Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Развивающее обучение и его реализация на уроке»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы исследования технологий развивающего обучения
1.1. Характеристика технологий развивающего обучения
1.2. Особенности организации развивающего обучения в школе
Глава II. Экспериментальная работа по использовании технологии развивающего обучения в школе
2.1. Организация самостоятельной работы на уроках математики в 4-м классе
2.2. Применение технологии развивающего обучения в самостоятельной работе по математике учащихся 4-го класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование национального образования и достижение нового качества его результатов, отвечающих потребностям граждан и общества, несомненно, являются национальным приоритетом России в XXI веке. В концепции «Российское образование 2020» образование рассматривается как возрождение России и как успех личности. В настоящее время возрастает значение творческой активности человека, его самостоятельности и ответственности во всех сферах деятельности. Эти качества могут быть развиты в системе образования, ориентированной на активную и творческую личность, способную взаимодействовать в многоязычном и поликультурном обществе.
Проблема развивающего обучения широко рассматривалась психологами и дидактиками Выгодским Л.С., Давыдовым В. В., Якиманской И. С., Занковым Л. В., Калмыковой З. И., Талызиной Н.Ф., Кабановой-Меллер Е. Н., Лернером И. Я., Дайри Н., Кириллова Г. Д., Махмутов М. И. и др. Было выделено несколько подходов к определению понятия «развивающее обучение»: обучение, ориентированное на «зону непосредственного развития» и способствующее формированию теоретического типа мышления; обучение, основанное на постепенном формировании обобщенных методов умственной деятельности; обучение организовано на основе ряда принципов-решения проблем, индивидуализации, развития познавательного интереса и др. Однако не существует единой концепции «развивающего обучения», которая была бы приемлема для всех академических дисциплин.
Актуальность работы заключается в том, что знания, умения, убеждения и духовность невозможно передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную обработку, осознание и применение этих навыков и понятий в дальнейшей работе.
Объектом исследования является развивающее обучение.
Предметом исследования является процесс реализации технологии развивающего обучения в современной школе на примере самостоятельной работы.
Целью работы является теоретическое изучение и проведение экспериментального исследования с использованием технологии развивающего обучения как эффективного способа обучения в современной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме реализации технологий развивающего обучения в современной аудиторной практике
2. Представить характеристики развивающих технологий обучения и описаны особенности организации развивающего обучения в школе.
3. Изучить особенности организации самостоятельной работы на уроках математики в 4-м классе.
4. Рассмотреть результаты применения технологии развивающего обучения в самостоятельной работе по математике для учащихся 4-х классов.
Методы исследования. В работе применялись теоретические методы исследования (анализ, синтез информации, классификация), а также экспериментальные методы (анкетирование, расчёты результатов исследования).
Теоретическая значимость исследования: Результаты данного исследования доказывают эффективность развивающего обучения в современной школе.
Практическая значимость исследования: Данное исследование позволяет доказать эффективность развивающего обучения и её итоги, принципы построения обучения могут быть использованы в процессе преподавания в средней школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографии.

Глава I. Теоретические основы исследования технологий развивающего обучения

1.1. Характеристика технологий развивающего обучения

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к их решению. Возросла потребность общества в людях, обладающих не только глубокими знаниями, но и способностью творчески подходить к решению сложных задач. В образовательных организациях наряду с традиционным обучением внедряются новые педагогические технологии творческой направленности. Технологизация образовательного процесса связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своеобразный «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом». Существует множество определений понятия «педагогическая технология». Я хочу выбрать следующее определение этого понятия: «это построение в определенной последовательности и целостности, а реализация предполагает достижение необходимого результата и носит предсказуемый характер.»Одной из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, является система развивающего обучения [30, 47].
Технология развивающего обучения — «это построение образовательной деятельности, где главным фактором является создание условий для всестороннего развития обучающихся» [21, 14]. Существует и другое определение этого понятия: «Развивающее обучение специально организуется в соответствии с законами психического развития школьников. Результатом является формирование личности, способной самостоятельно ставить задачи и находить оптимальные пути и средства их решения» [6, 11-12]. Суть его концепции заключается в создании условий, при которых развитие студента становится главной задачей, как для преподавателя, так и для самого студента.
Метод организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие обучающегося. При таком обучении студенты не только приобретают знания, умения и навыки, но и осваивают, прежде всего, способы их самостоятельного осмысления, развивают творческое отношение к деятельности, развивают мышление, воображение, внимание, память, волю.
Основной идеей развивающего обучения является опережающее развитие мышления, которое обеспечивает готовность студента самостоятельно использовать свой творческий потенциал.
Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления по сравнению с репродуктивным мышлением является способность самостоятельно открывать знания. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Она направлена на получение результата, которого еще никто никогда не достигал; на возможность действовать различными способами в ситуации, когда известно, какой из них может привести к желаемому результату; она позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта.
Методы приобретения знаний закладывают фундамент человеческой деятельности и самосознания как познающего субъекта. Необходимо оказать поддержку в обеспечении перехода от бессознательной деятельности к сознательной. Учитель должен постоянно побуждать ученика анализировать свои собственные мыслительные действия, вспоминать, как они достигли образовательного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности они выполнялись для этой цели.
Преподаватель организует высокую мотивацию и активную деятельность студента по овладению знаниями.
Для этого необходима система дидактических условий [6, 19-20]:
— умение слушать, читать, наблюдать;
— умение классифицировать, обобщать;
— способность к самоконтролю.
В методике преподавания, например, в биологии, Также используются Общеметодологические принципы [13, 47]:
— принцип взаимосвязи и взаимозависимости; целостное познание природы и ее взаимодействия с обществом;
— принцип материальности и познаваемости реального мира;
— принцип примата естественных законов о природных явлениях по отношению к законам общественного развития. Также методология преподавания биологии ориентирует учебный процесс на определенную структуру содержания изучаемой в техническом вузе биологии; она отражает цели, методы, средства, формы учебного процесса и его результаты. Она характеризует стиль поведения и взаимную активность основных субъектов образовательного процесса-преподавателя и студента.
Успешное овладение структурой знаний по биологии возможно при наличии у студента общеобразовательных умений и навыков.
Показатели развивающего личностного тренинга:
— уровень сформированности понятийного мышления;
— самостоятельное нахождение студентами логических связей и закономерностей;
— активный подход студентов к обучению.
Таким образом, развивающая система-это знания и умения в сочетании с учебной деятельностью, а также система специальных заданий.

1.2. Особенности организации развивающего обучения в школе

Организация развивающего обучения-это чрезвычайно сложная задача. Педагогическая наука еще далека от своего однозначного решения. Тем не менее, она имеет несколько хорошо обоснованных теоретически и экспериментально проверенных концепций развивающего обучения. Педагоги и психологи предлагают различные способы интенсивного учебного процесса. Н. в. Бордовская объединяет все пути в двух направлениях обучения [2, 98]:
1. Совершенствование методов обучения;
2. Совершенствование обучаемого, его умственных способностей, нахождение в нем таких свойств и особенностей, использование которых значительно повышает эффективность обучения. Эти свойства могут быть привиты, особенности могут быть искусственно созданы.
Совершенствование обучаемого происходит главным образом за счет открытия в нем неиспользованных возможностей. К ним относятся психологические приемы, позволяющие расширить порог чувствительности (в том числе подпорогового восприятия), увеличить объем, широту, распределение, переключение, интенсивность и устойчивость внимания, улучшить все виды характеристик памяти, управлять волевыми, эмоциональными качествами личности, потребностями и мотивацией процесса обучения.
Организация занятий с использованием элементов самостоятельной работы имеет свою специфику. Давайте попробуем изобразить этот процесс с помощью следующей диаграммы. Следуя предложенной схеме, преподаватель способен в полной мере реализовать теорию поэтапного формирования умственных действий учащихся, предложенную П. Я. Гальпериным [7].
Таблица 1

Этапы Действия

 

Основные характеристики урока Последовательность выполнения Позиция преподавателя
Понимание Осознание Преподаватель рассматривает ключевые вопросы темы, предлагая обучающимся проблемные вопросы для самостоятельного решения Выполнение задания по образцу сначала преподавателем, а затем обучающимися(при необходимости с помощью преподавателя) Переводчик абстрактных истин на язык внутреннего опыта обучающегося
Осмысление Преподаватель конкретизирует содержание заданий, организуя работу обучающихся с определенными понятиями Самостоятельное выполнение обучающимися заданий, предлагаемых преподавателем
Обобщение Учитель систематизирует знание обучающихся по теме; при необходимости повторно объясняет материал Самостоятельное выполнение заданий без образца под руководством  преподавателя
Усвоение Текущее повторение Преподаватель организует самостоятельную работу обучающихся, обучает их способам добывания знаний с помощью различных источников Самостоятельное выполнение заданий без образца Организатор учебной деятельности обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое повторение Преподаватель руководит самостоятельной работой обучающихся Самостоятельное выполнение заданий с измененными условиями
Самоконтроль Учитель организует  индивидуальные и групповые формы работы Индивидуальное выполнение заданий с самоконтролем (проверка по ключам)
Применение Контроль Преподаватель проводит контрольную работу  или тест Выполнение контрольной работы, тестов Консультант

Как видно из этой схемы, именно на стадии понимания учитель обеспечивает осознание, понимание и обобщение изучаемого материала. Для того чтобы этот процесс был успешно осуществлен, преподавателю необходимо найти такие средства конкретизации, которые соответствуют уровню знаний учащихся для понимания излагаемого материала. Здесь следует понимать, что чем ниже уровень знания, тем более конкретно объясняемый материал должен использоваться в качестве опоры и тем более детальной и детализированной должна быть цепочка суждений, ведущих от существующих знаний к новым. Надежной опорой для этого могут служить различные рисунки, таблицы и диаграммы. Также можно опираться на предыдущий опыт студентов: чем чаще студент воспроизводит ранее изученный материал, тем легче ему усваивать новый. Если понятия, даты и факты, необходимые для изучения нового материала, были изучены в течение длительного времени или недостаточно зафиксированы (что особенно ожидается от низко успевающих студентов), то их содержание должно быть не только восстановлено в памяти, но и правильно проработано, чтобы создать условия для изучения нового материала. В противном случае новый материал будет формально ассимилирован [8, 68].
Знание психологических особенностей организации учебного процесса помогает учителю использовать структурно-логические приемы в организации самостоятельной работы на уроке, чему способствуют следующие учебные занятия [19, 95]:
Вводные уроки. Вводный урок начинается с изучения темы, раздела, предмета. Основная функция вводного урока-подготовить учащихся к восприятию новой информации; установить связи между старыми и новыми знаниями; пробудить интерес к новым проблемам биологии, которые изучаются в настоящее время. Этот урок выполняет организационную роль.
Уроки, раскрывающие содержание темы. В этом виде урока решается несколько задач: изучение нового материала, закрепление его, повторение и т. д. Главная задача-изучить новый материал.
Обобщая полученные уроки. На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела или предмета. Задачи обобщающего урока многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Обобщающий урок обычно состоит из следующих этапов: 1) повторение основных вопросов темы; 2) систематизация знаний вокруг основных понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 3) обсуждение наиболее сложного и важного материала; 4) подведение итогов. Знания оцениваются на всех этапах общего урока.
Уроки для проверки и учета знаний. Основной дидактической целью таких занятий является проверка знаний. Такие уроки, если они и проводятся, то только в конце четверти.
В заключении данной главы важно отметить, что развивающее обучение представляет собой одно из направлений в теории и практике образования, которое предполагает развитие навыков учащегося, его умственных и психологических умений с использованием его потенциальных возможностей. Для этого педагог использует различные технологии, в данной главе представлены технологии самостоятельного обучения на уроке, специфическое построение учебного процесса. Ученик сам стремится к осмыслению полученной информации, задействую правильную мотивацию и готов освоить полученный материал с дальнейшим его эффективным применением.

Глава II. Экспериментальная работа по использовании технологии развивающего обучения в школе

2.1. Организация самостоятельной работы на уроках математики в 4-м классе

Как и для любого предмета для преподавания математики необходим выбор учебной литературы, которая будет соответствовать требованиям ФГОС. Большинство современных учебников ориентированы на формирование самостоятельности у школьников. Учебная литература при организации самостоятельной работы должна соблюдать и содержать в себе следующие методы научного познания [21, 56]:
• эмпирические: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
• анализ и синтез: вывод формул, доказательства теорем, анализ текста задачи, анализ решения задачи;
• сравнение и аналогия;
• обобщение и конкретизация;
• индукция и дедукция: индуктивно-дедуктивный способ, дедуктивно-индуктивный способ, полная и неполная индукция, математическая индукция;
• математическое моделирование.
В учебной литературе необходимо наличие развивающих задач, которые должны учитывать различные дидактические цели их решения, последовательное введение новых математических понятий, подбор и размещение задач с постепенным возрастанием сложности для самостоятельного решения их учениками.
Математические упражнения являются основными в обучении математике. Поэтому в содержании учебной литературы по математике обязательно наличие обучающих, тренировочных, творческих математических упражнений, которые должны способствовать интересу учеников к самостоятельной работе и познавательной активности. Также необходимо наличие заданий для закрепления, обобщения и систематизации математических знаний и умений. Существуют несколько действующих УМК по математике для 4-го класса, которые допущены федеральным перечнем учебников на 2018-2019 год [31]:
— УМК «Математика 4»Бунимович Е.А. [4];
— УМК «Математика 4»Дорофеев Г.В. [12];
— УМК «Математика 4» Никольский С.М. [25];
— УМК «Математика 4» Мерзляк А.Г [24].
Изучив УМК, можно сказать, что для организации самостоятельной деятельности наиболее подходят УМК Дорофеева Г.В. и Бунимовича Е.А.
Организовывать самостоятельную деятельность учащихся необходимо на разных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. При составлении заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать степень сложности, она должна отвечать учебным возможностям детей.
Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время ее выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. Главная цель организации самостоятельной работы – учить учащихся самостоятельно приобретать знания, что является принципом развивающего обучения.
Правильному пониманию того или иного понятия способствует самостоятельный поиск в соответствующих словарях, справочниках происхождения соответствующего термина («уравнение», «кратное» и др.)

2.2. Применение технологии развивающего обучения в самостоятельной работе по математике учащихся 4-го класса

Для того чтобы проверить как развиваются навыки самостоятельной работы был проведен эксперимент. Эксперимент состоит из трех этапов: • констатирующий; формирующий; контрольный.
Констатирующий эксперимент. Основной целью констатирующего эксперимента являлось выявление существующего уровня развития самостоятельности. Основные задачи:
1. Выявить:  отношение учеников к самостоятельной работе;  стимулы самостоятельной учебной деятельности;  сформированности мотивации к самостоятельной работе.
2. Установить особенности и особенности учебной деятельности студентов, трудности в выполнении самостоятельной работы.
3. Оценить сформированные качества самостоятельной деятельности.
Для выполнения этих задач использовались такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование и беседа. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы и результатов экспериментальной работы нами были определены критерии, показатели и уровни развития самостоятельности студентов. Критериями для определения уровней могут быть:
1. степень сформированности знаний и умений (их глубина, сложность, гибкость, взаимосвязь в процессе деятельности, передача);
2. содержание и устойчивость мотивации (совокупность мотивов, их социальная направленность, связь с жизненными планами студентов);
3. отношение студентов к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление интеллектуальной и практической инициативы, активности, ответственности, самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества).
В соответствии с этими критериями выделяют три уровня формирования самостоятельности: подражательно-пассивный (низкий), активно-поисковый (средний) и интенсивно-творческий (высокий).
1. Низкий уровень самостоятельности характеризуется применением знаний на уровне воспроизведения. У учеников слабо выражена системность знаний, межпредметные связи. Предметные и общеучебные умения используются только в стандартных ситуациях.
2. Средний уровень заключается в свободном применении знаний в знакомой(стандартной) ситуации. Учебную задачу выдвигает сам педагог, но планировать ее решение учащийся может сам.
3. Высокий уровень. Учащийся успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса. При этом обнаруживается их системность, умение учащегося устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
Эксперимент был проведен среди учащихся 5-го класса общеобразовательной школы. Были использованы следующие технологии развивающего обучения:
1. «Самостоятельная работа».
2. «Шкала наблюдения».
3. «Преподаватели о стимулах».
4. «Учащиеся о стимулах».
5. «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся».
6. Лист самооценки учащимися самостоятельной деятельности [14].
Методика «Самостоятельная работа» представляет собой анкету с вопросами закрытого типа. Учащимся предлагается внимательно прочитать вопросы и обвести кружочком те ответы, которые выражают их мнение.
Результаты методики были следующими:
1. 72 % учащихся (13 учеников) относятся к самостоятельной работе отрицательно; 17% (3 ученика) – безразлично; 11% (2 ученика) – положительно.
2. Мотивами, выполнения самостоятельной работы, являются: желание проверить свои знания (25%), возможность проявить самостоятельность (17%). 70% учащихся дали ответ: «В самостоятельной работе меня ничто не привлекает».
3. Виды работ, стимулирующие интерес и деятельность учащихся, были: решение задач (50%), практические задания (25%).
4. При выполнении самостоятельных работ школьникам чаще всего требуется объяснение задания и ответы преподавателя на вопросы, возникающие по мере его выполнения.
Деятельность студентов и преподавателей контролировалась во время практических занятий («шкала наблюдения»). Этапы процесса руководства школой оценивались по четырехбалльной системе. По результатам наблюдения была получена наибольшая степень выраженности: ясность и ясность задания, ответы на вопросы студентов, возникающие в ходе выполнения задания, проверка результатов работы. Средняя степень тяжести-инструкции по выполнению и исправлению задания, слабая-установка на самоконтроль.
Оценка стимулов к самостоятельной учебной деятельности проводилась с использованием методик «преподаватели о стимулах «и»студенты о стимулах». Среди наиболее эффективных были отмечены: интерес ученика к предмету, интересная задача, выполнимая задача, поощрение учителя, требования учителя. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов негативно или безразлично относятся к самостоятельной работе.
2. мотивация к выполнению самостоятельной работы-это прежде всего возможность проверить свои знания, а не возможность дополнить и углубить их, проявить самостоятельность.
3. При выполнении самостоятельной работы студентам требуются более подробные инструкции.
4. наиболее эффективными стимулами для самостоятельной учебной деятельности являются интересная задача, выполнимая задача и требования преподавателя.
С помощью методики «Диагностика параметров самостоятельной деятельности школьников» были выявлены и оценены следующие личностные качества: успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность, самостоятельность. Преподаватель оценивал параметры самостоятельной деятельности студентов и самооценку студентами параметров своей деятельности.
Сравнивая полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: наиболее выраженными оказались такие качества самостоятельной деятельности, как ответственность, организованность, а наименее выраженными – активность, мотивация.
Результаты диагностики были соотнесены с выбранными критериями и уровнями развития самостоятельности. В результате было установлено, что 11% (2 студента) имеют высокий уровень развития самостоятельности (интенсивно-творческий), 22% (4 студента) – средний уровень (активно-поисковый) и 67% (12 человек) – низкий уровень (подражательно-пассивный).
Таким образом, было выявлено, что у большинства школьников самостоятельность как качество личности недостаточно развита, что связано с отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может быть эффективно развита на практических занятиях. Установлено, что проблеме развития самостоятельности студентов на практических занятиях по математике уделяется недостаточное внимание.
Затем состоялся формирующий этап эксперимента.
На этом этапе экспериментальной работы ставилась цель развить самостоятельность на уроках математики. В связи с этим задачи формирующего этапа можно определить следующим образом:
1. Создайте положительную мотивацию для самостоятельной работы студентов.
2. Поощряйте самостоятельную деятельность студентов, направленную на преодоление трудностей.
3. Используйте различные виды организации самостоятельной работы школьников:
 работа с книгой;
 решение и составление задач;
 письменные самостоятельные работы;
 контроль (взаимоконтроль, самоконтроль).
Приведем примеры применяемых видов организации самостоятельной деятельности. Фрагмент урока математики в 4 классе по «Решение задач на уравнивание» («Математика 5» Дорофеев Г.В. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2017).
Таблица 2

Этап Действия учителя Действия учащегося
«Открытие» нового знания Прочитайте в учебнике

п.4.4 «Задачи на

уравнивание» на странице

93. Рассмотрите примеры

задач

Читают в учебнике п. 4.4

«Задачи на уравнивание».

Рассматривают примеры

задач.

Формирование

умений и

навыков

Прочитать задачу и

заполнить пропуски в

решении.«Брат младше

сестры на 7 лет, а вместе

им 35 лет. Сколько лет

каждому из них?» Решите

задачу двумя способами.

2. Придумайте задачу

на уравнивание, используя данную схему, и решите ее.

1. Читают задачу,

делают схематический

рисунок.

Решают задачу двумя

Способами.

. 2. Придумывают

задачу по схеме и

записывают решение

Самостоятельная работа с самопроверкой Решите задачу самостоятельно, затем поменяйтесь тетрадями и проверьте решение друг у друга. Задача: В двух коробках 45 конфет, причем в первой на 11 конфет меньше, чем во второй. Сколько конфет в каждой коробке? Если задача решена не правильно, предлагается решить похожую задачу для отработки ошибок. Задача: В двух ящиках 62 лимона, причем в первом на 12 лимонов больше, чем во втором. Сколько лимонов в каждом ящике? Решают задачу,

проверяют решение друг

у друга

Те ученики у которых

задача решена не

правильно, решаю

дополнительную задачу.

При проведении самостоятельных работ проводился рейтинговый контроль. За выполнение самостоятельной работы ученики получали баллы, которые потом переводятся в оценки, это значительно повлияло на стремление учащихся к выполнению самостоятельной работы.
Далее прошёл этап контрольного этапа эксперимента.
Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента заключалась в проверке динамики изменения отношения учащихся к самостоятельной работе.
Задачи контрольного эксперимента:
1. Выявить уровень развития самостоятельности школьников после проведения формирующего этапа эксперимента.
2. Сравнить полученные данные с данными констатирующего этапа эксперимента.
3. Сделать выводы об эффективности использования различных видов самостоятельной деятельности школьников на уроках математики.
В конце формирующего этапа использовались те же методы, что и на констатирующем этапе (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности студентов).
Мы проанализировали динамику развития уровня самостоятельности студентов. Если на начальном этапе эксперимента многие учащиеся испытывали трудности в выполнении заданий, нуждались в помощи учителя (детальная инструкция, подробное объяснение заданий), то постепенно при выполнении заданий возникало все меньше вопросов, трудности преодолевались самостоятельно, и от учителя требовались лишь некоторые указания или объяснения. Трудности были связаны с невнимательным чтением заданий, с недостаточным пониманием теоретического материала. В этих случаях учитель старался заставить учеников осознать свои ошибки, тщательно анализируя ход выполнения заданий.
Следует отметить, что студенты выполняли задания с большим интересом. Они старались сами разобраться в сути поставленных задач, найти ответы на вопросы и решить предложенные задачи. При подведении итогов мы выявили положительное влияние заданий с рисунками и схемами на развитие положительной мотивации, что способствует повышению интереса не только к выполняемой работе, но и к самостоятельной работе по математике. При выполнении заданий было отмечено стремление к достижению поставленных целей, сосредоточенность.
Анализ результатов повторной диагностики позволил нам сделать следующие выводы:
1. Положительно относятся к самостоятельной работе 61% (11учеников), безразлично или отрицательно – 39% (7 учеников).
2. Мотивацией для выполнения самостоятельной работы по-прежнему является возможность проверить свои знания (41%). 24% студентов отметили возможность дополнить и углубить свои знания (на констатирующем этапе такого ответа никто не давал), 35% — возможность проявить самостоятельность.
3. Среди видов работ, стимулирующих интерес и активность школьников, опять же, в первую очередь, были отмечены работа с учебником (44% — 8 студентов) и практические задания (56% — 10 студентов). Нетрудно заметить, что на этот раз почти в два раза больше респондентов выбрали практические задания.
4.Среди наиболее ярко выраженных качеств самостоятельной деятельности, помимо ответственности и организованности, была отмечена мотивация. Сравнивая полученные результаты с выбранными критериями и уровнями развития самостоятельности, мы получили следующий результат: 33% (студенты) имеют высокий уровень развития самостоятельности, 45% (8 студентов) – средний и 22% (4 студента) – низкий.
В связи с этим, стоит отметить, что наша гипотеза о том, что организация развивающего обучения на уроке позволяет повысить успеваемость и мотивацию к обучению подтвердилась.
Рекомендации по организации самостоятельной деятельности учащихся 5-го класса также были нами составлены для дальнейшего использования технологий развивающего обучения. Прежде всего, учитель должен научить детей работать самостоятельно. Необходимо, чтобы задания, предлагаемые студентам для самостоятельной работы, были выполнимы для них и даны в определенной системе. В основе этой системы должно лежать постепенное повышение самостоятельности детей, которое осуществляется путем усложнения как материальных, так и умственных задач.
Самостоятельная работа студентов ведется под руководством преподавателя. Перед началом работы преподаватель проводит инструктаж, в ходе которого разъясняется цель и смысл предстоящей самостоятельной работы, дается задание, и в зависимости от того, насколько хорошо студенты владеют необходимыми навыками, уточняется или не уточняется способ выполнения задания. В процессе выполнения самостоятельной работы преподаватель следит за успеваемостью каждого студента. Если учитель замечает, что задача была недоступна некоторым ученикам, он должен оказать необходимую помощь или заменить задачу более легкой.
Самостоятельная работа достигает необходимого успеха только тогда, когда студенты осознают, отдают себе отчет, как в конечных результатах своих достижений, так и в тех ошибках, которые были допущены ими в ходе работы.
Важную роль в этом играет анализ преподавателем работы студентов. Это оказывает влияние на эффективность обучения, если преподаватель формирует у студентов деятельность, направленную на самоконтроль результатов их учебной деятельности.
Таким образом, при организации самостоятельной работы в рамках развивающего обучения на уроке математики учитель должен учитывать следующие основные требования:
independent самостоятельная работа должна соответствовать программному материалу;
 любая самостоятельная работа должна быть выполнима для студентов;
variety разнообразие видов самостоятельной работы;
teacher преподаватель ставит цели и задачи работы, объясняет методы их выполнения;
checking проверка самостоятельной работы учителя.
Дифференцированные задания играют важную роль в организации самостоятельной работы. Учитывая возможности и способности учащихся, учитель должен дифференцировать задачи и, по мере улучшения результатов работы, усложнять задачи. Карточки с математическими заданиями должны быть повседневным материалом для самостоятельной работы, также можно использовать примеры и задачи из учебника.
Таким образом, самостоятельная работа должна быть органичной частью каждого урока, должна проходить в каждом уроке, независимо от этапов урока.
В заключение этой главы важно сделать следующие выводы. На констатирующем этапе исследования было выявлено, что у большинства школьников самостоятельность как качество личности развита недостаточно. Это связано с отсутствием положительной мотивации к выполнению самостоятельной работы, со слабой реализацией подхода, согласно которому самостоятельность может быть эффективно развита на практических занятиях. Установлено, что проблеме развития самостоятельности студентов на практических занятиях по математике уделяется недостаточное внимание. На формирующем этапе особое внимание уделялось формированию положительной мотивации студентов к самостоятельной работе; стимулированию самостоятельной деятельности студентов, направленной на преодоление трудностей; использованию различных видов организации самостоятельной работы студентов. Нужно было выбрать самые разнообразные задания, которые будут интересны студентам.
В ходе эксперимента было отмечено положительное влияние заданий с рисунками и схемами на развитие положительной мотивации, что способствует повышению интереса не только к выполняемой работе, но и к самостоятельной работе по математике. При выполнении заданий было отмечено стремление к достижению поставленных целей, сосредоточенность. На формирующем этапе были проведены те же методики, что и при констатирующем эксперименте. Было выявлено, что на много вырос средний и высокий уровни развития самостоятельности, уменьшился низкий уровень. Было подтверждено, что применение различных видов самостоятельных работ на математике в рамках развивающего обучения повышает степень его развитости и понимания материала, а также мотивацию к обучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития образования России меняются роль и задачи школьного образования в связи с переходом общества к рыночной экономике. Выпускник школы должен стать сформированной личностью, способной к самоопределению, самообразованию и самовоспитанию. В условиях ФГОС технологии развивающего обучения школьников стала не только требованием, но и основой образовательного процесса.
Все современные методы обучения ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, то есть деятельности, стимулирующей творческую активность. Одной из характеристик самостоятельной работы является ее постепенный переход к самоконтролю. Подразумевается, что постепенно учащийся сам будет ставить перед собой задачи и организовывать свою деятельность для достижения поставленной цели.
При выполнении самостоятельной работы развивается такое внутреннее качество человека, которое принято называть самостоятельностью. Главная цель организации самостоятельной работы – учить учащихся самостоятельно приобретать знания, то есть развить навык самостоятельного обучения в будущем, что является важной целью развивающего обучения при использовании потенциала учащегося.
Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности (положительное подкрепление, поощрение, игра, небольшие дискуссии, соревнования) и организация контроля за самостоятельной работой. Применение рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса.
В результате проведенного эксперимента было выявлено, что отмечается позитивное влияние на учащихся заданий с рисунками, схемами на развитие положительной мотивации, способствующее повышению интереса не только к выполняемой работе, но и к самостоятельной работе по математике. При выполнении заданий отмечалось стремление добиться своей цели, сосредоточенность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина [Электронный ресурс] / В.А. Байдак. – М.: Флинта, 2017. – 264 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст] учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016 – 304 с.
3. Бунимович Е.А. Математика [Текст] рабочая тетрадь для 4 кл. общеобазоват. Организаций. В 2 ч. 1ч. / Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В., Рослова Л.О., Минаева С.С., Суворова С.Б. – М.: Просвещение, 2018 – 80 с.
4. Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия [Текст] учеб. для 5 кл. общеобазоват. организаций / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и д.р. – М.: Просвещение, 2017 – 223 с.
5. Бурмистрова Т. А. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Текст] пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Бурмистрова. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2019. — 96 с.
6. Васильева Г.Н. Технологии и методики развивающего обучения [Текст] / Г.Н. Васильева, И.В. Косолапова. – Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2015. – 340 с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: «Книжный дом «Университет», 2018. — 332 с.
8. Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы [Электронный ресурс] / В.А. Гусев. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 456 с.
9. Даськова, Ю. В. Подходы к контролю и оценке творческой самостоятельности [Текст] / Ю. В. Даськова // Молодой ученый. – 2017. — № 7. с. 42 – 48.
10. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС [Текст] / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2018- 176 с.
11. Дорофеев Г.В. Математика [Текст] учеб.для 5 кл. общеобазоват. организаций / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2016 – 287 с.
12. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке [Текст] / Б. П. Есипов. — М.: Просвещение, 2015. – 203 с.
13. Жарова Л.В. Учить самостоятельности [Текст] кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М.: Просвещение, 2019 – 205 с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] учебн. для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2016 – с. 250-260
15. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «МарТ», 2015 – С. 299-303.
16. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] в 2 т. Т.2 / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2017. – 320 с.
17. Лукичева Е.Ю. Обновление содержания и технологий обучения математике в условиях введения ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / Е.Ю. Лукичева // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2016. – № 2. – С. 88-96.
18. Малова И.Е Теория и методика обучения математике в средней школе [Электронный ресурс] / И.Е. Малова, С.К Горохова, Н.А. Малинникова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. — 448 с.
19. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». – 5–6 классы [Текст] пособие для учителей общеобраз. учрежд. / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова. – М. : Просвещение, 2017. – 245 с.
20. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] кн. для учителей / М.И Махмутов. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с.
21. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст] пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.:АПКиППРО, 2016. – 168 с.
22. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М. :Баласс, 2017. – Вып. 8. – С. 5–55.
23. Мерзляк А.Г. Математика [Текст] учеб.для 5 кл. общеобазоват. организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: ВентанаГраф, 2016 – 304 с.
24. Никольский С.М. Математика [Текст] учеб.для 5 кл. общеобазоват. организаций / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2018 – 272 с. 2
25. Пестерева В.Л. Методика обучения и воспитания (математика) [Текст] учеб.пособие для организации самостоят. раб. студентов заоч. отд. мат. фак. высш. учеб. заведений, обучающихся по направление. 44.03.01.62 «Пед. образование, профиль «Математика» / В.Л. Пестерева, И.Н. Власова. – Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2018. – 163 с.
26. Пидкасистый П.И. Педагогика [Текст] учеб.пособие для студ. Педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2016 – С. 175-179.
27. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат. – М.: Академия, 2015. – 272 с.
28. Полат, Е. С. Современные и педагогические технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2017. – 368 с.
29. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] энциклопедия в 2 т. Т. 1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2016 – С. 359-360.
30. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 576 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф