Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Психология родительско-детских отношений. Влияние стиля РДО на успехи детей в школе»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретический анализ родительско-детских отношений
1.1. Родительско-детские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Последствия разных стилей воспитания
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста
2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте
Заключение
Список литературы и иных источников
Приложения

Введение

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, оказывающим влияние на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи и количества людей в ней, от отношений в семье к родственникам и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует и составляет свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру и жизнь, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть также и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Очевидно, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в полной семье. Более того, отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часто происходят конфликты между родителями; в семьях, с различными стилями воспитания, таким образом, сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, своих личных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей : матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры , не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и уменьшить отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.[5] Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Крайне важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Для младенца семья – это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить и ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным и искренним, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.[8] Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой и важной на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Цель исследования: изучить родительско – детские отношения и определить их влияние на успехи детей в школе.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Охарактеризовать родительско-детские отношения в психологии.
2. Рассмотреть разные стили РДО отношений и их последствия.
3. Изучить специализированную литературу.
4. Осуществить теоретический анализ РДО в психологии.
5. Произвести эмпирическое исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста.
6. Сделать выводы и дать рекомендации.
Объект работы: дети в возрасте от 6 до 15 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь успехов детей в младшего школьного возраста и содержания родительско-детских отношений.
Гипотеза работы: успехи детей в школе напрямую зависят от родительско – детский отношений.
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ литературных источников по исследуемой теме, анализ понятий.
2. Эмпирический — для осуществления поставленных задач использовался тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин, методика ОРО.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение.

 

Глава 1. Теоретический анализ родительско-детских отношений

1.1.Родительско-детские отношения в психологии

Родительско – детские отношения представляют собой семейные отношения, в которые вовлечен ребенок; подструктуру неравнозначных семейных отношений, процесс активного взаимодействия, взаимовлияния родителей и ребенка; избирательную в оценочном и эмоционально плане психологическую связь ребенка с родителем, которая выражается в эмоциях, действиях, реакциях, связанных с возрастно-психологическими, индивидуальными особенностями ребенка.
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых главная роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни, др.). Отношения между родителями — пример для маленького члена семьи, поэтому они должны развиваться, улучшаться. Как известно, основы личности закладываются до семилетнего возраста. Далее изменить что-либо можно будет с помощью профессионалов, но это занимает много времени, сил, энергии.
Психология детско-родительских отношений включает:
1) совместную деятельность;
2) общение;
3) влияние детей на отношения между родителями;
4) влияние родителей на формирование личности малыша.
Отношения бывают благополучные и неблагополучные. Первый случай — детей уважают, им доверяют, учитывают их мнение и интересы. Второму присуще отсутствие взаимоуважения, понимания, доверия.
Выделяют несколько типов отношений:
1) сотрудничество, учитывающее потребности каждого члена семьи;
2) соперничество, где каждый стремится занять лидирующую позицию, лишая тем самым остальных членов внимания, цель — реализовать потребности любыми способами;
3) конфронтация — стремление главенствовать, доказывать свою значимость в ущерб интересам остальных членов семьи;
4) союзничество — предполагает получение выгоды всеми людьми, входящими в ячейку;
5) антагонистические отношения — неприятие мнения, желаний, потребностей другого человека, независимо от его статуса в семье.
Психоанализ — первое научное направление, которое заинтересовалось детско-родительскими отношениями, выявило степень влияния воспитания на человека.
Воспитательные позиции взрослых — главный фактор, формирующий личностные качества, характер, эмоциональный фон воспитанника. Воспитательные позиции бывают:
1.Оптимальные, отвечающие требованиям адекватности, умению родителей видеть потребности ребенка, организацию его внутреннего мира, прогнозировать возрастные изменения, связанные с потребностями. Родительская гибкость — умение перестраивать собственное поведение, чтобы найти подход, прогностически повлиять на поступки воспитанника.
2.Неоптимальные. Проявления гибкости утрачены, поведение отличается неизменностью, не учитывает меняющуюся обстановку и условия жизни,а также возраст. Непонимание потребностей личности, неадекватная оценка психологического состояния, неумение предвидеть поведение, действовать на опережение.
Воспитательные позиции поддаются коррекции, но это требует внимательного отношения к советам профессионала, практическому применению, анализа личного поведения, высказываний, требований, выдвигаемых детям.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка.
Принципы семейного воспитания:
1) гуманность и милосердие к растущему человеку;
2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
3) открытость и доверительность отношений с детьми;
4) оптимистичность взаимоотношений в семье;
5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
6) оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки.
Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:
1) Детский опыт самих родителей. Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. Например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, «забравшего» всю любовь и внимание родителей, то всё время взросления может оцениваться им как «несчастливый» период жизни, при этом радость младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Скорее всего, такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его «еще слишком маленьким», игнорируя растущую потребность в самостоятельности.
2) Нереализованные потребности родителей. Для некоторых родителей (зачастую матерей) воспитание может становиться основной деятельностью, а порой и основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются такими родителями, как угроза собственному счастью и благополучию. Вследствие чего, они могут неосознанно мешать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни ребёнка, сильно расстраиваться при наличии у него мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не принимать права ребенка на свой внутренний мир. Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два исхода. Первый — это когда родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.
3) Личностные особенности родителей. Действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако, при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка. Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием — подавлением развития активности и самостоятельности ребенка. Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной и той же схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость «подстраиваться» под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали вести себя хуже, стали упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.
4) Отношения со вторым родителем ребенка. Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто оставил душевную рану, то естественно в этом случае родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако, взрослыми с трудом осознается настоящая причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, «борясь» с его недостатками, вы главным образом ведете войну в отношениях с бывшим супругом-гой, но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца или мать .
5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Зачастую страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или напротив, не желанность появления ребенка, несоответствие его пола желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и тому подобное, могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.
Конечно, перечисленные аспекты не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Тем не менее, их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

1.2. Классификация стилей воспитания в психологии

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены пять наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество и паритет. [13] 1. Диктат — систематическое подавление инициативы ребёнка. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
2.Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка. Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неготовыми к жизни в коллективе.
3.Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: “взрослых” и “детей”. При этом считается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, нежелание учиться быть родителями.
4.Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.
5.Паритет – ровные “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. Паритетными отношениями в семье считаются такие отношения, в которых супруги и дети способны договориться. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: заработок денег, распределение семейного бюджета, покупка техники, ремонт, приготовление ужина и так далее. В том случае, если муж потерял работу, он не должен взваливать на жену все обязанности по дому, если она является единственным кормильцем в семье. Его помощь будет полезной для всей семьи и для нормальной психологической атмосферы в доме.

 

1.3. Последствия разных стилей воспитания

Психологи дифференцируют четыре главных типа воспитания – попустительский, демократический, авторитарный и гиперопеку. Кроме того, существует смешанный вид.
1.Демократический тип. Особенностями демократии в семье по отношению к детям считаются принятие и учитывание всех характерных черт личности ребенка. Родители считаются с мнением детей, адекватно оценивают их потребности, способности и возможности, стараются найти взаимный компромисс при выборе места учебы, поездок и прочего. Ребенок становится самостоятельным под чутким контролем взрослых.
Последствия: гармоничное развитие детей в зависимости от их интересов, способностей и наклонностей. Ребенок приобретает следующие черты:
1) умение находить общий язык с людьми;
2) доброта и отзывчивость;
3) целеустремленность;
4) проявление инициативы;
5) коммуникабельность;
6) умение высказывать собственную точку зрения.
2. Попустительское воспитание. Главными особенностями попустительского стиля считаются вседозволенность ребенка и отстраненность родителей. Взрослые пускают на самотек личностное развитие их ребёнка, абсолютно не следят за его учебой, кругом общения, друзьями и компанией. Ребенок, не видя ограничений, может творить все, что угодно, чувствует равнодушие и незаинтересованность близких.
Последствия: попустительское воспитание чревато появлением очень самостоятельного, но неспособного к естественным привязанностям человека, развитию эгоистичности. Ребенок в будущем, зачастую, остается безучастным к проблемам близких, никого не жалеет и не любит, кроме себя самого.
3. Авторитарный тип. Особенности: родители, придерживающиеся авторитарного типа воспитания детей, всегда «лучше» знают, что необходимо их детям. Они не считают нужным прислушиваться к желаниям, всячески контролируют ребенка, жестко ставя ему рамки дозволенности, требуют только отличных оценок в учебе, красного диплома в колледже/техникуме/университете, ограничивают или вовсе пресекают его личную жизнь.
Последствиями авторитарного воспитания могут стать либо появление тихой, забитой, неуверенной в себе личности, неспособной самостоятельно принимать решения и строить свою судьбу, либо бунтарство детей в подростковом возрасте. Они начинают конфликтовать с родителями, убегать из дома, курить, пить, принимать наркотические вещества. Позже связь с родственниками может и вовсе прерваться.
4. Гиперопекающее воспитание. Особенности: гиперопека – это оберегание чада ото всех трудностей жизни, часто потакание всем желаниям. Родители могут освобождать ребенка от домашних дел, слепо ему доверяют и очень любят. Одновременно с этим основной проблемой гиперопеки является ограничение свободы передвижения, выбора друзей, места учебы и деятельности ребёнка. Близкие, желая лучшего, мешают маленьком человеку самостоятельно развиваться, рассчитывая главным образом на себя самого.
Последствия гиперопекающего воспитания для детей очень ощутимы. Жертвы гиперопеки в старшей школе часто бунтуют, сбегают из дома в поисках лучшей жизни и самостоятельности. Во взрослом возрасте, когда необходимо совершить эмоциональное отделение от родителей, молодые люди либо переживают это очень остро, либо не переживают вовсе. Брачные союзы с выходцами из таких семей обычно краткосрочны– бывшие дети, наигравшись в семью, рано или поздно возвращаются в родительское гнездышко.
5.Смешанный тип. Особенности: в семьях со смешанным типом воспитания родители придерживаются одного из вышеперечисленных видов общения с ребенком, но включают в него элементы другого, часто в отдельных местах противоречащие основному. Также, существуют ситуации с попеременным проживанием маленького человека в двух семьях (совместная опека родителей после развода, отправка внука к бабушке на все лето), члены которых придерживаются различных взглядов на способы формирования характера ребенка.
Последствия: ребенок, воспитывавшийся в таких условиях, часто получает расстройство психики, иногда может вырасти приспособленцем, неспособным найти душевный покой.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

2.1. Программа исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте

Исследование проводилось на базе средней школы города Воронежа. В исследовании принимали участие 20 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 10 мальчиков и 10 девочек; а так же в исследовании принимали участие родители учащихся 1-х классов в количестве 20 человек.
Перед исследованием были поставлены задачи:
1. Провести анализ особенностей детско-родительских отношений.
2. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста.
3. Показать взаимосвязь детско-родительских отношений и успехов детей в младшем школьном возрасте.
4. Провести обработку и интерпретацию результатов.
Для осуществления вышеперечисленных задач мною использовались тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина, а также опрос учителя на критерии успешности учеников.
На первом этапе исследования я провела опрос учителя с целью выявления успешности учащихся в школе. Для этого я задала следующие вопросы учителю:
Можно ли считать данного ребенка успешным в обучении?
По каким критериям можно определить успешность ребенка в обучении?
Вопросы были составлены на основе выделенных нами критериев успешности. К ним можно отнести следующие:
1) положительная динамика развития;
2) положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
3) социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
4) позитивные отношения между учеником и учителем — ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя;
5) позитивные отношения с одноклассниками;
6) хорошее физическое и психическое здоровье;
7) адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным.
На втором этапе исследования я провела тестирование родителей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина состоит из 5 шкал:
Шкала 1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ родительского отношения.
Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как отвержение, социальная желательность, симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация) (Приложение 2).

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования детско-родительских отношений и их взаимосвязи с успехами детей в школе в младшем школьном возрасте

На первом этапе исследования я изучила опрос учителя с целью выявления успешности учащихся в школе.
В результате опроса были выделены 2 группы детей:
1. Успешные.
2. Неуспешные.
Анализ результатов опроса показал, что к успешным относятся дети с такими критериями как:
1) чувство благополучия в семье. Родители заинтересованы успехах своего ребенка;
2) позитивное отношение между учеником и учителем. Сохранение познавательного интереса;
3) положительная мотивация к обучению;
4) положительное отношение к школе;
5) хорошее физическое здоровье.
А к неуспешным относятся дети с такими критериями как:
1) родители не вполне заинтересованы в успехах своего ребенка;
2) слабая динамика развития;
3) отрицательная мотивация к обучению. Отсутствие познавательного интереса;
4) ребенок не понимает требования учителя;
5) некоторые дети психически не уравновешены;
6) некоторые дети не любят школу и не хотят учиться.
На следующем этапе моего исследования был использован тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина.
Цель методики: выявить особенности родительского отношения к детям в семьях испытуемых.
Результаты тестирования родителей выявили различные стили семейного воспитания в семьях младших школьников. (см.таблицу 1, Приложение 1)
Из таблицы понятно, что наибольшее среднее значение имеет такой тип отношений как принятие и отвержение. Это значит, что родители в большей части уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.
Особенности родительского отношения к детям по методике «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варги и В.В.Столина в процентном соотношении. ( см. таблицу 2, Приложение 2)
Из данной таблицы становится понятно, что среди всех типов отношений родителей высокие баллы имеют принятие/отвержение, что составляет 90 %; социальная желательность, что составляет 70 %; симбиоз, что составляет 30 %; гиперсоциализация, что составляет 45 %. Инфантилизация выявлена не была.
Среди средних баллов видно, что шкала принятие/отвержение составляет 10 %,социальная желательность-30 %, симбиоз-70 %, гиперсоциализация-55 % и инфантилизация-5 %.
Среди низких процентных показателей по 4 шкалам (принятие/отвержение, социальная желательность, симбиоз и гиперсоциализация) понятно, что они составляют 0 %. А вот по шкале инфантилизации наблюдается 95 %,что означает, что родители верят в своих детей и не пытаются их инфантилизировать, а так же не пытаются приписать им личную и социальную несостоятельность.
Сравнительный анализ средних значений представлен в таблице 3(см. Приложение 3) . Дети были разделены на 2 группы:
1. Успешные.
2. Неуспешные.
Из данной таблицы понятно, что первая группа имеет большее среднее значение типов отношений, чем вторая. Это значит, что родители из первой группы имеют более выраженное положительное отношение к ребенку, проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных, не устанавливают большую психологическую дистанцию между собой и ребенком, но при этом более контролируют своих детей и применяют авторитарный стиль воспитания, а также считают, что неудачи ребенка случайны и верят в него.
В ходе эмпирического исследования было выявлено:
1. При сравнении средних значений самые высокие показатели являются принятие/отвержение ребенка, социальная желательность.
2. Родители проявляют искренний интерес к тому, что делает ребенок. Они поощряют его инициативу и поддерживают в его начинаниях.
3. Гипотеза, состоящая в том, что от детско-родительских отношений зависят успехи детей в школе в младшем школьном возрасте, подтвердилась.

Заключение

Неуспеваемость учащихся в начальной школе возникает в силу внутренних и внешних причин. Таких как: 1) неблагоприятных социально-экономических условий жизни, 2) недостаточной квалификации учителей, 3) просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, 4) отсутствия индивидуального подхода к детям, 5) перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также большое влияние оказывают различного рода нарушения в деятельности анализаторов, наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.
Однако, одной из главных причин неуспеваемости детей являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают разнообразные инструкции и непрошенные советы, ограничивая самостоятельность.
Поддержка родителей является одним из важнейших факторов, способных увеличить успешность обучения детей в школе. Истинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на выделении его способностей, возможностей, его положительных сторон, а также постоянной похвалы и своеобразными наградами за успехи.
Проблема сохранения психического здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов. Однако, не менее важная роль в ее решении принадлежит и тем, кто принимает в жизни детей непосредственное участие и имеет с ними каждодневный контакт – родителям. Воспитание в гармоничной семье остается лучшим для становления личности.
Проведенное исследование показало, что родители и выбранный ими стиль воспитания оказывают большое влияние на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте, так как именно родители задают исходный уровень интересов ребенка. Более того, то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях, оказывают решающее влияние на формирование самооценки ребенка.

 

Список литературы и иных источников

1. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости./ Е.А. Аркин — М.: 1997. — 347 с.
2. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельская — М.: Генезис, 2005. — 211 с.
3. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / А.И. Божович — М.: Просвещение, 1968. — 190 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. / Ю.К. Бабанский — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника./ П.П. Блонский — М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. — 574 с.
6. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс… канд. психол. наук. / А.Я. Варга — М., 1996. — 92 с.
7. А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. [Электронный ресурс] Источник: https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии./ Л.С. Выготский — СПб.: Союз, 1997. — 220 с.
9. Гильбух, Ю.З. Психодиагностика в школе. / Ю.З. Гильбух — М.: Знание, 1989. — 79 с.
10. Джайнотт, X. Родители и дети / X. Джайнотт — М.: Знание. 1986. — 176 с.
11. Джеймс, М. Рожденные выигрывать. / М. Джеймс, Д. Джонгвард — М.: Прогресс, 1993. — 274 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи: Учеб. пособие для вузов по спец. и напр. «Психология». / В.Н. Дружинин — 3-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Деловая кн., 2000. — 340 с.
13. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов. / И.В. Дубровина — М.: Питер, 2004. — 588 с.
14. Есипов, Б.П. Дидактика / Под общ. Ред. Б.П. Есипова. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. — 518 с.
15. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. АПН СССР. / Л.В. Занков — М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
16. Касаева, С.Д. Особенности формирования человеческого капитала в семье / С.Д. Касаева — Волгоград. гос. ун-т. — Волгоград: Перемена, 2007. — 260 с.
17. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. / Н.В. Клюева — Ярославль: Акад. развития, 2001. — 308 с.
18. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская — СПб.: Речь, 2005. — 256 с.
19. Медведева, И., Разноцветные белые вороны. / И. Медведева, Т. Шишова — М.: Семья и школа, 1996. — 170 с.
20. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. / Р.В. Овчарова — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 204 с.
21. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания./ И.П. Подласый — М.: ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
22. Стивен Кови, 7 навыков высокоэффективных семей / Стивен Кови Р.-Поппури, 2018-432с.
23. Снайдер, М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. — М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. — 212 с.
24. Трапезникова, Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. / Т.М. Трапезникова — СПб., 1998. — С. 90-108.
25. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Ю. Хямяляйнен — М.: Просвещение. 1993. — 248 с.
26. Эрих Фромм, Искусство любить / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.В. Александровой].- М.: АСТ, 2019-224с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф