Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII – XX ВЕКАХ
1.1 Этапы развития организационно-управленческой мысли
1.2 Зарождение и развитие управленческой мысли в России
1.3 Преобразования системы российского государственного управления России в XVIII — начала XХ века
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ В РОССИИ
2.1 Развитие организационно-управленческой мысли в начале ХХ веке
2.2. Тектололгия А.А.Богданова
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 На стыке разных методологий
3.2 Организационно-управленческая мысль в России в ХХ1 веке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе Россия находится на этапе динамично развивающихся рыночных отношений.
В связи с этим знание истории, лежащей в основе эволюции управленческой мысли и эволюции теорий, очень важно. Это позволит лучше понимать принципы управления, которые будут способствовать повышению эффективности государственного управления, управления отдельными предприятиями и организациями. Сегодня многое изменилось в управлении. Акцент на структуру и полномочия уже не так силен, как раньше. Теперь внимание сосредоточено на сотрудниках. Однако существуют теории о факторах, которые мотивируют сотрудников, знание того, как эти теории появились, может дать необходимые знания для надлежащего управления сотрудниками.
Эволюция управленческой мысли — это процесс, который начался в первые годы жизни человека. Он начался с того периода, когда человек увидел необходимость жить в группах, в которых выделилась группа людей, обладающая особыми умственными способностями и интеллектом и ставшие во главе.
Каждый период исторического развития государства ставил свои вопросы, требующие систематизации, критического анализа и на этой базе синтеза новых знаний или обобщений, которые позволили бы прогнозировать дальнейшее социально-экономическое развитие общества.
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей развития организационно-управленческой мысли в России.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные этапы развития организационно-управленческой мысли
2. Проанализировать особенности развития организационно-управленческой мысли в России
3. Рассмотреть развитие организационно-управленческой мысли в России на современном этапе.
Предметом исследования выступает процесс развития теории управления в России
Объектом – труды отечественных авторов, относящихся к сфере организационно-управленческой мысли.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
— метод моделирования;
— метод анализа;
— метод классификации и синтеза;
— метод сравнения и обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XVII – XX ВЕКАХ

1.1 Этапы развития организационно-управленческой мысли

Теория управления имеет достаточно длительную историю. Специалисты разделяют весь исторический путь управленческой мысли на два этапа — донаучный и научный. Донаучный этап начался еще в 9-7 веке до н.э., а закончился уже в XVIII веке. Наибольший интерес для исследователей представляет второй – научный этап исследования организационно-управленческой мысли.
Промышленная революция, произошедшая в XVIII веке, оказала значительное влияние на управление в целом. Она изменила то, как предприятия, так и отдельные лица, поднимали капитал; организовывали труд и производство товаров. Предприниматели получили доступ ко всем факторам производства, таким как земля, труд и капитал. Их задача состояла в том, чтобы приложить усилия к тому, чтобы объединить эти факторы для успешного достижения поставленной цели.
Однако новое измерение, которое менеджмент принял после промышленной революции, нельзя обсуждать без упоминания выдающихся личностей, которые внесли свой вклад. Они смогли привнести полезные идеи и подходы, чтобы дать менеджменту точное и общепринятое направление. Вот некоторые из них.
Профессор Чарльз Бэббидж — Соединенное Королевство (1729-1871 гг.)
Профессор Бэббидж, известный профессор математики в Кембриджском университете, обнаружил, что производители полагаются на догадки и предложения, и призвал их использовать математику и науку, чтобы быть более точными и продуктивными.
Роберт Оуэнс — Соединенное Королевство (1771-1858 гг.)
Роберт считался отцом управления персоналом, потому что он подходил и уделял особое внимание благосостоянию сотрудников. Он ввел сотрудничество и профсоюзы. Роберт считал, что благосостояние сотрудников может в значительной степени определять их работу. Он поощрял обучение работников, образование их детей, организацию столовых на рабочем месте, сокращение рабочего времени и др.
Другие участники донаучного периода управления включают в себя:
Генри Робсон Таун — США.
Джеймс Ватт Младший — Великобритания
Сибом Роунтри — Великобритания
Классическая теория
Профессор Баббадж, Роберт Оуэнс и другие упомянутые ранее имена можно считать пионерами в области менеджмента. Но их вклад в эволюцию менеджмента невелик. Начало того, что называется наукой менеджмента, началось в последнем десятилетии 19 века. Такие имена, как Эмерсон, Ф.У. Тейлор, Х.Л. Грант и другие, проложили путь к созданию того, что называется научным менеджментом.
В классический период мысль об управлении была сосредоточена на содержании работы, стандартизации, разделении труда и научном подходе к организации. Это также было тесно связано с промышленной революцией, а также с подъемом крупных предприятий.
Неоклассическая теория. Этот период эволюции управленческой мысли является усовершенствованием классической теории. Другими словами, он изменил и усовершенствовал классическую теорию. Например, классическая теория больше концентрировалась на содержании работы, включая управление физическими ресурсами, в то время как неоклассическая теория делала более глубокий акцент на взаимоотношениях сотрудников в рабочей среде.
Бюрократическая модель. Немецкий социолог Макс Вебер предложил эту модель. И она включает в себя систему правил, разделение труда на основе функциональной специализации, юридических полномочий и власти, иерархию полномочий и расстановку сотрудников в зависимости от их технической компетентности.
В целом анализируя историю развития организационно-управленческой мысли можно составить следующую схему:

Рисунок 1 – Генезис управленческой мысли
Рассматривая эволюцию теории управления, следует отметить, что у истоков данной науки стояли как ученые, так и главы государств, а также военные, политические и религиозные деятели.
Например, книга Сунь Цзы «Искусство войны» была написана в XVI веке до нашей эры. Сунь также был китайским генералом армии. Однако надписи в книге Сунь также использовались в управленческих целях.
В книге подчеркивается, что можно добиться успеха, используя силу организации для эксплуатации слабости соперников. Другой великой книгой была «Арташастра» Чанакьи. Она была написана в третьем веке до н.э. и была посвящена вопросам управления королевством, касающимся разработки политики в области руководства и управления людьми.
Развитие управленческой мысли как отдельной области науки и практики началось в начале только в 19 веке. Именно в это время такие люди, как Роберт Оуэн, Чарльз Бэббидж, Меткалф, Генри Робинсон Таун, Джеймс Уотт-младший, Мэтью Бултон, Макс Веббер, Ф.В. Тейлор и Генри Фейол и др. высказали свои идеи о путях и средствах, позволяющих сделать практику управления эффективной и действенной.
Этот подход также известен как традиционный подход или эмпирический подход. Он был разработан по трем направлениям, таким как:
1. Научное управление, разработанное Ф.У. Тейлором, Харрингтоном Эмерсоном, Генри Ганлтом и др.
2. Административная теория, разработанная Генри Файолом, Линдаллом, Урвиком и др.
3. Бюрократия, разработанная Максом Веббером.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: эволюция управления началась с цивилизации. Итак, то, что мы имеем сейчас — это уточненные и усовершенствованные управленческие мысли и теории. Но знать, как появилась эта эволюция, жизненно важно. Это поможет улучшить свои знания о процессе и эффективно использовать принципы управления для улучшения организации.

1.2 Зарождение и развитие управленческой мысли в России

Древнерусское государство ведет свое начало с момента объединения Киева и Новгорода под властью князя Олега. Согласно летописи, оно произошло в 882 г., то есть история Древнерусского государства началась с 9 века.
Истоки формирования управленческой мысли берут начало в деятельности великих киевских князей, создающих первые указы, содержание которых регламентирует взаимоотношения государства, княжеской дружины и всего населения Киевского государства. Уже в эпоху царя Ивана IV начинается проведение реформ, направленных на становление местного самоуправления, на создание структуры государственного устройства. Значительный вклад в развитие системы государственного управления внес крупный Большая роль в развитии централизованного российского государства и реформировании системы управления принадлежит Ивану IV.
XVII в. в истории экономического развития Российского государства характеризуется значительным развитием крупного промышленного производства в виде мануфактур, ростом ремесел, их специализацией по районам и видам превращением ремесла в мелкотоварное производство.
Начиная с XVII века, в России можно говорить о развитии организационно-управленческой мысли. На данном этапе можно назвать имена таких управленцев и экономистов, как: Ордин-Нащокин, А.П. Волынский, главный управляющий горных заводов В.Н. Татищев, а также М.В. Ломоносов.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, занимая во второй половине XVII века достаточно высокий пост, стремился повысить эффективность управления. Так, в частности он указывал на то, что излишняя регламентация, которая господствовала в российской управленческой практике, значительно снижала эффективность управления.
Органы центрального управления не оставляли исполнителям на местах ни малейшей свободы действий, слепо спуская сверху бесконечное количество указаний. Ордин-Нащокин настаивал на предоставлении исполнителям гораздо большей свободы, отмечая при этом, что подобная свобода влечет за собой и значительно более серьезную ответственность. Здравый смысл подсказывает, что эффективно реагировать на сложившуюся ситуацию может только тот, кто с ней непосредственно знаком, а значит не во всем надобно «дожидаться государева указа».
Главным в экономических нововведениях А. Л. Ордина-Нащокина является отстаивание активного вмешательства государства в экономику, укрепление отечественной промышленности, борьба против засилья иностранного торгового капитала, государственная поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности.
Как указывают ученые, весьма значительный вклад в развитие отечественной управленческой мысли внес император Петр Великий.
Надо отметить, что XVIII век – это плодотворный этап в развитии организационно-управленческой мысли в России. Значительный материал в изучении развития отечественной теории управления дает нам исследование реформаторской деятельности российских императоров и видных государственных деятелей этой эпохи: Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра II, И.Т. Посошкова, М.М. Сперанского, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина. Особый интерес для исследователей развития управленческой мысли в России представляет период формировании и становления современной России: утверждение административного стиля управления, реформирование командно- административной экономики и переход к рыночным механизмам управления.

1.3 Преобразования системы российского государственного управления России в XVIII — начала XХ века

Российская управленческая мысль XVIII — начала XX века представлена многими выдающимися государственными и общественными деятелями, которые вошли в историю отечественной науки. Особое место в истории российского государства занимает царь Петр I (1672-1725), царь — труженик, преобразователь выдающийся государственный деятель, великий реформатор, осуществивший исключительно важные преобразования, направленные на преодоление экономической отсталости страны, и реализацию достижений мировой цивилизации. Реформы Петра I завершили формирование в России абсолютистской царской власти. Для управления государством был учрежден Сенат, вместо запутанной системы приказов созданы коллегии с четко разграниченными функциями и подчинением Сенату.
Придавая особое значение развитию управления «на местах», Петр I в 1699 г. предоставил городскому населению право самоуправления. В 1708 г. было принято важное решение о разделении России на восемь губерний, которые впоследствии были поделены на провинции и уезды. В области торговой политики Петр считал необходимым расширение государственной монополии не только во внешней, но и во внутренней торговле. Он провел ряд мероприятий для создания особого сословия — русского купечества, которое было выделено в привилегированную группу  гильдию. Реформы Петра I в разных отраслях хозяйства вызывали насущную необходимость подготовки кадров. С этой целью многие молодые люди из дворян и купцов направлялись для учебы за границу. Активно шла их подготовка и в России. Указом царя в 1724 г. велено было учредить Академию наук, «где бы учились языкам, наукам и знатным художествам». Петр I рассматривал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных социально-экономических программ. Регулирующая роль государства в развитии экономики, которая сейчас является важнейшей функцией государства, формировалась в эпоху Петра I и использовалась в значительной степени эффективно.
Большой вклад в развитие управленческой науки внес Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Он написал и отправил Петру I целостную программу, в которой изложил свое видение современной системы управления в России, считая ее основным препятствием устранению скудости и умножению богатства. Взгляды И.Т. Посошкова на управление экономикой базировались на определяющей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни, считал основным рычагом такой регламентации царские указы. В своих экономических воззрениях И.Т. Посошков связывал источник богатства с трудом. Среди его многочисленных рекомендаций выделяются:  заставлять всех людей работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах;
 решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем;
 бороться с роскошью, излишествами.
Предложения И.Т. Посошкова затрагивали также реформирование налоговой системы:
 все сословия общества, кроме духовенства, должны платить взымаемые налоги;
 налоги не должны быть разорительными ни для государства, ни для народа;
 основой налогообложения должна быть земля, и налоги следует устанавливать в соответствии с размерами владений.
Выдающимся последователем реформаторской деятельности Петра I явилась императрица Екатерина II (1729-1796). Государственная деятельность императрицы была направлена на упрочение абсолютной монархии и сохранение феодальных отношений, в то время как быстрый рост товарного производства в стране содействовал развитию капиталистических рыночных отношений и подрыву устоев феодального общества. В целях совершенствования управления огромной страной по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи», согласно которому вместо прежних провинций страна разделялась на 50 губерний во главе с губернаторами, а каждая губерния  на 10-12 уездов[6, с.29].
Отстаивая крепостничество и самодержавие в России, Екатерина II утверждала, что «никакая другая власть не может действовать сходно со пространством столь великого государства».
Екатерина II считалась в Европе пресвященным монархом. Известно, что она переписывалась со многими европейскими просветителями по вопросам государственного управления.
Годы царствования Екатерины II считаются благоприятным периодом для России. В результате активной внешней политики произошло присоединение областей Северного Причерноморья, Крыма и Предкавказья, что способствовало значительному расширению территории, увеличению численности населения[6, с.31].
Возросло влияние российского государства в мировом сообществе и в сфере международных отношений. Однако прогрессивные преобразования сдерживались такими негативными явлениями, как фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, привилегированность дворянства. Одним из ярких представителей научной мысли екатерининского периода российской истории является выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), внесший значительный вклад в развитие русской экономической мысли. М.В. Ломоносов высоко оценивал реформы Петра I и считал необходимым условием развития отечественной экономики активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Ученый считал, что основой государственной политики должно быть благополучие, слава и стабильное состояние России, становление ее политической и экономической независимости.
Для достижения такого состояния экономики, по его мнению, требовалось решение следующих задач:
 воспроизводства и сохранение российского народа;
 истребление праздности и излишнего богатства у некоторых людей;
 исправление нравов и народопросвещение;
 развитие земледелия и повышение плодородия земель;
 развитие ремесленных дел и художеств;
 активная деятельность купечества и развитие торговли;
 государственная политика, направленная на экономию и сбережение. Характерной чертой научной деятельности М.В. Ломоносова является то, что все свои многочисленные открытия и проекты он оценивал с точки зрения снижения издержек производства и повышения рентабельности.
Экономические воззрения М.В. Ломоносова имели значительную практическую пользу и способствовали укреплению активной роли государства в управлении хозяйственной жизнью российского государства. Экономические воззрения передовых государственных деятелей 18 в. способствовали прогрессу теории и практики управления, формированию управленческих идей в России и получили дальнейшее развитие в трудах ученых и государственных деятелей XIX в. Развитие государственной системы в первой половине XIX в. связано с именем императором Александра I, проведенными им экономическими реформами. В эпоху Александра I (1777-1825) в России была проведена значительная реорганизация устаревшей системы управления, не отвечавшей духу нового времени. Воспитанный в духе либерализма и просветительства Александр I с самого начала царствования старался действовать по принципу законности, которой он хотел подчинить и собственную самодержавную власть. Уже первые указы императора произвели впечатление на общество своей мягкой терпимостью, справедливостью, открытым признанием недостатков предыдущего правления и желанием их исправить.
Заметную роль в политической жизни страны играл образованный императором Негласный комитет, состоящий из близких Александру I друзей и единомышленников. Помимо императора в Негласный комитет входили: Виктор Павлович Кочубей (1768-1834), Николай Николаевич Новасильцев (1761-1834), граф Павел Александрович Строганов (1772- 1817), князь Адам Ежи Чарторыйский (Чарторижский) (1770-1861). Все они входили в число так называемой «Золотой петербургской молодежи», получили прекрасное российской и европейское образование и по праву происхождения могли рассчитывать на блестящую карьеру и внимание со стороны императора. В задачу комитета входила разработка и проведение в жизнь либеральных реформ, способствующих решению крестьянского вопроса, совершенствованию системы образования и государственного управления. Значительным мероприятием в его работе стала реформа органов центрального управления. В 1801 г. Александром I был издан манифест об учреждении министерств, заменявших ранее действовавшую систему созданных Петром I коллегий. Для согласования их деятельности и обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств или всего государства, собирался созданный одновременно с министерствами Комитет министров. Созданием министерств Александр I рассчитывал устранить бюрократизацию государственного аппарата и упорядочить деятельность всех звеньев управленческого аппарата на основе принципов законности, ответственности и гражданственности. Подготовку проекта государственных реформ, которые должны были в значительной степени изменить внутриполитическое устройство страны император Александр I поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому (1772- 1839), видному общественному деятелю, своему соратнику и ближайшему советнику по признанию императора «первым и единственным министром». М.М. Сперанским был разработан план общественнополитических преобразований, названный «Введение к Уложению государственных законов» (1809). Значительное место в реформировании государственного устройства М.М. Сперанский отводил двум видам свободы в обществе, политической и гражданской. Политическая свобода в понимании М.М. Сперанского означает возможность участия всех государственных классов в действии законодательно и исполнительной власти. Политическую свободу он связывал с недвижимой собственностью. По его мнению, имеющий недвижимость или капитал более способен, в силу собственных интересов заботится о доброте закона. Гражданскую свободу М.М. Сперанский определил как независимое друг от друга существование всех сословных групп в обществе и требовал, чтобы гражданские права принадлежали всем без исключения подданным российской империи.
Исходя из своих политических и научных взглядов М.М. Сперанский готовил реформирование российского общества. По инициативе М.М. Сперанского Сенат принял Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе (1809), в соответствии с которым главным критерием продвижения по служебной лестнице становилась не выслуга лет, а действительные заслуги чиновника на государственной службе. Цель преобразований системы управления Сперанский видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона, так как он считал, что именно стабильные законы, Конституция являются основой существования цивилизованного государства. М.М. Сперанский, имея богатый жизненный и административно-управленческий опыт, пришел к глубокому убеждению, что политические реформы в России необходимо начинать с реорганизации государственного аппарата. Он предложил разделить систему власти на три части: законодательную (Государственная Дума), исполнительную (министерства, ответственные перед Думой, Комитет министров) и судебную (Сенат). Законодательную власть необходимо было организовать таким образом, чтобы она, используя представительный принцип, могла выражать волю народа; исполнительная власть должна быть вручена правительству и поставлена под контроль законодательной, а судебная – выбранному суду присяжных. Кроме того Сперанский М.М. предложил создать специальный орган  Государственный Совет, который, по его мысли, должен объединить все формы власти с предоставлением государю общего руководства. Как истинный реформатор, М.М. Сперанский связывал развитие России с ликвидацией системы угнетения и рабства. Однако, его план не содержал четкого положения о ликвидации крепостного права, поскольку, по его мнению, отмена крепостного права должна была проходить постепенно под влиянием развития промышленности, торговли и просвещения. Значение реформаторской деятельности М.М. Сперанского для развития российского общества сложно переоценить. Многие отечественные и зарубежные ученые вообще рассматривают государственную и реформаторскую деятельность Александра I именно в контексте всех преобразований, проведенных М.М. Сперанским. Необходимо отметить, что замыслы создания стройной системы управления с хорошо отлаженным государственным механизмом (о чем мечтал еще Петр I) в силу ряда объективных и субъективных причин так и остались замыслами. Смешения функций многих органов власти приводило к дублированию в решении вопросов, перегруженности учреждений мелкими делами, что имело следствием медлительность в разрешении проблем, создавало почву для взяточничества и халатности. В конце царствования Александра I все яснее обозначились проблемы империи, разрешить которые в рамках существующей государственной системы управления не представлялось возможным.
Поэтому императору Александр II (1818-1881), вступившему на престол в 1855 г., предстояло разрушить устаревшие основы системы управления государством, реформировать российское общество в целом. Осуществлению реформ в России способствовал целый ряд положительных обстоятельств:  осознание различными слоями общества отсталости России и необходимости проведения преобразований;  сокрушительное поражение России в Крымской войне и ухудшение ее международного положения;  огромный дефицит государственного бюджета;  затянувшийся кризис крепостнической системы, проявившийся в восстание декабристов (1825), постоянных крестьянских бунтах, сотрясающих страну. Несмотря на противодействие дворянства Александром II, был принят Указ об отмене крепостного права («Положения» 19 февраля 1861 г.). Результатом принятия этого Указа стало превращение крестьян в собственников своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещиков и приобщение крестьянства к гражданской жизни. Отмена крепостного права неизбежно требовала изменений в различных сферах российского жизни, в первую очередь это касалось преобразования государственной удельной деревни. Реформы удельных крестьян (1863) и государственных крестьян (1866 и 1886 гг) позволили создать мелкую крестьянскую собственность и самостоятельные хозяйства. Реализация крестьянской реформы вызвала необходимость проведения соответствующих преобразований в различных сферах системы государственного управления. Поэтому 60-е годы 19 в. вошли в историю России как годы проведения различных реформ, касающихся системы местного и городского самоуправления, функционирования судебной системы. Общепризнанными являются заслуги земств в развитии народного образования, медицины, взаимного страхования, торговли, промыслов, налаживании статистических исследований. Несмотря на многочисленные ограничения и противодействия со стороны бюрократического аппарата, проводимые в стране реформы оказались продуктивными и рациональными по сравнению с преобразованиями, проведенными предыдущими государственными деятелями. Ликвидация крепостного права в России, масштабные реформы деятельности государственных органов власти всех уровней способствовали становлению более эффективной системы управления, функционированием и развитием российского общества.
Становление в России капиталистического рыночного хозяйства в начале XX в., связано с именем выдающегося государственного деятеля Сергея Юльевича Витте (1849-1915). Экономические взгляды Витте по крестьянскому делу» (1904), «Самодержавие и земство» (1908), «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» (1912). С.Ю. Витте осуществил ряд радикальных реформ в российской экономике и политике. Особое место в его деятельности занимает проведенная им в 1897 г. денежная реформа, которая заключалась в понижении золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Девальвация позволил закрепить установленный курс рубля, а затем и сделать его разменным на золото, что принесло большие выгоды промышленному капиталу и российскому государству. Он разработал дифференцированные тарифы на железнодорожные перевозки, которые стали самыми прогрессивными в Европе, поскольку сделали проезд доступным для широких слоев населения.. Для пополнения государственного бюджета С.Ю. Витте в 1894 г. была введения винная монополия и государство получило огромную прибыль для пополнения своих ресурсов. В экономической и политической жизни России в этот же период выделяется деятельность Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911), талантливого организатора, реформатора и крупного, масштабно мыслящего государственного деятеля.
П.А. Столыпин начинает аграрную реформу с издания указов: от 5 октября 1906 г. об отмене всех сохранившихся ограничений для крестьянского сословия и указ 9 ноября, по которому крестьяне могут выйти из общины и закрепить свой надел в частную собственность. К частному землевладению перешли 2 008 432 домохозяев.
Поощряется создание отрубов и хуторов. За годы реформы в европейской части России было создано около 200 тыс. хуторов и 1,3 млн. отрубов на надельных землях. На них пришлось около 10% крестьянских хозяйств.
Составной частью аграрной реформы была переселенческая политика (переселение в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток ). За 10 лет за Урал переселилось 3,1 млн. человек, но более 500 тыс. вернулось назад. В 1906-1915 гг. было построено почти 13 тыс. верст дорог, 13771 колодец, 161 водохранилище. Сибирь становится житницей России. Дворяне же переселение не поддерживают. Реформа до конца не была доведена: помещичье землевладение не тронуто.
Кроме аграрной реформы, П.А. Столыпин предлагал принять ряд законов, обеспечивающих неприкосновенность личности, переход из одного вероисповедания в другое, расширение земства, преобразование местного суда и уголовного законодательства[11]. В число социальных мер входило страхование рабочих на случай болезни или инвалидности. Правительство намеревалось сделать доступным, а потом и обязательным начальное образование, предлагалось принять проект о допуске адвокатов на следственной стадии, намечалось объединить власть в уезде в руках представителя министерства внутренних дел. Предполагалась также реформа местного самоуправления. Наряду с уездным и губернским земством намечалось создать более мелкую единицу  волостное земство. Оно предназначалось для зажиточных хуторян, на которых пытался опереться П.А. Столыпин.
Высокий имущественный ценз, обеспечивающий преобладание дворян, намечалось снизить в 10 раз. Большинство из этих проектов не было принято, т.к. произошел разрыв Петра Аркадьевича как с правыми, так и с либералами. Далее наступает министерский кризис  начало конца политической карьеры реформатора. Он не завершил начатое дело модернизации России: был смертельно ранен 1 сентября 1911 года в Киеве. Дальнейшие реформы, продолженные его приемником  Коковцевым, были прерваны Первой мировой войной/
Таким образом, в заключение можно резюмировать — российский чиновник прогрессивный государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Он проводил серьезные управленческие реформы, направленные против боярского местничества и на укрепление централизованного аппарата государственного управления. 18-19 вв. в истории российского государства характеризуются многочисленными экономическими реформами, направленными на модернизацию российской экономики, российского общества, поворот страны в сторону мирового сообщества. Реализация прогрессивных идей российских императоров Петра I, Екатерины II, Александра I, Александра II позволила создать в стране новую систему управления страной и ее территориями.
Государственная деятельность М.М. Сперанского, Н.С. Мордвинова, С.Ю. Витте позволили в начале ХХ в. направить Россию по пути капиталистического рыночного развития, создать в стране стабильную экономику. Реализация планов великого реформатора П.А. Столыпина по модернизации российского общества, капитализации экономики, к сожалению, была прервана гибелью реформатора в 1911 г.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В ХХ ВЕКЕ В РОССИИ

2.1 Развитие организационно-управленческой мысли в начале ХХ веке

В начале ХХ века в России становятся известны идеи Ф.Тейлора. Первые статьи появились в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». Тейлоризм состоит из системы промышленной организации, разработанной Фредериком Тейлором, американским экономистом и инженером-механиком. Основной целью этой методики является оптимизация задач, выполняемых в компаниях, посредством организации и разделения функций работников. Американский инженер-механик Фредерик Тейлор, который был одним из первых теоретиков управления, стал пионером научной теории управления. Он и его сподвижники были одними из первых, кто изучил производительность труда с научной точки зрения. Философия Тейлора подчеркивала тот факт, что принуждение людей к усердной работе не является лучшим способом оптимизации результатов. Вместо этого Тейлор рекомендовал упрощать задачи, чтобы повысить производительность.
Стратегия немного отличалась от того, как делались раньше. Первоначально, руководитель фабрики наслаждался минимальным, если таковой вообще был, контактом со своими сотрудниками. Не было абсолютно никакого способа стандартизации правил на рабочем месте, и единственной мотивацией сотрудников была гарантия занятости.
По словам Тейлора, деньги были ключевым стимулом для работы, поэтому он разработал концепцию «честного заработка за честный день». С тех пор научная теория управления практикуется во всем мире. В результате сотрудничество между работниками и работодателями переросло в командную работу, которая теперь нравится людям.
Достаточно быстро идеи Ф.Тейлора получают большую популярность.
В рамках изучения отечественной истории развития организационно-управленческой мысли, интересны взгляды В.И. Ленина. Ленин являлся идеологом, вдохновителем и практическим организатором создания органов власти на всех уровнях управления. В работе «Очередные задачи Советской власти» (1918) В.И. Ленин подчеркивал, что после завоевания политической власти главной, центральной становится задача управления. Он дал научное обоснование объективной необходимости создания системы научного управления и определил ряд задач, практическая реализация которых фактически
Первоначально, популярные идеи Тейлора были подвергнуты жесткой критике в работе Ленина «Система Тейлора — порабощение человека машиной». Действительно, в этой ленинской статье мы видим полное и беспощадное отрицание системы Тейлора: «В чем состоит эта «научная система»? В том, чтобы выжимать из рабочего втрое больше труда в течение того же рабочего дня … В результате — за те же 9—10 часов работы выжимают из рабочего втрое больше труда, выматывают безжалостно все его силы, высасывают с утроенной скоростью каждую каплю нервной и мускульной энергии наемного раба. Умрет раньше? — Много других за воротами!..»
Однако после событий 1917 года, отношение Ленина к теории Тейлора резко меняется. Благодаря поддержке вождя русского пролетариата получает возможность разрабатывать теорию управления А.Гастев.
В России, после революции 1917 года была проведена национализация. Предприятия, таким образом, лишались экономической самостоятельности. В 1918 году в стране началась политика «военного коммунизма», характеризующаяся следующими мероприятиями:
 замена торговли принудительным государственным распределением продовольствия и товаров первой необходимости;
 свертывание товарно-денежных отношений и установление прямого продуктового обмена между городом и деревней;
 введение централизованной и плановой системы продразверстки, которая была направлена на изъятие продуктов у производящих губерний и распределение (развертывание) этого объема продуктов по уездам, деревням, крестьянским дворам;
 введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;  введение всеобщей трудовой повинности.
Экономическая политика «военного коммунизма» характеризовалась административно-силовыми методами управления сверху донизу и внеэкономическими формами принуждения к труду. В результате чрезвычайных мер, предпринимаемых советским правительством в 1918- 1920 гг. по созданию социалистической экономики, страна оказалась в кризисном положении: значительный спад промышленного производства, все стратегические запасы сырья были израсходованы, сократились посевные площади, произошло возвращение к натуральному хозяйству, утрачены фактически все источники пополнения доходной части государственного бюджета, нарушились экономические связи между городом и деревней.
Теоретические основы науки управления развивали в своих научных трудах такие крупные ученые, как Александр Александрович Богданов (1873-1928), Алексей Васильевич Чаянов, Николай Дмитриевич Кондратьев, Платон Михайлович Керженцев (1881-1940), Станислав Густавович Струмилин (1877-1974), Алексей Капитонович Гастев (1882- 1939), Осип Аркадьевич Ерманский (1867-1941), Николай Андреевич Витке (даты рождения и смерти не установлены), Осип Исаакович Непорент (1896-1966).
Ими были разработаны актуальные проблемы теории и практики управления социалистической экономикой на начальном периоде ее становления:
 рациональная организация труда и нормирование труда;
 руководство трудовыми коллективами и управление людьми;
 организация выполнения плановых заданий;
 распределение задач, прав, обязанности и ответственности внутри организации;
 вопросы повышения эффективности производства при наибольшей экономии человеческой энергии и материальных ресурсов;
 эффективность работы аппарата управления.
Индустриализация страны, начавшаяся в 1926 г., переход к перспективному пятилетнему планированию, коллективизация сельского хозяйства (с 1928 г.) привели к постепенному свертыванию нэпа и формированию в стране командно-административной экономики. В центре командной экономической системы находится государство. Все факторы производства охвачены, в основном, государственной формой собственности. Утвердилось господство централизованного планирования и распределения экономических ресурсов. Планирование носит директивный характер: производственный планы устанавливаются плановыми органами для каждого предприятия и подлежат неукоснительному выполнению. Замена рынка планированием, торговли – распределением делает централизованное управление объективной необходимостью. Устанавливаются новые методы управления экономикой: директивные, административные и командные.
Таким образом, теоретические основы учения о трудовом действии появились в России раньше, чем в Америке и Европе. Их практическим осуществлением занялся в начале XX века Велавенцев, который, согласно оценкам Гастева, «по методической стройности оставляет позади работы Джилбретта».

2.2. Тектололгия А.А.Богданова

Среди теоретиков управления, несомненно, выделяется фигура А.А. Богданова (1873— 1928) (его настоящая фамилия Малиновский).
В отличие от К. Маркса, который сформулировал тезис «философы до сих пор объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его», Богданов считал, что созерцательная философия должна быть отброшена и заменена всеобщей организационной «строительной» наукой — тектологией. (Тектология — слово греческого происхождения, в переводе означает — строю.) Целью тектологии является превращение мира в организацион­ное целое, более совершенное, чем это было ранее.
По мнению Богданова, любая управленческая задача, требующая своего разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элемен­тов. В этом и состоит содержание организационной дея­тельности.
Вообще всю управленческую деятельность Богданов сводил к соединению и разъединению наличных элементов. Так, например, процесс труда он сводил к соедине­нию различных материалов, орудий труда и рабочей си­лы, результатом которого является организационное це­лое — продукт. Неизменные первичные элементы им были названы «конъюгациями», а соединительные элементы, с помощью которых осуществляется связь «конъ­югации» друг с другом, — «ингрессии» [7].
В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм, заимствованный из физико-химических наук. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил.
Всеобщая организационная наука включает в себя два основных механизма: механизм, формирующий систему, и механизм, регулирующий систему. Основными элементами формирующего механизма являются конъюгации и ингрессии, а суть регулирующего механизма сводится к подбору наилучшего сочетания элементов. Состояния равновесия сменяются состояниями нарушения равновесия (кризиса­ми), которые изучаются организационной практикой.
Тектология, по мнению Богданова, носит универсальный характер и может быть одинаково успешно применена для изучении различных явлений как приро­ды, так и общества.
В основу построения всеобщей организационной науки Богданов положил универсальные организационные принципы, которые были одинаково пригодны для всех сфер человеческой деятельности. К основным принципам относятся два следующих:
1. Рассмотрение части системы по отношению ко всей системе и рассмотрение всей системы по отноше­нию к окружающему ее миру и в соответствии с этим планомерное распределение средств для достижения равновесия общественного хозяйства.
2. Принцип цепной связи, на основе которого был сформулирован «закон наименьших», согласно которому прочность цепи определяется наиболее слабым звеном.
Богданов рассматривал созданную им «организационную науку» в качестве всеобщей науки, т.е. науки наук, что противоречит самому опыту развития науки и практики. Он механически переносил принципы органи­зации точных наук на другие сферы деятельности, где они либо совсем не действуют, либо действуют в ограниченных рамках [2].
Вопросами совершенствования теории и практики организации труда занимался другой известный советский ученый А.К. Гастев(1882—1941). Им сформулиро­вана и обоснована концепция, получившая название»трудовые установки» [7].

ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 На стыке разных методологий

Особенность развития управленческой мысли в ХХ веке — чрезмерное увлечение механистическими, физическими и биологическими аналогиями. Даже крупные теоретики типа А.Богданова, ратующие за конкретность знания, перегружали социальные концепции заимствованиями из кристаллографии, теории дарвинизма, физико-химической концепции Ле Шателье.
Однако те, кто смог подняться на массовыми стереотипами и классовой позицией, внесли серьезный вклад в науку управления. На теории «длинных волн» Н.Кондратьева базируются многие современные западные концепции экономики. А.Богданова по праву считают одним из основоположников общей теории организации. Изучая универсальные законы изменения организации, он развил систему взглядов, очень близкую той, которую спустя 30 лет высказывал французский математик и философ Р.Том в теории катастроф.
Сейчас в зарубежном менеджменте успешно развивается особое направление — «организационное изменение». Наиболее яркими его представителями являются Т.Питере и Р.Уотермен, авторы широко известного бестселлера «В поисках эффективного управления» (русский перевод — 1986 г.).
Переход от жестких технологий к гибким производственным системам, замена бюрократической пирамиды мобильными матричными структурами с «меняющейся геометрией», внедрение инновационных мероприятий и психологическая переориентация сотрудников — все это, пусть в самой зачаточной форме, но уже содержалось и в теории организационной динамики А.Богданова.
Мировая кибернетика в лице Л. фон Берталанфи, Н.Винера и Р.Эшби, заложивших основы общей теории систем, не заметила идей не только А.Богданова, но и А.Гастева. Принципы гомеостазиса, обратной связи, изоморфизма и многие другие разрабатывались вне всякой связи со взглядами русских мыслителей, хотя с ними у зарубежных коллег масса поразительных совпадений. Деятельность созданного в 1921 г. Центрального института труда во главе с Гастевым охватывала вопросы теории управленческих процессов, методики рационального обучения рабочих, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики. По мнению специалистов, здесь содержались в зародыше основы кибернетики и инженерной психологии, эргономики и праксеологии, которые широко стали развиваться в последующие годы, но опять же не у нас, а за рубежом.

3.2 Организационно-управленческая мысль в России в ХХ1 веке

Концепция управления приобрела особое значение в современном конкурентном и сложном деловом мире.
В XXI веке организации сталкиваются со многими новыми вызовами. Некоторые утверждают, что общество и экономика изменились настолько радикально, что практика управления и теории прошлого века утратили свою актуальность. Правда в том, что управление стало более важным, чем когда-либо. Почти все, что мы делаем сегодня как отдельные лица или организации, требует от нас взаимодействия с крупными учреждениями, такими как правительственные учреждения, банки, провайдеры медицинских услуг, страховые компании, школьные системы, университеты, онлайновые розничные компании и провайдеры технологических услуг. Как эволюционировали теория и практика управления, чтобы управлять этой новой организационной и бизнес-средой? Интересно, что она стала как более конкретной, так и более общей.
В настоящее время несколько сил в значительной степени формируют практику управления, включая темпы изменений, технологию, глобализацию, разнообразие и социальные ожидания. Давайте рассмотрим каждую из них более подробно.
Менеджеры должны понимать, что общество, политика, экономика и технологии изменяются беспрецедентными темпами. В 2001 году Рэй Курцвейл предложил, чтобы в XXI веке наши темпы прогресса удваивались каждые десять лет[1] Это означает, что в течение следующих ста лет мы будем переживать изменения, на которые в прошлом ушло бы двадцать тысяч лет. Это представляет собой досадную проблему для руководства. С одной стороны, менеджерам нужны предсказуемость и стабильность для эффективной разработки и реализации планов. С другой стороны, им нужны адаптивность и гибкость, чтобы реагировать на возможности. Как менеджмент обеспечивает как стабильность, так и гибкость?
Основным фактором, стимулирующим изменения, является развитие компьютерных и информационных технологий. Пятьдесят лет назад о компьютерах почти никто не знал, кроме как из научно-фантастических книг и фильмов. Сегодня почти каждый использует смартфон с большей мощностью, чем компьютеры, которые направляли ракеты на Луну в 1969 году. Многие из рутинных работ, проанализированных Фредериком Тейлором и Гилбретами, теперь автоматизированы, выполняются компьютерами и роботами. Было подсчитано, что роботы будут выполнять 50 процентов текущих работ в течение двадцати лет. Какова роль управления, когда машины вместо людей выполняют работу?
Под глобализацией понимается все большее облегчение потоков между странами. Она включает в себя экономические, политические, социальные и культурные взаимодействия. В частности, экономическая глобализация создает единый глобальный рынок, облегчая ведение бизнеса через границы. Глобализация позволила компаниям выполнять множество производственных работ в странах с низкими затратами на рабочую силу. В результате в России поставлена задачами перейти от экономики обрабатывающей промышленности к экономике услуг и информационной экономике.
В настоящее время разрабатывается теория системного менеджмента.
Управление системами предлагает альтернативный подход к планированию и управлению организациями. Теория системного управления предлагает, чтобы предприятия, как и человеческое тело, состояли из множества компонентов, которые работают гармонично, чтобы большая система могла функционировать оптимально. Согласно теории, успех организации зависит от нескольких ключевых элементов: синергии, взаимозависимости и взаимосвязей между различными подсистемами.
Сотрудники являются одним из важнейших компонентов компании. Другими важнейшими элементами для успеха бизнеса являются отделы, рабочие группы и бизнес-единицы. На практике менеджеры должны оценивать модели и события в своих компаниях, чтобы определить оптимальный подход к управлению. Таким образом, они могут сотрудничать по различным программам, чтобы работать как единое целое, а не как изолированные единицы.
Рассматривая развитие управленческой мысли на современном этапе следует сказать о теории управления в чрезвычайных ситуациях.
Основная концепция теории управления в чрезвычайных ситуациях заключается в том, что ни один подход к управлению не подходит для каждой организации. Существует несколько внешних и внутренних факторов, которые, в конечном счете, повлияют на выбранный подход к управлению. Теория непредвиденных обстоятельств определяет три переменные, которые могут повлиять на структуру организации: размер организации, применяемые технологии и стиль руководства.
Фред Фидлер является теоретиком теории управления в чрезвычайных ситуациях. Фидлер предположил, что черты лидера напрямую связаны с тем, насколько эффективно он руководит. Согласно теории Фидлера, существует набор черт лидерства, удобный для любой ситуации. Это означает, что лидер должен быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям. Теория управления в чрезвычайных ситуациях может быть подытожена следующим образом:
Не существует единой специфической методики управления организацией.
Лидер должен быстро определить конкретный стиль управления, подходящий для конкретной ситуации.
Основным компонентом теории управления в чрезвычайных ситуациях Фидлера является LPC — наименее предпочтительная шкала коллег. LPC используется для оценки того, насколько хорошо ориентирован менеджер.
Сейчас все наибольшее значение приобретает процессный принцип управления организацией и управлению работой в современных условиях.
Система управления персоналом – это ведение процесса формирования конкурентоспособного трудового коллектива на предприятии при учете настоящих и будущих перемен внешней и внутренней сред, обеспечивающих выживание организации, ее развитие и осуществление долгосрочных целей.
К объектам кадровой политики на предприятии относят:
— весь трудовой коллектив в общем и каждого работника в отдельности;
— трудовые критерии на предприятии;
— состав рабочего коллектива.
Выделяют конкретные цели, на которые направлена кадровая политика на любом предприятии:
— обеспечение предприятия рабочими кадрами при учете перспектив в его развитии;
— поддержание конкурентоспособного объема оплаты труда, который позволит не просто набрать кадры, а также и мотивировать его на эффективную работу;
— применение и разработка собственной программы обучения кадров для повышения его квалификационных навыков, а также образования высокого уровня внутренней кадровой динамики;
— развитие и поддержание внутренних коммуникаций персонала с управляющим звеном, а отделов — с департаментами;
— обеспечение психологической помощи персоналу в случае внутренних и внешних перемен на предприятии.
Основы управления персоналом, что формируют единую систему, полагаются на конкретные закономерности, которые заключаются в следующем [14]:
1. Соотношение основ управления персоналом целям, что поставлены перед работниками производственного сектора.
2. Системную направленность основ управления персоналом. К примеру, они должны вырабатываться в точной согласованности с правилами управления самой фирмы или положениями организации производственной сферы. Не наименее актуальное значение имеет взаимодействие ключевых основ управления персоналом с факторами внешней среды.
3. Наилучшее взаимодействие инструкций централизации и децентрализации в системе управления персоналом. По мере становления производственного процесса необходимо уделять внимание и развитию основ и политики руководства персоналом, вводить свежие положения, модернизировать старые. Может изменяться и уровень централизации системы управления персоналом. Во многом он находится в зависимости от того, кто конкретно принимает управленческие решения в компании.
4. Пропорциональность производства и управления. Данный принцип касается не только процесса управления персоналом, а всех систем управления на предприятии. К примеру, для того, чтобы численность работников в фирме гарантировала прогнозируемый результат для работы компании, она должна соответствовать главным положениям работы и управления производственного сектора.
5. Потребность многообразия. Основы управления персоналом должны отвечать положениям производственной системе по трудности и простоте. Невозможно объединить примитивное управление с групповыми производственными аспектами.
6. Взаимодействие закономерностей. В управлении персоналом задействованы силы разного направления, что в абсолютной мере находятся в зависимости от логики управления и добиваются хороших итогов при помощи нескончаемого обоюдного действия.
В окончании данного параграфа выделим то, что важно принимать во внимание, подбирая политику руководства персоналом в организациях:
1. Выбор основных методов стимулирования и мотивации базируется на: доверии между работником и руководителем; экономическом вознаграждении; нематериальном стимулировании и действенной организации рабочего процесса.
2. При поддержке стимулирования и мотивации сотрудников компания получает возможность достичь качественных итогов. Стимулированные работники функционируют согласно с интересами предприятия.
3. Процесс корпоративного обучения считается главнейшей долею в ходе преподавания и становления служащих на предприятии.
4 Система корпоративного обучения предусматривает внутренние и внешние образовательные действия, программы улучшения квалификации работников.
Современные компании, более начинают осознавать, что противоречие интересов персонала и фирмы – это неминуемая действительность на современном трудовом рынке. Предприятие оплачивает увеличение квалификации работников, при этом увеличивается его стоимость на рынке труда.
В данной взаимосвязи первым способом в ходе управления персоналом в организации считается процесс корпоративного обучения и увеличение квалификации персонала. У самого большого количества отечественных организаций нет экономической возможности противостоять перекупке работников. В следствии этого, организациям нужно осторожно подходить к обучению многоцелевым знаниям, в масштабах точной занимаемой должности на предприятии. Несомненно, может быть полезно учить работников корпоративным программам и иностранным языкам. Однако, следует понимать, что мобильность работников от этого увеличивается, и им предоставляется возможность с успехом использовать приобретенные знания, также и в иных организациях [16, с.74-75].
Качество бизнес-образования в России растет с каждым годом, и оно эволюционирует в рамках общемировых тенденций. Перенимая опыт, важно иметь в виду, что не просто бизнес, а также и каждое предприятие проходит все стадии развития. Главное, понимать, на каком шаге присутствует предприятие в отрасли. В зависимости от этого можно установить, что в реальный момент важнее: развивать творческое начало, или навести внутренний порядок.
Втором успешным способом управления персоналом в современных организациях считается мотивация служащих. Работники компании — это ее главнейший ресурс. В соответствии с этим, их заинтересованность входит в набор ценностей каждого действенного управляющего.
В качестве третьего способа управления персоналом в организации выделим формирование корпоративной культуры. Российская наука не так давно начала изучать роль корпоративной культуры. Исследования в этой сфере проводили ученые Алавердов А.Р., Дырин С.Г., Егоршин А.П. и др. Однако, в научных трудах до сих пор нет однозначного воззрения условно сущности корпоративной культуры и приспособлений ее действия на потенциал компании, его развитие и эффективное использование. В конце концов, вопросы корпоративной культуры на предприятиях требуют дальнейшего научного исследования [18, с.92].
В формировании благоприятных условий для реализации стратегических целей фирмы приоритетное значение приобретает понимание руководителями роли корпоративной культуры. Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данному предприятию, что выражают ее особенность и восприятие себя и других в публичной сфере.
Четвертый метод управления персоналом в организации – это функция управления, которая нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь. Организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия.
Содержание функции организации составляет:
— делегирование полномочий;
— организацию отношений, упорядочение работ;
— деление организации на подразделения.
При реализации функции организации условно выделяют три важных аспекта:
— построение организационной структуры управления: выделение подразделений, определение их состава, задач и функций;
— определение взаимоотношений в организации. При решении данного вопроса должны быть четко определены права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц;
— обеспечение этих взаимоотношений — распорядительство, т.е. доведение до подчиненных распорядительских актов [3].
Координация – пятый метод управления персоналом в организации. Один из главных критериев успешной работы организации представляет из себя согласованность работы менеджеров конкретной организации. Обратим внимание на значимость успешной организации потоков информации. Она должна быть необходимой, но не излишней.
Говоря о факторах, влияющих на практическую реализацию функции координации следует особо выделить качественность и непрерывность необходимой информации.
Контроль – шестая функция управления персоналом, которая обеспечивает достижение целей организации. Он важен для обнаружения и разрешения образующихся проблем ранее, чем они станут необратимыми. Процесс контроля состоит из установки стереотипов, конфигурации практически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые итоги значительно отличаются от установленных стандартов.
В заключении первой главы курсовой работы обобщим приведенные выше выводы:
1. Процесс управления персоналом – это ведение процесса формирования конкурентоспособного трудового коллектива на предприятии при учете настоящих и будущих перемен внешней и внутренней сред, обеспечивающих выживание организации, ее развитие и осуществление долгосрочных целей.
2. Объекты кадровой политики на предприятии – это весь трудовой коллектив в общем и каждого работника в отдельности; трудовые критерии на предприятии; состав рабочего коллектива.
3. В процессе управления персоналом организацией в современной России на сегодня выделяют: обучение, мотивацию, формирование корпоративной культуры, координацию, планирование и контроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:
Теория и практика управления прошли многовековую эволюцию в рамках различных типов экономических систем.
Русская управленческая мысль всегда развивалась своим особым путем, основным объектом изучения которой, прежде всего, было именно государственное управление, дальнейший путь развития России, реформистские и революционные традиции ее преобразования.
Проведя теоретический анализ развития организационно-управленческой мысли в России, можно с полной уверенностью утверждать, что отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие управленческой науки.
Истоки российской управленческой мысли своими корнями уходят в период становления и развития Древней Руси. Основным источником сведений об идеях управления хозяйственными системами этого периода, различными организациями, в том числе и государством, были русские летописи. Летописание на Руси было уделом узкого круга наиболее грамотных людей, духовных лиц (епископов, монахов, священников) и считалось «богоугодным, душеполезным делом». Со временем летописи и летописные своды стали вестись не только при церквях и монастырях, но и при княжеских дворах. В Московском государстве официальное летописание получило широкое развитие, и занимались им специально подготовленные люди  приказные дьяки. Помимо летописей, к источникам, отображающим процессы формирования идей управления хозяйством Киевской Руси (10-13 вв.) и Русского государства (14-16 вв.), можно отнести: правовые акты, такие, как «Русская правда», различные княжеские уставы и уставные грамоты, акты Земских соборов, акты местного управления, Судебники 1497 и 1550 гг., торговые договоры и первые отечественные сочинения в духе «поучений», посвященные управлению государством и хозяйством.
В 20 в. после свершения Великой октябрьской социалистической революции 1917 г. Россия пошла по пути социалистического развития. Переход к новой экономической системе потребовал внедрения новых методов хозяйствования и управления. В связи с изменяющимися в стране политическими и экономическими условиями менялось и содержание проводимой в стране реформы управления. На смену политики «военного коммунизма» в 1921 г. в стране началось проведение «новой экономической политики» (нэпа), направленной на развитие экономической самостоятельности предприятий, частной собственности и предпринимательства.
Созданная в стране командно-административная экономика и административная система управления сыграло положительную роль в создании первого в мире социалистического государства. Но необходимость восстановления народного хозяйства после Великой отечественной войны и его дальнейшего развития поставили перед государством и правительством задачу реформирования российской экономики, совершенствования системы управления народным хозяйством, перехода от административных методов управления к экономическим.
В эти годы значительного развития получает теория управления: выходит большое количество работ, исследующих проблемы управления народным хозяйством и отраслями производства, внедрение системы хозяйственного расчета, балансового метода планирования, стимулирование деятельности предприятий. В области управления активно работают такие ученые как Д.М. Гвишиани, В.Г Афанасьев, Л.И. Абалкин, Г.Х. Попов, Р.А. Белоусов, О.А. Дейнеко, А.Г. Аганбегян. Их работы вошли в золотой фонд науки управления и составляют богатое научное наследство, представляющее собой синтез мирового опыта в области управления и собственных оригинальных разработок российских авторов. История управленческой мысли, сложившаяся как самостоятельное научное управление, не только обогащает систему знаний об управлении, но и повышает уровень научной обоснованности принимаемых государством управленческих решений.
Россия в начале 21 века вступила в новую фазу своего экономического развития, когда существующая система управления должна либо существенно реформироваться, либо окончательно быть сломленной для постройки нового здания государственного управления. Поэтому необходимо дальнейшее развитие научной мысли, направленной на совершенствование управления экономикой и обществом в условиях современной макроэкономической нестабильности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова О. Е. Стимулирование предпринимательского труда: теория и практика: учебное пособие — М: ВолгГТУ, 20146 — 109 с.
2. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие — М.: МФПУ Синергия, 2014 — 192 c.
3. Александрова А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018 — 320 c.
4. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие / Л.Е Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 214 с
5. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник — М.: ИНФРА-М, 2018 — 365 c.
6. Белковский Н.В. Процессный подход в новых стандартах менеджмента / Белковский Н.В., Попов Е.В. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — №6. — С. 136-141.
7. Борисова А.П. Как повлиять на качество работы подчиненных [Электронный ресурс]: статья. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1877893-kak-povliyat-na-kachestvo-raboty-svoih-podchinennyh (дата обращения 13.02.2021)
8. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учебное пособие / А.А. Брасс. – Минск: Современная школа, 2014. – 280 с.
9. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учебное пособие — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 — 192 c.
10. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент: учебник — М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014 — 431 с.
12. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент: учебное пособие /Г.Я. Гольдштейн. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015 – 345 с.
13. Грибов П.Г. История управленческой мысли: учеб. пособие / П.Г. Грибов. — М.: Дело, 2018. — 125 с.
14. Кравченко А.И. – История менеджмента – М.: Академический Проект, 2020 – 344 с.
15. Макашов И. Н. Всемирная история управленческой мысли /И. Н. Макашов, Н. В. Овчинникова. — М.: Издательство: РГГУ. 2018. – 680с.
16. Маршев В. И. История управленческой мысли: учебник — Инфра-М. 2019 г. — 736 с.
17. Семенова И.И. — История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 222 с.
18. Попов А.В. — Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2019. – С.12.
19. Теория менеджмента под ред. Лялина А.М. — учебник для вузов — СПб.: Издательство: Питер. 2019. – 464с.
20. Холопов А.В. История экономических учений: учеб. пособие. — М.: Рид Групп, 2017. – 464 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф