Заявка на расчет
Меню Услуги

Курсовая работа на тему «Семья как фактор развития личности ребенка – дошкольника»

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение
1. Теоретические основы семьи как среды развития и социализации ребенка
1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника
1.2. Семья как среда развития и социализации ребенка
2. Экспериментальное исследование роли семьи как фактора развития личности дошкольника
2.1. Выявление личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи и семейного воспитания
2.2. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что семье принадлежит главная социальная функция – воспитание детей.
Для маленьких детей семья — это главная и почти единственная школа воспитания. То, что ребенок приобретает в семье в детстве, он сохраняет на протяжении всей своей последующей жизни. Важность семьи заключается в том, что ребенок находится в ней на протяжении значительной части своей жизни, и по продолжительности ее воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. Именно в нем закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Но стоит отметить, что ни одно общество не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья — это особый вид коллектива, который играет большую, долгосрочную и важную роль в воспитании. Тревожные матери часто вырастают с тревожными детьми; честолюбивые родители часто так подавляют своих детей, что у них развивается комплекс неполноценности; невоздержанный отец, который теряет самообладание при малейшей провокации, часто неосознанно формирует подобный тип поведения у своих детей .
Эта тема всегда была, есть и останется актуальной . Ведь именно в семье ребенок дошкольного возраста получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.
Очень важно, чтобы то, чему родители учат своих детей, подкреплялось конкретными примерами, чтобы они могли видеть, что слова взрослых не отличаются от их действий. Главное в воспитании ребенка-это достижение гармонии, взаимопонимания и нравственной связи между родителями и ребенком. Родители ни в коем случае не должны пускать процесс воспитания на самотек.
Кроме того, дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых, педагогов и практиков как самый важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.
В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, качеств и свойств личности, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание и формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Изучение детско-родительских отношений в семейном воспитании чрезвычайно важно как для понимания факторов, влияющих на формирование личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Интерес многих исследователей в этой области объясняется значительной значимостью роли взрослых для развития детей, и в настоящее время принято различать когнитивную и эмоциональную составляющие этого взаимодействия между детьми и взрослыми.
Целью исследования явилось изучение личностных особенностей дошкольников в связи с факторами структуры семьи (полная / неполная семья, братья и сестры) и семейного воспитания (стилевые характеристики воспитания и особенности эмоционального взаимодействия родителей и детей).
Задачи исследования:
— рассмотреть психологическую характеристика личности дошкольника;
— изучить семью как среду развития и социализации ребенка;
— выявить личностные особенности дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи и семейного воспитания;
— провести анализ результатов проведенного эмпирического исследования.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, беседа, наблюдение.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что зрелость стилевых характеристик воспитания и благополучие в эмоциональном взаимодействии могут выступать в качестве факторов, способствующих благоприятному личностному развитию ребенка дошкольного возраста: формированию адекватной высокой самооценки, меньшей выраженности тревожности и агрессивности. Среди структурных характеристик семьи наиболее важным фактором может выступать ее полнота, которая способствует благоприятному развитию эмоциональной и коммуникативной сфер дошкольника.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1. Теоретические основы семьи как среды развития и социализации ребенка

1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника

Согласно работам русского ученого Л. С. Выготского, рожденный ребенок не является личностью, но у него есть задатки, чтобы стать личностью. Человек не рождается, а становится в процессе жизни.
Это происходит по мере того, как человек овладевает собой, учится контролировать свое поведение, свои психические процессы.
Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, вся предыдущая жизнь ребенка, только подготовка к такому формированию [16, с. 87].
По определению В. С. Мухиной, личность — это человеческое «я», исключительность, выраженная как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно индивид имеет устоявшееся мировоззрение, которое он отстаивает во всех превратностях жизни.
В своих работах В. С. Мухина отмечает, что при рождении ребенка родители хотят, чтобы он был здоров и хорошо развивался умственно. Ребенок постепенно осваивает общие формы человеческого поведения среди людей и развивается как личность. Поддержание позитивных отношений с родителями и близкими — это условие, при котором личность ребенка будет успешно развиваться.
Хорошее отношение со стороны родителей жизненно важно для ребенка.
Желание заслужить похвалу, родительское одобрение — это один из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и родственников-один из важнейших источников переживаний малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение.
Требование признания-одна из важнейших человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокий рейтинг своих достижений, отвечающий общественным ожиданиям людей. Желание реализовать притязания развивает ребенка, делает его более совершенным [1, с. 136] В своих работах А. А. Крылов говорит, что личность рождается постепенно и в развивающемся ребенке возникают такие образования, которые позволяют назвать его личностью [2, с. 241].
Личностно-определяющие сущности включают в себя: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своего пола и осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года обладает чувством собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится быть в чем-то лучше.
После того как у ребенка выработалось отношение к себе как к «хорошему», у него появляется желание соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем.
Поэтому очень важно, чтобы семья поддерживала уверенность ребенка в том, что он обязательно научится тому, чего еще не умеет делать; что он действительно хороший, честный, добросовестный, дружелюбный, замечательный ребенок.
Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и будущем не укрепляют его веру в свои способности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.
Психологи Е. О. Смирнова и Е. А. Савина считают, что ребенок 5-6 лет уже может сознательно контролировать свое поведение, свои поступки, мысли, но сфера этой способности достаточно ограничена. Если родители поддерживают ребенка, то они дают ему силы для приобретения собственного опыта, действий и внутренних устремлений.
Функции регулирования поведения человека выполняют его мировоззрение, ориентация, характер и способности. Под влиянием оценок и наблюдения взрослых старший дошкольник начинает замечать ошибки в собственной деятельности и в работе других и в то же время выявлять образцы для подражания [3, с. 119] Дошкольный возраст, как отмечает А. А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни чрезвычайно важен с точки зрения Генезиса и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, основанным на усвоении нравственных оценок, правил и норм поведения.
Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и в то же время создает опасность их формального усвоения.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился применять их в жизни по отношению к себе и окружающим. Это существенно, прежде всего, для формирования его личных свойств.
Личность формируется в процессе реального взаимодействия ребенка с окружающим миром, в том числе и с социальной средой, а также путем усвоения нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые вносят свой вклад в отбор и обучение социально значимых свойств.
Самостоятельность ребенка начинает проявляться тогда, когда он применяет моральные оценки к себе и другим и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте формируется такое сложное свойство личности, как самосознание [2, с. 245].
Таким образом, на основе сопоставления различных точек зрения можно сделать вывод, что в процессе развития ребенка формируются те качества и воспитание, которые позволяют назвать его личностью.
Личность ребенка развивается постепенно, на ее формирование большое влияние оказывают родители, социальная среда и мир в целом.

1.2. Семья как среда развития и социализации ребенка

Современная социальная психология развития характеризуется повышенным вниманием к семье и анализом роли семьи как среды для развития и социализации ребенка [21]. Одной из первых попыток систематизировать данные о роли семьи стала типология привязанности М. Эйнсворта, которая показала, что чем надежнее привязанность, тем выше у ребенка инициативность и уверенность в себе [16].
Значимые различия в физическом, когнитивном, личностном и социальном развитии детей из семей с различными стилями взаимодействия (Э. С. Шеффер и Р. А. Белл, Д. Бомринд, Э. Маккоби и др.) были раскрыты.
Так, д. Баумринд отмечает, что результатом авторитарного и либерального стилей взаимодействия является снижение когнитивной и социальной компетентности ребенка, в работах А. Бандуры и Р. Уолтерса установлено, что наиболее деструктивное влияние на поведение ребенка оказывает небрежный (индифферентный) стиль [11].
С. Броди описал неблагоприятное влияние непоследовательного материнского поведения, в результате чего ребенок теряет чувство стабильности, становится тревожным [18].
Из современных зарубежных работ следует отметить проект Я. Бельского, который провел метаанализ 30 исследований с участием около 6000 Диад родителей и детей [25].
Результаты этих исследований показали взаимосвязь чувствительности и теплоты со стороны родителей с преобладанием положительных эмоций, просоциальным поведением и лучшим формированием социальной компетентности у детей; расстройства воспитания — с проявлениями раздражительности и агрессии у подростков.
Обширная феноменология родительских отношений, стилей и типов воспитания, а также их последствий-формирование индивидуальных характерологических особенностей ребенка-описана в рамках клинического подхода и девиантного поведения. Среди наиболее неблагоприятных или девиантных типов воспитания чаще всего выделяют гиперопеку и гипооспецифию, которые влияют на развитие самостоятельности, инициативы ребенка, его восприимчивости к невротическим заболеваниям [7; 24].
А. А. Шавырина эмпирически показывает, что непоследовательность семейного воспитания, неудовлетворенность родительскими отношениями с ребенком, конфронтация в семье, неприятие ребенка и тревога родителя за ребенка могут провоцировать проявления негативизма и упрямства как личностных черт у дошкольников [23].
Н.И. Корыченкова показала, что отвержение, инфантилизация и авторитарная гиперсоциализация способствуют повышению агрессивности и тревожности, снижению эмпатии и самооценки [10].
М. Н. Поветьев выявил, что при эмоциональном отвержении у младших школьников развиваются тревожность и фрустрированность, при инфантилизации — признаки невроза и экстрапунитивная направленность агрессии, в случае принятия авторитарного типа — интропунитивная направленность агрессии, при опеке родительского типа отношения оптимизма и уверенности в себе [14].
В дополнение к вышесказанному структурные и статусные характеристики семьи рассматриваются как семейные факторы, влияющие на развитие детей. По мнению А. И. Захарова, Е. О. Смирновой и В. С. Собкина, дошкольники из неполных семей склонны к невротическим расстройствам, имеют менее благоприятную картину эмоционально-личностной сферы, в то время как мальчики, живущие с матерью-одиночкой, представляют собой особо уязвимую группу.
Они характеризуются сниженным эмоциональным тонусом, трудностями в общении, чувством одиночества и отверженности, а также негативным самоощущением [7; 19]. В то же время в ряде исследований подчеркивается, что эти особенности характерны не только для детей из неполных семей, но и в неблагополучных семьях с высокой конфликтностью в супружеских отношениях не меньше проблем в развитии личности детей [9].
Важность родственных позиций с помощью метаанализа была показана Ф. Саллоуэем, который установил, что порядок рождения предсказывает социальные установки, влияет на личность, в первую очередь на характеристики гибкости и отношения к новому [8].
В то же время, как отмечают Б. Б. Грюнвальд и Г. В. Макаби, хотя и существует связь между характером детей и порядком их рождения, однако поведение ребенка будет зависеть от того, как он воспринимает себя в семейной группе и как он пытается найти там свое место [5].
В последние годы А. В. Махнач и Ю.В. Постылякова выработали широкий взгляд на ресурсы семьи, ее жизнеспособность и влияние на развитие ребенка [13]. серьезное внимание уделяется изучению особенностей развития личности ребенка в условиях семейной депривации [16].
Следует отметить, что в связи со сложностью рассматриваемой проблемы, разнообразием подходов и измерительных средств остается много вопросов при определении влияния семьи на развитие личности дошкольника.
Отметим, что большинство исследований было проведено на подростках и детях с отклонениями в развитии. Результаты эмпирических исследований дошкольного возраста противоречивы и явно недостаточны.
Особенностью предлагаемого исследования является то, что оно проводилось на нормально развивающихся дошкольниках и их родителях.

2. Экспериментальное исследование роли семьи как фактора развития личности дошкольника

2.1. Выявление личностных особенностей дошкольников в связи с факторами пола, структуры семьи и семейного воспитания

Программа исследования
Выборка. В исследовании приняли участие 312 дошкольников и 312 матерей: 232 диады из Санкт-Петербурга, 50 — из Новосибирска и 30 — из Архангельска. Исследование включало 2 основных цикла. В первом (с использованием методик АСВ и ОДРЭВ) приняло участие 172 дошкольника (85 мальчиков и 87 девочек) и 172 матери. Во втором (с использованием ВРР) приняло участие 140 детей (70 мальчиков и 70 девочек) и 140 матерей.
Возраст дошкольников — от 4 до 7 лет, средний возраст мальчиков — 5 лет 8 мес., девочек — 5 лет 9 мес. Возраст матерей — от 23 до 49 лет, средний возраст — 33 года. 54% матерей имеют высшее и незаконченное высшее образование, 34% — среднее специальное и 12% — среднее и неполное среднее. В изучении влияния факторов структуры семьи приняли участие 39 неполных семей и 163 полных, 34 семьи с единственным ребенком и 56 семей с 2—3 детьми.
Методы исследования. Для изучения личностного развития дошкольников использовались: методика изучения самооценки «Лесенка» В.Г. Щур; тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен (Т-Д-А); методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой [15]; тест «ДомДерево-Человек» Дж. Бука (ДДЧ) [6], методика «Наблюдение общительности детей» [1], методика «Социальные эмоции», анкета «Навыки культуры общения» [22] и тест «Уровень агрессивности ребенка» [17].
Для изучения детско-родительских отношений использовались: методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса, опросник «Взаимодействие родитель– ребенок» (ВРР) И.М. Марковской и опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой [12].
Методы математической статистики включали дисперсионный анализ по факторам «пол ребенка», «полная/неполная семья», «наличие сиблингов», а также корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты исследования
Исследование выявило высокий уровень самооценки и средний уровень тревожности у дошкольников. Изучение личностных характеристик с помощью теста ДДЧ показало в целом довольно успешную картину у детей, за исключением признаков тревожности, которые проявляются у многих дошкольников. Мальчики имеют выраженные трудности в общении.
По оценке педагогов, коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками достаточно хорошо сформированы: дети используют вежливые слова при обращении, адекватно реагируют на просьбы, умеют слушать других.
Наибольшие трудности связаны с разрешением конфликтных ситуаций со сверстниками. Показатели общительности у детей находятся на уровне выше среднего, при этом наиболее сформированными оказались контактность и умение пользоваться средствами общения.
При совместной работе в парах был выявлен средний уровень направленности сотрудничества (дети делились частями мозаики, помогали партнеру, но мало общались друг с другом).
Показатели когнитивно-эмоционального компонента социальных эмоций у дошкольников выше среднего — дети обладают пониманием правил поведения и могут проявлять эмпатию к персонажам ситуаций.
Показатели агрессивности соответствуют средним значениям. При благоприятной общей картине личностного развития была выявлена достаточно большая вариативность отдельных показателей.
Гендерные различия проявлялись в том, что у мальчиков больше трудностей в общении, они меньше ориентированы на сотрудничество при совместной работе в паре (Р<0,05), а также у них выше тревожность и враждебность на уровне статистической тенденции.
Перейдем к анализу различий в личностных характеристиках детей в связи с факторами структуры семьи. Основные различия были выявлены между детьми из полных и неполных семей (табл.).

Качества личности Полные семьи Неполные семьи Значимые различия
М. σ. М σ. F-критерий Уровень значимости
Индекс тревожности по тесту Тэммл—Дорки—Амен 40,59 15,35 54,78 11,24 22,49 0,000
«Дом—Дерево—Человек»      
Незащищенность 1,06 1,34 2,88 1,60 25,74 0,000
Тревожность 2,53 1,82 3,31 2,53 4,35 0,039
Недоверие к себе 0,42 0,68 1,29 0,86 22,20 0,000
Чувство неполноценности 0,87 0,93 1,67 1,87 12,97 0,000
Враждебность 1,44 1,43 2,69 2,14 17,47 0,000
Конфликтность 0,63 0,87 1,33 1,24 7,96 0,006
Трудности в общении 2,11 1,95 2,94 2,25 4,86 0,029
Депрессивность 0,20 0,67 1,24 1,64 24,11 0,000
«Наблюдение общительности детей»      
Потребность в общении 22,14 1,33 19,94 6,43 2,91 0,09
Контактность 23,00 4,46 20,88 5,45 2,86 0,095
Умение пользоваться средствами общения 22,76 4,08 20,53 5,03 3,79 0,055

Таблица 1 — Значимые различия в личностных особенностях детей в связи с фактором структуры семьи «полная/неполная семья»

Примечания. М.— среднее значение; σ. — среднее квадратичное (сигма)

Тревожность детей по тесту Т-Д-А в неполных семьях соответствует высокому уровню и значительно выше, чем в полных семьях. По данным теста ДДЧ были обнаружены значимые различия по всем шкалам: дети из неполных семей имеют более выраженные признаки неуверенности в себе, депрессии, недоверия к себе, враждебности, чувства неполноценности, конфликтности, тревожности и коммуникативных трудностей.
Что касается показателей коммуникативного развития, то на уровне статистических тенденций дети из полных семей имеют более высокую способность к использованию средств коммуникации, более выраженную потребность в общении и Контакте.
Фактор присутствия братьев и сестер был значим только по одному показателю — дошкольники с братьями и сестрами имеют лучшую способность использовать коммуникативные средства, чем только дети (Р<0,05).
Результаты исследования детородных отношений подтвердили наличие высокого эмоционального приятия детей, минимальных запретов и склонности к потворствованию гиперпротекции, характерной для современных родителей [3].
Проблемы в эмоциональном взаимодействии в основном связаны с блоком чувствительности: наблюдалось снижение эмпатии (у 31% матерей), способности воспринимать состояние ребенка (у 26%), трудности в понимании причин состояния ребенка (у 20%). Значительному проценту (22%) матерей трудно повлиять на состояние ребенка.
Для изучения взаимосвязи показателей личностного развития детей и показателей семейного воспитания был использован корреляционный анализ, который выявил большое количество значимых взаимосвязей. Учитывая, что паттерны взаимоотношений у мальчиков и девочек в целом повторяют паттерны, полученные в общих выборках, мы остановимся на анализе общих результатов.
Рассмотрим взаимосвязь стилевых особенностей воспитания и личностных проблем матерей с личностными особенностями детей. Из стилевых характеристик воспитания наибольшее количество отношений имеет гиперпротекция. При более выраженной гиперпротекции наблюдается повышение уровня недоверия к себе (Р<0,01), тревожности по т-д-тесту (Р<0,05) и снижение самооценки (Р<0,05) у детей.
Личностные характеристики детей также связаны с «недостаточными требованиями-запретами» и «чрезмерными санкциями»: чем меньше запретов, тем меньше выражена уверенность в себе (Р<0,01) и неуверенность в себе (Р<0,05). Чем больше санкций, тем выше тревожность (для Т-Д-А) и враждебность (Р<0,05). Остальные характеристики стиля имеют только одно отношение.
Таким образом, чем более выражено удовлетворение потребностей ребенка, тем больше отмечаются трудности в общении (Р<0,01). Чем выше показатель «недостаточные требования-ответственность», тем выше потребность в общении (Р<0,05). Чем больше запретов, тем ниже самооценка (Р<0,05), но чем меньше санкций, тем выше агрессивность (Р<0,05). Неустойчивый стиль воспитания положительно коррелирует с потребностью в общении (Р<0,01).
Выявляются взаимосвязи между личностными проблемами матерей и личностными особенностями детей, при этом некоторые из них носят неоднозначный характер. Таким образом, чем выше «неразвитость родительских чувств», тем выше у ребенка агрессия и враждебность (Р<0,05), но ниже-недоверие к себе и конфликтность (Р<0,05). Чем более выражено «расширение сферы родительских чувств», тем выше у ребенка тревожность (Р<0,01), враждебность и трудности общения (Р<0,05). Чем сильнее выражена «фобия потери ребенка», тем ниже самооценка ребенка (Р<0,05).
Мальчики, по-видимому, были чувствительны к этим показателям стиля, как и предпочтение женских или мужских качеств. Оказалось, что чем более выражено «предпочтение женских качеств» при воспитании мальчиков, тем выше их агрессивность (Р<0,05), но тем меньше неуверенность и депрессия (Р<0,01). «Предпочтение мужским качествам» способствует более низкой степени неуверенности в себе, чувству неполноценности и депрессии (Р<0,01).
Между показателями взаимодействия родителей и детей (по данным BPP) и личностными характеристиками детей было значительно меньше корреляций, и они в основном проявлялись в их влиянии на сферу самореализации и коммуникативную сферу. Спрос и контроль положительно коррелируют с Я-идеальным (Р<0,05). Близость в детско-родительских отношениях отрицательно коррелирует с коммуникативными навыками сверстников и с коммуникативными навыками в целом (Р<0,05).
Принятие ребенка также отрицательно коррелирует с коммуникативными навыками сверстников (Р<0,05). В то же время тревожность у ребенка положительно связана с коммуникативными навыками со сверстниками и с коммуникативными навыками в целом (Р<0,01).
Чем выше удовлетворенность отношениями с ребенком, тем ниже когнитивный (Р<0,01), эмоционально-поведенческий (Р<0,05) компоненты социальных эмоций и их общий показатель (Р<0,05), но тем выше положительная направленность при совместной работе детей в парах (Р<0,05).
Автор также раскрывает взаимосвязь между показателями эмоционального взаимодействия родителей и детей (ОДРЭВ) и их личностными характеристиками. Таким образом, общий показатель блока «чувствительность» положительно коррелирует с самооценкой ребенка (ДДЧ) и отрицательно — с чувством неполноценности (Р<0,05).
Чем выше общий показатель поведенческих проявлений родителей, тем ниже агрессивность ребенка (Р<0,05). Оказалось, что эмоциональная чувствительность матери и ее эмоциональное взаимодействие с ребенком оказывают наибольшее влияние на самооценку и самопринятие ребенка, его агрессивность и сферу общения.
Эти влияния проявлялись в следующих отношениях. Понимание причин состояния ребенка способствует снижению чувства неполноценности (Р<0,05), эмпатия матери и стремление к физическому контакту с ребенком соответствуют их более высокой самооценке (Р<0,05).
Безусловное принятие ребенка, преобладание положительного эмоционального фона, ориентация на состояние взаимодействия ребенка способствуют снижению коммуникативных трудностей (2 связи при р<0,01; одна при р<0,05), развитию навыков использования средств коммуникации и повышению потребности в общении в целом (Р<0,05).
Враждебность и детская агрессия отрицательно коррелируют с безусловным принятием ребенка, преобладанием положительного эмоционального фона взаимодействия (Р<0,01), обеспечением эмоциональной поддержки, стремлением к телесному контакту между матерью и ребенком, ориентацией на состояние ребенка и способностью влиять на его состояние (Р<0,05).
Таким образом, показана корреляция личностных характеристик детей со стилевыми особенностями воспитания и параметрами детско-родительского эмоционального взаимодействия.

2.2. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования

Проведенное исследование показало, что среди факторов семейной структуры наибольшее влияние на личность дошкольников оказывает полнота семьи. В неполных семьях у детей возникают проблемы, как в эмоциональной, так и в коммуникативной сфере. Ребенок не чувствует себя защищенным, проявляется повышенная тревожность, внутренний конфликт и трудности в общении. Эти результаты согласуются с данными А. И. Захарова, Е. О. Смирновой и В. С. Собкина [7; 19].
Возможно, это также можно объяснить высоким уровнем страхов одиноких матерей по поводу своей личной жизни, низкой самооценкой жизненного успеха и качественной деформацией семейных ценностей в неполной семье, что было отмечено в масштабном исследовании социологии дошкольного образования [20].
Родственный фактор был значим только для развития коммуникативных навыков дошкольников, что вполне естественно. Выявленные гендерные различия в личностных характеристиках подтверждают данные о большей психической уязвимости мальчиков в дошкольном возрасте [7].
Полученные результаты по влиянию стилей воспитания подтверждают данные о наиболее негативном влиянии на личностное развитие гиперпротекции [7; 24]. При таком стиле воспитания у детей снижается самооценка, повышается тревожность и недоверие к себе, возникают трудности в общении. Выраженные характеристики авторитарного стиля: запреты, санкции также связаны с пониженной самооценкой ребенка, с проявлениями тревожности, неуверенности в себе, недоверия к себе и враждебности.
В то же время особенности разрешительного стиля воспитания с минимумом наказаний, когда ребенок перестает получать обратную связь от родителей по поводу своего поведения, способствуют проявлениям агрессии у детей. Неустойчивый стиль воспитания, проявляющийся в неравномерном родительском внимании, не способствует удовлетворению потребности ребенка в общении.
Что касается личностных проблем матерей, то были выявлены негативные последствия «расширения сферы родительских чувств», проявляющиеся в повышенной тревожности, враждебности и трудностях в общении у дошкольников. Фобия потери ребенка и постоянные страхи за него способствуют формированию у детей низкой самооценки.
Проблема неразвитости родительских чувств, как отмечают исследователи, часто встречается у родителей подростков с отклонениями в личностном развитии [24].
Наше исследование раскрывает неоднозначную роль этого стиля в воспитании дошкольников. С одной стороны, он усиливает агрессию и враждебность ребенка, и в то же время этот стиль снижает недоверие к себе и конфликтность. Снижение конфликтности и недоверия к себе можно объяснить тем, что при использовании такого стиля воспитания отсутствует давление на ребенка, ненужные требования и запреты.
Что касается предпочтения мужских или женских качеств, то эти особенности воспитания были более значимы для мальчиков. Предпочтение мужских качеств сочетается у мальчиков с менее выраженным чувством неполноценности, в то время как предпочтение женских качеств сочетается с большей степенью агрессивности. Это еще раз подтверждает важность ясности гендерной роли в воспитании мальчиков.
Выявлено, что строгость во взаимодействии с ребенком, предъявляемые к нему высокие требования способствуют формированию завышенных притязаний в области Самоидеальности. Чрезмерная близость с ребенком выступает как фактор, затрудняющий развитие навыков общения со сверстниками.
В то же время высокая удовлетворенность отношениями с ребенком сочетается с менее сформированными социальными эмоциями. Эти данные частично согласуются с данными Н.в. Горбуновой и Е. Г. Трошихиной, которые показали компенсаторный механизм формирования эмоциональной идентификации у дошкольников в случае недостаточного эмоционального благополучия в отношениях, в частности, связанных с властью матерей, с их отношением к детской зависимости [4].
Если в отношениях между родителями и детьми меньше теплоты и, следовательно, меньше удовлетворенности ими с обеих сторон, то дети должны адаптироваться к состоянию матери и научиться лучше распознавать эмоции других людей. В то же время определенная степень тревоги матери за ребенка, являющаяся показателем вовлеченности матери в процесс воспитания, сочетается с благополучием его эмоционального и коммуникативного развития.
Результаты проведенного исследования показывают, что благополучие в эмоциональном взаимодействии родителей с детьми, безусловно, можно рассматривать как важный ресурс формирования личности ребенка. Особое значение имеет зрелость поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия матерей: умение ориентироваться и влиять на состояние ребенка, оказывать ему эмоциональную поддержку, устанавливать физический контакт с ребенком.
Если эти навыки формируются у родителей, то дошкольники характеризуются меньшей агрессивностью, более высокой самооценкой и более развитыми коммуникативными навыками. Однако результаты исследования показывают, что почти треть матерей испытывают трудности в эмоциональном взаимодействии с детьми (низкий уровень эмпатии к ребенку, снижение способности воспринимать состояние ребенка и др.)
Эти данные согласуются с результатами нашего исследования развития детей в кризисные периоды, где было показано, что благополучие в эмоциональном взаимодействии и отсутствие незрелых стилевых особенностей воспитания связаны с большей выраженностью конструктивных симптомов кризиса и снижением негативных симптомов и невротических реакций [2].

Заключение

Так, можно подвести итоги.
1. Наибольшее влияние на личностное развитие дошкольников среди факторов семейной структуры оказывает неполная семья. В неполных семьях дети имеют более высокий уровень тревожности, неуверенности в себе, депрессии, недоверия к себе, враждебности, чувства неполноценности, конфликтности и трудностей в общении. В полных семьях у детей лучше сформирована способность пользоваться средствами общения, более выражена потребность в общении и Контакте. Фактор родства был значим только для способности использовать средства коммуникации.
2. Из стилевых характеристик воспитания наибольшее количество отношений с личностными характеристиками получили гиперпротекция и характеристики авторитарного стиля (запреты, санкции). Когда они выражены, дети имеют более низкую самооценку, повышенную тревожность, недоверие к себе и враждебность. При попустительском и неустойчивом стиле воспитания у детей наблюдаются более выраженные проявления агрессии.
3. Из личностных проблем матерей наибольшее количество отношений с личностными особенностями детей имеют недоразвитие и расширение сферы родительских чувств. Выявлены положительные корреляции неразвитых родительских чувств с агрессивностью и враждебностью дошкольников, а отрицательные — с недоверием к себе и конфликтностью. Если сфера родительских чувств расширяется, то дошкольники испытывают повышенную тревожность, враждебность и трудности в общении.
4. Строгость в воспитании приводит к формированию у ребенка завышенных притязаний на идеальное Я. Чрезмерная близость матери с ребенком
Финансирование может затруднить развитие навыков общения со сверстниками, а высокая удовлетворенность отношениями с ребенком сочетается с меньшим формированием социальных эмоций.
5. При формировании поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия между матерями дошкольники характеризуются меньшей агрессивностью, более высокой самооценкой и более развитыми коммуникативными навыками. Чувствительность матери положительно коррелирует с самооценкой детей, а эмоциональное принятие связано с меньшей агрессивностью и лучшими коммуникативными навыками.
Таким образом, проведенное исследование показало важность полноты семьи для личностного развития дошкольников. Получен эмпирический материал, наглядно демонстрирующий, что зрелость стилевых характеристик воспитания и благополучие в эмоциональном взаимодействии родителей с детьми являются важнейшими ресурсами формирования личности ребенка.

Список литературы

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2013. 512 с.
2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 32—43.
3. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель-ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2018. № 2. С. 84—95.
4. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 2. С. 274—278.
5. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2018. 415 с.
6. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-мето дическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2015. 240 с.
7. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2018. 336 с.
8. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2008n2-2/100-zyrianova2.html (дата обращения: 25.05.2020).
9. Клецина И.С. Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2018. Т. 6. № 3. С. 30—45. doi:10.17759/sps.2015060303
10. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: дисс. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2010. 197 с.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2016. 940 с.
12. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Академия, 2018. 430 с.
13. Махнач А.В., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность семьи: психологические ресурсы как защитный фактор семьи // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2017. С. 529—550.
14. Поветьева М.Н. Связь типа родительского отношения с личностными качествами родителя и ребенка: дисс. … канд. психол. наук. М., 2013. 236 с.
15. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2019. 694 с.
16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер, 2017. 416 с.
17. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. СПб: Прайм-Еврознак; Москва: ОлмаПресс, 2016. 224 с.
18. Савенышева С.С. Материнское отношение как фактор психического развития ребенка // Психология здоровья дошкольника: Учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2018. С. 223—248.
19. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. 2019. № 6. C. 18—28.
20. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. М.: Институт социологии образования РАО, 2017. Т. XVII. Вып. XXIX. 168 с.
21. Толстых Н.Н. Социальная психология развития как самоценная отрасль психологической науки // Социальная психология и общество. 2018. № 1. С. 13—25.
22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 2015. 291 с.
23. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дисс….канд. психол. наук. М., 2016. 150 с.
24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб: Питер, 2018. 672 с.
25. Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting [Электронный ресурс]. University of California, Davis, USA, 2014. http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/ according-experts/social-contextual-determinants-parenting (дата обращения 22.05.2020).

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф