Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Радио в формировании общественного мнения»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования общественного мнения
1.1. Феномен общественного мнения
1.2. Сущностные характеристики общественного мнения
Глава 2. Роль радио в формировании общественного мнения
2.1. Возникновение и развитие радиовещания
2.2. Тенденции изменений общественного мнения под влиянием радио
Заключение
Список литературы

Введение

21 век – век высоких информационных технологий.
Внедрение технологий во все сферы человеческой жизни усилило процесс информатизации общества и способствовало возрастанию роли средств массовой информации.
В современном информационном и массово-коммуникационном обществе поведение людей, их мнение, картина мира, в котором они живут, во многом зависят от СМИ и транслируемого ими контента.
Каждый день, каждый из нас узнает массу новой информации из совершенно разных источников.
Телевидение, радио, печать, реклама, интернет – все это источники, которые так или иначе имеют влияние на всех нас. “СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами.» [Пугачев, 2015] В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным и удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией.
Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры.
Важный вклад в исследование воздействия СМИ на формирование общественного мнения внесли российские социологи С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием», Е.Д. Павлова в книге «Средства массовой информации — инструмент скрытого воздействия на сознание», С.И. Троицкая в книге «Информационный террор – воспринимать или жить?», а также научные труды Ю.П. Беленькой, А.В. Веснина, А.Э. Геворгяна.
Объектом исследования является общественное мнение.
Предметом данного исследования стало воздействие радиовещания на формирование общественного мнения.
Цель работы – исследовать роль радио в формировании общественного мнения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить общественное мнение как феномен
• Рассмотреть сущностные характеристики общественного мнения
• Изучить возникновение и развитие радиовещания
• Охарактеризовать тенденции изменений общественного мнения под влиянием радио.
Теоретико-методологической базой исследования стали концептуальные разработки в области социологии общественного мнения отечественных и зарубежных авторов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования общественного мнения

1.1. Феномен общественного мнения

Среди социологов, психологов и политологов нет единогласия относительно значения термина «общественное мнение», это словосочетание используется довольно свободно. Французский социолог Г. де Тард определял общественное мнение как кратковременную и логическую группу суждений по поводу современных вопросов, присущую лицам одной и той же страны и одного и того же времени. Источниками мнения служат суждения прошлых поколений (традиция) и суждения избранных современников, которые мыслят за рамками общего потока и направляют его (разум).
В идеале общественное мнение должно служить связующим звеном, вульгаризируя разум для посвящения его в традицию. Однако на практике оно «то, упиваясь модными доктринами, разрушает привычные идеи и установления, прежде чем получить возможность заменить их, то под властью обычая изгоняет или угнетает разумных новаторов» [Тард 2012, с. 46].
Однако общественное мнение – это не совокупность суждений индивида. Каждое индивидуальное суждение может быть составляющим общественного мнения только тогда, когда оно тождественно суждениям других людей. Индивидуальное мнение превращается в общественное при помощи деятельности СМИ.
Американский исследователь У. Липпман под общественным мнением понимает отличную от реальности картину мира в сознании той или иной группы людей, на основе которой они строят свою деятельность. Он считает, что мы обладаем устаревшей информацией об окружающем мире. Люди признают фактом не то, что является фактом, а то, что им считается. Все предметы, события и процессы имеют, по меньшей мере, две стороны – позитивную и негативную, парадную и обыденную, публичную и частную.
Зачастую человек видит только одну из этих сторон. События и процессы не доступны для непосредственного наблюдения. В итоге предстающая перед нами реальная среда становится представляемой, псевдосредой, как называет её У. Липпман. Поступки индивида основываются на образных картинах, которые человек создает сам или получает от кого-то другого, а не на прямом и очевидном знании.
Объективному взгляду на вещи препятствуют стереотипы – утвердившиеся в определенной культуре представления о том или ином предмете. Источниками стереотипов являются искусство, моральные кодексы, политическая агитация. Стереотипы включаются в работу еще до того, как начинает действовать разум. Стереотипная форма восприятия накладывает специфический отпечаток на информацию, которая воспринимается нашими органами чувств перед тем, как они достигают рассудка. Стереотипы противятся критике, как ничто другое.
Массовое использование стереотипов обосновывается тем, что при восприятии сложных социальных объектов они экономят усилия человека и защищают его ценности, позиции и права. Чтобы сэкономить усилия, человек вычленяет из внешнего мира только то, что он может распознать. Попытки каждый раз понять все вещи заново и в подробностях, а не как типы и способы обобщения, сильно утомляют. В связи с этим, увидев в каком-то предмете знакомый признак, мы восполняем недостающую информацию о нем с помощью стереотипов нашего сознания.
Стереотипы представляют собой средство защиты привычного порядка вещей в нашем разуме и являются упорядоченной, более или менее непротиворечивой картиной мира. Любое посягательство на перестраивание стереотипов воспринимается как покушение на основы мирозданья. Следовательно, стереотипы – это «бастион традиции, позволяющий чувствовать себя в безопасности» [Липпман 2014, с. 109]. Концепция, разработанная Липпманом стала теоретической базой пропагандистского метода стереотипизации общественного мнения. Именно СМИ и медиасреда формируют стереотипы – такова позиция большинства исследователей.
Принятые в том или ином обществе моральные кодексы также способствуют специфическому восприятию фактов. Моральные кодексы – это набор правил самого разного рода: личных, профессиональных, семейных, правовых, международных, экономических, патриотических и др. Кодексы незаметно воздействуют на понимание действительности, в том числе и на процесс формирования общественного мнения. Липпман говорит, что при настоящем состоянии образования общественное мнение есть морализованная и кодифицированная версия фактов. Роль кодексов – определить, какую конкретно группу фактов и в каком ракурсе мы увидим. Так, к примеру, капиталист видит один набор фактов и аспектов человеческой природы, тогда как его оппонент-социалист – набор других фактов и аспектов природы человека. Из-за кодексов каждый из них считает, что второй заблуждается, тогда как настоящее различие между ними – всего лишь различие восприятия.
Немецкий социолог Э. Ноэль-Нойман определяет общественное мнение на основании того, что мнение человека в обществе формируется из двух главных источников знания: непосредственного наблюдения за окружающим миром и на основании сигналов об одобрении или неодобрении от других индивидов фактов, событий и явлений. Исходя из этого, Ноэль-Нойман определяет общественное мнение как «ценностно окрашенное мнение части общества (хорошо или плохо, со вкусом или безвкусно, умно или глупо), к которому присоединяются другие индивиды и группы из-за боязни оказаться в изоляции» [Ноэль-Нойман 2016, с. 341]. Оно опирается на бессознательное стремление людей, живущих в определенном сообществе, прийти к согласию, к общему суждению, необходимому, чтобы принимать решения и действовать согласно обстоятельствам.
В основе формирования общественного мнения по Э. Ноэль-Нойман – феномен «спирали молчания», который она понимает как «явление, заключающееся в утаивании индивидами своего мнения, заведомо отличного от мнения большинства, во избежание дальнейшей потенциальной социальной изоляции с одновременной открытой демонстрацией своих позиций теми индивидами, которые идентифицируют себя с большинством, что в некоторой степени делает последних кажущимися сильнее, а первых – слабее, чем они есть на самом деле» [Беленькая 2010, с. 54]. Используя этот феномен, средства массовой информации могут воздействовать на поведение избирателей, публикуя данные социологических опросов и комментируя их.
У «спирали молчания» есть две формы выражения:
1) «Cдвиг последней минуты» – поведение электората, когда индивид в последний момент меняет свое мнение в пользу той или иной партии или кандидата под воздействием общественного мнения;
2) «Эффект одной упряжки» – ситуация, когда индивид пытается выдать себя сторонником партии-победителя, даже если на самом деле голосовал иначе.
Главная причина такого поведения избирателей – страх оказаться в так называемой социальной изоляции, так как сама социальная природа человека побуждает его опасаться изоляции, стремиться к одобрению, популярности и уважению среди других людей.
Русский философ Б. А. Грушин считает, что «общественное мнение – это массовое сознание in actu, в действии, или реакция массового сознания, причем представляет собой общественное сознание со сломанными внутри него перегородками» [Грушин 2017, с. 61].
Другой российский социолог М. К. Горшков определяет общественное мнение как коллективное оценочное суждение на уровне социума, выражающее общую точку зрения по какому-либо вопросу [Горшков 2018, с. 188]. Субъектом (творцом) общественного мнения является большинство населения или народа. Поскольку коллективное оценочное суждение – это главным образом суждение, которое устраивает всю или большую часть социальной общности, его породившей.
Факты, события и процессы объективной и субъективной действительности выступают объектом (предметом) общественного мнения. Но далеко не все они приводят к формированию общественного мнения: объять все многообразие предметов материальной и духовной жизни общественное мнение не в состоянии, поэтому оно довольно избирательно по отношению к окружающему миру. «То, что может вызвать реакцию мнения одного человека и даже целого коллектива, совсем не обязательно окажет влияние на общественное мнение. Оно устанавливает свои связи с действительностью методом отбора, используя жесткие критерии: высокий интерес и дискуссионность» [Беленькая 2010, с. 55].
Важнейшим критерием отбора общественного мнения являются общественные интересы людей. Только те факты, события и процессы, что касаются интересов всех (большинства) членов общества, могут рассчитывать на внимание со стороны общественного мнения. Такие объекты вызывают сначала индивидуальные, затем групповые, коллективные суждения и в итоге – потребность в обмене этими мнениями, а также в выработке совместного, общего, то есть общественного мнения.
В процессе формирования общественного мнения огромную роль играют новостные масс-медиа, которые создают, интерпретируют и распространяют информацию. Способность к дифференцированной подаче информации – одна из ключевых особенностей текстов новостных медиа.
Например, факт или событие может быть: а) только названо;
б) описано лишь в виде основных этапов его развития;
в) детально изложено;
г) проанализировано и содержит прогноз последующих событий, на
которые повлияет данное событие.
Помимо фактора выбора информации есть другой, не менее важный, фактор –вербальный. «Получатель информации имеет дело с интерпретацией события, обладающей разной степенью информативности, которая понимается как подача/изложение информации, характеризующаяся такими критериями, как небанальность, релевантность и адекватность» [Шейгал 2010, с. 46]. Нередко главным в новостном тексте выступает критерий содержательной новизны (небанальности).
Также, при выборе объектов своего внимания общественное мнение опирается на критерий дискуссионности. Объекты общественного мнения должны возбуждать общественность, приводить к цепной реакции, которую называют обменом мнениями. В совокупности и взаимопроникновении высокий интерес и дискуссионность становятся факторами зарождения, развития и проявления общественного мнения.
Американский теоретик пропаганды У. Олбиг понимает под общественным мнением «выраженное отношение социальной группы в целом к значимым и/или популярным вопросам» [Albig 2017, p. 6]. В этом определении стоит выделить три основных компонента:
— учет всех мнений, существующих в группе;
— обязательное публичное выражение;
— значимость и/или популярность предмета обсуждения.
Во-первых, общественное мнение может быть таковым только тогда, когда отражает в себе мнения всех групп общества. «При этом общественное мнение следует отличать от мнения большинства и общественного консенсуса. Общественное мнение – это мнение, полученное в результате обсуждения всеми социальными группами, а не просто позиция большинства» [Беленькая 2010, с. 56].
Общественное мнение выполняет две основные функции: регулятивную и воспитательную.
Регулятивная функция имеет две стороны. Первая сторона – выработка и привитие членам общества определенных норм общественных отношений (личность-личность, личность-коллектив, коллектив-общество, обществоличность). Вторая сторона – регулирование политических, социальных, экономических, нравственных и других видов общественных отношений.
Значение воспитательной функции – привитие каждому индивиду чувства высокой ответственности за свои действия перед обществом. Общественное мнение – это универсальное орудие воспитания членов социума: оно работает непрерывно, постоянно напоминая индивиду о принятых в обществе требованиях, нормах поведения, а также о моральных санкциях, которые могут последовать за их несоблюдение.
Эти две функции общественного мнения активно взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга и часто выступают как единая, регулятивно-воспитательная функция.
Публичное выражение мнения – это значит, помимо использования разнообразных каналов массовой коммуникации, то, что общественное мнение представляется в общедоступной форме выражения, всегда элементарной и пригодной для любого интеллектуального уровня. Поэтому, общественное мнение прочно связано с простыми и понятными вербальными и визуальными элементами, которые активно используют СМИ: лозунгами, слоганами, изображениями и т.д.
Последний компонент определения Олбига – общественное мнение формируется и выражается исключительно вокруг значимых и популярных тем. «Значимые» темы – те, что непосредственно затрагивают интересы всего сообщества и каждого члена общества в отдельности. Под «популярностью» тем понимается их способность привлекать и удерживать внимание аудитории какой-то промежуток времени, несмотря на степень важности.

1.2. Сущностные характеристики общественного мнения

Под формированием общественного мнения понимается процесс выстраивания отношения крупной социальной группы к определенной теме, который может основываться как на рациональных, так и нерациональных стимулах. Исследователи отдают приоритет последним: с начала XX века множество влиятельных авторов отвергают первенство интеллекта и негативно относятся к превосходству умственной и сознательной жизни. Они акцентируют внимание на подсознательных, инстинктивных и эмоциональных побуждениях, а не на подчиненной правилам, логичной деятельности.
Прежде всего стоит рассмотреть факторы, влияющие на формирование общественного мнения. Болгарский исследователь Ганчев классифицирует их, разделив на две группы – объективные и субъективные [Ганчев 2013, с. 116– 123]. Объективные факторы – это непосредственное воздействие окружающих условий жизни на сознание людей, прямое влияние жизненных обстоятельств, таких как: индивидуальный жизненный опыт, существующие традиции и т.п.
К объективным можно отнести следующие факторы: индивидуальные потребности, коллективные интересы и установки, стереотипы, социальные проблемы и т.д. Они все напрямую зависят от политических, экономических, культурных и других условий жизни. Индивидуальные потребности (желания, влечения) – один из главных факторов формирования общественного мнения. Они не являются статичными, а, наоборот, динамичны и трансформируются в зависимости от роста качества жизни как отдельного индивида, так и какоголибо сообщества.
Другой объективный фактор – коллективные интересы и установки – часто рассматривается как часть общественного мнения, однако коллективные потребности и интересы (потребительские, эмоциональные, конфессиональные и т.д.) – это его определяющие факторы. Они бывают подсознательными, полу осознанными и индивидуальными желаниями и потребностями. Здесь начинают главенствовать коллективные установки и стереотипы.
Установками называются субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения [Шихирев 2019, с. 101]. У человека одновременно может быть целая структура социальных установок: интересы и ценности, знания и убеждения, эмоции и способность к действию определенного рода.
Следующий объективный фактор формирования общественного мнения – стереотипы. В первую очередь, их влияние заключается в том, что человек зачастую не осознает своих истинных мотивов поведения. В связи с этим, опросы общественного мнения необходимо направлять не только на исследование сознания, но и подсознания.
Следует отметить, что об объективности «объективных» факторов формирования и функционирования общественного мнения приходится всегда говорить с некоторыми ремарками, потому что любая степень их осознанности автоматически переводит их в разряд субъективных факторов общественного мнения. Проиллюстрировать это можно с помощью вопроса о месте и роли социальных проблем в процессе формирования общественного мнения: они настолько важны, что множество современных теорий, описывающих механизм воздействия СМИ на общественное мнение, намеренно акцентируют внимание на таких феноменах, как «установление повестки дня» и др.
Средства массовой информации могут не говорить напрямую, что думать и как себя вести, однако косвенно постоянно подсказывают, как думать и о чем. СМИ передают содержание, которое диктует для общественности конкретный набор тем обсуждения, а медийные и иные «лидеры мнений» во многом предопределяют оценку этого содержания.
Как показывают опросы, социальные проблемы занимают лидирующие позиции по своей важности: есть мнение, что общественное мнение возникло в результате осознания назревших социальных проблем.
Со временем, объективно назревшая социальная проблема становится в общественном мнении одним из главных предметов обсуждения и, соответственно, оценки. Но тут есть одна оговорка: для того, чтобы та или иная социальная проблема стала предметом всеобщего обсуждения, она должна справиться с конкуренцией с другими социальными проблемами и попасть в публичное поле. Тут мы вновь сталкиваемся с субъективными факторами. К примеру, без соучастия масс-медиа любая социальная проблема окажется вне общественного мнения, а, следовательно, без своего рассмотрения, оценки и разрешения.
Рассмотрим субъективные факторы формирования общественного мнения подробнее. Субъективными факторами формирования общественного мнения являются все способы воздействия на общественное мнение, которые носят сознательный характер.
Во-первых, это всегда заинтересованные в определенном характере общественного мнения субъекты (политические деятели, СМИ, лидеры мнений, руководители корпораций и т.д.). Они не столько отражают и выражают в своих речах, выступлениях, призывах имеющееся общественное мнение, сколько формируют его. Данные субъекты являются монополистами в производстве общественно-значимой информации и это выделяет их из всей остальной субъектной структуры общественного мнения.
Во-вторых, названные субъекты «работают» с общественным мнением –транслируют его не таким, какое оно есть, а таким, каким оно должно быть (стать) по их мнению. Это можно характеризовать как опосредованное влияние посредством искусственно созданных социальных проблем, спровоцированных событий, рекламы и PR-технологий, а не прямое воздействие объективных факторов на общественное мнение. «Публичное поле», в котором функционирует общественное мнение, занято этими субъектами, поскольку у них есть ресурсы (каналы и т.д.) для производства и распространения социальной информации.
В-третьих, в современных условиях массовых, интенсивных и разнонаправленных потоков информации человек зачастую не может охватить всю поступающую информацию и, тем более, проверить ее. Вследствие этого человеку не остается ничего другого, как положиться на мнение «лидеров мнений» или поддаться давлению группового мнения и примкнуть к нему. В связи с этим, многие индивиды из-за манипулятивного воздействия тех или иных коллективных потребностей и интересов (политических, конфессиональных, коммерческих и т.д.), способны забыть или, как минимум, приглушить свои реальные потребности и интересы и подчинить свои мысли, чувства и волю коллективной установке.
Теперь, когда мы рассмотрели факторы формирования общественного мнения, стоит подробно рассмотреть механизмы его формирования. «Технологии формирования общественного мнения представляют собой совокупность последовательных приемов, способов и методов, направленных на выработку в определенной группе людей или обществе в целом требуемых субъектам влияния взглядов, убеждений и отношения к тем или иным фактам, событиям, явлениям (процессам) действительности» [Веснин 2016, с.70-71].
Особую роль в воздействии на общественное мнение играют СМИ и Интернет, которые в современном мире стали не только каналами выражения общественного мнения, но и важнейшими инструментами его формирования. Их лидирующие позиции в информационном пространстве объясняется широким охватом аудитории, высокой скоростью передачи информации и интерактивностью процесса ее передачи, но самым главным фактором является их доступность.
В настоящее время развитие средств массовой коммуникации и информации достигло такого высокого уровня, который позволяет управлять поведением и действиями значительного количества людей, влиять на их мнения об окружающем мире и конкретных фактах, событиях, явлениях и процессах социальной действительности. Для этих целей применяют определенные технологии манипуляции массовым сознанием.
Исследователь Веснин А.В. под манипуляцией сознанием понимает скрытное, незаметное воздействие на психику, которое, в основном, в ущерб лицам, на которых оно направленно. Цель такого воздействия – контролирование манипулируемых лиц и управление их мыслями (сознанием) и поведением (действиями). Объект манипуляции при получении искаженной информации создает в своем сознании определенное представление об окружающей действительности в том направлении, в котором задаст манипулятор. В соответствии с мыслями формируется и поведение, которое будет соответствовать желаниям объекта манипуляции. Иными словами, объект манипуляции думает, что он сам сознательно делает выбор, однако на самом деле за него это делает тот, кто им управляет, то есть субъект манипуляции.
Основная задача манипулятора – ограничить доступ к информации, лишить свободы выбора. Объект манипуляции должен потреблять исключительно препарированную информацию, которая не позволяет мыслить иначе, видеть мир в целом, таким, какой он есть на самом деле. К примеру, русский социолог С.Г. Кара-Мурза делит реальность на действительную и воображаемую: «для многих людей воображаемая реальность в большей степени влияет на их поведение, нежели действительная» [Кара-Мурза 2017, с. 7].
Чтобы оградить объект манипуляции от фактов, событий, процессов, явлений действительности и формирования воображаемой реальности используются такие методы манипулирования общественным мнением, как:
1. Внушение – воздействие на психику человека с помощью вербальных и невербальных средств;
2. Перенос частного факта в сферу общего;
3. Использование слухов и домыслов в качестве доводов;
4. Уменьшение значения одних фактов, событий, явлений (процессов) и преувеличение других;
5. Замалчивание (секретность) – сокрытие существенных фактов, событий, явлений (процессов) действительности;
6. Подмена фактов;
7. Подмена понятий (когда по отношению к какому-то явлению вводятся новые термины, не отражающие всю его суть, скрывающие истинное значение либо не соответствующие данному явлению); сюда относится и так называемая политика двойных стандартов, когда, к примеру, под лозунгами свободы и демократии развязывают войны и уничтожают государственный суверенитет);
8. Метод фрагментации – предоставление только части информации о фактах, событиях и явлениях;
9. Метод многократного повторения (если многократно повторять ложь, то через некоторое время она будет восприниматься людьми уже как правда, т.к. сильно укрепится в сознании человека);
10. Метод абсолютной лжи (чем ужаснее ложь, тем быстрее в нее поверят) [Веснин 2016, с. 71-72].
Технологии формирования общественного мнения можно разделить по масштабам на долгосрочные (стратегические) и краткосрочные (ситуативные). Долгосрочные технологии состоят в поэтапном применении различных методов манипуляции массовым сознанием: на каждом из временных этапов формирование общественного мнения возможно только в неких рамках, допускающих применение тех или иных методов.
Технологию формирования общественного мнения в долгосрочной (стратегической) перспективе описал американский исследователь Джозеф Овертон. Суть этой технологии в том, что у общественного мнения существуют пределы терпения, в рамках которых можно осуществлять определенные пошаговые действия для перестраивания сознания людей. Овертон дал следующую линейку отношения общественного мнения к какому-либо явлению: немыслимо; радикально; приемлемо; разумно; популярно; политика.
Работает это так: если на первом этапе общественное обсуждение некой темы немыслимо, то, к примеру, за нее берутся ученые, которые по своему профессиональному долгу обязаны исследовать любые проблемы. На следующем этапе меняется название этого явления, зачастую даже несколько раз, чтобы окончательно запутать обывателя и стереть его истинное значение. На третьем этапе эта проблема становится предметом для активного обсуждения в СМИ. Причем вовсе не обязательно одобрять данное явление, можно его и критиковать, главное – постоянно навязывать эту проблему, вживлять ее в сознание масс.
На последующих этапах манипуляторы стремятся убедить общество в обыденности данного явления, в том, что оно сложилось еще с давних времен. Далее возникают различные организации и движения в поддержку этого явления, известные люди, «лидеры мнений» высказывают свое одобрение и т.д. В конечном итоге эти поэтапные действия приводят к формированию общественного мнения, которое допускает существование данного явления.
Технологию формирования общественного мнения в краткосрочной (ситуативной) перспективе часто используют, когда необходимо, например, принять какой-либо закон, достигнуть некую краткосрочную политическую цель или, к примеру, в процессе политической борьбы. Такая краткосрочная технология имеет следующий алгоритм:
1. Планирование информационной операции – определение целей, задач, сил, средств и т.д.;
2. Выбор или создание события, проблемы в качестве информационного повода;
3. «Раскрутка» информационного повода – формирование или разрушение стереотипов, установок;
4. Плавное завершение информационной операции.

Глава 2. Роль радио в формировании общественного мнения

2.1. Возникновение и развитие радиовещания

Первооткрывателем радиоволн был немецкий физик, основоположник фундаментальной электродинамики Генрих Герц. Он доказал гипотезу английского физика Джеймса Максвелла об их существовании, изложенную в 1864 году.
В России первым человеком, осуществившим передачу радиосигнала, стал выдающийся физик и изобретатель Александр Попов. После публикации работ Герца Попов начал исследовать электромагнитные явления. Он следил за каждым шагом западных ученых, следовавших по пути Герца, тщательно изучал работы физиков Эдуарда Бранли и Оливера Лоджа, повторял проделанные и описанные ими опыты.
7 мая (25 апреля по старому стилю) 1895 года на историческом заседании физического отделения Русского физико-химического общества в Санкт-Петербургском университете Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, пригодную для надежного обмена информационными сигналами. Передатчиком сигналов служил вибратор Герца, питавшийся от катушки Румкорфа (устройство для получения импульсов высокого напряжения).
В схеме радиоприемника Попов использовал когерер (стеклянную трубку с двумя электродами, в которую помещены мелкие металлические опилки), добавил усилитель постоянного тока (поляризованное телеграфное реле) и электрический звонок, который обеспечивал электромеханическую обратную связь. Реле позволяло включать на выходе приемника электрический звонок, самописец или телеграфный аппарат. Обратная связь обеспечивала автоматическое, синхронное с принимаемыми сигналами, восстановление чувствительности когерера, – когда звонил звонок, его молоточек одновременно встряхивал когерер.
Немного позже Александр Попов усовершенствовал приемник, благодаря чему стала возможной передача сигналов на расстоянии нескольких десятков метров. В конце 1895 года устройство было передано метеорологической станции Петербургского лесного института, где под названием «грозоотметчика» приемник служил для регистрации грозовых разрядов на расстояниях до 30 километров.
В январе 1896 года ученый продемонстрировал аппаратуру для радиосвязи между корпусами Петербургского университета. На заседании в Русского физико-химического общества 24 марта (12 марта по старому стилю) Попов с помощью передатчика и приемника собственной конструкции передал на расстояние 250 метров набранные азбукой Морзе слова Heinrich Hertz (Генрих Герц).
В 1897 году дальность действия радиостанций Попова составляла пять километров, в 1899 году она равнялась 35 километрам, летом 1901 года достигла 150 километров.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, в Царском Селе под Петроградом и на Ходынском поле в Москве были развернуты две радиостанции искрового телеграфа, которые работали только на передачу. Между ними в Твери находилась радиостанция, работающая на прием сообщений из Парижа и Лондона. Однако совмещать передачу и прием было невозможно из-за электрического треска. Для усиления радиосигнала в передатчиках и приемниках того времени уже применялись трехэлектродные лампы – триоды, изобретенные в 1906 году американским ученым Ли де Форестом (это изобретение позволило передавать по радио не только телеграфные сигналы, но и звуки – речь, музыку).
Однако в царской России радио использовалось в основном как средство военной связи.
Средством массовой информации оно стало к 1917 году. В 1918 году появились радиостанция «Вестник РОСТА» и Нижегородская радиолаборатория – первый в стране научно-исследовательский и экспериментальный центр в области радио- и телетехники, радиовещания и телевидения. В нем под руководством Михаила Бонч-Бруевича были созданы радиотелефон и первые радиолампы, разрабатывалась схема типовой приемной радиостанции и телевизионной аппаратуры.
27 февраля 1919 года впервые в радиоэфире вместо азбуки Морзе прозвучала человеческая речь. Первыми словами стали: «Алло, алло. Говорит Нижегородская лаборатория. Раз, два, три. Как слышно?». Радиус действия сигнала составил 500 километров от Нижнего Новгорода.
С 1919 года из Нижегородской радиолаборатории велись первые нерегулярные радиовещательные передачи, а с 1920 года – из опытных радиовещательных станций в Москве, Казани и других городах.
Становлению и популяризации радиовещания в стране в 1920-е годы способствовало массовое радиолюбительское движение, которое стало развиваться после открытия в 1922 году в Москве радиостанции имени Коминтерна.
В 1922 году состоялись первая речевая передача из Москвы и первый радиоконцерт артистов Большого театра.
Регулярное радиовещание началось 23 ноября 1924 года, когда в эфир был передан первый номер радиогазеты. К середине 1920-х годов относится организация регулярного радиовещания в национальных республиках СССР. В программах вещания значительное место занимали трансляции партийных съездов, конференций, передачи для детей, образовательные программы.
С 1929 года из Москвы началось регулярное иновещание – трансляция радиопередач на зарубежные страны.
В 1930-е годы появились новые формы радиопередач: радиоперекличка, всесоюзное радиособрание, прямые радиорепортажи со строек. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в эфир выходили передачи «Письма с фронта», «На фронт» и сводки от Советского информационного бюро. 24 июня 1945 года была проведена трансляция Парада Победы на Красной площади.
В послевоенные годы радио как средство массовой коммуникации играло доминирующую роль. С конца 1940-х годов с внедрением в технологию радиовещания магнитофонной записи активно развивалось звуковое экспериментирование; большинство радиопередач стало идти в записи. В 1962 году на Всесоюзном радио было введено круглосуточное вещание.
В 1970-е годы радиовещанием была охвачена вся территория страны: передачи велись на более чем 60 языках народов СССР и 70 языках народов других стран.
В 1990-х годах началась реорганизация государственного радиовещания, появились первые автономные формы общественного вещания и коммерческое вещание (существующее за счет рекламы).
С появлением интернета возникло веб-радио, посетители которого получили возможность слушать прямые эфиры и музыку онлайн.
Попытки передачи звуковых сигналов при помощи компьютерных технологий состоялись еще на ранних этапах развития интернета. В то время аналоговые звуки оцифровывались, применялись программные методы, и преображали в файлы, которые потом выкладывались на домашние web-страницы или отсылались по электронной почте.
Ещё в 1993 году мировым лидером среди онлайн-вещания стала радиостанция Internet Talk Radio. Internet Talk Radio, созданное Карлом Малмудом, использовала специальные технологии дубляжа через сеть радиоэфира. Интернет-радиовещание – это не только новая разновидность традиционного радио, но и новый вид СМИ, переживающий активный период своего развития и обретающий специфические формы взаимодействия с аудиторией и воздействия на общественное сознание. [Ворошилов, 2010] Первый радиосайт в интернете появился 1-ого апреля 1993-го года, когда американская некоммерческая корпорация занялась IMS (The Internet Multicasting Service).
Позже первое Интернет-радио предложило слушателям целый перечень программ, в который входили программы o музыке, политике, культуре, шоу-бизнесе и прочее. В 1994 г. топ-менеджер «Microsoft» Роб Глейзер основал свою собственную компанию — Progressive Networks, которая в 1995-ом выпустила свободную для скачивания программу RealAudio.
Программа Роба использовала цифровую компрессию, которая как раз и ускоряла процесс передачи информации за счет сжатия размера файла. Помимо этого присутствовала функция по хранению данных, которая и позволяла интернет-радиослушателям прослушивать уже прошедшие трансляции, а не ограничиваться прямым эфиром. Эта программа сыграла огромную роль в развитии интернет-радиовещания. Пользователи могли слушать любимую утреннюю программу, не просыпаясь для этого в 6 утра, и послушать любой эфир, который они пропустили в любое время.
Серьезное внимание ведущих медиакомпаний и инвесторов интернет-радио начало привлекать только к концу 90-х годов. Как и в случае с любым новым технологическим трендом, в котором просматривается коммерческий потенциал, проявление интереса инвесторов к интернет-радио сформировало конкурентный рынок. После того, как DSL (Digital Subscriber Line – цифровая абонентская линия) пришел на замену давно устаревшему телефонному подключению, интернет-радио пришло к пику популярности, особенно на заре 2010-х г. Большинство интернет-радиостанций улучшили качество потокового вещания, поскольку пропускная способность значительно увеличилась и стала более доступной для рядовых потребителей.
Благодаря новым технологиям пользователи Интернета получали возможность слушать региональные радиостанции со всего мира.
Исследовательская компания The Bridge Ratings подсчитала, что примерно из 168 миллионов американцев, использующих беспроводные технологии, 56 миллионов, то есть почти треть, слушают радио в Интернете по меньшей мере один раз в неделю. [Колодкин, 2015] На просторах интернета в России первые попытки веб-вещания были предприняты еще в 1994 г. Музыкант Василий Шумов создал сайт «Радио Совдеп». В передачах были собраны интервью разных студентов Лос-Анджелеса, которые делились своими впечатлениями об Америке. В 1995 г. московская радиостанция «Максимум» первая в России открыла свой сайт. В отличие от Америки, в России радиосайты были лишь представительствами крупных столичных радиостанций. [Клюев, 2017] Содержание Отечественных аудиовизуальных СМИ составляют, как правило, форматные и продюсерские передачи. Душа, творчество журналистской профессии, отодвигается на второй план. [Ворошилов, 2010] Транслируемые через информационно-коммуникативную среду общественные резонансы влияют на состояние и перспективу социальных и политических отношений, конструируют общественные настроения и установки, определяют и актуализируют текущие проблемы общественного развития. [Пугачев, 2015] На просторах интернета в России с каждым годом стало появляться больше серверов, основной задачей которых является передача аудиоданных в настоящем времени либо же ретрансляция эфира и уже сейчас существует огромное многообразие онлайн радиостанций.
Итак, на сегодняшний день радио является неотъемлемым атрибутом информационного аспекта жизни человека.

2.2. Тенденции изменений общественного мнения под влиянием радио

Радио от лат. radiare – излучать, испускать лучи. Радио становится важным каналом распространения массовой информации в 20-е гг. ХХ века. Большевистская власть видела огромный пропагандистский потенциал радио. Декретом Совнаркома О радиостанциях специального назначения от 1923 года ставилась задача развития радиовещания. Год спустя было создано акционерное общество Радиопередача. 23 ноября 1924 года началось регулярное, как тогда говорили, широковещание — в эфире прозвучал первый выпуск Радиогазеты РОСТА.
Существует два вида радиовещания: эфирное, для распространения которого используются радиоволны, и проводное, для распространения сигнала используются провода. Именно проводное радио получило широкое распространение в СССР, что позволяло транслировать центральное вещание на всю территорию государства. [Крапивенский, 2016] Несмотря на огромную конкурентную борьбу за внимание аудитории, радио удается сохранить свою привлекательность. Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность.
1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение. [Геворгян, 2016] 2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Колоссальную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций и «радиокниг» – составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов именно этой части аудитории стимулировало значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь способствовало увеличению числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций, более четкой их адресной и содержательной направленности и дифференциации).
3. Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И. П. Павловым. Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные. Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира. [Горбунова, 2011] Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.
Радио высвобождает воображение и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом.
К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни большого города. Эти стрессы, как утверждают психологи, также полностью подчиняют себе мышление и эмоции.
Что же происходит с индивидуумом?
До предела «загруженный» проблемами напряженного производственного дня, окунувшись в агрессивную по отношению к отдельной личности общественную среду в дороге, человек и дома не всегда может избежать разнообразных хлопот и тревог. Наконец вечером он садится к телевизору и… получает с огромной экспрессией отобранные и продемонстрированные слепки (копии, аналоги) тех самых стрессовых фактов, ситуаций и обстоятельств, которые сопровождали его в течение дня.
Причем получает он их с высокой точностью и большой выразительностью: в цвете, со стереофоническим звуком, в быстром клиповом ритме, а в перспективе – и в объемном (стереоскопическом) изображении. Восприятие такого человека оказывается явно перегруженным, фантазия – задавленной, воображение – отключенным. Между тем нормальный организм требует эмоционального равновесия, которое в определенной мере и способно создать прослушивание радиопередач.
Социопсихологи утверждают, что даже самая трагическая информация воспринимается с меньшим нервным напряжением по радио, чем с экрана телевизора, ибо в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого индивидуума. [Гуржий, 2017] Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно взаимодействовать (при хорошем организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.
Кроме того, у радио есть многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом.
I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.
II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.
III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная. [Коробейников, 2011] Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробное на описании функций радиовещания, оказывающих влияние на общественное мнение, то есть вторая группа.
Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей (например, выйти или нет на демонстрацию или на субботник, заняться тем или иным видом благотворительных работ и т.д. и т.п.), – речь идет о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом. [Епархина, 2018] Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у радиодинамика.
Ушли в прошлое использовавшиеся ранее приемы консолидирования, сплочения отечественной аудитории путем противопоставления ее остальному миру: «мы» и «они», причем «нам» приписывались все мыслимые достоинства, а «им» оставлялись исключительно негативные качества.
Известны примеры, когда радио было единственным реально доступным СМИ и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества. В качестве положительных примеров можно привести попытки создания общих программ стран СНГ (радио «Маяк»), крупных регионов, подчас раздираемых жестокими внутренними противоречиями (например, общеэкологические радиопрограммы Северного Кавказа). В советское время автономные республики России выпускали совместный радиожурнал «Между Волгой и Уралом» (о жизни Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Мордвы). [Гурова, 2019] В передачах разной тематики, форм и жанров важнее всего сама идея интегративности.
Как дисфункциональные можно отметить следующие явления: размывание сложившейся системы ценностей; криминализация и «дебилизация» сознания; понижение уровня культуры и как следствие – дезинтреграция общества.
Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики. [Геворгян, 2016] Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике.
Так, анализ значительного массива передач «Радио России» показал, что в них очень слабо представлены, а иногда и просто отсутствуют целые регионы, слои, значительные социально-демографические группы общества. Значит, и общественное мнение, отражаемое в таких передачах, неполное, усеченное, неадекватное реальному. Тем более это относится к группам, выделяемым по их политическим позициям и предпочтениям, многие из которых не получают доступа к эфиру.
Общественное мнение связано с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказывать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за последнее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглые столы» с привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, непримиримых. [Гуржий, 2017] Одно из правил СМИ в цивилизованном мире – переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Возникает возможность взять ситуацию под своевременный общественный контроль, вывести ее из-за кулис. Кроме того, микрофон, профессиональная работа журналистов, присутствие огромной аудитории радиослушателей требуют от диспутантов соответствующего уровня обсуждения. Радио и другие СМИ выступают своего рода школой для политиков и аудитории. [Гришанова, 2019] В деятельности радио заметно повысилась роль социологии, изучающей общественное мнение. Результаты социологических исследований доводятся до сведения слушателей в виде комментариев, бесед и т.д. Ряд передач строится на выяснении мнения слушателей (с помощью писем, телефонных звонков) относительно отдельных проблем, музыкальных групп, исполнителей, песен. Нередким стало появление у микрофона социологов в качестве ведущих, участников дискуссий, комментаторов – часто в режиме прямого эфира с включением телефонного диалога с аудиторией.
Радиожурналисты освоили некоторые социологические методы, например панельное интервью, когда один и тот же вопрос задается людям (респондентам) на улицах, площадях, вокзалах (иногда с выходом в прямой эфир). Таким образом собираются пробы, образцы мнений по актуальным проблемам, которые дают представление об общественном настроении и являются ярким, эмоциональным элементом передач.
Среди дисфункциональных моментов прежде всего следует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при этом проигрывает общество в целом и сами СМИ, теряя доверие аудитории. [Крапивенский, 2016] К указанной функции формирования общественного мнения примыкает очень важная функция – функция общения. Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями. В общем жизненном опыте человека все большее место занимает не личный опыт, а «опыт других», т.е. опосредованный, приобретенный, в частности из СМИ. Такой вид общения имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые зависят от мировоззренческой и идеологической установок, вещательной политики редакций и профессионального мастерства журналистов. Функция общения приобретает особенно большое значение в период дезинтеграции общества.
Радио в какой-то мере поддерживает разорванные человеческие связи. В них нуждаются миллионы соотечественников, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого «ближнего зарубежья». Многие из них находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная вещательная политика на эту многомиллионную русскоязычную аудиторию. [Епархина, 2018] Актуальна проблема общения и для старших возрастных групп аудитории. Разрыв общественных и межличностных связей наиболее остро переживается ветеранами, которым трудно адаптироваться к новым условиям жизни.
Многие люди по разным причинам оторваны от дома и семьи, и радио обязано учитывать эти слои аудитории, тем более что накоплен богатый опыт подобных передач (например, «Для тех, кто в море»). Не случайно, что одной из старейших рубрик радио была «Полевая почта «Юности»» – для военнослужащих. Меняются поколения, но всегда существует потребность их общения с домом, семьей. Постоянная рубрика «Концерты по заявкам» (музыка плюс общение в эфире знакомых, близких людей), к которой становятся сопричастными, сопереживающими сотни тысяч радиослушателей, способствует реализации функции общения. [Горбунова, 2011] Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир. Большинство программ радио первоначально ориентировано на конкретных ведущих (ведущий и автор обычно выступают в одном лице): «Авторский канал», «Панорама «Маяка»», «Молодежный канал». Сегодня радиослушатели нередко обращаются не в редакцию, а к конкретному человеку, которого привыкли слышать в эфире. Он как бы входит в круг их знакомых, в число тех, с кем им привычно общаться. Прямой эфир – один из способов реализации личности журналиста, способ прямого диалога со слушателем.
Последний перестает быть абстрактным слушателем и обретает лицо конкретного человека. Общение происходит обычно по телефону, что, однако, доступно не всем слушателям. Об этом ограничителе прямого эфира не следует забывать и уж во всяком случае, не делать, как это иногда бывает, на основе нескольких звонков далеко идущих выводов. Известна и такая форма общения, как обмен мнениями, информацией, впечатлениями различных групп, разделенных огромными расстояниями. Ныне это называется «радиомостами», раньше – «радиоперекличками». [Цаллер, 2014] Радио имеет возможность формировать образцы общения выбором собеседников (выдающиеся личности, авторитетные специалисты), уровнем обсуждения проблем, манерой вести разговор, реагировать на собеседника, качеством звучащей речи. Но современный эфир изобилует и примерами иного порядка – дисфункциональными. Личность ведущего и установки редакции нередко не соответствуют требованиям грамотного, культурного эфирного диалога. Иногда журналисты перенимают тон, стиль, лексику общения люмпенизированных, а то и криминальных групп. Грешат этим многие ведущие молодежных музыкальных программ, особенно на коммерческих радиостанциях. Подобный стиль общения, к сожалению, переходит и в государственное вещание, и тогда возникает очередной «эффект бумеранга»: радио само дурно воспитывает аудиторию. [Гришанова, 2019] Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано с природой самого воспитания – сложного, многостороннего процесса. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед воспитательным процессом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апелляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведения людей. В идеале именно таким образом и осуществляется воспитательная функция. [Гурова, 2019] Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое (отечественное вещание имеет здесь значительные традиции: среди многих передач, затрагивающих вопросы воспитания, можно назвать «Человек и закон» – рубрику, существующую и на радио, и на телевидении). Многие передачи направлены на политическое, экологическое воспитание, на реализацию такой задачи, как воспитание законопослушного члена общества, гражданина. Встает новая для отечественного радиовещания проблема религиозного воспитания, в связи с чем появились специальные радиостанции и программы. Воспитательный посыл имеет большинство передач для детей, подростков, молодежи. Наконец, перед радио стоит задача огромной важности и актуальности: воспитание человека в духе просвещенного патриотизма, без которого не может быть крепкого государства. [Попова, 2017] Значительная степень дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением различных систем ценностей. Чаще всего противопоставляют «западную ориентацию» мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстративно патриотическими, но на самом деле за этим кроется стремление к обычной пропагандистской и политической выгоде. Дисфункция в области воспитания аудитории проявляется также в рекламе и утверждении поведения, стиля жизни, нравственных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим и др.).
Перечисление функций радиовещания, связанных с обеспечением социального управления обществом, целесообразно завершить рассмотрением агитационно-пропагандистской и организаторской функций. О них правомерно говорить, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политического, хозяйственного или культурного характера.
Например, данные функции реализуются при обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов; при проведении специальных акций совместно с другими организациями и структурами («Возрождение Волги» на «Маяке»); при организации радиомарафонов с целью сбора средств для благотворительных целей; при регулировании автомобильных потоков в городе и т.д.
Принято считать, что пропаганда убеждает, агитация внушает и призывает. Методы разные, цели схожие: добиться определенного поведения, действия. Интересное определение агитации находим у В. Даля: «Народные или сословные смуты, подговоры. Наущенья и волнения. Тревога». Считается, что пропаганда апеллирует к разуму, агитация – к подсознанию («подкорке»). В этом смысле показателен слоган на волнах «Маяка» – песнопение «да-да-нет-да». Так диктовались ответы на вопросы Всероссийского референдума (то или иное сочетание двоичного кода, по сути дела, выражало определенное мнение и вело к важным политическим решениям). Не очень сведущий в политике избиратель должен был отметить в бюллетене комбинацию согласно эфирному сигналу, принятому «подкоркой». Агитационная функция стала главной в выборной президентской кампании в России 2016 года. Генеральный ее посыл был: «Голосуй или проиграешь»,
Кроме того, радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Акустичность радио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания.
Человек живет в мире звуков и зрительных образов, и на первых порах своего существования массовая коммуникация востребовала лишь малую долю возможностей его аппарата восприятия.
Звук, звуковое общение обладают богатейшими возможностями воздействия на рациональную и эмоциональную сферы человеческого сознания. [Коробейников, 2011] Звуковые сообщения способны производить в человеческой психике, подсознании и сознании потаенные, скрытые, внутренние эффекты, механизм которых еще не до конца познан наукой. Они активизируют сферу воображения. Эвфония (звукопись), которая широко использовалась, к примеру, в поэзии символистов, создавала впечатление окрашенности поэтического текста. Известно явление синестезии (соощущения), когда в акустическом восприятии активизируется зрительный ряд, возникает «цветной слух», переживаются цветовые ассоциации (здесь можно вспомнить искания русского композитора Скрябина), причем такие ощущения способны вызываться не только музыкальными произведениями, но и вербальными сообщениями. Чрезвычайно важны и активно изучаются в наше время средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку, которыми занимается паралингвистика: это мелодика, паузы, звуки-«заполнители», речевые жесты и др. [Бахтуридзе, 2018] Неисчерпаемость проблемы звукового воздействия продемонстрировали экзотические открытия последних лет: в США и Японии были выпущены музыкальные магнитофонные кассеты с параллельно записанным низкочастотно звучащим текстом, неулоловимым для слуха, но воспринимаемым на подсознательном уровне. В Америке принудительное внушение с помощью периодически повторяемого библейского призыва «Не воруй!» осуществлялось в крупных супермаркетах, в результате чего число краж в магазинах сократилось, по сообщениям печати, на 40%. В Японии неслышный голос убеждает людей соблюдать диету, учит быстро читать и дает знания иностранных языков во сне, преподает навыки преодоления стресса и т.д. Такие кассеты пришли на рынок, потому что внушением по собственному желанию заинтересовался потребитель.
Современный человек существует в мире звуков, порожденных жизнью. Электронные массовые коммуникации выхватывают их из ее бурного потока и превращают в некие акустические символы-сигналы, сочетания и комбинации которых благодаря новому уровню тренированности сознания пробуждают у человека обширные пласты представлений и ассоциаций, активизируют глубокие сферы освоения им смыслов и эмоциональных переживаний без участия слова. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей.

Заключение

Радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.
Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.
Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному контакту. Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей.
Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.
Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением.
Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник.
Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию.
В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей.
Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.

Список литературы

1. Бахтуридзе, З. З. Общественное мнение: у истоков изучения феномена / З. З. Бахтуридзе // Альманах современной науки и образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 30-31.
2. Беленькая, Ю. П. Средства массовой информации и медиа-среда как факторы формирования общественного мнения / Ю. П. Беленькая // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – № 8. – С. 52-57.
3. Ворошилов В.В., Журналистика. –2-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010.
4. Веснин, А. В. Технологии формирования общественного мнения / А. В. Веснин // Власть. – 2016. – № 6. – С. 70-74.
5. Ганчев, Д. Изучение и формирование общественного мнения / Д. Ганчев ; [пер. с болг. А. В. Федотова]. – (изд. перераб. и доп.). – Москва: Мысль, 2013. – 207 с.
6. Геворгян, А. Э. Массовые коммуникации в формировании общественного мнения в современной России / А. Э. Геворгян // Общество и право. – 2016. – № 2 (12). – С. 28-31.
7. Горбунова, Л. В. Общественное мнение: особенности формирования: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.01 / Горбунова Людмила Викторовна; МГУ им. М. В. Ломоносова. – Москва, 2011. – 24 с.
8. Горшков, М. К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков. – Москва: Политиздат, 2018. – 381 с.
9. Гришанова, С. В. Формирование и функционирование общественного мнения в демократическом обществе: дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Гришанова Светлана Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. – Москва, 2019. – 152 с.
10. Грушин, Б.А. Мнения о мире и мир мнений / Проблемы методологии исследования общественного мнения. Изд-во полит. лит-ры. М. 2017. — 400 с.
11. Гурова, С. Правда или фейк. Как фальшивые новости влияют на бизнес? [Электронный ресурс] / С. Гурова // Forbes.ru: [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/346751-pravda-ili-feyk-kakfalshivye-novosti-vliyayut-na-biznes – (дата обращения: 25.04.2020).
12. Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. – 2017. – № 12. – С. 991-993.
13. Епархина, О. В. Социология общественного мнения: учебник для студентов / О. В. Епархина. – Москва: Academia, 2018. – 236 с.
14. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. Век XXI/ С.Г. Кара-Мурза. – М.: Изд-во «Алгоритм», 2017. – 464 с.
15. Коробейников, В. С. Пирамида мнений: общественное мнение: природа и функции / В. Коробейников. – Москва: Молодая гвардия, 2011. – 219 с.
16. Крапивенский, А. С. Социология общественного мнения: управление процессом формирования: учебное пособие / А. С. Крапивенский, С. Н. Карабанов. – Волгоград: АНО «ИСГИ, экономики и инноваций», 2016. – 120 с. : ил.
17. Колодкин В.А., Основные этапы в истории возникновения и развития интернет-радио. 2015.
18. Клюев Ю.В., Психология взаимопонимания в аудиовизуальных СМИ.2017.
19. Липпман, У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой; Под ред. К.А. Левинсона, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2014. — 384 с.
20. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. — М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 2016. — 352 с.: илл.
21. Павлова, Е. Д. Средства массовой информации — инструмент скрытого воздействия на сознание: соц.-филос. анализ / Е. Д. Павлова; [отв. ред. А. Е. Лукьянов]; Рос. акад. наук, Науч. совет «История мировой культуры», Комис. по изучению проблем состояния человека в кризисные периоды культуры. – Москва: Наука, 2017. – 205 с.
22. Попова, Е. С. Факторы формирования общественного мнения / Е. С. Попова, А. В. Захарова // Студенческая наука XXI века: материалы V Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 мая 2017 г.). – Чебоксары, 2017. – С. 189-191.
23. Пугачев В.П., Соловьев А.И.. Введение в политологию. 2015
24. Тард, Г. Общественное мнение и толпа. / Г. Тард; Пер. с фр. под ред. П. С. Когана. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова, 2012. — IV, 201 с.
25. Троицкая, С. И. Информационный террор: воспринимать или жить? / С. И. Троицкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 205 с.
26. Цаллер, Д. Происхождение и природа общественного мнения / Джон Цаллер; пер. с англ. А. А. Петровой. – Москва: Ин-т Фонда «Обществ. мнение», 2014. – 558 с.
27. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология США/ П.Н. Шихирев. – М.: Наука, 2019. – 439 с.
28. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса: Монография / Е. И. Шейгал; Рос. акад. наук. Ин-т языкознания, Волгогр. гос. пед. ун-т. — М.; Волгоград: Перемена, 2010. — 367 с.
29. Albig, W. Public Opinion/ W. Albig. – Sturgis: Sturgis Press, 2017. –– 486 p.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф