Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки и реализации плана маркетинга гостиничного предприятия
1.1. Сущность и содержание маркетингового плана
1.2. Разработка и реализация маркетингового плана гостиничного предприятия
1.3. Зарубежный опыт разработки и реализации маркетинговых планов в гостиничных предприятиях
Глава 2. Анализ разработки и реализации маркетинговых планов в гостинице ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»)
2.1. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»)
2.2. Исследование факторов внешней и внутренней среды, влияющих на маркетинговую деятельность гостиницы
2.3. Оценка разработки и реализации маркетингового плана
Глава 3. Совершенствование разработки и реализации плана маркетинга (на примере гостиницы ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»))
3.1. Разработка рекомендаций по формированию и реализации маркетингового плана гостиницы
3.2. Анализ экономической эффективности разработанного маркетингового плана ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Маркетинг — это бизнес, ориентированный на клиента. Эта ориентация клиента должна пронизывать всю организацию. Основная цель маркетинга в индустрии гостиничного бизнесы — удовлетворить потребности клиента, что приведет к увеличению доходов предприятия.
Комплекс маркетинговых мер включает в себя следующие компоненты: создание компанией условий, которые стимулируют спрос и продажи произведенных товаров и услуг, политику продуктов, ценовую политику и политику формирования каналов сбыта. Если маркетинг проводится правильно, то есть, если потребности клиента правильно идентифицированы, производится правильный продукт, устанавливается соответствующая цена, создаются благоприятные условия для продажи товаров и организована эффективная система распределения, тогда результатом будет привлекательный продукт и довольный клиент.
В условиях современной рыночной экономики и конкуренции удовлетворение клиентов является основной целью любого бизнеса. Но менеджеры должны понимать, что удовлетворить всех клиентов невозможно. Из этого следует, что необходимо тщательно подбирать своих клиентов. В настоящее время маркетинг — это не просто бизнес-функция. Это своего рода философия, образ мышления и структурирование бизнеса. Это не просто другая компания или средство для стимулирования спроса в настоящий момент.
Цель работы – разработка и реализация плана маркетинга гостиничного предприятия на примере гостиницы ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и содержание маркетингового плана;
- Ознакомиться со способами разработки и реализации маркетингового плана гостиничного предприятия;
- Узнать о зарубежном опыте разработки и реализации маркетинговых планов в гостиничных предприятиях;
- Провести анализ маркетинговой деятельности ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»);
- Исследовать факторы внешней и внутренней среды, влияющие на маркетинговую деятельность гостиницы;
- Оценить разработку и реализацию маркетингового плана;
- Вынести рекомендации по формированию и реализации маркетингового плана гостиницы;
- Проанализировать экономическую эффективность разработанного маркетингового плана ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»).
Объект исследования – ООО «Петролинк».
Предмет исследования – маркетинговый план ООО «Петролинк».
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 3 глав, 8 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы разработки и реализации плана маркетинга гостиничного предприятия
1.1. Сущность и содержание маркетингового плана
Маркетинговый план должен быть составлен после завершения серьезного исследовательского исследования таких факторов как: анализ маркетинговой среды; всестороннее изучение рынка потребительских требований к продукту, рыночные условия, динамика цен, конкурирующие фирмы, контрагенты и нейтралитеты, формы маркетинговых методов, модели поведения клиентов и причины их решения о покупке; оценивание производственных и ресурсных и маркетинговых возможностей предприятия и определение его уровня конкурентоспособности на различных рынках (или сегментах рынка) [10].
Исходя из этого, целевой рынок или сегменты рынка определяются там, где планируются соответствующие маркетинговые мероприятия.
Что касается формальной структуры, маркетинговые планы обычно состоят из следующих разделов:
- Краткое изложение (обзорный раздел, содержащий краткое изложение маркетинговой программы и основные выводы).
- Целевая стратегия развития рынка (обзор рынка и прогноз).
Иногда эта часть плана обеспечивает только текущую рыночную ситуацию и краткий обзор рынка.
- Сильные и слабые стороны предприятия. Должны быть сформулированы преимущества и недостатки деятельности предприятия на целевом рынке. Оценивается уровень рентабельности предприятия, соответствие цены и качества предоставляемых услуг, степень предоставления научных, технических, производственных, финансовых и квалификационных ресурсов. Оценка вероятных рисков и анализ методов защиты от них [21].
- Цели и задачи. Определяет глобальные цели и задачи предприятия, а также вспомогательные подцели, достижение которых обеспечивает реализацию основных целей.
- Маркетинговая стратегия. Цель этого раздела — уточнить, как предприятие будет влиять на рынок и реагировать на ситуацию в нем, чтобы обеспечить продажу его услуг. Должны быть отражены следующие аспекты: объем рыночного спроса и потенциал рынка поставляемых услуг; анализ конкуренции, включая сравнение объема и динамики услуг, предоставляемых конкурирующими предприятиями, уровень качества предоставляемых услуг, уровень доходов конкурирующих компаний от предоставления аналогичных услуг, действия с наиболее суровыми условиями конкуренции, сильные и слабые стороны конкурирующих предприятий; описание маркетинговой стратегии, в зависимости от рыночного спроса, с учетом использования маркетинговых инструментов (рекламы, выставок и т. д.) [9];
- Предоставление услуг или стратегии продукта. В разделе представлены следующие данные: виды услуг (товаров), предоставляемые в соответствии с направлением деятельности предприятия; этапы жизненного цикла услуги (продукта) в этом сегменте рынка; степень соответствия предлагаемой услуги (продукта) требованиям конкретных потребителей этого сегмента рынка; качество услуг (товаров); наличие аналогов или заменителей услуг (товаров), предоставляемых в этом сегменте рынка.
- Стратегия ценообразования.
- Формы и методы маркетинга. Анализ форм корпоративных отношений с потребителями различных категорий, который позволит оценить экономические выгоды и эффективность способов доставки товаров и услуг потребителю.
- Бюджет для реализации маркетингового плана, оценка его эффективности и контроля. В данном разделе будут решаться следующие проблемы: общие затраты на реализацию всех маркетинговых мероприятий, запланированных этой программой; расходы на предварительные маркетинговые исследования; расходы на подготовку маркетинговой программы; стоимость услуг, специализированные маркетинговые и рекламные организации; стоимость оценки эффективности этой маркетинговой программы; формы и методы контроля за реализацией маркетинговой программы; расходы на мониторинг и внесение текущих корректировок в маркетинговую программу в период ее реализации.
В совокупности данные составляющие в условиях российского рынка позволяют вывести жизнеспособную маркетинговую стратегию гостиничного предприятия, которая приведет его к процветанию и развитию [16].
1.2. Разработка и реализация маркетингового плана гостиничного предприятия
В производственном секторе при разработке стратегии обычно используются четыре элемента маркетингового сочетания: продукт, цена, каналы распределения и продвижение — так называемые «четыре столба» (четыре пи), на которых базируется вся система разработки маркетинговой стратегии в условиях российского рынка.
Однако из-за характера услуги как товара данная форма (четыре пи) представления в секторе услуг, маркетинговый микс, расширяется до семи элементов. Это расширение связано с разделением одного из четырех элементов маркетингового комплекса «продукт» на три дополнительных элемента: процесс, люди и материальная среда.
Расширение элементов маркетинговой смеси в секторе услуг объясняется спецификой услуги как продукта и необходимостью использования дополнительных стратегий для продвижения этого продукта на рынок. Поскольку дополнительные элементы маркетингового комплекса в сфере услуг, этот комплекс условно принято называть «семь пи» [17].
Маркетолог в сфере услуг, помимо традиционных решений, вынужден развивать процесс обслуживания клиентов; производить мотивацию персонала для качественного обслуживания; создавать материальную среду, в которой будет выполняться процесс обслуживания.
В маркетинговой терминологии очень важно различать два термина: «маркетинговый микс» и «маркетинговая коммуникационная смесь». Первая связана с четырьмя контролируемыми маркетинговыми факторами: продуктом, ценой, каналами сбыта и продвижением, вторая — только одним из элементов маркетингового сочетания: стратегия продвижения.
Стратегия продвижения состоит из четырех способов воздействия на потребителей: рекламы, методов стимулирования сбыта, рекламы и связей с общественностью и технологий персональной продажи.
Последовательность этапов планирования стратегии продвижения одинакова как для сектора услуг, так и для производственного сектора. Они включают формулирование целей продвижения, выбор целевой аудитории и определение бюджета для каждого из четырех инструментов воздействия на потребителя. Однако из-за отличительных характеристик услуги как товара содержание этих этапов значительно отличается при планировании стратегии продвижения маркетинговых услуг [3].
При разработке и планировании стратегии продвижения услуг, опытные маркетологи рекомендуют использовать восемь основных принципов:
Во-первых, стратегия продвижения должна основываться на поведении потребителей услуг. Потребители услуг, находящиеся на этапе поиска информации, больше полагаются на информацию, собранную из личных источников. Ценой и материальной средой являются для потребителя основные источники для оценки качества обслуживания.
Во-вторых, необходимо более точно определить целевую аудиторию для рекламных сообщений. Студенты и пожилые люди могут покупать зубную пасту без «вмешательства» друг к другу. Однако, находясь вместе в гостинице, эти два сегмента могут существенно повлиять на восприятие услуги. В первом случае нет необходимости отделять сегменты, во втором – она существует. Соответственно, в первом случае рекламное сообщение может иметь общую форму, во втором оно должно быть избирательным [8].
В-третьих, при планировании стратегии продвижения необходимо включить персонал вашей компании во вторичную целевую аудиторию. Услуги обычно предоставляются контактным персоналом. Когда персонал видит себя в рекламе услуг, которые он предоставляет, он испытывает чувство гордости за свою работу и компанию.
В-четвертых, необходимо подчеркнуть интерактивное взаимодействие между персоналом и потребителем. Сервис как товар, по сути, является взаимодействием персонала и клиента, что приводит к определенному результату. Демонстрация того, как обе стороны достигают этого, является убедительным фактором для персонала и потребительского мотива для потребителя.
В-пятых, необходимо влиять на мнение потребителей о том, что предоставление услуг в компании стабильно, независимо от времени и места.
В-шестых, рекомендуется подчеркнуть преимущества трех своих «пи» (сервисного процесса, материальной среды и персонала) по сравнению с конкурентами. Эта задача может быть решена с помощью продуманного позиционирования услуги или компании в глазах потребителя.
В-седьмых, если акцент делается на качестве, тогда необходимо подчеркнуть критерии качества вашего обслуживания: материальные элементы, надежность, убежденность, сочувствие и отзывчивость [18].
В-восьмых, не преувеличивайте свои рекламные обещания, которые в значительной степени определяют ожидания потребителей. Такой маневр позволяет легко подтвердить и даже превзойти ожидания потребителей.
Таким образом, продвижение услуг на рынке существенно отличается от продвижения товаров материальной формы. Это во многом связано с неосязаемой природой услуги как товара. По сути, у маркетолога стоит задача рекламы «воздуха», так как услуга может быть оценена только после ее потребления.
1.3. Зарубежный опыт разработки и реализации маркетинговых планов в гостиничных предприятиях
Знакомство с зарубежным опытом, можно начать с назначения маркетингового плана и сводки его содержания для управления.
На Западе построение маркетингового плана начинается с обсуждения I корпоративных коммуникаций, медиа анализа и прогнозирования себя, которое включает анализ конкурентов, рыночные тенденции, рыночный потенциал и исследования рынка [16].
Затем возможно перейти к анализу и сегментации рынка, выбору целевых сегментов, нацелить ее и поставить основные задачи на следующий год. Это подводит к плану действий: стратегии и тактике. Затем мы обсудим ресурсы, необходимые для поддержки стратегии и задач, а также маркетингового контроля.
Маркетинговый план, в соответствии с зарубежными тенденциями, выполняет сразу несколько целей:
- описывает направление, в котором деятельность маркетингового отдела компании должна развиваться в течение следующего года;
- контролирует отсутствие противоречий между маркетинговой деятельностью и стратегическим планом;
- заставляет менеджеров по маркетингу быть объективными и продуманными, каждый шаг их деятельности;
- помогает сопоставлять ресурсы, доступные в бюджете, с маркетинговыми планами;
- позволяет вам сопоставлять фактические результаты с желаемым.
Маркетинговый план должен содержать следующие разделы:
- Краткое изложение стратегии для отдела управления;
- Корпоративные связи;
- Анализ и прогноз бизнес-среды;
- Сегментация и выбор целевых сегментов рынка;
- Цели и задачи на следующий год;
- План действий: стратегия и тактика;
- Ресурсы, необходимые для поддержки стратегии и выполнения поставленных задач;
- Маркетинговый контроль;
- Презентация и «продажа» плана;
- Подготовка к будущему.
Резюме (краткое содержание) и несколько таблиц, выбранных случайным образом из текста — это иногда единственное, что обычно просматривается топ-менеджером. Поэтому этот раздел должен быть особенно тщательно составлен.
Для западной политики гостиничных предприятий важно, чтобы маркетинговый план не был чем-то самодостаточным. Он должен быть во всех отношениях связан с другими планами, например, со стратегическим планом компании [19].
Предприятия гостиничной сферы деятельности необычайно чувствительны к изменениям в социальной, политической и экономической среде. Производители продукции или промышленные товары не могут сразу почувствовать эти изменения на себе, но авиакомпании, гостиницы, компании по прокату автомобилей и туристические агентства постоянно их ощущают.
Основой каждого маркетингового плана является тщательный анализ доступных рыночных сегментов и выбор подходящих целевых рынков. Не все сегменты рынка подходят для сферы гостиничного бизнеса
Маркетинговые стратегии и тактика используют рекламу и продвижение, продажи и распространение, ценообразование и продукты. Каждый из этих элементов должен быть специально разработан для удовлетворения конкретных потребностей компании.
Маркетинговый план должен разрабатываться на основе имеющихся ресурсов, в то время как процесс маркетингового планирования является непрерывным процессом. Эта задача никогда не заканчивается.
Успех на рынке не гарантируется пониманием сути маркетинга и его стратегии. Успешный маркетинг требует планирования и обязательной реализации планов. Очень легко входить в повседневные проблемы и не иметь достаточно времени, чтобы посвятить планирование или даже забыть об этом. Когда это происходит, отдел маркетинга обычно теряет направление и только реагирует на события, а не предвосхищает их. Даже опытные менеджеры пока порой не замечают данный, несомненно весомый, аргумент работы [15]
Глава 2. Анализ разработки и реализации маркетинговых планов в гостинице ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»)
2.1. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»)
В настоящее время постоянно растущий уровень конкуренции за внимание потенциальных клиентов заставляет предприятия гостеприимства все чаще использовать технологии и маркетинговые инструменты, чтобы получить выгодные позиции на рынке гостиничных услуг. В последние годы переход к управлению маркетингом предприятий гостиничного обслуживания стал основой для совершенствования и реорганизации всей их деловой активности [2].
Отель «Меркюр Саранск» расположен в Саранске, в 1,4 км от стадиона «Мордовия Арена». В отеле есть ряд удобств, включая фитнес-центр и бесплатный Wi-Fi. Работает бар. Отель находится недалеко от нескольких известных достопримечательностей: менее чем в 1 км от Соборной площади, в 1,9 км от парка им. Пушкина и в 700 метрах от фан-зоны Саранска. В ресторане подают стейки и местные блюда.
Во всех номерах есть телевизор с плоским экраном и кабельными каналами, холодильник, чайник, душ и письменный стол. В распоряжении гостей шкаф. В отеле сервируют завтрак «шведский стол». В отеле «Меркюр Саранск» работает оздоровительный центр с сауной и хаммамом. В распоряжении гостей бизнес-центр. Сотрудники стойки регистрации владеют немецким и английским языками.
В гостинице всего имеется 115 номеров. Также в отеле представлены номера только для некурящих, для гостей с ограниченными возможностями передвижения (5 номеров), смежные номера: (12 номеров). Все номера оснащены телефоном, телевизором, холодильником, душем, туалетом, кондиционером, WiFi, ручной регуляцией температуры, мини-баром.
В соответствии с классификацией гостиниц по различным критериям;
- по непрерывности функционирования – работающей круглогодично;
- по этажности – гостиницей средней этажности;
- по уровню цен – гостиницей экономического, среднего и первоклассной;
- по форме собственности – частной гостиницей.
Отель отвечает требованиям стандартов и имеет удобные подъездные пути и парковку. Отель оснащен противопожарной защитой, системами оповещения и противопожарными мерами, предусмотренными Правилами пожарной безопасности для жилых зданий и гостиниц. Отель оснащен инженерными системами и оборудованием, которые обеспечивают горячую и холодную воду (круглосуточно); канализация; обогрев. Номера и комнаты поддерживаются при температуре не ниже 18,5 градусов по Цельсию. Вентиляция и освещение соответствуют требованиям.
В вестибюле есть стойка регистрации, выполненная из материала, который имитирует серо-белый мрамор, который оснащен персональным компьютером, двумя телефонами, факсом, принтером, письменным столом и стулом.
На стойке регистрации есть письменные материалы и прайс-лист. У входа есть потребительский уголок в виде застекленной рамки, где размещаются следующие документы:
— Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;
— Сведения о гостинице (адрес, номера контактных телефонов, факсов, информация об обслуживающем персонале, правила проживания в гостинице);
— Книга жалоб и предложений.
Большую часть сотрудников в гостиничном предприятии «Меркюр Саранск» включают женщины, что напрямую связано со спецификой работы предприятия. Персонал отеля очень дружелюбный и хорошо скоординирован. Возраст сотрудников отеля варьируется от 25 до 60 лет. Все сотрудники выполняют свою работу профессионально, координируют свои действия друг с другом, а также готовы прийти на помощь новому сотруднику, готовому передать свой опыт и стаж с нюансами работы.
На всех сотрудников, которые находятся в непосредственном контакте с клиентами отеля, предъявляются следующие требования: аккуратный внешний вид и одноразовый внешний вид для связи; безупречное поведение, знание этики общения с людьми, навыки общения. Униформа не предусмотрена в отеле. Для одежды предъявляются следующие требования: чистота, аккуратность, элегантность, стиль бизнеса. Обязательный значок с указанием позиции, имени и фамилии сотрудника [14].
Предложенная цена и уровень обслуживания в основном соответствуют требованиям и ожиданиям целевой аудитории. При разработке особой акцент в стратегии развития отеля должен заключаться в рекламе и активной работе по продвижению бренда отеля, экономических стимулов для клиентов, чтобы поместить их в апартаменты и дольше оставаться в отеле, формировать постоянных клиентов, последователей, расширение количества комнат, использование современных каналов связи с потенциальными клиентами, предоставление жителям различных каналов связи с внешним миром.
2.2. Исследование факторов внешней и внутренней среды, влияющих на маркетинговую деятельность гостиницы
Маркетинговая деятельность часто вносит неожиданные повороты в размеренную деятельность любого предприятия, ввиду чего нужно быть готовым к новым рискам. Несомненно, для устойчивой финансовой прибыли и четкой рыночной позиции, чтобы вовремя успевать отслеживать изменения тенденций рынка и собственную конкурентоспособность важно знать оценки факторов внешней и внутренней среды, которые будут оказывать непосредственное влияние на маркетинговую деятельность гостиничного предприятия.
STEEP-анализ является инструментом стратегического прогнозирования, определения и оценки значимых факторов внешней среды компании, которые могут потенциально повлиять на деятельность компании в будущем. Аббревиатура STEEP означает: S (Общество) — общественные и социальные факторы, T (технология) — технологический, E (экономика) — экономический, E (экологический) — экологический и P (политический) — политические факторы.
STEEP -анализ для рассматриваемого предприятия представлен в таблице 1.
Таблица 1
STEEP –анализ для гостиницы «Меркюр Саранск»
Социальные: демографический рост; улучшение качества жизни; увеличение числа квалифицированных специалистов; изменения в образовании и здравоохранении; повысить общий уровень покупательной способности; | Технологические: НТП обуславливает появление нового оборудования, повышающего скорость и качество производства; повышение качества продукции и услуг; развитие современных информационных технологий; |
Экономические: уменьшение доходов населения; кризисные проявления в экономике региона; повышение процентной ставки увеличение курса доллара; рост инфляции; Экологические: Состояние окружающей среды; | Политико-правовые: стабильная политическая ситуация в регионе; увеличение налоговых ставок; введение новых налогов. |
Проведенный STEEP-анализ, позволяет изучить влияние каждого фактора на внутреннюю деятельность организации; рынки компании; отрасль, в которой функционирует компания, т.е. влияние STEEP факторов на пять факторов конкуренции, которые в итоге определяют рыночные позиции и привлекательной гостиничного предприятия для клиентов.
Также проведем количественный анализ для выявления более четкого влияния каждого фактора (таблица 2).
Таблица 2
Количественный STEEP-анализ гостиницы «Меркюр Саранск»
№ | Факторы | Знак влияния +/– | Кач. оценка | Бальная оценка | Вес фактора | Важность фактора |
Социально-демографические факторы | ||||||
1. | Демографический рост | + | значит. | 8 | 0,07 | 0,56 |
2. | Улучшение качества жизни | + | значит. | 7 | 0,06 | 0,42 |
3. | увеличение числа квалифицированных специалистов | + | сильная | 10 | 0,09 | 0,9 |
4. | повышение общего уровня покупательной способности | + | сильная | 10 | 0,09 | 0,9 |
5. | НТП обуславливает появление нового оборудования, повышающего скорость и качество производства | + | сильная | 9 | 0,08 | 0,72 |
6. | развитие современных информационных технологий | + | сильная | 9 | 0,08 | 0,72 |
7. | Повышение качества продукции и услуг | + | умерен. | 6 | 0,06 | 0,36 |
Экономические факторы | ||||||
8. | Уменьшение доходов населения | — | слабая | 3 | 0,03 | -0,09 |
9. | Повышение процентной ставки | — | слабая | 3 | 0,03 | -0,09 |
10. | Кризисные проявления в экономике региона | — | сильная | 10- | 0,09 | -0,09 |
11. | Увеличение курса доллара | — | умерен. | 6 | 0,06 | -0,36 |
12. | Рост инфляции | — | умерен. | 6 | 0,06 | -0,36 |
Политико-правовые факторы | ||||||
Окончание таблицы 2 | ||||||
13. | Стабильная политическая ситуация в регионе | + | умерен. | 8 | 0,07 | 0,56 |
14. | Увеличение налоговых ставок | — | умерен. | 7 | 0,07 | -0,49 |
15. | Введение новых налогов | — | умерен. | 7 | 0,07 | -0,49 |
По результатам количественного анализа можно сделать вывод, что самое большое положительное влияние оказывает увеличение числа квалифицированных специалистов и повышение общего уровня покупательской способности, а самое отрицательное оказывает фактор кризисных проявлений в регионе [13].
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Оценка внутренней среды организации, необходима для определения ключевых факторов решения проектов. Фирмой МакКинси была разработана система оценки принципов в семи областях деятельности компании для оценки внутренней среды, которая базируется на:
- стратегии (strategy);
- структуре (structure);
- принципах, позиции и философии (shared value);
- подходах к штабной деятельности и ее ориентации на персонал (staff);
- административной практике, процедурах ежедневной деятельности, включая систему вознаграждений, формальную и неформальную политику, разработку бюджетов, финансового управления и контроля (systems);
- организационном искусстве, возможностях и отличительных преимуществах (skills);
- стиле руководства (style) [20].
Организационная структура гостиницы «Меркюр Саранск» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура гостиницы «Меркюр Саранск»
Как видно из рисунка, организационная структура предприятия относится к линейно-функциональному типу. К преимуществам линейно-функциональной структуры управления относятся: более тщательная подготовка решений и планов, связанных со специализацией сотрудников; возможность освободить главного менеджера линии от необходимости углубленного анализа проблем для привлечения консультантов и экспертов.
Однако, наряду с рядом достоинств линейно-организационная структура организации предприятия имеет ряд недостатков. Недостатками линейной функциональной структуры управления являются: отсутствие тесной взаимосвязи между производственными отделами; недостаточно ясная ответственность, поскольку разработчик решения чаще всего не участвует в его реализации; чрезмерно развитая система вертикального взаимодействия, подчинение иерархии управления, другими словами, тенденция к чрезмерной централизации [7].
Служба общественного питания предоставляет услуги гостям компании в ресторанах, кафе или барах отеля, решает вопросы организации и обслуживания банкетов, презентаций и т. д.
Служба безопасности выполняет функции поддержания порядка и безопасности в гостиничном комплексе, поскольку отель отвечает за обеспечение разумной безопасности своих клиентов.
Административная служба несет ответственность за организацию управления всеми услугами гостиничного комплекса, решение финансовых вопросов, укомплектование персоналом, создание и поддержание необходимых условий работы для персонала отеля, контроль соблюдения установленных стандартов и правил охраны труда, безопасности, пожаров и экологическую безопасность [12].
Финансовая служба решает вопросы финансовой поддержки предприятия, получает отчеты от кассиров каждого выхода предприятия, включая питание, портье, сувенирные киоски и спортивные комплексы, если таковые имеются.
Инженерные службы создают условия для работы систем кондиционирования, отопления, сантехники, электрических приборов, ремонтно-строительных услуг, систем телевидения и связи. В службу входят главный инженер, техническое обслуживание, служба улучшения территории и служба связи.
Руководство гостиницы «Меркюр Саранск», данный бизнес планирует развивать, следовательно, боле приемлемым является вариант удержать позиции и развивать новые вариации сбыта и предоставления услуг после анализа и внесения целевых инвестиций.
2.3. Оценка разработки и реализации маркетингового плана
Для начала определим стратегию предприятия гостиницы «Меркюр Саранск» с применением матрицы Ансоффа.
Матрица Ансоффа (матрица товар-рынок) – аналитический инструмент стратегического менеджмента, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансоффом.
Анализ стратегии предприятия с применением матрицы Ансоффа представлен в таблице 3.
В гостинице «Меркюр Саранск» необходимо использовать стратегию проникновения и стратегию развития рынка, такая стратегия должна обеспечить прибыль, стабильность и устойчивость компании. Ключевые источники роста компании:
1) Организация филиалов в близлежащих регионах;
2) Расширение ассортимента: ввод новой категории товаров и услуг.
Проведенное исследование гостиницы и ее деятельности позволило выявить, что главной ее проблемой является слабая маркетинговая деятельность и низкая заинтересованность сотрудников в результатах своей деятельности.
Таблица 3
Матрица Ансоффа для гостиницы «Меркюр Саранск»
Существующий товар | Новый товар | |
Существующий рынок | Проникновение на рынок Есть все шансы в реализации данной стратегии у компании. Не смотря на дефицит оборотных средств, можно постепенно увеличивать покрытие рынка | Развитие товара Выход в близлежащие регионы — отличный источник роста. Компания обладает всеми ресурсами и возможностями к его реализации |
Новый рынок | Развитие рынка Компания обладает всеми ресурсами для расширения ассортимента и ввода новой категории | Диверсификация У компании есть отличные возможности роста на текущих рынках с помощью текущих и новых товаров. Диверсифицировать портфель пока не рекомендуется. |
При анализе потребностей персонала в типах нефинансовых стимулов выяснилось, что команде нужны корпоративные мероприятия, спортивные мероприятия и культурные и развлекательные мероприятия. Это будет акцент в создании новой системы нематериальных стимулов [5].
Компания не проводит маркетинговые исследования, нет четкого плана действий для рекламы, нет обратной связи, что является важным фактором. В целом мы можем заключить, что маркетинговая деятельность компании хаотична и не способствует повышению конкурентоспособности компании. Необходимо обратить внимание на эту область компании [11].
Глава 3. Совершенствование разработки и реализации плана маркетинга (на примере гостиницы ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»))
3.1. Разработка рекомендаций по формированию и реализации маркетингового плана гостиницы
Изучив подходы к оценке экономической эффективности маркетинговой деятельности, можно сделать вывод, что единого подхода нет. В целом, вся оценка эффективности заключается в сравнении затрат на меры и полученных экономических результатов.
Тем не менее, стоит учитывать, что маркетинговая деятельность не всегда оказывает непосредственное влияние на рост продаж или привлечение новых клиентов. Долгосрочный курс повышения известности компании в будущем может дать не только рост продаж, но и повысить восприимчивость клиентов.
Компетентная маркетинговая деятельность на предприятии может способствовать повышению знаний компании о потенциальных потребителях, а затем превратить эти знания в потребление.
Предлагается алгоритм внедрения маркетинговых инструментов на промышленном предприятии и оценки их экономической эффективности, который основан на повышении уровня знания предприятия и конверсии этого знания в потребление (рисунок 2).
Рисунок 2 — Алгоритм внедрения маркетинговых мероприятий
в гостинице «Меркюр Саранск»
В ходе исследования стало ясно, что в сфере гостиничных предприятий, в частности, в отеле «Меркюр Саранск», маркетинг еще не полностью используется, хорошие маркетинговые услуги не создаются, а методы маркетинга не поддерживаются. Чтобы избежать многих проблем, а именно уменьшить степень возможного риска, необходимо использовать маркетинговые концепции в отеле «Меркюр Саранск».
Необходимо организовать целые маркетинговые услуги с квалифицированным персоналом, который будет заниматься стратегией улучшения деятельности компании, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать меры по стимулированию сбыта, наиболее подходящие для предприятия, находить наиболее выгодные каналы продаж, участвовать в рекламе кампаний, PR и развитии фирменного стиля.
Если такие отделы и службы создаются и в, то же время, полностью функционируют, это позволит компании развиваться более успешно, поскольку маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкуренции.
Желательно обменяться опытом с зарубежными партнерами, особенно со странами, где маркетинг является неотъемлемой частью сектора услуг, а маркетинг является политикой для повышения эффективности работы компании.
Также необходимо предоставлять сотрудникам фирм литературу, журналы и любые другие периодические издания по организации маркетинговой деятельности. Предоставьте им все необходимые средства для проведения высококачественных маркетинговых исследований [1].
Очень важно проводить маркетинговое планирование.
Маркетинговое планирование относится к политике и стратегии предприятия в области разработки, ценообразования, продаж продуктов и услуг, которые рассматриваются и решаются только в целом, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат потребителю в «имидже» сервис. Маркетинговое планирование помогает координировать торговую политику, правильно внедрять тактику продаж и получать прибыль.
Маркетинговая стратегия отеля «Меркюр Саранск» основана на рекламе, производстве и продвижении товаров. Роль маркетолога заключается в том, чтобы проанализировать все требования рынка, представить их топ-менеджерам, чтобы последние могли разработать стратегию, с помощью которой можно удовлетворить все эти требования.
В разработанных мероприятий по улучшению маркетинговой политики в гостиницы «Меркюр Саранск» было предложено создать новую структуру службы маркетинга. Но для этого требуется развитие навыков маркетинга. Внедрение новых функций маркетинговой деятельности требует профессиональных знаний и навыков у сотрудников, повышая общий уровень образования.
Поэтому важной предпосылкой для улучшения маркетинговой деятельности является улучшение общего образования, расширение экономических знаний и развитие экономических навыков. В гостинице «Меркюр Саранск» предлагается пройти переподготовку и повышение квалификации для сотрудников маркетинговой службы.
Таким образом, маркетинговый микс, как область деятельности, не должен быть исключен, он должен быть эффективно реализован в «Меркюр Саранск» и разработан как самостоятельная операционная единица, которая является своего рода компасом, который позволяет компании вести свою деятельность по отношению к ее предполагаемым целям наименее рискованным образом [6].
3.2. Анализ экономической эффективности разработанного маркетингового плана ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск»)
Разработанные мероприятия для совершенствования маркетинговой политики гостиницы являются эффективными, так как будут способствовать повышению эффективности деятельности и производительности гостиницы «Меркюр Саранск».
Эффективность разработанных предложений будет проявляться в:
Снижение текучести кадров.
Увеличение товарооборота.
Увеличение прибыли.
Сокращение затрат на привлечение новых работников.
Увеличении производительности труда.
Так предложения по совершенствованию кадровой политики гостиницы «Меркюр Саранск»» наделены социальной эффективностью.
Социальная эффективность мероприятий заключается в следующем:
1.Улучшатся результаты работы всего предприятия.
Повышается заинтересованность работника в результатах своего труда.
3.Спосбствует повышению уровня квалификации работников.
Важным условием по улучшению маркетинговой деятельности является повышение общего образования, расширение экономических знаний и повышение квалификации работников экономического. В гостинице «Меркюр Саранск» предлагается пройти переподготовку и повышение квалификации трем работникам маркетинговой службы.
Произведем расчет экономического эффекта от предложенного мероприятия. Исходные данные в таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные для расчёта годовой экономической эффективности маркетинговой службы
Показатели | Условные обозначение | Единицы измерения | Значение показателей |
1.Численность рабочих, охваченных мероприятием | Ч | Чел. | 3 |
2.Плановый реальный фонд рабочих дней на одного рабочего | Рд | Дни | 182 |
3.Затраты рабочего времени -до внедрения мероприятия -после внедрения мероприятия | Зрв1 Зрв2 | Час Час | 11,5 11,0 |
4.Сокращение затрат рабочего времени после проведения мероприятия | Сзрв | Мин | 30 |
5.Фонд зарплаты среднегодовой на одного рабочего до и после мероприятия | Фз/пср | Руб | 103680 |
6.Годовой фонд рабочего времени на одного рабочего | Фвр | Час | 2093 |
7.Затраты на внедрение мероприятия | Зед | Руб | 1000 |
8.Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности мероприятий | Ен | % | 0,15 |
Расчёт производится по следующей схеме (таблица 4).
Таблица 4
Расчет показателей годовой экономической эффективности маркетинговой службы
Показатель | Формула расчета | Расчет |
Экономия времени, час | Эвр = Ч*Сзрв*Р/60 | Эвр= 3*30*182 /60 = 276 |
Условное высвобождение численности, чел | Эч = Эвр/Фвр | Эч= 276/2093 = 0,13 |
Повышение производительности труда, % | Птр = [Эч*100] / [Чср -Эч] | Птр= [0,13*100] / [19- 0,13] =0,69 |
Экономия зарплаты, тыс. руб | Эз/пл = Эч*Фз/пл ср | Эз/пл = 0,13*103680 = 13478 |
Экономия социальных нужд, тыс. руб | Эсоц = Эз/пл *40,3 /100 | Э соц = 13478 *40,3/100 =5430 |
Экономия себестоимости, тыс. руб | Эс/б = Эз/пл + Эсоц | Эс/б = 13478 + 5430 = 18908 |
Годовой экономический эффект, тыс. руб | Эг = Эс/б — Ен*Зед | Эг = 140210 — 0,15*1000 = 17408 |
Таким образом, годовой экономический эффект по данному мероприятию составит 17408 тысяч рублей.
Заключение
По итогам проведенной работы была достигнута главная цель курсовой работы: разработан план маркетинга гостиничного предприятия на примере гостиницы ООО «Петролинк» (гостиница «Меркюр Саранск») и представлены расчета по итогам экономической эффективности его внедрения.
Маркетинговый план начинается с обсуждения корпоративных коммуникаций, медиа анализа и прогнозирования себя, которое включает анализ конкурентов, рыночные тенденции, рыночный потенциал и исследования рынка.
Затем возможно перейти к анализу и сегментации рынка, выбору целевых сегментов, нацелить ее и поставить основные задачи на следующий год. Это подводит к плану действий: стратегии и тактике. Затем возможно обсудить ресурсы, необходимые для поддержки стратегии и задач, а также маркетингового контроля.
Отель «Меркюр Саранск» расположен в Саранске, в 1,4 км от стадиона «Мордовия Арена». В отеле есть ряд удобств, включая фитнес-центр и бесплатный Wi-Fi. Работает бар. Отель находится недалеко от нескольких известных достопримечательностей: менее чем в 1 км от Соборной площади, в 1,9 км от парка им. Пушкина и в 700 метрах от фан-зоны Саранска. В ресторане подают стейки и местные блюда.
Предложенная цена и уровень обслуживания в основном соответствуют требованиям и ожиданиям целевой аудитории. При разработке особой акцент в стратегии развития отеля должен заключаться в рекламе и активной работе по продвижению бренда отеля, экономических стимулов для клиентов, чтобы поместить их в апартаменты и дольше оставаться в отеле, формировать постоянных клиентов, последователей, расширение количества комнат, использование современных каналов связи с потенциальными клиентами, предоставление жителям различных каналов связи с внешним миром.
В разработанных мероприятий по улучшению маркетинговой политики в гостиницы «Меркюр Саранск» было предложено создать новую структуру службы маркетинга. Но для этого требуется развитие навыков маркетинга. Внедрение новых функций маркетинговой деятельности требует профессиональных знаний и навыков у сотрудников, повышая общий уровень образования.
Поэтому важной предпосылкой для улучшения маркетинговой деятельности является улучшение общего образования, расширение экономических знаний и развитие экономических навыков. В гостинице «Меркюр Саранск» предлагается пройти переподготовку и повышение квалификации для сотрудников маркетинговой службы.
Список использованной литературы
1. | Large Economic / Методы оценки конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.largeeconomic.ru/laecos-663-1.html. – Дата доступа 7.05.2019. |
2. | Альтшулер, И. Г. О стратегии, маркетинге и консалтинге. Занимательно — для внимательных! / И.Г. Альтшулер. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. – 440 c. |
3. | Баумгартен, Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия: Учебник для академического бакалавриата / Л.В. Баумгартен. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 338 c. |
4. | Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие, 2-е изд. / Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и К, 2016. – 232 c. |
5. | Бухтерева, О.С. Социология рекламы в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / О.С.Бухтерева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 127 c. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2017. – 536 с. |
6. | Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. – 2015. – № 5. – 24 с. |
7. | Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 416 c. |
8. | Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. –152 c. |
9. | Дудникова, А.В. Развитие методологического инструментария по оценке бизнес-мооделей компаний / А.В. Дудникова // Экономика РФ в 21 веке: сборник научных трудов. – Томск: ТПУ. – 2016. – С. 167-173. |
10. | Зайцева Н.А. Управление кадрами в гостиницах: учебное пособие / Н.А. Зайцева. – М.: Форум, 2017. – 416 с. |
11. | Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н. И. Кабушкин, Г. А. Бондаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое издание, 2016. – 368 с. |
12. | Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. – М.: МФПУ Синергия, 2018. – 176 c. |
13. | Король А. Н. Маркетинговый анализ для разработки стратегии развития гостиницы // «Ученые заметки ТОГУ». – 2017. – № 8. – С. 122-127. |
14. | Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. – М.: Вильямс, 2016. – 752 c. |
15. | Кусков А. С. Гостиничное дело: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 328 с. |
16. | Маркетинговое управление деловой активностью субъектов малого бизнеса: теоретико-методологический аспект: автореферат дис. … доктора экономических наук: 08.00.05 / Сидорчук Роман Роальдович; [Место защиты: Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова]. – Москва, 20163. – 50 с. |
17. | Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г. Моосмюллер, Н. Н. Ребик– 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 198 c. |
18. | Парамонова, Т.Н. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк и др. – М.: Дашков и К, 2014. – 284 c. |
19. | Семенова, Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия: Учебное пособие для бакалавров / Л.В. Семенова, В.С. Корнеевец и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 208 c. |
20. | Туватова В.Е. Повышение эффективности маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе// Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 1. – С. 92-98. |
21. | Хулей, Грэм Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Грэм Хулей , Джон Сондерс , Найджел Пирси. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. – 778 c. |
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф