Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Психологические аспекты выбора профессии – теоретические аспекты»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психологические аспекты выбора профессии – теоретические аспекты
1.1. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях
1.2 Психологические особенности выбора профессии
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
2.1. Программа исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что выбор профессии — важнейшее определяющее событие в жизни любого человека, так как от этого выбора во многом зависит вся дальнейшая жизнь.
Вопросы профессионального самоопределения и выбора профессии достаточно широко исследованы. Отдельные аспекты и вопросы были предметом исследований философов, социологов, педагогов и психологов. Феномен профессионального выбора подробно исследован в работах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. В тоже время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии.
Проблемы исследования психологических составляющих, как важнейшего фактора любой деятельности, являются весьма значительным для современного общества и изучаются многими учёными. В частности, этим вопросам (в том числе мотивации профессиональной деятельности) уделяют внимание такие специалисты как Зеер Э.Ф., Стародубцева В.К., Нестерова Н.Б., Ильина В.П., Маккеланд Д.С.
Цель курсовой работы заключается в изучении факторов, влияющих на выбор профессионального образования, и в частности психологических факторов выбора профессии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.
2. Выявить основные факторы выбора профессии.
3. Изучить влияние психологических факторов на выбор профессии.
4. Разработать методические рекомендации по изучению психологических факторов выбора профессии.
Объект исследования – психологические факторы выбора профессии.
Предметом исследования является поведение личности при выборе профессии.
Теоретической основой работы стали труды отечественных и зарубежных авторов о профориентации и факторах влияния на данный процесс, таких как М.В. Григорьева, Н.С. Пряжников, С.В.Долматова, Е.Л.Пожарская, Е.А. Климов, Е.К.Климова, И.А.Корсакова, Н.Н.Захаров.
В настоящем исследовании использовались следующие методы: изучение, анализ, обобщение, анкетирование, методы количественного и качественного анализа данных.
В структурном отношении курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1. Психологические аспекты выбора профессии – теоретические аспекты

1.1. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях

Большинство авторов рассматривают процесс профессионального выбора в контексте профессионального самоопределения. Поэтому необходимо проанализировать термины «самоопределение» и «ориентация». В толковом словаре Ожегова С.И. самоопределение – это определение, выявление народом своей воли в отношении своего национального и государственного устройства .
А в психологической энциклопедии само профессиональное самоопределение характеризуется как особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала.
М.В. Григорьева в своем труде «Психологии труда» раскрывает понятие «профориентация», как систему мероприятий, которые направлены на выявление психологических особенностей личности, ее интересов и способностей с целью оказания содействия в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям .
На основе анализа представленных определений, можно сказать, что у человека сначала появляются интересы, увлечения к тем или иным профессиям, потом он, осознавая это, самоопределяется с профессией и направляет свои действия и внимание на выбранную деятельность.
Анализ источников позволил выявить особенности профессионального самоопределения, а также изучить факторы выбора профессии. Данными источниками являются: статьи, монографии ученых, периодическая литература, образовательные журналы.
Н.С. Пряжников в книге «Профессиональное самоопределение» рассматривает развитие профориентации в России, где говорится о том, что первое бюро по выбору профессии возникло в 1922 году. Из этого можно сделать вывод, что профориентации как системы до этого времени еще не было.
Конечно, как отмечает автор, развитие самой профориентации способствует развитию и сохранению свобод в обществе.
Понятие «профессиональное самоопределение» Н.С.Пряжников трактует как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже имеемой профессии» . Кроме этого, ученый утверждает, что в самом процессе самоопределения имеется личностный смысл.
Е.А.Климовым была предложена типология профессий, которые известны многим. Согласно теории Е.Климова субъектом труда выступает человек и существует пять предметов труда:
 человек;
 техника;
 художественный образ;
 природа;
 знаковая система.
Рассмотрим подробно взаимодействие человека с различными предметами труда:
1.«Человек – человек». В данном взаимодействии главным ведущим предметом труда выступают люди.
Сюда можно отвести все профессии, которые связаны с воспитанием, обучением, обслуживанием людей, общением с ними. Следовательно к данной группе необходимо отнести все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг. Необходимым условием успеха в данных сферах трудовой деятельности является умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, ну и, конечно же, овладеть знаниями в соответствующей профессии.
2.«Человек – техника» — ведущим предметом труда выступают технические объекты, материалы, виды энергии. В данном взаимодействии работают люди таких профессий как, инженер-конструктор, архитектор, столяр, автослесарь, системный администратор, то есть, кто связаны с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Эти профессии требуют от работника точности, определенности действий, высокой исполнительской дисциплины. Люди, выбравшие работу с техническими объектами должны уметь творчески подходить к делу, так как технические объекты создаются самим человеком и ограничить его от новаторства, выдумки и технического творчества не имеет смысла.
3.«Человек – художественный образ» — в данной связке главным предмет труда выступает художественный образ, способы его построения. Это профессии, которые связаны с созданием, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов: актеры, певцы, музыканты, дизайнеры реставраторы, искусствоведы. Отличительной особенностью профессий данного типа является том, что значительная доля труда остается скрытой от окружающих, которые наблюдают. Более того, нередко специально приходиться прилагать усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
4. «Человек – природа» — выделяется такой предмет труда, как растительный и животный мир. Данный тип связан с изучением, охраной и преобразованием природы. Выбирая профессию этого типа, человек должен четко осознавать, как именно он относится к природе: как к объекту проведения отдыха или как к мастерской – базе производства. Работник данной сферы должен владеть всей информацией о живых организмах, о необратимых изменениях них. Для успешной трудовой деятельности в этой сфере от человека требуется инициатива и самостоятельность, заботливость и дальновидность.
5. «Человек – знаковая система» — ведущим предметом труда выступают условные знаки, коды, цифры, естественные или искусственные языки. Профессии этой группы — аналитики, финансисты, топографы, инженеры, программисты, переводчики художественных и технических текстов. Учитывая, что обработка информации в виде условных знаков требует контроля, учета, проверки, обработки сведений, сосредоточенности, создания новых знаковых систем, люди, выбравшие эти профессии должны быть собранными, внимательными, обладать аналитическим, математическим складом ума .
В современном обществе происходит замена профессий с одним предметом труда на профессии, которые в своей деятельности используют несколько предметов. В качестве примера можно привести востребованную ныне профессию ландшафтного дизайнера, которая относится и к типу «человек – природа» и к типу «человек — художественный образ».
Е.А. Климов в своих исследованиях разработал модель – «восьмиугольник основных факторов выбора профессии», которая касается ситуации профессионального самоопределения и определяет само качество профессиональных планов подростка, стоящего на пути профессионального выбора:
1) необходимо учитывать свои склонности, которые по сравнению с интересами, более устойчивы – это интересы, подкрепленные определенными способностями.
2) необходимо учитывать способности, внешние и внутренние возможности. Выявлять данные способности необходимо не только по результатам учебной деятельности, но и по достижениям в других видах деятельности.
3) необходимо учитывать престижность выбираемой профессии.
4) необходимо учитывать информированность о профессии – важно чтобы информация была не искаженной, а полной и точной.
5) необходимо учитывать мнение родителей – родители несут ответственность за то, как складывается жизнь их детей и поэтому забота должна распространяться и на вопрос о будущей профессии.
6) необходимо учитывать мнение сверстников – правильным будет решение, которое соответствует личным интересам и совпадает с интересами общества.
7) необходимо учитывать востребованность профессии на рынке.
8) необходимо иметь определенную программу действий по выбору и достижению профессиональных целей, так называемую личную профессиональную перспективу (ЛПП). Личная профессиональная перспектива считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов .
Данную модель – «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» предлагается использовать с выпускниками общеобразовательных учреждений для помощи самоопределения в выборе профессии. Работая с этой моделью, факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценке (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначают связи личной профессиональной перспективы с теми или иными факторами. Линия не проводится, если Личная профессиональная перспектива строится без учета данного фактора.
В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы (Рис.1).

Рис.1. Восьмиугольник основных факторов выбора профессии

Таким образом, на основании анализа учебно-методической литературы можно сделать вывод, что многие авторы рассматривают процесс профессионального выбора в контексте профессионального самоопределения. Под профессиональным выбором можно понимать процесс принятия решения относительно своей дальнейшей профессиональной деятельности, с учетом своих интересов и склонностей, профессиональной готовности в определенной сфере деятельности и ведущих трудовых мотивов.

 

1.2 Психологические особенности выбора профессии

Процесс выбора профессии находится в прямой зависимости от ряда факторов – семейное положение, собственные интересы, склонности и возможности, место проживания, биография. По мнению В. И. Крюковой — профессиональный выбор — это сложный, сугубо индивидуальный, комплексный процесс, который включает в себя внутренние и внешние факторы. Это процесс основывается на сочетании потребностей, интересов, мотивов, личностных особенностей, образов самого себя в профессии и находящейся под влиянием родителей и общества. Выбор профессии — протяженный во времени процесс, но ограниченный ситуацией принятия решения самого выбора одной альтернативы.
В.И. Крюкова выделила внутренние и внешние психологические факторы выбора профессии.
К внутренним факторам относится: психофизиологические и личностные особенности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии.
К внешним — требования общества, влияние родительской семьи, информация о профессии, особые обстоятельства.
Системообразующим фактором профессионального выбора В. И. Крюкова считает влияние родительской семьи. По ее мнению влияние семьи на выбор профессии происходит в двух направлениях: как пример профессиональной деятельности, советы и прямые указания, и как характером сложившихся отношений между членами семьи — (отношение к родителям, интроецированный образ родителей, сценарные послания родителей).
Кроме семьи, для профессионального выбора наиболее значимой является информация, которая исходит от специалиста в той же области деятельности.
Немалое значение имеет и самоидентификация молодого человека, которая способна перестроить внутренний мир личности, ее систему ценностей и норм.
Профессиональная самоидентификация возрастает по мере накопления опыта в ходе трудовой деятельности, заинтересованности трудом и статусных характеристик профессии. Как правило выделяют особенности какой-либо профессиональной группы, например, менталитет медицинских работников или педагогов, при этом имеется ввиду определенный образ, наличие определенных личностных качеств.
Необходимо отметить, что первоначальная положительная самоидентификация может измениться при столкновении с практической деятельностью.
Чтобы хорошо понять психологические стороны выбора профессии, следует выявить основные характеристики потребностей человека. Это их сила, цикличность их появления и способы удовлетворения. В научной литературе отмечается, что важно определить предметное содержание потребности, т.е. совокупность предметов материальной и духовной культуры, которые способны удовлетворить потребность .
Следующим после потребности по своему мотивационному значению, на наш взгляд, можно считать цель. Психологи называют целью предполагаемый результат, к которому в данное время стремится субъект. С точки зрения психологии, цель – это содержание сознания, которое поддерживается мотивацией и определяется людьми как самый близкий и желаемый ожидаемый результат его деятельности.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве средств, определяющих поведении человека, имеют место также интересы, задачи, желания и намерения.
Выбор профессии отличается тем, что обладает многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны выбрать выбор, каким образом продолжится их жизнь: продолжить образование в школе, получать профессию или начинать трудовую деятельность. В выборе профессии важная роль принадлежит объективным возможностям человека: материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д.
Для правильного выбора профессии школьник должен иметь разную информацию: о многих профессиях в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о своих способностях и интересах. Следует отметить, что на выбор профессии влияет и общеобразовательный уровень родителей, и социальные условия, в которых находится школьник. Замечено, что степень воплощения жизненных планов в реальность у юношей значительно выше, чем у девушек .
Переход студентов от актуально осуществляемой учебной деятельности к усвояемой ими профессиональной деятельности является серьезной проблемой любого профессионального образования. Общая теория деятельности объясняет данный переход трансформацией познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста. В период получения образования в высших учебных заведения, происходит изменение мотивации получения этого образования.
В исследованиях В.А. Якунина и Н.В. Нестеровой говорится, что развитие высококвалифицированного специалиста возможно в том, случае, когда у индивида сформировано мотивационно — ценностное отношение в его профессиональном становлении.
Анализируя психологические аспекты выбора профессии у студентов, Н.Б. Нестерова предлагает разделить период получения обдразования на следующие этапы:
I этап (соответствует I курсу) – характерен высокий уровень показателей профессиональных и учебных мотивов, которые управляют учебной деятельностью. Как правило, данные мотивы идеализированы, потому что обусловлены пониманием их общественного смысла, а не личностного.
II этап (II — III курсы обучения) – на данном этапе происходит общее снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью.
III этап (IV-V курсы) — характерен рост степени осознания и интеграции различных форм мотивов обучения .
Исследователи, которые занимаются проблемой выбора профессии среди студентов, выделяют различные типы студентов. В трудах В.Т. Лисовского и А.В. Дмитриева, помимо отношения к учебе, введены такие основания, как научная и социально-политическая активность, общая культура и коллективизм.
Д. Готлиб и Б. Ходкинс разработали следующую типологию студентов:
Тип «W» (профессионалы). Студенты относятся к учебе как к инструменту подготовки к будущей профессии. Выполняют только необходимый минимум домашних заданий и упражнений.
Тип «X» (нонконформисты). Данный тип студентов ищет в изучаемых предметах, знания о жизни вообще на основе собственного выбора. Они проводят много времени в библиотеках.
Тип «Y» (академики). Студенты – «академики» имеют общие черты со студентами типа «X», но отличаются от последних тем, что живя книгами, не пренебрегают другими формами общественной жизни. Они стремятся отлично учиться, выделяясь тем самым от основной группы студентов.
Тип «Z» (студенческие деятели). В отличие от предыдущих типов, эти студенты склонны больше уделять внимание общественным вопросам, зачастую в ущерб учению.
Ученые считают, что сложившаяся направленность интересов вышеприведенных типов студентов сохранится и в дальнейшей трудовой деятельности.
В теории психологии разработаны типологии, которые позволяют определить уровни профессиональной направленности студентов. Например, типология Э.Ф. Зеер, классифицирующая студентов по профессиональной направленности:
Первый тип – студенты, получающие образовании в соответствии с выбранной профессией. Психологические характеристики таких студентов соответствуют выбранной профессии. Это указывает на связь ведущих мотивов с и содержания профессиональной деятельности.
Второй тип – студенты, еще не определившиеся совершенно в своем выборе профессии. Они могут негативно относиться к профессии и в то же время продолжать учиться в ВУЗе, предполагая перспективой в будущем даже работать по этой профессии.
Третий тип – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация их выбора основана только лишь на общественном мнении о необходимости получения высшего образования.
Такие студенты имеют достаточно слабое представление о выбранной профессии. В этом случае основная мотивация выражается в потребности не столько в самой деятельности, сколько в различных ситуациях, имеющих связь с данной профессией.
Распределение студентов по указанным типам основано на основе разной мотивации студентов к деятельности.
Следует отметить, что учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, который является частью в определенной деятельности, — в указанном случае деятельность учения. Эта мотивация создается из того, как студент оценивает разные стороны учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с учетом личных потребностей и целей. Эти цели, как бывает, не всегда совпадают или не совпадают с целями обучения.
Можно выделить следующую классификацию учебной мотивации студентов:
 познавательные мотивы (желание получить новые знания, приобрести эрудицию);
 широкие социальные мотивы (острое желание личности самоутверждения в обществе, повысить свой социальный статус посредством учения);
 прагматические мотивы (желание иметь высокую заработную плату за свой труд);
 профессионально-ценностные мотивы (возможность получить в будущем перспективную и интересную работу);
 эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, желание проявить своих нераскрытые способности и таланты);
 статусно-позиционные мотивы (посредством учения получить признание в обществе, получить конкретное желаемое место работы);
 коммуникативные мотивы; (стремление к расширению круга общения через повышение своего интеллектуального уровня и возможность завести новые знакомства);
 традиционно-исторические мотивы (следование течениям и общественному мнению о ценности высшего образования);
 утилитарно-практические мотивы (желание повысить свою образованность);
 учебно-познавательные мотивы (стремление к новым способам получения знаний, усвоения конкретных учебных предметов);
 мотивы престижа – желание иметь высокий статус в обществе;
 неосознанные мотивы (стремление к образованию не по собственному желанию, а под влиянием извне, полное отсутствие смысла и целей получаемых знаний и интереса к учению).

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

2.1. Программа исследования

В качестве метода исследования была выбран метод анкетирования, который является важнейшей составной частью научного исследования, а также самым распространённым методом исследования. В данном параграфе будут проанализированы результаты анкетирования, которые позволяют выявить скрытые причины выбора той или иной профессии, причины того, кто и что повлияло на данный выбор.
Цель анкетирования – это получение информации о состоянии коллективного или индивидуального мнения. Оно помогает выявить особенности мотивации школьников при выборе профессии и студенческой мотивации на дальнейшую профессиональную деятельность.
Выборка исследования — учащиеся школы 11 класса, которым актуальна проблема выбора будущей профессии.
Им была представлена разработанная анкета, которая состоит из 13 вопросов. Необходимо было выбирать подходящие ответы с несколькими вариантами в одном вопросе (Приложение ).
Всего было опрошено 65 респондентов, из которых 35 опрошенных женского и 28 мужского пола.

 

2.2 Результаты исследования

По ФГОС выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования, ориентируясь на профессиональные предпочтения. Это, конечно, идеальный образ выпускника школы. В реальности же многие школьники ещё не определились с выбором профессии или определились, но мало знают о выбранной профессии.
Из общего числа анкетируемых определились со своей будущей профессией 51% (32 человека). В то время как из этих 32 определившихся женский пол составил 60% и 40% мужчин. Можно предположить, что ситуация выбора для многих оказывается стрессовой. Ведь, с одной стороны, учащимся страшно брать ответственность за свои поступки, с другой – не знают, как грамотно принять решения, учитывая свои интересы и цели.

Рис. 2. Как принимали решение при выборе профессии

На вопрос как вы определялись с выбором профессии (учебного заведения) большинство (76,06%) ответили, что самостоятельно принимали решение при выборе своей будущей деятельности после окончания школы (Рис.2). Также 12,7 % опрошенных учли советы родителей и друзей. Так как все равно при решении такого серьезного вопроса нужно исходить из всего, а не только от своих увлечений, интересов. И примерно одна десятая часть из всего количества интересовались СМИ, что оказало на них влияние. Это показывает, что учащиеся не осведомляются информацией о востребованных профессиях. Данный критерий нужно учитывать, анализируя рынок труда, выявляя востребованные профессии и, исходя из своих способностей и интересов, выбирать более подходящий вариант.
Если рассматривать данный вопрос по гендерному признаку, то процентные соотношения расходятся, но незначительно. Конечно же, у обоих полов преобладают самостоятельность принятия решения по 83,3% и 70,8% мужского и женского полов, соответственно. Влияние СМИ и родителей, друзей у женского пола набрал по 14,6% по обоим факторам. Тогда как у мужчин преобладает такой фактор, как влияние родителей, друзей, чем массовая информация. Следует вывод, что девушки больше заинтересованы в знаниях о состоянии рынка труда, нежели юноши данной школы.

Рис. 3. Мотивы выбора профессии

На основе представленной диаграммы видно, что такие мотивации выбора профессии, как хороший заработок и собственные увлечения находятся на одном уровне (17%) по мнению опрошенных (Рис.3). Это может говорить, что учащиеся выбирали профессию по своим интересам и, которая бы была высокооплачиваема. Далее идут интеллектуальные способности – 12,5 %. То есть они делают осознанно свой выбор, исходя из тех знаний, которые у них преобладают. Также для них одним из важных является уровень обучения по данной специальности, что составляет на 1% ниже предыдущей мотивации. На одинаковом уровне на их выбор повлияли статус в обществе и расширение культурного кругозора. Последнее место с 1,3% занимают мнения родственников, друзей.

Рис. 4. Мотивы выбора профессии по половому признаку

Также как и предыдущий пункт, распределяя ответы по половому признаку, можно выделить, что у мужчин преобладает хороший заработок, в то время как у женского пола еще помимо этого прибавляется мотивация, связанная с собственными увлечениями (Рис.4). У девушек интеллектуальные способности и уровень обучения по специальности находятся в том же порядке, как и по общим результатам опрошенных (Рис.4). К мотивациям юношей, как более значимые, относятся тот же уровень обучения и собственные увлечения с 15,4% и 13% соответственно. Статус в обществе и престижность профессии с 8,5 % одинаково находятся на среднем уровне по мотивации учащихся мужского пола. Тогда как средним показателем у девушек является только престижность профессии с 7,9 %. Отсюда следует, что юношам более важно занимать определенный статус в обществе, чем девушкам. Ведь именно юноши, в будущем становясь мужчинами, являются опорой для своей семьи. Примерно на одном уровне находятся мнения родственников у мужского пола (2,4%) и получение диплома для того чтобы начать свое дело у женского пола (2%). Здесь явно можно наблюдать у кого какие приоритеты.
И на последнем месте по мотивациям тоже видны различия: у юношей это весело прожить студенческие годы, у девушек – мнения родственников, друзей.

Рис. 5. Причины выбора профессии

Исходя из всего, очень важно знать и причины выбора той или иной профессии. Например, выбирая профессию врача, у вас должно быть желание не только развивать свои навыки и умения, но и должно быть желание изнутри приносить пользу обществу. Примерно, более одной трети испытуемых желают развивать свои навыки и умения, так же как и по женскому и мужскому полу отдельно (Рис.6).
Далее 28% мужчин и 26% женщин хотят сделать свою жизнь в насыщенных тонах и интересной. Престижное место работы остается на предпоследнем месте. И лишь только малая часть из всего количества хотят учить других к чему-то 4,9%. То есть на престижность профессии учащиеся мало обращают внимание. Если хорошо развивать свои навыки и умения, несложно будет и найти работу статусную.

Рис. 6. Причины выбора профессии по половому признаку

Среди представителей женского пола иерархия желаний выбора определенной профессии остается такой же, как по общим данным анкетирования. По сравнению с ними, у мужчин такая причина, как работать в престижном месте преобладает над тем, чтобы принести пользу обществу.
В общем, самой главной мотивацией при выборе профессии учащимися становится хороший заработок, что является внешним привлекающим фактором определенной профессии, то есть внешняя мотивация. Тогда во внутренней мотивации доминантами выступают собственные увлечения и интеллектуальные способности. Ну а незначительную роль в принятии решения учащимися играют мнения родителей и родственников. Кроме этого главной причиной их выбора стало желание развивать навыки и умения.
Профессия — важный и решающий выбор в жизни каждого. Важность обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств на рынке труда. Проведенное исследование выбора будущей профессии показало, что учащиеся мало заинтересованы с ситуацией на рынке труда. Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется.
Одни специалисты уходят в прошлое, другие только появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии. Данный показатель необходимо увеличивать с помощи информированию педагогами школьников. Чтобы становясь студентами профессионального учебного заведения, не возникало чувства неправильного выбора профессии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Выбор профессии – сложный и индивидуальный процесс. Он включает в себя внутренние и внешние факторы и основывается на сочетании потребностей, интересов, мотивов, личностных особенностей, образов самого себя в профессии.
В литературе нет единого взгляда на формирование выбора профессии факторы, которые влияют на этот процесс. Имеет место ряд точек зрения, и каждая из которых обладает убедительными доказательствами. Очевидно, что определение своего места в жизни, своей профессии – сложное и важное явление в жизни каждого человека.
Многие ученые рассматривают выбор профессии как выбор деятельности. Тогда предметом исследования является человек, с одной стороны, как субъект деятельности, а с другой — деятельность, ее характер, содержание, виды. Можно считать, что выбор профессии сделан правильно, если психические и физиологические характеристики человека будут соответствовать требованиям выбранной профессии, а впоследствии и трудовой деятельности.
При выборе профессии как выбора деятельности считается, что основой правильного выбора профессии является профессиональный интерес человека или его профессиональная направленность. Однако интерес к профессии как отношение личности к виду труда может иметь различные мотивы, в том числе и не относящиеся к деятельности. Кроме того, о профессии нельзя говорить только как о виде трудовой деятельности. Она может вызывать и другие переживания, связанные с удовольствием и самооценкой личности.
Некоторые ученые считают, что выбор профессии является индивидуальным случаем социального самоопределения личности. То есть выбор профессии, с одной стороны, можно считать социально заданным, а с другой — определяется прежде всего социальными характеристиками профессии. Абсолютно ясно, что на профессиональный выбор каждого человека оказывают влияние и общественные взгляды, и конечно же, положение личности в обществе.
Бесспорно — выбор профессии является одним из главных и важных событий в жизни человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом всего человечества и каждого человека, и процесс становления человека в профессии влияет не только на его настоящую, но и на будущую жизнь, формирует общий образ «Я». Для этого нужно учитывать все факторы, от которых зависит выбор профессии, кроме того, необходимо уделить внимание временному аспекту: что было у человека в прошлом и что ждет он от будущего.
На процесс выбора профессии влияет большое количество факторов, но только от личностных особенностей человека зависит, какие из этих факторов станут определяющими. Специалисты основными психологическими факторами выбора профессии считают: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент и характер. Важную роль также играют такие факторы, как мотивы профессиональной деятельности, жизненные ценности индивида, прошлый опыт, представления о будущем. Современные ученые также подчеркивают роль общей активности, самооценки, уверенности в достижении успеха, уровня сформированности осознанной психической саморегуляции.
Во второй главе настоящего исследования были исследованы психологические факторы выбора профессии выпускниками школ. Следует отметить, что многие выбрали себе профессию не исходя из собственных интересов, способностей, а по причине только лишь того, что по результатам своих знаний могут претендовать на бесплатное обучение в том или иной ВУЗе или желания родителей и друзей. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внешние социально значимые мотивы – хороший заработок.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб. пособие/А.П.Балашов. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. – 352 с.
2. Бендюков М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, Ткачев. — М.: Литера Плюс, 2017. — 336 c.
3. Блинов В.И., Сергеев И.С. Концепция организационно-педагогического провождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования – М. : Федеральный институт развития образования. – М.: Издательство «Перо», 2017 – 38 с.
4. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении.// Вопросы психологии.- 2017.- № 4. – С. 21-24.
5. Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии/С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В.Борисова. — М.: Академия, 2015.- 214с.
6. Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации / Б.С.Волков. — М.: Говорящая книга, 2015. — 171 c.
7. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие/ Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2017. – 125 с.
8. Долматова С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научной конференции. — М.: Норма, 2017. — 385 с.
9. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н.Захаров. — М.: Лист, 2015. — 520 с.
10. Зеер Э. Ф. Профориентология : теория и практика : учеб. пособие /Э.Ф. Зеер. — М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2017. — 188 с.

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. — 205 с.
12. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2018.- 159 с.
13. Корсакова И.А., Пути повышения учебной мотивации студентов/И.А.Корсакова. – М.: Приор, 2017. – 105 с.
14. Литвак Н. Формула призвания. Семь правил выбора вуза/Н.Литвак. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013.- 98с.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — Издательство: ИТИ Технологии, 2016 — 944 с.
16. Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А., Психологические особенности профессионального самоопределения и ценностные ориентации молодежи на этапе профессионального обучения в высшей школе. Статья. 2017. – 198 с.
17. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения /Н.С.Пряжников. – М.: МПСИ, 2017.- 105 с.
18. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы/ Н.С.Пряжников. – М.:Академия, 2017.- 258с.
19. Раустова Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ. //Социология. — 2013.- № 4. 12. – С. 354 – 357.
20. Рогов Е.И. Психология человека / Е.И.Рогов – М.: Владос — пресс, 2017.- 364с.
21. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению. -СПб.: Питер 2017.– 15 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф