ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие интернет-технологий в маркетинговой деятельности
1.2 Основные принципы применения интернет технологий в маркетинговых исследованиях
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПАНИИ «СИБИРСКИЕ СЕТИ»
2.1 Характеристика компании
2.2 Использование интернет технологий в маркетинговой деятельности в компании «Сибирские сети»
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНИИ «СИБИРСКИЕ СЕТИ»
3.1 Предложения по внедрению интернет-технологий в маркетинговые исследования данной компании
3.2 Реализация данных предложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что любое предприятие в ходе своей деятельности не может быть застраховано от непредвиденных ситуаций, связанных с финансовыми затруднениями, которые возникают по различным причинам, но одинаково ведут к нарушению его экономической стабильности, соответственно для каждого предприятия повышение эффективности его деятельности и конкурентоспособности в любое время является стратегической задачей не зависимо от экономической ситуации в стране.
Один из принципов эффективной организации маркетинговой политики предприятия в условиях высококонкурентного рынка предполагает использование современных информационных технологий в реализации аналитической функции маркетинга. В условиях современной конкуренции эффективность маркетинговых исследований имеет принципиально важно значение, поэтому интернет-технологии предоставляют большие возможности, благодаря которым возможности инструментов сбора, обработки маркетинговой информации в рамках реализуемых исследований существенно расширяются.
Интернет как способ продвижения продукции является хранилищем информации в электронном виде. Интернет позволяет получать моментальный и круглосуточный доступ к любой интересующей информации, что позволяет сократить время, предоставляет возможность оплаты услуги или товара онлайн, а также приобрести новых клиентов или партнеров, имеет большой географический охват целевой аудитории.
Целью курсовой работы выступает изучение теоретических и прикладных аспектов применения интернет-технологий в маркетинговых исследованиях современных компаний.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
– изучить понятие и сущность интернет-технологий в маркетинговой деятельности;
– обозначить основные принципы применения интернет технологий в маркетинговых исследованиях;
– оценить эффективность использования интернет технологий в маркетинговых исследованиях;
– провести анализ использования интернет-технологий в компании «Сибирские сети»;
– разработать предложения по внедрению интернет-технологий в маркетинговые исследования данной компании и наметить базовые положения по их реализации
Объектом исследования является интернет-маркетинг, как один из инструментов обеспечения эффективной работы компаний в Интернет-среде.
Предметом исследования выступают процессы использования интернет-технологий в маркетинговой деятельности ООО «Сибирские сети».
Достоверность выводов и положений обеспечивается следующими научными методами, используемыми в курсовой работе: от общего к частному, индукции и дедукции, аналогии, обобщения методы маркетингового экономического анализа.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили данные бухгалтерской отчетности ООО «Сибирские сети» за 2017-2019гг., учебная и периодическая экономическая литература, данные сети Интернет.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложения по внедрению интернет-технологий в маркетинговые исследования могут быть применимы в организациях для повышения эффективности их деятельности.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие интернет-технологий в маркетинговой деятельности
В настоящее время Интернет играет огромную роль как в жизни всего общества, так и в деятельности компаний. С каждым годом все быстрее увеличиваются темпы роста научно-технического прогресса, что позволяет расширить границы возможностей использования интернет-технологий, в том числе и для реализации бизнеса.
В январе 2018 количество пользователей интернета в мире достигло 4,021 миллиарда человек (всё население планеты 7,6 млрд) — это52,9% от всего насе-ления Земли. Рост за год составил 7%. Об этом сообщается в отчете «Global Digital 2018» [14]. По количеству пользователей сетью Интернет на первом месте находится Китай – 738 млн человек, второе место занимает Индия – 462 млн человек, третье место приходится на США — 286,9 млн человек. Россия в этом списке за-нимает 7 место – 109,6 млн интернет-пользователей [16]. Кроме того, необходимо отметить, что в связи с ростом производительности мобильных устройств и пропускной способности мобильного Интернета, происходит увеличение числа пользователей, выходящих в сеть с помощью планшетов и смартфонов. Так, в России около 50% от общего числа интернет-пользователей используют мобильные устройства для доступа в Интернет [16].
Данные тенденции способствуют тому, что расширение использования сети Интернет в деятельности компании переводит маркетинговую деятельность на новый уровень, предлагая современные способы и методы получения и обработки информации для принятия стратегических управленческих решений [5, с. 214]:
– ERP-системы на основе облачных технологий (SAP Business ByDesign, «Инфин. Онлайн»);
– онлайн сервисы для отслеживания действий конкурентов в сети Интернет (SEMrush, Simply Measured);
– автоматизация процессов продвижения в социальных сетях (PromoRepublic, InfiniGraph).
Следует отметить, что множество организаций, компаний и предприятий, как малого, среднего, так и крупного бизнеса не только активно используют интернет-технологии для бизнеса, но и постепенно отказываются от стандартных методов ведения деятельности, постепенно переводя основные ресурсы в виртуальный сегмент, а число абонентов сети Интернет в Российской Федерации растет с каждым годом, о чем свидетельствуют данные рисунка 1 [17].
Рис. 1. – Количество абонентов сети Интернет в Российской Федерации
Компании, осуществляющие свой бизнес через Интернет делятся на два вида: работающие исключительно в Интернет-среде и компании, совмещающие традиционную деятельность и интернет-деятельность.
К первой группе относятся так называемые доткомы (dot-com) — компании электронной розничной торговли товаров и услуг, не имеющие физического адреса. Сюда входят интернет-магазины, поисковые сайты и порталы, торговые площадки интернет-аукционов [11].
Многие компании традиционного типа в настоящее время активно переносят часть своей деятельности в Интернет-среду – сочетание физической и электронной торговли, присутствие в социальных сетях, размещение рекламы [2, с. 40]. Основные показатели использования интернет-технологий в организациях Российской Федерации представлены в таблице 1. приложения 1 [17]. Как видно из представленных статистических данных система современных технологий продвижения и сбыта товаров или услуг в сети Интернет на сегодняшний день включает десятки гибких в настройке и эффективных в работе механизмов. Конкретный выбор зависит от того, какие товары предлагает предприятие и сколько позиций имеется в ассортименте.
Использование интернет-технологий и инструментов современного менеджмента в маркетинговой деятельности предприятия, включая маркетинговые коммуникации, дает предприятиям преимущества по сравнению с маркетингом, основанном на традиционных технологиях.
Одним из инструментов, обеспечивающим эффективную работу организации и ее бизнеса в Интернет-среде, является интернет-маркетинг. В отличие от традиционного, интернет-маркетинг имеет ряд особенностей, таких как [9, с. 112]:
– персонифицированный характер отношений — возможность взаимодействовать с каждым клиентом в отдельности, учитывая его индивидуальные потребности, запросы, мнения, что позволяет компании более эффективно управлять отношениями с потребителями;
– интерактивность – возможность вовлекать потребителя в различные бизнес-процессы (например, участие в опросах, оставление отзывов о компании и ее продукте, обращение в службы поддержки клиентов, обращение к онлайн консультантам, привлечение новых клиентов путем распространения информации о компании и ее продуктах в социальных сетях, и другое);
– более точный таргетинг – возможность максимально точно выделять целевую аудиторию с помощью демонстрации рекламы, соответствующей тематике посещаемых потребителем сайтов или с учетом расположения пользователей на определенной территории, с помощью сбора информации об активности потребителей в интернет-среде через cookie-файлы;
– размытие территориальных и межнациональных границ;
– возможность получать информацию о потребителях, конкурентах и рынке в целом в больших объемах и с меньшими временными и денежными затратами.
Таким образом, интернет-технологии в настоящее время выступают наиболее прогрессивным методом повышения эффективности функционирования компании, в рамках которых они все чаще применяются в маркетинговой деятельности компаний. роль среди которых играют технологии на основе сети Интернет. Активная информатизация не только сфер человеческой деятельности, но и функционирования предприятий, что требует от организаций использования в маркетинге таких новых инструментов на основе интернет-технологий, как: проведение маркетинговых исследований, организация ценообразования и товарной политики, продвижение и сбыт товара. В рамках данного исследования остановимся на более дательном изучении основ реализации маркетинговых исследований при помощи интерет-технологий.
1.2 Основные принципы применения интернет технологий в маркетинговых исследованиях
Использование Интернета для сбора информации о рынке – один из наиболее важных способов, с помощью которых предприятия могут разрабатывать международные и внутренние рынки. С ростом аудитории и развитием возможностей Интернета как информационно-медийной среды возрастает интерес к нему как к инструменту маркетинга. С появлением виртуального пространства многие вопросы стали решаться проще и быстрее, сформировались инструменты, методы и подходы, позволяющие значительно повысить эффективность ведения хозяйственной деятельности, одним из подобных инструментов являются маркетинговых исследованиях.
Маркетинговые исследования – это процесс системного сбора и анализа информации о состоянии и изменениях, происходящих в маркетинговой среде, а также разработка прогнозов развития конкретных рынков для определения целей деятельности фирмы на этих рынках в условиях конкуренции [4, с. 177].
Интернет-исследования впервые появились на заре становления Интернета и носили узкоспециальный или развлекательный характер. По мере расширения аудитории Сети, появления в ней самых разнообразных групп населения и, таким образом, приближения ее к структуре населения как такового, исследования стали претендовать на достаточную степень репрезентативности в отношении социальных характеристик потребительских предпочтений людей. Обратимся к анализу функционально-целевого назначения, а так же к основным принципам проведения маркетинговых исследований с применением Интернет-технологий.
Цель и функции традиционных маркетинговых исследований и Интернет-исследований идентичны.
Цель – определение целей деятельности фирмы на конкретных рынках в условиях конкуренции.
Функции [15]:
– системный сбор и анализ информации о состоянии и изменениях, происходящих в маркетинговой среде;
– разработка прогнозов развития конкретных рынков;
– определение целей деятельности фирмы на конкретных рынках в условиях конкуренции.
Источники информации в Интернете, так же как и при традиционном подходе, подразделяются на первичные и вторичные.
Вторичная информация – ранее отработанные данные, собранные из внешних и внутренних источников для решения различных маркетинговых задач.
Исследования, основанные на анализе вторичной информации, во-первых, позволяют получить более полное представление об изучаемом объекте, во-вторых, правильнее интерпретировать данные, полученные от респондентов. Большинство российских компаний проводят сбор и анализ вторичной информации собственными силами, т.е. изучают статистическую и аналитическую информацию, уже имеющуюся в Интернете.
Источники получения вторичной информации в Интернете:
– базы данных в открытом доступе;
– сайты маркетинговых агентств и консалтинговых компаний, специализирующихся на проведении маркетинговых исследований (в открытом доступе и на платной основе);
– информационные серверы;
– коммерческие и некоммерческие сайты;
– поисковые системы.
Организовывая мероприятия, позволяющие работать с вторичной информацией в Интернете, необходимо ответить на вопросы: где и каким образом получить информацию, удовлетворяющую основные требования. Среди них: полнота, достоверность, соответствие теме поиска и запросу.
Поиск подобных серверов осуществляется при помощи поисковых систем, которые находятся в сети Интернет, и с помощью ключевых слов осуществляют поиск запрашиваемой информации, либо с помощью Web-каталогов, обладающих организованной тематической структурой, которые реализовывают функцию аналогичную поисковым системам. С этой же целью можно использовать тематические Web-страницы, которые содержат большой объем информации в конкретной области знаний и предоставляют доступ к расширению данной информации при помощи ссылок на информационные ресурсы по заданной тематике [10, c. 562].
Первичная информация – это собранные впервые под определенный объект данные, в которых выделяются задачи или цель с применением специальных процедур и методик. Основные цели маркетингового исследования интернет-пользователей, а также их содержательная конкретизация, представлены в таблице 2 приложения 1. Данные, полученные исследователем в результате реализации указанных целей, являются важным элементом информационно-аналитической базы, необходимой для принятия оптимальных маркетинговых решений компании. Достижение каждой из обозначенных целей требует от маркетингового аналитика знания:
– эмпирических индикаторов (т.е. элементов или характеристик объекта, доступных наблюдению и измерению, позволяющих судить о других его характеристиках, недоступных непосредственному исследованию), необходимых для исследования интернет-пользователей, в соответствии поставленной целью;
– методов, методик, техник и процедур исследования эмпирических индикаторов интернет-пользователей.
После определения конкретной маркетинговой цели анализа интернет-пользователей, а также ее уточнения на уровне исследовательских задач, маркетологу-аналитику необходимо выбрать соответствующие эмпирические индикаторы интернетпользователей, которые будут подвергнуты непосредственной диагностике. Комплексы основных эмпирических индикаторов, дифференцированные по содержательной специфике базовых целей маркетингового анализа интернет-пользователей, представлены в таблице 3 приложения 2. Необходимо помнить, что при определении конкретного комплекса эмпирических индикаторов интернет-пользователей с необходимостью должна учитываться специфика текущей ситуации компании.
Следующее решение, принимаемое маркетинговым аналитиком после формулирования цели и задач исследования интернет-пользователей, а также определения комплекса диагностируемых эмпирических показателей — выбор исследовательского инструментария сбора первичных эмпирических данных в Интернет-среде.
В таблице 4 приложения 3 представлены основные методики сбора первичных эмпирических данных в Интернет-среде, соответствующие им сервисы, технологии, программное обеспечение, а также базовые методы эмпирического исследования, методологическим принципам которых указанные методики подчинены.
Традиционно построение процесса сбора первичной информации независимо от применяемого метода осуществляются согласно этапам, представленным на рис. 2 [3, с. 10].
Рис. 2. – Этапы организации и проведения сбора первичной информации
Таким образом, на основании представленных принципиальных аспектов применения интернет технологий в маркетинговых исследованиях следует отметить, что использование представленной концепции исследования и исследовательского инструментария позволит получить информацию, необходимую для построения эффективной маркетинговой веб-коммуникации, а также обнаружить и своевременно предотвратить потенциальные и реальные коммуникативные сбои.
Вместе с тем следует подчеркнуть необходимость соблюдения требования полной подчиненности каждой из рассмотренных методик маркетингового исследования интернет-пользователей методологическим принципам соответствующего базового эмпирического метода, производной которого она является, так как нарушение указанного требования приводит к неизбежной вульгаризации научной методологии проведения эмпирического исследования и получению некорректных данных.
1.3 Эффективность использования интернет технологий в маркетинговых исследованиях
Провести оценку эффективности использования интернет-технологий в маркетинговых исследованиях возможно в рамках характеристики достоинств и недостатков отдельных инструментов проведения первичного исследования.
Инструментами проведения первичного исследования в Интернете выступают: опрос в Интернете; фокус-группы в Интернете; глубинные интервью; панельные исследования.
Выделяют следующие виды опросов в Интернете: оф-лайн и онлайн опросы.
При офлайновом опросе респондент скачивает опросник на свой компьютер, формирует протокол с ответами на вопросы, который затем высылает по электронной почте для занесения в базу данных.
С помощью онлайн-опросов изучают качественный и количественный состав аудитории как всей Сети, так и отдельных ее сегментов. С помощью таких опросов можно выяснить степень известности различных сетевых ресурсов, изучить отношение респондентов к тому или иному товару. Вовлечение в исследование большого числа разнообразных участников гарантирует высокую точность. Однако опрос в Интернете возможен не для каждой целевой группы, что зависит от широты представления данной группы среди Интернет-пользователей.
Достоинства опроса в Интернете [8, с. 92]:
– низкие затраты;
– индивидуальная обратная связь;
– увеличение скорости проведения опросов;
– отсутствие «эффекта интервьюера» — вольное или невольное воздействие на респондента;
– «открытость» респондентов;
– возможность формирования сложной квотированной выборки.
Недостатки:
– необходимость изменения объемов анкеты;
– отсутствие контроля за ходом исследования;
– проблема выборки и репрезентативности данных.
Интернет-исследования не рассчитаны на длительные интервью, оптимальным временным промежутком для заполнения анкеты является 20 минут, после этого увеличивается доля отказов от дальнейшего заполнения, растет количество ответов «затрудняюсь ответить» [7, с. 25].
Отсутствие непосредственного личного контакта между респондентом и интервьюером приводит к снижению контроля над прохождением исследования, что увеличивает вероятность получения от респондентов сознательно искажаемой информации, особенно это касается социо-демографических данных.
Результаты любого Интернет-опроса, не затрагивающего специфической для Сети тематики, будут смещенными. В Интернете сложно найти группы людей старшего возраста (старше 50 лет), жителей населенных пунктов с относительно небольшой численностью населения, людей с низким уровнем образования (не считая людей, получающих высшее образование на момент проведения исследования) и некоторые др. группы. Очевидно, чем больше аудитория Интернета будет приближаться к генеральной совокупности, тем меньше будет вероятность получить смещенную выборку.
Существует несколько видов фокус-групп в Интернете: фокус-чат; фокус-форум; видео- или аудиоконференция.
Фокус-чат – это инструмент маркетингового исследования в Интернете, позволяющий проводить онлайн-дис-куссии между опрашиваемыми (респондентами) и ведущим (модератором) в режиме реального времени в специально выделенном виртуальном пространстве (чате) с целью получения первичной информации.
Такие группы проводятся в режиме реального времени: все участники (обычно 6-7 человек) регистрируются на сайте и вместе с модератором ведут обсуждение в течение определенного времени (обычно 1-1,5 часов). Список вопросов, на которые модератор хочет получить ответы, готовится заранее, чтобы не тратить время на ввод слов с клавиатуры. Ведущий может задавать дополнительные вопросы и уточнять полученные ответы. Заказчик исследования отслеживает ход группы в режиме реального времени; он может вести скрытую от остальных переписку с ведущим группы, корректируя его действия. Сроки проведения такого исследования, включая анализ данных и написание отчета, обычно не превышают 2-3 дней. Это особенно важно, когда необходимо принять быстрое решение.
Фокус-форум – это инструмент маркетингового исследования в Интернете, позволяющий проводить дискуссии между опрашиваемыми (респондентами) и ведущим в отложенном режиме, с целью получения первичной информации.
Исследование посредством фокус-форума длится дольше, а участники рекрутируются заранее и соглашаются зайти на форум в удобное для них время. В форумах обычно принимает участие 25 и более человек. На форуме участники отвечают на вопросы модератора, а также комментируют чужие высказывания. Диалог обычно продолжается в течение одной-двух недель, что позволяет привлечь респондентов, которые не могут позволить себе долго сидеть в чате. Участники не сидят перед компьютером постоянно, а заходят на фокус-группу несколько раз в удобное для них время. Продолжительный характер дискуссии дает участникам дополнительное время на размышление и анализ чужих мнений, что невозможно в ходе короткой традиционной фокус-группы [3, с.13].
Таким образом, важным плюсом форума являются взвешенные и обдуманные ответы респондентов.
Видео- и аудиоконференцию можно выделить как отдельный инструмент маркетингового исследования в Интернете, позволяющий участникам конференции видеть и слышать друг друга и модератора.
Преимущества проведения фокус-групп в Интернете:
– возможность охватить определенные целевые группы, возможность участия респондентов из разных городов и стран;
– респонденты могут участвовать в онлайн-исследовании в удобное для них время, в удобном месте (дом, офис), что уменьшает уровень отказов;
– возможность изменения программы исследования в зависимости от ответов участников;
– объективность ответов из-за снижения взаимного личностного влияния между участниками группы, ведущим и участниками;
– возможность тестировать Интернет-продукты и услуги в их естественной среде;
– экономия времени на поиске участников, возможность получать мгновенные результаты – стенограмма фокус-группы доступна сразу после завершения автоматически.
Недостатки:
– невозможность полного контроля за ходом и длительностью исследования ввиду удаленности от респондента;
– невозможность наблюдать и анализировать невербальное поведение участников (при видеоконференции — проблема технического оснащения);
– респондент должен иметь навыки компьютерного набора текста, достаточное техническое оснащение и возможность выхода в Интернет;
– не позволяет ощутить синергетический эффект, когда итог группового взаимодействия всегда больше, чем сумма индивидуальных усилий.
Глубинные индивидуальные интервью – это инструмент маркетингового исследования в Интернете, позволяющий проводить онлайн-опрос респондента в режиме реального времени с помощью электронной почты или интернет-пейджера (ICQ, QIP).
Такие интервью по форме реализации сходны с фокус-чатом или e-mail опросом, но направлены на последовательное и подробное общение с каждым респондентом отдельно в рамках заданной темы, что соответствует целям глубинного индивидуального интервью.
Интернет-панель – это база данных респондентов, согласившихся участвовать в маркетинговых исследованиях в течение определенного времени [6, с. 119]. Однако, это не просто список e-mail адресов, по которым отсылаются предложения ответить на во-просы анкеты или принять участие в фокус-группе. Члены панели сознательно регистрируются для участия в исследованиях на специальном сайте и предоставляют о себе подробную социально-демографическую и потребительскую информацию, что позволяет оперативно (в течение нескольких часов) находить респондентов для участия в самых сложных количественных и качественных исследованиях. Члены панели получают материальное вознаграждение за каждый ответ на вопрос анкеты, а также за участие в фокус-группах и глубинных интервью.
В заключение можно сказать, что сегодняшнее развитие маркетинговых исследований с применением Интернет-технологий предопределено такими преимуществами, которые становятся все более значимыми в условиях экономической нестабильности: сроки, стоимость, анонимность, независимость мнений респондентов. При этом не следует считать, что традиционные подходы изжили себя, использование гибрида традиционного метода и метода с применением Интернет-технологий позволит повысить качество исследований и минимизировать их недостатки.
Преимущества и возможности, которыми обладают маркетинговые исследования в Интернете, можно объединить в несколько групп: технико-экономические, управления и контроля, технологические, коммуникационные и т. д. На рисунке 3 представлена детализация преимуществ маркетинговых исследований в сети Интернет [1, с. 310].
Рис. 3 — Преимущества маркетинговых исследований в сети Интернет
Обобщая материалы первой главы исследования, следует отметить, что интернет-маркетинг – это целый комплекс мероприятий с использованием специальных инструментов, которые используются для коммуникации с клиентами, чтобы продать им свой продукт. Интернет маркетинг развивается и использование инструментов маркетинга в интернет-среде позволяет компании наиболее эффективно взаимодействовать с потребителем, дает ей конкурентное преимущество на рынке.
Существуют, по меньшей мере, 4 варианта проведения исследования в Сети: исследования в блогосфере. исследования в социальных сетях, исследования на сайтах (опросы с моментальным выводом результата на экран), статистика администрации сайта.
Маркетинговые исследования, осуществляемые через Интернет, имеют ряд преимуществ, среди которых следует отметить достаточно невысокие затраты на проведение опросов и высокую скорость получения и обработки данных (как первичных, так и вторичных).
Некоторые методы сбора данных позволяют в автоматическом режиме подготовить стенограмму дискуссии, либо совершить обработку информации в режиме реального времени. Более того, наиболее распространенный вид маркетинговых исследований, которым является Интернет-опрос, позволяет опросить респондентов, находящихся в разных городах и странах, а также провести анализ нестандартных проблем, традиционная форма обсуждения которых является затруднительной.
Однако, следует указать и на существование некоторых ограничений, вызывающих проблемы, как для компании, так и для пользователей, и препятствующие осуществлению маркетингового исследования с применением интернет-технологий:
– для проведения качественных исследований необходим высокий уровень подготовки персонала;
– обеспечение показательности выборки проблематично;
– не у всех граждан страны есть доступ к сети Интернет;
– проверка достоверности ответов респондентов достаточно трудна;
– зависимость представления интерактивных форм и передачи информации от технического и программного обеспечения, которое применяют респонденты;
– отсутствие возможности дать требуемые разъяснения респондентам.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПАНИИ «СИБИРСКИЕ СЕТИ»
2.1 Характеристика компании
Общество с ограниченной ответственностью «Сибирские сети» зарегистрировано 21. 05. 2004 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска.
Руководителем организации с 12 мая 2012 г. выступает генеральный директор Шиляев Александр Генрихович
Юридический адрес: 630132, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Салтыкова-Щедрина, дом 118 [12].
Согласно кодам ОКВЕД основным видом деятельности ООО «Сибирские сети» является деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.10), кроме того, зарегистрировано 10 дополнительных вида деятельности.
ООО «Сибирские сети» – это крупнейшая региональная телекоммуникационная компания, которая оказывает услуги связи, доступа к широкополосному Интернету, телефонии и построения корпоративных сетей в 4 субъектах СФО: Новосибирская область, Кемеровская область, Алтайский край, Красноярский край, охватывая сетью волоконно-оптической линии 33 города, обслуживая 1,5 млн домохозяйств и порядка 300 тыс. абонентов [13].
На 01.01.2019 в ООО «Сибирские сети» числится 769 сотрудников.
Процесс управления ООО «Сибирские сети» представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов.
Функции управления ООО «Сибирские сети» заключается в осуществлении общего руководства компанией, ее службами, подготовкой персонала в соответствии с организационной структурой. Ключевые отделы ООО «Сибирские сети» представлены на рисунке 4 приложения 4. В соответствии с рисунком 4, можно сказать, что в ООО «Сибирские сети» применена линейная организационная структура, которая характеризуется тем, что во главе каждого подразделения на принципе единоначалия находятся руководители, наделенные всеми полномочиями и осуществляющие единоличное руководство в разработке конкретных управленческих функций.
Опираясь на данные финансовой отчетности компании, представленной в приложениях 5-8, обратимся к анализу финансовых результатов и финансового состояния ООО «Сибирские сети».
В таблице 5 приложения 9 представлены основные результаты деятельности компании в 2016-2018гг., на основании данных которой можно сделать вывод, что финансовые результаты ООО «Сибирские сети» в 2019г. существенно ухудшили свое значение относительно 2017-2018гг.
Обратимся к анализу финансовой устойчивости ООО «Сибирские сети» на основе абсолютных показателей. Опираясь на данные таблицы 6 можно отметить, что на 31.12.2018г. наблюдается недостаток собственных оборотных средств, рассчитанных по всем трем вариантам, соответственно финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неудовлетворительное (приложение 10).
Несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость, следует отметить, что два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов за весь анализируемый период улучшили свои значения.
Проведем анализ относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Сибирские сети» (табл. 7 приложения 11). Согласно представленных в таблице 7 данным, можно отметить, что коэффициент автономии ООО «Сибирские сети» на 31 декабря 2019г. составил 0,24. Полученное значение говорит о недостаточной доле собственного капитала в общем капитале организации. Коэффициент автономии существенно вырос в течение анализируемого периода (на 0,04).
Поскольку величина коэффициента самофинансирования ООО «Сибирские сети» на протяжении всего исследуемого периода меньше 1 (большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств), то это говорит о низкой платежеспособности компании [Маркарьян, с. 314].
По состоянию на 31.12.2019г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равнялся 0,17. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за два года практически не изменился и демонстрирует исключительно хорошее значение.
Так как полученные значения коэффициента маневренности собственного оборотного капитала ООО «Сибирские сети» больше 0,6, то предприятие финансово зависимо, существует высокий риск неплатежеспособности.
Коэффициент финансовой напряженности ООО «Сибирские сети» в 2017-2019гг. превышает нормативное значение 0,5, что указывает на недостаточную финансовую устойчивость компании при неблагоприятном развитии событий.
Значение коэффициента финансовой устойчивости на протяжении всего исследуемого периода существенно ниже нормы. Следует отметить, что показатель снизился в 2019г. на 0,06 по сравнению с 2017г.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о низкой финансовой устойчивости ООО «Сибирские сети».
По результатам проведенного анализа сгруппируем по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ООО «Сибирские сети» за 2017-2019гг.
С хорошей стороны финансовое положение и результаты деятельности ООО «Сибирские сети» характеризуют следующие показатели:
– значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, равное 0,17, можно характеризовать как исключительно хорошее;
– за 2017 год получена прибыль от продаж (233330 тыс. руб.), однако наблюдалась ее отрицательная динамика по сравнению с предшествующим годом (-40604 тыс. руб.);
– чистая прибыль за 2017 год составила 41219 тыс. руб.
При этом приведенные ниже показатели финансового положения организации имеют отрицательные значения:
– не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
– высокая зависимость организации от заемного капитала (собственный капитал составляет только 24,06%);
Таким образом, результаты проведенного анализа говорят о вывод о низкой финансовой устойчивости ООО «Сибирские сети». Полученные результаты могут быть вызваны как недостаточно эффективным управлением ООО «Сибирские сети», так и обусловлены неблагоприятной экономической ситуацией в целом, в особенности, снижением покупательской способности населения.
2.2 Использование интернет технологий в маркетинговой деятельности в компании «Сибирские сети»
Обращаясь к анализу особенностей интернет технологий в маркетинговой деятельности в компании «Сибирские сети» следует отметить, что компания, продвигая телекоммуникационные услуги, использует такие интернет технологий, как: сайт компании, социальные сети Вконтакте, Инстаграм и Одноклассники компании.
Для оценки качества взаимодействия с потенциальными клиентами на официальном сайте ООО «Сибирские сети» [13] нами были выделены такие оценочные блоки, как: контент-наполнение сайта; функционал сайта; конвертация; юзабилити и внешняя работа с клиентом. С учетом, представленных блоков, в каждом из этих элементов исследования будут присваиваться баллы (от 1 до 5) и рассчитываться среднее значение для блока.
Блок 1. Контент сайта. В этом блоке оценке сайта ООО «Сибирские сети» подвергалось содержание: что и как они рассказывают о сайте и о компании, публикуют ли дополнительный полезный контент.
При оценке сайта выяснилось, что компания не сообщает посетителям сайта, какие документы нужны для подключения. Раздел «Архив тарифов и услуг» представлен устаревшими данными за 2017-2018 гг.
Рубрика «Публикации и СМИ» у сайта ООО «Сибирские сети» отсутствует.
Рубрика «Вопрос-ответ», где компания ООО «Сибирские сети» помогала бы клиентам с возникающими у них вопросами, представлена Ботом-консультантом Сибирских сетей.
Есть раздел «Заявка на подключение», который предлагает для получения услуги отправить запрос в виде заполнения формы (рис. 5):
Рис. 5. – Форма «Заявка на подключение» сайта ООО «Сибирские сети»
Данная форма не совсем удобна, на этапе отправки заявки многие пользователи могут отказаться от ее реализации в силу либо личных причин или не согласия на обработку и использование личных данных.
Рубрика «Новости и уведомления» содержит правовую информацию, банковские реквизиты для оплаты, лицензии, однако лицензии доступны для чтения только в формате PDF и в режиме чтения с экрана, что не совсем удобно — больше форматов – больше доступность. Кроме того, стоит всю юридическую информацию переводить на более доступный для клиента язык.
Обобщая все элементы оценки Блок 1. «Контент сайта» можно присвоить среднее значение по блоку – 2,1 балла.
Переходя к оценке блок 2. Функционал сайта были исследованы такие активные элементы сайта, как: поиск, формы записи, личный кабинет, видео, что позволяет сделать следующие выводы:
– потенциальные клиенты часто просматривают сайт с мобильных устройств, однако, сайт не предлагает ни адаптивной верстки, ни собственного мобильного приложения для своих клиентов;
– нет подсказок облегчающих поиск, не представлены интерактивные элементы на сайте для привлечения клиентов: 3D-туры, видео-обзоры, калькуляторы и конструкторы услуг.
На основании общей оценки среднее значение по блоку 2. Функционал сайта составило 3,7. Наиболее проблемными разделами явились – функционал для пользователей, наличие личного кабинета и интерактив.
Блок 3. Конвертация. В этом блоке были исследованы элементы, влияющие на конверсию сайта: виджеты, точки контакта, баннеры, адреса.
Выводы:
– адрес, телефоны, e-mail и гиперссылка на сайт размещены в разделе «Контакты» – в самом низу страницы сайта, указаны так же часы работы;
– в наличии альтернативные способы связи (Skype, Viber, WhatsApp);
– отсутствуют всплывающие окна и формы, виджеты для обратного звонка и онлайн-консультации.
По результатам оценки блока 3 «Конвертация» получено среднее значение по блоку равное 1.
В блоке 4 «Юзабилити» была проведена оценка, насколько удобно клиенту пользоваться ООО «Сибирские сети», по результатам оценки можно сказать следующее:
– сайт сверстан без ошибок, которые могли бы затруднить навигацию. Однако ООО «Сибирские сети» не пользуются простым приемом повышения конвертации для привлечения клиентов: не уходя с главной страницы невозможно перейти в Архив тарифов и услуг, обновленный стоимостный контент представлен только в категории «Для бизнеса».
По результатам оценки блока 4 «Юзабилити» получено среднее значение по блоку равное 2,6.
В качестве заключительного блока проведена оценка уровня реализации ООО «Сибирские сети» внешней работы с клиентами. В этом разделе проанализирована долгосрочная работа компании с клиентами: проанализировали использование социальных сетей и почтовых рассылок.
Обобщая данные по разделу, можно сделать следующие выводы:
– ООО «Сибирские сети» ведет страницы в социальных сетях, чтобы привлечь клиентов, однако на них не регулярно публикуется посты, а на собственном сайте вообще такая рублика не представлена. Не регулярностью отмечаются и ответы на вопросы пользователей. Данный сервис не отлажен: во всех случаях первое письмо приходит не раньше, чем через 15 минут, что слишком долго и достаточно, чтобы клиент ушел с сайта и нашел нужную услугу у конкурента;
– ООО «Сибирские сети» не предлагает посетителям сайта подписаться на новости и предложения.
Таким образом, внешнюю работу с клиентами ООО «Сибирские сети» не проводит, о чем свидетельствует, полученное среднее значение по блоку равное 0.
Для обобщенной оценки качества взаимодействия с клиентами на официальном сайте ООО «Сибирские сети» представим значения по оценочным блокам графически (рис. 6):
Рис. 6. – Качество взаимодействия с клиентами на официальном сайте ООО «Сибирские сети»
Согласно данных рисунка 6, видно, что наиболее проблемными блоками на официальном сайте компании выступают блок 3 и 5 и именно с этих блоков целесообразно начать работу по совершенствованию системы маркетинга и продвижения, используя возможности сайта ООО «Сибирские сети».
Подводя итог второй главы исследования можно сделать следующие выводы и обобщения:
Обобщая данные проведенного анализа финансового состояния компании, следует сделать вывод о том, что, не смотря на то, что ООО «Сибирские сети» является крупнейшей региональной телекоммуникационной компанией находится в состоянии финансового кризиса. Кроме того, оценка взаимодействия с клиентами на официальном ООО «Сибирские сети» позволила оценить функциональность и качество взаимодействия, а так же выявить такие проблемные области сайта, как: конвертация и внешняя работа с клиентами.
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНИИ «СИБИРСКИЕ СЕТИ»
3.1 Предложения по внедрению интернет-технологий в маркетинговые исследования данной компании
В связи с полученными во второй главе результатами оценки использования интернет технологий в компании «Сибирские сети» в рамках предложений по внедрению интернет-технологий в маркетинговые исследования данной компании следует обратиться к выявлению отношения самих клиентов компании к сайту организации и оценке предпочтений.
Главной целью организованного маркетингового исследования данной компании является выявление пожеланий клиентов компании, относительно функционирования сайта как PR-средства продвижения.
Клиентам предлагалось ответить на ряд вопросов.
В опросе принимало участие 40 респондентов.
Опрос проводился в группе компании «Сибирские сети» в социальной сети «Вконтакте» (табл.).
Таблица 3.1
Модернизация сайта ООО «Сибирские сети»
Вопрос | Цель вопроса |
1 | 2 |
Как Вы считаете, обязательно ли наличие сайта у организации? | Выявить отношение клиентов к такому явлению как сайт. |
Как Вы считаете, обязательно ли наличие сайта компании «Сибирские сети»? | Выявить необходимость в изменении или дополнении сайта предприятия. |
На какую оценку Вы оцениваете сайт нашей компании? | Выявить уровень удовлетворенности сайтом. |
Считаете ли вы, что сайт необходимо усовершенствовать? | Выявить потребность в изменении сайта |
Какое цветовое решение вы бы предпочли увидеть на сайте? | Выявить предпочтения. |
Какие разделы должны быть в шапке сайта? | Выявить необходимость создания слогана. |
Окончание табл.
1 2
1 | 2 |
Где должно располагаться поле поиска? | Выявить, где удобнее всего располагать поле поиска. |
Знаете ли вы компанию «Сибирские сети»? | Выявить, узнаваемость компании в данном регионе |
Как вы узнали о компании, и ее услугах? | Выявить, наиболее эффективные средства продвижения телекоммуникационных услуг |
С помощью каких средств, по- вашему мнению, лучше продвигать услуги компании «Сибирские сети» | Получить рекомендации от клиентов, по продвижению услуг компании |
По результатам анкетирования выяснилось, что практически 100% респондентов желают, чтобы был проведен ребрейдинг сайта компании, в особенности его цветовое решение и наполнение. Так же большинство респондентов выступило за то, чтобы была создана отдельная страница, посвященная услугам компании.
Анализ показал, что на сайте мало информации о компании, и ее деятельности, а так же очень сложно найти, нужную информацию, так как она разбросана по сайту.
3.2 Реализация данных предложений
Основными направлениями совершенствования для компании «Сибирские сети» должны явиться следующие направления:
– пересмотр подачи информации на сайте;
– размещение интерактивных элементов на сайте для привлечения клиентов;
– обеспечение функционала сайта путем адаптивной верстки, разработки он-лайн сервиса и мобильного приложения для своих клиентов;
– SMM и email-маркетинг.
Разработка мобильного приложения – это хороший способ повысить качество услуг, выделиться среди конкурентов и завоевать доверие клиентов. Создание мобильного приложения для ООО «Сибирские сети» – выгодно и удобно, так как:
1. Мобильное приложение, будет рассылать клиентам на мобильные устройства регулярные оповещения о новостях, акциях, специальных предложениях, а – это путь к тому, чтобы превратить разовых клиентов в постоянных.
2. Лояльность клиентов – несомненно, люди будут выбирать те компании, где будут иметь полный и удобный доступ ко всем информационным источникам и где они могут получить всю необходимую информацию он-лайн, вызвать специалиста или просмотреть тарифные предложения не выходя из дому.
3. В мобильное приложение можно включить справочную информацию, специальный калькулятор для расчета стоимости оказываемых компанией услуг.
4. В мобильное приложение можно добавить отзывы пользователей, информацию о бонусах и скидках, фотогалерею, что повысит доверие клиентов.
Создание мобильного приложения для клиентов ООО «Сибирские сети» обеспечит:
1. Доступ ко всей необходимой информации о компании – мобильные приложения для телефона, планшета могут содержать сведения о расписании работы, отзывы других клиентов, полное описание услуг и их стоимость, любые другие необходимые данные.
2. Удобный сервис позволит вызвать специалиста на дом без очередей или звонков в компанию.
3. Приложение для iPhone, iPad, Android даст возможность создать каждому клиенту виртуальный «личный кабинет», где будет храниться вся информация про оказанные услуги.
4. Технология геотаргетинга позволит легко найти компанию на карте, вызвать на дом специалиста;
5. Услуга бесплатного звонка в справочную службу компании;
6. Различные сервисные функции, например, такие как: напоминание о необходимости оплата тарифа, календарь
Для ООО «Сибирские сети» предлагается к заказу разработка следующего функционала:
– мобильное приложение под iOS;
– мобильное приложение под Android;
– полноценное серверное приложение, взаимодействующее с СУ (системой учета);
– модуль для СУ, реализующий отсутствующий, но необходимый функционал.
Схема работы следующая (рис.7):
Рис. 7 – Схема работы функционала мобильного приложения
Согласно представленной схемы, мобильное приложение обращается к серверу. Сервер является автономным, и может существовать без наличия подключения к СУ. Он обращается к локальной базе данных.
При необходимости сервер получает данные из локальной базы данных.
Сервер возвращает данные мобильному приложению.
2*, 3*. 4*. 5*, х. Во время обработки запросов мобильных приложений, сервер ставит в очередь команды, которые необходимо выполнить на стороне СУ. Эти команды выполняются в фоновом режиме, вне зависимости от основной работы мобильных приложений. Для поддержки некоторых из этих команд потребуется разработка модуля (х) для СУ.
Потенциал приложения в таком случае практически ничем не ограничен. В этом варианте полностью продумывается интерфейс мобильного приложения, проводится A/B тестирование интерфейса. Подключается и ведется аналитика пользовательских сценариев.
Расчет стоимости мобильного приложения для пользователей с учетом разработки для двух платформ (Android, Ios) и сроков реализации в 4 месяца представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Стоимость разработки мобильного приложения для
ООО «Сибирские сети»
Функционал | Цена (тыс.р.) |
Авторизация, личный кабинет | 160 |
Мобильное приложение | 160 |
Сотрудники компании | 200 |
Визиты (управление + отзывы) | 270 |
Отчет об оплате | 100 |
Система лояльности | 100 |
Акции | 130 |
PUSH – уведомления (персональная/массовая рассылка) | 100 |
Чат | 400 |
История «услуг» | 300 |
Модуль для системы учета и напоминаний | 210 |
Стоимость работы отдела проектирования и тестирования на 4 месяца | 70 |
Таким образом, для реализации предложения по разработке собственного мобильного приложения для своих клиентов ООО «Сибирские сети» должна потратить ориентировочно 4-5 месяцев и 2200 т.р.
Подводя итог второй главы исследования нами были получены результаты оценки взаимодействия с клиентами на официальном сайте ООО «Сибирские сети», которые позволили оценить функциональность и качество взаимодействия с клиентами, а так же выявить такие проблемные области сайта, как: конвертация и внешняя работа с клиентами.
В рамках подтверждения полученных результатов, дополнительно было организовано маркетинговое исследование в направлении выявления пожеланий клиентов компании, относительно функционирования сайта как PR-средства продвижения.
По результатам анкетирования выяснилось, что практически 100% респондентов желают, чтобы был проведен ребрейдинг сайта компании, в особенности его цветовое решение и наполнение. Так же большинство респондентов выступило за то, чтобы была создана отдельная страница, посвященная услугам компании.
Основными направлениями совершенствования явились следующие направления: пересмотр подачи информации на сайте; размещение интерактивных элементов на сайте для привлечения клиентов; улучшение телефонного сервиса; обеспечение функционала сайта путем адаптивной верстки, разработки он-лайн сервиса вызова специалиста на дом и мобильного приложения для своих клиентов; SMM и email-маркетинг.
Для реализации предложения по разработке он-лайн сервиса и собственного мобильного приложения для своих клиентов ООО «Сибирские сети» должна потратить ориентировочно 4-5 месяцев и 2200 т.р.
Таким образом, при грамотной стратегии потенциальные клиенты станут чаще заходить на сайт, а эффективная система взаимодействия используя обновленные возможности сайта обеспечит высокий уровень системы внутреннего контроля качества ООО «Сибирские сети».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведенного в курсовой работе, можно заключить, что процесс маркетингового исследования подразумевает непрерывный сбор и обработку информации, и Интернет в данном процессе рассматривается как связь предприятия с покупателем через информацию путем, например, опросов в режиме on-line методом анкетирования или организации электронных фокус- групп (on-line или e-mail общение). Проведение маркетинговых исследований в сети Интернет дает свои преимущества: экономия трудовых ресурсов, времени и денег, индивидуальная обратная связь, а также выборка (респондентов) через сеть Интернет более широкая по сравнению с традиционной.
Обобщая данные проведенного анализа финансового состояния компании, следует сделать вывод о том, что, не смотря на то, что ООО «Сибирские сети» является крупнейшей региональной телекоммуникационной компанией находится в состоянии финансового кризиса. Кроме того, оценка взаимодействия с клиентами на официальном ООО «Сибирские сети» позволила оценить функциональность и качество взаимодействия, а так же выявить такие проблемные области сайта, как: конвертация и внешняя работа с клиентами.
В рамках реализации прикладной части следования были получены результаты оценки взаимодействия с клиентами на официальном сайте ООО «Сибирские сети», которые позволили оценить функциональность и качество взаимодействия с клиентами, а так же выявить такие проблемные области сайта, как: конвертация и внешняя работа с клиентами.
В рамках подтверждения полученных результатов, дополнительно было организовано маркетинговое исследование в направлении выявления пожеланий клиентов компании, относительно функционирования сайта как PR-средства продвижения.
По результатам анкетирования выяснилось, что практически 100% респондентов желают, чтобы был проведен ребрейдинг сайта компании, в особенности его цветовое решение и наполнение. Так же большинство респондентов выступило за то, чтобы была создана отдельная страница, посвященная услугам компании.
Основными направлениями совершенствования явились следующие направления: пересмотр подачи информации на сайте; размещение интерактивных элементов на сайте для привлечения клиентов; улучшение телефонного сервиса; обеспечение функционала сайта путем адаптивной верстки, разработки он-лайн сервиса вызова специалиста на дом и мобильного приложения для своих клиентов; SMM и email-маркетинг.
Для реализации предложения по разработке он-лайн сервиса и собственного мобильного приложения для своих клиентов ООО «Сибирские сети» должна потратить ориентировочно 4-5 месяцев и 2200 т.р.
Таким образом, при грамотной стратегии потенциальные клиенты станут чаще заходить на сайт, а эффективная система взаимодействия используя обновленные возможности сайта обеспечит высокий уровень системы внутреннего контроля качества ООО «Сибирские сети».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Отечественные и зарубежные работы
1. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования [Текст]: учебник для бакалавров/ А. В. Коротков. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 595 с.
2. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях [Текст] / Д. Халилов. — М.:, Проспект, 2016. – 376 с.
Периодические издания
3. Александрова, И.Ю. Методология маркетингового исследования интернет-пользователей [Текст]: журнал / И.Ю. Александрова // E-Management. – 2019 – № 1. – С. 7–18.
4. Дронова, Е.А. Маркетинговые исследования с применением интернет-технологий. преимущества и недостатки [Текст]: журнал / Е.А. Дронова // Вестник Академии. – 2017. – № 2. – С. 177-179.
5. Курильчик, О.А. Использование интернет-технологий в маркетинговой деятельности предприятия [Текст]: журнал / О.А. Курильчик / Перспективы развития науки в современном мире: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, 2018. – С. 213-216.
6. Мартынова, О.В. Интернет-технологии как инструмент маркетинговых исследований / Мартынова О.В., Новикова Е.Н. // Казанский экономический вестник. – 2017. – № 3 (29). – С. 117-122.
7. Сканави, А.М. Сравнение офлай¬новых и Интернет-исследований / А.М.Сканави , М.В. Комогорцева // Интернет-маркетинг. – 2019. – № 1. – С. 21-28
8. Соколова, Н.Г. Интернет-опросы в управлении маркетингом: возможности, достоинства и недостатки [Текст]: журнал / Н.Г. Соколова, О.В. Титова // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. – 2018. – № 2. – С. 90-95.
9. Соловьева, С.М. Теоретические аспекты использования интернет-технологий в маркетинговой деятельности компании [Текст]: журнал / С.М.Соловьева, Н.А. Мусуривская // Научный альманах. – 2018. – № 4-1 (42). – С. 110-113.
10. Столярова, Е.А. Использование интернет технологий для проведения маркетинговых исследований [Текст]: журнал / Е.А. Столярова, М.Ю.Лебедева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.7 (26). – С. 561-563.
Интернет-источники
11. Аукционы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topdealo.com/auktsiony-rossii/
12. Информационная карточка компании ООО «Сибирские сети» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusprofile.ru/id/1037405
13. Официальный сайт ООО «Сибирские сети» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsk.sibset.ru/
14. Пользователи Интернет в мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404
15. Проведение маркетинговых исследований и опросов общественного мнения с использованием сети Интернет http://digitalresearch.ru/documents/ESOMAR_Conducting_Research_Using_Internet.pdf
16. Список стран по числу пользователей Интернет. URL: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.Org/w/index.php7title
17. Федеральная служба государственной статистики / Основные показатели развития связи общего пользования [Электронный ресурс]. – 9 0,37 0,56 0,31 0,20 -0,25
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф