Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Развитие внешнеэкономической деятельности»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Современный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
Министерство экономического развития РФ.
1.2. Статистические показатели развития внешнеэкономической деятельности России
1.3. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛАМЗУРЬ»
2.1. Организационная характеристика ОАО «Ламзурь»
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Ламзурь» на внешнем рынке
2.3. Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «Ламзурь»
3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Повышение конкурентоспособности предприятия
3.2. Расширение научно-технического и технологического обмена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешнеэкономическая деятельность становится все более необходимым фактором формирования  народного хозяйства и финансовой стабилизации республики. В наше время осталось мало отраслей в промышленно-развитых странах, которые не были бы вовлечены в сферу внешнеэкономической деятельности.

На каждом этапе развития государства внешнеэкономическая деятельность оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, организаций. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействует на усовершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и улучшение производственных сил. Ещё ни у одной страны не вышло создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики республики в мировое хозяйство. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как для всей страны, так и каждого предприятия в отдельности. [12]

Цель работы заключается в исследовании развития внешнеэкономической деятельности фирмы и предложений ее повышения.

Указанная цель предопределила следующие задачи:

  1. Изучить современный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
  2. Рассмотреть статистические показатели развития внешнеэкономической деятельности России
  3. Рассмотреть организацию управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
  4. Исследовать внешнеэкономическую деятельность предприятия ОАО «Ламзурь»
  5. Разработать направления дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности предприятия

Предметом исследования являются деловые отношения, возникающие в процессе внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность.

В процессе исследования были использованы следующие методы: метод общенаучного анализа, метод факторного анализа, математический метод, метод интерполяции.

Методология и научная база исследования составляют: научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области внешнеэкономической деятельности предприятий.

Практическая значимость работы: заключается в том, что разработанные практические предложения могут быть использованы в качестве методических  там основ при  там разработке мероприятий  там по повышения  там эффективности внешнеэкономических  там отношений фирмы.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Современный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) [1]

Её сущность заключается в участие хозяйствующего субъекта в рыночной экономике, который преследует собственный коммерческий интерес, сформированный на  находящихся в распоряжении материально-технических возможностях.

Необходимо выделить виды и формы внешнеэкономической деятельности (табл.1).

Таблица 1 – Виды и формы ВЭД

ВИД ФОРМЫ
Внешнеторговая деятельность Экспортные сделки.

Импортные сделки.

Бартерные сделки.

Валютные и финансово-кредитные операции Осуществление международных расчетов.

Предоставление кредитов и займов.

Купля-продажа валют и ценных бумаг на междарод. и российских рынках.

Международное инвестиционное сотрудничество Зарубежные инвестиции.

Международные лизинговые сделки.

Портфельные инвестиции.

Кредитные соглашения.

Совместное производство в рамках совместного предприятия.

Отношения с международными организациями Оказание консультационно-информационных, инжиниринговых услуг.

Франчайзинг.

Совместное научно-исследовательское сотрудничество.

Международное разделение труда, производственная кооперация Международная производственная кооперация.

Совместное производство.

Международный подряд.

Совместные предприятия (СП).

Современный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности является совокупностью органов участвующих в осуществлении внешнеторгового регулирования и различных инструментов и методов. [8]

Органы государственной власти, управляющие  внешнеэкономической деятельностью страны (табл.2).

Таблица 2 —  Органы госвласти, упралвяющие ВЭД

ОРГАН ВЛАСТИ ФУНКЦИИ
Президент Российской Федерации. Раздел о внешней политике в послании Федерального Собрания.

Определяет порядок экспорта драгоценных металлов.

Регулирует военно-технические сотрудничества.

Правительство Российской Федерации. Разработка программы развития внешней торговли.

Решение о переговорах и подписании международных договоров.

Министерство экономического развития РФ. Выработка внешнеэкономической стратегии.

Обеспечение её реализации и контроль.

Сотрудничество с международными комиссиями.

Согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством иностранных дел.

Федеральная таможенная служба. Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе
Центробанк Российской Федерации. Межбанковые соглашения.

Валютное регулирование.

Правительственные и межведомственные комиссии и советы. Разработка защитных мер во внешней торговле.

Вопросы всемирной торговой организации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, ФСТЭК и др. Вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере экономической дипломатии, финансов.

Технический и экспортный контроль.

Органы власти регионов. Осуществление внешнеторговой координации.

Контроль за внешнеторговой деятельностью.

Соглашения.

Дополнительные льготы.

Гарантии.

Местные органы власти. Разработка и организация программ развития внешнеторговой деятельности в регионах.

Также существуют различные инструменты и методы управления внешнеэкономической деятельностью. Одним из таких инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности является правовое регулирование. Оно осуществляется законами и множествами нормативных актов, которые можно разделить по направлениям: [23]

  1. Таможенное регулирование (контроль ввоза и вывоза товаров из Российской Федерации, соблюдение порядка и правил на таможенной границе).
  2. Налоговое регулирование (изменение налоговых ставок, установление льгот, уровня налогообложения, отчислений в бюджет и т.д.) .
  3. Регулирование для целей бухгалтерского учета (осуществление учета по внешнеэкономической деятельности).
  4. Валютное регулирование (заключается в регламентирование порядка осуществление валютных операций).

На основе этих направлений было выделено три группы методов регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (табл.3):

Таблица 3 – Методы регулирования ВЭД РФ

МЕТОД ВИД ФУНКЦИЯ
Организационно-административные методы

 

Валютный контроль Паспорт сделки.

Репатриация иностранной валюты.

Различные виды контроля: технический, санитарный, экологический и т.д.

Таможенные пошлины.

Качественный контроль
Таможенные требования
Торгово-промышленные методы Либерализация внешнеэкономической деятельности Торговые соглашения

Организация выставок, семинаров.

Отмена ввозных пошлин.

Федеральные программы по развитию внешнеторговой деятельности (ВТД).

Вступление внешнеэкономической деятельности
Развитие внешнеэкономической деятельности
Экономические методы Налоговое регулирование Режим приграничной торговли.

Режим свободных экономических зон.

Таможенные сборы.

Стимулирование экспорта.

Регулирование импорта.

Таможенно-тарифное регулирование
Регулирование импорта (экспорта)

 

Таким образом, мы рассмотрели механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

1.2. Статистические показатели развития внешнеэкономической деятельности России

В 2017 году товарооборот России  2017г. внешнеторговый оборот Рос-сии составил 584 050 млн долл. США, увеличившись на 24,86% (116 297 млн долл.) по сравнению с 2016 годом, в том числе экспорт — 357 083 млн долл. США, увеличившись на 25,08% (71 592 млн долл. США) по сравнению с 2016 годом, импорт — 226 966 млн долл. США, увеличившись на 24,53% (44 705 млн долл. США)  по сравнению с 2016 годом. Сальдо торгового баланса России в 2017 году сложилось положительное в размере 130 117 млн долл. США. По сравнению с 2016 годом положительное сальдо увеличилось на 26,05% (26 887 млн долл. США).  [3]

По данным таблицы 4 в структуре экспорта России в 2016 и 2017 годах значительная доля поставок пришлась на товары:

Таблица 4 – Доля поставок товаров за 2016-2017 гг.

ТОВАРЫ ДОЛЯ
Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) 60,37% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 59,18%)
Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) 10,43% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 10,18%)
Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) 6,70% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 7,28%)
Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) 6,02% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 6,39%);
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) 5,80% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 5,97%)
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) 3,31% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 3,43%)
Драгоценные металлы и камни (код ТН ВЭД 71) 3,09% от всего объема экспорта России (в 2016 году – 3,12%)

Наибольший прирост экспорта России в 2017 году по сравнению с 2016 годом зафиксирован по товарным группам (табл.5):

Таблица 5 – Прирост экспорта по товарным группам

ТОВАРЫ ПРИРОСТ
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) рост на 45 463 млн долл. США

 

Черные металлы (код ТН ВЭД 72) рост на 4 640 млн долл. США
Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты (код ТН ВЭД 71) рост на 2 143 млн долл. США
Злаки (код ТН ВЭД 10) рост на 1 921 млн долл. США
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части​ (код ТН ВЭД 84) рост на 1 741 млн долл. США
Медь и изделия из нее (код ТН ВЭД 74) рост на 1 396 млн долл. США
Древесина и изделия из нее; древесный уголь​ (код ТН ВЭД 44) рост на 1 378 млн долл. США
Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73)  рост на 1 177 млн долл. США

Сокращение экспорта России в 2017 году по сравнению с 2016 годом не зафиксировано. По данным таблицы 6 в структуре импорта России в 2017 году (и в 2016 года) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: [7]

Таблица 6 – Доля поставок в 2016-2017 гг. на товары

ТОВАРЫ ДОЛЯ
Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) 45,62% от всего объема импорта России (в 2016 году – 44,26%);
Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) 17,74% от всего объема импорта России (в 2016 году – 18,54%);
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (коды ТН ВЭД 01-24) 12,70% от всего объема импорта России (в 2016 году – 13,66%);
Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) 6,89% от всего объема импорта России (в 2016 году – 6,25%);
Текстиль и обувь (коды ТН ВЭД 50-67) 5,97% от всего объема импорта России (в 2016 году – 6,01%);
Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) 1,95% от всего объема импорта России (в 2016 году – 1,77%);
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) 1,59% от всего объема импорта России (в 2016 году – 1,85%).

 

Наибольший прирост импорта России в 2017 году по сравнению с 2016 годом зафиксирован по следующим товарным группам (таблица 7):

Таблица 7 – Прирост импорта на товары

ТОВАРЫ ПРИРОСТ
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части​ (код ТН ВЭД 84)  рост на 9 927 млн долл. США;
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности (код ТН ВЭД 87)  рост на 5 770 млн долл. США;
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (код ТН ВЭД 85)  рост на 5 230 млн долл. США;
Фармацевтическая продукция (код ТН ВЭД 30)  рост на 1 927 млн долл. США;
Черные металлы (код ТН ВЭД 72)  рост на 1 793 млн долл. США;
Пластмассы и изделия из них​​ (код ТН ВЭД 39)  рост на 1 224 млн долл. США;
Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73)  рост на 1 156 млн долл. США;
Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности (код ТН ВЭД 90)  рост на 1 030 млн долл. США;
Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь (код ТН ВЭД 08)  рост на 847 млн долл. США;
Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали (код ТН ВЭД 64)  рост на 823 млн долл. США;
Каучук, резина и изделия из них (код ТН ВЭД 40)  рост на 811 млн долл. США;
Органические химические соединения (код ТН ВЭД 29)  рост на 773 млн долл. США;
Суда, лодки и плавучие конструкции (код ТН ВЭД 89)  рост на 720 млн долл. США;
Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки и аналогичные набивные принадлежности мебели; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные или не включенные; световые вывески, световые таблички с именем или названием, или адресом и аналогичные изделия; сборные строительные конструкции (код ТН ВЭД 94)  рост на 708 млн долл. США;
Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания (код ТН ВЭД 62)  рост на 694 млн долл. США.

Сокращение импорта России в 2017 году по сравнению с 2016 годом не зафиксировано.

По данным статистическим показателям за 2016-2017 года можно сказать, что внешнеэкономическая деятельность России стремительно растёт.

1.3. Организация управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии

В современной международной и отечественной практике существуют различные типы организации внешнеэкономической деятельности предприятия, прежде всего в зависимости от его отраслевой принадлежности.

Планирование внешнеэкономической деятельности осуществляется наряду с планированием деятельности на отечественном рынке и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана внешнеторговой, или внешнеэкономической, деятельности. План внешнеэкономической деятельности включает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом эквиваленте за определенный период. [18]

На производственном предприятии выбор формы организации службы ВЭД определяют различные факторы:

— мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда;

— степень интернационализации производственной деятельности;

— методы реализации продукции организации: самостоятельные экспортные операции или через контрагентов;

— масштаб организации и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД;

— внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или временный [22].

В зависимости от этих факторов предприятия применяют различные формы организации ВЭД:

— отдел внешнеэкономических связей (далее – ОВЭС) в структуре управления предприятием;

— внешнеторговые организации (далее – ВТФ) в составе крупных объединений (ряде случаев с правами юридического лица);

— при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений, обслуживающих их внешнеэкономические потребности;

— через услуги иностранных посредников [25]

Многообразие связей, каналов работы и формы сделок на внешнем рынке в реальной жизни размывает границы между прямыми операциями предприятия и продажами через посредников, которые также могут действовать от имени и за счет предприятия, но в ряде случаев более эффективно и с большей выгодой для предприятия.

Однако при постоянном характере экспортных операций, нацеленности на их расширение предприятие должно иметь в своем составе профессиональную службу ВЭД, как минимум – отдел ВЭС, а для более масштабных операций – ВТФ. При разработке планов развития ВЭД и расчете рентабельности отдельных сделок эти специалисты будут соизмерять величину издержек в случае работы собственной “командой” с величиной вознаграждения специализированного посредника.

Внешнеэкономическая деятельность – это способ реализации внешнеэкономических связей. Внешнеэкономические связи – это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны, т. к. ее содержанием является перемещение материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между государствами. Во внешнеэкономических связях переплетаются экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научные исследования и валютно-финансовые операции. [11]

В мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая из них форма внешнеэкономической деятельности имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу. Основой всей внешнеэкономической деятельности по-прежнему является внешняя торговля.

В зарубежной коммерческой практике выделяют два способа реализации коммерческих операций: прямой и косвенный.

Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и последним потребителем. Косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и, руководители предприятий, исходя из необходимости осуществления внешнеэкономических операций, частоты их осуществления и т.д., выбирают тот или иной метод.

Также существуют различные варианты осуществления внешнеэкономической службы на предприятии, а именно:

— отдел внешнеэкономических связей;

— внешнеторговые фирмы. [9]

На производственном предприятии выбор формы организации службы ВЭД определяют различные факторы:

— степень интернационализации производственной деятельности;

— методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;

— масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД. [17]

Так, в данной главе мы рассмотрели современный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, а также статистические показатели развития внешнеэкономической деятельности России и организацию управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии.

Перейдем к практической части курсовой работы – исследованию ВЭД предприятия ОАО «Ламзурь».

 

2.     ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛАМЗУРЬ»

2.1. Организационная характеристика ОАО «Ламзурь»

ОАО «Ламзурь» — предприятие кондитерской промышленности Республики Мордовия. В настоящее время ОАО «Ламзурь» выпускает более 300 (Трехсот) наименований кондитерских изделий: карамель, ирис, драже, восточные сладости, печенье, вафли, торты, зефир, мармелад, пралиновые и помадные конфеты.

Продукция Общества реализуется в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.

Кондитерская фабрика постоянно расширяет номенклатуру выпускаемой продукции. Особенно сильно эта тенденция проявилась после экономического кризиса 1998 года, когда предприятие стремилось занять частично опустевшую нишу на рынке кондитерских изделий в результате резкого сокращения предложения иностранных кондитерских изделий.

Правовое положение общества определяется гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом « Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На предприятии разрабатываются инвестиционные проекты по освоению новых видов продукции, совпадающей с профилем предприятия. Для их реализации в отчетном году закуплена новая производственная линия. Планируется, что проекты будут реализованы с привлечением как собственных, так и кредитных ресурсов.

В течение 2011 года активно осуществлялась регистрация товарных знаков на кондитерскую продукцию в Федеральном институте по интеллектуальной собственности, г. Москва. По состоянию на 01.01.2017 года ОАО «Ламзурь» являлась правообладателем свыше 90 (девяносто) товарных знаков.

 

В 2016 году выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость) составила 2408375 тыс. руб. (по сравнению с данными 2017 года выручка увеличилась на 318 602 тыс. руб.).

Сумма уплаченных налогов в бюджет за 2017год составила: НДС — 29 340 тыс. руб., налог на имущество — 3 559 тыс. руб., налог на прибыль — 5 504 тыс. руб. Среднесписочная численность работников, в том числе промышленно-производственный персонал, в 2017 году составила 451 человек, по сравнению с 2016 годом увеличилась на 35 человек.

Объем денежных средств, направленных на оплату труда составил 99 512 тыс. руб. Средняя заработная плата работников в 2017 году составила 18387 руб., что превышает уровень заработной платы прошлого года на 3579 руб.

В ближайшем будущем ОАО «Ламзурь» не предполагает изменять сферу основной деятельности. Дальнейшее развитие компании связано со значительными капитальными вложениями и увеличением объёма выпуска основной продукции, а также с уменьшением затрат, снижением себестоимости и дальнейшим повышением качества продукции.

Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Ламзурь» на внешнем рынке

В настоящее  время  существует  достаточно большое  количество разнообразных   методик,   позволяющих   оценить   конкурентоспособность предприятия на внешнем рынке. Наиболее эффективны из них SWOT-анализ, позволяющий  оценить  возможности  предприятия  на  внешнем  рынке,  оценка конкурентоспособности  предприятия  по  уровню  конкурентоспособности  его продукции,  оценка  конкурентоспособности  на  основе  внешних  факторов, дающих    предприятию    конкурентные    преимущества. [24]

Постоянное  использование  методики  позволяет  предприятию контролировать  свою  деятельность,  укрепить  сильные  стороны  и  исключить слабые,  оценивать  возможности  конкурентов  и,  в  конечном счете,  составить внешнюю маркетинговую политику, нацеленную на завоевание лидирующего положения на рынке. [30]

Так, мировой  рынок  кондитерских  изделий  включает  в  себя  сахаристые изделия,  шоколад,  орехи  и  фрукты  в  шоколаде,  вафли  и  демонстрирует интенсивную  динамику  роста,  укрупняясь  с  каждым  днем.  В  отрасли насчитывается   около   1500   специализированных   и   прочих   пищевых предприятий,  выпускающих  кондитерские  изделия  общей  среднегодовой мощностью 3400 тыс. т. Коэффициент использования мощностей за последние годы увеличился и составил  54%.

В  настоящее  время  на  долю  10  крупнейших  компаний приходитсяоколо  61%  мирового  рынка  кондитерских  изделий.  Наиболее широко на ключевых кондитерских рынках представлены Mars, Nestle, Ferrero. Объем выпущенной продукции, предназначенной для экспорта, крупнейшими производителями кондитерских изделий представлен в таблице 8.

Таблица 8 —  Лидеры мирового рынка кондитерских изделий в 2016 г., млрд дол.

Как показывают данные таблицы 8, на мировом рынке кондитерских изделий лидирующие  позиции  занимают  крупнейшие  американские  и  европейские корпорации.  Абсолютным  лидером  по  объему  экспорта  продукции  является американская корпорация «Mars», объем экспортных продаж которой за 2014г. составил  16,8  млрд  дол.  США

В  рейтинге  100  крупнейших  мировых производителей  кондитерских  изделий  представлена  только  одна  российская компания, которая занимает 16-еместо –Холдинг «Объединенные кондитеры». Мировой  рынок  кондитерских  изделий  развивается  стремительно. Эта отрасль  привлекательнав  инвестиционном  плане  и  высокодоходна.  Многие страны делают ключевую ставку на данное направление, так как для них оно составляет значительную часть ВВП, что отражено на рис.1.

Рисунок 1 — Доля рынка кондитерских изделий в структуре ВВП стран за 2016г., %

По данным диаграммы можно сделать вывод, что в 2016 г. наибольшая доля в суммарном ВВП продажи кондитерских изделий приходится на США и составляет  2,1%,  что подтверждает сказанное  выше. Велика роль  данной отрасли и  для  Японии  (1,7%  ВВП). Следует  отметить,  что  в  структуре российского ВВП доля суммарных доходов от продажи кондитерских изделий составляет  1,3%,  что  свидетельствует  о  развитости  данного  направления  в нашей стране. Проанализировав внутренний  отечественный рынок  кондитерских изделий, можно отметить, что лидирующие позиции на нем в 2016 г. занимал Холдинг «Объединенные кондитеры» с долей 25,0% (рис.2).

Рисунок 2 — Доли кондитерских компаний, представленных на внутреннем рынке РФ, за 2016г., %

Из рис.2 видно, что ОАО «Ламзурь» не является лидером в производстве и  продаже  кондитерских  изделий  на  рынке  РФ,  уступая  в  объеме  как зарубежным крупным корпорациям, так и российским конкурентам,и занимает только 5,5% отечественного рынка кондитерских изделий.

Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО «Ламзурь»

Анализируя  внешнеэкономическую  деятельность  предприятия,  можно отметить, что ОАО «Ламзурь» тесно сотрудничает с предприятиями ближнего зарубежья.  Среди  наиболее  крупных  по  объему  закупок  импортеров  следует выделить Белоруссию, Казахстан, Киргизстан, Азербайджан. Динамика продаж компаниипо основным странам-импортерам продукции представлена в табл.9.

Таблица 9 — Структура экспорта ОАО «Ламзурь»  по странам-импортерам за 2015, 2016 гг.

Из таблицы 9 видно, что за 2016г. по сравнению с 2015 г. ОАО «Ламзурь» существенно увеличила объемы экспорта  (на 56925397  руб., или 47,1%), в том  числе в  Республику  Азербайджан –на  14532149  руб.(в  3,9  раз), Республику Киргизстан –на 13205959 (217,4%),Армению –на 5412241 руб.(191,3%).

Необходимо  отметить, что  снижение  объема  экспортных   поставок  в Белоруссию –на 11020584 руб.(27,4%). Кроме того, из списка контрагентов пропала   Германия,   что,   возможно,   связано   с   текущими   сложными отношениями России и стран ЕС. Подписан экспортный контракт с Литвой и отгружено продукции на сумму 1362264 руб.  [19]

Существенное увеличение объема экспорта свидетельствует о грамотной торговой  политике,  а  также  об  укреплении  позиций  на  зарубежном  рынке. Последнее связано со снижением себестоимости продукции за счет внедрения высокотехнологичного европейского оборудования. [28]

ОАО   «Ламзурь»   находится   в   постоянном   поиске   собственных неповторимых  брендов  и  не  боится  экспериментировать.  Неоспоримыми хитами  продажи на  внешнем рынке  в настоящее  время  являются  следующие бренды:  грильяжные  конфеты  «Агреже»,  двухцветный  ирис с  начинкой «БонАмур»,  сахарное  и  сдобное  печенье  «Рускон»  и  др.(табл. 10).

Наиболее популярным  продуктами  на  внешнем  рынке  является  печенье  «Рускон», которое занимает 18,6в общем объеме экспорта.

Таблица10 — Структура экспорта ОАО «Ламзурь» по ассортименту за 2016г.

Обобщим  оценку  конкурентных  позиций  ОАО  «Ламзурь»  на  внешнем рынке  в  матрице  «Пять  сил» Портера  и  рассмотрим  возможные  пути устранения угроз со стороны факторов микросреды в табл.11.

Оценив  данные  табл.6,  отметим,  что  для  удержания  конкурентных позиций  ОАО  «Ламзурь»  на  рынке  кондитерских  изделий  необходимы постоянный    мониторинг    предложений    конкурентов,    разработка инновационного   продукта,   предложение   более   выгодных   условий сотрудничества, например, предоставление отсрочки/рассрочки платежа.

Таблица 11 — Анализ «Пяти сил» Портера для ОАО «Ламзурь»

На  возможность  дальнейшего  проникновения  на  зарубежные  рынки, стабильного удержания уже завоеванной доли в значительной степени влияют факторы  макросреды. В  связи  с  этим необходимо  провести STEP-анализ, позволяющий   выявить   политические,   экономические,   социальные   и технологические   аспекты   внешней   среды,   оказывающие   влияние   на деятельность ОАО «Ламзурь».

STEP-анализ базируется на экспертных оценках. Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где: 1 –влияние фактора мало;  2 –только значимое  изменение  фактора  сказываетсяна  продажахи прибыликомпании; 3 –влияние фактора высоко. В  качестве  факторов  выбраны  те,  которые  оказывают  влияние непосредственно на анализируемое предприятие. Результаты анализа факторов макросреды, влияющих  на  результаты  деятельности  ОАО  «Ламзурь»  на внешнем рынке, представлены в табл.12

Анализ факторов макросреды показывает, что нестабильная политическая ситуация, а также санкции, введенные против России со стороны Евросоюза, негативно сказались на предприятии. Так, из числа контрагентов предприятия в 2014 г. исчезла Германия. Социальные факторы макросреды также негативно отражаются на результатах деятельности предприятия: компания вынуждена поднимать цены на выпускаемую продукцию, что значительно ослабляет спрос на внутреннем рынке и в ряде зарубежных, как например Таджикистан, Азербайджан, где влияние ценового фактора имеет решающее значение.

Таблица 12 — Результаты STEP-анализа ОАО «Ламзурь»

Влияние технологических факторов на деятельность предприятия благоприятно. Так, за счет закупки в 2014 г. импортного оборудования удалось существенно увеличить производственные мощности. Влияние экономических факторов противоречиво: с одной стороны, предприятие должно получать большую выручку по сравнению с предыдущим периодом, так как расчеты с покупателями осуществляются в долларах США, однако становится дороже закупка импортного оборудования.  [31]

Таким образом, текущий экономический кризис негативно отразился на деятельности предприятия.

Конкурентные позиции предприятия могут быть выявлены посредством проведения SWOT-анализа, который отражает сильные и слабые стороны компании, возможности ее дальнейшего развития и угрозы. Результаты SWOT-анализа ОАО «Ламзурь» представлены в табл. 13

Таблица 13 — SWOT-анализ ОАО «Ламзурь»

Результаты SWOT-анализа показывают, что предприятие обладает большим количеством сильных сторон деятельности, среди которых выделяются широкий ассортимент продукции, положительный имидж и высокое качество продукции. У него есть возможности выхода на новые зарубежные рынки, выпуска конкурентоспособной продукции, расширения круга потребителей, работы с большим количеством компаний по сырью, использованию новейших технологий на производственных линиях. [6]

Эти сильные стороны и возможности компания должна использовать для устранения таких внешних угроз, как копирование конкурентами ассортиментных позиций, пользующихся большим спросом на рынке кондитерских изделий, и просрочка платежей клиентов. Избежать внешних угроз можно при концентрации внимания на маркетинговых исследованиях и мониторинге зарубежных рынков сбыта.

3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Повышение конкурентоспособности предприятия

Мировой рынок кондитерских изделий является перспективным.

Абсолютными его лидерами выступают американские и европейские производители. Из крупных отечественных предприятий назовем холдинг «Объединенные кондитеры» с объемом экспорта 1,33 млрд долл. США (за 2016г.). ОАО «Ламзурь» не является лидером ни на отечественном рынке кондитерских изделий, ни на зарубежном. Как наиболее конкурентоспособную экспортную продукцию компании, отметим печенье «Рускон», занимающее 18,6 % в общем объеме экспорта.

Конкурентные позиции ОАО «Ламзурь» существенно укрепились на внешнем рынке к 2016 г., о чем свидетельствует рост экспорта на 47,14 % (на конец 2016 г.), а именно в Азербайджан (на 394,6 %), Киргизстан (на 217,4 %) и Армению (на 191,3 %). Во многом это произошло благодаря предоставлению рассрочки платежа, когда первые 50 % от заказа оплачиваются по выставлении счета, вторые 50 % – спустя месяц после получения товара.

ОАО «Ламзурь» снижает себестоимость продаж за счет использования базисного условия поставки «франкоперевозчик», минимизируя таким образом транспортные расходы, а также за счет осуществления прямого экспорта, позволяющего избежать торговых посредников, что, в конечном счете, способствует активной реализации продукции на зарубежных рынках. Для удержания конкурентных позиции ОАО «Ламзурь» на внешнем рынке необходимо проводить постоянный мониторинг деятельности конкурентов, заниматься разработкой нового уникального продукта, искать более дешевые источники сырья, проводить широкомасштабные маркетинговые мероприятия.

Для удержания и увеличения доли на зарубежных рынках предприятию необходимо быстро и гибко реагировать на меняющиеся условия на данных рынках. [16]Достижение глобальной интеграции деятельности компании с одновременным приспособлением к местным особенностям навсегда невозможно, так как условия постоянно меняются: новые конкуренты, новые продукты и технологии, непостоянство валютных курсов и др.

Наиболее успешные глобализированные компании стремятся действовать быстро и в то же время гибко – это дает возможность находить источники информации, адаптировать производственные мощности, корректировать материально-производственные запасы, кадровое обеспечение и другие важные параметры во всех странах, где компания ведет свою деятельность. [20]

Таким образом, для вхождения на новые зарубежные рынки и увеличения доли на существующих ОАО «Ламзурь» необходимо разработать стратегию конкурентной борьбы, которая отражает стремление компании занять выгодную конкурентную рыночную позицию в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на достижение устойчивости, позволяющей компании противостоять конкурентам. В основе любой стратегии лежат конкурентные преимущества, которые позволяют предприятию иметь рентабельность выше

средней для данной отрасли или данного рыночного сегмента и завоевывать прочные позиции на рынке.

Стратегия конкурентной борьбы для ОАО «Ламзурь» должна предполагать следующее:

– систематический мониторинг рыночной среды;

– более глубокое изучение запросов, вкусов и предпочтений потребителей;

– опросы потребителей на узнаваемость продукции;

– периодические оценки конкурентоспособности продукции предприятия;

– обновление ассортимента продукции на основании ожиданий и предпочтений потребителей;

– проведение рекламных акций (информационное продвижение продукции, участие в выставках и т. д.).

Для создания механизма внедрения и реализации стратегии, направленной на развитие конкурентных преимуществ на основе эффективного мониторинга внешней и внутренней среды, в ОАО «Ламзурь» необходимо:

1) построить дерево целей, где отображены главная и стратегические цели развития предприятия;

2) разработать схему мониторинга внешней среды и основных конкурентов на зарубежных рынках;

3) предложить маркетинговые мероприятия с целью привлечения внимания потребителей к продукции ОАО «Ламзурь», что, в конечном счете, приведет к увеличению объемов продаж и занимаемой доли на рынке;

4) оценить расходы на реализацию маркетинговых мероприятий по стимулированию спроса на продукцию;

5) определить экономический эффект от предложенных мероприятий.

Стратегия конкурентной борьбы предполагает постановку стратегических и тактических целей развития компании.

Фактически мониторинг рынка будет являться основой и средством достижения поставленных целей.

Экономические факторы повышения конкурентоспособности основываются на завоевании большей доли на рынке кондитерских изделий, проведении мероприятий по снижению себестоимости продукции, материально-техническом переоснащении организации. [32]

Постановка предложенных целей и стремление к их достижению позволят повысить конкурентоспособность ОАО «Ламзурь».

Для того чтобы иметь конкурентные преимущества на зарубежных рынках необходимо знать, чем продукция предприятия отличается от продукции конкурентов, какие условия они предлагают своим основным партнерам, каким образом организуют систему товаропродвижения.  [34]

Для ответа на все эти вопросы необходимо проводить постоянный мониторинг деятельности конкурентов, поэтому нами была разработана схема мониторинга деятельности конкурентов на внешнем рынке (рис. 4).

 

Рисунок 4 — «Дерево целей» для ОАО «Ламзурь»

Для реализации системы мониторинга деятельности конкурентов, оценки перспектив зарубежных рынков в целом, изменений потребностей потребителей необходимо активно проводить маркетинговые исследования через местные информационные агентства или через дилеров и эксклюзивных представителей продукции. (рис.5)

Рекомендуемая методика проведения исследования потребителей включает в себя:

1) разработку вопросов для анкеты, выбор дизайна анкетных листовок, определение целевой аудитории. Анкетирование и опрос рекомендуется проводить у учащихся старших классов, студентов, пенсионеров, молодых семей; по каждой группе потребителей отдельно;

2) выбор места проведения анкетирования. Рекомендуется проводить в местах большого скопления людей, лучше всего в крупных торговых супермаркетах, где присутствует продукция ОАО «Ламзурь»;

3) обработка и анализ полученных данных, выявление наиболее часто встречающегося ответа;

4) оценка и анализ полученных результатов, обобщение мнения потребителей о продукции ОАО «Ламзурь».

Рисунок 5 —  Схема мониторинга конкурентов на зарубежных рынках

С целью информирования потребителей о различных новинках, а также для продвижения бренда рекомендуется использовать услуги рекламных и информационных агентств в форме подачи рекламы на телевидение и радио, а также аренды баннеров со специальными предложениями продукции ОАО «Ламзурь».

На основе анализа конкурентоспособности было выявлено, что по сравнению с осуществляющими экспорт продукции за рубеж отечественными конкурентами ОАО «Ламзурь» выглядит менее конкурентоспособной. ОАО «Ламзурь» имеет ряд конкурентных преимуществ, например использование базисного условия поставки преимущественно «франкоперевозчик», что позволяет исключать транспортные расходы по поставке продукции на рынки ближнего зарубежья, более низкая цена на продукции.

Проведение указанных мероприятий позволит улучшить финансовые показатели деятельности предприятия, модернизировать производственный процесс и выйти на качественно новый уровень. Достижение финансовой независимости и изменение качественных характеристик товара – процесс длительный, однако это, в конечном счет, приведет к повышению конкурентоспособности ОАО «Ламзурь».

Кроме того, необходимо пересмотреть систему сбыта продукции за рубеж. Для этого компания использует прямой экспорт, главным недостатком которого является удаленность от потребителя, т. е. не всегда есть возможность получить информацию об изменении потребительских предпочтений своевременно. С одной стороны, исключение посредников из цепочки реализации продукции существенно снижает цену на нее для партнеров, но с другой – лишает возможности контролировать спрос на внешнем рынке. [9]

В целях улучшения эффективности внешнеэкономических операций мы предлагаем рассмотреть возможность создания собственных филиалов за рубежом при тщательном выборе страны для размещения филиала. В качестве такой страны нами предлагается рассмотреть Республику Казахстан, так как данный партнер является наиболее стабильным в плане объема закупок.

Вариативность метода входа на зарубежные рынки предполагает также изменение при необходимости существующей стратегии. Поскольку ОАО «Ламзурь» использует стратегию недифференцированного маркетинга, то для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности при достаточно большом ряде стран-импортеров можно перейти к использованию стратегии концентрированного маркетинга.

Это позволит сосредоточить усилия на конкретных рынках. Концентрированный маркетинг, в первую очередь, предполагает экспорта товаров в большое количество стран: по существу, предприятия занимаются экспортом наудачу и не планируют операции маркетинга в целях получения максимальной прибыли.

Важно, чтобы компания, принявшая решение осуществлять данную стратегию, выбрала из всех имеющихся у нее возможностей такой рынок, который в перспективе принес бы максимальную прибыль. [15]

3.2. Расширение научно-технического и технологического обмена

Для повышения конкурентоспособности ОАО «Ламзурь» необходимо использовать эффект «накопления опыта». Успешные компании используют не только наилучшие методы в каждом индивидуальном случае, но и эффект «накопления опыта», не рассматривая каждое отдельное вхождение на рынок как «одноразовое», используя опыт, полученный на одних рынках, для завоевания других. Так, при использовании стратегии концентрированного маркетинга ОАО «Ламзурь» возможно осуществление концентрации маркетинговых усилий по блокам стран на основе географического признака сегментации.

Используя данный признак, можно выделить следующие сегменты:

– ближнее зарубежье: Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Молдавия, Грузия, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Монголия;

– Восточная Европа: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия, Словакия, Болгария;

– дальнее зарубежье: Германия, Китай.

Так, разработав комплекс маркетинга для завоевания рынка Республики Казахстан и добившись положительных результатов, данный маркетинговый комплекс можно будет приложить и к другим странам из блока «ближнее зарубежье».

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ОАО «Ламзурь» необходимо:

1) обратить внимание на финансовые показатели деятельности, а также провести оздоровительные мероприятия по доведению их до приемлемых значений, что позволит ОАО «Ламзурь» стать финансово независимым и стабильным, а также заниматься диверсификацией деятельности за рубежом;

2) для удержания доли на внешнем рынке и вхождения на новые рынки сбыта предприятию, на наш взгляд, необходимо придерживаться стратегии концентрированного маркетинга и сосредоточить усилия на определенных рынках сбыта, особенно на рынках Белоруссии и Казахстана как наиболее привлекательных;

3) с целью повышения конкурентоспособности необходимо придерживаться предложенных стратегических целей, основанных повышении производительности труда, модернизации производственных мощностей и, как результат, завоевании большей доли на внешнем рынке;

4) применить проверенные эффективные маркетинговые стратегии по блокам для стран со схожими параметрами спроса, внутриотраслевой конкуренции, менталитета;

6) рассмотреть возможность создания филиала за рубежом с целью получения своевременной и достоверной информации об изменении условий на рынке, потребительских предпочтений, поведения конкурентов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкуренция является неотъемлемой составляющей рыночной экономики и вызывает необходимость быстро и гибко адаптироваться к условиям рыночной среды. Конкуренция порождает понятие конкурентоспособности, которая представляет собой совокупность различных экономических, социальных, технологических и других факторов, дающих предприятию определенные преимущества перед конкурентами на внутреннем и внешнем рынках. [25]

Конкурентоспособность предприятия определяется такими факторами, как качество выпускаемой продукции, цена, затраты на ее производство и реализацию, уровень конкуренции, сложившийся в отрасли функционирования предприятия, особенности рынка, финансовая устойчивость предприятия, организация маркетинговой и сбытовой политики. Сложность составляет обеспечение конкурентных преимуществ на зарубежных рынках сбыта, так как это требует детального изучения внешнего рынка, законодательства принимающей страны, особенностей предпочтений потребителей, анализа деятельности как местных конкурентов, так и экспортеров.

В условиях глобализации мирохозяйственных связей предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, должны координировать усилия в оценке и повышении своей конкурентоспособности на внешнем рынке. [29]

Проведенный анализ конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке позволяет сделать следующие выводы. ОАО «Ламзурь» – современное высокотехнологичное предприятие, выпускающее высококачественную продукцию, как на внутренний рынок России, так и за рубеж. Основным видом его деятельности является производство и реализация кондитерских изделий и шоколада. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, ОАО «Ламзурь» проводит мониторинг качества выпускаемой продукции, закупает оборудование у европейских партнеров, проводит диверсификацию производства с целью расширения ассортиментного ряда и завоевания большей доли на зарубежном рынке.

В то же время оценка финансово-экономических показателей деятельности компании показала, что в период 2014–2016 гг. предприятие развивалось противоречиво. Так, хотя чистая прибыль увеличилась на 115,1 %, трудовые ресурсы и основные средства использовались неэффективно, о чем свидетельствует снижение производительности труда на 71,8 % и фондоотдачи на 68,7 %.

Анализ конкурентных позиций ОАО «Ламзурь» на рынке кондитерских изделий показал, что предприятие существенно улучшило свои конкурентные позиции, о чем свидетельствует рост экспорта на 47,14 % на конец 2016 г., и особенно в Азербайджан (на 394,6 %), Кыргызстан (на 217,4 %) и Армению (на 191,3 %).

Как наиболее конкурентоспособную продукцию фабрики, поставляемую на экспорт, следует отметить печенье «Рускон», занимающее 18,6 % в общем объеме экспорта в страны ближнего зарубежья.

Проведенный «Портер-анализ» ОАО «Ламзурь» позволяет сделать вывод, что компания не обладает уникальным продуктом, вследствие чего высок риск появления продуктов-заменителей, а также высок уровень внутриотраслевой конкуренции, что диктует необходимость разработки эффективной маркетинговой стратегии, направленной на стимулирование сбыта.

Проведенный STEP-анализ выявил, что на предприятии негативно отразились введенные странами ЕС санкции против России, о чем свидетельствует тот факт, что из списка партнеров ОАО «Ламзурь» в 2016 г. исчезла Германия. Однако в 2015 г. предприятие закупило несколько единиц современного европейского оборудования, что позволило увеличить производственные мощности к 2014 г. Влияние экономических факторов на развитие предприятия противоречиво: с одной стороны, оно должно получать большую выручку по сравнению с предыдущим периодом, так как расчеты с покупателями осуществляются в долларах США, однако стала дороже закупка импортного оборудования.

В свою очередь, SWOT-анализ показал, что предприятие имеет ряд сильных сторон, среди которых положительный имидж компании и относительно низкие цены на продукцию по сравнению с конкурентами. Актуальные для компании угрозы – риск копирования выпускаемой продукции, просрочка платежей клиентов. [32]

Также были предложены мероприятия, осуществление которых позволит ОАО «Ламзурь» выйти на качественно новый уровень развития, укрепить уже имеющиеся позиции на зарубежных рынках, а также завоевать определенную нишу на новых рынках сбыта.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексунин, В.А. Маркетинг : краткий курс. – М.: Дашков и К, 2013 – 183 с.
  2. Андрианов, В.П. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. – 2012 – № 10 – С. 37–46.
  3. Ассэль, Г.Л. Маркетинг: принципы и стратегия. – М.: ИНФРА-М, 2012 – 623 с.
  4. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. – М.: Финансы и статистика, 2013 – 188 с.
  5. Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012 – № 6 С. 43–49.
  6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Основы : учеб. для вузов // под ред. Л.Е. Стровского. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2011 – 408 с.
  7. 1Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова. – Спб.: Питер, 2013 – С. 152–163.
  8. Гиляровская, Л.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Г. Гиляровская, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкий. – М.: Проспект, 2012 – 214 с.
  9. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 2013 – 133 с.
  10. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. – М.:Юнити, 2013 – 236 с.
  11. Грузинов, В.П. Экономика предприятия / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.:Финансы и статистика, 2012 – С. 179
  12. Дейан, А. Стимулирование сбыта. – СПб.: Нева ; М.: ОЛМА-Пресс, 2012 – 99 с.
  13. Ионова, А.Ф. Финансовый анализ / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. – М.: Проспект, 2012 – 277 с.
  14. Коласс, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия – М.: ИКФ Омега-Л, 2012 – 528 с.
  15. Количественные методы финансового анализа / под ред. С.Дж. Брауна ; пер. с англ. М.П. Крицмена. – М.: Высшая школа, 2012 – 22 с.
  16. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб.: ПИТЕР, 2013 – 667 с.
  17. 3Кочин, П. От оптимизации производственной программы к новым рынкам сбыта //Рынок ценных бумаг. – 2012 – № 12 – 42 с.
  18. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Спб.: Питер, 2013 – 224 с.
  19. Кретина, М.Н. Финансовое состояние предприятия: Методы оценки// Аудиторские ведомости. – 2012 – № 6 – С. 36–42.
  20. Лисиненко, И. Конкурентоспособность и бизнес-планирование // Финансовый бизнес, 2012 – С. 17–19.
  21. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2012 – 135 с.
  22. Основы предпринимательской деятельности / под ред. В.М. Власова. – М.:Финансы и статистика, 2012 – 176 с.
  23. Терещенко, В.М. Маркетинг: новые технологии в России. – СПб.: ПИТЕР, 2012 –392 с.
  24. Титова, Н.Е. Маркетинг. – М.: Владос, 2013 – 239 с.
  25. Фаминский, И. Д. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России : учеб. пособие / под ред. Э.Э. Батизм. – М.: Универс. 2013 – 155 с.
  26. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства. – М.: ИНФРА-М, 2012 – 538 с.
  27. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2013 – 156 с.
  28. Феофанов, О.А. Реклама: Новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2013 – 346 с.
  29. Фоксол, Г. Психология потребителя в маркетинге. – СПб.: ПИТЕР, 2012 – 272 с.
  30. Цухло, С. Оценка конкуренции в российской промышленности // Общество и экономика. – 2012 – № 9/10. – С. 60–63.
  31. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия. – Тамбов: изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2007 – 192 с.
  32. Шмален, Г. Основы и проблемы экономики предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2012 – 496 с.
  33. Щербакова, Л.В. Современные подходы к оценке конкурентоспособности предприятий / Л.В. Щербакова, В.Р. Тугушева // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2012 – № 28 – С. 628–633.
  34. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика. –М.: ГНОМ и Д, 2001 – 304 с.
  35. Яресько, И.И. Мировая экономика : учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012– 150 с.

 

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф