Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Реализация демократических принципов в Китае»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Понятие и принципы демократии
1.1 Сущность феномена демократия
1.2. Социалистическая демократия
Глава 2. Реализация демократии в Китае
2.1 Этапы развития демократии в Китае
2.2 Характерные черты демократической системы Китая на современном этапе
Заключение
Список литературы

Введение

Китай — древняя и загадочная страна. С ним мы начинаем знакомиться еще в детстве, когда на уроках истории рассказывают о китайских достижениях или сказку об искусно созданном соловье, который «жил» во дворце императора.
Однако для данной работы важен тот факт, что Китай является единственной страной в мире, где преемственность государства и культуры сохранена на протяжении 4 тысяч лет. Если обратиться к теме данной работы, то правовая система Китайской Народной Республики представляет собой уникальное явление, которое включает в себя характерные черты права стран социалистической системы, нормы древнекитайского (традиционного) права, а также некоторые принципы и нормы международного права.
Положение китайской правовой системы в мире и ее всестороннее изучение юридической наукой будут весьма полезны для российского китаеведения.
Дискуссия о сущности китайской системы не является новой, по крайней мере, за пределами самого Китая, ведь здесь уже на протяжении трех поколений постоянно декларируют, что в стране именно социализм. В лучшем случае это слово сопровождается определениями, которые с годами меняются, или различными искусственными объяснениями. Когда я посещал Китай впервые, в 1989 г., не имел сомнения, что это социалистическое государство, хотя этот социализм отличался от лучше знакомого мне социализма в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ и в Советском Союзе. Когда я приезжаю в Китай сейчас, то порой сомневаюсь в том, что это до сих пор социализм, и в то же время не уверен, что это уже капитализм.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что в настоящее время в жизни Китайской Народной Республики наступает переломный момент, когда китайское общество ищет пути по преодолению ограниченности социалистической культуры, предоставлению личности возможностей для самореализации, но при этом, старается сохранить верность идеалам справедливости и социального равенства. Возможно, демократия для китайцев сможет стать тем механизмом, который гармонизирует ценности и интересы, а не проповедником нравственного и ценностного нигилизма, как на Западе.
Научная разработанность: В России создан ряд глубоких исследований по проблемам развития политической системы в целом и по вопросам политической реформы в Китае, в особенности. К ним, в частности, относится работа Л.П. Делюсина «Политическая реформа и проблема демократии в Китае» (1993). В нем разбираются взгляды китайских ученых, проживающих в Китае или за рубежом, итоги некоторых дискуссий по проблемам демократии и политической реформы в Китае. Но в книге не представлена критика официальной доктрины политической реформы в КНР, принадлежащей высшему китайскому руководству. Ю.М. Гарушянц в своей работе освещает проблемы демократии современного китайского общества с точки зрения китайских идеологов. Р. Макгрегор в своей статье рассматривает демократию как фактор стабильности современного китайского общества, что является гарантом безопасности для западных государств.
Вместе с тем работы, выходящие по проблемам реформ в КНР, в основном сконцентрированы на отдельных аспектах модернизации, конкретных реформах и их результатах, организации органов власти КНР и не рассматривают демократизацию.
Цель данной работы состоит в изучении процесса демократизации Китайской Народной Республики.
Основные задачи:
— определить особенности демократии и выделить черты социалистической демократии;
-выявить специфику стратегии и тактики социалистической модернизации в Китае;
— рассмотреть, в каких условиях проходит строительство демократии в китайском обществе;
— проанализировать проблему реформирования политической системы Китая;
— определить перспективу демократического развития Китайской Народной Республики.
Объект исследования – общественные отношения в современном Китае, возникающие в процессе его демократизации.
Предметом исследования являются демократические процессы в Китайской Народной Республике.
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования — это междисциплинарный подход, сочетающий исторический и диалектический методы, которые позволяют рассматривать политику и экономику в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Исторический и сравнительный методы были особенно эффективны тогда, когда автору приходилась при решении вопроса об эффективности политической реформы и ее перспективах в Китае. Систематический метод дал автору возможность исходить из того, что стабильность политической системы означает такое устойчивое ее состояние, которое позволяет ей эффективно функционировать и развиваться, приспосабливаясь к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

 

Глава 1. Понятие и принципы демократии

1.1 Сущность феномена демократия

Сперва необходимо исследовать само понятие демократии и ее реализацию в различные эпохи вплоть до современной.
Демократия является, пожалуй, одним из самых распространенных понятий, которым апеллируют в современной политической науке. Новгородцев утверждал, что понятие «демократии» «принадлежит к наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории».
Известно, что демократия с древнегреческого определяется как власть народа. Однако, древнегреческое понятие «власть народа» не соответствует современным реалиям. Во времена античности, «народ» (греческое demos), был свободным населением, а значит населением, обладавшим политическими правами. Для многих мыслителей Нового времени именно прямая демократия- эталон, хотя почти что недостижимый .
Не надо забывать и то, что современная демократия отличается от греческой не только представительством во власти, но и тем, что греческая демократия существовала одновременно с процветающим рабством. Трактовка равенства кардинально имело принципиально другое значение. Раб был вещью, средством обогащения рабовладельца. В свою очередь, современные демократии не признают различий в расе, поле и социальном происхождении, по крайней мере так должно быть.
Однако возникает следующий вопрос: Почему до сих пор используется понятие демократии, как что- то передовое, как то, к чему надо стремится, при условии, что нынешняя демократия совершенно отличается?
Весьма известные античные философы давали различные определения, хотя их объединяла общая черта- демократия для них была формой правления. К примеру, Платон выделял 6 форм правления, включая демократию, аристократию и олигархию. После рассмотрения истории демократии в Древней Греции не возникает вопросов, почему Платон выделяет демократию, ибо прямая демократия, безусловно, является формой правления.
Основные изменения в понятии «демократия» произошли в эпоху европейского гуманизма, точнее не то, что изменения, а скорее усложнения. Из всех представителей европейского гуманизма в особенности выделяется Джон Локк, который считал, что демократия может вполне граничить с монархией. «… если же власть передана ему только пожизненно, а после его смерти право назначить преемника возвращается к большинству, то это выборная монархия»,- писал Локк. Совершенно понятно, что здесь Локк имеет ввиду вид косвенной демократии, при которой народ, как конечный источник власти, выбирает себе представителя во власть. Поэтому легитимным является то правительство, которое руководит с согласия руководимых. Жан Жак Руссо считал, что демократия возможно только в виде прямого управления народа. В его понимании представительная демократия не есть властью народа, схожего мнения были и коммунисты, однако про это будет сказано в следующей главе. В общем и целом, европейский гуманизм был неоднозначного мнения о демократии, однако однозначно то, что его представители расширили понятие демократии до того понятия, к которому мы привыкли сейчас, но еще не до конца .
Современная демократия приобрела либеральные черты. Глобализация, ориентированность на частный сектор и человеческая свобода привели к трансформации демократии, ее переосмыслению.
Сущность современной демократии состоит в приоритете личных интересов над государственными и их отделении. Безусловными предпосылками для создания современного вида демократии является появление рыночных отношений, а значит и частной собственности. Такое понимание демократии может сложиться только в том случае, если в стране капиталистические отношения. Есть свободный рынок труда, есть свободные рабочие руки, а главное есть свобода предпринимательской деятельности и личные интересы.
Демократия, как режим, базируется на теории. Их в современной науке существует множество, на сегодняшний день можно выделить: теория полиархии, плюралистическая теория, теория партисипаторной демократии(демократии участия), мажоритарная теория и тп. Все они отличаются друг от друга преимущественно трактовкой такого понятия, как «власть народа». Так или иначе, несмотря на то, что до сих пор не сложилось единого понимания, что такое демократия и как правильно и справедливо ее реализовывать, современная демократия имеет свои черты и принципы, без которых не может существовать. Выделим их .
1. Признание народа в качестве источника власти.
Данный принцип впервые сформировался в эпоху буржуазных революций в Европе. Данный принцип заключается в том, что народ самостоятельно принимает решения о своей жизни.
Реализация народом своих политических прав производится путем:
а) выбора своих представителей в органы
б) непосредственное участие в разработке и принятии законов через референдумы и народные инициативы
в) признание народом власти и ценностей, на которых она стоит.
К данному принципу неоднозначное отношение. Харизматичный политик- популист может воспользоваться недальновидностью толпы и захватить власть. Руководитель партии федералистов в США Александр Гамильтон писал: «Народ неустойчив и переменчив, ему редко доступны правильные суждения и решения».
2. Принцип подчинения меньшинства большинству.
Демократия в любом случае не может удовлетворить интересы абсолютно всех, поэтому признается воля большинства. Либералы, консерваторы, коммунисты и даже анархисты признают этот принцип, однако дается разная трактовка и, соответственно, разная реализация. Тут важно понимать, что меньшинство должно иметь право на свободное выражение своего мнения, право на представительство в органах власти и оппозицию. Большинство обязано уважать выбор меньшинства.
3. Государственное устройство по принципу «разделения властей».
Также, пожалуй, один из самых главных принципов демократии. Суть заключается в том, что власть делится на 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Основоположником данной теории был Джон Локк и Монтескье. Монтескье писал: «Когда в одном и том же лице или в том же органе власти законодательная власть объединена с исполнительной властью, нет свободы»
Концепция разделения властей сыграла большую роль в эволюции капиталистического конституционализма и современной системы правления. Суть заключается в том, что 3 власти имеют свои собственные полномочия. Исполнительная власть занимается управлением государственными законами, законодательная власть занимается принятием законов, а судебная соответственно судебными делами и трактовкой конституции. Ни одна из ветвей власти не может узурпировать власть в государстве.
4. Принцип представительства
Современная демократия реализуется не прямо, как это было в античное время, а через представителей. Народ избирает их на различные государственные посты. Главная причина перехода с прямой демократии в представительную заключается в том, что количество граждан слишком большое, поэтому невозможно использовать методы прямой демократии. Однако представительная демократия имеет свои преимущества в сравнении с прямой.
Она нивелирует возможность утверждения доминирования большинства, различные органы государственной власти могут учитывать и защищать права различных меньшинств. Представительство является системообразующим звеном в политической организации общества.
У представительной демократии есть свои недостатки. Она плоха тем, что выборы приводят к аристократическому отклонению, ибо депутаты обычно богаче, образованнее и талантливее большей части населения. К тому же, интересы народа могут быть искажены, ибо должностные лица часто действуют в своих интересах или в интересах определенной группы лиц.
Стоит добавить, что лица избираются на определенный срок, а не навсегда и несут моральную или правовую ответственность перед народом.
5. Принцип свободы.
Принцип свободы заключается в первую в том, что человек обделен личной свободой. Граждане вправе выражать свои мысли по различным вопросам, в том числе критиковать власть.
Личность или группа лиц вправе участвовать в управлении общественными делами.

1.2. Социалистическая демократия

Конечно, доктрина либеральной демократии и политическая реальность не совпадают. И это подтверждается политическим опытом западного общества. В XIX в. и даже вначале XX в. расхождение между принципами либеральной демократии и их воплощением в жизнь было особенно поразительным. Своеобразной реакцией на это стало возникновение “пролетарской демократии” в первые десятилетия XX века.
Эта доктрина основывалась на марксистском классовом подходе — она рассматривалась как антитеза “буржуазной демократии”. Общечеловеческая ценность либеральной демократии отвергалась. Ставилась цель преодолеть свойственный тогдашнему обществу в значительной мере формальный характер свободы .
Согласно «Пролетарской» доктрине, демократия и свобода предусматривались только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. При этом принималась во внимание только политическая свобода. О гражданских свободах вообще речь не шла. Для всех остальных граждан демократия не предусматривалась или ограничивалась. То есть фактически отвергался как универсальный принцип политического равенства и свободы, без которого, собственно говоря, от демократии ничего не оставалось, тем более что провозглашалась диктатура одного класса — пролетариата по отношению к другой, поверженной буржуазии. Фактически ставилась цель совместить несовместимое. Вместо общегражданского консенсуса основой политического строя провозглашался союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. При этом речь шла о союзе, в котором ведущая роль отводилась рабочему классу. В целом такая «демократия» приобретала классовый конфронтационный характер, и это подчеркивалось. Преимущество “пролетарской демократии”, по мнению адептов, заключалась в том, что в Советах трудящиеся смогут сосредоточить в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов, то есть исполнительную власть. Итак, отрицался фундаментальный принцип разделения властей, без которого невозможно народовластия. Это открывало путь тоталитарной узурпации власти.
Отрицался социальный и политический плюрализм. Считалось, что диктатура пролетариата возможна только через “марксистско-ленинскую партию”. Такая партия рассматривалась как государственная структура, а не общественная организация.
Итак, даже как доктрина «пролетарская демократия» была ошибочна по своим принципиальным принципам. Означала отход от подлинно демократических традиций и современных достижений человеческой цивилизации, открывала путь к установлению тоталитарных диктатур, отчуждение народных масс от власти. Не случайно против этой доктрины выступил марксист-европеец К. Каутский, за что был обвинен В. Лениным в ренегатстве .
Практическая реализация доктрины “пролетарской демократии” привела к установлению тоталитаризма. Собственно говоря, и диктатуры пролетариата не было. Советы перестали быть фактически органом непосредственной демократии. На самом деле была установлена диктатура партийно-государственной номенклатуры. Итак, “пролетарской” демократии не было ни доктринально, ни реально, о чем свидетельствует опыт всех стран “реального социализма”.
Естественно поэтому, что от этой доктрины (позже она была провозглашена “социалистической демократией”) отшатнулись даже те западноевропейские левые политические силы, которые более-менее чувствовали себя независимыми от КПСС.
В манифесте еврокоммунизма было записано, что целью испанских, французских и итальянских коммунистов является построение общества плюрализма политических и социальных сил, гарантия развития всех индивидуальных и коллективных свобод: свободы мнений, их выражения, свободы объединений и собраний, свободы демонстраций; свободы профсоюзов, их автономии и права на забастовки; неприкосновенности частной жизни, уважения всеобщего равенства и возможности демократической смены большинства, свободы религии и др. То есть отмечалось на либеральной наследстве, которая была чужда тоталитарным режимам “реального социализма”.
Доктрина “пролетарской демократии” — результат примитивно упрощенного, неадекватного действительности марксистского видения исторического прогресса. Как отмечает Г. Лассуелл, марксисты провозглашали, что единственно возможным путем утверждения демократии является свержение капитализма. Они считали, что капиталистический способ организации производительных сил уже неспособен расширять сферу человеческой свободы. Наоборот, марксисты были уверены, что неумолимое наступление монополий душить свободу, но только до того времени, пока не произойдет неминуемый триумф революционного пролетариата.
М. Дюверже писал, что марксистское разделение свобод на формальные и реальные справедливо только частично. Правильно, что провозглашенные западными режимами политические свободы остаются формальными для подавляющей части народа из-за отсутствия достаточного уровня жизни, достаточного равенства и достаточного политического равновесия. Однако они могут стать реальными свободами, поэтому не следует начинать с того, чтобы отменить эти свободы, как это предполагалось “пролетарской” демократией .
Западные политологи, в том числе социал-демократического направления, исходя из универсальности либеральной демократии, не разделяют ее на буржуазную и пролетарскую, социалистическую. Основа разделения определяется механизмами осуществления народовластия.
Конечно, доктрина либеральной демократии в ее современном видении не лишена глубоких противоречий, а, следовательно, является объектом совершенствования. Например, перед политологией со всей остротой встали вопросы о содержании демократии. Новые проблемы появились в связи с переходом от постиндустриального к информационному обществу, ростом роли средств информации в политической жизни. Особый аспект проблемы демократии породили глобальные процессы устранения тоталитаризма.
Социалистическая демократия начинается одновременно с отменой классового господства и строительством социализма. Она начинается в тот момент, когда социалистическая партия получает власть. Она является ничем иным, как диктатурой пролетариата. Так, диктатура! Но эта диктатура заключается в способе применения демократии, а не в ее отмене.
Она заключается в энергичном и последовательном вмешательстве в привилегии и экономические отношения буржуазного общества, без чего воплотить социалистические преобразования будет невозможно. Но эта диктатура должна быть творением класса, а не маленького, руководящего меньшинства во имя класса, то есть последовательно и во всем следовать с активного участия масс и находиться под их непосредственным влиянием, быть подконтрольной всей общественности, вытекать из все более широкого политического сознания народных масс.

 

Глава 2. Реализация демократии в Китае

2.1 Этапы развития демократии в Китае

Политическая система Китая. В течение многих столетий китайская цивилизация занимала ведущие позиции в мире, в том числе, в искусстве и науке. Но в XIX веке и в первой половине XX века Китай переживал “эпоху борьбы между царствами”, и все то, что ее сопровождало, в том числе голод, гражданские волнения, иностранная интервенция и военные поражения. Страна была фактически расчленена на зоны влияния: Япония закрепила за собой северо-восточные провинции (Маньчжурию), США держали под контролем центральное правительство и олигархические группировки режима Гоминьдан. Стремясь не допустить дальнейшей американской экспансии, Япония развязала полномасштабную войну. В этих условиях страну могло спасти только одно — национальная интеграция на сравнительной основе и, на ее базе, мобилизация всех сил общества на отпор интервентам и коллаборационистам.
В Конституции КНР, принятой 20 сентября 1954 г., Китай был объявлен государством «новой демократии» (синьминьчжучжуи А) и было провозглашено, что новое руководство будет стремиться к созданию процветающей и сильной страны и бороться за демократию, мир, единство и независимость. Кроме того, Мао Цзэдун заявил, что собирается устанавливать дипломатические отношения с государствами, которые будут следовать принципам равенства, взаимной выгоды, взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета .
Однако в дальнейшем внешняя политика КНР стала меняться. В 1958 году китайское правительство отказалось от политики мирного сосуществования, которая являлась принципом взаимоотношений империалистических и социалистических стран. Китайская сторона хотела противостоять империализму и социализму и создать «третью» международную силу.
Современный историк Е. П. Бажанов пишет в своей работе, что во второй половине 1950-х гг. руководство КПК взяло курс на «новодемократическую революцию». Это означало, что будут сохранены некоторые элементы демократии и частной собственности на переходном этапе к социализму. Однако поражение сторонников «новой демократии» повлияло на советско-китайские отношения. Кроме того, на ухудшение советско-китайских отношений повлияли еще несколько факторов. Во- первых, руководство Н. С. Хрущева стремилось к разрядке напряженности в отношениях с США, что негативно воспринималось Китаем. Во-вторых, Китай больше не хотел быть в роли «младшего брата» и желал стать независимым от СССР. В-третьих, Советский Союз не поддержал Китай в конфликте с Индией в 1959 и 1962 гг. Кроме того, Мао Цзэдун начал критиковать руководство КПСС, имеющее недостатки и ошибки. Еще одной причиной негативного отношения Мао Цзэдуна к Советскому Союзу также можно назвать начавшийся экономической кризис в Китае .
В 1956-1978 годах Китай совершил переход от новодемократического общества к социалистическому. Изменилась и социальная структура: был ликвидирован класс промышленной и торговой буржуазии; крестьяне и ремесленники стали участниками народных коммун и превратились в работников и служащих, государственных и коллективных предприятий, входящих в рабочий класс (рабочие и интеллигенция — тоже ее часть).
Таким образом, развитая социальная структура состояла из двух классов, однако крестьяне в социальной иерархии занимали более низкое положение.
В 1956 году, после социалистической реформы собственности на землю, возникло коллективное сельское хозяйство: новая система
сельскохозяйственного производства сдерживает производственную деятельность крестьян и не улучшает условия жизни сельского населения. Приняты нормативные акты, запрещающие движение сельского населения в города, создана система пожизненной приписки к месту жительства и нормированного снабжения жителей городов по месту работы или жительства. Это говорит о том, что вплоть до эпохи реформ и открытости Китай оставался аграрным обществом, несмотря на то, что с 1950-х годов по мере развития индустриализации количество рабочих резко увеличивалось.
При жизни Мао Цзэдуна было разработано несколько внешнеполитических теорий. В 1950-е гг. была создана теория «промежуточных зон». По причине увеличивающихся противоречий между КНР и СССР, Пекин начал искать новых экономических, политических, идеологических партнеров. В качестве единомышленников Китай видел страны «третьего мира». Мао Цзэдун указал: «Между США и Советским Союзом лежит обширнейшая зона, охватывающая многие капиталистические, колониальные и полуколониальные страны Европы, Азии и Африки». В первый лагерь входили капиталистические страны во главе с США, во второй социалистические страны . В промежуточную зону вошли такие страны Африки, Азии, Латинской Америки. Е.П. Бажанов указывает на то, что Китай и страны «третьего мира» сближала схожесть взглядов на проблемы современности и задач по их преодолению, «общее стремление сбросить груз прошлого, утвердить свою независимость и самостоятельность, собственное “я” в отношениях с развитым миром, Европой и Северной Америкой» . Китай призывал молодые страны к проведению курса неприсоединения, достижению единства и решению споров мирным путем. В то же время Китай заявлял об уважении к развивающимся странам, о готовности оказывать им помощь и о готовности у них учиться .
Следовательно, религиозные и философские доктрины, связанные с управлением, культом харизматического правителя, глубоким уважением к традициям и обычаям их предков, сыграли важную роль в развитии политической системы Китая.
Во главе первого (социально-консервативного) этапа процесса демократического развития стоял основатель КНР Мао Цзэдун. В результате национально-освободительной борьбы Китай освободился от японской оккупации, а западные государства отказались от прав экстерриториальности. «Народно-демократическая власть положила конец дезинтеграционным процессам, устранила из политической жизни милитаризм и посадничество, отменила все привилегии колониальных государств, закрепила консолидацию нации, которая была достигнута в ходе антияпонской и Гражданской войн”.
Но то, что было необходимо для национально-освободительной борьбы: жесткая тоталитарное государство, все процессы в которой контролируются одним концептуальным центром — ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) стала абсолютно непригодной для экономического строительства. Особенно определенно это оказалось на фоне экономического роста в Тайване, поддерживаемом США.
Второй этап модернизационного процесса в Китае начался в 1978 году и проходил под руководством преемника Мао и его оппонента Дэн Сяопина. Обобщая можно сказать, что модернизация не западных социальных систем не может быть стабильной, если управлять только политическим курсом (но не экономической линией). Китайские реформаторы это учли. Дэн выдвинул идею строительства в Китае “социализма с китайской спецификой”. Считается, что эта идея сводится к двум пунктам: “1) все реформы должны быть проведены в интересах абсолютного большинства населения, которое должно иметь явную выгоду от этого; 2) для абсолютного большинства населения цена реформ должна быть приемлемой” .
Технологически модернизационная модель Дэн Сяопина сводилась к следующему : 1) на весь период реформ концептуальная власть должна оставаться в УПК, которой должна быть подчинена вся национальная система политического господства; 2) эволюционный дрейф экономической линии справа, в первую очередь в изолированных экономических и технологических зонах; 3) указанные зоны должны создавать ресурсную базу для модернизации материкового Китая и препятствовать дезинтеграции китайского общества; 4) по мере сосредоточения определенной доли национальных ресурсов в руках частных лиц и появления групп интересов осуществлять дозированный и контролируемый сдвиг жесткого правого политического курса влево (в это время в КНР кроме УПК легально существуют и функционируют еще восемь политических партий, крупнейшей из них является Китайская демократическая партия). В результате в стране была сформирована так называемая “полутора партийная система” (или система с одной доминирующей партией) .
В конце 80-х годов прошлого века руководство Китая, поддерживая слова конечной цели строительства коммунизма, разрабатывая и реализуя планы на будущее, начало действовать не социалистическими лозунгами, а прагматичными категориями. Приоритеты в деятельности государства и есть главная задача Коммунистической партии. Прагматическая фракция КПК во главе с Дэн Сяопином предприняла радикальные реформы в экономике с целью построения рыночного социализма, социалистической рыночной экономики. На декабрьском Пленуме ЦК КПК была принята стратегия «четырех модернизаций»: в сферах сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники с целью превращения Китая в начале XXI века в одну из ведущих держав мира .
Основной акцент был сделан на постепенном освобождении частной инициативы, ослаблении государственного контроля над экономикой и повышении уровня жизни населения. Была провозглашена политика «открытых дверей»: правительство прилагает усилия для привлечения иностранных инвестиций и современных технологий. Китайская экономика стала активно интегрироваться в мировую.
Рыночные реформы в Китае не сопровождались серьезной политической реформой, демократизацией общества и государства. К середине 80-х годов появились буксующая реформа политической системы, реформа экономики. Кроме того, реформы сопровождались усилением политического контроля над обществом. На первый взгляд кажется, что существует многопартийная система, однако в союзе с демократической партией на самом деле не подпускают к реальным рычагам власти.
Третий модернизационый этап начался 14 ноября 2003 года и ассоциируется с XVI съездом КПК. Преемник Дэна Дзянь Дземинь, он же Председатель КПК и фактический глава государства, в своем отчетном докладе сформулировал “тезис о трех представительствах партии”, то есть КПК есть партия, которая представляет интересы абсолютного большинства китайского народа, передовых производительных сил и передовой китайской культуры. Таким образом, дорога в УПК была открыта и представителям “новых китайцев”, то есть буржуазии. То есть, вся партия должна обеспечивать единство взглядов и действий на основе теории Дэн Сяопина, важных идей “тройного представительства” и основной линии партии. Особенно это касается успешной реализации идеи Дэн Сяопина “одна страна — две экономические системы” и ее расширение до принципа “одна страна — две политические системы”: КНР, вернув суверенитет над Гонконгом и Макао, сохранила там системы, созданные в соответствии британцами и португальцами .
В КНР имеет место и разделение власти, но в отличие от общепринятого понимания этого принципа (разделение систем и ресурсов господства), ветви власти разделены лишь по признаку специализации. Касается это и судебной власти, которая, сама по себе является частью системы господства партийно-государственной элиты страны. Институциально судебная система включает: Верховный Народный Суд (ВНС) (судьи назначаются ВСНП), местные народные суды и специальные народные суды (военные, морские и железнодорожные транспортные). ВНС является органом правосудия КНР высшего уровня. Кроме рассмотрения дел по кассационным жалобам на решения судов высшего уровня, принятых в первой инстанции. ВНС также занимается судебным толкованием важных юридических вопросов с целью унификации судебной практики по всей стране. Кроме этого, ВНС осуществляет контроль и надзор за деятельностью народных судов всех уровней.
При всех затратах (главной из которых является коррупция), в Китае удалось сформировать очень эффективную политическую систему. Страна перешла из низшей в среднюю группу по ІЧР (104 место), ВВП на душу населения составил — 5000 $ с ежегодным приростом 9, 1%. Коэффициент Джинни — 40. Средняя продолжительность жизни составляет почти 72 года. Модернизационный процесс в КНР иллюстрирует рисунок :

На рисунке цифрой 1 обозначена общая тенденция социально-политического развития Китая. Цифра 2 указывает на текущее положение политической системы КНР в целом. Цифре 3 соответствует: а) конечная цель демократизации китайской политической системы; б) положение гонконгской подсистемы.
Китайский опыт был использован во Вьетнаме. И хотя реформы там начались в 1986 году, уже сегодня по ІЧР страна относится к средней группе (109 место), включая ВВП 2500 $, коэф. Джинны — 36, 1, средняя продолжительность жизни — 70, 36 года .

2.2 Характерные черты демократической системы Китая на современном этапе

Развитие правовой системы в современном Китае. С началом модернизационного процесса в Китае получает распространение взвешенный, прагматичный подход к формированию правовой системы.
Вначале отметим, что Китай является самой густонаселенной страной в мире и одной из древнейших цивилизаций, которая зародилась много тысяч лет назад. Текущее состояние Китайской Народной Республики было провозглашено после победы Компартии Китая (КПК) в гражданской войне. Китай был объявлен государством народной демократии. КПК, как руководящая сила общества, учредила новую систему правления — демократическую диктатуру народа, целью которой было строительство социализма.
Согласно поправкам в последней Конституции, принятым в 1982 году, в стране было признано право граждан на частную собственность, также провозглашены права человека.
Высшим органом государственной власти в Китае является Национальный народный конгресс. Это однопалатное представительное собрание, члены которого избираются провинциальными ассамблеями и подразделениями вооруженных сил, которые, в свою очередь, избираются низшими собраниями .
Национальный народный конгресс по внесению изменений в Конституцию осуществляет надзор за ее исполнением, принимает законы и вносит в них изменения, избирает Президента КНР, его заместителя, спикера Госсовета и его представителей — вице-премьеров Государственного совета — и других высших должностных лиц. ВСНП выбирают председателя Центрального совета военной комиссии и утверждают других своих членов, также избранных председателя Верховного народного суда, генерального прокурора Высшей народной прокуратуры, рассматривают и утверждают экономическое развитие страны, государственный бюджет, решают вопросы войны и мира и т. д.
В период между сессиями Всекитайского собрания народных представителей его постоянно действующим органом является Комитет, состоящий из 130 человек. Конституция Китая значительно повысила свою роль — теперь она выполняет почти все функции громоздкого ВСНП. Как говорят эксперты, это единственный случай в послевоенной истории социалистических стран, когда основной закон был наделен полномочиями над государственной властью, а также постоянным комитетом — высшим коллегиальным органом государственной власти. Этому решению предшествовали длительные дебаты в партии, в юридических и научных кругах.
Поощряя рыночную экономику, китайское руководство отвергает политический плюрализм. Глава постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Банго заявил, что существующая разница между политическими системами Китая и западных капиталистических стран продолжится и в будущем, и призвал депутатов поддерживать правильную политическую ориентацию.
Ведущая роль Коммунистической партии Китая остается непоколебимой. Она обеспечивает дальнейшую демократизацию общественной жизни, активизацию участия масс в политическом процессе.
Несмотря на все оговорки, в Китае происходит поиск духовной и политической надстройки, которая одновременно может сочетаться с экономическими преобразованиями и процессами модернизации. Речь идет о дальнейшем реформировании политической системы, и этот процесс с политической культурой общества неразрывно связана с политической культурой общества во многом определяет характер государства .
Отличительные особенности национального характера китайцев богаты традициями и коллективизмом. Последний весьма традиционен для Китая. Как отмечают многие филологи, китайцы, как правило, ассоциируются с групповой ответственностью социальных образований, в которые они вошли. Это, прежде всего семьи, школы, работы и общественных интересов является приоритетом. Это во многом по своей инициативе лишает их социальной и территориальной мобильности.
С точки зрения европейской традиции, некоторые считают китайскую систему отрицательной, потому что она ограничивает права и свободы человека. «Если мы обратимся к культурно-философским корням этих приоритетов, — пишет Владимир Анохин, — то становится очевидным, что отсутствие индивидуалистических ориентаций в традиционной китайской культуре, абсолютный примат целого над частью, государства над личностью и другие ценности китайской традиции не способствуют формированию национального менталитета принципа уважения личности, ее прав и свобод».
В общем, объективно, так оно и есть. Однако сами китайцы, из-за своих традиций и характеристик менталитета, по-видимому, так не думают. Отличительные черты национальной психологии, национального характера китайцев — трудолюбие, трудолюбие, дисциплинированность, вежливость.
Отношения китайцев друг с другом кажутся гармоничными и т.д.. На формирование политических взглядов китайцев в наибольшей степени повлияли четыре учения: даосизм, буддизм, легизм и конфуцианство.
Центральное место среди них занимает конфуцианство. Этот факт объясняется как природой, так и историей развития перечисленных учений. Так, в основе даосизма лежит принцип дао, что означает «путь» законов природы, смысл жизни, существование и понятие «недействия» (не делаешь ничего) и гармоничной интеграции личности в дао .
Буддизм как религиозное и философское учение, возникшее в Индии и широко распространенное в Китае, также не мог не повлиять на политическую культуру китайского общества. Его основное содержание — это вера в перевоплощения и освобождение человека от земных страданий. Поскольку страдание зависит от определенных условий, оно может быть прекращен в случае, если эти условия устранены.
Легизм — материалистический, политико-ориентированный курс, легитимирующий абсолютную власть суверена и самые радикальные меры по его обслуживанию, Особое значение в нём придавалось обузданию человеческой природы посредством жестоких законов и насильственного характера их воплощения по принципу «доброта и человечность — мать проступков». Сторонники этой доктрины постулируют изначальное зло человеческой природы, проявляющееся в преследовании собственных интересов общественного блага. Единственный способ преодолеть это —силовое установление полного государственного контроля над человеком.
Отдельные элементы легитимности были заимствованы из конфуцианства. Это можно рассматривать как своего рода золотую середину между даосизмом и буддизмом, и аполитизм и легизм — с другой, с его склонностью к явному позитивизму и реальной политике. Конфуцианство неразрывно связано с такими добродетелями, как терпение, спокойствие и способность находить компромисс, предпочтение во всём «золотой середины», неизменное почитание предков и мудрецов прошлого и зрелый гуманизм, который ставит человека в центр вселенной .
Верность долгу — самая важная добродетель конфуцианства. Любой «благородный муж», утверждал Конфуций, должен в своем поведении руководствоваться чувством долга.
Этот стандарт был интерпретирован конфуцианцами не просто как обязанность, но гораздо шире. Благородный человек, учивший Конфуция, подходит ко всему в соответствии со своим долгом, принимает решения, основанные на ритуале, скромный в словах, правдивый в своих действиях. Чувство долга тесно связано с конфуцианцами с честью, понимается как моральное право на уважение и общественное признание.
Центральным элементом политической доктрины конфуцианства является доктрина идеального государства, цель которой — достижение гармонии между правителями и субъектами и обеспечение социального порядка, где каждый должен жить в гармонии с природой, с самим собой и другими. Государство рассматривается как механизм поддержания порядка и общения между людьми, регулирующих взаимоотношения между управляющими и управляемыми.
Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, которая интерпретируется как большая семья. Сила императора сравнима с властью отца, правящие отношения — с супружескими отношениями, где младшие зависят от старейшин. Конфуций призвал правителей, должностных лиц и субъектов строить свои отношения на основе добродетели и морали. Это обращение в первую очередь адресовано постановлению, поскольку соблюдение требований добродетели играет решающую роль и предопределяет преобладание морали в поведении субъектов.
Основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации социальной деятельности, что каждый уважал их обязанности и находился на отведённом ему месте. В свою очередь, основными темами добродетели, по Конфуцию, считаются преданность правителю, послушание и почтение к «старшим» .
Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение мира между высоким и низким обществом и стабилизацией правительства. В дополнение к чисто моральным факторам он обращает внимание на необходимость преодоления процессов поляризации богатства и нищеты среди населения.
Сила традиции оказалась очень стойкой. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на огромные усилия Коммунистической партии Китая по формированию новой политической культуры населения и новой социалистической личности, эта проблема никогда не решалась в Китае, хотя руководство страны умело использует множество элементов традиционной политической культуры для укрепления своего господства. Например, в патриархальной семье, подчинение младшего старшему служили образцом политических отношений.
Ценности патриархата в измененном виде были использованы в социалистическом Китае, когда на смену императору пришли руководители компартии. Они помогли легитимизировать власть в глазах народа. Ту же роль играли идеи конфуцианства в моральном патерналистском начале верховной власти, которая есть единственно верное учение о том, что Высшая добродетель неустанно заботится о благе простого человека.
Коллективистские традиции конфуцианства также «работали» над новым политическим режимом и его идеологией, Потому что идея коллективизма лежит в основе коммунистической идеологии, а не буржуазно-либерального индивидуализма.
Можно сказать, что Коммунистическая идеология находится в Китае, с его конфуцианской традицией — это очень плодородная почва. Тем не менее создать «нового человека» и королевство правосудия не удалось.
Большинство китайцев по-прежнему разделяют традиционные конфуцианские ценностей и социальное поведение в соответствии с ними. Кроме того, глобализация еще более усилила национальные чувства китайского народа, усугубляя свою социально-культурную идентичность. Поэтому некоторые исследователи приходят к выводу о том, что противоречило конфуцианской традиции модернизации Китая. Интерпретация политической культуры конфуцианско-буддийской цивилизации,
как государственника, подчеркивает, что либеральные демократические ценности по определению чужды китайской культуре, что они идут вразрез с принципом индивидуализма, Конфуцианское требование социальной справедливости как принципа морали несовместимо с принципом состязательности, что моральные ценности конфуцианства ставятся выше материальных интересов и т. д.
Нынешние масштабные реформы в Китае, экономическая и политическая модернизации, проведенная в центре, полностью подконтрольны власти, и рыночная экономика успешно развивается под контролем государства. Всё это говорит о том, что в современной политической культуре стран Тихоокеанского региона важную роль играют рыночные отношения.
Таким образом, политическую культуру конфуцианско-буддийской цивилизации может быть истолкована как государственная культура. Она характеризуется высокой внутренней однородностью, потому что была разработана в контексте значимых этнокультурных особенностей населения, которые поддерживают высокий уровень национальной идентичности, национальной идентичности, внутриэтнической солидарности .
Эта культура имеет достаточную гибкость, чтобы принять инокультурные ценности, но не переносит их механически на свою национальную почву, «переваривая и приспосабливая» для своего национального существования. В конце концов, ни для кого не секрет, что модернизация в Китае сопровождается активным проникновением иностранного капитала, расширением общения и обмена информацией, распространением западных стереотипов восприятия и оценки реальности.
Кроме того, китайские граждане имеют возможность использовать различные средства массовой информации, Интернет, а также путешествовать и налаживать контакты с иностранцами, чтобы получить огромное количество информации, в том числе критически настроенной по отношению к нынешней власти. Поэтому важной особенностью политической культуры конфуцианско-буддийского типа следует считать гибкость. Это способность переосмысливать традиционные ценности в духе современности, чтобы постоянно обновляться, творчески воспринимать и приспосабливаться к другим культурным влияниям, опираясь на национальные традиции. Именно здесь в значительной степени скрыта разгадка «тихоокеанского чуда» — гигантский скачок «азиатских драконов» и Китая в частности практически во всех сферах жизни.
Многие из традиционной политической культуры, что не мешает модернизации современного государства, наоборот, способствовать реализации модернизации и демократизации. Возьмите такие особенности конфуцианской традиции, как прагматизм, энергичная и активная жизненная позиция, чувство долга, социальная ответственность, приверженность. Конфуцианская этика подчеркивает, что добрейшей души человек должен быть постоянно прогресса и что ценность жизни находится в процессе активного творения.
Конфуцианская этика настаивает не на правах человека, а на чувстве ответственности, акценте на единстве общества в поисках приемлемого места для каждого человека в обществе.
Эта поведенческая модель предполагает человеческое совершенство и в то же время добровольное самоограничение как духовно, так и психологически. Единство общественного мнения о достижении здесь заключается не в навязывании идеологических стереотипов, а длительной, постепенной гармонизацией позиций, что подразумевает развитие духа сотрудничества в обществе. Кроме того, акцент на моральных ценностях, деятельности и саморегуляции способствует развитию патриотического духа китайского народа. Теперь традиционное чувство китайского коллективизма, групповая ориентация семьи наполнены новым содержанием.
Если вы должны принести в жертву личные интересы ради общего блага, то теперь акцент делается на стимулах благополучия, подготовки к жизни в условиях жесткой рыночной конкуренции. Политическая культурная ориентация группы, деиндивидуализация сознания, основанная на компромиссе, может быть более гармоничными отношениями в гражданском обществе, а не «беспощадным» индивидуализмом западной культуры. Принцип позитивного отношения к другим «жэнь» дословно относится к другим с любящим сердцем, способствует созданию положительного микроклимата в китайских социальных группах.
Традиционные культуры не старого мышления, она не будет мешать развитию общества. В этом смысле, Фрэнсис Фукуяма подчеркнул, что есть несколько заблуждений, касающихся отношений между политической культуры и культуры демократии. Это не статическое явление, подобное законам природы, они создание людей и находятся в процессе постоянной эволюции.
Они могут влиять на экономическое развитие, войну и другие национальные беспорядки, иммиграцию или преднамеренные действия. Следовательно, культурные «предпосылки» для демократии (хотя они, безусловно, важны) должны рассматриваться с некоторым скептицизмом.
Итак, политическая культура современного Китая, как и в любом другом обществе, не замерзла — она эволюционирует, развивается, что-то меняется. Идея морального совершенства — культ предков и традиция гармонии между человеком и миром — все эти ценности объединяют Китай с другими странами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы создать его более привлекательный образ в современном мире .
Уже давно отмечалось, что культура, основанная на синтезе нескольких духовных религиозных традиций, отличающихся особенно сильной энергией, дает особенно сильную мотивацию в политике. Неоднородные начала, никогда полностью не сливающиеся, не усиливают и не стимулируют совместное развитие.
Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что конфуцианство, как официальная идеология имперского Китая, оказало большое влияние на формирование политической культуры китайского народа.
До XX века конфуцианство культивировалось главным образом в рамках института «Большая семья». Затем остатки конфуцианства сохранились в китайском мышлении, что привело к появлению современной политической культуры переходного типа .
Политическая культура современного Китая быстро меняется, стремясь соответствовать динамическим процессам, происходящим в глобальном мире. Это была тенденция к формированию линии индивидуализма. Имеются предпосылки для возникновения этических учений, объединяющие ценности конфуцианства и предпринимательства, которые могут стать идеологической основой для процесса модернизации.
Как отмечают исследователи, «Китай в условиях глобализации стремится определить собственные векторы социальной динамики, опираясь не только на объективные социально-экономические предпосылки модернизации, но также на специфически китайское прочтение постиндустриальной системы ценностей, основанное на избирательно-селективном механизме культурной традиции, по-прежнему определяющей важнейшие особенности национального менталитета».
Большинство ученых поддерживают точку зрения, что современный Китай является классической однопартийной системой с монопольным доминированием КПК. Это одна из немногих систем, которые все еще придерживаются социалистической идеологии. Однако главной проблемой политической системы Китая является то, каков путь китайского руководства в политической модернизации, возможен ли он вообще, и если возможен, то насколько далеко готовы пойти лидеры партии в этом направлении. Главная задача модернизации китайского социализма — сохранение стабильности в обществе под руководством Коммунистической партии Китая .
В этой связи суть политической реформы должна заключаться в улучшении уже существующих политических институтов, отказе от западных демократических образцов. Однако возможность дальнейших реформ в других сферах жизнедеятельности общества, в частности в политической, до сих пор вызывает много споров. Между тем необходимость проведения политической реформы была признана идеологом модернизации Китая Дэн Сяопином. Говоря о перспективах модернизации политической сферы, мы не должны забывать, что китайское руководство никогда не имело в виду трансформацию политической реформы по типу западных демократий.
Никогда не стоял вопрос о введении в Китае выборов на альтернативной основе, принципа разделения властей, реальной многопартийности. Лидеры всегда указывают на особые условия Китая, подразумевая, в частности, и отказ от западной демократической модели развития. Как отмечают авторы доклада «Перспективы Китая», будущее китайской политической системы может развиваться по нескольким сценариям.
Первый из них — Процесс демократизации сверху путем демонтажа механизмов, обеспечивающих стабильность доминирующей роли КПК в обществе, а также формирование демократических институтов. Однако такой сценарий представляется маловероятным для авторов. Второй — это преобразование коммунистического авторитарного режима и, наконец, третий — спад экономических реформ. Но из-за того, что китайские власти уже очень далеко продвинулись в экономической модернизации, этот сценарий вряд ли возможен.
В дополнение к этому представлено немало точек зрения, как в Китае, так и на Западе. Сегодня, несмотря на определенные трудности, связанные с политической реформой, Коммунистическая партия Китая не может быть обвинена в отсутствии определенной степени гибкости.
Цзян Цзэминем была выдвинута концепция «трех представительств» в 2001 году, которая подразумевала, среди прочего, и расширение социального состава КПК за счет приема в нее представителей предпринимательских кругов .
Китайское руководство ясно осознаёт, что увеличение числа частных предпринимателей неизбежно приведет к тому, что Они будут играть очень важную роль в политической сфере. Однако в отсутствие представителей своих интересов в правительственных кругах это приведет к росту недовольства, что, в свою очередь, поставило бы под угрозу социальную стабильность в обществе, которая известна в современном Китае на основе экономического роста. На самом же деле модернизация — это сложный процесс. Она захватывает все сферы общества: экономику, социальную жизнь, политику, право, культуру.
Нет смысла отрицать тот факт, что реальная модернизация в Азии начались гораздо позже, чем в европейских странах. И необходимо учитывать особенности этой поздней модернизации. исходит в условиях интенсивной глобализации и информатизации всего человеческого сообщества, зависит от существующих моделей, стимулов и идей.
Это дает необычайно широкий размах и стремительность, однако порождает новые, ранее неизвестные проблемы. Тем не менее, мы можем сказать, что развитие Востока — это классический способ. Вы можете сказать, что часть развивающихся стран сегодня не хотят и не могут идти в том направлении, какое ранее считалось едва ли не обязательным для всех. В Конфуцианской культуре нет индивидуализма, либерализма, прав человека и так далее; Более того, усилия Запада по продвижению этих идей часто провоцируют враждебность в странах, где эта пропаганда направлена. Несмотря на возрождение теории модернизации, которая становилась всё более и более «демократичной» по своей сути полного и беспрепятственного использования, это происходит только в западных странах. Если же говорить о модернизации Востока, то он неминуемо сталкивается с некоторыми трудностями.
Модернизация с восточной спецификой сопряжена со многими трудностями, но разными способами, достаточно реально, чтобы можно было попытаться эти трудности преодолеть. Очевидным фактором является социально-экономическая трансформация в Китае. В нее не вписываются ни классики марксизма, ни буржуазные представления о развитии общества. В КНР в процессе реформирования идет интенсивный поиск своего национального развития.
Поскольку страна находится в конфронтации с Западом, остро ощущая свою слабость, свою отсталость, традиционная идея заключается в создании сильного и богатого государства, чтобы приобрести новое содержание. Растет понимание того, что без обучения со стороны Запада, без заимствования его технических достижений, политических институтов и идей нельзя преодолеть свою отсталость.
Отличительной особенностью, которая характеризует китайский народ, является адаптивность — выдающиеся способности сохранять свою идентичность. Модернизация Китая не означает растворение китайского культурного типа в мировой цивилизации. В современном Китае налицо сплав китайской и западной жизни, придающий китайской ценности новое качество и новый смысл. Общепризнано, что рынок и демократия неразрывно связаны друг с другом, в то время как социализм и рынок — сущие противоположности.
Уже на данный момент в Китае официально насчитывается 8 демократических партий. Эти партии, наравне с общественными организациями, представителями различных национальностей и китайцами, проживающими за границей, объединены в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК).
Таким образом, формула многопартийного сотрудничества и демократических партий Китая считается участвующей в правительстве. Многие исследователи по-прежнему полагают, что демократизация государственно-политической системы КНР в рамках существующей монополии КПК на власть практически невозможна. Однако в процессе развития китайское руководство неоднократно разрушало существующие стереотипы марксизма, поэтому вполне возможно, что страна может пойти по пути демократизации. Однако необходимо подчеркнуть, что ее характер значительно отличается от западной модели.
Трансформация будет происходить так, как это позволит руководство КПК. За последние несколько десятилетий среди синологов продолжаются дискуссии о том, как вызвать социальную и политическую систему нынешнего Китая.
Наиболее часто используется сегодня термин «социализм с китайской спецификой». Л.И. Кондрашова же считает, что наиболее подходящий вариант — это «рыночный социализм» .
Под этим термином автор понимает существующие, по сути, рыночную экономическую систему и приверженность социалистической идеологии. Следует отметить, что внутреннее противоречие этого термина совершенно очевидно, а его переходный характер может в дальнейшем перерасти в «нормальный капитализм» со всеми присущими ему характеристиками.
Возможность революционной смены политического режима — похоже, наименее вероятная из всех вышеперечисленных, хотя следует отметить, что устойчивые позиции современной КПК и ее руководства, сращение бизнес-элиты и высших партийных чинов, а также неприятие данного исхода подавляющим большинством населения Китая позволяют смело утверждать, что такой сценарий практически невозможен.
Оценивая вероятность конкретного события, связанные с политической модернизацией Китая, надо помнить, что китайские власти имеют достаточно ограниченный набор инструментов, с помощью которых они могут действовать независимо от результатов реформ, пока не была затронута роль КПК в качестве руководящего центра страны, поскольку она является главной движущей силой современного развития Китая.
Современное китайское правительство видит своей основной задачей обеспечение стабильности в обществе, являющееся, по мнению управления, необходимым условием для реформирования и развития. Очевидно, что процессы в крупнейшем соседнем государстве — России — требуют самого пристального внимания и изучения в интересах национальной безопасности и с точки зрения использования зарубежного опыта.

Заключение

В Китае, как и в других странах Юго-Восточной Азии, были созданы оригинальные версии демократического развития, основанные на национальной историко-культурной традиции, которые для КНР играют ту же политическую роль, что и христианство для европейцев. «Имеет место фундаментальная непохожесть Запада и Востока. Главная политическая дихотомия Запада — «демократия» — «не демократия», а Востока — «тоталитаризм «»не тоталитаризм» или «деспотия — — «не деспотия». Авторитаризм на Западе-разновидность не демократии, на Востоке же демократии, в значении ухода от деспотии. Для Запада демократия — защита индивида, для Востока — стабильность общества и его целостность. Обе цивилизации различаются и по определению легитимностью власти. В первом случае легитимный тот, кто избран по надлежащей процедуре, во втором — тот, кто назначен более высокой властью. Смена власти на Западе — рутина, а на Востоке — критический момент, нормой считается гармоничная иерархия. Выборы на Востоке — не “стиральная машина”, не момент легитимации лидера, а процедура, которая “утверждает более высокую легитимацию. Ведущая роль государства в не западных странах — неоспоримый императив. Поэтому дихотомии “государство” — “гражданское общество” там просто нет”. Роль высшей легитимной инстанции как раз и играет данная историко-культурная традиция.
Так, в современном Китае политическая система фактически является однопартийной. Несмотря на то, что существует несколько партий, ведущая и руководящая роль Коммунистической Партии Китая (КПК) прописана в Конституции КНР. Согласно ей «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом (через Коммунистическую партию Китая) и основанное на союзе рабочих и крестьян. В стране установлен социалистический строй, предполагающий, что вся власть сосредотачивается в руках народа, который в свою очередь реализует государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней».

Список литературы

1. Арин О. А. Внешняя политика Китая в 90-е годы // Оф. сайт Олега Арина. [Электронный ресурс]. URL: http://olegarin.com/olegarin/atr- p28.html (дата обращения: 23.11.2015).
2. Бажанов Е. П. Китай и внешний мир. — М.: Междунар. отношения, 2011. — 351 с.
3. Большаков Д. Прогноз динамики ВВП США и Китая. // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — №4. — С. 104-112.
4. Васильев, Л.С. Эволюция общества: типы общества и их трансформация / Л.С. Васильев; Гос. ун-т-Высш. шк. экономики, Ин-т востоковедения РАН. — Москва: Университет, 2011. С. 205
5. Васильева Е. А. Внешнеэкономическая политика «открытости» Китайской Народной Республики в оценках отечественных исследователей 70-90-х гг. XX в. // Известия алтайского государственного университета. 2012. № 4-2 (76). — С. 51-54.
6. Вестник РУДН, серия Социология, 2011, № 4
7. Внешняя политика КНР: О сущности внешнеполитического курса современного китайского руководства / Под ред. Г. В. Астафьева. — М.: Междунар. отношения, 2011. — 191 с.
8. Гарусова Л.Н. Российско-американские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе: фактор Китая/ Л.Н. Гарусова // Россия и АТР. — №3. — 2014. — С. 33
9. Гелъбрас В.Г. Российско-китайские отношения и проблемы глобализации //Альманах «Восток». — 2007. — № 1
10. Голобоков А. С. Становление и развитие внешнеполитической доктрины Китая // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — 2010. — №2 — С. 117-124.
11. Границы Китая: история формирования / Под общ. ред. В. С. Мясникова, Е. Д. Степанова. — М.: Памятники ист. мысли, 2011. — 469 с.
12. Гудошников Л. М. Конституция 1978 г. и начало правовосстановительного процесса в Китае // Публично-правовые исследования. 2008. № 3. С. 119—129.
13. Делюсин Л. Дэн Сяопин и теория социалистической модернизации // Китай: полвека — две эпохи. — М.: Институт востоковедения РАН, 2001.
14. Доклад о социальной стратификации современного Китая // («Дандай чжунго шэхуй цзе- цэн яньцзю баогао») / Гл. ред. С.И. Лу. — Пекин, 2002 (на кит. яз.).
15. Дэн Сяопин. Между социализмом и рыночной экономикой не существует коренных противоречий (23 октября 1985 года) // Дэн Сяопин. Избранное. – Т.3: 1982–1994. – 1994. – С.190
16. Дэн Сяопин. План и рынок как способы развития производительных сил (6 февраля 1987 года).//Дэн Сяопин. Избранное. – Т.3: 1982–1994. – 1994. – С.259.
17. Занегин Б. Китай: левый марш // Завтра. — № 40(305).
18. Инако Цунэо. Право и политика современного Китая. 1949—1975 гг. / под ред. Л. М. Гудошникова, В. И. Прокопова. М., 2011. С. 208.
19. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. — М.: Политиздат, 2012. — 576 с.
20. Китай в мировой политике: [Учеб. по специальностям «Международные отношения» и «Регионоведение»] / Под ред. Торкунова А. В. — М.: РОССПЭН, 2011. — 527 с.
21. Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века . — М., 2015. — С. 15.
22. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII-ХШ вв.). М., 2011.
23. Особенности развития правовой системы КНР после вступления в ВТО (2001—2010 гг.) // Десятилетие устойчивого развития: политические итоги. Выпуск 27. Серия В : Общество и государство в Китае в период реформ. М., 2012. С. 160—172.
24. Полякова Э.И., Климашина В.В. История и перспективы развития российско-китайских экономических отношений // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2015. № 1— 2 (11)
25. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / под ред. Лукина А.В. — М.: Весь мир, 2013. — 701 с.
26. Рыбаков В. М. Танская бюрократия. Ч. 2 : Правовое саморегулирование. Т. 1 : Общие замечания. СПб., 2013. С. 4.
27. Седунов, А.В. Внешнеполитическая стратегия Китая на рубеже XX- XXI вв. // Политика, государство и право. — 2014. — № 4. — С. 8.
28. Соломатин Ю. Китай как современный идеологический «тяни-толкай» / Ю. Соломатин // Диалог. 2011. -№ 1. — С. 86-88.
Соломатин Ю. Современный Китай [Электронный ресурс].
29. Соломатин Ю.П. Современный Китай. Куда идете, господа – товарищи? // Рабочий класс. – 2014. – №29
30. Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира – огромный вклад в марксизим-ленинизм (1 ноября 1977) // Маоистская библиотека. [Электронный ресурс] URL: http://library.maoism.rU/three_world.htm# ednref26
31. Тихомиров С.И. Основные направления развития современных политических систем. — Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2010.
32. Торбасов О. Правооппортунистическая «теория трех миров» Дэн Сяопина // Комсомол. Пролетарская левая. Интернет-проект О. Торбасова (марксистко-ленинские публикации). [Электронный ресурс]. URL: http://komsomol-pl.ru/maoism/MLPD_on_the_TWT.htm
33. Трифонов В. И. 60-летие КНР: приоритеты внешней политики // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. -2010- №14. — С. 6-20.
34. Трощинский П. В. Влияние традиции на право современного Китая // Журнал российского права. 2014. № 8. C. 94—106.
35. Уманец О.Н. Проблемы реформирования политической системы КНР: прогнозы и перспективы // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 332-334
36. Чжоу Ихуан. Дипломатия Китая. — Пекин: Межконтинентальное издательство, 2015. — 188 с.
37. Юдаков С.А. Установление и развитие континентальной юридической традиции в Китайской Народной Республике [Электронный ресурс].URL:https://socionet.ru/publication.xml?h=spz:cyberleninka:12465:16893801
38. Южная Азия: конфликты и геополитика / под ред. В.Я. Белокриницкого. — М.: Ин-т востоковедения, 2010. — 173 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф