Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Проблемы обеспечения экономического роста в российской экономике»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
1.1 Сущность и типы обеспечения экономического роста
1.2 Факторы обеспечения экономического роста в экономике
1.3 Государственная политика по обеспечению экономического роста
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ 1
2.1 Анализ особенностей экономического роста в России
2.2 Факторный анализ проблем обеспечения эконом роста в РФ
2.3 Оценка государственной политики обеспечения эконом роста в РФ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМ РОСТА В РОССИИ
3.1 Перспективы экономического роста в экономике России
3.2 Формирование мероприятий решений проблем обеспечения экономического роста в рос экономике
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Экономический рост означает, прежде всего, количественное увеличение производственных ресурсов и объемов производимого продукта, т.е. прирост нового общественного продукта. Однако эти количественные изменения неизбежно связаны с качественными преобразованиями: совершенствованием личного и вещественного факторов производства в связи с НТП, формами хозяйствования, регулирующей ролью государства и интеграционными процессами.
Причем эти преобразования обусловлены не только экономическими факторами, но и социальными, политическими, демографическими, психологическими. Значит, количественные изменения производства нельзя рассматривать вне определяющих его качественных характеристик.
Целью работы является изучение сущности и проблем экономического роста в РФ.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
 изучение сущность и типы обеспечения экономического роста;
 анализ факторов обеспечения экономического роста в экономике;
 анализ особенностей экономического роста в России;
 дать факторный анализ проблем обеспечения эконом роста в РФ;
 оценка государственной политики обеспечения эконом роста в РФ;
 оценка перспектив экономического роста в экономике России;
 формирование мероприятий решений проблем обеспечения экономического роста в рос экономике
Объектом изучения выступает экономическая политика РФ
Предметом исследования настоящей работы является меры поддержки экономики, перспективы развития экономики РФ.
Для решения, поставленных в работе задач использовались общенаучные и специальные методы анализа.
Теоретической базой данного исследования явились труды российских ученых: Маневич В., М.Л. Альпидовская, Н.В. Цхададзе, Гегедюш Н.С., Белокопытов А.В., Cухарев О.С.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

1.1 Сущность и типы обеспечения экономического роста

Экономический рост – это наиболее общий и явный показатель эффективности деятельности государства в экономической сфере.
Экономический рост – это показатель, отражающий динамику изменения объемов национального производства за определенный период времени.
Экономический рост – это процесс количественного изменения объемов национального производства, которое может иметь положительную, отрицательную и нулевую динамику.
В экономической теории при изучении сущности экономического роста, как правило, подчеркивается, что он отражает лишь количественные изменения объема ВВП. Ряд авторов при его рассмотрении указывают на совокупность как количественных, так и качественных изменений в системе национального производства.
Однако преобладает точка зрения, согласно которой следует разграничивать два термина, которые имеют самостоятельное сущностное наполнение: экономический рост и экономическое развитие. При этом экономический рост отражает количественные изменения, а экономическое развитие – качественные изменения. В большинстве случаев экономический рост сопровождается экономическим развитием. Однако возможны ситуации, при которых рост не сопровождается прогрессивными качественными изменениями, а развитие не приводит к положительным количественным изменениям объемов производства.
Показатели экономического роста
Экономический рост представляет собой движение в развитии национального хозяйства, которое характеризуется изменением комплекса макроэкономических показателей, прежде всего, таких как ВВП и ВВП на душу населения.
Выделяют две группы показателей экономического роста: количественные (общие и частные) и качественные.
К общим количественным показателям относят показатели темпов роста и темпов прироста ВВП, ВВП на душу населения, ВНП, национальный доход. К частным количественным показателям относят: производительность труда, трудоемкость продукции, уровень фондоотдачи и фондоемкости (капиталоемкости).
К качественным показателям относят: развитость социальной инфраструктуры, уровень инвестиций в формирование человеческого капитала, показатели динамики свободного времени населения, степень социальной защиты населения, обеспеченность экологической безопасности и т.д.
Необходимо отметить, что между достижением количественных и качественных показателей экономического роста существуют определенные противоречия. Так, например, для ускорения темпов роста (улучшение количественного показателя) необходимо увеличить продолжительность рабочего дня и сократить число праздничных дней, однако это приведет к сокращению свободного времени населения (ухудшение качественного показателя).
Наиболее распространенным количественным выражением экономического роста выступают показатели темпов роста ВВП и ВВП на душу населения, которые измеряются в процентах. Выделяют высокие, средние, низкие и даже отрицательные темпы роста ВВП.
Цель, задачи и принципы экономического роста
Целью экономического роста является обеспечение стабильных и высоких темпов наращивания объемов национального производства.
К задачам экономического роста можно отнести:
 наиболее полное использование экономического потенциала государства;
 увеличение масштабов национального производства;
 создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
 повышение доходов и уровня благосостояния населения;
 увеличение прибыльности и рентабельности отечественных предприятий;
 повышение уровня конкурентоспособности отдельных предприятий и национальной экономики в целом;
 расширение налогооблагаемой базы;
 увеличение доходов бюджетной системы и расширение финансовых возможностей государства;
 создание благоприятных экономических условий для обеспечения социальной стабильности;
 расширение международного экономического, политического и общественного влияния.
К принципам экономического роста следует отнести: устойчивость, сбалансированность, системность, многофакторность, инновационность, качественность, регулируемость, экологическая безопасность.

1.2 Факторы обеспечения экономического роста в экономике

В качестве факторов экономического роста необходимо назвать:
 качество и объем человеческого капитала;
 количество и уровень квалификации трудовых ресурсов;
 степень задействованности трудовых ресурсов;
 обеспеченность запасами природных ресурсов;
 уровень технико-технологического развития отдельных предприятий и государства;
 предпринимательская и новаторская активность субъектов экономики;
 наличие свободных (незадействованных в производственном процессе) ресурсов;
 объем и доступность кредитного рынка;
 стоимость кредитных ресурсов;
 инвестиционный климат;
 эффективность экономической политики государства;
 налоговая политика;
 грамотная, эффективная, благоприятная и стабильная правовая база;
 отсутствие административных барьеров.
Выделяют различные подходы к классификации факторов экономического роста.
В зависимости от характера и типа экономического роста выделяют:
 экстенсивные факторы: увеличение численности работников, увеличение объемов потребляемого сырья и материалов, рост инвестиций в основной капитал при сохранении прежнего уровня технологий;
 интенсивные факторы: ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и квалификации работников, улучшение использования основного и оборотного капитала.
В зависимости от способа воздействия выделяют:
 прямые факторы: количество и качество трудовых ресурсов, количество и качество природных ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий, степень развития предпринимательских способностей;
 косвенные факторы: уровень монополизации рынка, развитость банковской и кредитной систем, налоговый и инвестиционный климат в стране, справедливость распределения доходов в обществе.
В зависимости от природы движущих сил экономического роста выделяют:
 экономические факторы: количество и качество используемых ресурсов, инвестиционный климат, эффективность банковской системы;
 неэкономические факторы: военно-политические, географические, климатические, культурные и т.д.
К условиям, стимулирующим устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе, следует отнести: накопление человеческого капитала, фундаментальные и прикладные научные исследования, формирование экономических институтов и инфраструктуры, эффективная государственная политика, социальная стабильность, качественное образование и т.д. Наличие указанных условий позволяет обеспечить: научно-технический прогресс, повышение производительности труда, снижение показателя средних издержек, увеличение производительности человеческого капитала, модернизацию физического капитала, рост доходов большинства субъектов экономики.

1.3 Государственная политика по обеспечению экономического роста

На рост экономического потенциала и уровня жизни населения существенное воздействие оказывает экономическая политика государства. Прежде всего, с помощью экономической политики государство может влиять на величину физического и человеческого капитала. Если растет запас капитала в экономике, то экономический потенциал страны увеличивается, и экономика может производить в будущем большее количество товаров и услуг. Поэтому, если правительство хочет увеличить производительность ресурсов, ускорить экономический рост и повысить уровень жизни своих граждан, оно должно проводить следующую политику:
Меры правительства для ускорения экономического роста
— стимулировать внутренние инвестиции и сбережения.
Рост запаса капитала в экономике происходит с помощью инвестиций. Чем выше доля инвестиций в экономику, тем выше темпы экономического роста. Поскольку рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, то основное условие экономического роста — увеличение инвестиций. Основу инвестиций составляют сбережения. Если общество потребляет меньше, а сберегает больше, оно имеет больше ресурсов для инвестирования;
— стимулировать инвестиции из-за границы. Увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции обеспечивают рост экономики страны. Несмотря на то, что часть доходов фирм, созданных при участии иностранного капитала, уходит за границу, зарубежные источники финансирования увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить самые передовые технологии, разрабатываемые и используемые в развитых странах;
— стимулировать образование. Образование — это инвестиции в человеческий капитал. В США, по данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10%. Образование не только повышает производительность труда человека, его получившего, оно имеет положительный внешний эффект (экстерналию).
Внешний эффект имеет место тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. Это аргумент в пользу государственного образования.
В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название утечки мозгов, т.е. эмиграции наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.
Государственное влияние позволяет:
— стимулировать исследования и разработки;
— защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность.;
— стимулировать свободную торговлю;
— контролировать рост населения.
Для обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства более «тонкими» (в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает капиталовооруженность (количество капитала, приходящегося на одного рабочего), что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния.

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

2.1 Анализ особенностей экономического роста в России

Выход России в положительную фазу делового цикла в 2017 — 2018 гг. и адаптация к возникшим в предыдущие годы внешним шокам делают исключительно актуальным переход к новому качеству социально-экономического развития. Формирование новой модели роста — императив, заданный как внутренними задачами, так и глобальными трендами.
Практически все ведущие страны сталкиваются сейчас с новыми вызовами. К этим вызовам — экономическим, технологическим, социальным, экологическим — следует также отнести усиливающуюся геополитическую напряженность. Можно констатировать, что глобальный кризис, начавшийся в 2008 г., открыл в мире период нестабильности, быстрых, порой радикальных перемен и низкой предсказуемости .
При всех выпавших на долю России сложностях страна смогла достойно ответить на вызовы турбулентного десятилетия. Мы предотвратили развертывание макроэкономического (и особенно финансового) кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы. Еще важнее, что страна не попала в ловушку политического кризиса. Это свидетельствует об устойчивости сформировавшихся государственных институтов. Во многом сохранению экономической и политической стабильности способствовало своевременное принятие ключевых экономико-политических решений: формирование резервов в период благоприятной экономической конъюнктуры, их адекватное использование, переход к инфляционному таргетированию и плавающему курсу национальной валюты.
Последовательная реализация перечисленных мер позволила противостоять внешнему давлению и обеспечить условия для поддержания долгосрочной стабильности — финансово-экономической, социальной, политической.
Отмечая современные тенденции развития экономики, необходимо отметить, что, прежде всего, произошло беспрецедентное ускорение технологического обновления, что привело к взрывному росту инноваций. При всей кажущейся очевидности данного тезиса не все осознают, что мы стали современниками качественного скачка в динамике нашей жизни.
Во-первых, мир сталкивается с невиданными ранее глубиной и комплексностью инноваций. Новые технологии порождают качественные изменения всех сторон жизни общества. Наблюдаемые в последние годы кризисы складывавшихся на протяжении десятилетий политических систем вызваны, в том числе появлением новых технологий .
Во-вторых, беспрецедентным стал темп изменений. Дело не сводится к обычной мантре об ускорении технического прогресса. У экономистов принято говорить о «современном экономическом росте», когда изменения условий жизни и производства происходят на протяжении не столетий, а десятилетий, то есть для каждого нового поколения. Но теперь такое понимание становится некорректным: инновации, меняющие жизнь человека, происходят за считанные годы, в рамках жизни одного поколения. Если этот темп обновлений сохранится, то можно будет говорить о наступлении новой фазы экономической динамики, существенно отличной от наблюдавшихся в последние 200 лет.
Для практической политической и хозяйственной работы важно, что новые технологии качественным образом трансформируют все сферы жизнедеятельности человека — политику и экономику, образование и науку, бизнес и средства массовой информации, медицину и культуру. Они ставят острые вопросы этического характера. Обозначим наиболее важные из этих новых вызовов.
Динамизм новых технологий усиливает непредсказуемость многих процессов современного мира. Она возросла за последнее десятилетие, и вряд ли эта ситуация изменится в обозримом будущем. Поэтому возникает необходимость уточнить роль долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования. При всем желании «заглянуть за горизонт» их надежность будет ограниченной. Это не означает, что работа над документами долгосрочного характера потеряла актуальность. Однако важно определить их роль как инструментов выработки и реализации политики, которые могут и должны меняться при изменении объективных обстоятельств. В наше время еще актуальнее, чем в середине прошлого века, звучат слова Д. Эйзенхауэра: «Любой план устаревает в тот момент, когда вы завершили его разработку. Но в процессе планирования вы и ваши подчиненные приобретаете один взгляд на ситуацию и критерии принятия решения, следовательно, в момент неожиданности они выберут правильное решение».
В современных условиях более надежным инструментом управления могут быть программы на пять-шесть лет. Именно таким документом являются «Основные направления деятельности Правительства», принятые на заседании правительства 27 сентября 2018 г .
Технологическая дефляция — новый важный феномен, меняющий и саму реальность, и традиционные представления о ней. Речь идет о быстром удешевлении (и соответственно более быстром распространении) инноваций — настолько быстром, что это может оказывать влияние на традиционную статистику ВВП. Более того, отдельные продукты и услуги (например, в сфере связи и информации) не только становятся дешевле, но и предоставляются потребителям почти бесплатно. Поэтому некоторые экономисты утверждают, что показатели динамики ВВП и добавленной стоимости в настоящее время плохо учитывают вклад инноваций в благосостояние, что ведет к недооценке реальных темпов развития.
Следовательно, при анализе экономической динамики важно учитывать не только количественные, но и качественные сдвиги, то есть внимательнее относиться к качеству экономического роста. Проблема, в принципе, не новая — на всех этапах развития технологий и создания новых товаров оценка роста количества производимых товаров и динамика индексов цен не учитывали качественные изменения в структуре производства. Однако в последние десятилетия в силу быстрого перехода множества экономических трансакций в цифровую среду (цифровизация), лавинообразного появления новых товаров, замещающих товары «традиционной» экономики, эта проблема особенно обострилась .
Современные «электронные» товары, распространение сетевых технологий позволяют радикально снизить стоимость владения привычным набором благ и сервисов для потребителя и уменьшить издержки на их предоставление для производителя. В результате при сохранении того же или даже более высокого уровня потребления и качества жизни индивида объем создаваемой в экономике добавленной стоимости сокращается, что статистически может приводить к замедлению темпов роста (и даже к снижению уровня) ВВП.
Впрочем, как бы ни измерять ВВП и относиться к проблеме технологической дефляции, задача обеспечить высокие темпы экономического роста как основы повышения благосостояния граждан остается всегда и для всех стран главной. И здесь опыт минувшего десятилетия подводит к некоторым важным выводам.
Во-первых, для всех развитых стран, как и для России, четко обозначилась ситуация, когда прекращение спада не означает одновременного возобновления роста. Между преодолением острой фазы кризиса и возобновлением роста приемлемыми темпами может пройти несколько лет. Необычность этой ситуации породила дискуссию о долгосрочной стагнации как центральном элементе «новой реальности», сформированной глобальным кризисом. Теперь мы понимаем, что это, мягко говоря, преувеличение, и темпы роста могут быть восстановлены на приемлемом уровне. Но между прекращением спада и экономическим ростом существует довольно длительный период низких темпов, когда формируются предпосылки новой фазы роста.
Во-вторых, преодоление стагнации не может быть достигнуто исключительно макроэкономическими мерами (денежной или бюджетной политикой). Эти меры могут быть мощным антикризисным средством, но они не гарантируют автоматически посткризисное восстановление.
Более того, нельзя исключить, что успехи антикризисной политики сами становятся фактором посткризисной стагнации, ослабляя эффект феномена, который Й. Шумпетер называл «созидательным разрушением», и ограничивая доступ новых игроков на рынок.
В-третьих, для возобновления роста необходимы структурные и институциональные реформы. Даже с учетом национальной специфики приоритетные сферы структурных реформ в настоящее время практически идентичны для ведущих стран: это развитие человеческого капитала, прежде всего образования и здравоохранения, инфраструктуры, совершенствование государственного управления .
Источником низких темпов становится устойчивое превышение национальных сбережений над накоплениями (инвестициями). Деньги накапливаются у предприятий и банков, но мало кто решается их занимать для инвестирования. Это проблема неопределенности экономической и политической жизни, опасения бизнеса брать на себя повышенные риски, в том числе из-за быстрых технологических изменений. Россия здесь не исключение

2.2 Факторный анализ проблем обеспечения эконом роста в РФ

Одним из важнейших макроэкономических показателей является валовой внутренний продукт (ВВП), который отражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории государства за один год во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, экспорта и накопления. Именно по данному показателю можно судить об общем благосостоянии стран, наблюдая прямую зависимость: чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.
Развитие национального хозяйства, сопровождающееся ростом реального объема производства, представляет собой экономический рост, мерой которого является темп прироста реального ВВП. Экономический рост обуславливают различные факторы, влияющие на возможность увеличения объема производства, а также повышения эффективности и качества роста. В данной статье мы рассмотрим современные проблемы экономического роста в России, а также повлиявшие на него факторы .
Начнем с того, что экономика Российской Федерации ощутила достаточно сильное давление санкций ЕС и США за последние годы (начиная с 2014 г.), что сказалось на экономике различных ведущих отраслей, а также динамике ВВП. Снижению темпов прироста объема производства также поспособствовали такие негативные факторы как: растущая инфляционная угроза, слабеющий рост потребления и низкая инвестиционная активность. Помимо этого, проблемным моментом является ожидание возможности дальнейших санкций со стороны запада – это порождает некоторую неопределенность, которая оказывает негативное влияние на инвестиционную деятельность, как один из важнейших факторов российской экономики.
Произошел отток капитала за рубеж, уровень иностранных инвестиций в нашу экономику снизился, сократились темпы роста потребления, — все это оказало негативное влияние на перспективу дальнейшего развития нашей экономики, а также на экономический рост.
Следующей проблемой для экономического роста страны стала импортозависимость от ряда различных товаров и услуг. Конечно, сегодня невозможно представить себе государство, которое не было бы задействовано в системе мировых хозяйственных связей, однако степень взаимосвязи между странами бывает разной .
В торговом балансе нашей страны главными партнерами остаются страны ЕС, АТЭС и СНГ (крупнейшие из них Китай и Германия). Так, определенная зависимость России от запада в условиях санкций отразилась на обеспеченности страны стратегически важными товарами, такими как лекарства, технологии, некоторые продовольственные товары, а также комплектующие для производств.
Следует отметить, что нельзя говорить о влиянии санкций однозначно. В краткосрочном периоде они негативно сказываются на экономическом росте нашей страны и экономике в целом. Однако при правильно оказанной государственной поддержке имеет место эффективное импортозамещениее, которое в долгосрочной перспективе приведет к оживлению экономического роста, путем стимулирования собственного производства.
Помимо перечисленных факторов на темпы роста ВВП влияют темпы производительности труда, рост которой на 1 % сопровождается годовым приростом ВВП на 1,27%. Также оказывают влияние инфляционные процессы и уровень цен, воздействуя на динамику экономического роста страны отрицательно. Увеличение годового индекса потребительских цен на 1% сопровождается снижением индекса физического объема ВВП на 0,17%.
Как известно, различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При первом типе рост ВВП происходит за счет расширения сферы применения трудовых, природных и материальных ресурсов. При втором типе экономический рост обеспечивается совершенствованием использования ресурсов, путем применения наиболее новых технологий, эффективных средств труда и форм организации процесса производства. Однако любые механизмы экономического роста должны быть направлены на достижение основной цели: увеличение объемов производства благ и услуг, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
В России наблюдается, как экстенсивный, так и интенсивный типы экономического роста. Однако, по оценке Всемирного банка, очень долгое время рост экономики страны в большей степени базировался на применении старых производственных мощностей и сырьевых ресурсов, не представляющих собой качественные показатели. Это сказалось на отставании России в технико-экономическом развитии, а ведь именно модернизация экономики является главным фактором успешного экономического роста .
Технологические изменения в экономике зависят от состояния труда и капитала: воплощенный технический прогресс наблюдается в случае, если в экономике создается новый капитал. Если же технологические изменения состоят в проведении исследований, в накоплении патентов и новый капитал не создается, то имеет место невоплощенный технический прогресс. Задача технологических изменений состоит в том, чтобы усовершенствовать факторы производства (тем самым увеличив производительность труда), обеспечив этим устойчивые темпы экономического роста.
Производительность труда – показатель, зависящий не только от самого труда, но и от обеспеченности его фондами, а также от технологичности системы, в том числе системы управления. Для того чтобы приблизиться к уровню ведущих развитых стран по экономическому росту и развитию, России необходимы определенные меры государственного регулирования в области научно-технической политики. На наш взгляд, ее основной задачей должно стать создание условий для повышения продуктивности/производительности в области науки и техники на длительном отрезке времени.
Подводя итог, отметим, что некоторые ученые считают причиной нынешних проблем экономического роста России несовершенство сложившегося хозяйственного механизма, который препятствует модернизации экономики. Помимо этого, на сегодняшний день экономика нашей страны имеет достаточное количество проблем, обусловленных влиянием негативных факторов, которые препятствуют устойчивому экономическому росту. Государству необходимо непрерывно предпринимать меры по их устранению.
Для смены вектора экономического роста целесообразно :
 правительству и государственным компаниям стать главными инвесторами в стране;
 необходимо формирование стабилизационного финансового государственного фонда, целью которого будет развитие инновационных технологий и поддержание реального сектора экономики;
 ориентация экономики РФ на интенсивный тип развития, снижение зависимости национальной экономики от сырьевого сектора.
Таким образом, достигнуть устойчивого и ощутимого экономического роста можно лишь путем проведения реформ, суть которых была обозначена нашим правительством, как смена экономической модели. Причем в настоящее время необходимы более глубокие изменения системы хозяйствования, чем простой отказ от сырьевой модели и диверсификация экономики.

2.3 Оценка государственной политики обеспечения эконом роста в РФ

По оценке Минэкономразвития России, в апреле и мае темпы роста ВВП превысили уровень 2 %. Основной вклад в ускорение экономического роста внесли обрабатывающая промышленность, транспорт, торговля, а также строительство. Существенный положительный вклад в динамику ВВП продолжает вносить сектор профессиональных услуг.
Динамика совокупных потребительских расходов, по предварительным данным, продолжает опережать рост розничных продаж. Оборот розничной торговли по-прежнему растет умеренными темпами. При этом «жесткие» индикаторы указывают на более активное расширение потребительского спроса. Причиной расхождения является распространение форм потребления, не учитываемых при расчете розничного товарооборота, но включаемых в показатель совокупного потребительского спроса .
Поддержку потреблению оказывает динамичный рост заработных плат. Оплата труда в социальном секторе, по оценке Минэкономразвития России, продолжает расти темпом выше 20 % в номинальном выражении. Некоторое замедление ее годовой динамики в мае обусловлено более равномерным, чем в предыдущие годы, внутригодовым распределением выплат в соответствии с целевыми ориентирами, установленными указами Президента Российской Федерации. Рост номинальных заработных плат во внебюджетном секторе по-прежнему существенно превышает инфляцию. Высокие темпы роста заработных плат во внебюджетном секторе связаны с тенденциями на рынке труда, который функционирует в условиях, близких к дефициту.
В мае безработица оставалась на рекордно низких уровнях в условиях стагнации предложения трудовых ресурсов. Несмотря на некоторое увеличение числа безработных в мае, уровень безработицы с исключением сезонности остался на уровне марта-апреля (4,8% SA от рабочей силы). Сохранение безработицы на низких уровнях в текущем году обусловлено, в первую очередь, ограничениями со стороны предложения рабочей силы.
Расширение кредита экономике происходит умеренными темпами, при этом в структуре портфеля продолжает расти доля кредитов физическим лицам. Темп роста кредитов населению продолжает ускоряться и существенно опережать темп роста корпоративного кредитования. При этом годовые темпы роста розничного кредитного портфеля остаются существенно выше темпов роста номинальной заработной платы, что говорит об их фундаментальной неустойчивости.
Минэкономразвития России осуществило обновление прогноза социально-экономического развития с учетом целей, поставленных Президентом Российской Федерации (Указ № 204). В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации. В августе 2018 г. прогноз может быть уточнен с учетом конкретных решений, принятых по их реализации .
В первом полугодии 2018 года крупнейшие экономики продолжали расти темпами, близкими к показателям прошлого года. Глобальный PMI в обрабатывающей промышленности находился выше отметки 53 б.п. с начала года (в среднем за январь-май 53,7 б.п.). Вместе с тем в настоящее время существенно возросли риски замедления глобального роста, в том числе из-за введения ключевыми странами взаимных торговых ограничений.
Кроме того, более высокие темпы экономического роста в США по сравнению с экономикой Еврозоны, активная нормализация денежно-кредитной политики ФРС США, а также рост волатильности на финансовых рынках отдельных развивающихся стран (Аргентина, Турция) привели к масштабной переоценке рисков глобальными инвесторами и укреплению доллара США относительно других валют. По оценке Минэкономразвития России, текущие значения курса рубля являются в первую очередь следствием глобального давления на валюты развивающихся стран, в то время как эффект на настроения инвесторов введенного в начале апреля 2018 г. дополнительного пакета санкционных мер к настоящему моменту исчерпан.
В этих условиях Минэкономразвития России ожидает сохранения обменного курса рубля вблизи текущих уровней до конца 2018 года.
На горизонте до 2024 года по мере исчерпания влияния стимулирующего бюджетного импульса в США и нормализации денежно-кредитной политики ЕЦБ ожидается постепенное ослабление доллара США относительно евро, что также скажется на динамике курсов валют развивающихся стран.
В условиях достаточно уверенного роста мирового спроса странами-экспортерами нефти 23 июня было принято решение об увеличении добычи нефти до 1 млн. барр. в день. В этих условиях прогнозируется, что объем добычи нефти в России составит 549 млн. тонн в текущем году (после млн. тонн в 2017 году), а в 2019 г. увеличится до 555 млн. тонн и до 560 млн. тонн в 2020¬2021 г. с последующим постепенным снижением до 555 млн. тонн к 2024 году.
Вместе с тем наращивание добычи нефти странами ОПЕК+ не приведет к резким колебаниям котировок. В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития Минэкономразвития России закладывает постепенное снижение цен на нефть марки «Юралс» до 63,4 долларов США за баррель в среднем за 2019 год, 59,7 долларов США за баррель в 2020 году и до 53,5 долларов США за баррель в 2024 году. При этом влияние изменения цен на нефть на обменный курс рубля будет в значительной степени абсорбировано бюджетным правилом, в связи с чем с учетом ситуации на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе курс рубля будет стабилен в реальном выражении .
Темп роста ВВП в текущем году, по оценке, составит 1,9 %. В разрезе компонентов использования продолжится расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса темпами, сопоставимыми с предыдущим годом. При этом следующий год, как ожидается, будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики.
Запланированное повышение ставки НДС с 18 % до 20 % приведет к временному ускорению инфляции. Доля товаров и услуг, облагаемая базовой ставкой НДС, в потребительской корзине, оставляет 76 %. Соответственно, «счетный» вклад в инфляцию от увеличения базовой ставки НДС с 18 % до 20 % оценивается в 1,3 п.п. Кроме того, будут иметь место два противоположных по направлению «вторичных эффекта»: рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу. Вероятно, эффект роста инфляционных ожиданий реализуется уже в текущем году и приобретет форму «потребления впрок» товаров длительного пользования, на которые население будет ждать роста цен. С учетом описанного эффекта прогнозируется, что инфляция с текущих уровней ускорится до 3,1 % г/г в декабре 2018 года. С учетом проведения Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3 % г/г, что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России 4 %. По мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 % (прогноз инфляции на конец 2020 г. составляет 3,8 % г/г) .
Темп роста ВВП может опуститься ниже 1 % г/г ко 2 кв 2019 г, по итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,4 %. Снижение темпов экономического роста будет связано со следующими факторами.
В 2019 году ожидается замедление реальных темпов роста заработных плат в первую очередь из — за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера МРОТ до прожиточного минимума).
Кроме того, в 2019 году индексация прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в текущем году). Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных заработных плат в частном секторе с темпом роста производительности труда. С другой стороны, на реальных темпах роста заработной платы, так же как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции.
В результате темп роста реальных заработных плат снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1 % в 2019 году, а реальный темп роста расходов на конечное потребление домашних хозяйств — с 3,5 % г/г в текущем году до 2,6 % г/г в 2019 году (влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсироваться снижением нормы сбережения).
В дальнейшем ожидается восстановление темпов роста реальных заработных плат до значений, близких к темпам роста производительности труда. Вторым фактором замедления роста в 1 кв 2018 станет вероятный отложенный запуск инвестиционных проектов с государственным участием при одновременном росте налоговой нагрузки уже с начала года .
Острый дефицит на рынке труда будет постепенно ослабевать. Это станет результатом повышения уровня экономической активности населения (в том числе в старших возрастах), благодаря увеличению продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением пенсионного возраста.
По оценке Минэкономразвития России, результатом указанных факторов станет увеличение численности занятых приблизительно на 300 тыс. человек в 2019 г. и на 1,8 млн. человек к 2024 г. по сравнению с инерционным сценарием. Совокупный вклад в экономический рост от увеличения численности работающего населения за период 2019-2024 годов оценивается в 1,3 процентного пункта. Дополнительным фактором увеличения предложения труда должен стать рост притока мигрантов.
Наряду с постепенным увеличением предложения труда, спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. Кроме того, постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет-технологий, а также более широкое распространение новых форм занятости (таких как «онлайн-интеграторы»), будет способствовать снижению безработицы, в том числе за счет сокращения ее естественного уровня. В результате в течение всего прогнозного периода, будет сохраняться тренд на снижение уровня безработицы.
Уровень безработицы может снизиться с 5,2% в 2017 году до 4,6 % в 2023-2024 годах .
Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать комплекс мер, реализуемых Правительством Российской Федерации для решения задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации (№204). Указанные меры направлены, в том числе, на обеспечение роста производительности туда в экономике, увеличение доли малого бизнеса в ВВП, расширение несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг, создание условия для развития человека.
Одновременно ключевым условием обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных. На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, так и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.
Второе будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (что предполагает стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контроля и надзора), а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике.
Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения), а также переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему (с точки зрения проектного кредитования, кредитования МСП и ипотечного кредитования).
При успешной реализации всего комплекса мер экономической политики рост ВВП ускорится до уровня выше 3 % в период 2021-2024 годов. В инерционном сценарии потенциальные темпы роста ВВП сохранятся на уровне 1,5-2,0 %.

Таблица 1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития

  2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
ВВП, % г/г реальный рост 1,5 1,9 1,4 2,0 3,1 3,2 3,2 3,3
ВВП номинал (млрд.руб) 92037 100519 106154 111558 119385 128074 137715 148258
ИПЦ, % г/г (на конец периода) 2,5 3,1 4,3 3,8 4,0 4,0 4,0 4,0
Курс доллара (среднее за период) 58,3 60,8 63,2 63,8 64 64,7 66,3 68,0
Инвестиции в основной капитал (млрд. рублей) 15967 17339 18775 21088 23498 26135 29039 32183
Оборот розничной торговли (млрд. рублей) 29813 31354 33325 35357 37641 40086 42757 45667
Реальная з/п. % г/г 2,9 6,3 0,8 1,5 2,3 2,8 2,8 2,8
Номинальная з/п. % г/г 6,7 9,0 5,1 5,2 6,4 7,0 6,9 6,9
Номинальная з/п: бюджетный сектор, % г/г 6,2 13,1 2,7 4,6 5,1 6,0 5,9 5,9
Номинальная з/п: частный сектор, % г/г 6,8 7,5 6,0 5,4 6,9 7,2 7,2 7,2
ФЗП номинальный (млрд.руб) 20821 22635 23800 25057 26656 28495 30473 32597
Индекс промышленного производства, % г/г 2,1 2,5 2,1 2,6 2,9 3,2 3,3 3,4
Счет текущих операций (млрд. долл) 32,7 83,2 67,4 46,2 35,6 28,4 23,1 19,3
Финансовый счет (кроме резервных активов) (млрд. долл) 10,0 18,0 14,0 4,0 0,0 -1,0 -1,0 1,0
Экспорт товаров (млрд. долл) 353 440 445 447 460 476 49 514
Импорт товаров (млрд.долл) 238 275 290 307 325 343 362 380
Изменение валютных резервов (млрд. долл) 22,6 65,5 53,3 42,2 35,7 29,9 24,5 18,5

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМ РОСТА В РОССИИ

3.1 Перспективы экономического роста в экономике России

Вопрос — какой будет экономическая ситуация в России в ближайшие волнует каждого. Наиболее объективный ответ даёт, пожалуй, официальная модель экономического роста России за минувшие годы и на ближайшую перспективу, подготовленная Правительством РФ.
В первую очередь, любая модель потенциального роста строится на наборе факторов, которые так или иначе влияют либо не оказывают влияние на рост отечественной экономики.
Современные теоретические модели долгосрочного экономического роста рассматривают значительное количество факторов – от накопительных эффектов освоения подходов к производству до институциональных и культурных факторов (например, ассиметричная информация и уровень доверия) .
В целях индикативного определения потенциала российской экономики Правительство РФ провело анализ модели потенциального роста с помощью панельной регрессии с фиксированными и временными эффектами.
В выборку попали 64 государства, которые представляют собой как развитые, так и развивающиеся экономики на различных этапах становления рыночных отношений. При этом период наблюдения в большинстве случаев охватывает отрезок с 1980 по 2015 годы.
Зависимая переменная – это прирост выпуска в постоянных ценах на одного занятого. А в качестве объясняющих переменных выступают следующие показатели:
 отношение инвестиций в основной капитал к ВВП/оценка прироста основных средств;
 изменение условий торговли;
 отношение бюджетных расходов к ВВП;
 отклонение уровня ВВП по ППС страны от среднего по выборке уровня.
На каждую трёхлетку Правительство РФ готовит документ под названием Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. Как обычно, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов они разработаны на основе прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы (это базовый вариант сценария). Приводим его в данном материале.
Базовый сценарий прогноза отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития нашей страны, упомянутые в послании Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года .
Основные предпосылки прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы относительно внешнеэкономической обстановки таковы:
 сохранение темпов роста мировой экономики около 3,5%, сдерживаемое эскалацией торговых войн;
 отток капитала с развивающихся рынков на фоне ужесточения процентной политики крупнейшими центральными банками;
 сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении ближайшей трёхлетки.
В отношении цен на энергоносители заложено постепенное снижение стоимости нефти марки «Юралс». Отмечено, что высокие цены на нефть на протяжении всего 2018 года будут поддерживать:
 быстрый рост мирового спроса на неё;
 резкий рост геополитической премии в цене на фоне усиления политических и торговых конфликтов.
Согласно базовому варианту прогноза, цена на нефть составит 69,3 доллара США за баррель.
Однако, с 2019 года стоимость нефти марки «Юралс» будет постепенно снижаться, опустившись до 57,9 долл. США за баррель к 2021 году, на фоне:
 договоренности ОПЕК об увеличении нефтедобычи;
 ослабления ограничивающих факторов для повышения добычи нефти в США;
 «неравновесного» уровня текущих высоких цен.
Влияние на инфляцию повышения НДС в России с 18 до 20% оценено в районе 1,3 процентного пункта.
Согласно базовому прогнозу социально-экономического развития на 2019-2021 годы, частичный эффект от повышения НДС проявится уже в 2018 году за счет роста инфляционных ожиданий. Однако основной вклад изменения ставки этого налога в рост цен будет в 2019 году, в результате чего по итогам года инфляция составит 4,3%.
С учетом проведения ЦБ РФ денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, она на конец 2019 года составит 4,3% г/г, что в целом – незначительное отклонение от целевого ориентира Банка России.
По мере выхода вклада от повышения НДС из расчета инфляция, вероятно, опустится ниже 4% и впоследствии стабилизируется на обычном уровне.
По итогам 2019 года темп роста ВВП спрогнозирован на уровне 1,4%. Замедление темпов экономического роста будет связано :
 с умеренным замедлением инвестиционной активности;
 снижением темпов роста потребительского спроса.
Правительство ожидает замедление реальных темпов роста зарплат в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году в результате доведения:
 до целевого уровня оплаты труда работников соцсферы;
 размера МРОТ до прожиточного минимума.
Кроме того, в 2019 году индексация прочим бюджетникам будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в 2018 году).
Отсутствие серьёзного давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных зарплат в частном секторе с темпом роста производительности труда.
С другой стороны, на реальных темпах роста зарплаты – так же, как и на их покупательной способности – негативно скажется ускорение инфляции. В результате:
 темп роста реальных з/п снизится с ожидаемых 6,3 % в 2018 году до менее 1,0% в 2019 году;
 реальный темп роста расходов на конечное потребление – с 3,5 % г/г в текущем году до 2,6 % г/г в 2019 году.
Влияние замедления динамики заработных плат на потребительские расходы будет частично компенсировано снижением нормы сбережения.
Главное обещание прогноза социально-экономического развития на 2019-2021 годы в том, что уже в 2020 году экономика России адаптируется к новым условиям.
Так, выходу российской экономики на более высокие темпы роста будет способствовать:
 перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных;
 реализация проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов за счет обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса (а это стабильные налоговые условия, предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике);
 создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.
Кроме того, макроэкономическая политика будет включать мероприятия, направленные:
 на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения);
 внедрение элементов стимулирующего банковского регулирования.
Таким образом, новая модель экономического роста России по состоянию на 2018 год выглядит следующим образом:
Правительство РФ констатирует, что представленная модель экономического роста России и её оценки соответствуют:
 априорным ожиданиям;
 экономической логике.
Чувствительность роста реального выпуска на одного занятого к доле инвестиций к ВВП устойчиво положительна и принимает значения в диапазоне 0,15-0,17 .
Для учета эффекта догоняющего развития – когда экономики со сравнительно низким доходом на душу населения испытывают повышенный рост за счет импорта технологий из-за рубежа – в модель включен показатель отклонения валового выпуска по паритету покупательной способности на душу населения от среднего по выборке стран.
Отметим, что ожидаемо более низкий уровень доходов ассоциируется с более высоким ростом производительности. Диапазон значений этого параметра составляет -0,04 – -0,01.
Ещё один фактор, оказывающий значительное, но сдерживающее влияние на рост производительности труда – доля потребления государства в ВВП. При росте этого показателя на 1 процентный пункт в представленной выборке рост замедлялся на -0,46 – -0,50 п.п
Основной вывод такой: расширение производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, по итогам 2015-2017 годов объем инвестиций в него составил порядка 20,5% ВВП. По оценкам, основанным на анализе динамики экономик широкого спектра стран за период с 1980 по 2015 годы (см. рисунок выше), инвестиции в основной капитал могут обеспечить долгосрочные темпы роста российского ВВП на одного работающего в размере, не превышающем 1,5-2,0% в год.

3.2 Формирование мероприятий решений проблем обеспечения экономического роста в рос экономике

Летом 2018 г. международные агентства S&P и Fitch подтвердили долгосрочный рейтинг России на инвестиционном уровне.
Однако успехи в противостоянии кризисам не снижают актуальность задачи институциональной и структурной модернизации. Без нее невысокая инвестиционная активность, затормозившийся рост производительности труда, все сильнее проявляющиеся неблагоприятные демографические тенденции будут оказывать негативное влияние на позиции России в мире, усиливать отставание от технологических лидеров, препятствовать повышению уровня и качества жизни.
На повестке дня стоит проведение структурных и институциональных реформ, позволяющих в полной мере реализовать предпринимательскую инициативу, снять избыточные ограничения на рынках труда и капитала, обеспечить рост производительности. А главное — сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей.
Необходимая динамика и новое качество роста создадут возможности достичь национальных целей и выполнить стратегические задачи развития страны на период до 2024 г., сформулированные в Указе Президента № 204. При этом важно, с одной стороны, учесть приобретенный за минувшее турбулентное десятилетие опыт, а с другой — найти эффективные ответы на новые глобальные тренды, несущие и огромный позитивный потенциал, и серьезные риски. Суть работы Правительства в настоящее время состоит в том, чтобы использовать позитивный потенциал и своевременно нейтрализовывать риски.
На протяжении минувшего десятилетия формировались важные тренды и условия, которые в значительной мере будут определять развитие глобальных процессов на обозримую перспективу. Их важно учитывать, чтобы понимать современное состояние и пути развития России, формировать программу действий Правительства.
В современных условиях экономическая стратегия государства должна быть направлена на обеспечение устойчивого экономического роста.
В связи с этим важно определить основные этапы формирования устойчивого экономического роста в России, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап формирования устойчивого экономического роста в России предполагает выбор оптимальной структуры экономики. Это создаст условия для наиболее эффективной работы экономики в целях удовлетворения экономических, социальных и военных потребностей общества при наличии объективных ресурсных ограничений .
Оптимальную структуру можно охарактеризовать и как наиболее благоприятное для экономики соотношение между структурными элементами страны, в которой экономическая система эффективно функционирует и государство выполняет возложенные на нее функции.
Создание оптимальной структуры экономики способствует ее развитию. Выбор наиболее удачных вариантов сочетания промышленных и территориальных факторов экономического развития значительно увеличит экономический эффект.
С точки зрения устойчивого экономического роста в России такая структура экономики может быть оптимальной, которая будет иметь потенциал для удовлетворения социальных потребностей за счет внутренних факторов экономического развития как можно больше (при других равных условиях). Такие факторы должны включать, прежде всего, высокое качество человеческого капитала и высокообразованную технократическую элиту (значительное количество образованных людей, технически компетентных инженеров, дизайнеров, менеджеров, способных серийно выпускать научные продукты для выполнения мегапроектов).
Создание оптимальной структуры экономики по всей стране, кажется, очень сложная вещь, и поэтому второй этап формирования устойчивого экономического роста в России должен предполагать выделение приоритетных отраслей, которые будут способствовать формированию инновационных компонентов, способных трансформировать производственную сферу .
Эти приоритеты включают высокотехнологичный комплекс, представленный рядом научных, образовательных, производственных, управленческих и консалтинговых структур, обеспечивающих инновационную направленность экономического развития. Этот тип агрегации должен воспроизводить инновации, основанные на современных достижениях в области науки и техники.
Для России это опасное развитие. Сегодня не стоит пассивно приспосабливаться к быстрым экономическим и научно-техническим новинкам ведущих стран, а скорее к созданию национальной инновационной управляемой системы.
Третий этап формирования устойчивого экономического роста в России предполагает формирование конкурентоспособной экономики.
Достижение конкурентоспособности для России является национальной проблемой, так как она требует серьезных изменений в институтах, ценностях, культуре большого количества людей. Исторически Россия всегда была либо закрытой страной, либо страной, которая может предлагать только сырье и оружие другим странам. Она сама всегда предпочитала потреблять готовые продукты Всемирного назначения из-за рубежа. Этот старый, глубоко укоренившийся стереотип должен быть преодолен.
Мировой опыт показывает, что наибольший потенциал конкурентоспособности возникает на этапах разработки и производства продукции. На этих этапах закладываются основные параметры продукции, оказывающие решающее влияние на результат конкурентной борьбы.
Очевидно, что повышение конкурентоспособности отечественной продукции должно основываться в первую очередь на повышении качества производства.
Конкурентоспособность находится в прямой зависимости от различных факторов. Здесь важную роль будут играть как традиционные (капитальные и трудовые), так и новые (знания, наука, информация) факторы.
Растущее использование научных производств, современных высоких технологий будет иметь непосредственное влияние на рост производительности. Как известно, превосходство в производительности труда-главное для укрепления экономических позиций страны в мире. Более высокое качество, новые полезные свойства, значительно более низкие затраты также важны.
На этом этапе должна быть проведена четкая государственная политика в отношении развития новых технологий, поддержки науки и образования. Необходимо также кардинально изменить систему управления как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне промышленности, региона, страны. Для этого необходима политическая воля для возрождения страны и последовательная, долгосрочная политика реальных преобразований в экономической и социальной сферах.
Если удастся добиться конкурентоспособности, это означает не только рост, но и более высокий уровень социально-экономического развития страны .
Каждый из предложенных этапов формирования устойчивого экономического роста в России должен во многом определяться качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Деятельность государства в решении сложных и многочисленных проблем экономического роста должна быть значительно увеличена и направлена на реализацию существующего потенциала российской экономики.
Для того, чтобы экономический рост был устойчивым и долгосрочным, а позитивные тенденции не прекращались, его необходимо поддерживать активной экономической политикой государства.
Очевидно, что проблема устойчивого экономического роста в России очень спорная. Но важно, чтобы рост экономики, положительная динамика развития страны был устойчивым. Важно также, чтобы каждый гражданин России ощущал положительное влияние экономического роста страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выход России в положительную фазу делового цикла в 2017 — 2018 гг. и адаптация к возникшим в предыдущие годы внешним шокам делают исключительно актуальным переход к новому качеству социально-экономического развития. Формирование новой модели роста — императив, заданный как внутренними задачами, так и глобальными трендами.
Отмечая современные тенденции развития экономики, необходимо отметить, что, прежде всего, произошло беспрецедентное ускорение технологического обновления, что привело к взрывному росту инноваций. При всей кажущейся очевидности данного тезиса не все осознают, что мы стали современниками качественного скачка в динамике современной жизни.
Динамизм новых технологий усиливает непредсказуемость многих процессов современного мира. Она возросла за последнее десятилетие, и вряд ли эта ситуация изменится в обозримом будущем. Поэтому возникает необходимость уточнить роль долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования. При всем желании «заглянуть за горизонт» их надежность будет ограниченной. Это не означает, что работа над документами долгосрочного характера потеряла актуальность. Однако важно определить их роль как инструментов выработки и реализации политики, которые могут и должны меняться при изменении объективных обстоятельств.
При анализе экономической динамики важно учитывать не только количественные, но и качественные сдвиги, то есть внимательнее относиться к качеству экономического роста. Проблема, в принципе, не новая — на всех этапах развития технологий и создания новых товаров оценка роста количества производимых товаров и динамика индексов цен не учитывали качественные изменения в структуре производства. Однако в последние десятилетия в силу быстрого перехода множества экономических трансакций в цифровую среду (цифровизация), лавинообразного появления новых товаров, замещающих товары «традиционной» экономики, эта проблема особенно обострилась.
На темпы роста ВВП влияют темпы производительности труда, рост которой на 1 % сопровождается годовым приростом ВВП на 1,27%. Также оказывают влияние инфляционные процессы и уровень цен, воздействуя на динамику экономического роста страны отрицательно. Увеличение годового индекса потребительских цен на 1% сопровождается снижением индекса физического объема ВВП на 0,17%.
Некоторые ученые считают причиной нынешних проблем экономического роста России несовершенство сложившегося хозяйственного механизма, который препятствует модернизации экономики. Помимо этого, на сегодняшний день экономика нашей страны имеет достаточное количество проблем, обусловленных влиянием негативных факторов, которые препятствуют устойчивому экономическому росту. Государству необходимо непрерывно предпринимать меры по их устранению.
Для смены вектора экономического роста целесообразно :
 правительству и государственным компаниям стать главными инвесторами в стране;
 необходимо формирование стабилизационного финансового государственного фонда, целью которого будет развитие инновационных технологий и поддержание реального сектора экономики;
 ориентация экономики РФ на интенсивный тип развития, снижение зависимости национальной экономики от сырьевого сектора.
Минэкономразвития России осуществило обновление прогноза социально-экономического развития с учетом целей, поставленных Президентом Российской Федерации (Указ № 204). В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития в настоящий момент заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации. В августе 2018 г. прогноз может быть уточнен с учетом конкретных решений, принятых по их реализации.
На горизонте до 2024 года по мере исчерпания влияния стимулирующего бюджетного импульса в США и нормализации денежно-кредитной политики ЕЦБ ожидается постепенное ослабление доллара США относительно евро, что также скажется на динамике курсов валют развивающихся стран.
Темп роста ВВП в текущем году, по оценке, составит 1,9 %. В разрезе компонентов использования продолжится расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса темпами, сопоставимыми с предыдущим годом. При этом следующий год, как ожидается, будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики.
Для того, чтобы экономический рост был устойчивым и долгосрочным, а позитивные тенденции не прекращались, его необходимо поддерживать активной экономической политикой государства.
Очевидно, что проблема устойчивого экономического роста в России очень спорная. Но важно, чтобы рост экономики, положительная динамика развития страны был устойчивым. Важно также, чтобы каждый гражданин России ощущал положительное влияние экономического роста страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционного прессинга. Российское предпринимательство. – 2016.- N 2.
2. Макроэкономика. Учебник, Рекомендовано ФГАУ «ФИРО», /Отв. Ред. М.Л. Альпидовская, Н.В. Цхададзе. — Ростов на Дону «Феникс» 2017.- 409 с.
3. Маневич В. Долговременные макроэкономические процессы и условия роста российской экономики.// Вопросы экономики. – 2017.- №1.
4. Микульский К.И. Россия в поисках модели экономического роста // Общество и экономика.- 2017. — № 3-4.
5. Сухарев О.С. Экономический рост и научно-техническое развитие (теоретические штрихи к формированию политики). //Вопросы территориального развития.- 2017.- № 1.
6. Cухарев О.С. Экономический рост в России: проблема управления // Экономист.-2016.- N 7.
7. Цхададзе Н.В. Экономический рост или экономический застой: противоречивые тенденции развития современной российской экономики// Глобальная экономика в ХХI веке: диалектика конфронтации и солидарности. Сборник научных трудов/ Под ред. Д.э.н., проф. Сорокина Д.Е., д.э.н., доц. Альпидовской М.Л.- Краснодар, 2017.- С.241-245 (494 с.).
8. Цхадазе Н.В. Риск возникновения кризисных процессов и экономического застоя а современной России // Phenomenon of the market economy: vectors and features evolution. Academic Monograph.- LSP, 2017,- P.208-213 (620р.)
9. Цхададзе Н.В. Экономические условия застоя современной российской экономики// Сборник научных трудов «Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения».- Екатеринбург, 2017- С.7-11 (110 с.).
10. Цхададзе Н.В. Кризис экономического развития России: последствия экономических санкций //Экономические вызовы западных санкций против России: общие и особенные черты: Монография. Под ред. М.Л. Альпидовской — Краснодар: Изд-во НИИ Экономика ЮФО, 2016.- С.83-89. (184с.).
11. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] – режим доступа http://economy.gov.ru /minec/about/structure/depmacro/201804072 (дата обращения 21.10.2018)
12. Официальный сайт газеты «Комерсантъ» [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.kommersant.ru/ (дата обращения 21.10.2018)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф