Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Развитие инвестиционного потенциала человеческого капитала»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретическое обоснование актуальности темы
2. Анализ текущего состояния
3. Методика оценки
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Человеческий фактор постепенно становится главной производительной силой общественного развития: он способствует совершенствованию и оптимальному использованию всех других факторов производства, без него не могут функционировать другие составляющие экономической системы. Существуют также значительные изменения в самом человеческом факторе. Общество начинает не только интересоваться человеческим потенциалом, но и становится зависимым от его уровня, без которого невозможно эффективно управлять ведущими отраслями промышленности.
Главным образом, интеллектуальные способности человека, его образованность, способность генерировать новые знания, креативность и инициативность наиболее востребованы обществом. Все это придает особое значение проблемам сохранения, накопления и эффективного использования человеческого капитала, который является главным и решающим стратегическим ресурсом развития экономики и общества в целом.
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет центральную роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал — это запас знаний, навыков и мотиваций каждого человека. Все развитые страны, включая Россию, активно инвестируют в человеческий капитал. Инвестиции в ИТ могут включать: образование, профессиональный опыт, здравоохранение, географическую мобильность и поиск информации.
Итак, целью курсовой работы является характеристика сущности человеческого капитала и его роли в современной экономике.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
а) рассмотреть понятие человеческого капитала, его виды и основные теории;
б) раскрыть инвестиции в человеческий капитал;
в) проанализировать эффективность вложений в человеческий капитал.
При написании работы использовались статистические данные из открытых источников, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.
Методы исследования: анализ учебников, научной литературы, пособий по исследуемой проблеме; анализ и обработка научных источников.
Объект исследования – человеческий капитал.
Предмет исследования – инвестиционный потенциал человеческого капитала.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

1. Теоретическое обоснование актуальности темы

Человек его творческие качества, силы и способности, обычно занимали главное место в экономических и социальных науках.
Производство ни одного из видов товаров нельзя осуществить без привлечения человеческого труда. А предприятиям, где присутствуют условия, близкие к рынку совершенной конкуренции, для того, чтобы получить конкурентные преимущества, нужно обязательно повысить эффективность использования трудовых ресурсов. Нужда учёта и анализа человеческого капитала для предприятия обусловливается тем, что люди выступают в роли ценности, потому что они изготовляют количественно измеряемые товары и услуги.
Понятие человеческого капитала (ЧК) появилось не так давно – концепция была сформулирована на рубеже 1950-60-х годов. Экономическая категория «человеческий капитал» складывалась постепенно, и на первом этапе ограничивалось знаниями и способностью человека к труду. Во второй половине XX столетия отношение к человеческому капиталу и образованию достаточно сильно изменилось.
Существует большое количество определений человеческого капитала. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки. Со временем понятие человеческого капитала значительно расширилось.
Наиболее полно человеческий капитал можно охарактеризовать как врождённый, созданный благодаря инвестициям и накопленный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, как определённого индивида, группы людей, так и общества в целом, которые используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и оказывают влияние на величину доходов их владельца.
Главным ядром человеческого капитала, конечно, является человек, но ныне – человек образованный, и инициативный, который обладает высоким уровнем профессионализма. Человеческий капитал является основным богатством нашей страны. На сегодняшний день доля неквалифицированного труда является очень большой. Именно по этому нет смысла разделять неквалифицированный труд и труд требующий специального образования. В условиях постоянных преобразований понятие человеческого капитала постоянно расширяется.
Владение определёнными знаниями о том, как правильно накапливать и формировать человеческий капитал быстро получили признание в обществе. При этом если устаревают знания в этой области или усиливаются требования к повышению квалификации рабочей силы, то это приводит к изменению структуры самого человеческого капитала, тем самым происходит обработка и внесение свежей информации в процесс формирования, накопления и эффективного использования.
Существует несколько признаков формирования человеческого капитала:
1) непрерывность и постоянство процесса
С его помощью индивид достигает наивысшего потенциала и стремится интегрировать и оптимизировать совокупность текущих процессов, таких как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и личностное развитие. Таким образом, формирование человеческого капитала-это вклад и развитие человека как творческого и продуктивного ресурса.
2) длительный процесс повышения квалификации рабочей силы, то есть приобретение новых навыков и умений у сотрудников.
3) длительный срок формирования (от 15 до 20 лет).
Это часто приводит к более высокому уровню жизни людей внутри страны на протяжении нескольких поколений.
4) на формирование человеческого капитала оказывают влияние такие сферы жизни общества, как образование, культура, здравоохранение
На повышение доходов влияет человеческий капитал. От данного вида капитала зависит уровень и качество жизни, и несет за собой важное качество-повышение трудовой эффективности.
Накопленная совокупность знаний, умений и навыков(человеческий капитал) влечет за собой рост экономики и служит его основой данный процесс это инвестирование в профессиональную деятельность и повышение уровня образования. Вложенные денежные средства в образования человека повлекут за собой повышение трудовых доходов на протяжении всей жизни. Человеческий капитал, его уровень зависит от того, где в какой стране , в каком регионе живет человек, на сколько он развит. Данный вид капитала остается с человеком на протяжении всего трудового пути. Но он так же может изменяться, углубляться усовершенствоваться в зависимости от происходящих изменений. Есть категории людей с низкой мотивацией профессиональной переподготовки к данной категории относятся-пенсионеры.
Классификация видов человеческого капитала
Стоит отметить, что на сегодняшний день в структуру человеческого капитала входят разнообразные элементы, а именно, способности, знания, здоровье, образование и т.д.
Общей структуры человеческого капитала в научной литературе не существует. У разных ученых существуют свои индивидуальные подходы к классификации человеческого капитала, поэтому эта классификация находит отражение в научной литературе по разным основаниям.
Почти все исследователи признают решающую роль интеллектуального капитала. Интеллектуальная продукция может быть зарегистрирована как интеллектуальная собственность и включена в хозяйственные операции в форме капитальных вложений, продажи лицензий и продаж. Исследования интеллектуального капитала являются наиболее передовыми и доведенными до методов его эффективного использования, что дает возможность изучать другие виды человеческого капитала на основе его научного анализа.
Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют, например, по видам расходов, вложений в «человеческий капитал». В результате И. В. Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал культуры, здоровья и образования. Таким образом, по его мнению, рассчитывается человеческий капитал «по формуле (1)»:
ЧК = Кз + Кк + Ко (1)
Где ЧК — человеческий капитал;
Ко — капитал образования;
Кз — капитал здоровья;
Кк — капитал культуры.
Основная классификация видов человеческого капитала позволяет рассматривать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень-индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или его группы (мезоуровень-человеческий капитал фирмы) и государства в целом (макроуровень – Национальный человеческий капитал) (рис.1.1).


Рисунок 1.1 – Виды человеческого капитала
Для того чтобы рассуждать на тему человеческого капитала, необходимо раскрыть его основные виды.
а) Индивидуальный человеческий капитал — это накопленный запас специальных и особых знаний, профессиональных навыков индивидуума, которые дают ему возможность получать дополнительные доходы и другие блага.
б) корпоративный человеческий капитал-накопленный фирмой специальный и специальный индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал и специальные управленческие технологии, в том числе компьютерные и информационные, повышающие ее конкурентоспособность.
В) Национальный человеческий капитал — это часть инновационных (творческих) трудовых ресурсов, накопленных конкурентоспособных и высокоэффективных знаний, инновационной системы, интеллектуального капитала и инновационных технологий во всех сферах жизни и экономики, а также качества жизни, которые в совокупности обеспечивают конкурентоспособность экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации. [3, с. 26] Рассмотрим составляющие основных видов человеческого капитала.
1) капитал здоровья (это инвестиции в человека, которые делаются с целью поддержания его здоровья).
Капитал здоровья является важной составляющей человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в поддержании работоспособности за счет снижения заболеваемости и увеличения продолжительности жизни. Для поддержания высокого уровня здоровья необходимо иметь качественное функционирование системы здравоохранения. Конечно, чем меньше заболеваний, тем выше уровень здоровья населения страны и отдача от инвестиций в здравоохранение. В последнее время в России остро стоит проблема психического здоровья населения страны, поскольку оно напрямую связано с интеллектуальным потенциалом страны, нации, развитием производительных сил и трудовых ресурсов.
2) культурно-нравственный капитал (задает систему ценностей личности, которые реализуются в процессе трудовой деятельности, это прежде всего языковая и культурная компетентность человека, а также богатство в виде знаний)
Культурно-нравственный капитал предполагает наличие в социальной системе ценностей, культуры, этических норм, морали, определяющих его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе, что влияет на качество человеческого капитала, определяется духовным развитием, условиями воспитания и уровнем образования. Высокая культура и нравственность человека сегодня так же необходимы на производстве, как квалификация и интеллект. Культурные ценности, воплощенные в сознании людей, как и сама культура, не представляют собой человеческого капитала. Они являются лишь потенциальной формой человеческого капитала.
3) трудовой капитал (показателями трудового капитала являются уровень профессионального образования, профессиональный опыт, сочетание профессий, профессиональные достижения и рост и др.).)
На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от используемой технологии. Чем выше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу. Совершенствование технологии, переход на новые технологии требует повышения квалификации и переподготовки кадров, а также требует значительных инвестиций. Российские предприятия в большинстве случаев стараются экономить на расходах на одного человека..
Со временем опыт, трудовые навыки и умения накапливаются, поэтому трудовой капитал формируется на протяжении всей жизни. Образование — это основной способ воспроизводства квалифицированных работников.
4) Интеллектуальный капитал (капитал, воплощенный в людях в виде их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.)
В настоящее время интеллектуальный капитал можно назвать ведущим фактором экономического роста, повышения конкурентоспособности, эффективности всей национальной экономики, отдельных фирм и частных лиц, а также источником устойчивого развития общества.
В связи с ростом доли креативности в производстве растет и доля специалистов в отраслях и предприятиях. Увеличение числа студентов в профессиональной системе порождает оптимистические оценки, связанные с воспроизводством интеллектуального капитала и человеческого потенциала в целом.
Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала стал актуальным лишь в последнее время. В настоящее время люди, обладающие большим количеством знаний и информации, занимают более высокие места в жизни.
5) организационно-предпринимательский капитал (собственный капитал предпринимателя, права собственности на ограниченные ресурсы, привилегии и коммерческая тайна (ноу-хау), рейтинг организационного опыта и достижений предпринимателя.)
Высота предпринимательской способности используется учитывая собственный и контролируемый капитал, это дает возможность определить и выделить виды бизнеса: малый, средний, крупный. Способности которыми владеет предприниматель его качества можно оценить по тому на сколько грамотно, эффективно используется капитал и как ратет и пргрессирует бизнес. Количество предпринимателей в нашей стране велико, оно имеет рост, но он не велик и противоречив, это связано с имеющимся в России криминальным и теневым бизнесом.
Имеются несколько видов человеческого капитала, у которых есть общая черта, и эти виды неразрывны и неотделимы связаны с человеком.но тем не менее человеческий капитал состоит из компонентов и они неоднородны. Но существует разделение этого капитала на структуры, они имеют возможность отдалять от личности человека:
1. Капитал социальный (объединение которое уменьшает издержки информации в экономике). Каждый субъект Российской Федерации находится в общественной системе. Где происходит общение и совместное сотрудничество, это все создает экономические отношения.
2. Брэнд-капитал. Фирма работает с капиталом клиента, и это деятельность носит социально-экономический характер, такую фирму называют «метопредприятием». Данное предприятие привлекает потребителя в совместную деятельность для создания потребительских ценностей. В данном случае покупатель является оценщиком или «судьей»всех производжимых продуктов и услуг, которые создает компания.
3. Структурный капитал. Это возможность, умение предприятия управлять своим бизнесом выгодно, для получения прибыли.
Важной составляющей особенностью данного капитала есть свобода сотрудников, от которой зависит прибыль. Большую роль в прибыли играет конкурентноспособность. В структурном капитале важное и значимое значение имеют идеи выдвигаемые сотрудниками. Нахождение сотрудников на иерархических ступенях большого значения не имеют.
4. Организационный капитал. Это владение знаниями, навыками и умениями всего работающего коллектива.
Организационный капитал может включать определенную информацию, которая записывается и хранится в доступных базах данных, или неписаные знания, которые могут быть приобретены или обменены. [3, с. 26] По степени эффективности человеческий капитал делится на негативный (деструктивный), позитивный (созидательный) и пассивный человеческий капитал. [10, С. 5] а) отрицательный человеческий капитал — это часть накопленного человеческого капитала, которая не приносит никакой отдачи от вложенных в нее инвестиций, способствует снижению уровня и качества жизни общества, а также препятствует его развитию. Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал для изменения сущности знаний, изменения образовательного процесса, изменения инвестиционного потенциала, изменения менталитета населения и повышения его культуры. В этом случае требуются дополнительные инвестиции для компенсации отрицательного капитала, накопленного в прошлом.
Б) позитивный человеческий капитал определяется как накопленный инновационный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от вложенных в него инвестиций в развитие и рост общества и страны в целом. В частности, от инвестиций в улучшение и поддержание качества жизни населения.
В) пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, который не вносит вклада в процессы развития страны, в инновационную экономику, которая направлена на личное потребление материальных благ.
Таким образом, человеческий капитал является важнейшей составляющей современного производительного капитала, который представлен богатым запасом знаний, развитыми способностями, определяется интеллектуальным и творческим потенциалом и имеет большую классификацию его видов. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.
Основные концепции человеческого капитала
Рабочая сила является главным передовым фактором в производственном процессе, а общественное воспроизводство в широком смысле-это возобновление производства товаров и воспроизводство самого труда. Эти обстоятельства всегда привлекали внимание экономистов-теоретиков.
1) теория человеческого капитала
Теория человеческого капитала изучает зависимость дохода работника, предприятия и общества от знаний, навыков и природных способностей людей. Она позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате труда мужчин и женщин, причины миграции и многое другое.
В 17 веке экономист У. Петти высказал свою идею, предположение дав оценку производительной способности человека. Их роль рассматривалась как роль в создании богатства.ему пренадлежат такие слова, в еоторых он говорил , что слава царя напрямую зависит на сколько трудолюбив народ.[1,с.14] Схожесть во взглядах была и у экономиста А. Смитта. В своих статьях он высказывал предположения что если человек обладает ловкостью и высоким трудовым умение это приведет к увеличению трудовой производительности. А качество техчесского уровня ставил на второй план. Смитт видел основной капитал в машинах и орудиях труда, а так же самое важное это способности всех трудящихся, они могут быть как приобретенные, так и полезные.
Он отмечал, что «получение таких способностей, включая содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, невозможно без издержек, которые являются основным капиталом, который реализуется в человеческой личности. На основе этой теории советский учёный-экономист академик С.Г. Струмилин разработал свои научные труды, в которых раскрыл значение для народного хозяйства развития образования и попробовал дать количественную оценку влияния образования на эффективность производства.
Симон кузнец среди ограничений на использование опыта передовых стран развивающимися странами поставил на первое место стартовые потенциалы физического капитала и человеческого капитала. Он поставил на первое место среди факторов, определяющих успешное применение накопленного опыта передовых стран, и присвоил достаточность первоначального накопленного человеческого капитала.
Английский экономист А. Маршал исследовал неоклассического направления в экономике. По его мнению личный капитал точен, чем человеческий. Он считал что личный капитал способен приносить прибыль, как и материальный. У А. маршала был свой взгляд на то что человек служит капиталу.
Во 2-ой половине 20-ого века возрождается теорияо человеческом капитале. Рождение данной теории принадлежит Т.Шульцу. Щульц в шестидесятые годы осветил много своих работ по данной теме. Над этой темой работало много известных экономистов, писали статьи, высказывали теории и внесли большое значение в человеческий капитал. К ним относятся: М.Блауг, Ф Уэлч, Б. Чизвик и многие другие.
Человеческий капитал был разработан на основе неоклассического подхода. Разработчики и приверженцы человеческого капитала основательно работают и изучают данную тему. Пытаются разрешить сложности связанные с данной проблемой, к таким сложностям относятся низкая заработная плата, эффективность труда, не равноправием на рынке труда ,решают вопросы которые напрямую связаны с вливанием денежных средств в человеческий капитал.
Экономисты, приверженцы неоклассики выдвинули идею человеческого капитала, она очень точно раскрыла и показало экономическое неравенство. К ним можно отнести экономиста Г. Беккера. Ими была предложена модель где распределялся личный доход, учитывались кривые спроса и финансирование в человеческий капитал. Данную модель вы можете видеть на представленном рисунке ниже.

Рисунок 1.2- Спрос, предложение и равновесие на рынке человеческого капитала
На представленном графике:
I – инвестиции в человеческий капитал,
Q – количество человеческого капитала.

Анализируя кривые спроса на человеческий капитал мы видим что они находятся на разных уровнях. Это говорит о разных природных способностей человека и конечно разное финансовое положение и возможность. Индивидуальные кривые показыват как будет распределяться человеческий капитал. В зависимости от развития способностей и финансовых возможностей будет зависить и большая неравномероность .
Экономист Г. Беккер вывел и показал неравенство доходов, он объяснил что они будут напрямую зависеть от того, есть ли у человека недвижимость, наследство, ценные акции. Им выдвинуто предположение, что вложение в человека болдее выгодно, чем в капитал вещественный.но онеа может снижаться в зависимости от роста инвестиций. Им были предложены такие выводы, необходимо инвестировать в капитал детский, потом в нежвижимость, ценные акции, землю для того чтобы позже этот все получили в наследство дети.[7,с.130] Основными результатами инвестиций в человека Шульц, американский профессор экономики, считал, например, накопление способностей людей к труду, их эффективную и рациональную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т. д. Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера.
Американский экономист польского происхождения Минцер выдвинул свою теорию человеческого капитала даже раньше, чем Теодор Шульц и Гэри Беккер. Статья Минцера «Инвестиции в человеческий капитал и персональное распределение дохода», стала первой попыткой создания модели, в которой особенности персонального распределения доходов разъяснены на основе различий между индивидами с точки зрения полученного профессионального обучения.
Отметим, что теоретики человеческого капитала сделали значительный вклад в развитие нашей экономики, так начала осуществляться переподготовка кадров. Это необходимо для того, чтобы уменьшить уровень бедности в стране.
Согласно иной теории человеческого капитала, повышение заработной платы будет выступать в качестве стимула к выполнению большего объема рабочих часов. Так была разработана модель объёма рабочих часов. Она рассчитывается по следующей формуле:
h=a+w+v+e, (2)
h- непосредственно обозначает рабочие часы,
а – непосредственно обозначает личное отношение к трудовой деятельности.
v – обозначает доход получаемый от собственности, на который может положиться индивид, не получая зарплаты,
е – обозначает ошибки, которые были допущены совершенно случайно.
С точки зрения Дж. Стиглица и А. Берга высокая производительность труда, прежде всего зависит от личных способностей человека.
Взаимосвязь теорий и основных выводов учёных вошли в основу понятия человеческого капитала.
2) Концепция «Анализ человеческих ресурсов»
Концепция «Анализ человеческих ресурсов» была предложенная Эриком Флэмхольцем в начале 60-х годов. Она является одной из наиболее распространённых попыток использования на корпоративном уровне теории человеческого капитала.
Кадровый анализ необходим для того, что определить насколько эффективно использование человеческого капитала.
Система бухгалтерского учета, которая формировалась годами, не дает возможности рассматривать персонал в качестве объекта инвестирования. Так, приобретение компьютера за несколько тысяч долларов будет рассматриваться в качестве увеличения активов фирмы, а затраты на высококлассных специалистов в качестве расходов, которые являются разовыми.
Э. Фламхольцом было выделено 3 основных задачи анализа человеческих ресурсов:
1) предоставлять все необходимые сведения с целью дальнейшего принятия решений;
2) предоставить методы измерения стоимости человеческих ресурсов, которые нужны для принятия определенных решений;
3) Нужно мотивировать менеджеров на рассмотрение персонала как активов, которые обязательно нужно оптимизировать.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что под анализом человеческих ресурсов непосредственно понимается процесс выявления, измерения и предоставления сведений о человеческих ресурсах лицам, которые принимают основные решение в компании.

2. Анализ текущего состояния

Человеческий капитал возмещается как основной капитал, в отличие от рабочей силы, которая продаётся или покупается в системе наёмного труда. Поэтому человеческому капиталу необходимы значительные и эффективные инвестиции в его развитие.
Инвестиции в человеческий капитал рассматривают как некоторые действия, которые значительно повышают профессиональную квалификацию и способности человека к труду и тем самым производительность его работы. Расходы на увеличение человеческой производительности представляют собой инвестиции, так как текущие расходы реализовываются с тем расчетом, что они будут возмещены существенным потоком доходов в будущем.
Факторы производства обеспечивают качественное улучшение инвестиций, являясь результатом их. Все, что включается в понятие человеческий капитал, также приобретается при помощи инвестиций в человека, в формирование и развитие его производительных способностей.
Существует такая значительная проблема, как: какую часть инвестиций вкладывать в человеческий капитал, не дающий быстрой отдачи? Подобные инвестиции изначально получают из различных бюджетов посредством экономии на иных статьях расхода. Ко всему прочему нужно и налоговое стимулирование вложений в человеческий капитал.
Для того чтобы достичь значительных результатов в функционировании и развитии экономики, необходимо хранить существующие знания и информацию ранее приобретённую. Но сколько бы знаний не хранилось в памяти ( человека, компьютера, на бумаге), нужно продолжать создание новейших технологий, проведение исследований и наблюдений, т.е процесс накопления знаний не должен останавливаться. Если ж такое произойдёт, то экономическая система потеряет информационный фундамент своего развития. Важнейшим обстоятельством является то, что инвестиции в человека выступают в роли средства накопления полезной информации, формируя инновационную основу экономической системы, закладывая потенциал ее развития.
Однако, одних инвестиций для развития производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, потому что инвестирование в человеческий капитал — целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств.
Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять как индивиды, так и фирмы и государства. (Таблица 2.1)
Таблица 2.1- Субъекты инвестиций в человеческий капитал

 

Инвестор

 

Индивид, семья

 

Фирмы

 

Государство

Объект инвестиций Общий человеческий капитал Специальный человеческий капитал Отрасли производства человеческого капитала

Сейчас роль государства в человеческом капитале достаточно велика. Государство осуществляет ряд мер в данной области, к ним относятся: принудительные и побудительные меры. К принудительным мерам относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные профилактические мероприятия в медицинской сфере (прививки) и др. Однако основными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя способами: оно осуществлять влияние на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также способно урегулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Данные меры используются для того, чтобы изменить размеры частных инвестиций. [1, с. 3] На сегодняшний день человеческий капитал формируется за счет различных предприятий, так фирмы являются самым эффективным производителем человеческого капитала. Но есть одно но, если они не будут получать чистую прибыль, они перестанут делать инвестиции. Так как любая фирма, вкладывая свои инвестиции, хотят получить высокую прибыль и повысить производительность труда.
Так без инвестиций невозможно формирование человеческого капитала.
С точки зрения экономистов на сегодняшний день существует 3 вида инвестиций в человеческий
капитал:
а) расходы на образование;
б) расходы на здравоохранение;
в) расходы на мобильность.
Самыми важными из указанных инвестиций являются расходы на образование и здравоохранение. Так как от них зависит качество и запас человеческих знаний, от этого зависит экономика нашей страны в целом.
Сейчас значительное внимание уделяется повышения квалификации персонала, так как необходимо постоянно обновлять и пополнять свои знания, которые пригодятся на производстве.
На сегодняшний день можно выделить формальные и неформальные инвестиции, вкладываемые в образование.
Так формальные инвестиции – это получение среднего, специального и высшего образования и т.д.[3, с. 26] Основной функцией инвестиций в здравоохранении является поддержка физического и психического здоровья, для того чтобы человек мог полноценно существовать и работать.
Инвестиции в образование в отличие от инвестиций в здравоохранение способствуют появлению нового качественного уровня человеческого потенциала. Так медицинское страхование является самой распространенной формой инвестирования в здоровье.
Отметим, что миграция рабочей силы как инвестиция в человеческий капитал весьма положительно влияет на размер заработка, а также способствует получению новых знаний и навыков. Для поиска работы требуется много усилий и вложение капитала.
Отметим основные особенности инвестиции в человеческий капитал:
1) От срока жизни его носителя зависит отдача от инвестиций в человеческий капитал. Нужно как можно раньше делать вложения в человека, так мы сможем получить необходимый результат.
2) Человеческий капитал способен накапливаться и умножаться, а также подвержен износу.
3) доходность человеческого капитала повышается до предела, который ограничивается пределами активной трудовой деятельности.
4) Не все инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, так как они несут вред обществу.
5) Характер вложений в человека обусловлен культурными и национальными особенностями.
6) Инвестиции в человеческий капитал являются более выгодными, чем другие виды инвестиций. [1, с. 6] Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: увеличение инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном высоком уровне в долях от ВВП, является одним из главных условий вхождения России в число передовых стран мира.
Эффективность вложений в человеческий капитал
В теории человеческого капитала определённое и очень важное место отводится проблеме эффективности инвестирования в человеческий капитал. Эту проблему учёные исследуют как теоретически, так и практически.
При инвестировании в человеческий капитал возникают вопросы, связанных с эффективностью вложений, такие как:
а) окупятся ли инвестированные средства;
б) когда ожидать результата от вложения средств;
в) какие объёмы инвестирования средств потребуются;
г) каковы возможные варианты инвестиций;
д) как оценить эффективность вложения средств в развитие человеческого капитала.[15, с. 29] Перейдем к рассмотрению основных элементов человеческого капитала, а именно миграция, здравоохранение, образование. Самым значимым элементов является образование, данный показатель способствует наиболее эффективному росту экономики.
Доход граждан зависит от уровня образования, поэтому очень важно вкладывать в него инвестиции. Для этого, очень важно осуществлять оценку частной нормы отдачи в образовании. Стоит отметить, что если государство сможет предоставлять бесплатное образование всем желающим, то частная норма отдачи образовательных инвестиций значительно снизится.
На рисунке 2.3 представлена графическая модель инвестиций в человеческий капитал, из которой видно, что есть две возможности для человека, окончившего школу (обязательное обучение) в момент времени S .

Рисунок 2.3- Графическая модель инвестиций в человеческий капитал
Он может сразу начать трудовую карьеру и получать заработок Y. A уже в году S , либо продолжить обучение в течение ( U — S ) лет. Такое решение потребует прямых инвестиций в размере C (цена обучения, книги и т.п.), кроме того человек лишится того дохода, который мог бы получить, работая все эти годы (альтернативные издержки Z ).
Зато его доход Y очень скоро после начала карьеры станет выше, чему менее образованного работника и будет расти большими темпами до самой пенсии R .
Из рисунка заметно, что суммарный доход индивида определяется сопоставлением издержек и выгоды от образования (Х). Таким образом, если чистая прибыль положительна, то и решение о продолжении образования принимается утвердительное. [12, с. 156] На данный момент есть несколько моделей, которые предназначены для непосредственного измерения эффективности инвестиций в человеческий капитал. Одна из моделей была разработана в 1975 году, она определяла, какую эффективность принесло вложение инвестиций в подготовку кадров для фирмы. В мире существует несколько моделей измерения эффективности инвестиций в человеческий капитал. Для определения отдачи на инвестиции в обучение можно применять следующую формулу:
ROI=(∆Д-ЗОБ)/ЗОБ (3)
Где ROI- отдача от инвестиций в обучение;
∆Д – прирост дохода, принесённый подразделением, в котором учился;
Зоб – затраты на обучение.
Эффективность развития предприятия и экономики государства в значительной степени зависит от количества средств, которые направляются на развитие человеческого капитала. Необходимо признать, что уровень государственных расходов на образование, как впрочем, и на остальные социальные сферы, в России остается значительно ниже, чем в развитых странах.
Таблица 2.2- Структура расходов на образование ФБ с 2017-2019гг.

  2017 2018 2019
Образование 100,0% 100,0% 100,0%
Дошкольное образование 1,2% 1,1% 1,0%
Общее образование 11,1% 3,5% 3,3%
Начальное профессиональное образование 0,7% 0,8% 0,8%
Среднее профессиональное образование 0,6% 0,7% 0,7%
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 1,1% 1,2% 1,1%
Высшее и послевузовское профессиональное образование 78,8% 88,4% 89,7%

Прежде всего, в 2019 году в расходах на образование федерального бюджета резко, более чем в 3 раза сокращается удельный вес расходов на общее образование – с 11,1% до 3,3%.Удельный вес расходов на начальное, среднее профессиональное, хотя и увеличен, но всего на 0,1%, а на дошкольное образование- сокращается с 1,2% до 1,0%. Практически неизменными остаются расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. С каждым годом заметно повышение высшего образования. повышаются расходы на профессиональную подготовку. [1, с. 15] Для сохранения высоких позиций России в сфере образования, для улучшения его качества необходимо увеличить расходы на образование до уровня развитых стран. Для России уровень образования населения является одним из наиболее значимых ее конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы должно стать залогом динамичного социально-экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, основанному на развитии современных отраслей промышленности, использовании и производстве новых технологий.
Эффективность инвестиций в здравоохранение выражается степенью его влияния и влияния на поддержание и улучшение здоровья населения, повышение производительности труда, предотвращение расходов на здравоохранение и социальное страхование и социальное обеспечение, экономию затрат в отраслях материального производства и непроизводственной сферы, увеличение роста национального дохода.
Эффективность медицинской помощи, ее услуг и отдельных мероприятий измеряется совокупностью критериев и показателей, каждый из которых характеризует тот или иной аспект процесса медицинской деятельности.
Показатели эффективности здравоохранения рассчитываются по следующим направлениям: по уровню работы медецинских учреждений и т.д.; по объему работы; по этапам (к примеру этап реабилитации и т.д.); по виду эффективности (социальная, экономическая и т.д.); по форме показателей (к примеру, показатели трудовых затрат); по затратам (к примеру затраты общественного труда и т.п. ); а также по способу измерения результатов интегрированный показатель, учитывающий все результаты посредством экономии ресурсов и т.д.
Вложение капитала в здравоохранение привлекает многих инвесторов. Ведь в сфере медицины сегодня заметен рост количества инновационных предложений. И такая тенденция открывает возможность выхода на упомянутый рынок новых эффективных продуктов от крупных финансовых структур.
Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg представило рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения в 2018 году.
В основе рейтинга три ключевых показателя, которые определяют эффективность системы здравоохранения той или иной страны: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, государственные затраты на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения, стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения. Исследование охватывает 51 государство с населением более 5 миллионов человек, ВВП свыше 5 тысяч долларов на человека в год и средней продолжительностью жизни свыше 70 лет, по которым имеются достоверные статистические данные по всем семи показателям. (Таблица 2.3)
Таблица 2.3- Рейтинг стран мира по эффективности систем здравоохранения

Рейтинг
2018
Рейтинг
2017
Страна Оценка № 1 № 2 № 3
1 2 Сингапур 78.6 82.1 4.5 2,426
2 1 Гонконг 77.5 83.5 5.3 1,944
3 6 Италия 76.3 82.9 9.0 3,032
4 3 Япония 68.1 83.1 10.2 4,752
44 46 Соединённые Штаты Америки 34.3 78.7 17.2 8,895
49 Азербайджан 27.3 70.6 5.4 398
50 48 Бразилия 23.9 73.6 9.3 1,056
51 Россия 22.5 70.5 6.3 887

По итогам исследования выяснилось, что страной с самой эффективной системой здравоохранения является Сингапур, набравший 78,6 балла. Средняя продолжительность жизни граждан страны составляет 82,1 года, стоимость медицинских услуг на душу населения— $2,426, доля расходов на здравоохранение — 4,5% от ВВП
Последнее место в рейтинге заняла Россия, которая была включена в список впервые в этом году и набрала только 22,5 балла.
Наличие позитивной взаимосвязи между здоровьем и её экономическим преуспеванием является обоснованной и доказанной. Создание единой системы обязательного медико-социального страхования является одним из действенных средств решения проблем инвестирования в сфере здравоохранения, включая проблемы их взаимодействия в осуществлении разных видов затрат, связанных с профилактикой заболеваний, лечением и реабилитацией заболевших и возмещением им утраченного заработка.
Миграция рабочей силы — это перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Процессы международной миграции трудовых ресурсов оказывают решающее влияние на формирование международного рынка труда. Она способствует выравниванию доходов населения на мирохозяйственном уровне.
Получение экономического эффекта от миграции (денежная выгода) зависит как от социально-демографических характеристик мигранта (возраст, уровень образования, опыт работы и т.д), так и от дополнительных вложений в свой человеческий капитал (накопление трудового опыта, навыков и знаний).
За первые восемь месяцев 2018 года из России уехало больше людей, чем за любой полный год правления Владимира Путина, показывают данные Росстата. В январе — августе 2018 года из РФ эмигрировало 203 659 человек. Для сравнения, за тот же период 2017 года из страны выехало на постоянное место жительства 120 756 граждан.
Разница между количеством отъезжающих и приезжающих — в пользу последних, в основном за счет мигрантов из стран СНГ. Однако число приезжающих в России растет медленнее, чем поток отправляющихся из России. Так, количество «прибывших» в Россию в январе — августе 2018 года составило 361 384 человека, а в 2017 году — 315 350 человек. «Миграционный прирост населения России уменьшился на 16,2%, что произошло в результате возросшего числа выбывших из Российской Федерации (на 82,9 тыс.человек, или на 68,7%)», — отмечает Росстат. [1] Экономистами установлено, что выгоду от миграции получает принимающая страна, но к сожалению не всегда население радо приезду иммигрантов, в связи с чем происходят различные межнациональные конфликты. Чтобы получить по возможности большую экономическую отдачу, акцент часто делается на стимулирование «притока мозгов», что в значительной степени обессиливает попытки бедных стран активизировать собственное научное развитие.
Таким образом, главное предпосылкой экономического роста являются качественные характеристики человеческого капитала, который оказывает положительное влияние на функционирование экономики страны. Инвестиции, которые вкладываются в человеческий капитал, должны быть эффективны. Только тогда они принесут пользу обществу и государству.
 

3. Методика оценки

В данный момент, во время технологизации экономика претерпевает свое изменение, меняются условия, факторы и предпосылки. Эти изменения носят масштабный объем, в связи с тем, что экономика всего мира в данный момент находится в периоде перехода или перерождения от одного уровня к другому более современному. Но уровень на который переходит мировая экономика еще не совсем освоен и находится на стадии формирования, но не смотря на этот факт можно с уверенностью сказать, что спустя некоторое время экономика сделает большой рывок и большие достижения в таких областях как искусственный интеллект, информационная система, появятся нано и био-технологии, все эти достижения повысят уровень национальной экономики.
Экономика нашей страны России основана на экспорте сырья и продуктов которые первично переработаны. И это говорит о том, что в данной ситуации «технологическому консерватизму» просто нет места он не допустим. Как быть в этом случае? Единственное правильное и грамотное решение это ускорение, внедрение и освоение инноваций, инновационных технологий, что приведет к развитию [2].
Во время разработки стратегии развития экономики, необходимо брать во внимание сильные стороны конкуренции. Конкуренция во всех направлениях и на рынках труда и в системе управления, различными инновациями и конечно человеческий капитал. Появляется преграда в виде того, что роль человеческого капитала растет и это логично и разумно. В современном развитии и изменении экономики России будет довольно трудно конкурировать с экономикой мира, так как нельзя экономить на рабочей силе, и таких больших отраслях как образование и здравоохранение.
Вся эта ситуация в данный момент очень широко дискуссировна и обсуждаема. Есть позиция и мнения сторонников которые говорят о неоиндустриальном подходе, широкомасштабном изменении. Они говорят, что нашей стране необходима реконструкция всей экономики страны как системы. Ей необходима внедрение развитие с использованием высоких технологий, нано систем. Данная концепция внедрения определяет движение изменения и развития экономики это позволит удалить последствия деиндустриализации. Для разрешения самых глобальных проблем необходимо внедрение инноваций, развитие в данном направлении. Но этого не достаточно. Повышение уровня экономики нашей страны, среди экономики всего мира произойдет, только, если измениться все ядро, и будет вместо «старых» способов руководства и правления придут инновации, которые содержат высокие технологии, это все даст большой потенциал для развития и роста. Все это позволит «родиться» новой экономике -наукоемкой, дающей спрос на инновации и новые инвестиции. Если данные внедрения инноваций будут освоены то мы достигнем основной цели и наиболее «дорогим» фактором окажется труд. В это время экономика преобразует и само значение и понятие «рабочая сила». Это понятие имеет значение «человеческий капитал», имеется в виду что способность к труду есть у человека у которого хороша развиты и сложены те умения, знания и качества которые необходимы при достижения данного вида труда. В центре использования рабочего капитала находится определенная форма вложения, которая определяет и обеспечивает нужный уровень трудового ресурса.
Г.Беккер в своих работах говорил и рассматривал инвестиции, в виде источников экономического роста и говорил об их равенстве обычным традиционным инвестициям [10]. Современные эксперты утверждали, что при увеличении капитала на 1% приведет к росту ВВП на одного человека на 1-3% соответственно повысится производительность труда (3-4%)[7]. Просмотрев данный эффект, сделаны выводы, что такое вложение в человеческий капитал носят важный фактор для инновационного, современного, высокотехнологического развития экономики.
Интеллектуальные возможности нашего общества это знания, навыки и опыт строится на человеческом капитале. И это все можно расписать и представить определенным образом. На определенном первоначальном уровне необходимо выявить каким интеллектуальным ресурсом владеет человек, то есть какие навыки, знания, умения присущи человеку показывающие его профессиональную компетентность. На уровне крупномасштабной экономики интеллектуальные ресурсы рассматриваются как единое целое человеческих возможностей и интеллектуальное развитие. Это может продуктивно сказываться на производственном процессе и оказывать влияние на научный технический процесс.
В экономике в наше время нет точного понятия «интеллектуальный капитал». Данное понятие озвучил американский экономист Дж Гелбрэйт. Но данное определение описал в своих трудах экономист Э.Брукинг, он говорил, что это ключ к успеху[1]. С помощью нематериальных активов возможно развить конкретность.
Интеллектуальные ресурсы человека это важная составляющая для развития инноваций в экономике России, они имеют ряд особенностей:1.совокупность отраслей экономики. 2. Вне рамок обменных схем находятся взаимодействие интеллектуальной поддержки. Развитие культурного потенциала, приобретения знаний за все это несет ответственность наше государство. Предприятии и различные организации очень мало вкладывают инвестиций в развитие интеллектуального капитала. 3. Те затраты которые вкладывает предприятие в интеллектуальные ресурсы обычно имеют долгосрочный временный период и прибыль и отдачу за них происходит значительно позже, чем от других видов финансирования. 4. На первом уровне оценить сколько стоит интеллектуальный ресурс очень затруднено на основании отсутствия методов, данная система в экономике на разработана. Но не смотря на это очень важным является диагностика человеческого капитала, это является предпосылкой развития инноваций. А это в свою очередь важная задача. При получении результатов, они учитываются для распределения приоритетов инвестиций[8].
Данные при получении оценки основаны на применение более эффективного анализа на сопоставление показателей индикаторов.

(4)
где x – реальное значение индикатора; a – его пороговое значение.
Значение x = a (y = 1) соответствует случаю равенства исследуемого показателя с пороговым значением; для x > a (y >1) оно имеет значение выше порогового; для x<a (y < 1) — ниже порогового. Это дает возможность любому соотношению представлять пороговые значения индикаторов на лепестковой диаграмме в виде линии y = 100%, а отрицательные значения индикаторов располагаться внутри сектора, ограниченного линией y = 100%. Такой подход позволяет определить следующие экономически обоснованные «зоны риска»: а) «зона катастрофического риска» — в пределах сектора, ограниченного линиями y = 25% y = 50%; б) зона «критического риска» – в пределах сектора, ограниченного линиями y = 25% y = 50%; В) зона «значительного риска» – в пределах сектора, ограниченного линиями y = 50% y = 75%; г) зона «умеренного риска» – в пределах сектора, ограниченного линиями y = 75% y = 100%; зона «стабильности» – вне сектора, ограниченного линиями y = ограничена линией y = 100%.
Индикаторы, выбранные для диагностики, представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Индикативный анализ интеллектуального потенциала РФ в 2016 –

Показатель Пороговое значение 2016 г.

(фактическое значение)

2017 г.

(фактическое значение)

2018 г.

(фактическое значение)

1 2 3 4 5
Индекс развития человеческого потенциала 0,800 0,784 0,788 0,778
Продолжительность жизни населения 75 68,6 69,1 69,1
Коэффициент изобретательской активности 2 2 2 1,65
Отношение государственных расходов на образование к ВВП 5 4,1 4,3 3,2
Коэффициент Джини 0,3 0,42 0,418 0,399
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума в процентах от общей численности населения

7 10,7 10,8 11,2
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с

величиной прожиточного минимума, процентов

350 356,7 338,9 335

Далее, в соответствии с выбранной методикой, осуществим нормировку индикаторов. Результаты нормировки представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 Нормированные значения индикаторов (рассчитано автором)
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Индекс развития человеческого потенциала 98 98,5 97,25
Продолжительность жизни населения 91,47 92,13 92,13
Коэффициент изобретательской активности 100 100 82,5
Отношение государственных расходов на образование к ВВП 82 86 64
Коэффициент Джини 82 83 75,19
Доля населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в
процентах от общей численности
населения 78 78 62,5
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов 101,9 96,8 95,7
Использование в расчётах сложной функции позволяет визуализировать полученные результаты в виде лепестковой диаграммы (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1. Сравнение индикаторов интеллектуального потенциала экономики РФ в 2016 – 2018 гг. с их пороговыми значениями (разработано автором)

Исходя из полученных данных, можно отметить, что все показатели не несут значительных угроз для экономической безопасности. Однако уже в две тысячи восемнадцатом году все стало значительно хуже, так такие показатели как: «доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума», «коэффициент Джини», «отношение государственных расходов на образование к ВВП» оказались в зоне значительного риска, это очень плохо, так как это невозможно быстро изменить.
Отметим, какие именно задачи в области развития человеческого потенциала необходимо решить для того, чтобы повысить уровень интеллектуального потенциала экономики РФ:
* предоставление и обеспечение благоприятных условий для развития
способностей каждого человека;
* улучшение качества жизни граждан;
*поддержка бизнеса со стороны государства;
* улучшение условий окружающей среды;
* и прочее.
Повышение качества интеллектуальных ресурсов и их соответствие условиям неоиндустриального развития предполагает:
* модернизация технологий;
* увеличение расходов на разнообразные исследования;
* стимулирование инновационной активности;
* создание высокопроизводительных рабочих мест;
* расширение и использование кластерных технологий;
* и прочее.
Данные меры дадут возможность определить эффективность Реализация вышеперечисленных мер позволит определить использования накопленного интеллектуального капитала и его дальнейшего развития.

Заключение

В заключении можно отметить следующее: от человеческого капитала напрямую зависит благополучие и развитие любой нации, поэтому для того, чтобы человеческий ресурс эффективно развивался, необходимо проводить политику в области инвестиций в человеческий капитал на уровне государства.
Понятие человеческого капитала стало широко использоваться мировой наукой, которая установила необходимость и эффективность инвестиций в человеческий капитал. Понятие человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе и оказывает положительное влияние на экономику страны в целом.
Экономическое и социальное развитие России напрямую зависит от отношения общества к процессам воспроизводства человеческого капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, конечно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций, общества в целом. В то же время для государства опасно отстраняться от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.
Человеческий капитал может быть увеличен в образовательном процессе, профессиональной подготовке или переподготовке кадров, а также приобретении опыта работы. Затраты времени и средств, необходимых для обучения и профессиональной подготовки, рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал, эффективность которых необходима. Такие инвестиции будут экономически правильными только в том случае, если они принесут отдачу, окупятся, то есть если полученное образование или профессиональная подготовка будут приносить высокий уровень дохода.
Человеческий капитал приобретается и реализуется как в процессе обучения, так и в процессе профессиональной подготовки, поэтому он делится на общий и специфический.
Инвестиции в человеческий капитал являются гораздо более выгодными, чем другие формы капитала, так как они приносят значительный объем и долгосрочный экономический эффект. Развитие человеческого капитала осуществляется на протяжении всей социальной деятельности человека посредством инвестирования, как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и государства.
Можно отметить, что только благодаря эффективным инвестициям формируется человеческий капитал, и это показывает его сходство с физическим капиталом. Инвестиции эффективны, если они имеют высокий уровень доходности, их основными видами являются специальная подготовка, физическое состояние человека и эмоциональное поведение сотрудников.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях для определения стоимости национального богатства, болезней и стихийных бедствий, а также доходности инвестиций в его основные виды: образование, миграцию и здравоохранение.
Использование индикативного анализа и применение «теории зон» позволило определить уровень экономической безопасности Российской Федерации в сфере интеллектуального потенциала. Определены приоритеты инвестиционной политики в отношении решения проблем развития человеческого потенциала и повышения качества интеллектуальных ресурсов.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цель и задачи работы были выполнены.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Бабина, Л.В. Подготовка научных кадров как составная часть формирования человеческого капитала [Текст]/ Л.В. Бабина/ Сборник научных и научно-методических трудов социально-экономического факультета – Вып. 3.- с. 17-21
3. Бушуев, В.В. Человеческий капитал для социогуманитарного развития [Текст]: учебник [Электронный ресурс]/ Бушуев В.В. – Москва: Энергия, 2018.- 49 с.
4. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории [Текст]: учебник [Электронный ресурс] // Г. Беккер: ГУ ВШ
5. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. – СПб.: Питер. – 2001. – С. 30–39. Э, 2013. — С. 130.
6. Губанов С.С. Неоиндустриальная модель развития и ее системный алгоритм // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – №3 (33). – С. 23 – 44.
7. Демин С.С. Исследование методологических аспектов обеспечения эффективной инновационной модернизации наукоемких отраслей // Вопросы экономики и права. – 2017. – №2. – С. 162 – 168.
8. Долгов Д.И., Сульдина О.В. О национальных особенностях отношений «работник – собственник» в контексте институционального развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. №5-1. С. 101-104.
9. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования [Текст] / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д.Цыренова. – СПб.: Наука, 2019. — 50 с.
10. Илякова И.Е. Приоритеты инвестиционной политики как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики РФ в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации // Управление инновациями: теория, методология, практика: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2018. – С. 4 – 10.
11. Илякова И.Е. Роль институциональной среды в реализации неоиндустриальной модернизации экономики // Фундаментальные исследования. – 2017. – №6. – С. 576 – 580.
12. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: «Анкил», 2016. – С. 204.
13. Ичитовкин, Б.Н. Образование как средство превращения человеческого потенциала в человеческий капитал [Текст]// Б.Н. Ичитовкин, Л.В.Бабина// Сборник научных и научно-методических трудов социально-экономического факультета — Вып. 4.- с. 156-165
14. Капелюшников, Р.И. Сколько стоит человеческий капитал в России? [Текст]: статья [Электронный ресурс]/ Р.И. Капелюшников; ВШЭ.- Москва: 2018. 5с.
15. Кузьмина, Ю.А. Общие подходы и понятия управлением персоналом [Текст]/ Ю.А. Кузьмина// Межвузовский сборник научных и научно-методических трудов за 2018 год / ВятГУ. – Киров, 2019.- с. 69-74
16. Кирьянов, А.В. Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность / под ред. А.В.Кирьянова [Текст] // Управление персоналом. 2019. №6
17. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2017. – С. 44 – 45.
18. Кормишкина Л.А. Социальная безопасность Российской Федерации в условиях глобального финансово – экономического кризиса: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – №10 (43). – с. 61-65.
19. Максимова, В.Ф. Инвестирование в человеческий капитал [Текст]: учебно-практическое пособие / В.Ф. Максимова; МЭСИ, ФЭМ, каф. РЭУ. – Москва: Марцинкевич, В. Инвестиции в человека: экономическая наука и российская экономика [Текст]/ В. Марцинкевич. – Москва, 2007.- с. 29-39. 2014. – 41с.
20. Смирнов, В.Т. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике [Текст]: учебник [Электронный ресурс]/ В.Т. Смирнов, Скоблякова И. В.; ОГТУ, ФЭМ.- Орлов: 2018. – 26с.
21. Салихов, Б.В. Сущность и объектная структура человеческого капитала [Текст] / Салихов Б.В., Казимирова О.Н. // Финансы и кредит. — 2016. — №17(221). – С.2-10.
22. Человеческий капитал / Материал из Википедии – свободной энциклопедии / Режим доступа: http:/ru.wikipedia.org/wiki/
23. Шарок, Л.А. Инвестиции в человеческий капитал как основной фактор экономического роста [Текст]: учебник [Электронный ресурс]/ Л.А. Шарок.- Москва: 2015. — 14с.
24. Becker G.S. Human Capital. – N.Y.: Columbia University Press. – 1964.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф