ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ В РФ
1.1 Сущность и значение управления региональной экологической политикой
1.2 Особенности формирования экологической политики регионов в РФ
1.3 Правовые аспекты региональной экологической политики РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПЕЦИФИКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая экологическая характеристика региона
2.2 Анализ особенностей и специфики управления региональной экологической политикой в Иркутской области
2.3 Направления совершенствования системы управления региональной экологической политикой Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Непреходящую актуальность на современном этапе общественного развития имеет экологическая проблема. От способности управлять процессом взаимодействия общества и природы зависит ближайшее будущее человечества. Здесь значительна роль политической воли как наиболее эффективного инструмента управления общественными процессами. Необходимо отметить, что экологические приоритеты обозначены в ряде политических документов, отражающих стратегические цели российской власти.
Экологические проблемы в современной России имеют ярко выраженную территориальную специфику, которая заключается не только в состоянии биологических систем, но и в специфике отношений общества и власти. Региональная экологическая политика базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Ее стратегической целью является сохранение природных систем, поддержание их целостности, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения, демографической ситуации и обеспечение экологической безопасности страны. Расширение и усиление антропогенного и техногенного давления на окружающую среду повлекло за собой так называемый «эффект бумеранга»: разрушение природной среды обернулось экономическим и социальным уроном.
Экологическая безопасность определяется экологическим каркасом территории, основу которого составляют особо охраняемые природные территории. Для России проблемы формирования системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) приобретает особое значение как обязательное условие для перехода регионов к устойчивому развитию. В настоящее время в России создано 12,9 тыс. ООПТ различных категорий общей площадью около 211 млн га – 11,9 % всей площади страны. В формировании основ устойчивого развития регионов ООПТ выполняют очень важные функции.
В данной работе рассматриваются основные нормативно-правовые акты в области реализации экологической политики, задачи и функции деятельности по управлению охраной окружающей среды, а также структура государственных органов, которые их осуществляют. Оцениваются показатели, по которым в Иркутской области установлен повышенный уровень загрязнений, а также источники выбросов загрязняющих веществ и меры по устранению сложившейся ситуации.
Предметом данной курсовой работы является региональная политика РФ.
Объектом – процесс осуществления региональной политики в Иркутской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
–определить сущность и значение управления региональной экологической политикой;
–выявить особенности формирования экологической политики регионов в РФ;
–рассмотреть правовые аспекты региональной экологической политики РФ;
–дать общую экологическую характеристику региона;
–провести анализ особенностей и специфики управления региональной экологической политикой в Иркутской области;
–определить направления совершенствования системы управления региональной экологической политикой Иркутской области.
Цель и задачи определили структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, в состав которых входят несколько параграфов, заключения, списка литературы, и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы региональной политики в России, а также рассмотрено ее нормативно-правовое регулирование.
Во второй главе рассмотрены региональные аспекты региональной политики в РФ на примере Иркутской области, а также даны рекомендации по совершенствованию системы управления экологической политикой данного региона.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ В РФ
1.1 Сущность и значение управления региональной экологической политикой
Возникновение глобальной экологической угрозы будущему человечества и ее осознание (примерно в середине прошлого века) вызвали появление такого специфического направления в национальной и мировой политике, как экологическая политика.
Экологическую политику можно понимать как систему властных действий субъектов (акторов) политики, направленную на гармонизацию отношений в системе «общество – природа». Можно выделить несколько основных направлений экологической политики России:
1) установление жестких экологических ограничений по территориям и природным системам, в рамках которых должны осуществляться развитие и размещение производительных сил, а также экономической ответственности природопользователей за нарушение экологических ограничений;
2) создание системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;
3) создание системы экологического страхования, сертификации и аудита;
4) проведение экологической экспертизы;
5) развитие предпринимательства, формирование экоиндустрии» [21].
В качестве субъектов или полноценных акторов экологической политики как на федеральном, так и на региональном уровне не могут выступать неинституциональные субъекты политических отношений – отдельные индивиды или социальные группы, так как при достаточно высоком уровне осознания обществом необходимости решения экологических проблем, которые затрагивают интересы каждого, на практике здесь наблюдается крайняя несогласованность действий.
Так, социологические исследования, проведенные в экологически неблагополучных регионах страны, подтверждают, что факт пережитой или переживаемой экологической катастрофы незначительно влияет на экологические установки респондентов. Отсутствие достаточно четкого целевого, ценностного компонентов в деятельности вышеназванных субъектов является следствием многообразных социально-экономических, политических и социокультурных противоречий развития современного российского общества (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Формы и виды ущербов, которые образовались в результате изменений в природной среде под воздействием хозяйственной деятельности (на примере загрязнения воздушного бассейна) [26]
Во-первых, необходимо учитывать известный социально-экономический контекст проблемы, а именно материальное положение респондентов, которое в большей степени влияет на экологические взгляды и степень интериоризации проблем экологии, нежели опыт пережитой (переживаемой) катастрофы.
Причину этого следует искать в отсроченности психических реакций в отношении возможной экологической угрозы, что ведет, с одной стороны, к значительному снижению роли потребности в экологической безопасности среди других витальных потребностей (например, в пище, одежде и т.д.), а с другой стороны, происходит негативация ценности природной среды. В ситуации экономического и духовного отчуждения индивид воспринимает природу исключительно как средство обогащения. Известно, что для экономического субъекта природа есть нечто иное, как объект манипуляций, склад ресурсов, а ее моральная ценность сведена к нулю[30].
Во-вторых, системный кризис российской политической системы связан прежде всего с отсутствием четкого механизма взаимодействия общества и государства, крайне болезненным становлением гражданского общества. Негативным являлся опыт решения экологических проблем в советский период методами командного администрирования. Хотя на современном этапе уже можно говорить о складывании некоей негосударственной «проэкологической коалиции».
Крайне актуальным является вопрос об ответственности государственных чиновников за действие или бездействие, которое повлекло за собой негативные экологические последствия. Негативным наследием политической культуры страны является традиционная пассивность граждан в области политической жизни, отсутствие знаний, навыков отстаивания собственных интересов. Экологическая проблематика фактически выведена за пределы реального политического процесса, размыта между разнообразными государственными и негосударственными инстанциями, деятельность которых чаще всего носит бессистемный характер, дает разрозненную картину экологической действительности[29].
В-третьих, крайне низким остается уровень экологических знаний, особенно у представителей среднего и старшего поколения, которых не коснулась экологизация системы школьного и послешкольного образования, а именно эта часть населения наиболее активна политически, занимает наиболее высокие социальные позиции в обществе. В результате связь между действием антропогенного фактора и обратной реакцией природных экосистем не осознается, так как природные и общественные процессы несоизмеримы и отсутствует необходимая система научных знаний об их взаимодействии.
Поэтому представления об экологических факторах бытия общества крайне отрывчаты, мифологизированы, а соответственно не могут выступать в качестве деятельной основы политической практики. Так, по результатам многих социологических исследований, такие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности человека, как радиационное или химическое загрязнение, воспринимаются как нечто дематериализованное, таинственное, крайне опасное. Ситуацию усугубляет и недостаточный уровень информированности населения об экологическом положении их региона, возможных перспективах развития проблемы. В итоге «в обществе преобладает убеждение в беспомощности перед экологической угрозой, невозможности личного влияния на положение в этой сфере» [30].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологические проблемы являются важным достоянием общественной идеологии, но не общественной психологии и реальной социальной практики индивидов и групп, а значит, и политической деятельности. В ответ на усиление экологической угрозы в обществе возрастают деструктивные процессы, учащаются разнообразные формы девиации, возникают отчаяние, страх, апатия.
Социальные группы не могут стать по — настоящему самостоятельными, самодостаточными субъектами экологической политики, но могут быть легко использованы как лоббирующее средство в материальных спорах субъектов рынка при разыгрывании так называемой «экологической карты». Это требует от реальных субъектов экологической политики максимально активизировать свою деятельность.
Таким образом, активизация экологической политики в России — дело крайне противоречивое. Экологическая политика в настоящий момент является «факультативным направлением» национальной политики России. Нет, также оснований ожидать столь благоприятной социально-экономической ситуации, которая сделает экологическую политику выгодной для политической и экономической элиты[28].
Корень проблемы необходимо искать не только в социально- экономической, но и в социокультурной сфере. Стратегическое партнерство всех субъектов экологической политики возможно лишь при наличии общих базовых ценностей, которые реализуются в единой природосообразной экологической парадигме.
1.2 Особенности формирования экологической политики регионов в РФ
В сфере охраны окружающей среды существуют 2 вида управления: общее и специальное.
Общее управление в сфере охраны окружающей природной среды носит территориальный характер. Оно касается всех юридических и физических лиц в пределах территории страны, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Управление в сфере охраны окружающей природной среды осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ в пределах установленных компетенций [28].
Реализация специального управления в области охраны окружающей среды является прерогативой специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующие функций управления, что является главной задачей [25].
Функция управления – закрепленное в законодательных и иных нормативно-правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среди и использованию природных ресурсов. Существуют следующие функции [25]:
— мониторинг состояния окружающей среды и учет природных ресурсов, осуществляемые в формах ведения кадастров, реестров;
— установление стратегии (принятие государственных концепций) и планирование (в форме федеральных и региональных целевых программ, иных планов);
— распределение и перераспределение природных ресурсов между потребителями;
— пространственно-территориальное устройство природных ресурсов;
— разрешительная система, производящая выдачу разрешений и лицензий, заключение договоров на оказание воздействий на окружающую среду и пользование природными ресурсами;
— нормотворчество;
— контроль и надзор;
— разрешение споров (кроме подсудных).
Контрольно-надзорная функция является одной из основополагающих функций управления, именно благодаря ей можно определить эффективность экологической политики и сравнить имеющийся результат с желаемым. Движущей силой развития экологической политики может выступить наука. Научное знание является одной из ключевых ценностей современной цивилизации. Наука воспринимается в массовом сознании как универсальная социальная сила, способная решить любые общественные проблемы, в том числе и экологические.
Соответственно, совершенно закономерным является повышенное внимание общества к деятельности научного сообщества в области экологических проблем, где сложилась модель синтетического научного знания. Позитивной стороной деятельности ученых-экологов является то, что они пытаются получить системное, многопредметное знание о целостных социоприродных объектах, в отличие от большинства естественных и общественных наук, которые в соответствии с классической научной парадигмой воспроизводят предметное, фрагментарное, специфическое знание. С другой стороны, именно в экологических исследованиях в наибольшей степени выражен ценностно-целевой аспект, связанный с рассмотрением любых естественно-природных изменений через призму их влияния на человечество.
Экологические научные организации могут выступать в качестве важнейшего субъекта экологической политики, так как[31]:
1) обладают достаточно совершенным инструментарием для объективной оценки экологического состояния среды, выявления возможных рисков, определения программы действий по предотвращению экологической катастрофы, выработки системы восстановительных мероприятий;
2) расчитывают на поддержку национальных экологических движений и международного экологического сообщества, т.е. относительно автономны от местной политической власти и экономической элиты, а их интересы не связаны с хозяйственно-экономическими;
3) полностью отвечают росту потребности в политически интерпретированном экологическом знании, т.е. в экспертных заключениях, используемых в политическом процессе.
Экологические научные организации через механизмы экологических движений могут оказывать значительное прямое влияние на формирование как государственной, так и региональной экополитики, в том числе и путем проведения массовых акций, кампаний, выступлений в СМИ, организации общественных слушаний. Но реально, прежде всего на местном, региональном уровне не возникает стратегического партнерства между администрацией, исполнительной властью (за которыми стоят интересы большой индустрии, крупного бизнеса) и экологами.
Общей тенденцией современной региональной политики является усиление доминирования региональной администрации среди акторов политики, в том числе и в отношении экологических проблем [27]. Эта ситуация проявляется в следующем: негосударственные акторы экологической политики поглощены властно-административными структурами, отношения между властью и экологическими организациями носят сугубо вертикальный, инструктивный характер, в большинстве случаев отсутствует финансовая независимость экологических организаций.
Исполнительная власть действительно является наиболее очевидным субъектом экологической политики, определяя политические практики природопользования и защиты природы. Причем ресурсный потенциал этого актора экологической политики чрезвычайно велик в сравнении с другими возможными субъектами. Поэтому исполнительная власть может действовать произвольно по отношению к ним, как предоставляя им определенные льготы, финансирование, информационные ресурсы, так и ограничивая их деятельность.
Можно выявить множество факторов, негативно влияющих на экологизацию государственной и региональной экологической политики в современной России. Рассмотрим некоторые из них[32].
Во-первых, недостаточное социально-экономическое развитие страны диктует следование общемировым тенденциям, где жизнеспособность и славу страны определяют ее экономико–финансово–военные преимущества. Это приводит к тому, что правительства и политические лидеры отдают предпочтение экономическим, а не экологическим факторам общественного развития. Задачей политических институтов в такой ситуации становится достижение экономического процветания любой ценой, даже ценой экологической стабильности.
Во-вторых, ключевыми ценностями современной политики являются производные от экономической эффективности и выгоды. Эффективность же проведения активной экологической политики — явление латентное, практически никогда не проявляется сразу.
Так, например, тезис о высокой экономической и политической эффективности экологического производства не подтверждается в условиях переходной экономики и масштабной модернизации производства. Одновременно эффективность экологической политики не корреллирует электоральное поведение во время выборов. Таким образом, можно утверждать о крайне низкой в целом политической эффективности экологической политики, невозможности получения в данном случае каких-либо значительных политических дивидендов[22].
В-третьих, общая ориентация обществ «догоняющего» типа на производственную и потребительскую модель развитых стран. Причем происходит копирование тех моделей, которые фактически отмирают в развитых странах, подвергаются широкой общественной критике.
1.3 Правовые аспекты региональной экологической политики РФ
Региональная экологическая политика базируется на Конституции Российской Федерации[1], Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (см. Приложение).
Говоря об административных методах, можно определить довольно большой перечень документов, обозначающих и реализующих политику государства в отношении охраны окружающей среды и природопользования. К ним относятся Указ Президента РФ № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 5.01.2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», Экологическая и Энергетическая доктрины Российской Федерации, Федеральная программа «Экологическая безопасность России»[20].
Утверждение «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025г.» стало необходимым и закономерным шагом для современного устойчивого социально-экономического развития страны. Реализация поставленных задач позволит в будущем перейти к зеленой модели экономики. Требования утвержденной Стратегии нацелены на организацию инновационной экономики в условиях жестких экологических ограничений[5].
Главным документом, определяющим политику, в широком смысле слова, и экологическую политику, в частности, является Конституция – основной закон, предусматривающий нормы-цели и нормы-принципы, формы права, задачи государства, ветвей его власти, компетенцию федеральных и иных органов законодательной и исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды, а также основные направления и способы их претворения в жизнь.
Конституция РФ содержит большое количество предписаний, отражающих экологическую направленность. На конституционном уровне определены значение и место экологии в социальном и экономическом развитии страны, роль в нем Правительства РФ (ч. 2 ст. 41, ст. 42, п. «е» ст. 71, п. «в» ст. 114). Эти конституционные нормы и положения, являющиеся основополагающими для формулирования экологической политики, развиты в федеральных конституционных актах, в федеральных законах, а также в подзаконных актах[1].
Однако, можно констатировать невыполнение требований актов, отражающих экологическую политику. Следовательно, одной из проблем проведения экологической политики является правовой нигилизм, пренебрежение правом. При этом проявляются незнание должностными лицами действующих природоохранных правил, пренебрежение уже имеющимися правовыми нормами, которые надо знать и неуклонно соблюдать. Помимо этого, законодательство должно учитывать изменения в экономике, в социальной и технологической сферах, в системе органов власти, в международном праве, в экологической политике, совершенствоваться под влиянием изменений окружающей обстановки [20].
Также для решения экологических проблем необходимо сформировать эффективную систему управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающую взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, а также повысить эффективность государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях. Именно это отмечается в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г[5].
Задачами деятельности по управлению охраной окружающей среды являются [5]:
— формирование и соблюдение экологически и гигиенически обоснованных требований к выпускаемой продукции;
— рациональное распределение природных ресурсов;
— четкое функционирование системы контроля элементов среды и ее взаимодействие со службами производственных объединений (промышленных предприятий);
— снижение загрязнений атмосферы выбросами загрязнителей, загрязнение почвы и недр, уровня шумов, излучений и других физических факторов ниже регламентированного уровня;
— устранение нежелательных интродуцентов, а также предотвращение проникновения карантинных видов, возникновения новых заболеваний;
— осуществление утилизации попутных и побочных продуктов и вторичных материалов.
В области охраны окружающей среды государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, закреплен в ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой установлены следующие виды государственного экологического надзора [2]:
— государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— государственный земельный надзор;
— государственный надзор в области обращения с отходами;
— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
— государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
— государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
— государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
— государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
— федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
— федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
— федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
— федеральный государственный охотничий надзор;
— государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
— государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПЕЦИФИКИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общая экологическая характеристика региона
Иркутская область, с областным центром в городе Иркутске, входит в Сибирский федеральный округ и является субъектом РФ, который граничит с Бурятией, Якутией, Красноярским и Забайкальским краем, была образована после разделения Восточносибирской области на Читинскую и Иркутскую[35].
Область населяет 2414913 человек (по данным 2018г.) и занимает площадь 774846 кв. км.
Промышленность региона является прямым отображением имеющихся у него природных и сырьевых ресурсов – обеспечивает не только 6,5% электроэнергии, 15% древесины, 6% угля, 20% целлюлозы и 9% нефти России, но и является основным источником загрязнения окружающей среды.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ 25 января 2019 года выступило с докладом, в котором представило список регионов с самым загрязненным воздухом. Отбор проб проводился в 2017 году, причем результаты отбора были проанализированы и получены лишь спустя год. Согласно результатам исследования, Иркутская область не вошла в список регионов с самым загрязненным воздухом. Иную позицию в отношении экологической ситуации в Иркутской области заняли «Зеленый патруль» и Роспотребнадзор[32].
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» представила свой экологический рейтинг, в котором Иркутская область названа регионом с неблагоприятной экологической обстановкой. Иркутская область в рейтинге занимает 83 место, по состоянию на 4 июня 2019 года, и входит в тройку самых загрязненных областей РФ[34].
В 2018 году Роспотребнадзор выявил в Иркутской области наиболее высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Роспотребнадзор назвал Иркутскую область городской территорией, где была выявлена наиболее высокая доля проб атмосферного воздуха с превышением ПДКмр по содержанию загрязняющих веществ, говорится в докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году» от 3 июня 2019 года[33].
По информации Роспотребнадзора по Иркутской области на 31 мая 2019 года, согласно результатов лабораторных исследований, в семи водоемах Приангарья вода не соответствует требованиям гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Загрязнение воды следующих водоемов оценивается как опасное и создает угрозу развития инфекционных заболеваний у населения: река Иркут, поселок Горького; Иркутское водохранилище – у ледокола «Ангара»; река Ангара, залив остров Юность; Иркутское водохранилище, поселок Ново-Грудинино; пляж в селе Смоленщина; река Мура (зона рекреации); река Иркут, село Баклаши[33].
Это вызвано значительным количеством экопроблем в области, среди которых:
— экологически неблагополучное состояние атмосферного воздуха, в первую очередь в городах Ангарске, Братске, Иркутске, Шелехове, что, в свою очередь, оказывает влияние на здоровье и условия проживания населения области;
— неудовлетворительное состояние охраны вод от загрязнения сточными водами, источников питьевого водоснабжения;
— критическое состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления;
— отсутствие системы вторичной переработки отходов.
В частности, реку Ангару загрязняют водоканалы Иркутска, «Байкалэнерго» и мебельная фабрика, озеро Байкал страдает от неочищенных вод целлюлозно-бумажного комбината и стоков городов и поселков, расположенных по его берегам. Котельные и железнодорожные станции вносят свою лепту в загрязнение озера, внесенного в Список участников мирового наследия. В настоящее время вода в Байкале оценивается как условно чистая. Надо отметить негативное воздействие неочищенных от фосфатов хозяйственно-бытовых сточных вод. Жители малых и средних населенных пунктов, баз, домов отдыха, пансионатов и палаточных городков используют синтетические моющие средства. Воду при этом выливают без какой-либо очистки прямо в Байкал[35].
К предприятиям, наиболее негативно влияющим на водные ресурсы области, еще следует отнести: «Байкальский ЦБК», «Братсккомплексхолдинг», «Усть–Илимский лесопромышленный концерн»; «Химпромусолье», «Саянскхимпласт», «Ангарскую нефтехимическую компанию». За 2018 год в природные водные объекты сброшено 824 миллиона кубометров сточных вод. Это составляет 104% к 2018 году. 64% из общего объема сброшенных вод относятся к категории загрязненных. По сбросу загрязненных сточных вод лидируют города Братск (более четверти общего объема), Усть-Илимск (12%), Иркутск (7%).
Загрязнение почв в Иркутской области связано с предприятиями химической промышленности, так в результате использования ртути в производстве «Саянскхимпласта» и «Усольхимпрома» почва загрязнилась на глубину до 3 метров.
Загрязнение почв в регионе связано с предприятиями химической промышленности. В результате чего земля, в местах их расположения, перенасыщена некоторыми элементами таблицы Менделеева в несколько раз. Например: оловом в 10 раз, молибденом в 8, цинком в 5, фтором в 3, медью, ванадием и марганцем в 2 раза. Кроме того, присутствуют и другие элементы, среднее содержание которых превышено, например: свинец, ртуть, фтор и никель[35].
Отдельно стоит остановиться на предприятиях, использующих в своем производстве радиоактивные вещества и ртуть. Показатель загрязнения радиоактивными веществами находится в пределах нормы. Исключение составляют районы возле поселка Большая Елань и Мегет.
Экологические проблемы Иркутской области связаны с использованием ртути в производстве «Саянскхимпласта» и «Усольхимпрома». Почвы под такими производствами загрязнены на глубину до 3 м.
Самыми неблагополучными городами по состоянию атмосферного воздуха являются: Братск, Ангарск, Шелехово и Иркутск. В них уровень загрязнения очень высокий. Воздух перенасыщен такими вредными веществами как: бензапирен, диоксид азота, формальдегид, фторид водорода, сероуглерод, взвешенные вещества, оксид углерода, диоксид серы. Их концентрации превышают допустимые пределы. По бензапирену в десятки раз, формальдегидам в разы.
В 2019г. 736 предприятий области выбросили в атмосферу 660 000 тонн загрязняющих веществ. Это на 3% больше, чем годом ранее. Выброшенные в атмосферу загрязняющие вещества включают 94 000 тонн твердых веществ и 566 000 тонн жидких и газообразных. Третью часть вредных веществ, выброшенных в атмосферу, составляет диоксид серы (217 000 тонн)[35].
На автомобильный транспорт приходится около 52% загрязняющих выбросов, остальные на предприятия теплоэнергетики, не оснащенные системами улавливания и фильтрации. Объем выбросов Иркутской ТЭЦ составляет около 40 тыс. тонн в год.
Больше всех страдают загрязненным воздухом Ангарск и Братск, у Иркутска экологические проблемы в этой области несколько ниже. В административном центре есть достаточно благополучные районы.
Также в Иркутской области за год образуется более 100 млн. тонн всех видов отходов. Если предприятия еще соблюдают дисциплину вывоза и утилизации отходов, то население не очень. Ежегодно выявляются и закрываются сотни несанкционированных свалок, что в комплексе с ежегодным приростом населения в области, лишь увеличивает проблему.
В 2017 году обработано, утилизировано и обезврежено 95% образовавшихся отходов, передано другим предприятиям для обработки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения 1,5%, захоронено самими предприятиями 1,8% отходов.
2.2 Анализ особенностей и специфики управления региональной экологической политикой в Иркутской области
Управлением и регулированием региональной экологической политикой в Иркутской области занимаются следующие областные природоохранные государственные и негосударственные организации:
1. Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Учреждение является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования и водных отношений[35].
Организационную структуру Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области можно увидеть на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области[35]
В ведении министерства находятся:
1) служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области;
2) служба по охране и использованию животного мира Иркутской области;
3) Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве;
4) Иркутский Центр оценки воздействий на окружающую среду;
5) Иркутская областная общественная организация «Ассоциация Байкальская экологическая сеть», и др.
6) Востсибэкоцентр.
Направлениями деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области являются[35]:
— разработка и внедрение экологических программ;
— разработка и выполнение практических проектов, направленных на улучшение качества окружающей среды;
— проведение независимых исследований состояния окружающей среды и правовой базы в сфере охраны окружающей среды;
— популяризация знаний об экологии и охране озера Байкал;
— проведение лекций, семинаров, конференций, общественных слушаний, выставок и конкурсов и иных мероприятий, соответствующих уставным целям, и др.
Кроме того, в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области находятся заповедники: Прибайкальский Национальный парк, Национальный парк «Алханай», Байкало-Ленский заповедник, Баргузинский заповедник, Витимский заповедник, Байкальский заповедник, а также заказники (см. табл. 2.1)
Таблица 2.1 Список заказников Иркутской области (год основания, площадь, статус заказника)[35]
Далее нами будет рассмотрена деятельность региональной власти Иркутской области по защите экологии региона:
С 2017 г. в рамках государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014 – 2020 годы [2] осуществляется строительство объекта «Полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области», Иркутская обл., Черемховский район, 1.5 км севернее р.п. Михайловка, на участке отработанного карьера Трошковского месторождения глин».
В соответствии с Законом Иркутской области от 18 декабря 2017 года № 98-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» финансирование Государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы, на начало 2018 года из областного бюджета предусматривалось в размере 1 160,522 млн. рублей, из федерального бюджета в размере 2 530,023 млн. рублей [13,14].
С учетом внесенных изменений для реализации мероприятий государственной программы к концу 2018 года общий объем финансирования из областного бюджета составил 1 312,753 млн. рублей, из федерального бюджета составил 1 395,982 млн. рублей (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Объемы финансирования государственной программы из областного и федерального бюджетов в 2018 году (тыс. рублей) [19]
Наименование подпрограммы | Источники финансирования | План | Факт | % исполн |
Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий ИО | ОБ | 22538,7 | 11877,8 | 52,7 |
Отходы производства и потребления в ИО | ОБ | 486641,2 | 292578,7 | 60,1 |
Развитие водохозяйственного комплекса в ИО | Всего | 251419,5 | 48167,2 | 19,2 |
ОБ | 80630,5 | 26733,4 | 33,2 | |
ФБ | 170789,0 | 21433,8 | 12,5 | |
Защита окружающей среды в Иркутской области | ОБ | 14552,8 | 14536,6 | 99,9 |
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды ИО | Всего | 170828,7 | 168619,6 | 98,7 |
ОБ | 141046,5 | 139010,0 | 98,6 | |
ФБ | 29782,2 | 29609,6 | 99,4 | |
Охрана, защита и воспроизводство лесов ИО | Всего | 799137,5 | 810553,3 | 101,4 |
ОБ | 393571,4 | 393571,4 | 100 | |
ФБ | 405566,1 | 416981,9 | 102,8 | |
Государственное управление в сфере лесного хозяйства ИО | Всего | 963616,5 | 962548,4 | 99,9 |
ОБ | 173772,0 | 173190,5 | 99,7 | |
ФБ | 789844,5 | 789357,9 | 99,9 | |
Итого: | Всего | 2708734,9 | 2 308 881,6 | 85,2 |
ОБ | 1312753,1 | 1051498,4 | 80,1 | |
ФБ | 1395981,8 | 1257383,2 | 90,1 |
Динамика оформления разрешительной документации на право пользования водными объектами по годам характеризуется следующими данными (см. табл. 2.3):
Таблица 2.3 – Динамика оформления разрешительной документации на право пользования водными объектами по годам [19]
Годы | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Поступило на рассмотрение пакетов документов | 250 | 223 | 207 | 156 | 164 |
Отклонено заявок | 36 | 21 | 35 | 31 | 19 |
Заключено договоров водопользования | 51 | 59 | 53 | 50 | 38 |
Заключено дополнительных соглашений к договорам водопользования | 95 | 196 | 174 | 148 | 168 |
Принято решений о предоставлении водных объектов в пользование | 159 | 135 | 112 | 79 | 100 |
В реестре объектов, имеющих разрешения на выбросы в атмосферный воздух, выданных министерством, числится 1321 хозяйствующий субъект (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4 – Объекты, имеющие разрешения на выбросы в атмосферный воздух[19]
Годы | Ед. изм. | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Количество разрешений на выбросы | шт. | 262 | 207 | 328 | 371 | 569 | 982 |
Количество предприятий | шт. | 126 | 119 | 167 | 225 | 266 | 373 |
Объем разрешенных выбросов (согласно выданным разрешениям) | тыс. т. | 10,934 | 5,368 | 11,326 | 13,946 | 16,9 | 33,9 |
Размер уплаченной государственной пошлины | тыс. руб. | 518 | 410 | 1149,5 | 1298,5 | 1991,5 | 3447 |
В 2019-м году в Братске началась реализация нацпроекта «Экология», направленного на улучшение экологической ситуации в 12-ти самых загрязненных городах России. Нацпроект «Экология» включает в себя такие федеральные программы, как «Чистая страна», «Строительство объектов по сортировке и переработке ТКО преимущественно с использованием российских технологий и оборудования», «Чистый воздух», «Питьевая вода», «Сохранение уникальной водной системы озера Байкал», «Сохранение лесов». Комплексный план мероприятий предполагает объем финансирования почти в 30 млрд рублей, эти средства будут вкладывать в оздоровление окружающей среды в течение шести лет.
Министерство природных ресурсов Иркутской области разработало и утвердило территориальную схему обращения с коммунальными отходами, включая ТКО. Минприроды РФ разработает предложения по утилизации ядовитых веществ на «Усольехимпроме» по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева от 16 мая 2019 года.
Сведения по отчетам предприятий, предоставившим сведения об образовании, использовании и обезвреживании, а также размещения отходов на специализированных объектах представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Сведения по отчетам предприятий, предоставившим сведения об образовании, использовании и обезвреживании, а также размещения отходов на специализированных объектах [19]
Сдано отчетов предприятиями | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Всего за год, в том числе: | 646 | 413 | 634 |
Об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления | 646 | 413 | 634 |
Об объектах размещения отходов (полигоны, санкционированные свалки, шламонакопители и др.) | 148 | 86 | 90 |
Об объектах использования и обезвреживания отходов (вторичная переработка отходов) | 30 | 14 | 10 |
Арбитражный суд Иркутской области отложил до 19 июня рассмотрение иска Байкальской природоохранной прокуратуры о признании недействительным договора аренды земельного участка для строительства завода по розливу питьевой воды «АкваСиб» в поселке Култук на берегу озера Байкал. В настоящее время строительство завода приостановлено, по решению суда.
Также Правительство Иркутской области совместно с благотворительным фондом «Подари планете жизнь» реализуют проекты: «Посади дерево – подари планете жизнь», «Уроки добра», в рамках этих проектов высаживаются деревья, проводятся мероприятия, направленные на а формирование у детей и взрослых экологического мировоззрения[35].
Целевые федеральные программы направлены на то, чтобы экологические проблемы Иркутской области, связанные с утилизацией и хранением производственных и бытовых отходов, решались планомерно и максимально эффективно.
Строятся мусоросортировочные полигоны и пункты, выявляются и закрываются несанкционированные свалки. За предыдущие два года ликвидировано около 1000 таких свалок с объемом отходов почти 2500 тыс. тонн.
В свою очередь, Иркутское региональное отделение Общероссийского народного фронта 20 февраля 2019 г. провело итоговую конференцию о проделанной работе за прошлый год. Под контролем ОНФ проходит реализация программ «Комфортная городская среда», «мусорная» реформа.
В числе проектов ОНФ следует назвать проект «Генеральная уборка», в ходе которого удалось ликвидировать в регионе 76 свалок, а также проект «Зеленый щит», в ходе его реализации вокруг Иркутска появился «зеленый щит» общей площадью 190 тысяч гектаров. По проекту «Формирование комфортной городской среды» за прошедший год расширили список муниципалитетов, принимающих участие в нем, увеличилось финансирование из областного бюджета.
В 2016 г. было создано мобильное приложение «Фанат Байкала», в нем можно найти информацию об экологических организациях, социальных, инфраструктурных и туристических объектах, а также о событиях в разных районах Байкала. Данным приложением можно пользоваться даже при отсутствии доступа в сеть Интернет [35].
2.3 Направления совершенствования системы управления региональной экологической политикой Иркутской области
Одно из главных направлений совершенствования системы управления региональной экологической политикой Иркутской области – реализация поручений президента РФ по сохранению Байкала, в соответствии с чем Правительству области необходимо разработать противоселевые мероприятия для защиты Байкала, и они должны быть включены в федеральную целевую программу.
Ежегодно на берегах Байкала увеличиваются объемы мусора и сливаемых неочищенных сточных вод, но для защиты озера от растущей антропогенной нагрузки делается крайне мало, как констатирует Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура. По мнению опрошенных экспертов в области охраны природы и представителей органов власти, для решения экологической проблемы необходимо регулировать стабильно растущий турпоток и создавать инфраструктуру, однако, если к организации турпотоков байкальские регионы уже приступают, то строительство мусоросортировочных комплексов, очистных сооружений и прочих объектов упирается в противоречия в законодательстве.
Байкал, включенный в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, является популярным направлением среди туристов, посещающих Иркутскую область, на побережье озера едут 90% из них. В 2018 году регион посетили 1,7 млн гостей. По данным областного агентства по туризму, ежегодно турпоток увеличивается на 3-4%. Становится популярным зимний отдых на Байкале, люди со всего мира едут посмотреть на прозрачный лед озера, известного как самое глубокое на планете и как самое чистое в России. Однако чистота Байкала и его берегов в последнее время вызывает все больше сомнений, особенно из-за большого количества мусора.
На Байкальской природной территории действует более 1200 несанкционированных свалок. В течение 2018-2019 годов органами власти субъектов, местного самоуправления ликвидировано более 200 свалок на общей площади более 300 га. Анализ состояния законности в сфере обращения с отходами свидетельствует о ежегодном увеличении объема образующегося мусора при низкой степени переработки.
Вопиющим случаем загрязнения байкальского побережья стала история с турбазой «Песчанка», работники которой весь мусор спрессовывали в брикеты и закапывали в землю, а сточные воды сливали на почву. Ущерб природе оценен в сумму около 1,5 млн рублей, управление СК по Иркутской области в январе 2019 года возбудило уголовное дело в отношении руководства турбазы.
Сточные и подсланевые воды — такая же глобальная проблема. Сейчас на Байкале работает всего одно экосудно, на которое владельцы других судов могут сдавать отходы. Оно является несамоходным и сильно удалено от северных районов озера. Во время навигации на него сдается около 700-800 тонн нефтесодержащих отходов и сточных вод, а значительная часть действующего флота на Байкале сбрасывает их в озеро. По оценкам экспертов, ежегодно в Байкал попадает от 160 до 400 тонн нефтепродуктов и сточных вод.
В то же время прокуратура отмечает низкий процент выполнения природоохранных мероприятий, которые бы позволили снизить негативное влияние человека на окружающую среду, в том числе на экосистему озера. Слабо исполняется федеральная целевая программа (ФЦП) «Охрана озера Байкал» [36].
На реализацию 21 программного мероприятия в 2018 году предусматривалось финансирование в размере 1,8 млрд рублей, в том числе на ликвидацию накопленных отходов от деятельности ОАО «БЦБК» (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат — прим. ТАСС), ОАО «Усольехимпром» на территории Иркутской области, из них освоено 236,3 млн рублей, возращено в федеральный бюджет 1,6 млрд рублей.
Масштабных работ по проектированию и строительству полигонов для мусора или мусоросортировочных комплексов на Байкале не идет. Активнее всех уборкой мусора с байкальских берегов занимаются волонтеры, усилиями которых самые популярные места отдыха в последние годы стали заметно чище.
В центральной экологической зоне Байкальской природной территории, по данным прокуратуры, работает всего 12 очистных сооружений, а при их эксплуатации допускаются многочисленные нарушения законов и санитарных нормативов. Очистных сооружений не хватает, а новые не строятся, хотя они и предусмотрены ФЦП и федеральным проектом «Сохранение озера Байкал» нацпроекта «Экология».
Отсутствие на байкальском побережье инфраструктуры, которая бы решила вопросы с мусором и сточными водами, во многом является результатом несовершенства законодательства. Например, тяжело продвигается реализация проекта по строительству в Улан-Удэ очистных сооружений, которые бы позволили увеличить степень очистки сточных вод, попадающих в реку Селенгу — основной приток Байкала. Причина в том, что приказ Минприроды РФ № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал» предъявляет очень жесткие требования к степени очистки сточных вод. Они должны быть чище, чем вода в самом Байкале[36].
Аналогичная проблема с очистными в Слюдянке. Если их построить в соответствии с приказом № 63, то обслуживание будет стоить порядка 100 млн рублей в год. Муниципалитет не справится с такими затратами. В результате получается парадоксальная ситуация: казалось бы, правильные для сохранения озера требования Минприроды приводят к тому, что очистные не строятся, и нагрузка на Байкал растет.
Также в природоохранном законодательстве есть парадоксальные моменты, когда, с одной стороны, оно требует защищать Байкал и ограничивает хозяйственную деятельность в центральной экологической зоне, с другой — эти ограничения запрещают строить там мусоросортировочные станции и прочую необходимую инфраструктуру.
Попытки изменить законодательство, касающееся Байкала, сейчас предпринимаются. Стоит непростая задача: нормы приказа в любом случае должны работать на сохранение экологии озера, но позволять строить те же очистные. То есть новые требования не должны быть излишне жесткими, но и слишком сильно смягчать их тоже нельзя.
Кроме того, Иркутский государственный университет по заказу аппарата Госдумы готовит концепцию усовершенствования федерального закона «Об охране озера Байкал», принятого в 1999 году, и о недостатках которого эксперты и экологи заявляли уже неоднократно.
Спасти Байкал призваны и подписанная в сентябре 2019 года премьер-министром Дмитрием Медведевым стратегия развития туризма в России до 2035 года и мероприятия, которые еще предстоит разработать на основе поручений президента РФ Владимира Путина. Путин, который поручил властям Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области принять меры для снижения негативного воздействия туризма на экосистему Байкала. Также глава государства поручил правительству РФ оценить соответствие нормативам систем водоотведения всех населенных пунктов у берегов озера[35].
Снизить негативное воздействие на экосистему Байкала помогут принятые в конце сентября в Иркутской области правила организации туризма. Были выделены 11 рекреационных зон, где рекомендовано организовывать туризм. Для каждой из них была просчитана своя норма (количество туристов, которых территория может принять), также прописаны виды туризма, которые возможны в каждой зоне. Регулировать турпоток можно благодаря контролю количества средств размещения. Соответственно, для любителей платочного отдыха должны быть выделены стоянки с определенным количеством палаточных мест.
В рекреационных зонах для тех, кто предпочитает отдыхать в палатке, власти и сотрудники Прибайкальского национального парка, кроме площадок под кемпинги, должны будут создать автопарковки, туалеты, мусоросборники. Нарушителей, отдыхающих там, где не положено, будут штрафовать.
При этом об ограничении турпотока на Байкале речи в правилах не идет. Эксперты по Байкалу вообще против того, чтобы его ограничивать. Они выступают за его цивилизованное регулирование и развитие инфраструктуры. Туризм должен быть в районах, близких к Байкалу, где запрещена любая промышленная деятельность.
Также администрация Иркутской области активно занимается еще одной острой экологической проблемой – ликвидацией токсичных отходов Усольехимпрома, причем поддержка достигнута на федеральном уровне. При содействии Росприроднадзора удалось попасть в федеральную программу, деньги будут выделены в 2020 году. Области необходимо активнее включаться в федеральные экологические программы, нацпроект «Экология» и с другими проектами. Всероссийское общество охраны природы в этих вопросах.
Также важна поддержка инициативы общественности со стороны органов государственной власти. В частности, движения «Экопоколение за чистый Байкал». Это новая идея, движение, которое реализовалось в области даже без какой-либо финансовой поддержки, и сейчас к нему подключились другие общественные организации, представители других регионов.
Кроме того, обсуждается вопрос по совершенствованию законодательства, в частности регулирования действий органов власти в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
В задачи реализация государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы входят[6]:
–Реализация регионального проекта Иркутской области «Сохранение озера Байкал».
–Участие в национальном проекте «Экология».
–Участие в федеральных целевых программах «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» и «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на 2012-2020 годы».
–Организация предоставления водных объектов в пользование хозяйствующим субъектам на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и договоров водопользования.
Планируется заключить 30 договоров водопользования, принять 50 решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключить 82 дополнительных соглашений к действующим договорам водопользования.
Организация и проведение аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей. Планируется проведение 7 аукционов.
Администрирование платы за пользование водными объектами по договорам, заключаемым субъектами Российской Федерации в рамках полномочий, переданных в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации. Планируемый объем денежных поступлений в 2019 году от платы за пользование водными объектами по зоне деятельности Правительства Иркутской области – 177 млн. руб.
Планируется проведение 35 аукционов по предоставлению в пользование участков недр местного значения, расположенных на территории Иркутской области. Администрируемый объём поступлений в областной бюджет составит 41 млн. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, чтобы выйти на траекторию устойчивого развития, необходимы не просто мероприятия по охране окружающей среды, а полномасштабная государственная программа изменения самого общественного устройства, со всеми его экономическими, правовыми и политическими институтами.
Стратегия экологической безопасности РФ способствует реализации планов рационального использования природных ресурсов с учетом ускорения темпов экономического развития страны. Она учитывает национальные интересы и приоритеты, а также необходимость привлечения ресурсов природной среды, адекватных выполняемым задачам, и соответствует существующему законодательству.
Среди инструментов, способствующих развитию такого подхода, можно выделить формирование региональной политики, а также внедрение систем экологического менеджмента и организацию производств по международным экологическим стандартам. Применение системы экологического менеджмента может повысить эффективность производств, снизить негативное воздействие на экологическое состояние региона, сформировать положительный имидж для продукции предприятий с точки зрения ее экологической чистоты. Важным условием является информационная поддержка и инновационный характер экономики, участие населения и хозяйствующих субъектов в сохранении оптимальной национальной экосистемы для будущих поколений.
Одно из главных направлений совершенствования системы управления региональной экологической политикой Иркутской области – реализация поручений президента РФ по сохранению Байкала, в соответствии с чем Правительству области необходимо разработать противоселевые мероприятия для защиты Байкала, и они должны быть включены в федеральную целевую программу.
Также администрация Иркутской области активно занимается еще одной острой экологической проблемой – ликвидацией токсичных отходов Усольехимпрома, причем поддержка достигнута на федеральном уровне. При содействии Росприроднадзора удалось попасть в федеральную программу, деньги будут выделены в 2020 году. Области необходимо активнее включаться в федеральные экологические программы, нацпроект «Экология» и с другими проектами. Всероссийское общество охраны природы в этих вопросах.
Также важна поддержка инициативы общественности со стороны органов государственной власти. В частности, движения «Экопоколение за чистый Байкал». Это новая идея, движение, которое реализовалось в области даже без какой-либо финансовой поддержки, и сейчас к нему подключились другие общественные организации, представители других регионов.
Кроме того, обсуждается вопрос по совершенствованию законодательства, в частности регулирования действий органов власти в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
В 2018 году в Иркутской области было обработано, утилизировано и обезврежено 95% образовавшихся отходов, передано другим предприятиям для обработки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения 1,5%, захоронено самими предприятиями 1,8% отходов.
Эффективное использование и охрана леса, является одним из важнейших направлений в комплексе природоохранных мероприятий. Лесовосстановительные работы в 2017 году проведены на площади 133 000 га.
На территории региона для сохранения и воспроизводства флоры и фауны расположено 5 особо охраняемых природных территорий федерального значения общей площадью 1,9 млн. га или 2,4% площади региона. Кроме того, имеются особо охраняемые природные территории регионального значения: 13 государственных природных заказников и 81 памятник природы. Их общая площадь – 790 000 га (1% территории региона).
Затраты на проведение природоохранных мероприятий в 2017 году составили 10,4 миллиарда рублей. На охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов направлено 4,6 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действующей редакции);
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в действующей редакции). КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (режим доступа: 06.12.2019);
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 16.12.2017).
4. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 847 «О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы»;
5. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70169264/#block_41#ixzz4XH6mwHu2 (режим доступа: 06.12.2019);
6. Постановление от 29 октября 2018 года N 776-пп Об утверждении государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 — 2024 годы (с изменениями на 11 октября 2019 года)
7. Подпрограмма «Обеспечение экологической безопасности и охраны природных комплексов и объектов» на 2019 — 2024 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 — 2024 гг.;
8. Подпрограмма «Отходы производства и потребления» на 2019 — 2024 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 — 2024 годы;
9. Подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса» на 2019 — 2024 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 — 2024 годы;
10. Подпрограмма «Охрана и использование животного мира» на 2019 — 2024 годы государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019 — 2024 годы;
11. Устав Иркутской области;
12. Закон Иркутской области от 11 июня 2008 года N 23-оз «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области»;
13. Закон Иркутской области от 19 июня 2008 года N 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области»;
14. Закон Иркутской области от 24 июня 2008 года N 30-оз «О Красной книге Иркутской области»;
15. Закон Иркутской области от 10 октября 2008 года N 87-оз «Об административной ответственности за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области»;
16. Закон Иркутской области от 4 декабря 2008 года N 101-оз «Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области».
17. Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп;
18. Положение о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 30 марта 2012 года N 130-пп;
19. Отчет Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области за 2018 год;
20. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Экологическое право России: учебник — М.: Издательство ЮраГп; ИД Юрайт, 2010. – 504 с.
21. Ацканов Р. Р., Нагоев З. В., Нагоев А. Б. Экологическое развитие регионов как основа реализации государственной политики в сфере природопользования // Биоэкономика и экобиополитика. — 2015. — №1. — С. 23-28
22. Гридэл Т. Е. Промышленная экология: учебное пособие для вузов / Гридэл Т.Е., Алленби Б.Р. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 г.;
23. Глушенкова, участники экологической политики России переходного периода / // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. — 2018. — №2. — С. 85-99.
24. Логинова Н. Н. Актуальные вопросы изучения экологической безопасности: опыт, проблемы [Электронный ресурс] / Н. Н. Логинова, И. А. Семина, Л. Н. Фоломейкина // Современные проблемы территориального развития: электрон. журн. – 2018. – № 4.
25. Маринченко А.В. Экология: учебник для бакалавров/ Маринченко А.В. М.: Дашков и К, 2015 г.;
26. Марфенин, Н. Н. Ресурсы экополитики в современной России / Н. Н. Марфенин, С. А. Фомин // Россия в окружающем мире: 2003. М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. – C. 32-62.
27. Направления устойчивого развития регионов России: монография / М. М. Брутян, М. Н. Дудин, Л. А. Ельшин, Н. Н. Логинова, С. В. Меркулова и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. 158 с.
28. Политика регионального развития в современной России: приоритеты, институты и инструменты: Научная работа / Отв. ред. д.э.н. проф. Е.М. Бухвальд. – M.: ИЭ РАН, 2018. – 250 c.
29. Пономарева И.Н. Экология: наука и образование / Пономарева И.Н. СПб. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016 г.;
30. Прищеп Н.И. Экология с элементами «зеленой экономики»: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика», «Прикладная информатика», «Управление персоналом» / Прищеп Н.И. Саратов: Вузовское образование, 2017 г.;
31. Роль права и государства в реализации экологической политики. С.А. Боголюбов. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова «Социально-экологические технологии». Выпуск 1. Том 1. Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». 2012г.;
32. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ – http://www.mnr.gov.ru/;
33. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – https://rospotrebnadzor.ru/;
34. Официальный сайт экологической организации «Зеленый патруль» – https://greenpatrol.ru/ru;
35. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – irkobl.ru.
36. Официальный сайт Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры – https://baikalproc.ru/.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф