Введение
1. Теоретические аспекты внешней задолженности
1.1. Суть внешнего долга
1.2. История формирования внешнего долга
2. Структура внешнего долга РФ
2.1. Кредиты Парижского клуба кредиторов
2.2. Долг бывшего СССР
2.3. Кредиты международных финансовых организаций
2.4. Коммерческие кредиторы и еврооблигации
3. Влияние, проблемы и пути решения проблемы внешнего долга
3.1. Влияние внешнего долга на российскую экономику
3.2. Проблемы погашения внешнего долга России
3.3. Пути решения проблемы внешней задолженности
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Тема курсовой актуальна, ведь проблема внешнего долга России в последнее время приобрела особую остроту. Данная проблема заключается в фактической неспособности России в полной мере выполнять обязательства по обслуживанию полученных внешних кредитов, что влечет за собой негативные последствия для национальной экономики.
Важность данной проблемы обусловлена большим значением, которое имеет внешнее финансирование для российского государственного, а в последнее время и частного секторов, а также состоянием отечественной экономики, не обеспечивающей на сегодняшний момент необходимого уровня роста для поддержания суверенной платежеспособности. По сути, речь идет о полномасштабном долговом кризисе, приобретшем острую форму после августовской девальвации 1998 г.
Кроме того, отсутствие долгосрочной стратегии эффективного управления и использования внешних займов предполагает дальнейшее ухудшение положения России как страны — заемщика, а фактор внешнего долга в значительной степени влияет на макроэкономическую ситуацию в стране.
Следует отметить, что те трудности с использованием инструмента внешней задолженности, с которыми столкнулась Россия, не являются исключительным случаем в мировой практике. Сходные проблемы возникли в странах Латинской Америки еще в начале 80-х годов, а история суверенных дефолтов восходит к первой половине XIX века, когда все те же латиноамериканские молодые государства, недавно получившие независимость, приостановили обслуживание внешних займов.
С тех пор были проведены обширные исследования, посвященные проблемам государственного внешнего долга, в которых были изложены основные причины образования данной задолженности, рекомендации по предотвращению и разрешению долговых кризисов, рассмотрены последствия нарастания внешних займов для стран — должников и кредиторов. Тем не менее, универсальной формулы для решения проблемы внешней задолженности не найдено, что подтверждает значительное число стран, для которых и сегодня характерны трудности с обслуживанием внешних долгов, и периодически возникающие долговые кризисы, наносящие серьезные удары по стабильности мировой экономической системы.
Отсутствие готовых рецептов для решения проблемы внешнего государственного долга предполагает подход, основанный на изучении и применении общих для всех стран рекомендаций (к ним относятся комплекс мер, связанных с регулированием бюджетных диспропорций, режима валютного курса и контроля за движением капитала, мер по управления экспортом и импортом, структурной политики), но с учетом индивидуальных особенностей каждой страны — должника, объективно сложившихся в процессе исторического развития.
В случае России образование внешнего долга связано как со специфическими чертами национальной экономики, так и с глобальными экономическими процессами. Что касается черт, присущих исключительно России и повлиявших на образование внешней задолженности, то среди основных необходимо выделить значительные долги СССР, принятые Россией на себя, а также трудности перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной, что потребовало привлечения дополнительных ресурсов из внешних источников. Процессы, протекавшие в мировой финансовой системе, также повлияли на формирование государственного внешнего долга России. Прежде всего, это эйфория инвесторов в 90-е годы в отношении перспектив развивающихся рынков, мировой кредитный бум, либерализация национальных финансовых рынков и т.д. Россия, будучи полноправным участником данных процессов, получала как выгоды (приток капитала), так и несла соответствующие риски, которые проявились в виде долгового и валютного кризисов.
Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, потребует значительных усилий. Учитывая важность проблемы, нам представляется необходимым провести анализ причин образования государственной внешней задолженности России, генезиса и современного состояния этого явления, последствий для национальной экономики, а также методов управления внешним долгом.
Цель курсовой работы: показать структуру внешней задолженности России, и проблемы погашения внешнего долга.
Для достижения поставленной цели необходимо:
— изучить сущность внешнего долга и историю формирования внешней задолженности РФ, а также изучить проблемы погашения внешнего долга.
-определить структуру внешнего долга РФ и отметить влияние внешнего долга РФ на экономику страны.
1. Теоретические аспекты внешней задолженности
1.1. Суть внешнего долга
Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворениюрастущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.
Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.
В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит — превышение расходной части бюджета над доходной. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.
Перед правительством, столкнувшимся с проблемой роста бюджетного дефицита, встает проблема выбора из трех вариантов. Первый, кажущийся наиболее лёгким, но и являющийся наиболее инфляционно опасным – дополнительная эмиссия денежных средств. Второй — усиление налогового бремени и сокращение государственных расходов. Третий — выпуск государственных долговых обязательств — казначейских ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов и т. п.), которые обеспечивают их покупателям гарантированный доход в виде определённого процента.
Проблема бюджетного дефицита порождает проблему государственного долга.
Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансо¬вым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определен¬ный период времени, а также задолженность внутри страны физическим ли¬цам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.
Государственные заимствования классифицируют по разным критериям.
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений: федеральные, региональные и местные.
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные — свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.; нерыночные — не подлежат обращению ан фондовом рынке, выпускаются для привлечения определенных инвесторов, интересам которых и отвечают.
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные — обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации); беззакладные — ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств: кратко-, средне- и долгосрочные.
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: с правом досрочного погашения; без права досрочного погашения;
Внешний долг — это задолженность государства гражданам и организациям других стран, кредиторами могут выступать: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Внешний долг выражается в иностранной валюте.
Государственный долг России может быть в форме:
1) кредитных соглашения и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
4) договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
В РФ существует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.
Управление системой государственного долга — финансовая политика органов власти и управления, обслуживающая их деятельность в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Она включает в себя определение бюджетного дефицита, объемов займов для его финансирования, определение направлений воздействия на денежное обращение, производство и занятость при осуществлении общегосударственных программ. Оценка государственной задолженности относится к критериям экономической безопасности РФ и не должна превышать 60% ВВП, т.к. в противном случае увеличится доля налоговых поступлений, обслуживающих бюджетный дефицит.
1.2. История формирования внешнего долга
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам.
Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние неожиданных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
В 70 -е и начале 80-х годов, во время так называемой «нефтяной лихорадки» сверхвысокие мировые цены на нефтепродукты обеспечивали значительное положительное сальдо торгового баланса СССР, что позволяло советскому руководству осуществлять массированные импортные закупки, покрывающие внутренний дефицит качественных товаров.
Однако к середине 80-х ситуация изменилась. Во-первых, страны с рыночной экономикой сумели внедрить в производство энергосберегающие технологии, что позволило резко сократить потребление нефтепродуктов. Во-вторых, страны ОПЕК и другие нефтеэкспортеры, привлеченные резким ростом цен, значительно увеличили экспортные квоты, в результате чего на рынке образовался серьезный избыток нефти и ее цены стремительно полетели вниз.
Для предотвращения товарного дефицита советское руководство наращивало объемы импорта, что в условиях падения поступлений от экспорта вынуждало увеличивать внешние заимствования. Хотя реальную платежеспособность страны было оценить невозможно в силу закрытости статистической информации, но считалось, что она достаточно высока, поэтому кредиторы СССР охотно давали взаймы. Кредиты давались и по линии межгосударственных соглашений, и по линии частных банков.
Однако реально торговый баланс СССР продолжал ухудшаться и в последние годы стал дефицитным. Ситуацию обостряло и фактическое банкротство Внешэкономбанка СССР, на счетах которого зависли средства юридических лиц-резидентов (впоследствии переоформленные в ОВГВЗ), а также советских граждан. В результате в наследство Российской Федерации от экс-СССР досталось неурегулированное долговое бремя в 80 млрд. долл.. (Аналитическая служба ИК «Регион», 15.01.1999-21.01.1999).
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только РФ смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что РФ примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. в 1985 г. до 98 млрд. долл. в 1992 г.
Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995гг. Существенная доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки – в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран – Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.
Начиная с 1992г. РФ получила от МВФ более 20 млрд. долл. кредитов. С точки зрения обслуживания долга кредиты МВФ являются неудобными, т.к. не реструктурируются и подлежат обязательной оплате. Другим крупным источником роста задолженности стали кредитные линии запанных стран, открытые в рамках пакетов западной помощи.
Сохранявшаяся и даже усилившаяся в 90-е годы благодаря «дешевому» доллару импортная зависимость по многим потребительским товарам и промышленному оборудованию, с одной стороны, и однобокая экспортная специализация, с другой, также способствовала увеличению внешних заимствований. Каждое снижение цен на основной экспортный товар – нефть – вызывало серьезные напряжения в финансах государства.
В течении 2000г. страна выплачивала текущие долги МФВ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов. В 2000 г. РФ полностью выполнила обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г.
По итогам 2008г. государственный внешний долг Российской Федерации, включая обязательства бывшего СССР, сократился по сравнению с 2007г. на 9,8% и на 1 января 2009г. составил 40,5 млрд. долл.
2. Структура внешнего долга РФ
Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом осуществляется реструктуризация[1] государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ, ст. 106, п. 2)
Внешний долг России складывается из:
— кредитов Парижского клуба кредиторов;
— кредитов СССР по двусторонним соглашениям;
— кредитов, выданных России с 1992 года по двусторонним соглашениям;
— кредитов международных финансовых организаций (МВФ и МБ);
— рыночных займов (еврооблигаций).
2.1. Кредиты Парижского клуба кредиторов
Парижский клуб кредиторов неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Кредиты, выданные в его рамках, — межгосударственные или банковские кредиты российскому правительству, прогарантированные иностранными правительствами, что привносит много политических аспектов в обсуждение реструктуризации этого долга.
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:
· наличие непосредственной угрозы прекращения платежей. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.
· обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику.
· равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37.6 млрд. долл.. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра, связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.
Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами — членами Парижского клуба кредиторов. РФ стала должна Клубу 38 млрд. долл..
По данным Министерства финансов РФ, задолженность перед членами Парижского клуба кредиторов сократилась за 2008 год на 22%, и на начало 2009 года составила 1,4 млрд долл.
2.2. Долг бывшего СССР
Сумму задолженности СССР точно установить трудно. СССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более 15 млрд. долл. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг 50 млрд. долл. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, «кредитов перестройки», дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.
Еще 30 млрд. долл. задолженности было накоплено Союзом в 1988 — 1991 годах, — когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.
По официальным данным, признанный Россией долг СССР составлял в 1991 году 95,1 млрд. долл.. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долл.. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи).
На I квартал 2006 года внешний долг бывшего СССР уменьшился от общей суммы в 53,3 млрд. долл. до 34,0 млрд. долл. (на 36%). За 2008 год (по данным Центрального Банка РФ) долг уменьшился с 7,1 млрд. долл. до 4,6 млрд. долл.
2.3. Кредиты международных финансовых организаций
Кредиты международных финансовых организаций характеризуются тем, что они выдавались на покрытие дефицита бюджета, т.е. в буквальном смысле на поддержку рыночных и демократических преобразований в стране, чтобы смягчить удар реформ по уровню жизни.
РФ присоединилась к Всемирному банку (ВБ), Международному валютному фонду (МВФ) и Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) в 1992 г. С этого момента и начинается история заимствований нашей страной у этих международных организаций.
Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует:
1) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка при слишком сильных колебаниях валютного курса;
2) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ;
3) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;
4) отказ от привязки своих валют к золоту.
МВФ сегодня координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Кредиты МВФ могут быть получены лишь после того, как вторая сторона согласится на проведение стратегических реформ в своей экономике.
Членство в МВФ налагало на Россию обязательство выполнять следующие требования:
Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конверти¬руемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных кур-сов. Согласно требованию, РФ установила с июля 1992 года еди¬ный рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностран¬ным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть опреде¬ляется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Централь¬ным Банком самостоятельно.
В-третьих, установление информационной открытости.
РФ уже использовала часть механизмов финансовой помощи МВФ: stand-by в 1992 году на сумму 1 млрд. долл. сроком на 5 лет и в 1995 году на сумму 6 млрд. долл. сроком на 5 лет с отсрочкой на 3 года и 3 месяца. На системные преобразования в 1993 г. был получен транш STF в размере 1,54 млрд. долл. сроком на 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года и в 1994 г. — 1,5 млрд. долл. (на тех же условиях). В 1996-1998 гг. был предоставлен кредит по программе расширенного кредитования EFF в размере 9,2 млрд. долл. (на 10 лет с отсрочкой на 4,5 года). Кредитование России приостановлено Фондом в 1999 году.
31 января 2014 года РФ при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долл.. Досрочное погашение сэкономило 204 млн. долл. процентных платежей
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки.
В 2009-2015 годах РФ получила от Всемирного банка 9,8 млрд. долл. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них 5,4 млрд. долл. было направлено в бюджет и исчезло.
Таблица 1 — Данные Министерства Финансов по долговым обязательствам Всемирному банку
Дата | млрд. долл. |
01 октября 2009 г. | 7,0 |
01 января 2010г. | 7,2 |
01 января 2011 г. | 7,0 |
01 января 2012 г. | 6,9 |
01 января 2013 г. | 5,7 |
01 января 2014 г. | 5,1 |
01 января 2015 г. | 4,5 |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) начал свою деятельность с 1991 г. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проблемы. При этом особое внимание уделяется операциям, направленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокращения отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляемый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и совместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов.
Таблица 2. Задолженность перед международными финансовыми организациями по данным МинФина
Дата | Млрд. долл. |
1 января 2012 г. | 5,7 |
1 января 2013 г. | 5,5 |
1 января 2014 г. | 5,0 |
1 января 2015 г. | 4,5 |
2.4. Коммерческие кредиторы и еврооблигации
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долл. США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке — около 1,8 млрд. долл. США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г.
12.04.2011 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей.
По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 01.01.2015 составила 1,2 4 млрд. долл.. (см. Приложение 1).
Еврооблигации — займ правительства России на открытом рынке. Агентом по платежам выступает Внешэкономбанк, а кредиторами — любые частные и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством России в 2006-2008 гг., поэтому они считаются чисто российскими и по ним аккуратно погашаются все текущие купоны.
За период с 2006г. по 2010г. было выпущено одиннадцать траншей внешних облигационных займов (включая переоформленную задолженность Лондонскому клубу) большая часть займов со сроком погашения 5-10 лет, т.е. это фактически краткосрочные займы.
Задолженность на 01.07.2011 составляет 36,2 млрд. долл. Большую часть из них составляет задолженность России перед Лондонским клубом переоформленная в 2010 году в 30 летние еврооблигации.
По состоянию на 1 января 2004 года задолженность по еврооблигациям составляет 35,7 млрд. долл. США.
С 2006 года по 2012 год было осуществлено 12 выпусков внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на сумму 37 млрд. долл. США, из которых:
· Первые 8 выпусков ВОЗ, произведены с 2006 по 2008 год на сумму в эквиваленте 10 млрд. долл. США.
· 9-й и 10-й выпуски предназначались для обмена на них ГКО общей суммой 5,9 млрд. долл. США. В результате государственный долг увеличился на сумму 1,5 млрд. долл. США.
В 2010-2011 годах проведены два выпуска облигаций для урегулирования задолженности перед Лондонским клубом кредиторов на сумму 21,1 млрд. долл. США. В результате долг Российской Федерации увеличился на эту сумму, а внешний долг бывшего СССР сократился.
По данным МинФина на задолженность по еврооблигационным займам уменьшилась с 2006 г. по 2009 г. с 31,5 млрд. долл. до 27.7 млрд. долл.
Согласно решению государственных органов все остатки средств на счетах во Внешэкономбанке были заблокированы по состоянию на 1 января 1992 года и обменены позже на облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций — одна, десять и сто тысяч долл. США. Купонная ставка — 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения — 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа — 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска — 14 мая 1996 года.
После кризиса 2008 года непогашенные выпуски (начиная с III-го) ОВГВЗ были переоформлены в ОГВЗ. При этом Минфин России перевел средства в оплату купонов по всем траншам ОВГВЗ.
Необходимо отметить, что ОВГВЗ 6 и 7 транши в размере 3,5 млрд. долл. США не были выпущены для погашения задолженности бывшего СССР, а размещались для привлечения в федеральный бюджет свободных ресурсов рынка для обеспечения расходной части бюджета. По состоянию на 1 января 2014 года задолженность по ОВГВЗ и ОГВЗ составила 7,3 млрд. долл. США.
3. Влияние, проблемы и пути решения проблемы внешнего долга
3.1. Влияние внешнего долга на российскую экономику
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, — ключевой фактор экономического развития России в XXI в.. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, экономические спады в стране, кризисы различных сферах деятельности и т.д. Еще один источник государственного долга – политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Можно выделить определенный характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в трехзвенном кредитном цикле, таких как привлечение, использование, погашение, – неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2011 г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
· усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
· происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;
· сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
· дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей дает основания характеризовать экономическую систему страны в XXI в. как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано и зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.
Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
Для принятия решения о внешнем займе должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:
1) финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
2) возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;
3) цена внешних финансовых ресурсов;
4) степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.
Ни один из этих факторов не учитывался в полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-16 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 01 июля 2011 составил 156,8 млрд. долл.).
Ситуация начала меняться к лучшему в 2011-2012гг., когда общий объем внешней задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2010 г. до 138,9 млрд. долл. в 2011. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002 г. на 39,5%.
По данным Минфина, на 1 января 2013 года, объем государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003 г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003 г. составил около 17,3 млрд. долл.. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд. долл..
По сведения Банка России за I квартал 2010 г. внешний долг вырос на 6,3% (на 16,3 млрд. долл.) и составил к началу апреля 274,7 млрд. долл.. (10,63% ВВП). Долговые обязательства органов государственного управления на 01.01.2012 составили 76,5 млрд. долл..
С 2006 по 2008 г. внешний долг вырос с 257,2 млрд. долл. до 542,1 млрд. долл., а долговые обязательства непосредственно органов государственного управления уменьшился до 44,9 млрд. долл..
Опубликованные 7 апреля 2014 г. первые данные Банка России о структуре внешнего долга демонстрируют снизившиеся на 40% за квартал 2014 г. темпы погашения банковских и корпоративных кредитов. Внешний долг негосударственного сектора за I квартал 2014 года снизился на $28,9 млрд, кварталом ранее — на $47,4 млрд. Согласно статистике ЦБ, с 1 января 2014 внешний долг сократился с $484,7 млрд до $453,5 млрд, на $31,2 млрд. Пика совокупный внешний долг РФ достиг в III квартале 2013 года — $542,1 млрд, из них на 1 октября 2013 года $499,3 млрд приходилось на частный сектор (39,5% — банковский сектор, 60,1% — небанковские структуры).
3.2. Проблемы погашения внешнего долга России
Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями — величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в Экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности обслуживания кредитов.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит именно в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста.
Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности — в 3 раза. Границей опасности для процентных платежей считается отношение к экспорту 15-20%, границей повышенной опасности: 25-30%.
С точки зрения долгосрочной стратегии управления государственным долгом можно применить временную структуру процентных ставок. Это означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия и т.д., создает наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Минимизация текущей стоимости обслуживания государственного долга предполагает, что доходности качественно однородных обязательств не должны значительно различаться. Если какая-то бумага обеспечивает относительную экономию для бюджета, то следует расширять ее эмиссию, и наоборот, изымать из обращения невыгодные выпуски.
Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
— отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
— разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
— создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
— согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.
Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:
1. недостаточно обеспечивает осуществление централизованной и долгосрочной политики в области управления государственным долгом и государственных заимствований;
2. не полностью обеспечивает предупреждение возможных финансовых и долговых кризисов, а также принятие оперативных мер по их преодолению;
3. носит фрагментарный и в ряде случаев противоречивый характер.
В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России — внутренний долг, Внешэкономбанк СССР — внешний долг в части облигационных займов и долга официальных кредиторов и других категорий долга), а также различными департаментами Министерства финансов Российской Федерации. Методология учета долговых обязательств в значительной степени отличается в зависимости от органа и подразделения Минфина России, осуществляющего учет.
Кроме того, методология учета в ряде случаев отличается не только по категориям долга, но и по видам долговых обязательств, что еще больше затрудняет определение точного размера долга и перспективное планирование бюджета в части, обслуживания и погашения государственного долга и привлечения заимствовать. Отсутствие единой методологии учета государственного долга, а также единой интегрированной базы данных по видам долговых обязательств ухудшает возможности по формированию и реализации обоснованной долговой стратегии, а также бюджетной политики в целом.
В настоящее время размеры погашения и обслуживания долга в значительной степени зависят от материализации рисков, связанных со структурой государственного долга.
В связи с тем, что учет доходов федерального бюджета осуществляется в рублях, а платежи по внешнему долгу производятся в иностранной валюте, государство несет значительные риски, в форме резкого изменения валютного курса рубля, что собственно и произошло в конце 2013 года.
Одновременно рост валютного курса рубля приводит к ситуации, когда внутренние заимствования будут менее выгодными для бюджета, чем внешние заимствования на аналогичные сроки с учетом фактора валютного риска (и наоборот, в случае падения валютного курса рубля).
Кроме того, часть заимствований, составляющих государственный долг Российской Федерации, имеет плавающие процентные ставки, что приводит к возникновению риска увеличения бюджетных расходов на обслуживание долга в связи с колебаниями процентных ставок на международных рынках.
Таким образом, развитие системы анализа рисков, связанных с управлением государственным долгом и осуществлением заимствований является основополагающим элементом системы активного управления государственным долгом и осуществления экономически и финансово обоснованной политики в области управления долгом.
Действующее законодательство не закрепляет функции учета, оперативного управления долгом и осуществления заимствований за одним уполномоченным органом Правительства, что предполагает возможность осуществления заимствований другими органами исполнительной государственной власти от имени Правительства. В прошлом указанная, практика привела к значительному росту долга бывшего СССР и Российской Федерации за счет предоставления федеральными органами государственной власти гарантий и осуществления заимствований от имени Правительства, а также возможность осуществления заимствований государственными унитарными предприятиями, входящими в государственный сектор экономики.
Упомянутые выше проблемы и недостатки действующей системы управления государственным долгом обуславливают необходимость реформирования системы управления государственным долгом с целью создания единой эффективной и интегрированной системы, а также пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.
Основная задача реформирования и развития системы управления государственным долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями и постепенном снижении зависимости государственного бюджета от ситуации в долговой сфере.
3.3. Пути решения проблемы внешней задолженности
Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но и усугубляется.
Наиболее тяжелая ситуация в отношении внешней задолженности в начале XXI в. продолжает оставаться в Африке, особенно в странах Тропической Африки. Они имеют самую высокую долю долга, принадлежащего официальным институтам. Погашение долга происходит за счет новых заимствований.
Высокую внешнюю задолженность имеют арабские страны — импортеры нефти.
В начале 90-х гг. появилась новая группа должников — это страны СНГ. Некоторые из них не смогли полностью проводить выплаты по долгам.
В целом растущий объем международной задолженности развивающихся стран и создает возможность давления на их внешнюю и внутреннюю политику. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Бремя платежей по обслуживанию долга серьезно ограничило возможности этих стран в наращивании темпов роста и борьбы с отсталостью, привело к сокращению импорта.
Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации. МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов. Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом. Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.
Страны-кредиторы, МВФ и Всемирный банк проводят дифференцированную политику по отношению к странам-реципиентам. В соответствии с методологией Всемирного банка все страны-члены подразделяются на две группы: с чрезмерной задолженностью и с умеренной задолженностью. Отнесение к конкретной группе зависит от уровня ВВП на душу населения и степени обремененности внешним долгом.
Такая дифференциация позволяет разрабатывать меры по увязыванию размера платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков.
В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация, т. е. перенос или отсрочка платежей. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Она дает временное облегчение должникам, ежегодные платежи снижаются, но размер долга при этом не сокращается, а возрастает за счет процентов в новый период его погашения. Реструктуризация сопровождается, как правило, предоставлением новых кредитов. В последние годы значительно расширилась практика капитализации процентных платежей, т. е. превращение их в основной долг; различные виды конверсии долговых обязательств, в том числе обмен долгов по рыночному курсу на акции национальных приватизируемых предприятий, их продажа, повторная реструктуризация пролонгированных сумм.
Мировое сообщество признало, что поиск решения проблемы задолженности является общей ответственностью стран-должников и стран-кредиторов, коммерческих банков и многосторонних финансовых учреждений.
Заключение
При выполнении курсовой работы мы рассмотрели понятие внешнего долга и проблемы его погашения. Государственный внешний долг – это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансо¬вым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определен¬ный период времени, выраженной в иностранной валюте. Проблему государственного долга порождает проблема бюджетного дефицита (превышение расходной части бюджета над доходной).
РФ, как и многие страны мира испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально- экономической политики и выполнение обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В настоящее время внешняя задолженность оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
· Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
· Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
· Ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
· Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
· Происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является важной задачей.
РФ не занимала с 2010г., на сегодняшний день в области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения «дорогих долгов» и использования накопленных в Стабилизационном фонде средств.
В 2012 году после десятилетнего перерыва министерство намерено привлечь на внешнем рынке $5 млрд сроком на три—пять лет. Главная цель возвращения Минфина к практике внешних займов — не покрытие дефицита бюджета, а создание ориентира для корпоративных заемщиков. За 2013 год доля внутреннего долга в общем объеме государственного долга увеличилась с 54,2% до 55,7%, а внешнего сократилась с 45,8% до 44,3%.
Напомним, внешний долг, по данным на 1 января 2009г., составлял 484,7 млрд. долл. [8]
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации №1060 от 16.10.1993г. «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов»
2. Постановление Правительства Российской Федерации №478 от 23.06.2000г. «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в лондонский клуб кредиторов»
3. Федеральный закон 76-ФЗ от 26.12.1994 «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям».
4. Вавилов Ю.Я. Государственный долг. – М.: Перспектива. 2002. 100 с.
5. Внешний долг России и проблемы его урегулирования. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2002. 189 с.
6. Кузнецов В.С. Отношения России с МВФ. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №7. с. 46-52.
7. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. // Финансы. 2001. №8. с.72-73.
8. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. – СПб.: Питер. 2002. 272 с.
9. Материалы официального сайта Минфина России www.minfin.ru.
10. Материалы официального сайта РосБизнесКонсалтинг www.rbc.ru .
11. Материалы официального сайта Центрального банка РФ www.cbr.ru
12. Материалы официального сайта РИА «Новости» www.rian.ru.
13. Материалы официального сайта Открытая Экономика www.opec.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф