Скоро защита?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Речевая агрессия в печатных СМИ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие речевой агрессии
1.2. Виды речевой агрессии
Глава 2. Речевая агрессия в СМИ
Заключение
Список литературы

Введение

В настоящее время наблюдается общая тенденция снижения культуры речи, основными причинами которой являются пренебрежение нормами, варваризация и вульгаризация языка, распространение жаргонов и сленга в литературной речи. Многие исследователи в этом резком падении речевой культуры обвиняют средства массовой информации.
В современном обществе СМИ во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации. Нет сомнения в том, что, прочно войдя в жизнь человеческого общества, масс-медиа являются инструментом, оказывающим влияние на строй мышления и стиль мировосприятия людей, на тип современной культуры.
В течение последних десятилетий интерес к такому понятию, как речевая агрессия, значительно возрос, что связано с увеличением распространения агрессии во всех сферах деятельности человека, в том числе и в СМИ.
Теоретической базой исследования послужили положения теории коммуникации, разрабатываемые в трудах отечественных (Е.В. Власова, Л.М. Закоян, Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибурская) и зарубежных ученых (А. Басс, Л. Бендер, Э. Фромм и др.), и положения психолингвистики, представленные работами В.И. Жельвиса, А.К. Михальской, К.Ф. Седова, Л.М. Семенюка, Е.И. Шейгал, Ю.В. Щербининой и др.
Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, существенным влиянием средств массовой информации на жизнь современного человека, и с другой стороны, необходимостью изучения средств выражения агрессии, как одного из основных факторов воздействия на человека.
Объектом исследования выступает речевая агрессия в печатных СМИ.
Предметом исследования являются языковые способы и средства выражения речевой агрессии в печатных СМИ.
Цель данной работы состоит в языковом анализе средств выражения речевой агрессии на материале печатных СМИ.
Для реализации поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятия «агрессия» и «речевая агрессия».
2. Выявить причины использования речевой агрессии в СМИ.
3. Рассмотреть основные классификации речевой агрессии.
4. Описать прямые способы выражения речевой агрессии на основе фактического материала.
5. Исследовать косвенные способы выражения речевой агрессии на основе фактического материала.
Материалом для исследования послужили примеры из англоязычных (The Independent, The BBC News, The Guardian и др.) и русскоязычных (Комсомольская правда, Аргументы и Факты, TopNews и мн.др.) изданий.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Понятие речевой агрессии

Феномен речевой агрессии до сих пор остается открытым вопросом для лингвистов. Не обладая терминологической точностью, речевая агрессия в современной лингвистической теории может встретиться как вербальная или коммуникативная агрессия. Наряду с указанными словосочетаниями также употребляются такие понятия как язык насилия, язык вражды, словесный экстремизм. В современных исследованиях широко представлены и другие разновидности речевого поведения, а именно языковое насилие, коммуникативное давление (Закоян, 2008: 47). Необходимо отметить, что термин «речевая агрессия» наиболее часто применим в лингвистике, в то время как вербальная агрессия – более психологический термин.
Речевая агрессия является одним из основных средств воздействия на человека. Выделяя множество существующих определений понятия агрессии, разделим их на два основных типа.
1. Агрессия, как модель поведения человека. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями – злость, ярость, ненависть, и с мотивами – стремление унизить, оскорбить.
Л.М. Семенюк определяет агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит всем нормам человеческого существования и наносит вред, а зачастую физический ущерб, психический стресс (переживание, состояние страха, угнетенности и т. д.) объектам нападения (Семенюк,1998: 7).
2. В основе агрессии лежит целенаправленное действие. В данном случае, термин предполагает действия, в результате которых агрессор намеренно причиняет ущерб своему противнику.
Принимая во внимание описанные выше толкования, мы, в след за К.Ф. Седовым, квалифицируем агрессию как целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызывать негативное эмоциональнопсихологическое состояние у объекта речевого воздействия (Седов, 2005: 32).
Обратимся к этимологии термина «агрессия». Само слово «агрессия» происходит от латинского – agressio (нападение, приступ). В русский язык было заимствовано из французского в начале XX в.
Толковый словарь современного русского языка С. И. Ожегова дает следующее определение: «агрессия — это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» (Ожегов, 2006: 246).
К настоящему времени многими учеными предложен ряд определений термина «агрессия» из смежных областей. В своей книге Э. Фром употребляет слово «агрессия» в отношении поведения, связанного с самообороной, с ответной реакцией на угрозу и рассматривает ее как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету (Фромм, 2006: 11).
Л. Бендер понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению (Банщикова, 2012: 7). Уилсон трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. Сходным образом определяет агрессивное поведение и А. Бандура: «Агрессия — это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб»
(Ениколопов, 2001: 64), а его последователи Л. Хьюсмен и Л. Ирон агрессией называют поведение, имеющее целью нанесение физического или морального вреда субъекту (Huesmann, Eron: 1992).
Ю. Б. Можгинский определяет феномен речевой агрессии, как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» (Можгинский, 2006: 10).
В современной психологии термином «агрессия» обозначают настойчивое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств (Ениколопов,2001: 66).
В психологическом словаре под агрессией понимается индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека или группы (Головин, 2007: 12).
В английском языке так же существует большое количество определений термина «агрессия». Онлайн-словарь английского языка Macmillan Dictionary дает следующее: aggression − an angry feeling that makes you want to attack or defeat someone else; a situation in which one country attacks another; a situation in which someone attacks another person [macmillan].
Оксфордский словарь английского языка в свою очередь предлагает несколько определений – 1. Feelings of anger or antipathy resulting in hostile or violent behaviour; readiness to attack or confront. 2. The action of attacking without provocation. 3.Forcefulness (https://en.oxforddictionaries.com/definition/ aggression/).
Так как данная работа посвящена исследованию речевой агрессии, то нас интересует не просто психологическое понятие «агрессия», а в первую очередь агрессия как психолингвистическое явление.
В стилистическом энциклопедическом словаре можно обнаружить следующее определение: речевая (вербальная) агрессия − использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая чье-либо самолюбие, достоинство (Кожина, 2004: 340).
К. Ф. Седов рассматривает речевую агрессию с лингвопсихологической позиции, определяя ее как «целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызывать негативное эмоциональнопсихологическое состояние у объекта речевого воздействия (Седов, 2003: 196).
В. И. Жельвис изучает вербальную агрессию в социолингвистическом дискурсе и рассматривает ее как психологически оправданное действие (Жельвис, 1997).
Как отмечает Л. В. Енина речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего (Енина, 2002: 105).
Социолингвистический аспект рассматривает речевую агрессию в связи с современной ситуацией в обществе. Поэтому речевая агрессия понимается как широкое лингвистическое явление (Закоян, 2008).
В юрислингвистике особое внимание уделяется рассмотрению понятия «оскорбление» как проявлению речевой агрессии (Кусов, 2004: 27).
В своей диссертационной работе Воронцова Т. А., рассматривая речевую агрессию с коммуникативно-прагматических позиций, исходит из того, что коммуникативные и когнитивные особенности ее бытия определяются дискурсивными показателями. В рамках данного исследования речевая агрессия рассматривается как тип речевого поведения, который может осуществятся в рамках любого дискурса независимо от его временных и национальных параметров (Воронцова, 2006: 31).
Михальская А. К., анализируя речевую агрессию с позиции диалогического взаимодействия отмечает, что «речевая агрессия — установка на антидиалог, поскольку данный тип речевого поведения основан на сознательной ориентации адресанта на субъектно-объектный тип отношении (Михальская, 1996).
Как можно обнаружить из вышесказанного, термин «агрессия» имеет множество определений, как в различных сферах деятельности, так и внутри конкретной науки. Все они, как правило, характеризуют агрессию, как негативное поведение или действия, направленные на объект агрессии с целью навредить ему.
Далее рассмотрим существующие виды речевой агрессии, приведенные в трудах различных ученых.

1.2. Виды речевой агрессии

Изучению видов вербальной агрессии посвятили свои работы такие ученые как А. Басс, А.К. Михальская, Е. И. Шейгал, К.Ф. Седов, Ю.В. Щербинина и др. Приводятся множества различных классификаций, основанных на разных признаках: по степени осознанности субъекта, характеру выраженности, интенсивности проявления направленности агрессии, количеству участников ситуации общения и др. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Общепринятой классификацией речевой агрессии является классификация психолога А. Басса, приведенная еще в 60-е годы, но являющаяся достаточно популярной и в настоящее время. По его мнению, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Касаемо речевой агрессии он выделяет 4 вида:
1. Активная прямая агрессия – агрессия, которая требует немедленного подчинения и угрожает весьма неприятными последствиями. Используется словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), характерное проявление сарказма и попыток высмеять собеседника.
2. Активная непрямая агрессия – распространение неверной информации, клеветы или сплетен относительно объекта агрессии.
3. Пассивная прямая агрессия – отказ вести диалог с оппонентом, разговаривать, отвечать на вопросы и контактировать с ним любым способом.
4. Пассивная непрямая агрессия – отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения (Воронцова, 2014: 80).
Активная прямая речевая агрессия — довольно распространенное явление современной речевой действительности. Она достаточно часто встречается как в повседневном бытовом общении, так и в публичных выступлениях. К активной прямой речевой агрессии относятся высказывания угроз, деструктивных, злых пожеланий в чей-либо адрес, а так же выступления, в которых содержится прямой призыв агрессивных действий против предмета речи.
Активная непрямая агрессия, как правило, проявляется в распространении слухов «за спиной». В этом случае «агрессор» не контактирует напрямую со своим объектом агрессии, но проявляет негативные, а иногда недопустимые действия по отношению к нему.
Пассивная прямая агрессия заключается не столько в словесных действиях «агрессора», а сколько в его поведении. Человек просто игнорирует своего собеседника, отказываясь реагировать на его попытки поговорить. Но все же этот случай является агрессией, так как даже здесь оказывается негативное эмоциональное воздействие на объект агрессии своим поведением.
Л.В. Енина выделяет несколько видов активной вербальной агрессии в психолингвистическом аспекте: а) активную прямую (к этому виду относятся высказывания с семантикой команды: непосредственно и ясно выраженные требования к другому человеку) и б) активную непрямую – распространение злостной клеветы или сплетен (Енина, 1999: 6).
Ю.В. Щербинина классифицирует речевую агрессию:
1. По интенсивности: а) слабые, стертые и б) сильные.
К сильным формам агрессии относится браная, нецензурная лексика, порицание, грубое требование, крик. Сюда же она включает враждебные замечания, язвительные насмешки, веские угрозы. Слабые проявления, по ее мнению, содержат в себе очень грубый отказ, непрямое оскорбление, косвенное осуждение.
2. По характеру, способу выраженности: а) явная (открытая) и б) скрытая (неявная) агрессия.
В открытой вербальной агрессии присутствует явная угроза, намеренное оскорбление, грубое требование, отказ, замечание-порицание. Скрытая речевая агрессия реализуется чаще всего во враждебных намеках, иронических замечаниях, скрытых угрозах; иногда в виде сплетен, доносов.
3. По отношению к объекту: а) переходная и б) непереходная речевая агрессия.
Переходная агрессия направлена на одного реального участника речевой ситуации, непереходная проявляется в случаях, когда человек голословно, абстрактно ругает «жизнь вообще», выражая негативную оценку ко всему окружающему миру (Щербинина, 2004: 109).
Е. И. Шейгал, анализируя средства вербальной агрессии, выделяет три типа:
1. Эксплетивная – наиболее прямая, резкая, импульсивно-эмоциональная форма вербальной агрессии (бранные инвективы; речевые акты угрозы, вердикты и категоричные требования и призывы).
2. Манипулятивная — более рационально-осознанные формы вербальной агрессии, основанной на идеологических трансформациях исходного смысла (инвективные ярлыки, средства диффамации).
3. Имплицитная агрессия, связанная с завуалированным выражением соответствующего иллокутивного намерения (косвенные речевые акты, непрямые предикации, иронические инвективы) (Шейгал 1999: 221).
А.К. Михальская различает речевую агрессию по числу участников коммуникации:
1. Массовая, которой участвуют массы людей под руководством лидера.
2. Социально-замкнутая (Михальская, 1996).
К.Ф. Седов приводит развернутую классификацию видов речевой агрессии. В соответствии с проявлением речевой агрессии выделяется десять бинарных оппозиций:
1. Вербальная / невербальная.
В данном случае агрессия может проявляться в виде речевых действий (оскорблений, угроз, насмешек, призывов и т.д.). Но кроме этого, она может выражаться с помощью невербальных форм, к числу которых К.Ф. Седов относит, прежде всего, жесты, а также молчание (угрожающее, ироническое, протестующее и т.п.).
2. Прямая / косвенная (непрямая).
Прямая речевая агрессия – результат речевого акта, в котором содержится открытая, очевидная враждебность. Это такие проявления речевой агрессии как оскорбления, угрозы, злопожелания. Косвенно агрессия проявляется в виде сплетен, обсуждений за спиной.
3. Инструментальная / неинструментальная.
Выражая инструментальную агрессию, зачинщик конфликта помимо своего враждебного намерения по отношению к адресату, стремится достичь какой-либо иной цели. Неинструментальная агрессия – это агрессия ради агрессии. Она служит эмоциональной разрядкой за счет коммуникативного партнера и обычно имеет аффективный характер.
4. Инициативная / реактивная.
Инициативная агрессия является средством нападения. Реактивная агрессия выполняет функцию защиты от агрессора (реального или мнимого).
5. Активная / пассивная.
К.Ф. Седов отмечает, что такое членение очень напоминает вышеприведенную оппозицию – инициативная / реактивная. Однако существуют некоторые различия между этими двумя парами. Реактивная агрессия – это агрессия на агрессию; пассивная – агрессия методом прекращения контакта или демонстрация нежелания в него вступать.
6. Непосредственная / опосредованная.
Эта диада выделяется на основании характера коммуникативного контакта. Непосредственная речевая агрессия протекает в рамках речевого акта, в котором коммуниканты находятся в одном пространстве и времени. Опосредованной агрессией считается речевое воздействие, осуществляемое в разных временных отрезках.
7. Спонтанная / подготовленная.
Критерием дифференциации в этом случае К.Ф. Седов называет своеобразие процесса порождения высказывания. Спонтанная агрессия проявляется в рамках речевого акта, где мотив и коммуникативное намерение реализуется практически одновременно с их словесным выражением. Подготовленная агрессия является заранее спланированной. Иногда она становится выражением коммуникативного намерения индивида, которое было подготовлено в течение определенного промежутка времени.
8. Эмоциональная / рациональная.
Эмоциональная агрессия обычно проявляется в рамках спонтанного речевого акта. В данном случае, К.Ф. Седов говорит об агрессивных действиях в состоянии аффекта. Рациональная агрессия – это заранее спланированное речевое высказывание, которое находит выражение в непрямых формах воздействия разного рода: колкостях, шутках, иронии.
9. Сильная / слабая.
Необходимость выделения этой оппозиции К.Ф. Седов видит в возможности измерения перлокутивного эффекта агрессивного действия. Сильная агрессия становится результатом речевого акта, способного повлиять на изменение эмоционального состояния коммуникативного партнера, вызвать у него сильную фрустрацию, чувство унижения, страха и
т.п. При этом интенсивность речевого воздействия, по мнению К.Ф. Седова, не зависит напрямую от грубости речевого акта. В отдельных случаях ядовитая шутка или издевка могут стать причиной негативного психического состояния человека
10. Враждебная / невраждебная.
Ядерной формой исследуемого речевого феномена К.Ф. Седов считает враждебную агрессию. Невраждебная агрессия – это агрессия лишь по форме. При всех признаках агрессивности основная интенция речевого акта не содержит стремления принести вред, ущерб собеседнику и используется в неофициальном дружеском общении (Седов, 2003: 201-207).
Иногда с точки зрения целенаправленности предлагается различать:
1. Инициативная агрессия.
2. Оборонительная агрессия (Ковальчук, 2014: 201).
Примерами осознанной целенаправленной инициативной агрессии могут служить такие ситуации, как оскорбления в чей-то адрес; словесная перебранка, насмешки, словесные унижения и др.
Когда агрессором является зачинщик, то имеет место инициативная речевая агрессия. Оборонительная агрессия наблюдается в случае, когда высказывание представляет собой ответ на агрессию, своего рода защитную реакцию.
В качестве примеров оборонительной вербальной агрессии выступает ответная речевая агрессия на враждебное замечание, оскорбление, нежелательное действие и др.
Если речь идет о межличностном общении, то Е.В. Щербинина выделяет следующие типы речевой агрессии.
1. Оскорбление — это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.
В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В. И. Жельвис выделяет следующие: а) сопоставление имени адресата с обыденными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного; в) обвинение в нарушении социальных норм; г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату (Жельвис, 1997).
2. Угроза — это обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие.
Угроза имеет разнообразные языковые формы выражения. Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания или с помощью намека.
3. Грубое требование — это грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение.
По структуре грубое требование обычно выстраивается как предложение, побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации.
4. Грубый отказ — это выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование.
Обычно эта форма речевой агрессии не содержит необходимых формул вежливости, сопровождается повышенным тоном и не содержит объяснения причины отказа.
5. Враждебное замечание — это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим.
Разновидностью враждебного замечания является проклятье.
6. Порицание — это выражение неодобрения, осуждения.
По меткому замечанию известного лингвиста Е. М. Верещагина, можно выделить разные типы порицания в зависимости от степени их воздействия на адресата: «малая – это упреки, соразмерно интенсивная — обличение, излишне интенсивная – распекание» (Верещагин, 1999).
7. Насмешка (колкость) — это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию.
Речевая агрессия в насмешке может проявляться не только в содержании высказывания, но и в его форме, например, в иронической, язвительной интонации или особом темпе речи (с намеренным, утрированным растягиванием слов, с искусственными паузами и т.п.).
8. Ссора — это сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.
Структурно ссора выстраивается как диалог, в котором происходит периодическая смена ролей говорящего и слушающего. Если же один из участников такого диалога претендует на доминирующую роль (чаще всего — «обвинителя»), то ссора приобретает монологический характер. Важно отметить, что ссоры не возникают на пустом месте: один из участников коммуникации с самого начала разговора уже имеет какие-то претензии ко второму участнику и заранее готов реализовать свои агрессивные намерения (Щербинина, 2004: 91-99).
К. Ф. Седов выделяет 14 агрессивных субжанров (речевых актов, тактик): угроза, инвектива (оскорбление), возмущение, обвинение, упрек, колкость, насмешка, демонстрация обиды, проклятье, злопожелание, отсыл, грубое прекращение коммуникативного контакта и констатация некомпетентности, угрожающее молчание (Седов, 2003: 36).

Глава 2. Речевая агрессия в СМИ

Прямые способы выражения речевой агрессии
Первая группа жаргонизмов выделена на основе влияния «криминальной сферы» на общественную жизнь и язык общества. Таким образом, в газетных статьях могут встретиться следующие заголовки:
Менты-мародеры обокрали жертв авиакатастрофы в Перми (http://www.kp.ru/daily/24178/388570/); (1)
Как зять Березовского, сидя в Лондоне, «отжал» бизнес в Москве (http://www.msk.kp.ru/daily/26350.4/3232648/); (2)
Саакашвили назвал Порошенко главным барыгой на Украине
(http://www.kp.ru/online/news/2602708/); (3)
Жестокие разборки Старом Осколе: парни махали топором и переехали человека машиной (http://www.kp.ru/daily/26340/3223420/); (4)
Член банды Гагиева Аркадий Габалов «отмазался» от одной статьи УК (https://kavkaz.versia.ru/chlen-bandy-gagieva-arkadij-gabalov-otmazalsya-otodnoj-stati-uk) и т.п. (5)
Другая группа примеров связана с речью молодёжи, являющейся одним из основных поставщиков жаргонной лексики в публицистические тексты:
Уличные аттракционы столицы: Идет охота на лохов, идет охота…
(http://www.msk.kp.ru/daily/25885/2847165/); (6)
Актеры хорошие, а хайп все равно дешевый. Российские звезды подрались в федеральном телеэфире (http://www.5-tv.ru/news/130793/). (7)
«Командир евродепутатов облажался по полной»: В Крыму сделали громкое заявление в адрес Порошенко (https://novayagazeta-ug.ru/news/u/ 17685/2017/05/18/140479). (8)
Эта тематическая группа сформирована на основе «оценки личностных качеств», но, как правило, отрицательной.
В статье на сайте ВЕРСИИ.com, Лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко назвал желающих отобрать у женщин 8 Марта импотентами и жлобами, т.е. скупыми, жадными людьми.
У нас чернобыльцев вспоминают только накануне очередной годовщины чернобыльской катастрофы, также, как женщин вспоминаем только накануне 8 Марта. А есть еще такие, которые хотят 8 Марта у женщин забрать. Забирать 8 Марта могут только жлобы и импотенты, которые не хотят женщине подарить букет цветов, поцеловать украинскую женщину, обнять ее и сказать, что она лучшая», — заявил Ляшко (http://versii.com/news/363301/). (9)
В английских СМИ также можно встретить жаргонную лексику в статьях и заголовках статей:
British banks handled vast sums of laundered Russian money (https://www.theguardian.com/world/2017/mar/20/british-banks-handled-vastsums-of-laundered-russian-money). (10)
«Laundered» в данном контексте выступает в значении «отмывание денег».
В статье газеты «The guardian» в фрагменте “The banner was а reference to Preziosi’s punishment for buying a crucial match against Venezia in 2005, a scant that was rumbled when police nabbed Enrico Preziosi with 250.000 euro stuffed in a bag”(https://www.theguardian.com/football/2012/apr/28/serie-aviolence-match-fixing) (11) используется лексика, характерная для криминальной сферы, со значением «кража», «взломать», «задержать», с целью создания своеобразного «колорита» в публикациях о жизни в «криминальных кругах».
В средствах массовой информации часто встречается стилистически сниженная лексика, как например, в статьях ниже:
Полицейские в Киеве заставили националиста съесть кепку-«мазепинку». Инцидент произошел во время задержаний на акции «Бессмертный полк». Как сообщил экс-глава Гражданского корпуса «Азов» Станислав Краснов, мужчину забрали на «скорой». «Он сильно избит, рассказывает, что «беркута» сорвали с него мазепинку и запихнули в рот со словами: «Жри, бандера», — пишет Краснов на своей странице в социальной сети (http://ren.tv/novosti/2017-05-09/policeyskie-v-kieve-zastavili-nacionalistasest-kepku-mazepinku). (12)
Стилистически сниженное «жрать» обычно используется по отношению к животным, а к человеку, как грубое, неодобрительное отношение.
«Мордой» обозначается передняя часть головы животного. По отношению к человеку данная лексема является стилистически сниженным вариантом слова «лицо».
Певица Глюкоза рассказала, что ей впервые «били в морду». Наталья Ионова, более известная как певица Глюкоза, опубликовала в своем «Инстаграме» фото с разбитой губой. Это вызвало шок и множество вопросов у фанатов исполнительницы (http://ren.tv/novosti/2017-06-04/pevicaglyukoza-chestno-priznalas-kto-razbil-ey-lico). (13)
Интересно, что на сайтах таких популярных изданий как «The Guardian» так же можно встретить стилистически сниженную лексику:
Let’s be frank, most people think the music they don’t like is crap. You think Katy Perry’s music is crap because you don’t like it, and society calls it crap because of the people who listen to it. (https://www.theguardian.com/music/musicblog/2012/jan/17/indie-professorcheesy-music). (14)
Наиболее «приемлемым» переводом на русский язык лексемы «crap» будет «дрянь, лажа, чушь» и т.п.
Другой пример из газеты «The Sun» с подзаголовком: «AREN’T you sick of hearing about how Obama is “snubbing” Britain because of our Parliament’s vote» («snubbing» в значении «относиться с высока, пренебрежительно» и т.п.) (https://www.thesun.co.uk/archives/news/1003096/obama-has-to-clean-upsyria-mess-alone/). (15)
В англоязычных изданиях встречается огромное количество статей, связанных с политикой Дональда Трампа. Многие из граждан США выражают свое недовольство, используя бранную лексику. СМИ же в свою очередь активно транслирует это в массы, что можно обнаружить из примеров ниже.
Известный американский актёр, лауреат премии «Оскар» Роберт Де Ниро раскритиковал политику администрации президента США Дональда Трампа по сокращению финансирования искусства, употребив бранное слово:
“I’ve been thinking about this a lot lately because of our government’s hostility towards art. <…> The budget proposal, among its other draconian cuts to life-saving and life-enhancing programmes… This is what they now call an ‘alternative fact,’ but I call it bullshit” – приводит слова Де Ниро британская газета «The Independent» (http://www.independent.co.uk/arts-entertainment/films /news/robert-de-niro-donald-trump-bullshit-chaplin-award-arts-funding-martinscorsese-acceptance-speech-a7725536.html). (16)
4 июня 2017 г. на сайте газеты Fox News опубликована статья, вновь посвященная Дональду Трампу, а точнее критике в его адрес. Американский телеведущий телеканала CNN Реза Аслан резко отреагировал на заявление Трампа о том, что запрет на въезд в Соединенные Штаты для граждан шести стран Ближнего Востока и Северной Африки нужен в качестве
«дополнительного уровня безопасности». В своем сообщении в Twitter Аслан использовал нелицеприятное обращение в отношении Трампа, а также назвал его «позором» для Америки и всего человечества:
This piece of s***t is not just an embarrassment to America and a stain on the presidency. He’s an embarrassment to humankind. (http://insider.foxnews.com/2017/06/04/donald-trump-reza-aslan-cnn-piece-craplondon-bridge-terror-attack). (17)
Словообразовательный потенциал
Словообразовательные неологизмы играют определенную роль в проявлении речевой агрессии в СМИ. Так в русском языке в новообразованиях активно используются префиксы квази-, псевдо-, и др. со значением неистинности.
Так в статье на сайте Sputnik Беларусь говорится о недавнем теракте в Манчестере на концерте популярной певицы Арианы Гранде от 23.05.17. Дальнейшие действия британских властей после теракта в комплексе «Манчестер Арена» в московской студии радио Sputnik прокомментировал эксперт, президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер.
«Сегодняшнее положение дел таково, что правящие элиты Великобритании, в отличие, например, от баронессы Тэтчер, вряд ли способны к принятию очень жестких и эффективных мер, потому что они борются за так называемую псевдотолерантность и псевдодемократию, которые не позволяют им защитить собственный народ реальными специально-полицейскими методами. А сегодня ситуация такова, что иные меры будут практически неэффективны», — резюмировал эксперт». (https://sputnik.by/radio/20170523/1028915253/expert-o-terakte-v-manchesterepsevdodemokratiya-narod-ne-zaschitit.html). (18)
В текстах СМИ часто встречаются новообразования с суффиксом щин(а) с оттенком неодобрения. Примером может послужить статья на сайте «VESTI.LV», где говорится об отношении чешского журналиста Яна Зиглера к российским болельщикам. В своей публикации он пишет, что после игры с США, в которой россияне проиграли на чемпионате мира по хоккею, российские болельщики повели себя жалко. Во время исполнения гимна противников они свистели, орали, как сумасшедшие «Россия!». В заголовке своей публикации в «Parlamentní listy» журналист написал:
Когда западные монголы попадают в цивилизованный мир. (19)
В основном содержании статьи, Зиглер использует множество выражений по отношению к фанатам российской сборной по хоккею:
Заголовок я позаимствовал из обсуждения игры под одной из статей на портале iDNES. Надо сказать, что эти слова в адрес русских — еще довольно тактичные. Были и более резкие высказывания, типа мужланов, мужиков и прочего. Я без труда продолжу список, например: деревенщины и отсталые варвары. Потому что подобное поведение иначе оценить нельзя. Какой-то болван там еще влез в кадр, чтобы закрыть радостные лица американских болельщиков с флагом, и показывал нам свою майку с надписью на кириллице. В общем, со стороны русских фанатов это был ужас и мрак (http://vesti.lv/news/cheshskie-smi-o-bolelyshtikah-rossii-muzhlanyderevenshtina-otstalye-varvary). (20)
В данном фрагменте присутствует оценочная лексика — «болван» и «отсталые варвары», разговорная и сниженная лексика — «мужланы», «мужики» и неологизм «деревенщина» в значении «недалекий, простоватый, некультурный человек».
В новообразованиях, негативно характеризующих лиц, используются и некоторые безоценочные модификационные суффиксы, в частности суффикс – оид со значением подобия. Так в своем блоге на сайте радио «Эхо Москвы» автор Александр Зеличенко активно использует этот языковой прием:
Суффикс -оид я буду использовать для обозначения тех людей, кто воспринимает любое невосторженное высказывание в адрес своего кумира как личное оскорбление, как покушение на нечто сверхзначимое. В этом смысле настоящих коммунистов можно назвать лениноидами
(http://echo.msk.ru/blog/russkiysvet_dot_narod_dot_ru/1132768-echo/?=top). (21)
В его публикации можно встретить такие новообразования как «Ельциноиды», к которым, как говорит автор, он сам принадлежал до середины 90-х. Далее он пишет:
В 99-м году страну захлестнула эпидемия путиноидности. А сегодня мы видим новых «-оидов» — навальноидов (22)
В исследуемом фрагменте статьи присутствует еще одно новообразование с префиксом сверх-, указывающего на высокую степень качества (предмета), признака. Префиксы сферх-, супер-, гипер-, ультра- и др. нередко употребляются для выражения иронии: «как покушение на нечто сверхзначимое»(http://echo.msk.ru/blog/russkiysvet_dot_narod_dot_ru/1132768echo/). (23)
Размерно-оценочные (в данном случае уменьшительно-ласкательные) суффиксы используются в подобных новообразованиях для создания уничижительной окраски.
Например, на сайте Afisha.ru можно прочесть рецензии к фильму «Стражи Галактики. Часть 2», премьера которого в России состоялась 4 мая 2017 г. В одной из них присутствует фраза:
Кинцо – на вкус и цвет, как говорится. Посмотреть кино как мультик, погрузиться и сразу забыть – для одного раза сойдет» (https://www.afisha.ru/movie/220736/review/1104970/). (24)
Здесь слово «кинцо» имеет иронический смысл, т.е. что-то простенькое, несерьезное и не вызывающее бурю положительных или отрицательных эмоций, как бывает при просмотре шедевров кинематографа.
Новообразования же с суффиксами женскости характеризуются яркой неодобрительной или иронической экспрессией:
Экс-милиционерша, до смерти забившая свою дочь, страдала от побоев мужа (http://www.gazeta.spb.ru/664379-0/). (25)
Происходящие в обществе преобразования, а также деструктивные явления нередко обозначаются новообразованиями с префиксом «де-». В статье от 25.04.17 г. сообщается о проведении 1 мая объединенного шествия оппозиции и митинга численностью до 5 тыс. человек, среди тем которого сохранение музейного статуса Исаакиевского собора. Один из организаторов акции, депутат заксобрания Петербурга Оксана Дмитриева заявила:
Темами акции станет защита Исаакиевского собора от передачи в пользование Русской православной церкви, защита Пулковской обсерватории, которой угрожает жилая застройка в трехкилометровой охранной зоне, а также «общая декультуризация», грозящая Петербургу (https://www.gazeta.ru/social/news/2017/04/25/n_9967247.shtml). (26)
В английском языке характерным способом образования газетных неологизмов является словообразование.
В СМИ часто встречаются неологизмы, образованные путем аффиксации. Например, в газетной лексике суффикс -ship с морфемой -man образует отвлеченные имена существительные со значением качества, признака. На сайте газеты «Financial Times» размещена статья, в которой употреблен термин “brinkmanship”, имеющий значение «балансирование на грани войны, доведение опасной ситуации до предела».
US brinkmanship over Pyongyang’s nuclear ambitions has opened a policy debate in China, which is slowly coming to view its fellow Communist neighbour’s atomic tests and missile launches as a threat to its own security (https://www.ft.com/content/441637f4-240d-11e7-8691-d5f7e0cd0a16). (27)
Непродуктивный суффикс -dom, который в газетной лексике стал употребляться для образования новых слов, таким образом, обрел продуктивность. Например:
“Given a choice between a proven psychopath, versus merely a possible (or even a likely) psychopath, I’ll definitely opt for the latter. It’s the only intelligent thing to do. Anything else would be suckerdom”(http://www.globalresearch.ca/thecase-against-hillary-clinton/5523536). (28)
Данная лексема выступает в значении «тунеядство».
Другой продуктивный способ словообразования – это словосложение. Например, такое сочетание как «road rage» означает «приступ агрессивного и опасного поведения на дороге, иногда с целью намеренно нанести вред окружающим»:
A Waterloo man has been arrested after he allegedly clubbed another driver
during an alleged road rage incident and took his glasses”
(http://wcfcourier.com/news/local/crime-and-courts/man-arrested-in-road-rageattack/article_4e82414f-3b3f-5d0d-9ebc-f2585feb81fd.html). (29)
В примере ниже из газеты «The Guardian» присутствуют случаи, как аффиксации, так и словосложения:
Afghan authorities warned anti-government protesters of legal action Thursday as demonstrators set up new sit-in camps around Kabul, raising security alarms after a week of deadly bombings and street clashes (https://guardian.ng/news/kabul-voices-alarm-as-anti-govt-protesters-expand-sitin-camps). (30)
Суффикс anti- отражает негативные действия, противостояние в обществе, а образованная с помощью компонента -in лексема «sit-in» в переводе означает «сидячая демонстрация».
На сайте английского журнала «The Week» размещена статья, в которой говорится о таком явлении, как «cyberbullying», что в переводе означает «общение посредством электронных средств связи с целью запугивания или угроз».
America’s studentsare cyberbullying their teachers (http://theweek.com/articles/703780/americas-students-are-cyberbullyingteachers). (31)
Еще одним интересным примером словосложения является лексема «frenemy», также недавно появившаяся на страницах газет. y. Так говорят о человеке, который притворяется, что он друг, хотя на самом деле является врагом.
Frenemies Miley Cyrus and Demi Lovato may have just taken a huge step forward in repairing their relationship (http://popcrush.com/demi-lovato-mileycyrus-proud-sobriety-quotes/). (32)
Конверсия также используется при словообразовании неологизмов.
Labor Wants A Crackdown On “Rip Off”’ Ticket Scalping Sites (http://www.huffingtonpost.com.au/2017/06/08/labor-wants-a-crackdown-on-ripoff-ticket-scalping-sites_a_22133544/). (33)
Глагол «to rip off» как сленговая лексема означает «грабить», а как
существительное данное слово выступает в значении «воровство, мошенничество, дешевая подделка».
Среди конвертированных неологизмов многокомпонентным является неологизм «son-of-an-immigrant» (досл. сын иммигранта). Но чтобы понять, почему мы отнесли его к способу конверсии, необходимо видеть его в контексте:
Obama’s son-of-an-immigrant story and tale of getting through education with the help of a scholarship resonate with Latinos (https://www.theguardian.com/world/2008/feb/22/uselections2008.barackobama). (34)
Данный неологизм перешел из разряда существительного в разряд прилагательного и является уничижительным по отношению к бывшему президенту США.
И наконец, завершающий способ словообразования, имеющий место при выражении агрессии в СМИ – сокращение. В связи с выходом Великобритании из ЕС в СМИ довольно часто встречается такая лексема, как «Brexit». от сочетания слов Britain — Британия и англ. Exit — выход). Дается
следующее определение данному слову – выход Великобритании из Европейского Союза, главная политическая цель консервативной оппозиции и некоторых отдельных лиц (националистов и евроскептиков) в Великобритании. (http://www.amic.ru/voprosdnya/349580/).
Prime Minister Theresa May was against Brexit before the EU referendum but now says there can be no turning back and that «Brexit means Brexit». The reason she gave for calling a general election was to strengthen her hand in negotiations with the EU (http://www.bbc.com/news/uk-politics-3281088). (35)
Исследование лексики, выражающей речевую агрессию в СМИ, показало, что основной пласт новообразований в СМИ представляет собой слова, созданные по продуктивным словообразовательным моделям, а именно конверсия, аффиксация, словосложение. Такой тип словообразования как сокращение встречается, но достаточно редко.
Косвенные способы выражения речевой агрессии
Если прямую речевую агрессию в средствах массовой информации выявить не так сложно, учитывая, что выражается она с помощью особой лексики, несущей в себе негативную информацию, то с выявлением непрямой вербальной агрессии могут возникнуть некоторые проблемы. Нередко случается так, что на интуитивном уровне понятно, что в некоторой статье присутствует негатив по отношению к кому-то или чему-то, но выражен он не явно. Автор не использует никаких уничижительных, оскорбительных слов, но, тем не менее, агрессивный настрой чувствуется.
Перейдем к следующему средству выражения непрямой речевой агрессии – иронии.
Ирония – тонкая насмешка в скрытой форме. Часто ироничные выражения встречаются в заголовках статей. Это объясняется его особыми функциями: заголовок должен быть ярким, запоминающимся, выразительным и интересным.
На сайте «Обозреватель. Спорт» находится статья со следующим заголовком:
Светит лицом: экс-футболист «Динамо» иронично отозвался о Шевченко. (36)
В статье на сайте «International Massmedia Agency», говорится о том, что дипломаты посмеялись над словами Владимира Путина во время его встречи с Ангелой Меркель. Экс-посол США в России и экс-премьер Канады высмеяли заявление президента РФ Владимира Путина о том, что Россия «никогда не вмешивается в политическую жизнь» других стран. Свое ироничное отношение к словам российского президента экс-посол США в РФ Майкл Макфол выразил в «Twitter»:
Former U.S. Ambassador to Russia and former Prime Minister of Canada has ridiculed the statement of Russian President Vladimir Putin that Russia “never interfere in the political life” of other countries. (37)
Former U.S. Ambassador to Russia Michael McFaul is quoted Putin, addressing to the Ukrainians. He wrote about this in his Twitter. (38)
“Dear Ukrainians, Putin said: “We never interfere in political life and political processes of other countries”, — stated in the message. (39)
Ким Кэмпбелл, экс-премьер Канады, ответила на это сообщение тем, что, по ее мнению, Путин хочет вернуть СССР:
Former Prime Minister of Canada Kim Campbell, responding to a tweet
McFaul, said that Russia’s President wants to revive the USSR. (40)
“He (Putin) does not accept the fact that Ukraine is an independent country! Wants to revive the USSR!” she wrote (https://intmassmedia.com/2017/05/03/ foreign-diplomats-made-fun-of-putins-words-during-a-meeting-with-merkel/). (41)
Очевидно, что политики не только не воспринимают всерьез заявление президента РФ, но и имеют иное мнение, касательно его слов о том, что Россия не вмешивается в дела Украины.
В своем «Twitter» иронично прокомментировал заявление главы немецкого правительства Ангелы Меркель Член Совета Федерации Алексей Пушков. Ангела Меркель заявила о важности двойной стратегии Североатлантического альянса в отношении Москвы. По ее мнению, НАТО должен, с одной стороны, демонстрировать силу, но, с другой, оставлять открытой дверь для диалога. Алексей Пушков считает, что подобная стратегия при фиктивном диалоге обречена на провал.
«Меркель заявила: демонстрируя силу и призывая к диалогу, НАТО выбрала верный путь. Точно: верный путь к конфронтации при фиктивном диалоге», — написал сенатор на своей страннице в «Твиттере» (https://www.astrakhan.kp.ru/online/news/2737992/). (42)
Кроме того, Пушков прокомментировал прибытие на территорию Латвии канадской военной техники для международного батальона Североатлантического альянса.
«Военная техника НАТО прибыла в Латвию. Теперь страна, которой никто не угрожает, надежно защищена. Таков ответ НАТО на самые острые вызовы времени», сказано в сообщении (https://www.rusdialog.ru/news /106308_1494139935). (43)
Таким образом, Пушков выразил насмешку в адрес латвийского оборонного ведомства, которая укрепляет военные силы внутри страны, хотя повода для этого нет.
К проявлениям речевой агрессии можно отнести и перегруженность текста негативной информацией. Например, на главной странице «ГАЗЕТА.ру» от 12.06.17 встречаются статьи со следующими заголовками:
Протестные акции в Москве; Боксера ввели в кому после нокаута; Водитель — опытный. Автобус — перевернулся. Пятимесячный ребенок погиб, еще 24 человека получили различные травмы в серьезной аварии; Паломники погибли в Забайкалье; Порошенко этими строками себе сделал приговор; В США готовят инструмент для принуждения России и др.
(https://www.gazeta.ru/news/12/06/17). (44)
Примечательно, что лишь несколько статей имеют нейтральный характер: одна из них относится к экологии, несколько о спорте и экономике. Такого рода поток негативной информации заставляет задуматься о том, что не только в стране, но и в целом мире практически ничего хорошего не происходит. Да, возможно политические, криминальные новости являются наиболее актуальными, но, к сожалению, их содержание не несет никакого положительного эффекта.
Средством выражения языковой агрессии может считаться использование метафоры.
Обратившись к статьям изданий Великобритании были найдены следующие примеры. На сайте газеты «The Times» в заголовке “Russian “hot” money is flowing into London”(https://www.thetimes.co.uk/article/russianhot-money-is-flowing-into-london-cd7mxgmks9m) (45) имеет место использование метафоры. Дословно в русском переводе: в Лондон текут «горячие деньги» из России. Выражение “hot money is flowing” (горячие деньги текут) означает, что речь идет о деньгах, незаконно поступающих из России в Британию. Также это указывает на коррумпированность и нелегальность действий российских чиновников, что, в свою очередь, может расцениваться как обвинение в нелегальных действиях.
В примере ниже используется лексема “chocolate teapot”. В английском языке такое сравнение человека с «шоколадным чайником» означает «никуда не годный».
Clegg needs to change his party rules — like Ed Miliband did to Labour on appointing shadow cabinets — to give him at least a smidgeon of actual power Until then he’s as useless as a chocolate teapot. (http://www.conservativehome.com/frontpage/2014/01/newslinks-for-sunday26th-january-2014.html). (46)
Следующая статья имеет отношение к санкциям России, вводимым против Турции. Английская газета «The Guardian» сообщает об этом в следующем отрывке:
This would not just be a case of a ban on Turkish tomatoes, he thundered, but of far more serious consequences into the far future (https://www.theguardian.com/commentisfree/2015/dec/03/the-guardian-view-onvladimir-putins-state-of-the-nation-address-things-are-not-going-well). (47)
«Турция помидорами не отделается», – метал гром и молнии президент. Будут гораздо более серьезные последствия, даже в далеком будущем» употребляется весьма подходящий метафорический оборот he thundered (метал громы и молнии), подчеркивающий недовольство и негодование российского президента относительно действий Турции.
Отрывок из статьи, в которой говорится о бурных антиправительственных демонстрациях в латиноамерикансках странах, также содержит яркий пример метафоры:
Что же касается Кубы, то и ее власти в свете намечаемого в будущем году отставки Рауля Кастро могут поменять нынешнюю архаическую политику казарменного социализма на более современную стратегию (http://politcom.ru/22454.html). (48)
В данном случае «казарменный социализм» понимается как «вульгарно-примитивная, грубоуравнительная концепция подавления личности, управляемого узким слоем «революционных лидеров», жестко регламентирующих все формы общественной деятельности с помощью насилия, лжи. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/1247).
Интертекстуальность так же может выступать, как одна из форм проявления речевой агрессии. На сайте «Правда.ру» в статье с заголовком «Америка устроит «Турецкому потоку» настоящую «кузькину мать»» как раз цитируются слова Никиты Сергеевича Хрущёва. «Кузькина мать» — русское идиоматическое выражение, означающее угрозу (https://www.pravda.ru/news/world/23-05-2017/1334999-turkish_stream-0/) (49)
В текстах и заголовках статей могут встретиться фразеологизмы с отрицательной семантикой:
Did Ominto Pull The Wool Over Investors’ Eyes? (рус. пускать пыль в глаза) (https://seekingalpha.com/article/4077437-ominto-pull-wool-investorseyes); (50)
Nurses treated like “dirt” by government, says Tim Farron (обращаться по-свински, грубить) (https://rcni.com/nursing-standard/newsroom/news/nursestreated-dirt-government-says-tim-farron-86581). (51)
Так на сайте австралийской газеты «The Sydney Morning Herald» в статье по отношению к Терезе Мей используется идиома – lame duck, которая имеет следующий перевод: 1) политик, государственный деятель, завершающий свое пребывание на данном посту и не избранный на новый срок; президент США, завершающий второй, последний срок на своем посту;
2) банкрот; разорившийся маклер; 3) неудачник; «сбитый летчик».
Lameduck May fights for survival on two fronts (http://www.smh.com.
au/world/lame-duck-may-fights-for-survival-on-two-fronts-20170610gwoqh5.html). (52)
Идиома “be out for blood” со значением «жаждать чьей-либо крови, злиться на кого-либо» используется, чтобы выразить свое недовольство в чей-то адрес, отомстить.
Megyn Kelly out for blood? NBC star goes from Trump to Putin (http://mynewsla.com/hollywood/2017/06/01/megyn-kelly-out-for-blood-nbc-stargoes-from-trump-to-putin/). (53)
В заголовках Российских газет также встречаются фразеологические обороты:
На самом дне: Кубань провалила проект формирования комфортной городской среды для людей, (http://krasnodarmedia.su/news/590234/); (54)
Куда спрятал концы Юрий Иванющенко: мошенник Юрий Родин, Иван Аврамов и банк Пивденный» (http://www.pervomaysk.in.ua/stat-3804377.html); (55)
Киевлян продолжают «водить за нос» относительно жетонов в столичной подземке (https://kyiv.depo.ua/rus/kyiv/gorodyan-prodovzhuyutvoditi-za-nis-stosovno-zhetoniv-u-stolichniy-pidzemci-20170531581011); (56)
Начальству втирают очки! – как свердловское правительство ради галочки участвует в программе Года экологии» (https://newdaynews.ru/ekb/59 7435.html); (57)
Двуликий Янус Порошенко (http://rian.com.ua/columnist/20170116/102053 2070.html); (58)
Конгрессмен-демократ собирается подложить Трампу «свинью»» (https://www.ukrinform.ru/rubric-world/2242767-kongressmendemokratsobiraetsa-podlozit-trampu-svinu.html) и др. (59)
Несмотря на то, что практически всем известны значения многих фразеологизмов, при их использовании обидчик не унижает собеседника напрямую, но тем самым выражает вербальную агрессию косвенно, заставляя своего партнера вникнуть в смысл, сказанных в его адрес слов.

Заключение

Язык – это один из способов выразить свои чувства и эмоции. Они могут быть как положительными, например, радость, восхищение, уважение, так и негативными, такими как неприязнь, обида, агрессивность.
В настоящее время невозможно не осознать влияние СМИ на формирование современного образа жизни и на язык. Вместе с обогащением языка новыми словами, заимствованиями из других языков, наблюдается тенденция к снижению общей чистоты и культуры речи.
Анализ видов и способов выражения речевой агрессии в средствах массовой информации позволил:
В ходе выполнения данной работы был решен ряд задач, способствующих выполнению поставленной цели:
1. Всесторонне изучить лексические средства выражения речевой агрессии в языке, среди которых мы выделили оценочную, стилистически сниженную, разговорную, инвективную и обсценную лексику, а так же жаргонизмы и словообразовательные неологизмы, способствующие проявлению эксплицитной, т.е. явной формы речевой агрессии.
2. Исследовать имплицитные средства, т.е. неявное выражение вербальной агрессии, среди которых выделяются: провокационное общение, интертекстуальность, перегруженность текста негативной информацией, а так же такие стилистические приемы как использование метафоры, иронии фразеологизмов.
Данные анализа фактического материала позволяют заключить, что использование оценочной, разговорной и жаргонной лексики является характерным способом проявления прямой речевой агрессии. Лексические единицы такого типа несут в себе отрицательную семантику. Такие слова как минимум неприятно слышать в свой адрес. С помощью инвективной и ненормативной лексики проявляется особо неприязненное и грубое отношение к собеседнику. Некоторые непристойные выражения могут использоваться как по отношению к обычным людям, так и по отношению к известным политикам и главам некоторых государств.
Непрямую агрессию выявить гораздо сложнее, поскольку человек, преследуя цель унизить и оскорбить собеседника, старается сделать это как можно незаметнее. Для этого часто применяется тактика использования провокации, в частности обидчик задает неудобные, каверзные вопросы своему партнеру, чтобы поставить его в неловкое положение, и прием интертекстуальности, заключающейся в цитировании предшественников и, как правило, упоминании каких-либо неприятных событий, которые собеседник может принять на свой счет. Стилистические приемы, такие как ирония, метафоры и фразеологизмы являются ярким средством для скрытого проявления речевой агрессии по отношению к противнику.
Возможной перспективой дальнейших исследований в данном направлении является разработка методик преодоления речевой агрессии в СМИ.
Решение изучаемой проблемы может привести не только к повышению культуры журналистского общения, нормализации психологического климата в печатных изданиях, на радио и телевидении и в целом к гармонизации общения между людьми, общему повышению культуры речи современного общества.

Список литературы

1. Банщикова Т.Н. Диагностика агрессивности педагога / Т.Н. Банщикова. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 148 с.
2. Беглова Е.П. Неузуальная лексика как текстовая доминанта (на материале газетных текстов рубежа XX–XXI вв.) / Е.П. Беглова // Языковая игра. Детская речь. – Екатеринбург: УрГПУ, 2006. – 219 с.
3. Верещагин, Е.М. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1999. – 84 с.
4. Вести.Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=204729.
5. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход; автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 / Воронцова Татьяна Александровна. – Челябинск, 2006. – 43 с.
6. Газета.ru 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2017/04/25/n_9967247.shtml.
7. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60–72.
8. Енина Л. В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах – массовой информации / Л.В. Енина // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. – 2002. – С. 104-110.
9. Закоян Л.М. Речевая агрессия как предмет лингвистических научных исследований / Л.М. Закоян // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – С. 46-52.
10. Ким А.Р. Фразеологизмы как средство выражения вербальной агрессии в политическом дискурсе (на материале английского языка) / А.Р. Ким // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд. «МЦНО», 2017. – № 1(2). – С. 44-49.
11. Комсомольская правда 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kp.ru/online/news/1391562/.
12. Кусов Г.В. Оскорбление как лингвокультурный концепт: автореф. дис. … канд. филолог. наук: 10.02.19 / Кусов Геннадий Владимирович. – Волгоград, 2004. – 27 с.
13. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика / Ю. Б. Можгинский. – М.: Когито-Центр, 2006. – 181 с.
14. Новая газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://novayagazetaug.ru/news/u17685/2017/05/18/140479?utm_referrer=https%3 a%2f%2fwww.google.ru%2f.
15. Ожегов С. И. Толковый словарь современного русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 4-е изд. – 944 с.
16. Петрова Н.Е. Язык Современных СМИ. Средства Речевой Агрессии / Н.Е. Петрова, Л.В. Рацибуцкая. – М.: Флинта, 2011. – 160 с.
17. Пятый канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.5tv.ru/news/130793/.
18. РЕН ТВ Новости 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://ren.tv/novosti/2017-05-09/policeyskie-v-kieve-zastavili-nacionalista-sestkepku-mazepinku.
19. РИА Новости Украина 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rian.com.ua/video/20170404/1022894081.html.
20. Российский Диалог [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rusdialog.ru/news/106308_1494139935.
21. Седов К.Ф. Речевая агрессия в межличностном взаимодействии / К.Ф. Седов // Прямая и непрямая коммуникация. – Саратов: Изд-во ГУНЦ «Колледж», 2003. – С. 196-212.
22. Седов К.Ф. Речевая агрессия в повседневной коммуникации / К.Ф. Седов // Речевая агрессия в современной культуре. – Челябинск, 2005. С. 32 − 37.
23. Шейгал Е.И. Вербальная агрессия в политическом дискурсе / Е.И.
Шейгал // Вопросы стилистики. – Саратов, 1999. – №28. – С. 221.
24. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления / Ю.В. Щербинина – М.: Флинта, 2004. – 324 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф