ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. 1.ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ
1.1. Определение религиозно-правовой семьи
1.2. Специфика религиозно-правовых семей
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
2.1. Разграничение религиозно-правовых семей
2.2. Место религиозно-правовых семей в обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире насчитывается более двухсот правовых систем, объединенных в крупные правовые семьи. Наряду с романо-германской и англосаксонской правовыми семьями важное место в мировом сообществе занимает семья религиозного права, объединяющая ряд крупных религиозных правовых систем, в числе которых такие известные мировые религии, как мусульманство, иудаизм, индуизм, буддизм и ряд иных.
Сложно переоценить роль и значение религиозных правовых систем в современном мире. Прежде всего, следует отметить, что число сторонников традиционных религий составляет несколько миллиардов человек — это значительная часть населения земного шара. По некоторым подсчетам, около половины населения Земли проживают в странах с религиозно-правовым укладом государственного строя.
Кроме этого, принято считать, что граждане государств религиозно-правовой семьи, подчиняясь религиозным заветам, менее склонны к совершению правонарушений, проявляют терпимость к окружающим, всегда готовы прийти на помощь ближнему. Действительно, в некоторых религиях (например, в буддизме и индуизме) практикуется смирение и уважение к окружающему миру. В то же время, ислам как одна из крупнейших мировых религий допускает насилие над личностью, смертную казнь, жестоко карает инакомыслие.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости тщательного изучения и осмысления института религиозных правовых семей и обусловливает актуальность и значимость проводимого исследования.
Объектом исследования выступают правоотношения в сфере действия религиозных правовых семей.
Предметом исследования являются религиозно-правовые нормы, а также научные концепции, обосновывающие существование религиозно-правовых семей.
Цель работы – рассмотреть религиозно – правовые семьи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть основные правовые семьи современного мира;
2. Дать общую характеристику религиозной правовой семьи;
3. Охарактеризовать мусульманскую правовую семью;
4. Проанализировать индусскую правовую семью.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее отдельные положения могут выступать в качестве лекционного материала по курсу теории государства и права и сравнительного правоведения.
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав с четырьмя параграфами, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ
1.1. Определение религиозно-правовой семьи
В современном мире насчитывают более 200 правовых систем. Чтобы облегчить задачу их изучения в правоведении существует понятие правовая семья, которая объединяет в себя правовые системы разных государств, имеющих похожие корни и основанных на одинаковых принципах и нормах права .
Первая классификация правовых семьей была выдвинута на Международном конгрессе сравнительного права 1900 г. Там выделяли следующие основные правовые семьи: англо-американская, французская, германская, мусульманская и славянская. Однако, позже, в 1919 г. членами французского общества сравнительного права были оставлены всего 3 правовые семьи: англо-американская, французская и мусульманская.
Что касается отдельных ученых, то есть и такие, кто составлял классификацию исходя из собственных взглядов и критериев. Так, немецкие деятели науки К. Цвайгерт и Х. Кетц предложили такой критерий как «стиль права», включающий в себя происхождение правовой системы, специфику институтов права, характеристику источников права, особенности юридического мышления и идеологические факторы. Основываясь на данных критериях, они выделяли скандинавскую, германскую, романскую, англо-американскую, социалистическую, индусскую и исламскую правовые семьи.
Говоря о классификации правовых семьей и сравнительных исследованиях следует отметить имя Давида Рене. Он, основываясь на двух основных критериях, а именно идеологический и юридический, выделял три основные правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская и социалистическая. Однако в классификации Рене также свое место имели религиозная и традиционная правовые семьи. Данная классификация популярна и в современной юридической науке, так как она позволяет без тщательного анализа, а лишь определив общие признаки и свойства правовой системы того или иного государства, выявить ее принадлежность к какой-либо правовой семье.
Таблица 1. Сравнение правовых семей
Таким образом, можно заметить, что существует множество подходов для классификации правовых семьей, однако следует знать, что любая классификация носит относительный характер и не может стать единой. Данный факт можно объяснить тем, что в современном мире, в связи с высокими темпами развития общественных отношений, не может существовать законченная классификация семьей права.
Религиозная правовая семья – это совокупность правовых систем мира, основанных на религиозном праве. Термин правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.
В состав религиозной правовой семьи входят мусульманское, каноническое, индусское и иудейское право. Несмотря на некоторые различия между ними, следует отметить ряд общих признаков, которые позволяют сгруппировать их в отдельную правовую семью.
Основными характеристиками данной семьи являются огромное влияние религии и веры на формирование норм права, признание божественно характера этих норм и т.д.
Основным источником права являются священные книги, обычаи, (Коран, книги Торы, Мишна, Галахический мидраш).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная правовая семья имеет место быть, так как в современном мире существует немало стран, где религия и вера стоит выше всяких законов.
1.2. Специфика религиозно-правовых семей
Как указано выше, правовые системы религиозно-традиционного права следует выделить в особую правовую семью. Эта семья подразделяется на ряд групп в зависимости от того, какая религия составляет ее основу. Таковы, в частности, индусское право (религия индуизм), еврейское право (иудаизм), мусульманское право (ислам), право многочисленных народностей и племен Африки, Юго-Восточной Азии, Океании, Крайнего Севера, Дальнего Востока, сохранивших традиционный уклад жизни, основанный на анимистических и тотемистских представлениях .
Религиозное право исходит из священных текстов религиозных традиций.
Правовым системам этой семьи характерно отсутствие четкого разграничения правил на правовые, моральные и религиозные. Социальное регулирование не сводится к сугубо юридическим отношениям, предполагающим соответствие правам одних лиц обязанностей других, возможность осуществления своего права посредством обращения к государственному принуждению и четкое определение меры ответственности за нарушение правовых норм. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских: право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения.
Таким образом, по итогам первой главы можно сделать вывод о том, что религиозно-правовая семья включает мусульманское, каноническое, индусское и иудейское право. Несмотря на некоторые различия между ними, следует отметить ряд общих признаков, которые позволяют сгруппировать их в отдельную правовую семью. Основной отличие данной правовой семьи — влияние религии и веры на формирование норм права, признание божественно характера этих норм и т.д. Основным источником права являются священные книги, обычаи, (Коран, книги Торы, Мишна, Галахический мидраш).
Более подробно об особенностях влияния религиозных норм на деятельность государства и общества будет сказано во второй главе настоящего исследования.
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНО-ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ
2.1. Разграничение религиозно-правовых семей
Как было определено в первой главе настоящей работы в состав религиозно-правовых семей входит каноническое право, мусульманское право, индусское право, еврейское право.
Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.
Когда христианская религия только начинала формироваться, все вопросы, возникающие в ранних общинах, решались на основании Священного Пиуазаний апостолов. С течением времени и разрастанием церквей стало очевидно, что нужно иметь некую систему решения ключевых вопросов деятельности всей Церкви. Так и стало формироваться церковное право, которое вобрало в себя опыт христианской жизни за все века ее существования.
Действует система канонического права в Православной, Римо-Католической и некоторых Восточных Церквях. Эта система включает в себя следующие элементы:
правила, составленные апостолами;
постановления Вселенских соборов;
решения Поместных соборов;
общность правил Отцов Церкви.
Основа церковного права — это, безусловно, апостольское предание. Будучи первыми и прямыми последователями Иисуса Христа, апостолы разрабатывали самые первые способы взаимодействия в раннехристианских общинах. Имея особую благодать, апостолы обладали духовной мудростью и могли понимать те или иные стороны духовной жизни.
Как социальный и общественный институт, Церковь взаимодействует как с внешним миром (в виде государственных органов и организаций), так и с отдельными церковными элементами (например, взаимодействия разных епархий).
Именно для того, чтобы в нашем мире Церковь, как социальный институт, могла нормально функционировать, была единой и необходима система канонического права.
Как и любая система, церковное право также имеет свои составляющие элементы. Основными из них можно назвать догмат, канон и обычай. Рассмотрим их детальнее.
Догматом в Православной Церкви называется вероучительная истина, которая является неоспоримой, базируется на Священном Писании, выражает суть христианства, какие-то основополагающие принципы. Как правило, догматы принимались на Вселенских соборах, они являются обязательными для всей полноты Церкви.
Непризнание догматов говорит о нарушении понимания сути веры, что является ересью. Злостных нарушителей догмат, которые не признают своих ошибок и не раскаиваются в них, предают анафеме. Канон является определенным вариантом решения того или иного церковного вопроса. Практика формируется на основе Священного Писания и предания, мнения святых отцов.
Канон призван решать конкретный практический вопрос церковного устройства, поэтому применяется при определенных условиях. Используются каноны для конкретных ситуаций, их толкуют и поясняют уполномоченные иерархи.
Неподчинение канону влечет за собой последствия, которые определяет и постановляет церковный суд. Каноны, в отличие от догматов, не являются однозначными и могут пересматриваться различными органами церковного управления.
Обычай — это практическое применение христианской истины в жизни конкретного человека или общины. Обычаи могут существенно отличаться в разных регионах и епархиях, обычаи отражают историческое, культурное и воспитательное наследие той части общества, в которой они соблюдаются.
Практика церковной жизни может демонстрироваться в обычаях как верно, так и искаженно (например, превращаясь в суеверие). Важную роль обычаи имеют в вопросах христианского воспитания, что хорошо видно в обществах и народах с традиционным укладом семьи — обычаи и традиции в них очень сильны, передаются из поколения в поколение и практически не могут быть оспорены или нарушены. А если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства.
Учение об источниках мусульманского права относится к числу наиболее разработанных в науке и отличается большим своеобразием. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. Первая группа – это юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной. К этой группе относились Иджма и Кияс.
Важнейшим источником шариата являются Коран и Сунна – это священные книги ислама, на них основывается все вероучение ислама, мировоззрение и правила поведения мусульман. В узком смысле мусульманское право включает в себя те нормы, которые зафиксированы в Коране и Сунне .
Коран служит, для того, чтобы разъяснять Сунну, а Сунна для разъяснения общих положений Корана. При все при этом Сунна не должна противоречить Корану. После основных двух основных источников выделяется Иджма, которая представляет собой единогласное мнение общины, а также Кияс – суждение по аналогии. Иждма основывается на хадисах пророка Мухаммеда. Кияс является спорным источником права, так как в различных мусульманских правовых школах он признается по-разному. Другими источниками права выделяют местные обычаи, они рассматриваются в качестве дополнительного источника права .
Также выделяют фирманы – распоряжение и указы халифов (от араб. – заместитель) . В Коране и Сунне имеются культурные нормы, которые регулируют порядок исполнения религиозных обязанностей мусульман. В них мало правил поведения, которые могли бы определять взаимоотношения мусульман. Можно отметить, что шариат включает в себя не только положения Корана и Сунны, но и те положения, которые формулируют лишь общие ориентиры.
Важнейшим источником мусульманского права является Коран, именно с него начинается история мусульманского права. Слово Коран произошло от арабского слова кыраа, что означает «чтение вслух». Коран — это священная книга для мусульман, которая складывается из откровений Аллаха ниспосланному пророку Мухаммеду и повторенных им. Согласно догматам ислама Коран –это священное писание, руководство для человечества; несотворенное слово Божие, которые подтверждает все предыдущие священные писания; он является доказательством пророческой миссии Мухаммеда.
Он состоит из притч, молитв, проповедей, которые приписывают пророку Мухаммеду. Коран состоит из 114 сур (глав) и 6219 (в статье В. Е. Чиркина выделяется 6616) аятов (стихов). Минимальное число аятов в суре 3, а максимальное 286. Содержание Корана было передано Мухаммеду не сразу, сначала в Мекке, а затем в Медине. Суры делятся на две группы: мекканскую и меддинскую. Первая группа относится к периоду,когда Мухаммед начинал свой путь, вторая же относится к тому времени, когда пророк получил всеобщее признание. Аяты, переданные в Мекке называются мекканскими, а в Медине — мединскими. Некоторое время Коран существовал в устной форме, но постепенно записывались отдельные его фрагменты. Текст Корана является обрывистым, но при этом он не является противоречивым. Его составление длилось десятилетия, но окончательная его редакция была составлена при халифе Османе .
Действующий Коран официально был издан лишь в 20-е годы XX века, но при этом окончательного толкования не существует. Коран разделен на 7 манзилей (равных частей) для того, чтобы его было удобно читать в течение недели. Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, 500 стихов содержат предписания, которые относятся к правилам поведения мусульман . Около 300 аятов касаются человеческой деятельности, 120 из них посвящены вопросам ибадата(исламского богослужения), а остальные посвящены вопросам муамалата( практика проведения в жизнь верований и вероучений). Брачно-семейные и наследственные отношения регулируют 70 аятов, столько же — правила торговли. 30 аятов посвящены деликтному праву, а 25- международному праву. Вопросам государственного устройства, судопроизводства и финансовым вопросам посвящено по 10 аятов. Большинство положений Корана представляют собой конкретные толкования, которые дал пророк в связи с частными случаями. Многие установления имеют неопределенный вид и могут приобретать разный смысл. Это зависит от того, какое содержание в них вкладывается. По мнению мусульман содержание Корана не может быть изменено, так как Всевышний пообещал сохранять его вплоть до Судного дня. В качестве первого аята в Коран включены следующие слова: «С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного». Именно с этих слов начинается каждая сура священной книги, кроме девятой.
Можно выделить важнейшие суры Корана:
1) Сура 1. Открывающая Коран. Эта сура читается мусульманами в каждой из 5 обязательных молитвах.
2) Сура 2 аят 255. По словам Мухаммеда именно этот аят стоит на первом месте, так как в нем содержится высказывания о великом Аллахе
3) Сура 24 аят 35 «Свет» — описывает славу Божию
4) Сура 36 «Йа Син». Данная сура является сердцем Корана
5) Сура 112 «Очищение Веры»- искренность
6) Сура 112 аят 1 в учении ислама эту сура является « знамением» .
В исламе Коран — это Конституция, которую послал Аллах для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Господом, обществом и самим собой, чтобы человек выполнил свою жизненную миссию так, как этого пожелал Господь.
В жизни мусульман Коран играет огромную роль, они следуют его предписаниям, подчиняются его велениям, стремятся выучить как можно больше стихов из него, веруя в то, что это залог счастья и преуспевания. Коран воспитывает мусульман в духе праведности, благонравия, богобоязненности. Он поучает мусульманина выказывать сострадание слабым, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятку судьям, уклоняться от азартных игр. По словам Мухаммеда лучшим из людей является тот, кто изучает Коран и обучает людей этим знаниям. Перед Кораном мусульманин несет следующие обязанности:
1) Каждый мусульманин должен читать Коран в соответствии с правилами произношения
2) Верить, что Коран исходит от Всевышнего
3) Брать Коран только в состоянии тахарата ( полного очищения)
4) Мусульманам запрещается класть Коран на пол. Они обязаны держать священную книгу на высоких местах
5) Всю жизнь следовать предписаниям Корана .
Если обратить внимание на основные положения Корана, то среди них можно выделить идею о несравненной власти и авторитете Аллаха. Исходя из Корана, Аллах создал мир, сотворил человека, подчинил «ночь и день, солнце и луну». Только Аллаху принадлежит власть, кроме него Божества нет. В Коране содержаться положения о непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и неверным. Согласно положениям Корана за истинную веру каждому, кто поистине верует, Аллах воздает милости. Те, кто переступают веру, никогда не будут счастливы.
Богословы считают, что перевод Корана должен основываться на достоверных хадисах Мухаммеда. Ученые разделяют перевод Корана на две группы: буквальные и смысловые. Наиболее точным переводом считается смысловой, в связи со сложностью перевода и неоднозначностью толкования положений Корана.
Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна. Сунна (от арабского обычай, пример) — это священное придание, которое состоит из множества хадисов (рассказов) о жизнеописании пророка Мухаммеда, его поведении, принимаемых им решений. Она является авторитетным и обязательным источником права для мусульман. Это религиозные тексты, содержащие толкование Корана, которые объясняют и дополняют его. Сунна, как и Коран, не содержит каких-либо ярких выраженных нормативных положений, четких прав и обязанностей. Сунна состоит из нескольких тысяч хадисов. В первой части каждого хадиса говорится о том, кто был очевидцем или кому сообщались факты о жизни пророка, его решения. Далее содержится своего рода норма, т.е. положение. Первоначально хадисы передавались устно, а затем были записаны. Сунна не содержит правовых норм, она выводит их путем толкования.
По отношению к Корану Сунна выполняет следующие функции:
1. подтверждает и усиливает аяты Корана
2. комментирует и проясняет аяты Корана
3. может отменить некоторые положения Корана
4. может приписывать правовые действия, о которых не говорится в Коране .
По шариату местные обычаи являются дополнительным источником права. Ими могли быть обычаи, которые не вошли в мусульманское право в период его становления. Также признавались правовые обычаи, которые сложились в арабском обществе (урф), изначально в Мекке и Медине.
Урф можно разделить на несколько видов:
1. Урф-сахих- обычай, который применяли в качестве доказательства, если он не противоречил Корану и Сунне.
2. Урф-фасид- обычай, который запрещено применять в качестве доказательства, так как он противоречит Корану и Сунне
3. Урф-ам- обычаи всех людей, проживающих в стране
4. Урф-хас- обычай, который был распространен в отдельной части страны и среди отдельных групп населения
5. Урф-кавли- обычай определенной группы людей использовать слово или фразу в значении, отличающемся от их лексического значения.
6. Урф-амали- обычай совершать действия определенным образом .
Также обычаями признавались комплекс обычаев, которые не вошли в фикх, но реализуемых в поведении людей (адат). Часто урф и адат использую как синонимы, но также между ними проводится различие. Обычаи принимались во внимание только в том случае, если они являлись преобладающим в практике богословов-правоведов.
Источники индусского права очень разнообразны, что объясняется огромным историческим отрезком, на котором они создавались, и религиозной спецификой этой системы. Первые источники датируются ещё IIв. до н.э., что создаёт трудности при их изучении, потому что далеко не все давние тексты сохранились до нашего времени. Самым старым из них есть – веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) – священные книги в которых содержаться божественные для индусов записи. Они были созданы приблизительно во IIв. до н.э., в форме религиозных песен, молитв, выражений. Хотя веды для индусов имеют божественное происхождение, и их они рассматривали как источник религии и права, но реальное влияние вед на общественные отношения были очень незначительными уже на протяжении значительного исторического периода. Из — за того, что они вмещали достаточно незначительное количество конкретных норм права, их значение для развития индусского права также оценивается неоднозначно. Роль вед состоит не в том, что они есть непосредственным источником права, на основании которого можно регулировать конкретные общественные отношения, а скорее в идеологическом отношении, для создания других источников.
Давним памятником индийской литературы, которые вмещают нормы права, есть смирты. Это санскритское слово означает «завещанная» мудрость отдельных авторитетных ученых и священнослужителей. Смирты представляют собой религиозные, научные и правовые трактаты, которые комментируют веды. Их датирование сложно, поскольку индусские представлении о неостановочном мировом процессе без начала и конца запрещали хронологическую упорядоченность исторический действий. Поэтому можно лишь приблизительно назвать время создания смирты – между 800 г. до н.э. и 200 г. н.э. теоретически считается, что все смирты основаны на священном открытии – на ведах .
Итак, если текст смирты противоречат ведам, то он не может применяться. Учитывая на то, что в самих ведах очень мало правовых норм, это правило фактически не применялось. Как считают некоторые исследователи, источники смирт следует искать в обычаях и ритуалах, характерных для религиозных культов и социальной жизни индусов того периода. Таким образом, стает очевидным (хотя ортодоксальное учение этого не признает), что смирты отличаются между собой, потому что они создавались в разные эпохи, и каждый автор стремился учитывать новые обычаи, которые постоянно возрождались.
Среды текстов смирты выделяют дхарамасутры – первые известные сборники зафиксированных в письменной форме конкретных правовых норм, которые определяют, как должен вести себя человек согласно своему отношению к кастовой иерархии относительно богов, царя, священников, предков, членов своей семьи, соседей, животных. Самые древние дхармасутры – Раутами, Бауд-хаяны, Апастамби, Васишхты – возникли в VI-III вв. до н.э .
Следующим значительным шагом в развитии смирты стали дхармашастры – сборники норм (дхарм), которые создавались в брахманских школах и имели форму стихов. Самые известные из них – законы Ману, законы Яджнавалкья, законы Нарада, которые, как предполагают исследователи прошлого составлены между I веком до н.э. и III-VIвв. Н.э. В них первые представляются относительно упорядоченные и понятные нормы, которые по современным понятиям отвечали бы нормам гражданского, уголовного и процессуального права .
Чтобы познать дхарму, следует учитывать весь комплекс. Её знание невозможно почерпнуть в каком то отдельном труде хотя бы, какой авторитет она имела: шастры объясняют и дополняют одна другую. В правовой теории создалась религиозная установка о том, что нормы всех дхармашаст имеют одинаковое значение и не могут между собой соперничать. Законы Ману закрепляли, что «когда есть противодействие двух частей священного открытия, то они оба считаются дхармою…»
В иерархии источников права в древней Индии особенное значение предоставлялось артхашастрам – произведениям, которые охватывают философские, социально-политические и экономические проблемы государственной собственности. До нашего времени дошла одна артхашастра, приписываемая Каутилье – советнику царя Чандрагупты. Главное ее содержание – рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятия выгоды, корысти. Дхармашастры признают артхашастру как источник права. Был признан приоритет дхармашаст над артхашастрами и «Дхармашастры имеют большее значение, чем артхашастры, такое правило», — провозглашает Яджнавалкья.
Важным источником права были нибандхи (или нибандази по Р.Давидом), которые представляют собой сборники комментариев к дхармашастрам. Нибандхи составлялись в промежуток между XI веком и концом XVII века. Их цель – объяснить четко непонятный смысл дхармашаст, устранить явное противоречия между ними, сделать их доступнее простым людям. Так, некоторые авторы вытягивали из старых текстов и систематизировали соответствующие отрывки, которые их можно было применить в современных им условиях .
Таким образом было «модернизировано» немало норм, а много застарелого юридического материала совсем было изъято из правового оборота.
Еврейское право — совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права.
Кроме того, еврейское право можно рассматривать как часть (Галаху) Устного Учения (Талмуда), которое включает в себя также Агаду: древние сказания и легенды, нравоучительные истории, притчи, мудрые изречения.
В классификации, предпринятой Рене Давидом, еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с мусульманским и индусским правом отдельное научное направление и область применения.
Еврейский закон — это правовая система еврейского народа в том виде, в котором он развился с библейских времен до наших дней. Исследователи отмечают сложную письменную и устную текстовую историю источников еврейского права. Тора — это термин, используемый для обозначения божественного источника мудрости, относящегося ко всему творению, поэтому для работы над определением, относящимся к более узкой сфере его применения как закона, или Галахи, начинается с Торы в более буквальном смысле, а именно, с первых пяти книг того, что христианская западная традиция называет Пятикнижием, или с первых пяти книг того, что стало Библией. В то время как статус библейской и формообразующей критики древних составителей этого повествования выходит за рамки данного руководства, устная история комментариев к Торе возникла и была записана как Мишна примерно в 200 году. Талмуд и Тора также содержат неправовое учение, связанное с легендой, мифом и философией, называемое аггадой.
2.2. Место религиозно-правовых семей в обществе
В настоящее время религиозные правовые системы занимают особое место в мировой системе правовых семей. Их яркой особенностью является тесное переплетение религии и права, регулирование повседневной жизни граждан наряду с правовыми нормами также и религиозными, а в некоторых системах — преобладание религиозных норм над правовыми.
В юридической географии мира, на сегодняшний день, еврейское право действует в Израиле и США, и в отдельных религиозных еврейских общинах по всему миру.
Так, в семью мусульманского права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн, Иордания, Сирия, Тунис, Марокко, Ирак и др.). В них право рассматривается не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (божественное предначертание), нашедший отражение в исламе. Ислам – самая молодая и активная среди мировых религий. В мире насчитывается более 1,3 млрд его приверженцев, более чем в 40 странах они составляют большинство населения. Активность ислама проявляется не только в его стремительном географическом распространении, но и в проникновении его во все структуры социума. Канонические источники регламентируют, во что мусульманин должен верить и во что верить не должен, содержат предписания для верующих, которым они должны неукоснительно следовать. Неоднократно испытавшее на себе зарубежное юридическое влияние, мусульманское право остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионы жителей нашей планеты.
В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими религиозными системами, в частности — с индуистским правом, находящим применение не только в Индии, но и в Бирме, Малайзии, Сингапуре, Кении, Уганде.
Индуизм, или «Санатана дхарма», что на санскрите означает «Вечный закон», является третьей по численности верующих религией мира. В настоящее время к индуистам относят себя около 1 млрд. человек. Большая их часть проживает в Индии и Непале (около 80% населения этих стран). Значительно число приверженцев индуизма в Бангладеш (около 10%), Шри-Ланке (от 7 до 15%), Малайзии (6,3%), Маврикии (48%), Фиджи (33%), Гайаны (около 30%), Суринама (20%), Бутана (24%), некоторых других странах. В индуизме сложилось несколько течений религиозных, этических и философских учений, в основе которых лежат общие священные писания.
Божественные основы индуизма состоят из двух канонов священных писаний: шрути и смрити. Шрути, что на санскрите означает «услышанное», включает в себя четыре веды: «Ригведу» (Веду гимнов), «Яджурведу» (Веду жертвенных формул), «Самаведу» (Веду песнопений) и «Атхарваведу» (Веду заклинаний), а также те священные тексты, которые раскрывают их содержание: Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Смрити, что на санскрите означает «запомненное», дополняет тексты шрути. К ним относятся Итихасы (истории и сказания), включающие великие эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», Пураны (древние былины), Веданга (завершение вед), Агама (доктрины), Даршаны (философские трактаты) и Дхармашастры (законы), из которых наиболее известны «Законы Ману».
Значимую религиозную систему в религиозно-правовой семье представляет собой буддизм. Это — четвертая по численности верующих религия мира. По разным оценкам, к буддистам себя причисляют от 350 до 500 млн. человек. В большом числе стран буддизм является государственной религией либо религией значительной части населения: Бирма (90%), Бутан (от 66 до 75%), Камбоджа (95%), Китай (около 8%), Япония (примерно 44%), Северная Корея (около 64,5%), Южная Корея (от 23,3 до 50%), Лаос (67%), Малайзия (22%), Монголия (от 50 до 94%), Сингапур (около 40%), Шри-Ланка (70%), Таиланд (95%), Вьетнам (до 85%), Непал (11%)
Достаточно прочные позиции буддизм имеет и в России. Еще в 1741 г. указом императрицы Елизаветы Петровны он был признан одной из религий Российской Империи. В настоящее время в России проживает около 1 млн. буддистов. В населении трех субъектов Российской Федерации — Бурятии, Тыве и Калмыкии — преобладают верующие в Будду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работу были рассмотрены основные признаки и отличительные особенности основных правовых семьей современного мира. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не существует идеальной и единой правовой семьи и каждая имеет свое определенное место, ведь у каждой семьи можно выделить как множество положительных, так и отрицательных черт.
Несмотря на множество подходов классификаций правовых семьей современности, в отечественном правоведении выделяют следующие:
1. Романо-германская (континентальная) правовая семья;
2. Англосаксонская правовая семья (семья общего права);
3. Религиозная правовая семья (мусульманское, индусское и иудейское право);
4. Социалистическая правовая семья.
В настоящее время религиозно-традиционные правовые системы являются значимой частью всеобщей правовой культуры. Несмотря на то, что человеческая цивилизация находится в непрерывном развитии, традиционные религиозные ценности остаются достаточно сильными и авторитетными. Практически половина населения земного шара живет в странах с господствующими религиозными правовыми системами, и такое положение вещей является для граждан этих государств повседневной нормой жизнедеятельности.
Наиболее влиятельной религиозной правовой системой является ислам. В странах исламского мира наиболее отчетливо проявляется религиозная составляющая правоотношений, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет божественное происхождение. Таким образом, ислам — единственная религиозная правовая система, в которой на законодательном уровне религия поставлена выше закона.
Более восприимчивыми к нормам обычного права являются такие религиозные правовые системы, как индусское право и иудейское право, а также буддизм. В этих правовых системах религия также занимает важное место в регулировании общественных отношений, но большинство правовых норм все же являются законодательными и подзаконными актами. В этих системах заметно влияние других правовых семей — романо-германской и англосаксонской. В частности, в Индии и Израиле развито прецедентное право. В странах буддисткой правовой системы значительное влияние уделяется конституциям и законам, в которых могут быть закреплены и религиозные нормы. В Индии также издается большое количество законов, регулирующих различные сферы общественных отношений, в том числе, религиозные.
По итогам исследования был сделан вывод о том, что в странах религиозных правовых систем правовое положение личности находится на достаточно низком уровне. Так, в исламских государствах допускается прямое насилие над личностью на государственном уровне, официально закреплено неравенство между мужчиной и женщиной, жестоко преследуется инакомыслие. В Индии сохраняются пережитки кастовой системы, что накладывает отпечаток на социально-экономическое развитие государства. В то же время, в государствах буддистского права, напротив, защите личности уделяется повышенное внимание, что выражается в запрете смертной казни, абортов и т.д.
В целом, государства религиозных правовых систем являются достаточно развитыми и успешными. При этом, несмотря на главенствование религиозных догм в правовой системе рассмотренных стран, сохраняется тенденция сближения религиозного и общего права, а также все большее проникновение норм общего права в правовые системы государств религиозной семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова Н.В. Сравнительное правоведение. учебное пособие / ответственный редактор канд. юрид. наук, доцент Е.В. Иванова. Чебоксары, 2017. С. 85
2. Ботарева Е.А. Общая характеристика романо – германской правовой семьи // Аллея науки. 2017. Т. 2. № -9. С. 746-749.
3. Васильева Т.А. Понятие и значение источника права. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2010. — № 73.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. — М.: Омега-Л, 2013.
5. Гущина Л.И., Фруслов Д.Г. Исторические корни правовой системы Индии // Очерки новейшей камералистики. 2017. № 1. С. 24-26.
6. Жаров С.Н., Кадири М. К вопросу об источниках исламского права//Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 13 (368). С. 29-32.
7. Зайнаб С. Коран и культура семьи // Вестник Таджикского национального университета. 2016. Т. 1. № 3-2. С. 127-130.
8. Иглин А.В. Особенности мусульманской правовой семьи // Теория права и межгосударственных отношений. 2018. № 8 (2). С. 3-20.
9. Малько А. В., Матузов Н. Теория государства и права. Учебник. — М.: Дело, 2013.с. 185
10. Маюров Н.П. Традиционные и религиозные правовые семьи в странах современного мира // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 56-59.
11. Рассказов Л.П. Возникновение и развитие мусульманского права и его основных источников. влияние вестернизации на правовые системы мусульманских стран и исламизации на страны романо-германской и англосаксонской правовых семей//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. С. 173-191.
12. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: 2010. с. 125
13. Плахтий Е.В. Некоторые особенности мусульманской правовой системы//Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2014. № 3. С. 302-321.
14. Рукс А. Правовая система Индии: общая характеристика // Очерки новейшей камералистики. 2017. № 2. С. 81-84.
15. Серегин А.В., Кубрава А.Б. Теория юридических конгломерация правовых семей // Ростов-на-Дону; Таганрог, 2018.
16. Смирнова А.С. Влияние прецедента на интегрирование англо-американской и романо-германской правовых систем // Инновационная наука. 2015. № 10-2. С. 192-194.
17. Струсь К.А., Попандопуло Н.А. Соотношение категории «правовые основы» и «источники права». // Вопросы современной юриспруденции, 2013. — № 27.
18. Хакимзянова Л., Рахматуллин Р.С. Мусульманское право: вопросы теории и истории права//В сборнике: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях Материалы ХVI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием): в 2 частях. Под общей редакцией: Р.Ф. Степаненко, И.Г. Гараниной, А.В. Солдатовой. 2016. С. 124-129.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф