Введение
Глава I. Теоретические исследование феноменологии одиночества
1.1 Одиночество как социально психологическое явление
1.2.Анализ понятия «одиночество»
1.3. Составные аспекты одиночества
Глава II. Эмпирическое исследование феноменологии одиночества
2.1.Методы исследования
2.2. Результаты и анализ исследования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования:
В настоящее время проблема одиночества актуализируется в среде молодежи в контексте трансформаций основных показателей социально-психологического взаимодействия.
В контексте с психоонтогенетическими особенностями студенческой активности изучение проблемы психологического одиночества рождает стереотип о том, что молодежью не осознается феномен когнитивные сложности этого явления. Феноменология психологического одиночества молодежи рассматривается как совокупность знаний, определяющих взаимосвязь между одиночеством и молодыми людьми. Необходимость теоретического осмысления этой проблемы и разработки практических рекомендаций усиливается в связи с неумением молодых людей самостоятельно найти выход из ситуации одиночества.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен одиночества негативно сказывается на духовном и психическом состоянии молодежи, что выражается в нарушении социально-психологических процессов интеракции, коммуникации, кооперации в рамках малой группы. Ситуация социально-психологического одиночества среди молодежи выступает препятствием социальной стабильности, продуктивному межличностному/ групповому/ межгрупповому взаимодействию, и в целом, гармоничному развитию общества.
Проблема одиночества выступает в качестве объекта исследования целого ряда наук о человеке, таких как социология, философия, психология, культурология, педагогика и даже медицина и богословие. Каждая из них рассматривает одиночество с позиции своей специфики, обогащая его новыми концептуальными аспектами. В то же время изучение данного явления может быть перспективным и своевременным научным направлением в рамках психологии.
Актуальность обращения к данной проблеме вызвана необходимостью разрешения ряда противоречий, накопившихся в теории и методологии психологии.
Теоретическая база исследования:
Проблема одиночества вызывала интерес во все исторические периоды и в настоящее время является темой обсуждения философов, культурологов, психологов, социологов, социальных психологов. Одиночество как специфическое переживание индивида изучается с психологической точки зрения в работах Р. Вейса, К. Хорни, Д. Мейерса, 3. Фрейда, К. Юнга и других. На основе анализа эмпирических данных феномен одиночества описывается в трудах Д. Рассела, К. Роджерса, Дж. Янга и других. Сквозь призму социальных процессов одиночество осмысливают К. Боумен, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Маслоу, Д. Рисмен, А. Д. Еляков, А. Камю, Ж. Липовецки, Э. Фромм. Вопросы, связанные с изучением одиночества студенческой молодежи, рассматриваются в исследованиях В. Вейса, К Солано, Дж. Янга, Р. Фридмена, Ю.Д. Бабаева, С. Грофа, Э. Кляйненберга. В большинстве работ указанных авторов проблема одиночества очерчена в контексте отсутствия необходимых социальных навыков у молодых людей. В рамках неофрейдистской модели вопрос одиночества изучают Г. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман, Гарри С. Салливан, Ф. Фромм; с точки зрения социологической модели — К. Боумен, Д. Рисмен, Р. Слейтер. Когнитивную модель представляют Литиция Э. Пепла и У. Садлер. Роберт С. Вейс является ярким приверженцем интеракционистской модели. Приватную модель в своих работах рассматривают В. Дерлег и С. Маргулис. С точки зрения экзистенциальной модели вопрос изучают К. Мустакас и Б. Миюскович. Гуманистическая модель близка А. Маслоу, С. Н. Соловьеву, Н. А. Бердяеву, Е. Н. Трубецкому, И. А. Ильину. Общесистемная/общественная модель была рассмотрена Дж. Фландерсом. К. Роджерс, Д. Бернштейн и Е. Рой изучали феномен одиночества с точки зрения феноменологической модели. Длительное время отечественные ученые не уделяли должного внимания проблеме одиночества, поскольку коллективизм как духовная опора социалистического общества противопоставлялся индивидуализму капиталистического общественного уклада — основы одиночества и отчуждения.
В настоящее время в связи с глобальными трансформациями в экономической, социокультурной, политической и других сферах общества изменилось отношение к проблеме одиночества. С 90-х г. XX века в России появляются научные труды, посвященные осмыслению феномена одиночества. Интерес представляют работы А.А. Артамоновой, С.А. Ветрова, Т.И. Гольман, О.Б. Долгиновой, С.В. Куртиян, Д.А. Матеева, Е.В. Неумовой, А.В. Нечаева, Ж.В. Пузановой, В.А. Сакутина, С.Г. Трубниковой, Г.Р. Шагивалеевой, Л. А. Пьянковой, Е.Н. Заворотных и других.
Цель исследования: изучение феноменологии ¬ психологического одиночества у молодежи.
Объект исследования: феномен одиночества у лиц молодежного возраста.
Предмет исследования: особенности психологического одиночества молодежи.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание и специфику определения ¬ психологического одиночества в рамках изучения этого понятия в студенческой среде.
2. Рассмотреть причины возникновения психологического одиночества в студенческой среде.
3. Выявить типологию психологического одиночества в студенческой среде.
4. Разработать методологию исследования психологического одиночества в студенческой среде.
Гипотеза исследования: типы социально-психологического одиночества молодежи зависят от их ценностных ориентаций и модальности переживаний.
Методологические принципы:
1) Принцип детерминизма;
2) Принцип единства сознания и деятельности;
3) Принцип развития психики;
4) Принцип системности;
5) Принцип субъектной активности;
6) Принцип единства сознания и бессознательного;
7) Принцип индивидуализации;
8) Принцип единства психического и физиологического.
Методы исследования:
1. Интервью;
2. Опрос;
3. Тестирование;
Методики исследования:
— Методика диагностики субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
— Анкета разработанная нами, направленный на выявление причин возникновения одиночества в период молодежного возраста.
Эмпирическая база исследования:
В эмпирическом исследовании приняли участие тридцать лиц молодежного возраста (курсанты психологического и юридического факультетов Академии ФСИН России).
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (два параграфа в первой главе, и два во второй), заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование феноменологии одиночества
§1.1. Одиночество как социально-психологическое явление
Проблема одиночества выступает в качестве объекта исследования целого ряда наук о человеке, таких как социология, философия, психология, культурология, педагогика и даже медицина и богословие. Каждая из них рассматривает феномен одиночества с позиции своей специфики, обогащая его новыми концептуальными аспектами. В то же время необходимо констатировать, что теоретическая и практическая разработка отдельных аспектов данной проблемы особенно актуализируется (наиболее полно и плодотворно реализуется) в рамках социальной психологии, поскольку феномен одиночества затрагивает проблемы взаимоотношений людей. Изучение феномена «социально-психологическое одиночество» диктует необходимость определения содержательных границ понятия «одиночество». Теоретическое обоснование проблемы имеет древние корни.
Тема одиночества оказывается в центре внимания людей, живущих во все времена, о чем свидетельствуют мифы разных народов, библейские и коранические тексты, сочинения теологов и т.п. . В древнейший период истории при коллективной организации жизнедеятельности человека наиболее суровым наказанием являлось изгнание, то есть одиночество выступало индикатором дезадаптации, десоциализации, неинтегрированности индивида, в мир сородичей. Подобная традиция сохраняется и в наше время. Изгнание в современной интерпретации не всегда выступает в форме физической изоляции индивида от общества, широко распространены способы психологического отчуждения, такие как бойкот, игнорирование, пренебрежение. Американский писатель Томас Вульф убежден, что одиночество — универсальное состояние всего человечества и главное испытание в жизни каждого индивида.
Феномен одиночества многомерен по содержанию, проявляет себя в различных формах, переживается людьми в неодинаковой степени, 11 воспринимается многими на метафорическом уровне — все это обусловливает сложность его научного осмысления.
Сложность исследования данной проблемы объясняется также тем, что различные цивилизационные системы порождают диаметральные исторически сложившиеся социально — психологические формы одиночества и способы их переживания. Например, модель цивилизационного развития Запада выдвигает на первый план ориентир достижения индивидуального жизненного успеха, который становится основополагающей потребностью каждой отдельной личности. Снабженный научно-техническим инструментарием человек получает возможность конструировать свое «Я» и среду своего обитания, исходя из утверждения материальных, телесно-гедонических ценностей (комфортность, максимальное потребление, повышение материального уровня жизни) в ущерб духовных. Это типично не только для стран Западной Европы, но и для США, где одиночество признается существенной проблемой, связанной с тяжелыми переживаниями. Допуская, что человеку необходимо обособление, например, в период становления личности, общество отвергает людей, не умеющих справиться с одиночеством, считает их неудачниками. Более того, в США, где существует стереотипы имитирующего общения, порицаются все формы проявления негативных последствий одиночества.
Таким образом, ведущим принципом западного стиля организации общества становится формирование философии индивидуализма, при этом феномен одиночества рассматривается с противоположных точек зрения; с одной стороны, как одно из обязательных условий становления личности, с другой — как признак неудавшейся жизни.
В современном российском обществе утверждается экономическое/ монетаристское мышление, основанное на культе западных ценностей, обусловливающих индивидуалистическую направленность сознания индивида.
Можно утверждать, что принцип индивидуального успеха имеет ряд преимуществ, таких как стимуляция уверенности человека в себе, собственных силах. С другой стороны, эмоциональная сдержанность, отсутствие дружеской 12 поддержки, человеческого участия, взаимопомощи — все это способствует развитию социальных, психологических, коммуникативных барьеров, которые препятствуют взаимопониманию, взаимодействию, общению людей, что инициирует возникновение одиночества как общественной проблемы.
Дефиниция «одиночество» трактуется неоднозначно. Затруднение определения термина вызвано тем, что одиночество как социально- обусловленное явление не имеет четко обозначенных критериальных признаков и осложнено факторами психических, индивидуально отражаемых сознанием переживаний. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается предельно короткое определение понятию: «Одиночество — состояние одинокого человека». В психологическом словаре находим развернутую трактовку: «Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей» . Наиболее полное и общедоступное определение дается в википедии: «Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции.
В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации» .
Данная дефиниция позволяет рассматривать феномен одиночества в рамках социальной психологии, осознавать суть и причины неоднозначного эмоционального состояния человека, выделить две основных тенденции трактовки феномена одиночества — позитивную и негативную. Кроме того, приведенное определение допускает применение синонимов к слову «одиночество» — это «уединение» и «изоляция».
Чтобы определить границы содержания интересующих нас понятий, обратимся к их этимологии. Одиночество в значении «человек, живущий один» коррелируется с понятием «одинокий человек». Е. Н. Климентьева дает определение этому понятию: «Одинокий человек как социальная категория — это не только те, кто страдает только от дефицита межличностного общения или ощущает себя неполноценным, но и те, кто получает помощь государственную или должен бы ее получать, но не воспользовался данной возможностью; обладает низким уровнем социальной идентичности (кризис идентичности), межличностного доверия, менее адаптирован к условиям общества, интернальным локус- контролем, низким уровнем удовлетворенности своей жизнью. Анализируя данное определение, отметим, что второе положение — характеристика, описывающая группу людей, не воспользовавшихся полученной или ожидаемой государственной помощью, относится, скорее, к области социального управления, что выходит за рамки нашего исследования. Если в толковании русского слова присутствует объективная данность физического существования человека, то, например, в немецком языке слово «Einsamkeit» трактуется как «особое состояние одиночества, которое проходит длительный период, например отшельничество, одинокое душевное состояние вдали от оживленного мира». Вероятно, это особое состояние следует понимать как психическое состояние, как один из возможных режимов жизнедеятельности человека. Интересную поэтическую трактовку понятию предлагает литературный критик В. Каган в статье «Метафизика одиночества»: «Если пошутить с этимологией, то одиночество — одноочество: один-ок — одно око: лишающий мир объемности взгляд на мир». Он считает, что «к одиночеству, взывая о помощи, лепятся эпитеты: беспомощный, несчастный, подавленный, безысходный, покинутый, отчаявшийся, отчужденный, затерянный, тревожный, ужасный, тоскливый, смертельный». Наиболее близким по смыслу слову «одиночество» является «уединение»/у- един- ение, что означает пребывание в одиночестве. В онтологическом смысле, в значении одинокого физического существования — бытийственного пребывания человека наедине — оба понятия, безусловно, идентичны. Слово «изоляция» происходит от французского isolation, от глагола isoler, «уединять, отделять», из итальянского isolato «уединённый, обособленный», isola «остров», из латинского insula «остров», предположительно из in- «в» + salum — «море». Как следует из значений данного слова, понятие «изоляция» по своему происхождению идентично одиночеству и уединению.
1.2 Анализ понятия «одиночество»
Рассматривая одиночество как социальный и психической феномен, одни исследователи подчеркивают его различия с понятиями «уединение» и «изоляция», считая, что одиночество имеет специфический внутренний контекст, другие — используют три понятия в качестве синонимов. Нередко одиночество подменяют понятиями «изоляция» и «уединенность», однако эти понятия не являются синонимами, считает Трубникова. Она пишет: «Изоляция связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению, является внешне обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим переживанием». У. Садлер и Т. Джонс небезосновательно утверждают: «Чтобы обнаружить физическую изоляцию достаточно иметь одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его» .
Говоря об изоляции, можно использовать выражение «изолирован/ изоляция от общества, человека, семьи, места», однако со словом «одиночество» нельзя построить подобную фразу. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изоляция. Ощущение одиночества может присутствовать и у людей, которые постоянно находятся в обществе. Внешняя социальная изоляция не является одиночеством, может способствовать появлению этого чувства или усугублять его симптомы. Одиночество в отличие от внешней изоляции отражает внутренний разлад отношений личности с обществом, самим собой, и сопровождается негативными эмоциями: стрессом, страданиями, неудовлетворенностью, кризисами и т.п. Другими словами, одиночество и изоляция не являются идентичными понятиями. В качестве примера вынужденной изоляции без одиночества Трубникова приводит тюремное заключение, утверждая, что многие политические деятели, убежденные в правоте своего дела, имеющие поддержку единомышленников, не испытывали разрушающего чувства одиночества, находясь в одиночной камере. В качестве примера добровольной изоляции от мира она называет религиозное затворничество, именуя ее (добровольную изоляцию) уединением. Монахи, добровольно обрекая себя на отшельничество, находясь в состоянии надмирного, духовного общения с Богом, испытывают покой, счастье, умиротворение. Известный современный ученый Г. М. Тихонов рассматривает парные понятия «одиночество — уединение» феноменологически, в противопоставлении, в полярных значениях. Термин «одиночество», по мысли автора, следует применять для определения психического состояния отверженности, покинутости, разобщенности, коммуникативной беспомощности, то есть в категории субъективного переживания в ситуации исключенности из общности. Термин «уединение» он рекомендует использовать для констатации объективного пребывания человека в положении физической отдаленности от других людей и не применять для обозначения субъективного чувства. Д. А. Матеев рассматривает две пары понятий «изоляция — одиночество», «уединение — одиночество» как антиномии . Он пишет, что изоляция — это принудительный отрыв субъекта от окружающих людей, физическая отдаленность человека от других. Если изоляция является внешне обусловленным средством принуждения, то одиночество — это субъективное внутреннее переживание. Уединение, по его мнению, выступает временным актом разрыва коммуникации, направленным на достижение определенных целей индивидом, не перестающим быть частью социума, в то время как одиночество — состояние постоянной декоммуникации, болезненной оторванности человека от окружающего мира, осознание своей нетождественности ему.
Данная интерпретация уединения близка введенному в науку Г.И. Колесниковой понятию «одинокость», которая утверждает, что одиночество как болезненное состояние личности «отличается от наполненного глубинным экзистенциальным смыслом одиночества как стиля жизни», то есть она семантически разделяет одно понятие — одиночество: одиночество как болезненное состояние и одиночество как стиль жизни. Ф. Фромм-Райхман, представитель психоаналитической школы, понятия одиночества и уединенности связывает с характерными чертами личности. Уединенность как нормальное преходящее умонастроение она противопоставляет одиночеству — непреодолимому, негативному, постоянному ощущению, вызванному нарциссизмом, манией величия, враждебностью, стремлением сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества . Еще одно близкое одиночеству понятие «отчуждение» описывается специалистами с точки зрения духовных ориентиров личности как неприятие смыслов, норм, ценностей, навязываемых обществом извне и рассматриваемых индивидом как ограничение свободы внутреннего мира.
Исследователи выделяют две основных тенденции трактовки феномена одиночества: одна обусловлена его негативной направленностью, другая — позитивной. Существующее противоречие в определении влияния одиночества на жизнь человека позволяет рассматривать одиночество в антиномичном плане, с одной стороны, как деструктивный этап для личности, с другой — как созидательный, например, на этапе самопознания. Расхождения во взглядах заключается в том, что в настоящее время феноменология и психологические механизмы одиночества изучены недостаточно
Одиночество как социально-психологический феномен следует рассматривать в контексте изучения социальной и психической сущности одиночества в рамках социальных и личностных детерминант. Большинство исследователей констатирует, что одиночество как социальное явление исследовано в настоящее время недостаточно. Причина заключается в том, что в условиях нестабильности социокультурной ситуации в современной России, то есть трансформирующегося (транзитивного — Гольман) общества, одиночество инициируется многими факторами: усилением индивидуализма, ослаблением связей в социальных группах, интенсификацией социальной мобильности, разобщенностью. Кроме того, социальное одиночество сопровождается кризисом идентичности, низким уровнем социального и межличностного доверия .
Таким образом, противоречивая природа одиночества, многофакторная обусловленность этого социального явления, сложность измерения, недостаточность разработанных методик выявления одиноких граждан — все это вызывает сложность решения данной проблемы. В этой связи необходимо признать, что понятие «одиночество» относится к разряду наименее разработанных социальных понятий. Г.М.Тихонов говорит о сложности интерпретации одиночества, исходя из бинарности, противоречивости сущности человека как индивидуальной, так и общественной личности, нуждающейся как в автономии, так и в единении с людьми. Другие подчеркивают сложность исследования данного явления, поскольку одиночество — это феномен, включающий множество форм, каждая из которых переживается человеком по-разному. В социологическом словаре одиночество трактуется как изолированность, отсутствие социальных контактов. Социологические школы рассматривают определения одиночества с различных позиций, как состояние, отношение, процесс и результат. Систематизация определений, рассмотренных с различных позиций, представлена Т.И. Гольман.
Одиночество как состояние — это физическое, физиологическое, социально-психологическое и социальное чувство отчуждения от общества и всего противоречащего личным интересам и потребностям человека. Одиночество как отношение — это отчуждения в действиях и в общении от других людей, осознание нетождественности. Одиночество как процесс — суть разрушение личности в результате неприятия общепринятых в данном обществе/ социальной группе традиций, норм и принципов, ценностей. Одиночество как результат — это сознательный или вынужденный выбор личностью социального статуса, отказ отожествления себя на уровне мировоззрения, повседневного общения с другими членами социальных групп. Многие исследователи делают акцент на том, что одиночество — это состояние переживания индивидом изолированности от окружающего мира, при этом ощущение одиночества может являться индикатором неинтегрированности, неадаптивности человека к социальному миру .
1.3 Составные аспекты одиночества
В трактовке одиночества как состояния обычно выделяются два аспекта: субъективное и объективное. Субъективное состояние тоски, тревоги, чувства неполноценности, покинутости, основано на депривации — недостатке доверия, понимания. Объективное состояние вызвано вынужденной физической или социальной изоляцией, прекращением общения с людьми или с какими-то социально значимыми категориями людей. Т.И. Гольман также дает определение социальному одиночеству, исходя из состояния человека, но при этом делает акцент на факторы отсутствия взаимодействия и социальной активности: «Социальное одиночество — это состояние, обусловленное рядом объективных и субъективных факторов, при котором отсутствуют позитивные взаимодействия между социальной группой и обществом, а также между индивидами, направленные на социальную активность и проявляющиеся в совместной реализации социальных потребностей».
Изучая одиночество как научный феномен, исследователи по-разному описывают различные типы, виды и формы одиночества в зависимости от критериев, положенных в основу различных классификаций. Р.С. Вейс, сторонник интеракционисткого подхода, выделяет два типа одиночества: социальную (отсутствие социального общения) и эмоциональную (отсутствием привязанности к конкретному человеку) изоляцию. Социальная изоляция рассматривается автором как одиночество при условии возникновения субъективного, то есть эмоцилнального отношения у человека к собственной изоляции.
Таким образом, разделяя понятия эмоционального и социального одиночества, Р. Вейс представляет одиночество во взаимосвязи факторов личностного и ситуативного характера. Г.Р.Шагивалеева, анализируя виды одиночества для определения ситуаций взаимодействия человека с социальным окружением, предлагает классифицировать их по трем основаниям: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим миром: физическое, коммуникативное, эмоциональное, духовное одиночество; б) по временной протяженности: эпизодическое и хроническое одиночество; в) по происхождению (причинам, факторной структуре): добровольное и вынужденное.
Одиночество как состояние выступает критерием другой классификации: 1.Отталкивающее одиночество. 2. Привлекательное одиночество. 3. Вынужденное одиночество. 4. Экзистенциальное одиночество. Л. А. Пьянкова рассматривает одиночество как социально-психологический феномен, регулирующий процесс развития юношества, связанный, с одной стороны, с проблемами адаптации к условиям обучения, с другой — отсутствием желания ассимилироваться в новую социальную общность.
Американский профессор психиатрии И. Ялом представляет классификацию видов одиночества в зависимости от типа изоляции: 1) одиночество, вызванное социальной изоляцией; 2) одиночество, вызванное эмоциональной изоляцией. Одиночество проявляется в трех формах: обыденной, экстремально¬ ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Климентьева основными формами одиночества считает физическое одиночество как объективную ситуацию, при которой человек вынужденно или добровольно остается один и душевное одиночество — состояние человека, испытывающего чувство потери, или неприятие другими. Д.И. Янг использует категорию длительности/ протяженности во времени одиночества для классификации его форм. Он выделяет три формы одиночества: хроническое одиночество (длительное по времени состояние разрыва социальных связей); ситуативное одиночество, возникающее вследствие стрессовых событий в жизни (потеря или смерть близких, развод); преходящее одиночество, то есть кратковременное и наиболее частое.
Изучая причины одиночества, представители социологического направления видят связь одиночества с социальными факторами. Американский социолог Д. Рисмен подчеркивает значение социализации. Он утверждает, что человек, проявляя беспокойство по поводу своей идентичности и статуса, нуждается в одобрительном, комплиментарном отношении к нему группы. Американские социологи К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер причинами одиночества в современном обществе называют ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной мобильности; увеличение социальной мобильности. Они считают, что в современном обществе вследствие приверженности индивидуализму ослабевают межличностные контакты, наблюдаются процессы деперсонализации и формализации отношений, нарушается потребность в общении, следствием чего является разобщенность и одиночество .
Рассмотрев содержательные границы понятия одиночества, его виды и формы в рамках системы социальных взаимодействий, обратимся к анализу одиночества как психологического феномена. Одиночество как психический феномен соотносится с категориями чувство/ эмоция/ аффект, переживание, состояние, процесс, отношение и др. Одиночество как чувство означает переживание человеком своего отличия от других, что обусловливает возникновение некоего психологического барьера в процессе коммуникации. Ощущение неприятия личности окружающими сопряжено с осознанием отсутствия близких отношений, основанных на любви, дружеском участии и взаимопонимании. Одиночество как процесс основан на отторжении личностью общепринятых традиций, норм, ценностей, в результате чего индивид утрачивает статус субъекта социальной жизни. Одиночество как отношение обуславливается невозможностью принятия мира как ценностного объекта. Индивид, анализируя свои взаимоотношения с окружающими, не интегрирует себя в социум. Одиночество как потребность основано на осознанном нежелании поддерживать близкие отношения с окружающими людьми и миром в целом. Одиночество как состояние — переживание потери внутренней целостности индивида, внешней взаимосвязи с окружающим миром, отсутствия гармонии между желаемым и реальным качеством социальных коммуникаций. Состояние одиночества сопряжено с различными психическими проявлениями, такими как скука, депрессия, опустошенность, тревожность и даже может носить патологический характер, сопровождаемый психическими расстройствами, галлюцинациями и т. п. В острых формах данное состояние актуализирует насущную потребность в общении. В случае отсутствия возможности ее удовлетворения люди создают воображаемых партнеров, персонифицируют предметы, животных, смешивают реальность и иллюзии. Эти реакции считаются компенсаторными и оцениваются как норма. На этапе психических расстройств появляются деперсонализационные переживания, сверхценные идеи, реактивные галлюцинации и др. Многочисленные авторские определения одиночества как психического состояния человека связаны с выделением определенных критериев: экзистенциального — переживаний человека на этапе свободного самоопределения и самоутверждения в мире (Андрусенко); когнитивного — погружения в замкнутый мир внутреннего самосознания (Кьеркегор); гендерного — дефицита интимной привязанности (Вейс); коммуникативного — отсутствия или воображаемого отсутствия социальных коммуникаций (Д. Янг, выделение проблемы общения).
Одиночество, как проблема общения, рассматривается в психологии в работах многих исследователей: К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Амбраумовой, Г. П. Орлова, И. С. Кона, А. А. Леонтьева и др. Суть понимания проблемы одиночества в этих работах заключается в том, что индивид в процессе взаимодействия с окружающими не может найти необходимый ему эмоциональный отклик и, таким образом, испытывает чувство одиночество. В современном обществе наиболее остро одиночество ощущается в ситуациях интенсивного или принудительного общения. Это можно наблюдать на работе, в кругу семьи, среди друзей или же чужих людей. Большое количество социальных контактов не является индикатором подлинного общения, единением с окружающими. Увеличение контактов — внешняя сторона общения, которая не влияет на качественное содержание общения. С.Г. Корчагина, анализируя проблемы одиночества, предлагает следующую его типологию: отчуждающее одиночество, диффузное и диссоциированное. Первый тип — отчуждающее одиночество — связан с механизмом обособления в психологической структуре личности. Слово «отчуждающее» предполагает наличие длительного состояния одиночества во времени и означает динамику процесса перехода индивида в состояние одиночества. Механизм отчуждения действует параллельно и со стороны субъекта, и со стороны объекта, что способствует увеличению психологической дистанции между ними. Степень переживания чувства одиночества имеет прямую зависимость от количества отчужденных объектов в жизни индивида. Выраженное отчуждение (крайняя форма) ведет к полной потере духовной связи с окружающими и миром в целом: индивид не допускает возможности 24 психологической привязанности к реальным объектам, всегда соблюдает определенную дистанцию, испытывая высокую степень тревожности, страдая от перепадов настроения, агрессивности, потерянности. В этой ситуации процессы идентификации работают в пределах своего «Я».
Глава 2. Эмпирическое исследование феноменологии одиночества
2.1 Методы исследования
Эмпирическую базу исследования составили: эмпирический материал, полученный автором в ходе опроса курсантов, обучающихся в Академии ФСИН России г. Рязани в возрасте от 17 до 25 лет. 10 человек приняли участие в глубинном интервью. Также была проведена фокус-группа с участием 30 человек. В анкетировании приняло участие 30 человек.
Ответы респонденты разбиты на шесть блоков вопросов, позволяющих
корректно и структурировано интерпретировать полученные результаты.
Блок 1. Что вы понимаете под одиночеством?
Большинство респондентов считают, что совокупность физического и
морального ощущения одиночества является одиночеством. Физическое одиночество интерпретируют не как полную изоляцию, а как отсутствие необходимого для ощущения комфорта количества общения. Моральное одиночество расшифровывают, как отсутствие необходимого для ощущения комфорта качества общения, которое зависит от эмоционально-психологической составляющей. Опрошенные говорят о том, что можно физически быть одному, но ощущать себя комфортно, а можно находиться в толпе, но ощущать себя одиноко. Участники опроса указывают, что ощущение одиночества зависит от типа характера человека: интроверт какое-то время не будет ощущать себя одиноко, даже находясь в физической изоляции, экстраверт же, наоборот, испытывает потребность в систематичном общении, чтобы поддерживать свой уровень ощущения одиночества на комфортной отметке. Многие участники опроса замечают, что наличие любимого человека сильно снижает ощущение одиночества, так как партнер способен компенсировать как физическое одиночество, так и моральное при условии, что этот человек находится рядом и разделяет интересы, взгляды, способен поддержать беседу, сопереживать, полностью вовлечен в процесс взаимодействия. Одиночество, как физическую изоляцию интерпретируют два участника интервью. Они находятся в возрастной группе от 17-20 лет. Только один респондент считает, что одиночество -моральное ощущение. Молодой человек говорит, что в современном обществе добиться изоляции крайне сложно, все мы постоянно находимся в процессе взаимодействия с окружающими. Даже при условии, что у человека нет близких родственников, знакомых и друзей, к примеру, во время похода в магазин, этому человеку придется вступать во взаимодействие с большим количеством людей: охранником магазина, другими покупателями, продавцом и т.п. Соответственно, взаимодействие с людьми не всегда удовлетворяет потребность в общении и не является панацеей от одиночества.
Можно сделать вывод, что одиночество понимается, как состояние, испытываемое человеком при нехватке необходимого для ощущения комфорта количества физического и морального общения.
Блок 2. Что помогает справляться с чувством одиночества?
Были выявлены социальные и личностные детерминанты, которые помогают справляться с чувством одиночества. Среди личностных детерминант выделяются надежда на лучшее будущее, способность нравиться людям, простота в общении и общительность, открытость ко всему новому. Двое респондентов указали, что надеются, что в будущем они не будут испытывать чувство одиночества, поэтому единственный действенный способ борьбы с одиночеством — дождаться определенного периода времени, когда подобная проблема станет не актуальна. Способность нравиться людям и входить к ним в доверие, простота в общении, общительность и открытость также были отмечены как способы борьбы с одиночеством. Среди социальных детерминант: поддержка родственников и друзей, общение с противоположным полом, работа, получение ярких эмоций посредством походов в кино, театры, путешествий и т.п., попытка найти способы отвлечься. Почти все респонденты отмечают, что поддержка семьи очень помогает переживать ощущение одиночества.
Действительно, близкие люди хорошо разбираются в характере и особенностях человека, что способствует угасанию чувства одиночества. Общение с противоположным полом ведет к повышению самооценки, кроме того, помогает отвлечь мысли от переживаний. Один респондент указывает, что работа спасает его от одиночества, так как взаимодействие с коллегами удовлетворяет потребность в непосредственном общении, а загруженность в процессе работы отнимает слишком много сил, таким образом, усталость не дает возможности оценивать свое психологическое состояние.
Блок 3. Что мешает справляться с чувством одиночества?
Были выявлены социальные и личностные детерминанты, которые мешают справляться с чувством одиночества. Среди личностных детерминант, которые мешают справиться с чувством одиночества, были выявлены: эмоции, особенности характера, зажатость в общении с незнакомыми людьми, неумение общаться, стеснительность и фобии. Респонденты перечисляют различные эмоциональные состояния: глубокое уныние, непроизвольные слезы, внезапные нервные срывы, подавленность. Большинство молодых людей отмечаю в качестве своих недостатков скованность в общении с незнакомыми людьми, что мешает создавать круг новых знакомств, неумение общаться. Один респондент считает, что испытывает чувство одиночества, так как является интровертом и мизантропом. Он не любит людей и предпочитает проводить свободное время в одиночестве, но при этом периодически у него возникает потребность в общении, которую невозможно удовлетворить, так как у этого человека нет близких друзей, а отношения с родственниками крайне натянуты. Многие отмечают, что стеснительность и страх быть не принятым, мешает знакомиться с людьми. Респонденты мужского пола быстрее знакомятся с девушками только под воздействием алкоголя либо в большой компании друзей.
Среди социальных детерминант: компьютеризация общества, социальный статус, уровень жизни, негативное отношение окружающих, место жительства и непонимание проблемы одиночества окружающими. Пять человек отмечают, что компьютеризация общества мешает справляться с чувством одиночества. Современная молодежь проводит слишком много времени в социальных сетях, довольно часто общение просто механизировано, отсутствие настоящих эмоций и чувств усиливает ощущение одиночества. Три респондента замечают, что социальный статус и уровень жизни негативно влияет на попытки справиться с чувством одиночества. Современная молодежь группируется не только по принципу сфер интересов, но и по уровню значимости человека в группе и материального достатка. Такая особенность не способствует развитию социальных контактов и порождает комплексы. Также три человека отмечают, что каждый обладает субъективными суждениями, поэтому невозможно положительно относиться ко всем людям.
Негативное отношение окружающих мешает установлению и дальнейшему развитию контактов, что не позволяет справляться с чувством одиночества.
Блок 4. В чем причина возникновения чувства одиночества у молодых
людей?
Отвечая на поставленный вопрос, респондентам пришлось проанализировать не только свой личный опыт, но и попытаться сформулировать ряд причин возникновения чувства одиночества с точки зрения их представления об этом феномене. Были выявлены социальные и личностные причины возникновения чувства одиночества у молодых людей. Среди личностных причин: высокая степень индивидуализма, страх быть отвергнутым, больное самолюбие, комплексы, смена ценностных ориентиров, ограниченность во взглядах. Эти причины возникают в связи психических отклонений, воспитания, окружающего общества и многих других факторов, описанных ниже. Среди социальных причин: небольшой жизненный опыт, разобщенность людей, сексуальная революция, компьютеризация общества, развитие монетаристского мышления, изменение менталитета, отсутствие вседоступных досуговых форм, вопрос воспитания, индивидуализация общества, отсутствие толерантности в ряде вопросов и др. Несколько респондентов отмечают, что отсутствие жизненного опыта влияет на ощущение одиночества, так как ожидания не совпадают с действительностью. Четверо респондентов, что разобщенность людей влияет на чувство одиночества, так как многие делятся на замкнутые, разноформатные, закрытые группы. Вопрос сексуальной революции был так или иначе затронут всеми опрошенными. В настоящее время возраст вступления в брак смещается на более позднюю отметку, что отражается на характере отношений между мужчинами и женщинами. Мужчины все чаще не стремятся вступать в брак до 30 лет, что повышает процент одиноких молодых людей. В то же время многие девушки, особенно в студенческом возрасте, идеализируют образ своего будущего избранника, становясь избирательными в выборе партнера, отказывая всем, кто не соответствует обязательным требованиям. Молодой человек, который относит себя к субкультуре БДСМ, отмечает, что обществу не хватает толерантности и терпимости в вопросе половых отношений. Проблему компьютеризации общества поднимают пять респондентов. Молодые люди говорят о том, что общение перешло в новый формат — интерактивный. Общение между людьми упрощается и укорачивается, необходимость в живом взаимодействии снижается, что способствует появлению чувства одиночества. Вопрос развития монетаристского мышления поднимают два респондента, связав эту проблему с отсутствия вседоступных досуговых форм взаимодействия. Молодежь слишком беспокоится о материальных благах, забывая блага духовные. Считается, что тот, кто богат, может приобрести за деньги все, даже семью и друзей. Люди забывают о существовании вещей, которые нельзя купить. Материальные блага, возможно, способны снизить ощущение одиночества посредством ведения активной досуговой деятельности, но не способны полностью искоренить это чувство, так как происходит замена душевного общения с близкими людьми суррогатом. Был затронут вопрос воспитания и смены менталитета современной молодежи. Двое респондентов обращают внимание на то, что современная молодежь родилась в период реорганизации государства, тяжелейших кризисных явлений, что повлияло на развитие личности будущих курсантов. Отсутствие необходимых навыков коммуникации, недоверие к окружающим, полная самостоятельность в раннем возрасте приводит к развитию и укоренению чувства одиночества. Респонденты отмечают, что современная модель воспитания ребенка отличается изолированностью и групповой градацией с самого раннего возраста. Родители слишком обеспокоены безопасностью детей, в современной действительности ребенок не гуляет один на детской площадке, его провожают в школу и встречают после занятий. С детства ребенка определяют в школу, соответствующую уровню семейного достатка, решают вопрос досуга и творческих интересов по принципу финансовых возможностей, подсознательно приучают ребенка к индивидуализму, монетарному мышлению и групповой градации. Соответственно, можно сделать вывод, что излишняя самостоятельность, например, порожденная кризисными явлениями, влияет на развитие чувства одиночества, так же негативно, как излишняя опека и постоянный контроль.
Блок 5. Способы борьбы с одиночеством.
В рамках глубинного интервью респонденты рассмотрели вопрос решения проблемы одиночества в студенческой среде. Были выявлены социальные и личностные способы борьбы с поставленной проблемой. К личностным способам борьбы с чувством одиночества относятся: саморазвитие, саморегуляция, дисциплина, развитие навыков коммуникации, борьба с комплексами и фобиями. К социальным способам относятся: поправки в государственной и образовательной политике, развитие досуговых мероприятий для молодежи. Респонденты отмечают, что необходимо вводить жесткую цензуру в вопросах половых отношений, бизнеса, насилия и пр., а так же вводить активную пропаганду в СМИ касательно вопросов создания и развития семьи, рождения детей, популяризировать такие моральные ценности, как преданность, заботливость, дружелюбие, открытость, любовь и т.п. Касательно государственной политики были выдвинуто предложение, связанные с введением общественных программ на законодательном уровне. Например, в СССР молодые люди вели активную общественную деятельность. Кроме того, в рамках современной действительности, было предложено вводить в обязательную образовательную программу дисциплины, которые бы формировали и развивали нравственно-этическое воспитание. Касательно развития досуговых мероприятий, способных снизить чувство одиночества, было отмечено возвращение традиции проведения баллов. Кроме того, отметили популяризацию такого феномена, как Speed-dating. Это формат организации мини-свиданий, с целью познакомить людей. Классический формат такого мероприятия заключается в организации индивидуальных встреч с представителями противоположного пола. Девушки занимают столики с номерами, мужчины каждые несколько минут последовательно пересаживаются от одной девушки к другой. Участники отмечают свои впечатления о собеседнике в специальной карте или обмениваются контактами. Организаторы сравнивают результаты и, в случае обоюдной симпатии, рассылают контакты участникам.
Блок 6. В каких ситуациях и почему вы испытывали чувство одиночества?
Рассмотрим ответы респондентов с точки зрения интеракционистского
подхода.
Ситуация: Респондент иногда испытывает чувство одиночества:
неустроенность личной жизни. Родственники и друзья в отличие от нее имеют устроенную личную жизнь. Можно сделать вывод, что потребность в партнере мнима, навязана примером общества. В личностном плане эта проблема вызвана высоким уровнем рефлексии. В социальном плане эта ситуация связана с моделью семьи как способом социального взаимодействия.
Ситуация 3: Респондент редко испытывает чувство одиночества: переезд на новое место жительства. Смена места жительства приводит к ослаблению коммуникативных связей с родственниками и друзьями. Испытывая острую потребность в общении с ними, она ощущает оторванность от привычной среды общения, что усугубляется частыми отъездами в командировке партнера. В личностном плане эта проблема связана со степенью привязанности человека к топографическим, бытовым и коммуникативным условиям проживания. В социальном плане эта ситуация связана с вынужденной изолированностью и ослаблением коммуникативных связей.
Анализ результатов показывает, что любое сочетание перечисленных
социальных и личностных детерминант приводит к ощущению одиночества.
Полученный список достаточно обширен и изучение каждой причины может стать предметом отдельного исследования. В связи с этим было принято решение о целесообразности проведения второго этапа исследования, заключающегося в выделении из списка наиболее значимых, в рамках предмета изучения данной работы, причин возникновения социально-психологическогоодиночества.
Методом исследования выбрана фокус-группа. Этот метод помогает уточнить проблематику феномена одиночества, более корректно поставить задачи и выдвинуть гипотезу.
Для проведения исследования были выбраны основные направления
дискуссии:
— обсуждение актуальности концепта одиночества в среде студенческой
молодежи;
— рассмотрение факторов, которые влияют на становление и развитие одиночества среди курсантов;
— выявление способов устранения этой проблемы.
Интерпретация результатов фокус-группы на тему социально-психологического одиночества касательно вопроса актуальности подтвердила, что тема исследования актуальна, интересна и близка всем участникам. Более детальное описание каждой конкретной ситуации ощущения одиночества молодыми людьми была невозможна, так как этот вопрос оказался слишком личным. Было отмечено, что проблема одиночества молодежи обусловлена различными внешними факторами, которым подвержены в той или иной мере все студенты: популяризация интернет-общения, повышение цен на досуговые мероприятия, пропаганда в средствах массовой информации индивидуалистического мышления и т.п. Подобные явления фокус-группа обозначила как кризисные. В противовес термину «одиночество» был поставлен термин «общение». Молодые люди пришли к выводу, что активное взаимодействие с окружающими должно снижать уровень ощущения одиночества. Пытаясь выявить шкалу ощущения одиночества, респонденты пришли к выводу, что в рамках дальнейшего исследования необходимо найти способ измерить уровень одиночества, так как личное мнение каждого отдельно взятого человека может быть не объективным.
Отвечая на вопрос, касательно поиска способов борьбы с проблемой одиночества, молодые люди заметили, что одиночество можно испытывать, как находясь в изоляции, так и в общественном месте. Кроме того, студенты
обратили внимание, что способы борьбы с одиночеством будут различны, в
зависимости от того — где человек находится. Респонденты установили, что,
желая справиться с чувство одиночества, находясь дома, они чаще всего
занимаются интернет-серфингом, общаются с родными, читают, занимаются
бытовыми делами (уборка, приготовление пищи), смотрят теливизор и т.п.
Пытаясь справиться с чувством одиночества, находясь вне дома, молодые люди чаще всего говорили, что ходят в кафе, по магазинам, гуляют с друзьями по городу, идут в кино и т.п. В ходе беседы, респонденты пришли к выводу, что лучше всего с чувством одиночества помогает справиться непосредственное общение. Правда, суть непосредственного общения заключается не только в физическом контакте, но и в духовной близости. Пытаясь найти ответ, что важнее — физический контакт или духовная близость в процессе взаимодействия, респонденты пришли к выводу, что оба эти аспекта важны в равной мере.
Полученные результаты исследования свидетельствуют, что наиболее
значимыми для молодежи детерминантами одиночества являются:
• социальные — вынужденная изолированность, ослабление
коммуникативных связей, социальная изоляция, самоизоляция.
• личностные — развитие интроверсии, высокая степень коммуникативной
активности.
Полученный список позволяет сделать вывод, что в среде молодежи наиболее значимые детерминанты социально-психологического одиночества лежат в плоскости проблемы коммуникации, что стало основой для проведения следующей методики исследования.
2.2 Результаты и анализ исследования
Для выявления уровня социально-психологического одиночества была
использована шкала одиночества UCLA, созданная Д. Расселом и М.
Фергюсоном. (Приложение 1).Шкала определяет одиночество как всеобщее явление, распространенное среди широких масс населения, и показывает высокую степень адекватности диагностирования. Она дает возможность ранжировать курсантов по степени выраженности одиночества, кроме того позволяет выявить процент курсантов, которые относятся к тому или иному типу одиночества.
I тип социально-психологического одиночества – бессознательное избегание межличностных контактов. Этот тип одиночества испытывают молодые люди, которые обладают заниженной самооценкой и рядом фобий, не уверенные в себе. Среди опрошенных курсантов к этому типу относятся 11-14%.
Все студенты, которые относятся к этому типу, обладают высоким уровнем одиночества. К этому типу относятся 43% мужчин и 57% женщин. Наиболее ярко этот тип социально-психологического одиночества проявляется в общении с одногруппниками, друзьями, в некоторых случаях в общении с любимым человеком. Идентификация, т.е. осознание членами группы себя как «мы», а других как «они», выражается в слабой степени. Удовлетворение от общения в группе не получают 73,8% опрошенных, вне группы — 77,7%, с любимым человеком — 62,1%. Отношения в группе, вне группы (с друзьями) и с любимым человеком влияют на ощущение одиночества: чем ниже уровень связи в этих группах, тем сильнее молодой человек испытывает чувство одиночества. Это подтверждает расчет критерия хи-квадрат и соответствует положениям теоретической части исследования. Основными ценностными ориентирами молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, являются дружба, общение, любовь.
Данные результаты представлены в следующей гистограмме:
Гистограмма 1
Уровень социально-психологического одиночества
II тип социально-психологического одиночества — личностное развитие. К этому типу одиночества относятся студенты, которые обладают высоким уровнем рефлексии, способны к самоидентификации, стремятся к уединению и составляют 54-61% опрошенных. Большинство из них обладает низким (42%) и средним (38%) уровнем одиночества. К этому типу относятся 28% мужчин и 72% женщин. Этот тип социально-психологического одиночества чаще всего проявляется в общении с одногруппниками в процессе обучения, в процессе саморазвития. Самый распространенный способ справиться с чувством одиночества дома — интернет-серфинг — 62,1%, что свидетельствует об отсутствии коммуникативных навыков и желании их приобретать. Учитывая тот факт, что большую часть дня студенты проводят в ВУЗе (до 6 часов в день), 61% опрошенных тратят более 3 часов в день на сетевое общение. С одной стороны, технологичные коммуникации уводят молодого человека в замкнутое пространство, с другой способствуют процессу самоидентификации, саморазвитию, дают возможность раскрыть творческие потенции. Основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является процесс познания, возможность расширения своего кругозора, повышения культурного и интеллектуального уровня.
Полученные данные представлены в гистограмме:
Гистограмма 2
Уровень социально-психологического одиночества
III тип социально-психологического одиночества — эмоциональная и
коммуникативная изоляция. К этому типу одиночества относятся молодые люди, которые разочарованы в окружающей действительности, находятся в состоянии фрустрации, впадают в депрессию, испытывают потребность в социальной отгороженности, составляют 57-66% опрошенных, среди них — 43,3% мужчин и 57,6% женщин. Большинство курсантов, которые относятся к этому типу, обладают средним (54%) и высоким (35%) уровнем одиночества. Данный тип проявляется в отсутствии общения с представителями всех кругов взаимодействия, является сознательным выбором молодых людей. Вопрос формирования норм, ценностей, правил поведения в этой группе молодых людей связан с общей тенденцией снижения культурного и духовного потенциала, увлечения физической активностью. «Очень редко (раз в несколько месяцев)», пытаясь справиться с чувством одиночества вне дома, молодые люди ходят в музей и на выставки — 51,5%, а также в театр и на концерты — 43,7%. В современном технократическом обществе всю необходимую информацию, в том числе о памятниках культуры, молодые люди находят в интернете. В среде молодежи вырабатывается мнение, что совершенно не обязательно посещать музеи, чтобы посмотреть картины, или ходить на концерты, чтобы послушать музыку. Замена реальной действительности виртуальной, отсутствие мотивированности и заинтересованности в посещении культурных учреждений ослабляет социальное взаимодействие и усиливает одиночество. Молодые люди, пытаясь преодолеть чувство одиночества, избегают проводить время в ночных клубах — 71,8%. В то же время, анализ полученных данных показывает: чаще всего молодые люди, чтобы справиться с чувством одиночества, тренируются в спортивном зале или идут на прогулку. Таким образом, можно сделать вывод, что курсанты занимаются своим физическим развитием в ущерб духовному росту, но, самое главное, в ущерб реальному общению и социальному взаимодействию.
Полученные результаты представлены в следующей гистограмме:
Гистограмма 3
Уровень социально-психологического одиночества
IV тип социально-психологического одиночества — эмоциональная
отчужденность. Этот тип одиночества характеризуется враждебностью,
подозрительностью, завистью, конфликтностью и проявляется в процессе
взаимодействия с одногруппниками, друзьями, коллегами по работе. К этому
типу относятся 13-21% опрошенных, 50% мужчин и женщин, обладающих
средним (61%) и высоким (24%) уровнем одиночества. В рамках малой группы эмоциональные связи в достаточной степени для качественных
взаимоотношений не выявлены. Это подтверждается ответами респондентов:
54% опрошенных утверждают, что «часто» и «очень часто» испытывают чувство одиночества. Основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является индивидуализация.
Большинство респондентов — 71% отметили, что спокойно относятся к одиночеству, они предпочитают быть одни, когда это необходимо или когда надо о чем-то подумать.
Данные представлены в следующей гистограмме:
Гистограмма 4
Уровень социально-психологического одиночества
Это доказывает, что одиночество в современном мире рассматривается не только как негативное явление, большинство молодых людей видят в социально-психологическом одиночестве созидательную и полезную функцию, связанную с формированием личностных качеств.
В среде студенческой молодежи преобладает когнитивная, эмоциональная и поведенческая пассивность, связанная с заменой реальной действительностью виртуальной. Основными ценностными ориентирами
молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, являются физическая красота и здоровье, элитарный, с точки зрения молодежи, социальный статус.
Таким образом, методический подход к изучению социально-психологического одиночества в рамках исследования состоит в определении выборочной совокупности, разработки инструментария, сбора данных, обработки социологической информации, социологического анализа и практических рекомендаций.
В связи с полученными показателями можно утверждать, что исследуемая проблема актуальна, поскольку студенчество как социально-демографическая группа должна обладать преимущественно позитивными характеристиками, связанными с активностью и коммуникабельностью.
Самый распространенный способ справиться с чувством одиночества дома — интернет-серфинг — 62,1%, что свидетельствует об отсутствии коммуникативных навыков и желании их приобретать. Учитывая тот факт, что большую часть дня студенты проводят в ВУЗе (до 6 часов в день), 61% опрошенных тратят более 3 часов в день на сетевое общение. С одной стороны, технологичные коммуникации уводят молодого человека в замкнутое пространство, с другой способствуют процессу самоидентификации, саморазвитию, дают возможность раскрыть творческие потенции. Основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является процесс познания, возможность расширения своего кругозора, повышения культурного и интеллектуального уровня.
Заключение
Таким образом, подводя итог о вышесказанном, мы можем утверждать, что сумели провести анализ современных научных знаний, затрагивающий проблемы феноменологии одиночества. У нас получилось диагностировать психологическую феноменологию одиночества, а именно ее возникновение и его преодоление.
В нашей работе детально разобраны психологические изменения, происходящие в подростковом возрасте. Приводятся данные как отечественных, так и зарубежных исследователей, утверждающие о том, что в среде студенческой молодежи преобладает когнитивная, эмоциональная и поведенческая пассивность, связанная с заменой реальной действительностью виртуальной.
Мы сумели провести экспериментальное исследование, целью, которой является диагностика уровня одиночества. Выборка исследования составила 30 человек мужского и женского пола в возрасте от 17 до 25 лет.
Эмпирический анализ представлен количественной и статистической обработкой полученных результатов. Полученные нами результаты говорят о том, что для большего количества испытуемых характерен высокий (54%) и средний (35%) уровень одиночества.
Все студенты, которые относятся к этому типу, обладают высоким уровнем одиночества. К этому типу относятся 43% мужчин и 57% женщин. Наиболее ярко этот тип социально-психологического одиночества проявляется в общении с одногруппниками, друзьями, в некоторых случаях в общении с любимым человеком. Идентификация, т.е. осознание членами группы себя как «мы», а других как «они», выражается в слабой степени. Удовлетворение от общения в группе не получают 73,8% опрошенных, вне группы — 77,7%, с любимым человеком — 62,1%. Отношения в группе, вне группы (с друзьями) и с любимым человеком влияют на ощущение одиночества: чем ниже уровень связи в этих группах, тем сильнее молодой человек испытывает чувство одиночества.
Это подтверждает расчет критерия хи-квадрат и соответствует положениям теоретической части исследования. Основными ценностными ориентирами молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, являются дружба, общение, любовь.
В то же время, анализ полученных данных показывает: чаще всего молодые люди, чтобы справиться с чувством одиночества, тренируются в спортивном зале или идут на прогулку. Таким образом, можно сделать вывод, что курсанты занимаются своим физическим развитием в ущерб духовному росту, но, самое главное, в ущерб реальному общению и социальному взаимодействию.
. В рамках малой группы эмоциональные связи в достаточной степени для качественных
взаимоотношений не выявлены. Это подтверждается ответами респондентов:
54% опрошенных утверждают, что «часто» и «очень часто» испытывают чувство одиночества. Основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является индивидуализация.
Большинство респондентов — 71% отметили, что спокойно относятся к одиночеству, они предпочитают быть одни, когда это необходимо или когда надо о чем-то подумать.
Таким образом, основным ценностным ориентиром молодых людей, которые относятся к этому типу социально-психологического одиночества, является процесс познания, возможность расширения своего кругозора, повышения культурного и интеллектуального уровня.
Список используемой литературы:
1. Басин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В.Н. Проблемы психологической защиты // Психол. журн,-1988.- N3.- С. 78-87.
2. Бердяев Н.А. Опыт философии одиночества и общения. -М: Республика, 1993.
3. Бестужев-Лада И. Одиночество // Сов. Профсоюзы.- 1989. №17. -С.112-143.
4. Блазер А. , Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия: Пер. с англ. М., 1998.
5. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988.
6. Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Омск, 1995.
7. Вульф JI.C. Одиночество пожилых людей // Соц. обеспечение.- 1998.-№5. -С.23.
8. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния.- JL, 1981.- Вып. 10.- С. 17-21
9. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990.
10. Глозман Ж. В. Личность и нарушения общения.- М.: МГУ, 1987.
11. Голдберг К. Одиночество как нарушение восприятия времени // J. of Contemp. Psychother.- 2001.- Vol. 31, N4.
12. Гомезо M.B., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова JI.M. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 2001.
13. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М., 1989.
14. Долгинова, О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Долгинова Ольга Борисовна — СПб., 1996. — 166 с.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
16. Колесникова, Г.И. Феномен одиночества: понятие, классификация, экзистенциальный смысл / Г.И. Колесникова // Фундаментальные исследования. — 2015. — N 2. — С. 20-21.
17. Кон, И. С. Многоликое одиночество / И.С. Кон // Знание сила. — 1986. — N 12. — С. 40-42
18. Куртиян С. В. Одиночество как социальное явление: Автореф. дис. .канд. социол. наук.-М., 1995.
19. Лабиринты одиночества: Пер с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1987.
20. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.- М.: Просвещение, 1964.
21. Леонгард К. Акцентуации личности: Пер. с англ.- Л., 1988.
22. Литвак М. «Одиночество», Школ. Психолог.- 2001.- № 44.- С.9-13.
23. Лободин В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира.-СПб: ИК «Комплект», 1996.
24. Назлоян Г.А. К концепции патологического одиночества.- М.,2000.
25. Покровский, Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. — М.: Логос, 2008. — 424 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. – 487
27. Фромм-Райхман, Ф. Одиночество / Ф. Фромм-Райхман. — М.: Экспресс, 1986. — 73 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф