ВВЕДЕНИЕ
1 Основные характеристики понятия «Бизнес-план»
1.1 Сущность, функции и значение понятия «Бизнес-план»
1.2 Классификация и структура бизнес-планов
2 Роль и значение экономического анализа в разработке бизнес-плана
2.1 Роль планирования в финансово-экономической деятельности предприятий
2.2 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа
2.3 Эффективность инвестиционных бизнес-проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Невозможно достичь целей бизнес-планирования и, прежде всего, проанализировать эффективность инвестирования в бизнес-план и обеспечить прибыльность инвестиций без использования широкого арсенала методов, стратегий и процедур финансового планирования. Четкий анализ позволяет подробно описать отдельные стороны процесса генерации информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Экономический анализ-это научное знание, самостоятельная отрасль, имеющая свои субъекты и цели исследования, целенаправленные методы и подходы в области экономической науки.
Любая организация, планирующая работу, хозяйственную деятельность, ответственность и некоторые ее результаты, являются симптомами множества лет, которые в совокупности образуют субъекты, связанные с экономической информацией, содержанием и анализом объекта.
Явление наукой анализа содержательной стороны-это представление экономических явлений и процессов при изучении экономической эффективности, результатов ее развития, тенденций развития, оценки и порядка точности, неопределенности и риска в порядке нахождения наилучших решений для выявления специальных знаний о системе. Научные знания экономического анализа становятся основой для разработки и внедрения обоснованных управленческих решений.
Финансовые исследования представляются собой основной составляющей любой из элементов управления, в том числе и бизнес планирования.
Поскольку экономический анализ тесно связан с проектом, поэтому в проектных показателях широко используется аналитическая деятельность одновременно на микро — и макроуровне, научно обоснованное планирование и управление невозможны, то результаты экономического анализа без их использования отсутствуют.
Планирование-это неотъемлемая часть любого бизнеса. Его смысл выражен в известном высказывание: «Планировать или быть планируемым». Смысл этого утверждения заключается в том, что компания, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность сама по себе, оказывается планирующим объектом чужих целей. Серьезный подход к планированию формирует основу для надежного и эффективного бизнеса.
Главным инструментом планирования является бизнес-план. Бизнес-план-это лаконичный, точный, доступный и понятный механизм действия коммуникации, позволяющий выделить большое количество свойств, наиболее перспективных решений и определить их достижимость средствами коммуникации.
Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы.
В этом исследовании основной задачей метода экономического анализа является изучение бизнес-плана, подготовка того, какова роль экономического анализа в подготовке бизнес-плана и его реализации в процессе принятия решений, а также использование экономического анализа для определения степени подготовки бизнес-плана. При анализе в данной работе в основном использовались экономико-математические методы экономического анализа и частично-статистические методы.
Отталкиваясь от общей цели, возможно выделить задачи данной работы:
· исследовать теоретические, финансовые, методологические основные принципы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных планов;
· установить суть, разновидность, функции, основы, способы систематизации бизнес-плана;
· раскрыть и изучить результативность инвестиционных бизнес-планов.
Объектом изучения является значимость роли анализа при построении бизнес-плана.
1 Основные характеристики понятия «Бизнес-план»
1.1 Сущность, функции и значение понятия «Бизнес-план»
Разработка и реализация плана управления эффективностью и развития бизнес-плана — это очень важно в контексте России. Статистика неудач на новых предприятиях свидетельствует о том, что риск очень велик. Бизнес-план используется для того, чтобы предвидеть и, возможно, избежать этих проблем.
Бизнес-план-это документ, в котором описаны все основополагающие особенности будущей работы, который позволяет решить все проблемы, с которыми он может столкнуться, и принять решение о решении этих вопросов. Бизнес-планы часто составляются по следующим причинам: [1] 1. С целью внешнего применения. Дабы преподнести дело в наиболее лучшем свете людям извне, к примеру, инвесторам.
2. В целях внутреннего использования. Здесь проект преподносится со всеми наиболее сильными и слабыми гранями. Данный бизнес-проект применяется постоянно как механизм управления.
Вы можете добиться значительных преимуществ, если начнете разрабатывать бизнес-план для внутреннего использования. В процессе создания возникает множество вопросов, которые будут трактоваться так, как никогда бы не писалась внешняя версия бизнес-плана. Однако инвесторы, скорее всего, зададут такие вопросы «на ощупь» для серьезных исследований. Те, кто не готов к этим вопросам, окажутся в нелицеприятном положении. Большинство вариантов и стратегии развития должны быть разработаны заранее при составлении внутреннего бизнес-плана. Вам нужно правильно привлечь финансирование, чтобы и у инвестора, и у фирмы был солидный проект в работе. Таким образом, составление внутреннего плана на основе бизнес-плана в первую очередь отвечает интересам обеих сторон. Бизнес-планы часто пишутся в будущем, и он исполняется примерно после 3-х лет спустя, но в первый год ключевые показатели используются большую часть времени, поквартальная часть на середине проекта, а более обширные целевые показатели используются на завершение проекта. К сожалению, предугадать ни то, ни другое не может наша экономика, потому что экономическая ситуация меняется очень быстро. Проект будет разбираться еще не один год. Большая часть его ограничивается написанием плана на год. Но ключевые аспекты компании и способы их достижения важны для компании.
Основными целями разработки бизнес – плана являются:
· приватизация предметов государственного и городского имущества;
· реализация инвестиционных проектов;
· осуществление прочих коммерческих операций;
· эмиссия ценных бумаг;
· определение перспектив развития фирмы;
· проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
· экономический рост и выход из скоротечного экономического кризиса.
Бизнес – план осуществляет девять главных функций, как внешних, так и внутренних, актуально важных для функционироавния самого предприятия. [2] 1. Хорошо составленный и отпечатанный бизнес — проект – наилучшая визитная карточка для бизнесмена. С его поддержкой стандартизируется процедура знакомства с предприятием.
2. Определенные направления экономического развития и рыночная структура на рынке относительного обычая и предпринимательства, отсутствие бизнес-плана, стали восприниматься как нечто глупое, и тогда партнеры, кредитные организации и клиенты, настороженно относились к партнеру. Если есть бизнес-план, то он является обязательной частью цивилизованного рынка.
3. Вовлечение средств с целью развития дела нереально без того материала, что находится в бизнес-плане.
4. Присутствие бизнес – плана исключительно психологически порождает чувства основательности, солидности предпринимательского начинания, его собственника.
5. Процедура планирования вынуждает верно производить оценку затеваемых или продолжаемых предпринимательских действий.
6. Бизнес-план может помочь выявить в начальном состоянии те проблемы формирования предприятия, какие в перспективе грозят превратиться в основательные преграды и значительно усложнят работу.
7. Даёт бизнесу направленность т.е. конкретное установление окончательных и промежуточных целей.
8. Бизнес-план – это механизм, контролирования и управления предоставляющий обеспеченье комплексного развития предприятия к установленным целям.
9. В ходе формирования бизнес-план считается сильным инструментом самообучения, фундаментом с целю сравнения с подлинными достижениями.
Чем выше нестабильность окружающей среды, тем больше условий придется иметь в компании для работы разрабатывающих групп, тем больше внимания следует уделять стратегии развития рынка, а также управлению развитием, и управленческой деятельности в рамках этой осуществляемой стратегии [3].
Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:
1. изучить ёмкость рынка;
2. оценить затраты;
3. обнаружить «подводные камни»;
4. Определить финансово-экономические показатели.
Более того, бизнес-план может быть тем, что он является стабильным документом, в который вносятся изменения и дополнения, хотя и имеет свою собственную структуру, включающую в себя следующие основные моменты: резюме; бизнес и его стратегия; рыночная и маркетинговая стратегии; построение и работа; процесс управления и принятия решений; юридический план; финансовое планирование; учет возможных факторов риска.
1.2 Классификация и структура бизнес-планов
Рисунок 1 – Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса
В условиях рыночной экономики существует множество вариантов формирования бизнес-планов, их содержания, структуры и так далее. Классификация бизнес-планов по бизнес-объектам представлена на рисунке 1. Имеются также и другие классификации типов бизнес-планов, к примеру, по условиям менеджмента. Бизнес-план по типологии разрабатывается в соответствии с различными вариациями того, что в зависимости необходимо от цели: бизнес-направления (продукция, работы, Услуги, технические решения), предприятие полностью (новое или существующее).
Необходимо выделить, что план работы по финансовому поднятию предприятий, составленный для неплатежеспособных предприятий, без сбоев имеет собственную структуру и алгоритм изложения. Однако, на наш взгляд, его развитие, сотрудничество с российскими предприятиями, в которых большинство испытывало серьезные финансовые трудности, имеет место быть.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
· для выработки стратегии выживания предприятия;
· составления плана проведения реорганизационных процедур;
· организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
· обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки [4].
Фирма может разработать комплексный Стратегический план, включающий в себя ряд целей и отдельный бизнес-план, основанный на следующей типологии. Бизнес-проекты, он в основном фокусируется на теме стратегического планирования, в отличие от четко определенных независимых исследовательских терминов, стратегический план может быть пересмотрен и скорректирован по мере выполнения следующего годового плана и выполнения функции сопоставления фильтров.
В той же рекордной функции, что и обучение, она была ранее знакома российским предпринимателям, а также близка к бизнес-плану. Но основное отличие бизнес-плана заключается в его стратегической обособлении, предпринимательской характеристики и гибком сочетании производственной, технической, финансовой и маркетинговой составляющих, основанных на силе организации и внешней среде.
Характерные черты, которые следует принять во внимание при разработке разных видов бизнес-планов: особенность отраслевой промышленности; единая политика предприятия; концепция продукта и др.
Навык фактической деятельности авторов в сфере планирования работы организаций предоставляет сформировать наилучшую, с моей точки зрения, структуру бизнес-плана:
· концепция бизнеса (резюме);
· ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии;
· характеристика объекта бизнеса;
· исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для бизнеса);
· организационный план, в том числе правовое обеспечение;
· персонал и управление;
· план производства;
· план маркетинговых действий;
· потенциальные риски;
· финансовый план и финансовая стратегия.
Я не вижу, что эта структура как-либо заморожена, она может изменить конкретные цели, задачи и материалы бизнеса. Любая предложенная форма дает лишь общее представление. У каждого бизнеса есть свои особенности, поэтому это может быть «качественный» проект, который приемлем во всех случаях. Есть один проверенный принцип для записи любой деятельности плана: она всегда должна быть короткой. Правда, иногда, чтобы наглядно показать суть проблемы, делают это очень долго, но в тоже время, чтобы читательский интерес не ослабевал, его не перегружают обильно. Большая часть проектов расписывается 10-20 страницами. Ключевыми составляющими каждого бизнес-плана являются три М — management, marketing, money.
Рисунок 2 — Ключевые составляющие бизнес-плана
Сегменты, сопряженные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, непременно присутствуют в каждом бизнес-плане. Прочие сегменты имеют право изменяться в особенности от специфики производства компании и проекта.
2 Роль и значение экономического анализа в разработке бизнес-плана
2.1 Роль планирования в финансово-экономической деятельности предприятий
В данный момент на территории России крайне оживленно проходит процесс становления и модернизации работы функционирующих предприятий самых разных форм собственности. Составление планов считается неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности.
Определение «планирование деятельности фирмы» обладает двумя значениями.
Первый – экономический, с общего ракурса взгляда на теорию предприятия, ее натуры.
Второй – контрольно-административный. Тут составление плана– одна из функций маркетинга, способность предугадать перспективу компании и воспользоваться этим предвидением.
Планирование с обеих сторон тесно взаимосвязано. Планирование участия, как специфического вида работ, производного от компании, характер соответствующего решения руководства определяется общим правилом. Чтобы работа показала, что использование планирования делают наиболее выгодным:
· создает вероятную подготовку к применению предстоящих благоприятных обстоятельств;
· проясняет образующиеся трудности;
· активизирует менеджеров к осуществлению собственных заключений в предстоящей работе;
· делает лучше координацию операций во компании;
· формирует посылы с целью увеличения образовательной подготовки менеджеров;
· повышает способности в предоставлении компании нужных данных;
· содействует наиболее целесообразному распределению ресурсов;
· улучшает мониторинг в организации [5].
Предположим, что планирование приводит фирму к достижению экономического успеха, который может быть упомянут в ротации, ну, фабриках и других впечатляющих финансовых вознаграждениях. Некоторые планировщики пытаются найти конкретные модели, которые поддерживают эту связь. Однако это означает, что это не просто отдельные предположения. Напротив, опыт показывает, что стремительный рост фирмы и большие успехи, зачастую не связанные с формальным планированием, но у руководителя фирмы предпринимательские таланты, мотивация и лежит на результате. Кроме того, многие субъекты, в том числе и российские, начинают планировать использование правильного хода времени с момента своего развития, быстрого роста периода и проблем для выявления успехов консолидации и стабильности.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1. Недавно созданные частные фирмы. Быстрый процесс накопления капитала привел к росту и усложнению этой организации, а также к появлению других факторов, создающих проект, который является вполне современной экономикой. Основная проблема при использовании проекта в этой сфере-недоверие к формальному плану, в основе которого лежит мнение бизнеса о способности «раскручивать» правильно ориентироваться в текущей ситуации, а значит, отсутствие внимания также очень далеко в будущем. Однако многие крупные фирмы начали устанавливать категории проектов или даже ввели должность финансового планировщика.
2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них планирование-это традиционная практика. Однако в их планировании этот опыт, скорее всего, связан с периодом централизованной экономики. Поэтому эти субъекты планирования являются, вторыми, теми, которые отражают плановую деятельность на Центральном и отраслевом уровнях, и это не требует особого вероятностного их собственного объективного анализа, а также ожидаемого.
По этой причине, как учреждениям первого типа, так и муниципальным и приватизированным компаниям следует вновь осваивать навык внутрипроизводственного планирования.
Новый рынок пользуется большим спросом у людей. Сложность и высокая мобильность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более широкого использования плана. Главная особенность растущей роли планирования в новом порядке является:
· повышение объемов компании и усложнение конфигураций ее работы;
· значительная непостоянность внешних обстоятельств и факторов;
· новейший образ управления персоналом;
· повышение центробежных сил в финансовой компании.
Способности планирования в финансовой кампании предприятия урезаны рядом справедливых и индивидуальных причин. Более значимыми из них считаются:
· неопределенность внешней (рыночной) среды;
· возможность слияния или поглощения другой фирмой;
· возможность монопольного установления цены реализации продукции;
· контрактные отношения [6].
Однако в виде нахождения выхода из данного положения возможно предположить формирование и более тесное интенсивное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в деятельности планового процесса, так и в обсуждении единых задач деятельности компании.
2.2 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа
Как составление бизнес-плана, так и сам процесс планирования невозможны без использования экономического анализа. Можно сказать, что основой планирования является экономический анализ. Практически все виды анализа используются при составлении плана: горизонтальный, вертикальный, трендовый, сравнительные показатели и сравнительный анализ.
В центре планирования лежат в основном экономико-математические способы финансового прогнозирования, в том числе моделирование, применяется множество видов моделей.
В особенности значим экономический анализ при разработке плана производства, при исследовании и анализе рынка, а также конкурентоспособной сферы, при разработке финансового плана и финансовой стратегии.
Метод факторного анализа.
Хозяйственная деятельность предприятия, целью которой является все-таки определенный продукт, зависит от многих и разных факторов. Очевидно, что более детальные, содержательные в произведении значения случая контроля, значительно более точные и достоверные прогнозы его достижения о возможности осуществления. Случай глубокого и всестороннего исследования невозможен без обоснованного решения о работе, производстве резерва, определении бизнес-плана, непосредственном ведении и управлении расчетами. Анализ, так как он представляет собой метод, включающий измерение (постоянное и систематическое) факторов, симптомов и общих методов их влияния на всестороннее изучение произведения признака ценности, а также прогностических теорий, принципов.
Различают следующие типы факторного анализа:
· анализ функциональных зависимостей и корреляционный анализ (вероятностных зависимостей);
· прямой и обратный;
· одноступенчатый и многоступенчатый;
· статический и динамичный;
· ретроспективный и перспективный.
Факторный анализ функциональных зависимостей представляет собой методику исследования влияния факторов в том случае, когда результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Факторный анализ — это метод исследования факторов, связанных с этим показателем эффективности вероятностным (друг с другом) образом. Например, трудозатраты на производство различной отраслевой силы профильная на одном и том же уровне могут варьироваться по другим факторам, влияние которых на этот показатель трудно прогнозировать.
При непосредственном факторном анализе рассмотрение проводится от единого к индивидуальному (дедуктивным методом). Противоположный факторное исследование осуществляет анализ от частных, отдельных факторов, к обобщающим (способом индукции).
Одноэтапный факторный анализ используется для изучения элементов только одного уровня (генетического), хотелось бы не описывать их идеологию. Например, y=A * B. многоступенчатый факторный анализ, факторы А, B требуют детализации: они разделены на составляющие признаки для того, чтобы посмотреть на взаимозависимость.
Постоянный факторный анализ используется при исследовании воздействия факторов на продуктивные характеристики и на соответствующую дату.
Динамический – представляет собой методику исследования взаимосвязей факторных показателей в динамике.
Ретроспективный факторный анализ исследует предпосылки перемен продуктивных характеристик за прошедшие этапы, перспективный – дает прогноз действий, условий и результативных характеристик в будущем.
Основными задачами факторного анализа являются следующие:
· отбор, классификация и систематизация факторов, которые влияют на исследуемые результативные показатели;
· определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
· разработка (применение) математической модели взаимосвязей между результатом и факторными показателями;
· расчет влияния различных факторов на изменение величины результата;
· показателя и сравнение этого влияния;
· составление прогноза на основе факторной модели.
С точки зрения влияния на итоги финансово-хозяйственной работы предприятия, условия разделяются на главные и посредственные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.
Внутренние факторы — это факторы, которые компания может контролировать. Им следует уделять много внимания. Однако внешние факторы (конъюнктура рынка, инфляционный процесс, условия поставки сырья, его качество, цены, etc.Sh.), безусловно, влияет на результаты деятельности компании. Их исследование позволяет более точно определить внутренние факторы, контролирующие качество и обеспечивающие развитие производства более достоверными прогнозами.
Конкретный фактор не зависит от желаний и потребностей людей (для обозначения этих качеств используется контрактный термин «форс-мажор»; а это может быть стихийное бедствие, внезапное изменение политического порядка и т. д.). А объективные личные проблемы, напротив, будут зависеть от индивидуальных и групповых показателей.
Общие черты присущи всем отраслям экономики. Специфическое условие заключается в том, что оно необходимо для конкретного предприятия или предприятия. Особенности данного раздела позволяют в полной мере учесть свойства отдельных объектов и их показатели в большей степени точности оценки.
Постоянные и переменные факторы различают по сроку воздействия на результаты производства. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего исследуемого периода (отчётного периода, производственного цикла, срока жизни товара и т.п.). Воздействие же переменных факторов – разовое, нерегулярное.
К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количества рабочих и т.д.
Интенсивные факторы характеризуют качественные изменения в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур в результате применения новых видов удобрений.
Факторы разделяют также на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья, производительность труда и т.д.). Но, часто процесс измерения или поиска информации бывает затруднён, и тогда влияние отдельных факторов характеризуют качественно (больше – меньше, лучше – хуже).
Большинство признаков, изученных в ходе анализа, состоят из множества функций. Однако есть и такие, которые не разлагаются на составляющие. В этом смысле свойства делятся на сложные (комплекс) и простые (единичный элемент). Например, сложные выпуски бизнес-продуктов, а простые-количество рабочих дней за отчетный период. Факторы, непосредственно влияющие на милосердие, которое называется справедливым (правильная деятельность признаков). Косвенный контроль-это прокси для других свойств. В зависимости от степени опосредованного контроля существуют особенности первого, второго, третьего, а затем и разных уровней подчинения. Таким образом, просто свойства, свойства первого уровня. Факторы, которые определяют эффективность косвенных доказательств, используя первый уровень свойств, которые являются факторами. особенности второго уровня и так далее. [7].
SWOT-анализ.
Бизнес-план, важно быстро и четко объяснить свою идею читателю. Плавность изложения и точность в использовании языковых визуальных иллюстраций (графиков, таблиц, диаграмм) и хорошая верстка (сплит, жирный шрифт, интервал, построение текста) необходимы при создании бизнес-плана. Ниже я приведу пример использование одного быстрого, точного и простого в использовании метода анализа для оценки и отображения бизнес-плана. Мы говорим о SWOT-анализе. Название «SWOT-анализ» — это аббревиатура от начальных букв английских слов:
S — strengths (силы)
W — weaknesses (слабости)
O — opportunities (возможности)
T — threats (угрозы)
Strеenghts – силы
Нужно выделить внутренние силы — субъектов-это те особенности, которые составляют силу предприятия. А работающие или открывающие компанию внутренние силы-это те, кто нанял или приобрел оборудование, или много возможности инвесторам для своих бизнес-планов, реализации. Внутренними вложениями приходятся к примеру:
· длительное сохранение лидирующих позиций на рынке;
· современная технология и обученный персонал;
· очень хорошее финансовое положение;
· сильное решение в сфере логистики;
· близость сырья, и в связи с этим низкие заготовительные затраты;
· низкие постоянные расходы;
· опытное и компетентное руководство.
Weaknesses — слабости
Выявление внутренних слабостей фирмы — это факторы, которые вызывают недовольство на предприятии или которые могут тормозить развитие. Внутренние слабости — это узкие места, которые, при необходимости, возможно устранить самостоятельно. Внутренними слабостями являются, например:
· неудовлетворительное управление качеством;
· большие общие расходы;
· низкая квалификация рабочей силы;
· отсутствие навыков в сфере сбыта, производства, развития продукции;
· продукт морально устарел;
· плохая репутация продукции или товарного знака среди покупателей;
· низкая кредитоспособность.
Opportunities — возможности
Оцениваются внешние возможности — это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию предприятия. Внешние возможности — это факторы, возникновению которых руководитель способствовать не может, но зато может использовать с пользой для своего бизнеса. Внешними возможностями являются, например:
· исчезновение двойного таможенного обложения на внешнем рынке;
· возникновение новых и дешевых транспортных возможностей (железнодорожный маршрут или линия морских перевозок);
· поддержка отрасли государством;
· возникновение новой группы покупателей;
· уход с рынка конкурентов;
· возрастающий спрос на внешних рынках в связи с подъемом в мировой экономике.
Threats — угрозы
Нужно определить внешние угрозы — внешние факторы, которые могут препятствовать развитию предприятия. Внешние угрозы — это такие факторы, для предупреждения которых руководитель непосредственно ничего не может сделать, но от которых может тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.). Внешними угрозами являются, например:
· приостановление роста рынка;
· сокращение народонаселения в регионе и в связи с этим дефицит клиентов или рабочей силы;
· агрессивное вторжение на рынок опытных конкурентов;
· рост затрат в связи с изменениями в законодательстве;
· изменение предпочтений покупателей;
· изменения в технологии.
Составленный таким образом анализ создает адекватное представление о предприятии. Можно быстро оценить состояние предприятия: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей.
Рекомендуется приложить SWOT-анализ в конец текстовой части бизнес-плана перед финансовыми прогнозами. Обычно анализ занимает всего одну страницу. О каждой части необходимо писать кратко, точно и ясно. Указать от 3 до 10 сильных сторон, слабостей, возможностей или угроз. Советуют ограничиться одной фразой по каждому показателю. Цель — предоставить читателю возможность быстро охватить всю общую информацию, характеризующую бизнес-план.
Не советуется воздерживаться от указания в SWOT-анализе слабостей и угроз. На первый взгляд может показаться, что глупо самому указывать на свои слабости, но такое впечатление обманчиво. Не нужно забывать, что бизнес-план читают специалисты, которые помимо сильных сторон бизнес-идеи и бизнес-плана оценивают и то, насколько основательно учтены угрозы и слабости. А, зная о своих слабостях и угрозах, легче их избежать или предупредить.
Оценка конкурентов
Каждому предприятию важно знать свою позицию относительно конкурентов. Существует множество различных факторов, которые можно использовать при оценке конкурентов. Поэтому достижение ясного понимания в этом вопросе может оказаться сложным. Для иллюстрации конкуренции и выяснения собственной позиции относительно конкурентов можно использовать матрицу ранжирования силы.
В различных сферах деятельности различные факторы по-разному влияют на конкурентоспособность. Например, в производстве рыбных консервов очевидно очень большую роль играют доступность рабочей силы и сырья, в то время как в электронной промышленности наверняка большое значение придается современности производства и квалификации рабочей силы. Поэтому можно использовать для различных факторов различные коэффициенты, удельный вес, на который перемножаются со своими оценками и оценками конкурентом до расчета окончательных результатов (например, современность производства * 0,9; качество изделия * 1; финансовая мощь * 0,5 и т.д.)
При составлении матрицы не надо ограничиваться ключевыми факторами, приведенными в данном примере. Исходя из специфики предприятия и сферы деятельности, необходимо вывести собственные факторы.
Конкретное число конкурентов, с которыми необходимо провести сравнения, указать довольно-таки сложно. Однако следует следить за тем, чтобы сравнение проводилось между анализируемой фирмой и сравнимыми с ней конкурентами. Так, никакой существенной информации не даст сравнение начинающего предприятия, занимающегося программированием, с мировыми лидерами в разработке программного обеспечения или сравнение подвального магазинчика с международной торговой сетью.
Рекомендуется привлекать к оценке различных факторов специалистов своего предприятия или консультантов со стороны. Консультантом может стать и компетентный друг. Подготовленная в сотрудничестве матрица даст как общее представление о предприятии относительно его конкурентов, так и сравнение в разрезе по отдельным факторам. Таким образом, можно увидеть, на что следует обращать внимание, чтобы быть лучше своих конкурентов.
2.3 Эффективность инвестиционных бизнес-проектов
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают следующие показатели эффективности инвестиционного бизнес-проекта:
· показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации бизнес-проектa для его непосредственных участников;
· показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления бизнес-проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
· показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией бизнес-проекта, выходящие за пределы прямых финансовых участников инвестиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) бизнес-проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.
Отбор альтернатив с учетом доли внешнего инвестора.
Инвестиционное проектирование осложняется наличием нескольких альтернатив (относительно выбора технологии, оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т. д.) и допущений, на которых должен основываться процесс принятия решений. В случае двух или трех возможных мест расположения или двух производственных программ с различными технологиями следует детально обосновать выбор какой-либо отдельной альтернативы наряду с описанием методов и формул, использованных в процессе отбора.
Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что и фирма, и инвестор получают достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид[8]:
КИ+КФ=ОК, (1)
ПИ+ПФ=ОП, (2)
ПИ/КИ=Nпи, (3)
ПФ/КФ=Мпф, (4)
где КИ- капитал инвестора;
КФ- капитал фирмы;
ОК- общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи (ОК=КИ+КФ);
ПИ- прибыль инвестора;
ПФ- прибыль фирмы;
ОП- общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта (ОП=ПИ+ПФ);
Nпи — норма прибыли капитала инвестора;
Nпф- норма прибыли капитала фирмы.
Учитывая (1) и (2), можно записать:
Nоп=ОП/ОК
где Nоп — общая норма достаточной для фирмы и инвестора прибыли от реализации бизнес идеи.
Из условий (1) — (4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли: Nпи*dки+ Nпф*dкф= Nоп
Отсюда доли инвестора dиоп и фирмы dфоп в общей норме прибыли рассчитываются по формулам: dиоп=(Nпи*dки)/ Nоп, dфоп= (Nпф*dкф)/ Nоп.
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования, это идея, для которой справедлива следующая целевая функция[9]:
Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирают тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора может обеспечить максимальную общую прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме. Иначе говоря, фирма в ходе реализации бизнес-идеи совершенствует организацию управления, повышает эффективность обеспечения и сбыта, нарабатывает ноу-хау. Все эти дополнительные источники дохода обычно служат основой для вознаграждения инициаторов оригинальных бизнес-идей.
Для оценки финансового состояния могут использоваться такие показатели:
· рентабельность инвестиций: R=ВП/(СК-ДО)
· возврат инвестиций: I=ЧП/Валюта баланса
· коэффициент оплаты процентов: К=Прибыль до оплаты процентов и налогов/сумма выплаты процентов
·коэффициент рентабельности производства: К=ВП/Себестоимость
· точка безубыточности и запас финансовой прочности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы заняли достойное место. В России пока идёт процесс накопления опыта для разработки этих планов, так необходимых для получения финансирования, и для формулировки собственных идей в части бизнеса, и для оценки жизнеспособности предлагаемого объекта.
Существует обширная классификация бизнес планов по объектам бизнеса, которая помогает предпринимателю выбрать соответствующее решение.
Первое представление о предлагаемом бизнесе дает концепция бизнеса — сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развертывая имеющееся. Концепция является предельно сокращенной версией самого бизнес-плана.
Все больший интерес к особенностям разработки бизнес-планов проявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности, предприниматели, банковские и страховые структуры.
Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а так же как информация для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления и т.д.).
В заключение хотелось еще раз подчеркнуть, что бизнес-план каждый раз индивидуален, и нет раз и навсегда установленной методики его создания, равно как и застывшей формы его изложения, которые всякий раз диктуются объектом бизнеса, но необходимые инструменты для его расчета всегда предоставляет экономический анализ, причем инструментарий для расчетов довольно разнообразен, поэтому, используя предлагаемую структуру, можно вносить в неё изменения, дополнения, нововведения.
Каждый раз, когда видишь успешный бизнес, можно быть уверенным, что кто-то принял смелое решение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%.Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 486 c.
2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2017. — 80 c.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 144 c.
4. Бобков, Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. — М.: Вузовский учебник, 2017. — 320 c.
5. Борисова, О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли: Учебное пособие / О.В. Борисова. — М.: Академия, 2016. — 320 c.
6. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — М.: Риор, 2019. — 176 c.
7. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2016. — 432 c.
8. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — М.: Инфра-М, 2018. — 176 c.
9. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2016. — 288 c.
10. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник для бакалавров / П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2016. — 288 c.
11. Петров, К.Н. Как разработать бизнес-план. 69 готовых бизнес-планов. / К.Н. Петров. — М.: Вильямс И.Д., 2018. — 320 c.
12. Питерсон, С.Д. Как разработать бизнес-план / С.Д. Питерсон. — М.: Диалектика, 2018. — 320 c.
13. Попадюк, Т.Г. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Т.Г. Попадюк. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 64 c.
14. Розин, М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес / М. Розин. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 346 c.
15. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. — М.: Форум, 2018. — 288 c.
16. Чараева, М.В. Инвестиционное бизнес-планирование: Уч.пообие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. — М.: Альфа-М, 2017. — 192 c.
17. Энтони, Р. Бизнес-планирование: Учебник / Р. Энтони, Д. Рис. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 816 c.
18. Немети, Л. Стратегии выхода из бизнеса: планирование выхода, опционы, увеличение стоимости бизнеса, управление сделками для владельцев бизнеса / Л. Немети. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 272 c.
19. Лосев, В.А. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей / В.А. Лосев, К.Н. Петров. — М.: Вильямс, 2013. — 208 c.
20. Джакубова, Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам / Т.Н. Джакубова. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 96 c.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф