Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Приватизация в России: цели, инструменты, результаты»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие приватизации государственного имущества
1.2. Цели приватизации в Российской Федерации
2. МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
2.1. Инструменты приватизации государственного имущества
2.2. Результаты приватизации в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, тем, что при-ватизация в Российской Федерации – это сложнейший этап ее историческо-го развития. Сложность заключается не только в том, что это было карди-нальное изменение всей экономической системы государства, но и в том, что до настоящего времени нет однозначных оценок ее итогов. В научной экономической, политической и юридической среде сложилось 2 прямо противоположных мнения об этой государственной реформе: положитель-ное и отрицательное.
Одни исследователи называют этот процесс разграблением государ-ства, другие находят много позитивных моментов. С самых разнообраз-ных подходов исследуют феномен российской приватизации экономисты, юристы, социологи и представители иных наук.
Степень изученности проблемы. Известны в этой области труды та-ких авторов как: Басовский Л. Е., Козырин Н. А., Мочальников В., Полоз-ков С., Скворцов О. Ю., Шевчук А. Б. и так далее.
Объект работы: приватизация в Российской Федерации.
Предметом работы являются процессы, связанные с приватизацией в нашей стране.
Цель работы – изучить приватизацию в Российской Федерации.
На основе поставленной цели нужно решить следующие задачи:
– рассмотреть особенности приватизации в нашей стране
– определить цели и инструменты приватизации в Российской Феде-рации;
– проанализировать итоги приватизации в России.
При раскрытии темы использованы общие, частные, специальные научные методы.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список ис-пользованной литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА-ЦИИ

1.1. Понятие приватизации государственного имущества

Законодательное определение приватизации на ее начальном этапе было дано в законе РСФСР № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 года, который под этим термином понимал приобретение физическими лицами акционер-ными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, произ-водств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицен-зий, патентов и других материальных и нематериальных активов предпри-ятий.
Как видим, несколько нелогичное и не точное определение, в кото-ром государство и местные советы разделены разделительным союзом «и», что означает их самостоятельность как собственников, в то время как местные советы лишь исполнительные органы государства того времени.
Кроме того, в числе юридических лиц включены лишь акционерные общества, а категория акционерное общество юридических рассматривает-ся как тождественное понятие товарищества.
Наши выводы в этой части курсовой работы.
Причинами резкого, масштабного и достаточно хаотичного сокра-щения сектора государственной экономики стали;
– распад СССР;
– убыточность деятельности государственных предприятий (в том числе за счет невиданного размаха коррупции и воровства).
– сокращение безработицы.
Лидирующей целью приватизации была стабилизация экономики, остальные от нее производны.
Вместе с тем, под приватизацию попали и многие предприятия, кото-рые работали эффективно и с прибылью, что стало возможным из-за бес-контрольности этого процесса.
Следствием ваучерной приватизации, стала передача государствен-ной собственности (в том числе высокодоходных предприятий и промыш-ленных комплексов) в частное владение за бесценок. Современное законо-дательное определение приватизации сводиться к тому, что это есть про-цедура отчуждения государственного и муниципального имущества.
Законодательным и важным признаком назван возмездный характер.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что субъекты приоб-ретающие объекты государственной и муниципальной собственности в ста-тье 2 отраслевого, специализированного закона федерального уровня именуются покупателями (Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О приватизации государственного и муниципального имущества»), которыми могут быть как физические, так и юридические лица.
По смыслу части 2 статьи 2 указанного закона, наличие статуса ин-дивидуального предпринимателя для покупателей из числа физических лиц не требуется .
В научной литературе предлагаются самые разнообразные доктри-нальные определения приватизации. В частности, предлагается определить ее как отчуждение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Российской Федерации у государства и муници-пальных образований в частную собственность убыточного государствен-ного и муниципального имущества в целях повышения его эффективности.
Такое определение несколько расходиться с понятием законодатель-ным, поскольку в нем фигурируют и граждане и индивидуальные пред-приниматели, а круг объектов, подлежащих приватизации ограничен убыточными производствами.
Однако, безусловным достоинством этого определения (имеющим практическое значение) на наш взгляд, является указание на цель привати-зации. Ю.Н.Андреев рассматривает категорию приватизация в широком смысле как инструмент обеспечения конституционного положения о мно-гообразии форм собственности. С.В.Новикова предлагает ее рассмотрение в юридическом и экономическим аспектах.
Современные способы приватизации, как юридические механизмы реализации цели отчуждения государственного и муниципального имуще-ства определены в статье 13 ФЗ№ 178-ФЗ, где в частности имеется указа-ние на возможность приватизации преобразованием государственного унитарного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью .
Другой вариант приватизации заключается в продаже акций или непосредственно имущества на аукционе или в порядке конкурса, а также посредством публичного предложения.
Разновидностью продажи является отчуждение без объявления це-ны.
Достаточно востребованным в наши дни является внесение государ-ственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; и продажа акционерных обществ по ре-зультатам доверительного управления.
Последний способ приватизации представляет собой интерес с точки зрения его правовой регламентации. Нами имеется в виду следующее.
Согласно статье 26 указанного выше закона договор доверительно-го управления и договор купли – продажи акций заключаются единовре-менно. Вместе с тем, в части 1 статьи 26 ФЗ№ 178-ФЗ указано, что лицо, заключившее по результатам конкурса договор доверительного управления акциями акционерного общества, приобретает эти акции в соб-ственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.
Следовательно, победитель конкурса одновременно имеет статус собственника и статус доверительного управляющего, что явно противо-речит содержанию статьи 1012 ГК РФ, где прописано, что передача иму-щества в доверительное управление не влечет перехода права собственно-сти на него к доверительному управляющему .
Кроме того, возникает закономерный вопрос о том, как должны раз-виваться события, если условия договора доверительного управления не выполнены.
Логично предположить, что в случае не исполнения условий дого-вора доверительного управления договор купли – продажи должен при-знаваться ничтожной сделкой. Однако очевидно, что в таком случае речь идет о прекращении обязательственных правоотношений по договору купли – продажи на будущее время. Действующее правовое поле недей-ствительности сделки предусматривает возможность разрыва правоотно-шений, которые еще не состоялись, что обусловлено возможностью пре-кращения сделки наперед. Возможность прекращения правоотношений это особенность гражданского права России будущем, что относится исключи-тельно к сделкам оспоримым.
Не менее проблемным, с точки зрения юридического механизма реа-лизации, является такой способ приватизации как: продажа посредством публичного предложения.
Согласно статье 23 ФЗ№ 178-ФЗ этот способ реализуется при усло-вии, что назначенный аукцион, не состоялся. Однако все описание способа, по сути, является открытым аукционом, поскольку элементами способа названы: публичное сообщение о продаже; допуск к процедуре всех жела-ющих; предусмотрено пошаговое снижение стартовой цены (шаг аукцио-на); победителем признается тот участник такой процедуры приватизации, который подтвердил цену первоначального предложения или цену пред-ложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», если на этом шаге понижения нет других предложений .
В завершение этой части курсовой работы объективно назрели сле-дующие выводы и предложения. Современное понятие приватизации ис-ключает возможность безвозмездного перехода государственной и муни-ципальной собственности в частную собственность физических и юридиче-ских лиц. Анализ современных способов приватизации показал несостоя-тельность отдельных законодательных положений отраслевого федераль-ного закона в частности способов ФЗ№ 178-ФЗ. В частности имеется про-тиворечие между содержанием статьи 26 указанного закона и Граждан-ским кодексом Российской Федерации. Статья 1012 ГК РФ изложена в ре-дакции, исключающей ее неоднозначное толкование, и содержит запрет на переход права собственности на предмет договора к доверительному управляющему .
Статья 26 ФЗ№ 178-ФЗ наоборот предусматривает одновременное заключение и договора купли-продажи и договора доверительного управ-ления, соответственно статус доверительного управляющего совмещается со статусом покупателя и собственника.
Полагаем, что такая конкуренция норм должна разрешиться в соот-ветствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи, с чем представляется необходимым скорректировать статью 26 ФЗ№ 178-ФЗ и исключить абзац второй части 1 статьи 26, которым предусмотрено одно-временное заключение договора доверительного управления и договора купли продажи.
Продажа посредством публичного предложения как способ привати-зации по существу есть аукцион и никакими индивидуальными и юридиче-скими характеристиками не обладает. В связи, с чем мы не видим основа-ний для юридического выделения ее в обособленный способ приватизации.

1.2. Цели приватизации в Российской Федерации

В течение многих лет государственная собственность в России, без-условно, доминировала. В результате социалистической революции обще-ственная собственность, которая должна была заменить частную собствен-ность, превратилась почти в бюрократическую часть – промышленную собственность. Имущественные отношения в этих особых формах, которые развивались в СССР в середине 80-х годов, были тормозом социально-экономического развития общества.
Это потребовало снижения темпов социально-экономического разви-тия, снижения эффективности государственного производства, изменения экономического механизма, перехода к смешанной экономике. Во-вторых, демонтаж тоталитарной национализации экономики невозможен без фор-мирования принципиально новой системы имущественных отношений. Очевидно, что формы негосударственной собственности в России могут возникать только через приватизацию – переход объектов собственности из государственной собственности в частную собственность .
Процесс приватизации в России начался с принятия Верховным Со-ветом РСФСР в июле 1991 года закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». Этот закон определял цели, задачи, ме-тоды приватизации.
Приватизация – это частная, акционерная, смешанная часть государ-ственных предприятий. Суть курса на приватизацию – максимальная сво-бода предпринимательства, которая должна привести к следующим по-следствиям: росту конкуренции между производителями, деконструации убыточности предприятий, находящихся в государственной собственности. В качестве элемента экономической реформы приватизация включает пе-рераспределение прав собственности.
Основные цели приватизации:
1) Повышение эффективности предприятий.
2) Ликвидация субсидий на государственную собственность и увели-чение средств, поступающих в госбюджет.
3) Развитие производства, передавая его в руки лиц, заинтересован-ных в развитии предприятий .
Наиболее эффективным для России является распространение част-ной собственности и свободных рыночных отношений на мелкосерийное производство товаров и услуг, а также сохранение государственной соб-ственности на крупномасштабное производство, которое служит основой национальной экономики.
Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречи-вы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в России в ниже таблице 1.
Таблица 1 – Цели приватизации

Цель приватизации Комментарий
1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики. Быстрое перераспределение имущества преследовало в первую очередь политические цели, а не экономические, поэтому результирующий слой акционеров в основной аудитории не стал эффективным собственником имущества. Участвовать в управлении акционерным обществом рядовым держателям акций сложно, так как для этого нужен подходящий запас. Кроме того, завершенные процессы концентрации собственности путем покупки акций крупными владельцами менеджмента или предприятий мало реализуют управление акционерным обществом для значительной части акционеров.
2. Повышение эффективности предприятий путем их приватизации. Большая часть приватизированных и государственных предприятий в нашей стране работает неэффективно, так как сама форма собственности не обеспечивает повышения эффективности производства. Повышение эффективности не является прямым результатом настройки, это возможно благодаря замене старого оборудования на новое, использованию прогрессивных технологий, успешной реализации маркетинговой политики, улучшению управления. Эти процессы длительные, требуют дополнительных инвестиций.
3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Модель приватизации, реализованная в нашей стране, давала бюджетам всех уровней меньше доходов, чем приватизация в социальных странах Европы. Доходы от приватизации оказывают небольшое влияние на социальную защиту населения и развитие социальной инфраструктуры.
4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации. Финансовое положение России стабилизировалось только после 1998 года, и это было связано не с эффектом приватизации, а, прежде всего, с низким курсом рубля и постепенным ростом цен на нефть на международных рынках.
5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства. Можно отметить, что технологически ретроспективное производство в большинстве предприятий не может конкурировать с более развитым западным производством.
6. Привлечение иностранных инвестиций. По объему ежегодно привлекаемых иностранных инвестиций экономика России серьезно отстает от экономик европейских государств бывшего соцлагеря.
7. Создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации Исследователи сходятся во мнении, что данная цель программы приватизации может считаться выполненной.

Эксперты пишут по-разному о целях приватизации государственной собственности в России, но все они согласны с тем, что реформа имуще-ственных отношений в соответствии с идеалами свободы и справедливости позволяет создать многоэтажную экономику, в которой формы собствен-ности и связанные с ними экономические типы занимают свою нишу для удовлетворения общих потребностей каждого из секторов экономики. Ра-зумное и сбалансированное сочетание различных форм собственности, о чем свидетельствует здоровая конкуренция, является ключом к успешному функционированию экономики .
Государство все чаще отказывается от роли владельца, контролиру-ющего производство, оно становится гарантом стабильной среды для предпринимательства, это создаст юридическое пространство для эффек-тивной частной хозяйственной деятельности, будет способствовать выходу на рынок новых экономических субъектов.
Приватизация предназначена для формирования рыночных отноше-ний в переходной экономике: создание слоя частных собственников-предпринимателей (так называемый средний класс); создание условий для повышения эффективности предприятий, включая создание конкурентной среды; способствование демонополизации экономики, стабилизации фи-нансовой ситуации в стране, сбору налогов с предприятий всех форм соб-ственности; открытие страны, ее экономики для иностранных инвестиций .
Основными целями приватизации в странах с рыночной экономикой являются: сокращение задолженности государственного сектора; стимули-рование частнопредпринимательской деятельность; расширение индиви-дуальных свобод в рыночных условиях; развитие продвижения имуще-ства, включая дальнейший выпуск небольших акций (так называемый народный капитализм); ослабление деятельности профсоюзов .
Способы приватизации государственных и муниципальных предпри-ятий в странах с разным состоянием рыночной экономики также различ-ны.
В переходных экономиках применяется бесплатная приватизация, когда все объекты, которые подлежат приватизации, делятся между граж-данами страны, которые участвуют в приватизации. В итоге образуется номинальная единица (ваучер, приватизационный чек), которая в потом принимает участие в приобретении акций приватизируемых предприятий.

2. МЕХАНИЗМ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

2.1. Инструменты приватизации государственного имущества

Инструменты приватизации:
– сочетание возмездной и безвозмездной передачи собственности государства;
– равенство прав граждан на получение определенной доли соб-ственности;
– приоритетное право членов рабочей группы на получение части имущества;
– введение организованных событий;
– государственный и общественный контроль за приватизацией.
На основе использования инструментов, образуются следующие формы приватизации:
– превращение компаний в акционерные общества, арендные пред-приятия и другие формы управления, когда сотрудники покупают акции АО этих компаний;
– покупка и последующая продажа акций акционеров и других ком-мерческих активов. Распределение доходов от продажи акций приватизи-рованных предприятий, находящихся в федеральной собственности, про-исходит таким образом: федеральный бюджет – 55%, республиканский –10%, местный – 4%, приватизированные предприятия – 14%;
– погашение имущества арендатором или арендной организацией по истечении срока аренды. При этом покупка может осуществляться не толь-ко за наличные, но и за счет банковских кредитов;
— продажа на конкурсе и аукционе .
Продажа в конкурсе – это приобретение физическими или юридиче-скими лицами частной собственности объектов приватизации. В то же вре-мя в течение определенного периода времени может быть сохранен про-филь предприятия и численный состав бывшего коллектива.
Коммерческий конкурс проводится в виде открытого анонимного аукциона или закрытого аукциона. В данном случае право на покупку принадлежит покупателю, предлагающему максимальную цену.
Инвестиционный конкурс проводится на инвестиционных аукционах. Государственные и муниципальные предприятия продаются, от покупате-ля требуется реализация инвестиционных программ. В таком случае право собственности передается покупателю, предлагающему максимальную сумму инвестиций.
Продажа на аукционе – это покупка, приватизация объектов откры-того аукциона в частную собственность физическими или юридическими лицами. При этом выполнение каких-либо условий, связанных с объектом приватизации, не требуется. Имущество передается покупателю, который предлагает максимальную цену во время торгов. Таким образом, объект используется по усмотрению покупателя .
При оценке эффективности всех инструментов и методов следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах используются те или иные их комбинации, а во-вторых, небольшая покупательная способность граждан по сравнению с потенциальной ценой государственных активов вынуждена во время реформы собственности менять приоритеты при выборе инстру-ментов приватизации.
Массовая приватизация путем предоставления приватизационных ваучеров позволяет относительно быстро распределять государственные активы большому числу граждан. Независимо от того, выдаются ли сер-тификаты на приватизацию бесплатно или за небольшую сумму денег, ваучеры являются наименее конфликтным инструментом приватизации в социальном плане. Однако права собственности, полученные для таких планов, не могут квалифицироваться как полноценное право частной соб-ственности и, скорее всего, являются лишь начальным условием для даль-нейших транзакций или обращения денег. Ваучеры были доминирующим инструментом в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Алба-нии .
Свобода или низкая цена купонов позволила большинству населения участвовать в массовой приватизации, а государственные активы довольно быстро прошли первичную стадию обеспечения прав собственности. По-ложительным моментом также является быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов – крупных про-мышленных предприятий. Однако ваучеры углубили проблемы внутрен-него и внешнего госдолга, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджете.
Ваучеры, безусловно, не лучший способ сформировать рынки капи-тала. Обилие возникающих взаимных фондов и компаний не решило про-блему. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 года) финансовые рынки недостаточно стабильны, хотя и имеют устойчивый рост. В большинстве случаев изменения прав собственности не сопровождались мерами по реструктуризации рынка, особенно на крупных предприятиях. Финансовые и инвестиционные инсти-туты были слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором после того, как рынок ценных бумаг прошел самую прибыльную спекулятивную фазу .
Приватизация активов, ценных бумаг, имущественных комплексов методом прямой продажи осуществляется на денежных конкурсах, аукци-онах, аукционах. Предметом продажи может стать привлекательное для инвесторов, предприятие, поэтому данным методом, не могла приватизи-роваться большая часть крупных предприятий. Число инвесторов сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что за-крепление прав собственности на государственные активы и их перерас-пределение может происходить достаточно концентрированно. Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий. Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сде-лок для продавца состоит в смене государственной собственности на част-ную. Для покупателя результат определялся способностью извлечь при-быль из приобретенных активов.
Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому про-движению финансовых рынков и создает благоприятный климат для роста вновь созданных частных предприятий, особенно в национальном, ино-странном или смешанном капитале.
Следующим методом приватизации является восстановление имуще-ственных прав лиц, незаконно лишенных права собственности в результате реструктуризации, то есть экспроприации конфискации. Основными фор-мами реприватизации являются: возврат, то есть возврат имущества быв-шим владельцам в естественном виде и компенсация, то есть возвращение стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными купо-нами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехо-словакии (позже Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении, Хорватии, Эсто-нии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее позитивная реприватизация происходит в тех случаях, когда ей предшествуют основ-ные действия по приватизации. Задержка с реприватизацией, может приве-сти к конфликтам между инвесторами, лицами, которые уже инвестирова-ли в капитал и претендуют на право собственности в качестве бывших вла-дельцев имущества. Эта ситуация очень неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций .
Таким образом, приватизация в развитых странах имеет несколько отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве элемента регулирования экономики. В будущем все это будет свойственно и россий-ской приватизации.

2.2. Результаты приватизации в Российской Федерации

Приватизация госкомпаний в компании может привлечь дополни-тельные деньги и ресурсы, улучшить управление и контроль над органи-зацией. Министр финансов России Антон Силуанов заявил на инвестици-онном форуме ВТБ: «Россия зовет». Прямую трансляцию церемонии от-крытия вел РБК.
Глава Минфина напомнил, что в России по-прежнему есть компании, которые полностью контролируются государством. «Если бы мы снизили долю государства, даже не за счет того, чтобы привлечь ресурсы в бюд-жет, а для того, чтобы привлечь туда частный менеджмент, усилить кон-троль за работой этих компаний и привлечь средства, поднять ресурсы для инвестиционных целей этих компаний, было бы очень здорово», – ука-зал он.
Министр отметил, что приватизацию следует рассматривать не только как пополнение бюджета. Как сказал Силуанов, власти не получили «ни ко-пейки» от сделок в этом году.
По его словам, сейчас лишь небольшая часть бюджета заложена под ресурсы приватизации. «Около 3 миллиардов рублей, мы можем сказать, что это вообще ничего», – сказал он.
При рассмотрении результатов приватизации следует учитывать экономическую и социальную сферу. Приватизация в России носила мас-совый характер не только по содержанию, но и по структуре и масштабу .
С самого начала реформ приватизация была быстрой и всесторон-ней, которая закладывала основы демократии. Страна была перегружена неконтролируемой приватизацией, государственная собственность была передана только частным лицам практически без нарушения закона.
В результате приватизации в России сформировалась негосудар-ственная экономика за очень короткий промежуток времени на том же рынке учреждений и нового корпоративного сектора экономики (фондо-вый рынок, акционерное общество, банковская система, институциональ-ные инвесторы, страховые компании), произошло распределение законных прав собственности на приватизацию имущества, в данном случае соци-альные конфликты сводятся к минимуму .
Первым результатом считаются основные изменения в идеологии власти. Вместо господства социальной собственности устанавливается су-веренитет индивидуальной собственности. В 1990 году в РФ доля государ-ственного сектора составляла 91%, а негосударственного – 9 % от всех ос-новных производственных фондов, в 2009 году эти показатели составляют 22% и 78% соответственно.
Второй результат приватизации – реформа сознательно изменила устройство в России. Сила рекомендаций была устранена и заменена пре-зидентской республикой с очень широкими возможностями. Другими сло-вами, концепция управления страной с непростым механизмом скинуло роль единоначалию.
Третий результат приватизации затрагивает страшную обществен-ную неудачу 2 известных категорий жителей отечественного общества: с одного края, сверхбогатого и богатого населения, с другого – бедного. Наблюдается еще большее разделение населения на богатых и бедных .
Четвертый и более негативный результат приватизации – крах наци-ональной экономики. Прямая ликвидация способствовала нарушению внутрироссийских финансовых отношений. Проблема дошла до того, что одиночные мастерские компаний объявили себя независимыми, в результа-те чего деконструировалась научно-техническая цепочка, обеспечивающая научно-техническую связь между мастерскими. Наблюдается разрушение целостности крупных предприятий.
Пятый результат приватизации – внезапное снижение степени соб-ственности на период существования, в котором доминируют многие ко-ренные жители. В 1995-2008 годах погибло 30,5 миллиона человек. Наблюдается сокращение населения из-за потери рабочих мест. Растет безработица.
Шестой результат приватизации – начиная с 1992 года, из-за беспре-цедентного сокращения финансирования и курса царствовал устойчивый фокус на укрепление негативных тенденций концепции просвещения, а за-тем сократилась интеллигентная прослойка общества. Ученые стали не нужны в Российской Федерации, почти все должны были уехать за грани-цу. Наверное, все слышали такое выражение – «утечка мозгов на Запад». С началом «реформ» качество образования в средней и средней школе значительно снизилось. Образование ученых в аспирантуре и докторанту-ре ухудшилось .
Каковы материальные последствия приватизации? От 133 тысяч приватизированных предприятий, в том числе 500 крупнейших, государ-ство получило 9,2 миллиардов долларов. Это небольшая сумма по срав-нению с другими странами. Кроме того, важно отметить, что количество приватизированных предприятий в России во много раз больше, чем в других странах. Практика и характер приватизации в России предопреде-лили право собственности на накопление богатства в олигархическом слое частных собственников.
В ходе приватизации ВВП России значительно снизился. Это было вызвано снижением стоимости активов приватизированных предприятий, что привело к неправильному определению цены приватизации и дефици-ту федерального бюджета для проданного имущества .
Приватизация, незаконные действия, негативно влияющие на эконо-мику в целом, выявили множество лазеек для коррупции. Нарушения при-вели к созданию узкого слоя богатых собственников, называемых «оли-гархами», что усиливало противоречия между населением.
Экономическая и социальная эффективность российской приватиза-ции была низкой. Интересы и права большинства населения и принципы равенства граждан при осуществлении коллективной приватизации не учи-тывались. Приватизация значительно увеличила стратификацию общества.
Предоставление льгот работникам организаций для приватизации особо высокодоходных государственных предприятий, связанных с экс-плуатацией национальных богатств России (нефтехимическая, нефтегазо-вая промышленность, лесное хозяйство, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия) привела к необосно-ванному обогащению управления такими предприятиями и резкому сни-жению уровня жизни других слоев населения, не связанных с этими отрас-лями (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).
В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политиче-ские, экономические и социальные аспекты.
У большинства населения не было капитала для покупки акций по рыночным ценам. Если предприятия были проданы значительно ниже их реальной стоимости, эта покупка не имела высокой ценности для владель-ца. Прибыль была отозвана владельцами и экспортирована за границу, что не позволило обновить старые средства компании .
В результате приватизации в России сотрудники приватизированных предприятий не получили социального обеспечения, развитие объектов социальной инфраструктуры сократилось, а в некоторых случаях их раз-рушение ускорилось. От нынешнего финансирования» неосновных акти-вов организации и местные власти в большинстве случаев отказались. В очень серьезной ситуации оказались организации, которые зависели от бюджетного финансирования – это: учителя, ученые, врачи, полиция, во-енные и так далее. Основным источником финансирования является бюд-жет для экономики государственного сектора. В результате приватизации был преодолен дефицит сырьевых товаров и обеспечена внутренняя кон-вертация рубля.
Обязательным эффективным управлением при приватизации являет-ся привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних сло-ев.
Приватизация часто связана с массовыми кражами и распространен-ностью коррупции. Даже если будут приняты безупречные законы о част-ной собственности все равно останется негативный оттенок у населения страны о приватизации. Граждане не будут действовать по закону в стране, где закон всегда находится на стороне государства и властей. Их первая реакция на разрешение частной собственности – возможность «олигархам» урвать хороший «кусок» и вывезти его за границу.
Результатом приватизации 90-х годов в России стала ликвидация двух третей экономики, но после кризисов 2008-2009 годов многие активы начали возвращаться в государство, так как новые владельцы не смогли эффективно управлять ими в период дешевой нефти и санкций.
Сейчас, по разным оценкам, доля государственного сектора в эконо-мике РФ составляет от 50% до 70%. Многие считают это ненужным и настаивают на новой ликвидации. Регулярно объявлялось о планах оче-редной масштабной приватизации, которая должна принести в бюджет сотни миллиардов долларов. Однако чиновники не спешат их реализовы-вать, заявив, что не существует критической потребности в деньгах, а ры-ночная ситуация не самая подходящая для продажи .
Последней сделкой, важной на сегодняшний день, стала продажа 19,5% акций «Роснефти» в 2016 году, которая принесла в бюджет России триллион рублей с учетом приватизации «Башнефти». Но в ближайшее время не стоит ждать повторения подобных историй. Ряд интересных предприятий по-прежнему находятся в стратегическом списке и запрещены к продаже.
То есть все отношения с тотальной приватизацией имущества в нашей стране были исторической ошибкой. Об этом свидетельствуют нега-тивные и разрушительные последствия. Из-за методов экономического и административного порядка приватизация привела к появлению частной собственности, неразрывно связанной с нелегитимностью, экономической неэффективностью и социальной несправедливостью. Такая частная соб-ственность не имеет исторической перспективы.
Поэтому вопрос собственности нуждается в качественно новом ре-шении. Необходимо решение, которое будет основывать российскую эко-номику на отношениях и формах собственности, отличающихся легитим-ностью, социальной справедливостью и экономической эффективностью.
Необходимость разгосударствления экономики нашей страны по прежнему сохраняется – без этого не осуществимы изменения в струк-туре, без которых существенного роста ВВП нам не добиться, считают эксперты. Но процесс «новой приватизации» до сегодняшнего дня еще не продуман или, как минимум, не обнародован.
Правительство нашей страны утвердило план приватизации государ-ственного имущества на 2020-2022 года. Планируется приватизировать акции 186 акционерных обществ, 86 государственных унитарных пред-приятий, а также доли участия Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью и более 1000 объектов иного имущества государствен-ной казны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего предоставленного материала выявим основные при-чины масштабного сокращения сектора государственной экономики:
– распад Советского Союза;
– убыточность деятельности предприятий, находящихся в собствен-ности государства (в том числе за счет коррупции и воровства).
Основная цель приватизации – попытка стабилизации экономики, ко-торая не увенчалась успехом. Под приватизацию попали и многие пред-приятия, которые работали эффективно и с прибылью, что стало возмож-ным из-за бесконтрольности этого процесса.
Следствием ваучерной приватизации, стала передача государствен-ной собственности (в том числе высокодоходных предприятий) в частное владение за бесценок. Сейчас приватизация исключает возможность без-возмездного перехода государственной собственности в частную соб-ственность.
Итоги приватизации в нашей стране негативные – распались крупные предприятия; практически пропал средний класс; увеличилось число оли-гархов и их капитал; выросла безработица, и произошло обнищание ос-новной части населения из-за потери рабочих места; ученые перестали це-ниться, в стране преобладал криминал; произошла «утечка мозгов на За-пад»; увеличилась коррупция. Особого дохода от приватизации бюджет России не получил. Частники стали ставить свои условия – ликвидировали все возможные льготы, не трудоустраивали работников официально. Те, кто работал на частника, скажет, основная цель такого руководителя – ра-ботать с утра до вечера, без выходных, без льгот. Крупные промышлен-ные предприятия распались на мелкие и функционируют каждые по свое-му. К примеру, военная авиационная промышленность – в основное сбо-рочное производство, приборы поставляются из разных уголков страны от частных фирм, то есть, утерян единый механизм производства. А рань-ше все собирали в одном месте, под руководством одного начальника и поэтому советское качество ценится до сих пор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 31.07.2020).
2.Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О приватизации государственного и муниципального имущества».
3. Андреев Ю. Н.О цивилистическом понимании собственности и права собственности // Власть закона. — 2012. — № 1. — С. 54.
4. Басовский Л. Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 202 с.
5. Васильев Ю.А. О факторах риска в условиях капиталистической модернизации в России: цикличность кризисов. -Власть, 2019. -№ 10. С. 22.
6. Евлаев А.Н. Социально-политическая ответственность бизнеса в механизме государственно-частного партнерства//Власть. 2018. № 7. С. 97.
7. Зельдер А. Г., Ширяева Р. И. Приватизация в России: новый этап, неучтенный опыт и возможная альтернатива//Экономические науки. 2020. C 86.
8. Козырин Н. А. Приватизация в России: правовое измерение/А. Н. Козырин//Реформы и право. -2019. -№ 2.
9. Коптев В. П. Российская приватизация и формирование нацио-нальной модели управления предприятием//Вестник Челябинского госу-дарственного университета. 2018. № 31. С. 92.
10. Косов Н. С. Макроэкономика/Н.С.Косов, Н.И.Саталкина, Ю.О.Терехова — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 264 с.
11. Мочальников В. Мировые тенденции развития государственно-частного партнерства//Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 2. С. 105.
12. Мочальников В. Приватизация в России: проблемы и послед-ствия//Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 4. С. 134.
13. Новикова С.В. Понятие и способы приватизации государственно-го и муниципального имущества//Политематический сетевой электронный научны журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2018. № 100. С. 14.
14. Полозков С. Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Рас-стрел парламента / С. Полозков. Москва: Книжный мир, 2014. — 320 с.
15. Сабирова Л.Л. Отдельные аспекты приватизации государствен-ного и муниципального имущества на современном этапе//Вестник Казан-ского юридического института МВД России. 2017. № 9.
16. Скворцов О. Ю. Приватизационное право: учебное пособие/О. Ю. Скворцов. -М., 2019. — 272 с.
17. Трофимова А. Х. Актуальность правового регулирования граж-данского и приватизационного законодательства//Юрист. 2019. № 1. С. 25.
18. Шевчук А. Б. Масштабное наступление на социальные права населения России//Труд и социальные отношения. 2017. № 11.
19. Ясин Е. Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: курс лекций/Е. Г. Ясин. -М.: ГУ ВШЭ, 2018. — 437 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф