Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в КНР
1.1 Понятие и сущность системы образования
1.2 Нормативная база системы образования
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Федеральные и региональные программы развития образования
2.2 Программы развития образования на примере 2-х регионов КНР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Начиная с 1978 года, Китай добился больших успехов в развитии системы образования. Всего за 30 лет Китай сумел сделать то, на что другие страны тратят столетия. В настоящее время в Китае в основном реализована задача по получению бесплатного девятилетнего образования, в целом ликвидирована неграмотность, широкое распространение получает высшее образование.
Правительство Китая уделяет особое внимание делу образования и неизменно подчеркивает, насколько важно для страны качество профессиональных ресурсов. Они имеют решающее значение для успешного развития и повышения качества и уровня жизни людей. После начала осуществления политики реформ и открытости, в процессе экономического роста государство постоянно увеличивало расходы на образование. Это, конечно же, положительно сказалось на успешном развитии системы школьного и высшего образования в Китае.
Успехи системы образования КНР на рубеже прошлого и нынешнего веков признаны мировым сообществом как самые впечатляющие после второй мировой войны. Это дает основания для детального изучения политики Китая в области образования с целью использования данного опыта в развитии отечественной системы образования.
Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей региональной политики в сфере образования Китая.
Для достижения цели работы необходимо решить ряд задач:
 раскрыть особенности развития системы образования в Китае;
 рассмотреть направления региональной политики в сфере образования Китая ;
Объект исследования – сфера образования Китая.
Предмет исследования – региональная политика в сфере образования Китая.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение материалов источников определяющих разработку методологии исследования.
В структурном отношении данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в КНР

1.1 Понятие и сущность системы образования

Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.
Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.
Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.
Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека. Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Китайская народная республика, пожалуй, единственное государство в мире, которому удалось чуть более чем за 60 лет поднять уровень образования населения с критически низкого (более 80% жителей были безграмотны) до страны с лучшей в мире системой школьного образования по результатам исследования PISA (Program for International Student Assessment) за 2012 год. [3] Китайские школьники лишь немного уступают своим сверстникам из других стран по части решения исследовательских задач. Основной образования в Китае традиционно является воспитание физически развитой, обладающей широким кругозором, правильно политически ориентированной и любящей свою страну личности. До сих пор главной целью образования в Китае является воспитание патриота своей страны.
В образовательных учреждениях даже существует специальная награда для лучших учеников «三好学生», дословный перевод «ученик трех хорошо»: хорошо учиться, быть в хорошей физической форме, отличаться добропорядочностью. Школьное образование в Китае делится на три ступени: начальная школа (6 лет), неполная средняя школа (3 года), старшая средняя школа (3 года).[3] Общая структура китайской образовательной системы представлена на схеме:

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:
Частные. Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством.
Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков. Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.
Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.
В Китае школьное обучение продолжается 12 лет и делится на три этапа:
Начальный (6 лет). При поступлении в школу каждый ребёнок обязан сдать несколько тестов. Содержание вступительного экзамена хранится в тайне. Родители и дети даже не могут знать, в какой именно форме будут проходить вступительные испытания. Каждый китайский родитель считает необходимым приложить все усилия для того, чтобы его ребёнок попал в лучшую школу города. На данном этапе дети получают базовые знания о мире и обществе. Тогда же они впервые пробуют себя в качестве работников. Школьное образование предполагает прохождение детьми производственной практики на предприятиях или фермах.
Средний (3 года). На данной ступени дети проходят углублённые программы по точным наукам, знакомятся с информатикой, изучают иностранные языки, узнают больше о политике и государственном устройстве родной страны. После окончания обязательного девятилетнего обучения школьник может не переходить в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище.
Старший (3 года). В отличие от первых двух этапов, обучение в старших классах платное. На эту ступень обучения переходят только те дети, которые желают поступить в ВУЗ. Перед началом учебного года школьнику предстоит выбрать профильное направление — профессионально-техническое или академическое — и сдать соответствующие тесты.
В Китае очень ценится образование и карьера. Даже младшеклассники осознают всю важность учёбы и стараются заниматься как можно прилежнее. Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы.
Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие[5].
В течение года школьники и студенты уходят на каникулы дважды:
Летние каникулы продолжаются с начала июля по сентябрь;
Новогодние каникулы начинаются в середине января и заканчиваются в середине февраля.
Во время каникул дети продолжают учиться. К началу нового семестра им нужно будет представить учителям готовые домашние задания. Кроме того, многих школьников на время каникул родители отправляют заграницу, чтобы подтянуть иностранный язык или на дополнительные образовательные курсы.
При переходе с одной ступени образования на другую учащиеся сдают три экзамена: китайский язык и культура; математика и английский язык. Единый выпускной школьный экзамен проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале. Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык и культура, математика, иностранный язык, интегрированный экзамен в зависимости от выбранного профиля (академический или технический). Например, если профиль технический, то экзамен включает в себя следующие дисциплины: физика, химия, информатика, биология и география; в академическом профиле: обществознание, политика, экономика, право, история. Стоит отметить, что на протяжении последних лет основной целью образования в Китае являлась подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
В старшей школе 90% времени свободного ото сна учащиеся проводят в классе. Трудолюбие, усердие и дисциплина ― вот основные черты китайских 3 школьников. Успешная сдача выпускных экзаменов не дает права поступления в выбранный вуз, а только дает возможность принять участие в вступительных экзаменах в высшее учебное заведения критериям, которого удовлетворяют результаты сданного экзамена. Получение высшего образования в Китае очень престижно, только 20% выпускников школы имеют возможность продолжить свое обучение в университете. Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам.
ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира[8].
Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале. Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.
Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.
Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.
В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:
Бакалавриат (4 года);
Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
Докторантура (2-4 года).
Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.
Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.
Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются[8].
Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.
Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

1.2 Нормативная база системы образования

Система образования в КНР регулируется Законом КНР «Об образовании», который принят 18 марта 1995 года на третьей сессии съезда ВСНП 8 созыва. Опубликован по приказу №45 Председателя КНР 18 марта 1995 года.
Данный закон принят в соответствии с Конституцией с целью развития образования, улучшения качества жизни народа, и достижения социального, материального, культурного и духовного прогресса.
Данный Закон применяется на территории КНР ко всем образовательным учреждениям.
Основополагающими документами по реформированию системы образования Китая являются: постановление ЦК КПК относительно реформы системы образования (1985), закон об обязательном образовании в КНР (1986), программа реформ и развития образования в Китае (1993), закон об учителе КНР (1993), закон об образовании в КНР (1995), план действий для активизации образования в XXI веке (1998), постановление ЦК КПК и Госсовета КНР относительно углу бления реформы образования и всемирного продвижения образования, направ ленного на повышение качественных характеристик учащихся (1999), программа реформы предметов в сфере базового образования (2001), закон об обязательном образовании в КНР (новый вариант) (2006) и др. [9].
Каждый год в Китае публикуется доклад о развитии общегосударственного образования, в котором анализируются успехи и приводятся основные количественные показатели, характеризующие состояние образования на данном этапе. Этот доклад позволяет определить проблемы, которые предстоит решить в следующем году.

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Федеральные и региональные программы развития образования

ЦК КПК, Госсовет КНР в 2010 году выпустили «Программу по реформированию государственной образовательной системы и планированию развития на средний и долгосрочный период» (ниже «Программа планирования образования»), к тому же опубликовали уведомление с призывом ко всем ведомствам различных районов совместно претворять в жизнь принятые постановления. Документ стал первой программой в 21 веке по реформам и планированию развития образования в Китае, в котором представлен масштабный проект по преобразованию и развитию образовательной системы страны в период с 2010 по 2020 гг.. Он воплотил в себе волю государства, стал ответом на внимание народных масс, представляет собой программный документ по проведению реформ и развития образования в стране, а также является стратегическим программным документом государства в новом веке после «Программы научно-технического планирования» и «Программы по планированию специалистов». Утверждение «Программы планирования образования» — стратегическое решение, принятое ЦК КПК и Госсоветом КНР для всестороннего строительства развитого общества и модернизации. Документ представляет собой всесторонний план и перспективы развития образования в стране на протяжении последующих десяти лет.
Публикация «Программы планирования образования» — это новая веха в истории преобразований и развития образовательной системы в Китае. Документ не только будет иметь большое значение для продвижения будущего десятилетнего научного развития в сфере образования, но и окажет огромное влияние на всестороннее строительство среднезажиточного общества, ускорение продвижения социалистической модернизации, а также на великое возрождение китайской нации.
Образование в Китае в последние годы стало значительно меняться. Прежде всего, это связано с изменениями в экономике, политике и культуре. Китай активно интегрируется в мировое социально-экономическое пространство. Общество предъявляет образованию новые требования, и оно выступает как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования. Поэтому необходимо разработать модель образования, которая могла бы функционировать как динамичная и гибкая система, реагирующая на социальные изменения. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие сферы образования может формировать инвестиционную привлекательность страны и обеспечивать технологический прорыв.
Политика повышения результативности образования существенно зависит как от осуществляемой государством политики, так и от уровня развития экономики (сформированности механизмов, увязывающих объемы финансирования образования из бюджетов различных уровней с уровнем реализации государственных и региональных приоритетов в образовании по кадровому обеспечению экономики и социальной сферы) [9].
Современный облик образовательной системы Китая – это, с одной стороны, выдающиеся достижения и успехи (Китай входит в первую пятерку стран по качеству образования) [11], а с другой – кризисные явления в образовательной сфере (проблема ликвидации неграмотности среди взрослого населения, проблемы доступности базового образования и т.д.). Базовое образование в настоящее время является бесплатным для сельского населения Китая. Государство оплачивает обучение, берет на себя снабжение детей учебниками, а учебных заведений – необходимыми учебными материалами. Данное решение, несомненно, является большим достижением, хотя эта политика не реализована до конца [9].
Китай вкладывает большие средства в образование. Принята программа при ведения национальной высшей школы к международным стандартам, для чего были выделены 100 ведущих университетов, которые должны выйти на первые позиции в международных рейтингах лучших вузов мира.
Китай в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира – 2015) представлен 44 университетами, которые вошли в число 500 лучших вузов мира. Среди них Пекинский университет (на 2015 – 101–150), Шанхайский университет Цзяо Тун, Университет Цинхуа, Чжэцзянский университет и др. Такие результаты впечатляют. Для повышения привлекательности национальных учебных заведений обучение в Китае возможно не только на китайском (мандарин) языке, но и на английском. Причем на английском языке идут не только программы обучения на уровне маги стратуры (общее требование для членов Болонского клуба), но и многие программы бакалавриата.
В последние годы значительно во всем мире возрос интерес к китайскому языку. Сейчас более 40 млн человек в мире учат китайский язык. В Великобритании вместо традиционных европейских языков в некоторых учебных заведениях преподают китайский язык. В России интерес к китайскому языку также огромен. Во многих городах России уже открыты школы с углубленным изучением китайского языка. Многие университеты также ориентированы на преподавание китайского. В Китае понимают эту тенденцию и стараются ее поддерживать.
Международная студенческая мобильность – важное явление в современном мире. Правительство КНР заключило соглашения о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 188 странами и регионами мира. Министерство образования КНР, а именно Управление интернационального сотрудничества и обменов, отвечает за реализацию интернационального образовательного сотрудничества. В высших учебных заведениях Китая работают центры интернационального обмена и сотрудничества. В 1996 г. был образован Китайский стипендиальный совет (China Scholarship Council). Эта некоммерческая организация предоставляет стипендии и гранты студентам из Китая, которые обучаются за рубежом, а также зарубежным студентам и ученым, которые обучаются в Китае. Для зарубежных студентов существует два вида грантов: полностью оплачиваемый и частично оплачиваемый. Гранты предоставляются бакалаврам, магистрам, докторантам. Студенты, изучающие китайский язык, также могут получить стипендию от правительства КНР. Они не платят за обучение, освобождаются от страховки, им предоставляются общежитие и средства на текущие расходы. Для бакалавров эта сумма составляет 1 400 юаней, для магистров – 1 700 юаней, для аспирантов – 2 000 юаней. Другая часть студентов, которые не участвуют в программах обмена, приезжают учиться в Китай за собственные средства. Они могут выбрать как обучение в университете (от нескольких недель до нескольких лет), так и обучение в языковых школах. Если студент решает самостоятельно поехать учиться в университет Китая, то ему следует учитывать стоимость обучения и арендной платы за проживание. В более крупных городах, таких как Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу и др., сто имость обучения и жилья значительно выше, нежели в Харбине, Ханчжоу, Сиане.[12] Немаловажен и статус университета, поскольку старейшие университеты в Пекине и Шанхае имеют более высокий статус, и их дипломы выше оцениваются работодателем. Пекин является одним из крупнейших образовательных и научных центров не только Китая, но и всего мира. Здесь находятся многочисленные учебные заведения: Пекинский университет, Международный университет Пекина, Пекинская киноакадемия, Пекинский политехнический институт, Пекинский университет химических технологий, Пекинский университет связи, Центральный университет национальностей и многие другие. Все они поддерживают международные связи с научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями мира, активно участвуют в программах обмена студентами.
В целях содействия мобильности зарубежных студентов Министерство образования Китая организует выставки «Образование в Китае», которые были развернуты в разных странах. Правительство Китая добилось интернационального признания теста на уровень владения китайским языком – The Chinese Proficiency Test (HSK), который необходим для того, чтобы проходить обучение на китайском языке. Важным событием стало появление глобальной сети институтов Конфуция (Confucius Institute) – сети международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. Министерство образования Китая подписало договоры о признании дипломов с 32 странами, включая Россию, Германию, Англию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Австрию. Сегодня китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях Северной Америки, Европы, Японии, Австралии и других стран. Ежегодно около 20 тыс. выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом.
Китай – страна с богатейшей культурой, спецификой социально-экономического устройства, огромной общей численностью населения с многонациональным составом, значительной территориальной протяженностью, экономическими различиями отдельных провинций – реформирует свою систему образования в соответствии с мировыми тенденциями и национальной спецификой и делает свою образовательную систему привлекательной для студентов из многих стран мира

2.2 Программы развития образования на примере 2-х регионов КНР

Для КНР с ее огромной территорией и большими различиями в природных, экономических, этнокультурных и прочих условиях региональная политика всегда представляла особую ценность. Основные усилия властей КНР в области региональной политики состоят в составлении конкретных региональных планов и программ (обычно в рамках национальных программ развития) для:
 обеспечения сбалансированного развития различных регионов страны (особенно автономных);
 регулирования рождаемости (как национальной «метапроблемы»);
 изучения и более полного использования местных природных ресурсов (в рамках исповедовавшейся ранее концепции «опоры на собственные силы»);
 «развязывания» местной инициативы и т. д.
За последние 40 лет, прошедших с начала политики реформ и открытости, Китай претерпел потрясающие изменения во всех сферах, в т.ч. и в сфере образования. Правительство Китая непрерывно увеличивает объем финансирования сферы образования, благодаря чему значительно улучшились соответствующая инфраструктура учебных заведений и условия их функционирования. Вместе с тем оценки качества образования весьма неоднозначны, в т.ч. и в среде самих китайских ученых[2].
Система образования КНР подверглась коренным изменениям в 1949 г. Истоки традиционной системы воспитания и образования были заложены еще в учении Конфуция. При этом развитие образования в Китае напрямую зависит от социально-экономического развития страны, включая аграрный характер экономики, большую численность населения, разный уровень развития районов страны с точки зрения инфраструктуры, национально-культурные различия между территориями, неравномерное расселение населения на юге и севере страны. Все это обусловило ряд проблем, которые китайское правительство должно было решить в образовательной сфере для создания условий развития государственной экономики. Для решения указанных противоречий государство в лице Дэн Сяопина выдвинуло концепцию (liang ge da ju), которую можно перевести как «два развития». Суть ее заключалась в том, что государство условно делилось на два макрорегиона: экономически развитый юго-восток (прибрежные районы) и отсталый северо-запад (материковая часть). И для развития всей страны в целом Дэн Сяопин 13 декабря 1978 г. выдвинул идею (xian fu si xiang – идея первичного благосостояния), которая заключалась в стимулировании развития прибрежных регионов, имеющих экономический потенциал и инфраструктуру для дальнейшего роста. Впоследствии эти регионы страны должны были подтянуть в развитии западные районы [2].
Политика освоения западных регионов Китая включала в себя 4 основных направления:
1) анализ ресурсного потенциала территории и строительство предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности;
2) стимулирование развития сельского хозяйства через модернизацию и расширение ирригационной системы;
3) развитие инфраструктуры в регионе;
4) реализацию комплекса мероприятий по охране окружающей среды
В сентябре 1999 г. на 4-м пленарном заседании XV съезда ЦК КПК была согласована стратегия широкомасштабного развития уже западных районов Китая.
Стратегия делилась на 3 основных этапа:
1-й этап – с 2001 по 2010 г. (базовый этап);
2-й этап – с 2010 по 2030 г. (этап ускоренного развития);
3-й этап – с 2031 по 2050 г. (этап всестороннего продвижения модернизации) [2].
Основная цель развития западных регионов Китая заключалась в том, чтобы усилиями нескольких поколений к 2050 г. завершить основной процесс модернизации, кардинальным образом сменить облик отсталого и бедного Западного Китая на новый – с процветающей экономикой, прогрессивным обществом, национальным единством, стабильной и безопасной жизнью, замечательной экологией и богатым населением [1].
В 2002 г. состоялся XVI съезд Коммунистической партии Китая, на котором были приняты новые стратегические задачи развития государства. В качестве основной задачи было определено построение в стране «общества малого благосостояния». Для достижения этой цели необходимо было дальнейшее совершенствование системы образования; повышение общего уровня образования населения, повсеместное распространение полного сред него образования; повышение идейных, нравственных, научно-культурных качеств личности, стимулирование всестороннего развития граждан, внедрение идеи непрерывного образования [2].
Несомненный интерес представляет политика правительства Китая в отношении малых национальностей, проживающих в КНР. С 1990-х по 2009 г. центральное правительство Китая направило сумму в 4 биллиона юаней для развития системы образования в автономных регионах [2]. Это позволило повысить материальную обеспеченность образовательных учреждений, стимулировать привлечение молодежи к работе в сфере образования, расширить число людей, охваченных всеми уровнями образования.
Для современного Китая принципиально важным направлением в образовательной политике является развитие системы высшего образования в национальных автономиях, особенно это касается приграничных регионов, таких как Автономный район Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район. Это важно как для дальнейшей социализации национальных меньшинств в китайское общество, так и для опосредованной внешней политики в отношении соседних государств. Китай традиционно является многонациональным государством.
В современный период впервые суть и цели национальной автономии объяснил в своем выступлении на расширенном пленуме ЦК КПК Мао Цзэдун в 1936 г. Мотивация лидера КПК была обусловлена объективной политической ситуацией в тот период. Мао Цзэдун во избежание массовых недовольств давал заве рения представителям всех национальностей об их равноправии и предоставлении возможностей самим управлять «своими» делами, сохраняя целостность государства, уважении религиозных и культурных особенностей всех национальных групп, о сохранении национальных языков и письменности. Позднее, в 1945 г., на VII съезде КПК Мао Цзэдун поддержал национальную политику Сунь Ятсена, который выступал за равноправие всех народностей, населявших Китай, и за возможность их самоопределения с целью создания единого государства при добровольном согласии всех народов, которые будут входить в Китайскую Республику. [2] Тогда компартия Китая утвердила создание народной демократической федеративной республики с учетом равноправия всех народностей и возможности добровольного вступления в Китайскую Федерацию. Но с установлением коммунистической власти в Китае политический курс претерпел изменения и был уже ориентирован на создание единого национального государства. При этом китайское правительство выступает за то, что все этнические группы являются неотъемлемой частью китайской нации, национальные меньшинства и титульная нация хань имеют одинаковый статус во всех аспектах обществен ной и национальной жизни, пользуются теми же правами и имеют одинаковые обязанности. Национальная политика КНР в отношении национальных автономий заложила подсознательное понимание того, что этнические группы являются «региональными хозяевами» и могут сами управлять своими делами [2].
Образование является механизмом создания новой элиты национальных меньшинств, которая будет в состоянии реализовывать глобальные идеи руководства на местах. Это довольно четко прослеживается на реализации национальной политики КПК. Например, Автономный район Внутренняя Монголия после включения в программу развития западных регионов получил огромную поддержку со стороны центрального правительства. В планах развития автономного района указаны мероприятия, связанные с сохранением традиционной культуры, нематериального духовного наследия национальностей, проживающих на территории автономии. В рамках повышения грамотности среди нацменьшинств выделяются специальные квоты на обучение по специальностям в вузах автономии. Отдельное внимание традиционно уделяется национальной кадровой политике в сфере образования.
Руководство образовательного учреждения (либо структурного подразделения вуза) представлено двумя руководителями – директором и партийным секретарем. Директор преимущественно занимается административными вопросами, партийный секретарь – идеологической и воспитательной работой. При назначении на должность и ротации кадров учитывается национальность руководителей. Например, если партийный секретарь по национальности ханец, то директором, как правило, назначают этнического монгола.
Если директор – представитель ханьского большинства, то партийной работой занимается монгол или один из представителей этнических меньшинств АРВМ. В целом, успешность проведения образовательной политики КНР доказывается тем, что число студентов из этнических меньшинств возросло с 4 500 чел. в 1952 г. до 950 000 чел. в 2005 г. []. Большинство выпускников, воспользовавшихся преференциальной политикой, станут политически лояльными и компетентными профессионалами.
Льготная политика в области высшего образования, тем не менее, не может сама по себе обеспечить необходимый прорыв в области стабилизации межэтнических отношений в Китае. Преференциальная политика привлекает внимание к этническому происхождению абитуриентов и студентов. Выделение учащихся из числа меньшинств в отдельные этнические классы и школы, подготовительные курсы, институты и университеты во многом способствуют развитию этнического самосознания, а не уменьшают его. Таким образом, одно направление образовательной политики КНР в отношении регионов (на примере АРВМ) отражает специфику развития западных регионов страны, процесс поэтапной модернизации, которая должна завершиться к середине XXI в.
Вторым направлением региональной образовательной политики КНР в настоящее время является привлечение иностранных студентов в вузы и школы АРВМ (учащиеся из Монголии и регионов России). В приграничном городе Эрляне создан филиал Педагогического университета Автономного района Внутренняя Монголия, который готовит кадры для региона и для реализации глобальных инициатив правительства КНР, в т.ч. специалистов в области русского языка. Кроме того, работают монгольские национальные школы, в которых обучаются дети из Монголии и России, образование реализуется на китайском языке. Китайские вузы совместно с вузами других стран мира создали Союз высших учебных заведений «Пояса и пути», чтобы тем самым сформировать новый механизм подготовки квалифицированных кадров, включая транснациональную подготовку персонала и трансграничный обмен персоналом. К концу 2017 г. уже 148 вузов являлись членами этого союза [4]. При этом приграничным провинциям и автономным районам отводится особая роль в реализации программы развития западных районов КНР и глобальной внешней политики Китая в XXI в. в целом.
В качестве примеров можно рассмотреть инициативу «Один пояс – один путь», а также международные экономические коридоры, которые призваны создать инфраструктуру для дальнейшего развития этих регионов (железная дорога Аршан – Чойбалсан между Китаем и Монголией, железная и автомобильная дороги Кашгар – Исламабад – Карачи – Гвадар и др.) Власти КНР подчеркивают, что без развития культуры Китай не сможет соперничать с другими странами на равных. Более того, китайские лидеры выдвигают в качестве глобальной идеи развития мира конфуцианскую модель как универсальную и жизнеспособную в эпоху кризиса либеральных взглядов.
В качестве фундамента развития данной идеи будет выступать система образования, образовательная политика Китая внутри страны и ее экспорт. Первые и довольно успешные шаги уже сделаны. В Китае считают, что распространение китайской культуры в мире поможет повысить международный авторитет страны, улучшить ее имидж. Озвучивается идея китайской мечты по аналогии с «американской мечтой». Кроме того, работают монгольские национальные школы, в которых обучаются дети из Монголии и России, образование реализуется на китайском языке.
Необходимость региональной стратегии диктуется как исторически сложившейся крайней неравномерностью развития отдельных регионов Китая. Так и стремлением добиться максимальной интеграции образования и общества путем участия местных ведомств. Организаций и населения в работе учебных заведений в условиях растущей автономии. В разработке этой стратегии просматривается несколько проблем: принципы районирования, создание сбалансированной многоуровневой системы управления и финансирования образования, отработке региональных моделей систем образования, подготовка региональных учебных программ и учебников.
В основе районирования образования лежит экономическое, но учитываются и прочие факторы (окружающая среда, культурный уровень, местные традиции), поэтому первые два не всегда совпадают: есть регионы, где развитие образования опережает экономическое, либо, наоборот, плетется в хвосте.
Самой крупной единицей локализации в Китае являются регионы и провинции, они сгруппированы в три основные зоны: приморскую, центральную и западную, отражая исторически сложившиеся глубинные отличия в экономической структуре, уровне культуры и образования. При этом учитываются и значительные отличия в темпах развития отдельных провинций каждой из зон, а также между уездами, находящимися в составе одной и той же провинции. В результате в середине 90-х гг. сложилось несколько образовательных моделей, объединяющих либо несколько провинций, либо ряд уездов внутри одной провинции. Наиболее разработанными к настоящему времени являются модели: для развитых приморских регионов – Шанхая, пр. Цзянсу, Гуандун, Ляонин; для центральных регионов – пр. Хубэй и Хэйлуцзян, а для Западных, населенных нацменьшинствами – СУАР.
Данные региональные модели все теснее увязываются с социокультурной спецификой региона, образование рассматривается в документах как потенциал не только подъема его экономики, но и культуры и духовной цивилизации. Каждый регион должен обеспечить функционирование трех систем: школьного образования, обучения на предприятиях и общественной системы образования.
Значительные отличия между регионами наблюдаются и в мерах по осуществлению «Программы реформы и развития образования» (1993) и «Закона об учителях» (1993). Одни делают акцент на повышение критериев аккредитации учебных заведений – это касается и квалификации педагогов, и методики преподавания; в центре внимания других – реформа программ обучения, обновление его содержания; есть регионы, которые бьются прежде всего над проблемой своевременной выплаты зарплаты учителям, решением проблему учителей, «содержащихся на общественный средства».
Стратегия районирования в Китае составляется с учетом макрораспределения учебных заведений по территории страны. Вслед за процессами урбанизации села и дальнейшей индустриализацией в развитых и центральных регионах при планировании строительства поселков городского типа (которые рассматриваются как связующее звено между городов и деревней)образовательные учреждения становятся неотъемлемой частью их комплексного развития. Но ещё в конце 90-х г. неравномерное распределение учебных заведений по территории наименее развитых, слабо заселенных, не имеющих транспортной инфраструктуры горных регионов не претерпело значительных перемен и начальные школы остаются там весьма разбросанными по территории. В центральных регионах по-прежнему проблемой является территориальное размещение ВУЗов – единственным сдвигом можно считать перемещение некоторых из них в города из отдаленных районов, а средние школы постепенно концентрируются в поселках. Значительные перемены произошли лишь в наиболее развитых районах, где регионирование вузов стало реальной стратегической задачей и стабилизировалась тенденциях их передвижения в центральных городах. Полные средние школы закрепляются как обязательный атрибут уездов, а неполные и начальные перебираются в поселки, преобразуя последние в комплексы для проживания, обучения, культурно-развлекательной и медицинской деятельности.
Неравномерное распределение вузов требует координации усилий и взаимопомощи как между провинциями, так и внутри отдельных экономических зон. Прогнозируемое создание единого для страны рынка рабочей силы означает необходимость радикально ускорить межрегиональный обмен специалистами и не стремиться создать в кажлой провинции и каждом регионе всеохватывающую систему высшего образования.
Соответственно, перед провинциями стоят различные задачи в темпах распространения образования, в уровне подготовки и специализации кадров, и следовательно, в соотношении типов и ступеней учебных заведений. Так, приморские открытие экономические зоны решают задачи второго этапа индустриализации: совместные предприятия, современные технологии требуют о т рабочих полного среднего образования, зачастую ещё и 1-2 лет профессиональной подготовки (для выпускников неполных средних школ она совершенно обязательна). В этих регионах огромный спрос на многостороннее подготовленных работников, способных обеспечить участие Китая в международной конкуренции, среди специальностей преобладает потребность в менеджерах, сотрудниках информационных служб, экономистах-бухгалтерах, агентах по недвижимости, юристах. Прогнозируется, что эти регионы, в которых проживает около 40% населения, в 1997 г. в основном завершат введение всеобщего обязательного неполного среднего образования (введенного в 1996 г.).
Стратегия развития образования в среднеразвитых центральных районах Китая определяется необходимостью подготовить их промышленность к распространению опыта приморских провинций (хотя традиционные виды производства будут продолжать развиваться) и к вступлению села в этап высокой интенсивности специализированных хозяйств. Этим районам потребуются более кадры для средних и мелких предприятий, сферы социальных услуг на селе, «посредники», внедряющие в производства достижения науки и техники, иными словами специалисты среднего звена и квалифицированные рабочие. Образовательная стратегия здесь состоит в том, чтобы на базе почти повсеместно введенного начального образования к 2000 г. перейти к всеобщей обязательной девятилетке.
В наименее развитых западных районах, где преобладает немеханизированное сельской хозяйство и животноводство, поиск оптимальной модели образования затруднялся пестрым этническим населением. Наибольшим спросом в ближайшее время здесь будут пользоваться сельские механизаторы и рабочие для поселковых предприятий. Подходящей для этих регионов стратегией китайские власти считают введение обязательного начального образования (в объеме 5-6 или 3-4 лет обучения) и постепенное распространение 9-летки путем сочетания общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений с упором на последние, поиск путей и форм их сочетания, отвечающих местной специфике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:
Китайская народная республика ― это страна с очень большим потенциалом. Китайское правительство умеет быстро и последовательно решать важные стратегические задачи. Нужно было поднять общий уровень грамотности населения, прошло чуть более полвека и они лучшие в мире по школьной системе образования. Теперь взят курс на развитие интеллектуальной элиты, воспитание творческой, способной критически мыслить личности, с развитыми исследовательскими компетенциями, тогда, смеем предположить, что нам недолго осталось ждать первого нобелевского лауреата из Поднебесной. Остается надеяться, что неизменными останутся ключевые слова в идеологии развития Китая: «Патриотизм. Инновации. Толерантность. Нравственность»
В настоящее время Китай проводит образовательную реформу, основной задачей которой является переход на деятельностный подход к обучению, позволяющий развить индивидуальные способности учащихся, научить их применять имеющиеся знания, а не только быть носителем огромного количества заученной информации. Отдельным направлением преобразований в образовательной сфере является пересмотр роли учителя. Прекрасной китайской национальной традицией является уважение к учителю.
Для КНР с ее огромной территорией и большими различиями в природных, экономических, этнокультурных и прочих условиях региональная политика всегда представляла особую ценность.
Китайское правительство постоянно уделяет серьезное внимание развитию преподавательского корпуса и непрерывному повышению социального статуса преподавателей. Но веяния последнего времени требуют изменения взаимоотношений учитель-ученик, которые необходимо перевести из ранга диктатуры в сферу наставничества и доброго дружеского отношения. Что естественно требует и новой системы подготовки педагогических кадров. Последнее крупное направление проведения образовательной реформы ― это пересмотр структуры и формы выпускных школьных экзаменов.
Образование является механизмом создания новой элиты национальных меньшинств, которая будет в состоянии реализовывать глобальные идеи руководства на местах. Это довольно четко прослеживается на реализации национальной политики КПК. Например, Автономный район Внутренняя Монголия после включения в программу развития западных регионов получил огромную поддержку со стороны центрального правительства. В планах развития автономного района указаны мероприятия, связанные с сохранением традиционной культуры, нематериального духовного наследия национальностей, проживающих на территории автономии. В рамках повышения грамотности среди нацменьшинств выделяются специальные квоты на обучение по специальностям в вузах автономии. Отдельное внимание традиционно уделяется национальной кадровой политике в сфере образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. Особенности системы образования в Китае // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
ДОСТУП: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 10.05.2021).
2. Актамов И.Г. Региональная образовательная политика КНР в современных условиях (на материале АРВМ) Доступ https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-obrazovatelnaya-politika-knr-v-sovremennyh-usloviyah-na-materiale-arvm(дата обращения: 10.05.2021).
3. Дугарова Д. Ц. О политике и стратегии в области качества подготовки выпускников высшей школы Китая/ Д. Ц.Дугарова, Ван Ци. — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6. — Доступ: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5280 (дата обращения: 26.04.2021).
4. Кованова, М. С. Интернационализация высшего образования в Китае: стратегии, механизмы и перспективы / М. С. Кованова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 25-27. — Доступ: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16038/ (дата обращения: 10.05.2021).
5. Карнаухова М. В. Основные тенденции диверсификации мировой системы оценивания качества усвоения знаний в образовании на рубеже XX–XXI столетий: авто реф. дис. … д.пед.н. УлГУ. 48 c. Доступ: http://www.dissland.com/catalog/osnovnie_ tendentsii_diversifikatsii_mirovoy_sistemi_otsenivaniya_kachestva_usvoeniya_zna_ avtoreferat.html (проверено 07.05.2021).
6. Каукенова Т. Развитие образования в современном Китае: кризисные явления и поиски решений. Доступ: http://www.easttime.ru/analitic/1/8/491.html (проверено 07.05.2021).
7. Лю Сяньцзюнь. Главное мышление о развитии высшего образования в Китае и основные противоречия // Исследования высшего образования. – 2017 – № 1
8. Ли Яньхуэй. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2015 – № 6 – С. 151–160.
9. Ма Ваньхуа Глобализация и смена парадигмы в высшем образовании. Опыт Китая // Вопросы образования. № 2. 2018 С. 33–51.
10. Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. — М.: Весь Мир, 2019.
11. Помпелова Ю.П. Высшее образование для национальных меньшинств КНР. – Вестник Мининского университета. 2018. № 1. С. 20-30.
12. Россия – Китай: образовательные реформы на рубеже XX–XXI вв.: Сравнительный анализ / отв. ред. Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань. -М., 2007.
13. Су Хуэйян. Молодежь в деле строительства «Пояса и пути». – Китай. 2019. № 5(163). С. 44-46.
14. Цыремпилова В.Э. Трансформация позиции Коммунистической партии Китая в отношении монгольского мира последней четверти ХХ – первой четверти XXI вв. (по материалам китайской официальной прессы): дис. … к.и.н. Улан-Удэ, 2019 265 с.
15. Чжаомин Ч. 2010. Реформирование системы образования в Китае. – Гуманитарный вектор. № 1. С. 61-67. Доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy obrazovaniya-v-kitae (проверено 07.05.2021).
16. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае. – Гуманитарный вектор.2018 № 1. С. 61-69.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф