ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Исторические аспекты управления регионами
1.2. Основные направления регулирования на современном этапе
1.3 Инструменты регулирования
ГЛАВА 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
2.1 Структура системы управления Ямало-Ненецкого Автономного округа
2.2 Совершенствование системы управления Ямало-Ненецкого Автономного округа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что на современном этапе остро стоит проблема дифференциации развития российских регионов. Органы государственной власти используют различные инструменты государственного регулирования, для того чтобы снизить уровень последствий отставания многих субъектов в развитии. Тем не менее, проблема совершенствования региональной политики Российской Федерации до конца не решена.
Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей формирования системы управления регионом на примере Ямало-Ненецкого Автономного округа.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение исторических аспектов управления регионами
2. Оценка инструментов и механизмов воздействия, применяемых для реализации планов развития региона;
3. Анализ управления в Ямало-Ненецком автономном округе.
Объект исследования – Ямало-Ненецкий Автономный округ.
Предмет исследования: система управления регионом.
В настоящей курсовой работе были использованы следующие методы: изучение, анализ, обобщение, а также системный, исторический и сравнительный методы.
Информационная база исследования включает современные научные статьи, монографии, материалы научно-практических конференций, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых в области регионального управления, такие как — Артоболевский С. С., Басарева В.Г., Иванова, Е. А. и др . Кроме этого в работе были использованы статистические данные и материалы периодических изданий.
В структурном отношении настоящая работа состоит из введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Исторические аспекты управления регионами
Объединение восточнославянских и финно-угорских племен под властью князей династии Рюриковичей привело к появлению в IX веке Древнерусского государства. Официально признано, что датой формирования русской государственности стал 862 год, когда на правление был приглашен варяг Рюрик со своими братьями. Спустя двадцать лет, князь Олег в 882 году объединив Новгород и Киев образовал государство, которое вошло в историю как Киевская Русь
В Киевской Руси территории управлялись князьями, которые получали их от Великого князя. При этом каждый город был автономен. Встречаются в летописях и упоминания о пригородах, которые подчинялись городу и были формально под его защитой. Но на практике в случае набегов кочевников особой помощи они не получали .
Процесс политического дробления Киевской Руси привел к тому, что в середине XII века произошло разделение на независимые княжества. Формально Киевская Русь просуществовала вплоть до монгольского нашествия, а Киев считался главным городом, но на деле руководители княжеств правили своими территориями независимо.
Распаду способствовало несколько причин. Это были и раздоры между Рюриковичами, и усиление собственной власти в княжествах. Приходило понимание того, что гораздо выгоднее иметь своего князя, который бы защищал местную знать, а не подчинялся великому князю киевскому. Количество междоусобиц это не уменьшило, поэтому в 1097 года на съезде в Любече было принято править по принципу «каждый да держит отчину свою» — таким образом запустился процесс создания региональных династий .
В XII веке образовалось по разным оценкам от 15 до 18 княжеств, при этом каждое княжество управлялось собственной династией. В соседние земли князья не стремились, зато внутри территории отличались в плане системы управления. Соотношения сил между князем, боярством, зарождающимся дворянством и рядовым населением везде было разным.
Основными игроками в этот период становятся пять княжеств: Новгородское, Суздальское, Волынское, Черниговское и Смоленское. Эти земли соперничали между собой и определяли вектор политического развития Руси, а остальные зависели от них.
Среди последствий распада Руси можно выделить и положительные, и отрицательные моменты. Экономический рост, расцвет городов и культуры — все это прямой результат произошедших изменений. Но в то же время снизился оборонный потенциал, и это печальным образом совпало с негативной внешнеполитической ситуацией (монгольские нашествия привели к власти Золотой Орды, а немецкие крестоносцы оказались в шаге от захвата земель русских — ситуацию спасло решающее сражение на Чудском озере).
Процесс объединения Руси представлял собой интеграцию раздробленных княжеств вокруг новых политических центров. Одни княжества запросто поглощали другие: это происходило путем завоевания, получения в наследство, через покупку или получение ярлыка на княжение от Золотой Орды. Процесс объединения начался еще в XII веке, но приостановился из-за татаро-монгольского нашествия.
В XIV веке началось объединение Руси под предводительством Великого княжества Московского. Это привело к появлению нового государства. Старые законы потеряли свою силу, необходимо было разработать новый подход к управлению областями.
К концу XV века единое Русское государство делилось на уезды, управляемые наместниками, а позже — воеводами, которых сажал на места князь. Наместник был представителем князя и руководил органом местного управления — в городах и их уездах. Воеводы получали наказ, который определял их должностные обязанности, они выполняли административные, судебные и военные функции.
При этом система управления регионами была малоэффективной. Бесчинства местной власти, восстания населения и слабый контроль центра в целом делали обстановку неспокойной.
В XVII столетии некоторые регионы организовывают особую военно-административную структуру: появляются разряды, которые представляют собой объединение нескольких уездов. Это позволяло осуществлять более эффективное управление в случае внешней опасности.
Проблему с децентрализацией России нужно было решать, чтобы облегчить процесс управления регионами и находить ресурсы для осуществления внешней и внутренней политики. Это удалось Петру I.
В 1706 году была сформирована Ингерманландская губерния с целью управления территориями, на которых развернулась Северная война. По сути это был военно-административный округ во главе с генерал-губернатором. Положительный опыт управления регионом натолкнул Петра I на решение поделить все государство на такие губернии.
В 1708 году он провел реформу, которая разделила государство на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую (позже Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Губернии в свою очередь делились на провинции и уезды .
Губерниями управляли губернаторы или генерал-губернаторы. В основном их выбирали из военачальников. Они выполняли много функций: административную, полицейскую, финансовую, судебную. А генерал-губернаторы являлись также командующими войсками в подведомственных им губерниях.
В 1728 году была издана инструкция для губернаторов, которая закрепляла за ними обязанность исполнять законы верховной власти, сохранять мирное положение на вверенной территории, бороться с преступностью. Также в обязанности губернаторов входило предупреждение пожаров и эпидемий, поддержание порядка и чистоты в населенных пунктах, предотвращение волнений среди народа .
Своего расцвета институт губернаторства в России достиг при правлении Екатерины II. Чтобы сделать власть на местах более крепкой, в 1764 году она издала “Наставление губернаторам”, в котором указывалось, что отныне губернатор подчиняется только императрице и Сенату, и является “главой и хозяином губернии”. Здесь же описывались моральные качества управленцев, их должностные обязанности и поведение в чрезвычайных ситуациях.
Один раз в три года губернаторы теперь были обязаны приезжать на прием к императрице и сообщать о положении дел в регионах.
В 1775 году была проведена губернская реформа, что стало отправной точкой в создании генерал-губернаторств. Россию поделили на 40 губерний, главами которых становились генерал-губернаторы. Их назначала Екатерина II лично. Их должностной обязанностью было только наблюдение за работой местных управленцев без активного вмешательства.
После смерти Екатерины II губернское управление поменялось. Павел I упразднил несколько губерний, а также увеличил и уменьшил некоторые из них. А вместо генерал-губернаторов вернул должность губернатора, который становился начальником области.
Определение четких полномочий губернаторов при Николае I
Появление министерств во время правления Александра I привело к путанице между взаимоотношениями министров и губернаторов. Их действия часто были не скоординированы и противоречили друг другу. Поэтому при Николае I в 1837 году был издан “Общий наказ гражданским губернаторам”, в котором определяются обязанности и полномочия управленцев в губерниях . Их целью, согласно документу, было сохранить неприкосновенность прав самодержавия, работать на благо государства, а также соблюдать государственные законы и следить за этим на вверенной территории. Отныне губернатор должен был ежегодно отчитываться царю о положении дел в своей губернии.
Роль губернаторов на местах была очень велика, поэтому при смене власти в губернии часто полностью менялся уклад всей жизни региона.
Когда с престола был свержен Николай II, произошло упразднение должностей генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальникова. На смену им пришли комиссары Временного правительства. Земские и городские органы самоуправления получили больше полномочий. Системой земских учреждений управлял Всероссийский земской союз.
После Октябрьской революции появилась Федерация республик, была принята первая российская Конституция 1918 года. А масштабная административная реформа 1923-1929 годов привела к делению на субъекты: края, области и автономные советские социалистические республики.
Такая система просуществовала до очередной политической перемены власти — перестройки. Изменение политического строя привело к радикальным переменам в управлении страной в целом и регионами в том числе. В 1991 году регионами снова начинают управлять губернаторы. Они стали высшим должностным лицом во вверенном им субъекте РФ. В республиках, которые и сейчас находятся в составе РФ, народным голосованием избирался глава республики. Высшим должностным лицом во всей стране становился президент. Именно он назначал большинство губернаторов вплоть до 1995 года.
До 2005 года существовала система выборов губернатора местным населением. Это происходило путем прямого, равного и тайного голосования.
С 2005 по 2012 год на эту должность стали назначать тех, кого выбирали законодательные органы субъектов РФ по представлению президента.
С 2012 года вернулись прямые выборы губернатора. Роль губернаторов была очень большой на протяжении всей истории России. Но в последнее время она стала еще более сильной, поскольку именно от их действий зависит благополучие региона. Все чаще можно слышать о том, как с поста губернатора снимают досрочно за несоответствие занимаемой должности, но есть и такие управленцы, которые доказали свою компетентность и стремление к улучшению жизни населения своего региона. Они получили название “губернаторы новой волны”.
Губернатор новой волны — человек, который обладает несколькими ключевыми характеристиками, определяющими его как хорошего управленца. К ним относятся: способность решать проблемы региона, близость к людям и эффективное управление вверенной территорией.
Взаимодействие губернаторов новой волны с населением имеет не формальный характер, когда власть и люди стоят на разных ступеньках, а больше подходит под описание общения людей на равных, когда самый простой гражданин может обратиться к губернатору за помощью.
Они эффективно решают проблемы региона и умеют взаимодействовать с верховной властью, добиваясь важных для развития региона решений.
Губернаторы, которые обладают всеми этими качествами, получают от населения высокий уровень доверия. Согласно социологическому опросу, который провел Экспертный институт социальных исследований, было выявлено, что в ряде регионов уже есть политики, которых можно назвать “губернаторами новой волны”.
1.2. Основные направления государственного регулирования на современном этапе
Согласно конституционным нормам, в состав Российской Федерации входят 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Такое региональное разнообразие требует от государства формирования грамотной региональной политики.
Под региональной политикой понимается система целей и задач управления экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Надо отметить, что среди научного сообщества сложилось единое понимание сущности региональной политики. Большинство авторов трактуют ее как действия государственных органов, направленные на развитие территорий с целью обеспечения достойного уровня населения . Главная цель региональной политики – снизить дифференциацию среди российских регионов. Только в таком случае возможно устойчивое развитие всего государства.
Как справедливо отмечает С.С. Артоболевский , неравномерность социально-экономического развития регионов становится тяжелой проблемой, если ведет к сильному неравенству населения в уровне жизни и появляется территориальная несправедливость. Централизация Советского Союза способствовала игнорированию разнообразия страны, поэтому эффективность государственной региональной политики упала. На современном этапе государство нацелено на развитие каждого региона с учетом его исторических и географических особенностей.
А.А. Халяпин и А.В. Южакова под государственным региональным регулированием в экономике подразумевают «целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические аспекты развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении» .
Деятельность государства по управлению своими регионами должна основываться на строгом соблюдении правовых норм и прежде всего на положениях Конституции РФ. Именно в Основном законе России закреплены
основы взаимоотношений федеральных органов, субъектов и местного самоуправления. При этом Конституция четко устанавливает равноправие всех субъектов, входящих в состав федерации.
До 2014 года в Российское Правительство входило Министерство регионального развития. В его функции входило выработка направлений, способствующих развитию регионов. Однако, Президент России в 2014 году издал Указ , согласно которому данное министерство было упразднено. Его функции были поделены между другими министерствами.
Рисунок 1 – Методологические и правовые основы региональной политики
Надо отметить, что все субъекты Российской Федерации по причине своей географической расположенности, культурным и историческим отличиям имеют разный уровень экономического и социального развития. Ряд регионов находятся по своему развитию ниже среднего по стране. Такие регионы называются депрессивными. В этом случае помощь федерального центра является наиболее актуальной. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию в апреле 2021 ода Президент указал на то, что развитие государства полностью зависит от развития конкретных регионов.
1.3 Инструменты регулирования
В рамках региональной политики необходимо учитывать специфику регионов в общероссийской структуре. «Глубокая дифференциация макроэкономических параметров регионов современной России стала одной из основных характеристик ее экономики, что неизбежно приводит к росту числа проблемных территорий» .
С.А. Тихоновскова, В.Г. Манукян, К.В Сиверина в своем исследовании социально-экономического развития субъектов к методам регулирования социального развития субъектов относят теоретические, такие как планирование и прогнозирование, и практические, а именно социальную политику государства.
З.И. Агоева утверждает, что одной из целей региональной политики является стимулирование в регионах экономических реформ и сокращение неэффективных дотаций различным отраслям экономики. Автор также в работе о государственном регулировании регионов сгруппировала четыре вида субъектов России по характеру распределительных отношений. Согласно социально-экономическому статусу регионы можно разделить на дотационные, регионы-доноры, самодостаточные и депрессивные.
Регионы, вошедшие в список депрессивных нуждаются в значительной государственной поддержке. Государство отправляет различные межбюджетные трансферты для выравнивания ситуации на данных территориях.
Дотационные субъекты используют свои экономические ресурсы, помимо федерального бюджета. Регионы-доноры имеют высокую бюджетную обеспеченность, что позволяет им поддерживать развитие других субъектов с помощью перераспределения.
Рисунок 2 – регионы — доноры
По результатам ежегодного мониторинга, государственная власть перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов.
Таким образом, дотации — это помощь регионам, которую оказывает государства на безвозмездной основе, без необходимости возврата. Российская Федерация, это огромная страна, в которой 85 субъектов. Каждый из регионов имеет массу проблем и когда пополнение бюджета собственными силами невозможно, на помощь приходит государство, и выделяет суммы на покрытие расходов территорий. В 2020 году большинство регионов нашей страны является дотационными. То на что пойдут деньги выделенные государством, субъект решает сам, закон не обязывает указывать четкие цели. Главы регионов должны понимать, что деньги выделяются на нужды местного населения и на максимальное решение актуальных задач. Благодаря дотациям из федерального бюджета субъекты реализуют национальные программы и социальное развитие региона. Средства идут на обеспечение сбалансированности бюджета региона, а вторая их часть будет направлена в муниципальные образования для компенсации выпадающих из-за пандемии доходов местных бюджетов.
К дотационным регионам относятся те, бюджетная составляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов.
Размер дотаций зависит от индекса налогового потенциала региона, который рассчитывается с учетом структуры налоговой базы консолидированного бюджета субъекта и включает в себя показатели по налогам на прибыль и имущество организаций, НДФЛ, акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых. Существует и второй показатель — индекс бюджетных расходов.
Дотирование получает семьдесят два региона из восьмидесяти пяти.
Систему управления регионом можно представить в виде следующей схемы:
Рисунок 3 – система управления регионом
Таким образом, можно утверждать, что под инструментами регулирования подразумеваются методы и способы воздействия на особенности социально-экономических процессов в регионах.
Г.Ф. Балакина анализируя систему инструментов регулирования регионального развития выделяет административные, организационно-экономические и финансовые инструменты. При этом, автор утверждает, что наиболее эффективными инструментами являются системные трансферты, формирование целевых экономических зон и корпораций.
Для развития экономики в российских субъектах государство использует
три типа инструментов:
планирование и прогнозирование;
бюджетно-налоговая система
макро- и микроинструменты.
Данные инструменты активно использует Министерство экономического развития России, составляя прогнозы социально-экономического развития страны и на их основе разрабатывая различные программы.
Глава 2. Система управления Ямало-Ненецкого Автономного округа
2.1 Структура системы управления Ямало-Ненецкого Автономного округа
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) является стратегическим регионом России. Автономный округ как субъект имеет свои отличительные особенности. Каждый из четырех автономных округов России отличаются особенностями быта и этнического состава населения и находятся в составе области и края. Эта форма автономии используется для создания благоприятных условий развития прежде всего малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В действующей Конституции РФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономных округов и соответственно органами государственной власти края или области.
Являясь субъектом РФ, автономный округ располагает своей территорией, которая не может быть изменена без его согласия. Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Конституция наделяет автономные округа правом иметь свой административный центр, все три ветви власти – исполнительную, законодательную, судебную. Как было указано выше – Ямало-Ненецкий автономный округ является донором.
В рамках настоящего исследования будет рассмотрена система управления Ямало-Ненецким автономным округом.
Вплоть до 1930 года в нашей стране такого субъекта как автономный округ не существовало. Как уже указывалось в первой части настоящей курсовой работы административно-территориальное устройство первой половины ХХ века было достаточно запутанным.
В первые годы советской власти были образованы органы туземного управления среди народностей и племен северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, ведущих бродячий, кочевой и полукочевой образ жизни и занимающихся главным образом охотой, рыболовством и оленеводством, а также ведущих оседлый образ жизни и занимающихся морским звероловством.
В 1926 году был создан нормативно-правовой акт, в котором впервые были определены органы власти туземных народностей. Таким органами явились родовой совет, родовое собрание, туземный съезд и туземный исполнительный комитет. Это был своего рода компромисс между централизованными органами управления Советской власти и традиционным самоуправлением этих народов.
Начало 30-х годов ХХ века ознаменовалось образованием на территории РСФСР национальных округов. Однако при этом в действующей на тот момент РСФСР 1925 года их статус был не определен. Национальные округа представляли собой автономию, созданную для развития государственности у туземных народов. Округа наравне с районами входили в состав области, края и подчинялись областным, краевым органам власти. Не решен был вопрос был и в Конституции 1937 года. В ней закреплялось только, что Советы депутатов трудящихся национальных округов и их исполнительные комитеты осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них Положением о национальных округах, а также решениями соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.
Положение об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики было принято в 1932 году Постановлением Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета. В данном Положении уже была определена некоторая самостоятельность национальных округов. Так, статьями 7, 8 Положения были закреплены собственные бюджеты и планы развития национальных округов, которые являлись частью бюджетов и планов развития краев и областей. Статьей 21 Положения предоставлялось право окружным органам власти «входить» во Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с представлениями об отмене или изменении постановлений Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, центральных исполнительных комитетов Автономных советских социалистических республик, краевых (областных) исполкомов, в случае противоречия постановлений особым условиям национальных округов.
В 1978 году начала действовать последняя советская Конституция. Надо отметить, что в этом документе был определен правовой статус автономных округов. Однако полномочия органов государственной власти автономных округов по-прежнему оставались неопределенными.
Распад СССР сделал невозможным подчинение Конституции 1978 года. 12 декабря 1993 года суверенное государство Российская Федерация приняла свою Конституцию, в которой федеративному устройству посвящена вся третья глава. Данная глава начинается с 65 статьи, в которой перечислены все субъекты федерации.
На основании статьи 66 Конституции Российской Федерации 1993 года созданы уставы (конституции) — основные законы субъектов Российской Федерации.
Ямало-Ненецкий автономный округ – один из системообразующих регионов России. Здесь добывается значительная доля российского газа и пятая часть нефти и газового конденсата страны. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.
С 2016 года ежегодный объем инвестиций в основной капитал на территории ЯНАО превышает 1 трлн рублей. Эти колоссальные, по российским меркам, средства вкладываются не только в развитие добычи углеводородов, но и в создание перерабатывающих производств, а также транспортной инфраструктуры в центральной части Российской Арктики.
Воплощая в жизнь нормы Конституции, в 1995 году вступил в действие Устав Ямало-Ненецкого автономного округа, где впервые были определены предметы ведения и полномочия органов государственной власти автономного округа. Однако буквально в течение следующих трех лет произошли существенные изменения как в социально-экономической сфере, так и в сфере законодательства и потребовалось вносить изменения в Устав ЯНАО. В 1998 году был принят новый Устав Ямало-Ненецкого автономного округа, который закрепил структуру органов государственной власти на территории автономного округа, их функции, пределы ведения, полномочия и функции.
Рисунок 4 — Исполнительные органы власти ЯНАО
Также в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа закреплено, что государственную власть в автономном округе осуществляют: Законодательное Собрание автономного округа — представительный (законодательный) орган государственной власти; Губернатор автономного округа — его высшее должностное лицо; Правительство автономного округа — высший исполнительный орган государственной власти автономного округа.
Рисунок 5 — Структура Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Устав Ямало-Ненецкого автономного округа фиксирует норму, что система органов государственной власти автономного округа устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.
2.2 Совершенствование системы управления Ямало-Ненецкого Автономного округа
Оценка эффективности действий органов власти проводится с учетом двух аспектов. Во-первых, целевого аспекта, где оценивается достижение нормативных показателей. Критериями могут являться «степень продвижения к актуальным целям; динамика показателей, характеризующих общие цели социально- экономического развития; соблюдение экологических и социальных ограничений развития; эффективный рост ВВП; качество жизни населения; эффективность проектов и программ, реализуемых с участием органа власти» .
Во-вторых, с учетом функционального аспекта, где оценка основывается на качестве управления. К критериям будет относиться качество работы, система повышения квалификации, неформальные институты, стратегическое планирование.
Эффективность государственного регулирования можно разделить на техническую и экономическую. Достижение целей, учитывая общественные интересы, определяет техническая эффективность. Экономическая эффективность измеряется отношением стоимости услуг к стоимости используемых ресурсов.
Как утверждает Т.Н. Дербетова выявить эффективность государственного управления можно используя следующие критерии: ценностно-рациональные, целерациональные и прагматические. Первый критерий подразумевает соотношение результатов решений и признанных в государстве ценности. Под вторым мы понимаем соотношение результатов целям государственных программ. Прагматический критерий можно описать как связь между затратами и результатом.
Эффективность государственного регулирования отмечается и на уровне местных и региональных сообществ и на уровне государства. В каждом отдельном случае необходимо использовать определенные критерии. Управление органов государственной власти ориентируется на изменение объекта в его интересах и своих. Эффективность инструментов государственного регулирования в субъектах будет измеряться степенью достижения поставленной цели .
Совершенствование регионального управления и повышение его эффективности требует разработки современной методологии государственного управления субъектами Российской Федерации на основе системы стратегического планирования, выбора системных подходов, методического и инструментарного обеспечения решения поставленных задач. Важнейшим вопросом в управлении субъектами федерации, обеспечения их устойчивого и сбалансированного развития является учет региональных факторов инвестиционной среды, особенностей регионального и местного развития, комплексности и сложности региональной социально-экономической ситуации.
В России готовится реформа региональной власти. В Государственную Думу внесли несколько законопроектов, которые касаются губернаторов. Документы устанавливают единые правила для всех субъектов. Их главам предлагают разрешить избираться больше двух раз подряд. Понятия «губернатор» и «президент» хотят упразднить — руководители будут называться «главами регионов». Кроме того, у президента могут появиться новые основания для их увольнения в связи с утратой доверия. А еще для губернаторов хотят ввести и другие меры ответственности: предупреждение, выговор, отрешение от должности и временное отстранение.
В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Документ, подготовленный в развитие обновленной Конституции, заменит действующий закон об органах региональной власти. Одной из самых заметных новаций стала отмена ограничений на число губернаторских сроков, что их смогут устанавливать сами регионы. Эксперты считают появление законопроекта логичным и связанным как с общей политикой центра, так и с судьбой конкретных губернаторов.
Новый законопроект разработан в развитие поправок к Конституции о единой системе публичной власти, одобренных в числе других на общероссийском голосовании летом 2020 года. «Это большой законопроект, в нем 65 больших статей, 11 глав, он затрагивает компетенцию и парламента, и федерального правительства. Он станет хорошей основой для взаимодействия всех уровней публичной власти.
Правда, самая заметная новация напрямую с обновленной Конституцией не связана. Согласно действующему закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», губернаторы избираются на срок «не более пяти лет» и не могут замещать эту должность «более двух сроков подряд». В новом проекте установлен жесткий срок в пять лет, но ограничений по количеству сроков уже нет. Этот вопрос остается в компетенции субъектов РФ и они могут при желании сохранить ограничения в своих уставах и конституциях.
Законопроект также предусматривает, что руководитель региона может называться только «главой», хотя «с учетом исторических, национальных и иных традиций» допускается «дополнительное наименование» (например, губернатор), но не «президент». Существует специфика некоторых регионов. Президент с пониманием относится к этой специфике, но, с другой стороны, будущее покажет, насколько все-таки возможна перспектива того, чтобы это все было приведено к единому знаменателю.
Несколько новаций касаются увольнения губернаторов.
Так, срок, в течение которого руководитель, отрешенный от должности президентом в связи с утратой доверия, не может баллотироваться в губернаторы ни в одном субъекте РФ, увеличен с двух до пяти лет.
Упрощается и сама процедура увольнения. Кроме того, если сейчас в законе приведены причины, по которым президент может перестать доверять губернатору (коррупция, неурегулирование конфликта интересов, наличие счетов в иностранных банках), то теперь будет достаточно «утраты доверия» без конкретизации. Также президент сможет объявить главе региона выговор за «ненадлежащее исполнение обязанностей» и уволить через месяц, если недостатки не устранены. А вот норма об отзыве губернатора избирателями, введенная в закон вскоре после возвращения в 2012 году прямых выборов глав регионов, в проекте отсутствует.
Помимо этого, документ предусматривает усиление вертикали исполнительной власти: кандидатуры глав региональных минфинов, а также органов здравоохранения, образования, жилищного и строительного надзора могут согласовываться с соответствующими федеральными органами.
Сейчас такой порядок предусмотрен отдельными отраслевыми законами (например, законом «Об основах охраны здоровья»).
Наконец, кое-что изменится и в работе региональных парламентов. Все депутаты — независимо от того, работают ли они на профессиональной основе или на общественных началах,— будут признаны лицами, замещающими госдолжность субъекта РФ, и должны будут соблюдать определенные ограничения. Прокуроры регионов получат право законодательной инициативы в соответствующих заксобраниях, которые, в свою очередь, смогут проводить заседания дистанционно. А сроки представления регионами отзывов на рассматриваемые Госдумой законопроекты совместного ведения сократятся с 30 до 15 дней.
Принятие нового закона потребует изменения федерального закона о местном самоуправлении, а также конституций и уставов субъектов РФ. Большинство положений документа должны вступить в силу с 1 июня 2022 года.
Законопроект идет в логике укрепления и без того крепкой вертикали власти.
Губернаторы остаются формально выборными, но с учетом расширившейся линейки воздействия на них (предупреждение, выговор, временное отстранение и прочее) приобретают признаки все большей зависимости от президента. Вероятно, в период усиливающейся внешнеполитической турбулентности и экономического спада нужны более короткие и крепкие пристяжные ремни для регионов. Это ярко выражено теперь при формировании ряда региональных органов власти — не только министерств финансов и здравоохранения, но и жилищного и строительного надзора.
В ноябре 2020 года в ЯНАО открылся Центр управления регионом (ЦУР). Центр будет координировать работу по сбору, мониторингу и отработке сообщений, жалоб и предложений, поступающих от жителей округа по вопросам здравоохранения, образования, социальной защиты, дорог, транспорта, энергетики, ТКО, ЖКХ, строительству и жилищной политике.
Центры управления регионами (ЦУР) — это инструмент прямой и эффективной коммуникации жителей и власти с целью решения проблем и предотвращения их возникновения в будущем.
Все ЦУР в России занимаются мониторингом, обработкой и анализом обращений и сообщений жителей, обеспечивают межведомственное взаимодействие органов власти для максимального сокращения времени получения ответа и решения проблемного вопроса гражданина.
Это решение закреплено в перечне поручений по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, состоявшегося 30 января 2020 года. К 1 декабря 2020 года Центры управления регионами открылись во всех субъектах России.
ЦУР играет важную роль в достижении цифровой трансформации страны — одной из национальных целей развития России на период до 2030 года.
В настоящее время в ЯНАО у всех уровней исполнительной власти, муниципальных образований, депутатов есть аккаунты в социальных сетях. Именно по этим каналам сегодня поступает большинство обращений от жителей. За 10 месяцев этого года зафиксировано более 36 ты. таких сообщений — почти в три раза больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что такой формат общения удобен для населения.
Центр будет использовать программу «Платформа обратной связи» (ПОС), с помощью которой жители округа, зарегистрированные на портале госуслуг, смогут подавать обращения в мобильном приложении системы. «Такой запрос незамедлительно будет переадресован ответственному за решение проблемы, а гражданин получит уведомления о ходе работ над проблемой и информацию о ее решении», — пояснили в пресс-службе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы:
Региональная политика — это политика правительства по стимулированию экономической активности в определенном регионе страны. В большинстве случаев объект региональной политики экономически беднее своих соседей. Он также может испытывать больше проблем. Термин также может относиться к политике обеспечения достаточно равномерного распределения промышленности по различным регионам страны или торговой зоны с целью предотвращения или исправления экономического спада. Кроме того, региональная политика может быть направлена на решение проблем высокого уровня безработицы и доходов на душу населения ниже среднего. Региональная политика также может быть направлена на предотвращение проблем перенаселенности в более процветающих регионах. Этот тип политики может включать в себя предложение работодателям стимулов для создания рабочих мест на местах, например, более дешевой земли и зданий. Гранты, налоговые вычеты, льготные кредиты и субсидированное обучение работников также являются примерами возможных стимулов.
На современном этапе в России уделяется большое внимание развитию каждого региона. В последние десятилетия региональная политика была направлена на возрождение экономически бедных районов путем поощрения новых компаний и отраслей промышленности к инвестированию и размещению там своих предприятий — это известно как подход, основанный на привлечении инвестиций.
Кроме республик, в составе РСФСР было несколько автономных округов (до 1977 года они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными субъектами. Округов было достаточно много – но впоследствии многие из них присоединили к другим субъектам. В 1992 году из Магаданской области вывели Чукотский АО – на тот момент автономных округов оставалось 10.
Начиная с 1991 года регионами управляют губернаторы. Они стали высшим должностным лицом во вверенном им субъекте РФ. В республиках, которые и сейчас находятся в составе РФ, народным голосованием избирался глава республики. Высшим должностным лицом во всей стране становился президент. Именно он назначал большинство губернаторов вплоть до 1995 года.
До 2005 года существовала система выборов губернатора местным населением. Это происходило путем прямого, равного и тайного голосования.
С 2005 по 2012 год на эту должность стали назначать тех, кого выбирали законодательные органы субъектов РФ по представлению президента.
С 2012 года вернулись прямые выборы губернатора. Роль губернаторов была очень большой на протяжении всей истории России. Но в последнее время она стала еще более сильной, поскольку именно от их действий зависит благополучие региона. Все чаще можно слышать о том, как с поста губернатора снимают досрочно за несоответствие занимаемой должности, но есть и такие управленцы, которые доказали свою компетентность и стремление к улучшению жизни населения своего региона. Они получили название “губернаторы новой волны”.
Губернатор новой волны — человек, который обладает несколькими ключевыми характеристиками, определяющими его как хорошего управленца. К ним относятся: способность решать проблемы региона, близость к людям и эффективное управление вверенной территорией.
Взаимодействие губернаторов новой волны с населением имеет не формальный характер, когда власть и люди стоят на разных ступеньках, а больше подходит под описание общения людей на равных, когда самый простой гражданин может обратиться к губернатору за помощью.
Они эффективно решают проблемы региона и умеют взаимодействовать с верховной властью, добиваясь важных для развития региона решений.
Губернаторы, которые обладают всеми этими качествами, получают от населения высокий уровень доверия. Согласно социологическому опросу, который провел Экспертный институт социальных исследований, было выявлено, что в ряде регионов уже есть политики, которых можно назвать “губернаторами новой волны”.
В современных условиях необходима выработка действенной региональной политики. Повышение самостоятельности и статуса регионов в России требует совершенствования взаимоотношений между органами власти федерального центра и регионов. От эффективности региональной политики и регулирования развития субъектов в условиях экономической нестабильности и ограниченности ресурсов зависит усиление экономического развития и укрепление экономики, а, следовательно, повышение уровня жизни граждан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – М.: Юрайт, 2021 – 63 с.
2. Указ Президента Российской Федерации «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации» от 08.09.2014 № 612 // СЗ РФ.- 15.09.2014. — № 37. — Ст. 4934.
3. Агоева З.И. Самоуправляемость регионов или государственное регулирование: проблемы и противоречия // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2(25).– С. 5618-5621.
4. Андреев А. В. Региональная экономика: учебник для вузов / А. В. Андреев. – СПб: Питер, 2019. – 464 с.
5. Артоболевский С. С. Точка зрения: российская региональная политика: модернизация или деформация пространства // Современные производительные силы. – М.,2018. – С. 77−85.
6. Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. — 2018.- №39(366). — С. 2—12.
7. Басарева В.Г. Регионы России: адаптация к мерам государственного регулирования // Регион: экономика и социология. — 2015. — № 2. — С.29-48.
8. Боталова Н.В., Котлячков О.В. Оценка эффективности использования государственной помощи и роль критерия социальной эффективности // Вестник Удмуртского университета. — 2020. — №2. — С. 10-15.
9. Вороничева Е.Н. Информационное взаимодействие государства и гражданского общества в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. — 2020. — № 1. — С. 64-69.
10. Галухин А.В. Оценка долговой устойчивости бюджетов субъектов федерации// Вопросы территориального развития. – 2016. – № 5. – С.1-10.
11. Дербетова Т.Н. Оценка эффективности государственного управления: от общих подходов к конкретно-предметным [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2012. — №1. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik10/10_7.pdf (Дата обращения: 26.09.21).
12. Иванова, Е. А. Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60530/ (дата обращения: 27.09.2021).
13. Ивашкова Т.К., Морозова Н.В. Типология регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2014. — №6(25). — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/87EVN614.pdf. (Дата обращения: 25.09.2021).
14. Ионов Ч.Х. Некоторые аспекты выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — №33(264). — С. 2-5.
15. Концевич Г.Е., Трапизонян А.А. Государственное регулирование экономики регионов // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: сборник статей Международной научно — практической конференции. В 4 ч.Ч.1. — У.,2017 — С. 130-131.
16. Полева Н.А. Некоторые особенности влияния экономического кризиса на регионы России / Черникова А.А., Самарина В.П. // Региональная экономика: теория и практика : Науч.-практ. и аналит. Журн. — 2020. — № 25. — С. 8-18.
17. Полтева Т.В., Кирюшкина А.Н. К вопросу о методах оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации // Карельский научный журнал. — 2016. — Т. 5. — № 4. — С. 168-172.
18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. — М., 2019. — 1326 с.
19. Соколов А.П., Гарбар Т. В. Основные подходы к определению понятия региональная политика // Современные проблемы социально-экономического развития. — М.,2018. — С.15-18.
20. Солдатов С.Н. Долговая устойчивость российских регионов: общая оценка и адекватность регулирования // Научный журнал КубГАУ. — 2017. — №128(04). — С.1-18.
21. Тихоновскова С.А. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов РФ / Манукян В.Г, Сиверина К.В.// Социально-экономические институты и процессы в современном обществе. — Н.,2016. — С. 126-131.
22. Халяпин А. А., Южакова А. В. Государственное регулирование экономики регионов // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — №1–1(56). — С. 179–181.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф