Введение
1. Понятие цифровой экономики и её значение в нашей жизни
2. Развитие и проблематика цифровой экономики в России
3. Проблематика правового обеспечения развития цифровой экономики в Российской Федерации и разрешение задач для её преодоления
4. Перспективы цифровизации государственного управления на региональном уровне в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современное состояние информационно-коммуникативных технологий видоизменяется, оказывая непосредственное влияние на все сферы деятельности общества, экономическую безопасность стран, политическую обстановку в мире и взаимоотношения субъектов этих отношений, возникает необходимость в регулировании взаимоотношений субъектов при взаимодействии в данной среде. Кроме того, становится необратимым процесс взаимодействия общества и государства посредством применения новейших технологий.
Глобализация проявляет себя в необратимости, всеохватности и комплексном характере изменений, выражающихся в формировании глобальной экономики, геополитического и социокультурного пространства, в результате чего исчезают национальные границы в области политики, экономики, науки, техники и технологий, информации, образования, культуры, идеологии, права.
Мир перешел на третий этап глобализации – цифровую трансформацию общества в связи с ростом масштабов трансграничных цифровых операций благодаря виртуальным товарам и услугам.
Актуальность темы определена тем, что возникает вопрос проблематики регулирования процессов, которые развиваются и действуют согласно прогрессу и информационным технологиям. Необходимо определить и закрепить правовые рамки для деятельности средств информационных технологий, а также разъяснять права и обязанности при их применении.
Объектом к исследованию в данном случае является система общественных отношений, которая формируется в процессе государственного управления и его совершенствования в условиях модернизации информационного общества.
Предметом исследования в данной работе предстают теоретические данные, которые касаются вопросов состояния и динамики развития государственного регулирования (с точки зрения права) его совершенствования при одновременной модернизации информационного общества.
Общетеоретическую основу данного исследования составили работы таких российских ученых в области теории права Талапиной Э.В. , проф. А. В. Бабкина, Куликова Н.Н, Комиссаров Е.А., Скорева М.М., Графовой Т.О., Бакина С.С.
Нормативно-правовую основу исследования составили общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные правовые акты подзаконного уровня, иные правовые акты, регулирующие отношения, которые складываются в процессе осуществления государственного управления в условиях формирования информационного общества, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации.
1. Понятие цифровой экономики и её значение в нашей жизни
В 1995 году учёный Н. Негропонте, впервые озвучил понятие «цифровая экономика». По его словам, сегодня практически всё пространство, которое окружает человека подверглись разительным переменам и прогрессу за счёт совершенствования .
Изменения технологий и бизнес-процессов происходят на столько глобально и стремительно, что можно с уверенностью сказать – мы присутствуем при историческом событии – четвёртой промышленной революции. В этой связи растут и скорости в принятии тех или иных решений, а привычная всем система планирования терпит колоссальные изменения, по сокращению времени на принятие решений. Изменился психотип личности –общество привыкло принимать решение «онлайн» и в «один клик» за короткий промежуток времени .
В ходе Всемирной встречи на высшем уровне в Женеве (2003 г.) была принята Декларация принципов, провозгласившая в качестве глобальной задачи на XXI в. организацию общества, в котором информационные технологии будут выполнять максимально возможную роль для обеспечения качества и уровня жизни, путём предоставления всеобщего доступа к информационным технологиям .
В произошло резкое падение стоимости техники и программного обеспечения, поскольку стало расти количество продаж стационарных компьютеров, мобильных устройств, что в свою очередь привело к увеличению пользования Интернетом большей частью населения земли.
Рисунок 1 – Показатели распространения технологий в мире
Перенос бизнеса на цифровые финансовые платформы, использование специалистов на удалённом доступе (фрилансеров), позволяет существенно экономить, не теряя в качестве оказания услуг или продаже товаров. Ведение бизнеса в электронном формате также гораздо удобнее .
Рисунок 2 – Количество интернет-покупателей в мире в 2013 и 2018 гг., млн руб.
Рисунок 3 – Доля интернет-покупателей в мире в 2013 и 2018 гг., %
К тому же оказание услуг через интернет зачастую удобней, чем торговля традиционными способами. В целом зарубежные и российские эксперты считают, что в связи с прогрессом в области цифровой экономики произойдёт также и повышение производительности труда, увеличение добавленной стоимости и создание новых рабочих мест.
2. Развитие и проблематика цифровой экономики в России
Цель Российской Федерации в области научно-технического развития заключается в достижении наивысших показателей по конкурентоспособности страны, главенствующая роль в направлении по развитию науки и техники закреплена за информационно-телекоммуникационными системами .
Амбициозной целью Российской федерации стало достижения такого уровня развития, при котором страна войдёт в топ-5 стран-лидеров по развитию технологий в области управления государством, однако экономическая ситуация в России оставляет желать лучшего: рост внешнего долга, медленный рост науки и техники, проблемы в области региональной экономики, стагнация доходов населения, рост безработицы, и утечка денег за границу при отсутствии инвестирования в отечественные проекты зарубежных предприятий – всё это не выглядит как отличная почва к взращиванию инновационных цифровых технологий .
На сегодняшний момент, разработать систему, по которой экономика перейдёт «в цифру», является приоритетным по той причине, что его разрешение позволит России достигнуть максимального уровня национальной безопасности и конкурентоспособности по отношению к другим державам .
Реализация системы электронного правительства в Российской Федерации активно началась лишь с 2000 г., с саммита стран Большой Восьмерки в Окинаве – членами саммита подписана «Хартия глобального информационного общества», гласившая о том, что ИКТ являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века.
Однако, пока не приходится говорить о том, что Россия «идёт в ногу со временем» по части технологического развития и применения новейших разработок в сфере государственного управления. Осуществляются попытки к развитию, идёт довольно заметный прогресс, но по сравнению с другими странами — лидерами, России ещё необходимо наращивать темпы и углубляться в технологические вопросы .
Первые шаги были сделаны в 2002 году — Россия внедряет Федеральную целевую программу – ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 гг.)», которая является первым шагом в современной России на пути к развитию цифровых технологий в области управления государством. Дальнейшее правовое развитие с принятием программ и законов представлены в таблице ниже.
Таблица 2. Перечень нормативно-правовых актов, издававшихся на пути к развитию электронного управления в России
В декабре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что к концу 2015 г. необходимо увеличить количество МФЦ в 3 раза .
В результате именно создание сети МФЦ стало в наивысшей степени амбициозным и успешным проектом в области цифровых технологий в новейшей истории России . Сегодня граждане могут получить целый комплекс из 40 услуг, предоставляемые различными региональными ведомствами, до 2020 года комплекс пополнится ещё четырьмя услугами.
На начало 2016 г. была сформирована «Система межведомственного электронного взаимодействия» (далее – СМЭВ), в задачи которой входит предоставление госуслуг в цифровом формате и поддержка информационной составляющей .
Рисунок 4 — Структура технической базы по предоставлению электронных услуг
В 2017 году, была принята программа «Цифровой экономики» Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации предусмотрен рост внутренних затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза до 2024 г. 28 июля 2017 года правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Основные направления развития в данной области были определены до 2024 г. пятью направлениями (рис.1).
Рисунок 5 — Цели и задачи развития цифровой экономики до 2024 г.
Если обратиться к статистике количества регистрируемых с момента существования портала госуслуг (с 2012 года), то мы видим, что за этот период количество зарегистрировавшихся увеличилось в 20 раз. (рис. 7). При этом количество самих услуг сегодня увеличилось до 968 (с 40 услуг в 2012 году) .
Рисунок 6 – Динамика увеличения количества зарегистрированных пользователей на портале Госуслуги РФ (2012-2017 гг.)
3. Проблематика правового обеспечения развития цифровой экономики в Российской
Федерации и разрешение задач для её преодоления
Несмотря на то, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» затрагивает вопросы правового регулирования цифровой экономики, многие проблемы при этом оказались нераскрытыми. К пяти базовым направлениям развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года относятся нормативное регулирование. Но оно содержит скорее только методики работы, не упоминает самые важные направления (известные юристам как объекты правового регулирования).
При этом важнейшее значение будет иметь не просто некое формальное правовое регулирование постоянно изменяющейся цифровой экономики, а максимально компетентное и гибкое. Ведь правовое регулирование – это элемент управления процессами в любой сфере деятельности. Крайне важно, чтобы правовое регулирование было адекватно требованиям постоянно изменяющейся цифровой экономики и помогло избежать рисков торможения развития цифровой экономики по причине несовершенства нормативной базы.
Цель раздела «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика» — формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для цифровой экономики. И были выделены шесть ключевых целей, на достижении которых будет строиться работа.
Рисунок 7 – Цели нормативного регулирования
В разделе зафиксированы некоторые практические мероприятия. К вопросам первоочередной важности относится и нормативное регулирование юридической значимости цифровых данных.
Рисунок 8 – Основные направления раздела «Нормативное регулирование»
В 2017 году центру компетенции по нормативному регулированию, созданному на базе «Сколково», предстоит решить 2 главные задачи: выявить регуляторные барьеры для цифровой экономики и разработать подробную концепцию первоочередных мер. Для этого были сформированы 14 тематических рабочих групп, в работе задействованы порядка 300 экспертов.
Рисунок 9 – Тематические рабочие группы
К середине октября выявлены более 200 правовых ограничений, препятствующих развитию цифровой экономики. Также сформирован проект плана мероприятий по нормативно-правовому регулированию, который должен быть утвержден до конца ноября .
4. Перспективы цифровой трансформации в России
Несмотря на то, что Россия не входит в пятёрку лидирующих по развитию технологий стран, часть инструментов цифровой экономики уже успешно функционирует. Пока что Россия не может идти наравне со странами-лидерами — доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров. Однако, объем цифровой экономики начинает набирать обороты. России пришлось осваивать новейшие технологии с азов, за неимением базы (первые разработки в данной области канули в лету после распада СССР).
На рис. ниже представлен план развития цифровой трансформации экономики в России, начиная с 1997 по нынешнее время .
Рисунок 10 — План развития цифровой трансформации экономики в России
Российская цифровая экономика свершила действительно мощный скачок в развитии за короткий промежуток времени и в частности, за соседние несколько лет. За счёт массовой доступности интернет-связи, частные компании стали всё чаще использовать Интернет-торговлю и оказание услуг, так как это ускоряет процессы, уменьшает издержки, что в свою очередь снижает цены на товары и получает больше популярности среди населения.
При всём при этом довольно сложно сегодня предоставить достоверные данные об эффективности цифровой экономики, так как пока не существует единого метода оценки этого показателя.
Рисунок 11 — Тенденция развития цифровой экономики в России
Самыми популярными цифровыми сервисами в России сегодня уже стали:
1. Единый государственный портал «Госуслуги» (www.gosuslugi.ru)
2. Гигант «Яндекс», который выпустил такие сервисы как «Яндекс. Маркет», «Яндекс. Такси» «Яндекс. Карты», «Яндекс. Пробки», «Яндекс. Деньги» и многие другие.
3. Лаборатория «Касперский», осуществляющая услуги по обеспечению безопасности данных для физических и юридических лиц на всех уровнях.
4. Корпорация «Ростелеком», лозунг которой «Мы стоим цифровую Россию.
Рисунок 12 – Доступ к цифровым сервисам в России развит, но отстаёт от стран ЕС
Таким образом, государственный курс на внедрение и развитие цифровой экономики является единственным возможным путем укрепления стратегических позиций Российской Федерации в мировой экономике.
Сложная, но достижимая цель – утроение объема цифровой экономики с 3,2 трлн руб. в 2015 году до 9,6 трлн руб. в 2025 году, в ценах 2015 года.
Рисунок 13 — Целевой ориентир для России – утроение цифровой экономики в 2025 году.
Интенсивное внедрение цифровых технологий значительно сократит отставание Российской Федерации от стран-лидеров, а также повысит долгосрочное устойчивое развитие. По прогнозу к 2020 году доля цифровой экономики в России возрастет. Такие экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий.
Как мы видим, в нашей стране есть необходимые возможности на разработку грамотной цифровой экономики, однако необходимо производить единовременно целый комплекс мероприятий, позволяющих преодолеть барьер в отставании от стран-лидеров.
1. Необходимо увеличивать объёмы финансирования научной деятельности и предоставлять площадки для их оценки и демонстрации.
2. Нужно перейти к необходимости привлечения инвестиций в науку.
3. Государство не до оценивает возможности малого бизнеса, что является ключевой ошибкой.
4. Совершенствовать импортозамещение в области технологий.
5. Экспортировать информационные технологии, разработанные в России.
6. Расширять и совершенствовать структуру хранения данных и обеспечения всеобщего к ним доступа.
7. Дорабатывать систему интеллектуальных прав и защиты данных.
8. В качестве технологий, которые смогу оказать колоссальное воздействие на развитие цифровой экономики в России, выступают искусственный интеллект, аналитика «Big Data», робототехника, компьютеризированное производство, 3D-печать.
При всех перечисленных методах, внедрение которых позволит России выйти на новый уровень развития технологи, работать необходимо прежде всего с обществом. Необходимо осуществлять стимулирование общества к использованию передовых технологий, стимулировать интерес и доносить информацию о важности их внедрения, о благоприятных последствиях для общества и также, обязательно о возможных трудностях, с которыми придётся столкнуться в процессе (повышение собственных знаний, борьба с привычками, выход из зоны комфорта).
Заключение
В сегодняшнем постиндустриальном обществе (при переходе к шестому технологическому укладу) цифровые технологии постепенно занимают все сферы нашей жизни. Невозможно представить функционирование госучреждений без интернета, компьютера, терминалов, специального медицинского оборудования и программного обеспечения и т.д.
Вместе с развитием человека растёт его потребностях в пользовании технологиями. Постепенно цифровые технологии представляют часть экономической, политической, социальной, культурной жизни самих граждан, субъектов и всей страны в целом. Таким образом мы присутствуем в то время, когда происходит смена доминанты в жизни общества, в виде знаний, технологий, науки и информации.
Исходя из последних событий, связанных с внешней политической деятельностью России, становится ясно, что нашему государству необходимо навёртывать свои темпы по развитию конкуренции на рынке, автоматизации процессов при условии повышения качества производства, повышения национальной безопасности, немаловажную роль в чём определяют развитию цифровых технологий в управлении государством.
Амбициозная цель России-войти в топ-5 стран-лидеров по применению цифровых технологий в управлении государством. Официальная политика России в том направлении изложена в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017). Однако детальный анализ и обсуждение программы в профессиональной среде показали, что всё же имеется ряд пожеланий и предложений к её содержанию и что есть необходимость уточнения некоторых её положений и направлений. По мнению многих специалистов, программа «Цифровая экономика Российской Федерации» должна всё же затрагивать гораздо больший спектр проблем, вопросов, процессов и отношений, чем это пока сделано.
России пришлось осваивать новейшие технологии с азов, за неимением базы (все возможные разработки в данной области канули в лету после распада СССР, за отсутствием финансирования оставшись в качестве невостребованных).
Однако, даже при таких условиях в стране появились компании, использующие цифровые технологии, которым удалось получить мировую известность в своей области: онлайн-банк «Тинькофф Банк», цифровые порталы и экосистемы сервисов «Яндекс» и Mail.ru, производитель морских тренажеров и электронных навигационных систем «Транзас», площадка электронных объявлений Avito, социальная сеть «ВКонтакте», компания по производству цифровых решений в области безопасности «Лаборатория Касперского» и многие другие.
Подводя итоги анализа данных о продвижении системы цифрового управления в нашей стране можно сказать, что сама идея, которую пытается реализовывать Правительство, несомненно имеет успех: осуществляется подготовка базовых позиций к более масштабным переменам, повышается уровень доверия населения к электронным технологиям.
Список использованной литературы
1. Аптекман, А. Цифровая Россия: новая реальность / А. Аптекман [и др.]. – McKinsey, 2017. С. 26.
2. Архипова З.В. Трансформация «электронного правительства» в «цифровое правительство» // Известия Байкальского государственного университета, 2016.-№ 5. С. 818.
3. Глазьев, С. Великая цифровая экономика: вызовы и перспективы для экономики XXI века / С. Глазьев // Завтра. 2017. № 37 (1241). — С. 4.
4. Ивлиев Г.П. Принцип добросовестности в деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности // Вестник гражданского права. 2017. N 2. С. 56 — 62; СПС «КонсультантПлюс». С. 4.
5. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
6. Инюшкин А.А. Информация в системе объектов гражданских прав и ее взаимосвязь с интеллектуальной собственностью на примере баз данных // Информационное право. 2016. N 4. С. 4 — 7; Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений // Современное право. 2014. N 9. С. 77 — 81; Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. N 9; СПС «КонсультантПлюс».
7. Калужский, М. Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка / М. Л. Калужский; ОмГТУ. М.: Экономика, 2016. С. 58.
8. Кобелева И.В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие российских предприятий / И.В. Кобелева, Е.П. Македонская, П.Д. Македонский // Вестник современных исследований. 2017. № 7-1 (10). — С. 196.
9. Комиссаров Е.А. Обеспечение информационной и экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2017. № 8. С. 59
10. Куликова Н.Н. Современное состояние и тенденции развития электронной промышленности в России // Теория и практика общественного развития. 2017. № 12. С. 87.
11. Македонская Е.П. Электронное правительство, как одна из форм новой управленческой культуры в России / Е.П. Македонская, П.Д. Македонский // Вестник современных исследований. 2017. № 6-1 (9). С. 137.
12. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Официальное заявление: «Подведены итоги работы Единого портала госуслуг в 2017 году», от 8.02.2018 г., [Электронный ресурс].: https://minsvyaz.ru/ru/events/37879/https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/kak-postroit-tsifrovuju-ekonomiku-v-rossii-shest-glavnyh-problem
13. МФЦ-консультант. Портал предоставления информации о деятельности МФЦ [Электронный ресурс],: http://mfc-consultant.ru
14. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России в новых условиях // PolitBook. 2015. № 2.- С. 8
15. Перспективы получения цифровых дивидендов в Евразийском экономическом союзе. Доклад всемирного банка. [Электронный ресурс],: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/10/Navas-Sabater-J._WBDigital-Dividends-for-EAEU-Digital-Agenda.pdf.
16. Польшиков Б., Корчагин С. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для Росси [Электронный ресурс],- http://svom.info/entry/794-cifrovaya-ekonomika-i-transformaciya-mehanizmov-go/
17. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. С. 9.
18. Рудакова О.В., Гайдукова И.Б. Система оценки качества управленческой деятельности // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2016. № 4 (9). С. 30.
19. Рябинская С. С. Информатизация общества в России: особенности формирования и сопутствующие угрозы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 276.
20. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016; СПС «КонсультантПлюс».
21. Сайт Карма-групп «IT-технологии в транспорте илогистике. Применение IT-технологий в транспорте и логистике. Серверное и сетевое оборудование для транспортных и логистических компаний» [Электронный ресурс],: https://www.karma-group.ru/transport_logistic/
22. Скорев М.М., Графова Т.О., Бакина С.С. Стратегическая устойчивость в условиях цифровой экономики: кадровый и финансовый аспекты. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 2 (93). С. 24.
23. Сторожева Е.В. Формирование национальной электронной платежной системы / Е.В. Сторожева, Е.Ю. Хамутских, К.С. Лукъянова // Социально-экономическое развитие современной России: проблемы, решения и уроки глобализации: сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Августовские чтения — 2015». 2015. С. 93.
24. Сундарараджан, А. Будущее работы / А. Сундарараджан // Финансы и развитие. –2017. № 2(54). – С. 7.
25. Херсонцев А. «Создание сети МФЦ сформировало пласт новых управленцев, для которых повышение качества госуслуг стало главной задачей», 15.07.2016 [Электронный ресурс],: http://www.garant.ru/interview/732921/#ixzz5WEC3mlYH
26. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : Издво Политехн. ун-та, 2017. С. 71.
27. Юдина Т.Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики Российской Федерации: PRO Y CONTRA // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 139.

