ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты исследования менеджмента и его роль в обеспечении экономической безопасности предприятия
1.1 Понятие и сущность менеджмента
1.2 Взаимосвязь менеджмента и экономической безопасности
2 Анализ и оценка менеджмента в системе экономической безопасности предприятия
2.1 Анализ основных финансовых показателей предприятия на примере ООО «Юнитполимер»
2.2 Оценка уровня экономической безопасности на современном этапе
2.3 Влияние менеджмента на экономическую безопасность предприятия
3 Совершенствование менеджмента для укрепления экономической безопасности предприятия
3.1 Возможные угрозы экономической безопасности предприятия
3.2 Методы совершенствования и развития менеджмента как фактора, обеспечивающего экономическую безопасность предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время предприятия подвержены воздействию многочисленных внутренних и внешних угроз, что приводит к негативным последствиям всего хозяйства. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятий — одно из актуальных направлений в системе экономической безопасности.
Мы можем заметить, что защите экономических интересов предприятия до сих пор уделялось мало внимания, хотя эта проблема очень актуальна. В условиях развития рыночных механизмов в экономике, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.
На многих предприятиях нет эффективной оценки экономической безопасности, что снижает эффективность функционирования предприятия. И как следствие, возникает большой спрос на разработку в области проблем обеспечения экономической безопасности. Этот факт и является подтверждением актуальности данной проблемы.
Поставленную проблему исследуют многие отечественные ученые. К ним относятся: Абалкин Л. И., Городецкий А. Е., Губин Б. В., Зельднер А. Г., Клейнер Г. Б., Олейников Е. А., Павлов В. И., Шлыков В. В., Ярочкин В. И. и др.
Необходимо отметить, что важное значение в обеспечении экономической безопасности предприятия играет, в первую очередь, минимальное количество или отсутствие внутренних угроз. Именно поэтому менеджмент стоит отметить, как важный фактор, влияющий на экономическую безопасность предприятия. Разработка, принятие и осуществление обоснованных управленческих решений в обеспечении экономической безопасности предприятия является одной из важнейших проблем современного менеджмента.
Одним из ключевых факторов достижения компанией поставленной цели является правильно спроектированная система управления персоналом.
Система управления – это совокупность приемов, методов, технологий организации работы. От того насколько эффективно осуществляются данные процессы зависит эффективность системы управления персоналом и, следовательно, достижение компанией поставленных целей.
Объектом исследования курсовой работы является изучение системы менеджмента и состояния экономической безопасности на предприятии – общество с ограниченной ответственностью «Юнитполимер».
Методы исследования – монографический, экономико-статистический, графический, расчетно-конструктивный.
Источники для расчетов являются бухгалтерские балансы за 2015-2016 годы.
Цель данной курсовой работы заключается в разработке новых предложений и практических рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента в интересах обеспечения экономической безопасности предприятия в условиях рыночных отношений.
Мне кажется, что решение данной проблемы поможет скорректировать систему менеджмента на принципиально новой основе с учетом обеспечения устойчивого финансово-экономического развития и защиты экономических интересов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотрение общих теоретических аспектов экономической безопасности предприятия и менеджмента;
2) выявление факторов экономической безопасности предприятия в современных условиях;
3) изучение функционирования системы менеджмента на предприятии на примере ООО «Юнитполимер»;
4) разработка механизмов менеджмента для улучшения экономической безопасности предприятия.
Предмет исследования — система менеджмента, обеспечивающая экономическую безопасность предприятия.
1 Теоретические аспекты исследования менеджмента и его роль в обеспечении экономической безопасности предприятия
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент организации — это создание бизнес-модели предприятия и максимально эффективное управление ею. Основной задачей менеджмента является формирование таких условий на предприятии, которые бы позволяли получать максимально возможную прибыль. Для этого осуществляется целый комплекс мер. Таких, как рациональная организация производства, внедрение инновационных технологий, эффективное использование кадрового состава, минимизация затрат, автоматизация процессов учета и управления и многое другое.
Менеджмент организации – это сложный и многоуровневый процесс. В связи с этим выделились отдельные его виды. К основным из них можно отнести: стратегический, финансовый, производственный (операционный), инновационный, маркетинговый и кадровый. Менеджмент включает в себя несколько основных функций. Это: планирование, организация, контроль, регулирование и мотивация. Планирование является стартовой площадкой для развития предприятия. Ведь оно определяет миссию, цели и задачи в виде количественных и качественных показателей[1].
Стратегическое планирование назначает долгосрочные задачи организации, а бюджетное – текущие. В дальнейшем на основе планов осуществляются контроль и регулирование деятельности. Функция организации в менеджменте направлена на формирование структуры предприятия и обеспечение его всеми необходимыми ресурсами. Функция мотивации сконцентрирована на создании определенной системы поощрения труда персонала, которая материально и морально стимулирует кадровый состав выполнять производственные задачи и добиваться поставленных целей. Важны также: развитие их творческого потенциала, формирование целостной команды. Контроль включает в себя три аспекта. Первый – это определение целей и сроков выполнения задач, второй – сравнение достигнутых результатов, а третий – корректировка действий и планов. Сформированные стратегические, бюджетные и другие планы являются своего рода стандартами, на основе отклонений показателей выполнения которых, осуществляется контроль. Функция координации обеспечивает согласованность действий всех структурных звеньев предприятия[2].
Наиболее сложные процессы, которые включает в себя менеджмент организации, — это принятие решений. Существует ряд методов, которые позволяют эффективно осуществлять этот процесс. К ним относятся: системный анализ, моделирование процессов управления, экспертный анализ, генерация идей («мозговой штурм»). Эффективность менеджмента организации зависит от соблюдения ее принципов, которые заключаются в целостности управления, иерархической упорядоченности, целевой направленности, комбинации централизации и децентрализации, оптимизации и научной обоснованности управления и демократизации. Менеджмент организации — это целостная система управления ресурсами, финансами, персоналом, информацией, затратами, производственными процессами и еще целым рядом аспектов с целью получения прибыли и обеспечения развития предприятия.
Менеджмент организации – это управление. В последние 10 лет на российском рынке труда стала востребована профессия менеджера – человека, который управляет организацией, полномочия которого более ограничены, чем у предпринимателя. Тем не менее, их задачи совпадают: организовать работу сотрудников так, чтобы она стала эффективной и способствовала развитию организации. Деятельность менеджера заключается в управлении организацией или предприятием.
В связи с этим можно выделить ряд видов работ, с которыми сталкивается большинство управленцев: Чтобы добиться экономического процветания организации, менеджер взаимодействует с другими людьми: подчиненными и клиентами. Управленец подчиняется вышестоящим должностным лицам и служит целям организации. Чтобы грамотно управлять предприятием, этот специалист занимается изучением и анализом спроса и предложений на рынке. Планирование деятельности – еще одна важная составляющая менеджмента. Менеджер организует и поддерживает коммуникацию между работниками, учреждением и другими организациями. Также этот специалист занимается поиском ресурсов для достижения главных целей предприятия. Одна из основных задач руководителя – составление бизнес-плана и распределение рабочей силы для его реализации. Также управленцы зачастую сталкиваются с необходимостью презентовать продукт и провести переговоры с клиентами. Таким образом, деятельность менеджера направлена в первую очередь на организацию и контроль трудового процесса[3].
Функции менеджмента определяют его назначение и роль в организации. Под ними можно подразумевать управленческую деятельность на целевой основе, задачи, необходимые для решения, самостоятельную базу для принятия решений, сферу управления. Содержание менеджмента проявляется в его общих функциях. Они были сформулированы теоретиком и практиком менеджмента Анри Файолем. Общие функции менеджмента по Файолю состоят из организации, планирования, координации, контроля и распорядительства. Из этого ряда общих функций менеджмента Файоль выделяет планирование в качестве важнейшей функции. Он объясняет это тем, что динамично развивающийся рынок зачастую порождает необходимость в тщательном прогнозировании изменений, в предвидении угроз и рисков. На основе всестороннего анализа успешный управленец создаёт базу для дальнейшего развития, формирует стратегию развития и основные шаги по достижению результата.
Итак, мы выяснили, что любое предприятие нуждается в управленце. Чтобы действия этого специалиста привели к процветанию организации, ему необходимо обладать такими навыками:1. Хорошие организаторские способности.2. Коммуникативная адекватность (умение общаться с людьми). 3.Развитое самообладание и самоорганизация.4. Развитое аналитическое мышление. 5.Умение решать проблемы и разрешать конфликты в быстрые сроки.6. Энергичность.7. Умение добиваться целей. Это не специфичные навыки, но без этих способностей человек не сможет быть хорошим управленцем. Помимо этого, необходимы специальные знания в отрасли, в которой трудится менеджер: от него требуется доскональное знание не только рынка спроса и предложения, но и используемых технологий.
Есть также ряд личностных качеств, наличие которых не позволит человеку успешно реализовать себя в роли менеджера:
- неуверенность в себе;
- отсутствие самообладания, недисциплинированность;
- пассивное поведение;
- боязнь принятия решений;
- безответственность.
Существует ряд специализаций, которые отличаются между собой областью деятельности организации. Так, распространены гостиничный, туристический, государственный и ресторанный менеджмент. В некоторых учебных заведениях готовят менеджеров с общей специализацией, а в других — во время обучения уделяется особое внимание какой-либо одной специализации. Так, например, организация труда в государственном учреждении значительно отличается от управления ресторанным бизнесом и, соответственно, требует других знаний.
Таким образом, менеджмент очень важен на предприятии, поскольку без хорошего управления даже самые умелые сотрудники не смогут эффективно реализовать свои умения.
1.2 Взаимосвязь менеджмента и экономической безопасности
В данном пункте исследования необходимо установить связь между понятиями «экономическая безопасность» и «менеджмент». На первый взгляд можно сказать, что ничего общего нет, но при более детальном рассмотрении можно доказать обратное.
Экономическая безопасность предприятия (фирмы) — это такое состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений.[4]
Для достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности предприятие должно следить за всеми функциональными составляющими системы.
Основной целью экономической безопасности является защита предприятия от угроз и стабильное функционирование предприятия. А в менеджменте основной задачей является формирование благоприятных условий на предприятии для максимизации прибыли.
Таким образом, данные понятия преследуют похожую цель. И менеджмент – один из эффективных факторов, при помощи которого предприятие может повысить уровень экономической безопасности.
При организации предприятия следует учитывать особенности менталитета, отраслевой спецификации предприятия и экономической ситуации на рынке.
Для осуществления целей предприятия при помощи менеджмента рассчитываются потребности предприятия в различных ресурсах и формируется набор корпоративных ресурсов предприятия, за счет которых и достигаются цели. Все это происходит на стадии планирования и прогнозирования деятельности и безопасности предприятия. На данном этапе большое значение имеют некоторые функции менеджмента.
Непосредственной реализацией всех планов занимается организационная функция, которая заключается в подготовке всех необходимых структур управления. Как показывает практика, не менее важным является распорядительство. Непосредственные контакты начальника и подчинённого и установление эмоциональной связи позволяют детально изучить кадры и эффективно развивать кадровую политику. Отсутствие согласованности между членами команды сводит на нет все попытки эффективного управления. В этом случае координация обеспечивает единение участников, чем облегчает процесс осуществления поставленных задач. Современный управленец может использовать как традиционные действия координации: совещания, согласование планов, принцип компромисса, так и личные контакты. Процесс получения эффективного результат требует умение выявлять скрытые опасности и надвигающиеся угрозы.[5]
Далее на основе информации, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия, нужно проанализировать и оценить состояние его экономической безопасности, сравнить данные показатели выявить их отклонения от плановых значений и, проанализировав, понять причины возникновения отклонений. После этого вырабатываются рекомендации по корректировке набора корпоративных ресурсов, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также системы оперативного управления его деятельностью.
Функции менеджмента включают в себя необходимость проведения контроля и регулирования. Они обеспечивают обратную связь от объекта управления к его субъекту. Сбор и анализ информации позволяет проанализировать то насколько результат соответствует первоначальным целям[6].
Современный этап развития управления позволяет внести в функции менеджмента общего характера такие социально-психологические функции как мотивация и делегирование. Передача части полномочий и ответственности за выполнение задач на одного или нескольких подчинённых позволяет более эффективно выполнять поставленные задачи. Построение эффективной системы мотивации с помощью финансовых и нефинансовых составляющих для всех категорий персонала способно выработать у работников желание трудиться с высокой производительностью, что благоприятно сказывается на организации в целом. Задачи же менеджмента усложняются по мере роста масштабов рынка. Менеджмент должен обеспечивать устойчивое повышение уровня конкурентоспособности предприятия и его рентабельности, внедрение новых методик и методов управления, достижений НТП, а также эффективное управление кадрами. Функции и задачи менеджмента являются его фундаментом, который обеспечивает эффективное функционирование предприятия и его безопасность.
Общим для менеджмента и безопасности является то, что они в большей части зависят от человеческого фактора, т.е. чем больше человек будет компетентен в данном вопросе, тем выше будут показатели на предприятии.
Таким образом, мы понимаем, что при более детальном рассмотрении таких понятий как «менеджмент» и «экономическая безопасность» можно выявить между ними устойчивую взаимосвязь, и также стоит отметить, что при помощи менеджмента предприятие повышает уровень обеспечения экономической безопасности.
2 Анализ и оценка менеджмента в системе экономической безопасности предприятия
2.1 Анализ основных финансовых показателей предприятия на примере ООО «Юнитполимер»
В данной главе мы познакомимся с предприятием ООО «Юнитполимер» и проанализируем его основные финансовые показатели.
Предприятие ООО «Юнитполимер» образовано в 1999г. в г. Краснодаре. Компания находится по адресу: 350059, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 145/1 .
Основное направление деятельности компании — производство полиэтиленовой упаковки.
Производственная мощность предприятия на сегодняшний день составляет более 350 тонн (100 млн. шт.) продукции в месяц, что без преувеличения характеризует ООО «Юнитполимер» как одно из крупнейших Российских производителей полиэтиленовой упаковки. За всю историю существования компании не было ни одного случая срыва поставок.[7]
В ООО «Юнитполимер» разработаны должностные обязанности по должностям, согласно штатного расписания. Они отражены в должностных инструкциях директора, коммерческого директора, главного бухгалтера, менеджера, продавца. Одним из пунктов которых является Функциональные обязанности каждого работника:
- Директор: Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Основные должностные обязанности директора предприятия:
- Управление, организация и контроль работы персонала;
- Оптимизация и контроль на предприятии;
- Решение вопросов с арендодателями;
- Решение вопросов по инкассации;
- Контроль и обеспечение бесперебойной работы программного обеспечения;
- Координация и организация деятельности предприятия;
2) Главный бухгалтер:
Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации.
3) Менеджер:
Разрабатывает ценовую политику по товарам, определяет условия продажи товаров;
Составляет прогноз продаж, прогноз поставок товара осуществляет расчет ожидаемой прибыли и рентабельности;
Отслеживает ценовую политику конкурентов и спрос на их бренды, определяет позиции продукта относительно аналогичных или схожих продуктов конкурентов.
Также в структуре представлены: технолог; начальник складской службы; заведующий складом сырья.
Проанализировав организационную структуру ООО «Юнитполимер», можно сделать вывод, что данная структура является функциональной, так как при ней происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет строгую практичную функцию, задачи.
Для ООО «Юнитполимер» наиболее точной является бухгалтерская информация. В ней наиболее полно отражено движение активов и обязательств предприятия в стоимостном выражении, что, несомненно, является наиболее подходящей базой для проведения анализа и оценки рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости организации, т.е. уровня ее экономической безопасности.
Исходной базой, на основании которой мной проводились расчёты всех нижеописанных показателей, описывающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности ООО «Юнитполимер», является годовая бухгалтерская отчетность за 2015-2016 гг, т.е. баланс активов и пассивов и отчет о финансовых результатах. (Приложения А)
На основании данных бухгалтерского баланса ООО «Юнитполимер» составлена динамика показателей актива и пассива бухгалтерского баланса, представленная в следующих таблицах:
Таблица 2.1 – Динамика показателей актива бухгалтерского баланса
Статья баланса | 2015 г. | 2016 г. | Изменение | |||
тыс.руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | уд. вес, % | тыс. руб. | % | |
Внеоборотные активы | 17 126 | 14,2 | 14 622 | 13,4 | -2 504 | 85,4 |
Оборотные активы в т.ч: | 103 277 | 85,8 | 94 212 | 86,6 | -9 065 | 91,2 |
Запасы | 38 257 | 37,04 | 59 242 | 62,8 | 20 985 | 154,9 |
Дебиторская задолженность | 64 511 | 62,46 | 34 348 | 36,5 | — 30 163 | 53,2 |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 346 | 0,34 | 469 | 0,5 | 123 | 135,5 |
Прочие оборотные активы | 163 | 0,16 | 43 | 0,2 | -120 | 26,4 |
БАЛАНС | 120 403 | 100 | 108 834 | 100 | — 11 569 | 90,4 |
Проанализировав таблицу 2.1, в которой представлена динамика актива бухгалтерского баланса за 2015 – 2016 года ООО «Юнитполимер», можно сделать вывод, что актив баланса в отчетном году по сравнению с предыдущим сократился на 9,6% за счет уменьшения оборотных активов на 8,8% и внеоборотных активов на 14,6%.
Таблица 2.2 – Динамика показателей пассива бухгалтерского баланса
Статья баланса | 2015 г. | 2016 г. | Изменение | |||
тыс.руб. | уд.вес % | тыс.руб. | уд.вес % | тыс.руб. | % | |
III Капитал и резервы | 81 889 | 68 | 81 610 | 75 | -279 | 99,7 |
IV Долгосрочные обязательства | — | — | 15 | 0,01 | 15 | — |
V Краткосрочные обязательства в т.ч: | 38 514 | 32 | 27 209 | 24,99 | -11 305 | 70,6 |
Заемные средства | 14 720 | 38,2 | 6 472 | 23,8 | -8 248 | 44 |
Кредиторская задолженность | 21 440 | 55,7 | 18 472 | 67,9 | -2 968 | 86,2 |
Оценочные обязательства | 2 354 | 6,1 | 2 265 | 8,3 | -89 | 96,2 |
БАЛАНС | 120 403 | 100 | 108 834 | 100 | -11 569 | 90,4 |
Проанализировав таблицу 2.2, в которой представлена динамика пассива бухгалтерского баланса за 2015 – 2016 года ООО «Юнитполимер», можно сделать вывод, что пассив баланса в отчетном году по сравнению с предыдущим сократился на 9,6% за счет уменьшения всех показателей.
Для определения основных показателей данные по бухгалтерской отчетности OOO «Юнитполимер» за периоды с 2015 по 2016 год внесем в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 – Технико-экономические показатели OOO «Юнитполимер»
Показатели | 2016 г., тыс. руб. | 2015 г., тыс. руб. |
Выручка | 353 999 | 319 457 |
Себестоимость продаж | 279 722 | 244 309 |
Валовая прибыль | 74 277 | 75 148 |
Прибыль (убыток) от продаж | 13 211 | 19 387 |
Проценты к уплате | 1 302 | 671 |
Коммерческие расходы | — | — |
Управленческие расходы | 61 066 | 55 761 |
Проценты к уплате | 1 302 | 671 |
Прочие доходы | 299 | 838 |
Прочие расходы | 12 100 | 10 190 |
Текущий налог на прибыль | 352 | 2 153 |
Отложенные налоговые обязательства | 15 | — |
Отложенные налоговые активы | 18 | 26 |
Уставный капитал OOO «Юнитполимер» составляет 10 тысяч рублей.
1)Валовая прибыль – это разница между данными статьи отчета о прибылях и убытках «Выручка » и данными статьи «Себестоимость продаж». Валовая прибыль отображает, сколько денег компания получает конкретно от продажи до учета других текущих затрат:
2015год:
ВП = 319 457-244 309= 75 148 (1)
2016 год:
ВП = 353 999-279 722=74 277 (2)
2)Прибыль (убыток) от продаж — это выручка за минусом всех расходов, связанных с реализацией товаров (себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы):
2015год:
П пр = 75 148-55 761=19 387 (3)
2016 год:
П пр = 74 277-61 066 =13 211 (4)
3)Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж, в которой учтены прочие доходы и расходы (операционные и внереализационные):
2015 год:
П дно = 19 387+838-10 190 — 671=9 365 (5)
2016 год:
П дно = 13 211+299-12 100-1 302=108 (6)
4)Чистая прибыль – это сумма предприятия, остающаяся у него после формирования фонда оплаты труда работников и уплаты налогов, обязательных отчислений и платежей в бюджет, в вышестоящие организации и банки. Чистая прибыль используется предприятием для расширения производства и является основным источником формирования доходов бюджета и денежных накоплений:
2015 год:
ЧП = 9 365-2 153+26 -4 = 7 234 (7)
2016 год:
ЧП = 108 -352 — 15-18-2= -279 (8)
Рассчитанные значения запишем в таблицу 2.4. Из полученных данных видно, что за 2 анализируемых года валовая прибыль в 2016 г. уменьшилась в результате увеличения себестоимости на 35 413 по сравнению с 2015 г.
Таблица 2.4 – Динамика прибылей ООО «Юнитполимер» за 2015-2016гг.
Наименование показателей | 2016 год | 2015 год |
Валовая прибыль | 74 277 | 75 148 |
Прибыль (убыток) от продаж | 13 211 | 19 387 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 108 | 9 365 |
Чистая прибыль | -279 | 7 234 |
Прибыль (убыток) от продаж в 2016 году сократилась в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом.
Чистая прибыль OOO «Юнитполимер» в 2016 году уменьшилась на 7 513 по сравнению с 2015 годом.
В этой главе работы мной были изложены технико-экономические показатели малого предприятия ООО «Юнитполимер» и проведены расчеты некоторых наиболее важных показателей экономического состояния предприятия.
Проанализировав полученные данные можно сделать вывод, что наиболее финансово благоприятным для предприятия был 2015 год. Одним из показателей, на основе которого дается обобщающая оценка финансового состояния организации, является прибыль. Чистая прибыль в 2016 году преходит в убыток. Причиной этого стало снижение прибыли от продаж и увеличение прочих расходов. Признаков нарушения экономической безопасности не выявлено. Но данный вывод является обобщенным, т.к. состояние экономической безопасности мы оцениваем только лишь с помощью экономического критерия. В следующей главе мы рассмотрим элементы получения более точной оценки экономической безопасности предприятия.
2.2 Оценка уровня экономической безопасности на современном этапе
Основным элементом при анализе и оценке экономической безопасности предприятия является выбор ее критерия. Состояние экономической безопасности определяется на основании суммы признаков.
Экономическую безопасность предприятия можно оценивать с помощью различных критериев:
- Организационная сторона – в этом случае предполагается сохранение как самого предприятия, так и ее организационной целостности, нормальное функционирование основных подразделений (отделов, служб и т.п.). Основные подразделения фирмы (например, отдел снабжения, производственный отдел, финансовый отдел или бухгалтерия, служба маркетинга) выполняют все свои функции для достижения основной цели предприятия.
- Правовая сторона – имеется в виду постоянное обеспечение соответствия деятельности фирмы действующему законодательству, что выражается в отсутствии претензий со стороны правоохранительных органов (или контрагентов) к фирме. Кроме того, отсутствуют потери от сделок с внешними партнерами вследствие нарушения последними законодательства (умышленно либо неумышленно). Это обеспечивается юридической экспертизой всех осуществляемых операций и сделок, заключаемых договоров.
- Информационная сторона – безопасность может быть оценена как сохранение состояния защищенности внутренней конфиденциальной информации от утечки или разглашения в различных формах.
- Экономическая сторона – проявляется в стабильных или имеющих тенденцию к росту основных финансово-экономических показателях деятельности фирмы (таких как собственный капитал, объем годового оборота, прибыль, рентабельность). В них отражаются общие результаты обеспечения безопасности с организационной, правовой, информационной и собственно экономической сторон. Сюда могут входить такие показатели, как отсутствие штрафов, санкций со стороны государственных органов за нарушение законодательства (например, налогового, антимонопольного), отсутствие потерь от сделок с недобросовестными контрагентами.[8]
В процессе работы предприятия подвергаются различным воздействиям, которые могут нести негативные последствия для экономической безопасности предприятия. Поэтому критерии должны не только подтверждать наличие экономической безопасности, но и рационально оценивать ее уровень на предприятии.
Для объективной оценки лучше всего использовать показатели финансовой устойчивости, безубыточности и ликвидности предприятия.
Существует индикаторный подход, при котором уровень экономической безопасности определяется с помощью индикаторов. Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности. Оценка экономической безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами.
Согласно данному подходу состояние экономической безопасности предприятия необходимо проводить по определенной системе основных показателей. Они должны отражать отраслевую специфику и условия деятельности предприятия. К ним отнесены: производственные, финансовые и социальные показатели (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Показатели экономической безопасности предприятия
Основные показатели | Составляющие показатели |
Производственные: | — динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темпы изменения) |
— реальный уровень загрузки производственных мощностей | |
— доля НИОКР в общем объеме работ | |
— доля НИР в общем объеме НИОКР | |
— темп обновления основных производственных фондов (реновации) | |
— стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени) | |
— удельный вес производства в ВВП (для особо крупныхw предприятий-монополистов) | |
— оценка конкурентоспособности продукции | |
— возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования | |
Финансовые: | — объем «портфеля» заказов (общий объем предполагаемых продаж) |
— фактический и необходимый объем инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала) | |
— уровень инновационной активности (объем инвестиций в нововведения) | |
— уровень рентабельности производства | |
— фондоотдача (капиталоемкость) производства | |
— просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская) | |
— доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства |
Продолжение таблицы 2.5
Социальные: | — уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по экономике в целом |
— уровень задолженности по зарплате | |
— потери рабочего времени | |
— структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная) |
Если рассматривать состояние экономической безопасности предприятий в динамике, независимо от отраслевой принадлежности, то для них можно определить общее свойство. Оно заключается в том, что состояние экономической безопасности предприятия проходит несколько этапов:
- Стабильный. Означает, что индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала близка установленным нормам и стандартам
- Предкризисный. Показывает, что несоответствие хотя бы одного из индикаторов экономической безопасности пороговому значению, а другие приблизились к барьерным значениям. При этом не были утрачены технические и технологические возможности улучшения условий и результатов производства путем принятия мер предупредительного характера.
- Кризисный. Такое состояние, когда появляется несоответствие большинства основных индикаторов экономической безопасности пороговому значению, появляются признаки необратимости спада производства и частичной утраты потенциала вследствие исчерпания технического ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала.
- Критический. Здесь нарушаются все барьеры, отделяющие стабильное и кризисное состояния развития производства, а частичная утрата потенциала становится неизбежной и неотвратимой[9]
Также для оценки уровня экономической безопасности можно использовать следующие модели: СТЕП-анализ, SWOT и SPACE анализы, пятифакторную модель Альтмана, модель Спрингейна, модель Фулмера и другие. Но их недостатком является большой уровень трудоемкости и данные модели не позволяют полностью рассмотреть.
Многие считают, что основным критерием экономической безопасности предприятия является получаемая прибыль, которой предприятие может уже распоряжаться по своему усмотрению, т.е. чистая прибыль.
При отсутствии прибыли мы можем прогнозировать такое явление как банкротство, но об уровне экономической безопасности предприятия сложно сказать.
Так, чистая прибыль может рассматриваться как одна из предпосылок динамики, но при помощи одного показателя нельзя достаточно точно оценить состояние экономической безопасности предприятия.
Таким образом, для оценки экономической безопасности предприятия, существуют различные подходы и методы, которые носят свой субъективный характер. Наиболее точными будут те, которые используют количественные показатели. (Например, метод индикаторов). Также стоит отметить, что нельзя полностью оценить состояние предприятия при помощи одного показателя. Только в совокупности мы можем провести анализ и выявить уровень экономической безопасности предприятия.
2.3 Влияние менеджмента на экономическую безопасность предприятия
Как мы помним, главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия является достижение максимальной стабильности функционирования бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов. Одной из составляющих экономической безопасности является кадровая безопасность, на которую большое значение оказывает менеджмент.
Кадровая безопасность бизнеса -это состояние защищенности
хозяйствующего субъекта от кадровых опасностей
и угроз, механизмом обеспечения этого состояния является эффективное управление персоналом.[10]
Кадровую безопасность можно считать более значимой по отношению к остальным элементам системы, потому что в любой составляющей персонал, кадры являются первичными.
Существуют внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия — это действия, явления или процессы, не зависящие от воли и сознания сотрудников предприятия и влекущие нанесение ущерба.
Главными группами критериев кадровой безопасности можно назвать:
- численный состава персонала и его динамика;
- эффективность использования персонала;
- квалификация и интеллектуальный потенциал;
- качество мотивационной системы.
Так, кадровая безопасность, нацелена на установление продуктивных трудовых и этических отношений. Эта деятельность относится к функционалу менеджера, хотя и не является отдельным направлением.
Существуют и другие функции в менеджменте, влияющие на показатели экономической безопасности.
Например, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели предприятия. Данная функция находит свое отражение в таком элементе экономической безопасности, как информационная безопасность.
Информационная безопасность организации — целенаправленная деятельность ее органов и должностных лиц с использованием разрешенных сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её нормальное функционирование и динамичное развитие.[11]
Вся социальная сторона оценки экономической безопасности находится в компетенции менеджмента, потому что такие показатели как уровень оплаты труда, задержка заработной платы, потери рабочего времени непрерывно связаны с управлением персонала, а последний, в свою очередь, оказывает существенное, а в большинстве случаев даже решающее влияние на экономическую безопасность предприятия.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что менеджмент оказывает весомое влияние на показатели экономической безопасности в социальной сфере. А она является очень важной в общей оценке уровня экономической безопасности предприятия.
3 Совершенствование менеджмента для укрепления экономической безопасности предприятия
3.1 Возможные угрозы экономической безопасности предприятия
В первую очередь мы должны понимать, что угроза — это такое развитие событий, действие (бездействие), в результате которых появляется возможность либо повышается вероятность нарушения нормального функционирования предприятия и недостижения им своих целей, в частности нанесения предприятию любого вида ущерба.[13]
Зибарев М.В. распределяет все факторы риска, опасности и угрозы по различным классификационным признакам.
По возможности прогнозирования:
— прогнозируемые — возникающие при известных обстоятельствах, выявленные из прошлого опыта и обобщенные отраслевой наукой и закрепленные в законах, стандартах, руководящих технических материалах и иных нормативных документах;
— непредсказуемые — форс-мажорные обстоятельства, технологические достижения и открытия, и иные, неизбежные по существу.
По источнику происхождения:
— объективные возникают без участия и помимо воли субъектов системы — состояние рыночной конъюнктуры, технологические достижения и открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д.;
— субъективные — умышленные или неумышленные действия людей, органов власти и государственных организаций, конкурентная борьба, преступность и иные, влияющие на экономические отношения предприятия на рынке.
По возможности предотвращения:
— форс-мажорные отличаются непреодолимостью воздействия (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, войны, эпидемии, которые заставляют решать и действовать вопреки намерению) и представляют особую сложность предотвращения бюджетными средствами;
— предотвратимые могут быть предусмотрены на стадии планирования бизнеса, процессов и технологий для минимизации или полного предотвращения возможного ущерба в случае реализации фактора риска.
По вероятности наступления:
— явные, очевидные, обусловленные рыночными (экономическими и юридическими) законами;
— латентные — неявные, временно скрытые и трудно обнаруживаемые, их проявление или непроявление может быть обусловлено экономической конъюнктурой, следствием макроэкономических явлений, а также конкурентной борьбой и способами ее ведения.
По природе их возникновения:
– экономические – конъюнктурные (рыночные) изменения;
– политические – смена власти, введение эмбарго;
– правовые – законодательное регулирование деятельности, лицензирование, таможня;
– техногенные – аварии и катастрофы, истощение ресурсов;
– экологические – истощение ресурсов, климатические изменения;
– конкурентные – «черный» PR, недобросовестная конкуренция;
– контрагентские – неисполнение обязательств, мошенничество.
По значимости или существенности ущерба:
– несущественные – не влияющие на рыночное состояние компаний;
– существенные – потеря значительной части материальных и финансовых ресурсов;
– значительные – утрата конкурентных преимуществ, возможно банкротство;
– катастрофические – невозможно продолжение хозяйственной деятельности, неизбежное банкротство.
По степени вероятности:
– невероятные – при крайне низкой вероятности совпадения обстоятельств возникновения угрозы;
– маловероятные – не требуют планирования превентивных мер как разновидность форс-мажорных обстоятельств;
– вероятные – слабо прогнозируемые, требующие планирование в зависимости от значимости ущерба;
– весьма вероятные – прогнозируемые, планируемые и обеспеченные бюджетом;
– неизбежные – легко прогнозируемые, обусловленные природой возникновения, планируемые и обеспеченные бюджетом.
По признаку их осуществления во времени:
– непосредственная – с определенной вероятностью осуществления;
– близкая (до 1 года) – прогнозируемая и планируемая;
– далекая (свыше 1 года) – не предусматривается текущим бюджетом.
По признаку их осуществления в пространстве:
– на территории предприятия;
– на территории, прилегающей к предприятию;
– на территории региона;
– на территории страны;
– на зарубежной территории.
По способам осуществления:
– промышленный шпионаж;
– хищение;
– вербовка и подкуп персонала;
– психологическое воздействие на персонал;
– технологический доступ и другие.
По сфере возникновения:
– внутренние факторы – связаны с хозяйственной деятельностью предприятия и его персонала. Обусловлены бизнес-процессами и оказывают влияние на результаты хозяйственной деятельности: форма и качество управления предприятия, соблюдение технологий, организация труда и социальной сферы персонала и многие другие;
– внешние возникают за пределами предприятия, связаны с конъюнктурой рынка и средой функционирования предприятия, изменение которых могут привести к возникновению ущерба – социально-экономические, политические, юридические, технологические, криминалистические и другие.
Класс угроз в сфере возникновения получил широкое распространение как наиболее очевидный и прогнозируемый, широко применяемый при первичном анализе угроз ИБ/ЭБ.
Под влиянием окружающей среды, различного рода факторов могут возникнуть многие десятки внешних опасностей и угроз экономической безопасности предприятия.
Внешние опасности:
– неблагоприятное изменение политической ситуации;
– макроэкономические потрясения (кризисы, нарушение производственных связей, инфляция, потеря рынков сырья, материалов, энергоносителей, товаров и т. д.);
– изменение законодательства, влияющего на условия хозяйственной деятельности (налогового, отношений собственности, договорного и др.);
– неразвитость инфраструктуры рынка;
– противоправные действия криминальных структур, использование недобросовестной конкуренции;
– промышленно-экономический шпионаж;
– моральные (психологические) угрозы, запугивание, шантаж и физическое, опасное для жизни воздействие на персонал и их семьи (убийства, похищения, избиения);
– хищения материальных средств;
– противоправные действия конкурентов, их стремление завладеть контрольным пакетом акций;
– заражение программ ЭВМ различного рода компьютерными вирусами;
– противозаконные финансовые операции;
– чрезвычайные ситуации природного и технического характера;
– несанкционированный доступ конкурентов к конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну;
– кражи финансовых средств и ценностей;
– мошенничество;
– повреждение зданий, помещений и многие другие.
Внутренние опасности и угрозы экономической безопасности бизнеса возникают непосредственно в сфере хозяйственной деятельности предприятия.
Внутренние опасности:
– недостаточный уровень дисциплины;
– противоправные действия кадровых сотрудников;
– нарушения режима сохранения конфиденциальной информации;
– выбор ненадежных партнеров и инвесторов;
– отток квалифицированных кадров;
– неверную оценку квалификации кадров, их низкую компетентность;
– недостаточная патентная защищенность, аварии, пожары, взрывы;
– перебои в энерго-, водо-, теплоснабжении, выход из строя вычислительной техники;
– смерть ведущих специалистов и руководителей;
– зависимость ряда руководителей от уголовного мира;
– низкий образовательный уровень руководителей;
– существенные упущения как в тактическом, так и в стратегическом планировании, связанные, прежде всего, с выбором цели, неверной оценкой возможностей предприятия, ошибками в прогнозировании изменений внешней среды.[12]
Данная классификация является всеобъемлющей и универсальной. Наиболее интересными, в рамках данного исследования, будут внутренние угрозы, т.к. их можно минимизировать при помощи совершенствования менеджмента для укрепления экономической безопасности предприятия.
3.2 Методы совершенствования и развития менеджмента как фактора обеспечивающего экономическую безопасность предприятия.
Автоматизация менеджмента приводит к отличным результатам при использовании на небольших предприятиях, в торговле на производстве. Внедрив систему в своей компании и установив программу, можно получить большие преимущества. Какие же плюсы дают, и какие задачи решают системы автоматизации менеджмента?
Данная программа занимается всеми основными бизнес процессами, протекающими на предприятии, упрощает документооборот, помогает в продажах, осуществляет контроль исполнения поручений . Это далеко не полный список того, что дает нам автоматизация менеджмента. Программа способна решать многие задачи, благодаря чему существенно облегчает работу сотрудников и руководящего состава. При правильном выборе продукта, подходящего именно для вашей компании и вашего стиля управления, грамотном его внедрении и оптимальном использовании, он становится просто незаменимым. Говоря про системы автоматизации менеджмента, отдельно стоит говорить о нескольких аспектах.
Если они внедряются в торговую компанию, то важно упомянуть про работу с товаром. В первую очередь речь идет о закупке. Автоматизация менеджмента позволяет выявить наиболее востребованный товар, анализирует возможности складских помещений, помогает подготовить все документы по закупке. Хранение и перемещение товаров внутри компании также отслеживается благодаря программе.
Системы автоматизации менеджмента также облегчают и процесс продажи. С её помощью более быстро формируются условия и договора по продаже, следить за движением товара, фиксировать возвраты. Отдельно можно говорить и об автоматизации работы склада. Это является важной составляющей успеха, так как его функционирование, грамотное распределение товаров в нем и контроль свободного места напрямую влияют на весь рабочий процесс.
Автоматизация менеджмента также позволяет более четко распоряжаться финансами: следить за движением денежных средств, вести бухгалтерскую отчетность.
Функции, которые выполняют системы автоматизации менеджмента можно перечислять долго. Ведь каждая отдельная компания имеет свои приоритеты и нуждается в тех или иных составляющих системы автоматизации. Выбрав подходящую программу, благодаря которой будет реализовываться функциональная система управления организацией, можно обеспечить себя незаменимым помощником, способным поднять продажи, сделать производство более успешным и повысить уровень экономической безопасности предприятия.
В качестве основного практического примера можно предложить внедрение системы CRM(Customer Relationship Management)- Система управления взаимоотношениями с клиентами- прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.[14]
Ожидаемые результаты:
— Выделение ключевых клиентов и сосредоточивание усилий на работе с ними
— Предоставление дополнительного сервиса для клиентов (информирование о новых продуктах, акции, консультации, «предвосхищая желание Клиента» и т.д.)
— Увеличение объем продаж (повторные продажи, допродажи сопутствующих услуг, перекрестные продажи, увеличение продаж за счет доли конкурентов)
— Отказ от расширения штата. Значительное повышение эффективности работы сотрудников. Сокращение потери времени на рутинных операциях. Усиление контроля над деятельностью.
— Ускорение основных бизнес-процессов
— Возможность анализа истории работы с клиентами и планирование фактов взаимодействия.
— Для наглядности приведена таблица, где рассмотрены типичные ситуации и проблемы, с которыми сталкивается компания «Сибтехнология» и как они будут решены с появлением CRM-системы «1С».
Таблица 3.1 — Сравнение деятельности организации до внедрения системы и после.
Без CRM-системы | С CRM-системой «1С» |
Менеджеры по продажам ведут записи о клиентах индивидуально, в записных книжках или в файлах Excel. Переписка с клиентами по электронной почте, хранящаяся только в почтовом ящике продавца, недоступна руководству. Важные письма могут пропасть или быть удалены, невозможно восстановить историю работы с клиентом; нет контроля над продавцом | Все данные о клиентах и сделках хранятся в одной защищенной базе данных с разделяемым доступом: сотрудники имеют доступ к информации в соответствии со своей ролью и полномочиями. Уменьшается вероятность искажения и фальсификации данных о сделке |
При увольнении менеджеры уводят покупателей с собой, не оставляя подробной информации о клиенте и его особенностях | Предприятие не теряет потребителя при увольнении менеджера – вся информация о клиенте и сделках сохраняется |
Продолжение таблицы 3.1
Менеджеры нередко забывают перезвонить клиенту или отослать необходимую информацию, не борются за каждую сделку, а выбирают приносящие большую выгоду именно им, а не компании. Ошибки в работе оправдывают большой загрузкой | Появляется возможность автоматизировать рутинные операции: телефонные переговоры с клиентом, рассылку факсов и электронных писем, распечатку наклеек на письма и т. п. Система помогает соблюдать регламент работы с клиентами |
Руководство компании зависит от продавцов, не может строить прогнозы, не владеет информацией о причинах роста и падения уровня продаж. При отсутствии менеджера на рабочем месте (командировка, болезнь, отпуск) получить информацию о клиенте и сделках с ним невозможно, и сделки срываются | Система позволяет учитывать индивидуальные особенности, предпочтения клиента, его значимость для компании. Четко видно, как осуществлялась сделка (по этапам). Каждый клиент взаимодействует с менеджером, который несет персональную ответственность за результаты продаж, вместе с тем руководство в любую минуту может ознакомиться с положением дел. |
После успешного внедрения CRM-системы улучшатся ключевые показатели развития бизнеса, но насколько – предугадать довольно сложно. Как показывает практика, среднестатистические показатели улучшения эффективности деятельности компаний после внедрения CRM-систем выглядят так:
- увеличение объема продаж на 5-10%;
- снижение производственных и операционных затрат на 10%;
- уменьшение складских запасов на 10%;
- снижение операционных и управленческих затрат на 15-20%;
- экономия оборотных средств от 3 до 5%;
- уменьшение цикла реализации продукции на 25-30%;
- снижение коммерческих затрат на 30-35%;
- уменьшение дебиторской задолженности на 10-15%.
Исходя из опыта большинства внедрений, временные затраты персонала на выполнение действий, необходимых для работы с клиентом, при внедрении CRM-системы сокращаются, в среднем, на 20-30%. Поэтому сотрудники при той же численности будут выполнять больший объем работы, следовательно, смогут за то же время обработать больше клиентов и заработать пропорционально большую прибыль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономическая безопасность предприятия в современном мире обрела особую актуальность, так как предприятия постоянно подвержены воздействию внешних и внутренних угроз, что препятствует эффективному функционированию предприятия. Также тот факт, что на многих предприятиях нет до сих пор эффективной оценки экономической безопасности, подтверждает актуальность проблемы.
Экономическая безопасность предприятия (фирмы) — это такое состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. И его основной целью является защита предприятия от различных угроз для его стабильного функционирования. Здесь появляется менеджмент, как фактор обеспечения экономической безопасности предприятия, основной задачей которого является формирование благоприятных условий последнего.
Сам по себе менеджмент — это создание бизнес-модели предприятия и максимально эффективное управление ею. Являясь сложным и многоуровневым процессом, менеджмент делится на виды: стратегический, финансовый, производственный, инновационный, маркетинговый и кадровый.
Основные функции менеджмента, планирование, организация, контроль, регулирование и мотивация, неразрывно связаны с улучшением работы предприятия.
При более детальном рассмотрении таких понятий как «менеджмент» и «экономическая безопасность» можно выявить между ними устойчивую взаимосвязь, и также стоит отметить, что при помощи менеджмента предприятие повышает уровень обеспечения экономической безопасности.
Познакомившись с предприятием ООО «Юнитполимер» и проанализировав его финансовые показатели, можно сделать вывод, что наиболее финансово благоприятным для предприятия был 2015 год. Чистая прибыль в 2016 году преходит в убыток. Причиной этого стало снижение прибыли от продаж и увеличение прочих расходов. Признаков нарушения экономической безопасности не выявлено со стороны экономического критерия.
Основным элементом при анализе и оценке экономической безопасности предприятия является выбор ее критерия. Состояние экономической безопасности определяется на основании суммы признаков.
Экономическую безопасность предприятия можно оценивать с помощью различных критериев: организационный, правовой, информационный, экономический.
При более детальном рассмотрении индикаторного подхода были выявлены его основные показатели: производственные, финансовые, социальные.
Были определены основные направления, показатели в экономической безопасности, на которые менеджмент влияет в большей стпени. А именно: вся социальная сторона экономической безопасности, в особенности кадровая безопасность бизнеса.
При обнаружении возможных факторов риска на предприятии, был предложен такой метод совершенствования менеджмента, как его автоматизация.
Автоматизация менеджмента приводит к отличным результатам при использовании на небольших предприятиях, в торговле на производстве. Внедрив систему в своей компании и установив программу, можно получить большие преимущества. Данная программа занимается всеми основными бизнес процессами, протекающими на предприятии, упрощает документооборот, помогает в продажах, осуществляет контроль исполнения поручений .
В качестве основного практического примера было предложено внедрение системы CRM(Customer Relationship Management)- Система управления взаимоотношениями с клиентами- прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов.
Исходя из опыта большинства внедрений, временные затраты персонала на выполнение действий, необходимых для работы с клиентом, при внедрении CRM-системы сокращаются, в среднем, на 20-30%. Поэтому сотрудники при той же численности будут выполнять больший объем работы, следовательно, смогут за то же время обработать больше клиентов и заработать пропорционально большую прибыль, что, безусловно, имеет положительную тенденцию в улучшении и укреплении экономической безопасности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Анохин А. Аутсорсинг в государственном управлении зарубежных стран и России//Государственная служба. — 2010. — №2. [2] Дафт Р. Менеджмент. 9-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 864с.: ил. – (Серия «Классика МВА»). [3] Стратегии бизнеса. Справочник / Под ред. Г. Б. Клейн ер а. М.: КОНСЭКО, 1998. С. 288. [4] Бекряшев А. К., Белозеров И. П., Бекряшева Н. С., Леонов И. В. эл.учеб. Теневая экономика и экономическая преступность / Омск – 2001. [5] Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник Московского гос. ун-та. Сер. 6 «Экономика». – 1995. – №3. – С. 3–9. [6] Баглей Д.Ю. Технологии кадрового менеджмента в системе экономической безопасности предпринимательства–Ростов-на-Дону:Б.и, 2007. –35 с [7] Нестеров А.К. Информационная безопасность предприятия [Электронный ресурс] [8] Зибарев, М.В.. Экономическая безопасность : учебное пособие / М. В. Зибарев. — Орск : Издательство ОГТИ,2010. — 175 с..2010 [9] https://ru.wikipedia.org [10] сайт предприятия: http://www.umitpak.ru [11] Карачурина Р.Ф., Вакушина А.А. Методология формирования стратегии повышения финансового потенциала экономических субъектов на российском рынке / Р.Ф. Карачурина, А.А. Вакушина // В мире научных открытий. – 2013. — № 8.1 (44). — с. 236-251 [12] Васильева С.Ю. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / С.Ю. Васильева. – М.: Дело, 2009. – 762с. [13] Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы) / О.И. Волков. – М.: Инфра-М, — 2010. – 601 с. [14] Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело, 2011. – 368с. [15] Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: 000 «Новое знание», 2010. — 688 с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф