкования под неправомерным поручением следует понимать такое поручение, которое противоречит положениям федеральных законов или иных нормативных актов Российской Федерации, субъектов РФ, актов муниципальных образований. Назовем условия неправомерности поручения:
— выходит за рамки компетенции руководителя, дающего такое поручение;
— не входит в объем компетенции муниципального служащего, которому такое поручение адресуется.
При этом муниципальному служащему вменяется не только обязанность не выполнять такое поручение, но и дать оценку ему с точки зрения действующего законодательства. В случае наличия сомнений в законности отданного поручения необходимо в письменной форме предоставить обоснование неправомерности такого поручения со ссылками на положения нормативных актов, положения которые могут быть нарушены выполнением спорного поручения.
В случае не исполнения поручения и не предоставления письменного возражения, действия муниципального служащего можно квалифицировать как должностной проступок.
Муниципальный служащий не имеет права исполнять неправомерный приказ даже в случае, когда на исполнении настаивает его руководитель в письменной форме. По общему правилу, получение от вышестоящего руководителя письменного подтверждения поручения не освобождает муниципального служащего от ответственности за правомерность его действий.
Если же муниципальный служащий исполнил неправомерный приказ, он несет ответственность в соответствии с действующим российским законодательством (например, к нему могут быть применены меры административной ответственности). Тем самым подчиненный обязан разъяснить своему руководителю правильность толкования закона, который может быть нарушен выполнением неправомерного приказа.
Думается, что на практике в муниципальном аппарате такая ситуация маловероятна. Судебная практика по данному вопросу отсутствует.
Правовой статус муниципальных служащих закреплен различными нормативными документами, и имеет различную степень их конкретизации.
2.2 Ограничения и запреты для муниципального служащего
В статье 13 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» определены ограничения для муниципальных служащих. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае:
— недееспособности или ограниченной дееспособности,
— осуждения к наказанию по приговору суда,
— отказа от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом государственную тайну,
— наличия заболевания, препятствующего прохождению службы,
— установления близкого родства с муниципальным служащим, в подчинении которого вновь посыпающий должен будет осуществлять служебные полномочия.
Например, ранее, до принятия указанного закона, такое могло иметь место. В качестве ограничения законодатель называет прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства иностранного государства, а равно вида на жительство в другой стране.
Муниципальный служащий вправе осуществлять функции до достижения возраста 65 лет. Установленный возрастной ценз является пресекательным в осуществлении муниципальной власти.
Охранительная функция подразумевает наступление негативных последствий для муниципального служащего за нарушение норм запрета и ограничений. Запреты для муниципальных служащих, связанные с прохождением службы:
1) состоять в членстве органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, когда служащему поручено участвовать в управлении такой организации;
2) замещать должность муниципальной службы в следующих случаях:
— избрание/назначение на должность Российской Федерации или ее субъекта;
— избрания или назначения на муниципальную должность;
— избрание на оплачиваемую выборную должность в орган профсоюза, созданный в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципалитета;
3) заниматься предпринимательской деятельностью;
4) выступать в качестве поверенного или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательном органе, в которых должностное лицо замещает должность или которые непосредственно подчинены ему
5) получать вознаграждение, обусловленное выполнением служебных обязанностей (денежное вознаграждение, подарки, оплату услуг, развлечений, транспортных расходов и пр.). Подарки, полученные муниципальным служащим вследствие протокольных мероприятий, в результате служебных командировок обращаются в собственность муниципалитета;
6) отправляться в командировки за счет средств физического или юридического лица. Исключение составляют командировки на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления с органами государственной власти, в том числе при наличии иностранного элемента;
7) использование средств материально-технического, финансового обеспечения по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей и другое.
Муниципальный служащий, выполняющий обязанности главы местного самоуправления не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью за исключением преподавательской, научной и творческой. Однако указанные виды деятельности не могут финансироваться исключительно средствами иностранных государств, за искрением случаев, прямо предусмотренных законом или международным договором. В случае замещения должности главы местного самоуправления по контракту не допускается вхождение в состав органов управления, попечительских и наблюдательных советов, иных органов некоммерческих иностранных неправительственных организаций, действующих на территории России.
Например, прокуратура Нижневартовского района возбудила проверку относительно определения порядка начисления зарплат чиновникам муниципалитета. По мнению общественников доходы сотрудников местной администрации за последние несколько лет увеличились на сотни процентов. Например, по результатам 2017 года доход главы муниципалитета Б. Саломатина составил около 19 млн. рублей. При этом он не совершал сделки по реализации имущества, как следует из отчета чиновника.
Поводом для обращения представителей общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» в прокурату послужил сравнительный анализ данных, опубликованных на официальном сайте мэрии. Например, по официальным данным доход начальник внутреннего муниципального финансового контроля администрации Нижневартовского района В. Коваленко в период с 2014 по 2015 гг. увеличился с 2 035 875,07 руб. до 8 234 443,97 руб. (разница составила более 400%). Заместитель комитета экономики администрации Е. Шатских за аналогичный период увеличила свой доход на 300%, с 2 301 908,24 руб. до 6 398 559,31 руб. Глава Б. Саломатин в период с 2016 по 2017 г. увеличил доходы с 10 548 151,76 руб. до 18 980 94,41 руб. (увеличение составило 80%).
Подчеркнем, что вопрос о доходах чиновников не в первый раз становится таким острым. Так, в 2017 г. Советским районным судом по требованию прокураторы было вынесено решение об обязывании возвратить в бюджет суму, превышающую 277 тыс. руб. Решение было внесено в отношении экс-главы города Советский А. Савинева, который в настоящее время является депутатом думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Бывший чиновник необоснованно выписал себе премии за несуществующие достижения. Обжалование решения суда результата не принесло.
Пока решение по жалобе активистов из «Центра противодействия коррупции в органах государственной власти» не принято.
Даже после увольнения со службы не допускается муниципальным служащим разглашение или использование данных, полученных в результате занимаемой должности и относящихся к конфиденциальной информации.
2.3 Гарантии муниципальному служащему
Гарантии муниципальным служащим, установленные законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на создание условий, необходимых для осуществления муниципальной службы, в том числе на обеспечение нормальной их жизнедеятельности. Гарантии закреплены в статье 23 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и к ним относятся следующие:
— условия работы для выполнения возложенных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией
— право на своевременное получения и в полном объеме денежного вознаграждения по результатам своей работы;
— отдых путем установления нормально продолжительности рабочего времени, предоставление выходных, праздничных нерабочих дней, а равно оплачиваемого отпуска;
— медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после прекращения службы в результате выхода на пенсию;
— пенсионное обеспечение за выслугу лет, в связи с получением инвалидности, пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его гибели при исполнении служебных обязанностей;
— государственное страхование на случай причинении вреда здоровью муниципальному служащему и его имуществу и другое.
Кроме того, в случае расторжения трудового договора с муниципальным служащим вследствие ликвидации органа местного самоуправления, избирательной комиссии, либо в результате сокращения численности или штата работников органа местного самоуправлении, таким служащим гарантируются выплаты, установленные трудовым законодательством.
Законами субъектов РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии, поскольку установленный перечень гарантий не является закрытым и может быть дополнен по инициативе муниципального образования.
Деятельность муниципальных служащих оплачивается за счет средств местного бюджета в форме денежного содержания, состоящего из должностного оклада муниципального служащего согласно занимаемой должности, а также из ежемесячных и периодических доплат по должности.
Органы местного самоуправления сами принимают решения относительно размера и условий выплаты заработной платы. Размер оклада и выплачиваемых денежных средств установлен муниципальными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с законодательном Российской Федерации.
Оплата труда связана также со стажем муниципального служащего по занимаемой должности. Порядок исчисления стажа урегулирован ст. 25 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, по общему правилу в стаж включены периоды работы на муниципальных должностях, должностях муниципальной службы, государственных должностях.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов работы муниципального служащего определяется законом субъекта РФ. Стаж работы в должности муниципального служащего приравнивается к стажу в должности государственного гражданского служащего. Период работы в должности муниципального служащего засчитается в стаж государственной гражданской службы для исчисления общего стажа работ в целях становления ежемесячно надбавки к должностному окладу за выслугу лет, и учитывается при определении продолжительности отпуска за выслугу лет и размере поощрении за безупречную гражданскую службу.
Думой Нижневартовского района решением № 80 от «26» августа 2011 года утверждены положения об оплате труда, дополнительных гарантиях и компенсациях лицам, которые замещают должности муниципальной службы в муниципальном образовании.
Далее приведем несколько примером, свидетельствующих о недочетах в законодательстве. Прежде всего, отметим, что положения, описывающие гарантии муниципальным служащих (глава 6 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации») выходят за рамки главы 3 указанного закона, в которой описывается правовое положение муниципального служащего (то есть его права и обязанности). Представляется такое описание нецелесообразным, поскольку гарантии при такой конструкции выходят за пределы описания правового статуса в то время, как служат некой компенсацией ограничений, основания которых связано с занимаемой муниципальной должностью. В целях системного подхода к правовому регулированию и повышения эффективности практического применения правовых положений представляется возможным дополнить главу 3 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» статьей 16, именуемой «Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему».
Для муниципального служащего отсутствует норма, предоставляющая в качестве гарантии право на приобретение недвижимого имущества. В связи с чем представляется возможным дополнить ч. 1 статьи 23 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» дополнить подпунктом 9 следующего содержания: «предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз на весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативным актом субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном уставом муниципального образования».
Вопрос жилья является актуальным, особенно среди молодых специалистов, молодых семей, которые окончили соответствующее учебное заведение и имеют намерение поступить на муниципальную службу. Предоставление гарантий и возможностей приобретения жилья могли бы существенно повысить интерес к муниципальной службе, даже не смотря на установленные запреты и ограничения, связанные с её прохождением. Зачастую муниципальные служащие, которые уже проходят службу, также нуждаются и в приобретении жилья или в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление гарантий по жилью не теряет своей актуальности.
Предлагается так же дополнить ч. 1 статьи 23 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» дополнить подпунктом 10 следующего содержания: «получение дополнительного профессионального образования, повышение квалификации с сохранением денежного содержания по занимаемой должности и замещаемой должности на период прохождения обучения».
Говоря о гарантиях, нельзя оставить без внимания отсутствие зависимости оплаты труда от фактической деятельности муниципального служащего. В частности, муниципальному служащему выплачивается денежное содержание согласно занимаемой должности, предоставляются гарантии социального характера, льготы, то есть, обеспечена стабильность выплат со стороны государства. Однако на размер выплаты денежного содержания не влияет сложность и объём выполняемой работы, например, за месяц, а также результат проделанной работы. Виды премий, которые могут выплачиваться служащим определенных регионов, определяются на уровне субъектов. Порядок начисления премиальных может закрепляться на уровне муниципальных образований (городов, сел, деревень, городских округов, и т.д.). Для этого в каждом муниципальном образовании принимается соответствующий акт (например, решение). Такие акты не должны противоречить положениям региональных законов (например, постановление главы города Нижневартовска от 15 марта 2004 года № 226 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих в городе Нижневартовске»).
Муниципальному служащему предоставляется гарантированный отпуск что свидетельствует о реализации нормы о необходимости отдыха. Однако представляется такая мера недостаточной для компенсации сложного труда по управлению той или иной территорией. Например, устав города Нижневартовска не предусматривает возмещение расходов служащих на санаторно-курортное обслуживание. Однако возмещение таких расходов, даже частично, могло бы стать дополнительным аргументов для привлечения на службу молодых специалистов, стимулом для выполнения служебных обязанностей местного характера.
Суммируя изложенное отметим, что гарантийное обеспечение муниципальных служащих имеет свои недостатки, несовершенства, препятствующие наиболее продуктивной и эффективной работе органов местного самоуправления в области решения насущных вопросов местного значения.
2.4 Ответственность муниципального служащего
Важнейшим фактором, определяющим совершенствование муниципального управления, выступает адекватная юридическая ответственности муниципального служащего за ненадлежащее выполнение или невыполнение возложенных на него обязанностей. Повышенная ответственность, борьба с правонарушениями в области муниципальной службы позволяет формировать задачи по укреплению законности и правопорядка в целом в стране.
Из анализа норм действующего законодательства следует, что муниципальный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вследствие нарушений служебной дисциплины. Такое нарушение может быть выражено в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащее исполнении служебных обязанностей, за которые представитель нанимателя вправе применить различные виды дисциплинарного взыскании, в том числе увольнение «в связи с утратой доверия».
При рассмотрении указанного рода дел судам надлежит проверить факт противоправного виновного неисполнения или ненадлежащего исполнении обязанностей о стороны муниципального служащего. В частности, законодательно установлена ответственность за коррупционные проступки (Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Дисциплинарный проступок – единственное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности. А потому задержание, возбуждение уголовного дела по факту коррупции, внесение обвинительного приговора не выступают обязательными элементами для наступления дисциплинарной ответственности в отношении муниципального служащего в связи с совершением им коррупционного проступка. Отказ в возбуждении уголовного дела также не стоит рассматривать в качестве основания освобождения от дисциплинарной ответственности. Для привлечения виновного лица к ответственности достаточно установить факт совершения лицом дисциплинарного проступка.
Предотвращение и урегулирование «конфликт интересов», стороной которого выступает муниципальный служащий, возможно путем отвода или самоотвода муниципального служащего в порядке, установленном законодательством. Непринятие соответствующих мер со стороны муниципального служащего является основанием для применения к нему мер административной ответственности.
Дисциплинарная ответственность занимает доминирующее положение в системе видов ответственности муниципальных служащих, что обусловлено ее простотой и оперативностью применения, гибкостью используемых мер реагирования на нарушение. Именно с помощью применении мер дисциплинарной ответственности достигается решение проблемы обеспечения функционирования эффективной системы муниципального управления, создание действенных средств предупреждения и пресечения коррупции, обеспечение защиты прав и законных интересов муниципальных служащих.
Необходимо отметить массовость коррупционных проступков, которые не являются преступлениями и за них предусмотрена дисциплинарная ответственность. Такое положение свидетельствует о неэффективности принимаемых мер реагирования и приводит к безответственному поведению со стороны служащих. Данную проблему представляется возможным решить путем установления административной ответственности за такого рода правонарушения и санкции закрепить, например, в отдельной главе КоАП РФ, посвященной именно ответственности муниципальных служащих. В качестве наказания применять дисквалификацию — лишение права занимать должности в муниципальной службе сроком не менее 5 лет.
Лишение права как мера ответственности применяется в случае, когда виновное лицо не только демонстрирует возможность пренебрежения правовыми актами, руководствуясь личными интересами, в результате чего человек теряет работу. На практике может быть так, что работу на муниципальной службе является для виновного лица единственной, тем самым применение к нему такой меры ответственности вынуждает лицо искать новое место работы и даже заново определять свое место в жизни. Достаточно серьёзная мера ответственности.
В настоящее время ответственность ограничена 3-летним сроком, который представляется недостаточным. Потому предлагается увеличить ответственность за счет продления срока лишения права занимать должности органа местного самоуправления. При этом увеличение срока можно рассмотреть путем градации в зависимости от совершенного противоправного деяния. Например, установив более длительный срок лишения права за нецелевое использование бюджетных средств или при выявлении нарушений законодательства о предоставлении бюджетных инвестиций или субсидий в результате использования своего служебного положения.
Отметим, что в случае увольнения служащего по указанному основанию, данные об этом становятся публичными, поскольку заносятся в соответствующий реестр и публикуются. Таким образом, при поступлении такого лица на новое место работы информация о причинах прежнего увольнения может быть доступна представителю нанимателя и принята к сведению. Особенность административного и дисциплинарного наказания состоит в том, что оно не влечет судимости и отражается на статусе лица, к которому применено исключительно до тех пор, пока он состоит в служебных отношениях. Как только служащий прекращает службу, утрата доверия перестает быть частью его правового статуса. А потому остро стоит вопрос о создании механизма, который позволял бы на какое-то время не допускать недобросовестных служащих к службе, если они ранее совершали дисциплинарные проступки. Для чего необходимо ввести норму, согласно которой лицо, уволенное ранее в связи с утратой доверия, не может в течение пяти лет занимать должности муниципальной службы.
Однако введение указанной нормы в полной мере не позволит решить ситуацию, поскольку нововведение затронет лишь бывших служащих, уволенных в связи с утратой доверия. При этом муниципальный служащий, совершивший правонарушение, в том числе коррупционное, может уволиться по собственному желанию до применения к нему санкции в виде увольнения по рассматриваемому основанию.
Суммируя изложенное отметим, что противопоставлять друг другу административную и дисциплинарную ответственность муниципальных служащих некорректно, поскольку каждая ответственность имеет свои цели и задачи. Одновременно с этим институт дисциплинарной ответственности муниципальной службы требует объективного развития, том числе путем создания механизма, позволяющего отграничить поступление на службу лиц, ранее совершивших дисциплинарное правонарушение и уволенное в связи с этим.
Заключение
На основе проведенного исследования правового статуса муниципального служащего, анализа нормативных актов и практики их применения можно сделать следующие выводы и предложения:
Представляется целесообразным внести изменения и дополнения в действующее законодательство:
а) изменить редакцию ч. 1 ст. 16 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»: «на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и языком субъекта Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой»;
б) дополнить ч. 1 статьи 23 подпунктом 9 следующего содержания: «предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз на весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативным актом субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном уставом муниципального образования». Такая мера могла бы оказать положительное влияние на привлечение новых молодых кадров на должности муниципальной службы в городе Нижневартовске;
в) дополнить ч. 1 статьи 23 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» подпунктом 10 следующего содержания: «получение дополнительного профессионального образования, повышение квалификации с сохранением денежного содержания по занимаемой должности и замещаемой должности на период прохождения обучения». Помимо того, что пройдя такое обучения муниципальный служащий повысит уровень своей профессиональной готовности к выполнению задач местного значения, но также будет служить дополнительным стимулом к совершенствованию знаний, навыков, результативности своей работы;
г) в целях системного подхода к правовому регулированию и повышения эффективности практического применения правовых положений представляется возможным статью 23 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» статьей, именуемой «Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему», перенести в главу 3;
д) в ст. 3.11 КоАП РФ увеличить срок дисквалификации до 5 лет, в настоящее время эта мера ответственности ограничена 3-летним сроком, который представляется недостаточным и другое.
Предлагаемые рекомендации правового характера направлены на устранение имающихся недочетов в законодательстве, пробелов, совершенствования вопросов гарантийного обеспечения муниципальной службы, повышения к ней интереса со стороны подготовленных молодых кадров, стимулирования их к несению установленных запретов и ограничений за счет применения компенсационных приемов (гарантий).
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. — 1993. -№ 237.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. — 1999. — № 22 – 23.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 2. — ст. 163.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. (часть I). — ст. 1.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.
6. Федеральный закон от 08.01.1998г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 2. — ст. 224.
7. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. — № 40. — ст. 3822.
8. Федеральный закон от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. № 10. — ст. 1152.
9. Федеральный закон от 22.12.2008г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2008. № 52 (ч. 1). — ст. 6222.
10. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. — № 52 (ч. 1). — ст. 6228.
11. Федеральный закон от 21.11.2011г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. — № 48. — ст. 6730.
12. Указ Президента РФ от 01.07.2010г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») // Собрание законодательства РФ. – 2010. — № 27. — ст. 3446.
13. Постановление Главы города Нижневартовска от 15.03.2004 г. № 226 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих в городе Нижневартовске» // http://www.ural-region.net/515130
14. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 3.
Научная и учебная литература
15. Гришковец, А.А. Административная ответственность государственных гражданских служащих: состояние и перспективы развития // Вестник ВИПК МВД России. — 2017. — № 3.
16. Добробаба, М.Б. Служебно-деликтные дисциплинарные правоотношения (административно-правовое исследование) / Под ред. А.Ю. Соколова. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 412 с.
17. Ильяков, А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Современное право. — 2016. — № 4.
18. Муравченко, В.Б. Правовое регулирование труда муниципальных служащих // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2015. – № 2 (14).
19. Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2018.
20. Романенко, Е.Ф. Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018.
21. Сорокин, Р.С. Увольнение с государственной службы как мера противодействия коррупции: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2016. – 183 с.
22. Чаннов, С.Е. Правовое регулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе // Трудовое право. — 2016. — № 11.
23. Шугрина, Е.С. Муниципальное право.- М., 2014. — 672 с.
Публикации
24. Более 30 нижневартовских чиновников скрыли доходы //
http://pravdaurfo.ru/news/bolee-30-nizhnevartovskih-chinovnikov-skryli-dohody
25. Прокуратура наказала муниципальных служащих //
http://pravdaurfo.ru/news/bolee-30-nizhnevartovskih-chinovnikov-skryli-dohody
26. Прокуроров позвали на «доходные места» в ХМАО. Активисты просят проверить «астрономические зарплаты» чиновников Нижневартовского района // http://pravdaurfo.ru/articles/160924-prokurorov-pozvali-na-dohodnye-mesta-v-hmao
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф