Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Роль медицинской сестры в профилактике инфекций мочевыводящих путей у детей первого года жизни»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие заболевания пиелонефрит у детей
1.2. Понятие острого цистита у детей
1.3. Особенности катетеризации мочевого пузыря у детей
1.4. Осложнения катеризации мочевого пузыря

ГЛАВА 2. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ
2.1. Этапы сестринского процесса при пиелонефрите
2.2. Этапы сестринского процесса при цистите
2.3. Доврачебная помощь при неотложных состояниях
2.4. Особенности проведения медицинских услуг у детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Заболевания мочевыводящих путей могут быть врожденными и приобретенными. Инфекции мочевыводящих путей занимают второе место после инфекции респираторного тракта как причина обращения пациентов в амбулаторные лечебные учреждения. Распространенность инфекций мочевой системы в различных регионах Российской Федерации колеблется от 5,6 до 27,5%. В среднем она составляет 18 случаев на 1000 детской популяции. К примеру, в структуре всей нефрологической патологии у детей Иркутской области, микробно-воспалительные заболевания почек составляют 50-55%, из них острый пиелонефрит 10%.
В России проблема инфекции мочевой системы (ИМС) становится актуальной уже с первых дней жизни ребенка. Среди доношенных новорожденных частота ИМС достигает 1%, недоношенных – 4-25%.
Среди новорожденных ИМС в 4 раза чаще диагностируются у мальчиков, со 2-го по 12-й месяцы жизни ИМС одинаково часто встречаются у мальчиков и девочек, после года – чаще у девочек. К 7-летнему возрасту 7-9% девочек и 1,6-2% мальчиков имеют как минимум один эпизод ИМС, подтвержденный бактериологически.
Заболеваемость постстрептококковым гломерулонефритом составляет в среднем 32,4 на 100 000 детей. Большинство случаев спорадические. Пик заболеваемости приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-9 лет).
Наблюдение и уход за детьми со стороны среднего медицинского персонала особенно важны для контроля эффективности лечения, предупреждения и раннего выявления возможных осложнений. От того на сколько эффективно будет осуществляться сестринский процесс, во многом будет зависеть снижение частоты хронизации процесса. Именно медицинская сестра, проводящая больше времени с пациентом, осуществляет подготовку ребенка к исследованиям и манипуляциям, а правильная подготовка, это залог качества проведенного исследования или манипуляции.
Цель исследования: изучение сестринского процесса при заболеваниях мочевыделительной системы.
Задачи исследования:
— изучить понятие заболевания пиелонефрита, острого цистита у детей; — рассмотреть особенности катетеризации мочевого пузыря у детей;
— охарактеризовать этапы сестринского процесса при пиелонефрите и цистите у детей;
— изучить доврачебную помощь при неотложных состояниях;
— рассмотреть особенности проведения медицинских услуг у детей.
Объект исследования – профилактика инфекций мочевыводящих путей.
Предмет исследования: действия медицинской сестры при работе с детьми первого года жизни.
Методы работы: субъективный метод обследования пациента; объективный метод обследования пациента; выявление проблем пациенты (сестринский диагноз); планирование сестринского ухода; выполнение плана сестринского ухода; оценка результатов сестринского ухода.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Понятие заболевания пиелонефрит у детей

Пиелонефрит – это неспецифическое микробно-воспалительное заболевание почек, при котором поражается чашечно-лоханочная система и интерстициальная ткань с последующим поражением всего нефрона. Пиелонефритом болеют дети в любом возрасте. Девочки болеют в 2 раза чаще, чем мальчики, однако на первом году жизни частота среди мальчиков и девочек одинакова. [5] Заболевание развивается при проникновении патогенной микрофлоры
(Enterobakter – 80,2%, E. coli — 40-60%, Klebsiella – 7-20%, Proteus – 9-15%, Staphylococcus – 14%, Streptococcus – 10%, бактериально-вирусные ассоциации и др.) в лоханку и паренхиму почек. Наиболее тяжелые формы пиелонефрита выявляются при высеве из мочи Klebsiella pneumoniae, E. coli (штаммы О2, О6), Proteus rettgeri, Ent. cloacae. В таких случаях пиелонефрит характеризуется рецидивирующим течением с периодами неполной ремиссии, рецидивы протекают с высокой лихорадкой, массивным мочевым синдромом и длительным сохранением возбудителя в моче, несмотря на антибактериальную терапию. Может быть и вирусная природа пиелонефрита: аденовирус, вирус гриппа, вирус Коксаки, цитомегаловирус и др. (большинство нефрологов рассматривают вирусы как фактор, способствующий присоединению бактериальной инфекции). Заболевание может быть обусловлено урогенитальным хламидиозом, уреаплазмозом, микоплазмозом, особенно у детей с вульвитом, вульвовагинитом, уретритом, баланопоститом. Грибковое поражение мочевыводящих путей, как правило, встречается у детей с иммунодефицитными состояниями (недоношенных, с гипотрофией, внутриутробным инфицированием, пороками развития, длительное время получавших иммуносупрессивную терапию).
Основной путь проникновения инфекции восходящий (уриногенный) из нижних отделов мочевыводящих путей. Возможны: гематогенный путь при сепсисе и лимфогенный (дискутабелен) при запорах, кишечных инфекциях, дисбактериозах. Главной причиной задержки микробов в почках является нарушение оттока мочи. Этому способствуют аномалии развития почек и мочевыводящих путей. У большинства детей эти аномалии обнаруживаются в первые месяцы жизни, но у некоторых остаются незамеченными многие годы. Могут быть и функциональные нарушения оттока мочи — рефлюкс (обратный ток мочи). Рефлюкс способствует проникновению микробов в почку с развитием хронического пиелонефрита. Проникшая в почку инфекция вызывает бактериальное воспаление стенки почечной лоханки, чашечек и интерстициальной ткани, бактерии усиленно размножаются, их ядовитые продукты жизнедеятельности попадают в кровь, вызывая общую интоксикацию.
Помимо этого в группу риска по развитию острого пиелонефрита входят дети, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, дети с нарушением обмена веществ (оксалурии, фосфатурии, уратурии), с аномалиями конституции (аллергический диатез), хроническими очагами инфекции. Немаловажную роль играют дефекты гигиенического ухода, особенно за девочками в раннем возрасте, а также фактор переохлаждения.
Особенностями клинических проявлений заболевания у новорожденных и детей первых месяцев жизни, являются:
— острое начало, высокая лихорадка, тяжелое течение, быстро нарастающая интоксикация;
— возможны менингиальные симптомы (без патологических изменений в спинномозговой жидкости);
— характерны диспепсические расстройства: тошнота͵ рвота͵ иногда жидкий стул;
— дизурические явления выражены слабо, однако мочеиспускание может сопровождаться криком, ему могут предшествовать беспокойство и изменение окраски кожных покровов. [8] Прогноз заболевания может быть:
— благоприятным, если у ребенка отсутствуют аномалии развития почек и мочевыводяших путей.
— неблагоприятным, если формируется хронический пиелонефрит, нефроны погибают и паренхима замещается соединительной тканью, а почка сморщивается и развивается хроническая почечная недостаточность.
Пиелонефрит считают хроническим через 6 мес. от начала заболевания.
После перенесённого острого пиелонефрита ребенок должен находиться на диспансерном учете в течение 5 лет, чтобы добиться полного выздоровления и предотвратить развитие хронического процесса.

 

1.2. Понятие острого цистита у детей

Острый цистит – это воспаление слизистой оболочки мочевого пузыря, сопровождающееся лейкоцитурией и бактериурией. Цистит, не угрожая жизни пациентов, нередко имеет упорное течение, малую эффективность лечения, приводит к развитию неврозов, нарушению социальной адаптации. Причин циститов огромное множество, но все данные говорят о том, что в 96% случаев имеет место моноинфекция – Escherichia coli. С лечением этого заболевания нельзя затягивать, ожидая посева, через 6 часов наступит погружение E. сoli под слизистую, где она начнет создавать свои колонии и закрытые формы. Воспалительный процесс в мочевом пузыре приводит к спазму гладкой мускулатуры нижних отделов мочевыводящей системы, что проявляется болезненными и учащенными позывами к мочеиспусканию.
Основные клинические проявления острого цистита:
— учащенное (поллакиурия) болезненное мочеиспускание малыми порциями (дизурия);
— ложные позывы на мочеиспускания (тенезмы);
— ночное недержание мочи (энурез),
— боли в области мочевого пузыря, болезненность при пальпации в надлобковой области;
— неполное одномоментное опорожнение мочевого пузыря,
— недержание мочи (инконтиненция);
— субфебрильная или нормальная температура тела; — лейкоцитурия; — бактериурия.
— мочевой синдром: моча мутная, иногда с неприятным запахом, сгустками свежей крови, лейкоцитурия, бактериурия, микрогематурия (свежие эритроциты), могут быть следы белка, большое количество плоского эпителия.
Особенности проявления цистита у детей раннего возраста:
— эквивалентом дизурии является беспокойство или плач, во время и после мочеиспускания;
— перед мочеиспусканием ребенок проявляет беспокойство, плачет, иногда тужится, «кряхтит» (лицо при этом краснеет);
— нередко двухфазное мочеиспускание (мочеиспускание прерывается и после нескольких секунд вновь продолжается до полного опорожнения мочевого пузыря); [6] Пути распространения инфекции. Обсуждают 3 пути инфицирования:
— восходящий (или уриногенный);
— гематогенный (из очагов хронической инфекции или
септикопиемические очаги при сепсисе); — лимфогенный (спорно).
Уриногенный путь инфицирования наиболее распространен у детей.
Предрасполагающие факторы:
— колонизация уропатогенными микороорганизмами преддверия влагалища, периуретральной области, препуциального мешка и дистальных отделов мочеиспускательного канала;
— анатомическая особенность мочевыводящих путей у девочек (короткая, широкая уретра и турбулентность тока мочи в момент мочеиспускания);
— период новорожденности (крайне низкий уровень секреторного IgА в моче);
— физиологическая неспособность (до 4-5 лет) к полному опорожнению мочевого пузыря;
— гельминтозы (энтеробиоз нередко способствует развитию вульвовагинита, уретрита);
— редкие мочеиспускания;
— аллергический диатез;
— пороки развития (например, пузырно-влагалищный или пузырнокишечный свищ);
— нарушение правил личной гигиены;
— ранняя сексуальная активность.

 

1.3. Особенности катетеризации мочевого пузыря у детей

Оснащение для катетеризации мочевого пузыря у новорожденного.
Все оснащение должно быть стерильным, (выпускают готовые наборы с или без бюретки для закрытого дренирования мочевого пузыря).
1. Стерильные перчатки.
2. Марлевые тампоны и (антисептик на основе йода, не содержащий спирт).
3. Готовые пропитанные антисептиком тампоны.
4. Пеленки для отграничения операционного поля.
5. Хирургическая смазка.
6. Аппликатор с хлопчатым наконечником.
7. Мочевой катетер. Выпускают силиконовые мочевые катетеры размерами 3,5; 5,0; 6,5 и 8,0 Fr (по шкале Шаррьера). Вместо мочевого катетера можно использовать желудочный катетер размером 5 Fr или пупочный катетер 3,5 или 5,0 Fr для новорожденных.
8. Стерильная пробирка для мочи или закрытая бюретка для постоянного сбора мочи.
Рекомендации по катетеризации мочевого пузыря у новорожденного:
1. Строго соблюдают принципы асептики.
2. Используют соответствующее освещение.
3. Стараются проводить процедуру, когда новорожденный долго не опорожнял мочевой пузырь (1-2 ч после смены последней мокрой пеленки). С помощью портативного ультразвукового аппарата можно определить наличие достаточного количества мочи в мочевом пузыре для снижения вероятности неудачной попытки катетеризации.
4. Не следует обильно обрабатывать промежность при подготовке к катетеризации (возрастает риск попадания бактерий в мочевыводящие пути).
5. Стараются не раздвигать малые половые губы широко для предотвращения разрыва уздечки половых губ.
6. Используют катетер наименьшего диаметра, чтобы избежать травматических осложнений. Для новорожденных с массой тела менее 1000 г рекомендуют вводить катетер размером 3,5 Fr; 5 F — с массой тела 1000-1800 г; 8 F — с массой тела >1800 г. По мере возможности, во избежание травматизации следует использовать катетер наименьшего диаметра (Таблица 1).
Таблица 1. Размеры катетеров и цветовая кодировка

7. Катетер вводят без усилия. Если катетер не проходит легко, прекращают процедуру. Следует заподозрить обструкцию.
8. Во избежание закручивания катетера в спираль и узлообразования введение катетера прекращают сразу после поступления по нему мочи.
9. Если не удается получить мочу у новорожденной девочки, перепроверяют положение катетера путем визуального осмотра или с помощью рентгенологического исследования. Катетер может быть ошибочно введен во влагалище.
10. Катетер извлекают как можно быстрее, чтобы избежать инфекционных осложнений.
11. Катетер удаляют без усилия. Если не удается легко извлечь, вызывают для консультации уролога, поскольку возможно узлообразование.
Методика катетеризации мочевого пузыря у новорожденного мальчика и девочки приведена в Приложении 1. [20] 1.4. Осложнения катеризации мочевого пузыря

Мочевые катетеры — одно из наиболее частых инвазивных устройств, используемых при неотложных состояниях. Мочевые катетеры — являются частой причинной развития ятрогенных внутрибольничных инфекций. Катетерсвязанные инфекции мочевыводящих путей (КСИМП) (Catheter associated urinary tract infection (CAUTI)) вызывают дополнительные страдания для пациентов и значительно задерживают сроки выздоровления. Правильный уход за мочевым катетером — ключевой принцип предотвращения КСИМП (DH, 2007). Соблюдение научно обоснованных принципов сестринской практики позволяет значительно снизить риск заражения.
Основными причинами, требующими постановки мочевых катетеров в условиях неотложной терапии, являются:
— Острая и хроническая задержка мочи;
— Точный контроль диуреза;
— Контроль мочевыделения во время операции;
— Исследование мочевыводящих путей;
— Орошение мочевого пузыря;
— Введение лекарственных веществ непосредственно в полость мочевого пузыря. [16] Мочевые катетеры никогда не должны использоваться без крайней необходимости только для удобства персонала. При оценке необходимости мочевого катетера риск развития инфекций мочевыводящих путей должен обязательно приниматься во внимание. Введение катетера в мочевой пузырь вызывает нарушение обычных механизмов защиты организма, позволяет микроорганизмам мигрировать по внешней поверхности катетера в мочевой пузырь. После того, как катетер установлен на место, бактерии, скапливающиеся в мочеприемнике и в точках соединения системы, образуют устойчивую биопленку, которая может быть предшественником КСИМП. Ежедневный риск развития бактериурии у катетеризированного пациента составляет 3-6% при чем риск возрастает с течением времени. Таким образом, около 50% госпитализированных пациентов с мочевыми катетерами, установленными на срок более7-10 дней, будут иметь бактериурию. Хотя бактериурия нередко протекает бессимптомно, у 20-30 % пациентов будет развиваться картина КСИМП. Развитие инфекции мочевыводящих путей значительно увеличивает показатели заболеваемости и смертности. Существуют многочисленные иные доступные способы, и их следует рассмотреть до постановки мочевого катетера.
1. Инфекционные осложнения катетеризации мочевого пузыря: а. Уретрит.
б. Эпидидимит.
в. Цистит.
г. Пиелонефрит.
д. Сепсис.
Наиболее частое осложнение катетеризации мочевого пузыря — проникновение бактерий в мочевыводящие пути, иногда в кровоток. Катетеризация является ведущей причиной нозокомиальной инфекции мочевыводящих путей и грамотрицательного сепсиса у взрослых. Частота бактериурии при кратковременной катетеризации (катетер извлекается сразу после получения мочи) составляет 1-5% в данной группе больных. Риск возникновения инфекционных осложнений пропорционален продолжительности катетеризации. У новорожденных и детей приблизительно 50-75% госпитальных инфекций мочевыводящих путей обусловлено катетеризацией (наибольшая частота у новорожденных). В педиатрической практике инфекции мочевыводящих путей развиваются у 10,8% пациентов после катетеризации, а вторичная бактериемия — у 2,9%. Риск инфекции снижается при строгом соблюдении асептики во время процедуры, использовании закрытой системы для сбора мочи и удалении катетера при первой возможности.
2. Травма при катетеризации мочевого пузыря:
а. Гематурия.
б. Эрозии и разрыв мочеиспускательного канала.
в. Формирование ложного хода.
г. Перфорация мочеиспускательного канала или мочевого пузыря.
д. Разрыв уздечки половых губ.
е. Стеноз наружного отверстия мочеиспускательного канала.
ж. Стриктура мочеиспускательного канала.
з. Вторичная задержка мочи в результате отека мочеиспускательного канала. [9] Для предупреждения травмы следует использовать катетеры с наименьшим диаметром и обильное количество смазки. Катетер прекращают вводить сразу после получения мочи. Никогда не прилагают усилий для преодоления обструкции. Эрозии и перфорации возникают в результате длительного пребывания катетера в мочеиспускательном канале. Риск осложнений снижается при удалении катетера в наиболее ранние возможные сроки.
3. Механические осложнения катетеризации мочевого пузыря:
а. Неправильное положение катетера.
б. Завязывание катетера в узел.
Введение катетера на минимально необходимую длину позволяет исключить риск узлообразования. У доношенных стандартная длина составляет 6 см для мальчиков и 5 см для девочек. У недоношенных длина должна быть меньше. Обобщенный стандарт — введение катетера до получения мочи. При использовании гастростомической трубки в качестве мочевого катетера также увеличивается риск узлообразования (такие трубки более мягкие и чаще образуют витки).

2. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ

2.1. Этапы сестринского процесса при пиелонефрите

Цель: Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента с острым пиелонефритом или обострением хронического пиелонефрита, оказывать психологическую поддержку ребенку и его родителям.
I этап. Сбор информации о пациенте Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: головная боль, озноб, снижение аппетита, слабость, недомогание, нарушение сна, боли в животе и поясничной области, частое (поллакиурия), болезненное, малыми порциями (олигурия) мочеиспускание, недержание мочи (инконтиненция), боли в надлобковой области, ложные позывы на мочеиспускания (тенезмы), иногда зуд промежности или жжение при мочеиспускании.
История (анамнез) заболевания: начало заболевания острое бурное, часто как осложнение после острой респираторной инфекции, пневмонии и других инфекций, но может быть и постепенное.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, повышение температуры тела выше 38-39 °С и ↑ (гектическая лихорадка), болезненность в ребернопозвоночном углу при поколачивании и пальпации (положительный симптом Пастернацкого), кожные покровы бледные.
Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики в динамике получаем из истории развития ребенка ф.112/У, карты диспансеризации ребенка ф. 030-Д/У или медицинской карте стационарного больного ф. 003/У. В частности, патологические изменения в анализах мочи: нарушение прозрачности (мутная с осадком и хлопьями иногда с сгустками свежей крови); лейкоцитурия (ведущий симптом), бактериурия (>50-100 тысяч микробных тел в 1 мл мочи), микрогематурия (свежие эритроциты), могут быть следы белка (до 2 ммоль/л), большое количество плоского эпителия.
II этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с пиелонефритом могут нарушаться следующие потребности:
есть и пить, выделять, спать, двигаться, поддерживать нормальную температуру тела, общаться, а т.ж. потребности безопасности.
Поэтому появляются проблемы, требующие решения:
А. Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: снижение аппетита, слабость, недомогание, снижение устойчивости к нагрузкам; у детей раннего возраста — рвота, тошнота, жидкий стул.
Б. Существующие проблемы, обусловленные повышением температуры тела: озноб, тахикардия, тахипноэ, жажда.
В. Существующие проблемы, обусловленные бактериальным воспалением почечной паренхимы: боли внизу живота, в реберно-позвоночном углу или по ходу мочеточников;частые болезненные мочеиспускания (дизурия), частые позывы к мочеиспусканию (иногда безрезультатно), энурез (ночное недержание мочи).
Г. Существующие проблемы, обусловленные потребностью безопасности и защиты: страх, связанный с госпитализацией, инвазивными вмешательствами; чувство «ложного» стыда; снижение познавательной активности.
Потенциальные проблемы:
— нарушение сна из-за боли и частых мочеиспусканий;
— риск нарушения целостности кожных покровов и слизистых оболочек при дефектах ухода или самоухода;
— тяжелая реакция на госпитализацию;
— снижение массы тела из-за снижения аппетита.
Возможные проблемы родителей:
— дефицит знаний о заболевании и уходе;
— плохое понимание нужд ребенка;
— необходимость обеспечения ребенка лечебным питанием;
— необходимость проведения длительных курсов лечения;
— риск развития осложнений у ребенка.
Вероятные осложнения:
— высокий риск реинфекции из-за снижения иммунитета;
— риск перехода острого пиелонефрита в хронический;
— риск развития острой задержки мочи при сопутствующем цистите;
— риск развития почечной недостаточности.
III-IV этапы. Планирование и реализация сестринского ухода за пациентом в стационаре представлен в Приложении 2.
V этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение нефролога и участкового педиатра в детской поликлинике по месту жительства.
Пациент и его родители должны быть проинформированы об особенностях режима и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Профилактика рецидивов проводится не менее 3 месяцев:
— Фурагин по 2-3 мг/кг в сутки однократно на ночь.
— Налидиксовая кислота по 15-20 мг/кг в сутки однократно на ночь.
— Ко-тримоксазол 2 мг по триметоприму + 10 мг. по сульфаметоксазолу на кг/сут. однократно на ночь.
— Канефрон Н детям грудного возраста по 10 капель 3 раза в сутки, дошкольникам – по 15 капель 3 раза в сутки, детям школьного возраста – по 25 капель или 1 драже 3 раза в сутки.
Вакцинацию детей проводят в период клинико-лабораторной ремиссии.

2.2. Этапы сестринского процесса при цистите

Цель: Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ребенку и его родителям.
I этап. Сбор информации о пациенте.
Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: частые болезненные мочеиспускания малыми порциями, боли в надлобковой области, чувство жжения при мочеиспускании, тенезмы, недержание мочи, снижение аппетита.
История (анамнез) заболевания: начало заболевания, как правило, острое.
История (анамнез) жизни: как правило, ребенок из группы риска.
Объективные методы обследования:
Осмотр: состояние ребенка нарушено, повышение температуры тела до 37-38ºС, бледность кожных покровов.
Результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики в динамике получаем из истории развития ребенка ф.112/У, карты диспансеризации ребенка ф. 030-Д/У или медицинской карты стационарного больного ф. 003/У. В частности, патологические изменения в анализах мочи (Приложение 1): нарушение прозрачности (мутная с осадком и хлопьями иногда с сгустками свежей крови); лейкоцитурия (в ОАМ > 5 в поле зрения), бактериурия (>50-100 тысяч микробных тел в 1 мл мочи), микрогематурия (свежие эритроциты).
II этап. Выявление проблем больного ребенка.
У пациента с острым циститом могут нарушаться следующие физиологические потребности: есть и пить, выделять, спать, физической активности, поддерживать температуру тела, общаться; а т.ж. потребности безопасности.
Поэтому появляются проблемы, требующие решения:
А. Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: снижение аппетита, недомогание.
Б. Существующие проблемы, обусловленные бактериальным воспалением слизистой оболочки мочевого пузыря: повышение температуры тела, боли в надлобковой области; частые болезненные мочеиспускания, иногда безрезультатно; недержание мочи; у детей раннего возраста – натуживание, двухфазное мочеиспускание.
В. Существующие проблемы, обусловленные учащенными мочеиспусканиями: нарушение сна, снижение физической активности.
Г. Существующие проблемы, обусловленные потребностью безопасности и защиты: страх, связанный с госпитализацией, инвазивными вмешательствами; чувство «ложного» стыда; снижение познавательной активности.
Потенциальные проблемы:
— нарушение сна из-за боли и частых мочеиспусканий;
— риск нарушения целостности кожных покровов и слизистых оболочек при дефектах ухода или самоухода;
— снижение массы тела из-за снижения аппетита.
— снижение познавательной активности из-за недомогания и болей; — тяжелая реакция на госпитализацию.
Возможные проблемы родителей:
— дефицит знаний о заболевании и уходе;
— плохое понимание нужд ребенка;
— необходимость обеспечения ребенка лечебным питанием; — необходимость проведения длительных курсов лечения; — риск развития осложнений у ребенка.
Возможные осложнения:
— риск перехода острого цистита в хронический;
— риск восходящей инфекции и распространение заболевания на чашечно-лоханочную систему; — риск развития острой задержки мочи.
III-IV этапы. Планирование и реализация сестринского ухода за пациентом в стационаре представлен в Приложение 3.
V этап. Оценка эффективности ухода.
При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение участкового педиатра в детской поликлинике по месту жительства.
Пациент и его родители должны быть проинформированы об особенностях режима и диеты, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.

 

2.3. Доврачебная помощь при неотложных состояниях

 

Неотложная доврачебная помощь ребенку при почечной колике
Почечная колика – приступ острых болей в поясничной области, вызванных непроходимостью верхних мочевых путей. Боль настолько интенсивна, что ребенок мечется, не может выбрать себе положение, у него возникает тошнота, рвота нарушается мочеиспускание. Наблюдается, как правило, при почечнокаменной болезни.
Основные диагностические признаки:
— приступообразные боли в пояснице, иррадиирующие на внутреннюю поверхность бедра, паховую область, половые органы;
— боли высокой интенсивности, могут вызывать обморочное и коллаптоидное состояние;
— тошнота, рвота;
— мочеиспускания болезненные и учащенные;
— резкая болезненность при поколачивании по поясничной области;
— возможны озноб и повышение температуры тела; — моча может быть окрашена в красный цвет.
Неотложная помощь заключается в снятии болевого синдрома. Если почечная колика не сопровождается повышением температуры тела, ознобом, дизурическими симптомами, то при оказании неотложной медицинской помощи медицинская сестра должна:
— положить грелки на область поясницы;
— сделать горячую ванну t 37-38 ºС на 10-20 минут;
— с целью купирования болевого синдрома по назначению врача ввести пациенту следующие препараты: вольтарен, индометацин, ибупрофен, раствор атропина сульфата + гидрохлорид морфина, метамизол натрия, пентазозин, трамадол. [15] Лечение должно быть начато немедленно. Нельзя применять морфин и другие опиаты без одновременного применения атропина. В случае вероятного самостоятельного отхождения конкремента (камня), назначают диклофенак в суппозиториях или таблетках. Средство растительного происхождения роватинекс обладает спазмолитическим, противовоспалительным и бактериостатическим действием, уменьшает боль, назначают по 1-2 капсулы 34 раза в день перед приемом пищи.
Пациенты с почечной коликой должны быть обследованы нефрологом.
С целью профилактики повторных приступов рекомендуются НПВС в таблетированной форме и в виде суппозиториев: диклофенак натрия, индометацин, ибупрофен.
Если обезболивание не достигнуто медикаментозными средствами, прибегают к хирургическим методам дренирования верхних мочевых путей или дезинтеграции камня.
Доврачебная помощь при острой задержке мочеиспускания
Острая задержка мочи, это состояние, когда ребенок не может самостоятельно помочиться, несмотря на частые мучительные позывы и сильные боли в надлобковой области.
У детей раннего возраста боль распространяется по всему животу. Наступает парез кишечника, метеоризм, нередко симптомы раздражения брюшины.
Неотложная помощь заключается в катетеризации мочевого пузыря, с обязательным соблюдением строжайшей асептики. Опорожнять мочевой пузырь в этом случае следует отдельными порциями, пережимая в промежутках катетер на 2-3 минуты.
До катетеризации можно, с разрешения врача, положить теплую грелку на область лобка или попробовать рефлекторно вызвать мочеиспускания звуком воды, выливающейся из крана.
Медицинская сестра должна:
— успокоить пациента;
-создать комфортную обстановку: отгородить пациента ширмой, попросить его расслабиться, закрыть глаза и слушать журчание воды из открытого водопроводного крана;
— при отсутствии эффекта вывести мочу с помощью мочевого катетера.
Задержку мочи необходимо дифференцировать от анурии, при последней отсутствуют позывы на мочеиспускания и мочевой пузырь пуст.

 

2.4. Особенности проведения медицинских услуг у детей

 

Особенности сбора мочи для анализа у детей грудного возраста
Для сбора мочи для анализа у детей грудного возраста используют мочеприемник. Существуют мочеприемники универсальные, а т.ж. предназначенные для сбора мочи у мальчиков и девочек (Рис. 3).

Рис. 3 Виды детских мочеприемников. 1– гипоаллергенное липкое фиксирующие устройство; 2 – мочеприемник
После осуществления гигиенического ухода за промежностью ребенка, такой мочеприемник крепится к коже при помощи гипоаллергенного липкого слоя мочеприемника (Рис 4).

Рис. 4 Техника использования детского мочеприемника.
После наполнения мочеприемник аккуратно отклеивается и моча сливается в контейнер для мочи.
Рецептотека и пример выписывания рецепта приведены в Приложении 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лечение и профилактика болезней почек являются важной медицинской проблемой. Бесплатное лечение, развитие специализированных отделений в больницах и клиниках, создание нефрологических центров, широкая диспансеризация больных, большое число нефрологических санаториев — всё это позволяет успешно проводить лечение и профилактику болезней почек у детей.
Однако успех лечения и профилактики во многом зависит от выполнения больными детьми и их родителями рекомендаций врача. Закаливание, строгое выполнение санитарно-гигиенических правил, предупреждение и тщательное лечение острых респираторных заболеваний, своевременное лечение очаговых инфекций служат надёжной гарантией предупреждения заболеваний мочевыделительной системы.
Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний мочевыделительной системы, организация режима, лечения заключается в том, что медицинская сестра находится в постоянном тесном контакте с больным ребенком и его родителями, наблюдает за его эмоциональным и физическим состоянием, выявляет и помогает решать проблемы ребенка.
Медицинская сестра, в обязанности которой входит уход за больным ребенком, должна не только знать все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры, но и ясно представлять какое действие лекарства или процедуры оказывают на организм больного. Лечение болезни главным образом зависит от тщательного правильного ухода, соблюдения режима и диеты. В связи с этим возрастает роль медицинской сестры в эффективности проводимого лечения.
Очень важной является и профилактика рецидивов заболеваний мочевыделительной системы: медицинская сестра обучает членов семьи организации ухода за пациентом, режимом питания, отдыха.
Заболевания почек могут привести к серьезным осложнениям, к инвалидности и даже к смерти. Поэтому всем родителям необходимо оберегать своих детей от простудных заболеваний (ангины, ОРЗ, гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей). В ходе проделанной работы я изучила методы диагностики и лечения детей с заболеваниями мочевыделительной системы, а также проанализировала роль м/с в организации ухода за детьми с заболеваниями мочевыделительной системы.
Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний мочевыделительной системы очень важна. От знаний и квалификации медицинской сестры, её личных качеств, отношения к работе, больному ребенку и его родителям во многом зависит процесс и результат лечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальный стандарт Российской Федерации Технология выполнения простых медицинских услуг функционального обследования ГОСТ Р 52623.1—2015
2. Национальный стандарт Российской Федерации Технология выполнения простых медицинских услуг манипуляции сестринского ухода ГОСТ Р 52623.3—2015
3. Национальный стандарт Российской Федерации Технология выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств ГОСТ Р 52623.4—2015
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. № 614н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при остром нефритическом синдроме, рецидивирующей и устойчивой гематурии, хроническом нефритическом синдроме, других уточненных синдромах врожденных аномалий, не классифицированных в других рубриках».
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 ноября 2012 г. № 763н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нефротическом синдроме (стероидрезистентном)».
6. Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации № 834н от 15.12.2014 г. «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, порядков по их заполнению».
7. Приказ Минздрава России № 920н от 15.11.2012 г. «Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «диетология».
8. Приказ МЗ РФ от 5.08. 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно- профилактических учреждениях Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 21.06.2013 г.
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2012 г. N 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи».
10. Александрова В.А., Рябчук Ф.Н., Красновская М.А.Клинические лекции по педиатрии. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2016. – 576 с.
11. В помощь практикующей медицинской сестре : Инструментальная диагностика. Информированное согласие и подготовка к исследованиям. № 5(59) 2016 (Периодическое издание).
12. Гаврилова Н.В. Детские болезни. Конспект лекций / Н.В.Гаврилова – М.- Эксмо, 2016 – 160 с.
13. Корягина Н.Ю., Широкова Н.В. Организация специализированного сестринского ухода : учебное пособие/ Н.Ю. Корягина [и др.]; под редакцией З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 464 с
14. Клинические рекомендации для врачей общей практики (Проект). Инфекции мочевыводящих путей у детей, взрослых, беременных: цистит, пиелонефрит, бессимптомная бактериурия, 2016 – 23 с.
15. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела : учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018
16. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М. : ГЭОТАР — Медиа, 2017. – Т. 1. – 1024 с. – (Серия «Национальные руководства»).
17. Соколова Н. Г. Сестринский уход за здоровым новорождённым / Н. Г. Соколова. – ООО «Феникс», Ростов-на-Дону, 2016. – 252 с.
18. Тимошенко В.Н. Экстренная помощь новорожденным детям /
В.Н.Тимошенко – Ростов н/Д , Феникс, 2017 – 288 с.
19. Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок. Учебное пособие для средних медицинских учреждений / В.Д. Тульчинская – Изд. 4-е, стер. – Ростов н / Д; Феникс, 2016 – 347 с.
20. Широкова Н.В., Островская И.В. Основы сестринского дела : Алгоритмы манипуляций : учебное пособие/ Н.В. Широкова
21. Editorial- World kidney day 2016, Julie Ingelfinger, Kamyar Kalantar- Zadeh / Averting the legacy of kidney disease, focus on childhood / p.18
22. www.medstudy.narod.ru — Медицинская электронная библиотека.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф