Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Разработка модели формирования междунарожной стратегии в сфере производства строительных материалов»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ международного рынка строительных материалов
2. Теоретические аспекты разработки стратегии выхода предприятия на международный рынок
2.1 Роль международного маркетинга в разработке стратегии выхода предприятия на международный рынок
2.2 Способы, формы и стратегии выхода предприятия на международный рынок
3. Проблемы международной стратегии
4. Методические подходы разработки и реализации внешнеэкономической стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день невозможно точно определить, с каким успехом в перспективе будет происходить развитие мировой экономики в целом, так и в частности экономики отдельных государств.  В частности, в современной России происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны — ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. При этом, современное экономическое развитие мирового сообщества позволяет получить доступ и к новым возможностям – глобализация бизнеса и распространение информационно-коммуникативных технологий значительно упрощает выход организаций за пределы их национальных юрисдикций, а также открывают пути активного включения в предпринимательскую жизнь  как индивидуальным хозяйствующим субъектам, так и собственникам не корпоративных форм организации бизнеса.

Сегодня выход российских компаний на международные рынки особенно актуален. Курс валют позволяет предлагать зарубежным потребителям выгодную цену, с которой местным производителям сложно конкурировать, а сама компания, в свою очередь, имеет большую выгоду с каждой продажи. Поставки в страны ЕС сопряжены с необходимостью учета европейских предпочтений европейских покупателей ― это позитивно влияет на усовершенствование товаров и развитие ассортимента. Еще один немаловажный момент работы на экспорт ― развитие компании в целом, появление новых перспектив, рост, что важно для любого предприятия.

Цель настоящего исследования – рассмотреть теоретические аспекты разработки стратегии выхода компании на международный рынок строительных материалов.

Для достижения поставленной цели работы необходимо выполнение следующих задач:

  1. Раскрыть сущность рынка строительных материалов.
  2. Проанализировать теоретические аспекты разработки стратегии выхода предприятия на международный рынок.
  3. Рассмотреть методические подходы разработки и реализации внешнеэкономической стратегии.

Предметом исслежования является процесс выхода компании на международный рынок

Объектом – рынок строительных материалов.

В настоящем исследовании использовались следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.

Теоретической и методологической основой исследования по определению внешнеэкономической деятельности предприятия послужили законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, книги, труды и статьи следующих российских и зарубежных авторов: Котлер Ф., Друкер П., Буров А.С., Остапенко Г.Ф., Моргунов В.И., Ноздрева Р.Б., Акулич И.Л., Твердохлебова Т.В., Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж., Хисамутдинова Л.В., Масловский В.П., Мазур И.И., Шапиро В.Д., Мишин С.А.Сычев Ю.К., Трифонов П.В., Божева Е.О., Кизим А.А., Фокин С.С., М. Портер, Agarwal S. Ramaswami,  и др., а также информация с сайтов и интернет-порталов. Информационную базу составили документы организации, статистическая отчетность и результаты наблюдений.

Исследование проблем разработки стратегии развития предприятия нашло свое отражение в трудах многих отечественных экономистов: Ажаханова Д.С., Алексеенко А.А., Безносовой А.С., Бойко А.А., Виханского, О.С., Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Ершова Д.М., Кобылко А.А., Золотухиной И.В., Морозовой Е.М., Казаковой И.Н., Савельевой Е.А., Целовальниковой И.В., Лясникова Н.В., Дудина М.Н., Максименко Л.С., Парахиной В.Н., Минцберга Г., Парахиной В.Н., Максименко А.С., Панасенко С.В., Поделинской И.А., Бянкина М.В., Портера М., Рябовой Е.Ю., Миргородской О.А., Савельевой Н.А. , Фрейдиной Е. В., Хорина А.Н., Шилкова В.И., Юрьевой Т.В., Шонесси Дж. и других.

В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Анализ международного рынка строительных материалов

 

Базовые строительные материалы, такие как железобетонные изделия, стеновые материалы, теплоизоляционные и гидроизоляционные материалы, производятся на территории большинства стран мира при наличии у соответствующих стран собственной сырьевой базы. Поэтому понятие мирового рынка строительных материалов, в отличие, например, от мирового рынка металлопродукции, является относительным, а значительные объемы мировой торговли характерны только для таких строительных материалов, как цемент.

В таблице отражены результаты рейтинга крупнейших в мире компаний по производству строительных материалов. Ранжирование осуществлялось на основании всех данных, указанных в таблице.

Таблица 1. Рейтинг крупнейших компаний по производству строительных материалов на 2019 год:

Место в рейтинге Место в глобальном рейтинге Компания Страна Продажи Прибыль Активы Рыночная стоимость
1 256 Saint-Gobain Франция $43,9 млрд. $1,4 млрд. $48,7 млрд. $25,6 млрд.
2 376 CRH Ирландия $26,2 млрд. $803 млн. $34,8 млрд. $23,4 млрд.
3 478 Daikin Industries Япония $16,8 млрд. $1,1 млрд. $19,3 млрд. $23,9 млрд.
4 485 Heidelberg

Cement

Германия $14,9 млрд. $887 млн. $32 млрд. $16,6 млрд.
5 556 LafargeHolcim Швейцар. $24,6 млрд. $-1,5 млрд. $73,2 млрд. $30,3 млрд.
6 686 Wolseley Швейцар. $20,8 млрд. $910 млн. $11,4 млрд. $14,1 млрд.
7 719 Anhui Conch Cement Китай $8 млрд. $1,2 млрд. $16,3 млрд. $13,4 млрд.
8 908 Cemex Мексика $14,4 млрд. $76 млн. $31,4 млрд. $10,2 млрд.
9 1057 China National Building Китай $16 млрд. $163 млн. $50,8 млрд. $2,9 млрд.
10 1095 Asahi Glass Япония $11 млрд. $354 млн. $16,6 млрд. $6,9 млрд.
11 1165 Lixil Group Япония $14,9 млрд. $-54 млн. $18,4 млрд. $6,8 млрд.
12 1220 Dangote Cement Нигерия $2,5 млрд. $934 млн. $5,6 млрд. $13,8 млрд.
13 1311 Masco США $7,5 млрд. $350 млн. $5,7 млрд. $10,8 млрд.
14 1316 Sika Швейцар. $5,7 млрд. $478 млн. $4,9 млрд. $10,3 млрд.
15 1349 BBMG Китай $6,2 млрд. $321 млн. $20,1 млрд. $6,5 млрд.
16 1497 Geberit Швейцар. $2,7 млрд. $439 млн. $3,6 млрд. $13,5 млрд.
17 1798 USG США $3,8 млрд. $991 млн. $4,7 млрд. $4,2 млрд.
18 1914 Vulcan Materials США $3,4 млрд. $221 млн. $8,6 млрд. $14,6 млрд.
19 1965 Martin Marietta Materials США $3,5 млрд. $288 млн. $7 млрд. $10,8 млрд.

 

Надо отметить, что  рынок строительных материалов — является одним из самых развитых и емких как по количеству занятых в нем предприятий, так и по ассортименту продукции.

Наибольшую активность на мировом рынке строительных материалов в настоящее время демонстрирует Китай. Отделочные материалы от китайских производителей характеризуются достойным качеством и приемлемой ценой. Китай экспортирует соответствующую продукцию в 100 с лишним стран и районов, в том числе и в Россию, где она уже заполнила большую часть импортной ниши.

В 2020 году мировая экономика столкнулась с новыми вызовами. Только эксперты начали осторожно пересматривать прогнозы в сторону увеличения, как обрушилось новое испытание в виде китайского коронавируса.

При этом, специалисты уверены, что несмотря на снижение темпов мирового экономического роста, строительная промышленность будет устойчиво развиваться.

 

2. Теоретические аспекты разработки стратегии выхода предприятия на международный рынок

 

2.1 Роль международного маркетинга в разработке стратегии выхода предприятия на международный рынок

 

Перед тем как начинать говорить о сущности международного маркетинга, хотелось бы сказать несколько слов об основах маркетинга в общем. На сегодняшний день наша жизнь, так или иначе, связана с маркетингом. В силу жизненных обстоятельств мы постоянно идем с этим понятием бок о бок. Например, все мы в этой жизни являемся потребителями каких-либо товаров или услуг – кто-то нам постоянно пытается что-либо продать. Поэтому нам необходимо владеть, хотя бы базовыми знаниями о том, что собой представляет современный рынок, кто и как на нем действует и по каким принципам, непосредственно сам рынок функционирует. Все это говорит о том, что знание и владение такой дисциплиной как маркетинг обеспечит нам более грамотное и разумное поведение, начиная от роли простого потребителя на рынке и заканчивая  ролью собственника транснациональной корпорации.

С понятием маркетинга тесно связаны такие понятия как: нужда, потребность, спрос, товарообмен, сделка и рынок.

Все эти вышеперечисленные понятия взаимосвязаны и представляют собой концепцию маркетинга (рисунок 1) [2].

Рисунок 1 – концепция маркетинга

 

Что касается основной цели маркетинга, то здесь можно взять за основу слова  американского ученого австрийского происхождения, экономиста, публициста, педагога и одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века, Питера Друкера – «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя самиЧто касается основной цели маркетинга, то здесь можно взять за основу слова  американского ученого австрийского происхождения, экономиста, публициста, педагога и одного из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ века, Питера Друкера – «Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами

Международный маркетинг можно по праву называть «высшей школой маркетинга», так как в торговом деле организация экспорта предприятием отличалась высоким уровнем маркетинга, а деятельность на внешнем рынке позволяет ощущать достижения в этой области.

Существует множество определений понятия международный маркетинг. Так или иначе, все определения подразумевают под собой, что компания, которая занимается международным маркетингом, во-первых, должна определиться со своими возможностями выхода на международный рынок, во-вторых, должна быть знакома с нуждами и потребностями в предлагаемых ею товарах на целевых рынках, в третьих, должна направлять все свои усилия на удовлетворение выявленных нужд и потребностей, и, в-четвертых, в результате удовлетворения выявленных нужд и потребностей, должна обеспечить получение прибыли.

Необходимо также отметить, что между маркетингом на внутреннем рынке и международном маркетинге отсутствуют существенные различия, так как на обоих рынка принципы и методы маркетинговой деятельности одинаковы. Тем не менее, если говорить о международном маркетинге, то он подразумевает активную, планомерную и систематическую обработку международных рынков на различных этапах продвижения товаров к потребителю. Также, он предполагает разработку концепции для различных форм рыночной активности и довольно часто нацелен на сбыт продукции через торговые организации других стран. Помимо этого, международный маркетинг не исключает нацеленность на завоевание зарубежныхрынков путем размещения производства в других странах.

Таким образом, он может характеризоваться как двусторонним действием, то есть, когда организация выходит на международный рынок после завоевания внутреннего, так и многосторонним – организация продолжает поиски возможностей проникновения на один или несколько рынков, несмотря на то, что уже присутствует на нескольких рынках.

Развитию международного маркетинга способствует растущая глобализация мирового сообщества.

Глобализация – это всеобщая мировая взаимозависимость стран, предприятий и людей в рамках открытой системы финансово-экономических, общественнополитических и культурных связей на базе современных коммуникационных и информационных технологий [10].

У процесса глобализации существует множество как положительных, так и отрицательных факторов. Соответственно, и отношение к глобализации, как у простых жителей, так и у специалистов очень сильно разделяются, а порой и полностью противоположно друг другу. Это как раз и связано с разными точками зрения на результаты глобализационных процессов, в которых кто-то видит серьезную угрозу для мировой экономической системы, а кто-то средство прогрессивного развития экономики.

Как уже выше было сказано, международный маркетинг опирается на принципы национального маркетинга и имеет схожую с ним структуру. Но, тем не менее, у него существуют отличительные особенности, которые также необходимо выделить [6]:

внешнеторговые и валютные операции;

иностранное и международное законодательство;

отношение национальных правительств стран к внешнеэкономической деятельности;

разнообразие рыночных условий;

высокая конкуренция;

политическая стабильность в странах;

культурные особенности;

изучение рынка;

высокие требования к конкурентоспособности товара;  возможное отношение к предлагаемым товарам потенциальных потребителей;  поиск высококомпетентных специалистов по вопросам международного и глобального маркетинга;

более высокие риски производственной и коммерческой деятельности за рубежом.

Субъектами международного маркетинга выступают организации, которые осуществляют международную деятельность; ТНК; а также организации, которые являются частью за рубежного предприятия, либо испытывающие влияние или контроль за своей деятельностью из-за рубежа.  Объектом международного маркетинга выступает международная деятельность

2.2 Способы, формы и стратегии выхода предприятия на международный рынок

 

Как писали в своих трудах Джоел Росс и Мишель Ками – «Без стратегии организация подобна кораблю без руля, плывет по кругу или напоминает бродягу, который не знает, куда идти».

Стратегия организации – это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов [12].

Для разработки стратегии организации в соответствии с ее организационным уровнем используется такой инструмент как стратегическая пирамида (рисунок 2). Ее построение является коллективным делом – в этом процессе должны участвовать все – начиная от высшего руководства, заканчивая менеджерами низшего звена.

Ее главным достоинством является простота и наглядность

Рисунок 2 – Стратегическая пирамида

 

Необходимо отметить, что на рисунке 2 представлена стратегическая пирамида диверсифицированной организации. Отличие пирамиды отраслевой организации заключается в том, что она имеет только три организационных уровня: деловой, функциональный и операционный. Далее, кратко раскроем понятия каждой организационной стратегии, в соответствии с определениями, которые представлены в источнике [12].

Корпоративная стратегия состоит в том, как диверсифицированная стратегия утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания. Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направляемым на обеспечение успешной деятельности в одной специфичной сфере бизнеса. Сущность ее состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции.

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельности подразделения. Корпорации необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании. Операционные стратегии определяют, как управлять функциональными ключевыми звеньями (заводом, отделами продаж, центрами распределения), а также обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировки, рекламные компании).

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельности подразделения. Корпорации необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании.

Операционные стратегии определяют, как управлять функциональными ключевыми звеньями (заводом, отделами продаж, центрами распределения), а также обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировки, рекламные компании).

Результатом пирамиды разработки стратегий в соответствии с их организационным уровнем становится стратегический план, то есть совокупность стратегий, выработанных различными менеджерами, на различных уровнях организационной иерархии.  На разработку стратегии также оказывают влияние различные внутренние и внешние факторы. Поэтому прежде чем приступать к выбору стратегии необходимо произвести оценку их совокупного влияния на него.

Основные факторы, определяющие подходы организации к выбору стратегии, представлены на рисунке 3 совокупность стратегий, выработанных различными менеджерами, на различных уровнях организационной иерархии.  На разработку стратегии также оказывают влияние различные внутренние и внешние факторы. Поэтому прежде чем приступать к выбору стратегии необходимо произвести оценку их совокупного влияния на него. Основные факторы, определяющие подходы организации к выбору стратегии, представлены на рисунке 3

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на выбор стратегии

 

Все организации подходят к разработке стратегии по-разному – где-то стратегии разрабатываются коллективно и к ним открыт доступ для всего персонала организации, а где-то разработка стратегии проходит в узком кругу, формулируется на бумаге, к которой ни у кого нет доступа.

Как правило, если предприятие приняло решение о выходе на международный рынок, оно ставит перед собой две задачи: выбрать подходящий рынок, на котором оно будет осуществлять деятельность, и выбрать способ, с помощью которого оно сможет закрепиться на рынке. Немаловажными остаются также задачи о времени и масштабе выхода на рынок. По мнению автора, выбор рынка должен основываться на результатах оценки потенциала максимальной продолжительности роста, ожидаемой прибыли, привлекательности рынка с точки зрения конкурентоспособности и гибкости.

Одна из задач нашего исследования – это грамотный выбор способа проникновения на выбранные рынки. Существует несколько видов выхода на рынок: экспорт, совместное предприятие, франчайзинг, слияние и поглощение, лицензирование, контрактное производство, бизнес «с нуля». Каждый из этих способов имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Рисунок 4 – Способы выхода предприятий на внешний рынок

 

В таблице 2 приведено краткое описание вышеупомянутых способов выхода на рынок. Для корректного и рационального выбора способа проникновения компания должна оценить такие факторы, как политическая ситуация, ограничения торговли, экономическая стабильность, деловые риски, производственные издержки и стратегия фирмы. Стоит отметить, что оптимальная стратегия выхода на внешний рынок должна быть выбрана всегда в зависимости от текущей ситуации с учетом вышеперечисленных факторов.

Таблица  2 – Способы выхода на внешние рынки[1]

№ п/п Название способа Краткое описание Преимущества Недостатки  
1 Экспорт:

прямой,

косвенный,

совместный

Экспортная деятельность включает производство товаров и услуг на основном внутреннем рынке компании и продажу этих товаров на целевом зарубежном рынке. При минимальных рисках и затратах данная стратегия позволяет компании оценить реальный спрос на свои товары, понять недостатки продукта, учитывая специфику потребления. Низкий контроль выбранных торговых посредников в целевой стране.
2 Совместное предприятие Отдельные компании, созданные двумя или более предприятиями, в которых степень ответственности и риска распределяется между владельцами. Получение доступа к определенным рыночным знаниям и технологиям дешевле, чем приобретение всей компании, и позволяет обойти многие барьеры для входа на высококонкурентные рынки. Высокая стоимость по сравнению с другими методами, риск возникновения управленческих конфликтов из-за разных приоритетов вашей компании и компании-партнера.
3 Франчайзинг Вид лицензирования деятельности, при котором компания-франчайзер передает своему посреднику (франчайзи) лицензию на осуществление деятельности под собственным брендом. Возможность использовать товарный знак, технологию, рецепты, маркетинговую кампанию, бизнес-процессы компании-франчайзера. Высокая степень зависимости от успеха материнской компании.

 

 

Продолжение таблицы 2

№ п/п Название способа Краткое описание Преимущества Недостатки
4 Поглощение и слияние Приобретение готового бизнеса на целевом зарубежном рынке путем слияния или покупки контрольного пакета акций компании. Менее затратный, чем создание бизнеса с нуля, немедленное закрепление определенной доли компании на рынке, снижение потенциальной конкуренции в будущем. Высокая стоимость поиска специалистов с высшим образованием, полный анализ приобретаемого объекта, необходимость знать законодательные аспекты.
5 Лицензирование Тип сотрудничества, при котором компания в одной стране передает право компании в другой стране использовать свои уникальные производственные процессы, патенты, товарные знаки, технологические достижения и другие ценные навыки за плату, установленную в соответствии с контрактом. Позволяет компании создавать строгие условия для соблюдения процессов и маркетинговой политики компании, является удобным способом организации местного производства на целевом зарубежном рынке без высоких инвестиций, низких затрат на организацию, сопровождение и контроль такой деятельности. Утрата уникальности и сложность контроля.

Окончание таблицы 2

№ п/п Название способа Краткое описание Преимущества Недостатки
6 Контрактное производство Включает передачу продукции компании на местный рынок, а оставшиеся функции (маркетинг, продажи, дистрибуция) остаются за материнской компанией. Низкие затраты на организацию производства (не нужно создавать собственные производственные площадки), поддержание контроля над наиболее важными функциями компании (маркетинг, НИОКР, продажи и послепродажное обслуживание), обход многих барьеров входа и устранение проблем с адаптацией цен к рыночным условиям. Сложность переноса производства высокотехнологичной продукции, сложность поиска компетентного партнера и риск заимствования ценных технологий и навыков в отрасли в долгосрочной перспективе.
7 Бизнес «с нуля» Предполагает использование термина «стратегия зеленого поля» — это расширение бизнеса компании на внешний рынок за счет строительства нового производственного объекта. Минимальный риск и максимальный контроль для компании: способность разрабатывать стратегию оптимизации бизнес-процессов для конкретной компании и рынка. Высокая стоимость метода с точки зрения инвестиций и долговечности

 

Множество промышленных организаций начинают свою глобальную экспансию в качестве экспортёров, после чего переключаются на другие виды выхода на зарубежные рынки. По мнению автора, предприятию не стоит «зацикливаться» лишь на одной стратегии из всех существующих: напротив, в мировой практике есть достаточно много известных компаний, которые меняли свой метод экспансии.

Д ля успешного осуществления выхода на зарубежные рынки для организации большое значение играет выбор рынка. В мире существует около 200 государств, каждое из которых обладает разным потенциалом прибыли для фирмы.

Основным аргументом в пользу выбора рынка определённой страны должна послужить оценка долгосрочности потенциала к получению прибыли в стране. Важную роль в формировании данного потенциала играют политические и экономические факторы. Привлекательность страны в качестве потенциального рынка для международного бизнеса складывается из соотношения выгод, издержек и рисков, ассоциируемых с ведением бизнеса в данной стране.

Долгосрочные выгоды от ведения бизнеса базируются на таких факторах, как: благосостояние населения (покупательская способность), размер рынка (демографический), прогноз уровня благосостояния потребителей данного рынка и экономического роста страны в перспективе.

Например, рынки Китая и Индии являются весьма многочисленными, в то же время население имеет невысокий доход, однако потенциал экономического роста данных стран настолько высок, что они становятся привлекательными рынками для международных инвестиций.

Соотношение между рисками, выгодами и издержками окажется наиболее благоприятным в стабильно развитых и развивающихся странах со свободной рыночной экономикой, не имеющих высокой инфляции и большой задолженности частного сектора.

Помимо этого, важным критерием выхода на определённый рынок служит ценность, которую организация планирует создавать на зарубежном рынке [43, c. 69-82]. Более высокая ценность, по сравнению с конкурентами, создаёт возможность устанавливать более высокую цену и быстрее наращивать объём продаж. С учётом приведённых факторов организация фирма сможет ранжировать страны по степени их привлекательности и долгосрочному потенциалу прибыльности.

Значимым фактором, необходимым к рассмотрению является так же время появления на рынке. Время появления на рынке может быть ранним и поздним. Ранним проникновением называется появление на зарубежном рынке раньше других фирм, и поздним, если организация пришла на рынок после прихода других организаций. Преимущества, связанные с ранним появлением организации на рынке называются «преимуществами первопроходца» [54, c. 41-58]. Преимущество заключается в том, что организация-первопроходец получает возможность опередить конкурентов и завоевать большую часть рынка посредством создания сильного имени бренда. Вторым преимуществом является более быстрое получение опыта, в отличие от конкурентов, вошедших на рынок позже.

Третьим преимуществом является возможность создания «издержек переключения», которые затруднят переход покупателей в сторону конкурентной продукции [14, c. 283]. Помимо плюсов положение первопроходца имеет и минусы, заключающиеся в основном в издержках раннего проникновения, которые несёт первопроходец, но которых могут избежать фирмы идущее за ним, опираясь на полученный опыт. Издержки могут заключаться в крахе фирмы, в случае если она не сможет успешно перестроиться под правила нового рынка [28, c. 439-464].

По результатам исследований можно говорить о том, что транснациональная компания будет стремиться выйти на национальный рынок только после того, как на нем появится несколько зарубежных компаний-конкурентов, тем самым повышая свой уровень «вероятности выживания» [19].

Издержки раннего проникновения так же включают в себя затраты на формирование товарного предложения новой для рынка продукции. Примером может послужить выход компаний общепита из США на рынки Китая. Компания KFC первым вышла на китайский рынок и познакомила китайцев с системой быстрого питания из США, однако, компания McDonalds, вышедшая на рынок Китая вслед за KFC, смогла лучше воспользоваться возможностями местного рынка, опираясь на опыт первопроходца [36, с.  476-478].

Значимую роль играет масштаб проникновения на новые рынки. Весьма важным вопросом для организации является масштаб проникновения на новые рынки. Крупномасштабный выход на рынок требует значительных ресурсных затрат, но одновременно с этим подразумевает высокую скорость проникновения. Примером может послужить выход Голландской страховой компании ING на рынок США. Для этого компанией было затрачено несколько миллиардов долларов США [12, c. 15]. Масштабность проникновения позволила компании легче привлекать дистрибьюторов, а так же повысить доверие среди партнёров, одновременно с этим компания в результате масштабной экспансии рынков, отпугнула других конкурентов, которым при выходе на рынок пришлось бы конкурировать не только с местными компаниями, но и с влиятельным зарубежным конкурентом. Минусом применения данной стратегии является большой объём средств компании, вложенный в масштабное проникновение и как следствие потеря гибкости. ING в результате масштабного проникновения на рынок США не осуществила проникновения на перспективный Японский рынок [19, c. 37].

Таким образом, компании осуществляют выход на международный рынок для получения больших выгод от своих ключевых компетенций, перемещая умения и товары, созданные благодаря проявлению ключевых компетенций, на зарубежные рынки, в которых местные конкуренты не обладают данными компетенциями. Способ проникновения компаний на зарубежный рынок зависит от вида их компетенций. Ключевые компетенции могут быть выражены в виде технологического ноу-хау, либо в виде управленческого ноу-хау. Если преимущество компании основано на технологическом новшестве, то ей следует избегать при выходе на зарубежный рынок стратегий лицензирования или создания совместного предприятия, так как это может повлечь собой потерю контроля за технологией. Компания может осуществить продажу лицензии, если рассматривает своё новшество, как временное и существует риск копирования технологии конкурентами. Что касается управленческого ноу-хау, данный вид зачастую применяется в фирмах из сферы услуг (McDonalds, Starbucks). Для данных фирм риск потери контроля над управленческими новшествами для своих франчайзи или для партнёров из совместного предприятия, не велик. Это происходит благодаря тому, что основным активом данных фирм являются имена их брендов, которые защищены законами о торговых марках. В таких условиях потеря контроля над управленческими ноу-хау не так актуальна. Именно поэтому среди фирм с ключевым преимуществом в виде управленческого ноу-хау, распространена стратегия франчайзинга или создания совместных предприятий.

3. Проблемы международной стратегии

 

 

Гарвардская школа под руководством экономистов М. Бир и Р.А. Эйзенстата определила шесть «тихих убийц» реализации стратегии международной деятельности (таблица 3).

Таблица 3 – Проблемы реализации стратегии международной деятельности по мнению Гарвардской школы[2]

Формулировка проблемы Способ минимизации
Самоуверенное высшее руководство Необходимо вовлекать работников всех уровней в процесс стратегического планирования
Неясная стратегия и противоречивые приоритеты Сотрудники и все заинтересованные стороны должны понимать, почему данная стратегия

реализуется и каковы ее цели

Неэффективная команда топ-менеджеров Следует получить поддержку от всех ключевых сотрудников и заинтересованных сторон, участвующих в реализации стратегии
Плохая вертикаль взаимодействия Следует проводить информационные совещания или тренинги с целью достижения уровня комфорта в связи с новыми стратегическими процессами и процедурами
Плохая координация работы на предприятии Ясное понимание того, когда начнутся изменения
Ненадлежащий уровень знаний и умений среднего и высшего звеньев руководства Обучение персонала

Существует и еще одна классификация проблем, с которыми фирмы встречаются в процессе своей деятельности: они разделены на две группы – проблемы экономического и политического характера (таблица 4) [48, c. 8-13].

Таблица 4 – Виды политических и экономических рисков для предприятия[3]

Политические риски Экономические риски
Нестабильность правительства Различия и колебания валютных курсов
Конфликты и войны Инвестиционные потери вследствие политических рисков
Правительственные постановления
Противоречивые и разнообразные правовые нормы
Потенциальные возможности национализации частных активов
Коррупция
Изменения в государственной политике

Оба вида рисков существенно влияют на конкурентоспособность фирмы, поскольку они взаимосвязаны. Так, например, говоря об экономических рисках, можно сказать, что положение компании в конкурентной среде обуславливается волатильностью курса, которая в сущности представляет собой экономический риск. Пример этого – осуществление сделок с использованием свободно конвертируемых иностранных, курс которых может стремительно снижаться или расти в цене по отношению к доллару США. Таким образом, можно говорить о том, что конкурентные преимущества зарубежных предприятий значительно превосходят преимущества остальных на рынке Соединенных Штатов [13, c. 112].

Культурные различия в странах – еще одна проблема, с которой сталкиваются предприятия в процессе осуществления деятельности за рубежом, требующая детального анализа. Многие западные специалисты-маркетологи ставят ее на первое место, определяя различия в культуре как «основную главную проблему международного рынка» [16].

Таким образом, для фирмы существует множество классификаций проблем, с которыми она может столкнуться при экспансии на международный рынок: экономические и политические риски, проблемы топ-менеджмента, культурные разногласия, санкции и др. Помимо проблем, описанных выше, существует множество других трудностей, ограничивающих внешнеэкономическую деятельность предприятия, для преодоления которых, прежде всего, требуется четко спланированная стратегия выхода на международный рынок.

4. Методические подходы разработки и реализации внешнеэкономической стратегии

 

Методика подходов при разработке и реализации стратегии предприятия охватывает множество понятий, что является своеобразным преимуществом, поскольку представляется возможным проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия, разработать стратегическую концепцию его рационального, исследовать и разрабатывать способы увеличения показателей эффективности его производственной деятельности [28, c. 47].

Общеизвестно, что сам процесс разработки стратегии предприятия является достаточно трудоемким и длительным, поскольку включает в себя несколько этапов:

подготовительный;

этап диагностики внутренней и внешней среды предприятия;

этап ранжирования и разработки альтернативных стратегий;

этап формирования стратегии и разработки целевых программ;

этап разработки плана по реализации стратегии.

Стоит отметить, что детальность проработки стратегии будет напрямую зависеть от масштаба фирмы: крупные предприятия при разработке стратегии придают большое значение подробностям и деталям, в то время как предприятия малого и среднего бизнеса разрабатывают стратегию, опираясь лишь на базовые принципы стратегического планирования.

Более подробная характеристика каждого из этапов представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Этапы разработки стратегии предприятия[4]

Название этапа Суть этапа
Подготовительный Проводится анализ личного потенциала руководителя фирмы, его интерес в разработке стратегии
Название этапа Суть этапа
Диагностика внешней и внутренней среды предприятия Анализ показателей производства, маркетинговой политики, сбыта, финансов, управления персоналом
Ранжирование и разработка альтернативных стратегий Выявление основных стратегических проблем, выбор критериев для разработки альтернативных стратегий: научно-технические, экономические, поставщики и потребители, социальные, экологические, разработка и оценка альтернативных стратегий
Формирование стратегии и разработка целевой программы Постановка и формулирование целевых установок для деятельности предприятия, разработка путей их достижения
Разработка плана по реализации стратегии Разработка организационного плана в рамках выбранной стратегии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

Сущность стратегии предприятия представляет собой общую актуальную для его внешней и внутренней среды программу развития, которая позволяет эффективно распределять ресурсы и поэтапно достигать поставленных для предприятия целей, учитывая основные приоритеты стратегических задач.

В большинстве случаев стратегическое планирование исходит из того, что когда предприятие имеет представление о результатах, которых оно хочет достичь в будущем, то оно понимает, что основные трудности находятся за пределами предприятия.

Немаловажным является способность предприятия предвидеть опасности и угрозы, поскольку его реакция на возникающие барьеры и трудности должна следовать с использованием принципа «решительных действий» еще до того, как они будут реализованы, либо должна предотвращать их или сводить к минимуму потери, если их невозможно предотвратить.

Как правило, если предприятие приняло решение о выходе на международный рынок, оно ставит перед собой две задачи: выбрать подходящий рынок, на котором оно будет осуществлять деятельность, и выбрать способ, с помощью которого оно сможет закрепиться на рынке.

Немаловажными остаются также задачи о времени и масштабе выхода на рынок

Привлекательность страны в качестве потенциального рынка для международного бизнеса складывается из соотношения выгод, издержек и рисков, ассоциируемых с ведением бизнеса в данной стране. Долгосрочные выгоды от ведения бизнеса базируются на таких факторах, как: благосостояние населения (покупательская способность), размер рынка (демографический), прогноз уровня благосостояния потребителей данного рынка и экономического роста страны в перспективе.

Например, рынки Китая и Индии являются весьма многочисленными, в то же время население имеет невысокий доход, однако потенциал экономического роста данных стран настолько высок, что они становятся привлекательными рынками для международных инвестиций. Соотношение между рисками, выгодами и издержками окажется наиболее благоприятным в стабильно развитых и развивающихся странах со свободной рыночной экономикой, не имеющих высокой инфляции и большой задолженности частного сектора.

Помимо этого, важным критерием выхода на определённый рынок служит ценность, которую организация планирует создавать на зарубежном рынке. Более высокая ценность, по сравнению с конкурентами, создаёт возможность устанавливать более высокую цену и быстрее наращивать объём продаж. С учётом приведённых факторов организация фирма сможет ранжировать страны по степени их привлекательности и долгосрочному потенциалу прибыльности.

Значимым фактором, необходимым к рассмотрению является так же время появления на рынке. Время появления на рынке может быть ранним и поздним. Ранним проникновением называется появление на зарубежном рынке раньше других фирм, и поздним, если организация пришла на рынок после прихода других организаций. Преимущества, связанные с ранним появлением организации на рынке называются «преимуществами первопроходца». Преимущество заключается в том, что организация-первопроходец получает возможность опередить конкурентов и завоевать большую часть рынка посредством создания сильного имени бренда. Вторым преимуществом является более быстрое получение опыта, в отличие от конкурентов, вошедших на рынок позже. Третьим преимуществом является возможность создания «издержек переключения», которые затруднят переход покупателей в сторону конкурентной продукции. Помимо плюсов положение первопроходца имеет и минусы, заключающиеся в основном в издержках раннего проникновения, которые несёт первопроходец, но которых могут избежать фирмы идущее за ним, опираясь на полученный опыт. Издержки могут заключаться в крахе фирмы, в случае если она не сможет успешно перестроиться под правила нового рынка. По результатам исследований можно говорить о том, что транснациональная компания будет стремиться выйти на национальный рынок только после того, как на нем появится несколько зарубежных компаний-конкурентов, тем самым повышая свой уровень «вероятности выживания». Издержки раннего проникновения так же включают в себя затраты на формирование товарного предложения новой для рынка продукции

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Анализ 9 стратегий выхода на внешние рынки: расширяем бизнес правильно // POWERBRANDING [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://powerbranding.ru/marketing-strategy/market-entry/
  2. Абросимов, А., Карпова, Н. Этапы стратегического планирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/29216912-Yeiiiieea-etapy-strategicheskogo-planirovaniya-a-g-abrosimov-n-p-karpova-evolyuciya-sistem-upravleniya-dolgosrochnoe-planirovanie.html
  3. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга [Текст]/С.А. Аникеев. – М.: Форум, Информ-Студио, 2016. – 128 с.
  4. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1989.
  5. Веснин Владимир Рафаэлович Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / В. Р. Веснин; Федер. агентство по образованию, Моск. гос. индустр. ун-т, 2007. — 319 с.
  6. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник / О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1998.
  7. Володин, Ю.В. Стратегия выхода на международные рынки: анализ немецких и российских компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-vyhoda-na-mezhdunarodnye-rynki-sravnitelnyy-analiz-nemetskih-i-rossiiskih-kompanii/viewer
  8. Всероссийское торговое издание «Мое дело Магазин» — Замерзший рынок [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  9. Гапоненко, Александр Лукич. Стратегическое управление [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.» / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин, 2008. — 464 с.
  10. Демина, Н.В. Стратегия как ведущий элемент стратегического менеджмента: понятие, сущность и основные характеристики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pglu.ru/upload/iblock/c60/uch_2008_xii_00034.pdf
  11. ЕАЭС Обзор налоговых систем государств-членов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/%
  12. Зулькарнаева Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития предприятия // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-3. – С. 293-294 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34598
  13. Кручинецкий С. М. Ошибки при составлении бизнес-плана [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://piter-consult.ru
  14. Лукьянов С. А. Типология входных барьеров [Текст] // Экономический журнал ВШЭ. 2010. № 2 т. 14. С. 160–184.
  15. Лысенкова, М.В., Анализ рынка хлеба и хлебобулочной продукции в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-hleba-i-hlebobulochnoy-produktsii-v-respublike-belarus
  16. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов [Текст]/ В.И. Ляско. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 288 с.
  17. Минцберг, Г. Стратегический процесс [Текст] / Г. Минцберг, Дж. Б. Куин, С. Гошал. – СПб.: Питер, 2001
  18. Морозова, А.С. Сравнительная характеристика стратегий выхода на внешние рынки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/2423/72-77.pdf?sequence=1&isAllowed=y
  19. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия [Текст] : учеб. пособие: [в 2 ч.] / [авт. кол. : Е.Н. Борисова, В.В. Вязовская, В.Е Ковалев, и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2014. — Ч. 1. — 215 с.
  20. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Р. Орлова. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2015. – 152 с.
  21. Рассадин Б.И.О.В. Основные способы и факторы проникновения на внешний рынок: автореф. дис. д-ра эк. наук / Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2011. 24 с.
  22. Рейтинг стран Doing Business, 2018 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Annual-Reports/English/DB2019-report_web-version.pdf
  23. Самодурова, М., Манасян, С.  Алгоритм стратегического планирования на предприятиях// Вестник ТГУ, выпуск 12 (68), 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-strategicheskogo-planirovaniya-na-predpriyatiyah/viewer
  24. Торосян Е. К., Сажнева Л. П., Варзунов А. В. Бизнес-планирование // Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 90 с.
  25. Трифонова Е. Ю., Горбунова М. Л. Развитие стратегического планирования и управления внешнеэкономической деятельностью предприятий [Текст]. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. 267 с.
  26. Царикарев, А.Ю. Процесс формирования стратегии развития промышленных предприятий // Журнал «Бизнес в законе». – 2011.− №4. – С.222-224.
  27. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2018. – С. 109.
  28. Шаш, Н. Бизнес-план предприятия [Текст] / Н. Шаш. – М.: ГроссМедиа, 2016. – 320 с.
  29. Шершнева З. Е. Стратегическое управление: учеб. для вузов. К.: КНЭУ, 2015. 699 с.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф