Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Разработка предложений по развитию молодежного туризма в России»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА
1.1. Молодежный туризм: основные понятия, определения, виды
1.2. Предпочтения молодежи в сфере туристических услуг
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА МОСКВЫ
2.1. Общая характеристика социологического исследования в туризме
2.2. Разработка анкеты и результаты проведенного анкетирования о доступности туризма для молодежи в городе Москва
2.3. Проблема доступности туризма для молодежи России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На протяжении долгого времени, молодежный туризм не рассматривался и не выделялся в качестве отдельных видов туризма. Однако современная тенденция такова, что молодежный туризм превратился в одно из перспективных и бурно развивающихся направлений в туризме. На сегодняшний день одной из главных целей молодежного туризма, является не только потребность в отдыхе, но также познание мира и развитие своего творческого потенциала. То есть, данный вид туризма является действенным механизмом социализации молодежи.
Молодежный туризм включает в себя не только проведение активного досуга, но и предоставляет возможность лучше погрузиться в историю страны, города или определенного края. Посетив культурно -исторические места, человек получает возможность испытать на себе временное пространство и проникнуться духом того времени, в котором жили его предки.
Урбанизация, ограниченные способности для совершенного развития, реализации собственной личности и иные стрессовые факторы на сегодняшний день вызывают огромную потребность у молодёжи в доступных услугах туризма. Именно поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает проблема организации туризма молодежного направления, поощрение студентов и льготные программы путешествий для молодежи. В связи с этим остро стоит проблема, как на федеральном, так и на региональном уровне, понимания того, каким образом молодежь может освоить опыт и традиции своей и зарубежных стран, приобрести знания и практические навыки активной жизнедеятельности, а также быть готовой к исполнению ответственных социальных ролей.
Объект исследования: современное состояние молодежного туризма.
Предмет исследования: современные направления развития молодежного туризма в Российской Федерации на примере города Москва.
Цель исследования — разработать рекомендации и предложения по развитию молодежного туризма в городе Москва.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач:
1) изучить теоретические и методические подходы к исследованию молодежного туризма;
2) проанализировать динамику и тенденцию развития молодежного туризма в России и за рубежом;
3) рассмотреть опыт стимулирования молодежного туризма в России и за рубежом;
4) собрать, обработать и систематизировать статистическую информацию по проблеме стимулирования молодежного туризма;
5) разработать рекомендации и предложения по молодежному туризму в городе Москва.
Методы, используемые на теоретическом уровне исследований.
1. Анализ и синтез.
2. Изучение литературы.
Теоретическую и методическую основу работы составили научные публикации по общим проблемам туризма, специальным видом туризма, в том числе по молодежному туризму, маркетинга и менеджмента в туризме, социологоческих методов исследования в туризме, отечественных и зарубежных исследователей, статьи UNWTO а также публикаций по проблемам развития туризма в России.
В базе исследования активно применялись нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность туристской отрасли Российской Федерации и города Москвы в частности Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г., Указ Президента РФ от 5 июня 2020 г. № 372 ;О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности., Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1852 г. Москва «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
Информационную основу работы составили материалы, собранные в ходе зарубежной учебной и производственной практик, материалы социологического исследования, проведенного автором, статистические материалы соответствующих ведомств.
Для раскрытия темы работы применялись как общенаучные (системный, литературный, статистический и др.), так и частные методы (описательный, социологический, анкетирование и др.) исследований.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

1.1. Молодежный туризм: основные понятия, определения, виды

На сегодняшний день изучение и развитие молодежного туризма является весьма актуальным. В первую очередь это подтверждается тем, что молодое поколение всегда стремится к познанию нового и уникального. Путешествуя, они ставят перед собой одну из целей – познать жизнь за пределами обычной среды пребывания. Во-вторых, молодежь относиться к той группе людей, которая является наиболее мобильной. Это характеризуется тем, что на данном этапе жизни они чаще всего ни от чего не зависят. В-третьих, государство рассматривает выделяемую группу как часть общественной системы в будущем. Поэтому разрабатывает и вовлекает молодежь в программы различных направлений.
Анализ работ в сфере молодежного туризма позволил выделить ряд его характерных черт. Молодежный туризм является неотъемлемой частью познавательного процесса, а именно образовательного туризма. Так как это деятельность, связана в основном с получением новой информации, а именно ознакомлением с культурой отдельных народов и их проявлениями, а так же составлением конкретного представления о достижениях в науке, искусстве и технике. В этом случае молодежи может быть предложено участие в образовательных программах, которые будут отвечать, как их профессиональным, так и личным интересам. Результатом участия в программах, молодежных поездках, форумах будет являться то, что молодежь сможет выбирать правильный путь в жизни и сформировать собственные жизненные позиции.
Анализируя данный вид деятельности, необходимо обратить внимание на то, что четкое определение молодежного туризма не выделяется в законодательной базе Российской Федерации. Изучая труды различных авторов (табл. 1.1), можно проследить определенную закономерность.
Таблица. 1.1 Авторы, выделяющие понятие молодежного туризма

Автор Определение
Кайкова А.И. «…К категории молодёжи мы относим наиболее активную часть населения нашей страны в возрасте от 18 до 30 лет. Молодые люди — это, как правило, студенты и не обременённые семьей люди, готовые на активные перемещения во время отпуска…»[1]
Юдина Т. «…высокая туристская активность объясняется также стремлением молодых людей к общению и познанию…»[2]
Киселева Н. «…студенты также путешествуют как ради культурно-познавательного, так и пляжного и активного видов отдыха…»[3]
Сафин Ф. «…он по определению и историческому своему смыслу ориентирован на познание иной культуры и пропаганде миролюбия»[4]
Насибова И.

 

«…формирование патриотических установок в молодежной среде посредством приобщения к природному культурному и

достоянию своей страны»[5]

 

Большинство из них характеризуют молодежный туризм по следующим критериям:
1) Возраст – в данном контексте можно отметить, что в рассматриваемом виде туризма принимает участие активная часть населения в возрасте от 18 до 30 лет.
2) цели путешествий – необходимо учитывать стремление молодых людей к общению и познанию культуры, путешествия с культурно-познавательными, образовательными и иными целями;
3) социальные качества молодежи – следует понимать, что это активность, высокий уровень потребности в недорогих и приемлемых по качеству туристских услугах, восприимчивость к новым идеям, романтизм, непритязательность.
Необходимо отметить, что в рассмотренных работах образовательный аспект отсутствует. Акцентируется внимание больше на разнообразных видах туризма, а так же на путешествиях с целью познания различной культуры.
Учитывая данную особенность, молодежный туризм следует понимать как деятельность, предполагающую передвижение молодежи в пределах национальных границ либо за рубежом в возрасте от 18 до 30 лет в индивидуальной или групповой форме с целью общения, исследования иной культуры, образования и спорта.
Основными особенностями молодежного туризма как направления образовательного туризма являются следующие:
1) Молодежь имеет больше свободного времени на отдых и путешествия, чем другие возрастные группы (продолжительные каникулы).
2) Молодежи, а именно студентам очной формы обучения образовательных учреждений часто предоставляются определенные льготы для совершения путешествий (сниженные тарифы на транспортные услуги, на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелях), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков).
3) Молодые люди могут совершать путешествия как индивидуально, так и группами (3-5 человек в сопровождении старшего преподавателя или работника образовательного учреждения, которые несут полную ответственность на протяжении всей поездки).
Молодежный туризм рассматривает в качестве самостоятельной категории, кроме того, данный вид туризма имеет ряд поклонников. Можно выделить следующие виды молодежного туризма:
— Горные походы. Представляют собой восхождение по горам и скалам различной степени сложности.
— Велосипедные туры. Предполагают движение на велосипеде по заранее проложенному маршруту. Маршрут может быть проложен через холмы, овраги, горные тропы и т.д.
— Водные туры. К ним относят не только круизы по морям, плавание на различных плавательных средствах, но также и сплавы, рафтинг, дайвинг.
— Спелеологические туры. Молодые путешественники могут посетить рукотворные или естественные лабиринты и пещеры, изучить их внутреннее строение.
Таким образом, молодежный туризм на сегодняшний день активно развивающееся направление. Развитие подобной деятельности дает возможность, в первую очередь, молодежи больше путешествовать и познавать окружающий их мир, во-вторых, будет положительно влиять на расширение их уровня компетенции, а также профессиональный рост, из-за того, что образовательная звено является неотъемлемым и, в-третьих, будет наблюдаться значительное увеличение финансовой составляющей страны. Но для того, чтобы достичь таких результатов, необходимо приложить максимум усилий и учитывать различные компоненты.

1.2. Предпочтения молодежи в сфере туристических услуг

Туризм, который является яркой и быстрорастущей отраслью, вносит значительный объем доходов в значительной степени, создавая ценность для большего количества рабочих мест, а также для платежного баланса из экономического контекста. Он также играет решающую роль в борьбе с нищетой. Таким образом, больше внимания было уделено проблеме туризма как в развитых, так и в развивающихся странах. С этой точки зрения с беспрецедентным ростом индустрии туризма с начала 20-го века наблюдается растущий интерес к сегментам рынка туризма. Точно так же международное значение и признание молодежных поездок уделили большое внимание как директивным органам, так и правительствам туризма.
Концепция молодежного туризма определяется как все виды туризма, которые реализуются молодыми людьми, возраст которых составляет от 15 до 29 лет. Возрастающий интерес к молодежному туризму становится все более важным, и он также считается наиболее динамичным рынком мировой индустрии туризма, объявленным ЮНВТО, что почти 20% из 940 миллионов международных путешественников, получаемых от молодежи в 2010 году (ЮНВТО, 2011). В частности, в развитых странах признание молодежного туризма постоянно растет .
Кроме того, молодые туристы рассматриваются как индивидуальные туристы, которые в основном заинтересованы в участии в туристических мероприятиях для таких целей, как образование и культурный туризм .
Carr (1998) классифицирует рынок молодежных туристов на 7 категорий, а именно иностранных и отечественных молодых туристов, туристов-туристов, альтернативных туристов, краткосрочных и долгосрочных туристов, институционализированных туристов, неинституционализированных туристов и туристов.
Рынок молодежного туризма считается одним из важнейших рынков туризма, поскольку молодежные путешественники находятся на первом этапе своей туристической карьеры, что может потенциально повлиять на их будущее поведение в путешествиях. Хотя рынок молодежного туризма имеет значительный потенциал для увеличения спроса на поездки и туризм, меньше внимания уделяется этому туристическому сегменту .
Кроме того, туристы идентифицируются в соответствии с концепцией молодежного туризма теми, кто намерен путешествовать по развлечения. Это исследование помогает объяснить мотивационные факторы молодежных путешественников и пытается обсудить значение рынка молодежного туризма для конкретных туристических направлений.
Исследование, связанное с мотивацией в концепции туризма, было основано на иерархии потребностей Маслоу. Основные человеческие потребности были определены Маслоу иерархическим образом сверху вниз, и каждая потребность в определенной степени удовлетворяла. Рассматривая иерархию потребностей пирамиды, самоактуализации уделяется большое внимание маркетологами по туризму, которые объясняются объяснением причин, по которым туристы должны путешествовать. В попытке ответить на этот вопрос главная мотивация путешественников проявляется как фактор роста качества жизни . Кроме того, образование определяется как основной мотивационный фактор для молодежных путешественников, для которых студенты предпочитают переезжать из своей родной страны в другую для обучения за рубежом .
У молодежи наблюдается интерес к активному, познавательному и образовательному отдыху, поэтому туризм молодежи имеет ряд ярких отличительных черт, и мы рассматриваем его как сегмент молодежной культуры. Он наглядно демонстрирует, что молодежь может быть самостоятельной, организованной и активной.
Специфика молодежного туризма, в первую очередь, заключается в его экономичности: молодые люди готовы экономить на всем, начиная от транспорта и заканчивая местом проживания и уровнем его комфорта. Всё, что их интересует – это новые впечатления, знакомства, получение новых знаний и испытание новых ощущений. Поэтому предлагаемый молодежи туристический продукт должен быть относительно недорогим, но в то же время пропитанным духом авантюризма и приключений.
Примером удачной политики в сфере молодежного туризма является опыт Германии. Там созданы Немецкое объединение молодежных туристических баз (Deutsches Jugendherbergswerk), которые расположены в наиболее живописных и привлекательных местах, а также дома для Молодых любителей природы, проживание в которых обходится молодым немцам довольно-таки недорого. А в 2012 году Министерство экономики и энергетики Германии утвердило «Проект будущего – детский и молодежный туризм в Германии».
На уровне государства дела по развитию молодежного туризма ведет Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи (BMFSFJ). Но в основном организацией летнего отдыха и путешествий молодежи занимаются самостоятельные молодежные союзы и организации (к примеру, Федеральное рабочее объединение евангелических молодежных групп), а также Центры информации для молодых граждан и Бюро путешествий для молодежи.
В России молодежный туризм также развивается. Его значимость очевидна, а потенциал огромен.
После Олимпиады в Сочи-2014 и присоединения Крыма в России наблюдается всплеск патриотизма. Молодые россияне начали проявлять больший интерес к достопримечательностям родной страны, а летний отдых проводят на российском морском побережье. Особой популярностью пользуются молодежные туры в Анапу и Крым, а также в такие города с древней историей, как Санкт-Петербург и Казань.
Популярен в России среди молодежи и событийный/образовательный туризм. Молодые люди ездят на концерты любимых групп, на различные фестивали и форумы. Большие возможности для молодых людей предоставляет агентство «Росмолодежь». Самыми масштабными форумами, организуемыми при его поддержке, являются «Арктика. Сделано в России», «Территория смыслов», «Таврида», «Балтийский Артек», «Итуруп», «IВолга». В 2023 году самым масштабным станет XIX Международный фестиваль молодежи и студентов в Сочи, в котором примут участие молодые люди из 180 стран.
Поддерживаются и молодежные обмены между странами в различных целях. Это может быть работа заграницей (например, программа Working holidays), изучение иностранного языка (программа Au Pair, которая включает в себя и работу и изучение языка), получение образования или просто знакомство с культурой других стран. Такие обмены способствуют формированию толерантности и росту образованности и эрудированности.
Последнее время в России большое развитие получили хостелы – недорогие места временного проживания. Они устроены по типу общежитий и пользуются огромным спросом среди путешествующей молодежи. Если еще 4-5 лет назад хостелы в России были редкостью и стоили недешево по сравнению с европейскими, то, на данный момент, они открыты повсеместно, и средняя цена спального места варьируется в пределах 350-700 рублей. Работа хостелов регулируется государственным стандартом Р 56184-2014 «Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам».
Учитывая мотивационные факторы молодежных путешественников, стоит отметить, что факторы толчка справедливо влияют на их предпочтения в путешествии, а не на факторы тяготения. Основные мотивы молодежного туризма — это обучение, встреча с другими людьми, повышение ценности развития карьеры, получение знаний о других культурах, повышение саморазвития, учебы, образование и путешествия, которое рассматривается как часть личности молодежных путешественников .
Молодежь в большинстве в своем выбирает путешествия по всей стране – 60,9 % опрошенных. Причинами такой тенденции могут быть низкая покупательная способность и более жесткие визовые формальности по отношению к жителям России в ряде зарубежных стран. Кроме того, Россия обладает большим разнообразием рекреационных ресурсов, которые способны удовлетворить туристские потребности отечественной молодежи. Страны СНГ являются основным туристским направлением для 22,1 % опрошенных россиян. И совсем небольшая их часть – 17,0 % – выбирает для путешествия страны дальнего зарубежья.
Представляется интересным в рамках проведенного исследования также определить наиболее посещаемые молодежью страны (таблица 1).
Таблица 1 – Рейтинг наиболее посещаемых российской молодежью стран
Порядковый номер в рейтинге Страна % посетившей страну молодежи из числа опрошенных

Порядковый номер в рейтинге Страна % посетившей страну молодежи из числа опрошенных
1 Турция 52.4
2 Египет 9,4
3 Белоруссия 8,9
4 Германия 6,1
5 Польша 3.8
6 Франция 3.3
7 Греция 2.4
8 Тунис 1,9
9 Чехия 1,9
10 Дания 0,5

У молодых россиян наибольшей популярностью среди зарубежных стран пользуется Турция (52,4 %). В пятерку самых посещаемых стран также вошли Египет (9,4 %), Белоруссия (8,9 %), Германия (6,1 %), Польша (3,8 %). За последние три года 39,6 % молодых россиян не выезжали за рубеж. Таким образом, среди молодежи наиболее популярны направления, обладающие определенным набором рекреационных ресурсов, в наибольшей степени отвечающих основным мотивам путешествия. Прежде всего это желание отдохнуть на берегу моря. Поэтому неудивительно, что самые посещаемые молодежью страны – Турция и Египет .
Популярные направления молодежного туризма в России:
— Крым. На территории региона собрано множество уникальных туристических и природных объектов, достопримечательностей. Кроме того, в Крыму есть превосходные условия для занятий конными прогулками, экстремальными видами спорта.
— Карелия. По Карелии проложено множество водных и пеших маршрутов. На территории региона можно заниматься рыбной ловлей, сбором грибов и ягод, а также осматривать красоты дикой природы.
— Урал. На территории региона имеется множество экстремальных маршрутов. Особенно популярны экстремальные сплавы по различным местным рекам, путешествия в пещеры, национальные музеи и парки. Многие объекты и достопримечательности имеют мистическое значение, например, маршруты, проложенные по местам, упоминаемым в легендах и сказках Бажова.
Процесс оценки современных молодежных поездок начался после Второй мировой войны. В частности, с появлением и быстрым ростом новых технологий молодые туристы чаще участвуют в туристической и туристической деятельности, чем более старые поколения туристов, используя социальные сети и информационные технологии связи. Одним из наиболее убедительных и интересных аргументов настоящей статьи является то, что факторы толчка имеют приоритет над тяговыми мотивами, побуждающими молодежных туристов к путешествию.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА МОСКВЫ
2.1. Общая характеристика социологического исследования в туризме

В туризме метод опроса применяется широко. С его помощью возможно выявить предпочтения туристов в тех или иных услугах, видах отдыха, интересах и т.д. Многие туристические агентства регулярно проводят социологические опросы своих клиентов. Главной целью таких исследований является определение и анализ туристического потока, посещающего курорты или выбирающего определенный турмаршрут. В рамках исследования, которым стараются охватить большую часть туристов, выявляются возрастные, социальные и другие группы туристов. В результате исследования турагентства создают полноценную картину конъюнктуры туристического рынка. Поведение такого исследования становится важным шагом на пути создания концепции развития турфирмы. Предприятие туриндустрии с помощью этих опросов понимает, какую нишу на туристическом рынке оно занимаем сегодня и в каком направлении может двигаться завтра.
Программа социологического исследования.
Тема исследования: «Молодежный туризм в современной России (на примере молодежи города Москвы)».
Цель исследования: выявить особенности предпочтений молодежи, проживающей в городе Москва, в сфере туристских услуг.
Объект: молодежь, проживающая в Москве в возрасте от 14 до 30 лет.
Предмет: предпочтения молодежи в сфере туризма.
Задачи:
1. Выявить особенности предпочтений молодежи в туризме (популярные виды, типы и направления туризма, предпочитаемый тип размещения);
2. Выявить факторы, влияющие на выбор турфирмы при организации путешествия (роль имиджа и рекламы турфирмы);
3. Выявить предпочитаемый способ организации отдыха (самостоятельный или организованный).
Гипотезы:
1. Популярными видами туризма среди молодежи являются активный (спортивный) и пляжный виды;
2. Молодежь Москвы предпочитает недорогое размещение (хостелы, гостиницы невысокого класса);
3. Молодежь в равной мере предпочитает как отечественные, так и зарубежные направления туризма;
4. Молодежь организует отдых самостоятельно, если путешествие планируется по России, но предпочитает пользоваться услугами турфирмы при планировании отдыха заграницу.
5. При выборе турфирмы для организации отдыха молодежь в большей степени ориентируется на отзывы в интернете, на профессионализм менеджера, а также на внешнее и внутреннее оформление офиса.
6. Наружная реклама и СМИ не влияют на молодежь при выборе турфирмы для организации отдыха.

2.2. Разработка анкеты и результаты проведенного анкетирования о доступности туризма для молодежи в городе Москва

Молодежь как особая группа потребителей туристских услуг представляют большой интерес для развития туризма в целом, т.к. молодежь имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других групп потребителей.
Целью нашего исследования стало выявление предпочтений молодежи, проживающей на территории города Москва, в сфере туристских услуг, а также разработка рекомендаций по увеличению числа клиентов. Для реализации поставленной цели в декабре 2021 года было проведено пилотажное исследование, участие в котором приняли 50 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Москве. Исследование было проведено с помощью такого метода сбора социологической информации как анкетирование (приложение 1).
Для выявления предпочтений молодежи в сфере туризма сначала рассмотрим социально-демографические характеристики объекта исследования.
Одним из важных показателей в характеристике объекта исследования является возраст. В анкетировании принимала участие молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. По данному параметру картина выглядит следующим образом (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Возраст респондентов (в % к числу опрошенных)

Возраст %
14-19 13
20-25 66
26-30 21

Из таблицы 2.1 видно, что основу составили респонденты в возрасте 20-25 лет. Это связано с тем, что за время проведения исследования большинство потенциальных респондентов в возрасте 14-19 лет отказывались проходить анкетирование, ссылаясь на отсутствие опыта путешествий. Молодежь более старшего возраста с большей охотой соглашалась на участие в исследовании.
Уровень образования молодых москвичей существенно сказывается на выборе досуга, так как чем выше уровень образования, тем более разнообразен образ жизни человека. По уровню образования респонденты распределились следующим образом. Доля молодежи с высшим и незаконченным высшим образованием составляет 54%, учреждения среднего профессионального образования закончили 30% респондентов, 8% закончили 11 классов и 8% опрошенных имеют основное общее образование. Можно сделать вывод о том, что участие в опросе приняли достаточно образованные люди.
В опросе приняли участие 44% мужчин и 56% женщин. Это обусловлено тем, что при проведении исследования необходимо было выявить мнение в равной мере мужчин и женщин. Большинство респондентов не состоят в браке. Это можно объяснить тем, что большинство респондентов находятся в возрасте 20-25 лет, а по данным статистики в настоящее время активный возраст вступления в брак среди молодежи – 25-30 лет.
По данным исследования было выявлено, что 84% респондентов не имеют детей. Это имеет прямую связь с возрастом и семейным положением респондентов. Большинство молодых респондентов не состоят в браке и как следствие не имеют детей.
В ходе исследования был выявлен основной род занятий респондентов. Результаты опроса сложились следующим образом: 78% респондентов работают, 18% учатся и 4% не учатся и не работают. Из этого можно сделать вывод, что большинство респондентов являются платёжеспособными молодыми людьми. Это также подтверждается тем, что 92% опрошенных отметили собственный заработок как источник дохода, вторым по популярности (28%) источником дохода оказался «денежные средства от родителей» (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Источник дохода (в % к числу опрошенных)

Источники дохода %
Собственный заработок 92
Денежные средства от родителей 28
Стипендия 14
Доходы от ценных бумаг, дивиденды, проценты по вкладам 8
Государственное обеспечение (пенсии, пособия и т.д) 4
Денежные средства от супруга 4
ИТОГО: 150*

*Здесь и далее сумма ответов превышает сумму 100, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.

Заключительным вопросом для определения платежеспособности респондентов был вопрос о материальном положении. Это было необходимо, чтобы оценить уровень жизни респондентов и выяснить, способны ли они иметь такие статьи расходов, как туризм и путешествия (отдых). Как показало исследование, около половины респондентов (42%) испытывают затруднение только с крупными покупками, такими как автомобиль, квартира, дача и т.д. Вынуждены экономить лишь 10% опрошенных (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Материальное положение (в % к числу опрошенных)

Материальное положение %
Есть возможность удовлетворить практически все материальные потребности 18
Испытывают затруднения только с крупными покупками, такими как квартира, дача, машина 42
Денег хватает на одежду и питание 30
Денег в основном хватает, но приходится экономить 8
Вынуждены экономить на самом необходимом 2

Таким образом, большинство молодых москвичей можно отнести к достаточно обеспеченным. Можно предположить, что люди с таким достатком способны путешествовать, в т.ч. отдыхать на отечественных курортах и за границей, организовывая свои путешествия, пользуясь услугами турфирм.
Таким образом, характеризуя типичного участника опроса можно сказать, что это образованный представитель молодежи в возрасте от 20 лет, не состоящий в браке и не имеющий детей. Основным источником дохода является собственный заработок, которого хватает на питание, одежду и развлечения (в т.ч. туризм).
Прежде всего, для достижения поставленной цели исследования, важно выявить, как часто путешествует молодежь. Оказалось, представители молодежи предпочитают отдыхать раз в несколько лет и раз в год. Интересен и тот факт, что 12% молодежи отдыхает несколько раз в год (табл. 2.4). Такая частота путешествий свидетельствует о хорошем материальном достатке. Можно предположить, что несколько раз в год путешествуют те представители молодежи Москвы, которые отметили, что способны удовлетворить практически все материальные потребности (18%).

Таблица 2.4. Частота поездок в отпуск (в % к числу опрошенных)

Частота поездок %
Никогда не путешествовали 14
Раз в несколько лет 36
Раз в год 36
Несколько раз в год 12

 

В ходе исследования были выявлены предпочитаемые направления отдыха. Самым популярным направлением среди опрашиваемой молодежи оказалась Европа (34%). Далее, практически в равных долях респонденты отдали предпочтение отдыху в странах Азии (24%) и путешествиям по России (29%). Можно предположить, что популярность Европы в данном случае обусловлена тем, что, расположенная на ее территории Турция, по статистике, является самой популярной страной среди российских туристов, и, немало важно, что по данным ВТО за 2018 год, 9 из 10 самых посещаемых стран мира находятся на территории Европы[1]. Таким образом, гипотеза о том, что молодежь в равной мере предпочитает как отечественные направления туризма, так и зарубежные направления не подтвердилась.

Интересно было рассмотреть, влияет ли наличие детей на выбор направления отдыха (табл. 2.5).

Таблица 2.5. Предпочитаемые направления отдыха (в % по столбцу)

Направления отдыха Нет детей Есть дети
По России 36 75
По Европе 35 25
По странам Азии 27 0
По странам СНГ 2 0
ИТОГО: 100 100

 

Исходя из данных, приведенных в таблице 2.5, можно сделать вывод, что большинство молодежи Москвы, имеющих детей предпочитают отечественные направления отдыха. Такой выбор может быть связан с тем, что для детей климат России наиболее привычен и не сильно сказывается на самочувствии детей относительно климата других стран. Кухня (питание) в России минимально различается относительно регионов страны, в т.ч. блюда в кафе, ресторанах, а также продукты в магазинах. Поэтому проблем с питанием детей не возникнет, т.к. кухня не новая. Также медицинский полис в случаях непредвиденных обстоятельств действует на всей территории РФ, что дает гарантию на бесплатную медицинскую помощь. Из зарубежных стран, в которых отдыхали респонденты, на первом месте оказалась Турция (38%), далее – Египет (20%) (табл. 2.6).

Таблица 2.6. Страны, в которых отдыхали респонденты (в % к числу опрошенных)

Страны %
Турция 32
Египет 20
Таиланд 10
Италия 8
Испания 7
Греция 5
Германия 5
Франция 5

 

Такие результаты можно объяснить тем, что Египет по популярности не уступал такому фавориту на сегодняшний день среди россиян как Турции. Поэтому большинство респондентов ранее побывало именно в этих странах.

В ходе исследования было выявлено, что в отечественном направлении туризма, самым популярным оказался Краснодарский край (табл. 2.7.).

Таблица 2.7. Регионы России, в которых отдыхали респонденты (в % к числу опрошенных)

Регионы России %
Краснодарский край 52
Крым 23
Центральная часть России 11
Иркутская область (оз. Байкал) 5
Дальний Восток 3
Алтайский край 3
ХМАО 3

 

Альтернативы для пляжного отдыха в России до момента присоединения Крыма не было, а 80% респондентов предпочитают именно этот вид туризма. Это объясняет высокую посещаемость Краснодарского края относительно других регионов страны.

В настоящее время, вне зависимости от направления путешествия, набирает все большие обороты самостоятельно организованный туризм. Так, по данным исследования маркетинговой компании IpsosComcon за последние два года соотношение «диких» и «организованных» российских туристов изменилось в пользу «дикарей»[2]. Необходимо было выяснить отношение молодежи к самостоятельному туризму.

Как показали результаты исследования, это отношение напрямую связано с направлением: в путешествиях по России более половины респондентов (65%) предпочитают организовывать туры самостоятельно при путешествии по России, а при планировании отдыха за границей – пользоваться услугами туристических агентств (табл. 2.8).

Таблица 2.8. Предпочитаемые способы организации путешествия (отпуска) (в % к числу опрошенных)

Способы %
Зависит от направления поездки: если по России, то организую самостоятельно, если поездка заграницу – пользуюсь услугами турфирмы 65
Всегда пользуются услугами турфирмы 21
Всегда организуют самостоятельно 14

 

Это можно объяснить тем, что, организуя самостоятельный отдых по России, представители молодежи стремятся сэкономить денежные средства на услугах туристической формы, а также, возможно, молодежи нравится тратить время на поиск билетов, выбор места проживания. Предварительную проработку деталей поездки они воспринимают как часть удовольствия от путешествия. Для самостоятельных молодых туристов важно ощущение свободы, возможность распоряжаться своим временем, наличие в поездке элемента приключений и сюрприза. Такие элементы самостоятельного путешествия сочетаются с социально-психологическими особенностями молодежи. Но при планировании путешествия за границу возникает проблема языкового барьера, а также предпочесть услуги туристического агентства самостоятельной поездке туристов, возможно, часто заставляют соображения безопасности, ведь более трети молодежи относят безопасность к одному из решающих факторов при выборе тура. Организованные туристы получают финансовые, страховые, медицинские гарантии, а самостоятельный путешественник в случае возникновения нештатной ситуации за границей сам несет за нее ответственность. Всегда пользуются услугами турфирмы 21% молодежи. Можно сказать, что это постоянная клиентура турфирмы. Всегда организуют самостоятельно свои путешествия лишь 14% молодежи. Возможно, большинство таких самостоятельных туристов всегда выбирают отдых по России.

Таким образом, гипотеза о том, что молодежь Москвыорганизует отдых самостоятельно, если путешествие планируется по России, но предпочитает пользоваться услугами турфирмы при планировании отдыха заграницу подтвердилась полностью, т.к. таким образом организуют свой отдых 65% молодежи.

Интересным было рассмотреть влияет ли пол на выбор способа организации путешествия (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Способы организации путешествия (отпуска) (в %)

Способы Мужчины Женщины
Зависит от направления поездки: если по России, то организуют самостоятельно, если заграницу – пользуются услугами турфирмы 72 61
Всегда пользуются услугами турфирмы 14 21
Всегда организуют самостоятельно 14 18
ИТОГО: 100 10

 

Так, женщины больше, чем мужчины предпочитают всегда пользоваться услугами туристической фирмы. Возможно, это связано с тем, что женщины стремятся к максимально комфортному отдыху, исключая внештатные ситуации, в которых необходимо будет принимать какие-либо решения.

Организованные туристы, выбирая тур, обращают внимание на множество показателей. В ходе исследования, было выяснено, что именно молодежь обращает внимание при выборе тура (табл. 2.10).

Таблица 2.10. Наиболее важные показатели при выборе тура (в % к числу опрошенных)

Показатель %
Условия проживания 43
Питание 36
Безопасность 36
Стоимость 32
Наличие расширенной медицинской страховки. 28
Развлечения 17

 

Условия проживания большинство москвичей считают самыми важными в путешествии. Далее – питание и безопасность. Важность этих показателей говорит о том, что респонденты стремятся к комфортному отдыху. Безопасность волнует значительное число респондентов, возможно, в связи с нестабильной политической ситуацией между Россией и странами Европы, возросшим числом авиакатастроф и случаев терроризма. Развлечения респонденты не отнесли к важным показателям, возможно, в связи с тем, что способны самостоятельно организовать свой досуг ввиду своих социально-психологических характеристик.

В современном мире существует множество источников информации, которыми можно руководствоваться при поиске туристического агентства для покупки тура. Рассмотрим предпочитаемые среди молодежи источники информации (табл. 2.11).

Таблица 2.11. Источники информации при выборе турагентства (в % к числу опрошенных)

Источники информации %
Информация от знакомых, с опытом путешествий 46
Социальные сети (Вконтакте, Инстаграмм) 31
Запросы в поисковике (Яндекс, Google и т.д.) 23
Другое (реклама на ТВ, радио, баннерах, в прессе) 0

 

По результатам исследования было выявлено, что большая часть респондентов руководствуется информацией от знакомых, которые имеют опыт путешествий. Такая информация является более достоверной, относительно других источников информации. К тому же молодежь, как правило, имеет широкий круг общения, поэтому способна получить нужную информацию именно от друзей и знакомых.

Таким образом, наружная реклама и СМИ не влияют на молодежь при выборе турфирмы для организации отдыха. Так, гипотеза о том, что реклама не оказывает влияния на выбор турфирмы полностью подтвердилась.

Следующим шагом, после выбора туристического агентства является посещения выбранного агентства. В ходе исследования было выявлено, на что респонденты обращают внимание при посещении туристического агентства (табл.2.12).

Таблица 2.12. Наиболее важные показатели при посещении турфирмы (в % к числу опрошенных)

Показатели %
Профессионализм менеджера 87
Приятная атмосфера в офисе 34
Внешний вид менеджера 26
Современное оформление офиса 20
Чистота офиса 20
ИТОГО: 187*

 

Оказалось, что самым важным показателем стал профессионализм менеджера. Лишь треть молодежи считают важным приятную атмосферу в офисе. Это говорит о том, что представители молодежи хотят видеть настоящего профессионала, который будет ответственен за предоставление услуг во время путешествия и сможет подобрать тур, максимально удовлетворяющий их потребности.

Анализируя данные можно сказать, что гипотеза о том, что при выборе турфирмы для организации отдыха молодежь обращает внимания на отзывы в интернете, на профессионализм менеджера, а также на внешнее и внутреннее оформление офиса подтвердилась частично. Так как большинство предпочитает прислушиваться к отзывам знакомых, на внешнее и внутренне оформление турфирмы обращает внимание меньшинство, а профессионализм менеджера, действительно, играет значительную роль в выборе турфирмы для молодежи.

При самостоятельной организации путешествия подавляющее большинство респондентов (83%) пользуются услугами бронирования мест размещения и покупают билеты заблаговременно. Это объясняется тем, что при бронировании билетов заранее существует больше вероятности, что билеты будут приобретены на удобные места и оптимальное время для туристов, а заблаговременное бронирование мест размещения экономит время на поиске жилья непосредственно в путешествии, а так же предоставляет определенную гарантию на скорейшее размещение туристов по приезду.

Вне зависимости от формы организации путешествия перед туристами представлен огромный выбор возможных видов туризма. По данным ТурСтата самым популярным видом туризма в 2020 году у россиян стал пляжный туризм[3]. По результатам исследования эта тенденция характерна и молодежи (табл.2.13).

Таблица 2.13.  Предпочитаемые виды туризма (в % к числу опрошенных)

Виды туризма %
Пляжный 80
Культурно-познавательный 54
Активный (спортивный) 50
Круизный 20
Событийный 18
Оздоровительный 16
ИТОГО: 242*

 

Пляжный вид туризма среди респондентов оказался самым популярным. Возможно, это связано с тем, что большинство молодежи работают (78%) и поэтому пляжный туризм среди них так популярен, т.к. этот вид туризма является менее энергозатратным, восстанавливает как физические, так и психологические силы. Также, это косвенно подтверждает предположение о том, что выбор Европы, как доминирующего направления, определен Турцией, а эта страна в первую очередь предлагает пляжный туризм. Следующим по популярности оказался культурно-познавательный вид туризма. Это можно объяснить тем, что подавляющее большинство респондентов являются образованными людьми, которые имеют определенные знания о культуре, истории и архитектуре какой-либо страны и проявляют познавательный интерес к этому. Популярность активного (спортивного) вида туризма можно объяснить тем, что респонденты являются представителями молодежи, а это, как известно, наиболее физически активная и здоровая социальная группа. Ей присуща так же страсть к познанию нового, в т.ч. новых ощущений, чувств и эмоций. Все эти потребности можно удовлетворить в процессе активного (спортивного) туризма.

Таким образом, гипотеза о том, что популярными видами туризма среди молодежи являются активный (спортивный) и пляжный подтвердилась.

Выбирая выявленные виды туризма, большинство молодежи стремиться путешествовать с друзьями или вдвоем с близким человеком. Такой выбор объяснить тем, что такие предпочитаемые компании чаще всего одного возраста. Со сверстниками комфортнее отдыхать, т.к. существуют общие интересы, взгляды, стремления и другие объединяющие факторы, исходящие из социально-психологической характеристики молодежи. Треть респондентов привержена к отдыху с семьей. Можно предположить, что это молодежь в возрасте менее 20 лет, а также молодежь, состоящая в браке. Наличие детей напрямую влияет на выбор компании для отдыха (табл. 2.14).

Таблица 2.14 Компания для отдыха (в % по столбцу)

Компания Нет детей Есть дети
С семьей 22 78
Вдвоем с близким человеком 39 22
С друзьями 39 0
С коллективом 0 0
ИТОГО: 100 100

 

Так, большая часть молодежи, имеющая детей, предпочитает отдыхать с семьей. В этом случае молодежь подразумевает самостоятельно созданную семью, т.е. своих детей и супруга(у).

Интересным было рассмотреть, насколько присущая молодежи инновационность, проявляется в выборе места отдыха. Более половины молодежи (60%) по результатам опроса выбирает всегда новые места отдыха (табл. 2.15).

Таблица 2.15. Предпочитаемые места отдыха (в % к числу опрошенных)

 Предпочитаемые места %
Всегда выбирают новые места отдыха 60
Понравившиеся места, там, где уже отдыхали 24
Понравившиеся места друзьям, знакомым 16

 

Это можно объяснить тем, что молодежь по своей природе является противником консерватизма, сторонницей новых идеи и взглядов, проявляет познавательную активность. Такие социально-психологические особенности объясняют приверженность молодежи к новым местам отдыха. Но практически четверть молодежи предпочитает те места отдыха, где уже проводили свой отпуск. Можно предположить, что такой выбор возникает из соображений безопасности и молодежь выбирает уже «проверенные» места отдыха. Или, возможно, выбор других мест отдыха влечет за собой больше денежных затрат и, в целях экономии, молодежь склоняется к ранее посещаемым местам отдыха.

Более 10 лет на туристском рынке существует система покупки тура «Фортуна». Однако большинство респондентов (70%) не знакомы с такой системой. Это можно объяснить тем, что информация относительно этой системы не распространена. Турагенты предпочитают не продавать тур по такой системе, т.к. могут потерять до 20% от стоимости тура. Также возрастает риск негативных отзывов туристов в том случае, если отель, предоставленный по системе «Фортуна», не удовлетворит туристов.

Определяя свое отношение по пятибалльной шкале к данной системе, большинство знакомой с этой системой молодежи (41%) выбрало «3». Это может говорить о неоднозначном отношении к системе «Fortuna».

Одним из важных составляющих любого путешествия являются услуги по размещению. В ходе исследования было уделено внимание предпочитаемым типам размещения. Чуть больше половины молодежи (52%) предпочитают услуги по размещению в гостиницах класса «4 звезды», вторым популярным размещением оказалось размещение в гостиницах «5 звезд» (44%), далее респонденты отдали предпочтение размещению в квартирах, домах частных арендодателей (40%). Этот показатель напрямую зависит от уровня дохода респондентов. Очевидно, что такой тип размещения могут себе позволить люди, относящиеся к среднему, высшему среднему классу и выше, каким и является большинство опрошенной молодежи. Возможно, выбор такого размещения зависит от направления. Самой популярной зарубежной страной среди российских туристов, как уже говорилось ранее, является Турция. В этой стране класс отелей ниже четырех звезд обладает более низким уровнем сервиса, чем отели других туристических стран этого же класса. Таким образом, для комфортного проживания в Турции туристы вынуждены выбирать отели 4 и 5 звезд. Можно также предположить, что некоторые респонденты в данном вопросе выдавали желаемое за действительное в связи с присущим современной молодежи демонстративным поведением.

Таким образом, гипотеза о том, что молодежь предпочитает недорогое размещение (хостелы, гостиницы невысокого класса) не подтвердилась.

Выбор услуг размещения зависит не только от страны пребывания, но и от длительности путешествия. В ходе исследования было выявлена оптимальная продолжительность отпуска, по мнению молодежи.72% придерживается мнения, что оптимальная длительность отдыха составляет 8-14 дней. Это может объясняться тем, что весомая часть респондентов работает. По Трудовому кодексу РФ в организациях предоставляется отпуск равный 4 неделям в год, который сами работники нередко делят на 2 части (по 2 недели), чтобы отдохнуть два раза в год или руководство вынуждает не оставлять рабочее место более чем на 2 недели. Поэтому, можно сделать вывод, что отдых более 14 дней работающая молодежь позволить себе не может в связи с рабочим графиком.

Выясняя оптимальную продолжительность отпуска, целесообразно было определить и предпочитаемую систему услуг питания на протяжении отдыха в гостинице (табл. 2.16). Ведь питание наряду с безопасностью представители молодежи определяют как наиболее важный показатель при выборе тура.

Таблица 2.16. Предпочитаемая система питания в гостинице (в % к числу опрошенных)

Система питания %
RO (без питания) 10
ВВ (только завтрак) 28
НВ (завтрак и ужин / обед) 8
FB (завтрак, обед и ужин) 0
Al (все включено) 44
UAl (ультра все включено) 10

 

Систему питания «все включено» выбрало около половины респондентов (44%). Такую систему питания предоставляют большинство отелей таких популярных направлений как Греция, Турция, Египет (ранее), Тунис. Многие туристы знакомы с данной системой питания и предпочитают ее, т.к. это упрощает отдых, делает его более комфортным. Систему питания «ультра все включено» чаще предоставляют отели класса люкс. Такая система питания значительно увеличивает стоимость размещения и соответственно тура в целом. Приверженцы такой системы питания чаще обладают высоким достатком, относятся к высшему среднему и высшему классу. Лишь 18% респондентов, исходя из результатов опроса, относятся к такому классу. Поэтому систему питания «ультра все включено» выбрал лишь каждый десятый респондент. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что 28% молодежи отдали предпочтение системе питания «только завтраки». Это может объясняться тем, что в большинстве популярных стран Европы (Франция, Италия, Испания, Германия) и Азии (Таиланд, Вьетнам, Индия) чаще предоставляется именно такая система питания (или вообще «без питания»). Можно предположить, что респонденты, отдавшие предпочтения этой системе питания являются любителями отдыха именно в этих странах и для них система питания «только завтраки» является достаточно приемлемой. Такая система, кроме всего прочего дает возможность познакомиться с разнообразной кухней, т.к. можно выбирать разные заведения, предоставляющие услуги питания и не быть привязанным к отелю.

От такой туристской услуги как питание напрямую зависит стоимость всего отдыха. Ведь даже в рамках одного отеля, система питания может предоставляться разная. Общая стоимость тура от этого соответственно может иметь разницу в 1,5 – 2 раза даже в рамках одного отеля.

Важным фактором в определении туристских предпочтений является стоимость путешествия, которую респонденты могут себе позволить. В процессе анкетирования респондентам было предложено указать сумму, которую они готовы потратить на свой отдых. Результаты оказались следующими (табл.2.17).

Таблица 2.17. Сумма, которую респонденты готовы потратить на своё путешествие (в % к числу опрошенных)

Сумма %
Менее 20 тыс. рублей 8
21-30 тыс. рублей 26
31-40 тыс. рублей 26
41-50 тыс. рублей 18
Более 50 тыс. рублей 22

 

Из таблицы видно, что респонденты разделились поровну среди сумм 21-30 тыс. и 31-40 тыс. рублей. Следующим по популярности стал ответ «более 50 тыс. рублей». Следовательно, большинство представителей молодежи готовы потратить от 21 тысячи рублей за своё путешествие.

Такие суммы, на первый взгляд, противоречат предпочитаемой категорией отеля (4 и 5 звезд) и популярному среди молодежи направлению (Европа). Но это может объясняться следующим. Услуги раннего бронирования предоставляют скидку от 30 до 50% на стоимость тура. Целесообразно было выявить, пользуется ли молодежь услугами раннего бронирования (табл. 2.18).

Таблица 2.18. Молодежь о планировании тура (в % к числу опрошенных)

Ответы %
Да, всегда пользуются услугами раннего бронирования 63
Нет, покупают тур менее чем за неделю до отправления 24
Нет, всегда покупают «горящий тур» 13

 

Оказалось, что больше половины молодежи всегда пользуются услугами раннего бронирования при покупке тура. Если воспользоваться такими услугами, то вполне возможно приобрести тур на летний период длительностью от 7 дней в Турцию за сумму до 30 тысяч рублей на человека. В другие же страны Европы, воспользовавшись услугами раннего бронирования, можно приобрести тур стоимостью до 40 тысяч рублей. Таким образом, можно предположить, что выявленные суммы, которые молодежь готова потратить на отдых, указаны с учетом пользования услугой раннего бронирования. Интересно, что почти четверть молодежи предпочитает покупать туры менее чем за неделю до отправления. В этом случае каких-либо больших скидок на тур не предоставляется. Эта цифра совпадает с количеством респондентов, готовых потратить на путешествие более 50 тысяч рублей (22%). Таким образом, можно предположить, что молодежь, покупающая туры менее чем за неделю до отправления, готова потратить на тур более 50 тысяч рублей.

На стоимость отдыха так же влияет и вид транспорта для путешествия. 84% молодежи предпочитает авиаперелеты. Далее по популярности оказался автомобильный транспорт (42%) (табл. 2.19).

Таблица 2.19. Предпочитаемый вид транспорта для путешествия (в % к числу опрошенных)

Вид транспорта %
Авиа 84
Автомобильный 42
Железнодорожный 26
Водный 8
ИТОГО: 160*

 

Авиаперелеты являются наиболее комфортными и быстрыми перевозками, это объясняет предпочтения респондентов данного вида транспорта. Можно предположить, что автомобильный транспорт предпочитают респонденты, путешествующие по России или/и по странам СНГ, а таких респондентов в совокупности 41%.

Популярным временем года для отдыха среди молодежи, как и можно было предположить, является лето. 80% респондентов выбрали этот период для путешествия (отдыха). Это можно объяснить тем, что в учебных заведениях учебный график предусматривает длительные каникулы именно в летний период. Этот факт влияет на приверженность отдыха именно в этот период у обучающихся. Нельзя не отметить, что в странах Европы (а это самое популярное направление респондентов) самая жаркая погода, как и в России, летом. Также приверженность к отдыху в летний период могли выразить респонденты, предпочитающие отдых по России.

Интересно было выявить направления, по которым респонденты планируют отправиться в свой предстоящий отпуск. Самым популярным направлением оказался Крым. Это может быть связано с тем, что Крым стал альтернативой Краснодарскому краю, включает в себя множество природных и культурно-исторических памятников, что вызывает интерес у молодежи к этому отечественному направлению.

Таким образом, молодежь Москвы предпочитает организовывать туры самостоятельно по России, а также по некоторым зарубежным направлениям. 50% молодежи предпочитают активный (спортивный) вид туризма, в основном с компанией друзей. Около половины молодежи (42%) предпочитает автомобильный транспорт для своего путешествия. По статистке в отечественном направлении туризма лидирует Краснодарский край, но среди молодежи популярным является Крым. Молодежь (60%), проявляя свой потенциал к познанию нового, выбирает всегда новые места отдыха. При выборе туристического агентства у представителей молодежи к информации от знакомых добавляется еще один основной источник информации – отзывы в социальных сетях.

[1] Ежегодный отчет ЮНВТО. Всемирная туристская организация [Электронный ресурс]: режим доступа: http://media.unwto.org/ru/

[2] Россияне стали предпочитать самостоятельный отдых пакетным турам. Газета Известия [Электронный ресурс]: режим доступа: https://iz.ru/news/671846

[3] Итоги выездного туризма Россия 2021. Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ. ТурСтат [Электронный ресурс]: режим доступа: http://turstat.com/outboundtravelstatiscticsrussia2021

2.3. Проблема доступности туризма для молодежи России

На основании исследования, проведенного в пункте 2.2. были выявлены основные выводы о доступности туризма для молодежи России:
— характеризуя типичного участника опроса можно сказать, что это образованный представитель молодежи в возрасте от 20 лет, не состоящий в браке и не имеющий детей, проживающий в Москве. Основным источником дохода является собственный заработок, которого хватает на питание, одежду и развлечения (в т.ч. туризм).
— гипотеза о том, что молодежь предпочитает недорогое размещение (хостелы, гостиницы невысокого класса) не подтвердилась.
— гипотеза о том, что молодежь организует отдых самостоятельно, если путешествие планируется по России, но предпочитает пользоваться услугами турфирмы при планировании отдыха заграницу подтвердилась полностью;
— гипотеза о том, что реклама не оказывает влияния на выбор турфирмы полностью подтвердилась.;
— гипотеза о том, что при выборе турфирмы для организации отдыха молодежь обращает внимания на отзывы в интернете, на профессионализм менеджера, а также на внешнее и внутреннее оформление офиса подтвердилась частично. Так как большинство предпочитает прислушиваться к отзывам знакомых, на внешнее и внутренне оформление турфирмы обращает внимание меньшинство, а профессионализм менеджера, действительно, играет значительную роль в выборе турфирмы для молодежи;
— гипотеза о том, что популярными видами туризма среди молодежи являются активный (спортивный) и пляжный подтвердилась;
— гипотеза о том, что молодежь предпочитает недорогое размещение (хостелы, гостиницы невысокого класса) не подтвердилась.
Таким образом, молодежь Москвы предпочитает организовывать туры самостоятельно по России, а также по некоторым зарубежным направлениям. 50% молодежи предпочитают активный (спортивный) вид туризма, в основном с компанией друзей. Около половины молодежи (42%) предпочитает автомобильный транспорт для своего путешествия. По статистке в отечественном направлении туризма лидирует Краснодарский край, но среди молодежи популярным является Крым. Молодежь (60%), проявляя свой потенциал к познанию нового, выбирает всегда новые места отдыха. При выборе туристического агентства у представителей молодежи к информации от знакомых добавляется еще один основной источник информации – отзывы в социальных сетях.
На основе полученных результатов были разработаны рекомендации с целью привлечения клиентов молодежного возраста.
Во-первых, необходимо открыть вакансию «SMM–менеджер», который будет заниматься продвижением туристического агентства в социальных сетях (Вконтакте и Инстаграм), а именно: нативная реклама через блоггеров, таргетированная реклама и масс-фолловинг в Инстаграм, проведение розыгрышей, регулярные посты с актуальными турами по зарубежным направлениям, включая такие виды туризма как пляжный, культурно-познавательный и активный (спортивный). По активности аудитория Инстаграм в несколько раз превосходит другие социальные сети. Нативная реклама – это неявная реклама, которую воспринимают как отзыв от знакомого человека, а это, как показало исследование, основной источник информации при выборе туристического агентства среди молодежи. Такую рекламу целесообразнее заказывать у блоггеров, имеющих более 30 тысяч подписчиков, чтобы охватить как можно больше потенциальных клиентов. Таргетированная реклама позволяет направить рекламу на конкретную аудиторию, в т.ч. на молодежь. Масс-фолловинг позволяет привлечь большое количество подписчиков, и как следствие создать больший информационный охват.
Во-вторых, необходимо увеличить штат сотрудников, наняв еще одного менеджера, имеющего опыт работы в туризме либо опыт туристических поездок по различным направлениям. Такая рекомендация основана на том, что для молодежи важен профессионализм менеджера.
Предложенные рекомендации позволят настроить рекламу в Инстаграмм, которая на сегодняшний день активно развивается и привлекает большое количество клиентов на рынке услуг. Увеличение штата сотрудников позволит повысить такой важный показатель в выборе туристического агентства как профессионализм менеджера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодежный туризм на сегодняшний день активно развивающееся направление. Развитие подобной деятельности дает возможность, в первую очередь, молодежи больше путешествовать и познавать окружающий их мир, во-вторых, будет положительно влиять на расширение их уровня компетенции, а также профессиональный рост, из-за того, что образовательная звено является неотъемлемым и, в-третьих, будет наблюдаться значительное увеличение финансовой составляющей страны. Но для того, чтобы достичь таких результатов, необходимо приложить максимум усилий и учитывать различные компоненты.
Развитие современного молодёжного туризма связано как с активацией новых организационных форм, так и с развитием соответствующей инфраструктуры. При этом туристская инфраструктура — это не только гостиницы, рестораны, места отдыха, высокий сервис, качественные услуги и др., но и, прежде всего, это та среда, в которой разворачиваются события, связанные с получением впечатлений. Чем больше окружающая среда соответствует исторической действительности, тем выше оценка гостей и полнее впечатления от реальной действительности.
Молодёжный туризм затрагивает такие проблемы, как национальное единство, сохранение и развитие самобытной культуры народов, способствует укреплению международных связей и взаимопониманий. В итоге он вносит весомый вклад в решение общеэкономических задач и работает на достижение главной экономической цели -повышение жизненного уровня населения. Если рассматривать все вышеизложенные доводы, невозможно не оценить вклад турбизнеса для экономики и культуры страны. Конечно же, в сравнение с Европой, Россия ещё находится только в самом начале пути. Но уже заметно положительное влияние инновационных технологий на развитие рынка туруслуг.
Специфика молодежного туризма, в первую очередь, заключается в его экономичности: молодые люди готовы экономить на всем, начиная от транспорта и заканчивая местом проживания и уровнем его комфорта. Всё, что их интересует – это новые впечатления, знакомства, получение новых знаний и испытание новых ощущений. Поэтому предлагаемый молодежи туристический продукт должен быть относительно недорогим, но в то же время пропитанным духом авантюризма и приключений.
Целью нашего исследования стало выявление предпочтений молодежи в сфере туристских услуг, а также разработка рекомендаций по увеличению числа клиентов. Для реализации поставленной цели в декабре 2020 года было проведено пилотажное исследование, участие в котором приняли 50 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Москве. Исследование было проведено с помощью такого метода сбора социологической информации как анкетирование
На основании исследования, были выявлены основные выводы о доступности туризма для молодежи России:
— характеризуя типичного участника опроса можно сказать, что это образованный представитель молодежи в возрасте от 20 лет, не состоящий в браке и не имеющий детей. Основным источником дохода является собственный заработок, которого хватает на питание, одежду и развлечения (в т.ч. туризм).
— гипотеза о том, что молодежь предпочитает недорогое размещение (хостелы, гостиницы невысокого класса) не подтвердилась.
— гипотеза о том, что молодежь организует отдых самостоятельно, если путешествие планируется по России, но предпочитает пользоваться услугами турфирмы при планировании отдыха заграницу подтвердилась полностью;
— гипотеза о том, что реклама не оказывает влияния на выбор турфирмы полностью подтвердилась.;
— гипотеза о том, что при выборе турфирмы для организации отдыха молодежь обращает внимания на отзывы в интернете, на профессионализм менеджера, а также на внешнее и внутреннее оформление офиса подтвердилась частично. Так как большинство предпочитает прислушиваться к отзывам знакомых, на внешнее и внутренне оформление турфирмы обращает внимание меньшинство, а профессионализм менеджера, действительно, играет значительную роль в выборе турфирмы для молодежи;
— гипотеза о том, что популярными видами туризма среди молодежи являются активный (спортивный) и пляжный подтвердилась;
— гипотеза о том, что молодежь предпочитает недорогое размещение (хостелы, гостиницы невысокого класса) не подтвердилась.
Таким образом, молодежь предпочитает организовывать туры самостоятельно по России, а также по некоторым зарубежным направлениям. 50% молодежи предпочитают активный (спортивный) вид туризма, в основном с компанией друзей. Около половины молодежи (42%) предпочитает автомобильный транспорт для своего путешествия. По статистке в отечественном направлении туризма лидирует Краснодарский край, но среди молодежи популярным является Крым. Молодежь (60%), проявляя свой потенциал к познанию нового, выбирает всегда новые места отдыха. При выборе туристического агентства у представителей молодежи к информации от знакомых добавляется еще один основной источник информации – отзывы в социальных сетях.
В связи с вышесказанным были предложены практические рекомендации создание информационного портала «О доступном туризме для молодежи города Москва». Это Internet-портал является навигатором по основным достопримечательностям и памятным местам города Москва, имеющий современное информационно-техническое оснащение и специальное мобильное приложение для разных операционных систем, используемых на мобильных устройствах – Android, IOS, Windows Phone.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996)
2. Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1445 «Вопросы министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 317 (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры»
4. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года: федеральная целевая программа: Постановление Правительства место РФ от 2 августа 2019 г. № 644
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм; М.: Аспект Пресс — Москва, 2019. — 470 с.
6. Бурмака А.С. Понятие молодежный туризм и его существенные признаки. 2018.- 45 с.
7. Джанджугазова Е.А., Адашова Т.А., Валькова Т.М. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов РФ на основе применения современных информационных технологий / под ред. проф. Е.А. Джанджугазовой. — М.: РГУТиС, 2018. — 92 с.
8. Дрюченко А.А., Мякушкина О.В. Использование информационных технологий в туризме // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2021. № 4 (5). С. 39-45.
9. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2019, — 156 с.
10. Кайкова А.И. Развитие молодежного туризма // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 4-3. – С. 379-380
11. Каменец А.В.. Молодежный социальный туризм, 2-е издание. 2018 г. 44-54 с.
12. Киселева Н., Шилова С. Молодежный туризм: особенности перемещения и размещения // Дискурс-Пи. 2020. №1-2. С.167-168.
13. Левченко, К.К. Основные особенности и тенденции развития рынка туризма//Транспортное дело России- М.: Общество с ограниченной ответственностью Редакция газеты Московские вести России 2016,№7.-14- 16с.
14. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Использование современных информационных технологий в туризме (на примере культурнотуристского портала «Культурный навигатор») // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: Материалы VI Международной Интернет-конференции 27 января – 25 мая 2019 г./ Под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Е.Н. Артѐмовой, канд. техн. наук Н.В. Глебовой. Орѐл: ОГУ, 2019. С. 372-376.
15. Насибова Инна Натиговна Особенности развития молодежного туризма в России и его влияние на формирование патриотических ценностей молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-1. С.58-63.
16. Першина Э.С., Дараган С.В. К вопросу об информационных технологиях в туризме // Научный вестник МГИИТ. 2019. № 1 (15). С. 34-37.
17. Сафин Ф. М., Гарифуллина Р. С. Туристские ресурсы в воспитании культуры толерантности студенческой молодежи // Вестник КазГУКИ. 2015. №1/ С.87-91.
18. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс. 2017. № 1. С. 105-110.
19. Арапова Л.А. Современные технологии в туризме // ТТПС. 2018. № 12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-vturizme
20. Бинеева А.А. Инструментарий интернет-маркетинга и его использование в туристическом бизнесе // НаучФорум: [сайт]. URL: http://nauchforum.ru/node/4921
21. Ежегодный отчет ЮНВТО. Всемирная туристская организация [Электронный ресурс]: режим доступа: http://media.unwto.org/ru/
22. Каск Ю.А Проблемы развития молодёжного туризма в России // Студенческий научный форум: материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции 15 февраля-31 марта 2018 года. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rae.ru/forum2018
23. Культурный навигатор: Все регионы // © 2020, Культурный Навигатор [сайт]. URL: http://prosvetcult.ru/
24. Информационная подборка материалов к «круглому столу» на тему «Молодежный туризм как одна из важнейших составляющих патриотического воспитания молодого поколения. Нормативно-правовой аспект» по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки). — М., ноябрь 2019. [Электронный ресурс]: URL: http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm
25. Итоги выездного туризма Россия 2020. Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ. ТурСтат [Электронный ресурс]: режим доступа: http://turstat.com/outboundtravelstatiscticsrussia2020
26. Молодежный туризм как сегмент молодежной культуры // Молодежные Единые Ведомости. [Электронный ресурс]. URL:https://tymolod59.ru/11339
27. Россияне стали предпочитать самостоятельный отдых пакетным турам. Газета Известия [Электронный ресурс]: режим доступа: https://iz.ru/news/671846
28. Селезнева Н. Информационные технологии в современном туризме // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2018. № 7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyetehnologii-v-sovremennom-turizme
29. Федеральное агентство по делам молодежи. [Электронный ресурс]: URL: http://www.fadm.gov.ru/
30. Travel.Ru. Туризм и путешествия // © 1997-2020 Travel.Ru [сайт]. URL: http://www.travel.ru/
31. Bizirgianni, I., & Dionysopoulou, P. (2018). The Influence of Tourist Trends of Youth Tourism through Social Media (SM) & Information Communication Technologies, The 2nd International Conference on Integrated Information, Procedia-Social and Behavioral Sciences, 73: 652-660.
32. Boukas, N., & Sourouklis, C. Conceptualising Youth Tourism in Island Destinations: the Case of Ayia Napa and Protaras, Cyprus. In Conference Proceedings of the International Conference on Tourism (ICOT 2019): From Tourism Policy into Practice: Issues and Challenges in Engaging Policy Makers and End Users London 24-27 June 2019 (65-74)
33. Carr, N. (1998). The Young Tourist: A Case of Neglected Research, Progress in Tourism and Hospitality Research, 4(4): 307-318.
34. Chen, J.S., Johnson, C., & Labben T.G. (2018). Cross-Cultural Examination of Decision Elements: Youth Tourism in Switzerland, Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research, 24(2): 162-172.
35. Demeter, T., & Brátucu, G. (2019). Typologies of Youth Tourism, Bulletin of the Transilvania University of Braşov, Series V: Vol. 7(56), No.1: 115.
36. Dolnicar, S., Lazarevski, K., & Yanamandram, V. (2017). Quality-of-Life and Travel Motivations: Integrating the two Concepts in the Grevilla Model. In M.Uysal, R.R.Perdue & M.Joseph. Sirgy (eds.), Handbook of Tourism and Quality-of-Life Research: Enhancing the Lives of Tourists and Residents of Host Communities (pp.293- 308). London: Springer.
37. Du Cros, H., & Jingya, L. (2019). Chinese Youth Tourists Views on Local Culture, Tourism Planning & Development, 10(2): 187-204.
38. King, B., & Gardiner, S. (2019). Chinese International Students. An Avant-Garde of Independent Travellers?, International Journal of Tourism Research, 17(2): 130-139.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф