Введение
1. Суть, понятие и становление федерализма в РФ
1.1. Понятие федерализма и его признаки
1.2 Основные этапы становления федерализма в России
2. Федерализм в России на современном этапе
2.1 Основные проблемы федерализма в России
2.2 Перспективы развития Российского федерализма
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Данная работа посвящена исследованию проблем федерализма в России. Значимость темы заключается в том, что федерализм является частным вопросом территориальной организации государства, а отноше-ния между территориями и властью-важнейшей гранью государства.
В настоящее время федеративное устройство Российской Федерации нуждается в коренной реформе. И дело тут не в принципах, заложенных в Конституции РФ, а в их неоднократном нарушении как субъектами РФ, так и самими федеральными органами власти.
В настоящее время проблемы межнациональных отношений, сувере-нитета и федеративного устройства России очень сложны. Россияне озабо-чены тем, как сохранить целостность российской системы и добиться пол-ного равноправия всех субъектов Федерации, не ущемляя при этом прав граждан, независимо от их национальности.
Современный федерализм — это не только форма правления, но и территориально-политическое устройство государства, обеспечивающее демократизацию и децентрализацию власти, поэтому все больше госу-дарств обращаются к нему. Система сдержек и противовесов реализуется на федеральном уровне через разделение полномочий на законодатель-ную, исполнительную и судебную по горизонтали посредством системы сдержек и противовесов через разделение полномочий по вертикали меж-ду органами государственной власти субъектов Федерации и федеральны-ми органами государственной власти. Это определяет важность изучения развития федерализма.
Федерализм как форма государственного устройства в России был конституционно, то есть юридически, признан Конституцией РСФСР 1918 года и трактовался как государственно-правовой механизм решения пре-имущественно национальных проблем.
Российская Федерация-молодое федеративное государство, где ход развития федеративных отношений имеет свои особенности и протекает с осложнениями. В настоящее время стране приходится одновременно ре-шать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты социального, государственного и федеративного устройства страны. Важность этой темы определяется так-же нерешенностью проблем федерализма в России. Политика разграниче-ния предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации также является важным этапом в развитии пороч-ного и стабильного федеративного государства в Российской Федерации.
Для создания действительно последовательной модели федеративных отношений в стране необходим системный подход с тщательным анализом сложившейся ситуации и соотнесением ее с международным опытом, что в свою очередь будет способствовать созданию стабильного и сильного гос-ударства.
Основной целью работы является выявление проблем федерализма в России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Дайте понятие федерализма и выделите характерные черты рос-сийского федерализма.
2. Рассмотрим историю федерализма в России
3. Выявить проблемы российского федерализма и тенденции его раз-вития.
Объект исследования – российский федерализм.
Предмет исследования – проблемы федерализма.
Структурно работа состоит из 2 глав, введения и заключения. Также имеется список используемой литературы.
1. Суть, понятие и становление федерализма в РФ
1.1. Понятие федерализма и его признаки
Следует иметь в виду, что понятие «Федерация» — это уже понятие «федерализма».
Е. В. Тадевосян также разделяет понятия «федерализм» и «Федера-ция», указывая, что первое понятие шире и что оно используется для по-строения не только федеративного государства, но и Конфедерации и не-которых других государственных образований. Понятие «федерализм», по мнению Л. Карапетяна, содержит в себе философию качественно опреде-ленного государственного устройства. Она составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства.
Аналогичное определение дает Н. Панкевич, который считает, что федерализм и Федерация остаются созвучными друг другу — «это одна ре-альность, где они соотносятся как целое (федерализм) и частное (Федера-ция) . В то же время Федерация-это тип реальной государственной органи-зации, отвечающий всем принципам федерализма и являющийся воплоще-нием его философии. Известный исследователь этой проблемы Марат Са-ликов рассматривает соотношение федерализма и Федерации как соотно-шение содержания и формы соответственно .
Исследователь Ивайловский Д. А. обращает внимание на более сложную природу федерализма, нежели Федерации . Причина более ши-рокого понимания категории «федерализм» по сравнению с «Федерацией» заключается в том, что эта категория охватывает также процессы федера-лизации, происходящие в недрах унитарного государства или Конфедера-ции при их переходе к Федеративной форме правления. Это утверждение вполне обоснованно свидетельствует о расширенном характере принципа федерализма, принимая во внимание его актуальность и для процессов фе-дерализации, происходящих в нефедеральных государствах.
Федерализм-это теория и практика построения, функционирования и развития не только самих федеративных государств (хотя это, несомненно, ядро, основная часть федерализма), но и Конфедераций и некоторых дру-гих межгосударственных объединений, в которых могут развиваться и, как показывает исторический опыт, часто происходят процессы федерализа-ции.
Поскольку формирование территориальной автономии и развитие процессов автономизации и в рамках унитарного государства означает из-вестное отделение отдельных территорий от центра и идет в направлении сближения таких унитарных государств с Федеративными, то есть все ос-нования говорить о зарождении и расширении элементов федерализма, тенденций федерализма в этих государствах, особенно в тех из них, кото-рые в литературе получили названия регионалистских, «автономных госу-дарств», «полифедераций» и т. д. и о которых уже говорилось выше.
Сегодня в мире насчитывается около 26 федеративных государств. Несмотря на свои различия, все они основаны на ряде принципов, которые определяются их демократической природой. Эти принципы являются ис-ходными принципами территориального устройства не только самой фе-дерации, но и ее субъектов. К ним относятся:
— единство системы государственной власти;
— разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации равноправие и самоопределение народов;
— равноправие субъектов в отношениях с федеральными органами государственной власти;
— государственная целостность.
Государственная целостность состоит в том, что Федерация состоит из государств (республик, Штатов), государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федерального правительства. Это предполагает стремление субъектов Федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности Федерации.
Итак, понятие федерализма характеризуется достаточно широким охватом и представляет собой государственное устройство с рядом отли-чительных принципов. Эти принципы являются исходными принципами территориального устройства не только самой федерации, но и ее субъек-тов.
1.2 Основные этапы становления федерализма в России
До революции 1917 года Россия развивалась как унитарное государ-ство почти тысячу лет. Поэтому федерализм в России рассматривался с 1918 года, с Всероссийского съезда Советов.
Российский федерализм прошел в своем развитии три основных эта-па:
1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.));
2) утверждение фактического унитаризма в организации государ-ственной власти в комплексной организации территории России (1937-1985 гг.);
3) реформы государственного устройства до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
1. Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схе-мам большевизма, который заложил в основу Федерации не реальную де-мократизацию власти, а преодоление «национального гнета». Федерация рассматривалась как государственно-правовая основа мировой социали-стической революции, которую проповедовали большевики.
В стране, которая до 1917 года была унитарным государством, не было никаких оснований для цивилизованного федерализма, потому что большинство населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла раз-виваться только как Федерация, основанная на автономии небольшого числа других народов с произвольными границами. Российская Федера-ция была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Это создало новую государственную структуру не только для России, но и для всей бывшей Российской Империи. Но поначалу Федера-ция всех бывших окраинных территорий Российской Империи не сложи-лась. Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония были объявлены неза-висимыми, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.
На территории России начался хаотичный процесс создания нацио-нальных или географических автономий, хотя четких границ для нацио-нального расселения не существовало. Однако этот процесс усилился по-сле принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 года. Были созданы Баш-кирская, татарская и другие АССР, а также ряд автономных областей. Но большая часть административно-территориальных частей России остава-лась в статусе областей и губерний, где создавались административные ор-ганы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 году РСФСР состояла из 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губерний и областей. Процесс создания автономий, изменения их гра-ниц и полномочий продолжился и после принятия в 1925 году новой Кон-ституции РСФСР.
Созданный в 1922 году СССР был совершенно иным федеративным государством, поскольку состоял из равноправных субъектов с правом выхода из состава Федерации. Это объединение народов было тесно свя-зано с антидемократическим характером тоталитарного государства и представляло собой фиктивную Федерацию. Считалось, что субъекты Фе-дерации являются национальными по форме и социалистическими по со-держанию, но главное звено реальной власти, такое как Коммунистическая партия, рассматривалось как международная сила, превращающая фор-мально федеративное государство в фактически унитарное.
После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было значительно ослаблено. Во-первых, к этому вре-мени всем стало ясно, что абсурдная идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР полно-стью рухнули. Во-вторых, правящая партия сосредоточилась на укрепле-нии Советского Союза, который был представлен как шедевр националь-ной политики партии.
2. Ко времени принятия Конституций СССР (1936) и РСФСР (1937) государство уже стало по существу унитарным в плане организации госу-дарственной власти. Конституция РСФСР перечисляла поименно 16 авто-номных республик и пять автономных областей.
Конституционные гарантии не оказали никакого сдерживающего воздействия на политику репрессий, проводившуюся под руководством Коммунистической партии. Без всякой маскировки многие автономии были ликвидированы, а целые народы подверглись массовой депортации. В 1941 году эта варварская акция была проведена против немцев Поволжья, в 1943 году — Калмыков и карачаевцев, в 1944 году-чеченцев, ингушей и балкарцев. В постсталинский период автономия некоторых из этих наро-дов была восстановлена, но только в 1991 году. Эти действия были при-знаны преступными законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», и народы были реабилитированы (Закон РСФСР № 1107-1 от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов».
3. Демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития СССР в целом и России в частности. В 1990-1991 годах большинство ав-тономных республик и многие автономные области России объявили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик сепара-тистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение исключить термин «автономные» из названия республик, они приобрели конституционный статус «республик в составе Российской Федерации».
Таким образом, формирование современных федеративных отноше-ний в России определяется историческими корнями, политическими факто-рами, национально-этническими особенностями. Здесь следует отметить, что федерации, созданные на национально-территориальной основе, тра-диционно рассматриваются как средство решения национального вопроса в многонациональных государствах.
Долгое время в Советском государстве «буржуазные» Федерации, основанные на территориальном принципе, противопоставлялись «социа-листическим» федерациям, основанным на национально-территориальном принципе.
Социалистическая Федерация, во-первых, должна была опираться только на национально-территориальный принцип; во-вторых, согласно теории социалистического федерализма, сочетать суверенитет Федерации и ее субъектов, из которого вытекало право выхода субъектов Федерации; в-третьих, основываться на принципах добровольного объединения и рав-ных возможностей между субъектами Федерации. .
В настоящее время административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, сохраняя историческую преемствен-ность, базируется на принципах, которые О. Е. Кутафин рассматривает как экономические и национальные принципы и максимальное приближение государственного аппарата к населению .
Мы рассмотрели основные этапы становления федерализма в России, которые можно разделить на три основных этапа:
1) создание основ социалистического федерализма;
2) утверждение фактического унитаризма в организации государ-ственной власти в комплексной организации территории России;
3) реформы государственного устройства до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что окончатель-ная модель российского федерализма еще не сформирована. Остается еще ряд задач, которые необходимо решить для создания оптимальной схемы взаимодействия федеральных и региональных структур, чтобы, с одной стороны, обеспечить верховенство государственной власти Российской Федерации на всей ее территории, а с другой — соблюсти интересы населе-ния и государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Федерализм в России на современном этапе
2.1 Основные проблемы федерализма в России
Проблемы формирования современного федеративного государства актуальны и являются одними из важнейших для современной России. Во многом будущее России зависит от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству: сохранение единства государства, успешное проведение экономических реформ, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.
Итак, мы подошли к нашему главному вопросу, а именно к актуальным проблемам российского федерализма.
Исследователь этого вопроса В. Н. Лысенко выделяет четыре проблемы:
1. Проблема разграничения субъектов ведения и полномочий;
2. Федеральное вмешательство в права субъектов Федерации;
3. Симметрия и асимметрия Российской Федерации;
4. Повышение роли Совета Федерации в развитии федеративных отношений .
На мой взгляд, первый и третий пункты можно объединить в одну большую проблему разделения предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами власти субъектов Федерации, поскольку речь идет об асимметрии федеративного устройства.
Существует много мнений по этому вопросу, иногда даже противоречивых. Так Д. В. Мартасов, опираясь на построенную им «идеальную» модель федерализма, постулирует обязательность одинакового, равного правового статуса субъектов Федерации и на этой основе, с определенными оговорками, но, в конечном счете, совершенно категорически отвергает возможность существования асимметричных федераций . Л. М. Карапетян констатирует: «когда статус субъектов «асимметричен», государство перестает быть федеративным .
Наиболее серьезной проблемой является противоречие между принципом равноправия субъектов Российской Федерации (ст. 5 КРФ) и различием в статусе республик, с одной стороны, краев и областей, с другой, и автономных округов, с третьей. В настоящее время в связи с неурегулированностью федеративных отношений существуют нормативные акты, разграничивающие статусы различных субъектов Федерации. Основными такими нормативными актами являются Конституция Российской Федерации и Федеральный договор, который в настоящее время подписали около 50 субъектов Федерации.
Зачастую, в отличие от КРФ, они (в договорах) содержат перераспределение не только совместных субъектов компетенции и полномочий, но и ряда субъектов компетенции и полномочий РФ в пользу субъектов РФ (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия) и др.).). это часто приводит к разного рода путанице и путанице. Именно такого рода Федерацию принято называть асимметричной. Но можно ли построить симметричную Федерацию в России. Вероятно, в ближайшее время это будет невозможно, потому что » наша Федерация продолжает базироваться на двух принципах: национально-государственном и территориальном, и не удастся и не нужно будет полностью уравнять в правах республики как национально-территориальные образования и территории и регионы как территориальные образования. Следует говорить только о конкретных правах, связанных с особенностями национального состава и национальных отношений в республиках (право на второй государственный язык, национальную культуру), но не с социально-экономическими и политическими правами, а тем более с льготами и привилегиями.»
Таким образом, Российская Федерация фактически останется асимметричным государством в обозримом будущем. Однако эта асимметрия будет проявляться не на уровне важнейших конституционных полномочий, прав и обязанностей, а на уровне специфических особенностей, связанных с экономическими, культурными, историческими и национально-географическими особенностями конкретного субъекта Федерации.
Еще одной важной проблемой федерализма является возрастание роли Совета Федерации в развитии федеративных отношений, определении его статуса и вопроса о «вертикали» власти. Этот вопрос, сформулированный Лысенко в 1997 году, нашел свое отражение в 2000 году, когда по инициативе Президента Российской Федерации при поддержке обеих палат Федерального Собрания был принят пакет законов, определяющих:
1. Порядок деления Российской Федерации на семь территориальных округов: Северо-Кавказский (центр-Ростов-на-Дону), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск). Такое деление не ставит под сомнение суверенитет отдельных регионов и ставит регион, имеющий «столичный» округ, в привилегированное положение, ставит власть представителя Президента в высшие органы власти субъектов Федерации, а регулирует только «вертикаль власти» на местах в регионах. Каждый из округов возглавляется представителем президента по этому округу, а президент, в свою очередь, назначает представителя в одном из округов своего округа.
По мнению Президента Российской Федерации Владимира Путина, такое разделение служит средством централизации власти и усиления контроля центральных органов власти над местными органами власти. В этой связи необходимо упомянуть указ президента о приведении уставов и конституций всех субъектов Федерации к стандарту Конституции Российской Федерации, поскольку зачастую Конституции и уставы отдельных субъектов не только не соответствуют, но и противоречат Конституции Российской Федерации.
2. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Суть в том, что раньше в Совете Федерации было два представителя от региона – главы исполнительной и законодательной власти. Сейчас их тоже два, но представители законодательных и исполнительных органов субъекта избираются законодательными собраниями субъектов. Здесь выборы не прямые-избиратели сами выбирают. Споры вокруг этой реформы дошли до того, что некоторые руководители органов исполнительной власти регионов демонстративно перестали посещать заседания Совета Федерации. Однако это не изменило общей позиции и позиции большинства членов Совета Федерации.
3. Суть третьей и четвертой части реформы заключается в том, что президент РФ может отправить в отставку главу Исполнительной власти любого субъекта Федерации, несмотря на то, что он избирается народом, а не назначается фактическим президентом РФ. Хотя процедура приостановления требует серьезных оснований. Эта ситуация несколько уравновешивается следующим: глава Исполнительной власти субъекта Федерации имеет возможность отстранять от занимаемых должностей выборных глав городов и районов своего субъекта.
С момента принятия реформы «вертикали власти» прошло уже больше года. Эта реформа не оказала заметного влияния на федеративные отношения, разве что увеличилось число чиновников. Некоторые изменения следует ожидать, когда истекут сроки полномочий нынешних глав субъектов Российской Федерации, а их место займут выборные представители.
Важной проблемой российского федерализма является степень вмешательства федеральных органов государственной власти в дела субъектов Федерации. Важно учитывать именно «степень» вмешательства, поскольку идея вмешательства или невмешательства уже давно решается в пользу первого. Вопросы исключительной компетенции Российской Федерации, субъектов ведения субъектов Российской Федерации и субъектов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов зафиксированы в важнейших нормативных актах Российской Федерации, которым является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, Федеральным договором, принят 31 марта 1992 года и Федеральный закон» О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации » от 24 июня 1999 года.
В статьях 85 части второй и статье 88 предусмотрено, что президент РФ может приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. А Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных районах чрезвычайное положение.
Таким образом, можно сделать определенные выводы о том, что перечисленные и охарактеризованные проблемы не являются полным перечнем проблем современного российского федерализма. Современное и квалифицированное решение этих и других подобных вопросов, связанных с различными сторонами в Российской Федерации, несомненно, создает необходимые условия для ее дальнейшего укрепления и развития.
2.2 Перспективы развития Российского федерализма
По объективным причинам процесс формирования подлинного федерализма в России, очевидно, займет длительный исторический период, в течение которого будут созданы все необходимые условия для его построения. Суть этих условий такова, на мой взгляд:
— в формировании гражданского общества и новой политической культуры;
— создание эффективной рыночной экономики и сильных демократических и правовых институтов государства;
— в обретении русским народом и государственной властью новой идентичности России.
Этот исторический период можно разделить на задачи как на ближайшие несколько лет, так и на долгосрочную перспективу.
Если говорить о задачах формирования подлинного российского федерализма в исторической перспективе, то они, как мне кажется, заключаются в преодолении стереотипов наследия»социалистического федерализма». Первая из них-относиться к человеку как к «винтику» государственной машины. Эти стереотипы также заключаются в понимании Федерации как вторичной структуры, производной от ее субъектов. Другой стереотип-договорная природа федерализма. Третий-убедить в необходимости асимметричной федерации.
Важнейшим стереотипом советского опыта федерализма является этнонационализм, который порождает этнизацию государственности и национализацию этничности. Наконец, стереотипом старой федеративной системы по-прежнему остаются 83 субъекта Федерации, которые не только отличаются друг от друга по своему экономическому, социальному и демографическому потенциалу.
Таким образом, движение к подлинному федерализму в России, заключающееся в преодолении старых, отживших стереотипов ушедшей эпохи, состоит в создании принципиально новых федеративных отношений, в отношении личности как свободной личности, интересы развития которой должны быть основой всей государственной деятельности. Это движение должно осуществляться свободными личностями, которые поставили перед собой цели единства. Выражение воли индивидов, образующих гражданскую нацию, а не «торг» между федеральной и региональной властью — это новое понимание сущности федерализма.
Есть и другая сторона проблемы: утрата Правительством Российской идентичности. Разрушение связи времени, преемственности и эволюции в государственном строительстве нашего Отечества в бурные революционные годы породило историческое бессознательное и нигилизм Центральной и региональной власти. Возникла порочная теория, согласно которой Россия была создана республиками, добровольно вошедшими в ее состав. Так родился миф-стереотип о производной природе Федерации. Эта идея настолько глубоко укоренилась в общественном сознании, что до сих пор проблемы государственного развития в современной России порождаются именно этим стереотипом «социалистического федерализма». Конечно, преодоление этого противоречия в формировании нового российского федерализма возможно только при обретении российской идентичности государством и обществом.
Поэтому идея о том, что два уровня власти в Федерации могут договариваться и договариваться между собой о распределении полномочий, является утопией. Источник этого разделения не в них самих, а в гражданском обществе, состоящем из индивидов, готовых к самоуправлению.
Так, федерализм, по мнению М. М. Сулейманова, вообще не предполагает никакого договорного процесса между государственными структурами, особенно исполнительными, которые фактически «нанимают» общество для себя . Полномочия властных структур устанавливаются органами власти в федеративном государстве «третьей стороной» — лицами гражданского общества. Поэтому эти полномочия не являются собственностью властей, и они не могут ими распоряжаться.
Таким образом, власть федерализма и федерализм власти-это способность свободных индивидов гражданского общества к самоуправлению. Как только мы овладеем принципиально новым пониманием сущности федерализма, мы будем энергичнее двигаться к подлинной Российской Федерации. На этом пути наиболее трудной преградой является другой стереотип теории и практики «социалистического федерализма» -этнонационализм. Преодоление этнонационализма состоит в денационализации этничности и деэтнизации государства, в прекращении порочной политики деления людей на» коренных»и»некоренных».
Значительный прорыв в преодолении этнического национализма заложен в новой Конституции, которая провозглашает «самоопределение Российской Федерации от имени всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве; точно так же источником власти в республиках, краях и областях является их население, независимо от национальности», — отмечается в Послании Президента Федеральному Собранию в феврале 1994 года. Важно подчеркнуть, что впервые в истории советской и постсоветской России лидер страны четко заявил ,что» недопустимо делить жителей на представителей так называемых «коренных» и «некоренных» национальностей. Равенство прав делает необходимым принятие согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп.»
Одной из важных проблем преодоления стереотипов «социалистического федерализма» является совершенствование государственного устройства России. Этот процесс явно не преследует цели «губернизации» республик или, наоборот, «республикизации» территорий и регионов, а объективно диктуется экономическими, социальными, демографическими, культурно-историческими, географическими и геополитическими факторами.
Мы должны прямо сказать: У Федерации, состоящей из 83 различных типов субъектов, не может быть будущего. В ближайшем будущем, на мой взгляд, возникнет необходимость в новом территориальном делении, основанном на комплексе экономических, социальных, климатических, демографических, исторических и геополитических факторов, обеспечивающих эффективное развитие территорий и высокий уровень жизни населения.
Таким образом, проблемы развития государства в России заключаются в эволюционных демократических преобразованиях, в ходе которых должны быть достигнуты следующие цели:
— защита прав и свобод человека;
— создание устойчивых рыночных механизмов функционирования экономики;
— сильная государственная власть, формирование и развитие правовых институтов государства, контролируемых обществом;
— формирование институтов гражданского общества;
— развитие широкого местного самоуправления;
— широкое развитие культурно-национальной автономии;
— обретение обществом и властью самоидентификации российской цивилизации.
Очевидно, что только в этих условиях возможно достижение оптимального внутреннего государственного устройства России и достойного и устойчивого развития нашей страны.
Итак, мы рассмотрели тенденции развития федерализма в Российской Федерации. Существует много тенденций, и невозможно перечислить их все, потому что многие из них скрыты. однако если изменения и произойдут в ближайшее время, то они, скорее всего, будут инициированы не народом, а федеральным центром и будут направлены на укрепление федерального правительства для борьбы с последствиями экономического кризиса.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены проблемы федерализма в Российской Федерации. Изучение развития федеративных отношений показывает, что пройденный страной путь был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Выяснилось, что демократические реформы конца перестройки привели к созданию реальной Федерации.
Принцип федерализма жизненно важен для интеграции российского государства, отличающегося не только масштабами, но и разнообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным экономическим отношениям быстро стала очевидной необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе Общероссийского согласия.
В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой-сочетанию их интересов с интересами всего общества. Следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с укреплением и реализацией прав человека и гражданина.
Федерализм в его современной прогрессивной трактовке не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на основах правового государства, если он подлинно гуманистичен, то наиболее полно проявляются его преимущества: общий большой рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для обмена научными, образовательными и культурными достижениями.
С сожалением приходится констатировать, что российский федерализм в своем развитии страдал от многих недостатков и пороков. Нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов содержат значительное количество противоречивых положений, а унификация терминов отсутствует. Существует большое количество конституционных конфликтов. Их появление было предопределено всем ходом развития нашего государства. Большая часть этих конфликтов была вызвана Конституцией Российской Федерации, которая содержит много расплывчатых и двусмысленных формулировок, а также слабостью и нерешительностью федеральных властей, которые не смогли противостоять натиску регионов. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, таким образом, во многом не соответствуют федеральному законодательству, а зачастую прямо противоречат ему. Попытка устранить неясности и заполнить пробелы в Федеральном Основном законе договорными средствами полностью провалилась и еще больше усугубила ситуацию. Ко всему этому добавляется активное сопротивление отдельных регионов усилиям федерального центра по наведению порядка в регионах. Я думаю, что нет лучшего примера, чем Чечня. Если сложить все это вместе, то это очень серьезная ситуация, если не катастрофическая.
Однако хотел бы отметить, что со временем эта ситуация улучшается, и Развитие федеративных отношений в Российской Федерации возвращается в нормальное русло. В последнее время наметилась тенденция к усилению федеральной власти и установлению контроля за действиями региональных властей, что дает надежду на улучшение ситуации. Мы также видим упразднение некоторых субъектов в составе Российской Федерации, в настоящее время их насчитывается 86. Россия взяла курс на выстраивание отношений, основанных на принципах уравнительного подхода, определяющего оказание помощи «слабым» и «сильным» субъектам РФ в равных долях. И если присмотреться, то нетрудно заметить тенденцию перехода российского государства к принципу территориального деления территорий (эта оценка носит только мой субъективный характер).
В то же время десятилетний период развития российского федерализма, при всех его недостатках, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, в 1991-1993 годах удалось избежать развала государства, установить более или менее стабильные и нормальные отношения между центром и регионами, а впоследствии погасить региональный сепаратизм и хотя бы разграничить субъекты компетенции и полномочия РФ и субъектов РФ.
В конце своей курсовой работы я хотел бы отметить, что судьба российского федерализма находится в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность и устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамичностью их реализации, гибкостью и мобильностью используемых форм и методов. Федерализм, свободный от подобных пороков, может выдержать испытание временем, а главное, улучшить жизнь людей.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всена-родным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных закона-ми РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст.445.
2. Белякова А. М. К вопросу о некоторых проблемах современно-го российского федерализма [Текст] / А.М. Беляков // Пробелы в россий-ском законодательстве. 2017. № 5. С. 43 — 47.
3. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федератив-ных отношений [Текст] // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2019. С. 160.
4. Глазырина М.В. Проблемы совершенствования федеративного устройства России [Текст] / М.В. Глазырина // Марийский юридический вестник. 2017. №4. С. 27-29.
5. Добрынин Н.М. Российский федерализм: Становление, совре-менное состояние и перспективы. — Новосибирск: Наука, 2017.
6. Захаров А.А. «Спящий институт». Федерализм в современной и в мире [Текст] / А.А. Захаров. — М., 2017, 144 с.
7. Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития россий-ского федерализма // Конституционное и муниципальное право, 2019. — № 6.
8. Какителашвили М. М. Некоторые проблемы современного рос-сийского федерализма [Текст] / М.М. Какителашвили // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2018. № 8. С. 89 — 93.
9. Карапетян Л.М.К вопросу о «моделях» федерализма (Критиче-ский обзор некоторых публикаций)// Государство и право. 2016 г. №12. С. 62.
10. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и миро-вой опыт: итоги становления и перспективы развития. — М., 2017.
11. Лексин И. Новые субъекты в составе Российской Федерации: проблемы теории, законодательства и практики его реализации [Текст] / И. Лексин // Федерализм. 2018. №2. С. 51-62.
12. Лысенко В.Н.: Развитие Федерации и Конституция России (кон-ституционные изменения как назревшая потребность развития федератив-ных отношений)// Государство и права. — 2017 г. — №8. С. 16
13. Мартасов Д.В. Некоторые проблемы российского федерализма в России [Текст] / Д.В. Матрасов // Политика, государство и право. 2017. № 5. –С. 78-96.
14. Миронюк М.Г. Современный федерализм: Сравнительный ана-лиз: Учебное пособие [Текст] / М.Г. Миронюк. МГИМО (У) МИД России. – М.: РОССПЭН, 2017. – 279 с.
15. Панкевич Н. Модели федеративного устройства: закономерно-сти политической трансформации. — Екатеринбург, 2018.
16. Саликов М.С. О некоторых проблемах разграничения законо-дательных полномочий в российской федеративной системе // Сравнитель-ное конституционное обозрение, 2019. — № 1.
17. Сулейманов М.М. Основы бюджетного и налогового федера-лизма: учебное пособие[Текст] / М.М. Сулейманов. — М. Издательство Перо, 2017. — 128 с.
18. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современные нацио-нально-государственные институты // Государство и право, 2016. — № 10.
19. Турусин С. В. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания [Текст] / С.В. Турусин // Основы ЭУП. 2019. №3. – С. 89-96.
20. Умнова И.А. Проблемы дефедерализации и перспективы опти-мизации современной российской модели разграничения предметов веде-ния и полномочий в контексте доктрины субсидиарности [Текст] / И.А. Умнова //Современное конституционное обозрение.2017. № 2. С. 46-52.
21. Шахрай С. Проблемы развития российского федерализма на современном этапе [Текст] / С. Шахрайн // Федерализм в России. – Казань, 2018. №.4. – С.17–22.
22. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм[Текст] / Д.Дж. Элейзер // Полис. 2020. № 5. – С. 74-96.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф