Введение
1. Теоретические основы управления экологического состояния региона
1.1. Понятие экологического состояния региона и критерии его оценки
1.2. Система государственного контроля за экологическим состоянием региона
1.3. Система нормативно-правового регулирования и основные направления
2. Анализ экологического состояния Ямало-Ненецкого Автономного Округа
2.1. Характеристика ЯНАО
2.2. Экологическое состояние в регионе и его проблемы
2.3. Пути оздоровления экологического состояния региона
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Колонистское состояние – совокупность условий среды обитания и жизнедеятельности населения города (состояние атмосферного воздуха, вод, почв, и др.) определяемые воздействием природных антропогенных (производственных, социальных и бытовых) Факторов.
В настоящее время одной из актуальных тем и проблем является охрана окружающей среды. Научно—технический прогресс и усиление влияния человека на природу намеренно ведут к обострению экологической ситуации: загрязнение природной среды, истощение природных запасов, потеря эстетической ценности. Мы размещаем все больше и больше тревожных новостей об экологической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе. Нефтегазовая добыча не проходит бесследно, страдают оленеводы, растут несанкционированные свалки.
Актуальность темы курсовой работы связанна с тем, что состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории региона.
В данной курсовой работе было рассмотрено экологическое состояние региона ЯНАО.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы управления экологическим состоянием региона. Вторая глава посвящена анализу экологического состояния ЯНАО (нужно добавить период исследования).
Предметом курсовой работы является – пути оздоровления экологического состояния региона
Цель исследования: пути оздоровления экологического состояния региона
Задачи:
1) Рассмотреть понятия экологического состояния региона и критерии его оценки
2) Изучить системы государственного контроля за экологическим состояние с региона
3) Изучить системы нормативно –правового регулирования и основные направления региональной экономической политики
4) Рассмотреть характеристику ЯНАО
5) Ознакомиться с экологическим состоянием в регионе и его проблемами
6) Подробно рассмотреть пути оздоровления экологического состояния региона
1. Теоретические основы управления экологического состояния региона.
1.1. Понятие экологического состояния региона и критерии его оценки.
Оценка территории района
Важнейшим фактором, влияющим на состояние территории района, является экономическая деятельность человека. Поэтому для описания территории необходимо дать общее описание антропогенных факторов, описываемых набором параметров. Необходимо учитывать количество жителей на единицу площади, наличие предприятий (и их характер), канализацию, водоемы (и их состояние), транспортную сеть, полигоны (в том числе несанкционированные) котельные, источники питьевой воды (и их качество), высоковольтные линии электропередачи, дымоходы тепловых электростанций и цехов (и характеристики выбросов от них). Кроме того, требуются оценки качества воздуха, определение мест радиоактивности, сурового газового загрязнения и уровни шумового загрязнения [20].
Цель экологического мониторинга (ЭМ) заключается в ежегодном мониторинге состояния территорий. Исходя из полученных данных, можно оценить степень ущерба экосистемы в районе исследования. Мониторинг позволяет получать данные в течение нескольких лет, что дает возможности оценки скорости изменения площади зон возмущения. Такие подходы были подробно разработаны известным российским ученым Б. В. Виноградовым, который предложил две группы признаков для обозначения нарушения экосистем и природной среды территории:
— признаки неблагополучного состояния (статические признаки);
— признаки неблагоприятных изменений территорий (динамические признаки).
Эти подходы вполне применимы и к окрестностям города, и к микрорайонам. Программа исследований ЭМ предусматривает оценку экологического состояния территории статическими и динамическими способами [27].
Антропогенные факторы, определяющие техногенное напряжение в этом районе, проявляются через наличие каротажа, трансформацию ландшафта из-за поселений, агроценоза, близость к промышленным зонам, горную промышленность, транспортную сеть (дороги и железные дороги, нефте- и газопроводы). Территории, где такие факторы проявляются, считаются более или менее безуспешными.
Эта оценка недостатка территории состоит из многих ее параметров — природных и антропогенных, ботанических и почвенных, территориальных статических и динамических. На каждой территории эти параметры тесно связаны друг с другом, зависят друг от друга и поэтому могут быть выражены одним обобщающим индикатором. Такой индекс неприятностей может быть частью территории в районе, где экологическое состояние не является хорошим.
В целом по всему району для формирования обобщенного показателя оценки экологических проблем производятся на основе следующих пространственных характеристик:
— площадь зон нарушенности лесных биоценозов;
— площадь зон нарушенности луговых биоценозов;
— площадь земель, выведенных из землепользования (овраги, свалки, отвалы пород, хранилища отходов и т. д.);
— площадь земель, занятых под населенные пункты, промышленные зоны и транспортные магистрали.
Критерии оценки экологической ситуации на территориях для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия — это консультативный информационный документ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов [15], предназначенный для: специализированных организаций и лиц, участвующих в оценке экологического состояния территорий; органов местного самоуправления; Государственных экологических экспертиз; местных и региональных организаций по охране природы; заинтересованных министерств, ведомств, других органов и лиц, принимающих решения, связанных с экологической ситуацией на различных территориях.
Документ предусматривает системный подход, единые требования, позволяющие классифицировать отдельные территории, участки в соответствии с степенью экологического неблагополучия и порядок проведения комплексной оценки экологической ситуации на территории. Оценка экологической ситуации на территориях в соответствии с «Критериями …» проводится с целью получения объективной информации о состоянии окружающей среды и общественного здоровья: установление научно обоснованных границ территории или ее отдельных участков ; [5] организация системы мониторинга и наблюдения по приоритетным показателям изменений окружающей среды и здоровья; обоснования срочных мер по восстановлению здоровья населения и восстановление экологического благополучия отдельных участков и объектов территории.
Территории по состоянию экологического неблагополучия классифицируются следующим образом: норма (относительно удовлетворительное); риск (экологическая напряженность); кризис (чрезвычайная экологическая ситуация); бедствие (очень тяжелые условия проживания или невозможность проживания). В этом документе в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды приведены показатели, характеризующие состояние экологического кризиса и экологического бедствия участков территорий по сравнению с нормой.
Системы экологической оценки планируемой деятельности сегодня используются практически во всех странах мира и во многих международных организациях как «превентивный», проактивный инструмент экологической политики. Оценка окружающей среды основана на простом принципе: легче выявлять и предотвращать негативные экологические последствия деятельности на этапе планирования, чем выявлять и корректировать их на стадии ее реализации. Таким образом, экологическая оценка фокусируется на всестороннем анализе возможного воздействия предлагаемой деятельности на окружающую среду и использовании результатов этого анализа для предотвращения или уменьшения экологического ущерба [1].
1.2. Система государственного контроля за экологическим состоянием региона.
Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды состоят в обеспечении соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения [2].
Государственный экологический контроль и надзор состоят в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это административный контроль и надзор, так как их задачи и соответствующие им функции на практике реализуются исполнительными органами и их должностными лицами [24]. Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля и надзора, экологического мониторинга и экологической экспертизы.
Мониторинг окружающей среды — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, охраны и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирование ее изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предупреждении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдение требований экологической безопасности.
Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля, целью которого является предупреждение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.
Экспертизе подлежат проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, созданию угрозы здоровью людей. Объектами экологических экспертиз могут быть экологические ситуации, которые имели место в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей. Экологическая экспертиза проводится согласно требованиям Закона Украины «Об экологической экспертизе» от 5 февраля 1995 года [16].
Экспертный вывод содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и направление их на повторную экспертизу.
Экологический контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [23].
Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
Государственный экологический надзор в ЯНАО осуществляется департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа (далее — уполномоченный орган) в соответствии с действующим законодательством [7]. На особо охраняемых природных территориях регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Уполномоченный орган осуществляет региональный государственный экологический и геологический надзор в области охраны и использования особо охраняемых объектов. Перечень объектов, подлежащих государственному контролю утвержден Постановлениями Правительства РФ.
Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений [9].
Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.
1.3. Система нормативно-правового регулирования и основные направления.
Правовую основу охраны окружающей среды составляет Конституция Российской Федерации, закрепляющая права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющийся базовым нормативным правовым актом, которым обеспечивается реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду путем определения правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды. В настоящее время именно этим законом регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности [25].
Основными законодательными актами, направленными на обеспечение экологической безопасности, являются Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Законодательство Ямало-Ненецкого автономного округа в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности формируется в соответствии и для реализации федеральных законов.
В 2017 году на федеральном уровне неоднократно вносились изменения в основополагающие законы, регулирующие осуществление деятельности в сфере экологической безопасности [8]. В связи с изменениями федерального законодательства и необходимостью собственного регулирования правоотношений в сфере охраны окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе была проведена работа по актуализации регионального законодательства, в области охраны окружающей среды и природопользования.
Так Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 мая 2017 года № 58-ЗАО внесены изменения в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе» [13]. Указанным законом уточнены и конкретизированы полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также актуализированы нормы, связанные с проведением государственного экологического мониторинга и функционированием территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в автономном округе установлен Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Для дальнейшего совершенствования государственной системы управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории автономного округа установлен Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору [18].
Кроме того, актуализирована нормативная правовая база автономного округа, регулирующая осуществление регионального государственного экологического надзора. Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2015 года № 1099-П утвержден новый порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории автономного округа, отвечающий современным требованиям и реалиям.
Основы современного экологического права были изложены в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Развитие государственной экологической политики нашло отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон об охране окружающей среды). Новый Закон направлен на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности личности, общества, государства.
2. Анализ экологического состояния Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
2.1. Характеристика ЯНАО.
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на С. Зап.-Сибирской равнины. Входит в состав Тюменской обл. и Уральского федерального округа. Омывается Карским морем. Граничит на З. с Архангельской обл. и Республикой Коми, на Ю. – с Ханты-Мансийским АО (ХМАО), на В. – с Красноярским краем. Пл. 750,3 тыс. км2. Нас. 530,7 тыс. чел. (2006). Адм. центр – г. Салехард [3].
В составе округа 7 адм. районов, 8 городов, 5 посёлков городского типа, 41 сельская администрация.
Высшие органы законодательной и исполнительной власти – Гос. дума и Администрация ЯНАО.
По рельефу территория ЯНАО представляет собой сочетание горной и равнинной частей. Преобладают равнинные территория с высотами менее 100 м над уровнем моря, что в сочетании с избыточным увлажнением и наличием многолетней мерзлоты способствует образованию многочисленных болот и озёр. Наиболее приподнятая часть – Сибирские Увалы – находится на Ю. округа (максимальная высота – 285 м). Территория ЯНАО имеет уклон на С. и представляют собой всхолмленное плато по правому берегу р. Обь; по её левому берегу увеличивается расчленённость и высота рельефа. Горная часть на З. ЯНАО представлена полосой Полярного Урала. Максимальную высоту имеет г. Пайер (1472 м над уровнем моря).
Береговая линия расчленена многочисленными заливами-губами. Наиболее крупная – Обская губа, разделяющая п-ова Ямал, Тазовский и Гыданский, рельеф которых расчленён оврагами, логами, ложбинами и небольшими речными долинами. В поймах рек – многочисленные старицы и протоки. Вдоль побережья расположены многочисленные о-ва: Белый (самый крупный), Шокальского, Олений, Неупокоева, Вилькицкого.
Геологическое строение обусловлено сочетанием двух тектонических районов. Большая часть ЯНАО лежит в пределах Зап.-Сибирской равнины на молодой Зап.-Сибирской плите, расположенной между областью палеозойской складчатости (предгорная и горная части на З. ЯНАО) и древней сибирской плитой восточнее ЯНАО. В структурном отношении плита имеет двухъярусное строение: палеозойский фундамент и осадочный чехол, сложенный юрскими континентальными и морскими отложениями. К юрским и меловым поднятиям приурочены месторождения углеводородов. Четвертичный период характеризовался развитием оледенения и формированием многолетней мерзлоты, в результате большая часть территории округа занята моренными и водно-ледниковыми равнинами. Значительное влияние на формирование территории оказывали морские процессы: в поздне- и послеледниковое время образовались морские равнины на сев. территории, примыкающих к Карскому морю.
Полезные ископаемые. ЯНАО имеет крупные запасы углеводородного сырья. Прежде всего, это месторождения газа (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Харасавейское, Бованенковское), по разведанным запасам и добыче которого округ занимает первое место в РФ. По разведанным запасам жидких углеводородов (нефть и сопутствующие продукты) ЯНАО занимает второе место после ХМАО. Углеводородные ресурсы являются единственным видом ресурсов в регионе, однако они обеспечивают функционирование экономики ЯНАО и определяют специализацию региона в РФ и в мире. Имеются также перспективные месторождения Полярного Урала, содержащие многие химические элементы [10].
Особенности климата ЯНАО определяются его сев. положением, влиянием циклонической деятельности и близостью холодного Карского моря. По типу климата ЯНАО делится на три части: на С. господствует климат арктического пояса, в средней части – морской субарктический, на Ю. – умеренный континентальный. На Крайнем Севере среднегодовая температура ниже –10°С. Летом температуры могут подниматься до +30°С, зимой опускаться до –59°С. Самые низкие температуры наблюдаются на Ю.-В. ЯНАО. В течение всего года преобладает циклонический тип погоды, особенно в переходные сезоны. С декабря по февраль и с августа по сентябрь наблюдаются туманы. Часты магнитные бури, зимой сопровождаемые полярным сиянием. Количество осадков и высота снежного покрова (от 40 до 80 см) увеличиваются к Ю. Для Ямала характерен сухой воздух, резкие перепады атмосферного давления и сильные ветры, особенно на побережье. В связи с этим ЯНАО относится к районам экстремального проживания.
Важнейшие реки на территории ЯНАО – Обь, Надым, Пур, Таз, протекающие в субмеридиональном направлении. Водный режим характеризуется ярко выраженным весенним половодьем, длительной зимней меженью, осенними и летними паводками.
Формирование почв глеево-болотного типа происходит в условиях низких температур как воздуха, так и грунта, избыточного увлажнения и недостатка кислорода. В лесотундре и сев. тайге почвы глеево-подзолистые, глеевые слабоподзолистые и подзолистые иллювиально-гумусовые.
Растительность ЯНАО представлена тундрой, лесотундрой и сев. тайгой. В тундре преобладают осоково-пушицево-сфагново-лишайниковые сообщества. Южнее, в типичной тундре, распространены мхи, лишайники, разнотравье и кустарники. В сев. части лесотундры появляются небольшие участки редколесья и криволесья, которые к Ю. увеличиваются и переходят в тайгу. Леса состоят из лиственницы и ели. Под пологие леса часто встречаются карликовая берёза и ольха. Наземный покров состоит из сфагновых мхов, образующих торфяники с бугристой поверхностью. Склоны речных долин и террасы летом покрываются сочными пестроцветными лугами, состоящими из лютика, валерианы и ягодников. Растительный покров северной тайги – сложное сочетание кустарниковых тундр, лиственничных редколесий и болот. В Красную книгу ЯНАО занесены 30 видов растений.
Животный мир представлен 48 видами млекопитающих, 255 видами птиц, 2видами пресмыкающихся, 4 видами земноводных и 40 видами рыб. Зональное местообитание животных несколько сдвинуто к Ю.: в сев. тайге и лесотундре встречаются многие тундровые виды орнитофауны. В Красную книгу ЯНАО занесены 63 вида позвоночных животных [4].
В ЯНАО 14 охраняемых территорий: 2 гос. заповедника (Верхне-Тазовский и Гыданский), 3 природных охотничьих заказника федерального значения (Куноватский, Надымский, Нижнеобский), 7 гос. биологических заказников регионального значения (Горнохадатинский, Мессояхинский, Собты-Юганский,Полуйский, Полярно-Уральский, Ямальский, Пякольский), а также геологический памятник природы регионального значения (Харбейский) и Сынско-Войкарскаяэтническая территория с особым режимом природопользования на З. округа. Охраняемые территории (общая пл. 7,6 млн га) организованы с целью сохранения болотных экосистем, тундровых, лесотундровых ландшафтов и редких видов фауны региона.
ЯНАО – индустриальный ресурсодобывающий регион, лидер газовой промышленности России и мира. Свыше 80% потребностей ЯНАО в электроэнергетике покрывается за счёт собственного произ-ва.
В ЯНАО активно ведутся строительные работы, что связано с относительно недавним началом промышленного освоения территорий, ростом новых городов и развитием инфраструктуры.
Сельское хозяйство ЯНАО ввиду природных особенностей развито очень слабо. В отраслевой структуре преобладает продукция животноводства – 90,9%. Развито оленеводство, звероводство, пушной промысел. На оленьи пастбища приходится 64% с.-х. угодий. В настоящее время поголовье оленей на Ямале одно из самых больших в мире – св. 600 тыс. голов. Наряду с оленеводством, к традиционным видам с.-х. деятельности относится рыболовство (объекты промысла – муксун, сиг, нельма, осётр). Ловом рыбы занимаются 24 предприятия.
По рекам Обь, Пур, Таз, Надым осуществляется судоходство. Протяжённость внутренних водных путей – 3,5 тыс. км. Действуют порты.
Использование морского транспорта ограничивается сложными природно-климатическими условиями, однако существуют проекты транспортировки газа и нефти морскими путями.
Экологическая ситуация в ЯНАО характеризуется высокой степенью напряжённости. Это связано с добычей нефти и газа и их транспортировкой. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составляют 1088 тыс. т (2004). Особо важно сохранение тундровых ландшафтов, наиболее уязвимых в экологическом отношении. Важной задачей остаётся сохранение традиционного природопользования коренных народов.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2004 составили 18,9 тыс. руб. в месяц – один из наиболее высоких показателей по России (3-е место), во многом он определяется северными надбавками. Величина доходов превосходит величину прожиточного минимума более чем в 4 раза. Всего 7,4% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума.
В ЯНАО 237 учреждений здравоохранения. Обеспеченность больничными койками – 115,8 на 10 тыс.чел. На 10 тыс. жителей приходятся 48,8врачей, 135,6 чел. среднего медицинского персонала. ЯНАО по природно-климатическим условиям относится к «зоне нежелательного проживания». В связи с этим основными видами заболеваний являются респираторные, заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем (сахарный диабет). Ведётся активное строительство учреждений здравоохранения почти во всех муниципальных образованиях.
В ЯНАО отсутствуют собственные НИИ. Геологической разведкой и разработками в области нефтегазового комплекса занимаются организации и специалисты из других регионов Тюменской обл. Научная деятельность сосредоточена в вузах (в частности, в филиалах Тюменского ун-та и Тюменского нефтегазового ун-та).
2.2. Экологическое состояние в регионе и его проблемы.
В Ямало-Ненецком автономном округе обращение с твердыми бытовыми отходами – одна из наиболее сложных хозяйственных и экологических проблем, решение которой является важнейшей задачей стабилизации и улучшения экологической ситуации. Отсутствие инфраструктуры для переработки отходов и возможных потенциальных потребителей вторичных ресурсов препятствует решению данной проблемы.
По данным статистических наблюдений за пятилетний период в автономном округе сохраняется положительная динамика по количеству обезвреженных и утилизированных отходов, а также общая тенденция по сокращению образуемых и захороненных отходов [6].
Проблема эффективной очистки и обеззараживания сточных вод остается одной из наиболее значимых для автономного округа, что обусловлено в первую очередь физической изношенностью оборудования очистных сооружений автономного округа, используемыми морально устаревшими технологиями очистки стоков, а также недостаточной мощностью очистных сооружений.
Удельный вес проб воды, водоемов второй категории, не соответствующих гигиеническим нормам по санитарно-химическим показателям, в 2015 году составил 36,6 %, что на 30,2 % меньше уровня 2014 года (52,5 %), удельный вес проб по микробиологическим показателям в 2015 году составил 13,9 %, что на 21,1 % меньше чем в 2014 году (17,8 %).
Последствия нефтегазодобычи. Первый и ощутимый удар окружающей среды края нанесли геологи, как сейсморазведчики, которые для выявления газонефтеносных структур использовали взрывчатые материалы, так и разведчики недр, строящие поисковые скважины на нефть и газ, временные базы, склады горючесмазочных материалов в водоохранных зонах рек и озёр, на неподготовленных площадках и с нарушениями проекта производства работ. Начало сейсморазведочных работ, строительство поисковых и разведочных скважин на нефть и газ начались в Гыданско-Тазовском регионе в середине 60-х годов текущего столетия [14].
Рисунок 1 – Видовая структура добычи полезных ископаемых.
Почва и водоёмы на выделенных для бурения земельных участках загрязнялись химреагентами, использованными буровыми растворами, нефтепродуктами, повреждались растительность и пастбища северных оленей при движении тяжёлой автотракторной техники в бесснежный период года вне отсыпанных площадок и трасс, при прокладке сейсмопрофиля и проведении на нём взрывчатых работ. Вошли в эксплуатацию два небольших по запасам газоконденсатных месторождение в средней части Гыданского полуострова: Северо-Соленинское и Южно-Соленинское (Тазовский район, Тюменская область). Было образовано объединение «Норильскогазпром», которое и по сей день находится в городе Норильске. К концу 1996 года было пробурено на территории Гыданско-Тазовском провинции более двухсот поисковых скважин на нефть и газ, но разведку недр с 1996 года стали вести уже не специализированные геологические объединения, которые технически и материально были плохо оснащены, а одно из подразделений Российского акционерного общества «Газпром-Тюменбургаз». Имея значительный материальный и людской потенциалы, современную технологию и оборудование, данное предприятие проводит работы на нефть газ в более сжатые сроки в расчёте на одну скважину, чем это делали специализированные геологические подразделения, и с меньшими отрицательными последствиями для окружающей среды. В планы Российского акционерного общества Газпром на ближайшие годы входит поиск нефти и газа в Тазовской и Обской губе — при подтверждении разведкой промышленных запасов этих углеводородов не исключена и их добыча [11].
Ущерб от пожаров. Достаточно серьёзным бедствием для северного растительного и животного мира, а также ведения домашнего оленеводства являются пожары, вызываемые как антропогенным фактором, так и природными явлениями. Многим из жителей региона запомнилось засушливое лето 1990 года, когда из–за сильной задымлённости, вызванной лесными и тундровыми пожарами, в ряде районов Ямало-Ненецкого автономного округа не могла осуществлять полёты несколько недель «малая» авиация. Только в Тазовском районе тогда выгорело 72000 гектаров оленьих пастбищ. Пожары в лесу, лесотундре и тундровой зоне наносят ощутимый ущерб, как эволюции, так и экономике региона. В лесотундре и в зоне тундры возникают низовые пожары, при которых выгорают мхи, лишайники, карликовые виды кустарников, ягодников. Известно, что мхи и лишайники являются главным видом кормовых растений в зимний (снегопокрытый) период года для домашнего и дикого северного оленя, и наличие зимних пастбищ является определяющим фактором для существования всей отрасли домашнего северного оленеводства. В зоне северной тайги распространены как низовые, так и верховые пожары. При последних сгорает подрост, подлесок и сами деревья. При значительной силе ветра скорость распространения пожара может достигать 10 километров в час и более, что создаёт угрозу гибели ряда «тихоходных» животных, в весенний же период гибнут гнёзда птиц, нелётный молодняк птиц, а также детёныши ценных пушных животных – песцов, лис и других [21]. В начале 90-х годов администрация Ямало-Ненецкого автономного круга образовала в ряде городов и районов авиабазы, основной задачей которых стала борьба с пожарами, как в лесной, так и тундровой природных зонах, а также охрана леса пастбищ северного оленя.
2.3. Пути оздоровления экологического состояния региона.
Обеспечение экологического состояния региона во многом зависит от выбора пути: будут приниматься меры в рамках старой традиции (неустойчивое развитие) или будут выбраны для этого концепция и стратегия устойчивого развития. Наиболее прогрессивна позиция тех, кто считает, что обеспечивать экологическую безопасность необходимо через устойчивое развитие [22].
Я считаю, что в целях обеспечения защиты окружающей среды и улучшения экологического состояния Ямало-Ненецкого автономного округа есть смысл предпринять следующий спектр действий, составляющий путь оздоровления.
Утвердить проект меморандума о добровольных обязательствах в области обеспечения экологической безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа между Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и предприятиями топливно-энергетического комплекса. Разработка и реализация меморандума осуществляется в целях расширения взаимовыгодного сотрудничества, направленного на дальнейшее стабильное развитие экономики, улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для решения основных социальных задач автономного округа.
Возложить методическое руководство и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа по разработке, заключению и реализации меморандумов о добровольных обязательствах в области обеспечения экологической безопасности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа между Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и предприятиями топливно-энергетического комплекса на департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Направить ресурсы и возможности на реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решения текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов [12].
При этом возникает необходимость решения экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, морской среды и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Кроме того, важно учитывать заинтересованность и ответственность руководящих лиц на развитие сотрудничества в области повышения экологичности и энергоэффективности в сфере строительства в целях сохранения и оздоровления окружающей среды для будущих поколений.
Необходимо развитие технологий по утилизации отходов промышленного производства и оздоровление природы автономного округа, тем самым повышения социальной защищенности населения региона [17]. Для достижения этих результатов необходимо принять следующие меры:
— ликвидировать последствия уже нанесенного экологического ущерба;
— принять, необходимы законы и штрафные санкции для промышленных производств, с целью недопущения дальнейшего загрязнения окружающей среды;
— внедрить новые технологии по утилизации и переработке отходов.
— в целях сохранения биологического разнообразия региона необходимо расширение сети особо охраняемых территорий.
Нужно учесть, что что реализация принципов устойчивого развития общества, требует ответственного отношения к природопользованию и мероприятий обмена опытом применения ведущих мировых стандартов измерения экологичности проектов и объектов, осуществления производственного экологического контроля в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, охраны природной среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
А на основе глобально-лежащей проблемы ЯНАО необходимо, по моему мнению, ввести — поддержка «инициативы 3 R» (Reduce – сокращение, Reuse – повторное использование, Recycle – использование в качестве вторичных ресурсов), которая лежит в основе концепции управления отходами «ноль отходов», сделать глобальным альтернативных источников энергии [26].
Выведение научных исследований в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с привлечением научного потенциала Ямала, — поддержка развития «зеленой» экономики Ямала, как одной из форм сохранения традиционного образа жизни коренного населения автономного округа в условиях промышленного освоения региона также позволит сократить негативные экологические последствия антропогенных факторов на территории региона.
Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития региона должна достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние экологической безопасности в нынешних условиях ЯНАО есть результат воздействия суммы факторов — антропогенных, техногенных, политических, экономических, социальных, морально-психологических, правовых, недостаточной готовности властей к проведению экологически-ориентированной экономической и социальной политики, низкой эффективности природоохранной деятельности правоохранительных органов, воздействия ряда внешних экологических угроз, опасностей и рисков.
Основой промышленного производства в Ямало-Ненецком автономном округе продолжает оставаться добыча углеводородного сырья — газа, нефти и газового конденсата. Всего в округе открыто 236 месторождений углеводородного сырья, из которых 77 находятся в промышленной разработке, 19 месторождений подготовлены к эксплуатации, на 140 месторождениях ведутся разведочные работы. В 2015 году на территории округа производственную деятельность осуществляли 60 нефтегазовых предприятий.
В целом, по автономному округу сохраняется тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно статистическим данным за последние пять лет валовый объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сократился на 23%. В 2015 году наибольшая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу отмечалась в городах, имеющих более высокую численность населения (г. Новый Уренгой, г. Ноябрьск). Незначительное увеличение объема выбросов загрязняющих веществ наблюдалось в Ямальском районе, что связано с увеличением производственной активности и ростом объемов добычи нефти и газа на Новопортовском НГКМ. В Красноселькупском и Тазовском районах произошло снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В водных объектах автономного округа отмечаются повышенные концентрации нефтепродуктов, фенолов, ионов тяжелых металлов, органических и биогенных веществ, условно патогенной микрофлоры, а также повышенные значения БПК5. Однако, необходимо отметить, что в результате водохозяйственной деятельности на всем протяжении реки Обь и ее притоков, поверхностные воды приходят на территорию автономного округа, имея значительный уровень микробиологического и химического загрязнения.
Анализ состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценка воздействия на природную среду основных отраслей промышленного производства, реализация государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе позволяют сделать вывод, что в целом экологическая обстановка в автономном округе за может оцениваться как удовлетворительная.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ажгиревич А.И. Экология. под ред. проф. В.В. Денисова. – М.:ИКЦ «МарТ», 2016. – 768 с.
2. Ахметова М.И., Семенова Е.В., Кирьянова А.А., Ланг П.А. Параметры социально-экономической среды, определяющие инновационное развитие региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2015. – № 7 (79). – С. 120-124.
3. Бабурин, С.Н. Политика устойчивого развития и государственно-правовой аспект / С.Н. Бабурин, А.Д. Урсул. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013
4. Глухов в.В. и др. Экономические основы экологии. — СПб.: Специальная литература, 2015. — 280 с.: ил.
5. Головатин, М. Г. Анализ информации об экологических проблемах поселений, расположенных на территории Ямальского района ЯНАО [Текст] / М. Г. Головатин, С. П. Пасхальный // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа / Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ. – Салехард : Красный Север, 2013. – № 1 (64) : Материалы по изучению биоты и экологических проблем ЯНАО. С. 88–96. – Библиогр. в конце ст. – ISBN 5-93298-093-4.
6. Гостева С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. Вестник ТГТУ. Том 16. № 3. — 2014
7. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2013.
8. Деттер Г.Ф. Институты развития научного и инновационного потенциала арктических субъектов Российской Федерации и их роль в социально-экономическом развитии региона // Инновации. – 2014. – №7. – С. 69-80.
9. Доклад о Социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе за 2015 год, департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа г. Салехард, 2016 г.
10. Егоров К. Ю. Оценка эффективности реализации стратегии социально-экономического развития региона// Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 10 (72). – С. 10-16.
11. Земля Ямал. – М.: Эксмо, 2013.
12. Колотова Е.В. Ресурсоведение: Учеб. Пособие. – М.: РМАТ, 20013.
13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1662-р.
14. Краткий справочник области / Автор-составитель Ю.А. Штюрмер – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Профиздат, 2015
15. Ларина О.В., Скорик А.В. Экология – М.: АСТ, 2015 – 224 с.
16. Лось, В.А. Глобализация и переход к устойчивому развитию / В.А. Лось, А.Д. Урсул, Ф.Д. Демидов. – М.: Изд-во Росс. акад. гос. службы, 2016. – 316 с.
17. Мир Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://regionyamal.ru/geografiya/
18. Моисеев Н. Экология в современном мире // Наука и жизнь — 2013. № 3. — С.2-10. — /Трибуна ученого: Взгляд в 21 век/.
19. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов – М.: Банки и биржи, Юнити, 2017-136 с.
20. Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2013. – № 1. – С. 607–636.
21. Основные направления бюджетной политики ЯНАО на 2016-2018 годы / Мониторинг-ЯМАЛ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://monitoring.yanao.ru/
22. Официальный сайт департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://de.gov. yanao.ru/.
23. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://правительство.ЯНАО.рф/economics/social_strateg_2020/
24. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. – М.: Российское НИИ культурного и природного наследия, 2016
25. Хмелева Г. А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Семенычев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 224 с
26. Хрущева А.Т. Экономическая и социальная география России: уч. для Вузов.-М: Дрофа, 2015-672 с.
27. Экономическое развитие России в 2013 году /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2013. — № 23.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф