Скоро вступительные экзамены?
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Самовыражение личности и её сущность»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты самовыражения личности
1.1 Понятие «самовыражение» и потребность в ней
1.2 Самовыражение личности и её сущность
2 Анализ самовыражения личности в молодёжной среде
2.1 Субкультуры как способ самовыражения современной молодёжи
2.2 Интернет как средство самовыражения молодежи
2.3 Экстремальный вид досуга как способ самовыражения современной молодёжи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Молодежь — наиболее динамичная, восприимчивая социальная группа, которая быстро приспосабливается к качественно новым обстоятельствам. В условиях усиливающейся межкультурной коммуникации молодые люди осваивают новые культурные модели и стереотипы поведения, а также новые ценности, связанные с образованием, работой, политикой, нравственностью и человеческими отношениями. В этом отношении проявятся многовекторные модели поведения молодежи.
Таким образом, молодежь представляет собой особую социальную и возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Для некоторых ученых молодежь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможности для социального формирования [3].
Возрастной диапазон составляет от 14 до 35 лет. (Возрастные границы могут незначительно варьироваться от одного источника к другому).
В то же время, самореализация индивидуума — это наиболее полное раскрытие способностей, талантов и возможностей индивида путем включения его в социальные структуры.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в современном мире молодые люди ищут новые способы раскрытия своих талантов и возможностей, новые модели поведения и проявления собственной индивидуальности, т.е. способы самовыражения. И, находя их, принимает как модель собственного поведения, формирующую черты характера будущей взрослой личности общества.
Объект исследования – современная молодёжь.
Предмет исследования – способы самовыражения среди молодёжи.
Целью данной курсовой работы является выявление способов самовыражения личности в молодёжной среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие «самовыражение» и потребность в ней ;
2) рассмотреть самовыражение личности и её сущность;
3) провести анализ самовыражения личности в молодёжной среде.
Теоретической базой при написании данной курсовой работы выступили труды учёных: Е.Ю. Коржовой, Р.С. Немова, Е.А. Омельченко, Н.В. перепелицы и других.
Методы исследования: анализ и синтез научной и учебной литературы по рассматриваемой теме.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

1 Теоретические аспекты самовыражения личности

1.1 Понятие «самовыражение» и потребность в ней

Самовыражение — это процесс внешней реализации внутренних состояний, переживаний, смыслов и потребностей человека, своего рода свобода проявления любых внутренних процессов во внешней реальности, игнорируя многие условности. Искусство самовыражения может принимать творческие и протестные формы, одни осознают собственную потребность быть представленными в мире, другие делают это бессознательно .
Проблема самовыражения изучается не только как явление, которое меняет реальность и в какие-то моменты провоцирует социальные изменения, но и как скорее психодиагностическое понятие. Любые продукты творчества и самовыражения, создание образов в социальных сетях и с помощью внешней атрибутики могут быть разложены в психологических исследованиях и показать личное состояние и динамику внутренних процессов.
Свобода выражения является одной из существенных категорий развития и способностей человека. Для того чтобы идти по пути эволюции, необходим постоянный контакт различных навыков и взглядов, смыслов и способов самореализации, поэтому только свобода в способах реализации является способом развития человека .
Потребности человека в самовыражении могут быть на разных уровнях развития, так как эта личностная черта формируется под воздействием внешних факторов и врожденных показателей. Следовательно, различается и степень оригинальности изложения собственных взглядов во внешнем пространстве — чем больше свободы, уверенности, развития способности к самовыражению, тем уникальнее и необычнее будет личность. Когда эти черты сужены, неразвиты, мы получаем нормального гражданина, который мыслит марками и редко способен принимать интересные или творческие решения.
Будучи не только биологическим организмом, но и ментальным существом с более высокими духовными потребностями, знанием добра и зла, способностью различать, что оптимально не только с точки зрения выживания, человечество обрело потребность в самовыражении в дополнение к основным жизненным потребностям.
Ученые определили основные жизненные потребности человека, и когда они удовлетворены теми, кто отвечает за выживание, питание и безопасность, наиболее актуальной является способность размещать свое внутреннее пространство. Она начинается с самопознания и саморепрезентации, плавно переходя к самореализации, которая является частью самовыражения. Когда мир становится приблизительно ясным, наступает необходимость показать, что есть различия и на психологическом уровне. Грубо говоря, самовыражение — это утверждение о своем существовании, возможность почувствовать себя экзистенциально живым и важным, почувствовать экзистенциальную ценность и возможность взаимодействовать с миром.
Для некоторых людей сохранение духовной жизни, способности человека говорить и делать то, что он хочет делать, творить и представлять мир таким, какой он есть внутри себя, гораздо важнее, чем физическое существование. Именно это заставляет нас говорить о том, что иерархия потребностей не является жесткой и что для того, чтобы сохранить возможность самовыражения, человек может голодать, быть лишен материального блага или заранее подвергать себя опасности. Такие жертвоприношения можно объяснить тем, что душа не может смириться и начать соглашаться с требуемой системой или обменять свою способность творить на обыденное.
Такая острая необходимость внутреннего самовыражения обусловлена желанием выделиться из толпы и раскрыть заложенный потенциал. Общее усреднение личности, внедрение тех же норм поведения, требований школьной программы и достойного поведения делают каждого человека обычным роботом. В таких условиях человек не может полностью реализовать все заложенные способности, что приводит к бунту и отстаиванию своей позиции, только одни могут это сделать творческими способами развития, мягко заинтересовав другие, а другие шокируют, эпитируют и по существу идут вразрез с любыми проявлениями системы.
Выражение себя — это своего рода денудация души, поэтому возникает огромное желание к ней (только разоблачив чувствительность, можно обрести истинную близость и узнать, что люди с вами за вас, а не по образу), и многие после подросткового периода (наиболее яркая фаза) предпочитают не высовываться .
Снижение потребности в самовыражении всегда связано с психологической травмой, может быть, над человеком посмеялись или после того, как он выразил свои реальные мысли, отвернулся от него, кто-то мог резко отреагировать на творчество, и он больше ничего не будет делать своими руками и т.д.

1.2 Самовыражение личности и её сущность

Чтобы раскрыть суть понятия «личностное выражение», в том числе его структуру и отличительные особенности, обратимся к анализу понятий «личность» и «самовыражение», поскольку синтез их характеристик решит проблему.
В научной литературе термин «личность» описывает социально-психологическое образование, которое формируется через жизнь человека в обществе.
Личность — это человек, взятый в систему таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществе в силу природы связей и отношений, стабильны, определяют нравственные поступки человека, которые являются существенными для него и для других .
В отечественной и зарубежной психологии существуют определенные направления понимания характеристик личности, которые могут быть представлены в рамках типологии соответствующих теоретических моделей. На наш взгляд, наиболее полное и современное из них описано в работах Е. Ю. Коржова Е. Ю. Поэтому далее рассмотрим существенные свойства понятия «личность» в его рамках и сделаем это только для моделей личности, предполагающих изучение самовыражения. Такой подход позволит определить исходную модель личности и соответствующий ей взгляд на смысл и роль выражения в жизни человека.
В классификации Е. Ю. Коржовой выделены два основополагающих класса моделей личности – одномерные и двухмерные. Одномерные содержат ограниченные и односторонне целостные модели. К числу ограниченных принадлежат «объектные», в которых отсутствует рассмотрение самовыражения, и «субъектные», где личность выступает активным субъектом, самостоятельно выстраивающим и преобразующим свою жизнь. Важным для личности является раскрытие своего «Я», ее поведение – внешнее проявление внутреннего мира и его основы заключены в эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, надеждах, устремлениях человека. Относительно самовыражения в этих моделях существует устойчивый взгляд, что оно – потребность человека, ее реализация – жизненная задача личности, наличие стремления к самовыражению – норма личности, его отсутствие – патология (А. Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром).
В число односторонне целостных моделей личности входят гомеостатические, не принимающие во внимание самовыражение, и гетеростатические. В последних указывается, что личности присуще стремление к целостности, интеграции различных частей психики, в результате чего происходит осознание себя через расширение сознания до более глубокой связи человека с внешним миром. Итогом этого процесса является развитие самости, единство сознательного и бессознательного. Соответственно, в этих моделях представлены способы самовыражения подсознательной части разума (К. Г. Юнг). Кроме того, личность наделена неограниченной свободой творчества, она сама может определять, что есть добро и зло вне зависимости от содержания ответа на этот вопрос.
Личность обладает способностью преобразовывать себя и мир, но при этом ей присущ страх за свою жизнь, страх перед ответственностью и бесконечностью творчества, у нее нет критериев правильности осуществляемого выбора. Самовыражение здесь относится к важнейшим признакам личности, а свободное самовыражение в рамках судьбы – задача жизни каждого человека. При этом внешняя реализация внутрипсихической организации происходит путем индивидуальных способов самовыражения (Л. Бинсвангер, Дж. Бьюдженталь Р. Мэй).
Двухмерные модели личности делятся на двухсторонние ситуационно-холистические и двухсторонние внутренне холистические. Первая группа включает в себя модели личности отечественной психологии, основанные на философских и социологических традициях. Личности в этих моделях характеризуются единством с миром. Для этого важно осознать себя через активность, сознательную регуляцию деятельности и изменение мира, соотнося свое поведение с требованиями ситуации. Выражение здесь указывается как происходящее через сознательную саморегуляцию, которая в конечном итоге приводит к самореализации индивида (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе). Во второй подгруппе моделей первой группы, основанных на традициях естествознания, нет акцента на самовыражение. Также, по мнению Е. Ю. Коржовой, в группу ситуационных моделей личности входят подходы, разработанные во французской социологической школе, но они не учитывают самовыражение .
Современные версии психологии отношений и индивидуальности принадлежат к группе билатерально внутренне когерентных теоретических моделей личности. Они указывают на стремление индивида достичь самоидентификации через самоидентификацию. В отношении самовыражения личности исследованы деятельность и произвол (В. А. Аверин, Л. В. Куликов, В. Н. Панферов). В этой же группе разработаны модели в «психологии существования». Ведущая роль в них в изучении самовыражения принадлежит К. А. Абулхановой-Славской, которая установила, что самовыражение является важнейшей жизненной необходимостью всех людей .
Следующая подгруппа, входящая в эту группу, содержит модели личности, разработанные в рамках философских догм Православной Церкви. Здесь речь идет о сознательном самовыражении в связи с особой судьбой человека, стремящегося достичь богоподобного существования в процессе личного существования (В.А. Снегирев, В.И. Несмелов, П.А. Флоренский).
В других подгруппах группы двухсторонних внутренне-тепловых моделей личности, включающих теории в современных версиях деятельностного подхода, ортодоксальной духовной психологии, нет акцента на самовыражении.
Проанализировав понимание особенностей человека и его соответствующие взгляды на значение самовыражения в его жизни, сделаем вывод: в большинстве представленных теорий самовыражение занимает значимое место в жизни человека. Оно рассматривается как необходимость, реализация которой во многих исследованиях оправдана как жизненная задача человека. Вышеупомянутые авторы считают, что самовыражение — это признак индивида, что именно с его помощью индивид ведет к самореализации во всех сферах деятельности, в том числе и профессиональной.
Следуя положениям рассмотренных теорий, мы обобщили научные данные о личном самовыражении, имеющиеся в работах вышеуказанных психологов и в диссертационных исследованиях последних лет, с целью выделения его психолого-педагогического значения.
Результатом стало заключение о том, что сущность самовыражения личности целесообразно представлять, используя две основные категории:
– внешние проявления (элементы поведения) личности;
– внутреннее стремление человека предъявить себя миру.
В рамках второй категории нами выделено три направления понимания самовыражения:
 воплощение личности во внешнем мире;
 познание человеком себя;
 желание личности раскрывать перед другими людьми свои возможности, чувства, убеждения, стремления, способности.
Изучив сложившиеся в рамках указанных направлений взгляды К. А. Абульхановой-Славской , Е. В. Зинченко , Н. В. Перепелицы , Н. Г. Чаниловой и многих др., можно сделать вывод о том, что, когда исследователи определяют самовыражение через внешние проявления человека, они так или иначе упоминают о его цели, состоящей в передаче информации о себе, своих индивидуальных и личностных особенностях другим людям. В случае разъяснения смысла самовыражения с помощью внутренних характеристик субъекта, практически всегда подразумевается, что они будут переданы во вне с помощью разнообразных внешних проявлений.
Следовательно, в самовыражении присутствует две стороны – внутренняя (самораскрытие) и внешняя (саморезентация), тесно связанные друг с другом и именно в таком варианте позволяющие личности полноценно жить, реализовывая и раскрывая себя.
При этом самораскрытие – осмысление самого себя и сообщение личностно-значимой, важной, сущностной информации о себе другим людям, самопрезентация – целенаправленное создание определенного впечатления о себе в глазах окружающих .
Значит, с психолого-педагогических позиций феномен самовыражения личности можно рассматривать как ее стремление продемонстрировать другим людям свои индивидуально-личностные особенности, характеристики, с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя.
К. А. Абульханова-Славская, подчеркивает, что от того, как человек выражает себя, от способов, которые он для этого выбирает, зависит, какие социально одобряемые поведенческие особенности будут у него складываться. Поэтому важно, чтобы их выбор был осознанным и соответствующим, с одной стороны, индивидуальным особенностям личности, а с другой – этическим, моральным, культурным и др. нормам общества, т. к. в противном случае самовыражение может носить разрушительный характер как для самого индивида, так и его окружения .
Еще одним выводом, полученным нами в результате обобщения и систематизации научных данных о самовыражении личности, стал набор существенных признаков понятия «самовыражение личности»:
1)самовыражению присуще стремление личности выразить свое внутреннее «Я» вовне;
2)самовыражение личности состоит из поведенческих актов, основанных на внутренней активности, в которых передается другим людям значимая для нее информация;
3)самовыражение – способ, позволяющий личности реализоваться, т. е. проявить свои способности, воплотить в жизнь задуманное .
Эти признаки показывают, что субъект самовыражения (субъект самовыражения – человек любого возраста, который выражает себя) активно действует, осуществляя внешнюю демонстрацию своих личностных качеств, ценностей, установок.
На основании описания экзистенциальной, адаптивной, коммуникативной, идентификационной, преобразовательной функций самовыражения, обоснованных в работах И. П. Шкуратовой , нами был сделан вывод о том, что самовыражение позволяет индивиду стать членом общества, заявить о себе, взаимодействовать с другими людьми и определенным образом воздействовать на них. Оно способно регулировать отношения личности с окружающими, ее отношение к себе.
Кроме уже перечисленного, мы, на основании массива сведений о самовыражении личности, пришли к заключению о том, что оно может выступать как процесс и/или как его результат.
Если самовыражение рассматривать как процесс, в нем всегда осуществляется самоорганизуемая деятельность – деятельность, которую планирует, организует и самостоятельно осуществляет субъект самовыражения. С помощью ее способов, средств возможно наиболее полно раскрыть и продемонстрировать другим свои индивидуальные особенности, стремления, предпочтения.
Основой самоорганизуемой деятельности является самоорганизация – «процесс, в ходе которого силами самого субъекта создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы».
Н. Н. Ярушкиным установлено, что самоорганизация происходит за счет создания новых связей между элементами системы, эффективного перераспределения ее функций, построения новых трансакций с внешней средой. Этот процесс выступает одним из ведущих факторов формирования качественно новых структур, что связано с движением к повышению их упорядоченности, устойчивости и устойчивости как в отношении внутренних изменений, так и внешних воздействий, совершенствованием процесса адаптации к изменяющейся реальности, что важно в современной ситуации общественного развития .
Самоорганизация как деятельность, основанная на способности организовывать себя, осуществлять самоуправление поведением с учетом внешних воздействий ситуации и других людей на нее, позволяет человеку осуществлять любую деятельность, в том числе профессиональную, для достижения в ней результатов. Именно способность к самоорганизации дает человеку возможность проявить себя как основу для самовыражения. Следовательно, самоорганизованную деятельность в процессе самовыражения можно рассматривать как деятельность субъекта самовыражения, которая побуждается и направляется основной целью самовыражения — представить другим то, что является ценным, важным и значимым для человека.
Как и любая другая деятельность, самоорганизованная деятельность имеет цель, содержит действия, которые необходимо предпринять для ее достижения, и включает в себя множество средств, необходимых в этом процессе. В конце деятельности, определенный результат получается и оценивается .
Когда самовыражение рассматривается как результат самоорганизованной деятельности, можно сказать, что в процессе самовыражения возникают ощутимые продукты и/или различные изменения в процессе самовыражения, обусловленные характеристиками предпочтительных способов выражения. В любом из этих случаев человек реализует свой потенциал, способности, выполняет свои желания и применяет в течение своей жизни знания, умения, компетенции, приобретенные самостоятельно или через обучение.

2 Анализ самовыражения личности в молодёжной среде

2.1 Субкультуры как способ самовыражения современной молодёжи

Субкультуры – это своеобразные неформальные клубы по интересам, — явление, уходящее своими корнями глубоко в прошлое. Если говорить конкретно, то это социальные объединения, отличающиеся своими взглядами от общепринятых большинством норм.
Субкультуры формируются на разных принципах и основах:
 демографические;
 профессиональные;
 географические;
 социальные.
Принадлежность к субкультуре часто имеет определенный возрастной порог, это в основном молодежные ассоциации, однако стоит отметить, что есть возможность встретиться с 60-летним байкером или хиппи.
Основной расцвет популярности субкультур пришелся на двадцатое столетие, во времена резкой перестройки и переосмысления ценностей и концепций в обществе.
Психологи и педагоги отмечают, что в субкультурах могут быть люди разного возраста, но доминируют участники, принадлежащие к возрастной группе «подростков». Они не могут найти место в своей повседневной жизни, не находят единомышленников, им приходится становиться частью ассоциации, чтобы поделиться с кем-то своими интересами .
Типология субкультур достаточно обширна. К ним относятся следующие ассоциации:
1. Субкультура хиппи — самая старая из всех молодежных субкультур. Это движение было сформировано в США в середине 60-х годов 20 века. Главная причина — протест против обывательского и потребительского отношения к миру. В основе движения лежит продвижение свободы жизни и свободной любви. Хиппи имеют вполне пацифистские взгляды, а также исповедуют идею «заниматься любовью, а не войной» (так называемое «не сопротивление злу насилием»);
2. Панк — Это движение возникло примерно в середине 70-х годов в Англии. В этот период страна находилась в очень тяжелом экономическом кризисе, поэтому представители панков придумали лозунг «Нет будущего!», который показал их отношение к ситуации и к тому, что в нынешних условиях люди могут не думать о своих перспективах, потому что их просто не существует. Они решили, что жизнь нельзя изменить к лучшему, и поэтому все должно быть сделано так плохо, что они не пожалеют о том, что сделали;
3. Готы — это движение зародилось в 70-80-х годах 20 века, под влиянием пост-панка. Готы многое взяли у панков: отсутствие жизненных перспектив, желание развиваться. Они выглядели так же, как панки, но в них преобладал черный цвет, причем во всем: прическа, одежда, аксессуары, макияж. Поначалу готы были поклонниками определенных музыкальных направлений, но позже «выросли», обрели свою особую философию, образ жизни и мышления;
4. Эмо — эта субкультура получила свое название, сократив слово «эмоциональная». Этот термин имеет исключительно музыкальную связь: он отражает особый вид музыки, в основе которой лежат сильные эмоции исполнителя. Помимо того, что эмоции острые, они имеют свой собственный стиль одежды (черные и розовые тона), специфическую прическу и макияж, что выделяет их из общей массы;
5. Яппи — еще одна молодежная субкультура. Ее представители ведут достаточно активный образ жизни и являются городскими профессионалами. Они активны, имеют высокооплачиваемую работу, предпочитают деловой стиль одежды, следят за последними модными новинками и тенденциями. Яппи также ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом и пропагандируют вегетарианство.
В подростковом возрасте у человека начинает формироваться принадлежность к социуму, именно в этот период, он определяет свои собственные принципы и моральные ценности. Конечно, они напрямую зависят от окружающего социума, поэтому если молодого человека не устраивают навязанные родителями, учителями, ровесниками или кем-то еще устои, он начинает искать «свою нишу» в обществе для самовыражения .
Причем принадлежность к субкультуре может стать для молодежи и косвенной и полной.
1. Косвенная принадлежность – это такое себе «сочувствующее участие», оно определяется больше внешним видом.
Пример определения принадлежности: особенная прическа (челкастые), внешний вид (ирокез, хиппи), пирсинг брови (рокеры, готы), розовые пряди (эмо).
Таким образом, подросток ищет себя, преподнося окружающим свою неповторимость и индивидуальность. Этот период характерен быстротечностью и не влечет за собой значительных последствий.
2. Другое дело – полная принадлежность к субкультуре. Определяется она «полным погружением» в идею.
Пример определения принадлежности: занимает все свободное время, полное отсутствие интереса к происходящему вне группы, увлечение специальной литературой.
Такое поведение должно случить сигналом для родных, потому что при полном погружении, возникает угроза изменения не только ценностных показателей, но и общего психологического, а бывает и психического состояния подростка. В дальнейшем это может привести к необратимым и нежелательным последствиям.
Часто ошибочно, основной причиной ухода в субкультуру определяют конфликт поколений, отчасти это так, но известно достаточно примеров, опровергающих такое утверждение. Психологи выделяют несколько причин, по которым молодые люди выбирают субкультуру, как «свою ячейку социума»:
 неординарный способ самовыражения;
 различные виды личных конфликтов (начиная от конфликта с родителями, заканчивая конфликтом с самим собой);
 привлекательная неизвестность и новизна, способная переманить из обыденности;
 потребность ощущения собственной «значимости» в жизни .
До сих пор ни общество, ни специалисты не пришли к четкой оценке влияния субкультуры на личность конкретно и общество в целом. Несомненно, есть плюсы (формирование личностных качеств) и есть минусы (угроза ухода от реальности), однако, даже их двойственная трактовка, не способна дать однозначную оценку явлению «субкультура».

2.2 Интернет как средство самовыражения молодежи

Самовыражение – неотъемлемая часть нашей жизни, одним из проявлений которой стал Интернет. Многие просто живут в cети, некоторые – работают, еще кто-то играет или знакомится, однако все так или иначе самовыражаются, чтобы чем-то отличаться от других пользователей сети.
Никому не секрет, что Всемирная паутина в своем развитии прошла путь от среды профессионального общения программистов к среде свободного пользования, что, в сравнение с профессиональными интересами, реализует более широкие личностные интересы. Наглядным примером является уменьшение удельного веса мотивов профессионального и делового характера деятельности пользователей Интернета. И, наоборот, мотивы коммуникативного, личного общения приобретают все большую популярность.
По статистическим данным, подавляющее количество молодых людей проводит мало времени в крупных блогах, в основном они создают и читают ряд онлайн-дневников и персональных сайтов, которые после читают их друзья и члены семьи. Отделяя себя от взрослых, молодежь чаще пользуется интернет-пейджерами, делает покупки в сети и ищет музыку, видео, новости .
Среди молодых пользователей Интернета специалисты выделяют разные типы, зависимо от вида основной мотивации. В первую группу входят люди с хорошо выраженной коммуникативной мотивацией. Эти пользователи «захвачены» Интернетом настолько, что обычному общению предпочитают дружбу и работу в сети. Их интересы в значительной мере связанны с неформальным общением, поиском диалогов с интересными людьми.
Вторую группу составляют пользователи, мотивация которых тесно связана с разнообразными вариантами личностного самоутверждения (достижение статуса и авторитета, аффилиация, компетентная помощь, социальное самовыражение, самооценка). Этих пользователей характеризует деловой подход к Интернету, они отдают себе отчет в том, что существуют и некие ограничения в интернет-общении. Работа в сети для них, как правило, не является личностной целью, а, наоборот, – средством самоутверждения и достижения профессиональных целей.
Клуб любителей ICQ. Одним из самых распространенных способов самовыражения в сети Интернет является статусы ICQ. На сегодня существует огромное количество интернет-сайтов, где можно найти много разных статусов, а также установить смешные, грустные, или любовные тематики для них, такие как «я думаю о тебе 61 секунду в минуту…» или студенческий «ничто так не роднит людей, как один вариант на экзамене» и другие.
Как правило, у статусов молодые люди устанавливают мини-рисуночки с изображением сердечка или термометра, которые свидетельствуют о влюбленности или болезни соответственно…
Социальные сети. Не одной «аськой» живет Интернет: есть еще немало социальных сетей. Что же кроется за этим словосочетанием? Итак, для начала немного теории. Социальной сетью называется социальная структура, которая состоит из узлов (отдельных людей, групп людей или сообществ), связанных между собой одним или же несколькими способами через определенные социальные отношения.
Социальная сеть – это то место, где каждый человек может создать свое «виртуальное я», которое нередко разительно отличается от «реального я», демонстрировать его на всю сеть Интернет, удовлетворяя собственные потребности в признании, общении, самовыражении и т.д.
Сейчас на улицах больших городов под наблюдением можно встретить разве что маленьких детей, играющих на детских площадках. А вот компаний среднего школьного возраста – почти нет. Как правило, они сидят дома перед компьютерами. И вполне возможно, что следующее поколение перестанет удивляться преимущественно электронному общению. Речь идет не о психологических патологиях, а о нормальных людях, которым не хватает общения в реальной жизни .
Социальные сети позволяют многим найти одноклассников, однокурсников и др. – приятно вспомнить былые времена, аккуратно, издалека, не встречаясь лично, посмотреть интересующую информацию, дабы не разрушить иллюзию «мы остались такими же, как и тогда».
Таким образом, современная молодёжь предпочитает самовыражаться через интернет.

2.3 Экстремальный вид досуга как способ самовыражения современной молодёжи

Досуг — это одна из тех областей жизни, где современная молодежь может выразить себя, свои возможности, свою самостоятельность и развивать свой потенциал. Очень часто, помимо обычных увлечений (спорт, фотография, музыка), молодежь также занимается опасными видами досуга, такими как уличные гонки, парашютный спорт, прыжки с парашютом и паркур. Наполняя свой досуг экстремальными увлечениями, они избавляются от самого дорогого, что есть у человека, — от жизни.
Основой ценностной ориентации молодежной субкультуры является иррационализм, который проявляется в экстремальной деятельности. Экстремальный спорт — это преодоление физических и психологических ограничений человеческих возможностей. Молодые люди упорно преодолевают инстинкт самосохранения и наслаждаются адреналином, выбрасываемым в кровь .
Экстремальные виды спорта всегда связаны с травмами и смертельными рисками. В других видах спорта риск также присутствует, но в незначительной степени он зависит не от вида спорта, а только от обстоятельств. Если молодые люди следуют процедурам безопасности и выбирают для своего организма подходящую нагрузку, то риск невысок. Экстремальный досуг всегда связан с риском не только для здоровья, но и для жизни. Однако это не означает, что все, кто занимается экстремальными видами спорта, склонны к самоубийству.
Современная молодежь привлекается к экстремальному досугу по разным причинам. Кто-то пытается выделиться, быть похожим на всех. Для кого-то это способ самовыражения и самореализации. В-третьих, они бросаются в такой досуг из-за сложных взаимоотношений с родителями, отсутствия понимания и поддержки. Молодые люди пытаются доказать, что они уже взрослые и самостоятельные и могут принимать решения и организовывать свою жизнь. Другая причина, по которой молодые люди стремятся к крайностям, — это влияние моды, рекламы и интернета. Навязывание западной культуры, где популярны различные опасные виды досуга .
Период от рождения до взрослой жизни среди молодежи увеличился (11 лет — школа, затем 5 лет — институт). Его можно охарактеризовать как состояние свободы от обязанностей и ответственности, которое выражается в формировании различных молодежных групп, проявляющих себя в сфере досуга. Выбор того или иного экстремального вида деятельности, или полностью безопасного, молодое поколение оставляет его на произвол судьбы. Восторг и удовольствие, которые молодые люди получают от экстремальной деятельности, а также возможность разнообразить свой повседневный распорядок дня, отодвигает на задний план страх за жизнь. В то же время ценность жизни возрастает, когда человек преодолевает искусственно созданные препятствия в городе, либо сам, либо стихийными бедствиями, и выходит победителем.
Если общество не принимает такие формы молодежного самовыражения, как экстремальные виды спорта, то его задача — дать правильные образцы поведения. Не лишая молодых людей законов собственного развития, эти модели помогут им избежать скрытой или открытой конфронтации с обществом .
Подводя итог данному параграфу, можно сделать вывод о том, что экстремальный отдых в настоящее время набирает популярность. Современная молодежь пытается проверить свои силы. Они готовы рисковать собственным здоровьем, чтобы доказать себе и другим, на что они способны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осознание себя как взрослой личности часто сопряжено с желанием что-то изменить не только в собственной жизни, но и конкретно в себе. Попробовать разные вещи, примерить на себя различные роли и даже взять на себя определенные обязанности. Все это важная составляющая взросления, поэтому важно понимание и принятие этого процесса родными и близкими. Способы и формы самовыражения могут быть самими разнообразным – от ношения футболок с принтами, до участия в общественных организациях или вхождения в определенную субкультуру.
Необходимо учитывать, что взросление сопровождается гормональной перестройкой организма, что сопровождается повышенной возбудимостью, эмоциональностью и импульсивностью. Учеба перестает быть на первом плане, а мнение родных перестает казаться истиной в последней инстанции. Какие же пути для самовыражения выбирает современная молодежь?
Наиболее распространенный вариант – выразиться через подростковую моду. Именно она ярче всего отображает желание выделиться, быть непохожим на других и привлечь к себе максимум внимания. А вот будут это модные вещи с оригинальным принтом или что-то эпатажное – во многом зависит от окружения.
Самым сдержанным, неэкспрессивным и при этом неординарно-эпатажным способом можно по праву считать нанесение татуировок. Сегодня предубеждений по поводу нанесения изображений на свое тело становится все меньше, а тату практически получает статус искусства.
Экстремальный досуг также является довольно популярной формой самовыражения. Паркур, дайвинг, альпинизм – список подходящих занятий довольно обширен. К тому же это не просто творческий способ самовыражения, но и возможность расширить границы восприятия и развить уверенность в себе.
Не стоит забывать и о проблемах, которые препятствуют самовыражению, а значит, и правильной социализации молодежи. Несоответствие социальным требованиям, отсутствие ориентиров или поддержки близких людей, социальная незащищенность и невозможность найти арену для реализации своих идей не позволяют многим благим начинаниям влиться в правильное русло.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. – Том 4. – № 1. – 2013. – С. 13-29.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. – М.: Мысль, 2011. – 158 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Широхова. – М.: Наука, 2017. – 220 с.
4. Зинченко Е. В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2000. – 23 с.
5. Коржова Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей: учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1. Введение в психологию личности. Односторонние модели личности. – Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2015. – 162 с.
6. Коржова Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей: учебное пособие. В 3 ч. Ч. 2. Ограниченные двухмерные модели личности. – Биробиджан: ИЦ ПГУ им. ШоломАлейхема, 2015. – 139 с.
7. Коржова Е. Ю. Психология личности: типология теоретических моделей: учебное пособие. В 3 ч. Ч. 3. Внутреннецелостные модели личности. – Биробиджан: ИЦ ПГУ им. ШоломАлейхема, 2015. – 171 с.
8. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
9. Омельченко Е. А. Обобщенные характеристики становления культуры самовыражения личности в учебном процессе // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы V Международной научно-практической конференции (Самара, 26 декабря 2014 г.). – Самара: Изд-во «Инсома-пресс», 2014. – С. 36-46.
10.Омельченко Е. А. Философские основания изучения в педагогике культуры самовыражения личности // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук: материалы III Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции (Новосибирск, 30 июня 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – С. 35-44.
11. Омельченко Е. А. Обобщенные модели самопрезентации, саморазвития и самовыражения человека // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2013. – № 8-1. – С. 328-336.
12. Омельченко Е. А. Педагогический взгляд на феномен самовыражения личности // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 5. – С. 102-106.
13. Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения будущих педагогов в условиях педагогического моделирования // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). – 2012. – № 4 (20). – С. 130-135.
14.Перепелица Н. В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-наДону, 2013. – 16 с.
15.Чанилова Н. Г., Шкель В. Ф. Индивидуальное самовыражение как способ интеграции учащихся в социальное пространство: материалы науч.-практ. конф. 20-21 февраля 2012 года.
16.Шкель В. Ф. Педагогическая система развития способов самовыражения учащихся лицея как фактор повышения качества образования: дисс. … канд. пед. наук. – Саратов, 2013. – 157 с.
17.Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении // Психологический вестник. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2018. – С. 315-323.
18.Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2008. – 406 с.
19.Яфальян А. Ф. Школа самовыражения: книга для педагогов и родителей по развитию, оздоровлению и взрослению детей. – М.: Феникс, 2011. – 350 с.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф